Основания применения сотрудниками полиции физической силы. Понятие и основания применения физической силы Фз применение физической силы

Применением физической силы в соответствии с Законом РФ «О милиции» следует считать не сопровождающиеся применением спецсредств и огнестрельного оружия физические действия сотрудника милиции, направленные против отдельных лиц либо имущества и состоящие в ограничении телесной неприкосновенности этих лиц, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими-либо предметами в целях прекращения активного противоправного поведения данных лиц или, в случае их противоправного бездействия, самостоятельного исполнения сотрудниками милиции своего законного требования.

Применение физической силы - это такое принудительное воздействие, которое основано на использовании мускульной силы и индивидуальных физических возможностей каждого конкретного сотрудника милиции и состоит во вступлении его в непосредственный физический (телесный) контакт с объектом воздействия (человеком, животным, предметами, веществами, механизмами) и может сопровождаться причинением боли, вреда здоровью или смерти людям и животным, повреждением или разрушением предметов, механизмов, временным изъятием предметов, веществ и механизмов.

В литературе встречаются различные трактовки понятия «физическая сила», в том числе и мнение о том, что данное средство воздействия может применяться как непосредственно, так и опосредованно, то есть с применением разнообразных механизмов, предметов, устройств (например, при буксировке судна нарушителя используется буксировочное приспособление; при взломе замка входной двери может быть использован ломик, металлический прут, молоток; при отражении нападения - подручные средства и т. д.). Однако такая точка зрения является спорной, поскольку в перечисленных случаях речь идет о физическом воздействии с использованием как специальных технических, так и иных подручных средств, применяемых в соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона РФ «О милиции».

Сотрудники милиции в соответствии со ст. 13 Закона РФ «О милиции» имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для:

Пресечения преступлений и административных правонарушений;

Задержания лиц, их совершивших;

Преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей.

Следует отметить, что ограничений по кругу лиц на применение физической силы Закон РФ «О милиции» не устанавливает.

Для пресечения преступлений и административных правонарушений физическая сила применяется прежде всего в отношении деяний, которые совершаются путем действия. При совершении деяний путем бездействия физическая сила может применяться для преодоления противодействия нарушителя, либо для его задержания. Речь в Законе идет только о прекращении административно или уголовно наказуемых деяний.



Для задержания лиц, совершивших преступления или административные правонарушения, физическая сила применяется в целях удержания указанных лиц на месте происшествия при попытке скрыться, доставления (препровождения) их к месту разбирательства (например, в пикет милиции, дежурную часть органа внутренних дел).

Под задержанием в данном случае следует понимать, в частности, действия сотрудника милиции по захвату лица, совершившего преступление, и доставлению его в орган внутренних дел для дальнейшего разбирательства и применению к нему меры уголовно-процессуального пресечения.

Для преодоления противодействия физическая сила применяется, прежде всего, в отношении деяний, совершаемых в форме бездействия. К примеру, для преодоления таких форм противодействия, как неповиновение работнику милиции (ст. 19.3 КоАП РФ), выражающееся в отказе от обязательного исполнения законных, как правило, неоднократно повторенных распоряжений и требований сотрудника милиции, в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей. Необходимость применения физической силы возникает тогда, когда обязанные лица отказываются выполнить следующие законные требования сотрудника милиции:

а) проследовать в указанное место, оставаться на месте или покинуть его;

б) обеспечить свободный доступ в какое-либо помещение, на территорию, в транспортное средство или иной объект;

в) обеспечить свободный доступ к каким-либо лицам, предметам или документам.

В то же время не может быть оправдано применение физической силы при отказе соответствующих лиц от выполнения таких законных требований сотрудников милиции, как, например, дать необходимые объяснения или провести ревизию финансово-хозяйственной деятельности организации и т. д.

Неповиновение может быть выражено в дерзкой форме, свидетельствующей о проявлении явного неуважения к лицам, охраняющим общественный порядок.

Термин «физическая сила», впервые примененный в Законе РФ «О милиции», пришел на смену неточному понятию «приемы САМБО», использовавшемуся в Уставе ППС советской милиции (1974) и других ранее действовавших нормативных актах. Содержание этого термина закон не раскрывает, лишь выделяет в качестве одной из разновидностей физической силы «боевые приемы борьбы». Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ст. 44) специально о боевых приемах борьбы не упоминает, подразумевая, по-видимому, их охват содержанием понятия «физическая сила».

