Основы демократии кратко. Что такое демократия простыми словами

Демократия - с древнегреч. -народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал обществ-го устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демократия связана с гос-вом, а значит с принуждением, и в лучшем случае явл-ся властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

Демократический режим - характеризуется высокой степенью политич. свободы человека, реальным осущ-ем его прав, позволяющим ему оказывать влияние на гос. управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу

Характерные черты демократич. режима:

      Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми.

      Периодическая выборность основных органов гос-ва. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок.

      Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократич.путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства сост. один из основных принципов демократич. гос-ва. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократич., независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правит-ва.

      Равенство прав граждан на участие в управлении гос-вом: свобода создания политич. партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в гос-ве.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзовэ Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч человек.

Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия . Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политич. решений и в контроле за их осущ-ем), а при плебисцитарной демократии возможности политич. влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумами. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона ил другого решения, кот. обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.

Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия . Её суть - граждане избирают в органы власти своих представителей, кот. призваны выражать их интересы в принятии политич. решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.

Демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты: народовластие - т.е. признание народа источником власти, сувереном; правительство основано на согласии управляемых; признание подчинения меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства; гарантии основных прав человека; свободные и честные выборы; равенство перед законом; справедливое судопроизводство; конституционное ограничение правительства; социальный, экономический, идеологический и политический плюрализм.

Есть разные формы правления демократических режимов. Достаточно распространенными формами республиканского правления являются президентская республика и парламентская республика.

В президентской республике (США, Бразилия и др.) президент сосредотачивает в своих руках полномочия главы гос-ва и главы правит-ва. Он избирается прямым голосованием на определенное время. Правительство формир-ся президентом, но зачастую с согласия парламента и несет перед ним ответственность. В президентской республике управление строится на основе жесткого разделения властей: парламент принимает законы, президент управляет. Президент лишен права роспуска парламента, и наоборот, парламент в случае грубого нарушения им конституции или злоупотребления властью может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент). В президентской республике президент имеет право вето на законы, принятые парламентом, кот. м.б. преодолено повторным голосованием.

Парламентская республика (ФРГ, Италия, Эстония) хар-ся верховенством парламента в организации гос. жизни страны. Взаимоотношения законодат. и исполнит. власти строятся на принципе сотрудничества. Президент парламентской республики (если он имеется) явл-ся главой гос-ва, но исполнит. власть сосредоточена у правит-ва во главе с премьер-министром. Правительство формир-ся партией или коалицией партий, получивших большинство депутатских мест в парламенте, оно ответственно перед парламентом. Парламент явл-ся единственным законодат-ным институтом. В современном мире есть 3 главных типа парламентских режимов.

Первый может быть описан как однопартийное большинство в парламенте , т.е. когда одна политическая партия постоянно настолько сильна, чтобы образовать правительство.

Второй тип - это парламентская коалиционная система , когда кабинет министров формируется на основе коалиции (соглашения) различных партий, из кот. ни одна не имеет абсолютного большинства в парламенте. Коалиции могут быть долговременными (бывшая ФРГ) и недолговременными (Италия).

Третий тип парламентского режима часто называют консенсуальным , кот. учитывает существующие особенности регионального или этнического большинства. Это система заранее спланированных компромиссов, т.е. ситуация, при которой защищены права всех групп. Для разрешения каких-либо спорных вопросов стороны создают комиссию из равного количества представителей этих этнических групп и пытаются найти компромисс.

Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

ДЕМОКРАТИЯ

ДЕМОКРАТИЯ

Д. и гос-во не тождеств. понятия. Гос-ва могут быть недемократическими и антидемокра-тическими. Таковы, напр., деспотич. монархии в эпоху рабства, абсолютные монархии в период разложения феодализма, фашистские и полуфашистские гос-ва в эпоху общего кризиса капитализма. Д. представляет собой такую разновидность гос-ва (бурж.-демократич. республика, нар.-демократич. республика, советская республика), к-рое характеризуется офиц. признанием принципа подчинения меньшинства большинству (см. В. И. Ленин, там же, т. 25, с. 428). Но Д. не может быть понята в отрыве от сущности и роли гос-ва, она не должна отождествляться с подчинением меньшинства большинству. Признание гос-вом принципа подчинения меньшинства большинству имеет неодинаковый смысл в антагонистич. обществ.-экономич. формациях и в переходный от капитализма к социализму период. Воля большинства может действит. гос. волей лишь при определ. условиях, связанных с характером собственности на средства произ-ва, с классовым составом общества. Для этого необходимо, чтобы осн. орудия и средства произ-ва находились в руках не ничтожного меньшинства членов общества, а в руках большинства или всего народа. В антагонистич. классовых формациях – рабовладельческой, феодальной и капиталистической – господствует частная собственность на орудия и средства произ-ва. Это определяет характер обществ. и гос. строя и служит гл. причиной господства эксплуататорского меньшинства и подчинения ему большинства. Опыт истории свидетельствует о том, что народ не может властвовать, если его экономич. или внеэкономич. принуждением, или одновременно тем и другим методом заставляют работать на эксплуататорское .

Социалистич. революция, победившая в СССР, а затем в ряде др. стран, превратила осн. орудия и средства произ-ва в обществ. собственность. Благодаря этому стало возможным подлинное народовластие. Д. зависит от форм собственности, от производств. отношений и, в свою очередь, оказывает на них влияние. "Всякая демократия, как вообще всякая политическая (неизбежная, пока не завершено уничтожение классов, пока не создалось бесклассовое общество), служит, в конечном счете, производству и определяется, в конечном счете, производственными отношениями данного общества" (Ленин В. И., там же, т. 32, с. 60).

Для действит. господства воли большинства необходимо, чтобы класс, фактически осуществляющий гос. руководство обществом, один (или вместе со своими союзниками) составлял большинство населения страны. Этого условия нот в капиталистич. обществе, как его не было и в предшествующие капитализму эпохи. Это условие возникает в эпоху диктатуры пролетариата. Для действит. выявления и проведения в жизнь воли большинства необходимо, чтобы гос-во провозгласило и гарантировало права и свободы граждан, обеспечивающие осуществление этой воли в законодательстве, управлении и в др. формах проявления гос. власти. Этого условия нет ни в одном классово-антагонистич. обществе. Оно налицо в условиях диктатуры пролетариата.

