Основные виды структуры правовой нормы. Нормы права: понятие, признаки и виды. Структура правовой нормы

Право представляет собой сложную и многообразную систему юридических норм, общих правил поведения, распространяющихся на большой круг лиц и ситуаций и функционирующих относительно длительный период времени.

Норма права (юридическая норма) выступает одной из наиболее важных разновидностей действующих в обществе социальных норм. Поэтому правовой норме присущи качества, характерные для всякой социальной нормы как регулятора общественных отношений.

Однако правовая норма имеет и отличительные особенности. В частности, она является критерием правомерности поведения субъектов, который весьма четко обозначен и конкретен. Норма права есть модель поведения и как таковая определяет границы возможных и должных поступков в тех или иных отношениях и тем самым обеспечивает меру свободы индивида.

Государственно-властное веление, получившее логически завершенное, формально определенное закрепление в официальном тексте, выступает в качестве нормативного предписания. Специфичность правовой нормы проявляется в том, что она принимается государственными органами (парламентом, президентом, правительством, министерствами, ведомствами, губернаторами и др.) либо органами местного самоуправления, общественными организациями, но с санкции государства (делегированное правотворчество).

Социальное назначение правовых норм определяется их регулирующей ролью. Нормы призваны закреплять и стимулировать необходимые и желательные для общества и государства отношения, охранять от нарушений и воздействовать на социально нежелательные связи в целях ограничения, вытеснения, устранения этих нарушений.

Характерная особенность нормы права состоит в том, что она отражает наиболее важные, основные, существенные свойства, которые неизбежно повторяются, присутствуют во всех конкретных правоотношениях, возникающих на основе этой нормы права. Возьмем, к примеру, одно из наиболее распространенных отношений - купли-продажи. В такие отношения ежедневно вступают миллионы граждан, организаций, учреждений, предприятий для удовлетворения своих непосредственных нужд и потребностей. И тем не менее все многообразие указанных правоотношений купли-продажи, осуществляемых в магазинах, киосках, на рынках, а также субъектов и объектов этих правоотношений полностью охватывается несколькими статьями ГК РФ.

Индивидуальные черты граждан, организаций, учреждений, предприятий полностью исчезают в таких абстрактных понятиях, как "покупатель" и "продавец". Все многообразие материальных предметов в норме права понимается как товар, выступающий объектом договора купли-продажи. Юридически значимыми признаются действия покупателя, выраженные в желании купить понравившуюся ему вещь и обязанности уплатить ее стоимость. От продавца требуется совершение действий по передаче покупки покупателю, оплатившему ее стоимость (В.М. Сырых).

Благодаря тому что норма права отражает наиболее важные свойства общественных отношений, она и приобретает способность быть их регулятором.

Таким образом, норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

Юридическая норма - первичная клеточка права, исходный элемент его системы. Поэтому естественно, что данной норме свойственны основные черты права как особого социального явления.

Из этого не следует, что понятия "право" и "норма права" соотносятся между собой как целое и часть.

К признакам нормы права относят:

1) общеобязательный характер - она воплощается в безличностное, неперсонифицированное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретным индивидам, а всем субъектам - физическим и юридическим лицам;

2) формальная определенность - выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего она призвана четко и строго определять рамки деяний субъектов;

3) связь с государством - устанавливается государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением, наказанием, стимулированием;

4) предоставительно-обязывающий характер - представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;

5) микросистемность - правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимосвязанных, взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.

Предоставительно-обязывающий характер правовых норм означает, что норма права - двустороннее правило поведения, которое не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанности без прав. Так, Уголовно-процессуальный кодекс РФ наделяя следователя, лицо, производящее дознание, суд правом вызова обвиняемого (подсудимого), одновременно возлагает на последнего обязанность явки.

С одной стороны, норма права предоставляет свободу действий, направленных на удовлетворение интересов управомоченного лица. Что такое право собственника? Это есть свобода лица-собственника в полном объеме владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью.

С другой стороны, норма права обязывает совершать или не совершать определенные действия, ограничивая тем самым свободу отдельных лиц. Это весьма важная составляющая правовой нормы, ибо если представить, что свобода лица ничем не ограничена, то при таком порядке вещей вообще не может быть речи о праве и юридической норме. Таким образом, норма права сочетает в себе предоставление и одновременно ограничение внешней свободы субъектов в их взаимных отношениях. Предоставительно-обязывающий характер правовой нормы позволяет удовлетворять интересы управомоченных лиц через действие лиц обязанных.

