Обязанности должностных лиц подразделения. Обязанности офицера охраны судна

Личный состав кораблей.

I. Офицеры.

А. Командир.

Во главе корабля стоит командир. Как гласит ст. 274 Морского Устава Командиру корабля ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА вверяется охранение чести русского флага. Все служащие на корабле вполне подчинены командиру, который в своих действиях и распоряжениях руководствуется законом и предписанием начальства и требует того же от своих подчиненных, неослабно поддерживая на корабле строгую военную дисциплину. Он обязан содержать постоянно корабль и команду в совершенной исправности, прилагая всемерно старание продлить срок службы корабля и механизма и усовершенствовать команду в морском военном деле. Во время нахождения корабля в ходу командир определяет курс (направление движения) корабля и отвечает за безопасность его; никто без его разрешения не имеет права изменять назначенный им курс, кроме вахтенного начальника в самых исключительных случаях (как, например, при неизбежном столкновении).

Командир должен отлучаться с корабля как можно реже; отлучаясь он передает командование старшему офицеру и ни под каким видом не оставляет корабля вместе с ним; если корабль находится в составе эскадры, командир не имеет права ночевать на берегу без разрешения флагмана.

Что бы более рельефно выделить власть командира на корабле он совершенно изолирован от офицеров; а именно стол он имеет отдельно от кают-компании и может находиться в кают-компании лишь по приглашению офицеров; при входе командира на шканцы все находящееся там, кроме старшего офицера и вахтенного начальника, переходят на левую сторону шканцев.

Б. Старший офицер.

Старший офицер есть главный помощник командира по командованию кораблем. Ему подчинены все служащие на корабле, и он является председателем офицерской кают-компании.

Обязанности старшего офицера весьма обширны; он отвечает за наружный вид корабля, наблюдает за чистотой и порядком как внутри, так и снаружи его, за исправностью вооружения, шлюпок, надежным укреплением якорей и т.п. Он составляет и поверяет расписание команды, ведет наряд офицеров, командует всеми авральными (общими) работами; наблюдает за обучением команды, за мерами предосторожности при нагрузках пороха, артиллерийских снарядов, угля и т.д.



В. Офицеры.

Офицеры корабля разделяются на флотских офицеров и инженер-механиков. В смысле замещения должностей командира и старшего офицера в случай их отсутствия или болезни (в бою в случай выбывания) все флотские офицеры имеют преимущество перед инженер-механиками, независимо от чинов, так как подготовка вторых носит довольно узкоспециальный характер.

Флотские офицеры.

Все флотские офицеры на корабле несут ряд обязанностей по общей корабельной службе и по специальности. Часть офицеров называется офицерами-специалистами.

Офицеры-специалисты.

Таковыми являются штурманские, артиллерийские, минные, водолазные офицеры и офицеры подводного плавания. Ранее штурманские и артиллерийские офицеры были особой подготовки, носили специальную форму и составляли особые корпуса.

В настоящее же время на эти должности назначаются флотские офицеры, из кончивших специальные классы. Офицеры специалисты назначаются наравне с прочими офицерами к несению общей корабельной службы и вахты (дежурств), но от командира зависит отступать от этого правила.

Штурманские офицеры владеют кораблевождением и путеисчислением. Они определяют девиацию компасов, ведут метеорологический и вахтенный журнал. В их ведении находятся карты, астрономические и физические инструменты, книги, зрительные трубы, компасы, хронометры, магниты и т.п. Они ведут наблюдение за исправным состоянием руля и других приспособлений для управления ходом корабля. Если их несколько, то один из них является старшим и непосредственным помощником командира по кораблевождению и путеисчислению; он должен предварять командира о каждой опасности, находящейся на пути корабля и поблизости его.

Артиллерийские офицеры . Каждый флотский офицер должен быть знаком с действиями артиллерии, так как главное назначение военных кораблей - ведение артиллерийского боя. Для заведывания же артиллерийской частью на корабле (орудиями и всеми принадлежностями их), а также якорными канатами, электрическими и другими приспособлениями для действия артиллерии, а также руководством всеми артиллерийскими занятиями и подготовительной практикой стрельбы, назначаются специальные артиллерийские офицеры; если их несколько, то старший из них есть ближайший помощник командира по управлению артиллерии, по боевой подготовке личного состава артиллерийской специальности и по содержанию в исправности материальной части артиллерии. В бою они руководят огнем корабля.

Минные офицеры заведуют минной частью на кораблях, т.е. всеми минными устройствами, минами и принадлежностями их, а также всеми вообще электрическими приспособлениями не находящимися в ведении других специалистов, главным образом освещением корабля. Они руководят знаниями по минной части, а в бою минной стрельбой.

Водолазный офицер заведует водолазной частью на корабле.

Офицеры подводного плавания обучаются специально для плавания на подводных лодках.

Общие обязанности офицеров.

