Пацанские приветствия. Ботать по фене, или несколько слов из блатного арго, как выражения уголовно-тюремной субкультуры - id77

Значительная часть блатного жаргона вышла из иврита, - утверждает военно-политический обозреватель ITON.TV

Алекс Векслер:русский с ивритом - братья навек!


Виталий Лозовский:

Как выжить и провести время с пользой в тюрьме

Пришло несколько писем с просьбой осветить тему блатного жаргона - так называемой фени.

Тема большая, и казалось бы, ей можно было бы посвятить не один выпуск.

Но, сев писать, я понял, что не так и много знаю. То есть вроде как ориентируюсь и при необходимости пользовался, но... Если о законах, понятиях, традициях, фактах, легендах, историях разговоры в тюремной хате заходят вновь и вновь, круговорот лиц и событий не останавливается ни днем, ни ночью, то феней просто пользуются. На ней говорят, но о ней - нет. Также как и с "нормальным", ежедневным общением - мы не задумываемся о том, как и с помощью каких слов это делается.

Поэтому впервые за время открытия рассылок, решил поинтересоваться, что думают теоретики по поводу явления блатного арго, как выражения уголовно-тюремной субкультуры (то, о чем мы с вами беседуем, оказывается, называется по науке именно так). Как оказалось, имеется немало словарей воровского арго, в том числе он-лайн, есть свои специалисты.

Цитата с www.aferism.ru: "Уголовный жаргон стали изучать еще в царской России (так, В. Трахтенберг, составивший "Жаргонъ тюрьмы", г. Санкт-Петербург, 1908 год, сам был первостатейным мошенником и продал правительству Франции рудники в Марроко, которых никто и в глаза не видел). Ряд статей и монографий увидел свет в первые годы Советской власти. Позже исследовать феню считалось дурным тоном, и она печаталась лишь в справочниках Министерства внутренних дел сугубо для служебного пользования. В 1982 году во Франкфурте-на-Майне издательство "Посев" выпустило "Словарь Арго ГУЛАГа" под редакцией Б. Бен-Якова. Тогда же появилось и нью-йоркское издание "Словаря блатного жаргона в СССР". Спустя год, в Нью-Йорке В. Козловский выпустил "Собрание русских воровских словарей" в четырех томах. В начале 90-х "блатную музыку" начали печатать и в России" Здесь же надо отметить знаменитого француза Жака Росси, 21 год "оттарабанившего" по островам ГУЛАГА, написавшего фундаментальный "Путеводитель по ГУЛАГу" - нечто похожее на толковый словарь лагерной жизни и лексики. Кстати, умер Росси летом этого года в возрасте 95 лет. Не так и далеко от нас те времена...

Отмечу также, что ничего из вышеприведенного читать не довелось, привожу вам это в качестве общей информации из разных источников без своих комментариев. Может когда и почитаю...

Также среди корифеев жанра надо обязательно вспомнить Фиму Жиганца (в миру Александра Сидорова), - как я понял, одного из наиболее авторитетных исследователей фени, автора словарей и трудов по истории воровского мира России, журналиста, поэта и переводчика, в том числе, классической поэзии на блатной жаргон (есть, оказывается, и такие переводы).

Есть, оказалось, даже писатели и поэты, пишущие на фене, как например "поэт, отчаянный босяк, гуляка и романтик ХV века Франсуа Вийон, который создал одиннадцать баллад на языке французских уголовников - кокийяров. До сих пор даже в самой Франции эти тексты до конца не переведены на "нормальный" литературный язык и не поняты". (Фима Жиганец)

Так что, как видите, уголовный жаргон - явление не только российское и не только современной нам эпохи.

Своя блатная феня есть практически в любом языке, где имеются криминальные прослойки и сообщества. А имеются они везде и имелись всегда. И, насколько я понимаю - будут и в будущем.

А теперь несколько собственных замечаний.

Пользующихся феней можно разделить на две основные группы - соответственно двум основным группам обитателей тюрьмы - братве и остальным, т.н. пассажирам (подробнее об этом я писал во втором выпуске этой рассылки). Для первых это как родная стихия, это носители языка, для вторых - это скорее иностранный язык, который они изучают по необходимости. Первые иногда и не умеют выражать свои мысли по-другому.

Они думают на фене. Вторые зачастую достаточно быстро начинают ее понимать, но вот пользуются с трудом, обычно только для обозначения понятий, специфических для тюрьмы и блатного мира, и отсутствующих в вольной жизни.

Есть и немаленькая прослойка так называемых наблатыканых - представители второй группы, своим поведением и языком стремящиеся "проконать" под блатных. Уважением они не пользуются ни у первой группы, ни у другой, по, я думаю, понятным причинам. Но, из-за агрессивного поведения, связанного со страстным желанием отказаться от своего "происхождения" и утвердиться в другом, в их глазах более высоком, "классе", они играют не последнюю роль в жизни тюрьмы, являясь, обычно, инициаторами беспредела, конфликтов, интриг. Назвать феню полноценным языком, конечно же, не представляется возможным. Она скорее сродни профессиональному жаргону.

С уже упоминавшегося мною великолепного сайта Александра Захарова www.aferism.ru приведу такой фрагмент: "Владимир Даль назвал уголовный жаргон "блатной музыкой", которую в прошлых столетиях сочиняли "столичные мазурики, жулики, воры и карманники".

Жаргон (феня) возник из языка офеней (коробейников) и напоминает языки некоторых этнических групп, в том числе африканских и греческих. Некоторые исследователи считают, что в седьмом веке на Руси проживал офенский народ, исчезнувший почти бесследно и оставивший о себе память лишь в русских былинах. Археологи не отрицают эту версию, но и прямых подтверждений пока не найдено. Язык офеней передавался поколениями, и вскоре его стали употреблять нищие, бродячие музыканты, конокрады, проститутки.

Феней не просто общались, ею шифровали устную и письменную информацию, стремясь утаить смысл от лишних глаз и ушей. Жаргон вошел в воровские шайки, остроги и темницы, проник на каторгу. Их коренные обитатели даже отвыкали от родной речи, путая слова и выражения." Феня также не однородна. Свои оттенки, особенности лексики имеет каждая тюрьма и зона. Различаются немало западные, южные и восточные "диалекты". На Украине миска называется нифель, в России - шлемка. В одних местах камерный стол зовут дубок, в других - общак. И таких примеров немало. Кроме того, каждая преступная профессия - карманники, домушники, фармазонщики, кидалы и т.п., имеют свой специфический словарный запас. Феня несет и опознавательную функцию в преступной среде, позволяющую отличать своих и чужих.

Академик Дмитрий Лихачев в статье "Черты первобытного примитивизма воровской речи" (с того же сайта www.aferism.ru) писал: "Воровская речь должна изобличать в воре "своего", доказывать его полную принадлежность воровскому миру наряду с другими признаками, которыми вор всячески старается выделиться в окружающей его среде, подчеркнуть свое воровское достоинство: манера носить кепку, надвигая ее на глаза, модная в воровской среде одежда, походка, жестикуляция, наконец, татуировка, от которой не отказываются воры, даже несмотря на явный вред, который она им приносит, выдавая их агентам уголовного розыска.

