Общий взгляд на психологию преступника. Антонян ю.М., Еникеев м.И., Эминов в.Е. Психология преступника и расследования преступлений Глава I. Общий взгляд на психологию преступника Антонян ю м личность преступника понятие

В настоящем издании, на базе современных научных подходов, рассмотрены понятия преступника, преступления и наказания. Дано детальное аналитическое исследование личности преступника как источника криминального поведения и условий, в которых формируется противоправность. Представлены наиболее эффективные пути и способы антикриминогенного, пенитенциарного воздействия.

Представлены такие вопросы, как: «Общий взгляд на преступника и преступление», «Отчуждение личности как источник преступного поведения», «Тревожность — основа преступного поведения», «Мотивы преступного поведения», «Наказание — основа пенитенциарного антикриминогенного воздействия» и др.

Предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, изучающих и преподающих дисциплину «Криминология», «Криминальная психология», юристов-практиков, социологов и психологов, а также для широкого круга читателей.

Причины преступности в России

Первое в России масштабное комплексное исследование — результат многолетних творческих исканий наиболее актуальных проблем, порождающих преступность в нашем обществе. Изучение осуществлялось путем анкетирования, опроса и наблюдения, анализа и оценки официальных статистических данных не только о самой преступности, но и об экономике, образовании, материальном положении людей и т.д. Некоторые исследования с таким охватом респондентов (например, опрошено 63 тыс. осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы) проводятся в нашей стране впервые.

Для юристов и социологов, студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников, для всех, кто интересуется причинами преступности в России.

Проблемы внутрисемейной агрессии

Работа «Проблемы внутрисемейной агрессии» содержит новые, нетрадиционные подходы к объяснению тяжких преступлений в семье. Эти подходы основываются на исследовании личностных - психологических, патопсихологических и психопатологических - факторов.

Соответствующие данные получены авторами в результате их эмпирических поисков. Мы пытались отойти от привычных криминологических схем, лишь внешних и частичных описаний личности преступников и лежащих на поверхности факторов, которые только в малой степени объясняют совершение столь сложных преступлений.

Психология преступника и расследования преступлений

Книга «Психология преступника и расследования преступлений», подготовлена специалистами в области криминологии, психологии и криминалистики.

Работа выполнена в соответствии с программой деятельности общественного объединения «Союз криминалистов и криминологов», главная цель которого интегративное использование знаний ученых и практиков в разработке и совершенствовании проблем борьбы с преступностью и реализации правовой реформы в России.

Психология убийства

Книгу отличают тонкий психологизм (в основном с психоаналитических позиций), использование разнообразных психологических методик и обширного материала. Приводится много примеров из юридической практики и другая конкретная информация.

Предназначается для специалистов в области криминологии, уголовного права и психологии, для сотрудников правоохранительных органов. Будет интересна широкому кругу читателей.

Сексуальные преступления. Чикатило и другие

Опаснейшие сексуальные посягательства на женщин и детей, их убийства, нанесение тяжких телесных и душевных травм - этим самым страшным и в то же время самым сложным для понимания преступлениям посвящена настоящая книга.

На основе изучения конкретных уголовных дел и всестороннего освидетельствования сексуальных посягательств, их скрытые механизмы, возможности профилактики, сведения об опаснейших сексуальных убийцах, таких, как Чикатило.

Теория человеческой агрессии. Почему жестоки люди

Первое в российской науке комплексное исследование, специально посвященное человеческой агрессии. Предпринята попытка выявить общесоциальные и индивидуальные причины этого явления, его общечеловеческий характер. Дана типология агрессии и особо выделена злокачественная, общественно опасная агрессия, которая объясняется в том числе с архетипических позиций.

Книга содержит широкие теоретические обобщения. Она написана на основе многолетнего исследовательского опыта автора, использован обширный эмпирический материал.

Для юристов и психологов, сотрудников практических, в том числе правоохранительных, органов, научных работников, преподавателей и студентов высших учебных заведений, для всех тех, кому интересны вопросы природы и причин человеческой агрессии, ее распространенности в современном мире.

Феномен зависимого преступника

Тип преступника, психологически зависимого от собственного поведения, впервые выделен в качестве самостоятельного. Исследованы его психологические, психиатрические, криминологические, демографические и иные характеристики, обусловленная ими специфика механизмов и мотивов преступного поведения.

Авторами представлен в связи с этим обширный эмпирический материал о лицах, виновных в серийных сексуальных убийствах, серийных изнасилованиях и кражах. Сделанные теоретические выводы позволяют говорить о продвижении в познании глубинных стимулов преступного поведения.

Экстремизм и его причины

Представлен общий взгляд на состояние экстремизма в России. Рассмотрен феномен ксенофобии и преступлений ненависти. Проанализированы экстрим и экстремизм в контексте трансформации личности. Изложено понимание геноцида как крайнего проявления экстремизма. Освещены психологические и уголовно-правовые проблемы экстремизма.

Для студентов и преподавателей юридических вузов, аспирантов, философов, психологов, социологов, представителей других наук о человеке. Может использоваться в деятельности государственных учреждений и общественных организаций, противостоящих экстремизму.

Этнорелигиозный терроризм

Книга представляет собой результат комплексного исследования, осуществленного Институтом гуманитарного образования и Академией права и управления Федеральной службы исполнения наказаний.

Впервые современный терроризм рассмотрен именно как этнорелигиозный, со всеми его особенностями. Монография содержит уникальный эмпирический материал, полученный в результате изучения репрезентативного числа осужденных за преступления террористического характера, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Для этой работы использовались беседы, психологические тесты и социологические анкеты.

Особое внимание уделено причинам этнорелигиозного терроризма, представлена система мер его предупреждения. Работа не имеет аналогов в отечественной научной литературе и адресована сотрудникам правоохранительных органов, научным работникам, преподавателям, аспирантам и студентам — всем, кто обеспокоен масштабами терроризма в сегодняшнем мире и стремится понять причины и возможности борьбы с ним.

Криминология. Избранные лекции

Рассматривается криминология как наука, освещаются ее предмет и методы. Дается анализ преступности и ее причин, личности преступника, преступного поведения, его последствий и мер предупреждения преступности. Характеризуются различные виды преступности, включая терроризм, а также фоновые криминогенные явления.

09
июн
2018

Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование (Антонян Ю.М. Эминов В.Е.)

ISBN: 978-5-91768-077-4, 978-5-16-004054-7
Формат: FB2, eBook (изначально компьютерное)
Антонян Ю.М. Эминов В.Е.
Год выпуска: 2013
Жанр: Юриспруденция
Издательство: Норма, Инфра-М
Язык: Русский
Количество страниц: 366

Описание: В работе на основе современных подходов рассматриваются личность преступников и преступное поведение. Проводится криминолого-психологический анализ отдельных категорий людей, совершающих преступления, в том числе осужденных.
Для преподавателей, аспирантов, студентов юридических вузов, юристов-практиков, социологов и психологов, изучающих проблемы преступности и борьбы с ней, а также для широкого круга читателей.

Глава 1. Общая характеристика личности преступника
1.1. Понятие, структура и общая характеристика личности преступника
1.2. Формирование личности преступника
1.3. Психологические черты личности преступника
1.4. Мотивация преступного поведения
Глава 2. Отдельные категории преступников
2.1. Типология и классификация преступников
2.2. Убийцы
2.3. Сексуальные преступники
2.4. Корыстные преступники
2.5. Корыстно-насильственные преступники
2.6. Участники организованных преступных групп
2.7. Террористы
2.8. Коррупционеры
2.9. Преступники - представители правоохранительной системы
2.10. Преступники-военнослужащие
2.11. Неосторожные преступники
2.12. Преступники-рецидивисты
Глава 3. Личность осужденных
3.1. Теоретические предпосылки изучения личности осужденных
3.2. Изучение личности осужденных
3.3. Отношение преступника к содеянному и проблемы личной вины
3.4. Основные мотивы поведения осужденных
3.5. Тюремная субкультура
3.6. Личность в неформальном взаимодействии осужденных


21
сен
2013

Психологическое воздействие и манипулирование (Рамендик Дина Михайловна)


Автор: Рамендик Дина Михайловна
Год выпуска: 2007
Жанр: Психология
Издательство: АРДИС
Исполнитель: Ерисанова Ирина
Продолжительность: 02:03:16
Описание: Допущено Министерством образования РФ в качестве учебника для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по группе специальностей «Экономика и управление». Данный учебник предназначен для молодых людей, начинающих свою карьеру. В процессе делового общения очень важно уметь анализировать поведение другого человека и знать особенности собственной психики. Основное внимание в учебни...


16
июн
2018

Мастера психологии. Психологическое консультирование (Сэмюэль Глэддинг)

ISBN: 5-318-00268-4
Серия: Мастера психологии
Формат: PDF/DjVu

Автор: Сэмюэль Глэддинг
Год выпуска: 2002
Жанр: Психология
Издательство: Питер
Язык: Русский
Количество страниц: 736
Описание: В книге представлена история возникновения и проблемы развития профессионального консультирования в Америке, анализируются также европейские корни психологических теорий, ставших основой работы профессиональных психологов. Автор рассматривает этические и правовые аспекты консультирования, что является полезной и часто абсолютно новой информацией...