Остальные офицеры являются заведующими командою (ротными командирами и младшими офицерами) и командирами орудийных плутонгов. По этой последней должности они являются ответственными помощниками старшего артиллерийского офицера по управлению огнем, по содержанию в исправности артиллерии и по боевой подготовке личного состава своего плутонга; плутонговый командир должен в совершенстве знать материальную часть своего плутонга, таблицы стрельбы и уметь управлять прицелом и целиком во всех условиях боя. Кроме того офицеры имеют обязанности по заведыванию какой либо частью корабля, шлюпкой и т.п. и исполнять другие назначения, возлагаемые на них командиром.

Один из флотских офицеров назначается ревизором.

Ревизором называется офицер, соединяющий в себе должности адъютанта, начальника хозяйственной части и казначея сухопутных войск.

Он ведает: 1) всем письмоводством на корабле как по строевой, так и по хозяйственной части, 2) всеми частями судового хозяйства, 3) всеми денежными капиталами в качестве казначея, 4) вещами и материалами корабля. Ему подчинены содержатели. Ревизор назначается также и к несению вахтенной и общей корабельной службы наравне с прочими офицерами, но по усмотрению командира может быть освобожден от вахты на время, необходимое по своей непосредственной обязанности.

2. Инженер-механики .

Один из инженер-механиков является старшим механиком корабля.

Старший механик заведует управлением паровыми механизмами корабля и отвечает за исправность и сохранность всех частей его. Он ведает также всеми механическими приспособлениями на корабле. Он принимает меры, чтобы работа по изготовлению машин к действию была окончена в назначенное время; при разводке и прекращении паров, при усиленном ходе и вообще при всех важных работах он лично управляет машиною, распоряжаясь всей машинной командой. В остальное время в машинном отделении остается очередной (вахтенный) механик и очередная вахта машинистов и кочегаров. Во время стоянки на якорь механики несут суточное дежурство; во время же нахождения корабля под парами стоят на вахте определенное число часов.

Остальные механики несут обязанности трюмного, водолазного и минного механика. Трюмный механик назначается в помощь старшему механику для надзора за устройством непотопляемости и водоотливными средствами. Минный механик в техническом отношении подчинен как старшему механику, так и офицерам специалистам, но несет вместе с тем вахтенную службу в машине. На инженер-механиков возлагаются и некоторые наряды по общей корабельной службе.

ОФИЦЕР ПО ОХРАНЕ СУДНА

(Выдержка из Кодекса ОСПС (ISPS) часть А)

12.2. Кроме оговоренных где-либо в данной части Кодекса ОСПС, обя­занности и ответственность офицера по охране судна должны включать, но не ограничиваться.

1 проведением регулярных проверок охраны судна с целью обеспечения выполнения соответствующих мер по охране,

2 поддержанием и наблюдением за выполнением плана охраны судна включая любые поправки к плану;

3 координированием аспектов охраны по обработке груза и су­довых запасов с другим судовым персоналом и соответствующими офицерами охраны портовых средств;

4 внесением предложений об изменениях в план охраны судна;

5 сообщением офицеру компании по охране о недостатках и несоответствиях, выявленных во время внутренних аудиторских про­верок, периодических пересмотров, проверок охраны и утверждения соответствий, а также выполнением любых коррективных действий;

6 усилением осведомленности по охране и бдительности на борту,

7 обеспечением того, чтобы предоставлялась соответствующая подготовка судовому персоналу, при необходимости.

8 доклады обо всех происшествиях, связанных с охраной;

9 координация вопросов, связанных с выполнением плана ох­раны судна, с должностным лицом компании, ответственным за охра­ну. и с соответствующим должностным лицом портового средст­ва ответственным за охрану; и

10 обеспечение того, чтобы охранное оборудование, если оно имеется, должным образом эксплуатировалось, испытывалось. калиб­ровалось и обслуживалось.

ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА, УЧЕНИЯ, ТРЕНИРОВКИ ПО ОХРАНЕ СУДНА

(Выдержка из Кодекса ОСПС (ISPS) ч. А)

13.1. Должностное лицо компании, ответственное за охрану, и соответствующий береговой персонал должны обладать знаниями и пройти обучение, принимая во внимание руководство, представленное в части В данного Кодекса.

13.2. Лицо командного состава судна, ответственное за охрану должно обладать знаниями и пройти обучение, принимая во внимание руководство, представленное в части В данного Кодекса.

13.3. Члены экипажа судна, имеющие специальное обязанности и область ответственности по охране, должны понимать свою ответст­венность за охрану судна в соответствии с планом охраны; судна, а также должны обладать достаточными знаниями и способностями для выполнения своих обязанностей, принимая во внимание руководство представленное в части В данного Кодекса.

13.4. Принимая во внимание руководство, представленное в части В данного Кодекса, для обеспечения эффективного исполнения плана охраны судна, учения должны проводиться через определен­нее периоды времени, с учетом типа судна, замены персонала судна, портовых средств в которые придется заходить судну, и других соответствующих обстоятельств.