Не понять какого-либо воровского выражения или употребить его неправильно - позорно...". Сразу ремарка: "примитивизм" - как я понимаю академика, это преобладание эмоциональности над разумом, вероятно, при не очень больших их абсолютных величинах.

Профессиональные преступники как раз в своей массе имеют именно такой психологический портрет.

Роль фени для сокрытия смысла сказанного или написанного от посторонних на сегодня ушла в тень. Скорее всего, благодаря тем же фильмам и книгам, проникновению в повседневный язык, изучению ее лингвистами и правоохранителями, видоизменение воровского движения как такового.

Да и этот аспект не так однозначен - скрывая с помощью фени, может быть, конкретные дела или намерения, вор одновременно раскрывает себя как представителя преступного мира. Поэтому настоящий профессионал перед своей жертвой вряд ли станет ботать по фене.

Надо также отметить, что феня, о которой говорит Даль, на сегодня также пришла в упадок. Свой расцвет современный тюремно-уголовный жаргон получил во времена сталинских лагерей и более поздних советских тюрем, когда на одних нарах парились уголовники и профессора, работяги, инженера, славяне, азиаты, кавказцы, китайцы и чуть ли не полинезийцы, взаимно обогащая и рождая то, что мы сегодня называем этой самой феней. Но это уже совсем другая речь, - немного не та, свидетелем которой был Даль.

Пример такого синтеза - "гнать порожняк". Вероятно, фраза возникла из жаргона железнодорожников, хотя и Бог его знает откуда она взялась у них. Порожний - по украински значит пустой. Основная же масса терминов - обычные слова русского языка, часто упрощенные, вульгаризированные, иногда просто в современном языке считающиеся устаревшими или берущие свое начало от общеславянских корней, которым иногда придается несколько иное, но, зачастую, остроумное значение.

Решка - решетка, акула - ножовочное полотно (для перепиливания решетки); барыга (ср. барыш, барыши) - скупщик краденого, торговец в зоне или осужденный по хозяйственным статьям, коммерсант; беспредел - беззаконие; тормоза - двери в камере; западло; заточка; следить за базаром (за метлой); подмотать вату - собрать вещи, съехать (от камерного скрутить матрас - вату, при выезде из хаты); гнать - переживать, говорить не в тему, или против, или неправду; опустить, обидеть - изнасиловать; пацан; мужик; общак; кум - опер, и т.п.

Целый набор зоологизмов - да простят меня лингвисты, не знаю, есть ли у них такой термин. Козел (рогатый), олень, петух, курица (наседка) - стукач, черт, демон (отнесем и их к этой группе), бык, конь, конячить, кобыла, крыса (ворующий у своих), крысятничать, гад...

Множество прилагательных, перешедших в разряд существительных: кумовской, ментовской, мусорской, опущенный, обиженный, блатной, черный, красный, цветной, серый, полосатый, угловой, смотрящий...

О всемерном проникновении фени в повседневную речь, в средства массовой информации, кино, литературу немало сейчас говорят, и, в основном, с отрицательным оттенком. Но - "с песни слова не выкинешь". Это часть нашей культуры, нашей жизни - через тюрьмы за свою жизнь проходят не меньше 10-15% мужского населения страны. И такое "проникновение" отчасти связано с проникновением все большего количества информации об этом затерянном мире в общество. То, что раньше (да и сейчас немало) тщательно скрывалось, постепенно выходит наружу. Да и нельзя отрицать то, что феня имеет свою музыку, свой шарм, что отмечал вышеупомянутый классик словесности.

Если отбросить обывательскую предвзятость по поводу "морального облика" ее носителей, то этого нельзя не заметить. Меня неоднократно буквально поражала и завораживала емкость слов и фраз блатной лексики, ее музыка. Это живой, яркий, эмоциональный и самобытный язык, который всегда будет привлекать этим нормальных людей, в среде которых никогда не приветствовалась рафинированная речь школьных учебников.

Это можно объяснить и тем, что феня ориентирована больше на эмоции, а не на интеллект. Как и романтика воровской жизни, в которой мало логики, зато много эмоций. Поэтому ею будут пользоваться, вплетать в речь. Это такой же русский язык, часть российской, имперской, советской, теперь - постсоветской - уж не знаю как и называть ее - культуры и поэтому им просто невозможно засорить "великий могучий" и остальные не менее красивые языки.

Засорить их можно только тупоумием не к месту и без чувства использующих феню и ханжеством ревнителей "чистоты" и "правильности". Например, когда премьер-министр на заседании кабинета министров говорит - "мы порожняки не гоняем!", то это как-то явно "не в тему". Матерное слово к месту сказанное заменит три пространных предложения. Так же и с феней. Просто надо за метлой следить:) - всему свое время и место.

Да и назвать феню чисто прерогативой уголовного мира, как минимум, несерьезно.

Сейчас трудно сказать, что и куда перешло - из фени в повседневную речь или обратно. И где проходит между ними грань. Как и между т.н. "нецензурной" и "цензурной" речью.

Вот одно из небольших четверостиший, кристаллы одного из множества безвестных лагерных поэтов, которые мне передал Владимир Буковский (мне, честно говоря, не по себе, что такой человек проявил интерес к моему творчеству, но не могу удержаться, чтобы не упомянуть это имя):

Мата нечего стесняться,

Мат затем и матом стал,

Чтобы людям изъясняться

Словом чистым как кристалл

Вспоминаю свою бабку, простую неграмотную крестьянку из села Зятковцы Винницкой области. Как она под настроение могла "загнуты матюка!"

С каким чувством, экспрессией, музыкой - я такого больше никогда не слышал. Она не знала о том, что какие-то слова могут быть цензурными, а какие-то нет. Она никогда в школе не разлагала предложения на главные и второстепенные члены, не задумывалась над проблемами лингвистики. Ее речь была просто продолжением ее мыслей и эмоций. И будучи экспрессивной женщиной, делала это со всей присущей ей силой. Знала бы она, что так "нехорошо", и не было, наверное, бы той музыки.

Как в старом анекдоте: Бабулька, проходящая свидетельницей по делу об изнасиловании, повествует суду: - Иду я, значит, смотрю - а в кустах ебутся! Судья: - Вы же в суде, гражданка, извольте не выражаться! Говорите, например, сношаются. - Хорошо. Так вот, иду я, значит, смотрю - а в кустах сношаются.

Подхожу ближе, приглядываюсь - а они ебутся!!

Привел я это отступление от фени к мату по той причине, что и к одному, и к другому явлению имеется сходное отношение, как к чему-то низкому и недостойному. При ближайшем же рассмотрении - и высокое, и низкое вместе как раз и составляют одно целое. А вообще, я профан "высокого" слога и сочинения в школе не так часто вытягивал выше "тройки" (признаюсь честно)

Так что воспринимайте это как позицию языкового троечника. Что с него возьмешь...

