Ненормированный рабочий день гражданского служащего. Служебное время и время отдыха на государственной гражданской службе. Служебное время и время отдыха для государственных гражданских служащих РФ

Статья 34 Закона о службе в таможенных органах:

"1. Продолжительность еженедельного служебного времени сотрудников таможенных органов не должна превышать продолжительности еженедельного рабочего времени, установленной законодательством Российской Федерации о труде.

2. Для сотрудников таможенных органов правилами внутреннего распорядка устанавливаются пятидневная или шестидневная рабочая неделя, а также продолжительность ежедневного служебного времени. Порядок учета служебного времени определяется руководителем Федеральной таможенной службы.

3. Для исполнения неотложных или непредвиденных обязанностей по службе сотрудник таможенного органа может привлекаться к исполнению своих должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни на основании приказа начальника таможенного органа. Привлечение указанного сотрудника к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени компенсируется предоставлением ему в течение месяца дополнительных дней отдыха.

4. Для сотрудников таможенных органов, исполняющих свои должностные обязанности во вредных условиях, устанавливается сокращенная продолжительность служебного времени. Перечень должностей указанных сотрудников и продолжительность сокращенного служебного времени устанавливаются Правительством Российской Федерации".

Статья 45 Закона о государственной гражданской службе:

"1. Служебное время - время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени.

2. Нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя.

3. Ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом.

4. Гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и который не может быть менее трех календарных дней. В случае если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа.

5. Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а гражданским служащим субъектов Российской Федерации - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации".

Служебно-трудовой статус сотрудников таможенных органов закреплен в Законе о службе в таможенных органах (глава V "Условия службы в таможенных органах") и принятых в соответствии с ним рядом подзаконных актов Правительства РФ, внутриведомственных актов ФТС России, включая действующие документы ГТК РФ. Нормы трудового права субсидиарно (дополнительно) регулируют служебно-трудовой статус сотрудников таможенных органов в случаях, когда на это прямо указано в нормах специального законодательства о статусе сотрудников таможенных органов.

Служебно-трудовое положение государственных гражданских служащих таможенных органов регулируется Законом о государственной гражданской службе (глава 8 "Служебное время и время отдыха") и принятыми в соответствии с ним указами Президента РФ, актами Правительства РФ и актами Федеральной таможенной службе. Нормы трудового права РФ применяются к отношениям, связанным с гражданской службой в таможенных органах в части, не урегулированной нормами Закона о государственной гражданской службе (ст. 73).

Служебное время - это время, в течение которого таможенный служащий в соответствии с внутренним распорядком таможенного органа (служебным распорядком таможенного органа) и условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени. Так, к иным периодам служебного времени для гражданских служащих могут относиться (ст. 30 Закона о государственной гражданской службе):

периоды перевода на срок до одного месяца на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы для предотвращения катастрофы, производственной аварии, несчастных случаев;

периоды временной приостановки профессиональной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, уничтожения или порчи имущества, а также для замещения временно отсутствующего гражданского служащего;

служебные командировки. Порядок и условия командирования федеральных государственных гражданских служащих определены Указом Президента РФ от 18.07.2005 N 813.

Периоды прикомандирования сотрудника таможенной службы к органам государственной власти Российской Федерации и организациям независимо от форм собственности согласно ст. 22 Закона о службе в таможенных органах также включаются в его служебное время. Для установления условий службы в таможенных органах и регулирования служебного времени особое значение имеет показатель нормальной продолжительности служебного времени, который для всего контингента госслужащих таможенных органов не может превышать 40 часов в неделю. В данном случае проявляется принцип соответствия служебного времени в таможенном органе трудовому стандарту - еженедельному рабочему времени, установленному законодательством Российской Федерации о труде (ст. 91 ТК РФ).

Отличается количество служебных дней в неделю, а также начало и окончание служебного времени, регламентированное для различных категорий должностных лиц. Главой II Типовых правил внутреннего распорядка таможенных органов ФТС Российской Федерации установлено, что для сотрудников таможенных органов может устанавливаться пятидневная или шестидневная рабочая неделя. При пятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневного служебного времени составляет 8 часов. При шестидневной рабочей неделе продолжительность ежедневного служебного времени не должна превышать 7 часов, а накануне выходных дней - 5 часов. Начало и окончание служебного времени устанавливается таможенным органом и закрепляется в правилах внутреннего распорядка конкретного таможенного органа.

Для гражданских служащих устанавливается пятидневная служебная неделя с продолжительностью служебного времени 40 часов. Начало служебного времени - 9 часов 00 минут. Окончание служебного времени в понедельник - четверг - 18 часов 00 минут, в пятницу - 16 часов 45 минут (глава VI "Служебного распорядка ФТС России").

Сокращение продолжительности служебного времени в предпраздничные дни на 1 час предусмотрено для всех категорий должностных лиц таможенных органов.

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, госслужащие таможенных органов могут привлекаться к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, т.е. за пределами установленной продолжительности служебного времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 34 Закона о службе в таможенных органах, ст. 45 Закона о государственной гражданской службе).

Работа за пределами установленной продолжительности служебного времени ограничена нормами трудового законодательства и законодательством о госслужбе. Ее продолжительность не должна превышать четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год для каждого должностного лица (ст. 99 ТК РФ; глава VII Служебного распорядка ФТС России; глава III Типовых правил внутреннего распорядка таможенных органов ФТС Российской Федерации).

Однако законодательство по-разному трактует основания и порядок привлечения к "сверхурочным работам" сотрудников и государственных гражданских служащих. В соответствии со ст. 34 Закона о службе в таможенных органах фактическим основанием для привлечения сотрудников таможенных органов к сверхурочным работам могут быть любые обстоятельства, требующие исполнения неотложных или непредвиденных обязанностей, для гражданских служащих таможенных органов - только основания, указанные в законе. В отличие от гражданских служащих, для привлечения к службе сверх установленного времени, согласие сотрудника таможенного органа не требуется. Привлечение сотрудников к работам сверх служебного времени юридически оформляется приказом того таможенного органа, где тот исполняет свои полномочия, а соответствующее привлечение гражданского служащего - приказом ФТС России.

Имеются отличия в формах компенсаций, установленных за сверхурочную работу различным категориям должностных лиц таможенных органов. Сотрудникам предоставляются дополнительные дни отдыха в течение месяца согласно порядку, установленному начальником таможенного органа. Гражданским служащим в этих случаях производится оплата в порядке и размерах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. В частности, ст. 152 ТК РФ предусмотрено, что сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.

Исключительно для гражданских служащих таможенных органов предусмотрена такая форма исполнения обязанностей, сверх установленного служебного времени, как ненормированный служебный день. В соответствии с главой VII Служебного распорядка ФТС России ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, режим ненормированного служебного дня устанавливается служебным распорядком и как существенное условие отражается в служебном контракте.