Следовательно, субъективные права и юридические обязанности, установленные в правовой норме, корреспондируются: выполнение обязанностей одной стороной влечет использование прав другой стороной.

Вот почему можно назвать благими пожеланиями те права, которые не обеспечены реальными обязанностями соответствующих лиц.

Предоставительно-обязывающий характер не у всех юридических норм выражен одинаково:

четко он виден прежде всего в регулятивных нормах (гражданских, трудовых, семейно-брачных и т.п.), в которых фиксируются как права, так и обязанности субъектов;

в охранительных же нормах (уголовных, административных и т.д.) больше делается упор на воплощение запретов и обязанностей;

в декларативных и дефинитивных нормах предоставительно-обязывающий характер выражен слабо, ибо они не являются конкретными правилами поведения.

При рассмотрении предоставительно-обязывающего характера юридических норм важно иметь в виду, что права и обязанности не всегда могут содержаться в одной статье нормативного акта. Нередко право закреплено в одной статье, а обязанность - в другой статье этого же нормативного акта или даже в статье иного нормативного акта.

Кроме того, в статье закона могут конкретно указываться только права, а обязанности подразумеваться, вытекать из содержания закона. Может быть и наоборот, когда указываются лишь обязанности, а права подразумеваются.

Вместе с тем предоставительно-обязывающий характер юридической нормы проявляется и в том, что одно и то же лицо обладает одновременно как правами, так и обязанностями, ибо каждый субъект выступает носителем и того, и другого. Данный признак - своеобразное воплощение такого принципа права, как единство прав и обязанностей.

Норма права – общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Признаки.

    Общеобязательность. Государство адресует норму права не конкретным индивидам, а всем субъектам - физическим и юридическим лицам;

    Формальная определенность. Выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего она призвана четко и строго определять рамки деяний субъектов;

    Связь с государством. Устанавливается государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением, наказанием, стимулированием;

    Представительно-обязывающий характер. Представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;

    Микросистемность.Правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимосвязанных, взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.

Структура правовой нормы - логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах:

1. гипотеза - указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств;

2. диспозиция - содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам;

3. санкция - указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер Штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф...).

    Виды правовых норм.

Правовая норма – это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Основания для классификации правовых норм:

    По субъектам правотворчества.

    1. Нормы, исходящие от государства (законы, постановления правительства…);

      Нормы, исходящие от гражданского общества (референдум…).

    По социальному назначению и роли в правовой системе.

    1. Учредительные. Отражают основы общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества;

      Регулятивные.Направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей:

Управомочивающие;

Обязывающие;

Запрещающие;

      Охранительные. Фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания;

      Обеспечительные. Содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования;

      Декларативные. Включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления;

      Дефинитивные. Формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий;

      Коллизионные. Призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями;

      Оперативные. устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.

    По предмету правового регулирования.

    1. Нормы конституционного права;

      Нормы гражданского права;

      Нормы уголовного права и др.

    По методу правового регулирования.

    1. Императивные.Имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении;

      Диспозитивные. Носят автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях;

    По сфере действия.

    1. Нормы общего действия. Распространяются на всех лиц и функционируют на всей территории государства.

      Нормы ограниченного действия. Действуют на определенной территории. Например, областной закон, изданный субъектом федерации.

      Локальные. Действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

      Понятие и виды форм (источников) права.

    Источник (форма) права – это сила, создающая право. Такой силой прежде всего является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

    Источник (форма) права – есть внешнее выражение права.

    Юридическая литература выделяет четыре основных источника права.

      Нормативный акт;

      Правовой прецедент (судебный и административный);

      Правовой обычай;

      Правовой договор.

    В разные исторические периоды выделялись также иные источники права.

      Правовая доктрина;

      Религиозные догмы;

      Общие принципа права.

    Нормативный акт – доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

    1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

    2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

    3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.

    4. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.

    Нормативный акт – это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

    Судебный прецедент – это решение судебного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении таких же или аналогичных дел. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов.