Возвращаясь все же к нашей основной теме "Как выжить в тюрьме" отмечу, что изучать феню теоретически, если кому-то вдруг придет в голову такая мысль, все равно, что учить иностранный по словарю. И не стоит вставлять всякие блатные словечки в свою речь с целью проконать под "своего" в блатной среде.

Это выкупается сразу и затем, как говорят, "слово за слово, хуем по столу" - и вы в маргарине. Ничто не даст вам большего уважения, как естественность поведения и речи. Самодостаточность и уверенность в себе и своих принципах ценится больше всего в любой среде, и криминальное общество здесь не исключение. Даже если ваши принципы не совпадают с воровскими. Если такие качества есть в наличии, речь будет выражать ваше внутреннее состояние.

Если же там сумбур, страх, тщеславие и самолюбование, то никакие модные словечки не скроют это. Поэтому лучше потратить время на определение своих истинных целей в жизни и своей истинной сути, а все остальное приложится. Не надо ни под кого подстраиваться, а оставаться самим собой. Это очень непросто, особенно на первых порах, согласен. По крайней мере, в первое время лучше больше слушать и меньше говорить. Дальше - по обстоятельствам. Я был около года в разных хатах старшим (т.н. смотрящим), постоянно при этом говоря, что я не живу по воровским понятиям и не принимаю их - и тем не менее, был. Напоследок хочу развлечь вас стихами Фимы Жиганца, с его любезного разрешения. Кроме хорошей иллюстрации к сегодняшней теме, меня они и просто очень порадовали.

Мало кто знает, что существует четкое разграничение закона воровского и тюремного. Так, под первым понимается установленный в определенных кругах свод неписаных правил и норм поведения, который является обязательным для так называемых воров в законе. А что же такое тюремные понятия и законы?

Тюремный закон

Конечно, никому не пожелаешь на собственной шкуре прочувствовать, что это такое. Но если уже «дело сделано» и человек направляется по этапу, то есть в места лишения свободы, ему стоит выяснить, что же такое тюремные понятия и законы воровские.

Естественно, что четкого, где-либо прописанного термина не существует. Исходя из устоявшихся негласных правил, тюремный закон - это правила и традиции, обязательные для всех без исключения заключенных. Именно указанные нормы регулируют отношения среди лиц, отбывающих наказание.

Таким образом, тюремный закон - это лишь определенная часть Отличие их лишь в том, что первый - обязаны соблюдать абсолютно все осужденные и заключенные. А вот конкретные нормы воровского закона соблюдаются только «коронованными» ворами и заключенными, стремящимися получить указанный «статус».

Какой он, закон тюремный?

Тюремные понятия и законы, запретыстрого соблюдаются «правильными» арестантами. По сути, смысл правил поведения в местах лишения свободы такой же, как и нормы жизни на свободе. Просто заключенные выражают это на своем, им более понятном, языке (или жаргоне).

Итак, основные тюремные понятия и законы заключенных сводятся к следующему:

Выделять долю в общак, то есть уметь делиться, отдавать свое.

С почтением относиться к старикам, родителям.

Не стучать, то есть не доносить на других заключенных администрации колонии или тюрьмы.

Не «крысятничать», то есть не воровать у своих.

Не предъявлять обвинения без наличия на то оснований, доказательств.

Не материться, не оскорблять без причины (удивительно, но в местах лишения свободы запрещено нецензурно выражаться).

Отвечать за свои слова. Это означает, что нельзя просто пригрозить кому-то: если уж сказал, так нужно делать. Никаких изменений ситуаций, или «нечаянно» в местах лишения свободы не существует.

Все вышеперечисленные законы являются достаточно жизненными и человечными, а также легко применимыми (с некоторыми поправками) в повседневной жизни на свободе.

Есть и такие тюремные законы и понятия, правила, которые обычному человеку понять достаточно сложно. К примеру, нельзя вмешиваться. Так, если один заключенный решил покончить жизнь самоубийством, отговаривать его остальным осужденным нельзя. Если он просит лезвие (чтобы перерезать вены или горло) - его дадут.

Странным для законопослушного гражданина будет и то, что в тюрьме запрещается поднимать что-либо с пола. Даже если у заключенного на пол упала шапка, поднимать и тем более носить ее дальше уже нельзя.

«Преступление и наказание»

Несоблюдение норм тюремного закона не пройдет бесследно ни для одного из заключенных. При этом не имеет значения, относится ли арестант к тюремной «элите» или же входит в самую непочетную группу «сидельцев».

За нарушение установленных правил провинившийся осужденный (тот, который «накосячил») может быть подвергнут:

Избиению.

Удару по ушам (дать по ушам - означает перевести заключенного из «касты блатных» в более низшую, то есть в категорию «мужиков»). Сделать это может только вор в законе или осужденный, имеющий такой же статус.

Перелому конечностей - руки и ноги ломают, как правило, лицам, не вернувшим карточный долг (а он на зоне считается святым), а также тем, кто без каких-либо на то причин сам избил сокамерника.

Насильственному акту мужеложства, после которого заключенный автоматически попадает в самую презираемую «касту опущенных»; данный вид наказания широко распространен в местах лишения свободы, где отбывают наказания несовершеннолетние преступники, а также на зонах общего режима. В тюрьмах строгого и особого режима данные случаи встречаются крайне редко.

Символическому акту мужеложства (на зоне это выражение заменяется понятием «парафин» и заключается в проведении половым органом по губам провинившегося). Сам половой акт при этом не происходит, однако осужденный также переводится в категорию «петухов».

Убийству (данный вид наказания применяется достаточно редко и только за совершение особо серьезных поступков). К примеру, убить заключенного могут за крупное воровство из общака или за доказанную связь с правоохранительными органами. При этом решение об убийстве никогда не принимается единолично кем-то из арестантов.

Виды тюремных понятий

Понятия - это правила, своего рода кодекс чести. Условно все существующие тюремные понятия и законыподразделяются на две большие группы:

Положительные, то есть те, которые, по мнению заключенных, являются правильными и приемлемыми для них самих;

Отрицательные - те, которыми руководствуются низшие категории «зеков» (они по этой причине и попадают в касты «петухов», «козлов» и прочие).

Положительные понятия, в свою очередь, делятся на людские и воровские. А отрицательные - на «гадские» и ментовские (полная противоположность воровским).

Понятия - фундамент взаимоотношений?

Именно на понятиях выстраиваются отношения лиц, отбывающих наказание. В основе их общения лежат понятия людские. Именно их придерживаются так называемые порядочные арестанты, а также иные «касты» заключенных, речь о которых пойдет ниже.

Есть и те, кто следует гадским понятиям, являющимся абсолютной противоположностью людским. Обычно это «крысы», «курицы» и «беспредельщики» - то есть заключенные, совершившие достаточно значимый для заключенных проступок. Это может быть кража чего-либо у своего же сокамерника, донос на другого заключенного сотрудникам тюрьмы или колонии, а также безосновательное избиение арестанта.

Попадают в эту группу лица, отбывающие наказание как по собственной инициативе (например, чтобы в личном деле администрация написала, что осужденный встал на путь исправления) или по воле администрации колонии. Так, заключенного могут уговорить, запугать либо заставить работать на благо администрации тюрьмы.