Конкретные формы проявления применения физической силы сотрудниками полиции многообразны, причем она может быть направлена на людей, животных, материальные объекты.

Боевые приемы борьбы как разновидность физической силы, применяемые сотрудниками полиции, могут относиться к любым системам рукопашного боя - боксу, самбо, дзюдо, карате, айкидо и т.п. либо не входить ни в одну из них. Для закона это безразлично, главное, чтобы тяжесть последствий, наступивших в результате применения сотрудником полиции ударов, удушающих, бросковых и других подобных приемов, была соразмерной характеру и степени опасности пресекаемого правонарушения лиц, его совершивших, силе оказываемого ему противодействия, т.е. не была явно, очевидно для всех чрезмерной в данной ситуации. Лишь тогда сотрудник полиции, как это установлено ч. 8, 9 ст. 18 Федерального закона «О полиции», не будет нести за это никакой ответственности. Статья 20 Федерального закона «О полиции» разрешает сотрудникам полиции применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы:

  • (1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
  • (2) доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
  • (3) преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

Обязательным ограничением на применение физической силы во всех этих случаях является невозможность выполнения возложенных на полицию обязанностей ненасильственными способами. В этих случаях фактически речь идет не только о задержании, но и о доставлении весьма широкого круга лиц:

  • (1) застигнутых сотрудником полиции при совершении преступления или административного правонарушения либо в отношении которых имеются достаточные данные полагать, что они совершили преступление или административное правонарушение (так называемое «тактическое» задержание или «захват»);
  • (2) доставляемых в полицию по подозрению в совершении административного правонарушения в целях составления протокола при невозможности составить его на месте, если составление протокола является обязательным (ст. 27.3 КоАП РФ);
  • (3) доставляемых в полицию по подозрению в совершении преступлений при наличии одного из следующих оснований:
  • (а) лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
  • (б) очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо указывают на данное лицо как на совершившее преступление;
  • (в) на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления;
  • (г) при наличии иных сведений, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть доставлено в полицию лишь в том случае, если это лицо покушалось на побег или когда не установлена его личность (ст. 91 УПК РФ).

В ряде случаев, когда есть основания опасаться, что задержанный во время доставления в полицию может совершить нападение на сотрудника полиции, причинить вред себе или попытаться скрыться, доставлять такое лицо, пусть и не оказывающее пока противодействия, целесообразно (в отсутствие средств ограничения подвижности) с использованием специальных способов сопровождения (болевых приемов на кисть, локтевой сустав и т.п.) без причинения при этом телесных повреждений.

По общему правилу, если задерживаемый выполняет все требования сотрудников полиции, физическая сила не применяется. Необходимость в ней появляется обычно при воспрепятствовании со стороны задерживаемого или иных лиц законной деятельности сотрудников полиции. В таком случае появляется еще и третье предусмотренное законом основание применения сотрудником полиции физической силы - преодоление противодействия законным требованиям. При наличии противодействия физическая сила может быть применена в ходе задержания субъектов, не подпадающих под категорию лиц, совершивших преступления и административные правонарушения. Сюда входят, например, страдающие наркоманией, венерическими заболеваниями, задерживаемые с санкции прокурора в порядке осуществления их привода в учреждения здравоохранения, доставляемые и подвергаемые принудительным освидетельствованию, госпитализации, досмотру (в том числе укладыванию на землю, капоты автомобилей) и т.д.

Действующее законодательство различает пять форм наказуемого противодействия законной деятельности сотрудников полиции:

  • (1) неповиновение сотруднику полиции (ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ);
  • (2) невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства (ст. 12.25 КоАП РФ);
  • (3) публичное оскорбление сотрудника полиции при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением (ст. 319 УК РФ);
  • (4) применение насилия в отношении сотрудника полиции (ст. 318 УК РФ);
  • (5) посягательство на жизнь сотрудника полиции (ст. 317 УК РФ). Если рассматривать третье основание применения полицией

физической силы, то следует отметить, что не может быть оправдано использование физической силы при отказе соответствующих лиц от выполнения таких законных требований сотрудников полиции, как, например, дать необходимые объяснения или провести ревизию финансово-хозяйственной деятельности организации и т.п. По-видимому, применение сотрудником полиции физической силы следует ограничивать лишь такими случаями, когда обязанные лица отказываются выполнить следующие их законные требования:

  • (1) проследовать в указанное место, оставаться на месте или покинуть его;
  • (2) обеспечить свободный доступ в какое-либо помещение, на территорию, в транспортное средство или иной объект;
  • (3) обеспечить свободный доступ к каким-либо лицам, предметам или документам.