    По отношению к закону прецедент находится в «подчиненном» положении. То есть если законодательный акт принят уполномоченным на то органом и в соответствии с установленной процедурой, он должен признаваться и применяться судами. Сам суд, создавая прецедент, должен действовать в строгом соответствии с законом.

    Правовой обычай – это санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения. Правовой обычай является древнейшим источником права.

    Главные признаки правового обычая, что отличает его от неправового обычая, заключаются в том, что правовой обычай признается государством и обеспечивается силой государственного принуждения.

    Правовой договор – это соглашение двух или более сторон, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы в пределах их компетенции. Пример – договор об образовании СССР от 30.12.1922.

    Правовая доктрина – наука (теория, концепция или идея), которые во всех без исключения случаях используются в правотворческом и правореализующем процессе.

    Религиозные догмы. Такие источники права наиболее характерны для мусульманского права, в целом имеющего религиозную основу. В первую очередь следует назвать Коран и Сунну. Коран - это священная книга, представляющая собой собрание обрядовых и юридических установлений, речей и заповедей Мухаммеда - пророка Аллаха; Сунна - это жизнеописания пророка Мухаммеда, своего рода итог толкования Корана. Во-вторых, источниками мусульманского права являются иджма и кияс. Иджма - единое соглашение мусульманского общества; кияс – суждение по аналогии.

    Общие принципа права. В некоторых странах своеобразным источником права признаются отправные, исходные начала правовой системы. Так, юристы стран как континентального, так и общего права в отсутствие законодательной нормы, обязательного прецедента или обычая могут ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной направленности права.

      Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды.

    Нормативный акт - это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

    Все нормативные правовые акты являются государственными по своему характеру. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер, в них содержится и через них преломляется государственная воля. За нарушение велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, наступают правовые последствия.

    Признаки.

      Нормативный характер;

      Является результатом правотворчества;

      Общеобязательность;

      Оформление в виде официального документа;

      Определенный порядок группировки правовых норм.

    Виды (по юридической силе).

      1. Федеральные конституционные законы;

        Федеральные законы;

        Законы субъектов РФ.

    1. Подзаконный акты.

      1. Указы Президента РФ;

        Постановления правительства РФ;

        Приказы, инструкции, положения федеральных органов исполнительной власти;

        Акты органов государственной власти субъектов РФ;

        Муниципальные акты;

        Локальные акты.

    Виды (по правовому положению субъекта правотворчества).

      Нормативные акты государственных органов;

      Нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

      Нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

      Нормативные акты, принятые на референдуме.

    Виды (по сфере действия).

      Общефедеральные;

      Нормативный акты субъектов РФ;

      Нормативные акты местного самоуправления;

      Локальные нормативные акты.

    Виды (по сроку действия).

      Неопределенного срока действия;

      Норма права (правовая, юридическая норма) это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное (санкционированное) и обеспеченное государством, закрепленное в официальных источниках, направленное на урегулирование общественных отношений.

      Выделяют следующие признаки правовых норм:

      1. Норма права на государственном уровне регулирует наиболее важные общественные отношения . При этом закрепляются, как правило, уже сложившиеся отношения, хотя может задаваться и направление развития общественных отношений

      2. Это форма определения и закрепления прав и обязанностей . Различные субъекты правоотношений обычно обладают комплексом прав и одновременно несут большое количество обязанностей. Не может быть прав без обязанностей, и нет обязанностей без прав.

      3. Норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера . Она указывает: каким образом, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и государства и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; носит общий характер, выступает в качестве одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

      4. Это формально-определенное правило поведения . Внутренняя определенность проявляется в содержании нормы, т.е. объеме прав и обязанностей и четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность выражается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа.

      5. Норма права естьправило поведения, гарантированное государством в случаях нарушения существует возможность государственного правового принуждения.

      6. Системность нормы проявляется в ее структурном построении, в специализации и объединении норм различных отраслей и институтов права.

      Структура правовой нормы. Норма представляется собой сложное образование, структурно состоящее из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

      Гипотеза – часть нормы, которая содержит указание на условия или обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется норма. Например, в случае рождения ребенка возникает право на получение единовременного пособия по рождению ребенка. Гипотезой здесь выступает рождение ребенка.

