Основные права человека и гражданина. Основные права человека и гражданина Поколения прав человека

Права и свободы человека - мера возможного поведения человека в обществе, возможность делать все, что не запрещено законом.

Права и свободы человека в России классифицируются по трем главным основаниям:
- личные;
- политические;
- социальные, экономические и культурные.

Личные права определяют статус личности в РФ, то есть человека одновременно как биологического существа (жизнь, здоровье и др.) и наделенного- разумом, чувствами, способностями, имеющего свои интересы и Живущего в обществе.

Политические права регулируют статус человека как участника политической Жизни и члена гражданского общества.

Экономические, социальные и культурные права способствуют реализации способностей человека в обществе и создают условия его нормальной жизнедеятельности.

2. Основными называются права и свободы, которые закреплены в конституции.

Данные права не могут быть изменены или отменены, кроме случая принятия новой конституции. Запрещено издавать нормативные акты, умаляющие данные права.

Невнесение каких-либо прав и свобод в текст конституции не означает отсутствия данных прав и свобод

В Российской Федерации за человеком признаются все возможные права и свободы, то есть все то, что не запрещено законом. К основным правам и свободам в России относятся личные права:
- на жизнь;
- на достоинство;
- на свободу и личную неприкосновенность;
- на свободное определение национальности и языка;
- На свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства;
- выезда из РФ и возвращения в РФ;
- свободы совести и вероисповедания;
- на неприкосновенность частной жизни;
- на неприкосновенность жилища;
- на тайну (и свободу) переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений;
- свободы информации;
- свободы мысли и слова.

Основные политические права в РФ составляют:
- право на объединение;
- право на публичное выражение своего мнения (митинги, шествия, пикеты, демонстрации);
- право участвовать в управлении делами государства;
- право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;
- право на индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти.

Спецификой политических прав является то, что некоторые из них (право участвовать в управлении делами государства, избирательное право) могут принадлежать только гражданам Российской Федерации. Избирательное право гражданин Российской Федерации приобретает с 18 лет. Пассивное избирательное право (для занятия некоторых должностей) наступает с более позднего возраста:
21 год - для избрания депутатом Государственной Думы; 30 лет - для избрания главой субъекта РФ; 35 лет - для избрания Президентом РФ.

И активное, и пассивное избирательное право может быть ограничено только в двух случаях:
- признания лица решением суда недееспособным;
- лишения свободы по приговору суда.

Основными экономическими правами человека в РФ являются:
- право частной собственности (в том числе на землю);
- право на предпринимательскую деятельность;
- право на защиту от монополизма и недобросовестной конкуренции;
- запрет отчуждения имущества без соответствующего решения суда. Право частной собственности подразумевает возможность владеть пользоваться и распоряжаться своим имуществом, включая средства производства.

Предпринимательство - это деятельность, направленная на получение прибыли.

В Российской Федерации запрещена недобросовестная.конкуренция (договоры об устранении субъекта с рынка, соглашения о поддержании цен и др.), а также монополистическая деятельность (за исключением естественных монополий - тазовая промышленность, железные дороги, производство алкоголя и т. д.).

В Российской Федерации человек может быть лишен своего имущества, только по решению суда. (Это касается и случаев правомерной потери имущества, например при невыполнении обязательств, обеспеченных залогом.)

Разновидностью экономических прав считаются трудовые права, которые регламентируют статус человека как участника трудовых отношений (как правило, в качестве наемного работника). Трудовые права включают в себя:
- право на минимальный размер оплаты труда;
- право на защиту от безработицы;
- право на безопасные и гигиеничные условия труда;
- право на индивидуальные и коллективные споры; право на забастовку;
- право на отдых.

Социальные права призваны обеспечить нормальные условия жизни человека, поддержать (в том числе материально) слабозащищенные категории граждан - инвалидов, сирот, пенсионеров, матерей с малолетними детьми и т. д. К ним относятся:
право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на жилище (в том числе бесплатное); право на благоприятную окружающую среду; право на пенсионное обеспечение;
право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери-кормильца и других случаях, установленных законом.

