Организация контроля учредителем деятельности подведомственных учреждений. Контроль учредителем деятельности подведомственных учреждений. Контроль за использованием имущества

В районных (городских) отделах народного образования должность специалиста, работавшего с образовательными учреждениями, именовалась — инспектор. В настоящее время подобная должность специалиста муниципальных органов управления образованием (далее — МОУО), как правило, называется специалист-эксперт, ибо этот работник является муниципальным служащим.

Говорят, как назовут корабль, так он и поплывёт.

Инспе́ктор - должностное лицо, осуществляющее инспекцию; в различных организациях и ведомствах - название должности, связанной с надзором, контролем (контролер, наблюдатель, надзиратель, смотритель) – из Википедии.

Поэтому основная работа инспектора отдела народного образования сводилась к контролю за соблюдением законодательства в области образования и деятельностью образовательных учреждений по обеспечению качества образования.

Специалист-эксперт – это должность государственной или муниципальной гражданской службы, категории «специалисты». В обязанности специалиста – эксперта, как правило, входит аналитическая, прогностическая, проектная, координационная и информационная деятельность, организационно-методическое обеспечение организации учебного процесса в части внедрения передовых методик обучения, инновационных технологий и новых методических разработок, совершенствование применения принципов модульного, сетевого и дистанционного обучения, а также, участие в организации и проведении проверок, оценке и контроле качества и эффективности работы образовательных организаций. Как видим, инспекторский контроль не является преобладающей функцией специалиста–эксперта.

В соответствии с законодательством муниципальный орган управления образованием, осуществляющий переданные ему местными органами власти полномочия по управлению в сфере образования, в т.ч. и полномочия учредителя муниципальных образовательных учреждений, обладая компетенциями учредителя, обязан осуществлять контроль за их деятельностью, целями которого могут быть:

  • исполнение законодательства в сфере образования;
  • анализ соблюдения муниципальными образовательными организациями установленного порядка оказания муниципальных услуг (выполнения работ), соответствия фактического объема, качества услуг (работ), оказанных (выполненных) учреждениями, плановым значениям, установленным муниципальным заданием;
  • оказание услуг (выполнение работ) за плату сверх государственного (муниципального) задания;
  • выявление отклонений в деятельности учреждения по исполнению муниципального задания и выработка предложений по их устранению;
  • определение эффективности использования бюджетных средств при осуществлении деятельности учреждения;
  • формирование информационной базы об объеме, качестве, порядке оказания учреждениями в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполняемых работ) в целях оптимизации расходов бюджета;
  • другие, определяемые муниципалитетом.

Как правило, порядок (административный регламент)) организации такого контроля устанавливается распорядительным актом администрации муниципального образования или муниципального органа управления образованием. Например, приказом начальника управления образования «Об утверждении Порядка осуществления контроля за деятельностью муниципальных образовательных учреждений муниципального образования…», постановлением администрации муниципального образования … «Об утверждении положения (положений) о контроле за деятельностью муниципальных образовательных учреждений», Административным регламентом МОУО «Проведение проверок при осуществлении муниципального контроля в области образования», постановлением администрации муниципального образования «О передаче функций и полномочий учредителя муниципальных образовательных учреждений», и др. Контрольные функции МОУО могут быть определены также Положением о МОУО или его Уставом.

Примерный перечень вопросов, проверка по которым входит в полномочия муниципального органа управления образованием:

  • соответствие локальных актов образовательной организации муниципальным правовым актам в области образования;
  • выполнение норм и правил, установленных уставом и локальными актами образовательной организации;
  • оплата труда работников образовательной организации;
  • материально-техническое и финансовое обеспечение образовательного процесса — эффективное использование ресурсов;
  • обеспечение гражданам, проживающим на территории муниципального образования, возможности выбора форм получения образования, образовательной организации;
  • реализация региональных и муниципальных программ развития образования;
  • качество выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (работ);
  • совершенствование программно-методического обеспечения образовательного процесса;
  • организация питания обучающихся, воспитанников;
  • выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности — педагогический аспект;
  • обеспечение выполнения требований нормативных правовых актов регионального и муниципального уровней по вопросам антитеррористической деятельности и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • результаты управленческой деятельности в образовательной организации по вопросам:

1) организация внутришкольного контроля;

2) состояние спортивно-оздоровительной, профилактической и воспитательной работы в образовательной организации, дополнительного образования детей;

3) выполнение установленного порядка промежуточной и итоговой аттестаций и осуществления текущего контроля успеваемости обучающихся;

4) охрана здоровья обучающихся и воспитанников;

5) оснащенность учебного процесса и оборудования учебных кабинетов;

6) повышение квалификации педагогических работников;

7) другие вопросы.