      Диспозиция – это само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. В этой части нормы содержатся права и обязанности субъектов, т.е. она определяет меру дозволенного и должного поведения. В приведенном выше примере диспозиция – право на получение пособия.

      Санкция – часть нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. Эти последствия могут быть различного характера: наказание (мера ответственности) в виде выговора, штрафа, ареста, лишения свободы и т.д.; различного вида меры принуждения (предупредительные – привод, арест имущества; меры защиты – восстановление незаконно уволенного работника на прежней работе, взыскание алиментов) и др.

      Идеальная норма содержит все элементы структуры нормы права. Между тем не всегда в нормативных актах закреплены все элементы, иногда они подразумеваются.

      Существует достаточно большое количество видов правовых норм , классифицируются они по различным основаниям. В частности, юридические нормы делятся на: общие и специальные; материальные и процессуальные; регулятивные и охранительные; альтернативные, бланкетные, отсылочные и т.д.

      По методу правового регулирования выделяются:

      Императивные нормы имеют властно-категоричный характер, не допускающий каких-либо отклонений в поведении. Они содержат один вариант действий, свободы выбора у субъектов не существует. Такие предписания содержат, например, нормы уголовного права – на всех субъектов возлагается обязанность воздерживаться от совершения деяний, которые уголовный закон определяет в качестве преступных.

      Диспозитивные нормы устанавливают тот или иной вариант поведения, при этом предоставляют участникам отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей. То есть субъектам предоставляется достаточно свободы договориться друг с другом о правах, обязанностях и их объеме. Если они не достигли соглашения, то должны следовать предписаниям обязательного варианта поведения. Такие нормы содержатся преимущественно в гражданском праве, но их достаточно большое количество и в семейном, трудовом праве. К диспозитивным нормам относится, например, такое правило трудового законодательства: если по истечение срока трудового договора трудовые отношения продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, то действие договора считается продленным на неопределенный срок.

      Регулирование общественных отношений осуществляется посредством системы социальных норм: нормы морали, нормы нравственности, религиозные нормы, нормы права. Последним из них принадлежит особая роль, поскольку за ними стоит механизм государственного принуждения.

      Норма права - общеобязательное, формально определенное правило поведения, устанавливаемое и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

      Признаки нормы права:

      1) общеобязательность – властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;

      2) формальная определенность – нормы выражаются в письменной форме в официальных документах;

      3) связь с государством – норма устанавливается государственными органами и обеспечивается принуждением и убеждением;

      4) предоствительно – обязывающий характер- норма не только предоставляет одним субъекта права, но и возлагает на других субъектов обязанности;

      5) микросистемность – норма состоит из трех взаимосвязанных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, которые образуют структуру правовой нормы.

      Гипотеза представляет собой условие действия нормы, т.е. устанавливает, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом поведения. Например, имея право на пенсионное обеспечение по возрасту, его реализация возможна только по достижении установленного законом возраста.

      Диспозиция показывает, каким может быть и должно быть поведение социального субъекта при наличии условий, указанных гипотезой. Следовательно, диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей.

      Санкция - последствия действия нормы. Различают позитивную и негативную разновидности санкции. Позитивная санкция связана с системой поощрений (например, выплата премии, награждение орденами и медалями), а негативная - с системой мер государственного взыскания, которые могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией.

      Нормы права группируются в отдельные части - отрасли, институты.

      Отрасль права - это совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений (конституционное, уголовное, гражданское право).

      Институт права - совокупность норм, регулирующих узко однотипные отношения в рамках отрасли. В качестве примеров конституционных институтов можно назвать институт гражданства, институт народовластия; в рамках международного публичного права - институт правопреемства, институт признания, институт ответственности и др.

      3. Понятие и виды источников (форм) права .Нормативно - правовой акт: понятие и виды.

      Источники права различаются в трех смыслах: материальном (отражает первооснову права), идеологическом (правовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины, под воздействием которых создается право) и формально-юридическом (внешняя форма выражения и существования правовых норм).


      Выделяют 4 основные формы (источники) права:

      1) нормативный акт - это принятый в установленном порядке уполномоченным на то органом письменный, официальный документ, содержащий предписания общего характера и постоянного действия, и рассчитанный на многократное применение.