Отказаться от указанной работы бывает крайне сложно, поэтому многим заключенным остается только смириться со своей участью и выполнять указания начальства колонии.

Остальные осужденные к представителям данной «касты» относятся отрицательно: их считают определенными «предателями». И это неслучайно, ведь многие «козлы» сообщают администрации тюрьмы обо всем, что происходит среди заключенных, то есть, говоря их языком, «стучат».

«Козлов» не допускают до «общака», но при этом остальным лицам, отбывающим наказание, можно с ними здороваться, разговаривать, прикасаться к ним.

Самое ужасное

Последней и по счету, и по статусу является каста «опущенных». Лиц, в нее входящих, еще называют «петухами», «обиженными» и прочими аналогичными терминами. Попадают в данную группу те заключенные, которые были «опущены» (при этом совсем не обязательно должен произойти акт мужеложства; процесс этот может быть выполнен и чисто символически).

Тюремные понятия и законы не для этой категории осужденных. Их на зоне вообще не считают за людей. Так, к ним запрещено прикасаться (если какой-то предмет нужно передать «опущенному» - его просто кидают на пол, чтобы заключенный его поднял), они пользуются отдельной посудой, им нельзя трогать вещи других осужденных. В общем, они живут обособленной группой, не имеющей никаких прав.

Статистика показывает, что больше всего заключенных попадает в указанную группу на зонах, предназначенных для малолетних заключенных. Там главенствуют свои тюремные понятия и законы, обязаности, и порой даже более суровые, чем в настоящих тюрьмах и «взрослых» лагерях.

Эпилог

В местах лишения свободы жизнь не останавливается. Она продолжает течь… Просто имеются определенные тюремные понятия и законы. Книга, которая содержала бы в себе все нормы поведения заключенных, до настоящего времени не написана. И вряд ли такая вообще когда-нибудь появится.

Несмотря на множество нюансов и поправок, лагерная жизнь все же строится на общепризнанных принципах: не укради, не доноси, не ври, не преступай установленные нормы и порядок общения между заключенными.

Тюремные понятия и законы, советы бывалых арестантов - то, что помогает осужденному адаптироваться в тюрьмах и лагерях. Следуя установленным нормам поведения и общения, «сиделец» сможет обзавестись на зоне «крепким тылом», «корешами» и находится в относительной безопасности.

Также выполняя все «предписания», лицо (если у него, конечно, есть такое желание), сможет добиться определенных «высот» в лагерной жизни и даже войти в категорию привилегированных арестантов.

Уважая тюремные понятия и законы, советы «авторитетных» заключенных, осужденный, попавший в места лишения свободы, скорее всего, сможет найти с «братьями по несчастью» и не станет изгоем. И как бы странно это ни звучало, «преступники - тоже люди», большая часть из которых придерживается правила: «в любой ситуации нужно оставаться человеком».

Тюремный сленг за последние несколько лет плотно вошел в повседневный речевой оборот многих людей. Случилось это отчасти из-за популяризации такой категории людей, как «гопники», отчасти из-за суровых условий нынешней реальности, где обычные законы зачастую уже не работают, зато воровские вполне способны воспитать в человеке нравственность и трудолюбие. по понятиям и так ли это плохо на самом деле, как кажется? С воровскими идеями знакомы очень много людей, и поддерживают их тоже достаточно часто. В чем же эти люди правы, а в чем нет?

Когда появились воровские законы

«Блатные» понятия формировались на протяжении достаточно долгого времени, начиная с 30-х годов прошлого века, когда власть активно начала бороться с ворами и преступниками, одного за другим усаживая их за решетку даже за малейшую провинность. В ответ на такие агрессивные действия государства преступники сплотились в более организованные группы, где был определенный порядок и свод правил, нарушив которые, человек становился предателем. Именно тот период времени повлиял на формирование основных законов уголовного мира. Все в основном промышляли воровством, за что отправлялись на зону, где «братья по разуму» учили людей жить по понятиям.

Появилась так называемая элита преступного мира - воры в законе, «свои» люди на постах в правоохранительных органах, которые, если надо, «крышевали» своих товарищей, поскольку обладали большими привилегиями и некоторыми связями в высших кругах, поскольку воровские идеи не позволяют сотрудничать с любыми государственными структурами.

Уголовный мир претерпел много изменений по время Второй мировой войны, когда многие заключенные ушли на фронт защищать родину, за что были прозваны «суками» и навсегда заклеймены под предателей, поэтому после Великой отечественной войны в России происходила еще одна война, уже между заключенными. Одна сторона объясняла ушедшим на фронт, что значит жить по понятиям, в то время как другая, так называемые «суки», вставали на путь исправления и сотрудничали с администрацией. Такой порядок на зоне сохраняется и по сей день.

Основные положения воров в законе

С воровскими понятиями знаком каждый, кто хотя бы раз сталкивался с представителями преступного мира, поскольку они лежат в основе поведения любого преступника. Что значит жить по воровским понятиям? Это значит соблюдать ряд правил, быть честным и Естественно, в своих кругах.

Среди множества законов можно выделить 7 основных пунктов, из которых вытекает множество других:

  1. Поддерживать «воровские идеи». За своих стоять горой.
  2. Никогда и ни при каких обстоятельствах не сотрудничать с государственными структурами и правоохранительными органами. Не давать показаний, не свидетельствовать против себя или кого-то другого, не признавать вину, будучи осужденным.
  3. По отношению быть честным. Все преступники - братья, а предательство в семье недопустимо, иначе человека просто загнобят или убьют.
  4. Важно постоянно привлекать в свою среду новых членов. Желательно - молодежь, поскольку они более способны и понятливы.
  5. Запрещено заниматься политической деятельностью. Не состоять в партии. Не иметь дело с документами, не прописываться по месту жительства, не работать.
  6. Соблюдать субординацию, устанавливать власть воров в законе на зонах, в СИЗО и ИТУ. Авторитет в уголовном кругу завоевывает тот, у кого больше жизненного опыта, кто не впервые «мотает» срок, периодически «отсиживается» на зоне за преступления и не работает в одиночку, активно взаимодействует с теми, кто на воле.
  7. Обязательно нужно уметь играть в карты. Не мухлевать в игре на деньги, за это можно получить.

Из этих понятий вытекает множество других, например такие, как поддержание порядка на зоне, улаживание конфликтов, собирание дани с сидевших и так далее. Что значит «жить по понятиям»? Соблюдать эти правила, если угораздило попасть в подобный круг общения.

Чем люди занимаются в тюрьме

Попадая на зону, человек, так или иначе, оказывается под влиянием общепринятых понятий, которые обязан соблюдать, но при этом ему позволительна некоторая свобода действий относительно своих увлечений, пока это не задевает других. В тюрьме многие авторы писали свои книги, сочиняли стихи, у большинства «зэков» есть свое увлечение, и в дела чужого, как правило, никто не лезет, но, если скажет что-то против кого-то другого - получит за это по заслугам, ибо "за базар нужно отвечать". Вообще, большинство блатных фраз имеют более глубокий смысл, чем может показаться изначально. С блатными понятиями знакома, в том числе и администрация тюрьмы, и «выехать» за счет законодательства не получится. Поскольку понятия существуют параллельно с законами, а иногда и вовсе ставятся выше законов, поэтому чтобы выжить в этой среде обитания, необходимо прочувствовать грани, за которые переступать нельзя.

