Основные институты и отрасли буржуазного права. Основные черты и принципы буржуазного права. по правовой характеристике

Превращение буржуазии в господствующий класс происходило в результате политических революций, ликвидировавших феодальные производственные отношения и феодальное государство.

Первой буржуазной революцией мирового значения была английская революция XVII века, самой радикальной - французская революция XVIII века, не без основания называющаяся Великой.

В результате буржуазных революций политическая власть в Англии, во Франции, а затем и во многих странах мира перешла в руки буржуазии - в одних странах полностью, в других - на условиях компромисса с теми или иными феодальными элементами.

В тесной зависимости от этого разрешался вопрос о форме государства, созданного революцией, о форме права и способах его кодификации.

Окончательное преодоление феодальных пережитков в государственном и правовом устройстве проходило в течение всего XIX и начале XX в. Лишь к концу XIX века буржуазная демократия в том или ином виде становится наиболее типичной формой выражения политической власти буржуазии.

С формально-юридической точки зрения можно выделить следующие черты буржуазной демократии:

1. Разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

2. Сосредоточение законодательной власти в руках так называемого "народного представительства" (парламента).

3. Ответственность правительства перед парламентом.

4. Несменяемость судей.

5. Существование местного самоуправления.

6. Провозглашение традиционных политических свобод - свободы слова, собраний и т.д.

Буржуазные революции, положив начало перевороту в области социальных и политических отношений, привели к значительным изменениям и в области права, формированию нового порядка.

Общие принципы и черты буржуазного права. Становление и развитие правовых систем

Право нового времени, в отличие от дореволюционного, которое характеризовалось разобщенностью и правовым партикуляризмом, повсеместно рождалось в виде интегри­рованных национальных правовых систем. Именно капита­лизм, ломающий всевозможные сословные, региональные, таможенные и иные барьеры, привел к возникновению не только национальных государств, но и национальных пра­вовых систем. В новых правовых системах проявляется тот уровень развития, когда государство начинает играть ре­шающую роль в формировании самого облика правовой сис­темы. Правовая система получает новое качество, новый способ своего существования - систему законодательства и систему права, которая практически лишь в зачаточном виде присутствовала в древнем и средневековом обществах.

Национальные правовые системы, в отличие от расще­пленных правовых систем предшествующей эпохи, приоб­ретают не только общегосударственную силу, но и новое содержание. Они вбирают в себя и правовой опыт предшествующих поколений, и действующее право, и систему пра­ва, и правовое сознание. Новые правовые системы порож­дали и новые формы существования самого права, которое вырастало в большинстве случаев не на обычаях и судеб­ной практике, а на законодательных и иных нормативных актах. Доминирующим началом, своего рода ядром в право­вых системах нового времени с самого начала становится конституционное (государственное, публичное) право, на базе которого строилось правовое здание любого общества.

Новые правовые системы сложились под воздействием формирующегося капитализма, нуждающегося и в адекват­ной правовой системе, и в едином правовом поле. Особое системообразующее значение в становлении нового права имело законодательство.

Если в древнем мире и в средние века право рождалось в основном не из установле­ний государства, а из реально существующих и признавае­мых самим обществом отношений, даже наиболее пол­ные законодательные акты (например, свод законов Юсти­ниана и др.) никогда не создавали основной массы правовых норм, отличаясь казуистичностью. Правовые нормы в эти эпохи формировались через народные обычаи и через судебную практику. То в новое время особое системообразующее значение в становлении нового права имело законодательство. Именно оно становится стержнем правовой системы, правообразующим фактором. Законодательство выступает как важнейший инструмент развития права, придавая ему сис­темность, целостность. Только в новое время и особенно в XX в. право выступает в значительной степени в качестве предписания государст­венных органов.

Сохраняя некоторую преемственность с фео­дальными правовыми системами, буржуазное право формирова­лось на совершенно новых принципах - единства закона, юриди­ческого равенства, законности, свободы.

Проблема унификации права для буржуазных революций явля­лась важнейшей. Характерная для феодализма множественность правовых систем препятствовала развитию торговли и установле­нию неограниченной частной собственности. Поэтому буржуазная революция должна была установить единое для всей страны пра­во. Эта задача некоторым образом решалась уже в ходе револю­ционных событий. Принимаемые в это время законы действовали на территории всего государства, благодаря чему достигалось оп­ределенное единство права. Однако законы революционного пе­риода касались отдельных вопросов и не составляли законченной системы правовых норм. И только после упрочения буржуазии у власти стали складываться единые национальные системы права.

В буржуазном обществе огромную роль играет договор. На до­говорных началах строятся отношения между предпринимателями, между предпринимателем и рабочим, наконец, договор лежит в ос­нове семейных отношений. Предпосылками заключения любого до­говора являются юридическое равенство лично свободных людей и всеобщая правоспособность. До буржуазных революций ни в одном государстве не было равной для всех гражданской правоспо­собности. Правоспособность многих категорий лиц была ограниче­на, определялась сословной принадлежностью. Так, дворяне облада­ли рядом привилегий, а правоспособность крестьян была ограниче­на во многих отношениях, женщины всех сословий были ограничены в гражданских правах. На объем правоспособности влияла религиозная принадлежность. В колониях существовало рабство. Буржуазные революции уничтожили большинство из пере­численных ограничений и установили юридическое равенство всех граждан.

С принципом юридического равенства тесно связан принцип законности. Юридическое равенство означает не только равные права, но и равные для всех обязанности, равную ответственность перед законом. Правомерное поведение всех граждан и юридических лиц - одно из проявлений законности. Правомерность как принцип всеобщего поведения обеспечивает стабильность полити­ческих и экономических отношений, необходимую для прогрессив­ного развития общества.

Важным принципом буржуазного права является свобода, по­нимаемая очень широко. Буржуазное государство провозглашает политические свободы как основу своего общественного строя. Развитие предпринимательства обеспечивается свободой частной собственности, свободой договора.

Указанные выше принципы характеризуют буржуазный тип права в целом. Вместе с тем в рамках единого типа буржуазного права каждое государство имеет свою национальную систему права с присущими ей особенностями. Но, несмотря на многообразие этих систем, их можно свести к двум основным группам.

Первую группу составляют континентальные правовые систе­мы, возникшие в Европе и воспринятые другими государствами. Эти правовые системы развивались в XIX в. под влиянием фран­цузского права, в XX в. на их развитии сказалось германское пра­во.

Вторую - англосаксонские правовые системы.

Основные различия между двумя мировыми системами права (континентальной и англосаксонской) можно свести к следующему:

1) континентальная система права базируется на кодексах, англосаксонская - на судебном прецеденте;

2) главным источником права континентальной системы является закон, роль источников в англосаксонской системе права играют обычаи и конституционные соглашения;

3) континентальную систему характеризует деление права на частное и публичное. К частному праву относится гражданское, семейное, торговое право, к публичному - конституционное, административное, международное, уголовное, процессуальное. Англосаксонская система не знает деления права на частное и публичное, здесь отсутствует строгое разграничение материального и процессуального права;

4) в регулировании имущественных отношений в континентальной системе права в большей степени просматриваются начала римского права. Англосаксонское право развивалось в меньшей зависимости от римского права (отсюда различия в терминологии и наличие некоторых особых правовых институтов).

