Первая встреча с порфирием петровичем кратко. Cочинение «Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и Наказание» главным героем является Родион Раскольников, а в качестве одного из второстепенных персонажей выступает следователь Порфирий Петрович, ведущий дело об ограблении и убийстве, которые совершил Раскольников.

Первая встреча между героями происходит в квартире Порфирия Петровича, при этом Родион сильно нервничает: «Мысли крутились, как вихрь, в голове Раскольникова. Он был ужасно раздражен», а сам Порфирий Петрович в свою очередь ведет себя совершенно спокойно и непринужденно. Также следователь упоминает статью Родиона «О преступлении…», что сразу дает понять Раскольникову, что его подозревают в преступлении и пытаются вытянуть из него признание, ведь в своей статье он высказывает свою теорию об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях, суть которой заключается в том, что кто-то должен только подчиняться, а кому-то дозволено даже совершать поступки, подобные поступку главного героя. После самой встречи Раскольников успокаивается и понимает, что его вина все еще не доказана.

Второе столкновение происходит в конторе, где работает Порфирий Петрович. Идет допрос. Следователь всячески давит на Родиона, он уверен, что именно главный герой совершил это преступление и старается вывести его на чистую воду. При этом Раскольников буквально закипает от злобы и называет все происходящее мукой: «одним словом: извольте или спрашивать меня, или отпустить, сейчас же… а если спрашивать, то не иначе как по форме-с! Иначе не дозволяю…». Подобная реакция только больше убеждает Порфирия Петровича в своей правоте насчет допрашиваемого, но неожиданно обоих сбивает с толку прибежавший в контору маляр Микола, бывший рядом с квартирой старухи-процентщицы во время убийства ее и ее сестры. Он берет всю вину на себя.

Третья и последняя встреча происходит в квартире у самого Раскольникова. На этот раз у следователя уже нет никаких сомнений в том, кто совершил это злодеяние, но Родион не признается в содеянном:

«-Это не я убил,- прошептал было Раскольников, точно испуганные маленькие дети, когда их захватывают на месте преступления.

Нет, это вы-с, Родион Романыч…».

Порфирий Петрович пытается убедить главного героя сознаться и ручается, что поможет смягчить наказание. Он дает ему время на раздумья и уходит.

В итоге можно сказать, что следователь Порфирий Петрович предстает перед нами рассудительным, умным и знающим свое дело человеком, так как он внимательно следил за своим собеседником, задавал наводящие вопросы, всячески давил на главного героя и по итогу всего понял, что преступник именно Раскольников. В свою очередь Родион показывается загнанным в угол. Он понимает, что его прижали к стене, и пытается отбиваться, но это все тщетно. Раскольников боялся разоблачения, ведь он считал, что его теория о «сильных мира сего» и «тварях дрожащих» верна, он хотел доказать себе, что он относится к первым, и никак не мог принять своей неправоты и своего поражения.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем» читают:

В основе романа Достоевского «Преступление и наказание» лежит история преступления, но сюжет его разворачивается не так, как обычный детектив. Ведь преступление Раскольникова особое - это идейное убийство, основанное на страшной, бесчеловечной теории, созданной героем. Раскрыть такое преступление можно только учитывая его идейную основу и психологию самого преступника. Именно так и ведет расследование Порфирий Петрович. Первая встреча преступника и следователя, изображенная в 5 главе 3 части романа, построена как идейный диспут и психологический поединок. Ведь Порфирий Петрович уже догадался, кто убил старуху-процентщицу и ее убогую сестру Лизавету, но, поскольку доказательств у него нет, он хочет вынудить Раскольникова признаться в преступлении. Нервы Раскольникова на пределе, но сознание точно фиксирует все то, что грозит ему опасностью. Идя на встречу с Порфирием Петровичем, он готов угадывать ловушки и западни, которые следователь действительно расставляет для своей жертвы. Так, в конце их беседы он чуть не «подловил» Раскольникова на вопросе о малярах, которых убийца мог видеть только в день преступления.