      2) правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям;

      3) юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространено в странах англо – саксонской правовой системы – США, Великобритания);

      4) нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (Федеративный договор 1992 г.).

      Особое место в этой системе занимает нормативно - правовой акт.

      Нормативно-правовые акты обладают определенной юридической силой, которая характеризует место нормативно-правового акта в системе законодательства. С этих позиций все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

      К законам относятся: Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации;

      К подзаконным актам относятся: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы, инструкции, положения министерств и ведомств, государственных комитетов, решения местных органов власти и управления, локальные нормативные акты.

      Нормативно-правовые акты подлежат официальному опубликованию, которое выражается в помещении полного текста нормативного акта в официальном издании (либо в информационном бюллетене «Собрание законодательства Российской Федерации», либо в «Российской газете»).

      Нормативно-правовые акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы действия.

      Действие нормативно - правового акта во времени обусловлено вступлением его в юридическую силу и утратой юридической силы.

      Согласно ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ и актов палат Федерального Собрания РФ», перечисленные нормативные акты вступают в силу одновременно на всей территории нашего государства через 10 дней после их официального опубликования.

      Нормативно-правовые акты прекращают свое действие во времени:

      По истечении срока, заранее установленного в самом нормативном акте (например, федеральный закон о федеральном бюджете действует только в течение одного финансового года);

      В случае их отмены;

      При замене данного акта другим, устанавливающим новые правила регулирования этих же общественных отношений.

      Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.

      Придание закону обратной силы возможно в 2-х случаях:

      1) если в самом законе об этом сказано;

      2) если закон смягчает или устраняет ответственность.

      Действие нормативно-правого акта в пространстве связано с распространением его на всю территорию государства или только на ее часть.

      Действие нормативно-правового акта по кругу лиц означает по общему правилу распространение его на всех субъектов, находящихся в рамках территориальной сферы действия того или иного акта (граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства).

      4. Система российского права и отрасли права

      Систематизация - это сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

      Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) институт права.

      Отрасль права обусловлена качественной однородностью той или иной сферы общественных отношений.

      Общая характеристика отраслей российского права предпринята с целью показать, что каждая отрасль занимает особое положение в общей системе, отличается от других отраслей и тем самым доказывает и оправдывает свое право на самостоятельное существование.

      Конституционное право - ведущая отрасль, определяемая как совокупность юридических норм и институтов, регулирующих наиболее важные, исходные государственные отношения. В круг ее «ведения» входят такие вопросы, как основы конституционного строя, правовой статус человека и гражданина, федеративное устройство, формирование и структура представительной, исполнительной и судебной власти, принципы их деятельности и др.

      Главным нормативным актом этой отрасли является Конституция Российской Федерации, выступающая отправной базой для всего текущего правотворчества.

      Административное право регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц (правительства, министерств; ведомств, президентских структур, предприятий, учреждений, местных администраций). Для осуществления своих оперативных функций все субъекты указанной деятельности наделяются необходимыми полномочиями, компетенцией. Объектами управления выступают экономика, наука, культура, образование, здравоохранение, оборона, правопорядок, охрана прав граждан и т.д.

      Гражданское право регулирует обширную область имущественных и личных неимущественных отношений (имя, честь, достоинство, авторство). Весь гражданский оборот, хозяйственная деятельность предприятий, организаций, учреждений и граждан осуществляются на основе норм гражданского права (владение, пользование и распоряжение собственностью, ее приобретение и отчуждение, купля, продажа, дарение, наследование, передача в аренду, на хранение, в залог; пересылка, транспортировка, взаимные поставки сырья и продукции производителями и потребителями). Однако не все имущественные отношения регулируются гражданским правом, а только такие, в которых стороны юридически равны (истец - ответчик; должник - кредитор; заказчик - подрядчик) и которые не строятся по принципу власти и подчинения, как это имеет место в административном, финансовом, земельном праве.

      Основной нормативный акт - Гражданский кодекс Российской Федерации.

      Финансовое право регулирует финансовые отношения, формирование и исполнение госбюджета, денежное обращение, банковские операции, кредиты, займы, налоги. Субъектами этих отношений выступают все юридические и физические лица. Нормы финансового права тесно связаны с конституционным правом и административным, так как сферы этих трех отраслей во многом переплетаются. Финансовая деятельность в значительной мере носит исполнительно-распорядительный характер. К числу основных нормативно-правовых актов относятся Налоговый кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ.