Согласно п. 4 ст. 45 Закон о государственной гражданской службе гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и который не может быть менее трех календарных дней. Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 N 1090. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день установлена Приказом ФТС РФ 18.09.2006 N 891 (в ред. Приказа ФТС РФ от 23.03.2010 N 536) и составляет:

3 календарных дня для гражданских служащих, замещающих должности младшей группы;

5 календарных дней для гражданских служащих, замещающих должности старшей группы;

8 календарных дней для гражданских служащих, замещающих должности ведущей группы;

12 календарных дней гражданским служащим, замещающим должности главной группы.

Если подобный отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего компенсация производится в виде платы за сверхурочную работу.

Служебным распорядком ФТС России и Типовыми правилами внутреннего распорядка таможенных органов может устанавливаться режим неполного служебного времени в порядке и на условиях, установленных трудовым законодательством России. Режим неполного служебного времени предусматривает единые правила его предоставления любым категориям должностных лиц, как сотрудникам таможенных органов, так и государственным гражданским служащим. В соответствии со ст. 93 ТК РФ режим неполного служебного времени может быть установлен в форме неполного служебного дня или неполной служебной недели. Этот режим устанавливается в отношении конкретного должностного лица, по соглашению между ним и представителем нанимателя как при приеме на службу, так и впоследствии. Однако императивно представитель нанимателя обязан устанавливать неполный рабочий день в следующих случаях:

по просьбе беременной женщины;

по просьбе одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет);

по просьбе лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением. Порядок выдачи медицинскими организациями подобных медицинских заключений установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 N 441н.

При исполнении полномочий в условиях неполного служебного времени оплата труда служебной деятельности производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. Служба на условиях неполного рабочего времени не влечет для госслужащих каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления стажа службы и других служебных прав.

В отношении отдельных групп сотрудников и гражданских служащих таможенных органов устанавливается режим сокращенного служебного времени, который предусматривает уменьшение продолжительности служебной недели до некоторых фиксированных значений, менее нормальной продолжительности времени службы. Статьей 34 Закона о службе в таможенных органах предусмотрено установление сокращенной продолжительности служебного времени для сотрудников таможенных органов, исполняющих свои должностные обязанности во вредных условиях. Перечень должностей указанных сотрудников и продолжительность сокращенного служебного времени устанавливаются Правительством Российской Федерации. Данный Перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 15.02.1998 N 189 "О предоставлении сотрудникам таможенных органов льгот за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях".

В соответствии с данным Постановлением продолжительность сокращенного служебного времени составляет:

36 часов в неделю для начальников, заместителей начальников отделов, групп, главных, ведущих, старших инспекторов, инспекторов, непосредственно осуществляющих таможенный контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ и других источников ионизирующего излучения, главных, ведущих, старших инспекторов, инспекторов непосредственно занятых обслуживанием и ремонтом рентгеновской техники;

30 часов в неделю для начальников, заместителей начальников отделов, групп, главных, ведущих, старших инспекторов, инспекторов, непосредственно работающих на досмотровой рентгеновской технике.

Иные случаи установления режима сокращенного служебного времени в отношении государственных гражданских служащих и сотрудников таможенных органов определены трудовым законодательством (ст. 92 ТК РФ). В частности, сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами), устанавливается для следующих категорий таможенных служащих:

для лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда");

для женщин, работающих в сельской местности (Постановление Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе");

для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 320 ТК РФ).

Сокращенная на семь часов служебная неделя может устанавливаться по желанию гражданских служащих, обучающихся по заочной и очно-заочной (вечерней) форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования. В данном случае режим сокращенного времени устанавливается на период 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов.

Статья 103 ТК РФ предусматривает возможность организации сменной работы в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Организация сменной служебной деятельности должностных лиц таможенных органов регулируется правилами служебного распорядка конкретного таможенного органа с учетом требований трудового законодательства РФ. Порядок исполнения служебных полномочий должностными лицами таможенных органов при сменной организации деятельности определяется графиком дежурства, устанавливающим начало и окончание служебного времени. Графики дежурства (сменности) в отношении контингента сотрудников составляется с учетом мнения профсоюзного органа (если он выбран в таможенном органе) и утверждаются начальником таможенного органа (глава II Типовых правил внутреннего распорядка таможенных органов Российской Федерации). В отношении гражданских служащих таможенных органов график дежурства утверждается начальником соответствующего структурного подразделения ФТС (глава VI Служебного распорядка ФТС России). К социально-трудовым стандартам, которые должны соблюдаться в рамках организации сменной служебной деятельности в таможенных органах, относятся (ст. 103 ТК РФ):

обязательное заблаговременное информирование таможенных служащих о графике дежурств, сведения о котором доводятся до госслужащих не позднее чем за месяц до введения его в действие;

запрет на работу в течение двух смен подряд.

В соответствии с требованиями законодательства о службе в таможенных органах, представитель нанимателя обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым служащим. Порядок учета служебного времени в таможенных органах в отношении сотрудников ведется на основании главы IV Типовых правил внутреннего распорядка таможенных органов Российской Федерации, а в отношении контингента гражданских служащих - главы VIII Служебного распорядка ФТС России. Обязанность по организации ведения учета служебного времени сотрудников возлагается на начальника таможенного органа, служебного времени гражданских служащих - на начальника структурного подразделения ФТС России. В связи с правилами учета служебного времени у должностных лиц таможенных органов возникает встречная обязанность докладывать о прибытии на службу непосредственному начальнику (лицу, его замещающему), а при убытии в командировку, срок которой не превышает ежедневного служебного времени, или в случаях длительного отсутствия - отмечать время убытия в журнале учета командировок и иных случаев длительного отсутствия таможенных служащих в течение ежедневного служебного времени.

__________________

Глава 7. СЛУЖЕБНОЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА

Строго по ФЗ «О ГГС РФ»:

Статья 45. Служебное время и время отдыха

Служебное время - время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени.

Нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя.

Ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом. Гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и который не может быть менее трех календарных дней. В случае, если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа.

Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а гражданским служащим субъектов Российской Федерации - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.(постановление от 31.12.2008, дополнительный отпуск или сверхурочная работа

Право на отдых реализуется предоставлением гражданскому служащему свободного от исполнения должностных обязанностей времени (свободного времени) вне пределов установленной настоящим Федеральным законом нормальной продолжительности служебного времени.

Статья 46. Отпуска на гражданской службе.

Гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет. Общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - 40 календарных дней.


Дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день, а также в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы предоставляются сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного настоящей частью.

Гражданскому служащему предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями, в соответствии с законодательством Российской Федерации. По заявлению гражданского служащего ежегодный оплачиваемый отпуск может предоставляться по частям, при этом продолжительность одной части отпуска не должна быть менее 14 календарных дней. По согласованию с представителем нанимателя гражданскому служащему может предоставляться часть отпуска иной продолжительности. Ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться гражданскому служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя. Выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.

При предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания. При предоставлении гражданскому служащему субъекта Российской Федерации ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По письменному заявлению гражданского служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы за виновные действия). При этом днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы считается последний день отпуска.

