Образование и политическая эволюция мсср (1940–1991). Государственное устройство и политическая система молдавии

    См. также: Конституция Молдавской ССР Конституция Республики Молдова (молд. Constituţia Republicii Moldova) основной закон Республики Молдова, определяющий её общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования… … Википедия

    Молдавия в настоящее время является парламентской республикой. Государственный строй определяется конституцией, принятой парламентом 29 июля 1994 года и дополненной 19 июля 1996 и 5 июля 2000 года. По конституции Молдавия демократическое… … Википедия

    Конституционный суд Республики Молдова Curtea Constituţională Republicii Moldova … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Политическая система Молдавии - Республика Молдавия ‑ суверенное и независимое, неделимое, демократическое, правовое государство. Государственное устройство ‑ парламентская республика. Согласно Конституции 1994 года с поправками от 2000 года Парламент является высшим… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Совет министров. Совет Министров МССР Совет Министров Правительство МССР (СМ МССР) Совет Министров Молдавской Советской Социалистической Республики … Википедия

10:35 — REGNUM

Наступивший, 2018 год может стать знаковым для политического развития Республики Молдова. Как известно, в этом году в Молдавии, которая является по своей форме правления парламентской республикой, состоятся выборы очередного созыва парламента Республики Молдова.

По сложившейся традиции выборы, скорее всего, будут вновь названы референдумом о внешнеполитическом будущем Республики Молдова, как это было, к примеру, во время президентской избирательной кампании 2016 года. И для международных «партнеров», и для внутреннего потребления кампания 2018 года должна выглядеть как некая решающая схватка «света и тьмы», «добра и зла», иными словами — как финальная схватка России и Запада за контроль над Молдавией (что есть «свет», а что «тьма», определяется в зависимости от политических предпочтений конкретного субъекта).

Вместе с тем политический класс Республики Молдова давно избрал себе удобную нишу: позволять международным игрокам вступать в конкуренцию друг с другом за формальный контроль над Молдавией, пытаться продемонстрировать собственному населению наличие серьезных противоречий у различных политических сил и т. п.

На деле молдавская политэлита успешно решает собственные задачи, демонстрируя при необходимости полное единение и взаимопонимание, особенно если дело касается политического выживания и (или) материальных интересов. Именно так сформировалась конфигурация нынешней власти республики в Кишинёве: в своё время нынешний «пророссийский» президент Республики Молдова И. Додон обеспечил избрание голосами Партии социалистов Молдовы на высший государственный пост известного русофоба Н. Тимофти , не скрывавшего своих унионистских взглядов, только для того, чтобы избежать досрочных парламентских выборов и сохранить места в парламенте. В действующем составе молдавского парламента также сложилась объяснимая с точки зрения молдавской внутриполитической логики ситуация, при которой Демократическая партия реального «хозяина» Молдавии олигарха В. Плахотнюка располагает самой крупной парламентской фракцией, хотя изначально это было совсем не так. Причем ее «прирост» осуществлялся не только за счет других «проевропейских» партий, но и за счет сил, которые в Москве и даже в Кишинёве рассматривались как «пророссийские» (к примеру, Партия коммунистов В. Воронина, окончательно маргинализированная к настоящему времени). Законы политического выживания и симбиоза для молдавской политической элиты оказываются куда важнее идеологических и геополитических установок.

Вряд ли сценарий будет принципиально отличаться и в рамках нынешней избирательной кампании. Президент Додон будет публично осуждать «проевропейские» правительство и парламент, которые не позволяют развивать отношения с Российской Федерацией, использовать выгоды от сотрудничества с ЕАЭС и т. п. Молдавский «ручной» номинальный лидер будет так же попутно обращаться к Москве за поддержкой, рассчитывая на то, что российские власти и в дальнейшем будут, по сути, поддерживать нынешнюю фактическую русофобскую молдавскую власть посредством сохранения доступа молдавской винодельческой и сельскохозяйственной продукции на российский рынок, а также сохранения за молдавскими трудовыми мигрантами льготного по сравнению с гастарбайтерами из других стран статуса. А вице-премьер правительства России, сопредседателя молдавско-российской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, специальный представитель президента России по урегулированию в регионе Д. Рогозин , уже многократно публично и официально униженный в Кишинёве, будет делать в Москве вид, что и он сам верно стоит на своих прежних политических принципах, и в Кишинёве ничего не случилось, и И. Додон — не предатель, нагло водящий за нос своих московских кураторов к своему тщеславию и материальному удовлетворению.

В свою очередь, «проевропейские» силы будут вновь и вновь пытаться объяснить Западу, что Молдавия-де находится на передовом краю «борьбы с российской угрозой», а Додон на самом деле является верным «агентом Москвы». И если не помочь «проевропейским» силам, то победившая Партия социалистов непременно обеспечит «российский реванш» в Молдавии и лишит ее народ светлого европейского будущего.

Аналогичным образом, скорее всего, развернется и борьба за ум и сердце молдавского избирателя. Набор внутриполитических лозунгов у всех партий будет примерно одинаковым: борьба против коррупции, повышение жизненных стандартов, соблюдение прав человека — в общем, весь набор стандартных формул, подтверждающих, что быть богатым и здоровым гораздо лучше, чем известно кем. А вот механизмы реализации этих установок будут отличаться, причем рецепты благополучия будут носить преимущественно внешний характер.

В общем всё достаточно предсказуемо, включая реакцию внешних «партнеров», которую несложно предугадать. Следует, однако, оговориться, что у западных кураторов ситуация более предпочтительная: к выборам 2018 года молдавский право-европейский сегмент политики подходит более разнообразным, предлагая и внешним, и внутренним потребителям разные опции, от умеренно-европейских до жёстко-унионистских, демонстрируя тем самым свою способность прийти в парламент несколькими колоннами, обеспечивая потребителям «свободу выбора». Бонусом для «проевропейского» сегмента станет председательство Румынии в Евросоюзе, а также 100-летие аннексии Бессарабии Румынией в марте наступившего года (традиционно отмечаемое в Румынии и молдавскими унионистами как «воссоединение»).

Напротив, на левом («пророссийском») фланге перспективы маневра практически отсутствуют: похоже, что Партия социалистов заняла доминирующее положение и практически избавилась от потенциальных конкурентов в лице Компартии или Нашей партии Р. Усатого .

Вместе с тем прошедший, 2017 год мог бы стать откровением для тех, кто поддерживает «пророссийский» сегмент в Молдавии во главе с И. Додоном, в особенности в России. Ведь Додон по праву может считаться одним из «подрядчиков», активно участвовавших в выстраивании нынешней политической системы Молдавии в интересах «заказчика» — Плахотнюка. В первую очередь это касается совместного с Демпартией В. Плахотнюка голосования за переход на избрание парламента Молдавии по смешанной системе. Тем самым политическая сила Додона фактически обеспечила сохранение власти за нынешними «проевропейскими» политическими формированиями, иначе говоря — скорее всего, помогла Плахотнюку сохранить контроль и над будущим составом парламента, где тушки одномандатников вполне могут стать основным ресурсом «хозяина Молдовы».

Кроме того, президент Молдовы — как фальшивый глава государства и фальшивый «успех» политики Москвы — с олимпийским спокойствием отреагировал на целый ряд последовавших затем шагов со стороны других ветвей власти. Так, несмотря на громкие обещания, Додон не пошел на организацию массовых протестов после того, как инициированный им консультативный референдум по ряду принципиально важных вопросов был отклонен Конституционным судом, хотя такие ресурсы и возможности у Додона были. Последовавшие затем неоднократные «отключения» Додона от власти на основании вердиктов прорумынского Конституционного суда, когда требовалось назначить тех или иных членов правительства или утвердить антироссийские законы, и вовсе поставили статус президента на грань откровенного и унизительного фарса. Унизительного не только для Додона, который давно уже перешёл эту грань, а прежде всего для Москвы, которая продолжает обслуживать фальшь конструкции Додон — Плахотнюк и позволяет унижать Россию под её прикрытием. Даже высокий персональный рейтинг Додона и обманутых избирателей не спасет ситуацию при постоянном его «отключении» в зависимости от политической конъюнктуры и его собственном нежелании предпринимать какие-либо реальные шаги для исправления ситуации.

Последствия консервации нынешнего режима станут и для Додона, и для Молдавии в целом не только имиджевыми. Сохранение власти за Плахотнюком будет, скорее всего, означать необратимость тех норм, которые уже проштамповал и еще проштампует молдавский парламент. Это может касаться, к примеру, уже принятых в первом чтении поправок к Конституции, которыми закрепляется незыблемость «европейского» вектора развития Молдовы. Ведь, как бы там ни было, вряд ли в новом созыве парламента Молдовы сторонники отказа от «европейского» курса будут иметь большинство. И заслуга самого Додона в такой ситуации будет неоспоримой.

При этом личная роль Додона в уничтожении реальных интересов России в регионе вполне заслуживает известной медали Иуды, которой Пётр Великий «наградил» предателя Мазепу.

ИА REGNUM неоднократно обращало внимание на то, что Додон уклонился от подписания инициированного Приднестровьем в ходе весенней встречи на высшем уровне совместного обращения лидеров ПМР и РМ в адрес действующего председателя ОБСЕ относительно необходимости скорейшего созыва очередного раунда переговоров в формате «5+2». На тот момент такое обращение представляло особую актуальность, в том числе для России, однако Додон не пошел на его подписание, хотя и он сам, и его команда обещали представить свои соображения по проекту приднестровской стороны в максимально сжатые сроки.