Бурж. гос-во признает принцип подчинения меньшинства большинству и устанавливает те или иные политич. (парламенты, органы местного самоуправления и т.п.) и юридич. институты (политич. свободы граждан, равноправие граждан по закону и перед законом и т.п.) для того, чтобы придать своей классовой воле видимость всенар. воли или воли большинства народа. Всякие заявления бурж. идеологов об абстрактной свободе и равенстве без учета характера производств. отношений, классового состава населения и реального соотношения сил в классовой борьбе являются обманом трудящихся. Бурж. гос-во формальным признанием всеобщей свободы и равенства прикрывает фактич. несвободу и экономич. неравенство громадного большинства членов капиталистич. общества и диктатуру буржуазии.

Буржуазия подразделяет права индивида на права человека и гражданина. Индивида, рассматриваемого в связи с т.н. гражданским обществом, называет человеком, а того же индивида, живущего и действующего в политич. сфере, именует гражданином. Это разделение прав индивида вызвано антагонистич. природой капиталистич. общества и характером бурж. гос-ва, к-рое представляет и защищает интересы не общества в целом, а лишь эгоистич. интересы меньшинства его членов – буржуазии. Совр. бурж. политич. деятели и теоретики лицемерно говорят о священности и неприкосновенности прав и свобод человека. Преднамеренно замалчивается то, что целью капиталистич. произ-ва является не удовлетворение материальных и культурных потребностей человека, а извлечение капиталистич. прибыли. Оставляется в тени широко организованный реакцией поход против прав и свобод, завоеванных многолетней борьбой трудящихся. Термином "Д." империалисты обозначают господство империализма на междунар. арене, направленное против народов, действительно свободных или освобождающихся от социального и колониального рабства.

Бурж. Д. в разных странах и на разных историч. стадиях имеет разную степень развития. Свободной конкуренции обычно соответствует Д. в политич. жизни общества, а капиталистич. монополиям – к политич. реакции по всем линиям. В период монополистич. капитализма обостряются классовые противоречия (см. Империализм). Рабочий класс сплачивает все демократич. силы, к-рые противостоят антидемократич. тенденции капитализма. "Та урезанная демократия и то ограниченное социальное обеспечение, которые имеют рабочие при капитализме, были достигнуты и поддерживаются в результате многолетних острых битв" (Фостер У., Превосходство мирового социализма над мировым капитализмом, см. "В помощь политическому самообразованию", 1958, No 8, с. 66). Буржуазия, видя для себя опасность в развитии Д., пытается свести ее на нет насаждением и использованием фактич. привилегий меньшинства и прежде всего таких, как богатства, бурж. образования, связей, а также прямым отказом от Д. Рабочий класс не может безразлично относиться к формам господства буржуазии. Борьба за установление, сохранение и расширение Д. в капиталистич. странах имеет огромное для хода и исхода всей классовой борьбы трудящихся масс. Исход борьбы в совр. эпоху зависит от соотношения классовых сил в капиталистич. странах, на к-рое существ. влияние оказывают рост могущества мировой социалистич. системы и подъем нац.-освободит. движения.

Бурж. Д., будучи великим историч. прогрессом по сравнению с феод. гос-вом, является тем не менее "раем для богатых, ловушкой и обманом для эксплуатируемых, для бедных" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 28, с. 222). Социалистическая революция коренным образом изменяет классовую сущность и содержание Д., переносит центр тяжести с формального признания прав и свобод на фактич. их осуществимость (гарантии Д.) и распространяет демократизм не только на область политич. жизни, но и на все др. сферы обществ. жизни. При капитализме Д. осуществляется исключительно в политич. области и сводится в основном к демократизму выборов в парламенты и органы местного самоуправления. Социалистич. революция устанавливает равноправие всех трудящихся, уничтожает , нац. и расовый гнет, провозглашает право на и отдых, свободу совести в смысле свободы вероисповедания и антирелиг. пропаганды, создает условия для свободной деятельности многочисл. обществ. орг-ций трудящихся – партии, профсоюзов и иных добровольных обществ. Все это означает невиданное расширение Д. для трудящихся. При диктатуре пролетариата демократич. права и свободы реальны и гарантированы. Содержание социалистич. Д. характеризуется постоянным и решающим участием широчайших масс населения страны в политич. жизни, в управлении гос-вом, равноправием граждан и их реальной возможностью пользоваться демократич. правами и свободами: свободой слова, печати, митингов и собраний, шествий и демонстраций, активным и пассивным избират. правом, независимо от пола, нац. и расовой принадлежности.

Орг-ция и деятельность социалистич. гос-ва, коммунистич. партии и др. объединений трудящихся, входящих в систему диктатуры пролетариата, основаны на принципах демократического централизма.

Рабочий класс может осуществить свою диктатуру, только опираясь на демократич. представит. учреждения нового, высшего типа. Классики марксизма дали глубокий тех представит. учреждений, к-рые были созданы Парижской Коммуной 1871. Ленин создал учение о Советах, коренную особенность к-рых он видел, в частности, в том, что депутаты совета, т.е. своего рода парламентарии, "должны сами работать, сами исполнять свои законы, сами проверять то, что получается в жизни, сами отвечать непосредственно перед своими избирателями" (там же, т. 25, с. 396).

Необходимым признаком и обязат. условием социалистич. Д. в переходный от капитализма к социализму период является подавление сопротивления эксплуататоров, степень и формы к-рого различны в разных странах и на разных ступенях их развития и зависят гл. обр. от силы сопротивления свергнутых классов. Отсюда и разнообразие методов подавления. Причем, ни один из них нельзя абсолютизировать. В СССР в переходный к социализму период эксплуататоры лишались избират. прав. С созданием социалистич. обществ. строя Сов. гос-во перешло ко всеобщему избират. праву. Ленин предвидел, что в будущих социалистич. революциях не обязательно будет применяться лишение буржуазии политич. прав. В КНР и др. странах нар. демократии дело обошлось без лишения буржуазии избират. прав, кроме той ее части, к-рая оказывала вооруженное сопротивление новой власти.