02
мая
2008

М.Е.Литвак - Психологическое айкидо

Тип: аудиокнига
Жанр: психология
Автор: М.Е.Литвак
Издательство: «Кросс»
Год выпуска: 2006
Исполнитель: М.Е.Литвак
Время записи: 10:25:47
Аудио: MP3 audio_bitrate: 160
Описание: Оглавление. Психологическое айкидо. 1 Предисловие ко второму изданию. 2 КОММЕНТАРИЙ. Восприятие действительности. 3 Предисловие к первому изданию. 4 Введение. 5 КОММЕНТАРИЙ. Будущим писателям. 6 Глава 1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ, ЛЕГКИЕ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ 7 Объективность законов психологии. 8 Основы амортизации. 9 КОММЕНТАРИЙ. Будьте первыми. Роберт Рождественский. 10 Непосредственная амортизаци...


28
апр
2018

Психологическое наследие. Избранные труды по общей психологии (Лурия А.Р.)

ISBN: 5-89357-131-2
Формат: PDF/DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Автор: Лурия А.Р.
Год выпуска: 2003
Жанр: Психология
Издательство: Смысл
Язык: Русский
Количество страниц: 431
Описание: В книгу включены ранее не публиковавшиеся, а также малодоступные работы выдающегося отечественного психолога А.Р. Лурия (1902-1977), посвященные преимущественно вопросам общей психологии и психологической методологии. В качестве приложения публикуются ранняя юношеская книга А.Р. Лурия «Принципы реальной психологии» и наиболее полный на сегодняшний день список его публикаций. П...


24
авг
2016

Исследование сознания (Безант Анни)


Автор: Безант Анни
Год выпуска: 2016
Жанр: Исследование сознания

Исполнитель: BIGBAG
Продолжительность: 10:13:25
Описание: Книга выдающегося теософа А. Безант посвящена возникновению и развитию сознания. Подробно рассматриваются полевые процессы, механизмы сознания, появление и работа монад, сущность памяти, желания, рождение Эмоции и управление ею, роль волевых факторов. "В этой книге, адресованной людям, изучающим проблему эволюции сознания, излагаются гипотезы и предположения, которые могут оказаться полезными для них. ...


28
янв
2016

Плов: кулинарное исследование (Сталик Ханкишиев)

ISBN: 978-5-17-080126-8
Формат: PDF, OCR без ошибок
Автор: Сталик Ханкишиев
Год выпуска: 2015
Жанр: Кулинария
Издательство: АСТ
Язык: Русский
Количество страниц: 288
Описание: В новой книге от ведущего телевизионной рубрики «Казан-Мангал», многократного победителя конкурса кулинарных книг «Гурман», Сталика Ханкишиева, всего 44 рецепта плова. Но в книге вы найдете массу полезных статей о том, как научиться выбирать и подготавливать продукты для плова, научитесь основным технологическим приемам приготовления, а также сможете сделать выводы на основании множества кулинарных опытов. И окажется, ч...


02
авг
2014

После Кастанеды. Дальнейшее исследование (Ксендзюк Алексей)

Формат: аудиокнига, MP3, 128kbps
Автор: Ксендзюк Алексей
Год выпуска: 2014
Жанр: Философия, эзотерика
Издательство: Аудиокнига своими руками
Исполнитель: dunlocker
Продолжительность: 15:12:25
Описание: Предлагаемая читателю книга посвящена уникальному магическому знанию американских индейцев - наследников древней толтекской традиции, - которое стало доступным благодаря книгам всемирно известного антрополога и оккультиста Карлоса Кастанеды. Используя мировоззренческие подходы, установки и методы дона Хуана Матуса, проводника Кастанеды в мир толтекской магии, автор анализирует совокупность фунда...


28
окт
2017

Психика Сталина: Психоаналитическое исследование (Даниель Ранкур-Лаферриер)

ISBN: 5-85864-082-6
Формат: FB2, eBook (изначально компьютерное)
Автор: Даниель Ранкур-Лаферриер
Год выпуска: 1996
Жанр: история, психология
Издательство: Весь Мир, Прогресс-Академия
Язык: Русский
Количество страниц: 240
Описание: Всему миру известны проделанные американскими психоаналитиками исследования сакраментальных личностей XX века: работы Эриха Фромма о Гитлере, Эрика Гомбургера Эриксона о Мао Дзэдуне и другие. Но до последнего времени среди них не было психоаналитического исследования личности Сталина. И вот появилась работа слависта-психоаналитика Д. Ранкура-Лаферриера «Психика Стали...


28
апр
2018

Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование (Эрик Г. Эриксон)

ISBN: 5-85691-042-7
Формат: PDF/DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Автор: Эрик Г. Эриксон
Год выпуска: 1996
Жанр: Философия
Издательство: Московский философский фонд - «МЕДИУМ»
Язык: Русский
Количество страниц: 506
Описание: В книге "Молодой Лютер" Эриксон развил свою теорию формирования тождества личности. В книге рассматривается концепция "моратория" – периода видимого бездействия или отстранения, поиска и размышлений, который у молодых людей предшествует свершениям периода зрелости. Эриксон рассматривает "кризис идентичности" Лютера и способ, каким Лютер пре...


15
янв
2017

Светлая личность (Илья Ильф, Евгений Петров)

Формат: аудиокнига, MP3, 128kbps

Год выпуска: 2016
Жанр: Юмор
Издательство: Союз
Исполнитель: Александр Бордуков
Продолжительность: 03:14:26
Описание: Почти одновременно с романом «12 стульев», Илья Ильф и Евгений Петров создали необыкновенно остроумную и искрометную повесть «Светлая личность», высмеивающую жизнь горожан уездного городка Пищеславля. В провинциальном городишке Пищеславе, где буйным цветом процветает бюрократизм, карьеризм, семейственность и чванство, происходят невероятные события. Виной всему – изобретатель Бабский. Его мыло от веснушек – «весн...


29
апр
2012

Светлая личность (Илья Ильф, Евгений Петров)

Формат: аудиокнига, MP3, 192kbps
Автор: Илья Ильф, Евгений Петров
Год выпуска: 2012
Жанр: сатира, фантастика
Издательство: студия «АРДИС»
Исполнитель: Владимир Самойлов
Продолжительность: 03:49:00
Описание: Почти одновременно с культовым романом "Двенадцать стульев", в 1928 году, Илья Ильф и Евгений Петров написали фантастическую повесть "Светлая личность". Это блистательное и остроумное сатирическое произведение очень точно и ярко отображает всю несуразность и нелепость провинциальной жизни, в гротескной форме высмеивает такие человеческие пороки, как бюрократизм, чванство, карьеризм, воровс...


24
мар
2014

Мотивация и личность (Маслоу Абрахам Харольд)

Формат: аудиокнига, MP3, 128kbps
Автор: Маслоу Абрахам Харольд
Год выпуска: 2014
Жанр: Психология
Издательство: Аудиокнига своими руками
Исполнитель: Берестовский Валентин
Продолжительность: 15:59:34
Описание: Книга является одним из классических трудов в рамках гуманистического направления в психологии. Книга может быть интересна не только для профессиональных психологов, но и для людей занимающихся самопознанием, саморазвитием, интересующихся философией человеческого бытия. В книге описана широко известная "Пирамида потребностей", которая проникла почти во все гуманитарные науки, также затра...


21
мая
2015

Личность и вечность (Секлитова Лариса, Стрельникова Людмила)

Формат: аудиокнига, MP3, 128kbps
Автор: Секлитова Лариса, Стрельникова Людмила
Год выпуска: 2014
Жанр: Эзотерика, философия, психология
Издательство: Аудиокнига своими руками
Исполнитель: genagame
Продолжительность: 19:39:20
Описание: Данная книга открывает человеку дорогу в тайны его подсознания и построения ячеек матрицы души, знакомит с удивительными загадками духовности и методами формирования личных качеств. Она рассказывает, как достичь в развитии непрерывности мышления, какие качества для человека являются наиболее перспективными и какие неуничтожимы смертью. Невозможно обрести вечность...


11
апр
2017

Язык, речь, личность (Потапова Р.К., Потапов В.В.)

ISBN: 5-9551-0123-3,
Серия: Studia Philologica
Формат: DjVu, Отсканированные страницы
Автор: Потапова Р.К., Потапов В.В.
Год выпуска: 2006
Жанр: монография, лингвистика
Издательство: Языки славянской культуры
Язык: русский
Количество страниц: 496
Описание: Книга посвящена проблемам описания личности с учетом языковых и речевых особенностей построения высказывания (звучащего текста/дискурса). Представленный авторами материал освещает различные грани вышеуказанной проблемы: соотношение фонетико-фонологических особенностей речи и эмоций (паралингвистика), речи и физического состояния говорящего; ...


06
мая
2018

Деятельность. Сознание. Личность (Леонтьев А.Н.)

ISBN: 5-89357-153-3, 5-7695-1624-0
Серия: Классическая учебная книга
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Автор: Леонтьев А.Н.
Год выпуска: 2004
Жанр: сборник, психология
Издательство: Смысл, Academia
Язык: Русский
Количество страниц: 352
Описание: Издание посвящено столетнему юбилею выдающегося российского ученого А.Н. Леонтьева (1903–1979). «Деятельность. Сознание. Личность» – одна из его главных книг, по которой до сих пор в нашей стране учатся студенты-психологи. Книга включает также ряд работ из наследия А.Н. Леонтьева, тематически близких к этому и...