  • 1) Разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную;
  • 2) Сосредоточение законодательной власти в руках так называемого "народного представительства" (парламента);
  • 3) Ответственность правительства перед парламентом;
  • 4) Несменяемость судей;
  • 5) Существование местного самоуправления;
  • 6) Провозглашение традиционных политических свобод - слова, собраний и т.д.

Национальная правовая система; рождалась во всех странах в противовес партикуляризму феодального права. В центр буржуазных правовых систем была поставлена личность человека, его права провозглашались как неотчуждаемые и священные.

  • 1) Роялистысторонники короля, представители "старого" феодального дворянства и английского духовенства, выступали за сохранение абсолютизма и существующей церкви.
  • 2) "Джентри"новое дворянство.
  • 3) Протестантизмодно из основных направлений в христианстве, отколовшееся от католицизма в XVI в. Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества и пр.
  • 4) Пуританепротивники абсолютизма, выступали с лозунгами "очищения" английской церкви, завершения формации и вывод церкви из-под королевской власти.
  • 5) Пресвитерианедвижение объединяло крупную буржуазию и верхушку "джентри", которые выступали за ограничение королевской власти, установление своего политического господства, реформу церкви на принципах протестантизма и утверждения в церковно-административных округах пресвитеров из числа наиболее состоятельных граждан.
  • 6) Индепепдентыоппозиционное течение, которое выражало интересы средних слоев буржуазии и обуржуазившегося дворянства, выступавших с требованиями ограничения королевской власти, признания свободы совести, свободы слова и т.д.
  • 7) Левеллерывыделились в ходе Английской революции XVlIa., объединяли представителей мелкобуржуазных слоев города и деревни, выступали с наиболее радикальными требованиями, которые выразили в "Народном манифесте" 1647г. - народный суверенитет, установление республики, всеобщее избирательное право для мужчин, возврат земель, утраченных в ходе "огораживания", реформа общего права.
  • 8) Дштерытечение, которое оформилось в ходе революции из пролетарских слоев города и деревни, выступали за уничтожение частной собственности на землю и предметы потребления.
  • 9) Английская революцияреволюцию принято делить на четыре этапа: 1) конституционный (ноябрь 1640-го - август 1642 г.); 2) первая гражданская война (1642-1646гг.); 3) борьба за углубление демократического содержания революции (1646 - 1649 гг.); 4) индепендентская республика (1649-1653гг.).
  • 10) "Бредская декларация" (1660г.) новый король Карл II гарантировал декларацией новой господствующей элите сохранение статуса-кво и отказ от преследований.
  • 11) Хабеас Корпус Акт (акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями - 1679г.)был призван ограничить возможности тайной расправы со сторонниками оппозиции, но приобрел гораздо более широкое значение. Согласно закону, любой подданный, задержанный за уголовное деяние (исключая государственную измену и тяжкое уголовное преступление), имел право обратиться в суд с целью выяснения истинных причин ареста.
  • 12) "Билль о правах" (1689г.) (Англия) утверждал верховенство парламента в законодательной и финансовой политике. Билль запретил: 1) приостанавливать действие законов или их использование без согласия парламента; 2) взимать налоги и сборы в пользу короны без согласия парламента; 3) содержать постоянную армию в мирное время без санкций парламента. феодальный революция буржуазный отношение право
  • 13) "Акт об устроении" (1701г.) кроме разрешения вопроса о порядке престолонаследия, содержал еще два важнейших положения: 1) вводился так называемый принцип контрсигнатуры, по которому акты, издаваемые королем, действительны только при наличии подписи соответствующего министра; 2) устанавливался принцип несменяемости судей.
  • 14) "Конституционный прецедент" неписаные, условные правила. Наиболее важными из утвердившихся в XVIII веке были: непосещение королем заседаний кабинета министров; формирование правительства из партии, победившей на выборах; коллегиальная ответственность кабинета министров; отказ короля от права вето.
  • 15) Ответственное правительство (Англия) это английский кабинет (конца XVIII в.) министров, который становится обособленным от короля высшим органом управления, состоящим из основных должностных лиц государства - лидеров парламентского большинства и коллективно ответственных перед парламентом.
  • 16) Вигиполитическая партия в Великобритании (XVIII в.). Она выражала интересы торгово-промышленной буржуазии. В середине XIX в. на ее основе сложилась.
  • 17) Либеральная партия. Ториполитическая партия в Великобритании (XVIII в.). Она выражала интересы крупных землевладельцев и финансовой буржуазии. В середине XIX в. на ее основе сложилась Консервативная партия.
  • 18) Акт о парламенте (1911г.) акт ограничивал полномочия палаты лордов. По новому положению для финансовых биллей согласия палаты лордов не требовалось, для нефинансовых - в случае трехкратного отклонения законопроекта на протяжении двух лет - он становился законом и без одобрения палаты лордов.
  • 19) Протекторат (конец XIX в.)форма колониальной зависимости. Формально независимые государства, имели ограниченный суверенитет в силу навязанных Англией договоров и присутствия колониальных войск (Афганистан, Кувейт, Ирак).
  • 20) Реальная собственность право собственности, к которой относились земли, растения, здания, документы.
  • 21) Акт "о мыльных пузырях" (начало XVII в.)издан был английским парламентом, по которому образование акционерных компаний без специального государственного разрешения не допускалось.
  • 22) Публичные компании (1908 г.)компании, которые могли беспредельно расширять свой капитал путем эмиссии и продажи акций, но обязаны были нести публичную ответственность.
  • 23) Частные компании, которые могли объединять не более 50 человек, сами формировать весь свой капитал, не могли продавать посторонним лицам свои доли, но не были связаны публичной отчетностью.
  • 24) Тризн разновидность преступления, измена.
  • 25) Фелония тяжкое уголовное преступление.
  • 26) Мисдиминор проступок.
  • 27) Англо-саксонская система права к ее характерным признакам можно отнести традиционную архаичность форм, превалирование судебного прецедента, как источника права, отсутствие кодификации и деления права на частное и публичное преступление.
  • 28) Декларация Независимости (1776г.) провозгласила суверенитет народа, выражающийся в республиканской форме правления.
  • 31 "Статьи конфедерации"
  • 29) (1781 г.) первая в истории США конституция. В статьях конфедерации отсутствовало понятие единого гражданства, каждое государство сохраняло за собой право содержать армию и флот, начинать войну (если подвергнется нападению), принимать и назначать послов, заключать договора и соглашения. Фактически это был лишь союз государств.
  • 30) Конституционный конвент (США) собрался в Филадельфии весной 1787г., состоял из 55 делегатов из 12 штатов. Единственной его целью было пересмотреть "Статьи конфедерации". Итогом 4-месячной работы стал текст конституции, которая действует в своих положениях и поныне.
  • 31) Конгресс (США) по конституции осуществлял законодательную власть, состоял из двух палат: палаты представителей и сената. Важнейшими полномочиями конгресса было принятие законодательства, прежде всего в области финансов.
  • 32) Президент (США) глава государства; он является главнокомандующим, имеет право помилования и отсрочки исполнения приговора, с согласия сената назначает высших должностных лиц страны, имеет право отлагательного вето.
  • 33) Верховный суд (США) возглавляет общефедеральную судебную систему. Члены Верховного суда назначались президентом с одобрения сената и исполняли свои полномочия пожизненно.
  • 34) "Билль о правах" (1791г.) (США) принципиальной его основой стало признание недопустимости принятия каких-либо законов, нарушающих свободы граждан; говорил о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями; гарантировал народу право ношения и хранения оружия; запрещал постой солдат в домах в мирное время без согласия их владельцев; провозглашал неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества; устанавливался суд присяжных, запрещал безвозмездное изъятие частной собственности.
  • 35) Дж. Вашингтон (1732-1799) 1-й президент США (1789-1797), главнокомандующий армией колонистов в Войне за независимость в Сев. Америке 1775-1783 гг. Пред. Конвента (1787) по выработке Конституции США.
  • 36) Губернатор выборный глава исполнительной власти.
  • 37) Гражданская война между "севером" и "югом" (1861-1865 гг.)Ее результатом стали ликвидация рабства и установление политического равенства всех граждан независимо от цвета кожи.
  • 38) Французская революция выделяют три основных этапа: 1) 14 июля 1789г.- 10 августа 1792г. - установление конституционной монархии; 2) 10 августа 1792г. - 2 июня 1793г.- установление республиканского строя; 3) 2 июня 1793г.- 27 июля 1794г. - якобинская диктатура.
  • 39) Декларация прав человека и гражданина (1789г.) (Франция) сформулировала основные принципы будущего общественно-политического и правового устройства. Декларация относила к "естественным и неотъемлемым" правам человека свободу, собственность, безопасность, сопротивление угнетению.
  • 40) Первая конституция Франции (1792 г.) Франция была объявлена конституционной монархией. Высшим органом государственной власти становилось однопалатное Национальное собрание, которое избиралось на два года и не могло быть распущено королем.
  • 41) Конвент высший орган государственной власти при якобинцах. Ему принадлежало право издания и толкования законов.
  • 42) Комитет общественной безопасности одна из комиссий Конвента. Наделенный правом расследования контрреволюционной деятельности, ареста и предания суду врагов республики, этот комитет стал одним из важнейших органов в системе якобинской диктатуры.
  • 43) Революционный трибунал занимал важное место в системе новой власти. В нем вводилось ускоренное судопроизводство, приговоры считались окончательными, а единственным наказанием была смертная казнь.
  • 44) Хартия 1830 г. новая конституция во время июльской монархии во главе с королем Луи-Филиппом. Хартия несколько расширила гражданские права, снизила имущественный и возрастной цензы для избирателей.
  • 45) Новая конституция 1848 г. (Франция)была принята при Второй республики. Объявляла основами республики семью, труд, собственность и общественный порядок.
  • 46) Парижская коммуна 1871 г. вошла в историю как первая попытка создать совершенный тип государства.
  • 47) Гражданский кодекс (ГК)единый законодательный акт, содержащий в систематическом изложении нормы гражданского права, направленные на регулирование имущественных и связанных с ними личных отношений.
  • 48) Уголовный кодекс (УК)систематизированный законодательный акт, который определяет, какие общественно опасные деяния являются преступными, и устанавливает вид и размер наказания за них. Состоит из общей части (принципы, относящиеся ко всем видам преступлений) и особенной (предусматривающей наказание за различные составы преступлений).