Права человека в области культуры и образования включают в себя: право на образование (в том числе бесплатное); право на участие в культурной жизни;
право на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям;
- право на свободу литературного, художественного, научного, технического и иных видов творчества, преподавания;
- право на охрану интеллектуальной собственности.

Особой разновидностью основных прав человека являются права в области правосудия (права по защите прав). В России это:
- равенство всех перед судом и законом; - право на судебную защиту;
- право на обращение в межгосударственные правозащитные органы и организации;
- право на обжалование действий и решений государственных органов;
- право на юридическую помощь;
- презумпция невиновности;
- право не свидетельствовать против себя и близких родственников;
- право на возмещение вреда, вызванного незаконным осуждением.

Права человека – это объективные по своей сущности, неотъемлемые, естественные права, принадлежащие человеку в силу самой его человеческой природы. Гегель, например, отмечал, что человек как таковой имеет право на свободу.

Права человека представляют собой определенные социальные притязания, меры социально оправданной свободы индивида, которые развиваются вместе с развитием общества и социализацией человека.

Есть непосредственная связь между феноменом прав человека и идеей естественного права, которая базируется на объективном существовании исходных, социально оправданных и социально необходимых условиях (правах и свободах) жизни человека. Идея естественного права сформирована античными мыслителями, называвшими естественными те права, которые следуют из природы человека: право на жизнь, собственность, личную неприкосновенность, свободу передвижения и др. Они считали эти права врожденными естественными правами, вечными и неотчуждаемыми от человеческой личности.

Права человека являются непосредственно социальными в том смысле, что они фиксируются и могут существовать вне каких-либо внешних форм социального опосредствования. При этом в рамках идей естественного права и прав человека оправдана постановка вопроса о естественных, непосредственно-социальных обязанностях человека перед обществом (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека).

Еще С. Пуфендорф (1632–1694) – представитель естественной школы права в Германии написал книгу иод названием "Об обязанностях человека и гражданина согласно естественного права" (1673).

Права человека являются разновидностью непосредственно-социальных прав, если иметь в виду также существование непосредственно-социальных прав социальных общностей (пародов, наций, различных ассоциаций и др.).

Несмотря на возможность констатации и фиксации нрав человека как таковых, т.е. объективно существующих явлений, механизм их воплощения в жизнь, механизм выхода на поведенческий уровень достаточно сложен. Объем прав человека, их реализация зависят от состояния общества, уровня его развития и характера организации, от того, в какой степени права человека освоены общественным сознанием. Эффективность реализации прав человека зависит от их нормативного оформления, включения в той или иной форме (в качестве норм обычаев, норм морали, норм права и др.) в систему нормативного регулирования общества.

Итак, права человека – это естественные, социально оправданные притязания индивида, которые имеют прирожденный, неотчуждаемый характер и присущи человеку в силу самой его природы.

Поколения прав человека

В связи с процессом развития прав человека, различным временем появления тех или иных прав выделяют несколько поколений прав человека.

Поколения прав человека – это особые по своей природе совокупности прав человека, сформировавшиеся на определенных этапах развития общества.

Первое поколение – права человека, обеспечивающие индивидуальную свободу: право на свободу слова, совести и религии; право на жизнь, свободу и безопасность; право на равенство перед законом; право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания; право на гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и ряд других.

Особенность прав человека первого поколения состоит в том, что они в основном реализуют так называемую негативную свободу, обязывают государство воздерживаться от вмешательства в сферы действия указанных прав.

Второе поколение – это так называемые позитивные права, для реализации которых требуется организационная, планирующая и иные формы деятельности государства. Они сформировались в процессе борьбы различных классов и сословий за улучшение своего экономического положения, за расширение правового статуса.

В конце XIX – начале XX в. в связи с резкой поляризацией буржуазного общества была выдвинута идея его социального реформирования, которое призвано было смягчить противостояние бедных и богатых в обществе. Такая идея неизбежно была связана с возникновением социальных, экономических и культурных прав – права на труд и свободный выбор работы, права на социальное обеспечение, на отдых и досуг, права на защиту материнства и детства, права на образование, права на участие в культурной жизни общества и др.

