«Не в силе Бог, а в правде. Не в силе Бог, а в правде! Святой Александр Невский

Кадетский Президиум установил девизом XIX Кадетского Съезда известное изречение Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского: "Не в силе Бог, а в правде! ".

Так гласило первое изречение на арках храмового свода в Первом Русском Великого Князя Константина Константиновича кадетском корпусе, в Белой Церкви, в Югославии.

Каждая исторически значительная страна отличается от других стран не только своей территорией, населением и собственным суверенным правительством, но также и своими отличительными духовными, культурными и бытовыми характеристиками. Именно в этом заключается подлинный "плюрализм", в хорошем понимании этого слова. Да и сама демократия, склонением каковой на все лады сегодня прикрываются многие пороки, абсолютно немыслима без реальной возможности для всех стран свободно выбирать себе свой собственный исторический профиль .

Этот исторический профиль формулируется во всех странах главным образом их выдающимися историческими лидерами . Одним из основных признаков такого "лидерства" является несомненное, очевидное и практически единодушное соборное согласие ряда поколений данного народа в безоговорочном признании своих определённых великих людей такими выразителями общей народной исторической воли . Пользуясь современной терминологией, можно сказать, что такое соборное согласие является высшей формой "консенсуса ", "консенсуса" устойчивого , выходящего за рамки сиюминутных высказыаний во время демографических опросов и простирающегося на многие поколения народа. Значит, это не партийный, а общенародный консенсус. Например, никто в США не сомневается в таком лидерстве Вашингтона, Джефферсона, Мэдисона и Линкольна. Их высказывания и определения являются важной составной частью мировоззрения этой страны.

Национальное и государственное мировоззрение России тоже формулировалось и определялось, в течение более чем тысячи лет, её великими людьми и вождями: Святым Владимиром, Ярославом Мудрым, Владимиром Мономахом, Святым Александром Невским, Святым Димитрием Донским, Святым Сергием Радонежским. Уже в современную эпоху этот список наших исторических национальных лидеров можно дополнить такими именами, как генералиссимус князь А. В. Суворов, Святой Феодор Ушаков, адмирал П. С. Нахимов, Великий Князь Константин Константинович, и так далее. Нельзя также забывать и наших многочисленных великих деятелей русской культуры и русской науки, несметно обогативших своим творчеством мировую цивилизацию. Например, сегодняшняя наука немыслима без путеводных достижений таких великих русских гениев, как Ломоносова, Лобачевского, Циолковского и Менделеева. Также и в мировых литературе, музыке и в остальных отраслях искусства Россия имеет своих не менее достойных и не менее выдающихся представителей. Причём весьма знаменательно, что все они творили в общих рамках нашей великой русской культуры , в согласии с нашим русским мировоззрением .

Святой Александр Невский занимает ключевую позицию в русской истории и в русском мировоззрении. Хронологически его жизнь проходила не только на стыке двух великих периодов русской истории, когда заканчивалась её славная Новгородско-Киевская эпоха, длившаяся ровно четыре века (от основания Русского Государства в Новгороде в 862 году до смерти самого Святого Александра Невского, Великого Князя Киевского, в 1263 году). Именно от него, через его сына Даниила, первого Князя Московского, началась та ветвь русских государей, которая снова воссоединила всю Русь, после её тогдашнего первого расчленения. Кроме того, Святой Александр Невский оставил России навсегда свое духовно-политическое завещание , в основном состоящее из двух заветов, бывших для неё фундаментальными с самого начала Русского Государства: сохранение Россией своей самобытности и своей правды .

При Святом Александре Невском самобытность наша оказалась одновременно подверженной двум смертельным опасностям, с Востока и с Запада. Как видно, именно тогда, уже при Святом Александре Невском, наступила для нас та же самая геополитическая современность, которая продолжает угрожать нам и сегодня. Так что тогдашняя удачная политика этого нашего великого государственного деятеля является в этом отношении для нас и сегодня направляющей. Особенно это касается его категорического отказа от нашего духовного самоубийства перед Западом, с ошибочной надеждой обеспечить себе этим лучшие позиции перед Востоком.

Идея русской правды присутствовала неизменно в Русском Государстве с самого его основания. Сегодня, в русском языке понятие "правды " зачастую приравнивается к понятию "истины ". Однако, это понятие истины, в свою очередь, тесно связано с понятиями права и закона . Например, греческий термин "dikaiosune", соответствующий латинскому "justitia", в четвертой евангельской заповеди блаженства переводится как "правда ". (Это слово встречается в Новом Завете более восьмидесяти раз).

