Опасность масштабных аварий в промышленности. Промышленные аварии и катастрофы. Санитарно-гигиенические причины аварии

Аварии, вызванные нарушениями эксплуатации технических объектов, по своим масштабам начали приобретать катастрофический характер уже в 30-х годах XX ст. Влияние этих аварий порой переходит границы государств и охватывает целые регионы. Неблагоприятная экологическая обстановка, вызванная такими авариями, может сохраняться от нескольких дней до столетий. Ликвидация последствий требуетбольших затрат и привлечения многих специалистов.

В зависимости от масштабов, людских потерь и материального ущерба различают промышленные аварии и промышленные катастрофы.

Промышленная авария – повреждения, пожары, разрушения, уничтожение технических устройств или сооружений на промышленном объекте, происшедшие по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, а также по причине случайных и несанкционированных внешних воздействий, следствием которых могут быть человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и природной среде, значительные материальные потери.

Промышленная катастрофа – крупная промышленная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, либо вызвавшая разрушения и уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среде.

Самые крупные техногенные катастрофы

Авария на Чернобыльской АЭС , произошедшая 26 апреля 1986 г. расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историюатомной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и поэкономическомуущербу. В течение первых трех месяцев после аварии погиб 31 человек,отдалённые последствия облучения, выявленные за последующие 15 лет, стали причиной гибели от 60 до 80 человек. 134 человека перенеслилучевую болезньтой или иной степени тяжести, более 115 тыс. человек из 30-километровой зоны были эвакуированы. Для ликвидации последствий были мобилизованы значительные ресурсы,более 600 тыс. человекучаствовали в ликвидации последствий аварии. Вокруг станции была создана беспрецедентная по размеру зона отчуждения.

Авария на АЭС Фукусима-1 - крупнаярадиационная авария, произошедшая11 марта2011 годав результате сильнейшего в истории Японииземлетрясенияи последовавшего за нимцунами. В конце 2012 года уровень радиации на побережье, где находится АЭС «Фукусима-1», превышал норму более чем в сто раз. В этом районе по-прежнему запрещено ловить рыбу.

Бхопальская катастрофа - крупнейшая по числу жертвтехногенная катастрофа, произошедшая в результате аварии на химическом заводеUnion CarbideвиндийскомгородеБхопал3 декабря1984 года, повлёкшая смерть, по крайней мере, 18 тысяч человек, из них 3 тысячи погибли непосредственно в день трагедии, и 15 тысяч - в последующие годы. По различным данным, общее количество пострадавших оценивается в 150-600 тысяч человек.

Непосредственной причиной трагедии стал аварийный выброс паров метилизоцианата, который в заводском резервуаре нагрелся выше температуры кипения (39 °C), что привело к повышению давления и разрыву аварийного клапана. В результате в атмосферу было выброшено около 42 т ядовитых паров. Облако метилизоцианата накрыло близлежащие трущобыи железнодорожный вокзал (находящийся в 2 км от предприятия). Большое число жертв объясняется высокой плотностью населения, несвоевременным информированием населения, нехваткой медперсонала, а также неблагоприятными погодными условиями - облако тяжёлых паров разносилось ветром.

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС - индустриальнаятехногенная катастрофа, произошедшая17 августа2009 года. Авария, на данный момент, является крупнейшей в истории катастрофой на гидроэнергетическом объектеРоссиии одной из самых значительных в истории мировойгидроэнергетики.

В результате аварии погибло 75 человек, оборудованию и помещениям станции нанесён серьёзный ущерб. Последствия аварии отразились на экологическойобстановкеакватории, прилегающей кГЭС, на социальной и экономической сферах региона. В результате проведённого расследованияРостехнадзорнепосредственной причиной аварии назвал разрушениешпилеккрепления крышки турбиныгидроагрегата, вызванное дополнительными динамическими нагрузками переменного характера, которому предшествовало образование и развитиеусталостных поврежденийузлов крепления, что привело к срыву крышки и затоплению машинного зала станции.