Права второго поколения по своей природе отличаются от прав первого поколения. Для их осуществления государству недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу. Задача состоит в том, чтобы создавать социальные программы и своей деятельностью обеспечивать их реализацию.

Третье поколение – коллективные права (стали формироваться после Второй мировой войны): право на мир, здоровую окружающую среду, ядерную безопасность и др. Основная особенность этих прав состоит в том, что они осуществляются не отдельным человеком, а коллективом, общностью, ассоциацией. Разумеется, отдельный человек принимает участие в реализации таких прав, но это участие связано не с его личным статусом, а с его положением как члена какой-либо общности. Между индивидуальными и коллективными правами существует взаимосвязь, в основе которой должен лежать принцип, согласно которому осуществление коллективных прав не должно ущемлять прав и свобод индивида.

Итак, права человека первого поколения – это права, обеспечивающие индивидуальную свободу индивида, ее защиту от какого-либо вмешательства, в том числе и со стороны государства.

Права человека второго поколения – это социальные права индивида, которые заставляют государство вести активную созидательную работу по их обеспечению, гарантировать реализацию этих нрав.

Права человека третьего поколения – это коллективные права, которые осуществляются не отдельным человеком, а коллективом, общностью, ассоциацией.

Государственный университет – Высшая школа экономики

Факультет права

Кафедра теории права и сравнительного правоведения

Реферат

по теории государства и права

Права человека: понятие и сущность

Студентки 1-го курса

Группа № 156

Култашевой Н.С.

Научный руководитель:

Дата сдачи:

Москва – 2005



2. Права и свободы человека: сходства и различия

Наряду с категорией «права» употребляется термин «свободы»: свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д. По смыслу и соде жанию эти категории можно считать равными. В литературе и законодательстве используются также категории «права гражданина», «права личности».

Встает закономерный вопрос, а чем схожи и чем различаются эти два понятия: права и свободы человека? Попытаюсь ответить.

В юридической области права и свободы являются идентичными понятиями. Свободы - это те же права. «Свобода есть право делать все, что разрешено законом», - писал Ш. Монтескье . Однако необходимо принимать во внимание, что сегодняшнее понимание свободы звучит по-другому: свобода есть право делать все, что не запрещено законом. Свобода есть право. Иногда даже употребляется формула «право на свободу»: каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии (Всеобщая декларация прав человека, ст. 18) .

И все же, если рассмотреть права и свободы с точки зрения правомочий в отношении человека (гражданина) и государства, то некоторые различия можно выявить.

Свободы человека - сферы, области деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться. Оно лишь очерчивает с помощью правовых норм границы, территорию, на которой человек действует по своему выбору и по своему усмотрению.

Демократическое государство не должно влиять на приверженность человека тому или иному вероисповеданию, устанавливать какую-либо религию в качестве обязательной - это свобода человека, его выбор. Однако государство вправе ввести ограничивающие свободу совести законы с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и благосостояния. Примеры - ограничение деятельности «Аум Синрике» в Японии, «Белого братства» на Украине .

В отличие от понятия «свободы человека», в «правах человека» фиксируется конкретная сфера, направление деятельности индивида. Государство обязуется обеспечить и защитить правомерные действия человека в указанной в законе сфере, области. Здесь уже не предлагается возможности выбора, варианта действия внутри данного права. Данным правом можно воспользоваться, реализовать его, либо нет, ведь право не есть обязанность. Например, граждане России имеют право участвовать в управлении делами государство как непосредственно, так и через своих представителей-депутатов. Однако в последнее время многие не реализуют это право - не ходят на выборы.

Говоря о юридических характеристиках прав человека, нужно различать права и свободы человека в объективном и субъективном смысле, так же, как это имеет место в понимании права вообще .