Человек социалистич. общества полноправен в хозяйств. жизни общества. Он обладает в сфере произ-ва и распределения материальных благ осн. правами: правом на труд, на отдых, обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, правом личной собственности, правом ее наследования. Социалистич. гос-во, придавая огромное значение этим социально-экономич. правам, ни в какой степени не умаляет роли и значения свобод граждан в др. сферах жизни. Бурж. и правосоциалистич. авторы противопоставляют социально-экономич. права и материальную обеспеченность граждан социалистич. гос-ва их политич. свободе. Многие из них считают США, Англию и нек-рые др. капиталистич. страны эталоном политич. Д. Напр., Г. Стассен в кн. "Человек рожден быть свободным" (Н. Stassen, Man was meant to be free, 1951) изображает США и Англию как бастионы политич. свободы граждан. Однако, говоря о свободе слова, печати, личности, бурж. политики и ученые умалчивают о таких свободах, как свобода народа от эксплуатации, свобода трудящихся от экономич. кризисов, безработицы и бедности. Таких свобод нет в капиталистич. странах. Эти свободы характерны для социалистич. общества.

Социалистич. Д., являющаяся всемирно-историч. прогрессом по сравнению с бурж. гос-вом и бурж. Д., представляет собой полновластие и полноправие трудящихся во главе с рабочим классом. Она отличается последоват. миролюбием. Она противостоит империалистич. войнам, рассматривает их как тягчайшее преступление. "Империалистическая война, – писал В. И. Ленин, – есть тройное, можно сказать, демократии (а – всякая война заменяет "права" насилием; б – вообще есть отрицание демократии; в – империалистическая война вполне приравнивает республики к монархиям), но пробуждение и рост социалистического восстания против империализма н е р а з р ы в н о связаны с ростом демократического отпора и возмущения" (Соч., 4 изд., т. 23, с. 13).

Бурж. Д., во-первых, не исключает междунар. политику капиталистич. монополий, для к-рых характерны "холодная война", подготовка к мировой войне, воен. авантюры, неслыханный нац.-колониальный гнет, удушение и ограбление слабых стран "передовыми" капиталистич. державами; во-вторых, используется капиталистич. монополиями против трудящихся масс, борющихся за . Под покровом защиты Д. бурж. гос-ва осуществляют законодат., административно-полицейские и судебные мероприятия, направленные против движения сторонников мира, прогрессивных орг-ций, разоблачающих подготовку к новой мировой войне, выступающих за запрещение атомного и водородного оружия. Борьба нар. масс за Д., права и свободы неразрывно переплетается с борьбой за мир.

Социалистич. Д. проходит в своем развитии переходный от капитализма к социализму период, период социализма и постепенного перехода от социализма к коммунизму. Закономерностью ее развития является расширение и укрепление, возрастание материальных возможностей и гарантий народовластия и тех свобод и прав, к-рые вытекают из власти народа.

XXI съезд КПСС (1959) отметил, что период развернутого строительства коммунизма в СССР характеризуется всемерным развертыванием социалистич. Д., вовлечением широчайших слоев населения в всеми обществ. делами, повышением роли обществ. орг-ций во всех областях государств., хозяйств. и культурной жизни страны, постепенной передачей обществ. орг-циям ряда гос. функций, усилением гарантий демократич. свобод и прав человека.

Марксизм-ленинизм исходит из того, что Д. как политич. учреждение отомрет при коммунизме с такой же неизбежностью, как и гос-во, "функции общественного управления утратят свой политический характер и превратятся в непосредственное народное управление делами общества" (Хрущев Н. С., О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959–1965 годы, 1959, с. 119), но принципы Д. не исчезнут, а преобразуются. Выполнение обществ. функций, к-рые сохранятся при коммунизме (планомерное и организованное распределение труда, регулирование рабочего времени и др.), будет осуществляться на основе самоуправления трудящихся масс. В обществ. организациях трудящихся полная Д. будет основным началом их самодеятельности. Ленин писал, что в коммунистич. обществе будет "демократия действительно полная, входящая в привычку и потому отмирающая... Полная демократия равняется никакой демократии. Это не , а истина!" ("Марксизм о государстве", 1958, с. 55).

Лит.: Маркс К., Критика Готской программы, М., 1953; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1953; Ленин В. И., Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25; его же, Тезисы и доклад о буржуазной демократии и диктатуре пролетариата 4 марта [на I Конгрессе Коммунистического Интернационала 2–6 марта 1919 г.], там же, т. 28; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же; его же, Речь об обмане народа лозунгами свободы и равенства 19 мая [нa I Всероссийском съезде по внешкольному образованию 6–19 мая 1919 г.], там же, т. 29; его же, Марксизм о государстве, М., 1958; Хрущев Н. С., О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959–1965 годы. Доклад на внеочередном XXI съезде КПСС 27 января 1959 г., М., 1959; Декларация Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран, состоявшегося в Москве 14–16 ноября 1957 года, М., 1957; Мао Цзе-дун, О диктатуре народной демократии, , 1949; О народной демократии в странах Европы. Сб. статей, М., 1956; Песков Е. Б. и Шабад В. Α., Социалистическая демократия и ее "критики", М., 1957; Шкадаревич И. И., Демократия миллионов, М., 1958; Kadlecová E., Socialisticke vlastenectví, , 1957; Bystřina I., Lidová demokracie, Praha, 1957; Flegle Α., Geschichte der Democratie, Bd l – Altertums, Nürnberg, 1880; Glover T. R., Democracy in the Ancient World, Camb., 1927; Сrоiset Α., Les démocraties antiques, P., 1909; Leсkу W. Ε. Η., Democracy and Liberty, v. 1–2, L., 1908; Ruggiero G. de, Storia del liberalismo europeo, Bari, 1925; Воrgeaud С., The rise oi Modern Democracy in Old and New England, L., 1894; Hattersley, Alan F., A short History of Democracy, Camb., 1930, containing bibliography; Allen J. W., A history of Political Thought in the Sixteenth Century, L., 1928; Figgis J. N., Studies of Political Thought from Gerson to Grotius, 2 éd., L.–Edin., 1916; Gooсh G. P., English Democratic Ideas in the Seventeenth century, 2 éd., Camb., 1927.