Пришедшее на смену средневековому (феодальному) буржуазное право является поистине новым типом уже потому, что оно формально провозгласило всех членов общества субъектами права, к тому же равными и свободными. Такого в истории юридического права ранее не было. Буржуазия, установившая свою власть в результате революционных преобразований в Европе на протяжении XVI- XIX вв., законодательно закрепила важнейшие принципы - свободу, равенство, братство, безопасность.

Юридическое утверждение этих новых, прогрессивных принципов было экономически обусловлено потребностью в защите собственности только на средства производства без права собственности на работника производства, который должен свободно распоряжаться своим трудом. Имен- но такой свободный труд реально мог быть более эффективным, чем подневольный труд крепостного крестьянина.

Неоценимый вклад в развитие правового законодательства внесла знаменитая французская Декларация прав человека и гражданина, принятая Национальным собранием Франции 14 июля 1789 г. Уже само название документа свидетельствует о том, что он являет собой гимн человеку, его достоинству, чести, его естественным, неотъемлемым, неотчуждаемым, священным правам; это гимн правовой культуре, общечеловеческим ценностям. Декларация прав человека и гражданина - яркое подтверждение действия объективных законов в развитии правовой системы - ее гуманизации и демократизации.

Французский исследователь М. Лесаж на международной конференции, посвященной 200-летию Декларации прав человека, и гражданина, подчеркнул два ее универсальных принципа: «роль права как основы прав и свобод граждан и систему контроля за государственной властью со стороны граждан общества»170.

В более конкретной постановке Декларация прав человека и гражданина четко и ясно закрепила четыре группы правовых принципов: нравственно-правовые, политико- правовые, экономико-правовые, собственно-правовые (юридические) принципы.

Нравственно-правовые устои содержатся во всех семнадцати статьях Декларации, но особенно отчетливо отражены в ст. 1, 2, 4-7, 11, 13, 14, 17. Это - справедливость, свобода, равенство, братство, безопасность, сопротивление угнетению, веротерпимость.

К политико-правовым принципам относятся: обеспечение государством, всяким политическим союзом естественных и неотъемлемых прав человека, интересов всех (ст. 2, 12); узаконение нации (народа) как источника суверените- та (ст. 3); разделение властей (ст. 16), подконтрольность государственного аппарата, его должностных лиц обществу (ст. 15).

Экономико-правовыми принципами являются: собственность человека как его естественное право, неприкосновенное и священное (ст. 17); лишение собственности возможно только при явной необходимости на основе закона при условии справедливого и предварительного возмещения (ст. 17); справедливое в соответствии с волей всех граждан налогообложение (ст. 14).

Юридические (собственно-правовые) принципы сформулированы с особой тщательностью: равноправие (ст. 1, 6); закон должен быть выражением общей воли (ст. 6); участие всех граждан в законотворчестве лично или через своих представителей (ст. 6); равноправие всех граждан (ст. 1, 6); общеобязательность закона для всех (ст. 6); единство законности (ст. 6-8); разрешено все, что не запрещено законом (ст.