Поэтому "русская правда" - это скорее "русское право", чем "русская истина", что и подтверждается названием первого русского Свода законов, составленного Великим Князем Киевским Ярославом Мудрым в XI веке. В свою очередь, латинские слова veritas, verus и немецкое слово Wahrheit, обозначающие "истину", этимологически родственны русскому слову "вера", что указывает на тесную смысловую связь между этими понятиями.

Если принять во внимание, что в ветхозаветном и в христианском пониманиях право, в конечном итоге, восходит к Закону, данному Богом, то в обоих этих понятиях "истины" и "права" мы находим объективную и даже абсолютную основу. Абсолютный характер правды подтверждается в русском языке в области музыки выражением "не врите", в смысле: "вы взяли неправильную ноту". В данном случае, истина одна , так как в музыке правильную ноту можно точно определить и выразить точным числом колебаний звука. Таким образом, "правильная нота" одна, абсолютна, то есть не относительна. Только отклонения от этой одной определенной частоты (т. е. "враньё") могут быть множественными (плюралистичными) и относительными по отношению к ней.

Таким образом, изречение Святого Александра Невского "не в силе Бог, а в правде!" имеет не только политический, но и гораздо более глубокий историософский и философский смысл.

Хронологически - первое упоминание о праве в нашей истории находится в описании самого учреждения нашего Государства. Летопись отмечает под 862 годом первое учредительное суверенное решение нашего народа: "Реша сами в себе: поищем себе князя, иже бы володел нами и судил по праву ".

В то же самое время соседние викинги утверждали: "Мы не признаем другого права, кроме права меча , у нас нет иной цели, кроме умерщвления врагов и грабежа". Им отвечал первый русский новгородский епископ Лука: "Имейте любовь ко всякому человеку... Люби правду и за правду, за Божий закон , будь готов умереть".

(При епископе Луке строилась новгородская Святая София, как завершение трёхсегментной духовно-геополитической оси Константинополя, Киева и Новгорода, с одноименными храмами, посвященными Премудрости Божией).

Наш народ всегда сознавал жизненную необходимость правды и права . Это сознание проходит красной нитью через всю нашу историю и связывает собой легитимную власть с народом. Именно отсутствие этого нашего высшего принципа у временщиков, самозванцев и воров всегда обличало их власть как нелегитимную.

Уже киевляне говорили князю Игорю: "Аще кому будет из нас обида, то ты прави". Его правнук, Великий Князь Киевский Ярослав Мудрый, составляет "Русскую правду ", первый Свод русских законов. Летописец видит высший беспорядок в том, что во время болезни сына Ярослава Мудрого, Князя Всеволода, "людям не доходити княжей правды ". Сын Всеволода, Великий Князь Владимир Мономах, в своем Завещании указывает своим детям-воинам: "Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю... Всего же более, убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не позволяйте сильным погубить человека... Ни невинного, ни преступного не убивайте ни велите убивать; хотя и будет достоин смерти, не губите никакой христианской души". Летописец говорит про Владимира Мономаха: "Милостив же бяше паче меры, поминая слово Господне".

Легитимный носитель Верховной Власти в России должен быть Удерживающим от беззакония , "устрояющим словеса на суде, хранящим истину в веки, творящим суд и правду по среде земли" , как говорит митрополит Никифор в своем послании Владимиру Мономаху.

Легитимность власти оправдывается, во-первых, её не узурпаторским (сиречь не революционным) происхождением (при своей смерти, отец Владимира Мономаха, Князь Всеволод, говорит сыну: "Аще ты подасть Бог прияти власть стола моего, по братьи своей, с правдою, а не с насильем ") и, во-вторых, своим полным подчинением тем целям, которые весь русский народ соборне считает для себя высшими. Всё это и было резюмировано Святым Александром Невским семью словами: "Не в силе Бог, а в правде!".

Однако сегодня этот наш девиз приобретает еще одну весьма важную, доселе мало замечавшуюся проекцию. Ведь это сегодня, как и тогда, как и всегда, подлинная альтернатива по отношению к другой, выше отмеченной программе, выраженной словами: "Мы не признаем другого права, кроме права меча !".

Согласно этому нашему девизу, только право и правда являются подлинной альтернативой для меча. Вернее, меч вообще только и допустим и оправдан, если он служит инструментом права.

Сегодня весь мир жадно жаждет такой альтернативы права и правды. Другой альтернативы у мира нет, тем более после позорного провала всех космополитических идеологий, пытавшихся подменить своими мифами коренные нравственные принципы человечества, в том числе и права.