При проведении контрольного мероприятия могут запрашиваться:

  • учредительные документы образовательной организации;
  • локальные акты, изданные образовательной организацией в пределах её компетенции, в том числе:

а) документы, регламентирующие структуру управления деятельностью организации;

б) документы, регламентирующие права и обязанности работников организации;

в) документы, регламентирующие внутренний распорядок образовательной организации;

г) документы, регламентирующие оказание платных образовательных услуг;

д) приказы, распоряжения, протоколы заседаний органов общественного управления организации;

е) другие документы.

Нормативная база

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — закон № 294-ФЗ)
  • Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1;
  • Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 № 164;
  • Методическое письмо Рособрнадзора РФ от 16.07.2012 г. №05-2680 «Методические рекомендации государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях»;
  • Региональные и муниципальные нормативные правовые акты по вопросам надзора и контроля в сфере образования.

Специалисту- эксперту, участвующему в проверках, полезно также ознакомиться с письмами Минобразования РФ от 10.09.1999 N 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности» и от 13.07.1998 N 577-30 «О введении в действие Инструкции о порядке инспектирования» (вместе с «Инструкцией…», утв. Минобразования РФ 04.06.1998).

Правовые аспекты контроля

1. По определению, данному в законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ст. 2) проверка — это «совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами».

2. Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя МОУО. Она может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в этих документах (п. 1 ст. 14 Закона № 294-ФЗ). Их копии, заверенные печатью, вручаются под роспись руководителю или его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений проверяющими.

3. Основаниями контроля могут быть:

  • план (план – график) работы МОУО;
  • приказ начальника МОУО;
  • обращение руководителя образовательного учреждения в МОУО;
  • обращение физических лиц и юридических лиц в МОУО (администрацию, прокуратуру, средства массовой информации и т.д.) по фактам нарушений в области образования или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью воспитанников, обучающихся, работников образовательных учреждений.

4. Руководители образовательных учреждений должны быть предупреждены о предстоящей проверке и ознакомлены с ее планом-заданием (п. 3, 4 ст. 14 Закона № 294-ФЗ). Оперативная проверка возможна без предупреждения.

5. Срок проведения проверки образовательного учреждения не может превышать двадцати рабочих дней (п. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ). Как правило, проверка образовательного учреждения занимает не более 10 рабочих дней.

6. При проведении проверок в качестве экспертов могут привлекаться сторонние (компетентные) организации, отдельные специалисты, в том числе других отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального образования, высококвалифицированные педагоги образовательных учреждений, за исключением работников, состоящих в трудовых отношениях с данной образовательной организацией.

7.По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах (п.1 ст. 16 Закона № 294-ФЗ). В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, образовательное учреждение в течение пятнадцати дней с даты получения акта вправе представить в МОУО в письменной форме свои возражения (п. 12,16 Закона № 294-ФЗ).

8.В соответствии с законодательством МОУО не вправе:

  • проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям МОУО;
  • осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя или его уполномоченного представителя (за исключением случая проверки информации о причинении вреда жизни, здоровью обучающихся и работающих, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера);
  • требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
  • распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
  • превышать установленные сроки проведения проверки;
  • осуществлять выдачу юридическим лицам предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

9.Перечень грубых нарушений, недопустимых при проведении проверок (п. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ):

  • нарушение сроков проведения плановых проверок;
  • проведение плановых проверок не в соответствии с утвержденными ежегодными планами плановых проверок, не включенных в ежегодный план проведения плановых проверок;
  • нарушение сроков уведомлений о проведении плановой или внеплановой проверок;
  • проведение внеплановой проверки без установленных оснований или без согласования с органами прокуратуры;
  • проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора);
  • привлечение к проведению проверки неаккредитованных в установленном порядке граждан и организаций;
  • участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки;
  • требование документов, не относящихся к предмету проверки;
  • превышение установленных сроков проведения проверки;
  • непредставление оформленного акта проверки.

10. При осуществлении контроля за деятельностью образовательных учреждений проверяющие лица вправе:

  • в пределах своей компетенции запрашивать и получать от учреждения информацию, документы и материалы, относящиеся к предмету контроля и необходимые для его осуществления;
  • беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые проверяемым учреждением, иметь доступ к документам и материалам учреждения, осматривать занимаемые учреждением территории и помещения;
  • знакомиться с информацией, касающейся деятельности проверяемого учреждения и хранящейся в электронной форме в базах данных проверяемого учреждения;
  • знакомиться с технической документацией к электронным базам данных учреждения.