13.5. Должностное лицо компании, ответственное за охрану своим участием в тренировках через соответствующие периоды вре­мени должно обеспечивать эффективную координацию и внедрение судовых планов охраны, принимая во внимание руководство, пред­ставленное в части В Кодекса.

  • 2. Назначение, устройство и боевые свойства пистолета Макарова (пм).
  • 2. Тактико-специальная подготовка
  • 2.1 История Военно – Морского Флота
  • 1. Русское военно-морское искусство в Гангутском сражении (1714 г.).
  • 2. Причины, характер и периодизация 2-й мировой войны и Великой отечественной войны
  • 2.2 Военная топография
  • 1.Классификация и назначение топографических карт.
  • 2. Рельеф местности и его изображение на картах.
  • 3. Определение координат объектов на земной поверхности
  • 2.3 Радиационная, химическая и биологическая защита
  • 1. Ядерное оружие и его поражающие факторы.
  • 3.Индивидуальные средства защиты и правила пользования.
  • 2.4 Тактика Военно-Морского Флота
  • 1. Предназначение и задачи Военно – Морского Флота Российской Федерации.
  • 2. Основные тактико-технические элементы и тактические свойства подводных лодок и надводных кораблей.
  • 2.5 Корабельный устав Военно-Морского Флота
  • 1.Общие положения Корабельного устава фмф
  • 2. Повседневная организация корабля.
  • 2.6 Основы кораблевождения
  • 2.7 Устройство корабля
  • 1. Теоретический чертеж, главные размерения и посадка корабля.
  • 2.8 Вооружение и оружие Военно-Морского Флота
  • 1. Назначение, классификация и тактические свойства ракетного оружия
  • 2. Классификация и тактические свойства артиллерийского вооружения.
  • 2.9 Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил):
  • 1. Цели и задачи мпо в современных условиях.
  • 4. Методика морально-психологического обеспечения поэтапной работы с военнослужащими, несущими боевое дежурство.
  • 5. Деятельность офицеров органов воспитательной работы по организации морально-психологического обеспечения выполнения задач караульной службы.
  • 6. Основные задачи морально-психологического обеспечения оборонительного боя.
  • 7. Деятельность заместителя командира роты по воспитательной работе при организации морально-психологического обеспечения наступательного боя.
  • 8. Сущность и содержание морально-психологического обеспечения марша и встречного боя.
  • 3. Военно-специальная подготовка
  • 3.1 Основы безопасности государства и военного права в Российской Федерации
  • 2. Основные опасности и угрозы безопасности Российской Федерации.
  • 3.Назначение и состав вс рф, их применение.
  • 4. Руководство и управление вс рф.(вопрос 3)
  • 5. Дни воинской славы России..
  • 8. Ответственность в международном праве. Виды международно-правовой ответственности.
  • 9. Уголовная ответственность физических лиц.
  • 10.Военная служба как особый вид государственной службы. Правовые основы военной службы.
  • 11. Порядок прохождения военной службы по призыву.
  • 12. Пребывание в запасе. Военные сборы и порядок их прохождения.
  • 13. Отпуска военнослужащих.
  • 14. Определение статуса военнослужащего.
  • 15. Обязанности офицеров: общие, должностные и специальные.
  • 16. Дисциплинарная ответственность офицеров.
  • 17. Понятие и общая характеристика денежного довольствия военнослужащих. Оклад денежного содержания.
  • 18. Виды пенсий. Исчисление, назначение и выплата пенсий. Повышение пенсий некоторым категориям пенсионеров.
  • 3.2 Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации.
  • 1. Основные историко-педагогические этапы развития теории и практики воспитания военных кадров в России.
  • 2. Заместитель командира подразделения по работе с личным составом - организатор и руководитель воспитания военнослужащих.
  • 3. Педагогические основы проведения мероприятий по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в подразделении.
  • 4. Педагогические функции заместителя командира подразделения по воспитательной работе и особенности их реализации в подразделении.
  • 5. Педагогическая культура офицера - важнейшее условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в подразделении.
  • 18 .Методика индивидуальной воспитательной работы с личным составом подразделения.
  • 3.3 Военно-социальная работа и профилактика правонарушений в воинской части (подразделении).
  • 1.Военно-социальная работа как наука.
  • 2.Объект и предмет военно-социальной работы.
  • 3. Основные принципы военно-социальной работы.
  • 5. Основные задачи военно-социальной работы.
  • 8. Классификация методов военно-социальной работы
  • 9. Роль органов военного управления в системе военно-социальной работы.
  • 13. Сферы деятельности военно-социального работника, его функциональное предназначение.
  • 14. Задачи и обязанности военно-социального работника.
  • 15. Современные требования к уровню профессиональной подготовки и деловым качествам военно-социального работника. Моральный облик и этические стандарты социального работника.
  • 18. Сущность, причины, виды и последствия употребления военнослужащими наркосодержащих веществ.
  • 19. Последствия употребления наркотиков.
  • 20. Профилактика наркомании как важнейшая задача практической деятельности социального работника.
  • 21. Физические, психологические и социальные последствия пьянства военнослужащих.
  • 22. Пути и способы профилактики пьянства и алкоголизма в воинских коллективах.
  • 23. Причины и динамика суицидального поведения военнослужащих.
  • 24. Пути и способы профилактики самоубийств среди военнослужащих.
  • 25. Характеристика современных социальных проблем семей военнослужащих.
  • 26. Военнослужащие женского пола как субъект воинской деятельности.
  • 14. Определение статуса военнослужащего.

