Особенности эксплуатации автовышки. Устройство правила эксплуатации автовышки. Основные правила эксплуатации автовышки Основные требования безопасности

Каким образом безопасно организовать работы с автовышки?

Ответ

Организовать данные работы необходимо в соответствии с Правилами по охране труда при работе на высоте, утвержденных приказом Минтруда России от 28.03.2014 г. № 155н и Федеральными нормами иправилами в области промышленной безопасности, утвержденными приказом Ростехнадзора "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" от 12.11.2013 г. № 533.

Обратите внимание, что все работники, поднимающиеся на автовышки, должны: достигнуть возраста 18 лет, пройти предварительный и периодический медицинский осмотр и не иметь медицинских противопоказаний, быть обучены по охране труда, электробезопасности и работе на высоте, и соответствующие удостоверения – в том числе удостоверение о допуске к работе на высоте – по приложению № 2 к Правилам по охране труда на высоте.

Если на вышке проводятся работы по ремонту освещения, потребуется и удостоверение о присвоении группы по электробезопасности не ниже III., так как в соответствии с Приложением 1 к Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденным приказом Минтруда России от 24.07.2013 г. № 328н, указанном Вами работнику требуется знание порядка технического обслуживания осветительной сети.

В соответствии с пунктом 17 Правил охраны труда при работах на высоте, Вы должны организовать проведение технико-технологических и организационных мероприятий, таких как разработку ППР и технологических карт, использование СИЗ и средств коллективной защиты, работы на высоте на проезжей части выполняются по наряду-допуску, должен быть составлен план мероприятий по спасению работников при возникновении ЧС.

Федеральными правилами безопасности ОПО указанными выше, на которых используются подъемные сооружения, в свою очередь, требуют подтверждение соответствия подъемного средства (автовышки), на которые распространяются требования Технического регламента «О безопасности машин и оборудования» ТР ТС 010/2011 от 18.10.2011 № 010/2011 и Технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств" от 10.09.2009 № 720, осуществляется в соответствии с требованиями указанных технических регламентов.

В нашей Системе Вы найдете не только рекомендации экспертов, но и шаблоны необходимых организационно-распорядительных документов по безопасной организации труда на автовышках и при других работах с повышенной опасностью и опасных. Обращайтесь, поможем.

Поднимать и транспортировать людей с помощью подъемных средств можно только в люльках, предназначенных для этих целей.

Для безопасного перемещения людей в люльке соблюдают следующие правила:

  • люльки запрещено использовать при ветре, скорость которого превышает 10 м/с, плохой видимости (при сильном дожде, снеге, тумане), обледенении, а также в любых других условиях, которые могут поставить под угрозу безопасность людей;
  • поднимают и транспортируют людей в люльках только под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ с применением подъемных средств;
  • если есть риск столкновения подъемного средства с люлькой с другими соседними машинами, их работу прекращают;
  • вероятность случайных движений люльки предотвращают с помощью оттяжных канатов или других способов стабилизации;
  • люльки, стропы, крюки, предохранительные защелки и другие несущие элементы проверяют перед каждым использованием;
  • если люльку нужно переместить через люк или проем, разрабатывают дополнительные меры безопасности, предотвращающие запутывание стропов и канатов, а также снижающие риск зажатия и ударов;
  • крановщик должен видеть люльку с людьми во время всей операции транспортировки, а также зоны начала подъема и опускания люльки. При перемещении люльки с людьми крановщику запрещено совмещать движения крана (например, поднимать и одновременно перемещать вправо);
  • между крановщиком и людьми в люльке должна быть постоянная двусторонняя радио- или телефонная связь. Эксплуатирующая организация распорядительным актом устанавливает порядок обмена сигналами между людьми в люльке и крановщиком;
  • зоны начала подъема и опускания люльки должны быть свободны от любых посторонних предметов;
  • после захвата люльки спредером страховочные цепи люльки закрепляют крюками за скобы спредера;
  • люди, которых нужно переместить, должны получить под подпись инструкции о том, где стоять, за что держаться, как пользоваться предохранительными поясами и как покидать люльку;
  • предохранительные пояса лиц, находящихся в люльке, должны быть постоянно закреплены за соответствующие точки крепления в люльке. Длина фала страховочного устройства должна быть такой, чтобы человек в любом случае оставался в пределах люльки;
  • травмированных лиц (например, после аварии или инцидента) перемещают в лежачем положении на жестких носилках, надежно прикрепленных к люльке, и в сопровождении двух человек;
  • находящимся в люльке запрещено вставать на поручни или ограждения люльки и выполнять из такого положения какую-либо работу. Запрещается использовать подставки в люльке для увеличения зоны работы по высоте;
  • во время перемещения люльки находящиеся в ней инструменты и материалы должны быть надежно закреплены;
  • при использовании люльки над водным пространством ее оснащают спасательными кругами. Персонал, находящийся в такой люльке, должен быть в спасательных жилетах;
  • если люльку используют при работах, предусматривающих возможность ее контакта с обслуживаемой поверхностью оборудования (сооружения), ее оснащают устройствами для снижения динамических нагрузок при контакте с обслуживаемой поверхностью.

Это указано в пункте 245 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533 (далее – ФНП).

Внимание: при работе подъемника связь между персоналом в люльке и машинистом подъемника поддерживают непрерывно:

  • при подъеме люльки до 10 метров – голосом;
  • более 10 метров – знаковой сигнализацией (приложение № 9 к ФНП);
  • более 22 метров – радио- или телефонной связью.

