Перспективное и текущее (годовое) финансовое планирование предприятия. Виды и методы планирования

2. Перспективные и текущие планы предприятия

В условиях рыночной экономики предприятие постоянно стоит перед выбором из существующих альтернатив оптимального решения. Удачные решения сами по себе не могут быть эффективными, если не соответствуют целям и политике предприятия.

В соответствии с продолжительностью периодов, на которые составляются планы, различают долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование .

Долгосрочное планирование носит стратегический характер, так как именно при долгосрочном подходе выявляются стратегические цели предприятия и пути их реализации. Горизонт стратегического планирования составляет от 5 до 15 лет.

Ограничение горизонта планирования от 1 до 5 лет соответствует среднесрочному или перспективному планированию.

Среднесрочное (перспективное планирование) предполагает составление планов-прогнозов, в которых конкретизируются стратегия развития предприятия, методы и формы ее реализации. Перспективный план развития промышленного предприятия разрабатывают для непрерывности в планировании и преемственности плановых заданий, исходя из потребностей, как самого предприятия, так и отраслей экономики страны. Перспективное планирование основано на глубоком технико-экономическом анализе возможностей предприятия, его цехов и производственных участков. При этом выделяются ведущие и наиболее перспективные участки производства. Составление перспективных планов на предприятиях основывается на заключенных долговременных договорах с учетом интересов других отраслей-партнеров экономики страны.

Процедура разработки перспективного плана-прогноза состоит из нескольких этапов.

На первом этапе готовится проект плана, его показатели рассчитываются укрупненными методами счета. При этом учитываются данные маркетинговых исследований, проведенных при выработке стратегического плана. Анализируется динамика объемов продаж за предыдущие периоды, уточняются показатели фактического наличия и состояния производственных мощностей. На основе этих данных разрабатывается производственная программа предприятия и план реализации продукции с разбивкой по годам на рассматриваемую перспективу.

Производственная программа позволяет определить направления инновационной деятельности предприятия. В ней отражаются необходимые расходы на охрану окружающей среды, потребность в материальных и трудовых ресурсах.

На втором этапе осуществляется анализ себестоимости производства продукции, рассчитывается планируемая прибыль и рентабельность производства. Рассматриваются возможности снижения себестоимости производства продукции (выполненных работ и оказанных услуг) и оценивается его эффект.

На завершающем этапе разработки перспективного плана проводится составление финансового плана предприятия с использованием расчетов, осуществленных на предыдущих этапах.

Финансовый план включает баланс доходов и расходов предприятия на каждый год планируемого периода и служит важным средством, с помощью которого осуществляется контроль за правильностью их использования.

При разработке перспективного плана желательно проанализировать различные варианты развития предприятия при изменяющихся внешних условиях хозяйствования (динамика цен, рыночные колебания спроса на продукцию, отмена или введение льгот и т. п.). Многовариантность разработки плана позволяет выбрать один из них, который является оптимальным при данных условиях.

Следующим уровнем конкретизации плана является расчет годового плана предприятия, что относится к краткосрочному (текущему) планированию . Максимальный горизонт краткосрочного планирования составляет 1 год.

Годовой план-прогноз экономического и социального развития предприятия составляется на основе данных соответствующего года перспективного плана, уточненного государственного заказа и заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов договоров. Годовой план представляет собой развернутую программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности коллектива предприятия. Он состоит из тех же разделов, что и перспективный план, но отличается только более глубокой проработкой каждого из них.

Годовой план-прогноз экономического и социального развития предприятия включает следующие разделы:

1. Основные экономические показатели работы предприятия . В этом разделе приводятся важнейшие данные плана-прогноза. Здесь находят отражение показатели производства продукции (работ, услуг в действующих оптовых ценах предприятия), в том числе на экспорт, объем товарной продукции в сопоставимых ценах, эффективность использования производственных мощностей по основным видам продукции, среднесписочная численность персонала, среднегодовая стоимость производственных фондов, рентабельность, прибыль и ряд других. Эти показатели находят отражение и в разрезе кварталов планируемого периода.

2. Производственная программа . Данный раздел отражает объем выпускаемой продукции на предприятии в натуральном и денежном выражении, ее производство в разрезе отдельных видов и сортов с разбивкой по кварталам года. Денежная оценка производимой продукции проводится по действующим оптовым и сопоставимым ценам.

3. Использование основных производственных фондов . В разделе приводится стоимость основных производственных фондов предприятия на начало года, их ввод в действие и выбытие в течение года и наличие на конец планируемого периода. Здесь представлены расчеты среднегодовой стоимости основных производственных фондов и фондоотдачи (товарная продукция в отпускных ценах на 1 рубль среднегодовой стоимости основных производственных фондов).

4. Техническое и организационное развитие производства . Этот раздел определяет качественную сторону производственной деятельности предприятия. Он содержит перечень организационно-технических мероприятий по повышению эффективности производства, которые намечается провести на предприятии в планируемом году, с подробными расчетами экономической эффективности каждого из них. К таким мероприятиям относятся: создание, освоение новой и повышение качества выпускаемой продукции; внедрение прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов; ремонт, замена и модернизация основных фондов; совершенствование управления, планирования и организации производства; мероприятия по ликвидации и предотвращению загрязнения окружающей среды и благоустройству территории.

5. Повышение производительности труда за счет основных технико-экономических факторов . В данном разделе находят отражение изменения в численности персонала предприятия и производительности его труда в плановом периоде по сравнению с базисным. При этом в расчет принимается ряд факторов. К ним следует отнести: структурные сдвиги в производстве (изменение удельного веса отдельных видов продукции или производства в общем объеме производства); повышение технического уровня за счет внедрения новых технологических процессов, более производительных машин и оборудования, а также механизации ручного труда; совершенствование управления, организации производства и труда; повышение коэффициента использования производственных мощностей; изменение объема производства; повышение качества продукции; ввод в действие и освоение новых участков и цехов.

6. Численность и фонд заработной платы . В данном разделе на основании прогноза производительности труда определяется потребность в трудовых ресурсах по категориям работников, устанавливается фонд оплаты труда, денежных выплат и поощрений за счет прибыли и других источников, рассчитывается среднемесячная заработная плата и среднемесячный доход.