    Статус военнослужащих

    1. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    2. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

    На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

    Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    3. Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих.

    Порядок выдачи военнослужащим указанных документов и финансирования мероприятий, связанных с их выдачей, определяется Правительством Российской Федерации.

    4. Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    5. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее органы государственной власти), органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации (далее - граждане), уволенным с военной службы, и членам их семей.

    15. Обязанности офицеров: общие, должностные и специальные.

    В соответствии с нормативными актами к офицерскому составу относятся граждане страны, которым присвоены воинские звания от младшего лейтенанта и выше. законодательством установлены предельные возрасты пребывания офицеров наслужбе:

    Для Маршалов Российской Федерации, генералов армии, генерал-

    полковников – до 60 лет;

    Для генерал-лейтенантов и генерал-майоров – до 55 лет;

    Для полковников – до 50 лет;

    Для остальных – до 45 лет.

    С военнослужащими, достигшими предельного возраста, но владеющими редкими военно-учетными специальностями, может быть заключено до 5-ти годичных контрактов о прохождении военной службы.

    Присвоение офицерам воинских званий, лишение воинских званий, снижение, восстановление в воинских званиях: В соответствии с законодательством каждому военнослужащему, в том числе и офицеру, присваивается персональное воинское звание. Согласно ныне действующего законодательства очередное звание присваивается офицеру в день истечения срока пребывания в предыдущем воинском звании. Воинское звание может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, предусмотренного его должностным положением. За особо личные заслуги офицеру может быть присвоено звание на одну ступень выше занимаемой им должности, но не выше звания майор (капитан 3 ранга). Офицер может быть лишен звания только по приговору суда за умышленное совершение преступление.

    После снятие судимости ему может быть присвоено воинское звание, которого он был лишен. В качестве дисциплинарного взыскания офицеры (кроме высших офицеров) могут быть снижены в воинском звании на одну ступень решением замминистра обороны или министром обороны РФ. При объявлении такого взыскания определяется время для замены соответствующих знаков различия. Запрещается срывание погон, срезание нашивок и другие действия, унижающие личность военнослужащего. Офицеры, сниженные в воинском звании, независимо от занимаемой ими должности восстанавливаются в прежнем воинском звании одновременно со снятием дисциплинарного взыскания. Назначение на должность, перемещение и продвижение по службе. На офицеров не может быть возложено постоянное исполнение обязанностей по

    должности, которую он занимает. По каждой воинской должности министерством обороны устанавливаются квалификационные требования, которым должен соответствовать военнослужащий,

    занимающий эту должность. При назначении офицеров на должность соблюдаются условия:

    Должно обеспечиваться использование их по основной специальности или родственной, а если иной, то в соответствии с имеющимся опытом;

    Использование офицеров на должностях по новым специальностям должна предшествовать переподготовка на курсах или сборах;

    Лицам офицерского состава, состоящими между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), не разрешается проходить службу в одной воинской части, учреждения, организации, соединении, объединении до

    округа, фронта, группы войск, флота включительно, если прохождение ими военной службы связано с подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

    Назначение лиц офицерского состава в порядке служебного совместительства в воинских частях, учреждениях, организациях разрешается только в тех случаях, если это вызвано служебной необходимостью, с разрешения министра обороны или его первого заместителя;

    - ²совместительство² офицерам разрешено лишь тогда, когда оно связано с научной, преподавательской и творческой деятельностью;

    Офицерам запрещено помогать физическим и юридическим лицам в осуществлении их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение, льготы. Назначение офицеров на должности производиться в соответствии с воинскими званиями, предусмотренными штатами должностей. Оно осуществляется теми же лицами и для тех же должностных категорий, что и в случае с присвоениями

    офицерских званий, не считая лишь того, что на должности до старшего лейтенанта включительно офицеров могут назначать командиры воинских частей (полков, кораблей 1 ранга и им равных). Офицеры, служащие по контракту в конкретной воинской части, не могут назначаться на воинскую должность, замещаемую полковниками или высшими офицерами.

    Каждый военнослужащий имеет определенные должностные и специальные обязанности. Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами. Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и т.д.). Военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. Дисциплинарную ответственность военнослужащие несут по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами. За административные правонарушения (нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил) военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного

    ареста. За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих.

    За невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность.