978-5-238-02669-5

Рассматриваются проблемы криминологического и административно-правового характера, которые касаются предупреждения преступлений и административных правонарушений. Подчеркивается необходимость использования комплексного подхода к профилактике правонарушений органами полиции, обращается внимание на наиболее актуальные проблемы криминологии, административной деликтологии, а также административно-юрисдикционной деятельности полиции. Для широкого круга читателей: специалистов-юристов, государственных служащих преподавателей, учащихся высших образовательных учреждений МВД России, а также практических работников правоохранительных органов.

Книга входит в коллекции:

  • ЮНИТИ-ДАНА

Антонян Юрий Миронович

: Монография / Ю.М. Антонян, В.Е. Эминов. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 368 с. - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/987035 читать

978-5-91768-077-4

В работе на основе современных подходов рассматриваются личность преступников и преступное поведение. Проводится криминолого-пси-хологический анализ отдельных категорий людей, совершающих преступления, в том числе осужденных. Для преподавателей, аспирантов, студентов юридических вузов, юристов-практиков, социологов и психологов, изучающих проблемы преступности и борьбы с ней, а также для широкого круга читателей.

Антонян Юрий Миронович

Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование : Монография / Ю.М. Антонян, В.Е. Эминов. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 368 с.: 60x90 1/16. (обложка) ISBN 978-5-91768-077-4 - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/472878 читать

978-5-91768-077-4

Антонян Юрий Миронович

Портреты преступников: криминолого-психологический анализ : Монография / Ю.М. Антонян, В.Е. Эминов. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 240 с.: 60x90 1/16. (обложка) ISBN 978-5-91768-443-7 - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/433820 читать

  • 1. Отчуждение и преступление
  • 2. Начало возможной жизненной катастрофы
  • 3. Преступное поведение как реализация отчуждения
  • 4. Образ жизни преступников
  • Антонян ю.М., Еникеев м.И., Эминов в.Е. Психология преступника и расследования преступлений Глава III. Тревожность - основа преступного поведения
  • 1. Значимость тревожности
  • Антонян ю.М., Еникеев м.И., Эминов в.Е. Психология преступника и расследования преступлений Глава III. Тревожность - основа преступного поведения
  • 2. Факторы тревожности
  • Антонян ю.М., Еникеев м.И., Эминов в.Е. Психология преступника и расследования преступлений Глава IV. Мотивы преступного поведения
  • 1. Ради чего совершаются преступления?
  • Антонян ю.М., Еникеев м.И., Эминов в.Е. Психология преступника и расследования преступлений Глава IV. Мотивы преступного поведения
  • 2. Самоутверждение и защита
  • Антонян ю.М., Еникеев м.И., Эминов в.Е. Психология преступника и расследования преступлений Глава V. Основы психологии следственной деятельности
  • 1. Личность следователя и его познавательно-удостоверительная деятельность
  • Антонян ю.М., Еникеев м.И., Эминов в.Е. Психология преступника и расследования преступлений Глава V. Основы психологии следственной деятельности
  • 2. Психология коммуникативной деятельности следователя
  • Антонян ю.М., Еникеев м.И., Эминов в.Е. Психология преступника и расследования преступлений Глава V. Основы психологии следственной деятельности
  • 3. Психология взаимосвязи следственной и оперативно-розыскной деятельности
  • I - цепочка; II - звезда; III - круг; IV - неполная сеть; V - полная сеть.
  • Антонян ю.М., Еникеев м.И., Эминов в.Е. Психология преступника и расследования преступлений Глава VI. Психология отдельных следственных действий
  • 1. Психология допроса (Начало)
  • Антонян ю.М., Еникеев м.И., Эминов в.Е. Психология преступника и расследования преступлений Глава VI. Психология отдельных следственных действий
  • 1. Психология допроса (Окончание)
  • Антонян ю.М., Еникеев м.И., Эминов в.Е. Психология преступника и расследования преступлений Глава VI. Психология отдельных следственных действий
  • 2. Психология предъявления для опознания
  • Антонян ю.М., Еникеев м.И., Эминов в.Е. Психология преступника и расследования преступлений Глава VI. Психология отдельных следственных действий
  • 3. Психология осмотра места происшествия
  • Антонян ю.М., Еникеев м.И., Эминов в.Е. Психология преступника и расследования преступлений Глава VI. Психология отдельных следственных действий
  • 4. Психология обыска, очной ставки и проверки показаний на месте
  • Антонян ю.М., Еникеев м.И., Эминов в.Е. Психология преступника и расследования преступлений Глава I. Общий взгляд на психологию преступника

    3. Психологические черты личности преступника

    Под психологическими особенностями личности или личностными особенностями мы понимаем относительно стабильную совокупность индивидуальных качеств, определяющих типичные формы реагирования и адаптивные механизмы поведения, систему представлений о себе, межличностные отношения и характер социального взаимодействия. Другими словами, это внутренний компонент личности, который представляет собой относительно устойчивую и неповторимую структуру, обеспечивающую индивиду активную деятельность в обществе.

    Полученные за последние годы результаты эмпирического изучения личности преступников в сравнении с законопослушными гражданами убедительно свидетельствуют о наличии некоторых отличительных особенностей, в том числе психологических: у первых, более того, раскрывают содержание этих черт, их роль в структуре личности и механизме преступного поведения. Дальнейшее теоретическое осмысление полученных данных будет иметь большое научное и практическое значение.

    Отметим вначале исследование, проведенное А. Р. Ратиновым и его сотрудниками с помощью разработанного ими теста “смысл жизни”, содержащего 25 пар противоположных суждений. Исследование выявило существенные различия между преступниками и законопослушными гражданами и наиболее сильные - между преступниками и активно-лравомерной группой по всем шкалам теста. По дополнительно построенной суммарной шкале статистическая значимость различий находится на уровне достоверной. При пошкальном анализе оказалось, что законопослушные группы испытуемых намного превосходят преступников по социально-позитивному отношению ко всем базовым ценностям, общему самоощущению, оценке смысла своей жизни. По всем данным законопослушные группы испытуемых выгодно отличаются от отдельных групп преступников и от преступной популяции в целом. Различия между преступниками и законопослушными группами в наибольшей мере выражены в отношении к таким ценностям, как общественная деятельность, эстетические удовольствия, брак, любовь, дети, семья. Преступники более фаталистичны и меланхоличны, они крайне отрицательно оценивают прожитую жизнь, повседневные дела и жизненные перспективы, у них снижена потребность в саморегуляции и в дальнейших планах они предпочитают беззаботное существование.

    Исследование, основные итоги которого мы привели, характеризует главным образом ценностно-нормативную систему личности преступника, ее нравственные стороны. Однако их недостаточно для раскрытия сущности личности преступника и соответственно причин преступного поведения. Поэтому в предпринятом нами исследовании сделана попытка выявить психологические особенности преступников и их отдельных категорий. С этой целью мы изучили группу лиц, совершивших так называемые общеуголовные преступления, то есть убийства, изнасилования, хулиганства, кражи, грабежи, разбои, хищения имущества, а также нанесших тяжкие телесные повреждения. Контрольную группу составили законопослушные граждане (360 человек), в отношении которых не было никаких данных о совершении ими противоправных действий.

    Мы предположили, что сравнительный анализ психологических особенностей различных категорий преступников и законопослушных граждан позволит нам еще раз проверить значение этих особенностей в возникновении преступной деятельности.

    Отобранные группы изучались с помощью методики многостороннего исследования личности (ММИЛ). Этот тест представляет собой адаптированный вариант Миннесотского многофакторного личностного опросника (MMPI), с помощью которого возможно целостное исследование личности, охватывающее три ее уровня. Первый уровень представляет собой врожденные особенности, определяющие темп психической активности, силу и подвижность нервных процессов, устойчивые эмоциональные свойства, сексуальную направленность и другие параметры, имеющие отношение к темпераменту. Второй уровень характеризуется совокупностью устойчивых качеств, сформировавшихся в процессе индивидуального развития в социальной среде и проявляющихся как в виде типичных реакций и действий, так и сознательной, гибкой деятельности, которая представляет определенный тип социальною поведения. Третий уровень касается социальной направленности личности, иерархии ее ценностей и нравственных отношений.

    Для удобства интерпретации и сравнения различных профилей оценка полученных данных производится в Т-баллах (от 20 до 120. Нормативным является профиль в пределах 0-65 Т-баллов. Шкалы, имеющие пики в пределах 65-75 Т-баллов, указывают на наличие акцентуаций; а свыше 75-неврозов, реактивных состояний или психопатий.

    В ММИЛ - 13 шкал (3 - оценочных, 10 - основных). Оценочные: шкала I (ложь) “измеряет” стремление выглядеть в глазах экспериментатора в более благоприятном свете; шкала Р (надежность) позволяет помимо оценки достоверности полученных по методике данных судить о психическом состоянии (напряженности, удовлетворенности ситуацией и т. д.), степени адаптации; шкала К (коррекция) дает возможность дифференцировать лиц, стремящихся смягчить либо скрыть те или иные черты характера, выявить уровень социальной опытности, знание социальных норм. Основные: 1 (соматизация тревоги) позволяет выявить беспокойство за состояние своего здоровья; 2 (депрессия) - расстройства тревожного характера, утрату интересов к окружающему, подавленность и т. д.; 3 (демонстративность или истероидность) - склонность к истерическим реакциям или демонстративному поведению; 4 (импульсивность) - склонность поступать по первому побуждению, под влиянием эмоций и т. д.; 5 (мужественность-женственность) - выраженность традиционно мужских или женских черт характера; 6 (ригидность, застреваемость) - застревание аффекта, склонность к подозрительности, злопамятность, повышенную чувствительность в межличностных отношениях; 7 (тревога) - постоянную готовность к возникновению тревожных реакций, фиксацию тревоги и ограничительное поведение; 8 (изоляция) - тенденцию к соблюдению психической дистанции между собой и окружающим миром, уход в себя; 9 (активность) - настроение человека, общий уровень активности, наличие оптимизма или пессимизма; 0 (социальные контакты) - степень включенности в среду, общительность или замкнутость.