При увольнении в связи с истечением срока служебного контракта отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока действия служебного контракта. В этом случае днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы также считается последний день отпуска.

По семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам гражданскому служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года. Гражданскому служащему также предоставляется отпуск без сохранения денежного содержания в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Во время отпуска без сохранения денежного содержания за гражданским служащим сохраняется замещаемая должность гражданской службы.


Традиционно рабочее время воспринимается как 5-дневная неделя с 8-часовым рабочим днем. Большинство трудовых коллективов с разной формой владения действуют в таком порядке. Наряду с этим существует другой рабочий режим — ненормированный рабочий день (ст. 101 ТК РФ). Разберемся, какие льготы предоставляются гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день.

Такое понятие, как (НРД) ассоциируется с особыми условиями работы. Государственные служащие порой вынуждены напряженно и долго трудиться. Регламент служебных действий выходит за пределы ограниченного нормой служебного времени.

Руководитель эпизодично привлекает сотрудников к выполнению своего трудового долга за гранью нормального рабочего дня. Обычно такая мера вводится исключительно для нескольких лиц, которым в силу производственной необходимости приходится работать сверх плановых 8 часов в смену. Их рабочий день может начинаться раньше обычного распорядка и заканчиваться позже общей смены.

Работодатель на законном основании может вносить изменения во внутренний распорядок с целью привлечь отдельных работников к труду помимо существующего на предприятии рабочего графика. Одновременно вносятся изменения в контракт, оформляется вспомогательный документ к трудовому договору.

Такая ситуация продиктована необходимостью выполнить появившиеся задания разового характера. Но на практике встречаются примеры, когда локально наниматель устанавливает ненормированный день на длительный промежуток времени для некоторых сотрудников.

Закон о государственной службе не предоставляет толкования НРД, поэтому для применения берутся нормы из Трудового кодекса.

ТК РФ, регулирующий трудовые отношения между руководством и работниками, рассматривает обстоятельства пребывания на рабочем месте больше положенного времени с учетом безвредных для здоровья человека условий. Учитывается при этом запас времени для отдыха и восполнения физических сил.

Если для исполнения служебного долга нужно превышать временной норматив, то согласно ст. 101 ТК РФ - это трудовой спецрежим. Работодатель по необходимости может приказом периодически мобилизовывать сотрудников к работе независимо от официальной продолжительности рабочего дня. Кого привлечь, руководитель определяется исходя из обстоятельств, оформляя НРД местным нормативным актом.

Важно! Не допускается обязывать служащих работать в режиме НРД систематически, это противоречит законным гарантиям на отдых.

ГГС в условиях ненормированной рабочей сетки пользуется добавочным отпуском с оплатой.

Кому устанавливается НРД

Законодательно не установлен реестр штатных единиц, подпадающих под ненормированный рабочий день. Предлагаются лишь рекомендации по этой теме. Решение об определении длительности рабочего времени принимается на местном уровне.

Правительственное постановление № 884 от 11 декабря 2002 года рассматривает круг должностей, которые могут быть задействованы на рабочем месте больше положенного времени. В этом реестре указаны службы:

  1. Подразделение руководящих кадров.
  2. Техперсонал.
  3. Сотрудники административно-хозяйственного штата (АХО).
  4. Сотрудники с особым рабочим распорядком. К примеру, риэлтор по служебным обязанностям может заниматься показом недвижимости в удобное для клиента время, то есть, сверх нормированного дня.
  5. Люди творческого ремесла, которые имеют обязательство, но для которых не уточняется отрезок времени, когда оно будет отработано.

Работодатели имеют право должностного выбора для определения ненормированного дня. На частных предприятиях длительность рабочего дня устанавливается по усмотрению руководства.

В трудовом законодательстве нет четкой формулировки НРД. Поэтому его легко можно перепутать с понятиями переработки или сверхурочных работ.

Особенности для государственных служащих

Все хозяйственные отрасли в стране стабильно работают при содействии специальных координирующих и управляющих органов. Специальный закон, в котором утверждены основы госслужбы в РФ, обозначил особенности функционирования госслужбы.

Ненормированный рабочий день госслужащего предполагает выплату компенсаций

Эффективность работы зависит от уровня квалификации государственных деятелей. Деятельность работников организаций государственной структуры осуществляется на профессиональной основе и представляет собой единое целое.

В систему госслужбы РФ включены такие виды: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительные органы. Лица, занятые на государственной гражданской службе, являются госслужащими, которые занимают определенную должность по обеспечению государственной деятельности.

Существуют различия в определениях федерального госслужащего (ФГС) и государственного гражданского служащего (ГГС). ФГС привлекает на работу Российская Федерация и денежное содержание служащие получают из федерального бюджета.

ГГС содержится на средства субъекта РФ и средства федерального бюджета. Дополнительную оплату ГГС устанавливает федеральный закон, при отмене нормы закона дополнительное вознаграждение отменяется.

Законами РФ и региональных субъектов предусмотрены меры поощрения служащих за добросовестный труд, долгую и безукоризненную службу, исполнение значимых поручений. О видах поощрений и порядке их применения говорится в федеральных законах и законодательстве субъектов РФ.

Госслужба действует в системе сложного и многогранного социального и правового образования. Фундаментальные основы удерживают прочные правовые, экономические, социальные и организационные структуры. Отсюда исходят особенности работы госслужащего, который воплощает в себе связь между государством и народонаселением страны.

Человек на государственной службе лично отвечает за порученную функцию власти. Его работа сочетает в себе несколько ветвей деятельности:

  • исполнительная функция;
  • управленческая;
  • инновационная направленность;
  • консервативная линия с обеспечением постоянства в обществе.

Принятие специфических, необычных решений в период реформ – это и есть инновационные направления. У госслужащего оплата труда оценивается по итогам эффективности служебных действий.

  1. Добавку к окладу за многолетний труд. К примеру, сотрудник получает ежемесячно 10%-ю доплату за отработанные годы (5 лет). В дальнейшем каждая пятилетка отмечается 5%-й доплатой. Максимум прибавки составляет 1/3 должностного оклада.
  2. Премиальные доплаты за сложность и важность заданий, которые определяются в каждом органе госслужбы индивидуально.
  3. Выплачивается надбавка за исполнение работы, связанной с государственной тайной, или за особые служебные условия. Размер доплаты может составлять 200% от оклада.
  4. Служащим предусмотрена материальная помощь. При оформлении очередного отпуска выдается единовременная выплата. В функциональные обязанности входит моделирование всевозможных последствий человеческих действий, результаты возможных конфликтных ситуаций, умение действовать в особых ситуациях.

Российская государственная служба находится в стадии развития с массой проблем. Ощущается нехватка квалифицированных работников, часть госслужащих погрязла в коррупции, нет заинтересованности в развитии, подъеме государства.

От эффективной работы каждого госслужащего зависит успех деятельности госаппарата.

Работник, исполняющий долг на государственной службе в РФ, пользуется социальными гарантиями в форме свободного отпускного времени в течение нескольких дней подряд с оплатой и без оплаты (ДО).