Современная система государственного (муниципального) финансового контроля еще только начинает формироваться. При этом полномочия органов власти, исполняющих функции учредителей, по проверке подведомственных учреждений в законодательстве четко не обозначены. Некоторые пытаются по старинке контролировать абсолютно все. Выясним, что же на самом деле вправе проверять учредитель.

Буква закона

В июле 2013 г. в Бюджетный кодекс РФ были внесены изменения, заложившие фундамент системы государственного (муниципального) финансового контроля. Согласно ст. 266.1 БК РФ бюджетные и автономные учреждения являются одним из объектов финконтроля.

В то же время по большей части положения БК РФ распространяются на участников бюджетного процесса, к которым бюджетные и автономные учреждения не относятся. Нормативные правовые акты, регулирующие порядок финансового контроля их деятельности, только предстоит разработать.

В настоящее время акцент делается не на контроль целевого использования средств, а на контроль эффективности их расходования. Важная роль в этом процессе отводится учредителю.

Общие положения о контроле за деятельностью некоммерческой организации содержатся в ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее – Закон № 7-ФЗ). Согласно п. 5.1 ст. 32 Закона № 7-ФЗ контроль за деятельностью бюджетных учреждений осуществляется:

  • федеральными государственными органами, выполняющими функции учредителя (далее – учредители), – в отношении федеральных бюджетных учреждений;
  • в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ;
  • в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, – в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

Аналогичные нормы для автономных учреждений установлены ч. 3.23 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ (далее – Закон № 174-ФЗ).

Полномочия учредителя по проведению мероприятий финансового контроля деятельности подведомственных учреждений определяются теми функциями и правами, которые закреплены за ним законодательством: БК РФ, ГК РФ, Законами № 7-ФЗ, 174-ФЗ, 83-ФЗ и др. Например, положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федеральных бюджетных и автономных учреждений утверждены постановлениями Правительства РФ от 26.07.2010 № 537, от 10.10.2007 № 662.

Проанализировав все перечисленные нормативные акты, можно очертить спектр тех вопросов деятельности учреждений, которые находятся под контролем учредителя.

Сфера интересов

Управление. Прежде всего учредитель утверждает устав учреждения. Также он обладает правом назначать руководителя учреждения, заключать и расторгать с ним трудовой договор, определять показатели эффективности и результативности его деятельности.

В автономных учреждениях представители учредителя включаются в состав наблюдательного совета (ч. 1 ст. 10 Закона № 174-ФЗ), что обеспечивает дополнительные возможности контроля.

Таким образом, учредитель вправе контролировать соответствие осуществляемых учреждением видов деятельности предусмотренным в уставе, оценивать эффективность и результативность работы руководителя учреждения.

Выполнение задания. Учредитель формирует и утверждает государственное (муниципальное) задание, проводит мониторинг его выполнения. Финансовое обеспечение деятельности учреждений зависит от объема государственных (муниципальных) услуг. Поэтому учредитель контролирует состав, объем, качество оказываемых услуг (выполняемых работ), определенных в задании, устанавливает периодичность и содержание отчетов о выполнении задания, в т. ч. раскрываемые показатели. Такие требования включаются в условия и порядок формирования задания (п. 1 ст. 69.2 БК РФ).

Выполнение плана ФХД. Учредители бюджетных и автономных учреждений определяют порядок утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности (далее – план ФХД) для этих учреждений в соответствии с общими правилами, установленными Минфином России (подп. 6 п. 3.3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ, п. 7 ч. 13 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). Общие требования к плану ФХД изложены Минфином России в приказе от 28.07.2010 № 81н.

Следовательно, в компетенции учредителя находятся рассмотрение и утверждение плана ФХД и контроль за его выполнением, в т. ч. за соблюдением условий выделения субсидий на иные цели, бюджетных инвестиций, наличием остатков по ним.

Состояние имущества. Учреждения в своей деятельности используют имущество, принадлежащее Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию и закрепленное за ними на праве оперативного управления (п. 9 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, ч. 1 ст. 3 Закона № 174-ФЗ).

При проведении контрольных мероприятий учредителем устанавливаются фактическое наличие и целевое использование имущества учреждений. Если будет выявлено используемое не по назначению имущество, учредитель, наделенный полномочиями собственника, может его изъять на основании ст. 296 ГК РФ.

Кроме того, учредителем (наблюдательным советом автономного учреждения) осуществляется согласование следующих сделок:

  • крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность (п. 13 ст. 9.2, ст. 27 Закона № 7-ФЗ; ст. 15, 16 Закона № 174-ФЗ);
  • сделок с недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за учреждением либо приобретенным за счет средств, выделенных на эти цели (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ).