А. Денисов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ДЕМОКРАТИЯ

ДЕМОКРАТИЯ (от Греч. δημοκρατία-народовластие)-форма государственного устройства, при которой осуществляется народное правление большинства населения в интересах большинства и с помощью большинства. Впервые демократический государственный строй был осуществлен в Древней Греции в Афинах при Солоне (7 в. до н. э.) и развит Клисфеном ( . 6 в. до н. а.) в его “представительном правительстве”-Совете пятисот. Сам “демократия” стал употребляться для обозначения существовавшей в Афинах формы государственного строя позже, примерно с сер. 5 в. Первоначально употреблялось “исономия” (Ισονομία - равенство всех перед законом) и родственные ему “исэгория” (?σηγορία-πавное для всех граждан право говорить в народном собрании и подавать голос), “исократия” (?σοκρατία-πавновластие). Античные авторы (Платон , Аристотель, Геродот) рассматривали эту форму правления как полисное устройство, при котором всю полноту и равенство прав имеют только свободные граждане-уроженцы. Метеки (переселенцы-полуграждане) были существенно ограничены в правах, а рабы никаких прав не имели вовсе.

Демократические свободы Нового времени существенно шире свобод античной республики, основанной на рабстве, т. к. становятся формальным правом каждого, а не привилегией немногих. Особое развитие подзаконности всех граждан, государственных и общественных организаций получила в концепции демократии А. де Токвиля, наиболее влиятельной в современных социально-политических исследованиях. Токвиль понимал под “демократией” не только определенную форму организации общества. По его мнению, это - и процесс, происходящий в обществе. Токвиль впервые предостерегал об опасности сочетания формального равенства и абсолютной власти - “демократического деспотизма”.

Философская основа демократии - соотношение свободы и равенства, как социально-политических ценностей, реальное воплощение которых происходит в соответствующих государственных институтах демократии-прямой или представительной. Последняя сейчас наиболее распространена в виде правового государства с его верховной властью, которая, однако, не распространяется на неотделимые и неотчуждаемые права личности. Гарантией прав личности в таком государстве является разделение властей-законодательной, исполнительной и судебной, децентрализация власти в социально-экономической и культурной сферах (теория “институциональной инфраструктуры” органов власти). При этом защиту прав граждан берут на себя демократические ассоциации - гражданские и политические. Они становятся посредниками между центральной властью и различными слоями общества, представляя интересы последних, отстаивают неотчуждаемое право граждан на независимость и свободную инициативу, которое является подзаконным. Реальному осуществлению прав человека в обществе служат также свобода печати и суд присяжных.

Согласно теоретикам демократии 20 в. (напр., И. Шумпетеру и У. Ростоу), либеральные такие, как уважение к личности и равенство всех людей, свобода слова и печати, свобода совести и т. д., наилучшим образом обеспечиваются именно посредством расширения участия масс в политической жизни. Р. Даль и Ч. Линдблом с помощью “полиархия” проводят более реалистический анализ существующих демократических систем, оставляя в стороне абстрактные демократические идеалы. Реальное воплощение народовластия существенно затруднено прогрессирующей в современном обществе концентрацией экономической власти в руках “властвующей элиты”, создающей олигархическую власти и политики, часто из демократии превращающейся в клептократию.

Лит.: Даль Р. Введение в теорию демократии. М., 1991; Лейпмрт А. Демократия в многосоставных обществах. М„ 1997; Новгородцев П. И. Кризис современного правосознания. М., 1909; Политическая наука: новые направления. М., 1999; Токвиль А. Де. Демократия в Америке. М„ 1992; Шумпетер И. Капитализм, социализм и демократия. М„ 1995; Halt P. R. Governing the Economy: The Politics of Stale Intervention in Britain and France. Cambr., 1986: Huffman G. State, Power and Democracy. Brighton, 1988; f/ordlmser E. n the Autonomy of the Democratic State. Cambr., 1981. Сводная энциклопедия афоризмов


  • Понятие демократии.

    В переводе с греческого "демократия" означает "власть народа" (demos - народ, cratos - власть). Более развернутое определение демократии, ставшее классическим, было дано американским президентом А. Линкольном в его известной геттисбургской речи (1863 г.): правление народа, избранное народом и для народа. Но, несмотря на очевидность трактовки демократии как народовластия, существует ряд проблем, относящихся к содержанию и функционированию демократии. Эти вопросы вызывают серьезные споры, что нашло отражение в появлении разных теорий демократии. Упор делается на ее различные свойства: свободу (либерализм), равенство (марксизм), участие народа в принятии решений (партисипаторная теория, или демократия участия ), конкуренцию за голоса избирателей между элитами (элитарные теории).

    Первое представление о демократии как форме правления возникло в античной Греции. Аристотель определял демократию как "правление всех". Но при рассмотрении истории становления демократии обнаруживается, что понятия "все" и "народ" не всегда совпадали. Из всех существующих в прошлом примеров наиболее демократичной была "первобытная демократия" , где решения принимали все взрослые члены рода или племени.