Взрыв нефтяного танкера Prestige. Произошел 13 ноября 2002 года, в результате чего 77000 тонн горючего ушло в океан, что стало крупнейшим разливом нефтепродуктов в истории Европы. Убытки в ходе работ по устранению нефтяного пятна составили 12 миллиардов долларов.

Взрыв на нефтяной платформе Piper Alpha, который произошел 6 июля 1988 года был признан самой ужасной катастрофой за всю историю нефтедобывающей отрасли. Piper Alpha - единственная в мире сгоревшая нефтедобывающая платформа. В результате утечки газа и последующего взрыва, а также в результате непродуманных и нерешительных действий персонала погибло 167 человек из 226 находившихся в тот момент на платформе.

Столкновение топливной автоцистерны и легкового автомобиля, произошедшее 26 августа 2004 г. на мосту Wiehltal в Германии. Эта катастрофа по масштабности превзошла все известные транспортные катастрофы. Машина, проезжая по мосту на огромной скорости, врезалась в едущий навстречу полный бензовоз, произошёл взрыв, который практически уничтожил мост.

Исследования многочисленных промышленных аварий и катастроф подтверждают тот факт, что масштабы и тяжесть их последствий находятся в прямой зависимости от энергетических потенциалов технологических систем. В соответствии с этим различают следующие виды аварий :

      Транспортные аварии.

      Пожары, взрывы, угрозы взрывов.

      Аварии с выбросом (угрозой выброса) опасных химических веществ (ОХВ).

      Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ).

      Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ).

      Внезапное обрушение зданий, сооружений.

      Аварии на электроэнергетических системах.

      Гидродинамические аварии.

      Аварии на очистных сооружениях (ОС).

      Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения.

Количество аварий во всех сферах производственной деятельности растет в связи с широким использованием новых технологий и материалов, массовым применением опасных веществ в промышленности и сельском хозяйстве. Все чаще аварии принимают катастрофический характер, приводя к уничтожению объектов и тяжелыми экологическими последствиями. Статистические данные говорят о том, что ежегодно около 65% чрезвычайных ситуаций, происходящих в Украине, носят техногенный характер.

Анализ причин аварий и катастроф показывает, что, независимо от производства, в подавляющем большинстве случаев, они имеют одинаковые фазы развития. Обычно аварии предшествует возникновение или накопление дефектов в оборудовании или отклонение от нормального ведения процесса, которые сами по себе не представляют угрозы, но создают предпосылки для аварии. Однако эта фаза очень важна, так как на этой стадии возможно предотвращение аварии. Во второй фазе происходит какое-либо инициирующее событие, обычно неожиданное. Как правило, во второй фазе нет ни времени, ни средств для эффективных действий. Собственно, авария происходит в третьей фазе, как следствие двух предыдущих.

Характер последствий производственных аварий и катастроф зависит от вида аварии (катастрофы), ее масштабов и особенностей предприятия, на котором возникла авария.

В соответствии с «Положением о разработке планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий» утвержденного приказом Комитета понадзору за охраной труда Украины от17.06.1999 N 112 в зависимости от масштаба выделяют три уровня производственных аварий: А, Б и В.

На уровне «А» авария характеризуется развитием аварии в пределах одного производства (цеха, отделения, производственного участка), являющегося структурным подразделением предприятия.

На уровне «Б» авария характеризуется переходом за пределы структурного подразделения и развитием ее в пределах предприятия.

На уровне «В» авария характеризуется развитием и переходом за пределы территории предприятия, возможностью воздействия поражающих факторов аварии на население близлежащих населенных пунктов и другие предприятия (объекты), а также на окружающую среду.