Кредиторская задолженность. Учредитель устанавливает правила расчета предельно допустимых значений просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений, включая сроки представления данных. В соответствии с п. 5 ч. 27 ст. 30 Закона № 83-ФЗ превышение предельно допустимых значений просроченной кредиторской задолженности может быть основанием для расторжения трудового договора с руководителем бюджетного учреждения.

Предметом контроля в данном случае является наличие просроченной кредиторской задолженности и соответствие ее размера установленному предельному значению.

Платные услуги. Учредитель устанавливает порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности бюджетного учреждения, оказываемые им сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания.

Данное требование содержится в п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ.

Соответственно учредитель вправе проконтролировать, как утвержденный им порядок реализуется на практике.

Формы контроля

Формы, методы и периодичность контроля за деятельностью учреждений устанавливаются учредителями.

Формирование и утверждение заданий, рассмотрение и утверждение планов ФХД, по сути, являются процедурами предварительного контроля учредителя. При текущем контроле анализируются получаемые оперативные данные о деятельности подведомственного учреждения, выполнении задания, использовании выделенных из бюджета средств, согласовании и одобрении сделок.

Последующий контроль учредителя может осуществляться в форме камеральной проверки проектов планов, отчетов о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, отчетности о выполнении задания, иных запрашиваемых отчетов и данных. Эта форма контроля может включать оценку результативности и эффективности деятельности учреждения.

Следует учесть!

Базовым документом, устанавливающим общие требования к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, в соответствии с которым учредители разрабатывают и утверждают свои положения для подведомственных учреждений, является приказ Минфина России от 30.09.2010 № 114н.
В соответствии с требованиями учредителя данные могут представляться с детализацией по видам деятельности или услуг. В этом случае учреждению необходимо организовать учет соответствующим образом.

Возможен также последующий контроль в форме выездных проверок по месту нахождения учреждений согласно утвержденному плану. В рамках контрольных мероприятий учредитель проверяет:

  • соотношение плановых и фактических показателей плана ФХД;
  • наличие неиспользованных остатков субсидий из бюджета;
  • соотношение нормативных и фактических затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг;
  • оказание платных услуг, не предусмотренных учредительными документами либо заданием;
  • невыполнение или некачественное выполнение задания, наличие обоснованных жалоб потребителей.

Не каждое отклонение является нарушением законодательства.

Например, нормативные и фактические затраты на оказание услуг могут и не совпадать. Однако анализ полученных результатов позволит учредителю скорректировать показатели в будущем.

Выводы

Как видим, сфера контроля учредителем деятельности подведомственных учреждений достаточно широка.

В ходе контрольных мероприятий учредитель определяет соответствие фактических показателей установленным плановым параметрам для принятия дальнейших управленческих решений.

По результатам контроля решается вопрос о сохранении либо изменении условий государственного (муниципального) задания и объемов финансового обеспечения из бюджета, перепрофилировании деятельности учреждения или его реорганизации, изменении типа, ликвидации, изъятии имущества или необходимости принятия мер по его сохранности.

Приложение к приказу отдела

образования

ПОРЯДОК

Настоящий Порядок регулирует осуществление ведомственного финансового контроля в образовательных учреждениях, учредителем которых является Отдел образования администрации Абатского муниципального района.

1. Общие положения

В целях настоящего Порядка ведомственный финансовый контроль - это контроль за законностью, рациональностью и эффективностью использования бюджетных средств и средств, полученных от иной приносящей доход деятельности, за использованием муниципальной собственности (далее - бюджетные средства).

Цель ведомственного финансового контроля - оценка обоснованности и эффективности использования бюджетных средств, законность совершения финансовых операций, а также выявления резервов по повышению эффективности использования бюджетных средств.

Ведомственный финансовый контроль осуществляет Отдел образования администрации Абатского муниципального района (далее - Учредитель).

Учредитель осуществляет ведомственный финансовый контроль за использованием бюджетных средств.

Учредитель проводит проверки подведомственных образовательных учреждений в соответствии с планами проверок.

Объектами контроля Учредителя являются подведомственные образовательные учреждения.

2. Основные задачи и формы ведомственного финансового контроля

Основными задачами финансового контроля являются:

Предупреждение финансовых нарушений;

Выявление резервов улучшения финансовой деятельности;

Принятие мер по улучшению деятельности объектов контроля.

Учредитель осуществляет следующие формы финансового контроля:

предварительный контроль - на стадии составления и рассмотрения проектов бюджетов. На данном этапе проверяются правовые основания для принятия расходных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, целесообразность расходов в планируемом году, обоснованность прогнозируемой суммы.