      Земельное право призвано регулировать вопросы землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением. Основной нормативный акт - Земельный кодекс Российской Федерации.

      Трудовое право регулирует сферу трудовых отношений (формы рациональной организации общественного труда, его оценка и оплата, определение тарифных ставок, разрядов, окладов, норм выработки; рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заключения трудовых соглашений, коллективных договоров; вопросы социального страхования, охраны труда, техники безопасности). Субъектами трудовых отношений выступают рабочие и служащие, государственные, общественные и кооперативные организации, профсоюзы. Основной нормативный акт - Трудовой кодекс Российской Федерации.

      Семейное право тесно связано с гражданским правом, однако это самостоятельная отрасль, регулирующая порядок заключения и расторжения брака, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы усыновления, опеки и попечительства, имущественного положения членов семьи, их взаимных прав и обязанностей. Основной нормативный акт - Семейный кодекс РФ.

      Уголовное право - совокупность норм, определяющих, какие общественно опасные (вредные) действия и поступки следует считать уголовно наказуемыми, правомочия компетентных органов по отношению к лицам, совершившим преступления, основания и условия привлечения их к ответственности; принципы карательной политики государства, виды и систему санкций, составы конкретных деяний, формы и степень вины и т.д. Основной нормативный акт - Уголовный кодекс РФ.

      Уголовно-процессуальное право - отрасль, регулирующая деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания по раскрытию и рассмотрению уголовных дел, определяет процессуальные формы этой деятельности, права и обязанности, участвующих в ней субъектов (подследственных, подсудимых, свидетелей, потерпевших, экспертов, представителей обвинения и защиты), их правовое положение. Основополагающий нормативный акт - Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ).

      Гражданско-процессуальное право - это совокупность норм, регулирующих деятельность органов правосудия и других участников процесса при разрешении споров о праве гражданском, а также по трудовым, семейным, личным, финансовым и иным делам. В гражданском процессе действуют в основном те же субъекты, что и в уголовном. Различия заключаются в предмете и методах регулирования. В состав данной отрасли входят также нормы, регламентирующие работу арбитражных и нотариальных органов. Главный нормативный акт - Гражданский процессуальный кодекс РФ.

      Правовая норма: понятие, признаки, структура. Основные виды правовых норм.

      Норма права – это установленное или санкционированное, т. е. утвержденное и охраняемое государством правило поведения.

      Признаки нормы права .

      1. Норма права имеет общий характер, она не адресована конкретному лицу. Например, если в норме права речь идет о должностном лице, то она регулирует деятельность любого должностного лица независимо от того, кто персонально им является.

      2. Норма права регулирует внешнее поведение человека. Она обращена к его воле, сознанию и действиям, а не к эмоциям, настроению, желаниям. Для нормы права главное – внешне проявляющиеся поведение и деятельность людей.

      3. Норма права – обязательное правило поведения для юридических и физических лиц. Она признается государством, которое гарантирует ее выполнение принудительной властной силой.

      4. Норма права регулирует общественные отношения официально, открыто и публично.

      5. Норма права рассчитана на многократное использование. Она применяется все время, пока является действующей.

      6. Нормы права содержатся в законах и других нормативных правовых актах.

      7. Норма права предусматривает определенную юридическую ответственность, применяемую соответствующими государственными органами в случае ее невыполнения.

      Норма права может выступать в виде предписания:

      1) вести себя определенным образом, выполнить какие-то обязанности;

      3) разрешения действовать соответствующим образом.

      Но сущность ее сохраняется: она – обязательное правило поведения для исполнения всеми, кого оно касается.

      Структура правовой нормы

      Под структурой правовой нормы понимается внутреннее строение нормы - ее основные части (структурные элементы), их взаиморасположение и взаимосвязь. Элементы правовой нормы составляют ее логическую структуру.

      Нужно научиться выделять такие структурные элементы правовой нормы, как гипотеза, диспозиция, санкция в нормах различных отраслей права - административного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального и других.

      Гипотеза указывает на факты, условия, обстоятельства, при наличии которых подлежат исполнению ее предписания, а также на субъектов, к которым данная норма адресована.