Существует также два вида колоний. Одни не работают, находятся в неоплачиваемых отпусках, другая часть заключенных предпочитает заниматься каким-либо трудом. На территории тюрьмы могут находиться целые цеха по шитью одежды, выпеканию хлеба и многое другое. В целом - «черный» и неблагодарный труд.

Как работают понятия

Следует учитывать, что в повседневной жизни и на тюремном жаргоне зачастую понятия кардинально отличается от того, что имеют в виду блатные парни на улице. Общество активно заимствует некоторые слова из тюремного жаргона, размывая весь первоначальный смысл придуманных терминов. У людей, отбывающих наказание, на самом деле совсем другой язык, разговаривают они в основном на жаргоне, а что значит жить по понятиям на зоне, запоминают в первые месяцы пребывания в колонии.

Почему же есть такое слово «понятие»? Каким изначально в него вкладывается смысл? Понятие - потому что должно быть понятно всем. Если человек начинает "задвигать" длинную философию и пытаться убедить кого-то в его неправоте, оперируя понятиями и переворачивая факты с ног на голову, грубо говоря «льет воду» и «пудрит мозги», значит дело нечисто. Долгие разглагольствования не свойственны людям, живущим по понятиям, чем проще объяснение - тем лучше.

Эти законы работают в тюрьме, так как есть необходимость, но по каким понятиям живут "гопники", которые ни разу в жизни не сидели на зоне? Ответ очень простой: по людским. Поступать по-людски, значит не подставлять близких людей, не воровать и уважать свою семью и мать. Некоторые "гопники" почему-то еще предпочитают ни при каких обстоятельствах не работать, причем вовсе не из-за того, что они так борются с системой и государством, а потому что есть такое понятие. Или они про такое отдаленно слышали.

Как следует общаться с такими людьми

Так называемые «гопники» - это люди, живущие по понятиям. В основном это молодежь, близкая к криминальному миру, либо же имеющая непосредственное к нему отношение. Но чаще всего никак не связано с отношением этих людей к воровскому миру, проще говоря, они заимствуют чужой жаргон и используют его, как им удобно. Если спросить у них, что значит жить по понятиям, то в ответ можно получить невнятное бормотание и слабое объяснение своих взглядов. Дело в том, что воровские идеи разные и людьми трактуются по-своему, что создает определенные разногласия, и понятия у каждого человека могут быть свои. Так по каким понятиям живут гопники в итоге? Их размытое представление о мире и дисциплине зачастую не имеет ничего общего с организованной преступностью и иерархией, которая творится в преступном мире.

Ведя диалог с представителями этой социальной прослойки, следует быть аккуратным в выражениях, да и в принципе много не болтать. На вопрос: «по каким понятиям живешь?», как ответить, довольно очевидно: по людским, как и все люди. Любое лишнее слово может спровоцировать конфликт.

Еще один довольно излюбленный вопрос: ты кто по жизни? Тут главное не начать мямлить и четко ответить, дать понять, что вы можете за себя постоять. Чем неуверенней человек ведет себя с представителями данной группы, тем легче сделать из него жертву.

Почему стало популярным быть бандитом

О криминальном мире в принципе людям отдаленным было известно мало, по крайней мере, в довоенное время никто не вдавался в подробности того, как строится иерархия в обществе тех, кто знает, как жить по понятиям. Правила криминального мира получили огласку спустя много десятилетий, и уже в 90-е были наиболее четко сформулированы законы, на которых строился криминальный мир.

В начале двадцать первого столетия на экраны вышли фильмы с криминальной тематикой, где во всей красе были показаны реалии подпольного мира. Многосерийный фильм «Бригада», ставший в России культовый и рассказывающий об авторитетах в криминальном мире, произвел на молодежь сильное впечатление. Затем вышел фильм «Бумер», который тоже не остался без внимания. В отечественном кинематографе в принципе довольно часто поднимается тема противостояния полиции и криминального мира, что и отражается на взглядах населения в целом, ведь именно там наиболее подробно показано, что значит жить по понятиям.

Многие считают, что криминальный мир мафиози и криминальный мир воров между собой переплетаются, поскольку и те, и другие люди имеют в принципе похожие взгляды на жизнь, однако между ними колоссальное различие в действиях и методах выживания. Хороший тому пример криминальная сага «Крестный отец».

Противоречия в законах

Преступные группировки в большинстве своем не ведут себя агрессивно по отношению к обычным гражданам, но если случается так, что кого-то решили обворовать в темном углу из-за недостатка денег, то никакими законами и отсылками к их же моральным правилам, по которым они живут, убедить не удастся. Для многих, отдающих себе отчет в том, что значит жить по понятиям, существуют, как правило, только свои принципы, которые при желании и любом удобном случае преступник будет трактовать так, как это выгодно ему, но никак не его жертве.

Поэтому, хоть и существуют какие-то размытые представления о том, что воровские идеи на самом деле честные и благородные, это не отменяет того факта, что люди, побывавшие в тюрьме, дают себе право вести себя так, как им захочется. "Гопники" отличаются от реально сидевших людей тем, что это в основном бедные молодые люди, которые во всем этом поведении и своде правил видят какую-то крутость и стараются применять ее в повседневной жизни. В реальных кругах такое поведение вовсе не уважается. Это называется "позерством". Человека, который не бывал на зоне, "своим" не считают.

Услышав их жаргон, возникает много вопросов, ответы на которые порой не найти даже в толковом словаре. Например, кто такой «фраер» на блатном жаргоне? Это излюбленное обращение к своим «жертвам», которое подчеркивает колоссальное различие между людьми с зоны и теми, кто просто старается жить обычной жизнью.

Соблюдение законов

Но что значит жить по воровским понятиям, если не заниматься никакой преступностью? В погоне за авторитетом, славой и мечтой получить заветный титул «вора в законе», подняться, так сказать, по криминальной социальной лестнице, многие идут на совершение тяжких преступлений. И если в 30-е и 90-е годы прошлого столетия такое поведение было актуально по большей части из-за бедности и инфляции, то остается вопрос: так ли актуально это сейчас?

Выражение «вор в законе» наталкивает на мысль о том, что преступникам все их деяния сходя с рук за счет наличия какого-либо закона. В истинном же смысле выражение в "законе" не подразумевает именно юриспруденцию страны, а имеются в виду именно воровские понятия, законы второго, скрытого мира. Мира, где существуют люди четырех «мастей», разделяемых между собой по определенному роду деятельности.

За счет того, что образовались новые социальные группы, так называемые «гопники», которые толкают воровские идеи в массы, в обычный словарный запас многих давно проник тюремный жаргон. Словарь-переводчик со многими словами может быть не знаком отчасти от того, что ежедневно эта разновидность русского языка пополняется новыми наречиями.