Дополнительный отпуск положен госслужащим за ненормированный рабочий день

Основанием для получения отпуска без содержания является заявление сотрудника при возникновении уважительных обстоятельств в виде:

  • лечения в санаторно-курортных условиях;
  • выполнения обязанностей по общественным требованиям;
  • особые обстоятельства в семье.

В ТК РФ закреплена установка на оплату служащим добавочного отдыха.

В 2018 году введены законодательные нормы, дающие право госслужащим на дополнительный к основному ежегодному оплачиваемому отпуску:

  1. За стаж в соответствии с ФЗ № 79 ст.46.
  2. Ненормированный рабочий график.
  3. За вредность и опасные условия работы.
  4. Работу на Крайнем Севере или в приравненных местностях.

Общая продолжительность отпуска ежегодно рассчитывается для каждого сотрудника по причине происходящих изменений в стаже.

В 2018 году для всех государственных служащих введена единая длительность основного отпуска – 30 дней. В соответствии со ст.123 ТК РФ работодатель при составлении графика отпусков обязан учитывать пожелания сотрудников.

Важно! Дополнительные дни к отпуску предоставляются, если у сотрудника в текущем году предполагается очередной отпуск.

Отдельным моментом проходит определение очередного отдыха сотрудника, приуроченного к декретному отпуску супруги.

Законом разрешено делить отпуск на части с учетом того, что должна быть не меньше 14 дней.

Государственная служба сопряжена с определенными издержками, расходами, которые необходимо компенсировать. Издержки в данном случае обозначают всевозможные запреты и требования, ограничивающие жизнь госслужащих. В РФ государство гарантирует возмещение в виде специальных льгот и предпочтений:

  • повышения заинтересованности по службе госслужащих;
  • обеспечения соцзащиты и юридической защищенности;
  • укрепления персонала;
  • доведения до минимума коррупционных фактов.
  1. Оптимизировать порядок несения службы.
  2. Устанавливать трудовые нормы, обоснованные учеными.
  3. Обеспечивать трудовые охранные мероприятия.
  4. Оптимизировать условия труда и отдыха.

Это достигается путем установления рабочей недели, равной 40 часам.

Очередной ежегодный отдых с оплатой

В первый год работы наниматели стараются предоставить отдых специалисту в строгом соответствии со статьей закона об отпусках. Во второй и дальнейшие годы труда служащий может получить отдых в любой временной отрезок в течение рабочего года согласно очередности, практикуемой у конкретного работодателя.

Длительность отпусков у государственных служащих определяется ст.46 ТК РФ.

В отпускное время входят выходные и праздники. Во время заслуженного отпуска за служащим сохраняется место на работе, его должность. Он получает денежные выплаты за отдых.

Анализируя рабочую занятость госслужащих, можно заметить, что в РФ служебное время часто дополняется понятием ненормированного дня. Продолжительность ежегодного отпуска складывается из суммы двух периодов: основного за рабочий год и дополнительного за совокупность особых рабочих факторов.

ГГС высших и главных должностей имеют отпуск продолжительностью 35 дней. Служащие других групп ГС располагают отпуском в 30 календарных дней. При расчете выплат суммируются дополнительные отпуска с оплатой.

За отработанное время начисления производятся в таком порядке:

  • при стаже до 5 лет к отпуску добавляются 1 сутки;
  • надбавка 5 суток дается за службу от 5 до 10 лет;
  • отработка в 10–15 лет дает прибавку в 7 дней;
  • 15 и более лет работы дает право на 10 дополнительных календарных дней к отпуску.

Свыше основного отпуска даются дополнительные дни за НРД, за вредность или служебную опасность.

В ТК РФ и Законе № 79-ФЗ рассматривается допустимость переноса отпуска на другое время. На это обстоятельство может повлиять решение работодателя, самого служащего или сложившиеся особые обстоятельства.

Компенсация

В силу законных постановлений сотрудник может частично заменить оплачиваемый отдых на денежное возмещение, подав письменное заявление. могут ежегодные оплачиваемые отпускные периоды. В ситуациях, когда прекращается действие служебного контракта или сотрудник увольняется, а также при освобождении его от должности, он получает финансовую выплату за количество неиспользованных отпускных дней.

В целях охраны здоровья матери и ребенка женщинам не разрешается законом (ст.126) заменять денежным восполнением время отдыха по БиР и очередной отпуск. А также не позволяется компенсировать дополнительный отдых служащим на опасных участках работы. Возмещается деньгами только часть свыше 7 дней отпуска, если это обстоятельство оговорено в отраслевых соглашениях или коллективных договорах.

В правовых документах употребляется термин «служебный год». Ситуация может сложиться таким образом, что в зачет общего отработанного срока (стаж) не включены несколько периодов, тогда служебный год будет по вынужденным причинам сдвинут на какое-то время относительно календарного.

В новых условиях не разрешается накапливать отпуска. Чтобы совершенствовать действия госорганов, структурных объединений с целью оптимизации трудового процесса, нужно развивать законодательную практику.

Работника можно привлекать к дополнительной работе, если установить ему ненормированный рабочий день. Об этом следующее видео:

Форма для приема вопроса, напишите свой

Пункт 1 статьи 45 Закона №79-ФЗ устанавливает, что служебное время - время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени.

Таким образом, перечень периодов времени, которые включаются в служебное время не является исчерпывающим.

Согласно данному определению продолжительность служебного времени и его распределение в календарном периоде определяется служебным распорядком государственного органа, графиком службы либо условиями служебного контракта. Надо отметить, что основным актом, закрепляющим продолжительность и режим служебного времени, на практике выступает служебный распорядок. В соответствии с пунктом 6 статьи 58 Закона №79-ФЗ служебный распорядок государственного органа определяется нормативным актом государственного органа, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха. График службы - новое понятие, введенное в пункте 1 статьи 45 Закона №79-ФЗ. Обычно графики службы не составляются, поскольку государственные органы работают в определенном режиме, одинаковом для всех гражданских служащих. По сложившейся практике графики составляются при использовании сменного режима работы, служащим же установлена пятидневная рабочая неделя в одну смену, что исключает потребность в утверждении графиков.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что прохождение государственной гражданской службы в режиме сменной работы, предусмотренной ТК РФ для работников, осуществляющих работу на основании трудового договора, на практике не применяется.

В случае, если режим служебного времени и времени отдыха отличается у гражданского служащего от служебного распорядка государственного органа, то данное условие становится существенным условием служебного контракта в силу подпункта 7 пункта 3 статьи 24 Закона №79-ФЗ.

Согласно пункту 3 статьи 45 Закона № 79-ФЗ допускается установление для государственных гражданских служащих особого режима работы - ненормированного служебного дня. В соответствии с указанно нормой, для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, установление ненормированного служебного дня обязательно в силу предписания Закона №79-ФЗ, что является особенностью так как, например, статьями 57 и 101 ТК РФ ненормированный рабочий день по общему правилу устанавливается по соглашению сторон. Для остальных гражданских служащих ненормированный служебный день может устанавливаться с учетом особенностей должностных обязанностей и условий их выполнения.