    За совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

    Обязанности должностных лиц подразделения

    1. Обязанности солдата (матроса)

    160. Солдат (матрос) в мирное и военное время отвечает: за точное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей, поставленных ему задач и соблюдение при этом требований безопасности военной службы, а также за исправное состояние своего оружия, вверенной ему военной техники и сохранность выданного ему имущества. Он подчиняется командиру отделения.

    161. Солдат (матрос) обязан:
    - глубоко сознавать свой долг воина Вооруженных Сил, образцово исполнять обязанности военной службы и соблюдать правила внутреннего порядка, овладевать всем, чему обучают командиры (начальники);
    - знать должности, воинские звания и фамилии своих прямых начальников до командира дивизии включительно;
    - оказывать уважение командирам (начальникам) и старшим, уважать честь и достоинство товарищей по службе, соблюдать правила воинской вежливости, поведения, ношения военной формы одежды и выполнения воинского приветствия;
    - заботиться о сохранении своего здоровья, повседневно закаливать себя, совершенствовать свою физическую подготовку, соблюдать правила личной и общественной гигиены;
    - в совершенстве знать и иметь всегда исправные, обслуженные, готовые к бою оружие и военную технику;
    - соблюдать требования безопасности военной службы на занятиях, стрельбах, учениях, при обращении с оружием и техникой, несении службы в суточном наряде и в других случаях;
    - знать нормативные правовые акты Российской Федерации, нормы международного гуманитарного права в пределах установленного для солдат (матросов) правового минимума, Кодекс поведения военнослужащего Вооруженных Сил - участника боевых действий, а также соответствующие международно-признанным средствам опознавания знаки различия и сигналы;
    - аккуратно носить обмундирование, своевременно производить его текущий ремонт, ежедневно чистить и хранить в определенном для этого месте;
    - при необходимости отлучиться спросить на это разрешение у командира отделения, а после возвращения доложить ему о прибытии;
    - при нахождении вне расположения полка вести себя с достоинством и честью, не совершать административных правонарушений, не допускать недостойных поступков по отношению к гражданскому населению.

    162. За образцовое исполнение обязанностей военной службы, успехи в боевой подготовке и примерную воинскую дисциплину солдату может быть присвоено воинское звание ефрейтора, а матросу - старшего матроса.

    Ефрейтор (старший матрос) обязан помогать командиру отделения в обучении и воспитании солдат (матросов).

    2. Обязанности командира отделения

    158. Командир отделения в мирное и военное время отвечает: за успешное выполнение отделением боевых задач; за обучение, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние и безопасность военной службы, строевую выправку и внешний вид подчиненных, исполнение ими обязанностей военной службы; за правильное использование и сбережение вооружения и военной техники, снаряжения и обмундирования и содержание их в порядке и исправности. Он подчиняется командиру взвода и его заместителю (старшине команды) и является непосредственным начальником личного состава отделения.

    159. Командир отделения обязан:
    - обучать и воспитывать солдат (матросов) отделения, а при выполнении боевых задач умело командовать отделением;

    - следить за выполнением распорядка дня (регламента служебного времени), чистотой и внутренним порядком в отделении, требовать соблюдения подчиненными воинской дисциплины;
    - знать материальную часть, правила эксплуатации вооружения, военной техники и другого военного имущества отделения, следить за их наличием, ежедневно осматривать и содержать в порядке и исправности, а также обеспечивать выполнение требований безопасности военной службы при их эксплуатации;
    - прививать солдатам (матросам) отделения уважение к службе, а также бережное отношение к своему оружию и военной технике;
    - вырабатывать у солдат (матросов) отделения строевую выправку и развивать у них физическую выносливость;
    - заботиться о подчиненных и вникать в их нужды; следить за опрятностью, исправностью обмундирования подчиненных, правильной подгонкой снаряжения, соблюдением ими правил личной и общественной гигиены, ношения военной формы одежды;
    - ежедневно следить за чистотой обмундирования и просушкой портянок, носков, а также за своевременным текущим ремонтом обмундирования;
    - следить, чтобы после занятий и стрельб у подчиненных не оставалось боевых и холостых патронов, гранат, запалов и взрывчатых веществ;
    - докладывать заместителю командира взвода (старшине команды) обо всех заболевших, о просьбах и жалобах подчиненных, об их проступках, нарушениях требований безопасности военной службы и принятых мерах по их предупреждению, о поощрениях солдат (матросов) и наложенных на них дисциплинарных взысканиях, а также о случаях утери или неисправности вооружения, военной техники и другого военного имущества;
    - постоянно знать, где находятся подчиненные.

    3. Обязанности заместителя командира взвода

    156. Заместитель командира взвода в мирное и военное время отвечает: за обучение, воспитание, воинскую дисциплину и безопасность военной службы личного состава взвода; за внутренний порядок во взводе; за исполнение обязанностей военной службы личным составом; за внешний вид каждого солдата и сержанта взвода. Он подчиняется командиру взвода, а по вопросам поддержания внутреннего порядка и старшине роты и является прямым начальником солдат и сержантов взвода.