Словарь жаргонных терминов, употребляемых в повседневной жизни

Разнообразен и велик Словарь-переводчик жаргонных фраз, если бы такой вообще имелся, наверняка не уступал бы по своему объему Советской энциклопедии. Как уже говорилось раннее, на зоне жаргон ежедневно пополняется новыми словами, кроме того, знание сленговых выражений передается из поколения в поколение, а многие слова применяются даже в быту. Ниже приведен список самых употребляемых выражений и их значение. Самое основное, что нужно понимать обычному человеку, если он столкнется с гопниками:

  • Авторитет - человек, обладающих властью в преступных кругах.
  • Ажур, или «все в ажуре» - значит, что все в порядке.
  • Бабки, балабаны - деньги.
  • Базар - разговор или крики, «отвечать за базар» - значит разъяснять свои слова, свою точку зрения, нести ответственность за сказанное.
  • Катить баллоны/крошить батоны - критиковать кого-то более авторитетного.
  • Барыга - торговец-спекулянт, сборщик краденного барахла, продавец запрещенных веществ.
  • Блат в городе - полицейские-взяточники, блатной - имеющий связи с преступным миром.
  • Валить - либо убегать, либо убивать/избивать.
  • Врубаться/не врубаться во что-то - понимать или не понимать, то же самое, что догонять.
  • Втихую, втихаря - тайно что-то сделать, исподтишка.
  • Вшивый - нехороший человек.
  • Петух/опущенный - провинившийся в чем-либо человек, которого гнобят, он не авторитетен.
  • Гад - нарушивший воровские законы.
  • Гнида/крыла - человек, поступивший подло, не по понятиям.
  • Косяк - нарушение правил, по которым живут все представители криминального мира.
  • Мент/мусор - работник МВД.
  • Предъява - обвинение в чем-либо, претензия.
  • Разборка - выяснение отношений, открытый конфликт.
  • Шконка - спальное место в тюрьме, кровать.
  • Точка - место работы или место сходки.

Именно эти выражения чаще всего можно услышать на улице, когда между собой общаются люди из криминального мира. Когда же дело касается посторонних людей, для них тоже находятся свои клички. Например, не всем понятно, кто такой фраер на блатном жаргоне, хотя такое обращение встречается довольно часто.

Фраер - это человек, который не имеет абсолютно никакого отношения к криминальному миру. Иначе говоря, законопослушный гражданин. Обращение «фраер» или «фраерок» означает скрытую насмешку над человеком, который всю жизнь посвящает «служению» государству. Такого человека уважать в криминальных кругах попросту не за что.

Роль криминального мира в обществе

Не стоит упоминать о том, что система правосудия не всегда идеальна и не особо устраивает людей, идущих против нее. Бывают и жизненные ситуации, когда не остается иного выхода, кроме как пойти на преступление. По крайней мере, людям, которые привыкли жить по понятиям воров, совершение преступления кажется поступком правильным.

Однако суд, хоть и осведомлен о том, как воры живут по понятиям, тем не менее, не принимает это во внимание и любые разбирательства рассматривает только с точки зрения закона. Доказать что-либо в суде, только оперируя понятиями и выдуманными догмами, сформулированными нечетким языком криминального мира, невозможно. Следственно, на законодательном уровне даже не поднимается вопрос о понятиях криминального мира и иного мировоззрения. Любая юрисдикция на основе имеющихся законах о правах человека способна защитить обычного гражданина от нападок в его сторону.

Что касается того, как понять «жить по понятиям» - фразу, которую произносят многие, но вкладывают в нее свой смысл? Чтобы действительно разобраться и прочувствовать это, нужно крутиться в кругу криминальных авторитетов, занимая определенные ступени в их собственной иерархической лестнице, и жить «по совести». Времена, когда люди могли грабить и обманывать безнаказанно давно прошли, воровство стало дурным тоном, а не способом выживать. Действительно, необходимо объяснять понятия в тюрьме, где каждому отведено свое место, но на свободе людей все же защищает конституция и закон, который непреклонен ни перед одним бандитом.

Сегодня зоновские фразы часто можно услышать повсюду: в среде молодёжи, к уголовному миру никакого отношения не имеющей, из уст молодых мамочек и пожилых людей, а также от подростков и даже детей младшего возраста.

Почему воровской жаргон столь популярен ныне?

Причиной тому, что зоновские фразы так востребованы в обиходе сегодня, является романтизация тюремной жизни. Благодарить за это нужно блатной шансон, кинофильмы и книги, в которых показываются красивые и сильные личности, принадлежащие к уголовной среде. Именно в художественной литературе и кинематографических творениях процветает реализм отображения жизни в местах лишения свободы либо после освобождения. Поэтому зоновские фразы вписываются в произведения довольно органично.

Зачем молодёжь использует в речи жаргон?

Причин тому, что молодые люди активно используют в речи зоновские фразы, несколько.

  1. Юношеский нигилизм, который выступает против «правильной речи», заставляет подростков разговаривать так, чтобы это раздражало взрослых.
  2. Желание казаться сильнее, чем это есть на самом деле, «круче» своих сверстников, толкает на то, чтобы вместо общепринятой и всем понятной речи «ботать по фене».
  3. Нарочитая грубость в поведении и, естественно, в разговорах - это способ спрятать от чужих глаз свою юношескую застенчивость и неуверенность в себе. Например, воровской фразой «За базар ответишь!» юноша предупреждает о том, чтобы ему не врали, а в противном случае солгавший будет строго наказан. Вполне вероятно, что ничего сделать парнишка за ложь не сможет. Но вот сама фраза как бы возвышает его над тем, к кому она обращена.
  4. Своеобразный механизм защиты от неприятных жизненных ситуаций - замена общепринятых слов на жаргонизмы. Например, если вместо словосочетания «место для пребывания задержанных в отделении полиции» использовать смешной жаргонизм «обезьянник», то это частично снимает трагичность происходящего, отвлекает от жестокой реальности. Оскорбление «редиска» (нехороший человек) звучит как-то совсем не обидно, а даже в какой-то степени иронично. Оно намного приятнее, нежели сравнение с некоторыми животными или даже отходами жизнедеятельности.

О том, откуда взялась тюремная лексика

Воровской среде требовался «кодированный» язык. Ведь не всегда удавалось передавать сообщения конфиденциально. Используя специальный язык, понятный лишь посвящённым, можно, например, условиться о месте и времени готовящегося преступления, о количестве участников, передать некоторые важные детали.

Но создавать совершенно новый язык на пустом месте - дело довольно кропотливое и сложное. Поэтому нашли самый доступный вариант. Они использовали как базу для своего языка арго бродячих торговцев, которых тогда называли офенями. Отсюда произошло и название блатного жаргона. Фраза «Говорить на языке воров» звучит: «По фене ботать».

В словарь уголовного арго вошло множество слов из идиша, украинского, болгарского, английского и других языков.

Нужно ли изучать воровской жаргон творческим людям?