В объективном смысле права и свободы человека - это система международных и национальных правовых норм, устанавливающих правовой статус личности, закрепляющих ее положение, правила взаимоотношений между людьми, отношения личности (гражданина) и государства.

Право – это система общеобязательных, формально определенных, обеспеченных государством норм (правил дозволенного и не дозволенного поведения), которые выражают возведенные в закон волю политической элиты и всего общества, и выступающих в роли общественных отношений.

В современной юридической литературе, термин право принято употреблять в нескольких значениях:

Во-первых, под правом понимается социально-правовые притязания людей , обусловленные природой человека и самого общества (право на жизнь или на личную неприкосновенность). Это право принято рассматривать в естественном смысле, так как оно принадлежит человеку от рождения и неотъемлемо для него.

Во-вторых, правом называют систему юридических норм – это право в объективном смысле, так как нормы не зависят от воли и сознания людей, а устанавливаются законодателем и гарантируются силой государства.

В-третьих, право понимается, как официально признанные возможности физических лиц и организаций (право избирать, право собираться мирно и без оружия). Это право в субъективном смысле, так как оно принадлежит отдельному лицу, субъекту права.

Признаки права:

1. Нормативность – означает, что право состоит из норм, а нормы это правила поведения общего характера, мера дозволенного и не дозволенного поведения, тем самым, право регулирует общественные отношения.

2. Системность – право представляет собой совокупность юридических норм, взаимосвязанных между собой и взаимообусловленных.

3. Формальная определенность и закрепленность – этот признак означает, что право имеет строго установленную форму (закон, указ, постановление), письменно закреплено в документе. Определенность, означает, что правовые предписания отличаются ясностью, понятностью и не подлежат двусмысленному толкованию.

4. Общеобязательность права состоит в том, что право обязательно для исполнения для всех на кого оно распространяется.

5. Обеспеченность права институтом государственным принуждением , т.е. если кто-то полностью или частично не исполняет требования правовых норм, то государство заставляет (принуждает) их исполнять.

6. Волевой характер права – воля это сознательно-обусловленное психологическое состояние человека, вороженное в целенаправленном поведении. Правовые нормы не создаются спонтанно, они всегда выражают чью-то волю, создаются людьми сознательно, для регулирования общественных отношений и в чьих-то интересах.

Сущность права

Сущность права заключается в том, чью волю оно выражает. В теории права принято выделять:

1. Классовый подход к сущности права

2. Общесоциальный подход к сущности права

3. Диалектический подход к сущности права

Функции права

Функции права – это основные направления его воздействия на общество. Принято выделять две группы функций права:

Общесоциальные функции права – в рамках данных функций государство использует право для достижения своих интересов, поэтому функции права и государства здесь совпадают:

1. Экономическая функция права

2. Политическая функция права

3. Воспитательная функция права

Специальные юридические функции (собственно-правовые функции)

1. Регулятивно-статистическая функция права – отражают статистику правовой системы (в правовой системе есть элементы, обладающие стабильностью и статичностью). Регулирование общественных отношений здесь происходит посредством закрепления права и запретов.

2. Регулятивно-динамическая функция права – регулирование общественных отношений осуществляется посредством установления (будущего поведения человека) обязанностей.

3. Охранительная функция права – ее назначение заключается в охране регулятивных норм от нарушения. Посредством этой функции в праве закрепляются меры ответственности.

4. Оценочная функция права – право позволяет оценить поведение человека.

Применительно к физическим лицам сложились две катего­рии прав: права человека и права гражданина.

Права человека - преимущественно международно-право­вой термин, употребляемый в международно-правовых доку­ментах. Права человека распространяются на любого человека независимо от его гражданства.

Права гражданина распространяются не на всех. Они обу­словлены гражданством лица.

Основные права граждан - это закрепленные в конституци­ях и конституционных актах права личности, составляющие ос­нову ее правового статуса в обществе.

Под гражданством (или подданством в монархических госу­дарствах) понимается политико-правовая принадлежность лица к государству, предоставляющая ему определенные права и на­лагающая определенные обязанности.