Такими действиями (вернее, бездействием) президент Молдовы сам вывел себя из числа активных субъектов переговорного процесса с молдавской стороны. Додон дистанцировался от реальной переговорной работы, хотя мог самостоятельно участвовать в определении переговорной повестки при подписании совместного с президентом Приднестровья обращения в адрес действующего председателя ОБСЕ. Поэтому любые рефлексии Додона на тему «сговора» приднестровских властей с молдавским правительством в обход «пророссийского» президента лишены каких-либо оснований: Додон сам вывел себя за рамки переговорного процесса, продемонстрировав свою неготовность к реальному диалогу и отказавшись от реальных действий в интересах России.

Впрочем, практика громких «пророссийских» заявлений и отсутствия реальных пророссийских действий не является для Додона чем-то новым. Его грубая ложь не видна разве что его ангажированным фанатам в Москве.

Одним из аргументов для поддержки избирательной реформы для Додона и Партии социалистов стала якобы возможность обеспечить в парламенте квоту для Приднестровья. Оставим за скобками тот факт, что первоначально речь шла о достаточно широком представительстве, от которого в итоге осталось лишь два депутатских места для Приднестровья (можно напомнить, что в МССР на территории нынешнего Приднестровья проживало более 17% населения, поэтому, если исходить из пропорций населения МССР, квота приднестровцев при избрании половины парламента по одномандатным округам должна была бы составлять примерно 9 мест).

Ключевым является то, что попытка формального включения «представителей» Приднестровья в молдавский парламент на деле является одним из самых резких антироссийских действий.

Как уже не раз отмечало ИА REGNUM , с момента избрания неких «приднестровцев» в парламент Молдовы у многих политиков и официальных лиц в Молдавии и на Западе появится соблазн считать конфликт урегулированным в рамках внутреннего законодательства Молдовы. Эти карикатурные «приднестровцы», которые в реальности вряд ли будут кого-то представлять, кроме самих себя, будут формально включены во всевозможные парламентские делегации Молдавии и будут рассказывать о благополучном преодолении кризиса на основе «политического консенсуса» всех политических сил Молдавии. Антироссийский же характер таких действий состоит в том, что после этого роль России как гаранта и посредника в урегулировании, а равно как и общее влияние Москвы на региональную ситуацию, возможности защиты интересов народа ПМР и в том числе 220 000 граждан России, живущих в ПМР, будет сведено к минимуму. Действительно, сложно будет объяснять актуальность внешнего посредничества и гарантийной роли, если всё решено в рамках законодательства Молдавии, а не на основе полноценных международных соглашений с участием Российской Федерации.

Кроме того, парламент Молдавии при участии «приднестровцев» (даже если они будут против) сможет гораздо жестче подойти к вопросу о миротворческой операции, вплоть до выхода из Соглашения 1992 года о принципах мирного урегулирования конфликта. Формальная легитимность такого возможного решения будет гораздо выше, пусть и голосование не будет единогласным.

При этом додоновская Москва, вполне возможно, будет поощрять приднестровцев принять участие в избрании «своих» депутатов в молдавском парламенте, мотивируя это важностью «консолидации» и «мобилизации» всех «прогрессивных сил» вокруг Партии социалистов.

Надо отдать должное нынешней реальной власти Молдавии и ее западным кураторам: они, похоже, заставили Москву действовать в заданной ими парадигме, или в политическом цугцванге, когда каждый последующий ход лишь усугубляет ситуацию. Российская сторона лишена возможности адекватно отреагировать на антироссийскую политику молдавских властей (объявление Д. Рогозина персоной нон грата; массовые депортации российских политиков, экспертов, журналистов и иных граждан; ограничения на вещание российских каналов; постоянные требования по трансформации миротворческой операции и т. д.).

Рычаги воздействия России на региональную ситуацию известны: это, прежде всего, доступ молдавской сельскохозяйственной и винодельческой продукции на российский рынок, а также проблема молдавских трудовых мигрантов. Однако по всем этим направлениям уже были сделаны уступки «под Додона», с тем, чтобы показать, что он «свой парень» и Москва готова работать именно с ним. Соответственно, отход назад от принятых решений в пользу молдавских гастарбайтеров и товаров ударил бы и по имиджу Додона. Неслучайно после инцидента с Д. Рогозиным Додон, исходя из личных эгоистических интересов и против интересов России, обратился к Москве с просьбой не предпринимать ответных мер в отношении Молдовы.

В общем, Россия не только вынуждена мириться с антироссийскими выпадами молдавских властей, но и субсидировать такую политику, предоставляя преференции на своём рынке рабочей силы и товаров для Молдавии.

Справедливости ради стоит отметить, что и на западном направлении молдавский политический класс действует аналогичным образом. Для западников изобретаются «российские угрозы», очередные гибридные страшилки и т. п. Плахотнюк стремится закрепиться в статусе единственного субъекта, способного уберечь Молдову от российской «экспансии». Конечно, для этого требуется весомая поддержка и защита от «пророссийского» Додона. Плахотнюк крайне заинтересован в таком статусе, поскольку это гарантировало бы ему не просто статус фактического хозяина положения в стране, но и юридическую легитимность как некоего «координатора» в сочетании с международными гарантиями (иммунитетом).

Принципиальное отличие между действиями молдавского политического класса в отношении России и Запада состоит лишь в том, что ритуальные действия на западном треке сопровождаются целым комплексом реальных институциональных механизмов, которые действительно обеспечивают развитие Молдавии по евроатлантическому вектору, в то время как «пророссийские» движения остаются лишь ритуальными, имитационными.

Сложно сказать, есть ли в Москве реальное понимание того, что происходит в Молдавии и каковыми могут быть последствия развития ситуации по нынешнему сценарию. Москва, похоже, вновь будет вынуждена использовать аргумент типа «все остальные еще хуже иуды Додона», словно не Москва создала этого иуду. Казалось бы, в арсенале у Запада тоже ставка только на Плахотнюка, но она просто эффективнее: он открытый враг России и именно он реальный хозяин Додона.

Можно лишь предположить, что итогами выборов в Молдавии все останутся довольны. Партия социалистов выиграет по партийным спискам, но из-за новой избирательной системы проиграет нескольким прозападным партиям и аффилированным с ними одномандатникам. Мы услышим бодрые отчеты о поддержке «пророссийского» курса и об «украденной победе». Запад отметит неизменность выбранного евроатлантического пути и будет вынужден смириться с сохранением за Плахотнюком статуса главного проводника такой политики, гаранта продолжения прозападного курса. Никто наказан не будет.

Главными жертвами такой политики станут национальные интересы России, Приднестровье и стратегические интересы молдавского народа, который его продажные власти поставили на путь национального уничтожения и растворения.


Социально-экономическое развитие

Сельское хозяйство Основной отраслью экономики Молдавии являлось сельское хозяйство, которое имело ярко выраженное зерновое направление. Зерновые культуры в крае составляли в начале XX в. 96% общей посевной площади. Занимая лишь 0,21% территории царской России, Бессарабская губерния производила 3% основных зерновых хлебов страны. За 1900-1907 гг. сбор зерновых культур в год здесь в среднем составлял 113 млн. пудов. Важной отраслью сельского хозяйства оставалось животноводство. В 1905 г. в Бессарабии содержалось 377 тыс. лошадей, 583 тыс. голов крупного рогатого скота, 303 тыс. свиней и 1454 тыс. овец.

Большое развитие в крае получили виноградарство, садоводство и табаководство. В 1900 г. под виноградниками находились 74 тыс. га. В 1900- 1904 гг. в среднем производилось 7 млн. ведер вина в год. Бессарабия вышла на первое место в России по площади виноградников, сбору винограда и производству вина.

Садоводство было особенно развито в Бельцком, Оргеевском, Кишиневском уездах, в долинах Днестра, Прута, Дуная. Общая площадь фруктовых садов в начале XX в. превышала 40 тыс. десятин. Промышленные сады в крупных капиталистических хозяйствах плантационного типа занимали до 200- 300 десятин и приносили их владельцам солидные доходы. В этот же период увеличилось число табачных плантаций. В начале XX в. Бессарабия среди 12 губерний, областей и округов страны, в которых выращивался табак, занимала четвертое место по его посевной площади и пятое - по производству.

Наиболее плодородными землями в Молдавии владели помещики, монастыри и государство. В 1905 г. им принадлежало 51,4% лучших земель. В дворянских имениях соседствовали черты капиталистической и феодальной систем хозяйствования. Многие помещики и другие крупные частные владельцы из числа купивших землю коммерсантов, зажиточных мещан, разбогатевших крестьян вели капиталистическое хозяйство с широким применением наемного труда, сельскохозяйственных машин и достижений агротехники. Некоторые из них имели 3-7 тыс. десятин посева, до 25 тыс. голов овец, до 600 голов рабочего скота. В целом же засилье помещичьих латифундий тормозило развитие сельского хозяйства. Менее всего было обеспечено землей трудовое крестьянство края. Это обрекало крестьян на безысходную нужду и жестокую эксплуатацию со стороны землевладельцев, у которых крестьяне вынуждены были арендовать земли.