7. Смета затрат на производство . При разработке данного раздела решается ряд планово-экономических задач: калькулируется себестоимость отдельных видов изготовляемой продукции, создается база для определения отпускных цен, закладываются основы для хозрасчетных взаимоотношений между отдельными подразделениями и т. д.

В разделе приводят расчеты сметы затрат на производство, калькуляцию себестоимости отдельных видов продукции, а также себестоимости товарной продукции. Для этого используются расчетные таблицы к плану-прогнозу.

8. Расчет рентабельности важнейших видов продукции . Раздел предусматривает определение расчетной рентабельности по выпускаемым на предприятии видам продукции и общей рентабельности производства.

9. Прибыль предприятия . В этом разделе отражаются каналы получения прибыли. По результатам полученных объемов рассматриваемого показателя устанавливается балансовая и расчетная прибыль предприятия.

10. Распределение прибыли . В этом разделе отражается распределение прибыли по различным каналам (налог на недвижимость; льготы по прибыли, подлежащей налогообложению; платежи в бюджет).

11. Использование прибыли, остающейся в распоряжении предприятия . Данный раздел плана-прогноза предполагает проведение расчетов по созданию различных фондов на предприятии по его усмотрению (фонд развития производства, фонд материального поощрения, фонд социально-культурных мероприятий, резервный фонд и др.).

12. Финансовый план-прогноз . В разделе обобщается вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия. Финансовый план предприятия отражает объем поступления и расходования денежных средств, фиксирует баланс доходов и расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый год.

13. Социальное развитие коллектива . В разделе определяются задачи и мероприятия в области социального развития, условий труда и жизни коллектива, удовлетворения материальных и духовных запросов, повышения квалификации работников.

14. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов . Основная цель разработки данного раздела состоит в планировании мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, по охране и рациональному использованию водных ресурсов, охране атмосферного воздуха.

Все разделы плана-прогноза тесно связаны между собой. Определяющей для многих промышленных предприятий является производственная программа. На стадии проекта особую значимость отводят разделу технического и организационного развития производства и установлению плановых технико-экономических норм и нормативов. После этого разрабатывают разделы по труду и заработной плате, себестоимости продукции, прибыли и рентабельности производства и др.

В условиях неопределенности, нестабильности внешних для предприятий экономических условий полная процедура формирования перспективных и годовых планов будет меняться в сторону упрощения, учитывая необходимость быстрой реакции на изменение окружающей экономической среды.

Планированием называется разработанная и установленная руководителем предприятия система количественного и качественного показателя, где определяется темп, пропорции и тенденции развития на текущий период или перспективу. Для хорошего темпа развития каждому предприятию необходимо регулярное составление проекта.

Этапы планирования

На сегодняшний день можно выделить следующие этапы планирования работы предприятия:

  • постановка целей и задач;
  • составление программы действий (проектирование);
  • подготовка вариантной программы действий («план Б»);
  • выявление необходимых источников и ресурсов;
  • определение исполнителей и оповещение их о плане;
  • фиксирование результата планирования письменно, в виде карты, проекта, презентации, приказа.

Основные виды планирования

В зарубежной практике для этого термина, а также для административного управления и контроля существует одно понятие - «менеджмент». Планирование - это центральное звено механизма урегулирования производственной системы. С его помощью руководство контролирует темпы развития предприятия.

Виды планирования по назначению:

  • определение стратегии развития предприятия ;
  • разработка нового производства, продукции, проекта;
  • составление тактики деятельности предприятия на определенный период времени.

Что такое план? Это документ или его часть, которая охватывает весь производственный, хозяйственный и финансовый комплекс предприятия за определенный период времени. Это нескончаемые процессы, сменяющиеся один за другим.

Виды планирования по содержанию:

  • основное направление развития предприятия;
  • отдельная проблема;
  • детальная программа производственной деятельности.

Планы бывают составлены на разные временные отрезки: краткосрочные перекрываются долгосрочными и наоборот. Это непрерывный процесс, который обусловлен динамикой производства и непредсказуемыми изменениями во внешней среде. Кроме этого, в планах также могут быть ошибочные решения, которые в процессе их выполнения необходимо исправлять и корректировать. Предприятия не всегда следуют намеченному проекту.

К этому виду планирования относится также сетевой метод. С его помощью моделируют параллельное выполнение нескольких функций, например рабочую смену по производству чего-либо и одновременный ремонт цеха.

Программно-целевой метод

С помощью этого метода план составляют в виде программы. В нее входит комплекс задач и мероприятий, которые объединены одной целью и датируются определенными сроками.

Отличительной чертой программы выступает ее нацеленность на достижение результатов. Главный стержень здесь - генеральная цель. Для ее достижения назначаются конкретные исполнители, которых руководство наделяет всеми необходимыми ресурсами.

В зависимости от сроков встречается такой вид планирования:

  • перспективный;
  • текущий;
  • оперативно-производственный.

Основой перспективного планирования является прогнозирование. С его помощью анализируются перспективы потребности в новой продукции, товарных и сбытовых стратегиях. Основные виды планирования по периодам действия планов бывают: долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными.

С помощью текущего или годового планирования разрабатывают среднесрочный план и уточняют его показатели. В зависимости от объекта этот метод бывает заводским, цеховым или бригадным.

Оперативно-производственный план разработан с целью уточнения текущего годового плана по менее длительным отрезкам времени (месяц, смена, час) и по отдельным рабочим подразделениям (цех, бригада, рабочее место). Этот документ доводит суть необходимых заданий до их непосредственных исполнителей.

При помощи перспективного, текущего и оперативно-производственного методов планирования образуется единая система.

Директивное планирование

Этот вид обуславливается тем, что в обязательном порядке принимаются и выполняются плановые задания, которые устанавливает вышестоящее руководство для своих подчиненных.

Директивный метод пронизывает все уровни системы централизованного планирования (предприятия, его отраслей, регионов, экономику в целом) и сковывает инициативу организации.

Индикативное планирование

Такой метод характеризуется формой государственного регулирования и контроля над ценами, тарифами, ставками налогов, банковскими процентными показателями. Задания этого плана называют индикаторами - параметрами, которые характеризуют состояние и направление экономики. В их составе могут быть обязательные задания государства, однако их число ограничено.