Конечно, делать это вовсе не обязательно. Множество людей довольно счастливо прожили свою жизнь, не зная ни одного словечка из уголовного словаря. Но вот писателям, журналистам, сценаристам знать хотя бы поверхностно кое-что из часто употребляемой лексики асоциальных элементов просто необходимо. Иначе как воссоздавать реалистичные картины быта?

Можно на секунду представить такой отснятый в фильме эпизод: двое парней решили вытащить из автомобиля магнитофон. Один из них говорит своему напарнику: «Ты останешься стоять под деревом и будешь следить за тем, чтобы никто не помешал мне совершить задуманное. В случае чего - сигнализируй об опасности!»

После этого он занялся реализацией плана. И вдруг из подъезда выходит сам хозяин! Тогда тот, что оставлен был следить, кричит второму: «Товарищ вор, опасность! Нам нужно срочно убегать!»

Ситуация понятна, но ирония заключается в нелепости представления события, поскольку уголовники никогда не станут говорить так длинно и правильно. Вернее всего, картина должна выглядеть так.

Один из воров говорит второму: «Я пошёл на дело, а ты остаёшься на стрёме!» Коротко и ясно. А когда появился хозяин машины, стоящий на шухере крикнул всего одно слово: «Атас!» Этого будет достаточно, чтобы сообщить о приближающейся опасности.

Органы правопорядка и уголовный жаргон

Ну, этим людям без знания блатной лексики просто никуда. Следователи, снимая показания свидетелей, записывают то, что услышали последние. Чтобы понять, о чём шла речь между подельниками, необходимо хорошо ориентироваться в арго криминальных элементов.

«Васька и говорит тому, лысому, с которым они уселись на кухне выпивать: «Завтра пойдём на уши. У меня на примете есть один сладкий перец. Перья не брать - мокруха нам ни к чему! Жирному ничего не вякать - он, сдаётся, стучит на всех… Если завалимся, ты за базар ответишь!»

Эта речь переводится так: «Завтра пойдём на ограбление. У меня на примете есть один богатый человек. Ножи не брать - убийство нам ни к чему! Жирному ничего не говорить, он совсем испортился, думаю, доносит он на всех в органы… Если попадёмся с поличным на месте преступления, ты, как проболтавшийся о планах, будешь наказан!»

Кстати, для работников органов правопорядка изучение словаря жаргонизмов - дело обязательное. И в фильмах о «ментах» (полицейских) и «операх» (оперативниках) часто встречаются такие эпизоды.

Некоторые слова из словаря уголовников

  • Авторитет - вор в законе, уважаемая личность в криминальном мире.
  • Алберка - шприц для уколов.
  • Алтушки, башли, бобули, капуста - деньги.
  • Афиша - толстая физиономия.
  • Бич - слабохарактерный человек, попавший в зависимость к более сильным.
  • Бабай - пожилой человек.
  • Барыга - спекулянт.
  • Бабец - старая тётка.
  • Бабич - рубашка.
  • Балагас - сахар.
  • Братья - глаза.
  • Брод - улица.
  • Вайдонить - вопить.
  • Вайер - газета.
  • Вакса - водка.
  • Жбан - голова.
  • Зяблик - трусливый человек.
  • Крыса, крысятник - ворующий по мелочи у своих сокамерников.
  • Лукаться - подглядывать.
  • Лужа - простыня.
  • Луну крутить - обманывать.
  • Маслята - патроны.
  • Мойщик - ворующий у пьяных.
  • Редиска - нехороший человек.
  • Смычки, крабы, крылья - руки.
  • Фазан - обман.
  • Шементом - быстро.
  • Шкурки - краденое.

В современном обществе не принято делить людей на какие-либо группы, сословия и касты. Однако это правило не касается мест лишения свободы, где уже на протяжении многих десятилетий существует строгая классификация осужденных на своеобразные группы (или, как говорят на зоне, масти).

Тюремные масти

Масти на зоне - это деление всех заключенных на своеобразные группы, которые отличаются друг от друга тюремным статусом, правами и понятиями.

Абсолютно в любой тюрьме и колонии имеется четкое разграничение всех заключенных на определенные группы или масти: «блатные», «мужики», «козлы» и «петухи». Есть еще и так называемые промежуточные группы, которые меняются в зависимости от конкретного места лишения свободы. К таким «промежуточным» кастам относятся «петухи», «опущенные», «обиженные» и прочие.

Масти на зоне являются довольно закрытыми группами, и перейти из одной касты в другую практически невозможно.

«Авторитеты» зоны

Самой значимой, важной и почетной мастью на зоне являются «блатные». Эта каста самая малочисленная, и попасть в нее просто так не получится. Итак, кто такой «блатной»?

«Блатные» - это настоящая, практически безграничная власть на зоне. Именно члены этой группы устанавливают неписаные правила поведения в местах лишения свободы, следят за порядком на зоне, решают конфликтные ситуации, возникающие между заключенными, и наказывают «провинившихся» по всей строгости тюремного закона.

Особой группой «блатных» являются так называемые воры в законе. Это признанные Причем, они не обязательно должны промышлять кражами. «Вор в законе» - это человек, имеющий безупречную криминальную репутацию, правильные понятия и четко соблюдающий

Если отвечать на вопрос о том, кто такой «блатной», то можно сказать, что который ведет себя «правильно» не только на зоне, но и не имел никаких «косяков» на свободе. К примеру, «блатные» не должны служить в армии, на воле они не должны были занимать руководящие должности или работать в сфере обслуживания (таксистами, официантами). В советские времена подобным авторитетам запрещалось иметь семью и состоять в какой-либо политической партии.

Самый главный

Лидером «блатных» является «пахан» - признанный криминальный авторитет. Если же такого на зоне нет, то назначается «смотрящий» - заключенный, выполняющий функции лидера.

«Пахан» и его приближенные (то есть «блатные») обладают на зоне особыми привилегиями. Они могут не работать, оставлять себе из «общака» все, что посчитают нужным.

В современном мире многие «блатные» на зоне взаимодействуют с администрацией и устанавливают те порядки, которые выгодны руководству колонии. Взамен «блатным» создаются комфортные условия содержания (они негласно получают спиртное, анашу, телефоны и прочие блага). Хоть это и не соответствует воровским понятиям, но рыночные отношения в наше время царят и на зоне.

Кто такой «мужик»?

«Мужики» - это, пожалуй, самая многочисленная и нейтральная группа заключенных. В ее число входят арестанты, получившие срок за совершение небольших преступлений. Как правило, это абсолютно случайные в тюрьме люди: попав на зону один раз, они стараются как можно быстрее освободиться и вернуться к обычной жизни на воле.

Среди «мужиков» есть, конечно, и такие арестанты, которых уважают «блатные» и даже прислушиваются к их мнению.

Эта группа заключенных считается нейтральной и довольно многочисленной. И если говорить о том, кто такой «мужик», это тот арестант, который по окончании срока забудет все как «страшный сон» и постарается больше на зону не возвращаться.