5); закон обратной силы не имеет (ст. 8); нет преступления, не указанного в законе (ст. 5); не может быть принуждения, не указанного в законе (ст. 5); нет наказания, не предусмотренного законом (ст. 7); закон вправе запрещать лишь деяния, вредные для общества (ст. 5); соответствие предусмотренного законом наказания тяжести совершенного правонарушения (ст. 8); недопустимость юридической ответственности за взгляды, если они не нарушают общественный порядок, установленный законом (ст. 10, 11); презумпция невиновности (ст. 9); гарантии прав человека (ст. 12-14).

В сформулированных Декларацией принципах права фокусируются все жизненно важные интересы человека и общества в русле общесоциальной справедливости.

По своему глубокому содержанию и идеальной форме изложения этот акт является эталоном правового законодательства. Он создан на основе высокого теоретического правосознания, сформировавшегося под воздействием ос- новоположников классической школы естественного права - Г. Гроция, Дж. Локка, других ее разработчиков, особенно Ш. Монтескье и Ж. Ж. Руссо. Наполеон Бонапарт счел ну?кным заявить, что именно Руссо подготовил революцию во Франции.

Становлению этого документа способствовали также достижения мирового прогрессивного правотворчества, начиная с устоев римского права, знаменитого Кодекса Юстиниана, и кончая революционным законодательством Англии и США. Особенно сильное влияние оказали английский Билль о правах, Декларация независимости Соединенных Штатов Америки 1776 г., а также отечественное законодательство - декларации французских Генеральных штатов и акты Парижского парламента 1755-1788 гг.

Декларация прав человека и гражданина была воспринята Конституцией Франции 1791 г. и оказала заметное воздействие на гуманизацию не только французского законодательства, но и на правотворчество всего мира. Она была воплощена в международных актах Лиги Наций по вопросам о справедливости и гуманных условиях труда мужчин, женщин и детей, а также в последующих международно-правовых документах.

Французская Декларация прав человека и гражданина является «выдающейся вехой в истории признания и закрепления прав человека и гражданина», «она «приобрела всемирное значение и авторитетно обозначила магистральное направление в признании и защите прав и свобод человека и гражданина»171.

Значительным шагом в развитии правовых устоев, закрепленных буржуазным законодательством, было и рецепирование (исторически второе) римского права, приспособление его к потребностям развития капиталистической собственности, капиталистического способа производ- ства. Объясняя причины рецепции римского права в буржуазных условия, К. Маркс писал: «Римское право в более или менее измененном виде было воспринято современным обществом потому, что правовое представление, которое субъект в обществе, основанном на свободной конкуренции, имеет о самом себе, соответствует представлению о лице в римском праве»172.

Весьма удачно римское право рецепировано в Гражданском кодексе Франции 1804 г., названном в 1807 г. Кодексом Наполеона, которым он гордился больше, чем всеми своими военными успехами. Даже К. Маркс, весьма критически относившийся к буржуазному законодательству вообще, считал этот кодекс образцовым сводом законов буржуазного общества.

В то же время французские законы в целом, как и все буржуазное законодательство, еще не стали правовыми.

Принятые во Франции с 4 по 11 августа 1789 г. законы установили непосильный для большинства крестьян выкуп основных повинностей; мало что изменило в этой области и последующее аграрное законодательство. В 1792 г. принимается закон Ле-Шапелье, запретивший создание рабочих союзов и проведение забастовок. Буржуазные законы о выборах представительных органов закрепляли высокий возрастной ценз, предоставляя право избирать лицам, достигшим 20-25-летнего возраста. Во многих странах избирательных прав были лишены женщины. Не предоставлялось право на труд, на отдых, на образование и другие социальные и экономические права граждан. Французское законодательство чем дальше, тем все в большей степени стало выражать интересы только класса буржуазии, к тому же преимущественно крупной буржуазии.

В таком же духе развивалось и законодательство других буржуазных государств, удаляясь от справедливости, от устоев права. Законы, выражающие интересы только одного класса общества в ущерб интересам других социальных групп, не являются правовыми. Права нет в законах, нарушающих его принципы.

Нарушение буржуазным законодательством принципа равенства, других устоев права, формальный характер провозглашенных прав и свобод, отсутствие реальных гарантий их реализации вызвало обоснованную критику буржуазного законодательства. В частности, К. Маркс критиковал французскую конституцию за то, что она в общих фразах провозглашала свободу и ограничивала ее в оговорках. Конституционное законодательство подверг жесткой критике и JL Гумплович, утверждавший, что «...внешние формы государственного права по большей части устанавливаются с целью сокрытия действительного существа его», что оно «всегда больше умалчивает, чем выражает; больше скрывает, чем раскрывает; больше обещает, чем исполняет; хвастает тем, чего в действительности не заключает в себе»173.

Возникшее в буржуазных государствах мощное коммунистическое, социал-демократическое, профсоюзное движение, стихийные протесты трудящихся во многих странах подтверждают непоследовательность, половинчатость воплощения в реальной жизни принципов права. Наиболее одиозно выглядело буржуазное законодательство фашистских государств и иных диктаторских режимов, где право как таковое отсутствовало.

Основными системообразующими факторами буржуазной правовой системы являются:

  • а) экономические - собственность буржуазии на средства производства и отсутствие собственности на работника производства, экономическая конкуренция, свобода предпринимательской деятельности;
  • б) социальные - деление общества на капиталистов и пролетариев, являющихся лично свободными;
  • в) политические - государственная власть буржуазных демократических республик и конституционных монархий, политический плюрализм (многопартийность), буржуазно-либеральное, социал-демократическое и коммунистическое движения;
  • г) идеолого-теоретические -- классическая школа естественного права, теория народного суверенитета, теория разделения властей;
  • д) юридические - декларации о правах человека, конституции демократических государств, правовое текущее законодательство, правовые обычаи, правовые прецеденты, правовые нормативные договоры, правовая практика, правовая наука.

Буржуазное государство - это аппарат (машина) для поддержания господства одного класса над другим (государство раннего капитализма), для поддержания гражданского согласия, мира, охраны жизни, чести, здоровья личности, защиты прав человека, владеющий монополией на законное насилие (современное государство).

Экономическая основа:

Частная собственность на орудия и средства производства;

Государственная, кооперативная, акционерная и другая собственность;

Экономическое принуждение к труду, рынок свободной продажи рабочей силы, таланта, способностей («от каждого - по способностям, каждому - по труду»);

Свободная конкуренция производителей.

Социальная основа:

Буржуазия,

Рабочий класс;

Крестьянство;

Интеллигенция.

Функции буржуазного государства:

Внутренние:

Охрана частной собственности:

Законодательная;

Судебная;

Контрольно-надзорная;

Идеологическая;

Правоохранительная.

Внешние:

Внешнеполитическая;

Внешнеэкономическая;

Культурная;

Оборонительная;

Захватническая (свойственна на ранней стадии развития буржуазного государства);

Буржуазное право - это возведенная в закон воля буржуазии (на ранних этапах развития капиталистического государства), законопослушных граждан (на современной стадии), поддерживаемая и охраняемая государством.