    157. Заместитель командира взвода обязан:
    - обучать, воспитывать солдат и сержантов взвода и лично проводить занятия по указанию командира взвода;
    - знать фамилию, имя, отчество, год рождения, национальность, личные качества, род занятий до военной службы, семейное положение, успехи и недостатки в боевой подготовке каждого подчиненного;
    - следить за соблюдением воинской дисциплины, исполнением обязанностей военной службы и выполнением требований безопасности военной службы командирами отделений и всем личным составом взвода;
    - следить за содержанием в исправности вооружения, военной техники и другого военного имущества взвода, контролировать их наличие;
    - заботиться о чистоте помещения, устанавливать очередность его уборки между отделениями; требовать от подчиненных содержать в исправном и опрятном состоянии постельные принадлежности и обмундирование; следить за своевременным производством текущего ремонта вещевого имущества личным составом взвода;
    - проводить утренний осмотр личного состава взвода;
    - заботиться о подчиненных и вникать в их нужды;
    - назначать солдат в наряды на службу, вести листы нарядов взвода (приложение № 10), учет личного состава, вооружения и другого военного имущества взвода;
    - постоянно знать, где находятся и что делают подчиненные;
    - докладывать командиру взвода обо всех просьбах подчиненных, об их поощрениях, проступках, нарушениях ими требований безопасности военной службы и наложенных на них дисциплинарных взысканиях;
    - оставаясь за командира взвода или старшину роты, исполнять их обязанности.

    Устав Внутренней службы ВС РФ
    утвержден указом Президента РФ
    от 10 ноября 2007 г. N 1495

    Компания должна назначить офицера охраны компании. Офицер охраны может действовать в этом качестве в отношении нескольких судов, по усмотрению компании, но при этом должно быть четко указано, за какие суда отвечает офицер охраны.

    Основными функциональными обязанностями офицера охраны компании являются:

    Обеспечение проведения оценок охраны судна;

    Обеспечение разработки, представление на одобрение и в дальнейшем осуществление и поддержание плана охраны судна;

    Обеспечение того, чтобы в план охраны судна своевременно вносились все изменения для устранения недостатков;

    Организацию проведения внутренних проверок и обзоров деятельности, связанной с охраной;

    Организацию и проведение первоначальной и последующих проверок судна назначенной или признанной организациями;

    Повышение информированности в области охраны и повышение бдительности;

    Обеспечение того, чтобы персонал, ответственный за охрану, прошел надлежащую подготовку;

    Обеспечение эффективной связи и взаимодействия между офицерами охраны судов и портовых средств;

    Обеспечение совместимости между требованиями охраны и требованиями безопасности на море.

    Обязанности офицера охраны судна.

    На каждом судне компания должна назначить лицо командного состава, ответственное за охрану (офицер охраны). Основными функциональными обязанностями его является следующее:

    Проведение регулярных проверок охраны судна с целью убедиться в поддержании соответствующих мер охраны;

    Поддержание плана охраны судна;

    Координация действий, в части охраны, при обработке груза с судовым персоналом и должностными лицами портовых средств,



    Выдвижение предложений о внесении изменений в план охраны судна;

    Своевременные доклады офицеру охраны компании о любых недостатках и принятии мер по их устранению;

    Повышение информированности в вопросах охраны и повышение бдительности на судне;

    Обеспечение надлежащей подготовки судового персонала, ответственного за охрану судна;

    Обеспечение того, чтобы охранное оборудование правильно эксплуатировалось, испытывалось, калибровалось и обслуживалось.

    Офицер охраны судна отчитывается в своих действиях перед капитаном судна, в зависимости от обстоятельств, может обращаться к офицеру охраны компании. Обязанности офицера охраны судна часто возлагаются по совместительству на лиц командного состава, однако, в связи с этим, на судах, особенно на грузовых, возникают проблемы. На пассажирских судах обязанности офицера охраны возлагают обычно на помощника капитана по пассажирам.

    Обязанности офицера охраны портового средства.

    Для одного или более портовых средств должен назначаться офицер охраны. Назначение производит Начальник порта по согласованию с Назначенным органом. Основными функциональными обязанностями офицера являются:

    Проведение первоначального освидетельствования охраны портового средства и оценка его охраны;

    Обеспечение разработки, поддержание, внедрение и выполнение плана охраны портового средства;

    Проведение регулярных проверок и представление рекомендаций по изменению плана охраны портового средства;

    Повышение бдительности и подготовки в отношении охраны персонала портового средства;

    Направление соответствующим властям о всех событиях, угрожающих безопасности портового средства;

    Координация действий с офицерами охраны компаний и судов;

    Обеспечение того, чтобы охранное оборудование правильно эксплуатировалось;

    Оказание помощи офицерам охраны судов в установлении личности людей, желающих пройти на судно.