Результатом развития капитализма в сельском хозяйстве края было усиление имущественного расслоения крестьянства. В начале XX в. почти четвертая часть крестьянских хозяйств была безземельной, а около 2/5 крестьянских дворов, имея надел до 5 десятин, являлись малоземельными. Численность сельскохозяйственных пролетариев в Молдавии в начале XX в. достигала почти 190 тыс. человек, из которых более 100 тыс. были из числа местных крестьян и 85 тыс. - пришлыми из других губерний. Всего же в помещичьих и кулацких хозяйствах с учетом поденных рабочих использовался труд гораздо большего количества крестьян.

Значительное место в экономике края в начале XIX в. стала занимать промышленность. Среднее соотношение валовых объемов производства промышленности (фабрично-заводской и ремесленно-кустарной) и сельского хозяйства составило примерно 1:3. В главных отраслях промышленности (фабрично-заводской и ремесленно-кустарной) основательно утверждается фабрично-заводское производство. Его объемы возросли с 14,3 млн. руб. в 1900-1903 гг. до 26,4 млн. к 1914 г. Валовая продукция ремесленного и кустарного производства на начало XX в. равнялась 13,2 млн. руб. И все же промышленность была слаборазвитой отраслью экономики. Фабрично-заводские формы занимали небольшой удельный вес, количественное преобладание оставалось за предприятиями мануфактурного и ремесленного типа.

Под влиянием экономического кризиса и последующей депрессии в России в начале 900-х гг. многие промышленные предприятия края переживали застой. В 1902 г. в Бессарабии находились 127 крупных по тому времени предприятий, на которых было занято 3,4 тыс. рабочих, в 1907 г. - 115 предприятий с таким же количеством рабочих. Небольшая часть предприятий располагалась и в левобережном Приднестровье.

Из наиболее крупных отраслей промышленного производства заметный подъем переживали мукомольная и пивоваренная, слабее развивались спиртоводочная, коньячная и сахарорафинадная. Функционировали также фабрично-заводские предприятия кожевенной, деревообрабатывающей, полиграфической, кирпично-черепичной и металлообрабатывающей промышленности. Острая конкуренция со стороны российских промышленных корпораций привела в упадок бессарабскую табачную отрасль с ее полуремесленным производством.

В промышленность, как и в экономику края, шло проникновение иностранного капитала. Бельгийское анонимное общество владело в Кишиневе трамвайным транспортом и механическим заводом. Германский подданный был собственником крупного сахарного производства в Рыбнице. Ланге и Кольвейт владели в Кишиневе механическим, меднолитейным, гончарно-изразцовым и кирпично-черепичным заводами.

Доминировали в промышленности мелкие кустарные предприятия с числом от 2 до 9 рабочих. Они занимались изготовлением продуктов питания, одежды, обуви, домашней утвари, сельскохозяйственного инвентаря, повозок, мебели, строительных материалов. Характерным явлением для Бессарабии был постоянный рост количества мелких предприятий: с 785 в 1899 г. до 903 в 1907 г. К этому времени в Молдавии численность рабочих равнялось примерно 30 тыс. человек. Они были разбросаны преимущественно по мелким предприятиям, на которых превалировал утомительный и низкооплачиваемый труд.

Торговля В начале XX в. в крае продолжала успешно развиваться торговля. Молдавия поставляла на общероссийский и заграничные рынки зерно, скот, табак, сахарную свеклу, рыбу, шерсть и др. Ввозились металл, станки, земледельческие орудия и т.п. В экспортных операциях в крае сильные позиции занимали фирмы Петербурга, Одессы, Галаца и других центров, которые оказывали влияние на цены. В противовес им местные предприниматели с целью повышения конкурентоспособности своих товаров объединились в специализированные акционерные компании, сбытовые кооперативы (общества), ссудо-сберегательные и кредитные товарищества.

Важным феноменом в социальной структуре населения Молдавии начала XX в. было наличие новоформировавшихся социальных групп буржуазии и наемных рабочих, консолидация которых не завершилась, но растущая общественно-экономическая роль их была несомненна. Местная буржуазия состояла прежде всего из торгово-ростовщических, сельскохозяйственных предпринимателей и отчасти промышленников. Сравнительно небольшой отряд промышленных рабочих края находился в окружении тесно примыкавших к нему и численно значительно его превосходивших различных групп пролетарских и полупролетарских слоев города и деревни.

Молдаване составляли большинство сельскохозяйственной буржуазии и являлись динамично растущей прослойкой городских предпринимателей, среди которых, однако, преобладали евреи, армяне, русские, греки, болгары и др. В многонациональном отряде рабочих края основные его группы наряду с молдаванами образовывали русские, украинцы, евреи, болгары и др. При этом молдаване более широко были заняты в сельскохозяйственной сфере и на отдельных видах транспорта, евреи - в ремесленных предприятиях и торговых заведениях, русские и украинцы - в фабрично-заводском производстве, на железной дороге.

Молдавия накануне и во время революции 1905-1907 гг.

Со второй половины 90-х гг. в Молдавии активизировался процесс консолидации революционно настроенной части общества. Этому благоприятствовал начавшийся тогда приток сюда политических ссыльных и поселенцев. В 1896 г. в Кишиневе образовался смешанный марксистско-народнический кружок, в котором в дальнейшем верх взяло социал-демократическое направление. Увеличившись численно, социал-демократы в начале 1901 г. объединились в кишиневскую социал-демократическую группу, с декабря 1902 г. их возглавил комитет кишиневской социал-демократической организации, а с лета 1903 г. - комитет РСДРП. Среди видных лидеров социал-демократов известны М. М. Годлевский, В. Г. Броаскэ и др. С июля 1901 г. по март 1902 г. в Кишиневе работала подпольная типография «Искры», внесшая важный вклад в дело создания РСДРП.

Заметное развитие в начале века получило рабочее движение. Только за 1901-1902 гг. на кишиневских предприятиях прошло более 20 стачек, многие из которых были организованы при участии социал-демократов.

Существенное влияние на течение общественно-политической жизни в Молдавии оказывали местные студенты, обучавшиеся в вузах Одессы, Киева, Юрьева (Дерпта) и др., где многие из них активно участвовали в революционно-демократических студенческих организациях. Возвращаясь на родину, они выступали в роли пропагандистов освободительных идей. Особое значение имело образование в 1899-1900 гг. бессарабского землячества в Юрьеве. Членов этой организации молдавских студентов И. Г. Пеливана, А. И. и В. И. Оату, Г. С. Куку и других объединяли идеи борьбы против национального и социального угнетения. Многие из них в скором будущем стали деятелями молдавского национального движения в Бессарабии.

Административная высылка из Кишинева И сентября 1901 г. студенческого лидера М. А. Домбровского послужила для революционных социал-демократов и других сторонников открытой политической борьбы с самодержавием поводом к устройству первой в истории Молдавии массовой политической демонстрации. Она прошла под лозунгами «Да здравствует политическая свобода!», «Долой самодержавие!» и объединила в своих рядах до 400 человек.

В начале 1902 г. создается кишиневская группа партии социалистов- революционеров, которая спустя год, организационно укрепившись, преобразовалась в бессарабскую организацию ПСР. Организаторами и руководителями эсеров в крае выступили И. С. Минор, Н. Я. Быховский, Н. К. Могилянский, П. Д. Гоманюк. Эсеры обращались к трудовым слоям городов и сел Молдавии с призывами бороться за 8-часовой рабочий день, за землю для крестьян, политические свободы, равноправие для всех национальностей, свержение самодержавия. Политического влияния на крестьянское движение в крае (с 1899 по 1903 г. произошло не менее 20 крестьянских выступлений) ни эсеры, ни эсдеки тогда оказать были не в состоянии. Выступления крестьян, хотя и были большей частью массовыми, оставались стихийными и разрозненными.

В начале XX в. заметно проявляют себя на политическом небосклоне Молдавии и либералы, представлявшие собой в то время еще довольно аморфную группу лиц (земский врач Л. Е. Сицинский, крупный магнат и филантроп К. Ф. Казимир, председатель губернской земской управы А. Ф. Стуарт и др.). Их оппозиционность самодержавно-бюрократическому строю проявлялась в критике действий правительства в сферах народного образования, медицины, экономики, цензуры, в сотрудничестве с либеральными изданиями, в участии в земском движении, оказании помощи ссыльным.

Активным глашатаем и идейным лидером правых сил в крае заявил себя на рубеже веков редактор кишиневской газеты «Бессарабец» П. А. Крушеван. Лейтмотивом публикаций «Бессарабца» были воинствующий антисемитизм и реакционность. Откровенно провокационно- подстрекательские статьи газеты Крушевана и попустительско-поощрительная позиция представителей царской администрации в крае, надеявшихся внесением национальной розни ослабить растущее в России революционное движение, с одной стороны, и невежество и суеверия Местных городских низов с другой, привели в апреле 1903 г. в Кишиневе к еврейскому погрому.

Расстрел царскими войсками 9 января 1905 г. мирной демонстрации петербургских рабочих вызвал глубокое возмущение по всей России. Общее негодование царским правительством быстро трансформировалось в симпатии к революционерам, в готовность к протесту. В январе в Кишиневе и других местах Молдавии прошли сходки и митинги протеста с участием рабочих и интеллигенции. Начавшиеся в феврале стачки пролетариев Кишинева с апреля идут непрерывной чередой. В мае и летом забастовочное движение широко распространяется по городам и местечкам края. Общегородская политическая стачка в Кишиневе в конце августа вылилась в многолюдный митинг и демонстрацию, в которых участвовало до 6 тыс. человек. Наряду с рабочими акции революционно- демократической направленности проводила передовая интеллигенция края. Врачи губернского центра в апреле выступили за полное устранение бюрократического строя, созыв Учредительного собрания, политические свободы и социальные реформы в стране. Учащиеся Кишинева в июне высказались за созыв Учредительного собрания и потребовали амнистии политическим заключенным, введения гражданских свобод и др.