Однако надо иметь в виду, что выполнение работы сверх установленной нормы служебного времени должно быть обусловлено объективными причинами и носить эпизодический характер. Недопустимо обязывать гражданских служащих систематически работать за пределами служебного дня, поскольку это приведет к фактическому увеличению продолжительности служебного времени и вступит в противоречие с установленными для них гарантиями, в частности с правом на отдых.

Гражданским служащим, которым установлен ненормированный служебный день, в соответствии с пунктом 4 статьи 45 Закона №79-ФЗ предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого зависит от объема и сложности исполняемых гражданским служащим должностных обязанностей, интенсивности, напряженности и других условий гражданской службы.

Порядок и условия предоставления гражданским служащим ежегодного дополнительного отпуска за ненормированный служебный день были приняты Правительством Российской Федерации 31 декабря 2008 года.

В тех случаях, когда отпуск не предоставляется или по каким-либо обстоятельствам не может быть предоставлен, то согласно пункту 4 статьи 45 Закона №79-ФЗ с письменного согласия гражданского служащего работа за пределами нормальной продолжительности служебного времени компенсируется как сверхурочная работа. В данном случае применяется общая норма - гарантия по оплате, предусмотренная статья 152 ТК РФ. Отсюда вытекает обязанность нанимателя вести точный учет работы за пределами нормальной продолжительности служебного времени.

Это положение отличается от общего правила, так как статьей 119 ТК РФ для работников предусмотрен только дополнительный оплачиваемый отпуск без возможности оплаты труда, как сверхурочной работы.

Работа по совместительству (статья 60.1 ТК РФ), является одной из форм работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

В отношении гражданских служащих запрет на работу по совместительству заменен на ограничения, установленные Законом №79-ФЗ. В частности, согласно пункту 2 статьи 14 Закона №79-ФЗ гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Лишь статья 17 Закона №79-ФЗ устанавливает запрет на участие гражданского служащего в деятельности органа управления коммерческой организации на платной основе.

Конфликт интересов (пункт 1 статьи 19 Закона №79-ФЗ) - ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации. Понятие личной заинтересованности, а также порядок урегулирования конфликта интересов осуществляется в соответствии со статьей 19 Закона №79-ФЗ.

Право на отдых - это одна из гарантий гражданского служащего, а также конституционное право каждого человека, что закреплено в статье 37 Конституции РФ, которая гарантирует всем работающим по трудовому договору установленную федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск.

Конституционные гарантии, безусловно, распространяются и на гражданских служащих. Однако для них существуют особенности, установленные Законом N 79-ФЗ.

В соответствии с частью 6 статьи 45 Закона №79-ФЗ право на отдых реализуется предоставлением государственному гражданскому служащему свободного от исполнения должностных обязанностей времени (свободного времени) вне пределов установленной Законом №79-ФЗ нормальной продолжительности служебного времени. А также в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ гражданский служащий имеет право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

Статьей 107 ТК РФ предусмотрены следующие виды отдыха:

Перерывы в течении рабочего дня (смены);

Ежедневный (междусменный) отдых;

Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

Нерабочие праздничные дни;

Законом №79-ФЗ никаких иных видов отдыха для гражданских служащих не предусматривается.

Общие правила и гарантии, установленные трудовым законодательством, касаются и продолжительности периодов отдыха, условий и оснований их предоставления гражданским служащим, обязанностей представителя нанимателя, охраны права гражданских служащих на получение и использование времени отдыха.

Определенной спецификой у гражданских служащих обладает такой вид отдыха, как отпуск (статья 46 Закона №79-ФЗ).

Особенностью для гражданских служащих является, то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 46 Закона №79-ФЗ ежегодный оплачиваемый отпуск состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков. Продолжительность основного оплачиваемого отпуска зависит от должностного положения гражданского служащего. Для служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, установлен основной отпуск продолжительностью 35 календарных дней. Для других гражданских служащих продолжительность основного оплачиваемого отпуска составляет 30 дней.

Таким образом, в соответствии со статьей 115 Трудового кодекса РФ государственным гражданским служащим устанавливается удлиненный основной оплачиваемый отпуск в соответствии с Федеральным законом.

К основному отпуску присоединяются дополнительные отпуска. Для государственных гражданских служащих предусмотрено три вида дополнительных отпусков: за выслугу лет (часть 5 Статьи 46 Закона №79-ФЗ), за ненормированный рабочий день (рассмотрен ранее), в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы (часть 7 статьи 46 Закона №79-ФЗ).

Отпуск за выслугу лет предоставляется всем без исключения гражданским служащим и носит стимулирующий характер, т.е. имеет целью стимулировать гражданских служащих к продолжительной работе в сфере государственного управления.

Продолжительность отпуска зависит от стажа гражданской службы. За каждый год службы дополнительно предоставляется один календарный день отпуска, но не более 10 календарных дней.

Закон №79-ФЗ предусматривает еще один вид дополнительных отпусков - отпуска в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями. Указанные отпуска должны предоставляться государственным гражданским служащим в соответствии с законодательством РФ.

Однако на практике такие отпуска лишь в исключительных случаях могут быть предоставлены гражданским служащим, поскольку они не заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на тяжелых работах. В соответствии со статьей 117 ТК РФ к работам с вредными и (или) опасными условиями труда относятся подземные горные работы и открытые горные работы в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, другие работы, связанные с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.

Право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных и (или) опасных условиях труда имеют только те работники, которые заняты в производствах, на работах, по профессиям и должностям, перечисленным в специальных перечнях, утверждаемых Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время до принятия соответствующих перечней действует Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года N 298/П-22. Указанный Список не предусматривает должностей гражданских служащих.

Пункт 7 статьи 46 Закона №79-ФЗ практически применена быть не может, за исключением предоставления отпуска за прохождение службы в местностях с неблагоприятными климатическими условиями. В связи с наличием прямого указания Закона №79-ФЗ на государственных гражданских служащих распространяются нормы трудового законодательства (статья 321 ТК РФ), предусматривающие предоставление проживающим и работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях дополнительного отпуска.

Законом № 79-ФЗ не устанавливается порядок утверждения графика отпусков, поэтому в соответствии со статьей 123 ТК РФ график отпусков утверждается не позднее чем за две недели до наступления календарного года. Он обязателен как для представителя нанимателя, так и для гражданского служащего.

При наличии соответствующих обстоятельств гражданский служащий вправе воспользоваться предусмотренными законодательством льготами.

Исходя из статьи 73 Закона №79-ФЗ нужно допустить и возможность замены ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающего 28 календарных дней, денежной компенсацией, поскольку прямого запрета статья 46 Закона о гражданской службе не содержит.

Специальное правило предусмотрено для тех случаев, когда гражданский служащий, увольняясь, хочет воспользоваться своим правом на отдых и получить отпуск. В этом случае по согласованию с представителем нанимателя ему может быть предоставлен отпуск с последующим увольнением.