    В период разложения первобытного общества возникает военная демократия , где народ, иными словами имеющие право участвовать в управлении и осуществлять правосудие, ограничивался только вооруженными мужчинами. В древних Афинах, подаривших миру опыт первой прямой политической демократии , под народом понимались только взрослые свободные мужчины. Именно они имели право лично участвовать в работе народного собрания и голосовать. Женщины, рабы, метеки (лично свободные переселенцы) политических прав не имели. Таким образом, в Афинах демократия распространялась только на несколько тысяч человек. Эта власть была далека от совершенства еще и потому, что подавляла инакомыслие, принимая форму тирании "большинства". Так, афинская демократия приговорила к смерти Сократа, а также могла предать любого непопулярного гражданина остракизму (изгнанию из города сроком на 10 лет). Известно, что из Афин был изгнан полководец и политик Фемистокл со словами: "Ты - лучше нас, а нам не нужно лучших". Этой участи едва избежал и известный сторонник афинской демократии Перикл. Наконец, отметим, что демократия древности существовала за счет института рабовладения. Столь же суженной была категория граждан-народа в средневековых муниципальных демократиях - в феодальных городах-республиках.
    Крупнейшими событиями, заложившими основы демократической тенденции, явились Английская революция (1688 г.), Война за независимость Северной Америки (1775-1783 гг.) и Французская революция (1789 г.). В принятых в этот период документах: Билле о правах (Англия), Декларации независимости и Билле о правах (США), Декларации прав человека и гражданина (Франция, 1791) - были выдвинуты демократические ценности и принципы, которые просматриваются и в современной практике функционирования системы представительства, взаимоотношения ветвей власти и законодательства в области прав человека.
    Но более зрелых форм демократия достигла в середине ХХ в., когда стали реальностью равные для всех слоев общества гражданские и политические права. Отметим, что современная демократия отличается от предшествующих исторических моделей и другими существенными признаками: защитой прав человека, признанием права оппозиции (тех, кто в данный момент остался в меньшинстве) отстаивать свое мнение и критиковать правительство.
    Современные политики подчас злоупотребляют словом демократия. Большинство современных партий содержат в своем названии термин "демократическая". Практически все современные политические режимы, даже авторитарные , претендуют на демократичность. Подобная произвольность в употреблении понятия "демократия" и само разнообразие трактовок ее сущности побуждает отдельных авторитетных ученых сделать вывод, что демократия - это "понятие, решительно не поддающееся определению" 1 . Тем не менее политологи, различные международные организации используют это понятие, согласившись относительно критериев, позволяющих отнести тот или иной режим к демократическому.
    Что представляет собой современная политическая демократия ? В самом общем плане ее можно определить как режим, в котором народ имеет возможность реализовать свою волю непосредственно либо через своих представителей, а власть несет ответственность перед гражданами за свои действия .
    Сущность демократии конкретизируется в определенной совокупности ценностей, институтов и процедур. Рассмотрим основные из них.
    1. Суверенитет народа. Признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет. Признание этого принципа означает, что конституция, форма правления могут быть изменены при всеобщем согласии народа и по установленным, закрепленным в законе процедурам.
    2. Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть рождается из честных выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров. Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.
    3. Всеобщее, равное избирательное право и тайное голосование. Демократические выборы предполагают реальную соревновательность различных кандидатов, альтернативность выбора. Реализация принципа "один гражданин - один голос" раскрывает смысл политического равенства.

    · 4. Гарантия основных прав человека. Права человека характеризуют принципы отношений между государством и гражданами и определяются как свободы. Свобода - это защищенность личности от произвола других людей и власти, защита от нищеты и голода. В преамбуле Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1948 г., описаны четыре свободы: свобода слова, свобода убеждений, свобода от страха и свобода от нужды. Эти, а также другие свободы ассоциируются с несколькими категориями прав.
    5. Гражданские права. Этими правами люди пользуются как частные лица, и они защищают граждан от произвола власти. К ним можно отнести равенство всех граждан перед законом, право на частную жизнь, право не подвергаться пыткам, наказанию без суда, свободу вероисповедания и др.
    6. Политические права дают гражданину возможность участвовать в процессе управления и влиять на принятие решений законодательными и исполнительными органами: право избирать и быть избранным, свобода выражения политических суждений, свобода голосования, право на демонстрации, право на создание политических и общественных организаций, право подавать петиции властям.
    7. Социальные и экономические права. Реализация этих прав - необходимое условие обеспечения политического равенства. Связано это с тем, что провозглашение политического равенства не устраняет сложившейся практики, когда отдельные граждане в силу своего общественного статуса и благосостояния располагают большими возможностями влиять на власть, используя для этого СМИ, непосредственные контакты с правительственными чиновниками, дружеские связи. Реализация социально-экономических прав призвана сгладить имеющееся социальное неравенство и повысить тем самым активность рядовых граждан в политической жизни. Наконец, эти права закрепляют условия жизни, которые выступают своеобразным иммунитетом против страха нужды, например страха перед безработицей, нищетой. Они включают в себя право на достойный жизненный уровень, гарантии социальной защиты, право на образование и участие в культурной жизни, доступ к здравоохранению. Содержание экономических прав зафиксировано в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Они включают в себя право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает, и право на справедливые и благоприятные условия жизни. Реализация этих прав требует подкрепления гарантиями против дискриминации в приеме на работу, в оплате труда по признакам пола, религии, расы или языка. Обеспечение социальных и экономических прав предполагает активность государства в разработке и осуществлении социальных программ.
    Рассматривая перспективы развития демократии, ряд авторов указывает на актуализацию в будущем требований гарантий равенства в сфере экологии 2 .
    Отметим, что свобода слова, свобода печати, доступ к средствам информации рассматриваются демократической общественностью как необходимые условия реализации других прав. Эти свободы позволяют гражданам критиковать правительство, выражать протест против нарушения каких-либо индивидуальных и коллективных прав, участвовать в дебатах по важнейшим общественным проблемам.
    Демократическая практика последних десятилетий характеризуется признанием необходимости гарантировать коллективные права религиозных, этнических и языковых меньшинств. Они включают в себя гарантии против проявления дискриминации в какой-либо форме, а также право на сохранение самобытности. Декларация Генеральной ассамблеи ООН (1992 г.) к этим правам относит следующие: развивать свою культуру, исповедовать свою религию и обряды, использовать для общения свой язык, принимать участие в процессе принятия решений, касающихся этого меньшинства и др.
    Конституция - документ, закрепляющий права и свободы граждан, обязательства государства по защите этих прав и предусматривающий механизм разрешения споров между личностью и государством .
    Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную в построении государственного аппарата позволяет избежать возможности злоупотреблений со стороны любой из ветвей власти.
    Наличие развитой системы представительства (парламентаризма).
    Политический плюрализм . Дает возможность легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям.
    Демократическая процедура принятия решений: выборы, референдумы, парламентское голосование и др.
    Принцип большинства предполагает принятие решений большинством голосов при одновременном признании права меньшинства проявлять несогласие . Меньшинство (оппозиция) имеет право выступать с критикой в адрес правящей власти и выдвигать альтернативные программы, создавать свои объединения.