Весь мир сегодня знает, иногда подспудно, а зачастую и сознательно, что только Россия, если она вернётся на свой собственный правильный путь, может быть глобальным катализатором такой альтернативы правды, истины, права и справедливости. "Якоже чада света ходите: плод бо духовный есть во всякой благостыни и правде и истине ". (Еф. 5, 8-9).

Кроме того, именно сегодня одновременное требование истины и справедливости стало особенно актуальным после систематических злодеяний разных человеконенавистнических диктатур ХХ века. В Латинской Америке все левые течения, включая даже и коммунистов, давно выдвинули требование: "Verdad y Justicia " (истина и справедливость). Ведь, после многих злодеяний, сегодня уже невозможно судить всех виновных, но необходимо хотя бы, чтобы истина об этих злодеяниях была недвусмысленно установлена.

В этом заключается минимальная справедливость, от которой никто не имеет права отрекаться.

Сегодня часто подымается и вопрос о необходимости объединений, в том числе кадет и суворовцев. Однако, подлинное объединение, как и подлинная свобода, возможны только лишь в истине и правде , или, как говорят по-испански сегодня в Латинской Америке: "en verdad y justicia ". "И познаете истину, и истина сделает вас свободными " . (От Иоанна, 8, 32). Объединение требует также и устранения разъединяющей символики, ибо оно возможно только лишь под символикой наших общих предков.

В рамках именно таких всеобщих надежд на конечное торжество истины и правды, и с целью их подтверждения, немногие еще живые русские зарубежные кадеты и выдвинули сегодня снова этот наш общий старый непобедимый русский девиз:

Не в силе Бог, а в правде!

(Передовица журнала "Кадетская перекличка" N 78, который должен выйти из печати в мае 2007 г.).

Впервые опубликовано в издании "Электронное кадетское письмо", Электронный вестник "Объединения Кадет Российских Кадетских Корпусов в Аргентине".N 43. Буэнос Айрес, апрель 2007.
Электронный адрес: [email protected]
Почтовый адрес: Casilla de correo 51, 1653 Villa Ballester, Argentina.

6 декабря празднование Благоверного великого князя Александра Невского, одного из самых почитаемых в России православных святых.

Поколениям, выросшим во времена атеистического воспитания, Александр Невский представляется едва ли не былинным персонажем, наряду с Ильей Муромцем или Добрыней Никитичем (а у кого-то с Бэтмэном или Суперменом).

Еще Невского невзначай могут спутать с Петром I: "Это тот Невский, который шведов под Полтавой громил и кричал, что отсель грозить мы им будем?". Между тем, один из самых почитаемых в России православных святых за свои дела и подвиги признан не только народом, но и советским правительством.

Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в городе Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в крещении Феодор, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо. Мать св. Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна. В 1227 г. князь Ярослав, по просьбе новгородцев, стал княжить в Новгороде Великом. Он взял с собой сыновей, Федора и Александра. Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монголы, с запада надвигались рыцари. В этот грозный час и состоялся князь Александр - воина-молитвенник.

Воспользовавшись нашествием Батыя, крестоносцы вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. Множество кораблей подошло к Неве под командованием ярла Биргера. Александр, когда ему не было еще двадцати лет, долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, Александр укрепил дружину исполненными веры словами: "Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!" С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. Александр, ободренный, повел с молитвой войско на шведов. "И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем". За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал Александра Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241 году молниеносным походом Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. В 1242 году зимой он освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера.

Западные пределы русской земли были надежно ограждены, настало время обезопасить Русь с востока. В 1242 году Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Миссию увенчалась успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв; князь Ярослав отдал за это жизнь. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой, необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси, продолжал крепить Александр Невский. Обещав свою поддержку, Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи. В 1252 году многие русские города восстали против татарского ига. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Александру опять пришлось ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Александр стал единовластным великим князем всей Руси. В 1253 году он отразил новый набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил в поход в финскую землю. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.

В 1256 году умер хан Батый. Князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. В 1261 году стараниями Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное Александром Невским историческое призвание Руси. В 1262 году по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов – баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном Руси с востока. В этом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное государство, включившее впоследствии в свои пределы почти все наследие Чингизхана до берегов Тихого океана.

Эта дипломатическая поездка Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник скончался 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.

Нетленные мощи князя были открыты, по видению, пред Куликовской битвой в 1380 года, и тогда же установлено местное празднование. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547 года.

Народ прославил Александра Невского задолго до канонизации Церковью. А Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 года учрежден Орден Александра Невского. Им награждали командиров дивизий, бригад, батальонов, полков, рот и взводов за проявленные в боях за Родину в Великой Отечественной войне личную отвагу, мужество и храбрость, за умелое командование, обеспечившее успешные действия частей и соединений.