    Следует отметить, что важны не только показания по отдельным шкалам, но и сочетания различных показателей (профиль ММИЛ)

    Сравнение усредненных показателей ММИЛ преступников с нормативными данными (полученными на выборке законопослушных граждан) показало наличие статистически достоверных различий между ними (р < 0,05) почти по всем шкалам. Профиль преступников носит пикообразный характер (ярко выраженные пики по шкалам Р - надежность, 8 - изоляция, 6 - ригидность, 4 - импульсивность), расположен в пределах от 55 до 73 Т-баллов, являясь по сравнению с нормативными данными смещенным вверх (см. рис. 1).

    Подобный пикообразный профиль обычно свидетельствует об относительной однородности по психологическим особенностям обследованной группы. Причем, как отмечает большинство исследователей, работающих с этой методикой, пики на правых шкалах (4, 6, 8 и 9) связаны в большей степени с устойчивыми характерологическими особенностями, а не с актуальным психическим состоянием!.

    Подъем шкал Р, 4, 6, 8 до 70 Т-баллов можно интерпретировать как наличие у большинства из обследованных преступников заостренных личностных черт, в значительной мере определяющих их поведение. Подобные показатели могут свидетельствовать также о сниженной социальной адаптации и серьезных нарушениях межличностных контактов. Полученные нами результаты в принципе не расходятся с результатами исследований Г. Х. Ефремовой. По ее данным, суммарный профиль преступников характеризуется сочетанием ведущего подъема по 8 шкале и выраженных подъемов по 4 и 6 шкалам, что свидетельствует, как она считает, о плохой социальной податливости, отсутствии внутренних морально-этических критериев, выраженной агрессивности и активности!.

    Исследования преступников, проведенные в других странах, также показали, что у большинства из них отмечаются высокие результаты по шкалам F, 4, 8, 9. Обследование подростков, проведенное в 50-х годах в США, показало, что те из них, которые имели высокие показатели по шкалам 4, 8, 9, чаще совершали преступления. Эти результаты были подтверждены в ряде других исследований. Подводя итог сказанному, можем отметить, что в своей массе преступники характеризуются выраженными устойчивыми психологическими особенностями, отражаемыми пиками по шкалам 4, 6, 8. Психологические свойства, отраженные в пиках по шкалам 4, 6, 8, не являются следствием актуальной неблагоприятной ситуации, а относятся к числу фундаментальных. Они формируются в процессе социализации индивида на достаточно раннем этапе, что подтверждается наличием у подростков, склонных к совершению преступления, аналогичных данных.

    Сочетание высоких значений по 4, 6, 8 шкалам встречается у большинства преступников не случайно, так как личностные свойства, отражаемые таким профилем, в наибольшей степени потенциально предрасполагают, при соответствующих условиях, к совершению преступления. Пик на шкале 4 ММИЛ связан с такими свойствами, как импульсивность, нарушение прогнозирования последствий своих поступков, неприятие социальных, а тем более правовых, норм и требований и враждебное к ним отношение (асоциальность). Повышение по шкале 6 усиливает все вышеописанные тенденции, так как они становятся постоянной линией поведения. Пик по шкале 6 при этом отражает ригидность, высокий уровень агрессивности, наличие аффективных установок, которые не позволяют изменить стереотип поведения, что приводит к нарушению социального взаимодействия и плохой социальной приспособляемости.

    Таким образом, повышение по шкале 6 отражает прежде всего то, в какой степени поведение человека управляется аффективно заряженной концепцией, а повышение по шкале 4 - насколько субъект считается с существующими нормами при проведении в жизнь своих стремлений.

    Для сколько-нибудь постоянного асоциального поведения необходим подъем по шкале 6 в сочетании с подъемом на шкале 4. Без подъема на шкале 6 возникают лишь эпизоды асоциального поведения, оно не выступает как образ жизни. Повышение по шкале 8 при имеющемся профиле выявляет своеобразие установок и суждений, которые могут реализовываться в странном и непредсказуемом поведении, ухудшение прогноза последствий своих поступков за счет оторванности от социальной реальности, невозможность интериоризации моральных и правовых норм. Если при таком сочетании шкал имеется еще дополнительно и повышение по шкале 9, отражающей силу активности, то можно ожидать внезапных вспышек агрессивности, так как высокий уровень активности приводит к еще большим трудностям управления своим поведением.

    Значительные отличия преступников от непреступников по показателям шкал 4, 6, 8 и их сочетаниям наглядно представлены в таблице 1. Она показывает, что удельный вес преступников, характеризующихся названными пиками, намного выше, чем среди законопослушных граждан. Как отмечалось, психологические особенности, выявленные с помощью этих шкал, носят устойчивый характер и не определяются условиями изоляции от общества. Это подтверждается тем, что среди осужденных за хищения доля характеризующихся пиками по шкалам 4, 6, 8 значительно меньше, чем среди других преступников, а усредненный профиль расхитителей вообще не отличается выраженными пиками.

    Прослеживается статистическая связь между видом преступления и особенностями личности, выявленными с помощью использования методики.

    Можно сказать, что наиболее типичные по психологическим особенностям преступники встречаются среди лиц, совершивших тяжкие насильственные преступления (грабежи, разбои, изнасилования, убийства), и психологически менее типичными являются лица, совершившие ненасильственные преступления (кражи, хищения социалистического имущества). Минимальная типичность и соответственно наибольшее психологическое разнообразие отмечаются в группе законопослушных граждан.

    Таблица 1.

    Соотношение видов преступлений и преступников, имеющих типичный профиль по ММИЛ 4-6-8.

    Вид совершенных преступлений

    Относительное число преступников, имеющих типичный профиль 4-6-8 (%)

    Иные профили (%)

    Общее количество обследованных (%)

    Грабеж и разбой

    Изнасилование

    Убийство и нанесение тяжких телесных повреждений

    Кража (всех видов)

    Хищение социалистического имущества

    Контрольная группа (законопослушные граждане)

    Иными словами, понятие личности преступника может быть наполнено этим психологическим содержанием. Поскольку же указанные психологические черты участвуют в формировании нравственного облика личности, есть основания утверждать, что преступники от непреступников в целом отличаются нравственно-психологической спецификой.

    Полученные нами результаты позволяют дать психологический портрет обследованных преступников и выделить ведущие личностные черты. Профиль ММИЛ преступников указывает прежде всего на плохую социальную приспособленность и общую неудовлетворенность своим положением в обществе (подъем на шкалах Р, 4). У них выражена такая черта, как импульсивность, которая проявляется в сниженном контроле своего поведения, необдуманных поступках, пренебрежении последствиями своих действий, эмоциональной незрелости.

    Социальные нормы, в том числе правовые, не оказывают на их поведение существенного влияния. Такие люди обычно не понимают, что от них требует общество: Можно предположить, что это связано с необычностью установок и восприятия, в связи с чем любые жизненные ситуации оцениваются необъективно, ряд ее элементов игнорируется или искажается. В итоге человек часто не может понять, чего от него ждут и почему он не может совершать то или иное действие. Причем, что очень важно отметить, поскольку нормативный контроль поведения нарушен, оценка ситуации осуществляется не с позиций социальных требований, а исходя из личных переживаний, обид, проблем и желаний.

    Возможен и другой вариант нарушения социальной адаптации, который вызван отсутствием мотивированности к соблюдению социальных требований. В этом случае человек понимает, чего от него требует социальная среда, но не желает эти требования выполнять.

    Сочетание подъема на шкале 8 и снижения на шкале 5 может свидетельствовать о нарушении эмоциального контакта с окружением, невозможности встать на точку зрения другого, посмотреть на себя со стороны.

    Это также снижает возможность адекватной ориентировки, способствует возникновению аффективно насыщенных идей, связанных с представлением о враждебности со стороны окружающих людей и общества в целом. В этом случае может создаваться такое представление субъекта об обществе, с которым реальное общество не тождественно. С другой стороны, одновременно идет формирование таких черт, как уход в себя, замкнутость, отгороженность, и т. д. По мнению большинства исследователей, работавших с тестом, подобные личностные тенденции вызваны повышенной сенситивностью и чрезмерной стойкостью аффекта, что наиболее ярко проявляется при подъемах на шкалах Р, 4, 8. Как уже отмечалось, такой профиль встречается у подростков, склонных к правонарушениям. У взрослых преступников, как видно из наших данных, можно отметить пик и по шкале 6. В этом случае появляются такие свойства, как агрессивность, подозрительность, чрезмерная чувствительность к межличностным контактам. Правильная оценка ситуации еще более затрудняется, так как поведение управляется аффективными установками, а поступки окружающих рассматриваются как опасные, ущемляющие личность. Это приводит к еще большей зависимости поведения от актуальной ситуации, выход из которой может быть противоправным, так как в этот момент для преступника реально существует только настоящее. Другими факторами, способствующими совершению преступлений, являются дефекты правосознания и нарушения социальной адаптации, поэтому многие преступления, особенно насильственные, являются результатом неспособности разрешить ситуацию в социально приемлемом плане.