    В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую и представительную демократию.

    1. Прямая демократия. В прямой демократии между волей народа и ее воплощением в решения нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении и принятии решений. В подобной форме демократия была реализована в Афинском полисе. Известно, что Народное собрание обычно собиралось каждые девять дней для принятия важнейших решений. Подобный вариант самоуправления используется и сегодня в организациях и небольших территориальных сообществах (городах, общинах) в форме собраний, в ходе которых граждане обсуждают проблемы управления, финансирования общественных проектов, социальных программ. Распространенность подобной практики ограничивается территориальным фактором и зависит от того, насколько децентрализован процесс принятия решений. Другой формой прямой демократии является сам процесс выборов, в ходе которых осуществляется волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы государственной власти.

    Законодательство многих стран предусматривает и непосредственные формы участия граждан в законотворчестве - референдумы и инициативные движения.
    Референдум , иногда называемый плебисцитом (в дословном переводе - народное решение), представляет собой прямое голосование народа по важнейшим государственным вопросам. Различают два вида референдумов. Одни из них представляют собой своеобразный опрос мнения, по результатам которого законы не принимаются, но власть должна учитывать его результаты. Например, в марте 1991 г. был проведен Всесоюзный референдум по поводу сохранения СССР в обновленном виде; в апреле 1992 г. - Российский референдум, в ходе которого голосовавшие поддержали политику Президента Б.Н. Ельцина. Результаты референдумов другого рода имеют значение закона. С их помощью утверждаются конституции или поправки к ней, проекты законов. Так, в декабре 1993 г. посредством референдума был одобрен проект новой Конституции России, что обеспечило ее легитимность. Мировой опыт показывает, что вопросы, выносимые на референдум, могут быть самыми разнообразными: замена монархии республикой (Греция, 1974 г.), о независимости какой-либо территории (провинция Канады Квебек, 1995 г.), разрешение разводов и абортов (Италия).
    Инициатива - это процедура, посредством которой граждане предлагают обсудить какой-либо вопрос непосредственно на референдуме либо законодательными органами. Инициатива реализуется через сбор определенного количества подписей граждан в поддержку проведения референдума.
    К другим формам демократического участия, позволяющим гражданам влиять на власть, можно отнести демонстрации, митинги, шествия, обращения во властные структуры всех уровней и в СМИ .

    2. Представительная (репрезентативная) демократия. В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией. Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от народа через процедуру голосования, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и ответственности власти перед народом.

    Демократия (от греч. Demokratia - власть народа) - форма правления государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенством перед законом, предоставлением личности политических прав и свобод. Формой реализации демократии чаще всего выступает республика или парламентарная монархия с разделением и взаимодействием властей, с развитой системой народного представительства.

    Слово «демократия» употребляется в разном значении:

    • - как форма государства;
    • - как политический режим;
    • - как принцип организации и деятельности государственных органов и общественных организаций.

    Когда говорят о государстве, что оно - демократическое, то имеют в виду наличие всех этих значений. Демократия как форма государства возможна в странах с демократическим режимом, а, следовательно, с демократическим принципом организации и деятельности всех субъектов политической системы общества (органы государства, государственные организации, общественные объединения, трудовые коллективы), которые одновременно являются и субъектами демократии. Разумеется, субъектами демократии являются, прежде всего, гражданин и народ. Демократия нигде и никогда не существовала без государства.

    Демократия представляет собой форму государства, характеризующегося следующими основными признаками:

    • 1) признание народа высшим источником власти;
    • 2) выборностью основных органов государства;
    • 3) равноправием граждан и, прежде всего, равенством их избирательных прав;
    • 4) подчинением меньшинства большинству при принятии решений.

    Любые демократические государства строятся на базе этих общих признаков, но степень развития демократии может быть различной. Демократизация общества - это долговременный постоянный процесс, нуждающийся не только во внутригосударственных, но и в международных гарантиях.

    Современные демократические государства дополняются рядом других признаков и принципов, например:

    • 1) соблюдение прав человека, их приоритет над правами государства;
    • 2) конституционное ограничение власти большинства над меньшинством;
    • 3) уважение прав меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение;
    • 4) верховенство закона;
    • 5) разделение властей и др.

    Исходя из современного наполнения демократии качественным дополнительным содержанием, можно дать определение демократии как образца, идеала, к которому стремятся цивилизованные государства.

    Демократия - политическая организация власти народа, при которой обеспечивается: равное участие всех и каждого в управлении государственными и общественными делами; выборность основных органов государства и законность в функционировании всех субъектов политической системы общества; обеспечение прав и свобод человека и меньшинства в соответствии с международными стандартами.

    Признаки демократии:

    • 1. Демократия имеет государственный характер:
      • а) выражается в делегировании народом своих полномочий государственным органам. Народ участвует в управлении делами в обществе и государстве как непосредственно (самоуправление), так и через представительные органы. Он не может осуществлять сам принадлежащую ему власть и делегирует государственным органам часть своих полномочий;
      • б) обеспечивается выборностью органов государства, т.е. демократической процедурой организации органов государства в результате конкурентных, свободных и честных выборов;
      • в) проявляется в способности государственной власти оказывать воздействие на поведение и деятельность людей, подчинять их себе с целью управления общественными делами.
    • 2. Демократия имеет политический характер:
      • а) предусматривает политическое многообразие. Демократия, как, впрочем, и рыночная экономика, невозможна без существования конкуренции, т.е. без оппозиции и плюралистической политической системы. Это находит проявление в том, что демократия выступает принципом деятельности политических партий в борьбе за обладание государственной властью. При демократии учитывается многообразие политических мнений - партийных и других, идеологических подходов к решению общественных и государственных задач. Демократия исключает государственную цензуру и идеологический диктат.