Для обеспечения безопасности стропы, на которые подвешивают люльку, не должны использоваться для других целей и иметь запас по грузоподъемности:

  • для цепных стропов – не менее 8;
  • для канатных стропов – не менее 10;
  • для коушей (скоб, колец), служащих для подвешивания люльки на крюк, – не менее чем 10.

Концы канатных строп крепят при помощи заплетенных коушей или коушей с зажимами. Нельзя использовать обжимные втулки.

Длину используемых для подъема люльки строп устанавливают в соответствии с разработанными схемами строповки.

Для подъема и перемещения люльки можно использовать только автоматические спредеры с блокировкой раскрытия поворотных замков. Применение механических спредеров и рам с ручным разворотом замков не допускается.

Требования к работникам

Для управления подъемным средством и его обслуживания эксплуатирующая организация назначает распорядительным актом машинистов подъемников, крановщиков, их помощников, стропальщиков, слесарей, электромонтеров, рабочих люльки и наладчиков.

В качестве рабочих люльки можно допускать сотрудников других организаций. При этом они должны:

  • соответствовать требованиям, предъявленным в руководстве по эксплуатации подъемника;
  • пройти инструктаж специалиста, ответственного за безопасное производство работ.

Внимание

Работники при работе на высоте в подвесных люльках обязательно должны использовать страховочную систему безопасности (п. 84 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных приказом Минтруда России от 28 марта 2014 г. № 155н).

Перед началом работ с использованием подъемных средств следует под подпись ознакомить с планом производства работ (ППР) и технологической картой (ТК) следующих работников:

  • специалистов, ответственных за безопасное производство работ с применением ПС;
  • крановщиков;
  • машинистов подъемников;
  • рабочих люльки;
  • стропальщиков.

Требования к процессу подъема и транспортировки людей

Поднимать и транспортировать людей с помощью подъемных средств, не предназначенных для этого, можно в следующих случаях:

  • при монтаже, строительстве и возведении уникальных объектов, когда недоступны иные способы доставки рабочих в зону выполнения работ;
  • при монтаже и обслуживании отдельно стоящих установок нефтегазодобычи;
  • на предприятиях и доках, выполняющих работы по возведению и ремонту корпусов судов;
  • на нефтяных и газовых платформах, установленных в открытом море, для смены персонала при вахтовом методе обслуживания платформ;
  • при перемещении персонала для крепления и раскрепления контейнеров и грузов;
  • при проведении диагностики и ремонта металлоконструкций ПС, когда применение других средств подмащивания невозможно;
  • при аварийной транспортировке людей, которые не в состоянии передвигаться.

При этом люлька должна отвечать следующим требованиям (п. 242 ФНП):

  • иметь твердое, исключающее скольжение дно, выдерживающее нагрузку, не менее чем вдвое превышающую паспортную грузоподъемность люльки;
  • иметь жесткие перила ограждения высотой не менее 1100 мм по всему периметру пола люльки. Ограждение должно выдерживать горизонтальную нагрузку не менее половины паспортной грузоподъемности люльки. Конструкция ограждения между перилами и полом должна исключать случайное выскальзывание персонала при раскачивании люльки во время транспортировки;
  • подвешиваться на крюк ПС с помощью специального кольца, которое в рабочем положении должно быть неразъемным; допускается перемещение люльки контейнерными кранами с установленными на них спредерами;
  • исключать возможность опрокидывания, когда транспортируемый персонал занимает положение у одной из сторон люльки.

Проверка состояния люлек

Все люльки, находящиеся в эксплуатации, регулярно:

  • проверяют;
  • проводят их техническое обслуживание;
  • при необходимости ремонтируют.

Проверка состояния люлек включает несколько процедур. Все они приведены в таблице.

Ежесменный осмотр Плановая проверка состояния Грузовые испытания
Проводит специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением подъемного средства. В случае обнаружения неисправностей в известность ставят специалиста, ответственного за содержание люльки в работоспособном состоянии Периодичность проверок – не реже одного раза в месяц. Руководитель проверок – специалист, ответственный за содержание подъемного средства в работоспособном состоянии. Результаты проверок заносят в журнал осмотра люльки Периодичность испытаний – не реже одного раза в полгода. Суть испытаний: подъем и удержание в течение 10 минут груза, расположенного на дне люльки. Руководитель испытаний – специалист, ответственный за производственный контроль при эксплуатации подъемного средства. Масса груза должна в два раза превышать грузоподъемность люльки. Результаты грузовых испытаний заносят в паспорт люльки. Если будут обнаружены дефекты и повреждения, отклонения от проектной документации, эксплуатировать люльку запрещено

Таблица составлена на основании пунктов 246–251 ФНП.

Какие требования предъявляются к работникам при работе на высоте

К работе на высоте допускают лиц, достигших восемнадцати лет. Они должны иметь квалификацию, соответствующую характеру выполняемых работ. Уровень квалификации подтверждается документом о профессиональном образовании или о квалификации (пп. 5, 7 Правил).

Все сотрудники, выполняющие работы на высоте, должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (п. 6 Правил, п. 1 Приложения 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н).

Работников допускают к работе на высоте после проведения (п. 8 Правил):

  • обучения и проверки знаний требований охраны труда,
  • обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте.

