Организация эксплуатации транспортных средств на предприятии. Организация безопасной эксплуатации автотранспорта на ОЭ. Прием водителей на работу и допуск их к осуществлению перевозок
В Основах законодательства по Российской Федерации о труде указано, что трудовые права граждан охраняются законом. Защита трудовых прав осуществляется государственными органами, а также профессиональными союзами и другими общественными организациями. Вместе с тем в Основах указано, что соблюдение трудовой дисциплины, выполнение установленных государством с участием профсоюзов норм труда составляют обязанность всех рабочих и служащих. Для регулирования трудовых отношений заключаются коллективный договор и трудовой договор.
Администрация обязана внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний рабочих и служащих. Законодательно закреплено положение, обязывающее строго соблюдать требования охраны труда при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий. Так, в Основах законодательства о труде предусмотрены требования о предупредительном надзоре. Эти требования включают рациональное использование территории и производственных помещений и рабочих мест в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами, устройство санитарно-бытовых помещений.
2. Обеспечение безопасности на автотранспортном предприятии
Организация управления эксплуатацией транспортных средств
Общее руководство организацией безопасной эксплуатации транспортных средств осуществляется работодателем или по его поручению, оформленному приказом по организации, главным инженером (техническим директором).
Ответственность за организацию безопасной эксплуатации транспортных средств, надзор и контроль за использованием их по назначению должна возлагаться на одного из заместителей руководителя организации с подчинением ему транспортной службы организации.
Ответственность за содержание и обустройство дорог, проездов, переездов, площадок, проходов и т.д. на территории организации должна быть возложена на заместителя руководителя организации по социальным и бытовым вопросам и на архитектора (смотрителя) или на лицо, исполняющего в организации функции архитектора.
Транспортная служба организации (транспортный отдел совместно с транспортным цехом) должна:
а) в установленном порядке разрабатывать, утверждать и обеспечивать структурные подразделения и объекты производства работ с применением транспортных средств директивной и технической документацией (стандартами предприятия, положениями, инструкциями) по надлежащему техническому содержанию и безопасной эксплуатации транспортных средств;
б) разрабатывать маршруты для безопасного движения транспортных средств и работников по территории организации и в производственных корпусах, цехах, на участках и обеспечивать через соответствующие службы надлежащее обустройство и содержание этих маршрутов;
в) обеспечивать совместно со службой охраны труда, службой подготовки кадров обучение, проверку знаний по безопасности труда на транспорте и порядок допуска работников к выполнению работ.
Ответственность за безопасную эксплуатацию и техническое состояние транспортных средств следует возлагать:
а) в организации, где техническое обслуживание и эксплуатация всех видов транспортных средств осуществляется централизованно, т.е. силами только транспортных цехов, - на руководителей транспортных цехов;
б) в организации, где техническое обслуживание и эксплуатация транспортных средств осуществляется децентрализованно или имеет смешанную структуру, - на руководителей цехов, отделов и других структурных подразделений, имеющих транспортные средства.
В этом случае структурные подразделения свои транспортные средства должны представлять на ежегодный технический осмотр в транспортный цех в соответствии с утвержденным в организации графиком.
Руководители транспортных цехов и других структурных подразделений, имеющих транспортные средства, обеспечивают:
а) организацию содержания транспортных средств и выпуск их на линию в технически исправном состоянии и укомплектованными в соответствии с требованиями раздела Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации (медицинской аптечкой, огнетушителем, знаком аварийной остановки, противооткатными упорами, запасным колесом, буксирным тросом), что должно подтверждаться подписью в путевом листе лица, ответственного за выпуск транспортного средства на линию;
б) проведение инструктажа, обучение и проверку знаний работников по охране и безопасности труда согласно требованиям п. 1.3 ГОСТ 12.0.004-90 "ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения";
в) допуск к управлению транспортными средствами водителей, прошедших в установленном порядке инструктаж, обучение, медицинское освидетельствование и имеющих соответствующие удостоверения на право управления транспортными средствами соответствующей категории, что должно подтверждаться выдачей водителю путевого листа;
г) отстранение от управления транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории;
д) проведение постоянного надзора и контроля за соблюдением правил технической эксплуатации и ремонта транспортных средств, за стоянием условий и охраны труда с устранением выявленных нарушений и отклонений;
е) контроль за выполнением работниками инструкций по охране и безопасности труда.
Работодатель обеспечивает в установленном порядке аттестацию на соответствие занимаемой должности, связанной с обеспечением безопасной эксплуатации транспортных средств, в региональных или иных аттестационных комиссиях органов государственного управления на транспорте:
а) работников, ответственных за техническое состояние транспортных средств;
б) работников, ответственных за безопасную эксплуатацию транспортных средств;
в) работников, замещающих ответственных за техническое состояние или безопасную эксплуатацию транспортных средств, на время их отпуска, командировки, болезни и в других случаях.
Руководители транспортных цехов и других структурных подразделений, имеющих транспортные средства, разрабатывают в установленном порядке и выдают работникам, обеспечивающим эксплуатацию транспортных средств, должностные инструкции, регламентирующие их обязанности, права и ответственность.
Работники транспортных организаций, ответственные за техническое состояние транспортных средств и за их безопасную эксплуатацию, не реже одного раза в пять лет проходят обучение и аттестацию, как правило, в учебных заведениях системы Минтранса России.
Аттестационный лист работника, прошедшего аттестацию, хранится в его личном деле.
Основные требования при эксплуатации автомобилей изложены в Межотраслевых правилах по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128 (далее - Правила).
В соответствиями с требованиями Правил должностные и иные лица транспортных и других организаций, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, не должны допускать к участию в дорожном движении транспортные средства и водителей при нарушении требований, установленных Правилами дорожного движения и данными Правилами.
Водители должны проходить предрейсовый медицинский осмотр согласно Инструкции о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 декабря 2002 г. № 84.
Каждый автомобиль должен быть оснащен не менее чем двумя противооткатными упорами для подкладывания под колеса, собранной из двух слоев деревянной подкладкой под пяту домкрата, равной двух-, трехкратной площади пяты, и толщиной не менее 30 - 40 мм, медицинской аптечкой; знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем и огнетушителем.
Автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей и специально оборудованные для этих целей, должны укомплектовываться дополнительным огнетушителем, при этом один огнетушитель находится в кабине водителя, второй - в пассажирском салоне автобуса или кузове автомобиля.