текущий (оперативный) контроль - на стадии расходования бюджетных средств. На этом этапе контролируется своевременность и достоверность представления отчетных данных по использованию бюджетных средств.

последующий контроль - осуществляется по факту расходования бюджетных средств путем проведения проверок. В ходе проверок устанавливается законность и достоверность финансовых операций, проверяется эффективность использования бюджетных средств, выявляются резервы ее повышения.

3. Полномочия Учредителя при организации проверок

При организации проведения проверок учредитель выполняет следующие функции:

Составляет, согласовывает с Уполномоченным органом, осуществляющим муниципальный финансовый контроль в Абатском муниципальном районе, утверждает годовой план с разбивкой по месяцам и представляет его в Уполномоченный орган. Изменения в план вносятся по согласованию с Уполномоченным органом.

Проводит проверки в соответствии с планами.

Проводит внеплановые проверки в пределах своей компетенции при поступлении соответствующих поручений от главы района, Уполномоченного органа или по собственной инициативе.

Учредитель предоставляет отчеты о контрольной деятельности в уполномоченный орган – до 3 числа месяца, следующего за отчетным, годового – до 11 января года, следующего за отчетным.

Принимает меры по устранению выявленных нарушений по материалам проверок.

Осуществляет иные полномочия, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

4. Полномочия Учредителя при проведении проверки

В целях реализации деятельности по осуществлению ведомственного финансового контроля Учредитель имеет право:

Проводить проверки, в ходе которых:

Проверять в учреждениях, получающих средства федерального, регионального и местного бюджетов , в учреждениях, использующих материальные ценности, находящиеся в муниципальной собственности, в денежные документы , регистры бухгалтерского учета , отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств , ценных бумаг , материальных ценностей, а
также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально-ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных мероприятий;

Проверять правомерность и эффективность использования средств
федерального, регионального и местного бюджетов и материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности, по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов .

Проводить в учреждениях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные
ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой
организации (встречная проверка).

Осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми учреждениями выявленных нарушений, в том
числе путем добровольного возмещения средств.

Принимать меры, предусмотренные действующим законодательством.

5. Общие требования к предоставлению планов проверок, проведению и оформлению результатов проверок и предоставлению отчетов о контрольной деятельности

Отдел образования администрации Абатского муниципального района обязан в срок до 20 сентября текущего года представлять в Уполномоченный орган проект плана проверок на согласование.

К проекту плана Отдела образования администрации Абатского муниципального района прилагается ведомственная структура расходов бюджета согласно уточненной бюджетной росписи на проверяемый период, где по каждому направлению расходов должна быть указана дата последней проверки, период проверки и орган, проводивший проверку.

После согласования с Уполномоченным органом объектов контроля и направлений расходов, подлежащих проверке, план направляется на утверждение начальнику Отдела образования администрации Абатского муниципального района.

При планировании объектов контроля и направлений расходов учитывать, что периодичность проверок должна составлять не реже одного раза в 2 года.

Срок проведения проверки не может превышать 45 календарных дней. Продление срока проверки осуществляется начальником Отдела образования администрации Абатского муниципального района, на основании мотивированной докладной записки руководителя контрольной группы, но не более чем на 30 рабочих дней. Решение о назначении проверки оформляется приказом, в котором указывается наименование объекта ведомственного финансового контроля, проверяемый период, тема проверки, основание проведения проверки, персональный состав контрольной группы, срок проведения проверки.

В ходе проверки использования средств федерального, регионального и местного бюджетов проводятся контрольные действия:

по документальному изучению в проверяемом периоде финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов объекта ведомственного финансового контроля, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации;

по фактическому изучению в проверяемом периоде вопросов программы проверки путем осмотра, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров;

по изучению учредительных и регистрационных документов (по форме и содержанию);

по изучению полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых операций в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (бюджетной) отчетности, в том числе путем сопоставления записей в. учетных регистрах с первичными учетными документами,

показателей бухгалтерской (бюджетной) отчетности с данными аналитического учета ;

по изучению фактического наличия, сохранности и правильного использования материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности, в том числе денежных средств и ценных бумаг, достоверности расчетов, объемов поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, операций по формированию затрат и финансовых результатов.

При проведении проверки в обязательном порядке проводятся контрольные действия в отношении кассовых и расчетных операций, операций по лицевым и расчетным счетам, операций с материальными ценностями

Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом.

Сплошной способ заключается в проведении контрольного действия в отношении всей совокупности финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу программы проверки.

Выборочный способ заключается в проведении контрольного действия в отношении части финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу программы проверки. Объем выборки и ее состав определяются таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки изучаемого вопроса программы плановой проверки .

В ходе проверки участниками контрольной группы составляются справки по результатам проведения ими контрольных действий по отдельным вопросам программы проверки. Справки прилагаются к акту проверки, а информация, изложенная в них, учитывается при составлении акта проверки.

Результаты проверки оформляются актом в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента окончания проверки. Акт проверки подписывается руководителем группы проверки, руководителем и главным бухгалтером (либо уполномоченным на то лицом) проверяемого учреждения. Руководитель группы проверки устанавливает по согласованию с руководителем проверяемого учреждения срок для ознакомления последнего с актом проверки и его подписания, но не более 5 рабочих дней со дня вручения ему акта.

При наличии возражений или замечаний по акту проверки, подписывающие его должностные лица проверяемой организации делают
соответствующую запись (перед своей подписью) и одновременно представляет руководителю группы письменные возражения или замечания,
которые приобщаются к акту проверки и являются их неотъемлемой частью.

Руководитель и члены группы проверки в срок до 5 рабочих дней момента поступления возражений или замечаний обязаны проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые после рассмотрения и утверждения начальником Отдела образования администрации Абатского муниципального района направляются в проверяемую организацию и приобщаются к материалам ревизии.

Руководители проверяемых объектов обязаны создавать условия для работы проверяющих, предоставлять им необходимые помещения, средства транспорта и связи, обеспечивать техническое обслуживание проверяющих и выполнение работ по делопроизводству.

Сроки предоставления отчетов о контрольной деятельности Отделу образования администрации Абатского муниципального района- до 3 числа месяца, следующего за отчетным, годового - до 11 января года, следующего за отчетным.

6.Реализация материалов проверок

Предложения по устранению выявленных нарушений, привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения направляются в проверяемое учреждение в месячный срок с момента подписания акта
проверки.

Информация проверенной организации о принятых мерах по устранению выявленных в ходе проверки нарушений представляется в Отдел образования администрации Абатского муниципального района, не позднее месяца с момента получения предложений об устранении нарушений.

7. Порядок применения мер принуждения

Меры принуждения к нарушителям бюджетного законодательства, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации, применяются Отделом образования администрации Абатского муниципального района в соответствии с его полномочиями, по согласованию с главой администрации Абатского муниципального района.

В течение 2011 года многократно обсуждались проблемы, с которыми столкнулись государственные и муниципальные учреждения и органы, осуществляющие функции и полномочия их учредителей (далее —учредители) в процессе планирования, в то время как процессу контроля за деятельностью учреждений в новых условиях не уделялось достаточного внимания. В результате у многих учредителей до сих пор возникают вопросы такого рода: как мы теперь будем контролировать деятельность учреждений, а вдруг они не заплатят заработную плату?
Наталья Васильевна ГВОЗДЕВА, заместитель генерального директора компании БФТ
Надежда Витальевна БАБКО, директор департамента развития комплексных решений компании БФТ, к. э. н.

Полномочия учредителя по контролю за учреждениями

Какие же полномочия по контролю за деятельностью учреждений остались у учредителя? В качестве основных направлений контроля за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений можно указать:

  • соблюдение действующего законодательства;
  • оценка результативности и эффективности финансово-хозяйственной деятельности;
  • оценка состояния кредиторской задолженности, установление превышения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности, а также дебиторской задолженности, нереальной к взысканию;
  • оценка целевого использования средств, полученных в виде субсидий на иные цели;
  • оценка выполнения утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
  • оценка состояния государственного (муниципального) имущества, выявление неиспользуемого или используемого не по назначению государственного (муниципального) имущества, выявление нарушений действующего законодательства, содержащего нормы о порядке использования, распоряжения и сохранности государственного (муниципального) имущества.

Предметом контроля за деятельностью государственного (муниципального) учреждения является его деятельность, направленная:

на осуществление основных видов деятельности, предусмотренных уставом государственного (муниципального) учреждения, в том числе:

  • выполнение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ);
  • оказание услуг (выполнение работ) за плату сверх государственного (муниципального) задания или в рамках государственного (муниципального) задания в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
  • обеспечение соответствия качества оказания государственных (муниципальных) услуг нормам законодательства и требованиям, установленным в государственном (муниципальном) задании;
  • осуществление переданных полномочий органа исполнительной власти по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.

Контроль за деятельностью учреждений может осуществляться в форме предварительного, текущего и последующего контроля. Предварительный контроль осуществляется на стадии формирования и утверждения государственного (муниципального) задания; определения объема субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (далее - субсидия на выполнение задания); определения перечня и объема средств субсидий, предоставляемых в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса (далее - целевые субсидии) учреждению; согласования и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности.