Как обучить сотрудников

Сотрудников, работающих на высоте, обязательно знакомят:

  • с инструкциями по охране труда;
  • общими сведениями о технологическом процессе и оборудовании на данном рабочем месте, производственном участке, в цехе;
  • производственными инструкциями;
  • условиями труда на рабочем месте;
  • основными требованиями производственной санитарии и личной гигиены;
  • обстоятельствами и характерными причинами несчастных случаев, аварий, пожаров, происшедших на высоте;
  • случаями производственных травм, полученных при работах на высоте;
  • обязанностями и действиями при аварии, пожаре;
  • способами применения имеющихся на участке средств тушения пожара, противоаварийной защиты и сигнализации, местами их расположения, схемами и маршрутами эвакуации в аварийной ситуации;
  • основными опасными и вредными производственными факторами, характерными для работы на высоте;
  • зонами повышенной опасности, машинами, механизмами, приборами; средствами обеспечивающими безопасность работы оборудования (предохранительные, тормозные устройства и ограждения, системы блокировки и сигнализации, знаки безопасности);
  • безопасными методами и приемами выполнения работ.

Работодатель обязан организовать обучение в учебных центрах безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте следующих работников (п. 9 Правил):

  • допускаемых к работам на высоте впервые;
  • переводимых с других работ, если указанные работники ранее не проходили соответствующего обучения;
  • имеющих перерыв в работе на высоте более одного года.

Внимание:

Обучающая организация должна иметь:

  • лицензию на право ведения образовательной деятельности;
  • преподавательский состав, аттестованный для данного вида обучения;
  • техническую базу.

Периодическое обучение в учебных центрах проходят работники, допускаемые к работам без применения средств подмащивания, и выполняющие работы на средствах подмащивания на высоте 5 м и более.

Раз в год обязательно проверяют знание безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте в своей организации. Проводить эту проверку может аттестационная комиссия, которую создает работодатель. У сотрудников, раз в три года или раз в пять лет проходящих обучение в обучающих организациях, данную проверку можно совместить с проведением экзамена по окончании периодического обучения.

Как обеспечить безопасность работ на высоте

Запрещено выполнять работы на высоте в следующих случаях (п. 18 Правил):

  • в открытых местах при скорости ветра 15 м/с и более;
  • при грозе или тумане, исключающем видимость в пределах фронта работ,
  • при гололеде с обледенелых конструкций и в случаях нарастания стенки гололеда на проводах, оборудовании, инженерных конструкциях (в том числе опорах линий электропередачи), деревьях;
  • при монтаже и демонтаже конструкций с большой парусностью при скорости ветра 10 м/с и более.

При проведении работ на высоте работодатель обеспечивает использование (п. 16 Правил):

  • инвентарных лесов,
  • подмостей,
  • устройств и средств подмащивания,
  • подъемников,
  • строительных фасадных подъемников,
  • подвесных лесов,
  • люлек,
  • машин или механизмов,
  • средств коллективной и индивидуальной защиты.

Перед выполнением работ на высоте работодатель организует проведение технико-технологических и организационных мероприятий.

Технико-технологические мероприятия Организационные мероприятия

К ним относятся:

  • разработка и выполнение плана производства работ на высоте, выполняемых на рабочих местах с меняющимися по высоте рабочими зонами
  • разработка и утверждение технологических карт на производство работ;
  • ограждение места производства работ,
  • вывешивание предупреждающих и предписывающих знаков,
  • использование средств коллективной и индивидуальной защиты

Включают в себя назначение лиц, ответственных за:

  • организацию и безопасное проведение работ на высоте,
  • выдачу наряда-допуска,
  • составление плана мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной ситуации и при проведении спасательных работ,
  • обслуживание и периодический осмотр СИЗ

Таблица составлена на основании п. 17 Правил.

Какие работы требуют выдачи наряда-допуска

Наряд-допуск определяет место производства работ на высоте, их содержание, условия проведения, время начала и окончания, состав бригады, выполняющей работы и ответственных лиц (п. 23 Правил).

Внимание:

Если работы на высоте проводятся одновременно с другими видами работ, требующими оформления наряда-допуска, то можно оформить один наряд-допуск с обязательным включением в него информации о производстве работ на высоте.

В перечень работ, выполняемых на высоте по наряду-допуску в обязательном порядке включают:

1. работы на высоте без применения инвентарных лесов и подмостей, с применением систем канатного доступа, согласно п. 11 Правил;

2. работы на высоте, выполняемые на нестационарных рабочих местах, согласно п. 21 Правил;

3. работы на высоте в охранных зонах сооружений или коммуникаций, согласно п. 26 Правил;

4. сборка и разборка лесов, согласно п. 76 Правил;

5. выполнение кровельных и других работ на крышах зданий с уклоном и без уклона, при отсутствии ограждений по их периметру, а также если высота ограждения менее 1,1 м, согласно п. 245 Правил;

6. работы, выполняемые на высоте без защитных ограждений, с применением удерживающих, позиционирующих, страховочных систем и/или систем канатного доступа, согласно п. 247 Правил;

7. работы на дымовых трубах, согласно п. 261 Правил;

8. бетонные работы, согласно п. 267 Правил;

9. стекольные работы и очистка остекления зданий, согласно п. 277 Правил;

10. работы, связанные со спуском работников в колодцы, камеры, резервуары, технические подполья (т.е. работы в ограниченном пространстве), согласно п. 295 Правил.