Вслед за городскими рабочими с начала весны 1905 г. на борьбу поднимается и крестьянство Молдавии. Крестьянские выступления происходят практически во всех уездах Бессарабии и левобережных приднестровских волостях. Ярким эпизодом этой борьбы стало выступление 5 мая 1905 г. 500 крестьян с. Мокра Балтского уезда, которые во главе с односельчанином Ф. К. Антосяком разгромили помещичью усадьбу и расправились с ее владельцем. В Сорокском, Оргеевском, Аккерманском, Тираспольском уездах произошли стачки сельскохозяйственных рабочих. Революционное брожение проникло в воинскую среду гарнизонов Кишинева, Бендер, Тирасполя.

Пик революционных событий в Молдавии пришелся на октябрь 1905 г. Октябрьская всероссийская политическая стачка распространилась на Кишинев, Бендеры, Аккерман, Измаил, Тирасполь, Сороки, Резину и др. Рабочие, ремесленники, служащие, учащиеся самым активным образом выразили свою солидарность с общероссийским выступлением против царского самодержавия.

Начали стачку в Молдавии железнодорожники, остановившие с 15 октября движение поездов на линиях Кишинев-Бендеры-Рени, Бендеры-Раздельная, Новоселица-Окница-Могилев и др. С 17-18 октября в Кишиневе перестали работать промышленно-ремесленные и полиграфические предприятия, были закрыты магазины, прекратились занятия в учебных заведениях, остановился городской трамвай. Город захлестнули массовые митинги и демонстрации. Самым крупным был 10-тысячный митинг на Немецкой площади, прошедший под лозунгами «Долой царское самодержавие!», «За 8-часовой рабочий день!» и др.

Нараставшая в дни стачки в Кишиневе, Аккермане и других населенных пунктах острая конфронтация между монархически и антисемитски- настроенными слоями населения, поддерживаемыми войсками, полицией и администрацией, с одной стороны, и сторонниками революционно-демократических организаций и еврейской частью населения, с другой, вылилась в кровопролитные столкновения. Всероссийская октябрьская стачка, в развитие которой свой существенный вклад внес и народ Молдавии, заставила царизм пойти на издание манифеста 17 октября, «даровавшего» подданным империи свободу слова, совести, собраний и союзов.

Революция создала благоприятные условия, особенно после октябрьской стачки, для самоорганизации различных социальных и национальных слоев и групп населения Молдавии. Повсеместно в городах и местечках края организовывались профсоюзы рабочих, служащих и ремесленников. В 1907 г. в Бессарабии насчитывалось 17 профсоюзов. Местные профсоюзы энергично вели борьбу за защиту интересов трудящихся.

В уездах Бессарабии и Левобережья Днестра были образованы и действовали организационные структуры Всероссийского крестьянского союза (ВКС), программа которого предусматривала передачу крестьянам помещичьих, монастырских, казенных земель, причем частновладельческих - за частичный выкуп, созыв Учредительного собрания и др. В крае ВКС имел Бессарабский губернский комитет с уездными отделениями в Кишиневе, Бельцах, Оргееве, Сороках, Хоти- не и рядом ячеек на юге. Активисты крестьянского союза проводили в селах Молдавии сходы и митинги, распространяли литературу, разъясняя необходимость и обоснованность захвата помещичьих земель и раздела их между крестьянами.

Процесс организационной консолидации происходил и в среде местной интеллигенции. В конце октября 1905.*г. окончательно оформилось Молдавское общество по распространению национальной культуры. Оно объединило в основном представителей цензовой земской интеллигенции (П. Дическу, П. Горе, братья И. и Д. Суручану, М. Теодосиу и др.). Будучи по своему составу преимущественно дворянско-помещичьей, группа по распространению национальной культуры «была против каких-либо социальных потрясений» и надеялась достичь своих национально-культурных целей путем легальной пропаганды и подачи ходатайств царским властям.

Еще до манифеста 17 октября в Кишиневе функционировали две организации учащихся революционно-демократического толка, а позднее в крае действовали Бессарабский отдел центрального союза учащихся, другие организации и комитеты учащейся молодежи. После манифеста 17 октября в Молдавии развернулась интенсивная работа по созданию союза учителей и к концу года было образовано Бессарабское отделение Всероссийского союза учителей и деятелей народного образования. Оно активно выступало за радикальную реформу системы образования и поддерживало требования учащихся демократизации школы.

Революционная обстановка весьма способствовала развитию деятельности самых различных политических партий и организаций в Молдавии. Среди них наиболее значительными, начиная с левого фланга политического спектра, были социал-демократические организации

РСДРП и Бунда (лидеры С. П. Букерман, Н. П. Долгалев, Б. Д. Гринберг и др.), функционировавшие до объединения летом 1906 г. параллельно, их отделения имелись во всех уездных центрах Бессарабии, Тирасполе и ряде других населенных пунктов. Социал-демократы пользовались большим влиянием среди значительной части рабочих и ремесленников Кишинева, Оргеева, Бендер, Тирасполя и других мест, а также среди части учащихся Кишинева и Измаила. Старались они развивать свою деятельность и среди сельского населения края. Эсеры (лидеры Н. А. Дорошевский, М. И. Степанов и др.) располагали в крае кишиневским комитетом, бендерской, аккерманской и бельцкой партийными группами и более мелкими ячейками. Они имели поддержку некоторой части рабочих Кишинева и железнодорожников Бендер, групп учащихся Аккермана и Бендер. Среди крестьянства эсеры, используя структуры Крестьянского союза, более активно действовали в Кишиневском уезде, а также работали в Бельцком, Сорокском, Тираспольском, Аккерманском уездах.

Близкие к центру местного политического спектра позиции занимала политическая организация Молдавского национального движения. «Безусловно, революция 1905 г., - отмечал видный участник этого движения Ш. Н. Чобану, настоятельным образом потребовала пробуждения национального сознания в душе молдавского населения Бессарабии». По времени переход молдавского «национализма» из области идеологии в плоскость практических действий, по словам национального политического деятеля П. Н. Халиппы, примерно совпадает с изданием манифеста 17 октября. В Кишиневе тогда уже оформилась молдавская национально-демократическая группа, в которой под руководством И. Г. Пеливана объединился ряд радикально настроенных интеллигентов-разночинцев (И. Г. Резеняну, Э. Г. Гаврилица, Н. П. Бивол, А. И. Оату и др.).

В сотрудничестве с бессарабским эмигрантом в Румынии К. Е. Стере (бывшим народником, а затем либеральным политическим деятелем) члены группы подготовили издание в крае газеты «Басарабия» (май 1906-март 1907 гг.). Эта газета становится органом Молдавской национально-демократической партии, по сути, и образовавшейся вокруг нее. Программа партии включала два основных пункта: 1) восстановление автономии Бессарабии 1818 г. во главе с избираемым Верховным советом: 2) решение аграрной проблемы путем передачи крестьянам монастырских и через выкуп помещичьих земель. Идеи борьбы за национальные права, прежде всего в языковом плане, получали поддержку в среде молдавского населения края.

Местные либералы в лице земских и городских деятелей (К. Ф. Казимир, А. Ф. Алейников и др.) в августе-сентябре 1905 г. основали Партию прогрессистов Бессарабии, выступавшую за законодательное народное правительство, начальное народное образование на родном языке, расширение местного самоуправления и др. Затем в пестром либеральном лагере организационно выделилось более влиятельное левое крыло в лице губернского отделения конституционно-демократической партии (декабрь 1905 г.; глава - Л. Е. Сицинский) и консервативное правое - Бессарабская партия центра, бессарабский отдел «Союза 17 октября». Пылкие выступления местных кадетов против царской бюрократии, за введение парламентско-демократических порядков и передачу крестьянам за выкуп помещичьих земель снискали симпатии к ним среди оппозиционно настроенных городской интеллигенции и буржуазии, зажиточных крестьян юга и отчасти в селах северных и центральных уездов.

В резкой конфронтации к революционерам и либералам находились местные крайне правые организации - Бессарабская патриотическая лига, Бессарабский отдел Союза русского народа и др. (лидеры П. А. Крушеван, В. М. Пуришкевич и др.), которые возникли при поддержке властей в первые месяцы революции. Непримиримо отстаивая незыблемость существующего государственного строя, черносотенцы опирались на монархически-, антисемистски-, шовинистически- настроенные слои бюрократии, мелкой буржуазии, помещиков, городских низов и кое-где крестьян.

Несмотря на усиление репрессий после того как революция пошла на убыль, рабочее и крестьянское движение в Молдавии в 1906-первой половине 1907 г. сохраняло значительный размах. За полтора года произошло около 70 стачек и около 100 крестьянских выступлений, а в 1905 г. соответственно более 50 и около 60 таких акций. Среди крестьянских выступлений выделяется восстание в Комрате в январе 1906 г., в ходе которого была объявлена местная республика. Она просуществовала всего несколько дней, но ее руководство успело принять решения об отмене всех налогов, о прекращении мобилизации в царскую армию, конфискации и разделе помещичьих земель. Широкую известность в крае получили нападения на помещиков, ростовщиков, царских чиновников и других дружины Г. И. Котовского.