Основная характеристика:

Закрепляет и охраняет частную собственность как главный институт буржуазного права;

Делится на частное и публичное право;

Формами (источниками) буржуазного права служат обычаи, юридические прецеденты, нормативно-правовые акты, нормативно-правовые договоры, международное право;

Исходит из презумпции естественности прав человека (на современной стадии развития);

Отличается как либерализмом при назначении наказания правонарушителям, так и консерватизмом, определенной жестокостью, приверженностью феодальным правовым традициям;

Защищает свободу совести как один из самых важных институтов свободы человека, гражданина, демократического государства;

Стоит на страже иных гражданских прав и свобод;

Провозглашает верховенство права (современная стадия) в качестве главного принципа правового регулирования.

Социалистическое право и государство (являются переходными элементами при построении коммунизма):

Социалистическое государство - это организация политической власти трудящихся.

Экономическая основа:

Общественная (государственная) и колхозно-кооперативная собственность на орудия и средства производства;

Отношения товарищеской взаимопомощи и сотрудничества свободных от эксплуатации людей.

Социальная основа:

Рабочий класс;

Крестьянство;

Интеллигенция.

Основные функции социалистического государства:

Внутренние:

Охрана общественной и колхозно-кооперативной собственности:

Законодательная;

Исполнительно-распорядительная;

Судебная;

Контрольно-надзорная;

Идеологическая;

Правоохранительная.

Внешние:

Внешнеполитическая;

Внешнеэкономическая;

Культурная;

Оборонительная;

Поддержание мирового правопорядка (по линии ООН), оказание гуманитарной помощи другим государствам и т. п.

Социалистическое право - это система установленных или санкционированных государством и обеспечиваемых мерами убеждения и принуждения правил поведения, выражающих волю всего народа в целях построения социализма и коммунизма.

Основная характеристика:

Выражает волю всего народа;

Закрепляет и охраняет общественную собственность как главный институт права;

Доминирование публичного права;

Формами (источниками) социалистического права служат нормативно-правовые акты;

Является инструментом для построения коммунистического общества.

Классификация исторических типов государства и права:

1. Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.):

Исторический тип государства и права - это совокупность наиболее существенных признаков, свойственным государственным и правовым системам единой общественно-экономической формации.

Истории человечества известны следующиеобщественно-экономические формации:

Первобытнообщинная;

Рабовладельческая;

Феодальная;

Буржуазная;

Социалистическая (социальная).

Общественно-экономической формации свойственны:

Определенный тип производственных отношений и производительных сил;

Определенная социальная структура;

Определенный тип общественного сознания, культуры.

Существует четыре исторических типа государства и права:

Рабовладельческий (азиатский и европейский);

Феодальный (азиатский и европейский);

Буржуазный;

Социалистический (социальный).

Историческим типам государства и права свойственны:

1. С точки зрения формационного подхода:

- свой экономический базис;

Своя классовая сущность;

Свое социальное назначение;

Свой тип общественного сознания, правовой культуры;

Своя надстройка (политическая, правовая и т. д.).

Тем не менее неоспоримым является тот факт, что в формационном подходе очень много истины, поскольку его основой является исторический подход к смене различных типов государственности и внимание к социально-экономическим факторам, а экономический базис и социальные классы существенно влияют на структуру общества и характер его политической надстройки, в которую входят государство и право.

По мнению сторонников цивилизационного подхода, недостатки формационного подхода заключаются в следующем:

Многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций;

Большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций;

Последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческого фактора, человеческую деятельность;

Недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов.

Характеристика цивилизационных подходов к типологии государства.

2. Цивилизационные подходы (У. Ростоу, А. Тойнби и др.)

Исторический тип государства и права - относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов.

Классификация цивилизационных подходов:

1. В зависимости от исторического и культурного развития общества:

Крестьянские (доиндустриальные);

Промышленные (индустриальные);

Научно-технические (постиндустриальные).

2. По характеру цивилизаций:

Восточные;

Западные;

Смешанные.

3. По совокупности религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков:

Египетская;

Китайская;

Православная;

Арабская др. (всего 23).

4. По правовому положению индивида в государстве:

Древневосточная;

Древнегреческая;

Средневековая;

Современная.

С точки зрения цивилизационного подхода:

Несовпадение понятий «цивилизация», «культура» с определенной общественно-экономической формацией, господствующим политическим режимом;

Культура общества имеет собственные периоды жизни, взаимодействующие, но не всегда совпадающие с периодами жизни конкретного государства.

Суть цивилизационного подхода к типологии государств состоит в том, что в качестве критерия типологии государств выступают "цивилизации" и такие их признаки, как культура, религия, технология и т.д. Выделяют традиционно двух авторов этого подхода: Арнольда Джозефа Тойнби и Питирима Сорокина.

Существуют самые разные основания для классификации цивилизаций: хронологические, генетические, пространственные, религиозные и т.д.

В соответствии с периодами исторического развития различают цивилизации:

Древние (древнеегипетская, шумерская и др.);

Особенные (индийская, западноевропейская, православная и др.);

Современные.

По характеру организации государственно-политических институтов цивилизации делят на:

Первичные, в которых государство существовало как политико-религиозный комплекс, обожествляющий правителей (ассиро-вавилонская, шумерская, древнеегипетская и др.);

Вторичные, в которых отчетливо проявляется различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом (западноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и др.).

Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства часто противопоставляют друг другу. В действительности, они соотносятся не как взаимоотрицающие, а как взаимодополняющие.

При своем последовательном применении ведёт к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом;

Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ;

Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества.

В свою очередь, сторонники цивилизационного подхода видят его преимущества в том, что он дает возможность решить следующие проблемы:

Позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике;

Ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.);

Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека.

Таким образом, аргументы и контраргументы, выдвигаемые в споре между сторонниками формационного и цивилизационного подходов, лишний раз доказывают то, что преимущества того и другого подхода носят взаимодополняющий характер, ибо именно их сочетание будет способствовать более глубокому и всестороннему пониманию типологии государств.

Понятие и значение формы государства и ее структура.

Форма государства (ФГ) - это совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти.

Элементы (части) ФГ:

- форма правления (ФП), т. е. организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением;

- форма государственного устройства (ФГУ), т. е. территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между его составными частями, а также каждой из них с государством в целом;

- политический режим (ПР) , т. е. совокупность приемов, методов, средств управления страной, осуществления государственной власти.

Таким образом: ФГ = ФП + ФГУ + ПР

Характеристика государств:

1. по форме правления:

Монархии (неограниченные и ограниченные);

Республики (парламентские, президентские, смешанные, партократические (коммунистические, фашистские)).

2. по форме государственного устройства:

Унитарные;

Федеративные;

Конфедеративные;

Имперские.

3. по политическому режиму:

Демократические;

Антидемократические(автократические - самодержавные, абсолютистские, деспотические, тиранические;тоталитарные - фашистские, коммунистические, военно-полицейские, расистско-националистические; аристократические (олигархические) - монархические, режимы «просвещенного абсолютизма» клерикально-феодальные; теократические - христианские, исламские и т. п.)