Учет работ по нарядам-допускам ведут в журнале учета работ по наряду-допуску.

Работодатель в соответствии с типовыми нормами выдачи СИЗ и на основании результатов спецоценки предоставляет работнику систему обеспечения безопасности работ на высоте. Для этого он объединяет в качестве элементов совместимые СИЗ, защищающие от падения с высоты. В зависимости от конкретных условий работ на высоте сотрудников обеспечивают следующими СИЗ, совместимыми с системами безопасности от падения с высоты (п. 110 Правил):

  • специальной одеждой - в зависимости от воздействующих вредных производственных факторов;
  • касками - для защиты головы от травм, вызванных падающими предметами или ударами о предметы и конструкции, для защиты верхней части головы от поражения переменным электрическим током напряжением до 440 В;
  • защитными очками, щитками, защитными экранами - для защиты от пыли, летящих частиц, яркого света или излучения;
  • защитными перчатками или рукавицами, защитными кремами и другими средствами - для защиты рук;
  • специальной обувью соответствующего типа - при работах с опасностью получения травм ног;
  • средствами защиты органов дыхания - от пыли, дыма, паров и газов;
  • индивидуальными кислородными аппаратами и другими средствами - при работе в условиях вероятной кислородной недостаточности;
  • средствами защиты слуха;
  • средствами защиты, используемыми в электроустановках;
  • спасательными жилетами и поясами - при опасности падения в воду;
  • сигнальными жилетами - при выполнении работ в местах движения транспортных средств.

Работники без положенных СИЗ или с неисправными СИЗ к работе на высоте не допускаются (п. 114 Правил).


Инструкция машиниста автогидроподъемника разработана для обеспечения безопасности во время эксплуатации и обслуживания данной спецтехники. Ее наличие необходимо, поскольку при работе с данной машиной все операции выполняются на значительной высоте, что представляет серьезную опасность. Поэтому машинист автовышки должен иметь высокую квалификацию и обладать достаточным опытом.

Основные требования к охране труда на автовышке

Право управления подъемником есть только у тех работников, которые достигли восемнадцатилетнего возраста и прошли соответствующее медицинское обследование. Они должны иметь высокую практическую и теоретическую подготовку. Перед началом работы машинист обязан пройти все необходимые инструктажи по охране труда. Его знания и навыки проверяются специальной комиссией. Специалист каждые три месяца обязан проходить инструктаж по охране труда.

Машинисту нужно знать, что автовышка предназначена для перемещения людей с определенными материалами в пределах ограниченной зоны обслуживания. Чтобы подтвердить свою квалификацию, ему необходимо ежегодно сталкиваться со специальной проверкой.

Инструкция по охране труда подразумевает и другие требования:

  • машинист обязан уметь правильно эксплуатировать автовышку, выполнять мелкий ремонт;
  • специалист, который допускается к работе, должен уметь оказывать первую помощь пострадавшим при возникновении аварийных ситуаций;
  • перед началом самостоятельной работы машинист проходит стажировку у более опытного специалиста;
  • человек, которые работает с указанной техникой, должен быть готов к возможным опасностям (падению предметов, высокому напряжению);
  • машинист автовышки обеспечивается необходимыми средствами индивидуальной защиты, спецодеждой и обувью;
  • все работники должны внимательно соблюдать требования пожарной безопасности;
  • если машинист чувствует себя плохо, он должен обратиться за медицинской помощью и сообщить об этом своему руководителю;
  • при нарушении требований инструкции по охране труда работник привлекается к дисциплинарной ответственности.

Обеспечение безопасности перед началом и во время выполнения работы

Требования безопасности для машинистов подразумевают, что перед началом работ необходимо придерживаться таких норм:

  • перед началом работ машинист проходит медицинское обследование;
  • работники, у которых выявлены признаки алкогольного опьянения, не допускаются к выполнению должностных обязанностей;
  • перед запуском двигателя и началом работы специалист должен проверить исправность основных механизмов и конструкций;
  • запрещается приступать к выполнению должностных обязанностей на неисправной автовышке;
  • безопасное функционирование техники возможно лишь в случае периодического прохождения технического освидетельствования;
  • запрещено работать на машине, где окончился срок выполнения последнего технического освидетельствования;
  • перед началом работ машинист должен проверить удостоверения у всего рабочего и обслуживающего персонала.

Охрана труда во время работы

Существуют определенные требования охраны труда, касающиеся непосредственно работы с автовышкой:

  • во время выполнения прямых обязанностей запрещено отвлекаться на все постороннее, в том числе на ремонт механизмов;
  • перед запуском в движение механизмов необходимо убедиться, что в рабочей зоне отсутствуют люди;
  • машинист обязан контролировать действия рабочих, размещенных на люльке;
  • при транспортировке техники в люльке не должно находиться людей и посторонних предметов;
  • перед началом каких-либо действий машинист обязан подавать определенный сигнал;
  • необходимо всегда устанавливать автовышку на опоры, обеспечив под ними устойчивые прокладки;
  • в момент установки опор в кабине спецтехники не должно находиться людей;
  • запрещена установка автомобильной вышки вблизи края котлована или траншеи;
  • монтаж машины и ее эксплуатация строго контролируется проектом производства работ;
  • проводить любые операции на расстоянии меньше 30 м к проводам электропередач можно только при наличии наряда-допуска;
  • для ремонта и обслуживания автовышки необходимо использовать только исправный и специально предназначенный для этого инструмент;
  • машинист обязан постоянно закрывать кабину, чтобы предупредить доступ к машине посторонним лицам;
  • минимальное расстояние между поворотной частью машины и габаритами строений должно составлять 1 м.