Выражение «граждане имеют право», встречающееся в пра­вовых документах, означает, что такое право принадлежит именно гражданам данного государства, а выражение «каждый имеет право» означает, что такое право принадлежит любому.человеку, находящемуся на данной территории.

Существуют два основных подхода к пониманию прав чело­века и основных прав гражданина:

1) эти права - естественные, прирожденные свойства, не зависящие от их признания государством;

2) права человека и основные права гражданина производны от государства, которое по своему усмотрению определяет их объем и «дарует» их человеку.

Именно в первом понимании заложен пафос категории «права человека и гражданина». Современным международным общественным мнением, актами международного права они рассматриваются как неотъемлемые, присущие человеку от ро­ждения, а на все государства возлагается моральная (и не толь­ко) обязанность гарантировать их. Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита ныне не являются только внутренним делом того или иного государства. Права человека давно стали объектом меж­дународно-правового регулирования.

Наряду с термином «право» используется термин «свобода». Между ними нет принципиальной разницы. Вместе с тем тер­мин «право» призван подчеркнуть, что речь идет главным обра­зом о праве человека и гражданина получить от общества и го­сударства то или иное материальное, культурное или духовное благо (например, право на образование (ст. 43 Конститу­ции РФ), право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ) и др.). Термин «свобода» говорит о праве человека и гражданина совершить тот или иной поступок, о свободе от внешней, при­нудительной силы в определенной сфере человеческой деятель­ности (например, свобода мысли и слова (ст. 29 Конститу­ции РФ), свобода совести (ст. 28 Конституции РФ)).

48. Понятие регулятора общественных отношений. Виды соци­альных регуляторов.

В любом обществе исторически складывается и действует систе­ма социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают воздействие на развитие общественных отношений, на поведение людей. Уже в первобытном обществе действовали свои регулято­ры - система мононорм, регулировавших значимые для жизни ро­довой общины наиболее важные общественные отношения.

Термин «регулирование» означает определять поведение людей и их объединений, придавать ему конкретное направление, вводить в конкретные рамки, упорядочивать.

В регулятивной системе принято выделять нормативные и не­нормативные социальные регуляторы. К нормативному относится регулирование посредством норм,

т.е. одинакового масштаба, меры поведения, путем установления конкретных , четких рамок поведения участников общественных отношений.

Регулирующее воздействие нормативных регуляторов имеет це­лью упорядочить общественные отношения, достичь определенного их состояния, в том числе с помощью механизма социального при­нуждения.

Социальное принуждение может быть:

государственным, применяемым в случае нарушения норм права;

моральным, которое выражается в общественном осуждении на­рушения норм нравственности и этических норм;

со стороны общественных объединений, когда нарушаются кор­поративные нормы, т.е. нормы уставов, положений общественных объединений и др.;

со стороны мирового сообщества - в случае нарушения обще­признанных норм и принципов международного права.

Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно-технические нормы и др. Разно­видностью правовых регуляторов являются: правовой обычай; су­дебный прецедент. К специфическим нормативным регуляторам относятся религиозные нормы.

Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с дру­гими регуляторами, которые принято обозначать как ненорматив­ные. Выделяют три вида ненормативных регуляторов - ценност­ный, директивный и информационный, также воздействующих на общественные отношения.

Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценно­стей, стереотипов поведения, психологических установок. Они формируются прежде всего в культуре общества или отдельных на­родов, наций, в профессиональной среде, половозрастных группах и т. д. Ценностный регулятор складывается и закрепляется в памя­ти этноса и сохраняет свое регулирующее значение на последую­щих этапах развития общества длительное время. Он содержит в себе традиционно-ритуальные, обрядовые, символические формы, которые устойчивы, например, в сфере трудовых, семейных и на­циональных отношений.

Директивный регулятор есть способ воздействия на обществен­ные отношения с помощью директивы, приказа, указания, направ-

Глава 12. Право в системе регулирования общественных отношений

ленных на решение какой-либо важной задачи, цели. Например, /99 директивы КПСС в период административно-командной системы по различным вопросам жизни страны, в том числе в области зако­нотворчества, планирования и др.