Основными причинами возникновения промышленных аварий и катастроф являются:

Нарушение трудовой и технологической дисциплины на производстве;

Грубые нарушения требований безопасности;

Потеря или ослабление управления безопасностью;

Износ основного технологического оборудования и производственных фондов;

Прекращение научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по совершенствованию систем наблюдения и ликвидации аварий;

Снижение степени воздействия руководителей и специалистов на исполнителей и снижение ответственности на всех уровнях управления;

Ухудшение материально-технического обеспечения качества регламентных работ, износ и разрушение систем противоаварийной защиты;

Уменьшение количественного состава инженерных служб технической безопасности, объемов технической подготовки оперативного ремонтного персонала, снижение производственной квалификации работников;

Просчеты при проектировании и недостаточный уровень современных знаний;

Некачественное строительство или отступление от проекта;

Непродуманное размещение производства.






Э КОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОЖНО УСЛОВНО ОБЪЕДИНИТЬ В ШЕСТЬ ГРУПП: атмосферное (загрязнение атмосферы: радиологическое, химическое, механическое, тепловое); водные (истощение и загрязнение поверхностных и подземных вод, загрязнение морей и океанов); геолого-геоморфологическое (интенсификация неблагоприятных геолого-геоморфологических процессов, нарушение рельефа и геологического строения); почвенные (загрязнение почв, эрозия, дефляция, вторичное засоление, заболачивание и др.); биотически е (сведение растительности, деградация лесов, пастбищная дигрессия, сокращение видового разнообразия и др.); комплексные (ландшафтные) опустынивание, снижение биоразнообразия, нарушение режима природоохранных территорий и т. д.


К настоящему времени определены направления хозяйственной деятельности, для которых в наибольшей степени характерны крупномасштабные аварии, выявились особенности их течения и специфика вызываемых ими нарушений и потерь. Наибольшее внимание общества привлекают аварии в атомной энергетике, химических производствах, угольной промышленности и на транспорте, так как в них значения социального риска наиболее велики. Причины же большой частоты аварий в перечисленных отраслях заключаются в повышенном уровне остаточного риска применяемых в них ТС и технологий.




После установления методами математического моделирования (одновременно в США и в нашей стране) наступления наиболее вероятных последствий масштабных ядерных взрывов ("ядерной зимы" и фактического уничтожения земной цивилизации) и серии реальных ядерных катастроф типа Чернобыльской каждый отказ оборудования АЭС вызывает бурную реакцию населения о требованиями закрытия АЭС. В этом году 26 апреля исполнилось 25 лет с момента аварии.


11 МАРТА 2011 ГОДА В Я ПОНИИ ПРОИЗОШЛО МОЩНОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ Были повреждены все шесть энергоблоков АЭС "Фукусима-1", радиация распространялась все быстрее с каждым часом. Число погибших достигло более 2,5 тысяч человек, около двух тысяч человек получили ранения, более 17 тысяч числятся пропавшими без вести. На АЭС в Фукусиме из-за произошедшего мощного землетрясения прервалось электроснабжение и из-за этого нарушилось охлаждение реактора. На станции была объявлена чрезвычайная ситуация.


В ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ крупномасштабные аварии, к которым относят крупномасштабные пожары, взрывы и токсические выбросы. При громадных запасах исходного сырья (на крупных нефтехимических предприятиях эти запасы могут достигнуть сотен тысяч тонн нефти), промежуточных и конечных горючих продуктов такие пожары могут охватить площади до сотен тысяч и сопровождаться большими разрушениями и человеческими жертвами.


При авариях на химпроизводствах возможно образование парогазовых облаков, переобогащенных топливом, которые при наличии источника зажигания горят вокруг внешней оболочки, образуя огневой шар диаметром от десятков до сотен метров. Так, от огневого шара г. в пригороде Мехико погиб 561 чел., получили ожоги более 7000 чел. При крупных разливах горючего вещества пожар может привести к "огненному шторму" с ветрами ураганной силы, направленными к центру пожара, и образованием смерчевых структур.