    Офицер охраны портового средства должен обладать знаниями и получить подготовку с учетом рекомендаций, приведенных в части В Кодекса ОСПС. Члены персонала портового средства, имеющие обязанности по охране, также должны обладать достаточными знаниями и навыками для выполнения порученных им задач. Для обеспечения эффективного выполнения плана охраны должны проводиться регулярно учения по взаимодействию судно- портовое средство. Эти учения должны проводиться, по крайней мере, один раз в три месяца. Различного рода занятия, в которых могут участвовать офицеры охраны компаний, судов и портовых средств совместно с соответствующими властями Договаривающихся правительств должны проводиться регулярно, промежуток между этими занятиями не должен превышать 18 месяцев. На этих занятиях должны отрабатываться связь, координация действий, обеспечение ресурсами и принятие ответных мер.

    Декларация об охране судна.

    Одним из основных документов, направленных на повышение уровня безопасности объектов морского транспорта, в соответствии с требованиями Конвенции СОЛАС и части А Кодекса ОСПС, является двухстороннее соглашение между судном и портовым средством или другим судном о распределении функций и ответственности в области охраны при взаимодействии между собой в процессе осуществления перевозок грузов и пассажиров.

    Оформление Декларации охраны осуществляется либо по требованию Назначенного органа власти, на территории которого расположено портовое средство, либо по требованию судна, которое взаимодействует с портовым средством, или другим судном. В обоих случаях стороны должны информировать друг друга относительно необходимости составления такого соглашения и требований, которые предусмотрены в ней. Необходимость составления Декларации по охране может быть выявлена в результате проведения оценки охраны портового сооружения или судна, или обусловлена указанием Администрации государства – флага судна.

    Причины и обстоятельства, которые приводят к необходимости составления Декларации по охране, должны быть отображены в плане охраны судна, которое плавает под украинским флагом, или в плане охраны портового средства, расположенного на территории Украины.

    Судно, которое плавает под украинским флагом, может требовать оформления Декларации по охране в случаях, если:

    Судно эксплуатируется с более высоким уровнем охраны, чем его имеют портовое средство или другое судно, с которыми оно взаимодействует, или на нем установлен третий уровень безопасности;

    Между странами - участницами Конвенции СОЛАС имеется договоренность об обязательном заключении Декларации по охране относительно определенных международных рейсов или специфических судов, которые используются в этих рейсах;

    Имеет место угроза нарушения охраны судна или был инцидент, связанный со случаями нарушения охраны судна или портового сооружения;

    Судно находится в порту или взаимодействует с судном или портовым сооружением, которые не нуждаются в наличии принятого плана охраны;

    Взаимодействие судно/судно осуществляется за пределами акватории порта;

    Этого требует Администрация Украины.

    Порт Украины может требовать оформления Декларация по охране в случаях, если:

    Портовое сооружение эксплуатируется с более высоким уровнем охраны, чем его имеет судно, с которыми оно взаимодействует, или в портовом средстве или на судне, которое заходит в порт, установлен уровень охраны 3;

    Между странами-участницами Конвенции СОЛАС имеется договоренность об обязательном заключении Декларации по охране относительно определенных международных рейсов или специфических судов, которые используются в этих рейсах;

    Имеет место угроза нарушения охраны портового сооружения или был инцидент, связанный со случаями нарушения охраны портового сооружения или судна;

    В порт прибывает судно, которое перевозит опасные грузы;

    Портовое сооружение взаимодействует с судном, которое не нуждается в наличии принятого плана охраны;

    По распоряжению Назначенного органа власти Украины.

    В случае изменения уровня безопасности того или другого судна или портового сооружения стороны должны заключить новую Декларацию по охране.

    Порядок составления Декларации.

    Декларация по охране составляется от имени судна – его капитаном или назначенным офицером охраны судна, а от имени портового сооружения – офицером охраны портового сооружения. Декларация заполняется украинским и английским языками в двух экземплярах, которые сохраняются у сторон, которые ее заключили. Если инициатором составления Декларации выступает судно, которое плавает под украинским флагом, капитан или офицер охраны судна должен:

    Вступить в контакт с офицером охраны портового сооружения;

    Проверить уровень безопасности портового сооружения и сравнить его с уровнем безопасности судна;

    Удостовериться, что форма Декларации из охраны, которая используется портом, отвечает Кодексу ОСПС;

    Получить план мероприятий охраны порта;

    Сформулировать перечень необходимых мероприятий охраны от портового сооружения для поддержки необходимого уровня охраны судна;

    Согласовать проект Декларации из охраны с офицером охраны портового средства;

    Подготовить Декларацию для подписания.

    Если инициатором составления Декларации из охраны выступает Назначенный орган власти Украины, или украинский порт, офицер охраны портового средства должен:

    Вступить в контакт с капитаном или офицером охраны судна;

    Проверить уровень безопасности судна и сравнить его с уровнем безопасности портового сооружения;

    Удостовериться, что форма Декларации, которая используется на судне, отвечает Кодексу ОСПС;

    Получить план мероприятий охраны судна, который выполняется или планируется;

    Сформулировать перечень необходимых мероприятий безопасности от судна для поддержки необходимого уровня безопасности;

    Согласовать проект Декларации с капитаном или офицером охраны судна.