Информационный регулятор представляет собой воздействие на общественные процессы с помощью средств массовой информа­ции (СМИ), например использование СМИ в защите прав и свобод человека, для привлечения внимания общественности к важным вопросам жизни общества или к отдельным мероприятиям. Дейст­вие информационного регулятора, его эффективность , т.е. этот институт обеспечивает уча­стие населения в делах государства и его информирование о поло­жении дел в стране.

Ненормативные регуляторы способны как умножить действие нормативных, в том числе правовых норм, так и затормозить, бло­кировать или нейтрализовать, исказить их действие.

Не каждая норма права является социально полезной и эффек­тивной, хотя она принята в установленном порядке. Выяснение действия ненормативных регуляторов позволяет установить, что конкретно влияет на бездействующую правовую норму, обеспечен­ную государственным принуждением, какие регуляторы оказались приоритетнее правовых.

У ценностного регулятора, как известно, велика сила имита­ции, подражания массовому поведению («поступай как все»). Это древнейший из всех регуляторов. Отсюда нормы права, не учиты­вающие сложившиеся в обществе ценностные ориентиры, не будут реальными, действующими.

Директивный и информационный ненормативные регуляторы также имеют соответствующие материальные и моральные стиму­лы. Их влияние огромно, например невыполнение директив КПСС грозило исключением из партии, наложением партийных взыска­ний, увольнением с работы и др.

49. Социальные и технические нормы. Технико-юридические нормы.

Действующие в обществе нормы принято подразделять на две большие группы: социальные и технические.

Социальные нормы - это определенные образцы, стандарты, модели поведения участников социального общения. Иногда в юри­дической литературе социальные нормы характеризуют как прави­ла поведения в обществе, отражающие потребности и интересы людей. Или еще одно определение: это правила поведения общего характера, направленные на регулирование социально значимого поведения.

Технические нормы регулируют отношения между людьми и внешним миром - природой, техникой. Это отношения чело­век - машина, человек и производство. Технические нормы не имеют социального содержания, но их соблюдение важно, так как иначе неизбежны аварии, катастрофы, подобные чернобыльской.

К техническим нормам относятся биологические, санитарно-гигиенические, технологические, экологические и др. Их нельзя отождествлять с законами природы. Технические нормы создают­ся людьми, а законы природы существуют объективно, т. е. не за­висят от воли человека. Наиболее важные технические нормы за­крепляются в нормах права, приобретают юридическую силу и называются технико-юридическими. За их нарушение устанав­ливается юридическая ответственность. Это Правила противопо­жарной безопасности, Правила дорожного движения, Правила строительных работ, различные ГОСТы, стандарты и т. д.

В условиях научно-технического прогресса значение техниче­ских норм возрастает , так как технические ошибки могут привести к промышленным и экологическим катастрофам.

50. Право в системе социальных норм.

В современном обществе, о чем было сказано выше, действуют многочисленные социальные нормы (мо­ральные, правовые, политические, религиозные, кор­поративные, эстетические, нормы обычаев, традиций, правила этикета, обрядов, ритуалов и т. д.). Каждый из названных видов социальных норм в определенных жизненных ситуациях в той или иной степени взаимо­действует с правовыми нормами. Степень этого взаи­модействия неодинакова. Многое зависит от значения той или иной социальной нормы, от характера регули­руемых отношений, от роли права на определенном историческом этапе развития общества и т. д.

Вместе с тем следует отметить, что все социальные нормы, и правовые в том числе, возникают в силу их необходимости для общества. В этом заключается их общее сходство, общий качественный признак. Бес­цельных, бессмысленных, возникающих без необходи­мости социальных норм нет, как и не должно быть бесцельных и бессмысленных правовых норм. Каждая из них обусловлена социальной необходимостью и призвана регулировать определенные отношения, од­нако формы, методы, значение регулирования право­выми нормами и регулирования иными социальными нормами имеют существенные различия, поскольку в отличие от других социальных норм правовые нормы являются общеобязательными, имеют государственную поддержку и охрану, они четко определяют юридичес­кие права и обязанности для всех участников регули­руемых отношений, выступают в качестве равной меры (одинакового масштаба) оценки их поступков, и в этом качестве они формальны, как никакие другие.