    Законодательства развитых западных государств закрепляют ряд принципов, которыми должен гарантироваться политический плюрализм: 1) общее право голоса;

    • 2) равенство при выборах;
    • 3) тайное голосование;
    • 4) прямые выборы и т.п.
    • б) основывается на политическом равноправии граждан на участие в управлении делами общества и государства и, прежде всего, равенстве избирательных прав. Такое равенство дает возможность выбора между различными политическими вариантами, т.е. политическими возможностями развития.
    • 3. Демократия предусматривает провозглашение, гарантирование и фактическое воплощение прав граждан - экономических, политических, гражданских, социальных, культурных, а равно - и их обязанностей в соответствии с международными стандартами, закрепленными в Хартии прав человека. (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., др.).
    • 4. Демократия предусматривает законность в качестве режима общественно-политической жизни. Режим общественно-политической жизни выражается в требованиях ко всему обществу - ко всем субъектам политической системы и, прежде всего, к государственным органам - учреждаться и функционировать на основе строгого и неуклонного исполнения правовых норм. Каждый орган государства, каждое должностное лицо должны иметь столько полномочий, сколько необходимо, чтобы создать условия для реализации прав человека, их охраны и защиты.
    • 5. Демократия предполагает взаимную ответственность государства и гражданина, которая выражается в требовании воздерживаться от совершения действий, нарушающих их обоюдные права и обязанности.
  • 14. Форма правления.
  • 15. Форма государственного устройства.
  • 16. Государственный режим.
  • 17. Демократия и ее основные формы.
  • 18. Снг: политические и правовые аспекты.
  • 19. Функции государства и правовые формы их осуществления.
  • 20. Эволюция функций государства на современном этапе.
  • 21. Понятие и структура механизма государства.
  • 22. Понятие и виды органов государства
  • 23. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
  • 24. Разделение властей: теория, опыт, проблемы.
  • 25. Понятие и структура политической системы общества. Виды политических систем.
  • 26. Место и роль государства в политической системе общества.
  • 27. Государство и общественные объединения.
  • 28. Государство и церковь.
  • 29. Государство и экономика.
  • 30. Правовое государство в историко-правовой мысли.
  • 31. Сущность и основные черты правового государства
  • 32. Проблемы и пути формирования правовой государственности в России.
  • 33. Социальное государство: понятие и функции.
  • 34. Гражданское общество: понятие и принципы.
  • 35. Государство и право: соотношение и взаимосвязь.
  • 36. Основные подходы к пониманию права.
  • 37. Сущность и основные содержательные признаки права.
  • 38. Принципы права: понятие и классификация.
  • 39. Функции права.
  • 40. Понятие и виды социальных норм.
  • 1. Никто, кроме органов законодательной власти, не вправе принимать или отменять законы.
  • 3. Закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специально уполномоченного на то органа законодательной власти.
  • 1. Конституция, в отличие от других законодательных актов, имеет основополагающий характер.
  • 2. Конституция является ядром системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер.
  • 3. Конституция обладает высшей юридической силой и верховенством.
  • 4. Конституция, в отличие от текущего законодательства, характеризуется стабильностью.
  • 1. Общие подзаконные акты.
  • 45. Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России.
  • 46. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.
  • 47. Права и свободы человека и гражданина: понятие, система.
  • 48. Гарантии правового статуса личности. Международная защита прав человека.
  • 49. Понятие и признаки нормы права.
  • 50. Структура нормы права.
  • 51.Соотношение норм права и статьи нормативного акта.
  • 52. Классификация норм права.
  • 53. Понятие и структура системы права.
  • 54. Правовая система общества: понятие, структура, функции.
  • 55. Типология правовых систем.
  • 56. Международное право и национальные правовые системы.
  • 57. Правотворчество: понятие, принципы и функции.
  • 58. Виды правотворчества. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
  • 59. Действие нормативно-правовых актов во времени и пространстве, по кругу лиц.
  • 60. Понятие, приемы и основные требования юридической техники.
  • 61. Систематизация законодательства.
  • 62. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь.
  • 63. Правовые отношения: понятие, структура и виды.
  • 64. Субъективные права и юридические обязанности.
  • 65. Юридические факты: понятие, виды и их роль в реализации норм права.
  • 66. Понятие, формы и методы реализации права.
  • 67. Применение права как особая форма его реализации.
  • 68. Акты применения права: понятие, особенности и виды.
  • 69. Пробелы в праве и способы их восполнения и преодоления.
  • 70. Толкование права: понятие и функции.
  • 71. Виды и способы толкования.
  • 72. Акты толкования права: понятие, особенности, виды.
  • 73. Юридическая практика: понятие, типы, функции.
  • 74. Эффективность действия права.
  • 75. Понятие и основные элементы механизма правового регулирования.
  • 76. Предмет, пределы и метод правового регулирования.
  • 77. Правовые режимы: понятие и виды.
  • 78. Правовые стимулы и правовые ограничения.
  • 79. Юридические коллизии и способы их разрешения.
  • 80. Правовое регулирование и правомерное поведение.
  • 81. Понятие и принципы законности.
  • 82. Понятие правопорядка. Соотношение правопорядка, общественного порядка и законности
  • 83. Конституционная законность и судебный конституционный контроль.
  • 84. Правонарушение: понятие, состав и виды.
  • 85. Природа и причины правонарушений в обществе.
  • 86. Злоупотребление правом
  • 87. Понятие, основание и виды юридической ответственности.
  • 88. Юридическая ответственности и другие меры государственно-правового принуждения.
  • 89. Правосознание и правовая культура
  • 90. Деформация правосознания: понятие, формы и пути преодоления
  • 17. Демократия и ее основные формы.

    Демократия (от греч.demos– народ и сratos– власть: власть народа, народовластие).

    В современном значении демократия – это прежде всего единство воли и силы народа, материализуемых во всех формах государственно-политической организации общества. Она характеризует состояние власти народа. выражаемое в конституционных основах, механизме и функциях государства, в жизнедеятельности других элементов политической системы общества, в статусе и образе жизни каждого гражданина, каждой личности. Это – власть всех и каждого, осуществляемая как непосредственно, так и через государственные и иные политические структуры.