Другие правила для безопасной эксплуатации автовышки

Во время работы машинист действует согласно сигналам сигнальщика. Если они противоречат общепринятым инструкциям, запрещено проводить указанные операции. Обмен каких-либо сигналов производится только с учетом существующей знаковой сигнализации. Но необходимо запомнить, что знак, останавливающий движение или перемещение техники, должен выполняться в любом случае.

Если автомобильная вышка оснащена лебедкой, с ее помощью запрещено поднимать груз, вес которого больше предельно допустимого. Для обеспечения дополнительной безопасности во время работы машинисту запрещено переходить на неповоротную часть машины. Это может создать аварийную ситуацию, когда он будет зажат между двумя отсеками спецтехники.

Основные требования к безопасности после окончания работ

Инструкция по охране труда вмещает ряд требований относительно окончания рабочего процесса:

  • следует вывести людей из люльки, освободить ее от инструментов, материалов и любых посторонних предметов;
  • стрела перемещается в транспортировочное положение, машина снимается с опор;
  • люлька и другие рабочие узлы устанавливаются в безопасное положение, что определяется руководством к эксплуатации;
  • после окончания всех работ машинист автовышки обязан поставить ее в место, предназначенное для таких целей;
  • после завершения работы кабина закрывается на ключ, который сдается согласно существующему на определенном предприятии порядку;
  • машинист обязан оставлять спецодежду и обувь в специально отведенном для этого месте;
  • при выявлении любых неполадок они фиксируются в вахтенном журнале. Об их наличии необходимо сообщить инженерному персоналу;
  • после окончания работы машинисту следует тщательно вымыть руки и при необходимости принять душ.

Требования безопасности при возникновении аварий

Машинист автовышки обязан прекратить работу машины при выявлении следующих ситуаций:

  • при появлении признаков грозы, сильного ветра, мощность которого превышает указанные в паспорте значения;
  • при недостаточно качественном освещении рабочего места, что способно привести к травматизации работников;
  • при появлении сильного снегопада или тумана, которые снижают видимость и мешают нормальной эксплуатации техники;
  • при выявлении низкой температуры воздуха, которая меньше значений, указанных в техническом паспорте;
  • в случае закручивания канатов лебедки, если такая установлена на автомобильной вышке.

Другие нормативы и требования, касающиеся наступления аварийных ситуаций

Требования охраны труда четко обозначают, что при возникновении каких-либо поломок или аварийных ситуаций машинист обязан известить об этом инженерный персонал, на которого возлагается обязанность содержать ее в исправном состоянии. При несчастном случае следует оказать необходимую помощь пострадавшему и вызвать медиков. О таком происшествии обязательно сообщают руководителю.

Если выявлены признаки пожара, необходимо известить пожарную охрану. При определении источника задымления и огня обязательно используются средства для осуществления пожаротушения, которые должны присутствовать на каждом объекте без исключения.

Автовышка используется для подъема людей и грузов при выполнении высотных работ. Этот вид техники выпускается в различных модификациях, каждая из которых имеет свои конструктивные и эксплуатационные особенности. Общим требованием для всех видов спецтехники является невозможность ее эксплуатации при температуре воздуха ниже 40 градусов. Это вызвано тем, что:

  • ухудшаются смазывающие способности масла;
  • увеличивается его вязкость.

Перед началом эксплуатации автовышки при минусовых температурах проводятся подготовительные операции. Они заключаются в запуске гидросистемы и ее работе на холостом ходу в течение непродолжительного времени. Это дает возможность разогреть масло в гидросистеме подъемника и улучшить его эксплуатационные характеристики. После прогрева должна осуществляться проверка работы всех систем автогидроподъемника.

Перед началом эксплуатации вышки на рабочем объекте следует выполнить ее горизонтирование на выносных опорах. Это позволяет исключить крен или опрокидывание автовышки во время ее эксплуатации.

Работа в жаркую погоду также связана с рядом ограничений. Прежде всего, следует опасаться перегрева масла, увеличения его текучести, уменьшения вязкости. Это приводит к снижению производительности труда за счет сокращения времени работы оборудования. Причиной является необходимость вынужденных простоев техники с целью охлаждения гидравлического масла. В этом случае для выполнения запланированных производственных заданий требуется больше времени. В результате возрастает стоимость аренды автовышки.

Кроме того, в жаркое время года увеличивается количество пыли в воздухе. Она приводит к интенсивному износу электро-, гидрооборудования, и других систем. Поэтому следует уделять особое внимание техническому состоянию гидравлической системы. Необходимо регулярно промывать фильтрующий элемент бака, сетку заливной воронки, осуществлять постоянный контроль состояния штоков гидравлических цилиндров.

Основные требования безопасности

Они заключаются в соблюдении правил безопасной эксплуатации автогидроподъемника. Перед началом эксплуатации машинист должен:

  • Проверить правильность горизонтирования установки и в дальнейшем периодически осуществлять его контроль.
  • Убедиться в исправности приборов безопасности, звуковой сигнализации, пр.
  • Проверить, заперт ли замок, который фиксирует телескопическую стрелу.
  • При выявлении технических неполадок следует немедленно прекратить эксплуатацию техники и организовать проведение ремонтных работ аттестованными специалистами.
  • Строго запрещается использовать спецтехнику в качестве автокрана.