Революция 1905-1907 гг. завершилась поражением, однако в ходе ее несколько смягчились социальные и национальные противоречия в крае - рабочие добились некоторого повышения жизненного уровня, был ослаблен произвол помещиков в отношении крестьян, расширилась культурно-просветительская работа среди молдавского населения.

Молдавия в период Первой мировой войны и февральской революции в России

После поражения революции усиленное наступление реакции в 1907-1910 гг. выразилось в жестком преследовании революционных организаций и стремлении оттеснить с местной общественной арены либералов, нарастании русификаторских тенденций в политике правящих кругов по отношению к Бессарабии. В эти годы резко сокращается количество рабочих и крестьянских выступлений, слабеют и распадаются революционные партийные группы, закрывается большинство профсоюзов, идет ответный рост националистических настроений в среде молдавской интеллигенции.

В Молдавии, как и во всей России, была проведена столыпинская аграрная реформа. За 1907-1913 гг. 12 тыс. крестьянских дворов выделились на хутора и отруба и закрепили в своей собственности до 130 тыс. десятин земли. Реформа ускорила развитие товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве и процесс сосредоточения земель в руках зажиточных крестьян. Попытка разрядить аграрное «перенаселение» в Молдавии путем переселения малоземельных и безземельных крестьян в восточные регионы России удалась лишь отчасти, значительная часть переселенцев вернулась обратно и увеличила число социально неустроенных селян края. В 1910-1914 гг. в Молдавии наметились ускорение развития сельского хозяйства, подъем промышленности, рост товарооборота и одновременно оживление рабочего и крестьянского движения.

После объявления войны 1 августа 1914 г. и вступления в нее России Молдавия оказалась в ближайшем тылу Юго-Западного фронта. Вступление в августе 1916 г. королевской Румынии в войну на стороне держав Антанты и вскоре жестокое поражение ее армии вынудили Россию дополнительно развернуть Румынский фронт, линия которого пролегла близко к внешней границе губернии.

Хотя война и стимулировала некоторый подъем ряда отраслей экономики края, таких как мукомольное и лесопильное производства, кожевенная и обувная промышленность, переработка табака и винокурение, однако ускоренное развитие этих отраслей не улучшило благосостояние населения, как не улучшило его и усиленное железнодорожное строительство с притоком больших капиталов со всей России. Тяготы военной экономики почувствовали на себе самые широкие слои местного гражданского населения.

Из действовавших на 1 июля 1914 г. 148 наиболее крупных промышленных предприятий губернии к весне 1917 г. полностью закрылись 72, временно - 18. Война пагубно отразилась на состоянии сельского хозяйства. Массовые мобилизации в армию и на оборонные работы, неоднократные реквизиции скота привели к запустению больших посевных площадей. В губернии резко обозначился дефицит рабочих рук как в городе, так и в деревне.

Перегрузка транспорта поставками для недовольства населения фронта тяжело легла на плечи местного населения: в города и села губернии перестали доставляться мука, сахар, керосин, спички, дрова и другие самые необходимые товары. Зимой бедняцкие квартиры остались без отопления и света. Особенно тяжелое положение сложилось к началу 1917 г. с обеспечением населения хлебом.

Недовольство обывателя отличается от других форм борьбы скрытым характером протеста против существующих порядков, хотя и накапливает в самых широких массах населения потенциальную взрывную силу. Но одновременно даже в условиях прифронтовой губернии в крае имели место и открытые проявления социального протеста. В их числе экономические стачки наборщиков и сотрудников газеты «Бессарабская жизнь», рабочих сапожных мастерских и хлебопекарен Кишинева и др. Не прекращались в эти годы и крестьянские выступления. Значительно выросло число конфликтов между крестьянами и арендаторами помещичьих имений. Другим узлом нараставших аграрных конфликтов продолжал оставаться «столыпинский» передел земли с выделением хуторов и отрубов, вызывавший острый протест сельчан. Массовый характер приобрело бегство крестьян с подводами с оборонных и извозных работ по мобилизации.

Участились выступления солдат, расквартированных в губернии. В декабре 1916 г. отказались выехать на фронт и оказали вооруженное сопротивление офицерам солдаты 12-го Кавказского стрелкового полка в Аккермане. 21-23 февраля 1917 г. солдатское восстание вспыхнуло на распределительном пункте бендерского гарнизона.

В конце февраля 1917 г. России сверг самодержавие. Победив в Петрограде, революция в считанные дни охватила пределы огромного Российского государства, в том числе Молдавию. Первые вести из столицы вызвали массовые демонстрации, состоявшиеся с красными флагами 8-10 марта в Кишиневе, Аккермане, Тирасполе, Бендерах, Измаиле, Оргееве, Бельцах под лозунгами «Долой тиранов, прочь оковы!», «Да здравствует свобода!». После шествий и митингов, в которых участвовало гражданское население вместе с воинскими гарнизонами, начинались народные гуляния.

В обстановке народного энтузиазма на своих собраниях служащие, солдаты и офицеры гарнизонов, учащиеся стали выбирать делегатов в новорожденные местные низовые органы власти - Советы. В течение марта Советы рабочих депутатов были созданы во всех городах и многих других населенных пунктах Молдавии. В гарнизонах появились Советы солдатских депутатов, которые большей частью затем объединялись с местными Советами рабочих.

Во всех созданных в крае Советах решающий перевес имели представители левых партий. По инициативе масс на рассмотрение первых же заседаний Советов были поставлены вопросы, выражавшие важнейшие их требования: о войне, 8-часовом рабочем дне, борьбе с дороговизной и спекуляцией, об охране правопорядка и др. В трудовых конфликтах Советы неизменно отстаивали интересы трудящихся, вынуждая хозяев к уступкам.

Как и по всей стране, в Молдавии в эти мартовские дни параллельно с созданием Советов шло строительство органов управления Временного правительства - губернского и уездных комиссариатов и их исполкомов. Комиссарами, как правило, назначались местные председатели земских управ. Губернские и уездные структуры царского правительства, исключая полицию, жандармерию и др., остались без особых изменений. В обществе установилось двоевластие: на одной стороне были Советы рабочих и солдатских депутатов, на другой - органы Временного правительства.

Культура

Сформировавшееся у молдавского населения национальное самосознание и усиливавшееся воздействие на общественную жизнь края российского революционного движения наложили свой отпечаток на развитие молдавской литературы начала XX в., в которой отразился протест трудящихся против эксплуатации и национального угнетения. Под действием конкретных исторических условий художественная литература края по содержанию и форме становится поистине народной, в ней присутствуют элементы реализма, романтизма и крестьянского демократизма. Своеобразной особенностью молдавской литературы являлась ее просветительская направленность, пропаганда произведений классиков молдавской и русской литературы. В начале XX в. в творчестве местных литераторов слабо была представлена художественная проза, почти отсутствовала оригинальная драматургия. Преобладали поэзия и публицистика, которые более оперативно реагировали на происходившие события и явления, способствуя решению задач исторического момента.

Преобладание крестьянского населения в обществе определило и господство в молдавской литературе крестьянской тематики. В ряде стихов молдавских поэтов Тудосе Романа («Судьба крестьянина», «Песни пахаря», «Жизнь крестьянина», «Любовь молдаванина», «Дайте свет», «К свободе», «Поэт», «Жизнь»), Василия Оату («Кто-что?», «Песня работника»), Владимира Фиалческу («Новый год», «Плач крестьянина» и др.), Георге Тодорова («Факелы страны», «Фрагмент», «К борьбе») отражены страдания, боль и стремления молдавского крестьянства, выражен протест против его эксплуатации. Особенно ярко эти идеи были выражены в произведениях талантливого молдавского поэта Алексея Матеевича («Я славлю», «Песня зари», «Крестьяне», «Родина» и др.). Как писатель и мыслитель он сложился под влиянием молдавской и русской культуры, призывал к завоеванию гражданских и национальных прав для всех народов России. Вместе с тем он оставался патриотом, выразителем дум своего народа. Стихотворение А. Матеевича «Наш язык» стал вдохновенным гимном родному молдавскому языку, который поэт считал высшим выражением сущности народа, его истории.

В результате первой российской буржуазно-демократической революции значительно улучшились условия для развития духовной культуры края. Особенно ярко это проявилось на примере периодической печати. Под давлением освободительного движения царизм был вынужден пойти на некоторые уступки, разрешив, в частности, издание ряда газет и религиозной литературы на молдавском языке.

В 1900-1917 гг. в крае выходило около 250 периодических изданий, в том числе 136 газет, 78 журналов, альманахов, литературных приложений, 40 ведомственных сборников, справочников, календарей по сельскому хозяйству, школьному образованию и др. На молдавском языке издавались 10 газет, четыре журнала и два календаря. Идейная и политическая направленность периодических изданий была весьма неоднозначной: от реакционно-черносотенной до либерально-буржуазной и национально-демократической.

Пресса стала больше публиковать материалов, освещавших экономическую и общественно-политическую жизнь в крае, борьбу трудящихся за социальные и национальные права. Буржуазно-либеральная и национально-демократическая печать выступала за создание благоприятных условий для развития крестьянских хозяйств и национальной культуры, введение в школах преподавания на молдавском языке, восстановление автономии Бессарабии.