Индикативное планирование носит исключительно направляющий характер. По отношению к организациям или предприятиям такой метод применяется во время разработки перспективных планов.

Стратегическое планирование

Этот вид направлен на постановку перспективных целей и выработку средств для их достижения, а также предназначен для определения основных направлений развития и формирования миссии предприятия, которая идет на реализацию общей цели. Данная миссия характеризирует статус организации и обеспечивает ориентир для целей и стратегий.

Виды планирования учебной деятельности

При подготовке к новому учебному году учитель должен составить план для каждого класса, в котором он читает свой предмет. То же самое касается и преподавателей в университетах.

Основой этого плана является программа учебного предмета. Содержащиеся в программе положения и аспекты приобретают более конкретную форму. Обязательно учитываются условия работы в определенном классе/группе. Особенное внимание уделяется таким факторам:

  • уровень знаний учеников;
  • количество уроков/пар;
  • тип и объем дидактических материалов;
  • степень продвинутости класса/группы;
  • объем глав и параграфов в пособиях;
  • наличие или отсутствие внеклассовых экскурсий/практических занятий в лабораториях и других местах;
  • количество часов, отведенных на проверку знаний;
  • контроль или повторение материла.

Обязательным является вписывание годового учебного плана в журнал класса. Он включает в себя перечень тематических групп, которые составляют из тех тем, что относятся к отдельным методическим единицам. Четвертные планы являются более эффективными благодаря тому, что составляются чаще и имеют большие объемы, нежели годовые. Они позволяют подробнее определиться с дидактическими задачами, учитывая изменения, которые происходили в течение предыдущей четверти.

Внешнее выражение такого дидактического планирования - это конспект урока/пары. Здесь план включает в себя такие обязательные пункты:

  • тема урока или лекции;
  • воспитательные цели, выраженные объяснениями преподавателя или демонстрацией какого-либо визуального материала;
  • порядок урока: подготовительные действия, проверка наличия учеников на местах, контроль выполнения домашнего задания и подготовки к уроку, основные действия (вычитывание новой темы, решение более сложных задач, лабораторная работа), завершающий этап, к которому зачастую относится закрепление материала и выдача задания на дом.

Конспект - это подробное развитие такого плана. Обычно в него входит тема урока или лекции, цели и задачи, порядок урока, материал, распределяющийся отдельными этапами (для удобства используются таблицы, списки, чертежи), а также задание для домашней работы. Помимо этого в конспект записывается перечень методов, а также дидактических средств, которые были использованы на определенных этапах урока.

Виды планирования в школе зависят от многих факторов, например, от уровня успеваемости, объема программы и предпочтений преподавателя.

Если на уроке используются программированные тексты, то в конспекте должны учитываться дополнительные материалы, к примеру, подборка более трудных заданий для учеников, которые усваивают информацию лучше и работают быстрее остальных.

Виды планирования в ДОУ

Для того чтобы создать систему обучения в дошкольном образовательном учреждении, следует использовать сразу несколько видов планирования:

  • перспективный план или программа развития ДОУ (его составляют на 3 года вперед);
  • план ДОУ (на один год);
  • тематический план (по видам деятельности);
  • индивидуальный план, составленный специалистами и администрацией;
  • календарно-тематическое планирование в определенной возрастной группе.

Самый популярный среди них - последний. Так, календарно-тематическое планирование способно структурировать содержание процесса образования. Оно весьма удобно и просто для любой возрастной группы. Для разработки вам понадобится:

  • определиться с объемом плана в учебных часах ;
  • придумать тематику, содержание, разработать схему занятий на каждый день;
  • установить оптимальные формы проведения занятий, методы обучения (для ДОУ лучше всего подойдет игровой вариант);

проверить, не получилась ли программа перенасыщенной для ребенка, ведь от избытка деятельности может быть мало пользы.

Мы рассмотрели понятие и виды планирования. Подводя итог, можно сказать, что это сложный процесс, на который влияет множество факторов, начиная от сроков работы предприятия и заканчивая его размерами. Для того чтобы организация хорошо функционировала и приносила доход, неотъемлемой частью является составление грамотного плана. В случае успешной разработки и дальнейшего следования программе компании гарантирован успех.

Методологическое обоснование перспективного планирования воспитательного процесса содержится в трудах А.С. Макаренко. «Воспитать человека, – подчеркивал Антон Семенович, – значит воспитать у него перспективные пути». В своей педагогической деятельности и научно-методических публикациях великий педагог наглядно и убедительно показал большое значение выдвижения индивидуальных и групповых перспективных линий для развития личности ребенка и формирования детского коллектива. Под перспективой он понимал завтрашнюю радость, к которой стремится коллектив и его члены. Перспективы могут быть, по мнению А.С. Макаренко, разными по продолжительности их достижения (близкая, средняя, далекая) и социальной ценности («от простейшего примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга»), но каждая из них играет значимую роль в обеспечении личностного роста воспитанников. В контексте рассматриваемой нами проблемы становится очевидной педагогическая целесообразность не только оперативного, но и среднесрочного и долгосрочного планирования.
Теперь необходимо разобраться, какой вид планирования называется перспективным. Чаще всего его выделяют при классификации видов планирования в соответствии с длительностью планируемого периода. Перспективным, как правило, называют такой вид планирования, в ходе которого составляется план воспитательной работы на длительный промежуток времени. Названия плана и вида планирования в большинстве случаев совпадают, поэтому план, разрабатываемый в процессе перспективного планирования, именуют также перспективным.
Какой должна быть длительность планируемого периода, чтобы можно было вести речь о перспективном планировании? Существуют два наиболее распространенных варианта ответа на этот вопрос. Сторонники первого варианта ограничивают длительность планируемого периода одним годом. Перспективным они считают план воспитательной работы образовательного учреждения или классного руководителя на учебный год. Нам ближе вторая точка зрения о перспективном планировании, в процессе которого составляется план действий на более длительный промежуток времени – от двух до десяти лет. Мы согласны с мнением П.И. Третьякова, утверждающего, что «для упорядочения планирования можно придерживаться следующей системы планов: перспективные планы и комплексно-целевые программы; годовой план (с включением в него блоков комплексно-целевых программ по наиболее острым проблемам); календарные (на месяц); индивидуальные планы работы сотрудников на неделю». Вслед за этим специалистом педагогического менеджмента предлагаем классифицировать виды планирования воспитательного процесса в соответствии с критерием длительности планируемого периода таким образом:

  • текущее или календарное (до одного года);
  • среднесрочное (более года, но не более пяти лет);
  • долгосрочное (более пяти лет).