При направлении в дальний рейс (поездка продолжительностью более 12 часов) грузовые автомобили и автобусы дополнительно должны снабжаться металлическими подставками, лопатой, буксирным приспособлением, в зимнее время - дополнительно цепями противоскольжения. Укомплектованность автомобиля данными приспособлениями должна подтверждаться записями в путевом листе лица, ответственного за выпуск автомобиля на линию, и водителя.
Наниматель обязан перед выездом информировать водителя об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза, а при направлении водителя в рейс продолжительностью более одного дня - проверять укомплектованность автомобиля необходимыми приспособлениями, оборудованием и инвентарем и их исправность.
Наниматель не вправе:
Требовать от водителя (водитель не имеет права) выезжать на транспортном средстве, если его техническое состояние и дополнительное оборудование не соответствуют Правилам дорожного движения, данным Правилам;
Направлять водителя в рейс, если он не имел до выезда отдыха, предусмотренного законодательством о труде.
Направляя водителя в рейс продолжительностью более одного дня, наниматель обязан записать в путевой лист маршрут следования и режим работы водителя, провести инструктаж по безопасности дорожного движения.
При направлении двух и более автомобилей для совместной работы на срок более двух дней наниматель обязан приказом назначить лицо, ответственное за соблюдение требований по охране труда. Выполнение распоряжений этого лица обязательно для всех водителей данной группы автомобилей.
Работа автомобилей на строительных площадках, территории промышленных предприятий и тому подобном допускается только с разрешения соответствующих должностных лиц, ответственных за безопасность труда на указанных объектах.
Перед направлением на работу в карьер водитель должен быть дополнительно проинструктирован по правилам безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом с записью в журнале регистрации инструктажа по охране труда.
Не допускается выполнение работ по обслуживанию и ремонту транспортных средств на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузочно-разгрузочных механизмов.
Буксировка неисправных транспортных средств должна осуществляться в соответствии с Правилами дорожного движения.
Наниматель перед направлением автомобилей в рейс по зимним дорогам, льду рек, озер и других водоемов должен убедиться в их приемке и открытии для эксплуатации, информировать водителей об особенностях маршрута, мерах безопасности и местах нахождения ближайших структурных подразделений государственной автомобильной инспекции, организаций здравоохранения, дорожно-эксплуатационных организаций и тому подобных, а также помещениях для отдыха по всему пути следования.
Перевозка опасных грузов должна осуществляться только на специально оборудованных автомобилях для конкретных грузов и при наличии аварийной карточки, предоставляемых заводом-изготовителем или отправителем груза водителю, сопровождающему лицу.
Ежедневно при выпуске на линию и приемке с линии газобаллонные автомобили должны подвергаться дополнительному осмотру с целью проверки герметичности и исправности газовой аппаратуры. Герметичность всех соединений, газопроводов, клапанов газового редуктора проверяется с помощью специальных приборов или мыльной эмульсией. Обнаруженные неисправности газовой аппаратуры устраняются только в цехах (на постах) по ремонту и регулировке газовой аппаратуры или в специализированной мастерской.
Не допускается запускать двигатель и эксплуатировать автомобили с неисправной газовой аппаратурой и нарушенной герметичностью.
При ремонте транспортного средства на линии водитель обязан соблюдать требования безопасности, установленные для ремонта и технического обслуживания транспортного средства. При отсутствии у водителя необходимых приспособлений и инструмента ремонт не допускается. Не допускаются к ремонту на линии посторонние лица (грузчики, сопровождающие, пассажиры и другие).
Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения"
Постановление Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. N 28 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте"
Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей"
Приказ Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. N 27 Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов
Прием водителей на работу и допуск их к осуществлению перевозок
Лицо, претендующее на работу в организации в качестве водителя, может быть принято на эту работу при условии:
- наличия у него водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории;
- наличия документа о прохождении в установленные сроки медицинского освидетельствования;
- соответствия его квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик требованиям, установленным для конкретного вида перевозок.
С целью проверки соответствия водителя поручаемой ему работе по безопасному осуществлению конкретного вида перевозок он может быть принят на работу с испытательным сроком в соответствии с действующим законодательством о труде.
Организация осуществляет учет данных о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно-транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения, фактах лишения права управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения или последствий алкогольной интоксикации, перерывах в водительской деятельности, работе по совместительству.
Лица, впервые нанимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водители, имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года, водители, назначаемые для работы на горных маршрутах, а также водители, переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров, к управлению транспортными средствами допускаются после прохождения стажировки.
Поддержание и контроль состояния здоровья водителей в процессе их трудовой деятельности
Организация обеспечивает прохождение водителями обязательного периодического медицинского освидетельствования в сроки, устанавливаемые Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Руководитель организации имеет право в случае сомнения в состоянии здоровья водителя направить его на медицинское освидетельствование ранее установленных сроков.
В организации должен осуществляться контроль за соблюдением сроков прохождения периодических медицинских освидетельствований (*3).
Режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.
Организация обязана обеспечить контроль за состоянием здоровья водителей, не допускать к управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения или в болезненном состоянии (*4), для чего:
- организовать проведение предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых (в зависимости от условий работы) медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;
- обеспечить учет и анализ данных медосмотров водителей с целью выявления водителей, склонных к злоупотреблению алкогольными напитками, употребляющих наркотические средства, страдающих хроническими заболеваниями.
Поддержание необходимого уровня информативности, повышение профессионального мастерства и дисциплинированности водителей
Организация обязана обеспечивать водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих сведения:
- об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте;
- о состоянии погодных условий;
- о режимах движения, организации отдыха и приема пищи;
- о порядке стоянки, охраны транспортных средств;
- о расположении пунктов медицинской и технической помощи постов Государственной автомобильной инспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; мест скопления людей;
- об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов;
- об особенностях перевозки детей;
- об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;
- об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (в соответствии с требованиями специальных нормативных документов);
- об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения.
В организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей.
Повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов занятости в личное дело водителя (*6).
Организация имеет право не допускать водителя, не сдавшего зачет, к самостоятельной работе на линии. Водитель, не допущенный к самостоятельной работе, переводится с его согласия на другие работы, при невозможности перевода он подлежит увольнению в соответствии с действующим законодательством о труде.
Обеспечение эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии
Организации и водители-предприниматели обязаны:
Использовать для перевозки подвижной состав, зарегистрированный в органах Государственной автомобильной инспекции, прошедший в установленном порядке государственный технический осмотр и имеющий лицензионную карточку установленного образца.
Соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий-изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (*7), в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
Обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Должностные лица организации, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств.
Обеспечить учет неисправностей транспортных средств и их устранения.