Соотношение правовых и моральных норм

Правовые нормы и нормы морали являются важ­ными регуляторами общественных отношений. И пер­вые и вторые выполняют однопорядковые, с точки зрения социального назначения, функции: регулятив­ную, охранительную, воспитательную, оценочную, ЗчЬ информационную и др.

Следующее их совпадение заключается в том, что нормы права и нормы морали - это прежде всего правила поведения, т. е. они являются определенными моделями, установками для совершения тех или иных действий субъектами регулируемых отношений. Не­редко моральные и правовые требования совпадают абсолютно: не убий, не укради и т. д.

Право и мораль в любом обществе представляют собой систему правил, т. е. им присуще общее каче­ство - системность.

Право и мораль - это две взаимодействующие системы. Данное сходство объясняется наличием боль­шого числа (совокупности) моральных и юридических правил, возникающих в обществе в силу объективной потребности в них, в силу их необходимости для обще­ства.

Право и мораль имеют ряд общих исходных прин­ципов (базовых, основополагающих идей) - гуманизм, социальная справедливость , равенство. Ранее уже от­мечалось, что у права и морали в основном общий объект регулирования - общественные отношения, возникающие между их субъектами интересы, стрем­ления и вызываемые ими поступки. У права и мора­ли, в конечном счете, во многом совпадающие цели и задачи - урегулированность и упорядоченность об­щественных отношений, достижение благополучия и благоразумия в отношениях между людьми.

Наконец, нельзя не сказать о том, что право и мо­раль представляют собой несомненную социальную ценность, которую выработало человечество на своем длительном и противоречивом пути развития. Сегодня невозможно представить общество без правовых и мо­ральных основ его существования и организации. Пра­во и мораль - тот остов, на котором общество может держаться, существовать и развиваться в прогрессив­ном направлении.

Вместе с тем у права и морали имеется много несовпадений, различий и даже противоречий.

Правовые нормы - это правила, установленные государственной властью, они закрепляются в соответ­ствующих правовых актах - законах, указах, постанов­лениях, судебных решениях. Моральные нормы содержатся в сознании людей, они отражают нравственный уровень общества, в них содержится общественная оценка действий людей и всего того, что происходит в обществе, в отношениях между людьми.

Для оценки действий и поступков людей с пози­ций права используются такие понятия, как «право­мерно», «законно», «неправомерно», «незаконно», «противоправно» и т. д. У морали сформировались и используются другие критерии: «добро-зло», «хорошо-плохо», «честно-нечестно» и т. д.

Отсюда вытекает и другое различие права и мора­ли. Оценка действий и поступков людей с позиций права требует четкого оформления, строгой фиксации того, что может считаться законным, правомерным или незаконным, противоправным. Ведь в данном случае речь может идти о привлечении человека к юридичес­кой ответственности, о наказании, а для этого нужны четкие, фиксированные требования, установленные властью, которая будет привлекать правонарушителя к ответственности за их несоблюдение.

Моральные же требования существуют в обще­ственном мнении, они не оформлены в виде четких статей кодексов, уставов, положений и инструкций. Это идеальные требования , предъявляемые общественным сознанием к человеку и дающие оценку его поступкам.

С точки зрения морали, определенный поступок плохой, а человек его совершивший бессовестный, с позиций права - это правонарушитель, которого сле­дует привлечь к ответственности, поскольку совершен­ный им проступок противоправен.