    Данные ММИЛ нормативной группы (законопослушные граждане), как видно на рис. 1, существенно отличаются от результатов, полученных при обследовании преступников. Их профиль носит линейный характер со средней линией 50 Т-баллов. Это говорит прежде всего о неоднородности группы по своим психологическим особенностям и о сравнительно незначительном количестве среди них лиц с ярко выраженными личностными свойствами (акцентуированными или психопатизированными). Другими словами, мы хотим сказать, что среди законопослушных граждан встречаются люди с разнообразными типами личности (и среди них в отличие от преступников нельзя выделить доминирующие!).

    Рассмотренные выше личностные черты преступников присущи различным их категориям не в равной мере. У одних категорий, например у осужденных за изнасилования, профиль ММИЛ и соответственно психологические особенности сходны с суммарным профилем всех преступников, у других (осужденных за убийство, грабеж и разбой, а также за кражу), - совпадая по общей конфигурации, отличаются по степени выраженности тех или иных показателей. При этом необходимо отметить, что профили убийц и грабителей расположены выше, чем суммарный профиль преступников, то есть определенные психологические свойства у этих категорий преступников выражены сильнее, а у “воров” - слабее, что говорит о меньшей выраженности соответствующих черт у последних.

    Особое место среди преступников по своим психологическим свойствам занимают расхитители, которые, по данным ММИЛ, существенно отличаются от всех остальных категорий преступников как по расположению профиля, так и по его конфигурации, то есть как по набору личностных черт, так и по степени их выраженности. По сравнению с другими преступниками расхитители являются более адаптированными, то есть более приспособленными к различным социальным ситуациям и их изменениям; лучше ориентируются в социальных нормах и требованиях, более сдержанны, могут хорошо контролировать свое поведение. Расхитителям не свойственны такие черты, как агрессивность и импульсивность поведения, которые отмечаются у насильственных преступников. Они более общительны, большинство не испытывают трудностей в установлении социальных контактов, у многих встречаются такие черты, как стремление к лидерству, потребность в социальном признании.

    Данные ММИЛ расхитителей показывают, что лица, входящие в эту категорию, обладают разнородными и разнонаправленными личностными свойствами.

    На профиле ММИЛ у них не выявлены выраженные личностные черты, присущие всем или большинству из них: Подтверждается это тем, что профиль ММИЛ расхитителей носит равномерный линейный характер со средней линией 60 Т-баллов, что обычно связано с неоднородностью психологических свойств обследованных. По своим психологическим особенностям большинство расхитителей не имеют существенных отличий от нормативной группы (законопослушные граждане), которые в массе также обладают различными личностными свойствами. На рис. 2 видно, что усредненные данные расхитителей и законопослушных граждан достаточно схожи по конфигурации. Вместе с тем профиль ММИЛ расхитителей расположен несколько выше нормативного, что можно объяснить, на наш взгляд, наличием у этой категории преступников, в отличие от законопослушных граждан, актуальных социально-психологических проблем, связанных с привлечением к уголовной ответственности!. Последствием возникшего в связи с этим неблагоприятного психического состояния является общая активизация защитных механизмов, направленная на снижение внутреннего напряжения и тревоги.

    Конфигурация усредненного профиля расхитителей также подтверждает, что его общее повышение по сравнению с нормативными данными связано с неблагоприятным психическим состоянием вследствие пребывания в местах лишения свободы. Усредненный профиль расхитителей характеризуется незначительными пиками по невротическим шкалам 2, 7 (депрессия и тревога) и снижением по шкале 9 (активность). Также имеются незначительные пики по шкалам 4, 8, 0, отражающим импульсивность, степень изолированности и уровень развития социальных контактов. Такой профиль ММИЛ свидетельствует о наличии депрессии, пессимистической оценки перспективы, сочетающейся с внутренней напряженностью, тревогой, общей неудовлетворенностью ситуацией и снижением активности. Иначе говоря, их профиль отражает скорее актуальное психическое состояние, а не стойкие характерологические особенности.

    В значительной степени черты, присущие всем преступникам, выражены у убийц. Профиль ММИЛ убийц имеет достоверное отличие (р < 0,05) от усредненного профиля всех преступников по шкалам L, F, К, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 0, то есть по одиннадцати из тринадцати показателей методики. Однако, несмотря на сходство конфигураций, у убийц обнаружены выраженные однородные личностные свойства, которые определяются прежде всего пиками по шкалам F, 6, 8 (см. рис. 3).

    Это, следовательно, люди, поведение которых в значительной мере определяется аффективно заряженными идеями, реализуемыми в определенных ситуациях.

    Они чрезвычайно чувствительны к любым элементам межличностного взаимодействия, подозрительны, воспринимают внешнюю среду как враждебную. В связи с этим у них затруднена правильная оценка ситуации, так как она легко меняется под влиянием аффекта. Повышенная сензитивность к элементам межличностного взаимодействия приводит к тому, что индивид легко раздражается при любых социальных контактах, представляющих хоть малейшую угрозу для его личности.

    Такие люди обладают достаточно устойчивыми представлениями, которые с трудом могут корригироваться. Другими словами, если они имеют о ком-то или о чем-то свое мнение, то их трудно переубедить. Все затруднения и неприятности, с которыми они встречаются в жизни, интерпретируются как результат враждебных действий со стороны окружения. В своих неудачах они склонны обвинять других, но не себя.

    Наиболее чувствительны такие люди в сфере личной чести, для них характерно повышенное сознание своей ценности. Из-за наличия постоянного аффекта, что менее достойные пользуются большими правами, чем они, у них может возникнуть потребность защищать права, и они начинают играть роль “борца за справедливость”.

    Значительное повышение по F и 8 шкалам говорит также о наличии у убийц эмоциональных нарушений, социальной отчужденности и трудностях, связанных с усвоением не только моральных, но и правовых норм. Такие люди совершают преступления чаще всего в связи с накопившимся аффектом в отношении того или иного человека или ситуации, не видя при этом (или не желая видеть) другого способа разрешения конфликта. Наделение других людей своими мыслями, ощущениями и действиями приводит к тому, что они начинают восприниматься как враждебные и агрессивные. Вследствие этого, совершая акт насилия, убийца считает, что он таким образом защищает свою жизнь, свою честь, “справедливость”, а иногда и интересы других. Следовательно, убийц отличает от всех других категорий преступников прежде всего чрезмерная стойкость аффекта и повышенная интерперсональная сен-зитивность, а также возможность возникновения реакций “короткого замыкания” (пик на шкале 3).

    Близко к убийцам по степени выраженности личностных свойств находятся корыстно-насильственные преступники. От убийц они отличаются по шкалам 1, 3, 4, 9, 0 ММИЛ (р < 0,05) в сторону увеличения степени выраженности психологических свойств (см. рис. 3).

    Корыстно-насильственные преступники так же, как и убийцы, являются однородной группой с выраженными характерологическими признаками, содержание которых в основном определяется пиками на шкалах F, 4, 6, 8, 9. Значительное повышение по шкале 4 связано с такими свойствами, как импульсивность поведения и пренебрежение социальными нормами, агрессивность. Пик по шкале 6 усиливает агрессивность поведения за счет общей ригидности и стойкости аффекта. Повышение по шкале 8 показывает значительную отчужденность от социальной среды, в связи с чем снижается возможность адекватной оценки ситуации. Подъем по шкале 9 (имеет самое высокое значение среди сравниваемых групп преступников) до уровня 70 Т-баллов, то есть повышение общего уровня активности, приводит к тому, что импульсивность поведения становится наиболее характерной чертой, могут возникать внезапные агрессивные поступки.

    Психологический анализ профиля ММИЛ корыстно-насильственных преступников показывает, что для них характерна повышенная враждебность к окружению и их асоциальные поступки выступают как постоянная линия поведения. Прежде всего в профиле этой категории преступников отражаются трудности в усвоении моральных, а следовательно, и правовых норм. Если поведение убийц направляется в основном аффективно заряженными идеями, то поведение корыстно-насильственных преступников определяется тенденцией к непосредственному удовлетворению возникающих желаний и потребностей, что сочетается с нарушением общей нормативной регуляции поведения, интеллектуального и волевого контроля. Таким образом, корыстно-насильственные преступники отличаются от других наибольшей неуправляемостью поведения и внезапностью асоциальных поступков.

    Профиль ММИЛ воров определяется пиками по тем же шкалам, что и других категорий преступников (кроме расхитителей), то есть F, 4, 6, 8, 9. Однако у воров эти показатели имеют меньшую степень выраженности в сочетании с возможностью более высокого контроля своего поведения (подъем по шкале К и общее снижение профиля). По общей конфигурации профиль воров имеет сходство с профилем корыстно-насильственных преступников, но расположен значительно ниже профилей не только убийц и корыстно-насильственных преступников, но и суммарного профиля всех обследованных категорий, что говорит о меньшей выраженности у них соответствующих личностных свойств. Они также являются однородной группой с выраженными характерологическими особенностями. От корыстно-насильственных преступников их отличает значительное снижение (р < 0,05) по шкалам F, 4, 6, 7, 8, 9 и подъем по шкале К. Другими словами, их психологические особенности сходны с корыстно-насильственными, но имеют значительно меньшую степень выраженности. Они более социально адаптированы, менее импульсивны, обладают меньшей ригидностью и стойкостью аффекта, более лабильны и подвижны, у них меньше выражена тревога и общая неудовлетворенность актуальным положением. Их агрессивность значительно ниже, и они в большей степени могут контролировать свое поведение.