Обеспечить использование для перевозки транспортных средств, в том числе специализированных, соответствующих виду перевозки, объемам и характеру перевозимого груза.
Обеспечить охрану транспортных средств для исключения возможности самовольного их использования водителями организации, а также посторонними лицами или повреждения транспортных средств.
Обеспечение безопасных условий перевозок пассажиров и грузов при организации перевозочного процесса
Организациям запрещается в какой бы то ни было форме понуждать или поощрять водителей к нарушению ими требований безопасности дорожного движения.
Организации и водители-предприниматели обязаны перед началом регулярных перевозок, а также в процессе их осуществления оценивать соответствие дорожных условий на маршрутах работы подвижного состава установленным требованиям безопасности движения.
Оценка соответствия состояния автомобильных дорог и подъездных путей требованиям безопасности движения осуществляется на основе обследования, проводимого комиссией, формируемой по решению органов исполнительной власти (администрации) соответствующей территории с привлечением работников организаций, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов на этих маршрутах, работников дорожных, коммунальных и других организаций, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды, трамвайные пути, паромные и ледовые переправы; работников Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции.
Обследование дорожных условий на маршрутах регулярных перевозок грузов осуществляется не реже одного, а на маршрутах перевозок пассажиров - не реже двух раз в год.
Организация ежегодно представляет в органы исполнительной власти (администрации) соответствующей территории предложения по составу комиссии, срокам обследования и перечню предлагаемых к обследованию маршрутов.
По результатам обследования дорожных условий составляется акт, в котором перечисляются выявленные недостатки, угрожающие безопасности движения. Акты подлежат передаче в органы, уполномоченные исправлять выявленные недостатки и контролировать результаты этой работы. В организации хранятся материалы обследования и копии актов.
При выявлении на маршруте недостатков в состоянии, оборудовании и содержании дорог, улиц, искусственных сооружений и т.д., угрожающих безопасности движения, организации и водители-предприниматели до устранения недостатков в зависимости от обстоятельств:
- не открывают движение на маршруте перевозок;
- прекращают движение на маршруте или изменяют маршрут движения;
- изменяют режимы движения на маршруте и информируют об этом заинтересованные организации, предприятия, население.
В организации должен осуществляться учет обнаруженных водителями на маршрутах недостатков в организации и регулировании движения, состоянии и обустройства дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, трамвайных путей, остановок пассажирского транспорта, мест погрузки-разгрузки грузов.
Организация обязана:
- обеспечить условия для питания и отдыха водителей на маршрутах регулярных перевозок;
- предусмотреть время и место отдыха водителей в пути при направлении в дальние рейсы или на работу в отрыве от основной базы организации;
- обеспечить водителей необходимыми путевыми документами.
Должностные лица организации имеют право осуществлять контроль на линии, при его проведении останавливать транспортные средства, управляемые водителями организации, принимать при выявлении нарушений необходимые меры в соответствии с действующим законодательством.
Организации и водители-предприниматели обязаны обеспечить выполнение требований, отражающих порядок и особенности организации различных видов перевозок, изложенных в действующих нормативных документах; при перевозках крупногабаритных, тяжеловесных грузов, а также опасных обеспечить выполнение специальных требований, изложенных в соответствующих нормативных документах, касающихся обеспечения их безопасности.
Требования по обеспечению безопасности при организации пассажирских перевозок.
Организация обязана:
На каждый маршрут регулярных пассажирских перевозок должен быть составлен паспорт и схема маршрута с указанием опасных мест. В указанные документы должны своевременно вноситься данные об изменении дорожных условий.
Графики (расписания) движения должны разрабатываться в соответствии с установленными правилами на основе нормирования скоростей перед открытием маршрутов регулярных перевозок, а также на действующих маршрутах. Нормативы скорости (времени) движения должны обеспечивать безопасные режимы движения транспортных средств в реальных условиях движения на маршруте: соответствовать скорости, разрешенной Правилами дорожного движения, с организацией дорожного движения, задержки на железнодорожных переездах и т.п.
Организации и водители-предприниматели обязаны использовать транспортные средства, полная масса которых не превышает фактическую грузоподъемность расположенных на маршрутах мостов, эстакад, путепроводов, других искусственных сооружений.
При неблагоприятных изменениях дорожных или метеорологических условий, создающих угрозу безопасности перевозок пассажиров (разрушение дорожного покрытия, гололедица, сильный туман, заносы и т.д.), организация обязана провести оперативную корректировку графиков (расписаний) движения в сторону снижения скорости или отменить график движения, а при необходимости не допустить к выезду на линию или обеспечить иным образом прекращение движения транспортных средств.
Основные требования по организации перевозок детей
Положение о обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (утв. приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г. N 2) (с изменениями от 18 июля 2000 г.)
Перевозка детей
При организации перевозок детей кроме вышеуказанных должны выполняться следующие требования:
Перевозка детей автобусами должна осуществляться в светлое время суток с включенным ближним светом фар. Скорость движения выбирается водителем (а при сопровождении - старшим по его обеспечению) в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но при этом скорость не должна превышать 60 км/ч.
Об организации школьных перевозок, массовых перевозок детей (в лагеря труда и отдыха и т.д.) уведомляются органы Государственной автомобильной инспекции для принятия мер по усилению надзора за движением на маршруте и решения вопроса о сопровождении колонн автобусов специальными транспортными средствами. Уведомление Государственной автомобильной инспекции представляется владельцу автобусов при оформлении заказа на перевозку.
Перевозка детей осуществляется при условии сопровождения группы преподавателями или специально назначенными взрослыми. В процессе перевозки сопровождающие должны находиться у каждой двери автобуса. Для сопровождения детей, перевозимых колонной автобусов, выделяются медицинские работники.
Окна в салоне автобуса при движении автобуса должны быть закрыты.
Водителю запрещается выходить из кабины автобуса при посадке и высадке детей, осуществлять движение задним ходом.
При организации регулярных автобусных перевозок детей в сельской местности владельцы автобусов обязаны производить комиссионное обследование состояния автомобильных дорог, пунктов посадки и высадки детей с привлечением органов Государственной автомобильной инспекции и дорожных организаций; устанавливать на маршрутах специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.
Заблаговременно согласовать маршрут движения.
Список водителей и автобусов для перевозки детей отдается приказом руководителя автопредприятия.
Подбор и инструктаж водителей и проверка технического состояния автобусов перед выездом из гаража про¬изводится специально назначенной приказом руководителя автопредприятия комиссией в составе главного инженера предприятия (председателя), начальника эксплуатации, инженера по безопасности движения, начальника ОТК, представителя общественности.