Значительное место среди крупных аварий занимают транспортные. Гибель пассажирского парохода "Адмирал Нахимов", многочисленные крушения поездов, сопровождались каждое гибелью десятков и сотен людей. Еще большие потери - до нескольких тысяч человек - были при авариях морских паромов (в Эстонии, Китае и на Филиппинах).




В ЫВОД Масштабы вышеуказанных аварий и катастроф требуют, во-первых, повышения надежности и безопасности на всей цепочке "проектирование - изготовление - эксплуатация". При обнаружении возможных опасностей проектировщик обязан устранить или резко уменьшить вероятность их реализации. Во-вторых, необходимо совершенствовать специфические для каждой опасности мероприятия и средства по снижению вероятности ее реализации и уменьшению, наносимого ей ущерба.

Химическая опасность

В России функционирует более 3000 организаций располагающих запасами АХОВ. Из числа этих организаций более 50 % имеют запасы аммиака, 3,5 %- хлора. Свыше 70% организаций химической промышленности сосредоточено вблизи крупных городских округов, а суммарная площадь возможных зон химического заражения составляет около 300 тыс. квадратных километров. К числу наиболее опасных в химическом отношении регионов России относятся: Северо-западный, Центральный, Приволжский, Северо – Кавказский и Уральский.

Отличительной особенностью аварий, катастроф на химически опасных объектах с выбросом в атмосферу АХОВ является то, что при высоких концентрациях этих веществ поражение людей происходит за короткое время.

АХОВ в обычных условиях представляют собой газообразные и жидкие вещества. Наиболее распространены хлор, аммиак, серная и синильная кислоты, бензол, хлорпикрин, фосген и др.

Имеющиеся в Вооруженных Силах РФ центральные базы хранения вооружения средств радиационной, химической и биологической защиты, объекты хранения ракетного топлива представляют определенную опасность для войск и гражданского населения, так как более 50% таких объектов дислоцированы в черте населенных пунктов. В результате ЧС на химически опасных объектах ВС РФ возможен выброс опасных веществ в окружающую среду, а зоны возможного заражения могут распространяться за пределы закрытых военных объектов.

При авариях на объектах ВС РФ, хранящих ракетное топливо, зона заражения почвы, воздуха, воды может составить от 15 до 30 км.

При авариях на биологически опасных объектах ВС РФ глубина следа может составить до 2 - 3 км., площадь до 2 – 3 км 2 .

В газовой промышленности опасными являются объекты, осуществляющие хранение, переработку газа, держащего сероводород (H 2 S)и стабильного газового конденсата, содержащего сернистый ангидрид(SO 2).

В отраслях ТЭК в настоящее время общее число производственных объектов достигло более 1 млн. 355 тыс. Из них в электроэнергетике – 385 тыс., в нефтегазодобывающих отраслях – около 324 тыс., в нефтепереработке около 44 тыс., на магистральном трубопроводном транспорте более 6 тыс., а также 230 тыс. км. промысловых нефте – и газопроводов.

В электроэнергетике количество оборудования, отработавшего свой ресурс, приближается к 60-65%. Доля отработавшего ресурс оборудования в нефтяной промышленности достигла 80%, как и внутри промысловых трубопроводов. В газовой промышленности степень износа оборудования составляет 70%, угольной промышленности – более 60%. По данным Минэнерго России 65% (по протяженности) магистральных нефтепроводов эксплуатируется свыше 20 лет, 47% магистральных газопровод в эксплуатации от 15 до 30 лет, 15% более 30 лет при нормативном сроке службы 33 года.



Риск возникновения чрезвычайных ситуаций возрастает в связи с угрозой террористических актов на объектах ТЭК.

Растет доля аварийных ситуаций по причине механического повреждения газопроводов из-за многочисленных случаев несанкционированного проведения различными организациями земляных работ в охраняемых зонах газопроводов, проведения строительства и иного освоения территории с грубыми нарушениями необходимых безопасных расстояний от оси газопроводов, установленных СН и П 02.05.06-85 для магистральных газопроводов.