    По сравнению с усредненным профилем всех преступников профиль воров статистически достоверно (р < 0,05) отличается снижением по шкалам L, 6, 7, 8, 0 и подъемом по шкале Л.

    Поведение их по сравнению с другими преступниками отличается гибкостью, уверенностью при необходимости принимать решения (снижение по шкале 7). И если поведение убийц направляется в основном аффективными идеями и искаженно понимаемыми социальными требованиями и нормами, а импульсивное поведение корыстно-насильственных преступников обусловлено трудностями в усвоении и осознании социальных норм, то для воров характерна хорошая ориентация (по сравнению с другими преступниками, кроме расхитителей) в этих нормах и требованиях, но, несмотря на это, внутреннее неприятие их и сознательное нарушение.

    Вызывают интерес данные по ММИЛ в отношении лиц, совершивших такое преступление, как изнасилование. Их профиль полностью совпадает с усредненным профилем всех преступников, за исключением более низких значений по шкалам L и 5. Эти данные свидетельствуют о наличии таких свойств, как склонность к доминированию и преодолению препятствий, снижение чувствительности по отношению к другим людям и возможность рефлексии. Как отмечают Ф.Б. Березин, М.П. Мирошников, Р. В. Рожанец, лица с низким значением шкалы 5 могут демонстрировать нарочито мужественный стиль жизни, характеризирующийся подчеркиванием своей силы, пренебрежением к мелочам. Можно предположить, что они стараются всячески утвердить себя в мужской роли.

    Об этом говорит и характер совершенного ими преступления, в котором в меньшей степени отражаются сексуальные мотивы, а в большей - самоутверждение себя в мужской роли. По нашему мнению, об этом свидетельствует и то, что эти лица при обследовании их по ММИЛ стремятся подчеркнуть наличие у себя традиционно мужских черт. Такая тенденция выявляется обычно как гиперкомпенсация нарушения идентификации с традиционно и культурно обусловленной мужской ролью. Этот вид преступлений, так же как и другие, связан с такими личностными свойствами, как импульсивность, ригидность, социальная отчужденность, нарушение адаптации, дефекты правосознания и возможности регуляции своего поведения. Об этом говорит сходство конфигураций профилей сравниваемых групп преступников. Но направленность этого вида преступлений обусловлена стремлением к самоутверждению себя в мужской роли.

    Интересные данные получены при сравнительном анализе показателей ММИЛ различных категорий преступников (см. табл. 2) с выделением по отдельным шкалам наиболее высоких и наиболее низких значений (р < 0,05). Данные, приведенные в таблице 2, дают возможность выделить отличительные признаки, характерные для каждой категории преступников.

    Например, у убийц по сравнению со всеми другими группами преступников наиболее высокие результаты по шкалам 3, 5, 0. Значения по этим шкалам статистически достоверно (р < 0,05) отличаются от аналогичных показателей у других категорий преступников. Можно предложить следующую интерпретацию этих результатов. У убийц в наибольшей степени выражена тенденция выглядеть в лучшем свете. Они придают большое значение мнению окружающих о себе, и поэтому действия убийц чаще могут определяться актуальной ситуацией, складывающейся в их межличностных отношениях (повышение по шкалам 3 и 5 и сравнительно высокое значение шкалы L). Можно предположить, что убийцы наиболее склонны к импульсивным реакциям “короткого замыкания” на фоне аккумуляции аффекта (самое высокое значение по шкале 3). В то же время убийцы наиболее чувствительны к оттенкам межличностных отношений и обнаруживают очень сильную зависимость от них (об этом говорит самое высокое значение по шкале 5 на фоне имеющегося профиля). Убийцы сравнительно больше испытывают трудностей в установлении контактов, более замкнуты и необщительны, что еще больше затрудняет межличностные отношения и способствует возникновению конфликтов (самое высокое значение по шкале 0 при имеющемся профиле).

    У корыстно-насильственных преступников наиболее высокие значения по шкалам 4 и 9 (р < 0,05). Поэтому можно сказать, что у этих преступников в наибольшей степени выражена потребность в самоутверждении, аффективный фон оказывает непосредственное влияние на поведение в большей степени, чем у других преступников, то есть у них наиболее сильно выражены такие черты, как импульсивность и пренебрежение к социальным нормам и требованиям. Они обладают наиболее низким интеллектуальным (сравнительно низкое значение по шкале К) и волевым контролем (самое высокое значение по шкалам 4 и 9).

    У совершивших изнасилование по сравнению со всеми остальными преступниками обнаружено наиболее низкое значение по шкале 5 (р < 0,05). Это говорит о том, что у них самая низкая чувствительность в межличностных контактах (черствость) и в наименьшей степени выражена склонность к самоанализу и рефлексии. Интеллектуальный контроль их поведения так же низок, как и у корыстно-насильственных преступников (сравнительно низкое значение по шкале К).

    У воров самое низкое по сравнению с другими преступниками значение по шкале 7. Это говорит о том, что воры обладают наиболее гибким поведением и отличаются сравнительно низким уровнем тревоги (об этом говорит и низкое значение по шкале 2). В то же время они наиболее общительны, с хорошо развитыми навыками общения и в большей степени стремятся к установлению межличностных контактов (сравнительное снижение показателя по шкале 0). Они наиболее, исключая расхитителей, социально адаптированы. Для них менее характерна реакция самоупрека и самообвинения за совершенные ранее асоциальные действия (об этом говорят сравнительно низкие значения по шкалам 2, 6, 7, 8, 0).

    Расхитители имеют самое высокое значение по шкале К, то есть они обладают наиболее высоким интеллектуальным контролем поведения, дорожат своим социальным статусом, хорошо ориентируются в нюансах социальных взаимодействий (об этом говорит также сравнительно высокое значение по шкалам L, 2). В то же время они наиболее адаптированы, лабильны, неаутизированы, отличаются наименьшей психической напряженностью (снижение по шкалам F, 4, 6, 8). Сравнительное снижение по шкале 9 при имеющемся профиле говорит о том, что аффективный фон не оказывает на их поведение существенного влияния, а также о высоком уровне интериоризации социальных норм.

    Таблица 2.

    Распределение отличительных черт среди преступников

    В таблице 2 показаны наиболее отличительные черты той или иной категории преступников.

    Проведенный анализ психологических особенностей преступников позволил сделать следующие выводы:

    1. Среди преступников имеется значительное число лиц, обладающих однородными личностными особенностями, среди которых ведущими являются импульсивность, агрессивность, асоциальность, гиперчувствительность к межличностным взаимоотношениям, отчужденность и плохая социальная приспособляемость.

    2. Относительное число лиц, имеющих типичные особенности преступника, зависит от вида совершенного преступления. Максимальное число лиц с типичными психологическими особенностями отмечается среди тех, кто совершает грабеж или разбойное нападение (44,4%), изнасилование (41%); минимальное - среди тех, кто совершает кражи (25%) и хищения имущества (22%). Лица, совершившие убийства и нанесшие тяжкие телесные повреждения, занимают промежуточное положение (36%). Однако независимо от вида совершенного преступления количество преступников, имеющих типичные психологические особенности, значительно превышает относительное число подобных типов личности среди законопослушных граждан (5%).

    3. Обнаруженная связь между психологическими особенностями и преступной деятельностью позволяет рассматривать первые как один из потенциальных факторов преступного поведения, который при определенных воздействиях среды может становиться реально действующим, причем среда может оказывать как усиливающее, так и тормозящее влияние на проявление этого фактора.

    4. С учетом приведенных данных о нравственных и психологических чертах преступников личность преступника отличается от личности законопослушного негативным содержанием ценностно-нормативной системы и устойчивыми психологическими особенностями, сочетание которых имеет криминогенное значение и специфично именно для преступников . Эта специфика их нравственно-психологического облика является одним из факторов совершения ими преступлений, что отнюдь не является психологизацией причин преступности, поскольку нравственные особенности складываются под влиянием тех социальных отношений, в которые был включен индивид, то есть имеют социальное происхождение.

    Психологические особенности личности преступников, в том числе те, которые были выявлены нами с помощью ММИЛ, можно рассматривать как предрасположенность к совершению преступления, то есть как свойства индивида, понижающие криминогенный порог. Однако реализация этой предрасположенности зависит от других факторов, о которых мы скажем ниже.