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов, уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Статья 20. Применение физической силы

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Статья 21. Применение специальных средств

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства - в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы - в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, - в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

1. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:

1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;

2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

2. Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:

1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;

2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;

3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;

4) установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.

3. Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.

4. Иные ограничения, связанные с применением сотрудником полиции специальных средств, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В правовом аспекте «Физической силой в соответствии с Законом о полиции следует считать предпринимаемые в законных целях и не сопровождающиеся применением специальных средств и огнестрельного оружия физические действия сотрудника полиции, направленные против отдельных граждан либо имущества и состоящие в ограничении телесной неприкосновенности этих граждан, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими-либо предметами, а также в повреждении или временном изъятии принадлежащего кому-либо имущества» .

В двигательном плане применение физической силы выступает как сковывание хватами и обхватами, лишение лиц, в отношении которых непосредственно применяется сила, свободы движений, давление, толчки или рывки, вынуждающие их выполнять необходимые действия или двигаться, а также пересиливание мышечного напряжения, переноска (перемещение) в случае оказания ими пассивного неповиновения. Таким образом, применение физической силы не подразумевает применение сложных в координационном плане двигательных действий. Фактически результативность применения этих действий заключается в преодолении внешнего сопротивления преимущественно за счет мышечного напряжения.

В самом широком смысле под боевыми приемами борьбы понимаются способы применения физической силы, описанные в соответствующем разделе Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации.

Понятием «боевые приемы борьбы» охватываются все средства физического воздействия сотрудников полиции, обеспечивающие достижение цели их применения, а именно: 1) приемы непосредственного физического воздействия и 2) приемы и действия с угрозой применить огнестрельное оружие (Рисунок 1).

Первый тип боевых приемов борьбы включает в себя приемы непосредственного физического воздействия с применением специальных средств и огнестрельного оружия, приемы сковывания с применением специальных и подручных средств, приемы личного досмотра. Второй тип - приёмы и действия угрожая применить огнестрельное оружие.

Обратим внимание, что родовым понятием для понятия «боевые приёмы борьбы» выступает понятие физическое воздействие. Физически люди сталкиваются между собой в военной, криминальной, правоохранительной сферах, в сфере физической культуры и спорта, искусства. Применение сотрудниками полиции боевых приёмов борьбы представляет собой одну из форм непосредственного физического столкновения между людьми.

Чтобы понять отличительные особенности физического столкновения, как формы применения сотрудниками полиции физической силы необходимо отличать его от других форм, например, рукопашного боя, единоборства, поединка, борьбы, самозащиты и т.п.

Рисунок 1 - Типы боевых приёмов борьбы

Попытки уточнить десигнат специальных терминов единоборств и классифицировать их, а также позиционировать в этих классификациях применение сотрудниками правоохранительных органов физической силы как системы предпринимались и ранее (Гагонин С.Г., 1996; Кустов А.Н., 1999; Тарас А.Е., 2002; Воронов И.А., 2005; Кадочников А.А., 2006; Труфанов Д.О., 2006) .

Однако, на наш взгляд, все эти классификации не позволяют эксплицировать сущностные характеристики применения физической силы сотрудниками полиции, так как форма физического столкновения, а именно «рукопашный бой», в этих классификациях выступает родовым основанием классификации, то есть субординационным элементом системы. Как, впрочем, и другие близкие к нему по смыслу понятия (Таблица 1).

Таблица 1

Цели физического столкновения

Сфера физического столкновения

Форма

Цель

Военные действия

Рукопашный бой

Уничтожить врага

Поединок

Силой оружия получить удовлетворение

за оскорбление

Конфликт

Не уступить в конфликте

Преступное

посягательство

Самооборона

(самозащита)

Отстоять свою физическую неприкосновенность, собственность

Единоборство

По правилам соревнований набрать за проведенные приемы и действия большее количество очков (баллов), чем соперник или же лишить его возможности физически продолжить единоборство (положить на лопатки вынудить сдаться болевым или удушающим приемом, нокаутировать)

Боевые искусства

Представление

Использование двигательного мастерства для создания эстетической демонстрации выдающихся двигательных и физических возможностей

Практика

(психофизический тренинг)

Формирование метафизического мировоззрения

Культура

(фольклор)

Многообразные

Историческая реконструкция, воспроизводство традиции

Правоохранительная

Физическое

воздействие

Правомерно преодолеть неповиновение, сопротивление; принудить силой повиноваться, подчиниться

Сотрудники полиции, охраняя общественный порядок, имеют право применять физическую силу, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на них обязанностей .