Особенно тревожное положение сложилось на магистральных газопроводах, проходящих на территории Самарской, Московской, Ростовской, Тульской, Калужской, Владимирской, Воронежской и Оренбургской областей, в опасной зоне которых находится более 75% всех незаконно построенных сооружений.

Серьезное беспокойство продолжают вызывать угольные шахты, где не уменьшаются число взрывов метана, угольной пыли, а пожары в подземных выработках являются наиболее тяжелыми по своим последствиям.

Из всех источников опасности на транспорте наибольшую угрозу для населения представляют ДТП. В России среднегодовое число транспортных происшествий превышает 150 тыс., а число жертв колеблется в пределах 20-40 тыс. человек.

Абсолютное большинство всех происшествий происходит из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств. Остается высоким удельный вес происшествий, при которых причиной являются неудовлетворительные дорожные условия.

Следует отметить, что транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, АХОВ, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей. Учитывая постоянно возрастающее число автотранспортных средств и стабильно сложную ситуацию на дорогах, снижение аварийности в ближайшей перспективе маловероятно.

Несмотря на то, что железнодорожный транспорт значительно безопаснее, чем автомобильный и авиационный, аварийность на нем достаточно высока. Определяющим фактором, влияющим на безопасность железнодорожного движения являются неисправности пути, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов подвижного состава, терроризм.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ТЕМА: 8.1. Промышленные аварии и катастрофы, их причины и возможные последствия. Потенциально опасные объекты. Классификация ЧС техногенного характера в зависимости от причин их возникновения. 1. Общие понятия чрезвычайной ситуации техногенного характера, аварии и катастрофы. 2. Причины и возможные последствия промышленных аварий и катастроф. 3. Классификация аварий и катастроф в зависимости от причин их возникновения, их краткая характеристика. Потенциально опасные объекты.

3 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятель-ности людей (Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.1994 г.)

4 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Авария - чрезвычайное событие техногенного характера, происшедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, либо из-за случайных внешних воздействий, и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений.

5 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Производственная или транспортная катастрофа – крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

6 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы В результате ЧС ежегодно в мире погибает около 3-х миллионов человек. Материальные потери от ЧС составляют от 50 до 100 миллиардов долларов в год. В мире установилась устойчивая тенденция роста числа пострадавших от ЧС природного и техногенного характера на 8,6% и материальных потерь на 10,4% в год. В России число погибших в результате ЧС природного и техногенного характера каждый год увеличивается в среднем на 4%, а материальный ущерб на 10%.

7 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы В Башкирии 3 июля 1989 г. в 23ч.10мин. на продукто- проводе, по которому подавалась смесь из пропана, метана и бензина, произошел взрыв. Пламя мгновенно охватило огромную территорию. В огненном котле оказались два встречных пассажирских поезда - N211 (Новосибирск-Адлер) и N212 (Адлер-Новосибирск), в которых находи-лись 1284 пассажира (из них 383 ребенка). В результате более 700 человек погибло.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Причинами возникновения ЧС техногенного характера являются: - усложнение технологических процессов, применение новых химически активных материалов, ядовитых веществ; - энергонасыщенность современного производства, применение высокого электрического напряжения, сосудов с агрессивными газами и жидкостями, находящимися под высоким давлением; - длительные сроки эксплуатации промышленного оборудования, его износ и старение; - увеличение интенсивности эксплуатации оборудования, пренебре-жение правилами и сроками технического обслуживания и ремонта; - рост количества нарушений правил эксплуатации из-за несоответ-ствия квалификации обслуживающего персонала сложности используемой техники и оборудования; - пренебрежение правилами охраны труда и техники безопасности из-за личной недисциплинированности и т.п.