Надо подчеркнуть, что Закон №79-ФЗ (равно как и статья 128 ТК РФ) не закрепляет безусловного права гражданского служащего требовать при увольнении предоставления отпуска "в натуре". Этот вопрос решается с учетом интересов обеих сторон служебного правоотношения.

Применение правила о предоставлении отпуска с последующим увольнением недопустимо в случаях освобождения от замещаемой должности и увольнения гражданского служащего с гражданской службы за виновные действия (статьи 33, 37 Закона№79-ФЗ), ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск (отпуска).

Помимо ежегодного отпуска гражданский служащий может использовать отпуск без сохранения денежного содержания (пункт 15 статьи 46 Закона №79-ФЗ). Он предоставляется по уважительным причинам, связанным с семейными и иными обстоятельствами.

В соответствии с пунктом 15 статьи 46 Закона №79-ФЗ продолжительность отпуска без сохранения денежного содержания определяется по соглашению между гражданским служащим и представителем нанимателя в зависимости от обстоятельств (причин), по которым возникла необходимость в таком отпуске. Максимальная продолжительность указанного отпуска составляет один календарный год (12 месяцев). Это является отличительной особенностью, так как статьей 128 ТК РФ по общему правилу максимальная продолжительность отпуска без сохранения заработной платы не устанавливается.

Из смысла пункта 15 статьи 46 Закона №79-ФЗ следует, что отпуск без сохранения денежного содержания может быть предоставлен только при наличии у гражданского служащего уважительной причины, поэтому в заявлении о предоставлении такого отпуска служащий обязан такую причину указать. Оценку уважительности обстоятельств производит представитель нанимателя. Если он сочтет указанную гражданским служащим причину неуважительной, в предоставлении отпуска может быть отказано.

На период отпуска за гражданским служащим сохраняется замещаемая должность гражданской службы. Получив отпуск без сохранения заработной платы, гражданский служащий может в любой момент прервать его, поставив об этом в известность представителя нанимателя.

Случаи, когда представитель нанимателя обязан предоставить отпуск без сохранения денежного содержания аналогичны, случаям, установленным ТК РФ.

Posted On 14.04.2018

1. Служебное время - время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени.

2. Нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя.

3. Ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом.

4. Гражданским служащим, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день в соответствии со статьей 46 настоящего Федерального закона.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

5. Утратил силу. - Федеральный закон от 02.06.2016 N 176-ФЗ.

(см. текст в предыдущей)

6. Право на отдых реализуется предоставлением гражданскому служащему свободного от исполнения должностных обязанностей времени (свободного времени) вне пределов установленной настоящим Федеральным законом нормальной продолжительности служебного времени.

Статья 8. Режим ненормированного служебного дня гражданских служащих

1. Ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы.

2. Для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы ведущей, старшей и младшей групп, эпизодически привлекаемых по поручению представителя нанимателя к выполнению должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии с перечнем должностей гражданской службы с ненормированным служебным днем, установленным служебным распорядком государственного органа края и служебным контрактом.

3. Гражданским служащим, осуществляющим гражданскую службу на условиях ненормированного служебного дня, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

Что это значит - ненормированный рабочий день по ТК РФ?

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день устанавливается гражданским служащим, осуществляющим гражданскую службу на условиях ненормированного служебного дня:

гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы категории «руководители», - продолжительностью 14 календарных дней;

гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы категории «помощники (советники)», относящиеся к высшей и главной группам должностей, - продолжительностью 10 календарных дней, относящиеся к ведущей группе должностей, - продолжительностью 8 календарных дней;

гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы категории «специалисты», относящиеся к высшей и главной группам должностей, - продолжительностью 12 календарных дней, относящиеся к ведущей и старшей группам должностей, - продолжительностью 10 календарных дней;

гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты», относящиеся к главной и ведущей группам должностей, - продолжительностью 10 календарных дней, относящиеся к старшей и младшей группам должностей, - продолжительностью 8 календарных дней.

В случае, если такой отпуск не предоставляется, исполнение должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени компенсируется с письменного согласия гражданского служащего как сверхурочная работа по правилам, установленным трудовым законодательством.

5. Право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день возникает у гражданского служащего независимо от продолжительности служебной деятельности в условиях ненормированного служебного дня.

6. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день предоставляется сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска и дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, а также иных оплачиваемых отпусков.

7. В случае переноса либо неиспользования гражданским служащим ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день, а также увольнения гражданского служащего право на указанный отпуск реализуется в порядке, установленном федеральными законами для ежегодных оплачиваемых отпусков.

Режим труда госслужащих

Режим труда госслужащих. Служебное время и время отдыха. Служебное время- это время в течении которого госслужащий в соответствии со служебным распорядком гос органа либо с условием служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности. ФЗ 79 устанавливает 40 часовой пятидневный рабочий день, 8 часовой рабочий день.

Однако для некоторых категорий устанавливаются не нормированный служебный день.

Ненормированный рабочий день для госслужащих

В соответствии с трудовым кодексом ст.101 не нормированные служебный день это особый режим работы в соответствии с которым госслужащий по распоряжения представителя нанимателя может эпизодически привлекаться к исполнению своих должностных обязанностей.

За ненормированный рабочий день госслужащим предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск который не может быть не менее 3х рабочих календарных дней.

Время отдыха- это время в течении которого служащий свободен от исполнения должностных обязанностей и которое он может использовать на свое усмотрение.

Выходные, праздничные,ежегодный отпуск.

Обеденное время, перерыв для кормящих матерей. Отпуска на гражданской службе 1.

Гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. 2. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков. 3. Гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней.

4. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней. 5. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы.

6. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет. Общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - 40 календарных дней.

Вопрос 1: Заключается ли с гражданами, поступающими на государственную службу, трудовой договор?

Ответ: Статья 4 федерального закона «Об основах государственной службы РФ распространяет на государственных служащих законодательство о труде.

В п.6 ст.21 указанного закона сказано: Гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок более пяти лет. Уместно напомнить, что в проекте закона «Об основах государственной службы в РСФСР, который был принят в первом чтении Верховным Советом РСФСР в июне 1993 года, трудовой договор как форма, опосредствующая трудовые отношения, был предусмотрен лишь для рабочих, младшего обслуживающего персонала, работающих в госорганах.

Поэтому признание трудового договора основной формой опосредствова-ния служебных трудовых отношений является свидетельством принципиальной ориентации законодателя на законодательство о труде с присущими ему отраслевым методом правового регулирования и специфическими правовыми средствами, в том числе и договорные формы.

Трудовой договор с государственным служащим должен заключаться в письменной форме (ч.1 ст, 18 КЗоТ РФ). Однако это требование закона игнорируется на практике. Не разработаны и рекомендации по составлению трудового договора с государственными служащими. Порой даже ставится вопрос о целесообразности применения договорной формы на государственной службе.