И сразу поясним, что среднесрочное и долгосрочное считаем перспективным планированием.
Наверное, не все педагоги, особенно практические работники, положительно отнесутся к нашему предложению существенно увеличить временной промежуток, на который необходимо планировать воспитательную деятельность. Сразу же в их сознании появятся контуры очередного документа, составление которого вскоре станет обязательным и потребует дополнительных затрат времени и сил. Мы, конечно, тоже выступаем против бумажного бума (бумаготворчества), охватившего в последнее время образовательные учреждения, но отчетливо понимаем, что за один год невозможно воспитать ребенка, развить личность, сформировать коллектив, создать воспитательную систему школы или класса. Для достижения таких целей требуется более продолжительный промежуток времени, и педагогические действия на этот период, разумеется, должны планироваться. Трудно себе представить учителя-предметника без образовательной программы на 4–7 лет, а встретить классного руководителя без перспективного плана можно, как будто воспитательный процесс осуществлять легче, чем обучение.
И нас радует, когда педагоги составляют свои авторские программы воспитания детей, или разрабатывают концепции воспитательных систем образовательных учреждений и их структурных подразделений, или готовят вместе с учащимися социально-педагогические проекты продолжительностью более года, используя такие методы планирования, как моделирование, программирование и проектирование. Это помогает обеспечивать на протяжении нескольких лет преемственность в воспитательном взаимодействии педагогов с детьми, делать процесс воспитания более продуманным, упорядоченным, результативным.
Но не только продолжительностью планируемого периода следует характеризовать перспективное планирование. Еще одной важной характеристикой является масштабность преобразований (новшеств), осуществление которых должно произойти в планируемый промежуток времени. В.С. Лазарев и М.М. Поташник называют три вида возможных новшеств в образовательном процессе:
1) локальное;
2) модульное;
3) системное.
Чаще всего стратегические преобразования модульного и системного характера выступают предметом перспективного планирования. Не случайно И.Н. Герчикова в учебном пособии «Менеджмент» рассматривает стратегическое и перспективное планирование в качестве синонимов.
Определив основные характеристики перспективного планирования, надо уделить внимание технологическим аспектам его применения в практике воспитательной работы. Главными инструментами педагога, составляющего перспективный план, являются моделирование, программирование и проектирование. Эти методы используются и в краткосрочном планировании, но наибольший эффект они приносят при разработке перспективных планов воспитания школьников.
В настоящее время еще не в полной мере выявлены общие, особенные и единичные черты названных методов, определена сущность каждого из них. Нередко научные и практические работники используют понятия «моделирование», «программирование» и «проектирование» как синонимы, поэтому в публикациях можно встретить выражения: «проектная модель», «проектируется программа», «моделируется проект» и т.п. На наш взгляд, такое употребление понятий не всегда является корректным, ведь между этими методами в процессе воспитательной
деятельности устанавливаются более сложные взаимосвязи, чем отношения сходства. Например, петербургские ученые Е.С. Заир-Бек и В.Е. Радионов справедливо рассматривают моделирование как средство и метод педагогического проектирования, с помощью которого:

  • проигрываются, сравниваются и оцениваются варианты возможных решений;
  • имитируются реальные процессы развития;
  • принимаются решения о выборе одного из альтернативных путей;
  • предъявляются проектные решения заказчику.

В публикациях В.С. Безруковой, М.П. Горчаковой-Сибирской, И.А. Колесниковой моделирование выступает частью, этапом проектирования педагогических систем. В методическом пособии «Как создать программу воспитания в образовательном учреждении» И.В. Цветкова называет моделирование и программирование видами проектирования. Исследователь А.Н. Дахин обращает внимание на схожую логику и последовательность действий субъектов моделирования и проектирования. Не случайно практические работники затрудняются ответить на, казалось бы, простой вопрос: «Чем вы занимаетесь: моделированием или проектированием?»
Мы полагаем, что нельзя забывать и об отличиях моделирования, программирования и проектирования. К примеру, существуют два важных отличия между моделированием и проектированием: во-первых, с помощью метода моделирования формируются представления о прошлом, настоящем и будущем изучаемого явления, а проектирование ориентировано только на будущее состояние, на создание опережающей проекции предстоящей деятельности; во-вторых, моделирование предполагает обязательное установление связей аналогии между моделью и ее прототипом, а в проектировании возможно даже отсутствие этих связей (например, при использовании метода фантастических проектов), если создается то, что не имеет аналогов в настоящей реальности и не будет иметь их в будущем.
Перечисляя общие и отличительные черты методов перспективного планирования, следует заметить, что ученым еще предстоит более детальное и глубокое изучение сущности каждого из них, возможностей и условий применения в педагогической деятельности. Важную роль в этом могут сыграть успешные попытки практиков-экспериментаторов использовать моделирование, программирование и проектирование в процессе планирования и осуществления процесса воспитания детей.
Литература
1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. – Екатеринбург, 1996.
2. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М., 1997.
3. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и… неопределенность // Педагогика. 2003. № 4.
4. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПб., 1995.
5. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. – М., 2008.
6. Макаренко А.С. Сочинения в семи томах. Т. 5. – М., 1958.
7. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. – СПб., 1996.
8. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. – М., 2004.
9. Третьяков П.И. Управление школой по результатам. – М., 1997.
10. Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. – М., 1995.
11. Цветкова И.В. Как создать программу воспитания в образовательном учреждении. – М., 2006.

Планирование – это первоначальная разработка и последующее установление руководством компании системы качественных и количественных показателей ее развития, определяющих пропорции, темпы, а также тенденции развития этого предприятия не только в текущем периоде времени, но и на дальнейшую перспективу.

Различные виды планирования представляют собой основное звено хозяйственного механизма управления, а также регулировки любого производства. Административное управление, планирование и контроль над работой предприятия в заграничной практике определяются единственным понятием – «менеджмент».

Каким оно бывает?