    ***********************************

    На главнуюУчебные материалыУчебные пособия

    Личность преступника вызывает интерес в первую очередь потому, что именно она является носителем причин совершения преступления: поэтому можно сказать, что эта личность - основное и важнейшее звено всего механизма преступного поведения, и, соответственно, ее особенности, которые порождают такое поведение, должны быть непосредственным объектом профилактического воздействия.
    Личность преступника всегда была одной из центральных проблем всех наук криминального профиля, и в первую очередь криминологии, история которой свидетельствует, что наиболее острые дискуссии криминологи вели и ведут как раз по поводу личности преступника. Только криминология исследует ее природу, формирование, социологические и психологические особенности, выделяет и изучает те или иные ее типы. От взгляда на личность зависит научное решение проблемы причин преступности: если преступник наследует по биологической линии причины преступного поведения (или склонность к совершению преступлений), это означает вполне определенную исследовательскую позицию - преступность наследуется генетическим путем. В свою очередь, это предполагает совершенно иные, чем до сих пор, меры борьбы с ней.
    Если же личность преступника - продукт общества, содержание конкретных социально-исторических условий и социальной практики, то подход к ней должен быть совершенно иной. Легко заметить, что от решения теоретических проблем личности преступника зависит решение сугубо практических вопросов борьбы с преступностью.
    Человек не рождается личностью, а становится ею только в ходе своей социальной жизни, поэтому вне общества формирование личности невозможно. Следовательно, человек не рождается преступником, а становится им в результате неблагоприятного нравственного формирования его личности. Проблема формирования ее относится к числу основных криминологических проблем.
    В преступлении человек проявляет себя в качестве общественного существа. Поэтому к нему надо подходить как к носителю различных форм приобретенных нравственных и иных взглядов и ценностей, индивидуально-психологических особенностей. Личность преступника выступает в совокупности социально значимых негативных свойств, образовавшихся в ней в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми. Этими свойствами, которые к тому же поддаются коррекции, личность, конечно, не исчерпывается.
    Понятие личности преступника должно объединять лиц, виновных в преступном поведении. Как преступность включает такие совсем разные преступления, как убийство и кражу, так и понятие личности преступника в практическом и научном смысле объединяет лиц, совершивших преступления. Поэтому криминология призвана изучать личность всех совершивших преступления, в том числе во внезапных ситуациях, которые до этого не были замешаны ни в чем предосудительном. Все совершившие преступления должны быть предметом криминологического познания, что имеет огромное практическое значение, в первую очередь для профилактики преступлений. Нельзя не признать, что понятие личности преступника в определенной мере условное и формальное, поскольку отнесение конкретных действий к числу преступных зависит от законодателя. В то же время определенный круг особо опасных преступлений практически остается неизменным. Законодатель, как известно, может отменить уголовную ответственность за поступки, которые ранее им рассматривались как преступные.
    Надо отметить, что у многих лиц, совершивших, например, неосторожные преступления, могут отсутствовать черты, типичные для преступников. Понятие личности преступника должно быть ярлыком для обозначения наиболее опасных и злостных правонарушителей.
    Особенности личности преступника не следует понимать так, что они присущи всем без исключения лицам, совершившим преступления. Отсутствие их у некоторой части преступников не снимает вопроса о необходимости их изучения как причин преступного поведения. Именно данный факт позволяет говорить о личности преступника как об отдельном, самостоятельном социальном и психологическом типе, конечно, среди множества других типов, существующих в обществе. Его специфика определяет особенности духовного мира преступников, их реакций на воздействия социальной среды.
    Личность преступника можно определить как некую модель, социальную и психологическую, обладающую специфическими чертами. Это некая абстракция, совокупность научных представлений о тех, кто совершает преступления. Преступникам присущи антиобщественные взгляды, отрицательное отношение к нравственным ценностям и выбор общественно опасного пути для удовлетворения своих потребностей или непроявление необходимой активности в предотвращении отрицательного результата. Это определение охватывает и тех, кто совершил преступление умышленно или неосторожно.
    Изучение личности преступника в криминологии осуществляется для выявления и оценки тех ее свойств и черт, которые порождают преступное поведение, в целях его профилактики, в том числе повторное. Личность преступника - центральная потому, что ее криминологические особенности первичны, являются причиной преступных действий, а поэтому должны быть объектом профилактических усилий. Это не означает игнорирования внешних социальных факторов, которые формируют личность преступника и могут способствовать совершению преступлений. Поэтому совершение преступления надо рассматривать не только как результат простого взаимодействия личности с конкретной жизненной ситуацией, а как следствие, реализацию криминогенных особенностей личности, которая взаимодействует с ситуативными факторами.
    Общественную опасность надо понимать как то, что человек, обладающий подобными качествами, может совершить преступление, но это не предполагает фатальности преступного поведения. Это качество может быть реализовано в поведении, а может и не быть, что зависит как от самой личности, так и от внешних обстоятельств, способных препятствовать такому поведению, даже исключить его. Самый опасный, многократно судимый рецидивист может прекратить свою преступную активность в случае, например, неожиданных изменений в личной жизни (счастливый брак и т.д.).
    В принципе должна исследоваться личность только тех, кто по закону признается субъектом преступления. Поэтому рассматриваемая категория имеет временные рамки: с момента совершения преступления, удостоверенного судом, и до отбытия уголовного наказания, а не до момента констатации исправления. Однако и после отбытия наказания человек, хотя уже и не преступник, а поэтому не может рассматриваться как личность преступника, представляет значительный интерес как лицо, вновь могущее встать на преступный путь, особенно если речь идет о рецидивисте. Он входит в ту абстракцию, о которой сказано выше.
    Поэтому нужно изучать не только тех, кто уже совершил преступление, но и тех, чье поведение в прошлом, чей образ жизни, общение, взгляды и ориентации только свидетельствуют о такой возможности, которая реальностью может и не стать. Значит, в сфере криминологических интересов находятся алкоголики, наркоманы, бродяги, проститутки, лица, совершающие мелкие антиобщественные нарушения, все те, кто находится в "преступном" состоянии.
    Исследование проблем личности преступника в виде некоего пути по отдельным частям (этапам) весьма условно можно разбить на шесть частей:
    - формирование личности преступника;
    - личность в ее взаимодействии с конкретной жизненной ситуацией до и во время совершения преступления;
    - личность преступника в процессе осуществления правосудия в связи с совершенным им преступлением;
    - личность преступника в период отбывания наказания, особенно в местах лишения свободы;
    - личность в период адаптации к новым условиям свободы в связи с возможностью совершения нового преступления;
    - человек, ведущий аморальное существование, но не преступающий уголовный закон.
    Криминологически важно определить то главное звено, которое придает личности характер целостности. Причем это не простое механическое перечисление всех его признаков - психологических, демографических, правовых и т.д. Основополагающим является представление о личности преступника в целом как о субъекте и объекте общественных отношений, как носителе социальных, психологических и биологических особенностей, влияющих на ее поведение. Понятие целостности личности адекватно понятию непротиворечивости личности, находящему выражение в постоянстве ее мотивов, образа жизни и поведения. Применительно к каждому человеку целостность представляет собой постоянно взаимодействующие друг с другом его свойства и особенности, создающие неповторимый, единственный в своем роде облик. Личность любого преступника, личность любого бродяги не менее сложна и интересна для науки, чем личность короля или великого писателя. Поэтому для ее научного познания необходима специальная профессиональная подготовка, в первую очередь психологическая. Криминологи должны явно представлять себе, что только по документам, статистическим данным и материалам уголовного дела невозможно понять личность преступника и причины преступного поведения. Для этого нужно изучать людей с помощью психологических подходов и методов, непосредственного общения с ними в рамках клинических бесед и применения тестов. Это очень сложно, но для науки только такой контакт и нужен, поскольку он обеспечивает достоверность исследования.
    Взгляд на преступника как на нечто целостное позволяет не просто увидеть всю личность в единстве ее компонентов (подструктур), но и достаточно ясно представить себе, что каждый из них зависит друг от друга и от целого. Вместе с тем существует некая закономерность развития и целого и отдельных его частей, причем, что очень важно, это развитие целесообразно для данной системы в силу специфики ее биологической и социальной природы, ее истории и развития. Иными словами, личность и ее поступки могут быть поняты только в том случае, если выявлены особенности жизненного пути именно этого человека, если должным образом вскрыты и интерпретированы его установки и мотивации. Как целостность собственной личности, так и все ее законосообразности индивидом могут не осознаваться.
    Личность преступника как объект научного познания нужно рассматривать как возникшую на определенном этапе развития криминологии некоторую совокупность упорядоченных и систематизированных знаний, описывающих и объясняющих существование, развитие и особенности тех, кто совершает преступления. Сама наука криминология начиналась с изучения личности виновных в преступлении, тогда наука уголовного права и "породила" науку криминологию.
    Личность преступника можно рассматривать как архетип, поскольку она вечна для человечества. Когда формируется личность преступника, это формирование можно представить себе как усвоение ею окружающих архетипов, конечно, отрицательных или могущих стать таковыми у данного конкретного человека.
    Углубленное криминологическое знание служит основанием для многочисленных практических предложений и рекомендаций, широко использующихся при осуществлении индивидуальной профилактики преступлений и исправления преступников.
    Научные представления о личности преступника складывались не только из эмпирического ее изучения, но и из использования достижений философии, социологии, психологии, криминалистики и особенно науки уголовного права.