Правилами эксплуатации запрещено устанавливать не предусмотренные технической документацией завода-изготовителя, дополнительные устройства, которые могут увеличить высоту подъема люльки. Для проведения работ на большой высоте следует воспользоваться услугами спецтехники, паспортные данные которой позволяют их выполнять. В этом случае оптимальное решение – аренда автовышки 50 метров. Она позволит обеспечить подъем на необходимую высоту рабочего вместе с комплектом инструментов (стройматериалами), обеспечив его безопасность. Специалисты компаний, предоставляющих спецтехнику в аренду, помогут правильно подобрать автогидроподъемник с учетом индивидуальных особенностей заказа.

skykran.ru

Строительные машины и оборудование, справочник

Устройство автовышек и автогидроподъемников

Основные сведения об устройстве и устойчивости автовышек и автогидроподъемников

Автовышка состоит из телескопической мачты, люльки на оголовке мачты, опорной рамы с дополнительными опорами. Люлька (рабочая площадка) не перемещается в пространстве, из-за чего автовышка имеет ограниченную зону обслуживания. Автовышки смонтированы на базе грузовых автомобилей, обладают высокой мобильностью и используются для обслуживания и устранения аварий осветительной сети, контактных линий городского электротранспорта.Автогидроподъемник имеет рабочее оборудование в виде одного-двух шарнирно сочлененных колен, благодаря чему обеспечивается наклонное перемещение грузов и людей с одного уровня на другой в люльке (рабочей площадке), прикрепленной к оголовку верхнего колена. Корневая часть нижнего колена шарнирно соединена с поворотной платформой. Колена поворачиваются друг относительно друга и платформы на определенный угол с помощью гидроцилиндров и рычагов. Платформа может совершать вращение относительно хордовой части благодаря наличию в конструкции подъемника опорно-поворотного устройства и механизма поворота. Люлька при повороте колен сохраняетвертикаль-ное положение с помощью следящего механизма. Пространственное перемещение люльки осуществляется тремя движениями механизмов: изменением углов наклона нижнего и верхнего колена и вращением платформы. Между опорно-поворотным устройством и лонжеронами базового автомобиля вводится опорная рама с дополнительными опорами для обеспечения устойчивости автоподъемника при работе. Автогидроподъемник оборудован системами управления, приборами и устройствами безопасности.Автовышки и автогидроподъемники относятся к свободностоя-щим грузоподъемным машинам и связаны с подъемом людей. Устойчивость вышек и подъемников обеспечивается увеличением опорного контура АБВГ установкой дополнительных (выносных) опор (рис.141). Степень устойчивости вышек и подъемников определяется соотношением между восстанавливающим Мв и опрокидывающим Мо моментами, выражаемым через коэффициент устойчивости К:К=Мв:Мо > [К],где [К]=1,5 – допустимый коэффициент устойчивости. Коэффициент устойчивости изменяется при изменении положения рабочего оборудования и люльки с грузом.

Рис. 141. Опорный котур и схема сил, действующих на автогидроподъемник.

Если вышка (подъемник) стоит на уклоне в сторону подъемного груза, восстанавливающий момент Мв уменьшается, а опрокидывающий Мо – увеличивается. При определенном уклоне основания, на котором стоит машина, восстанавливающий и опрокидывающий моменты уравниваются, а при дальнейшем наклоне машина может опрокинуться. Коэффициент грузовой устойчивости с учетом действия силы тяжести, инерционных сил и ветрового давления для стоящих на уклоне вышки или подъемника должен быть не менее 1,15. Отношение момента, создаваемого силой тяжести всех частей машины с учетом уклона площадки в сторону опрокидывания (относительно ребра опрокидывания), к моменту, создаваемому ветровой нагрузкой, направленному в ту же сторону, характеризует коэффициент собственной устойчивости. Наибольший уклон, на котором допускается работа вышки (подъемника), равен 3°. Все вышки и подъемники имеют необходимый запас устойчивости, и потеря устойчивости может произойти только при нарушении правил эксплуатации машины (ПБ10-11-92) каждый раз перед началом работы вышки (подъемники) нужно правильно устанавливать на рабочей площадке, чтобы они сохраняли устойчивость.

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Правила безопасной эксплуатации кранов ПБ 10-382-00

Утверждены

Постановлением

Госгортехнадзора РФ

УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.10.2008 N 849-а)

Редакционная комиссия: В.С. Котельников (председатель), Н.А. Шишков (зам. председателя), В.С. Анисимов, Ю.В. Антонов, Ю.И. Гудков, В.Г. Жуков, А.А. Зарецкий, В.В. Зарудный, А.И. Зерцалов, Е.П. Корзников, В.А. Касаткин, А.С. Липатов, Ф.Э. Микушевич, А.В. Манылов, Л.А. Невзоров, В.П. Сапогов, П.И. Стеценко, Н.П. Суворова, В.А. Сушинский, В.Ю. Шадрин.

Ответственные исполнители: В.С. Котельников, Н.А. Шишков, А.С. Липатов, Л.А. Невзоров, В.С. Анисимов, Н.П. Суворова.

Настоящие Правила разработаны на основе Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором России 30.12.1992, и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

При составлении и редактировании Правил были учтены замечания и предложения ряда министерств, ведомств, научно-исследовательских институтов, промышленных предприятий, предприятий-изготовителей, органов Госгортехнадзора и других заинтересованных организаций.