4. по национальным особенностям:

Государства-нации;

Многонациональные государства.

5. по правовой характеристике:

Правовые государства;

Преступные государства.

Республика как форма государственного правления: понятие и виды.

Республика (лат. res/publica - общественное дело ) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Виды республик:

1. Парламентские (англ. parlament - говорить ):

Руководящими исполнительными органами являются и президент и кабинет министров, ответственный перед законодательной ассамблеей;

В основу системы высших органов государства положен принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свою политическую деятельность;

Правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах - большинства нижней палаты). Утратив ее, оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис, либо распускает парламент и назначает внеочередные парламентские выборы;

Правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии или партийной коалиции;

Формальным признаком парламентской республики (Италия, ФРГ, Португалия, Греция, Ирландия, Исландия, Индия), является наличие должности премьер-министра, являющегося главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции;

Президент парламентской республики выбирается парламентским путем и осуществляет сугубо номинальные функции;

Правительство подвержено более жесткому контролю со стороны парламента, чем в президентских республиках.

2. Президентские:

Соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика);

Министры ответственны в первую очередь перед президентом, а не парламентом;

Фактическая независимость президента от высшего законодательного органа. Сам способ его избрания (непарламентский) ставит главу государства над парламентом, который лишен конституционных возможностей влиять на исход выборов;

Законодательство многих стран наделяет президента такими полномочиями, которые позволяют ему в определенной степени контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента.

3. Смешанные:

Смешение признаков парламентской и президентской республик;

Участие президента и парламента в формировании правительства;

Подотчетность правительства президенту и парламенту.

4. Партократические:

Симбиоз партии и государства, который ведет к тоталитаризму;

Партией используется мощь государства для своих целей;

Идеология партии - государственная идеология;

Отрицание и подавление любой оппозиции, инакомыслия;

Подчинение законотворчества партийным догмам;

Имперское строение государства;

Тотальный контроль как метод управления обществом.

Монархия как форма государственного правления: понятие и виды.

Монархия (гр. monarchia – единовластие ) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило по наследству.

Виды монархий:

1. Неограниченные:

Свойственны позднему феодализму;

Полное бесправие народа, отсутствие представительных учреждений, сосредоточение всей власти в руках монарха;

Наследственный порядок формирования верховной власти;

Воля монарха - один из источников права («Государство - это я», - формула государства короля ФранцииЛюдовика XIV).

2. Ограниченные (конституционные):

а) дуалистическая монархия - форма правления, при которой монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту, не подчиненному монарху (Иордания, Марокко, Непал и некоторые другие страны арабского мира).

б) парламентарная монархия:

Политико-правовое отражение полной победы буржуазии над феодалами;

Существует в ряде современных стран (Великобритания, Бельгия,Дания, Швеция, Норвегия,Япония и др.);

Отсутствует какой бы то ни было дуализм;

Власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти;

Исполнительная власть осуществляется правительством, которое ответственно перед парламентом;

Участие монарха в образовании правительства чисто символично, его формирует лидер победившей на выборах партии.

в) выборная монархия - разновидность ограниченной монархии, сочетающей в себе элементы монархии и республики (Такая форма существует, например, в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый сроком на 5 лет особым советом, состоящим из правителей монархических штатов, входящих в Малазийскую федерацию).

Нетипичные формы государственного правления: понятие и виды.

Термин ʼʼнетипичнаяʼʼ форма правленияʼʼ отражает процессы сокращения и исчезновения ʼʼчистыхʼʼ форм монархического и республиканского правления. Эти процессы вызваны к жизни теми изменениями, которые произошли в мире в целом и конкретно в каждом обществе. Демократизация, как глобальная тенденция, открыла доступ ранее политически бесправному населœению к процессу принятия решений и изменила механизмы формирования и функционирования органов верховной власти.

· Монархия с республиканскими элементами (ʼʼреспубликанская монархияʼʼ, выборная) - такая монархия имеет главный республиканский признак - систематическую выборность главы государства, однако им не должна быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента͵ а только один из нескольких монархов - правителœей составных частей федерации. Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют из себя наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путем выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.

· Республика с монархическими элементами (ʼʼмонархическая республикаʼʼ, суперпрезидентская) - в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии - несменяемость главы государства. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителœем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии, затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркменистан при Ниязове, Гамбия).

· Теократическая республика (исламская республика) - особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 ᴦ. главой государства является Рахбар - высшее духовное лицо, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не избирается населœением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый президент, а законодательную - однопалатный парламент (Меджлис). Кандидатура президента͵ а также всœе члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и вправе наложить вето на любое решение Меджлиса.

Форма государственного устройства: понятие и виды.

Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства.

Унитарное государство (лат. unios единый ) - единое, цельное государство, составные части которого разделены на административно-территориальные единицы.

Признаки унитарного государства:

Территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы (области, округа, губернии и т. п.);

Центральная власть (одна конституция, одно правительство и т. д.)

Буржуазное право – особый исторический тип права, которому присущи общие признаки. Право сформировалось в процессе преодоления и отрицания феодального права. На смену партикуляризма пришло единое национальное право в пределах того иного государства. На смену принципа сословности пришло признание единой гражданской правоспособности и формально-юридического равенства перед законом.

Но формирование буржуазного права с одной стороны Великобритании, а с другой стороны континентальной Европы, шло разными путями.

Английская буржуазная революция носила консервативный и незавершенный характер, поэтому прежнее феодальное право не было полностью уничтожено.

Институты буржуазного права Англии формировались с использованием источников и юридических конструкций феодального права. Это и предопределило следующие основные черты английского буржуазного права:

1. Основным источником остался судебный прецедент.

2. Английские юристы хорошо знали Римское право, но оно не стало источником английского буржуазного права.

3. Буржуазное право Англии не признает деление права на публичное и частное. Вплоть до конца ХIХ в. сохранились две системы: общее право и право справедливости. В 1874 г. была проведена судебная реформа в Англии, в результате которой была создана единая судебная система и возникло единое прецедентное право.

4. В английском праве вплоть до настоящего времени слабо выражена систематизация.

5. Для английского правоведения юристов характерен индуктивный стиль юридического мышления, т.е. разрешения конкретных правовых вопросов предполагает анализ, поиск конкретных, сложных судебных решений в прошлом. Эти черты права были восприняты в странах, бывших колониях.

Так сформировалась англосаксонская правовая система.

56, Преступления и наказания по английскому праву. Уголовное право.

Уголовное право. Особое значение статутное право имело для уголовного права. В 1861 г. было принято несколько важных законов: о повреждении имущества, о подлогах и т. д. Появившийся в 1919 г. Акт о краже вобрал 73 ранее сданных статута. Он предусматривал уголовную ответственность за все имущественные преступления (кража, кража со взломом, шантаж, разбой, мошенничество, незаконное присвоение и т. д.). Изданный в 1913 г. Акт о подлоге документов также консолидировал 73 прежде действовавших узаконения.