    Под непосредственной демократией понимается прямое волеизъявление народа или его части, непосредственное решение ими вопросов государственной и общественной жизни или выражения мнения по этим вопросам. Институты (формы) непосредственной демократии:

    - свободные выборы – форма реализации избирательного права путем участия в избирательной кампании;

    - собрания (сход) граждан – форма непосредственной (прямой) демократии в муниципальном образовании для решения вопросов местного значения;

    - митинги – массовые собрания для обсуждения политических и других актуальных вопросов текущей жизни, в поддержку каких-либо требований, для выражения солидарности или протеста;

    - демонстрации – выражение общественных настроений, требований, солидарности или протеста путем устройства массовых шествий, митингов и т.п.;

    - пикетирование – выражение протеста против чего-либо (обычно перед правительственными учреждениями) в виде патрулирования;

    - индивидуальные или коллективные обращения в гос.органы или органы местного самоуправления.

    Представительная демократия – это участие народа в управлении государством, осуществление принадлежащей ему власти, через систему представительных выборных органов. Представительные органы избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных представителей – народных депутатов. Ее назначение – способствование подконтрольности государства народу.

    18. Снг: политические и правовые аспекты.

    К началу 90-х годов сложились новые механизмы регулирования общественных отношений, новая обстановка, способствующая интеграционным процессам. Это новый этап развития государств. В ряде сфер интеграции стала ощущаться потребность в более тесной связи экономических и политических факторов.

    Далеко не все интеграционные процессы шли гладко, без осложнений. Это проявлялось, прежде всего, в различии подходов государств-членов к определению приоритетов в политике объединений, темпов и способов её реализации. Следует заметить, что не все страны к 90-м годам имели одинаковые возможности, отдельные государства характеризовались наличием оппозиционно настроенных кругов. И все же понимание того, что потенциал интеграции нужно использовать в большем объеме, стало преобладающим в правительственных кругах европейских стран.

    Соглашение о создании Содружества Независимых Государств подписано 8 декабря 1991 года руководителями Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины. Участники Соглашения констатировали, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование. Договаривающиеся Стороны образовали Содружество Независимых Государств. В Соглашении сформулированы основные направления и принципы сотрудничества, определена сфера совместной деятельности, реализуемая на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества. Договаривающиеся Стороны гарантировали выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР. Протокол к соглашению о создании СНГ подписан главами одиннадцати государств 21 декабря 1991 года в Алма-Ате. Он является составной частью подписанного 8 декабря 1991 года Соглашения о создании Содружества и определяет, что все эти одиннадцать стран на равноправных началах образуют СНГ (Грузия присоединилась к Содружеству Независимых Государств в декабре 1993 года в соответствии с Решением Совета глав государств СНГ).

    Алма-Атинская Декларация подписана 21 декабря 1991 года руководителями одиннадцати государств. В документе отмечена приверженность целям и принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, заявлено, что взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе. Подтверждена приверженность сотрудничеству в создании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков. Государства - участники Содружества гарантировали, в соответствии со своими конституционными процедурами, выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР.

    Устав Содружества Независимых Государств принят Советом глав государств Содружества 22 января 1993 года в Минске. В Уставе Содружества определены условия членства государств в СНГ, сформулированы цели и принципы межгосударственного сотрудничества, взаимодействия в экономической, социальной и правовой областях, межпарламентских связей, закреплено суверенное равенство всех его членов. Подчеркнуто, что входящие в СНГ государства являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Членом Содружества может стать государство, разделяющее цели и принципы Содружества и принявшее на себя обязательства, содержащиеся в Уставе СНГ, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов. Государства-члены Содружества строят свои взаимоотношения в соответствии с принципами уважения суверенитета и независимости, нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела, верховенства международного права в межгосударственных отношениях, учета интересов друг друга и Содружества в целом.

    Правила процедуры Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств утверждены Решением Совета глав государств 17 мая 1996 года. Решение подписали президенты всех государств - участников СНГ. Правила процедуры определяют порядок работы Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества, организацию их заседаний, а также процедуру подготовки и принятия документов, вносимых на их рассмотрение.

    Символика Содружества Независимых Государств. Главы государств 19 января 1996 года приняли Решение о Положении о флаге Содружества Независимых Государств и Решение о Положении об эмблеме Содружества Независимых Государств.

    Выше приведенные документы являются основополагающими, декларирующими основные принципы Содружества. Более детально деятельность Содружества регламентируется огромным количеством подписанных соглашений, они также описывают и процедуры претворения договоренностей в жизнь.

    Практически все Соглашение целиком и первый раздел и преамбула Устава СНГ называют принципы и цели в соответствии с которыми будет строиться Содружество. Устав раскрывает и дает более детальное толкование данных принципов:

    Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства-члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.

    Содружество служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами.

    Содружество намеревается действовать в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями Устава Организации Объединенных Наций, хельсинкского Заключительного акта и другими документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

    Содружество будет стремиться обеспечить общими усилиями экономический и социальный прогресс своих народов.

    Содружество будет развивать сотрудничество между собой в обеспечении международного мира и безопасности, а равно в целях поддержания гражданского мира и межнационального согласия.

    Содружество желает создать условия для сохранения и развития культур всех народов государств-членов.

    Содружество стремится совершенствовать механизмы сотрудничества в Содружестве и повышать их эффективность.

    Содружество отказывается от применения силы, экономических или любых других методов давления, урегулирования спорных проблем согласительными средствами, других общепризнанных принципов и норм международного права.

    Целями Содружества являются:

    Осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

    Всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

    Обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;

    Сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;

    Содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

    Взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

    Мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

    Официальным место пребывания координирующих органов содружества является город Минск.

    Высшим органом является Совет глав государств, который собирается на заседание раз в два года. Следующим по силе органом является Совет глав правительств. Совет глав государств и Совет глав правительств создают рабочие и вспомогательные органы, как на постоянной, так и на временной основе.

    Существуют также органы, координирующие отдельные, особо важные сферы деятельности государств-членов. Это Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны и Совет командующих пограничными войсками.

    Особым органом содружества является Координационно-консультативный комитет. Помимо координационных функций он также наделен исполнительными полномочиями. Координационно-консультативный комитет является постоянно действующим органом.