Формой применения силы выступает физическое принуждение с целью преодолеть неповиновение, силой принудить повиноваться, подчиниться (Таблица 1).

Целью применения боевых приемов борьбы выступает ограничение свободы передвижения лиц как мера принуждения повиноваться, подчиниться требованиям сотрудника полиции.

Ограничение свободы передвижения выступает необходимым условием и фактором, обеспечивающим сотруднику полиции действительную возможность вопреки воле задержанного лица изменять положение (двигаться) или, наоборот, лишить его возможности двигаться вообще, сковать его руки специальными или подручными средствами сковывания (связывания), заставить подчиниться личному досмотру.

С точки зрения формы «боевые приёмы борьбы» как средства, обеспечивающие сотрудникам полиции преодоление неповиновения, сопротивления своим законным требованиям, принуждения силой повиноваться, подчиниться нами различается 5 форм (Рисунок 2).

Физическое понуждение к определенному действию не предполагает собой в действиях сотрудника полиции приложения существенного физического усилия или сложного действия - приема. Это прикосновение, несильные толчки, вынуждающие двигаться в определенном направлении или, наоборот, остановиться, изменить направление движения или положение, физический контроль определенного положения, например:

  • · фиксация задержанного в определенном положении;
  • · давление ладонью на плечо, вынуждая человека сесть;
  • · хват за плечо, понуждая, к примеру, выйти водителя из автомобиля;
  • · сопровождение, находясь сбоку-сзади с физическим контролем хватом за плечо сзади.

Рисунок 2 - Средства принуждения

Силовое преодоление бездействия более жесткая форма физического воздействия. По своей физической сути - это пересиливание, то есть в ответ на силу осуществление более сильного физического воздействия. Оно применяется в случаях пассивного неповиновения - отказа, нежелания двигаться изменять положение, действовать - то есть в случаях, если слабого физического понуждения к определенному действию оказывается недостаточным.

В случае активного сопротивления пропорциональным силе этого сопротивления является применение специальных приемов физического воздействия. Это в своей основе приемы захвата и сковывания руки подозреваемого в определенных положениях. В силу умеренного болевого воздействия и (или) ограничения подвижности эти приемы физически лишают сопротивляющегося действовать по своей воле и фактически физически вынуждают его подчиниться действиям сотрудника полиции.

В случае активного противодействия правонарушителя, то есть решительного наступательного воздействия на сотрудника полиции отталкивания, вступлении с сотрудником полиции в схватку, нанесения по нему ударов руками и ногами они пропорционально имеют право применять боевые приемы борьбы со специальными средствами, специальные средства ограничения подвижности.

Крайне опасными для здоровья и жизни сотрудников выступают вооруженное и групповое нападение на них. В этих случаях сотрудники могут применять оружие, специальные и любые подручные средства.

Федеральный закон
О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

от 28 декабря 2016 г. № 503-ФЗ


Принят Государственной Думой 21 декабря 2016 года
Одобрен Советом Федерации 23 декабря 2016 года