В Правилах изложены нормы, которым должны отвечать изготавливаемые краны, а также требования по установке кранов и по обеспечению безопасности при их эксплуатации.

Настоящие Правила обязательны для исполнения всеми руководящими работниками и ответственными специалистами организаций, занимающихся проектированием, изготовлением, реконструкцией, ремонтом, монтажом, эксплуатацией и диагностированием кранов, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, а также индивидуальными предпринимателями.

Настоящие Правила не нуждаются в государственной регистрации согласно Письму Министерства юстиции Российской Федерации от 17.08.2000 N 6884-ЭР.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

www.ppkstroy.ru

Правильная эксплуатация автовышек | ООО «АГП Эксперт»

Грузовой автоподъемник, или автовышка, представляет собой оборудование, предназначенное для осуществления работ на высоте. Это может быть строительство объектов, сфера логистики, коммунальное обслуживание граждан. Считается, что в определенных областях автовышка играет второстепенную, вспомогательную роль, но есть цели, достичь которых без этой специальной техники не представляется возможным:

  • Монтаж и восстановление ЛЭП и их комплектующих участков. Сюда входят мероприятия по замене проводов, монтажу щитов, проведению линий связи и телекоммуникации, монтаж высотного электрооборудования и систем кондиционирования.
  • Клининг, очистка и ремонт крыш, фасадов зданий, техническое обслуживание систем вентиляции, отопления, кондиционеров, возведение водонапорных и насосных станций, монтаж систем водоснабжения и канализации.
  • Работы в садово-парковых хозяйствах по облагораживанию территорий - обрезка деревьев, приведение в порядок малых архитектурных композиций и построек. Для этого используются автовышки до 35 метров.

Правила работы автовышек глазами специалистов «АГП Эксперт»

В непростых условиях рыночных отношений, подразумевающих высокую конкурентную способность, наша компания научилась находить решения, выгодные всем.

Да, первоочередная задача для нас - поставлять технику, полностью отвечающую вашим требованиям по техническим и эксплуатационным параметрам. Но преследовать только эту цель неправильно с профессиональной точки зрения. Необходимо не просто доставить автовышку по указанному адресу.

Мы берем на себя обязанность по обеспечению организационных моментов, благоприятных для полноценного функционирования техники. Это способствует максимальной продуктивности и результативности нашего сотрудничества и помогает вам экономить деньги, поскольку наша машина работает ровно столько и ровно в том объеме, который вам требуется.

Чтобы достичь этого, при выполнении заказа мы учитываем следующие его детали:

  • топографические, климатические характеристики места работы;
  • фронт предстоящих работ;
  • категория и классификация предстоящих действий;
  • временной промежуток, необходимый для завершения поставленного плана.

После того как вышеозначенные пункты проработаны, мы приступаем к практической части выполнения заказа. Платформа с автоподъемником размещается вдоль стены по ее длине, не выступая на проезжую часть. Безусловно, последнее замечание не касается случаев, когда ведутся электромонтажные работы. Прежде чем отсылать автовышку, наш сотрудник осматривает площадь, на которой она будет установлена, на предмет архитектурных и рельефных особенностей.

Особенное внимание мы уделяем обеспечению безопасности, неукоснительно соблюдая их в соответствии с эксплуатационными характеристиками автоподъемника и общепринятыми требованиями. Наши сотрудники прекрасно осознают, что в противном случае будет подвергнута опасности жизнь не только их самих, но и целой массы людей, работающих в непосредственной близости от автовышки. Главнейшим правилом является неукоснительная фиксация платформы без движения до того момента, пока стрела не будет приведена в нерабочее положение.

Важным моментом успешного завершения любого мероприятия на высоте является знание инструкций по его проведению. Несмотря на общую схожесть рабочих моментов, каждая сфера применения автовышек имеет свои особенности. Поэтому все наши сотрудники непременно тестируются на предмет знания рекомендаций и условий работ в том или ином направлении, проходят периодический инструктаж и знают мельчайшие нюансы, способствующие качественному и оперативному выполнению заказов.

Мы ценим доверие наших клиентов, поэтому их основная масса очень быстро переходит из разовых в разряд постоянных наших партнеров. Безупречная техническая составляющая, грамотный подход к организации работ и демократичные цены - вот основа философии нашей профессиональной деятельности.

При транспортировке техники телескоп должен быть уложен на специальные кронштейны и хорошо закреплен со всех сторон. Когда вышка начинает движение по территории строительной площадки, необходимо помнить, что уклон дороги не должен превышать 3-х градусов, иначе закрепление вышки на одном месте будет не надежным. Также двигаться техника должна со скоростью не выше 15-20 км\ч. При таком движении телескоп нельзя укладывать горизонтально. При этом люлька должна быть пустой, а рабочие не должны приближаться к движущемуся транспорту.

Инструкция по эксплуатации автовышки

Инструкция по эксплуатации автовышки ВИДЕО


Инструкция по эксплуатации автоподъемника

Инструкция по эксплуатации автоподъемника ВИДЕО


Запрещается транспортировать автовышку под высоковольтными линиями электропередач.

При установке или транспортировке автовышки люлька должна быть пустой.Рабочий ни в коем случае не должен находиться внутри нее.

Перед поднятием рабочей площадки убедитесь в том, что замок фиксации телескопа надежно заперт.