Текущий контроль осуществляется в процессе исполнения учреждением государственного (муниципального) задания путем анализа оперативных данных и отчетности учреждения о выполнении показателей государственного (муниципального) задания, плана финансово-хозяйственной деятельности, а также в форме санкционирования расходов учреждения за счет средств целевых субсидий и бюджетных инвестиций в порядке, определенном соответствующим финансовым органом.

Последующий контроль осуществляется путем проведения ревизий, проверок отчетности о выполнении государственных (муниципальных) заданий, результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, о непосредственных результатах реализации государственных (муниципальных) программ, об использовании средств целевых субсидий и бюджетных инвестиций, выполнения государственных контрактов и гражданско-правовых договоров, осуществления финансово-хозяйственной деятельности и пр.

Эффективность контроля

Для эффективной организации контроля важно, чтобы высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (администрацией муниципального образования) согласно требованиям Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ был определен порядок контроля за деятельностью учреждений. В нем необходимо закрепить процедуры, формы и сроки проверок, а также меры, которые могут быть приняты по результатам таких проверок, либо определить требования к принятию соответствующих ведомственных правовых актов учредителями.

Результаты проведения контрольных мероприятий с учетом оценки степени выполнения ранее установленных показателей государственного (муниципального) задания учитываются учредителем при принятии следующих решений:

  • о сохранении (увеличении, уменьшении) учреждению показателей объема услуг и (или) результатов выполнения работ государственного (муниципального) задания;
  • об изменении нормативов финансового обеспечения оказания услуг, выполнения работ, содержания имущества;
  • о внесении изменений в перечень видов деятельности государственного (муниципального) учреждения (о перепрофилировании учреждения);
  • об изменении типа, реорганизации (в том числе присоединении к другому учреждению) или ликвидации государственного (муниципального) учреждения;
  • о внесении изменений в учредительные документы учреждения;
  • о применении мер ответственности к руководителю учреждения.

Нормативно-правовое регулирование процесса контроля за деятельностью учреждений является обязательным, но недостаточным условием для обеспечения эффективности контрольных процедур. Существенную роль играет то, как было сформулировано задание учреждению и какие показатели были поставлены в качестве целей (показатели объема и качества для услуг и показатели результата для работ).

Задание учреждению - основной элемент контроля

Для многих формирование государственных (муниципальных) заданий в конце прошлого года стало первым опытом выполнения подобной задачи, поэтому часто учредители упрощали себе задачу, не конкретизируя, что учреждение должно сделать за счет средств, выделяемых ему в форме субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (например, оказание образовательных услуг или методическая поддержка деятельности департамента). Этот фактор, а также низкая оценка учредителем качества финансового менеджмента в учреждениях привели к необходимости поиска учредителем различных, не всегда легитимных способов контроля за деятельностью учреждений.

Выходом из сложившейся ситуации может стать пересмотр государственных (муниципальных) заданий по результатам полугодия в части изменения состава установленных показателей объема, качества услуг и (или) результатов работ. По результатам анализа отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий за полугодие (если в задании была установлена соответствующая периодичность сбора отчетности) учредитель имеет право и возможность внести необходимые изменения в задание, чтобы уточнить цели и задачи, стоящие перед учреждением до конца года, а также обеспечить себе основание для проверки деятельности учреждения по заданным параметрам.

При изменении (расширении) состава показателей учредителю важно соблюдать принцип «преемственности», который заключается в установлении учреждению показателей задания, увязанных с показателями государственной (муниципальной) или ведомственной программы, ответственным исполнителем которой является сам учредитель. При этом объем субсидии на выполнение задания может быть изменен (на основании уточненного задания) либо остаться без изменения по решению учредителя (если в задание не были добавлены новые задачи).

В случае если учредитель не может точно спланировать значение того или иного показателя либо незначительное отклонение фактического значения показателя от планового не является существенным и не влияет на объем средств, необходимых для выполнения задания, в соглашении о предоставлении субсидии на выполнение задания рекомендуется установить процент недовыполнения или перевыполнения задания, при котором задание будет считаться выполненным. Наиболее часто подобная практика применяется при формировании задания на оказание «групповых» услуг потребителям (например, услуги по дошкольному или общему образованию).