      Виды: простая, сложная, альтернативная.

      1. Простой гипотезой называют ту гипотезу, в которой указано одно

      обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридических норм.

      Например, ст. 444 ГК РФ: "Если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту".

      2. В сложной гипотезе действие нормы ставится в зависимость от наличия или

      отсутствия одновременно двух или более обстоятельств.

      Например, ч. 4 ст. 101 УК РФ: "Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения".

      3. Альтернативная гипотеза ставит действие норм в зависимость от одного из

      нескольких перечисленных в законе обстоятельств.

      Например, ст. 387 ГК РФ: "Права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона и наступления указанных в нем обстоятельств...", и дальше перечисляются все возможные обстоятельства.

      Диспозиция содержит правило или модель поведения участников регулируемых отношений, установленное государством, если имеются обстоятельства, предусмотренные гипотезой.

      Виды: простая, сложная или описательная, альтернативная.

      1. Простая диспозиция указывает и называет вариант конкретного поведения, но

      не раскрывает его.

      Например, п. 1 ст. 269 ГК РФ: "Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком...".

      2. Сложная, или описательная , диспозиция указывает и перечисляет все

      существенные признаки поведения.

      Например, ст. 249 ГК РФ: "Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению".

      3. Альтернативная диспозиция указывает несколько вариантов поведения, и

      участники правоотношений могут следовать одному из них.

      Например, п. 2 ст. 246 ГК РФ: "Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом...".

      Санкция - это логически завершающий элемент (структурный элемент), содержащий указание на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции. Это понятие санкции дано с правовой точки зрения. С точки зрения философского и социологического подходов, под санкцией понимают не только отрицательные явления (показание, порицание), но и положительные последствия (поощрение, одобрение) за социально полезное поведение.

      1. Простой, или абсолютно определенной, санкцией является та, где размер

      неблагоприятных последствий точно указан.

      Например, ст. 137 КоАП РСФСР: "Изготовление и использование радиопередающих устройств без разрешения влечет наложение штрафа в размере 50 руб. с полной конфискацией используемой радиоаппаратуры".

      2. Сложной, или относительно-определенной , санкцией является та, где границы

      неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до максимального.

      Например, ч. 1 ст. 161 УК РФ: "Грабеж, т.е. открытое хищение чужого имущества, - наказание исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет".

      3. Альтернативная санкция - это санкция, где названы и перечислены несколько

      видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно, наиболее целесообразное для решаемого случая.

      Например, ст. 125 УК РФ: "Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу, либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, - наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев".

      По способу охраны правопорядка санкции подразделяются на два основных вида - правовосстановительные и штрафные (карательные). Правовосстановительные санкции направлены на принудительное исполнение обязанностей или восстановление нарушенных прав. Они применяются для восстановления справедливости в отношении лиц (физических и юридических), пострадавших от противоправных действий. Это может выражаться в виде отмены незаконного приказа; восстановления в прежней должности; изменения формулировки увольнения; принудительного исполнения договорных обязательств виновной стороной и т.д.

      Штрафные, или карательные, санкции предусматривают возможность ограничения каких-либо прав правонарушителя, а также возможность возложения на него в установленном законом порядке специальных обязанностей либо его официальное порицание. Они применяются за совершение проступков (в отношении физических или юридических лиц) или преступлений (по российскому законодательству только в отношении физических лиц). Вид и размер таких санкций всегда относительно определен. Это условие необходимо для того, чтобы при назначении наказания правоприменитель имел возможность учесть смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. В российском законодательстве действует следующее правило: при применении штрафных или карательных санкций менее строгое наказание поглощается более строгим.

      Виды правовых норм. Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Основания классификации могут быть самыми различными.

      По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ.

      По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы - правила поведения), охранительные (нормы - стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

      Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции РФ, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

      Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоста- витсльно-обязывающий характер. В частности, нормы ст. 25.6- 25.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) закрепляют детальный перечень прав и обязанностей свидетеля, понятого, специалиста и эксперта.

      Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

      Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.

      Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Так, широкий спектр государственных гарантий благотворительной деятельности содержит ст. 18 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

      Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, ч. 2 ст. 1 Конституции РФ гласит: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

      Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.).

      Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

      Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.