В начале XX в. продолжались и углублялись наметившиеся в предшествующий период положительные изменения в музыкальной жизни края. Во многом они были обусловлены деятельностью открывшихся музыкальных школ - кишиневского филиала русского музыкального общества и частной школы

В. Гутора (1900 г.). В них начальное музыкальное образование получили будущие композиторы Шт. Няга, Е. Кока, С. Златов, П. Шербан. Выходцами из Бессарабии являются известные оперные певицы Л. Липковская, М. Чиботарь, Е. Лучезарская, А. Дическу, позже выступавшие на многих оперных сценах мира. Заметную роль в музыкальной жизни края играл хор под руководством М. Березовского. Организовывались музыкальные вечера молдавской песни, пользовавшиеся большой популярностью.

Существенный вклад в пропаганду классической музыки внесли выступления в крае выдающихся русских композиторов и певцов С. Рахманинова, А. Скрябина, Л. Собинова, Ф. Шаляпина. Местная публика знакомилась с выступлениями «Русской оперы» М. Валентинова, оперных трупп Одесского и Харьковского театров, балета Петербургского императорского театра, итальянских оперных трупп и др.

Заметным явлением в культурной жизни края стало открытие в 1900 г. в Кишиневе театрального здания «Пушкинская аудитория». Однако из-за отсутствия местного профессионального коллектива публика знакомилась с театральными представлениями лишь во время гастролей приезжих трупп В. Форкатти, X. Петросяна, П. Муромцева и др. Здесь периодически гастролировали видные русские актеры М. Дальский,

В. Давыдов, К. Варламов, М. Савина, В. Комиссаржевская и др. В репертуар гастролировавших театров входили пьесы Л. Толстого, А. Чехова, М. Горького.

Усилилась тенденция к демократизации театра. Она проявилась в возникновении в крае любительских театральных кружков, среди которых были и молдавские. В 1908 г. в Кишиневе возникла любительская труппа, осуществившая постановку пьес В. Александри, К. Негруцци и других молдавских писателей. Определенными успехами характеризовалось развитие изобразительного искусства. В 1903 г. при Кишиневском художественном училище было создано Общество любителей искусства - первая профессиональная организация бессарабских художников. До 1915 г. оно организовало семь выставок, на которых были представлены полотна И. Репина, а также местных художников Н. Богданова- Бельского, И. Бродского, К. Костанди, Н. Пимоненко и др. Дважды выставляли свои произведения передвижники.

В рассматриваемый период начали творческий путь художники Е. Малешевская, П. Шиллинговский, Ш. Коган, П. Пискарев, запечатлевшие на своих полотнах картины родного края. В это же время начал творческую деятельность широко известный архитектор А. Щусев, по проектам которого были возведены в Молдавии оригинальные сооружения: дом Карчевского, церкви в селах Нишканы и Верхние Кугурешты и др. В эти же годы проявляется незаурядное мастерство скульптора и художника А. Плэмэдялэ.

Просвещение С начала XX в. заметно расширилось школьное образование, возросло число школ, что объясняется потребностями социально-экономического и культурного развития края. В 1914 г. в Бессарабии насчитывалось 1846 начальных школ всех типов, где обучалось около 115 тыс. детей, в Приднестровье - соответственно около 100 начальных школ и примерно 10 тыс. учащихся. Примечателен тот факт, что расширилась сеть начальных школ в молдавских селах. В 1897-1917 гг. их число возросло с 236 (40% от общего числа) до 839 (61,8%), в которых учились около 53% школьников.

Примерно такими же темпами развивалось среднее образование. Открывались государственные и частные общеобразовательные и специальные средние учебные заведения: мужские и женские гимназии в Кишиневе, Бельцах, Оргееве, Бендерах, Сороках, Кагуле, Хотине, Ново- селице, реальные училища в Кишиневе, Бендерах и Тирасполе, мужские и женские учительские семинарии в Кишиневе и Сороках, сельскохозяйственное и техническое училища в Сороках и др. В результате к 1917 г. в крае насчитывалось более 50 средних учебных заведений с числом обучающихся свыше 11 тыс. Несмотря на существенный количественный рост начальных и средних школ, большинство детей не было охвачено учебой.

Обучение во всех школах края, за исключением некоторых «инородческих», велось на русском языке. Прогрессивно настроенные учителя и общественность все настойчивее ставили вопросы о демократизации системы народного образования, введении всеобщего обучения, преподавании на родном языке. Этому способствовал выход в свет отдельных пособий и книг на молдавском языке: букваря П. Браги, русско-молдавских словарей Г. Кодряну, М. Чакира и др.

Подъем экономической и общественно-политической жизни, развитие образования сопровождались заметным оживлением научных изысканий в крае.

В 1904 г. было образовано Бессарабское общество естествоиспытателей и любителей естествознания (с отделениями физики, математики, антропологии, агрономии, географии и этнографии), а также Бессарабское церковно-археологическое и историческое общество. В 1908 г. Н. До- нич организовал в с. Старые Дубоссары астрофизическую обсерваторию для изучения Солнца и спектров звезд. В 1910 г. по инициативе И. Красильщика в Кишиневе начала действовать биоэнтомологическая станция. Научные изыскания местных исследователей были тесно связаны с практическими задачами края. Свидетельством тому являются работы И. Красильщика «Саранча в дельте Дуная», «Отчет о работе по борьбе с филлоксерой...», Ф. Поручика «Геология Бессарабии» (1916 г.), в которой рассмотрена геологическая история Молдавии, сделан ряд ценных выводов, касающихся недр Приднестровья.

Среди наиболее интересных работ по географии и сельскому хозяйству края выделяются публикации Н. Могилянского и др. Широкой известностью пользовались труды агронома П. Боканчи, которые были высоко оценены научной общественностью. Результаты исследований по сельскому хозяйству публиковались в журналах «Виноградарство и виноделие» и «Бессарабское сельское хозяйство». Значительными успехами характеризуется развитие медицинской науки в крае. Исследования в этой области осуществлялись видными молдавскими и русскими учеными А. Коцовским, И. Шептелич-Херцеско, Т. Чорба, П. Тутышкиным и др.

Следующий шаг вперед сделали гуманитарные науки. Доказательством тому служат труды Н. Пашкова, А. Кассо, Шт. Чобану, А. Яцимирского, И. Халиппы, А. Матеевича, П. Сырку и др. В рассматриваемое время начинали свою научную деятельность позже ставшие видными учеными уроженцы края Л. Берг, К. Гедройц, Н. Димо, Н. Донич, Н. Зелинский, К. Паффенгольц, Л. Писаржевский, Л. Тарасевич и др.



Республика Молдова является независимым государством на юго-востоке Европы. Ее территория составляет 33,7 тыс. кв. км., а столицей является г. Кишинев.

Население Республики Молдова — 4,4 млн. чел. (1995 г.), в т.ч.: 65% — молдаване, 13% украинцы, 12% русские, 3,5% — гагаузы.

Официальный язык Республики Молдова, согласно ее Конституции — молдавский. Религия — главным образом православие.

После провозглашения независимости Республики Молдова (27 августа 1991 г.), спустя несколько месяцев произошел распад СССР. Тем самым, в декабре 1991 г., трагически завершилась почти 70-летняя история советской империи, именовавшейся Союзом Советских Социалистических Республик.

Большим политическим достижением является то, что …
лидерам Гагаузии удалось достичь соглашения с правительством об условиях автономии: районам гарантировалось местное самоуправление, гагаузский стал одним из трех официальных языков — наряду с молдавским и русским. 23 декабря 1994 г. Парламент принял Закон о специальном юридическом статусе Gagauz Yeri. В соответствии с молдавским законодательствомНародное собрание Гагаузии получило ограниченные законодательные полномочия. Высшим должностным лицом стал башкан, избираемый на четыре года. Значительную помощь Гагаузии оказывала и оказывает Турция.

За счёт средств, поступивших из Турции, например, была построена система водоснабжения, позволившая в большой степени снять проблему обеспечения качественной водой жителей населённых пунктов всего юга страны. Также был открыт молдавско-турецкий лицей в Чадыр-Лунге, выпускники которого могут учиться в турецких университетах.

К концу девяностых Молдова столкнулась с сильнейшим кризисом. Обусловлен он был резким падением торгового оборота с Россией после дефолта 17 августа 1998, снижением промышленного производства и сокращением ВВП, девальвацией лея на 50%, ростом цен на продукты на 20-40%. У половины граждан средняя зарплата не превышала 20 долларов. Принятый бюджет принимался с расчетом на кредиты МВФ, которые поступали с задержками. Тогда цены на коммунальные услуги и некоторые товары поднялись на 70%.

В июле 2000 г. была внесена самая важная поправка в Конституцию, предполагающая, что президент страны избирается парламентом. Спустя десятилетие мы увидели, к чему это может привести – к запутанной ситуации, когда политики не хотят договариваться и страна на протяжении нескольких лет живет с и.о. президента. 5 сентября 2009 года изменение 78-ой статьи было вынесено на референдум, но из-за низкой явки его признали несостоявшимся.

Трагические события на Днестре 1992 года дают о себе знать вот уже около 2 десятилетий. В 2003 г. у страны появился реальный шанс решить окончательно приднестровский вопрос. С разработкой т.н. Меморандума Козака мы никогда не были так близки к решению приднестровского вопроса, ибо все уже свыклись с этой мыслью, что повторения 92-года никогда не должно быть.

Меморандум 2003 года был рассчитан на резкие изменения во всех сферах жизни Приднестровья – относительная свобода в действиях, самостоятельное развитие. Но в самый последний момент не сложилось. Уже когда и город был перекрыт от общественного транспорта, и все было готово к подписанию меморандума Козака, ждали только приезда Президента России Владимира Путина. С тех пор так близко к каким-то конкретным шагам в решении приднестровского вопроса стороны уже не были.

Вследствие этого провала еще больше осложнились взаимоотношения. Так, операторы Кишинева и Тирасполя прибегают к взаимному отключению каналов связи.

Комментируя тогда причины перебоев связи, т.н. министр информации Приднестровья Беляев сообщил, что 19 июля в 2 часа ночи «Молдтелеком» отключил исходящие от Приднестровья каналы, но так как выяснить причину отключения было невозможно, «Интерднестрком», в свою очередь, выключил каналы связи, исходящие из Молдовы. Позже связь была восстановлена, потом снова прекратилась. И больше уже не появлялась. «Молдтелеком» объяснил свои действия финансовыми потерями, которые несет национальный оператор, предоставляя связь с Молдовой абонентам Приднестровья.

Спустя год, в июле 2004 г., Кишинев потребовал, чтобы экономические агенты Приднестровья проходили таможенное оформление в Молдове. В ответ на отказ молдавская сторона перестала подавать на левый берег Днестра вагоны для погрузки продукции и не пропускала грузы в адрес приднестровских предприятий. Потом поезда и вовсе стали ездить в обход Приднестровья. Тогда Тирасполь объявил участки дороги и объекты железнодорожного транспорта, находящиеся на территории региона, своей собственностью. А с 1 сентября 2004 года все поезда, идущие из Кишинева через Приднестровье на Украину и дальше в Россию, и вовсе отменяются.

Часто экономике Молдовы пророчили дефольт. Примерно то же самое ей пророчили и в 2009 году, когда во всем мире разразился финансовый кризис, а к власти пришел Альянс «За европейскую интеграцию». Должность премьер-министра называли расстрельной, должностью камикадзе и так далее. Все с упоением ждали, что вот-вот все рухнет. Но не случилось. Совершенно неожиданно для всех нам стала помогать Европа, премьер-министр Владимир Филат всего за пару лет так много провел переговоров на самых высших уровнях, что за пятилетку столько не было. В общем, ни о каких задержках пенсий и зарплат речи не было.


Создание Молдавской ССР

28 июня 1940 года Красная Армия вступила на землю Бессарабии. С первых же дней после этого драматического поворотного события, на правом берегу Днестра стали создаваться структуры советской власти. Было избрано 1100 исполнительных сельских комитетов и 25 поселковых. Полномочия Молдавского Областного Комитета партии (большевиков) Украины, Верховного Совета МАССР, СНК МАССР временно распространились и на правобережную Молдавию.

Одновременно с советской властью создавались экономические, финансовые, юридические, социально-культурные, общественные структуры и организации. Отсутствие местных кадров - особенно руководителей и специалистов - было компенсировано квалифицированными кадрами из МАССР, Украины, России и других советских республик. Этот процесс стал одной из причин русификации молдаван. В Бессарабию стали возвращаться люди, покинувшие её до 28 июня. К декабрю 1940 года из Румынии, Франции, Италии и других стран домой возвратились свыше 300 тысяч человек.

Под влиянием новых властей среди молдавского населения - как с правого, так и с левого берегов Днестра - началось движение за национальное самоопределение, что требовало создания государственного образования рангом выше, чем автономия. Исходя из этого душевного порыва населения, органы высшей государственной власти МАССР обратились в руководящие инстанции СССР с предложением создать Молдавскую союзную республику. VII сессия Верховного Совета СССР, на которую пригласили и молдавскую делегацию, приняла решение о создании Молдавской ССР в качестве национального государственного субъекта федеративного союза.

Но демократические принципы равенства между республиками не были соблюдены союзными властями. В состав МССР были включены только 6 уездов бывшей Бессарабии и 6 районов бывшей МАССР. Её территория составила 33,7 тыс. кв. км. Уезды Четатя Албэ, Измаильский, Болградский, Хотинский были переданы УССР.

Тоталитарный сталинский режим развернул репрессии рротив мирного населения нашей республики. Тысячи людей разных национальностей были объявлены врагами народа, имущество их конфисковано, а сами они в июне 1941 года депортированы в Сибирь.

Социально-экономические и политические последствия учреждения МССР

Была принята Конституция, узаконившая процесс учреждения законодательных, исполнительных и судебных органов, зафиксировавшая права и свободы граждан, получивших право избирать и быть избранными с 18 лет, независимо от национальности, образования, социального и имущественного положения. Правда, в условиях тоталитарного режима выборы были формальными и проводились недемократично. Социальные сдвиги оказались более реальными: в крае была ликвидирована безработица, медицинское обслуживание и образование стали бесплатными.

Социально-политическая жизнь Молдавии в 1944-1953 годы.

После освобождения от фашизма в 1944 году, в МССР - в Сороках, затем в Кишинёве - обосновались органы советской власти, вернувшиеся из эвакуации. Территориально-административное деление республики осталось в границах 1940 года, хотя множество граждан Молдавии различных национальностей обращались к И. Сталину с просьбой сохранить в составе Молдавской ССР её законные исторические отторгнутые территории. Однако подобные просьбы союзная власть оставила без ответа.

В 1947 году в республике прошли выборы в Верховный Совет МССР и местные Советы, способствовавшие консолидации власти для возрождения страны. Но большинство руководителей уездных и районных исполнительных комитетов были присланы из других республик. У них был опыт работы в Советах, но они не знали языка, традиций, обычаев местного населения, что, естественно, не сближало народ с властью.

В условиях сталинского режима по-прежнему совершалось насилие, в том числе лишение граждан политических прав, декларированных Конституцией. Во время создания колхозов в июле 1949 года были депортированы свыше 11 тыс. семей помещиков, коммерсантов и кулаков. Аресты производились ночью, конфисковывалось имущество, а людей в товарных вагонах увозили в Сибирь и Казахстан.

После смерти И. Сталина (1953) были предприняты меры по либерализации общества и восстановлению законности. Наиболее эффективно этот процесс развернулся после ХХ съезда КПСС, который осудил культ личности Сталина и вывел из руководства партии и страны наиболее одиозных политических деятелей. Но тоталитарная суть существующего режима не изменилась, и свободное выражение несогласия с властью по-прежнему оставалось недопустимым.

Засуха, голод (1946-1947) и депортации

Война нанесла огромный урон крестьянским хозяйствам. Отсутствие сельскохозяйственного инвентаря, тягловой силы, семян, рабочих рук привело к тому, что урожай 1944-1945 годов был очень низким. В 1946 году на землю Молдавии обрушилось новое несчастье - сильнейшая засуха. Она уничтожила последнюю надежду крестьянина хотя бы на мизерный урожай. Положение усугубилось тем, что крестьянин, оказавшийся один на один с окаменевшей землёй, обязан был выплатить высокий натуральный налог. В республике разразился голод, эпидемии тифа и малярии, смертность достигла катастрофических масштабов. Причиной такого огромного горя были не только засуха и разрушительные последствия войны, но и завышенные, непосильные планы сдачи сельхозпродукции государству. План поставок зерна государству в 1944-1945 годы был выполнен ценой ограбления крестьянства. И, тем не менее, в 1946 году этот план удвоился. Партийное и государственное руководство продемонстрировало неумение и нежелание разумно решать возникшие проблемы. Даже не хватило политической смелости, чтобы проинформировать союзную власть о тяжести сложившейся обстановки и предотвратить наступление беды. Голод 1946-1947 годов унёс свыше 200 тысяч человеческих жизней, став одной из самых чёрных страниц в истории молдавского народа.

Для ликвидации трагических последствий, часть сданной государству продукции была возвращена крестьянам, были завезены продукты и семена для осенне-весеннего сева 1946-1947 годов. Но этой помощи было недостаточно. В феврале в Молдову прибыл заместитель председателя советского правительства А.Н. Косыгин, который предпринял серию эффективных мер для улучшения ситуации. Более миллиона человек получили материальную помощь. Но, несмотря на все меры, смертность была довольно высокой и сократилась до естественного уровня только к концу 1947 года.

Коллективизация сельского хозяйства

После войны на левобережье Днестра успешно восстанавливались колхозы, совхозы, машинно-тракторные станции. На правом берегу положение крестьянских хозяйств было плачевным. Свыше 80% из них не имели сеялок, плугов, косилок, молотилок и даже тягловой силы, реквизированной во время войны. Отсутствовал семенной и племенной фонд, агрономическая поддержка, кредиты и т.д. На маленьких разобщённых участках использование современных сельхозмашин было малопродуктивным и нерентабельным. Низкий уровень агротехнических знаний крестьян отрицательно сказывался на производительности их труда.

Несмотря на кредиты и инвентарь, предоставленные государством, урожай, получаемый в индивидуальном хозяйстве, едва покрывал минимальные нужды крестьян. А разрушенная войной страна остро нуждалась в продуктах питания и сырье для промышленности и была жизненно заинтересована в эффективном сельскохозяйственном производстве. В этих условиях сталинское руководство посчитало, что оптимальным решением будет объединение крестьян в крупные коллективные хозяйства.

Из других районов СССР в республику был завезен технический инвентарь, тягловые животные, семена. Были созданы пункты по их хранению и содержанию. Одновременно началось создание колхозов. Но в этом процессе был грубо нарушен принцип добровольного выбора крестьянином. Веками приученное к частной собственности и индивидуальному труду - в своём большинстве - крестьянство не принимало коллективных форм организации хозяйства, настороженно относясь к колхозам. Для убеждения людей требовалась кропотливая работа, время, экономическая и организационная поддержка коллективных хозяйств. Но тоталитарно-сталинский режим пошёл другим путем: за рекордный срок - с осени 1949 г. до весны 1950 г. - крестьянство было принудительно согнано в колхозы, как это и происходило два десятилетия назад во время всеобщей коллективизации в СССР. Несогласных репрессировали. Самые трудолюбивые и рачительные крестьяне - свыше 35 тыс. - были депортированы в отдалённые области Сибири и Казахстана. Только после смерти Сталина государственными органами была предпринята попытка перейти от административных методов управления сельским хозяйством к экономическим. Колхозы перешли на помесячную оплату труда.

Политическая жизнь Молдовы в брежневскую эпоху (1964 - 1982)

Молдавская государственность в постсталинское время претерпела некоторые изменения. Вырос уровень полномочий республиканских органов власти, расширилась социальная составляющая в управлении государством, увеличилось представительство молдаван в госаппарате. Однако контроль союзного центра над всеми областями социально-политической жизни в республике сохранился, а русский оставался единственным государственным языком, хотя официально молдавский и русский считались равноправными языками.

В конце 60-х и в 70-е годы, в т.н. брежневскую эпоху, или эпоху застоя, связанную в нашей республике с именем первого секретаря ЦК КПМ И. Бодюла, политический режим усилил некоторые неосталинские тенденции: борьба с несуществующим национализмом, продолжение политики русификации молдаван под флагом пролетарского интернационализма, преследование любого свободомыслия. Но вместе с тем, благодаря общему росту культуры и образованности населения, появлению молдавской интеллигенции это был период пробуждения гражданского и национального самосознания молдавского народа, его потребности в самостоятельном, не опекаемом союзным центром развитии. Свыше 52% депутатов Верховного Совета были рабочими и крестьянами, а его национальный состав соответствовал национальному составу населения республики.

Значительным событием в политической жизни Молдавии стала новая Конституция, принятая 15 апреля 1978 года. В ней были провозглашены и гарантированы права и свободы для всех граждан и неприкосновенность личности. Но в действительности строго соблюдались социальные права людей, а политические по-прежнему оставались декларативными, т.к. в обществе отсутствовал политический и идеологический плюрализм. Естественно, что и в этом Основном законе была зафиксирована правящая роль Коммунистической партии в жизни государства. Партия оставалась ядром политической системы, государственных и общественных организаций. Появление любой другой политической силы в тех условиях было исключено.

Движение за политическую демократизацию и национальное возрождение Республики Молдова

Надежды граждан Молдовы на демократизацию жизни возродились с приходом к власти М. Горбачёва, который был убеждён, что широкая демократизация общества приведёт к гармонизации межэтнических отношений в государстве. Эти проблемы широко обсуждались обществом. Впервые люди почувствовали себя совершенно свободными и беспрепятственно высказывали свои мысли.

Однако экономический спад - рост цен, дефицит товаров первой необходимости, снижение их качества - подрывал доверие людей к государству. Всё это дополнилось недовольством по поводу ограничений употребления молдавского языка.

Как и во всём Советском Союзе, в Республике Молдова развернулось мощное общедемократическое движение за утверждение национальной идентичности, поддержанное большинством населения, независимо от национальной принадлежности, достигшее кульминации принятием 31 августа 1989 года закона, провозгласившего молдавский язык государственным. Во главе этого массового движения стояли творческие организации республики. В 1988 году они создали «Демократическое движение в поддержку перестройки», в котором участвовали представители всех проживающих в Молдове этносов. В 1989 году это движение преобразовалось в Народный фронт Молдовы, поддерживаемый вначале большинством населения и даже властями.

В январе 1989 году сложилось Интернациональное движение Молдовы «Унитате-Единство», объединившее русскоязычную интеллигенцию, выступавшую за объявление русского языка вторым государственным наряду с молдавским. Образовалось национально-культурное движение гагаузов «Гагауз халкы» (гагаузский народ), а также движение болгар «Возрождение». С целью сохранения культуры и традиций различных народов были образованы национально-культурные общества русских, украинцев, поляков, белорусов, евреев, ромов, азербайджанцев, армян и других проживающих в Молдове национальностей.

Весной 1990 года в МССР состоялись первые демократические парламентские выборы, в ходе которых депутаты избирались на соревновательной основе из нескольких кандидатов. Руководителем правительства был избран лидер Народного фронта Молдовы Мирча Друк, который, однако, не обладая достаточными знаниями и опытом, совершил множество ошибок, приведших к обострению социально-политического положения в республике. 27 апреля парламент Республики принял закон о Государственном флаге - красно-сине-жёлтом триколоре.

23 июня 1990 года парламент принял Декларацию о суверенитете ССР Молдова. В ней указывалось, что суверенитет составляет «естественное и необходимое условие существования государственности Молдовы», что источником и носителем власти является народ. Это открыло перспективу для свободного и независимого развития государственности.

19 августа 1990 года была самопровозглашена Гагаузская Республика, а 2 сентября того же года - Приднестровская Молдавская Республика (ПМР). И если с гагаузскими лидерами вскоре был найден общий язык, т.к. гагаузский народ всегда выступал за суверенитет и территориальную целостность Республики Молдова, то тираспольские сепаратисты, поддержанные российскими имперскими кругами, стали на путь неподчинения легальным органам власти.

После августовского путча 1991 года союзные республики - одна за другой - провозгласили свою государственную независимость. Республика Молдова не стала исключением. 27 августа 1991 года парламент Молдовы провозгласил независимость нашей республики, которая вскоре была признана большинством стран мира.

Первые шаги Молдовы по пути независимости

Последнее десятилетие ХХ века было очень богато политическими событиями: в 1990 году была принята Декларация о суверенитете, президентом Республики Молдова избран Мирча Снегур, высшим законодательным органом стал парламент. 27 августа 1991 года была провозглашена независимость Республики Молдова. Был взят курс на демократизацию общества, замену плановой экономики рыночной, политическая система стала многопартийной.

Рядом с Народным фронтом - оппозиционной политической организацией - сформировались более 50 партий различной ориентации. Но самыми влиятельными среди них стали Аграрная демократическая и несколько правых политических партий, отколовшихся от Народного фронта - Конгресс интеллигенции (позже Объединённый демократический конгресс, а затем Партия демократических сил), Либеральная партия (позже Национально-либеральная) и др. Правые партии своей стратегической политической линией избрали объединение Республики Молдова с Румынией. Парламент ХII созыва (1990-1994) сформировал в 1990 году Конституционную комиссию во главе с председателем парламента Мирчей Снегуром.

К сожалению, политическая жизнь республики не смогла избежать экстремизма. Под прикрытием демократических лозунгов определённые силы стали активно проводить уличные политические манифестации с нарушением общественного порядка, с инсинуациями и агрессивными действиями в адрес национальных меньшинств и т.д. После назначения М. Друка на должность премьер-министра началась кадровая чистка, когда не согласных с официальной линией освобождали от занимаемых должностей.

Напуганные возможностью установления прорумынского и дискриминационного режима в Молдове, возможностью принудительного объединения Республики Молдова с Румынией, на левобережье Днестра консолидировались сепаратисты, поддержанные имперскими силами из Москвы. Поддавшись на их провокации, молдавское правительство прибегло к вооружённой силе. В результате этого столкновения Республика Молдова оказалась расколотой, возникла приднестровская проблема, решение которой затянулось на годы.

Причины приднестровской проблемы и возможности её разрешения

Причины приднестровской проблемы многочисленны, но на ситуацию в Приднестровье значительно повлиял тот факт, что там на протяжении десятилетий размещались части 14-ой армии. Как следствие, значительную часть населения составили отставные офицеры Советской Армии и члены их семей. И рабочие промышленных предприятий, и бывшие офицеры оказались политически активными и хорошо организованными. Их представители категорически отвергали требования лингвистического характера молдавского населения. Молдаване в Приднестровье, живя по большей части в сельской местности и располагая намного меньшими возможностями организоваться и повлиять на развитие политических процессов, оказались не в состоянии противостоять проявлениям сепаратизма. Надо отметить и то, что в Приднестровье идею сепаратизма поддержало не только русскоязычное население. Это можно объяснить в первую очередь тем, что в Кишинёве некоторые официальные лица и многочисленные митинги распространяли идею политического объединения Молдовы с Румынией, особенно после падения режима Чаушеску.

В Приднестровье этот факт максимально эксплуатировался идеологами сепаратизма. Вместе с тем новые политические процессы в МССР, развал СССР, превращение Республики Молдова в независимое государство, перспектива стать этническим меньшинством в новом государстве - всё это стало настоящим стрессом для русскоязычного населения. Этот стресс в большой степени и смоделировал его политическое поведение. В ситуации, когда антирумынская фобия культивировалась десятилетиями, приднестровский сепаратизм поддержала и большая часть этнических молдаван. Следовательно, можно констатировать, что базовые противоречия, приведшие к обострению конфликта в восточных районах Молдовы, были всё же политическими. Одновременно с этим за последние годы в Приднестровье сложился эффективный механизм обогащения посредством незаконных экономических действий, в первую очередь контрабанды. Согласно расчётам специалистов в данной области, потери национальной экономики Молдовы, вызванные незаконной экономической деятельностью в приднестровском регионе, сравнимы с общим объёмом финансовой поддержки, полученной молдавским государством со стороны международных финансовых структур.