Существуют разные виды планирования:

  • Балансовое.
  • Расчетно-аналитическое.
  • Экономико-математическое.
  • Программно-целевое.
  • Графоаналитическое.

Балансовое

Балансовые виды планирования обеспечивают установку непосредственной связи между нуждами в ресурсах компании, а также источниками их покрытия и разделами плана. К примеру, использование данной технологии предусматривает увязывание производственной программы с мощностями определенного предприятия, а трудоемкость выбранной производственной программы с численностью сотрудников. Квалифицированные сотрудники, за которыми закреплены различные виды планирования, должны составлять баланс рабочего времени, производственной мощности, а также энергетический, финансовый, материальный и еще множество других.

Расчетно-аналитическое

Такое планирование используется для того, чтобы детально рассчитать характеристики плана, а также проанализировать их динамики и факторы, которыми обеспечивается требуемый количественный уровень. В границах данного метода определяется изначальный базисный уровень наиболее важных показателей плана, а также возможные их изменения в процессе течения планового периода за счет количественного влияния основных факторов. Помимо этого, осуществляется также расчет индексов изменения плановых показателей в сравнении с базисным уровнем.

Экономико-математическое

Такие виды планирования предоставляют возможность детально разработать экономические модели зависимости определенных показателей, основываясь на определении изменения различных их количественных параметров в сравнении с наиболее важными факторами, а также дают возможность подготовить несколько вариантов плана, из которых впоследствии будет выбран наиболее оптимальный.

Графоаналитическое

Данный метод предоставляет возможность для того, чтобы представить результаты проведенного экономического анализа при помощи графических средств. Используя такие виды финансового планирования, можно определить количественную зависимость между различными сопряженными показателями. К примеру, таким образом определяется зависимость между темпами изменения фондовооруженности, фондоотдачи, а также производительности труда.

Сетевое

Сетевые виды финансового планирования представляют собой отдельную разновидность графоаналитического. При помощи специализированных сетевых графиков вы можете моделировать параллельное выполнение работ во времени и пространстве по различным сложным объектам. К примеру, сюда может входить разработка и освоение новых технологий, реконструкция определенного цеха и многое другое.

Программно-целевое

Программно-целевые виды планирования работы предоставляют возможность составления плана в виде отдельной программы, то есть определенного комплекса мероприятий и задач, которые объединяются между собой единой целью и приурочиваются к некоторым срокам. Характерной чертой программы в данном случае является то, что она нацелена на достижение каких-то определенных конечных результатов, а стержнем программы является основная цель, которая конкретизируется в целом ряде задач и подцелей. Цели уже достигаются конкретными исполнителями, которым предоставляются необходимые ресурсы.

Основываясь на ранжировании целей, уже формируется графа типа «древа целей», которое потом будет использоваться в качестве исходной базы для дальнейшего формирования системы показателей программы, а также отдельной организационной структуры управления.

Различия по срокам

Стоит отметить, что есть также и несколько разновидностей планирования в зависимости от сроков:

  • Текущее.
  • Перспективное.
  • Оперативно-производственное.

Перспективное

Перспективное планирование всецело основывается на построении прогнозов. Используя данную технологию, можно определить возможную перспективную потребность в каких-либо новых видах продукции, а также товарную и сбытовую стратегию компании на различных рынках сбыта. Помимо всего прочего, перспективные виды учебного планирования и других вариантов его реализации подразделяются на среднесрочное и долгосрочное в зависимости от того, на какой конкретно период времени делается прогноз.

Такой план отличается программно-целевым характером, то есть в нем определяется экономическая стратегия работы компании на достаточно большой период времени, учитывая границы действующих рынков сбыта, а также возможное освоение других рынков. Число показателей в данном плане является ограниченным, а его задачи и цели более конкретно указываются в среднесрочном плане.

Объектами, для определения которых используются основные виды деятельности планирования, чаще всего становятся организационные структуры, капитальные вложения, производственные мощности, потребность в определенных финансовых средствах, доля рынка и множество других. На сегодняшний день сроки исполнения планов не имеют какого-то обязательного характера, и достаточно большим количеством компаний осуществляется разработка долгосрочных планов сроком на 5 лет, в то время как среднесрочные выстраиваются приблизительно на срок от 2 до 3 лет.

Текущее

Текущие виды календарно-тематического планирования разрабатываются в качестве среднесрочного плана с подробным уточнением его показателей. В данном случае как структура, так и показатели годового планирования могут различаться в зависимости от того, какой именно объект рассматривается, вследствие чего они подразделяются на цеховые, бригадные и заводские.

Оперативно-производственное

Данный тип планирования предусматривает уточнение задания годового плана на более короткие промежутки времени, а также распределение цели по различным производственным подразделениям. Такой план используется в качестве средства обеспечения ритмичного выпуска продукции, а также осуществления равномерной работы предприятия и в конечном итоге доводит плановые задания до их непосредственных исполнителей. Оперативно-производственное планирование также подразделяется на диспетчирование, внутрицеховое и межцеховое. В качестве завершающего этапа используется так называемое сменно-суточное планирование.

Классификация

Есть достаточно большое количество признаков, по которым различаются различные методы планирования по формам, срокам, видам, а также еще множеству других признаков. С точки зрения обязательности принятия и последующего выполнения плановых заданий, планирование может подразделяться на два вида – индикативное и директивное.

Директивное

Директивные виды планирования деятельности отличаются обязательным принятием, а также последующим выполнением плановых заданий, которые определяются вышестоящей компанией для тех предприятий, которые находятся у нее в подчинении. Директивное планирование в течение длительного времени полностью пронизывало каждый уровень системы социалистического централизованного планирования, а также ограничивало инициативу каждой отдельной компании, но в современной рыночной экономике оно используется на уровне предприятий и применяется для того, чтобы разрабатывать их текущие планы.

Индикативное

Индикативное планирование представляет собой отдельную форму государственного регулирования производства посредством изменения тарифов и цен, ставок налогов, банковских процентных ставок, минимально возможного уровня заработной платы, а также целого ряда других показателей. Таким образом, можно перечислить достаточно большое количество характеристик, которые определяют индикативное планирование. Виды планов данного типа включают в себя задания, которые называются индикаторами.