При транспортировке автовышки запрещается находиться в непосредственной близости к люльке.

Категорически запрещено работать с автовышкой, если механизм имеет неисправности. Также запрещается самостоятельно проводить ремонт техники, особенно в присутствии других людей на строительной площадке.

Запрещается применять вспомогательные надстройки для увеличения поднятия высоты люльки.

Нельзя прикреплять к автовышке посторонние тросы и канаты, которые служат дополнительной нагрузкой.

Запрещено использовать автовышку в качестве автокрана, для этого есть определенные виды спецтехники.

Запрещено использовать автовышку в целях, не предусмотренных рабочим планом.

Нельзя использовать площадку автовышки, если наклон дороги превышает три градуса.

Опасно устанавливать вышку на краях канав и траншей.

Требования безопасности Ростехнадзора, для высотных работ на автовышке:

Важно соблюдать все требования безопасности Ростехнадзора.

К работе допускаются работники от 18 лет, у них должно быть водительское удостоверение, а также необходим профессиональный навык работы машинистом. Предварительно машинисты проходят медицинские осмотры, специальный инструктаж, стажируются и обучаются всем приёмам и методам работ.

Машинист обязан действовать строго по инструкции, соблюдать все технические требования и выполнять только порученные ему задания. В обязательном порядке проверяется оборудование на исправность, качество креплений, соответствие массы инструментов и людей грузоподъёмности, определяется соответствие уклона местности параметрам, указанным в паспорте изготовителя оборудования.

В случае обнаружения любых признаков неисправности двигателя, оборудования, ухудшении погодных условий, работы на автовышке должны незамедлительно прекращаться.

Соблюдение всех требований и надёжные системы безопасности сводят к минимуму риски при осуществлении работ на автовышках.

Для обеспечения нормальной работы подъемника и правильного его использования необходимо строго соблюдать все изложенные в руководстве требования.

1. До начала работы тщательно изучите настоящее руководство.

1.1 К управлению подъемником допускаются лица, прошедшие специальный курс обучения и имеющие удостоверение на право управления подъемником, выданное квалификационной комиссией.

1.2. Для автовышки, не бывшей в эксплуатации устанавливается обкаточный период в 100 часов работы установки и 1000 км перемещения самого подъемника своим ходом, необходимых для приработки механизмов. Это время также используется для стажировки обслуживающего персонала.

1.3. В течение обкаточного периода запрещается производить резкие реверсы и резкие движения стрелы. Необходимо тщательн следить за состоянием наличия смазки всех трущихся деталей, работой гидросистемы, приборов безопасности и органов безопасности.

1.4. Для обеспечения необходимой сохранности подъемника с момента его изготовления до получения потребителем, производитель осуществляет ряд мер по защите обработанных поверхностей специальными покрытиями или консервирующими составами, по демонтажу и упаковке в отдельную тару легко снимаемых деталей, установленных снаружи подъемника (фары, стоп-сигналы, сигнальные маяки и пр.).

1.5. Подъемники подлежат регистрации согласно нормативно-правовым актам государства, в котором они эксплуатируются.

1.6. Подъемник монтажный стреловой состоит из следующих узлов: шасси автомобильное, опорная рама, поворотная рама, стрела в сборе с люлькой, гидрооборудование, электрооборудование. Также должен быть укомплектован запасными частями, инструментом и принадлежностями в соответствии с настоящим руководством, ведомостью ЗИП и паспортом.

1.7. Автовышка может выполнять следующие действия: подъем стрелы из транспортного положения на максимальнй угол, опускание стрелы из транспортного положения на максимальный угол, выдвижение секций стрелы, поворот стрелы на 360 градусов.

1.8. Подъемник снабжен гидравлическим приводом от шестеренного насоса, приводимого в действие автомобильным двигателем через коробку отбора мощности.

1.9. Для управления автогидроподъемником на пульте оператора имеются пульт выдвижных опор и щестисекционный гидрораспределитель. Рукоятками этого гидрораспределителя производится выдвижение-втягивание и подъем-опускание выдвижных опор.

1.10 Безопасность работы на подъемнике обеспечивается наличием специальной системы блокировки, производящей автоматическое выключение какого-либо маневра при выходе люльки из зоны безопасного поля движения. Кроме указанных выше приборов и систем безопасноcти, подъемник также снабжен устройствами блокировки подъема и поворота стрелы при не выставленном на опоры подъемнике, блокировки подъема опор при рабочем положении стрелы, аварийной остановки двигателя и подачи звукового сигнала с управлением из люльки и пульта оператора, контроля угла наклона вышки при установке на опоры и защиты люльки от перегрузок.

1.11 Автовышка предназначена для подъема на высоту рабочих с материалами и инструментом для целей производства ремонтных, строительных, монтажных, покрасочных и иных работ, а также обслуживания зданий, сооружений и устройств энергетического и коммунального хозяйства. Подъемник может быть применён для спасения людей и материальных ценностей с верхних этажей жилых и коммерческих зданий, сооружений, ангаров и крыш капитальных и временных построек при пожарах и стихийных бедствиях.

1.12 Большинство подъемников изготавливаются в климатическом исполнении "У" (для макроклиматического района с умеренным климатом), категории размещения 1 по ГОСТ 15150, что предполагает работу при температуре окружающего воздуха от -40 до +40 градусов по Цельсию, скорости ветра не более 10 м/сек на высоте до 10 метров.