Накануне первой мировой войны в 1911 г. издается закон о шпионаже, который крайне расплывчато трактовал это понятие. Вступление Велико­британии в войну ознаменовалось принятием Акта о защите королевства. Правительство на время военных действий получило широкие полномочия по «обеспечению безопасности и обороны государства».

После революции середины XVII в. жестокие и мучительные нака­зания отменялись. За тяжкие преступления применялись: смертная казнь, ссылка, каторжные работы от 3 лет и пожизненно, тюремное заключение, за мелкие проступки - телесные наказания и штраф.

В разгар рабочего движения в 1920 г. был принят закон о полномочиях правительства при чрезвычайных обстоятельствах. Под эту формулировку подпадали действия лица или группы лиц, которые угрожают «снабжению и распределению продовольствия, воды, топлива или могут нарушить работу транспорта, лишить общество или его значительную часть предме­тов первой необходимости». Изданием королевской прокламации прави­тельство могло в любой момент принять в данной ситуации все меры, которые сочло необходимым «для обеспечения общественного порядка». На практике чрезвычайные полномочия осуществлял министр внутренних дел. На основании этого закона была подавлена забастовка горняков в апреле 1921 г. и всеобщая забастовка в мае 1926 г. В октябре 1925 г. 12 руководителей компартии на основании закона о подстрекательстве к мятежу, изданного еще в 1797 г., были осуждены на срок от 6 до 12 меся­цев тюремного заключения.

В июле 1927 г. парламент принял закон о трудовых конфликтах и профессиональных союзах. Рабочие называли его «хартией шрейкбрехе-ров». Всякая забастовка объявлялась незаконной, если ее целью не явля­лось «содействие урегулированию трудового конфликта в данной отрасли, а также если она рассчитана как средство принуждения правительства». Подстрекатели к таким действиям могли быть подвергнуты штрафу в 10 фунтов стерлингов или тюремному заключению до 3 месяцев, а при отягчающих обстоятельствах - до 2 лет. Члены профсоюзов не могли собирать деньги на создание политического фонда. Под страхом уголовно­го наказания закон запретил некоторые стачки солидарности, а также преследующие политические цели. За убытки, причиненные запрещенной стачкой, материальную ответственность нес профсоюз. Профсоюзам не разрешалось накладывать взыскания на штрейкбрехеров, а последние могли добиваться удовлетворения своих претензий через суд. Воспрещались за­бастовки государственных служащих. Закон ограничивал право предпри­нимателей на локауты, но запрет носил формальный характер. Этот акт утратил силу лишь в 1946 г.

Изданный в 1934 г. закон о подстрекательстве и неподчинении (закон о смуте) предусматривал жестокие наказания для тех, кто пытался скло­нять лиц, состоящих на службе в военно-морском флоте, к нарушению присяги, кто хранил и распространял «возмутительные сочинения», т. е. литературу, содержащую призывы к неповиновению, нарушению долга верности. На практике закон применялся не только к военным морякам, но и к гражданским лицам.

В 1936 г. был принят закон об общественном порядке, который резко ограничил свободу митингов, демонстраций, собраний. Полиция могла на 3 месяца запретить любую демонстрацию. Закон был направлен против фашистов, но его иногда применяли и против деятелей левого движения.

Уголовный процесс. В английском суде коронный магистрат обладает большими правами: давая наставления присяжным, он может высказывать свое мнение о достаточности или недостаточности улик, чем зачастую предрешает характер будущего вердикта. Если же судья не со­гласен с мнением присяжных, он может предложить им пересмотреть вердикт. Английский магистрат - активная сторона в процессе, широко использующая свои процессуальные права для защиты классовых инте­ресов господствующих кругов.

Присяжные рекрутировались из имущих слоев. Согласно акту 1825 г., «судьями факта» могли быть лица, владеющие на правах собственности землей или домом, имуществом, годовой доход от которых не менее 20 фунтов в год. Выносимые коронным судьей приговоры практически нельзя было отменить. Только в 1907 г. издается Акт об уголовной апелля­ции. До этого право обжалования приговоров представлялось крайне сложным ввиду трудно преодолимых формальностей. Под напором про­грессивных сил правящие круги пошли на введение института уголовной апелляции для осужденных по обвинительному акту. По делам суммарного производства сохранилось существовавшее положение.

Прежде неправосудный приговор можно было отменить лишь в том случае, если корона соглашалась выдать «приказ об ошибке». Обжалуемый приговор подлежал отмене только при условии, если правовая погрешность усматривалась из протокола заседания суда. Собственно, к этому и своди­лась вся процедура. Акт 1907 г. упразднил «приказы об ошибке» и ввел апелляцию двух видов: 1) «апелляция против осуждения» и 2) «апелля­ция против приговора». В первом случае оспаривались: а) юридическое основание осуждения (вопрос права), б) фактическое обстоятельство, легшее в обоснование обвинительного приговора, в) смешанные обстоя­тельства (вопросы факта и права).

Апелляция против приговора касалась вынесенного коронным судом наказания. Законодатель установил, что лишь обжалование по юридиче­ским мотивам являлось безусловным правом осужденного и не зависело от разрешения суда. Правда, последний, разбирая в суммарном порядке такого рода прошение, мог его отвергнуть как «поверхностное и назой­ливое».

Для принесения жалобы по другим основаниям требовалось согла­сие апелляционной инстанции. Более того, апеллянт подвергался серьез­ному риску: суду разрешалось назначить более суровую меру наказания, чем обжалуемая, а также вынести решение о желательности высылки жалобщика за пределы Великобритании. Закон не запрещал участвовать в разбирательстве по второй инстанции тем магистратам, которые вынесли оспариваемый приговор. Считалось, что «доверие и беспристрастность судьи высшего суда почти безусловны».

Возможность обжалования затруднялась еще и тем, что по закону 1907 г. копии процессуальных документов выдавались за плату, и вообще все судебные расходы нес апеллянт. Из изложенного видно, что вероят­ность пересмотра неправосудных приговоров была минимальной. Тем не менее многие юристы Великобритании введение апелляции объявляют «революцией в уголовном процессе».

Особым видом обжалования являлось так называемое «резервирова­ние дел», ведущее свое происхождение от обычая обсуждать наиболее сложные юридические казусы на совещаниях магистратов. Данная форма апелляции всецело зависела от усмотрения суда. В 1848 г. был учрежден особый суд резервированных дел. В 1873 г. его юрисдикция была пере­дана Высокому, а с 1908 г.- апелляционному суду по уголовным делам. Если с согласия вынесшего приговор судьи дело было «резервировано», то последующее разбирательство происходило по нормам акта 1848 г., учредившего Суд резервированных дел, а не закона об уголовной апел­ляции 1907 г.

Английское уголовно-процессуальное право долгое время не знало института пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Судей­ский просчет корректировался короной применением прерогативы помило­вания на основе Акта об устроении 1701 г. Закон об уголовной апелляции 1907 г. установил, что теперь судебная ошибка могла быть исправлена: 1) путем направления соответствующего уголовного дела для заключения в апелляционный суд по уголовным делам; 2) передачей министру внут­ренних дел для его пересмотра в апелляционном порядке или 3) на основе помилования осужденного короной.