Индикаторы – это параметры, в соответствии с которыми характеризуется состояние и последующее направление развития экономики и которые вырабатываются непосредственно органами государственного управления. В составе такого плана могут присутствовать также самые разные обязательные задания, но при этом их количество является довольно ограниченным, вследствие чего такой план является больше направляющим и рекомендательным. Использование данного планирования сегодня встречается на предприятиях в процессе разработки перспективных планов.

Перспективное

Как говорилось выше, основные виды планирования данного типа всецело основываются на прогнозировании, то есть оно представляет собой базис, фундамент этой технологии планирования, и в отличие от него всецело основывается на предвидении, которое строится на вероятностном, экономико-математическом, а также научно обоснованном анализе различных перспектив развития компании в ближайшем будущем.

Стратегическое

Стратегическое планирование ставит перед собой перспективные цели, а также предусматривает выделение средств для их достижения и определяет наиболее важные направления дальнейшего развития компании. Также, что не менее важно, такое планирование предусматривает формирование основной миссии предприятия, направленной на достижение его общей цели. Миссия детально рассматривает статус предприятия, а также обеспечивает точное направление и ориентирование для того, чтобы определить точные цели и стратегии на разных уровнях развития.

Тактическое

Тактическое планирование в отличие от двух указанных выше охватывает среднесрочный и краткосрочный периоды, а также является направленным на максимально эффективную и быструю реализацию этих планов, конкретизированных в комплексе планов социально-экономического развития компании.

Битее-минирование

Эти виды календарного планирования представляют собой разновидность технико-экономического, но в условиях современной рыночной экономики его функции смогли значительно расшириться, вследствие чего оно превратилось полностью в самостоятельный вид планирования. Существует также еще целый ряд классификаций видов и форм планирования, включая реактивное, интерактивное, преактивное, инактивное и множество других.

Особенности финансового планирования

Финансовое планирование включает в себя определение всех доходов и направлений расходов финансов компании для обеспечения ее дальнейшего развития. В качестве основных целей данного процесса можно отметить установление соответствия между присутствием финансовых ресурсов у компании, а также потребностью в их наличии. Помимо этого, финансовое планирование обеспечивает выбор наиболее эффективных источников получения финансовых ресурсов и максимально выгодных возможностей их использования.

Финансовое планирование проводится посредством формирования самых разнообразных финансовых планов, содержание и назначение которых будет непосредственно зависеть от того, какие задачи ставит перед собой планирование и по отношению к каким объектам оно проводится. Финансовый план должен рассматриваться в качестве одной из реальных форм проявления распределительного характера финансов определенной компании, при этом стоит отметить, что финансовый план выступает в виде балансовых форм, группирующихся в них статьях доходов и расходов, которые планируются к получению и финансированию в определенный промежуток времени.

Степень детализации плана непосредственно будет зависеть от принятой в компании формы документов, при этом форма финансового плана вместе с технологией составления и технологией разработки показателей не является тождественной бухгалтерскому балансу.

Целью данной работы является изучение текущего планирования в организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Определить понятие и виды планирования в организации;

Определить понятие и содержание текущего планирования;

Актуальность темы обусловлена тем, что любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно распределения ресурсов, координации деятельности между отдельными подразделениями, координации с внешней средой (рынком), создания эффективной внутренней структуры, контроля за деятельностью, развития организации в будущем и т.п.

Планирование - это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.

В зависимости от направленности, характера решаемых задач и длительности планового периода различают три вида планирования:

1) стратегическое, перспективное (долгосрочное) планирование (от 3 до 10 лет);

2) среднесрочное планирование (от 1 года до 3 лет);

3) текущее, краткосрочное планирование (до 1 года).

В данной работе рассматривается в основном текущее планирование организации, находящее воплощение в краткосрочных и оперативных планах, в которых увязываются все направления деятельности организации и ее подразделений на предстоящий период.


1. Понятие и виды планирования в организации

Планирование – “одна из функций управления, представляющая собой процесс выбора целей организации и путей их достижения” , то есть функция, связанная с определением целей и задач организации, а также ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Планирование, по сути, это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. То есть, посредством планирования руководство организации стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов.

В управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации.

Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия.

Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных принципов планирования выделяют – принцип единства, принцип участия, принцип непрерывности, принцип гибкости и принцип точности .

Принцип единства заключается в том, что организация - это целостная система, ее составные части должны развиваться в едином направлении, то есть, планы каждого подразделения должны быть связаны с планами всей организации.

Принцип участия означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности, т.е. процесс планирования должен привлекать всех тех, кого он затрагивает. Планирование основанное на принципе участия называется “парситипативным”.

Принцип непрерывности означает, что процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно, что необходимо в силу того, что внешняя среда организации неопределенна и изменчива, и, соответственно, фирма должна корректировать и уточнять планы с учетом этих изменений.

Принцип гибкости заключается в обеспечении возможности изменять направленности планов, в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Принцип точности заключается в том, что любой план должен быть составлен с такой степенью точности, какая только возможна.

Часто к данным принципам добавляют принцип комплексности (зависимость развития организации от комплексной системы плановых показателей - уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов), принцип эффективности (разработка такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшей эффективности деятельности), принцип оптимальности (необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив), принцип пропорциональности (сбалансированный учет ресурсов и возможностей организации), принцип научности (учет последних достижений науки и техники) и другие .

Планирование можно классифицировать по различным направлениям:

По степени охвата сфер деятельности выделяют:

Общее планирование (планирование всех сфер деятельности предприятия);

Частное планирование (планирование определенных сфер деятельности).

Стратегическое планирование (поиск новых возможностей, создание определенных предпосылок);

Оперативное (реализация возможностей и контроль текущего хода производства);

Текущее планирование (планирование, в котором увязываются все направления деятельности предприятия и работы всех его структурных подразделений на предстоящий финансовый год).

По объектам функционирования выделяют:

Планирование производства; - планирование сбыта;

Планирование финансов; - планирование кадров.

По периодам (охвату отрезка времени) выделяют:

Краткосрочное или текущее (от месяца до 1 года)

Среднесрочное, (от 1 года до 5 лет)

Долгосрочное планирование (больше 5 лет).

По возможности внесения изменений выделяют:

Жесткое (не предполагает внесения изменений);

Гибкое (при таком планировании внесение изменений возможно).