Статья 1
Внести в Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст.1316; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2964; 1998, N 16, ст. 1796; N 30, ст. 3613; 2000, N 26, ст. 2730; 2001, N 11, ст. 1002; 2003, N 50, ст. 4847; 2004, N 10, ст. 832; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2007, N 7, ст. 831; N 24, ст. 2834; N 26, ст. 3077; 2008, N 52, ст. 6232; 2009, N 1, ст. 17; N 11, ст. 1261; N 39, ст. 4537; N 48, ст. 5717; 2010, N 15, ст. 1742; N 27, ст. 3416; N 45, ст. 5745; 2011, N 7, ст. 901; N 45, ст. 6328; N 49, ст. 7056; 2012, N 14, ст. 1551; N 53, ст. 7608; 2013, N 14, ст. 1645; N 27, ст. 3477; N 44, ст. 5633; N 48, ст. 6165; 2014, N 14, ст. 1550; N 49, ст. 6928; 2015, N 14, ст. 2016; N 17, ст. 2478) следующие изменения:
1) часть шестую статьи 6 изложить в следующей редакции:
«Нормативы штатной численности персонала учреждений, исполняющих наказания, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Штатная численность персонала сохраняется неизменной в течение двух лет при уменьшении численности осужденных в случаях проведения амнистии, изменения законодательства Российской Федерации, условий исполнения наказаний и других случаях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.»;
2) в части четвертой статьи 7 слова «подведомственными учреждениями, исполняющими наказания» заменить словами «подведомственными им учреждениями уголовно-исполнительной системы»;
3) в статье 8 слова «предельная численность» заменить словами «предельная штатная численность»;
4) часть первую статьи 12 изложить в следующей редакции:
«Охрана следственных изоляторов, исправительных учреждений и их объектов, а также иных объектов уголовно-исполнительной системы осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы, создаваемыми для этих целей.»;
5) в статье 24:
а) часть первую после слов «(далее – сотрудники уголовно-исполнительной системы),» дополнить словами «федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе,»;
б) дополнить новой частью четвертой следующего содержания:
«Порядок и условия прохождения федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе регламентируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о федеральной государственной гражданской службе.»;
в) часть четвертую считать частью пятой;
6) в главе V:
а) наименование после слов «средств и» дополнить словом «огнестрельного»;
б) статью 28 изложить в следующей редакции:
«Статья 28. Общие требования к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и федеральными законами.
Сотрудники уголовно-исполнительной системы вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, на охраняемых объектах уголовно-исполнительной системы, при исполнении обязанностей по конвоированию и в иных случаях, установленных настоящим Законом.
Ношение специальных средств сотрудниками уголовно-исполнительной системы на территориях учреждений уголовно-исполнительной системы без использования соответствующего снаряжения запрещается.
В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершающего побег из учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора либо иное преступление, сотрудник уголовно-исполнительной системы при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства.
Сотрудник уголовно-исполнительной системы обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Превышение сотрудником уголовно-исполнительной системы полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Сотрудник уголовно-исполнительной системы не несет ответственности за вред, причиненный осужденным, лицам, заключенным под стражу, и иным лицам при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Законом и федеральными законами, и признано правомерным.
Перечень оружия, боеприпасов и специальных средств, состоящих на вооружении учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, устанавливается Правительством Российской Федерации.»;
в) дополнить статьей 28.1 следующего содержания:
«Статья 28.1. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
При применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудник уголовно-исполнительной системы обязан:
1) предупредить о намерении их применения, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением случаев, если промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала, иных лиц, осужденных или лиц, заключенных под стражу, может повлечь иные тяжкие последствия или если такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия
в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников уголовно-исполнительной системы, являющийся старшим подразделения (группы);
2) обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным, лицам, заключенным под стражу, и иным лицам, безотлагательное предоставление пострадавшим медицинской помощи и проведение необходимых мероприятий по фиксированию медицинскими работниками полученных указанными лицами телесных повреждений;
3) доложить непосредственному начальнику и начальнику учреждения уголовно-исполнительной системы в письменной форме в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия о каждом случае их применения.
В случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в отношении осужденных, лиц, заключенных под стражу, или иных лиц при конвоировании доклад начальнику караула осуществляется незамедлительно с последующим уведомлением в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента их применения начальника специального подразделения по конвоированию посредством телефонной, факсимильной или подвижной радиотелефонной связи.
Начальник учреждения уголовно-исполнительной системы (специального подразделения по конвоированию) обеспечивает подготовку и направление прокурору материалов по факту применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Применение сотрудником уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при наличии возможности фиксируется переносным видеорегистратором либо иными штатными аудиовизуальными средствами фиксации.
Сотрудник уголовно-исполнительной системы при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления.