В 1908 г. как интегральная часть Высокого суда учреждается апел­ляционный суд по уголовным делам в составе лорда-главного судьи и младших судей отделения суда королевской скамьи. Сюда следовало при­носить жалобы на приговоры центрального уголовного суда, суда ассизов и суда четвертных сессий. По акту 1907 г. решения этой инстанции могли быть аннулированы только палатой лордов. Но последняя принимала к Своему производству ходатайства такого рода лишь в том случае, если генерал-атторней удостоверял, что в связи с разбирательством обжалуе­мого приговора возникли принципиальные для английского права пробле­мы. Уголовный апелляционный суд рассматривал дело в присутствии осуж­денного и представителя обвинения.

Деятельность судов суммарной юстиции регламентировалась законами 1859 и 1879 гг. В этих случаях не применялись даже те куцые процес­суальные гарантии, которые предусматривал закон об уголовной апелля­ции 1907 г. По общему правилу заявления о пересмотре приговоров, вы­несенных органами суммарной юстиции, подавались в постоянный комитет суда четвертных сессий. В тех городах, где имелся рекордер, такого рода жалобы он разрешал единолично.

Судебная система Англии, как и всякая другая, допускала трагические ошибки, не раз казнили невинных людей. Вспомним слугу Сэма в «Пик-викском клубе» у Диккенса: «Дело сделано, и его уже не исправишь, как говорят в Турции, когда отрубят голову, кому не надо».

57,58Французская революция 1789 - 1794гг.

Причины революции.

Этавпы революции.

3. Конституционная монархия.

5. Конституция 1791 г.

1. Решающий удар по феодально-абсолютистскому строю нанеслаФран­цузская революция 1789 - 1794 гг. Она сыграла важную роль в процессе утверждения конституционного порядка и новых демократических прин­ципов организации государственной власти. Французская революция XVIII в. дала мощный импульс социальному прогрессу во всем мире, расчистила почву для дальнейшего развития капитализма как передового для своего времени общественно-полити­ческого строя, ставшего новой ступенью в истории мировой цивилиза­ции.

Революция 1789 - 1794 гг. явилась закономерным результатом длительного и прогрессировавшего кризиса изжившей себя и ставшей главной помехой на пути дальнейшего развития Франции абсолютной монархии. Неизбежность революции была предопределена тем,что абсолютизм:

перестал выражать общенациональные интересы;

защищал средневековые сословные привилегии;

защищал исключительные права дворянства на землю;

поддерживал цеховой строй;

установил торговые монополии и др.

В конце 70-х гг. XVIII в. торгово-промышленный кризис, вызванный не­урожаями голод привели к росту безработицы, к обнищанию городских низов и крестьянства. Начались крестьянские волнения, перекинувши­еся вскоре в города. Монархия вынуждена была пойти на уступки - 5 мая 1789 года были открыты заседания Генеральных штатов, не собирав­шихся с 1614 г.

17 июня 1789 года собрание депутатов третьего сословия провозгласило себя Национальным собранием, а 9 июля - Учредительным собранием. Попытка королевского двора разогнать Учредительное собрание привела к восстанию в Париже 13-14 июля.

2. Ход Французской революции 1789 - 1794 гг. условно делится на следую­щиеэтапы:

Первый этап - создание конституционной монархии (14 июля 1789 года -. 10 августа 1792 года);

Второй этап - установление Жирондистской республики (10 августа 1792года - 2 июня 1793 года);

Третий этап - утверждение Якобинской республики (2 июня 1793 года -27июля 1794 года).

3. Началомпервого этапа революции считаетсядень 14 июля 1789 года, когда восставший народ штурмом взял королевскую крепость - тюрьму Бастилию, символ абсолютизма. На сторону восставших перешла боль­шая часть войск, и почти весь Париж оказался в их руках.

В последующие недели революция распространилась по всей стране. Народ смещал королевскую администрацию и заменял ее новыми выборны­ми органами - муниципалитетами, в которые вошли наиболее автори­тетные представители третьего сословия. В Париже и провинциальных городах буржуазия создавала свои вооруженные силы - Национальную гвардию, территориальное ополчение. Каждый национальный гвардеец должен был за свой счет приобрести вооружение и снаряжение - усло­вие, которое закрывало доступ в национальную гвардию неимущим гражданам. Первый этап революции стал периодом господства крупной буржуазии - власть во Франции оказалась в руках политической группировки, пред­ставлявшей интересы богатых буржуа и либеральных дворян и не стре­мившейся к полной ликвидации старого строя. Их идеалом являлась конституционная монархия поэтому в Учредительном собрании они получили название конституционалистов. В основе их политической де­ятельности лежали попытки прийти к соглашению с дворянством на базе взаимных уступок.

4. 26 августа 1789 года Учредительным собранием был принят программ­ный документ революции- Декларация прав человека и гражданина.

Декларация провозглашала принципы демократического государствен­но-правового строя - народный суверенитет, естественные и неотъем­лемые права человека и разделение властей, - а также устанавливала взаимосвязь этих принципов.

Ст. 1 Декларации заявляла: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах". В качестве естественных и неотъемлемых прав в ст. 2 провозглашались:

Свобода;

Собственность;

Безопасность;

Сопротивление угнетению.

Свобода определялась как возможность делать все, что не причиняет вреда другому (ст. 4). Статьи 7, 9, 10 и 11 утверждали свободу личности, свободу совести, вероисповедания, слова и печати. Ст. 9 провозглашала принцип презумпции невиновности: обвиняемые, в том числе и задержанные, считаются невиновными, пока их винов­ность не будет доказана в установленном законом порядке. Идея о суверенитете была закреплена ст. 3. Она служила обоснованием принципа народного представительства. Ст. 6 декларировала право всех граждан лично или через своих представителей участвовать в образова­нии закона, который объявлялся выражением общей воли. Статьи 13 и 14 устанавливали порядок, размеры налогов, а также про­должительность их взимания.

Ст. 15 провозглашала право граждан требовать отчета от каждого долж­ностного лица по вверенной ему части управления. Ст. 17, последняя, объявляла право на собственность неприкосновенным и священным.

5. Одновременно с составлением Декларации Учредительное собрание приступило к выработкеконституции.

Окончательный текст конституции был составлен на основе много­численных декретов и решений, имевших конституционный характер и принятых в 1789 - 1791 гг.: декреты об отмене деления на сословия, о церковной реформе, об уничтожении старого административного де­ления страны, об упразднении цехов и т. д. Конституцией утверждались основные принципы, определяющие ста­тус высшего органа законодательной власти, короля, правительства, суда, избирательной системы.

Конституция устанавливала государственный строй, основанный на принципах разделения властей, ограничения монархии, утверждения национального суверенитета и представительного правления. Она была утверждена 3 сентября 1791 года, а через несколько дней король присягнул на верность Конституции.