Известно, что договор, содержащий взаимные права и обязанности сторон, упорядочивает регулируемые общественные отношения, придает им стабильность, снижает уровень конфликтности, а письменная форма трудового договора выполняет следующие функции:

1. "материализует" содержание возникшего индивидуального служебного трудового правоотношения;

2. обеспечивает его информационную "прозрачность"

3. служит своеобразным дополнительным правовым гарантом прав государственного служащего.

Кроме того, в трудовой договор могут быть включены условия, учитывающие личные интересы государственного служащего, например, в области рабочего времени, времени отдыха, совмещения должностей, повышения квалификации.

Письменный трудовой договор представляет ценность и для администрации (работодателя), т.к. конкретизирует ответственность государственного служащего и создает условия для повышения уровня служебной дисциплины.

Законодательство о государственной службе России тесно связано на современном этапе с трудовым правом, которое находится в стадии реформирования.

Все предлагаемые проекты реформы трудового законодательства направлены на усиление роли трудового договора, обогащение его содержания. Вот почему, на наш взгляд, трудовой договор на государственной службе не только не утратил свое значение и не является своеобразным реликтом, а напротив, является правовой формой будущего.

Вопрос 2: Может ли гражданин, поступив на государственную службу, рассчитывать на «пожизненную занятость»?

Или его могут уволить, например, в случае сокращения штата государственного органа, в котором он работает?

Ответ:

Современное российское законодательство о государственной службе не гарантирует пожизненной занятости. Помимо возможности увольнения за виновные действия, государственный служащий РФ может быть уволен, например в случае длительной болезни (более 4 месяцев подряд) ? п. 5 ст. 33 КЗоТ РФ; в случае обнаружившегося несоответствия занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, либо состояния здоровья, препятствующих дальнейшему продолжению выполняемой работы (п.2 ст. 33 КЗоТ РФ). Увольнение может произойти и в случае сокращения штата государственного органа. Правда, ст, 16 федерального закона «Правовое положение государственного служащего при ликвидации и реорганизации государственного органа» предусматривает особые гарантии, но углубленный анализ обнаруживает скорее декларативный, нежели реальный характер содержащихся в статье гарантий. Сопоставление всех трех частей указанной статьи позволяет сделать следующие выводы:

1. государственный служащий может быть уволен в связи с сокращением штата. При этом ему выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение 3-х месяцев (без зачета выходного пособия);

2. обязанность предложить увольняемому государственному служащему другую государственную должность государственной службы в другом государственном органе с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности в другом госоргане.

В части второй ст. 16 рассматривается, по-видимому, только эта ситуация? невозможность трудоустройства государственного служащего.

В этом случае ему гарантируется переподготовка (переквалификация) с сохранением на период переподготовки (переквалификации) денежного содержания по занимаемой до увольнения государственной должности государственной службы и непрерывного трудового стажа, а также предоставление возможности замещения иной государственной должности государственной службы.

Вопрос 3: В каких случаях с государственным служащим может быть заключен срочный трудовой договор?

Ответ:

Согласно п.

Все, что нужно знать о рабочем дне государственного служащего

6 ст. 21 федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. В упомянутом законе указаны лишь два случая, когда с государственным служащим может быть заключен срочный трудовой договор, в соответствии с п, 2 ст, 2 закона «Государственная служба на государственных должностях категории «Б» ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории «А». Это означает, что если губернатор субъекта РФ занимает государственную должность категории «А», то к должностям, непосредственно обеспечивающим исполнение его полномочий (должностям категории «Б») относятся советники (помощники) губернатора, его пресс-секретарь, управляющий делами, заведующий секретариатом и т.д.

С этими лицами заключается трудовой договор на срок исполнения губернатором его полномочий.

Однако, данный перечень не включает таких государственных служащих как заместители губернатора, начальники отраслевых управлений, департаментов, комитетов и т.д. Они исполняют служебные обязанности на основе трудового договора, заключенного на неопределенный срок, и не могут быть уволены только на том основании, что полномочия данного губернатора прекратились и избран новый губернатор, Такие действия расцениваются как грубое нарушение законодательства о труде и государственной службе. При обращении указанных лиц в суд они будут немедленно восстановлены в своих должностях.

Второй случай заключения срочного трудового договора с государственным служащим предусмотрен ст. 25 федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». Речь идет о том, что после достижения государственными служащими, занимающими высшие главные и ведущие должности, предельного возраста (60 лет) только с разрешения руководителя соответствующего государственного органа допускается продление нахождения их на государственной службе. Однократное продление срока нахождения на государственной службе допускается не более чем на год. Это означает, что с государственным служащим заключается трудовой договор сроком на один год.

Кроме перечисленных случаев, срочный трудовой договор с государственным служащим может быть заключен по основаниям, предусмотренным ст. 17 КЗоТ РФ. Так, срочный трудовой договор может быть заключен в случае принятия гражданина для замещения временно отсутствующего государственного служащего, за которым сохраняется должность (выехавшего в длительную зарубежную командировку, длительно болеющего, на время отпуска по уходу за ребенком и др.).

Вопрос 4: Как регулируется рабочее (служебное) время государственных служащих? Каковы формы компенсации за работу после окончания рабочего дня?

Ответ:

Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ» не содержит (не предусматривает) каких-либо особенностей в регулировании рабочего (служебного) времени у государственных служащих. Продолжительность рабочей недели составляет для госслужащих 40 часов. Для государственных служащих-женщин, работающих в государственных органах в местностях, отнесенных к Крайнему Северу или в приравненных к нему, рабочая неделя сокращена до 36 часов, так же как и для работающих женщин в этих регионах.

Продолжительность рабочего дня у госслужащих устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка государственного органа. Практически все государственные служащие работают на режиме пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями с сокращением предпраздничного дня на 1 час. Продолжительность обычного рабочего дня составляет 8 часов.

Если у руководителя государственного органа возникает необходимость в использовании труда государственного служащего после окончания рабочего дня, он вправе сделать это лишь при наличии оснований, указанных в КЗоТ РФ и при условии соблюдения порядка привлечения к сверхурочным работам. Такая работа подлежит повышенной оплате и не может быть компенсирована предоставлением другого свободного от работы дня или в какой-либо иной форме.

Иначе обстоит дело с государственными служащими, для которых установлен режим ненормированного рабочего времени. Если они не сумели выполнить свои служебные обязанности в течение рабочего дня, они вправе остаться и продолжить работу после его окончания. Руководитель госоргана также вправе оставить госслужащего, работающего не режиме ненормированного рабочего времени, если в этом есть необходимость, наличие или отсутствие которой определяет сам руководитель.

В отличие от сверхурочного времени, в ненормированном рабочем времени отсутствует регламентация в виде максимального количества часов переработки.

Но ненормированный рабочий день не является «удлиненным» рабочим днем. Госслужащий вправе покинуть свое рабочее место после окончания рабочего дня, если руководитель госоргана не предложил ему остаться и если в этом нет необходимости с точки зрения самого госслужащего.

Формой компенсации за работу на условиях ненормированного рабочего времени является представление дополнительного отпуска.