10 слайд

Описание слайда:

Чрезвычайные ситуации техногенного характера Классификация аварий и катастроф в зависимости от причин их возникновения Транспортные аварии (катастрофы) Пожары, взрывы, угроза взрывов Аварии с выбросом (угрозой выброса) АХОВ Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ) Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ Внезапное обрушение зданий, сооружений Аварии на электроэнергетических системах Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения Аварии на очистных сооружениях Гидродинамические аварии

11 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Аварии на транспорте Происходящие в депо, на станциях, в портах, на аэровокзалах Случающиеся во время движения. Для второго вида аварии характерны удаленность ЧС от крупных населенных пунктов, трудность доставки туда спасательных формировании и большая численность пострадавших, нуждающихся в срочной медицинской помощи.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Пожары и взрывы - самые распространенные ЧС. Наиболее часто и, как правило, с тяжелыми социальными и экономическими последствиями они происходят на пожаро- и взрывоопасных объектах - промышленных предприятиях, использующих в производственных процессах взрывчатые и легковозгораемые вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, несущий наибольшую нагрузку по перемещению пожаро- и взрывоопасных грузов. 16.03.2004 г. Архангельск Заправка в г. Воронеже. 21.11.2012

14 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопрово- ждающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей. Причины пожаров на промышленных объектах: Нарушение противопожарного режима или неосторожное обращение с огнём. Нарушение пожарной безопасности при проектировании и строительстве зданий.

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Взрыв - процесс быстрого неуправляемого физического или химического превращения системы, сопровождающийся переходом её потенциальной энергии в механическую работу. В производственных условиях возможны следующие основные виды взрывов: свободный воздушный, наземный, взрыв в непосредственной близости от объекта, а также взрыв внутри объекта (производственного сооружения).

17 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы 4 июня 1988 года в 9 часов 32 минуты при подходе к станции «Арзамас-1» Горьковской железной дороги грузового поезда, следовавшего из Дзержинска в Казахстан, произошел взрыв трех вагонов с 118 тоннами промышленных взрывчатых веществ, предназначенных для горных предприятий юга страны. Трагедия унесла жизни 91 человек, в том числе 17 детей. Ранения получили около 800 человек. Пострадало 1500 человек, 823 из них остались без крова. Было разрушено 250 метров железнодорожного полотна, железнодорожный вокзал (был разрушен частично), станционные постройки, близлежащие жилые дома. Вышли из строя электропод-станции, высоковольтная линия, распределительные сети, система водоснабжения. В пораженной зоне оказалось 160 промышленно-хозяйственных объектов. Разрушения различной степени получили две больницы, 49 детских садов, 69 магазинов, девять объектов культуры, 12 предприятий, пять складов и баз, 14 школ. Взрыв разрушил и повредил 954 жилых дома, из которых 180 не подлежали восстановлению.

18 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ (АХОВ) - это происшествия, связанные с утечкой вредных химических продуктов в процессе их производства, хранения, переработки и транспортировки. В результате аварии 3 декабря 1984 года на химическом заводе в г. Бхопал (Индия) погибло 18 тыс. человек.

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Радиационная авария - происшествие, приведшее к выходу (выбросу) радиоактивных продуктов и ионизирующих излучений за предусмотренные проектом пределы (границы) в количествах, превышающих установленные нормы безопасности. Радиационные аварии подразделяются на три типа: Локальная – нарушение в работе РОО, при котором не произошел выход радиоактивных продуктов или ионизирующих излучений за предусмо- тренные границы оборудования, технологических систем, зданий и сооружений в количествах, превышающих установленные для нормальной эксплуатации предприятия значения; Местная – нарушение в работе РОО, при котором произошел выход радио- активных продуктов в пределах санитарно-защитной зоны и в количествах, превышающих установленные нормы для данного предприятия; Общая – нарушение в работе РОО, при котором произошел выход радио- активных продуктов за границу санитарно-защитной зоны и в количествах, приводящих к радиоактивному загрязнению прилегающей территории и возможному облучению проживающего на ней населения выше установленных норм.