Сведения о результатах мониторинга и оценки выполнения государственными (муниципальными) учреждениями государственных (муниципальных) заданий используются с целью:

  • выявления причин (факторов) возникновения отклонения показателей объема и качества фактически предоставляемых государственных (муниципальных) услуг от требований государственного (муниципального) задания;
  • оценки целесообразности внесения изменений и дополнений в действующие стандарты качества и выработки соответствующих нормотворческих инициатив;
  • выработки инвестиционных предложений, направленных на повышение качества государственных (муниципальных) услуг, например по проведению капитального ремонта недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения;
  • применения санкций в отношении подведомственных учреждений и их руководителей, нарушающих количественные и качественные показатели, установленные в государственном (муниципальном) задании;
  • поощрения учреждений и их руководителей, обеспечивающих исполнение государственных (муниципальных) заданий в объеме или с качеством, превышающим установленные государственным (муниципальным) заданием;
  • учета результатов мониторинга и оценки при финансировании, исполнении и формировании государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг на последующие периоды.

Контроль за выплатой заработной платы

Однако формирование детального задания учреждению не решает главной проблемы - недоверия учредителя к учреждению и возникающей из этого потребности в контроле со стороны учредителя за своевременной выплатой заработной платы, уровнем средней заработной платы и объемом других расходов бюджетных учреждений. В соответствии с требованиями Федерального закона № 83-ФЗ контроль целевого использования средств учреждений (включая проверку подтверждающих документов) может осуществляться только в части средств, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии. Что же касается расходов, осуществляемых учреждениями за счет средств субсидии на выполнение задания, то проведение кассовых выплат из этих средств должно осуществляться в пределах остатка средств, поступивших учреждению, без представления ими в территориальный орган Федерального казначейства, в финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования) документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

Как же при этом учредителю осуществить контроль за тем, что учреждение не направит весь объем полученной субсидии на выплату заработной платы или премии либо, наоборот, на приобретение дорогостоящего оборудования в ущерб оплате труда работников учреждения? Учредителю и финансовому органу закон оставил для этого несколько путей. Один из них - мониторинг выполнения учреждением плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения (далее - план ФХД), который может заключаться в регулярном отслеживании информации о том, на какие направления были израсходованы полученные учреждением средства и соответствуют ли они утвержденному плану ФХД. Невыполнение плана ФХД может быть основой для принятия управленческих решений учредителя в отношении учреждения, но эти меры не могут быть оперативными.

В этой связи большую актуальность приобретает поквартальная или даже помесячная разбивка показателей поступлений и выплат плана ФХД. Данная возможность может быть реализована средствами автоматизированных систем казначейского исполнения бюджета, установленных в финансовых органах, в случае открытия и ведения там лицевых счетов бюджетных и автономных учреждений либо на основании отчетности, представляемой учреждением. Важно отметить, что законодательно возможен только анализ проводимых расходов и недопустим отказ в проведении выплаты учреждению в случае наличия на его лицевом счете необходимого остатка и корректности оформления платежных документов. В случае наличия остатка на счете расход согласно Закону № 83-ФЗ должен быть осуществлен не позднее второго рабочего дня, следующего за днем представления учреждением платежных документов.

Что остается в этом случае учредителю? Учредитель имеет право регулировать объем средств, перечисляемых на счет учреждения, не указывая в соглашении о предоставлении субсидии график перечисления средств в явном виде. В соглашении в этом случае отражается, что средства субсидии перечисляются учреждению на основании заявки, подготавливаемой учреждением в соответствии с возникающей потребностью. Финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) определяется порядок согласования подобных заявок с учетом доходных возможностей бюджета в рамках установленного кассового плана. Форма заявки может содержать указание предполагаемых направлений расходов, проверку которых на соответствие плану ФХД может осуществлять учредитель. На основании заявки, прошедшей контроль учредителя, средства могут перечисляться учреждению на его лицевой счет для последующего расходования в соответствии с требованиями законодательства. При этом необходимо отметить, что периодичность перечисления субсидий законодательно не регламентируется и может быть установлена решением учредителя.

Подводя итоги

В заключение хотелось бы отметить, что с 1 июля 2012 года Федеральный закон № 83-ФЗ вступил в полную силу и ввел в бюджетный процесс понятие бюджетного учреждения нового типа, которое предполагает изменение отношения учредителей и учреждений. Некорректно подменять понятие сметы учреждения планом ФХД и требовать от учреждения его постоянной корректировки при необходимости осуществления расходов, незначительно превышающих запланированные ранее показатели. План ФХД необходимо рассматривать как бизнес-план учреждения, как гибкий финансовый инструмент, позволяющий эффективно управлять учреждением, а не ограничивать его. Оптимальной периодичностью для уточнения плана является квартал, что соответствует периодичности сдачи бухгалтерской отчетности и дает возможность осознанно пересмотреть показатели, установленные в плане.

В новых условиях контроль за деятельностью учреждений должен быть смещен в сторону проверки качественных результатов деятельности учреждения - контроля за выполнением задач и показателей, установленных ему учредителем в государственном (муниципальном) задании.