Категории государственных служащих, для которых установлено ненормированное рабочее время и конкретная продолжительность дополнительного отпуска, определяются в локальном нормативном акте, действующем в данном государственном органе.

Подобный акт как правило прилагается, к коллективному договору или является его частью.

Если руководитель отказывает госслужащему в представлении дополнительного отпуска в качестве компенсации, ссылаясь на отсутствие такого акта или на любые другие причины, госслужащий вправе потребовать компенсации за суммарное время фактической переработки после окончания рабочего дня (дней) повышенной оплатой как за сверхурочное время.

Спор может быть разрешен в судебном порядке.

Вопрос 5: Можно ли привлечь государственного служащего к выполнению обязанностей по другой государственной должности государственной службы и на каких условиях?

Ответ:

Вопрос охватывает следующие ситуации: Первая. Государственный служащий привлекается к исполнению обязанностей по другой государственной должности с освобождением от выполнения своих основных служебных обязанностей по замещаемой государственной должности государственной службы.

Данная ситуация регулируется правилами ст. 26 КЗоТ РФ, т.к. федеральный закон об основах госслужбы такие отношения не регламентирует.

Руководитель госоргана вправе перевести временно на срок до 1 месяца госслужащего без его согласия для замещения временно отсутствующего работника, но только в случае производственной необходимости. У государственного служащего при этом сохраняется средний заработок по основной должности. При временном переводе должны учитываться квалификация и специальность госслужащего.

Другая ситуация. Государственному служащему предлагается выполнять наряду со своими служебными обязанностями обязанности по другой государственной должности.

Здесь должны применяться ст. 87 КЗоТ РФ и часть 9 ст. 21 федерального закона, которые по содержанию соответствую друг другу.

Принципиальными являются два момента:

Возложение дополнительных обязанностей на государственного служащего возможно лишь с его согласия;

Стороны (руководитель госоргана и госслужащий) должны предварительно прийти к соглашению о размере оплаты за выполнение дополнительных обязанностей.

Вопрос 6: Может ли государственный служащий быть отозван из ежегодного оплачиваемого отпуска?

Ответ:

Досрочный отзыв из отпуска допускается только с согласия государственного служащего. Отказ же государственного служащего от выполнения распоряжения руководителя государственного органа о выходе на работу до окончания отпуска нельзя рассматривать как нарушение служебной дисциплины.

При согласии государственного служащего выйти из отпуска досрочно в график отпусков вносится изменение, предусматривающее использование государственным служащим оставшейся части отпуска в удобное для него время.

Вопрос 7: Защищает ли закон личное достоинство государственного служащего, его служебную репутацию и профессиональную честь?

Ответ:

В числе наиболее важных и значимых прав государственного служащего Российской Федерации, перечисленных в статье 9 федерального закона, закреплено право требовать проведения служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство. В процессе расследования государственному служащему должны быть обеспечены:

Право быть информированным о содержании сведений и их источнике;

Возможность ознакомиться со всеми материалами служебного расследования;

Право на объяснение;

Право быть информированным в письменном виде и принятых по результатам служебного расследования решения, а также о мотивах этих решений;

Право апелляции в соответствующие инстанции.

Условия и порядок проведения служебного расследования Законом не регулируются и на практике определяются руководителем государственного органа или его структурного подразделения.

Целесообразно закрепить процедуру служебного расследования в локальном нормативном акте конкретного госоргана.

Вопрос 8: Каковы границы служебного повиновения государственного служащего? Должен ли он выполнять неправомерный приказ своего руководителя?

Ответ:

Законодатель не обошел эту "вечную" проблему.

Согласно п.4 ст.10 государственный служащий обязан исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что государственный служащий несет личную ответственность за правомерность своих действий, Государственный служащий обязан исполнять все общие инструкции и указания и письменные или устные индивидуальные приказы иерархического начальства. Он может представить свои замечания руководителю до исполнения, но если приказ оставлен в силе, он обязан его выполнить под угрозой дисциплинарных санкций.

Однако, все распоряжения государственный служащий исполняет под личную ответственность за правомерность своих действий.

Таким образом, получая распоряжение, государственный служащий обязан оценить его с точки зрения соответствия закону и государственным интересам. При этом отыскание государственно полезной цели также следует считать условием правомерности действий государственного служащего.

Государственный служащий обязан, если существует хоть малейшее сомнение относительно правомерности полученного приказа (распоряжения), незамедлительно сообщить об этом в письменной форме как своему непосредственному руководителю, так и руководителю, издавшему приказ. Условие правомерности его исполнения в этом случае одно: письменное подтверждение вышестоящим по должности руководителем.

Но и в этом случае государственный служащий вправе не исполнять распоряжения, если оно влечет деяние, которое относится к административно и уголовно наказуемым. Что же касается ответственности за последствия исполнения государственным служащим неправомерного приказа, то она полностью возлагается на руководителя, письменно подтвердившего приказ до его фактического выполнения.

Вопрос 9: Какова ответственность государственного служащего за действия (бездействия), которые нарушили права и законные интересы граждан?

Ответ:

Российское законодательство развивается в направлении усиления ответственности государственных органов и должностных лиц за совершение подобных действий, расширения состава субъектов этой ответственности.

Становление правового государства в России означает укрепление конституционных прав и гарантий граждан. Федеральное законодательство, в том числе законодательство о государственной службе, развивается с учетом этой тенденции.

Важным шагом на пути обеспечения наиболее полной защиты прав и свобод граждан является федеральный закон от 14 декабря 1995 г, "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

Принципиальное значение имеет расширение круга органов и лиц, действия и решения которых могут быть обжалованы в суд. В их число включены все государственные служащие.

Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со ст, 5 федерального закона "Об основах государственной служб Российской Федерации".

Закон от 27 апреля 1993 г, с изменениями и дополнениями, внесенными федеральным законом от 14 декабря 1995 г., предусматривает право обжалования в суд коллегиальных и единоличных действий (решений) и бездействия государственных служащих, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Граждане вправе обжаловать как указанные выше действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию, либо то и другое одновременно.

На государственных служащих возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений). Гражданин в этом случае освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факты нарушения своих прав и свобод.

Закон от 27 апреля 1993 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными федеральным законом от 14 декабря 1995 г.) предоставил суду право выносить решения об ответственности государственных служащих. Суд, установив обоснованность жалобы, определяет ответственность государственного служащего за действия (решения) или бездействие, приведшие к нарушению прав и свобод граждан.

В постановлении по делу должны быть указаны не только характер допущенных нарушений, но и орган, который должен применить к нарушителю те или иные предусмотренные законом меры. К ним относятся: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) увольнение.

Решение суда, вступившее в законную силу, направляется государственному органу, в котором служит государственный служащий. Руководитель государственного органа обязан применить меру дисциплинарного взыскания, установленного судом.

Убытки, моральный вред, нанесенные гражданину действиями (решениями), признанными судом незаконными, а также предоставлением искаженной информации, возмещаются в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ (ст.ст. 12,15,18,151,152,1099-1101).