Стратегическое планирование - “это построение системы управления, обеспечивающей долгосрочное конкурентное преимущество организации в области менеджмента” . То есть, стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Стратегическое планирование задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен.

Оперативное планирование чаще всего охватывает пятилетний срок, как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции и услуг. В них “формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия предприятия в целом и каждого подразделения; стратегия продажи услуг; финансовая стратегия кадровая политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжении” . Такое планирование предусматривает разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению.

2. Текущее планирование в организации

Текущее планирование, как уже было отмечено, это планирование на срок до одного года.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки на срок до одного года оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений в международном масштабе, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению .

Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. В календарных планах предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение обслуживающего персонала. Таким образом, текущее планирование находит воплощение в краткосрочных и оперативных планах, в которых увязываются все направления деятельности организации и ее подразделений на предстоящий период.

Краткосрочные планы на уровне предприятия разрабатываются в виде производственных программ на срок от нескольких недель до года. Они касаются объема выпуска продукции, материально-технического снабжения, порядка использования оборудования и пр. При изменении спроса, сбоях в поставках, нарушениях в процессе производства программы могут корректироваться.

Производственная программа основывается на прогнозе сбыта, который исходит из поступивших заказов, величины продаж за истекший период, оценки рыночной конъюнктуры и прочее, а также на имеющихся кадрах, производственных мощностях, запасах сырья, материалов. Она является основой составления текущих смет (бюджетов) расхода ресурсов с учетом их имеющихся резервов, ожидаемых поставок, возможностей маневра.

В сущности, производственные программы содержат решения в том, как эксплуатировать технологическую систему предприятия в зависимости от меняющегося рыночного спроса и обеспечить производство необходимой продукции и услуг с минимальными затратами.

Оперативные планы - собственные производственные программы, задания участкам и бригадам, то есть формируемые подразделениями на основе касающейся их части программы. Элементами такого плана чаще всего определяют:

1) календарный план, определяющий последовательность и сроки запуска, обработки и выпуска каждого вида изделий и их партий по дням недели; маршруты их движения, загрузку оборудования; потребность в инструментах и т. п.;

2) сменно-суточные задания, содержащие сведения об объеме на конкретных видах продукции, которая должна быть произведена в данном и смежных цехах;

3) план-график движения изделий и их отдельных частей в рамках технологического процесса.

Кроме того, во многих источниках указано, что текущее, или оперативное, планирование - это и то, чем ежедневно занимается менеджер на предприятии. К нему относится планирование работы предприятия на небольшой промежуток времени. Это может быть как день, так и месяц, квартал, полугодие и даже год. Это зависит от стратегических и тактических целей предприятия .

Текущее планирование, как правило, вызывается необходимостью реагировать на многие факторы. Например, должна быть мгновенной реакция менеджера на факт наступления форс-мажорных обстоятельств, которые могут вызвать гибель людей. К ним относятся стихийные бедствия (наводнение, пожар, землетрясение и т.д.). К форс-мажорным обстоятельствам относят и забастовки. Менеджер должен быстро реагировать на возникшие нештатные ситуации, на изменения во внешней или внутренней среде предприятия с целью предотвращения нежелательных последствий или извлечения максимальной пользы для предприятия. Сюда можно отнести и разрешение текущих проблем и задач, например таких, как конфликты.

При текущем планировании, в отличие от стратегического, отсутствует существенный временной разрыв между фиксацией на уровне сознания действия, подлежащего исполнению, и осуществлением такого действия в реальном режиме. Менеджер должен знать, что реакции оперативного планирования и оперативного действия могут иметь весьма важные стратегические последствия. Он должен уметь продлевать последствия оперативного решения, текущего планирования, оперативного действия на будущий временной период. В противном случае могут возникнуть весьма опасные для предприятия явления или ситуации.

В данном случае процесс текущего планирования состоит из нескольких стадий:

Выявление проблемы;

Определение возможных действий;

Предварительный выбор одного из определенных возможных действий;

Анализ возможных последствий;

Окончательный выбор действия .

Причем менеджер должен уметь видеть не только текущий момент, но и предвидеть влияние решения на будущий временной период. То есть здесь имеется ввиду, что менеджер должен уметь составлять стратегические планы, организовывать тактическое планирование и заниматься текущим планированием.

То есть, главное для текущего планирования - его взаимозависимость со стратегическим планированием. Необходимо учитывать базовые ценности и миссии компании при составлении текущих планов, но и реакции текущего планирования и оперативного действия могут иметь весьма важные стратегические последствия. Кроме того, после выполнения стратегической цели необходима ее заменена на следующую стратегическую цель и соответствующая организация текущего планирования.

Успешное стратегическое планирование неразрывно связано с текущим планированием, представляющим собой детальную работу по конкретизации стратегии. Ежедневная работа менеджера заключается в постоянном принятии множества решений, каждое из которых сопровождается процедурой текущего планирования хода их реализации.

3. Модели текущего планирования

Как было сказано в предыдущей части работы, текущее планирование акцентируется в непрерывности процесса планирования, являющегося неотъемлемой частью обычной работы организации. То есть модели текущего планирования не имеют предсказуемых точек отсчета и окончания, а также не исходят из предположения о том, что каждый шаг процесса планирования определяет последующий. При данном подходе используется концепция стратегического соответствия, согласно которой различные компоненты планирования должны соответствовать друг другу и составлять единое целое.

Одним из моделей планирования, в том числе и текущего, определено линейное планирование – «каждая деталь в процессе планирования должна иметь возможность влиять на все другие детали. В результате, все составляющие планирования - формулировка миссии, определение задач, постановка целей и заданий, планы действий, реализация и оценка деятельности - должны осуществляться непрерывно таким образом, чтобы информация, поступающая из одной области, могла влиять на решения и выбор, осуществляемые в другой области” .