    Учение о личности преступника начиналось с периода схематизации (или идеализации) изучаемого явления, некой концептуальной модели, например, в рамках антропологической школы - учения о прирожденном преступнике (преступной личности). Формирование же отечественной криминологической теории о природе и причинах преступности позволило в целом создать общепризнанную концепцию, основополагающей особенностью которой было признание социальной природы личности преступника. С помощью этой концепции, несмотря на ошибки биологизаторского и социологизаторского характера, были описаны наиболее существенные черты и свойства данной личности.
    Сказанное позволяет решительно осудить "игривые" суждения отдельных криминологов о том, что якобы "мы" еще ничего не знаем о личности преступника и причинах преступного поведения. Если бы это было так, то, следовательно, современная философия и психология вообще ничего не знает о человеке. Криминологи же, утверждающие о якобы нашем незнании личности преступника, тем самым признаются в собственной антропологической значимости, но и только.
    В целом личность преступника можно определить как личность человека, который совершил преступление вследствие присущих ему психологических особенностей, антиобщественных взглядов, отрицательного отношения к нравственным ценностям и выбора общественно опасного пути для удовлетворения своих потребностей или непроявления необходимой активности в предотвращении отрицательного результата. Данное определение достаточно полно в том смысле, что охватывает не только тех, кто совершил преступление умышленно, но и тех, кто виновен в преступной неосторожности. Такая оценка его обоснована и потому, что она содержит перечень признаков, которые должны быть предметом криминологического познания.
    Формирование личности преступника представляет собой процесс усвоения им и закрепления в нем антиобщественных взглядов, представлений, отношений к окружающему миру и самому себе. Именно в процессе формирования личности, которое является не чем иным, как социализацией человека, начинает складываться его неповторимый индивидуальный облик, его ориентации и предпочтения, ведущие мотивы поведения, то есть такие мотивы, как защита, самоутверждение, игра. Верховенство этих мотивов в том, что они находятся в центре миропонимания, мироощущения личности, определяют его отношение к другим людям.
    Социализация личности как активный процесс длится не всю жизнь, а лишь период, необходимый для восприятия комплекса норм, ролей, установок и т.д. на протяжении времени, нужного для становления индивида как личности. Можно выделить первичную социализацию, или социализацию ребенка, и промежуточную, которая знаменует собой переход от юношества к зрелости, то есть период от 17 - 18 до 23 - 25 лет, и период зрелости - остальную жизнь.
    Особенно важную роль в формировании личности играет первичная социализация, когда ребенок еще бессознательно усваивает образы, образцы и манеру поведения, типичные реакции старших (как правило, это родители), на те или иные проблемы. Психологические исследования личности преступника показывают, что уже взрослым человек часто воспроизводит в своем поведении то, что запечатлелось в его психике в период ранней социализации. Например, он может применить грубую силу для разрешения какого-либо конфликта, поскольку так поступали его родители.
    Здесь надо сделать одно промежуточное, но очень важное замечание. Если ребенок или подросток имеет эмоциональные контакты с родителями или другими старшими членами семьи, то он, скорее всего, будет поступать, как они. В противном случае повторение их поведения менее вероятно. Вместе с тем очень велико влияние неформального окружения вне семьи, особенно если у ребенка или подроста отношения с родителями складываются неблагополучно, к чему мы еще вернемся ниже.
    Дефекты первичной, ранней социализации в родительской семье могут иметь криминогенное значение в первую очередь потому, что ребенок еще не усвоил другие положительные воздействия, он полностью зависим от старших и совершенно беззащитен от них. Поэтому вопросы формирования личности в семье заслуживают исключительного внимания криминологов. Семья - главное звено той причинной цепочки, которая выводит на преступное поведение.
    В настоящее время имеется большое число исследовательских материалов о семьях правонарушителей, методах родительского воспитания, применявшихся к ним. К сожалению, в основном это социологические, социально-демографические данные. Однако на нынешнем этапе развития науки криминологии и запросов правоохранительной практики становится ясно, что с помощью лишь такой информации (о составе родительской семьи будущих правонарушителей, общих характеристиках отношений в ней, уровне культуры родителей, совершении ими и другими родственниками аморальных или противоправных действий и т.д.) уже нельзя в должной мере объяснить происхождение преступного поведения.
    При всей ценности весьма многочисленных данных о неблагополучных или неполных семьях остается непонятным, почему многие "выходцы" из таких семей никогда не совершают противоправных действий. К числу же неблагополучных семей относят только те, в которых родители совершают противоправные или аморальные действия. Отсутствие, например, отца или его аморальное поведение далеко не всегда формирует личность правонарушителя. Поэтому следует считать, что решающую роль играет не только состав семьи, не только отношения между родителями, даже не их объективно неблаговидное, даже противоправное поведение, а главным образом их эмоциональное отношение к ребенку, его принятие или, напротив, отверждение. Можно обнаружить достаточное количество семей, в которых родители совершают правонарушения (например, хищения), постоянно пьянствуют, но их эмоциональное отношение к детям отличается теплотой и сердечностью. Иными словами, они принимают своих детей, а не отвергают их. Поэтому есть основания считать, что именно отсутствие подобных отношений в детстве в решающей степени определяет ненадлежащее поведение человека в будущем.
    Условия жизни ребенка не прямо и непосредственно определяют его психическое и нравственное развитие. В одних и тех же условиях могут формироваться разные особенности личности, прежде всего из-за того, в каких взаимоотношениях со средой находится человек, какие влияния от нее он испытывает, какими биологическими особенностями он обладает. Средовые влияния воспринимаются в зависимости от того, через какие ранее возникшие психологические свойства ребенка они преломляются, какие генетические черты у него есть.
    В семьях с прочными, теплыми эмоциональными контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, внимательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, инициативность, умение разрешать конфликтные ситуации и др. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников. Напротив, чем меньше тепла, ласки, заботы получает ребенок, тем медленнее он формируется как личность. Даже недостаточное внимание, низкая частота общения родителей и детей (гипоопека) по самым разным причинам, в том числе объективным, нередко вызывают у последних эмоциональный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность личности, зависть и другие негативные переживания.
    Дефицит общения с негативными последствиями может возникать и по таким внешне уважительным причинам, как загруженность родителей на работе, их длительные служебные командировки, хронические болезни и т.д.
    Особо остановимся на психологических контактах ребенка в семье. Такое отчуждение ребенка родителями - не единственная причина формирования личности преступника. Нередко это происходит иным путем: у ребенка и подростка есть необходимые эмоциональные связи с родителями, но именно последние демонстрируют ему пренебрежительное отношение к нравственным и правовым запретам, образцы противоправного поведения (например, постоянно пьянствуют, учиняют хулиганские действия и т.д.). Подросток сравнительно легко усваивает эти образцы, соответствующие им взгляды и представления, которые вписываются в его психологию и начинают стимулировать его поступки.
    Криминогенные последствия может иметь и такой недостаток семейного воспитания, когда при отсутствии теплых эмоциональных отношений и целенаправленного нравственного воспитания окружающие заботятся об удовлетворении лишь материальных потребностей ребенка, не приучая его с первых лет жизни к выполнению простейших обязанностей перед окружающими, соблюдению нравственных норм. По существу, здесь проявляется равнодушие к тому, каким он станет.
    Необеспечение ребенка родительской заботой и попечением могут иметь место в явной, открытой форме. Чаще всего это случаи, когда его бьют, издеваются над ним, иногда очень жестоко, выгоняют из дома, не кормят, никогда не проявляют заботы и т.д., нанося ему незаживающие психические травмы. Неприятие своего ребенка может быть и скрытым, связи между родителями и детьми в этих случаях как бы нейтральны, эмоционально никак не окрашены, каждый живет по-своему и мало интересуется жизнью другого. Такие отношения выявить всегда трудно, их обычно скрывают и родители, и дети, причем делают это скорее непреднамеренно.
    Нередко дети предоставлены сами себе в семьях, в которых много детей или в которых родители слишком заняты работой. Но это не должно быть для родителей оправдывающим обстоятельством.
    В результате эмоционального отвергания родителями ребенка, его неприятия или лишения родительской ласки и попечения в его психике чаще на бессознательном уровне формируются тревожность, беспокойство, боязнь утраты себя, своего "я", своего положения в жизни, ощущение враждебности, даже агрессивности окружающего мира. Эти качества из-за отсутствия надлежащих воспитательных воздействий или, напротив, в результате негативных влияний затем закрепляются в процессе общения в различных коллективах - в учебных, трудовых и т.п. и под влиянием субъективно значимых условий жизни индивида.
    Огромное влияние на формирование личности оказывает ее неформальное социальное окружение, сверстники подростка. Неформальные группы сверстников с антиобщественным поведением чаще всего представляют собой объединение в прошлом отвергнутых семьей детей - и юношей, и девушек. Их сближение в рамках такой группы происходит обычно очень быстро, так как они представляют друг для друга социальную и психологическую ценность. Это как бы замещающая семья, их коллективный отец.
    Итак, личность преступника, как и каждого человека, формируется в следующих основных сферах:
    - семья;
    - школа;
    - трудовой коллектив;
    - неформальные группы.
    На человека влияет и широкая социальная среда, прежде всего через средства массовой информации. Разумеется, во всех случаях речь может идти лишь о неблагоприятных влияниях на личность, поскольку здесь мы говорим о личности преступника.

    Библиография

    1. Антонян Ю.М. Теория человеческой агрессии. Почему жестоки люди: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. 311 с.
    2. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Личность преступника: криминолого-психологическое исследование. М.: Норма; Инфра-М, 2010. 368 с.
    3. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М.: Наука, 1992. 287 с.
    4. Лунеев В.В. Преступность XX века. М.: Волтерс Клувер, 2005. 912 с.

    References (transliteration)

    1. Antonyan Yu.M. Teoriya chelovecheskoi agressii. Pochemu zhestoki lyudi: Monografiya. M.: YUNITI-DANA: Zakon i pravo, 2013. 311 s.
    2. Antonyan Yu.M., Eminov V.E. Lichnost" prestupnika: kriminologo-psikhologicheskoe issledovanie. M.: Norma; Infra-M, 2010. 368 s.
    3. Kudryavtsev V.N. Pravovoe povedenie: norma i patologiya. M.: Nauka, 1992. 287 s.
    4. Luneev V.V. Prestupnost" XX veka. M.: Volters Kluver, 2005. 912 s.