О каждом случае причинения осужденному, лицу, заключенному под стражу, или иному лицу телесных повреждений либо наступления их смерти в результате применения сотрудником уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия незамедлительно уведомляется прокурор с последующим направлением ему в течение 24 часов с момента их применения указанных в части третьей настоящей статьи материалов.
В составе подразделения (группы) сотрудник уголовно-исполнительной системы применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы), за исключением заведомо незаконных приказов и распоряжений.»;
г) статью 29 изложить в следующей редакции:
«Статья 29. Применение физической силы
Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не смогли обеспечить выполнение возложенных на него обязанностей, в следующих случаях:
1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
2) для задержания осужденного или лица, заключенного под стражу;
3) для пресечения неповиновения или противодействия законным требованиям сотрудника уголовно-исполнительной системы.
Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.»;
д) статью 30 изложить в следующей редакции:
«Статья 30. Применение специальных средств
Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:
1) для отражения нападения на работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, лиц, заключенных под стражу, и иных лиц;
2) для пресечения преступлений;
3) для пресечения физического сопротивления, оказываемого осужденным или лицом, заключенным под стражу, сотруднику уголовно-исполнительной системы;
4) для пресечения неповиновения или противодействия законным требованиям сотрудника уголовно-исполнительной системы, связанных с угрозой применения насилия, опасного для жизни или здоровья;
5) для пресечения массовых беспорядков в учреждении, исполняющем наказания, следственном изоляторе, на объектах, находящихся под охраной и надзором сотрудников уголовно-исполнительной системы;
6) для пресечения групповых нарушений, дезорганизующих деятельность учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора;
7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;
8) при конвоировании, охране или сопровождении осужденных и лиц, заключенных под стражу, осуществлении надзора за осужденными, отбывающими наказание в колониях-поселениях, если они своим поведением дают основание полагать, что намерены совершить побег либо причинить вред окружающим или себе;
9) при попытке насильственного освобождения осужденных и лиц, заключенных под стражу, из-под охраны при конвоировании;
10) для задержания осужденных, лиц, заключенных под стражу, и иных лиц при наличии достаточных оснований полагать, что они могут оказать вооруженное сопротивление;
11) для задержания осужденных и лиц, заключенных под стражу, совершивших побег из-под стражи или из учреждения, исполняющего наказания, а также для пресечения побега;
12) для защиты охраняемых объектов уголовно-исполнительной системы, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия на территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования.
Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право применять следующие специальные средства:
1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7 и 9 - 12 части первой настоящей статьи;
2) специальные газовые средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7 и 9 - 11 части первой настоящей статьи;
3) наручники и иные средства ограничения подвижности – в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 6 и 8 - 11 части первой настоящей статьи.
При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник уголовно-исполнительной системы вправе использовать подручные средства связывания;
4) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 4 (если применение палки специальной невозможно), 5 - 7, 9 - 11 части первой настоящей статьи;
5) светошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7 и 9 - 11 части первой настоящей статьи;
6) служебных собак - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 5 и 7 - 12 части первой настоящей статьи;
7) световые и акустические специальные средства- в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7 и 9 - 11 части первой настоящей статьи;
8) средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами 11 и 12 части первой настоящей статьи;
9) водометы - в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 5 - 7 части первой настоящей статьи;
10) бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 5 - 7, 9 и 12 части первой настоящей статьи;
11) средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 5 - 7 части первой настоящей статьи.
Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Законом разрешено применение огнестрельного оружия.»;
е) статью 31 признать утратившей силу;
ж) дополнить статьей 31.1 следующего содержания:
«Статья 31.1. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
Сотруднику уголовно-исполнительной системы запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, а также несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику уголовно-исполнительной системы, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью сотрудника уголовно-исполнительной системы или иного лица, или участия их в массовых беспорядках.
Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:
1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;
2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;
3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, в которых находятся насильственно удерживаемые лица;
4) не допускается применение электрошоковых устройств в область головы, шеи, солнечного сплетения, половых органов, проекции сердца.
Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа уголовно-исполнительной системы с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.
Иные ограничения, связанные с применением сотрудником уголовно-исполнительной системы специальных средств, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частями первой и второй настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 31.2 настоящего Закона.»;
з) дополнить статьей 31.2 следующего содержания:
«Статья 31.2. Применение огнестрельного оружия
В зависимости от обстановки, если другими мерами пресечь противоправные действия невозможно, сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:


3) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;
4) для задержания осужденного или лица, заключенного под стражу, застигнутых при совершении деяния, содержащего признаки преступления против жизни и здоровья, если иными средствами задержать осужденного или лицо, заключенное под стражу, не представляется возможным;
5) для задержания осужденного или лица, заключенного под стражу, оказывающих вооруженное сопротивление, либо осужденного или лица, заключенного под стражу, отказывающихся выполнить законное требование о сдаче находящихся при них оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты уголовно-исполнительной системы;
7) для пресечения побега осужденного или лица, заключенного под стражу, из учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора либо при конвоировании, охране или сопровождении указанных лиц, а также для пресечения попытки их насильственного освобождения.
Вооруженным сопротивлением, вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части первой, части седьмой настоящей статьи, а также пункте 10 части первой статьи 30 и части первой статьи 31.1 настоящего Закона, признаются сопротивление, нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.
Порядок ношения и применения огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Нахождение на внутренних территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, ограниченных линией охраны, с огнестрельным оружием запрещено, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Решение о применении огнестрельного оружия в случаях, указанных в пункте 3 части первой настоящей статьи, принимается начальником территориального органа уголовно-исполнительной системы.
Сотрудник уголовно-исполнительной системы также имеет право применять огнестрельное оружие:
1) для остановки транспортного средства, при помощи которого совершается побег, путем его повреждения;
2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью сотрудника уголовно-исполнительной системы или иного лица;
3) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или вином безопасном направлении.
Сотруднику уголовно-исполнительной системы запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, а также несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику уголовно-исполнительной системы, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью сотрудника уголовно-исполнительной системы или иного лица.
Сотрудник уголовно-исполнительной системы не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.»;
и) дополнить статьей 31.3 следующего содержания:
«Статья 31.3. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника уголовно-исполнительной системы
Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 31.2 настоящего Закона.
При попытке осужденного или лица, заключенного под стражу, задерживаемых сотрудником уголовно-исполнительной системы с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику уголовно-исполнительной системы, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1и 2 части первой статьи 31.2 настоящего Закона.»;
к) дополнить статьей 31.4 следующего содержания:
«Статья 31.4. Особенности применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций
Сотрудники уголовно-исполнительных инспекций имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в порядке, установленном настоящей главой, при осуществлении ими полномочий по исполнению уголовных наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы, исправительных работ, контролю за поведением условно осужденных и осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено, контролю за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Начальник уголовно-исполнительной инспекции обеспечивает подготовку и направление прокурору материалов по факту применения сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Сотрудник уголовно-исполнительной инспекции имеет право применять физическую силу для пресечения преступлений и административных правонарушений.
Сотрудник уголовно-исполнительной инспекции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящей статьей разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.
Сотрудник уголовно-исполнительной инспекции имеет право применять следующие специальные средства:
1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части первой статьи 30 настоящего Закона;
2) специальные газовые средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части первой статьи 30 настоящего Закона;
3) наручники и иные средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части первой статьи 30 настоящего Закона, а также при доставлении подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых судом избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, в орган дознания, орган предварительного следствия, в суд и обратно, если они своим поведением дают основание полагать, что намерены причинить вред окружающим или себе. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник уголовно-исполнительной инспекции вправе использовать подручные средства связывания;
4) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части первой статьи 30 настоящего Закона.
Сотрудник уголовно-исполнительной инспекции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящей статьей разрешено применение огнестрельного оружия.
Сотрудник уголовно-исполнительной инспекции имеет право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для защиты себя и (или) иных лиц от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством уголовно-исполнительной системы;
3) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты уголовно-исполнительной системы.».

Статья 2
Внести в Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 29, ст. 2759; 1998, № 30, ст. 3613) следующие изменения:
1) статью 43 изложить в следующей редакции:
«Статья 43. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в местах содержания под стражей
Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы допускается только в порядке, на основании и в случаях, которые предусмотрены Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия военнослужащими, в том числе военнослужащими органов федеральной службы безопасности, допускается только на основании и в случаях, которые предусмотрены нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел допускается только в случаях и
порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 7 февраля 2011 года
№ 3-ФЗ «О полиции».»;
2) статьи 44 - 47 признать утратившими силу.

Статья 3
Признать утратившими силу:
1) абзац четвертый пункта 1 (в части замены слов в статье 31), пункт 22 статьи 2 и пункт 11 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 30, ст. 3613);
2) пункт 11 статьи 2 Федерального закона от 6 июня 2007 года № 91-ФЗ «О внесении изменений в статьи 103 и 141 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 24, ст. 2834).

Президент Российской Федерации
В. Путин
Москва, Кремль
28 декабря 2016 года
№ 503-ФЗ