21 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ) возникают на радиационно опасных объектах: атомных станциях, предприятиях по изготовлению и переработке ядерного топлива, захоронению радиоактивных отходов и др. Землетрясение и удар цунами 11 марта 2011 года вывели из строя внешние средства электроснабжения и резервные дизельные генераторы на АЭС Фукусима в Японии, что явилось причиной неработоспособности всех систем нормального и аварийного охлаждения и привело к расплавлению активной зоны реакторов на энергоблоках 1, 2 и 3 в первые дни развития аварии. Радиоактивные вещества вследствие аварии попали в море и атмосферу.

22 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы В результате аварии на заводе «Маяк» 29 сентября 1957г. в окружающую среду было выброшено дозу радиации в 20 млн Кюри (для сравнения: чернобыльский выброс составил 380 млн Кюри). В результате катастрофы облучению подверглись 272 000 человек в 217 населенных пунктах.

23 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы К авариям с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ относят аварии, повлекшие заражение обширных территорий биологически опасными веществами при выбросе их из исследовательских учреждений и производств, осуществляющих разработку, изготовление, переработку и транспортировку бактериальных средств.

24 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Биологически опасные вещества (БОВ) - вещества, способные вызвать массовые инфекционные заболевания людей и животных при попадании в организм в ничтожно малых количествах. К БОВ относятся болезнетворные микробы и бактерии - возбудители различных особо опасных инфекционных заболеваний: чумы, холеры, натуральной оспы, сибирской язвы и т.д.

25 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Внезапные обрушения зданий, сооружений чаще всего происходят не сами по себе, а вызываются побочными факторами: большим скоплением людей на ограниченной площади; сильной вибрацией, вызванной проходящими железно­дорожными составами или большегрузными авто-мобилями; чрезмерной нагрузкой на верхние этажи зданий и т.д. Северодвинск Трансвааль Парк

26 слайд

Описание слайда:

Промышленные аварии и катастрофы Аварии на электроэнергетических системах и комму-нальных системах жизнеобеспечения редко приводят к гибели людей. Однако они существенно затрудняют жизнедеятельность населения (особенно в холодное время года), могут стать причиной серьезных нарушений и даже приостановки работы объектов промышленности и сельского хозяйства.

27 слайд

>>ОБЖД: Опасности аварий и катастроф

Раздел I.

Безопасность и защита человека в черезвычайных ситуациях техногенного характера

Глава 1.

Производственные аварии и катастрофы

1.2. Опасности аварий и катастроф

Аварии и катастрофы по характеру их проявления подразделяют на несколько групп.

Транспортные аварии (катастрофы) могут быть двух видов: происходящие на производственных объектах, не связанных непосредственно с перемещением транспортных средств (в депо, на станциях, в портах, на аэровокзалах), и случающиеся во время их движения. Для второго вида аварий обычно характерны удаленность места катастрофы от крупных населенных пунктов, трудность доставки туда спасательных формирований и большая численность пострадавших, нуждающихся в срочной медицинской помощи .

Пожары и взрывы - самые распространенные чрезвычайные события в современном индустриальном обществе. Наиболее часто и, как правило, с тяжелыми социальными и экономическими последствиями они происходят на пожаро- и взрывоопасных объектах. Это, прежде всего, промышленные предприятия, использующие в производственных процессах взрывчатые и легковозгораемые вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, несущий наибольшую нагрузку по перемещению пожаро- и взрывоопасных грузов.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ. Это происшествия, связанные с утечкой вредных химических продуктов в процессе их производства, хранения, переработки и транспортировки.