О проверке технического состояния автобуса и разрешения на выпуск его в рейс в путевом листе - делается соответствующая запись за подписью главного инженера предприятия.
Начальник эксплуатации предприятия обеспечивает до начала перевозки детей проверку и составление схемы маршрута с определением опасных для движения мест и мест для остановок, разработку графика движения, которые после инструктажа, вручаются водителю автобуса. О проведении инструктажа водителя начальник эксплуатации за своей подписью в путевом листе делает соответствующую запись.
Перевозки детей осуществлять только в светлое время суток. Запретить перевозить детей ночью и в сложных метеодорожных условиях.
Массовые перевозки детей (два и более автобусов) осуществлять автоколонной, которую обязан сопровождать на всем пути следования инженер по безопасности движения, двигаясь на автомобиле в голове колонны.
Скорость движения автобусов не должна превышать установленной в ПДД.
Водитель автобуса перед выездом в рейс с детьми должен иметь отдых, равный не менее удвоенной продолжительности предшествовавшей рабочей (не менее 12 час.) смены, пройти предрейсовый медицинский осмотр, иметь опрятный внешний вид, получить путевой лист и инструктаж.
При остановке автобус с детьми должен съехать на обочину дороги и безопасную зону. Выход детей на дорогу строго запретить и не допускать.
В автобусе с детьми должны находиться не менее одного взрослого сопровождающего.
Максимальное количество детей с сопровождающими в автобусах не должно превышать наличия мест для сидения.
На каждом автобусе, перевозящем детей спереди и сзади автобуса, должны быть установлены квадратные опознавательные знаки желтого цвета (сторона размером 250x300 мм) с каймой цвета и с черным изображением символа дорожного знака 1.21. ПДД (пункт 26.8, ПДД).
На правой и левой передней части автобуса по уровню верхней кромки ветрового стекла на специальных флагштоках должны быть установлены флажки красного цвета.
Автобусы, предназначенные для перевозки детей должны быть чисто вымыты с протертыми стеклами и сидениями, пройти дезинфекцию, укомплектованы аптечка-ми, набором необходимых медикаментов, огнетушителя¬ми.
Водитель должен подать автобус на посадку детей за 30 минут до отправления. Место для посадки должно быть на ровной свободной площадке вдали от движущегося транспорта и других опасных мест.
Перед посадкой детей в автобус водитель обязан проинструктировать сопровождающих лиц о правилах безопасности при посадке детей в автобус во время движения и при выходе из автобуса, на остановках и всех пассажиров о пользовании аварийными выходами.
Посадка детей в автобус производится через заднюю дверь под руководством сопровождающих лиц и наблюдением водителя автобуса.
Размещать детей в салоне по местам для сидения необходимо с учетом возраста и состояния здоровья,
Детей меньшего возраста и со слабым здоровьем необходимо размещать на передних сидениях.
Начинать движение автобуса водитель может только после того, как все дети будут усажены на сидения, будут закрыты двери салона и сопровождающие лица сообщат, что все люди сидят на местах и можно начинать движение.
При движении автобуса сопровождающие лица и водитель должны следить, чтобы дети не высовывались из открытых окон не ходили по салону. В светлое время суток должны быть включены ближний свет фар.
Окна левой стороны должны быть закрыты.
Выход детей из автобуса на остановках разрешать только в безопасных местах в стороне от проезжей части дороги и производится через переднюю дверь под руководством сопровождающих лиц и под наблюдением водителя.
Категорически запрещается преднамеренная остановка автобуса с детьми для приема пищи и других надобностей в городах и других населенных пунктах, а также на проезжей части или обочине дороги, не предусмотренных графиком.
Для перевозки детей выделяются лучшие, технически исправные, последних 2-х лет выпуска автобусы.
К управлению автобусами при перевозке детей допускаются только лучшие с достаточным опытом водители 1 или 2 класса (категории "Д") с непрерывным стажем работы не менее 3 лет, не имеющие нарушений ПДД и прошедшие инструктаж по правилам безопасности движения при перевозке детей в автобусе.
Рабочее время водителей
Постановление Минтруда РФ от 25 июня 1999 г. N 16 "Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей" (с изменениями от 23 октября 2001 г.)
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
Для водителей, работающих на пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих на шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем - 7 часов.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов.
В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.
При привлечении к сверхурочным работам общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 12 часов. Сверхурочные работы применяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб; технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов; перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.
Водителям автобусов, работающим на городских, пригородных и междугородных регулярных пассажирских линиях, с их согласия может устанавливаться рабочий день с разделением смены на две части при условии, что водители будут возвращаться к месту дислокации до начала разрыва смены не позже, чем через 4 часа после начала работы. При этом продолжительность перерыва должна быть не менее двух часов без учета времени для отдыха и питания. Время кратковременного отдыха (п.12б настоящего Положения) предоставляется в месте дислокации. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.
16.1.1. При эксплуатации транспортных средств на линии могут иметь место такие основные опасные и вредные производственные факторы:
– наезды проезжающих транспортных средств;
– наезды при сцепке, расцепке автомобилей с прицепом (полуприцепом), запуске двигателя, самопроизвольном движении транспортных средств;
– термические факторы (пожары, взрывы при подаче топлива в карбюратор двигателя самотеком, проверке наличия топлива в баке с применением открытого огня, утечке газа из газобаллонной установки; ожоги паром, водой из радиатора);
– преступные действия пассажиров и других лиц;
– падение поднятого кузова автомобиля-самосвала, опрокидывающейся кабины грузового автомобиля, вывешенных на домкрате частей автомобилей;
– повышенные уровни шума и вибрации;
– повышенная температура и скорость движения воздуха в теплый период года;
– наличие в воздухе рабочей зоны вредных веществ (углерода и азота оксидов, акролеина, углеводородов алифатических предельных, формальдегида, метилмеркаптанов).
16.1.2. Перед пуском двигателя необходимо убедиться, что автомобиль заторможен стояночным тормозом, а рычаг переключения передач (контроллера) поставлен в нейтральное положение.
16.1.3. Пуск двигателя должен производиться при помощи стартера. Использовать пусковую рукоятку разрешается только в исключительных случаях.
При пуске двигателя автомобиля пусковой рукояткой необходимо, кроме требований согласно п.16.1.2, дополнительно придерживаться следующих требований:
– установить упорные колодки с обеих сторон колеса;
– пусковую рукоятку прокручивать снизу вверх;
– не брать рукоятку в обхват;
– при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;
– не включая зажигания, провернуть коленчатый вал, убедившись, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, включить зажигание;
– не применять никаких рычагов и усилителей, действующих на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала.
16.1.4. Запрещается осуществлять пуск двигателя путем буксировки автомобиля и переключения цепи питания стартера.
16.1.5. Перед пуском двигателя автомобиля, подключенного к системе подогрева, необходимо отключить и отсоединить элементы подогрева.
16.1.6. Управлять транспортными средствами на территории предприятия разрешается только лицам, назначенным приказом по предприятию и имеющим удостоверение на право управления соответствующим видом транспортного средства.
16.1.7. Скорость движения транспортных средств по территории предприятия не должна превышать 10 км/час, а в помещениях – 5 км/час.
16.1.8. Для организации безопасного движения по территории предприятия составляется схематичный план (схема) движения транспортных средств и работников, с указанием разрешенных и запрещенных направлений, поворотов, остановок, выездов, въездов и т.п. Этот план (схема) доводится до всех работающих и вывешивается при въезде на территорию предприятия.
16.1.9. Во время движения автомобиля по территории предприятия (при обкатке, испытании и т.п.) запрещается нахождение на нем лиц, не имеющих к этому прямого отношения.
16.1.10. Заправку автомобилей следует проводить в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации стационарных, контейнерных и передвижных автозаправочных станций (раздел 2, п. 46 этих Правил).
16.1.11. При заправке автомобилей запрещается:
– проводить ремонтные и регулировочные работы;
– заправлять автомобиль топливом при работающем двигателе;
– допускать перелив и разлив топлива;
– находиться пассажирам в кабине, салоне или кузове.
16.1.12. Собственник обязан выпускать на линию технически исправные транспортные средства, укомплектованные согласно пп. 10.1.12, 10.1.13 этих Правил, что подтверждается подписью в путевом листе лица, ответственного за выпуск автомобиля на линию и водителя.
16.1.13. Водитель может выезжать на линию только после прохождения медицинского осмотра и соответствующей отметки об этом в путевом листе.
16.1.14. Собственник перед выездом обязан проинформировать водителя об условиях работы на линии, местах погрузочно-разгрузочных работ и особенностях перевозимого груза.
16.1.15. Собственник не имеет права:
– заставлять водителя (водитель не имеет права) выезжать на автомобиле, если его техническое состояние и дополнительное оборудование не отвечает Правилам дорожного движения. Правилам технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта и этим Правилам;
– направлять водителя в рейс, если он не имел до выезда отдыха, предусмотренного действующими нормативными актами.
16.1.16. Направляя водителя в рейс продолжительностью более 1 суток, собственник обязан:
– проверить укомплектованность автомобиля необходимыми приспособлениями, оборудованием и инвентарем в соответствии с п. 10.1.14 этих Правил и их исправность;
– сообщить водителю (водителям) режим работы и отдыха;
– записать в путевом листе маршрут следования с указанием мест временного и продолжительного отдыха.
16.1.17. При направлении двух и более автомобилей в рейс для совместной работы на срок более двух суток собственник обязан приказом назначить лицо, отвечающее за охрану труда. Выполнение требований этого лица обязательно для всех водителей группы автомобилей.
16.1.18. При остановке на отдых за пределами населенных пунктов лицо, отвечающее за охрану труда, должно осуществлять контроль за соблюдением требований безопасности труда.
16.1.19. Запрещается водителям, грузчикам и другим лицам во время стоянки отдыхать или спать в кабине, салоне при работающем двигателе.
16.1.20. Перед посадкой пассажиров на грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, водитель должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки, предупредить их о том, что стоять в кузове движущегося автомобиля запрещается.
Перевозка детей в кузове грузового автомобиля запрещается.
16.1.21. Проезд в кузовах грузовых автомобилей, не оборудованных для перевозки пассажиров, разрешается только лицам, сопровождающим (получающим) грузы, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов.
– перевозка людей на безбортовых платформах, на грузе, размещенном на уровне или выше бортов кузова, на длинномерном грузе и рядом с ним, на цистернах, прицепах и полуприцепах всех типов, в кузовах автомобилей-самосвалов и специализированных автомобилей;
– перевозка в кабине, кузове, салоне большего количества людей, чем оборудовано мест для сидения или указано в паспорте завода-изготовителя;
– движение автомобиля с открытыми дверьми и при нахождении людей на подножках;
– выпрыгивать из кабины или кузова автомобиля.
16.1.23. Лица, находящиеся в автомобиле обязаны выполнять требования водителя по вопросам безопасности.
16.1.24. При остановке (стоянке) автомобиля водитель, покидая транспортное средство, должен принять все меры против самопроизвольного его движения: остановить двигатель, установить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение, затормозить автомобиль стояночным тормозом.
Если автомобиль стоит даже на незначительном уклоне, необходимо дополнительно подставить под колеса упорные колодки.
На спусках и подъемах, где способ постановки не регламентируется средствами регулирования движения, транспортные средства необходимо ставить под углом к краю проезжей части так, чтобы исключить возможность их самопроизвольного движения.
16.1.25. Выходя из кабины автомобиля или салона автобуса, водитель должен предварительно убедиться в состоянии поверхности (наличие выбоин, скользкости, посторонних предметов и т.п.), а при выходе на проезжую часть дороги – еще и в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях.
16.1.26. На автомобили-таксомоторы в регионах (городах) с высокой криминогенной обстановкой необходимо устанавливать защитный экран, а также специальную сигнализацию.
16.1.27. Сцепка и расцепка автомобилей с прицепами и полуприцепами должна производиться только на ровной нескользкой поверхности с твердым покрытием.
16.1.28. Сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и прицепа, должны производить три человека – водитель, рабочий-сцепщик и лицо, координирующее их работу. При этом водитель подает автомобиль. назад самым малым ходом, строго выполняя команды лица, координирующего проведение сцепки.
Координирующее лицо должно находиться на месте, с которого ему одновременно хорошо видны водитель и рабочий-сцепщик на протяжении всего периода проведения сцепки. Оказывать помощь сцепщику, а также покидать ему свое место до окончания сцепки запрещается.
В исключительных случаях (дальние рейсы, перевозка сельскохозяйственных продуктов с полей и т.п.) сцепку разрешается производить одному водителю. В этом случае он должен:
– затормозить прицеп стояночным тормозом;
– проверить состояние буксирного оборудования;
– подложить упорные колодки под задние колеса прицепа;
– провести сцепку, включая соединение гидравлических, пневматических и электрических систем автомобиля и прицепа, а также крепление страховочных тросов (цепей) на прицепах, не имеющих автоматического оборудования.
Запрещается производить сцепку при неисправности дышла прицепа (отсутствие пружин дышла, упора, их неисправности и т.п.).
16.1.29. Перед началом движения задним ходом необходимо зафиксировать поворотный круг прицепа стопорным устройством.
16.1.30. Водитель перед сцепкой полуприцепа должен осмотреть его и убедиться в исправности.
16.1.31. При сцепке и расцепке продольные оси автомобиля-тягача и полуприцепа должны располагаться на одной прямой.
16.1.32. Борта полуприцепа при сцепке и расцепке должны быть закрыты. Перед сцепкой необходимо убедиться в том, что седельно-сцепное устройство, шкворень и их крепление исправны; полуприцеп заторможен стояночным тормозом; передняя часть полуприцепа по высоте расположена так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на полозки или на седло. При необходимости следует поднять или опустить переднюю часть полуприцепа.
Перед сцепкой необходимо установить упорные колодки под колеса полуприцепа.
Запрещается производить расцепку при неопущенных катках опорного устройства, а также неравномерной загрузке полуприцепа.
16.1.33. Соединительные шланги и электропровода должны быть подвешены с помощью оттяжной пружины на крючок переднего борта полуприцепа, чтобы они не мешали сцепке, а после сцепки они должны быть присоединены.
16.1.34. Перед подачей автомобиля назад водитель должен убедиться, что его никто не объезжает и вблизи нет людей или каких-либо преград.
Перед началом движения задним ходом в условиях недостаточного обзора сзади (из-за груза в кузове, при выезде из ворот и т.п.) водитель должен требовать, а собственник обязан выделять работника для организации движения автомобиля.
16.1.35. Во время движения на повороте водитель автомобиля-цистерны, емкость которой залита менее чем на 3/4, обязан снизить скорость до такой, которая обеспечивала бы безопасность дорожного движения.
16.1.36. При перегреве двигателя пробку радиатора можно открывать только тогда, когда температура воды (жидкости) ниже 100 °С, иначе при открытии пробки произойдет выброс кипящей воды.
Пробку радиатора на горячем двигателе необходимо открывать в рукавицах или накрыв ее тряпкой. Пробку следует открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.
16.1.37. Для предупреждения случаев обморожения при устранении неисправностей зимой в дороге следует работать только в рукавицах. Запрещается прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструменту руками без рукавиц.
16.1.38. Во избежание возникновения пожара на автомобиле запрещается:
– подавать при неисправной топливной системе бензин в карбюратор из емкости самотеком при помощи шланга или другим способом;
– производить ремонт топливной системы при работающем или горячем двигателе, включенном зажигании;
– оставлять в кабинах и на двигателе загрязненные маслом или топливом использованные обтирочные материалы;
– подогревать двигатель и другие агрегаты открытым огнем, а также пользоваться им в непосредственной близости от приборов системы питания двигателя (в т.ч. от топливных баков);
– курить и пользоваться открытым огнем при определении наличия топлива в баке, а также при заправке автомобилей из дополнительных емкостей.
16.1.39. Для проверки наличия топлива в топливных баках следует применять специальные линейки, исключающие искрообразование в результате ударов, переносные светильники во взрывобезопасном исполнении и другие приспособления.
16.1.40. Буксирование неисправных автомобилей должно осуществляться в соответствии с Правилами дорожного движения Украины.
16.1.41. При ремонте автомобиля на линии водитель обязан выполнять требования безопасности труда, установленные для ремонта и профилактического обслуживания транспортных средств на предприятии, согласно разделу 13 этих Правил. При отсутствии у водителя необходимых приспособлений и инструмента для безопасного выполнения конкретного вида работ ремонт запрещается.
Запрещается допускать к ремонту автомобиля на линии посторонних лиц (грузчиков, пассажиров и т.п.).
16.1.42. При вынужденной остановке автомобиля на обочине или на краю проезжей части дороги для проведения ремонта водитель обязан включить аварийную световую сигнализацию, одеть сигнальный жилет” и установить знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь на расстоянии не ближе 20 м до транспортного средства в населенных пунктах и 40 м – за их пределами.
16.1.43. Перед вывешиванием части автомобиля домкратом необходимо установить его на горизонтальную нескользкую площадку за пределами проезжей части дороги, остановить двигатель, включить пониженную передачу, затормозить автомобиль стояночным тормозом, установить под колеса упорные колодки, вывести людей из салона (кузова), кабины, закрыть двери.
При вывешивании автомобиля на грунтовой поверхности необходимо выровнять место установки домкрата, положить под домкрат прочную деревянную подставку площадью не менее 0,1 м 2 или доску.
Запрещается устанавливать домкрат на случайные предметы.
16.2. Дополнительные требования при эксплуатации автомобилей,
работающих на газовом топливе
16.2.1. При эксплуатации автомобилей, работающих на сжатом природном или сжиженном нефтяном газе, должны выполняться требования Руководства (инструкции) по их эксплуатации заводов-изготовителей и этих Правил.
16.2.2. Запуск двигателя (карбюраторного) следует производить на топливе одного вида: на газе или бензине.
16.2.3. Для подогрева двигателя и системы питания, устранения ледовых образований и пробок разрешается применять только горячую воду, воздух или пар.
16.2.4. Перед включением зажигания, осветительных электрических приборов и запуском двигателя после межсменного отстоя или длительного хранения автомобилей необходимо не менее чем на 3 минуты открыть для проветривания капот, люки отсеков баллонов и двери (в автобусах), багажное отделение (в легковых автомобилях), после чего убедиться в герметичности газовой аппаратуры, трубопроводов и соединений системы питания.
16.2.5. Расходные и магистральные вентили необходимо открывать медленно, во избежание гидравлического удара, а закрывать – не прилагая больших усилий, чтобы не повредить уплотнители.
16.2.6: В процессе эксплуатации автомобили, работающие на газовом топливе, должны, ежедневно, при выпуске на линию и при возвращении их с линии, подлежать осмотру с целью проверки герметичности и исправности газовой аппаратуры, а также надежности крепления газовых баллонов и кронштейнов.
Проверку герметичности соединений газового оборудования и определения мест утечки газа производят с помощью специальных приборов (газоиндикаторов, течеискателей) или мыльной эмульсии.
16.2.7. На легковых автомобилях (ГАЗ-24-07) и их модификациях необходимо проверить также состояние резинового уплотнителя и дренажного шланга заправочного устройства.
16.2.8. При обнаружении утечки газа из баллонов через вентили, предохранительный клапан или другую арматуру на линии и невозможности ее устранения необходимо выпустить газ из баллонов в атмосферу в безопасном месте вдалеке от людей и источников огня.
Выпуск газа должен производиться при неработающем двигателе и отключенной “массе”.
16.2.9. При обнаружении утечки газа во время движения водитель обязан немедленно остановить автомобиль, выключить двигатель, закрыть все вентили, выявить неисправности и принять меры к их устранению. При невозможности устранения неисправности необходимо прекратить работу и сообщить об этом на предприятие.
16.2.10. При эксплуатации автомобилей, работающих на газовом топливе, запрещается:
– запускать двигатель и работать на автомобиле с неисправной газовой аппаратурой и при утечке газа из баллона или системы питания;
– работа двигателя на смеси двух топлив – бензина и газа;
– дозаправлять баллоны или выпускать (сливать) газ в непосредственной близости от мест стоянки других автомобилей или вблизи источников огня и мест нахождения людей;
– останавливать автомобиль ближе 5 м от места работы с открытым огнем, а также пользоваться открытым огнем ближе 5 м от автомобиля;
– производить проверку герметичности системы питания открытым огнем;
– проверять или регулировать приборы электрооборудования, не убедившись в отсутствии газа под капотом двигателя и в других возможных местах его накопления;
– эксплуатировать автомобиль со снятым газовым фильтром;
– регулировать или ремонтировать газовую аппаратуру (кроме регулировки холостого хода) при работающем двигателе;
– ударять по газовой аппаратуре и арматуре, находящейся под давлением;
– оставлять в промежуточном положении расходные вентили; они должны быть полностью открыты или закрыты;
– применять дополнительные рычаги для открывания или закрывания расходных или наполнительных вентилей;
– эксплуатировать автомобиль на бензине с открытым электромагнитным клапаном и расходными магистральными вентилями;
– запускать двигатель при давлении газа в баллонах менее 0,5 МПа (5 кг/см 2).
16.2.11. После постановки автомобиля на длительную стоянку необходимо закрыть расходные и магистральные вентили, выработать весь газ из системы питания, после чего выключить зажигание и отключить “массу”.
При остановке двигателя на короткое время (не более 10 мин) магистральный вентиль разрешается оставлять открытым.
16.2.12. Заправлять автомобили газом разрешается только на стационарных или передвижных газонаполнительных станциях.
16.2.13. Перед заправкой автомобиля газовым топливом необходимо: высадить пассажиров из кабины (кузова) или салона автомобиля, остановить двигатель, выключить зажигание; закрыть магистральный вентиль, расходные вентили при этом должны быть открыты.
16.2.14. При заправке газовым топливом запрещается:
– стоять около газонаполнительного шланга и баллонов;
– подтягивать гайки соединений топливной системы и стучать металлическими предметами;
– производить регулировку и ремонт газовой аппаратуры;
– выполнять работы, вызывающие искрообразование;
– курить и пользоваться открытым огнем;
– работать без рукавиц;
– заправлять баллоны сжиженным нефтяным газом более чем на 90% полного объема;
– заправлять баллоны, если срок осмотра их истек, или в случае обнаружения разгерметизации системы питания.
16.2.15. Перед началом наполнения баллонов газом необходимо сначала открыть наполнительный вентиль на автомобиле, а потом – вентиль заправочной колонки, а после наполнения баллонов газом сначала закрыть вентиль заправочной колонки, а потом – наполнительный вентиль на автомобиле.
Отсоединять и присоединять газонаполнительные шланги можно только тогда, когда оба вентиля закрыты.
16.2.16. Если во время заправки газонаполнительный шланг случайно разгерметизируется, необходимо немедленно закрыть выходной вентиль на газонаполнительной колонке, а потом – наполнительный вентиль на автомобиле.
16.2.17. Эксплуатация баллонов для сжатого природного и сжиженного нефтяного газа должна осуществляться согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.
16.2.18. В случае возникновения пожара на автомобиле, работающем на газе, необходимо выключить зажигание и закрыть расходные и магистральные вентили. Тушить пожар необходимо огнетушителями, кошмой, песком или струёй распыленной воды. Баллоны с газом необходимо обильно поливать холодной водой, чтобы избежать чрезмерного повышения давления в них.
16.3. Дополнительные требования при эксплуатации автомобилей
в отрыве от основной базы
16.3.1. Направление автомобилей для выполнения работ в отрыве от основной базы должно оформляться приказом по предприятию.
16.3.2. Приказом собственника предприятия назначается также старший группы, направляемой в командировку (при 2 и более автомобилей), из числа опытных водителей или бригадиров или начальник колонны (более 20 автомобилей) из специалистов предприятия, на которого возлагается ответственность за соблюдение требований безопасности труда.
Выполнение требований ответственного лица обязательно для всей группы, направляемой в командировку.
16.3.3. Перед направлением на работу необходимо выяснить на месте будущего расположения условия и особенности работы, организацию жилья и быта состава группы, хранения и профилактического обслуживания транспортных средств, медицинского осмотра водителей.
16.3.4. Совместно с собственником организации, в распоряжение которой направляется автотранспорт, уточнить необходимое материальное и техническое обеспечение, что должно быть осуществлено как непосредственно на предприятии, так и по месту командировки.
16.3.5. При подготовке к работе в отрыве от основной базы необходимо провести профилактическое обслуживание всех транспортных средств. При этом особое внимание необходимо обратить на узлы и агрегаты, обеспечивающие безопасность движения и труда, пожарную безопасность.
16.3.6. При эксплуатации, профилактическом обслуживании и ремонте транспортных средств в отрыве от основной базы необходимо соблюдать те же требования безопасности, что и в обычных условиях.
УТВЕРЖДЕНА
________________________
«___»______________201_г
Тема № 27
Преподаватель
Непочатов В.К.,
профессор МОИУП
Г. ИВАНТЕЕВКА
Тема 27.
Основные вопросы темы:
Организация технического обслуживания автотранспорта.
Дорожно-транспортные происшествия и их профилактика.
Основная литература
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.- 8-е издание, стереотипное - М.: Высшая школа, 2009. - 616 с. : ил.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов (под ред. Арустамова Э.А.) Изд.12-е, перераб., доп. – М.: Дашков и К, 2007.- 420 с.
3. Методика организации профессионального отбора водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов. Практическое пособие.
Год: 2011
4. Техническая эксплуатация автотранспортных средств. Выбор стратегии организации и управления.
5. Требования к техническому состоянию автотранспортных средств. Уч. пособие. 2012 г.
Дополнительная литература
1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова.- 6-е издание, стереотипное - М.: Высшая школа, 2008.- 423 с.
2. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: Учебное пособие для вузов / П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л. Пономарев. - Изд. 4-е, перераб. – М.: Высшая школа, 2007. – 335 с.: ил.
3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Занько Н.Г, Малаян К.Р., Русак О. Н. - 12 издание, пер. и доп. – СПб.: Лань, 2008 . – 672 с.: ил.
4. Б.С. Мастрюков Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков.- М.: Академия, 2009. – 320 с.: ил.
Организация работы автотранспортного предприятия
Нормативная база
Федеральный закон «Об автомобильном транспорте и автотранспортной деятельности».
Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения»
Постановление Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. N 28 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте"
Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей"
Приказ Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. N 27 Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов
Основные принципы государственной политики в сфере автомобильного транспорта :
1) единство политики в области автомобильного транспорта на федеральном, региональном и местном уровнях;
2) обеспечение безопасности автотранспортной деятельности на основе применения единых требований норм, правил и стандартов;
3) установление ответственности государства за осуществление предупредительных мер в сфере обеспечения безопасности автотранспортной деятельности;
4) социальная направленность государственного управления автотранспортной деятельностью и обеспечение приоритета вопросов охраны жизни и здоровья граждан;
5) обеспечение доступности автотранспортных услуг для всех граждан, включая создание социальных гарантий для инвалидов, лиц с ограниченными возможностями и других маломобильных граждан;
6) установление стандартов транспортного обслуживания граждан, организаций, территорий;
7) интеграция в международный рынок автотранспортных услуг на основе гармонизации российского законодательства в области автомобильного транспорта с действующими международными соглашениями Российской Федерации.
Основные понятия:
Автомобильный транспорт – вид транспорта, на котором в качестве подвижного состава используются самоходные и прицепные колесные транспортные средства, предназначенные для движения по автомобильным дорогам.
Автомобильный транспорт общего пользования – организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров, багажа, грузов автомобильным транспортом по обращению любого лица на условиях публичного договора перевозки.
Автотранспортная деятельность – деятельность, осуществляемая с использованием автотранспортных средств для выполнения всех видов перевозок пассажиров, багажа и грузов (за исключением перевозок для личных, семейных или бытовых нужд), деятельность по выполнению иных организационных и технологических операций, связанных с перевозкой автомобильным транспортом, а также иная деятельность по оказанию услуг и выполнению работ в сфере эксплуатации автотранспортных средств.
Стандарты автотранспортной деятельности – нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования к условиям и порядку осуществления автотранспортной деятельности, требования к производственно-техническому обеспечению автотранспортной деятельности, квалификационные требования к персоналу, документированию результатов автотранспортной деятельности и качеству оказываемых услуг.
Особые виды перевозок.
Положение о обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (утв. приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г. N 2) (с изменениями от 18 июля 2000 г.)
Перевозка детей
При организации перевозок детей кроме вышеуказанных должны выполняться следующие требования:
Перевозка детей автобусами должна осуществляться в светлое время суток с включенным ближним светом фар.
Скорость движения выбирается водителем (а при сопровождении - старшим по его обеспечению) в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но при этом скорость не должна превышать 60 км/ч.
Об организации школьных перевозок, массовых перевозок детей (в лагеря труда и отдыха и т.д.) уведомляются органы Государственной автомобильной инспекции для принятия мер по усилению надзора за движением на маршруте и решения вопроса о сопровождении колонн автобусов специальными транспортными средствами.
Уведомление Государственной автомобильной инспекции представляется владельцу автобусов при оформлении заказа на перевозку.
Перевозка детей осуществляется при условии сопровождения группы преподавателями или специально назначенными взрослыми. В процессе перевозки сопровождающие должны находиться у каждой двери автобуса. Для сопровождения детей, перевозимых колонной автобусов, выделяются медицинские работники.
Окна в салоне автобуса при движении автобуса должны быть закрыты.
Водителю запрещается выходить из кабины автобуса при посадке и высадке детей, осуществлять движение задним ходом.
При организации регулярных автобусных перевозок детей в сельской местности владельцы автобусов обязаны производить комиссионное обследование состояния автомобильных дорог, пунктов посадки и высадки детей с привлечением органов Государственной автомобильной инспекции и дорожных организаций; устанавливать на маршрутах специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.
Заблаговременно согласовать маршрут движения.
Рабочее время водителей
Постановление Минтруда РФ от 25 июня 1999 г. N 16 "Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей" (с изменениями от 23 октября 2001 г.)
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
Для водителей, работающих на пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов , а для работающих на шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем - 7 часов.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов.
В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя .
При привлечении к сверхурочным работам общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 12 часов. Сверхурочные работы применяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб; технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов; перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.
Водителям автобусов, работающим на городских, пригородных и междугородных регулярных пассажирских линиях, с их согласия может устанавливаться рабочий день с разделением смены на две части при условии, что водители будут возвращаться к месту дислокации до начала разрыва смены не позже, чем через 4 часа после начала работы. При этом продолжительность перерыва должна быть не менее двух часов без учета времени для отдыха и питания. Время кратковременного отдыха (п.12б настоящего Положения) предоставляется в месте дислокации. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.
Должен знать
· организацию технической эксплуатации автомобилей;
· технологическое проектирование автотранспортных предприятий и подразделений;
· безопасность дорожного движения;
· организацию автомобильных перевозок;
· организацию материально-техническое обеспечение, лицензирование и сертификация;
· технологические основы механизированных работ.
Должен иметь
· Знание порядка работы по регистрации автомобиля в ГИБДД.
· Знание периодичности и объема ТО автомобилей.
Должен уметь
· Организация транспортного обслуживания подразделений
· Организация обеспечения эксплуатации служебного автотранспорта.
· Приобретение и реализация автотранспорта
· Проведение регистрационных действий в ГИБДД и ВК,
· Проведение мероприятий с водителями по БДД,
· организовать хранение и контроль за использованием служебного автотранспорта.
· Ведение учета по автотранспорту, расходам на его эксплуатацию и отчетности.
УТВЕРЖДЕНА
На заседании учебно-методического совета кафедры
________________________
«___»______________201_г
Тема № 27
«Организация безопасной эксплуатации автотранспорта на объекте экономики».
Преподаватель
Непочатов В.К.,
профессор МОИУП
Г. ИВАНТЕЕВКА
Тема 27.
Организация безопасной эксплуатации автотранспорта на ОЭ.