Следует также отметить, что юридические нор­мы - это не просто записанные, четко сформулиро­ванные правила, а они представляют собой взаимо­связанную систему с присущей ей структурой и иерархией (конституционные, уголовно-правовые, гражданско-правовые, финансовые, административ­ные и т. д. нормы). Любое государство стремится к тому, чтобы весь этот огромный комплекс правовых явлений не был противоречивым, чтобы правовые требования были однозначными, способными эффек­тивно регулировать общественные отношения.
У моральных норм такой системности и однознач­ности нет. Они возникают по другим причинам и осно­ваниям, нежели правовые нормы, действуя в раз­личных слоях общества в зависимости от моральных воззрений и установок этого слоя (а не как правовые - формально и однозначно в любой социальной группе). Время действия моральных норм не определено, они возникают и исчезают независимо от воли законодате­ля, их создает само общество, оно же их или сохраняет на длительное время, в нем они постепенно угасают (исчезают). Моральные нормы имеют более широкую панораму воздействия во времени и пространстве, в этом их преимущество перед правовыми и в этом их большая социальная ценность.

Еще раз приходится подчеркнуть, что правовые нор­мы характеризуются конкретностью, они всегда записаны и четко сформулированы, а нормы морали не ограниче­ны четкими словесными формулировками, они достаточ­но широки по своему смыслу и содержанию. Например, оценка с точки зрения морали- «хороший человек». Здесь можно очень долго перечислять достоинства этого человека, так и не исчерпав их полностью. Для права по­добные оценки и расплывчатые формулировки должны быть исключены. И когда к ним прибегает законодатель, это порождает бесконечные споры , судебные тяжбы. На­пример, ст. 6 ГК РФ, использующая понятия «добросове­стность», «разумность», «справедливость», которые весь­ма подвержены субъективным оценкам.

Различие между правом и моралью состоит в оцен­ке мотивов поведения. Для права в абсолютном боль­шинстве случаев на первом месте стоит формальное правоисполнение, выполнение возложенной юриди­ческой обязанности в установленный срок, в установ­ленной форме и т. д. Для морали важно, чтобы мотивы, побуждения этого выполнения были добросовестными, искренними, без злости и возмущения. Скажем, одно дело платить алименты на содержание ребенка по решению суда, т. е. по принуждению, и другое - доб­ровольно, честно, с искренним желанием оказать по­мощь в воспитании ребенка.

Весьма заметно различие права и морали в спосо­бах (методах) их обеспечения. Нормы права не только создаются государством, но и охраняются им от нарушения. В государстве имеется система правоохранительных органов - суды, проку­ратура, полиция, судебные исполнители, задачей кото­рых является обеспечение требований, содержащихся в нормах права, привлечение к ответственности нару­шителей этих норм, восстановление нарушенного пра­ва. Совсем другое дело - обеспечение требований норм морали. Их исполнение зиждется на общественном осуждении поведения нарушителя моральных норм, т. е. здесь главный инструмент охраны - общественное мнение, а не государственное принуждение. С точки зрения морали какой-либо человек является весьма непорядочной, отрицательной личностью (хам, циник, эгоист), но с юридических позиций его нельзя считать правонарушителем, так как требований закона не нару­шает, его поступки не переходят грани закона, когда, например, он грубит коллегам или не дает взаймы ни рубля ни при каких обстоятельствах.

Ответственность за нарушение норм права и мора­ли также существенно различна. За нарушение право­вых требований наступает юридическая ответственность, реализуемая в особых охранительных правоотношениях с участием государства, которое обеспечивает реализа­цию этой ответственности, принуждая виновное лицо возместить ущерб, уплатить штраф, отбыть уголовное наказание. Процесс привлечения к юридической ответ­ственности и ее реализации строго регламентируется законодательством, самодеятельность в данном случае не допускается, ибо это особая ответственность, она всегда сопряжена с государственным принуждением , ее несе­ние всегда связано с отрицательными последствиями для правонарушителя в виде материального, организацион­ного или личного характера.

Моральная ответственность осуществляется по-иному. Она не имеет той строгой регламентации, кото­рая присуща юридической ответственности, для ее ре­ализации нет специальных органов и механизмов. Главное здесь - моральное осуждение, общественное порицание нарушителя, придание ему отрицательной

Ш характеристики (молвы), неприятие его в определен­ной среде общества, исключение из коллектива и т. п.