Обычно аварии с выбросом таких веществ носят комбинированный характер . Кроме того, некоторые вещества в определенных условиях (скажем, при пожарах) в результате химических реакций могут образовывать ядовитые соединения.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ. Возникновение их возможно на радиационно опасных объектах: атомных станциях, предприятиях по изготовлению и переработке ядерного топлива, захоронению радиоактивных отходов и др.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ - не частое явление. Объясняется это, по-видимому, строгой засекреченностью работ в этой области и в то же время продуманностью мер по предупреждению возникновения таких чрезвычайных ситуаций . Однако, учитывая тяжесть последствий в случае попадания биологически опасных веществ в окружающую среду, такие аварии наиболее опасны для населения.

Внезапное обрушение зданий, сооружений. Подобного типа происшествия чаще всего происходят не сами по себе, а вызываются побочными факторами: большим скоплением людей на ограниченной площади; сильной вибрацией, вызванной проходящими железнодорожными составами или большегрузными автомобилями; чрезмерной нагрузкой на верхние этажи зданий и т. д. Обычно обрушения приводят к большим человеческим жертвам.

Аварии на электроэнергетических системах и коммунальных системах жизнеобеспечения редко приводят к гибели людей. Однако они существенно затрудняют жизнедеятельность населения (особенно в холодное время года), могут стать причиной серьезных нарушений и даже приостановки работы объектов промышленности и сельского хозяйства.

Аварии на промышленных очистных сооружениях приводят не только к резкому отрицательному воздействию на обслуживающий персонал этих объектов и жителей близлежащих населенных пунктов, но и к залповым выбросам отравляющих, токсических и просто вредных веществ в окружающую среду.

Гидродинамические аварии возникают в основном при разрушении (прорыве) гидротехнических сооружений, чаще всего плотин. Их последствия - повреждение и разрушение гидроузлов, других сооружений, поражение людей, затопление обширных территорий, нарушение судоходства, уничтожение значительных материальных ценностей.

Наибольшее количество аварий и катастроф происходит на пожаро- и взрывоопасных объектах, на предприятиях, использующих в производственном процессе химически опасные и радиоактивные вещества, на гидротехнических сооружениях. Такие предприятия называют потенциально опасными объектами.

В настоящее время на территории Российской Федерации постоянно функционируют около 45 тыс. потенциально опасных промышленных производств и объектов, от аварий на которых продолжают страдать и гибнуть люди.

Потенциально опасный объект - объект народного хозяйства или иного назначения, при аварии на котором может произойти гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, возникнуть угроза здоровью людей либо будет нанесен ущерб экономике и окружающей природной среде.

Основные причины, вызывающие аварии и катастрофы техногенного характера :

Износ технологического оборудования, транспортных средств и основных производственных фондов, достигающий в некоторых отраслях промышленности 90% и более;
недостаточный выпуск и низкий уровень качества приборов обнаружения и контроля опасных и вредных факторов, а также средств коллективной и индивидуальной защиты от этих факторов;
недостаточная технологическая надежность систем обеспечения безопасности в промышленности, на транспорте, в энергетике, сельском хозяйстве, а также систем управления;
недостаточная культура производства, снижение уровня компетенции и ответственности специалистов вредных и потенциально опасных предприятий;
увеличение масштабов использования взрыво-, пожаро-, химически, радиационно, биологически опасных веществ и технологий;
недостаточность и несогласованность в осуществлении мер по предотвращению аварий и катастроф, уменьшению возможных людских потерь и материального ущерба;
размещение вредных производств и потенциально опасных объектов в непосредственной близости от жилых зон и систем их жизнеобеспечения;
недостаточный контроль за состоянием потенциально опасных производств и объектов;
резкое уменьшение объемов строительства и производства коллективных и индивидуальных средств защиты для персонала объектов экономики и населения;
отсутствие необходимого количества локальных систем оповещения об авариях на потенциально опасных объектах.

Существенно увеличивают опасность вредного воздействия на население возможные при таких авариях паника, распространение ложных и провокационных слухов, неповиновение должностным лицам и представителям власти.

Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков. - 5-е изд., перераб. - М. : Дрофа, 2005. - 254, с. : ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки