Новый туристический закон с 1 января. Комитет по предпринимательству в сфере туризма. Что происходит с туристической отраслью в России

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность», сообщается на сайте Кремля.

Наиболее серьезные изменения закона касаются организации фонда «Турпомощи». Вместо одного «компенсационного», туроператоры будут вносить средства в два - резервный (заменит компенсационный) и фонд персональной ответственности. Напомним, что закон предусматривает новую дифференциацию взносов в резервный фонд:

«50 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составил не более чем 10 тыс. туристов включительно, а общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила не более чем 40 млн рублей;

100 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет не более чем 100 тыс. туристов включительно, за исключением туроператоров, указанных в абзаце втором настоящей части;

300 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 100 тыс. туристов, но не более чем 500 тыс. туристов включительно;

500 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 500 тыс. туристов.»

Частично закон регулирует и агентскую деятельность. У турагента, например, появляется самостоятельная ответственность за свою часть работы с туристом: «Турагент является исполнителем и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность по договору о реализации туристского продукта в отношении обязанностей турагента». Речь, в частности, идет об обязательстве агента передать денежные средства, полученные «от туриста и (или) иного заказчика, туроператору, если иной порядок оплаты туристского продукта не предусмотрен договором между турагентом и туроператором».

Турагент также обязан уведомить туроператора, сформировавшего туристский продукт, о заключении договора о реализации туристского продукта. Турагент обязан согласовать с туроператором, сформировавшим туристский продукт, условия путешествия (в том числе потребительские свойства туристского продукта) на основании запроса туриста и (или) иного заказчика, адресованного турагенту.

В законе нет нормы, обязывающей агентства вступать . Документ лишь предусматривает обязанность туроператора уведомлять объединение о своих контрагентах.

Напомним, что Госдума приняла законопроект сразу в двух чтениях 19 февраля 2016 года. На последней стадии замглавы Комитета по экономической политике и предпринимательству Михаил Емельянов внес последнюю поправку - о вступлении в силу нового закона не после официального опубликования, а с 1 января 2017 года. «Мы предложили перенести их на 1 января 2017 года для того, чтобы успеть внести соответствующие изменения в налоговое законодательство», - . Напомним, что компенсационный фонд «Турпомощи» не облагается налогом. Недавно в Думу был , который вводит аналогичные условия для резервного фонда, который после вступления в силу законопроекта № 677890-6, заменит собой компенсационный.

C 1 января 2017 года вступит в силу измененная редакция Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ « Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

В настоящее время продолжается совершенствование нормативной базы, определяющей особенности осуществления туристской деятельности. В связи с этим Управление Роспотребнадзора по Пензенской области сообщает, что с1 января 2017 года вступит в силу существенно измененная редакция Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон).

В соответствии с измененной статьей 4.1 Закона осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него договора или договоров страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта и (или) банковской гарантии или банковских гарантий исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее - финансовое обеспечение ответственности туроператора).

Также Законом предусмотрен новый механизм финансовой защиты интересов туристов в виде фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма (статья 11.6 Закона). Если указанный фонд сформирован в максимальном размере (не менее семи процентов от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год), то финансовое обеспечение ответственности туроператора не требуется. Средства фонда персональной ответственности предназначены для возмещения - туристам реального ущерба, возникшего в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристического продукта.

Порядок и условия такого возмещения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2016 года №779 «Об утверждении Правил возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма» (далее - Правила).

Основанием для возмещения является факт причинения туристу ущерба, в случае не выполнения туроператором своих обязательств по договору о реализации турпродукта.

Новой редакцией статьи 4.1 Закона предусмотрен ряд обязанностей туроператора в случае невозможности исполнения им всех обязательств по заключенным договорам о реализации туристского продукта.

Так, туроператор обязан:

а) прекратить заключение новых договоров о реализации туристского продукта, в том числе обеспечить прекращение их заключения турагентами,
реализующими туристский продукт, сформированный таким туроператором;

б) направить информацию о прекращении туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения обязательств по договорам о реализации
туристского продукта в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, в объединение туроператоров в сфере выездного туризма (в случае осуществления туроператорской деятельности в сфере выездного туризма), в организацию, предоставившую туроператору финансовое обеспечение ответственности туроператора;

в) разместить эту информацию на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Датой установления факта причинения реального ущерба считается день, когда туроператор публично заявляет о прекращении своей деятельности по причине невозможности исполнения обязательств или день, когда объединению туроператоров стало известно о прекращении деятельности туроператора.

Также Правилами определены лица, имеющие право предъявлять требования о возмещении реального ущерба, в том числе, до наступления фактической даты выезда в страну временного пребывания, указанной в договоре о реализации туристского продукта. К таким лицам отнесены сами туристы, иные заказчики туристского продукта или их представители, действующие на основании надлежащим образом удостоверенной доверенности. Под реальным ущербом, подлежащим возмещению, понимаются расходы туриста и (или) иного заказчика в соответствии с договором о реализации туристского продукта.

Следует учесть, что в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела Iчасти первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

Правилами также утверждены перечень информации, которая должна содержаться в требовании о возмещении денежных средств, и перечень прилагаемых к требованию документов.

Обращаем внимание, что к новеллам Закона относятся положения в соответствии с которыми определена возможность заключения договора между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком в форме электронного документа (статья 10 Закона). В этом случае к требованию о возмещении денежных средств должен быть приложен договор о реализации туристского продукта в форме электронного документа на электронном носителе информации.

Деятельность по возмещению реального ущерба возложена на объединение туроператоров. В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.11.2012 № 2130-р статус объединения туроператоров в сфере выездного туризма присвоен ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь».

В соответствии с Правилами на объединение туроператоров возлагается обязанность разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» уведомление о дате начале сбора требований о возмещении денежных средств. В течение 90 рабочих дней с наступления объявленной даты формируется реестр туристов, предъявивших свои материальные требования в установленном порядке, после чего в течение 10 рабочих дней осуществляется процедура рассмотрения требований и принятия решений о возмещении реального ущерба.

Пунктом 12 Правил установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в возмещении реального ущерба. К таковым отнесены:

а) наличие в приложенных к требованию документах неполных и (или) недостоверных сведений;

б) наличие факта причинения реального ущерба туристу и (или) иному
заказчику, не обусловленного неисполнением туроператором своих обязательств по
догов ору о реализации туристского продукта;

в) отсутствие денежных средств в фонде после произведенных выплат в
порядке и сроки, установленные Правилами.

При принятии положительного решения о возмещении реального ущерба денежные средства перечисляются на банковский счет туриста и (или) иного заказчика.

Решение об отказе в таком возмещении может быть обжаловано путем направления заявления в объединение туроператоров в течение 30 рабочих дней со дня принятия обжалуемого решения. Срок рассмотрения такого заявления не может превышать 5 рабочих дней.

Фонд персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма формируется Ассоциацией «Турпомощь» для каждой компании отдельно за счёт ежего-дного взноса туроператора - 1% от общей цены выездного турпридукта за предыдущий год. Для новых туроператоров размер взноса устанавливается в сумме 100 тыс. рублей. Если необходимость выплат наступит до формирования максимального размера фонда, то возмещению подлежит разница между суммой реального ущерба и суммой, полученной туристом по договору страхования гражданской ответственности туроператора за неисполнение обязательств по договору о реализации турпродукта или по банковской гарантии.


Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность», сообщается на сайте Кремля.

Наиболее серьезные изменения закона касаются организации фонда «Турпомощи». Вместо одного «компенсационного», туроператоры будут вносить средства в два - резервный (заменит компенсационный) и фонд персональной ответственности. Напомним, что закон предусматривает новую дифференциацию взносов в резервный фонд:

«50 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составил не более чем 10 тыс. туристов включительно, а общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила не более чем 40 млн рублей;

100 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет не более чем 100 тыс. туристов включительно, за исключением туроператоров, указанных в абзаце втором настоящей части;

300 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 100 тыс. туристов, но не более чем 500 тыс. туристов включительно;

500 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 500 тыс. туристов.»

Частично закон регулирует и агентскую деятельность. У турагента, например, появляется самостоятельная ответственность за свою часть работы с туристом: «Турагент является исполнителем и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность по договору о реализации туристского продукта в отношении обязанностей турагента». Речь, в частности, идет об обязательстве агента передать денежные средства, полученные «от туриста и (или) иного заказчика, туроператору, если иной порядок оплаты туристского продукта не предусмотрен договором между турагентом и туроператором».

Турагент также обязан уведомить туроператора, сформировавшего туристский продукт, о заключении договора о реализации туристского продукта. Турагент обязан согласовать с туроператором, сформировавшим туристский продукт, условия путешествия (в том числе потребительские свойства туристского продукта) на основании запроса туриста и (или) иного заказчика, адресованного турагенту.

В законе нет нормы, обязывающей агентства вступать . Документ лишь предусматривает обязанность туроператора уведомлять объединение о своих контрагентах.

Напомним, что Госдума приняла законопроект сразу в двух чтениях 19 февраля 2016 года. На последней стадии замглавы Комитета по экономической политике и предпринимательству Михаил Емельянов внес последнюю поправку - о вступлении в силу нового закона не после официального опубликования, а с 1 января 2017 года. «Мы предложили перенести их на 1 января 2017 года для того, чтобы успеть внести соответствующие изменения в налоговое законодательство», - . Напомним, что компенсационный фонд «Турпомощи» не облагается налогом. Недавно в Думу был , который вводит аналогичные условия для резервного фонда, который после вступления в силу законопроекта № 677890-6, заменит собой компенсационный.

Новый закон о туризме с 1 января 2017 года изменил перечень требований к турфирмам, что должно привести к порядку в отрасли и в полной степени обеспечить защиту прав потребителей туристических услуг.

Что происходит с туристической отраслью в России

Экономическая обстановка, резко осложнившаяся в 2014 году, не могла не отразиться на такой отрасли, как туристическая, которая очень сильно зависит от благосостояния широких слоёв населения. Если человек всегда будет покупать хлеб и молоко, тратить деньги на проезд в транспорте или бензин для автомобиля и покупать себе одежду и обувь, то поездку в отпуск за рубеж и даже по стране он, в случае проблем с деньгами, как минимум откладывает до лучших времён.

К сожалению, добавило сложностей турфирмам и родное государство, которое, реализуя свои немеряные амбиции, рассорилось почти со всем миром и в ходе надувания высочайших щёк успело закрыть и снова открыть сразу несколько наиболее востребованных россиянами направлений зарубежного туризма.

Понятно, что выживание турфирм стало задачей для их менеджмента нетривиальной, не все компании это выдержали, а те, что сумели это сделать, начали экономить буквально на каждой мелочи, что не могло не отразиться на качестве их сервиса. Для того, чтобы права туристов были защищены лучше, и они не страдали от некачественных туристических услуг, была проведена давно задуманная реформа турбизнеса, и закон о туризме с 1 января 2017 стал другим.

Новый закон о туризме 2017 года

Перечень основных нововведений, подготовленных законодателем, таков:

  • Для того, чтобы обеспечить страхование вероятных рисков каждого клиента туристических фирм, создаётся фонд персональной ответственности, куда туристическая фирма должна будет направлять 1% стоимости каждой проданной турпутёвки.
  • Создание специального реестра проданных туристическими компаниями путёвок, который будет выглядеть как полноценная база туристов, отдыхающих за рубежом в данный момент времени. Это позволяет в случае возникновения любой чрезвычайной ситуации в любой точке мира знать буквально по имени каждого российского гражданина, который потенциально мог находиться в центре событий.
  • Реестр также будет представлять собой и базу турфирм, что позволит каждому клиенту иметь понимание, что перед ним реально существующая зарегистрированная туристическая фирма, и что закон обеспечивает защиту всех его прав как её клиента.
  • Величина взносов туркомпаний в адрес системы “Турпомощь” будет не одинакова для всех, а зависит теперь от размера компании.
  • Руководство туркомпанией не может быть доверено гражданину, имеющему непогашенную судимость.
  • Законом прописывается чёткое определение, что такое электронная путёвка и как она выглядит, но введена она будет только в 2018 году.

Наведение порядка затронуло также и государственные органы, перечень полномочий которых расписан теперь более подробно, что облегчает положение тех компаний, что занимаются туризмом внутри страны как для россиян, так и для иностранных граждан.