«Козлы» - это…

Если принадлежать к двум вышеописанным мастям почетно, то вот попасть в касту «козлов» - значит поставить себя против остальных арестантов. Как правило, к этой масти относят тех заключенных, которые по собственному желанию (а в некоторых случаях и по принуждению) стали сотрудничать с администрацией исправительного учреждения.

Так, если арестант согласился занять должность тюремного библиотекаря или завхоза, то он автоматически попал в касту «козлов». Осужденные, относящиеся к данной масти, активно сотрудничают с руководством тюрем, выполняя все их поручения. В связи с этим остальные арестанты относятся к ним как к предателям.

Подобное положение лишает «козлов» права участвовать в тюремных разборках, их не допускают до «общака», они не имеют права голоса. Между тем, с представителями данной масти можно здороваться, до них можно дотрагиваться и с ними, по желанию, можно общаться.

Врагу не пожелаешь

Масти на зоне неизменны. Из низшей касты нельзя перейти в более авторитетную. Так, «козел» никогда не станет «мужиком» или «блатным». А вот попасть в самую низшую касту можно.

Такая масть, как «петух», - настоящий кошмар для заключенного. Арестантам, попавшим в данную касту, на зоне живется, мягко говоря, не просто. Эту группу заключенных еще называют «обиженными», «опущенными», «неприкасаемыми». К этой масти относятся пассивные гомосексуалисты и заключенные, наказанные посредствам совершения с ними полового контакта. Причем, самого полового акта может и не быть: арестанту могут просто провести половым органом по губам, и с этого момента он будет считаться «петухом».

Представители данной масти являются изгоями: к ним нельзя прикасаться, нельзя у них ничего брать. «Петухи» пользуются отдельной посудой, имеют отдельное спальное место (как правило, при входе в камеру). С ними не принято разговаривать. «Петухам» запрещено приближаться к остальным заключенным ближе, чем на три шага. Именно они выполняют самую грязную работу в тюрьме - чистят сортиры, моют плац.

Однако, когда «петухов» «употребляют» (именно так принято говорить на зоне), это не считается каким-либо оскверняющим контактом.

Существует и зловещая «традиция» - делать дырки в тарелках, ложках и кружках «петухов». Для того чтобы зеку, относящемуся к этой касте, покушать или попить, необходимо затыкать дырки пальцами. И это самое безобидное унижение из тех, которым подвергаются «петухи».

Тюремные законы являются очень строгими и жестокими. Поэтому малейшее отступление от установленных норм поведения неминуемо ведет к наказанию. Так, став «петухом» однажды, человек лишается права на человеческое отношение в тюрьме и до конца срока подвергается унижениям. Выдерживают это не все, поэтому многие заключенные, попавшие в касту «петухов», заканчивают жизнь самоубийством.

Бывает и такое

Вышеупомянутые масти имеются во всех зонах и тюрьмах. Однако в некоторых бывают свои специфические, так называемые промежуточные касты.

Особенно много подобных каст на зоне, где содержаться несовершеннолетние преступники. На «малолетке», помимо уже указанных каст, имеются такие масти, как:

  • «форшмаки», в которую входят арестанты, совершившие какой-либо небольшой проступок на зоне из-за незнания правил и норм поведения;
  • «черти» - то есть те заключенные, которых уличили в воровстве у своих сокамерников;
  • «шныри», которые выполняют роль прислуги;
  • «прачки», «маслобойщики», «нехватчики» и прочие.

На некоторых взрослых зонах распространены своеобразные подкасты. К примеру, «приблатненные», в которую входят заключенные, которые составляют «свиту» «блатным» (при этом сами они блатными не являются). Или каста «негодяи», к которой относятся «блатные» арестанты, которые совершили какой-либо отвратительный поступок.

Жить «по понятиям»

К какой бы масти ни относился заключенный, он обязан соблюдать зоновские понятия. Понятия - это установленные нормы поведения заключенного в местах лишения свободы. Строгое соблюдение указанных неписанных правил помогает избегать возникновения конфликтных, а порой и опасных для жизни ситуаций.

Тюремные законы (или понятия) очень похожи на нормы жизни на свободе. Парадокс заключается в том, что часто арестанты, которые нарушали закон на воле (к примеру, воровали), в местах лишения свободы строго придерживаются правила «не воруй».

Основные зоновские понятия сводятся к следующему: не «стучи» и не кради у своих (то есть у таких же заключенных), не пускай «слова на ветер» (если пригрозил кому-то, то должен наказать; в противном случае накажут за болтовню).

Нельзя на зоне вмешиваться в чужие дела и разговоры, навязывать свое мнение, врать и ругаться матом (так как спрос за любое сказанное слово в тюрьме намного больше, чем на свободе).

Не стоит в местах лишения свободы жадничать: принято делиться с сокамерниками. Ну и, конечно, не стоит ставить себя выше остальных, ведь это может привести к страшным последствиям.

Странные нормы

На некоторых зонах есть и совсем странные законы. Особенно это касается колоний, в которых содержатся несовершеннолетние преступники. К примеру, нельзя ничего поднимать с пола, нельзя докуривать сигарету за арестантами, которые входят в более низкие тюремные касты.

Есть такие тюрьмы, в которых могут опустить только за то, что заключенный сходил в туалет и не помыл руки или заштопал себе носки.

Бывают и такие колонии, в которых в бане принято мыться двумя мочалками - одна до пояса, вторая - для всего остального. Полотенце, которое принято называть «вафельным», на зоне считается «полотенцем в клеточку». И очень не поздоровится тому заключенному, который этого правила не знает.

Зона «красная». Зона «черная»

По мастям делятся не только сами заключенные, но и места их содержания. Все зоны делятся на «черные» и «красные».

«Красные» - это те тюрьмы, в которых преобладают жесткие «ментовские» понятия. В подобных тюрьмах всячески поощряется взаимодействие заключенных с администрацией исправительного учреждения. Жизнь здесь протекает по правилам руководства зоны.

«Черные» тюрьмы (которых в России большинство) - это те исправительные учреждения, в которых все строится на воровских Здесь масти на зоне значение имеют огромное. Сотрудничать с администрацией такой колонии считается «западло».

На «черных» зонах заключенных, которые «стучат» руководству, относят к касте «козлов» (их еще называют «красными»). "Красный" на зоне никогда не сможет спокойно жить, так как у всех остальных арестантов он будет вызывать ненависть и будет считаться предателем.

Напоследок

За многие десятилетия в местах лишения свободы сформировались четкие и строгие правила и нормы поведения арестантов. Нарушение установленных правил приводит заключенных к наказанию, которое, чаще всего, заключается в переводе в самую низшую тюремную касту.

И если для обычного законопослушного гражданина подобное наказание кажется ребячеством, то для обитателей зоны - это самое суровое и строгое наказание. Ведь благополучное и спокойное отбывание срока напрямую зависит от того, к какой масти относится арестант.

Несмотря на то, что современное общество и мировоззрение внесло в тюремную жизнь множество нововведений, есть вещи, которые по прежнему остаются неизменными, - это тюремные касты (масти), воровские законы и понятия.