    Минимальный срок сохранения заключенной Декларации устанавливается:

    Для портового средства не менее трех лет с момента выхода судна из порта;

    Для судна за последние 10 мероприятий судна с любыми взаимодействиями судно-судно и судно-портовыми средствами.

    Охрана судна

    При уровне охраны 1 для установления и принятия мер по предупреждению происшествий, связанных с охраной, на всех судах с учетом рекомендаций, приведенных в части. В настоящего Кодекса, должна осуществляться, с помощью надлежащих мер, следующая деятельность:

    Обеспечение выполнения всех задач по охране судна;

    Контроль доступа на судно;

    Контроль посадки людей и погрузки их вещей;

    Наблюдение за районами ограниченного доступа с целью обеспечить, чтобы доступ в них имели только лица, имеющие разрешение;

    Наблюдение за палубами и районами вокруг судна;

    Надзор за операциями по обработке груза и судовых запасов;

    Обеспечение того, чтобы средства охранной связи находились под рукой в постоянной готовности к использованию.

    При уровне охраны 2 по каждому виду деятельности, должны быть приняты дополнительные меры защиты, предусмотренные планом охраны судна, с учетом рекомендаций, приведенных в части В настоящего Кодекса.

    При уровне охраны 3 по каждому виду деятельности, должны быть приняты повышенные специальные меры защиты, предусмотренные планом охраны судна, с учетом рекомендаций, приведенных в части В настоящего Кодекса.

    При установлении Администрацией уровней охраны 2 или 3 судно должно подтвердить получение указаний относительно изменения уровня охраны.

    Перед заходом в порт, находящийся на территории Договаривающегося правительства, установившего уровень охраны 2 или 3, или во время пребывания в таком порту судно должно подтвердить получение этого указания, а также подтвердить должностному лицу портового средства, ответственному за охрану, что оно приступило к выполнению соответствующих мер и процедур, изложенных в плане охраны судна, а в случае уровня охраны 3 - указаниях, направленных Договаривающимся правительством, которое установило уровень охраны 3. Судно должно сообщать о любых трудностях, встретившихся при выполнении мер и процедур. В таких случаях должностное лицо портового средства, ответственное за охрану, должно установить связь с лицом командного состава судна, ответственным за охрану, и скоординировать соответствующие действия.

    Если Администрация требует, чтобы судно установило более высокий уровень охраны, чем уровень, установленный в порту, в который судно намеревается зайти или в котором оно уже находится, либо на судне уже установлен такой более высокий уровень охраны, то судно должно незамедлительно информировать об этом компетентный орган Договаривающегося правительства, на территории которого находится портовое средство, и офицера охраны портового средства.

    В таких случаях офицер охраны судна и офицер охраны портового средства должны установить связь друг с другом и скоординировать соответствующие действия, если необходимо. Администрация, требующая, чтобы суда, имеющие право плавать под ее флагом, установили уровень охраны 2 или 3 в порту другого Договаривающегося правительства, должна незамедлительно информировать об этом такое Договаривающееся правительство.

    Если Договаривающиеся правительства устанавливают уровни охраны и обеспечивают предоставление информации об уровне охраны судам, находящимся в их территориальном море или сообщившим о своем намерении войти в их территориальное море, то таким судам должно быть рекомендовано проявлять бдительность и немедленно сообщать своей Администрации и всем соседним прибрежным государствам любую информацию, которая привлекла внимание и может касаться охраны на море в этом районе.

    Информируя такие суда о применимом уровне охраны, Договаривающееся правительство, с учетом рекомендаций, приведенных в части В настоящего Кодекса, должно также информировать эти суда о мерах охраны, которые они должны принять, и, если необходимо, о мерах, принятых Договаривающимся правительством для обеспечения защиты от угроз.

    Выводы по лекции.

    1. В Кодексе ОСПС сформулированы конкретные обязанности Договаривающихся правительств и порядок действий по защите судов и портовых средств в различных реальных ситуациях.

    2. В Кодексе ОСПС сформулированы конкретные обязанности юридических и физических лиц, связанных с выполнением действий по защите судов и портовых средств от террористических и пиратских акций.


    Лекция № 5.

    ТЕМА: «Основные положения Кодекса ОСПС. Оценка охраны судна».

    План.

    1. Общие требования к проведению оценки охраны судна.

    2.Оценка охраны судна.

    а). Подготовка к проведению оценки охраны судна.

    б). 1 этап. Определение возможных угроз и потенциальных рисков для судна в районе плавания.

    в). 2 этап. Определение и оценка нуждающихся в защите людей, видов деятельности, услуг и операций.

    г). 3 и 5 этапы. Определение возможных сценариев угроз основным судовым операциям и оценка вероятности таких ситуаций.

    д). 4 этап. Обзор состояния охраны на судне.