Но главная из этих «ловушек» - обсуждение статьи Раскольникова о преступлении, где он отчасти затронул основы своей теории, - становится для героя полной неожиданностью. Ведь статью Раскольников написал за полгода до всех событий, а о том, что два месяца назад она была опубликована, он узнал только из разговора со следователем, который уже прочитал ее. Порфирий Петрович сознательно провоцирует подозреваемого, огрубляя основные мысли этой статьи, чтобы вызвать Раскольникова на подробное объяснение своей позиции и спровоцировать его признание.

Интересно то, что читатель также знакомится с теорией Раскольникова в развернутом виде только в этой части романа - уже после того, как совершено преступление и стали ясны его ужасные последствия. Это создает особую напряженность в развитии интриги, и в то же время помогает постепенно углубляться в психологию героя, чтобы лучше понять подлинную мотивацию его поступков.

Суть теории Раскольникова состоит в следующем. Исходя из представления о неравноценности людей, Раскольников делит их на «тварей дрожащих», коих большинство, и «право имеющих», для которых не действенны законы и мораль большинства, разрешена «кровь по совести», потому что именно они двигают человечество вперед. Такие великие люди, как Наполеон, Цезарь, Карл Великий, по теории Раскольникова, ради достижения своих грандиозных целей могут совершить преступление, даже убийство. Другими словами, «цель оправдывает средства», правда, с одним уточнением: определить эту цель и достичь ее может только личность исключительная.

Приятель Раскольникова Разумихин, присутствующий при этом разговоре, не верит, что можно всерьез обсуждать такую кошмарную теорию. Но Порфирий Петрович специально вызывает Раскольникова на откровенность. Он уверен, что убийство старухи - «идейное», и совершить его должен был тот, кто мог придумать такую извращенную теорию. Человек образованный и умный, Порфирий Петрович легко обнаруживает логическую несостоятельность теории. Он задает Раскольникову самый опасный для носителя «идеи» вопрос: как отличить, к какой категории принадлежит человек, и что будет, если люди перепутают свою принадлежность тому или другому «типу» и начнут «устранять все препятствия»? Отвечая на этот вопрос, Раскольников должен был бы рассказать о своем преступлении. Пока он просто уходит от ответа, но спор следователя и преступника на этом не закончен.

В дальнейшем муки совести вынудят Раскольникова признаться в содеянном, но полное «излечение» - освобождение от «идеи» - произойдет только на каторге. Именно там Раскольников увидит кошмарный сон, который наглядно покажет ему то, о чем его спрашивал Порфирий Петрович. На этом и завершится спор двух оппонентов, Раскольников, пробужденной сострадательной любовью Сонечки Мармеладовой, откроет для себя путь к возрождению. Но вопрос, поставленный в этом споре, станет одной из главных проблем не только для России, но и для всего мира. Достоевский пророчески предчувствовал, что ответ на него и определит дальнейшие судьбы человечества.

В основе романа Достоевского «Преступление и наказание» лежит история преступления, но сюжет его разворачивается не так, как обычный детектив. Ведь преступление Раскольникова особое - это идейное убийство, основанное на страшной, бесчеловечной теории, созданной героем. Раскрыть такое преступление можно только учитывая его идейную основу и психологию самого преступника. Именно так и ведет расследование Порфирий Петрович. Первая встреча преступника и следователя, изображенная в 5 главе 3 части романа, построена как идейный диспут и психологический поединок. Ведь Порфирий Петрович уже догадался, кто убил старуху-процентщицу и ее убогую сестру Лизавету, но, поскольку доказательств у него нет, он хочет вынудить Раскольникова признаться в преступлении. Нервы Раскольникова на пределе, но сознание точно фиксирует все то, что грозит ему опасностью. Идя на встречу с Порфирием Петровичем, он готов угадывать ловушки и западни, которые следователь действительно расставляет для своей жертвы. Так, в конце их беседы он чуть не «подловил» Раскольникова на вопросе о малярах, которых убийца мог видеть только в день преступления.

Но главная из этих «ловушек» - обсуждение статьи Раскольникова о преступлении, где он отчасти затронул основы своей теории, - становится для героя полной неожиданностью. Ведь статью Раскольников написал за полгода до всех событий, а о том, что два месяца назад она была опубликована, он узнал только из разговора со следователем, который уже прочитал ее. Порфирий Петрович сознательно провоцирует подозреваемого, огрубляя основные мысли этой статьи, чтобы вызвать Раскольникова на подробное объяснение своей позиции и спровоцировать его признание.

Интересно то, что читатель также знакомится с теорией Раскольникова в развернутом виде только в этой части романа - уже после того, как совершено преступление и стали ясны его ужасные последствия. Это создает особую напряженность в развитии интриги, и в то же время помогает постепенно углубляться в психологию героя, чтобы лучше понять подлинную мотивацию его поступков.

Суть теории Раскольникова состоит в следующем. Исходя из представления о неравноценности людей, Раскольников делит их на «тварей дрожащих», коих большинство, и «право имеющих», для которых не действенны законы и мораль большинства, разрешена «кровь по совести», потому что именно они двигают человечество вперед. Такие великие люди, как Наполеон, Цезарь, Карл Великий, по теории Раскольникова, ради достижения своих грандиозных целей могут совершить преступление, даже убийство. Другими словами, «цель оправдывает средства», правда, с одним уточнением: определить эту цель и достичь ее может только личность исключительная.

Приятель Раскольникова Разумихин, присутствующий при этом разговоре, не верит, что можно всерьез обсуждать такую кошмарную теорию. Но Порфирий Петрович специально вызывает Раскольникова на откровенность. Он уверен, что убийство старухи - «идейное», и совершить его должен был тот, кто мог придумать такую извращенную теорию. Человек образованный и умный, Порфирий Петрович легко обнаруживает логическую несостоятельность теории. Он задает Раскольникову самый опасный для носителя «идеи» вопрос: как отличить, к какой категории принадлежит человек, и что будет, если люди перепутают свою принадлежность тому или другому «типу» и начнут «устранять все препятствия»? Отвечая на этот вопрос, Раскольников должен был бы рассказать о своем преступлении. Пока он просто уходит от ответа, но спор следователя и преступника на этом не закончен.

В дальнейшем муки совести вынудят Раскольникова признаться в содеянном, но полное «излечение» - освобождение от «идеи» - произойдет только на каторге. Именно там Раскольников увидит кошмарный сон, который наглядно покажет ему то, о чем его спрашивал Порфирий Петрович. На этом и завершится спор двух оппонентов, Раскольников, пробужденной сострадательной любовью Сонечки Мармеладовой, откроет для себя путь к возрождению. Но вопрос, поставленный в этом споре, станет одной из главных проблем не только для России, но и для всего мира. Достоевский пророчески предчувствовал, что ответ на него и определит дальнейшие судьбы человечества.

В романе Федора Михайловича Достоевского “Преступления и наказание” было всего три встречи, три так называемых поединка между Раскольниковым, главным героем романа, и Порфирием Петровичем - тенью, совестью студента, который по факту, даже и не старался поймать его с поличным.

И тут можно привести самый очевидный пример, дабы убедиться в правоте вышесказанного утверждения. За весь роман, Достоевский ни разу не показывает нам, как именно и что именно делает следователь. Он существует как сакральная фигура, которая должна докопаться до истины. При этом, не делающая ни один шаг в эту сторону.

Все встречи имели больше психологический смысл, чем и правда помогали Порфирию понять и убедиться в вине Раскольникова. Первая произошла в квартире следователя после убийства старухи. Студент сам пришел убедиться, узнать, что у властей на него ничего и нету. Своими действиями он конечно посеял сомнение в сердце опытного сыщика, только сомнения не есть доказательство вины. Встреча, как и разговор между героями заканчивается ничем. Раскольников ходит вокруг да около, юлит, и никак не может спросить напрямую интересующий его вопрос. Порфирий же искренне недоумевает, что забыл в его думе этот молодой человек.

Вторая встреча происходит уже непосредственно в конторе. К этому моменту герои успели поменять, как и свои взгляды, так и некоторые механизмы, и пружинки их характеров. Порфирий осознает, что поймать преступника почти нереально. Зацепок нет, улик тоже. Конечно есть подозреваемые в его голове, но дабы заключить их под стражу и вести к суду потребуется нечто большее, чем голословные обвинения.

Раскольников уже начинает сомневаться в своей гипотезе сверхчеловека. Он не уверен в собственных действиях, а вина голодным зверем рвет его изнутри. Конечно он еще хорохорится, и уверяет сам себя в том, что все великие люди сначала не верили в то, что они и правда великие. Но даже интонация его голоса выдает личные переживания и мотивы.

Во время разговора Раскольников откровенничает со следователем. Идея человека-бога слетает у него с языка, и услышав ее он не смеет остановится. Порфирий удивляется подобно повороту, но умело поддерживает разговор, задавая правильные, наводящие вопросы. В конце встречи он уже осознает, что именно студент убил всех этих людей, и что послужило мотивом для его действий.

Третья встреча происходит на квартире у Раскольникова. Порфирий предлагает ему сдаться с повинной, обещая похлопотать за него у вышестоящих чинов. К этому моменту от некогда великой теории не осталось и следа. Раскольников слаб, немощен духом. У него бывают настоящие срывы, которые он даже не хочет скрывать. Поддаваясь на уговоры следователя, он признается в содеянном.

Дальше просто. Раскольников отправляет на каторгу, но так как он больше не собирается ставить на себе никакие эксперименты, он счастлив. Он оказался слаб, но именно эта слабость и спасла его от скорого безумия. Еще немного, и он помутнел бы рассудком. Это следует из финального диалога студента со следователем.

Можно ли назвать эти встречи поединками? Да нет, вряд ли. Скорее это испытание веры, которую студент благополучно проваливает. Есть и другое мнение, мол даже в это ситуации, когда он якобы верит ложным богам, русский человек способен узреть истину, и отказаться от чуждых ему идей.

Но это уже тема для совершенно другой истории.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Шукшина Срезал 6, 11 класс

    Есть довольно известный анекдот о друзьях в аду, которым не нужны черти у котла для охраны, ведь, когда один начинает оттуда выбираться, кто-то снизу непременно одергивает его, возвращая в общее положение.

  • Образ и характеристика Вари в рассказе Разгром Фадеева сочинение

    Одним из персонажей произведения является Варвара Морозова. Варя работала сестрой милосердия в походном лазарете партизанского отряда

  • Самый страшный месяц для птиц – это лютый февраль. Зима воюет с грядущей весной, не имея желания уступать, а наши мелкие друзья от этого страдают.

  • Сочинение Друг познается в беде рассуждение по пословице

    Друг познается в беде - многие знают эту поговорку, но поверить в нее можно только проверив на собственном опыте. Человек общается с людьми, которые близки ему по характеру, увлечениям, вкусам

  • Художественные особенности рассказов Чехова

    Художественная особенность рассказов Чехова состоит в том, что он с невероятной точностью и добрым юмором описал жизнь своих современников.

В основе романа Достоевского “Преступление и наказание” лежит история преступления, но сюжет его разворачивается не так, как обычный детектив. Ведь преступление Раскольникова особое – это идейное убийство, основанное на страшной, бесчеловечной теории, созданной героем. Раскрыть такое преступление можно только учитывая его идейную основу и психологию самого преступника. Именно так и ведет расследование Порфирий Петрович.

Первая встреча преступника и следователя, изображенная в 5 главе 3 части романа, построена как идейный диспут и психологический поединок. Ведь Порфирий Петрович уже догадался, кто убил старуху-процентщицу и ее убогую сестру Лизавету, но, поскольку доказательств у него нет, он хочет вынудить Раскольникова признаться в преступлении. Нервы Раскольникова на пределе, но сознание точно фиксирует все то, что грозит ему опасностью. Идя на встречу с Порфирием Петровичем, он готов угадывать ловушки и западни, которые следователь действительно расставляет для своей жертвы. Так, в конце их беседы он чуть не “подловил” Раскольникова на вопросе о малярах, которых убийца мог видеть только в день преступления.

Но главная из этих “ловушек” – обсуждение статьи Раскольникова о преступлении, где он отчасти затронул основы своей теории, – становится для героя полной неожиданностью. Ведь статью Раскольников написал за полгода до всех событий, а о том, что два месяца назад она была опубликована, он узнал только из разговора со следователем, который уже прочитал ее. Порфирий Петрович сознательно провоцирует подозреваемого, огрубляя основные мысли этой статьи, чтобы вызвать Раскольникова на подробное объяснение своей позиции и спровоцировать его признание.

Интересно то, что читатель также знакомится с теорией Раскольникова в развернутом виде только в этой части романа – уже после того, как совершено преступление и стали ясны его ужасные последствия. Это создает особую напряженность в развитии интриги, и в то же время помогает постепенно углубляться в психологию героя, чтобы лучше понять подлинную мотивацию его поступков.

Суть теории Раскольникова состоит в следующем. Исходя из представления о неравноценности людей, Раскольников делит их на “тварей дрожащих”, коих большинство, и “право имеющих”, для которых не действенны законы и мораль большинства, разрешена “кровь по совести”, потому что именно они двигают человечество вперед. Такие великие люди, как Наполеон, Цезарь, Карл Великий, по теории Раскольникова, ради достижения своих грандиозных целей могут совершить преступление, даже убийство. Другими словами, “цель оправдывает средства”, правда, с одним уточнением: определить эту цель и достичь ее может только личность исключительная.

Приятель Раскольникова Разумихин, присутствующий при этом разговоре, не верит, что можно всерьез обсуждать такую кошмарную теорию. Но Порфирий Петрович специально вызывает Раскольникова на откровенность. Он уверен, что убийство старухи – “идейное”, и совершить его должен был тот, кто мог придумать такую извращенную теорию. Человек образованный и умный, Порфирий Петрович легко обнаруживает логическую несостоятельность теории. Он задает Раскольникову самый опасный для носителя “идеи” вопрос: как отличить, к какой категории принадлежит человек, и что будет, если люди перепутают свою принадлежность тому или другому “типу” и начнут “устранять все препятствия”? Отвечая на этот вопрос, Раскольников должен был бы рассказать о своем преступлении. Пока он просто уходит от ответа, но спор следователя и преступника на этом не закончен.

В дальнейшем муки совести вынудят Раскольникова признаться в содеянном, но полное “излечение” – освобождение от “идеи” – произойдет только на каторге. Именно там Раскольников увидит кошмарный сон, который наглядно покажет ему то, о чем его спрашивал Порфирий Петрович. На этом и завершится спор двух оппонентов, Раскольников, пробужденной сострадательной любовью Сонечки Мармеладовой, откроет для себя путь к возрождению. Но вопрос, поставленный в этом споре, станет одной из главных проблем не только для России, но и для всего мира. Достоевский пророчески предчувствовал, что ответ на него и определит дальнейшие судьбы человечества.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Достоевский вводит в роман “Преступление и наказание” двойников Раскольникова, чтобы более глубоко раскрыть образ главного героя и показать несостоятельность его...
  2. Родион Раскольников является главным героем бессмертного романа Ф. Достоевского “Преступление и наказание”. Весь сюжет произведения завязан фактически на его трагедии,...
  3. Роман “Преступление и наказание” был задуман Ф. М. Достоевским еще в период его пребывания на каторге. Тогда он назывался “Пьяненькие”,...
  4. “Преступление и наказание” – одно из самых сложных и совершенных произведений Достоевского. Автор попытался решить в нем множество проблем: от...