Графически линейное планирование выглядит следующим образом:



Рис. 1. Линейная модель планирования


При линейном планировании поток информации имеет тенденцию протекать в одном направлении. Так, информация о миссии компании обуславливает формулирование задач компании, а не наоборот. Задачи определяют цели, цели определяют стратегию и т.д. При текущем планировании информация передается в различных направлениях, поскольку каждая составляющая планирования является взаимозависимой и может влиять, а также испытывать влияние со стороны других составляющих. Миссия организации сложнейшим образом связана с ее действиями, а также с оценкой этих действий; с имеющимися ресурсами, которые часто определяют стратегию, а также с потребностями клиента, как следует из определения многочисленных задач и т.д. В итоге, информация о текущем планировании должна сообщаться посредством непрерывного сбора информации, осуществляемом различными способами. Недостаточно собрать информацию для определенной стадии планирования только единожды. Процесс сбора информации должен осуществляться непрерывно, в то время как на других этапах планирования происходит новое осмысление первоначально заданных вопросов.

Другая модель текущего планирования – «модель колеса». Графически данная модель выглядит следующим образом:




Рис. 1. “Модель колеса” текущего планирования.


Координатор планирования или координирующая группа находятся в центре данного колеса, собирая информацию и передавая ее по всему периметру колеса посредством спиц. По периметру колеса находятся различные лица, которые работают над осуществлением конкретных заданий. Одна группа может заниматься оценкой текущей деятельности, другая - анализом формулировок цели, третья - рассмотрением состава организации для формулирования новых задач на будущее, четвертая может осуществлять контакты с потенциальными учредителями, пятая группа может работать над бюджетным финансированием для осуществления конкретного плана действий и т.д. Для того чтобы колесо крутилось - что в данном случае представляет собой поступательное движение организации в процессе планирования - процесс координации планирования должен быть сосредоточен в центре. При этом, он предполагает три вида деятельности: сбор информации от групп планирования, находящихся по периметру колеса, обратную передачу необходимой информации данным группам и, наконец, сбор всей информации для составления логически последовательного плана.

Текущее планирование по своей сути является непрерывным процессом. Подобно колесу, которое выступает в качестве наглядной метафоры данного процесса, у него нет начала и конца и оно постоянно находится в движении. По этой причине по данной модели текущее планирование делает акцент на самом процессе планирования. В этом - одно из его преимуществ над линейным планированием.

Текущее планирование с детализацией по кварталам и месяцам имеет несколько форм. Чаще всего выделяют - процесс разбивки среднесрочных планов на краткосрочные, разработка политики и механизмов регулирования в случае возникновения возможных ситуаций в будущем и бюджетное планирование .

Процесс разбивки среднесрочных планов на краткосрочные, с более детализированными отрезками. При этом обычно на год составляются производственный и финансовый планы, по маркетингу.

Разработка политики и механизмов регулирования в случае возникновения возможных ситуаций в будущем. Так, необходимо уже заранее определить возможную политику компании в случае возникновения забастовки.

Бюджетное планирование. Бюджет представляет собой финансовый план, который служит руководством и средством контроля над будущими операциями. Обычно разрабатываются несколько видов бюджетов или даже их групп:

Смета доходов и расходов;

Смета затрат времени, материалов;

Смета капитальных расходов;

Кассовый бюджет;

Балансовая смета.



Заключение

Как уже было отмечено, планирование - это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.

Часто долгосрочное планирование ассоциируется с чем-то устойчивым, хорошо продуманным и наиболее важным видом планирования в организации. Это подтверждает и на порядок большее количество специализированной литературы, посвященной основам стратегического планирования в менеджменте, нежели литературы, посвященной текущему планированию.

Однако в действительности руководители сегодня должны не меньшее внимание уделять ориентации на текущее планирование, чтобы лучше реагировать на нужды своей организации. Кроме того, это позволит самой организации более чутко отзываться на изменение потребностей клиентов и быстро удовлетворять их пожелания, что позволит согласовать текущие задачи и перспективные цели.

Текущее планирование - это нечто большее, чем оперативное реагирование на изменения среды. Ориентируясь на поддающуюся количественному определению информацию, текущее планирование базируется не на предположениях, а на фактах. Это планирование, которое по определению находится под влиянием рынка; в процессе взаимодействия с клиентами руководители вносят те или иные коррективы в работу своих компаний.

При постепенном продвижении вперед имеется возможность быстро исправлять ошибки, не допуская, чтобы они выросли до размеров катастрофы.

Поэтапное и незамедлительное документирование результатов позволяет накапливать опыт, необходимый для реализации новых проектов.

Сосредоточившись на информационном потоке, который формируется в процессе текущей деятельности, можно обеспечивать организацию свежими идеями, вовремя корректировать ее работу, всегда находиться на современном уровне и извлекать выгоду из перемен.



Список литературы:

1. Александров И.И., Планирование деятельности организации, СПб: Аванта, 2008, 134 с.

2. Афоничкин А.И., Основы менеджмента, СПб.: Питер, 2007, 522 с.

3. Глумаков В.Н., Максимцов М.М., Малышев Н.И. Стратегический менеджмент, М.: Вузовский учебник, 2008, 192 с.

4. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И., Основы менеджмента: учебное пособие для вузов, М.: Центр, 1998, 429 с.

5. Лихачев А.А., Орехов Н.А., Ерохин Е.В., Мамбетшаев Э.С., Основы прогнозирования и планирования в организации, М.: МГТУ, 2003, 304 с.

6. Панин А.С., Планирование в организации, М: Лист, 2007, 97 с.

7. Электронный учебник, Абакумова В.В., Голубева А.А., Кустарева В.П., Подлесных В.И., Прохорова Ю.К., Тюленева Л.В., Менеджмент, СПб.: СПбГУ ИТМО, 2007.

8. Материалы Интернет. Сайт: #"#_ftnref1" name="_ftn1" title=""> А.С. Панин, Планирование в организации, М: Лист, 2007, 97 с. – С. 43.

Материалы Интернет, сайт #"#_ftnref3" name="_ftn3" title=""> Там же.

В.Н. Глумаков, М.М. Максимцов, Н.И. Малышев Стратегический менеджмент, М.: Вузовский учебник, 2008, 192 с. – С. 34

А.И. Афоничкин, Основы менеджмента, СПб.: Питер, 2007, 522 с. – С. 158.

О.А. Зайцева, А.А. Радугин, К.А. Радугин, Н.И. Рогачева, Основы менеджмента: учебное пособие для вузов, М.: Центр, 1998, 429 с. – С. 312.

А , Основы прогнозирования и планирования в организации, М.: МГТУ,2003, 304 с. – С. 213. Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.