Специально для Столетия

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра

В "Походном журнале императора Петра Первого" за июль 1710 года придворный историограф записал: "Государь, будучи в Петербурге, осматривал места, где быть каким строениям, и над Невою рекою... при устье речки Черной, усмотрел изрядное место, которое называлось Виктори, где указал строить монастырь во имя Св. Троицы и Св. Александра Невского".

Нас немного, а враг силен

ОСНОВАНИЕМ святой обители на отвоеванной у шведов дедовской отчине, и именно в честь князя Александра, Петр Первый возблагодарил Господа за дарованные русскому оружию победы в Северной войне. С младых ногтей питал он благоговейную любовь к заступнику земли русской, причисленному еще в 1547 году (примечательно, что на 40-й день правления Ивана Грозного) к лику святых.

Невский был одним из немногих русских князей, о котором еще при жизни в народе говорили как о святом. Во всех преданиях, что дошли до нас, он предстает не просто мудрым провидцем, но Мессией, исполняющим волю Бога и находящимся под его покровительством. В "Повести о житии и храбрости Благоверного и Великого князя Александра", которая включена во Вторую псковскую летопись, составленную около 1486 года, есть эпизод, раскрывающий потаенный смысл знаменитого изречения победителя шведов, сказанного им, как утверждает летописец, своей немногочисленной дружине, которой предстояло встретиться с войском ярла Биргера: "Нас немного, а враг силен; но Бог не в силе, а в правде!"

И повел он свою небольшую дружину в землю Ижорскую, не дожидаясь подкреплений, но уповая на Святую Троицу... А рано утром 15 июля 1240 года объезжавший передовые посты Александр на берегу Невы встретил старейшину ижорян Пелгусия, возглавлявшего морской дозор. Всю ночь тот провел на берегу Финского залива, где христианскую молитву чередовал с наблюдением за шведскими судами. Перед восходом солнца Пелгусию было видение. Разыгрался вдруг страшный шум, и в лучах яркого света увидел ижорянин плывущую по водной глади ладью, в ней - святых мучеников Бориса и Глеба, стоящих в одеждах багряных и держащих руки на плечах друг у друга. А гребцы сидели, как будто окутанные облаком... Услышал Пелгусий, как сказал Борис: "Брате Глебе, да поможем мы сроднику своему, великому князю Александру Ярославичу!" (этот эпизод отражен в картине художника Уткина "Видение Пелгуя", что украшала южную стену Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры).

Александр внимательно выслушал Пелгусия и спустя несколько часов повел свою дружину в решительную атаку на шведов. В поединке с ярлом Биргером Ярославич "возложил ему печать на лицо острым своим копием", повергнув врагов в неописуемый ужас и надолго отбив охоту приходить к нам с мечом...

А ранним утром в субботу, 5 апреля 1242 года, у Вороньего камня, глядя на приближающиеся полчища крестоносных рыцарей, 20-летний князь, уже нареченный Невским, воздел руки к небу и воскликнул: "Суди меня, Боже, и рассуди спор мой с этим велеречивым народом!" Чем закончился кровавый спор, мы знаем.

Жизнь после смерти

МЕЖДУ прочим, крестоносцы звали себя воинами Христа, и на Русь они пришли по благословению Папы Римского, дабы обратить "язычников и еретиков" в латинскую, как тогда говорили, веру. От исхода Ледового побоища зависела судьба православия на Руси. Выходит, если бы Богу был угоден переход русских в католичество, Вороний камень стал бы для Ярославича и его соратников надгробным...

Благоверный Александр, защитник православия и всея Руси, не оставил свой путь служения Отечеству и после физической смерти. "Добрые россияне включили Невского в лик своих ангелов-хранителей, - пишет Н. М. Карамзин, - и в течение веков приписывали ему, как новому небесному заступнику, разные благоприятные для России случаи..." Имя его стало символом небесного предстательства в борьбе против иноземных захватчиков, столетие за столетием зарившихся на русские пределы.

Не случайно орден Александра Невского в 1942 году был учрежден и в Советском государстве, как двумя столетиями ранее, в 1725 году, его ввела в России Екатерина Первая, исполняя замысел умершего своего супруга Петра. А девизом этого императорского ордена было: "За труды и Отечество".

Почитают св. Александра Невского и далеко за пределами России. Храмы в его честь стоят в Париже и Потсдаме, Софии и Таллине...

На закате своей жизни, 29 мая 1723 года, Петр Первый, в очередной раз посетив отстроенный вчерне Александро-Невский монастырь, распорядился перенести туда из Владимира мощи покровителя русских воинов. На всем пути следования, во всех селах и городах их встречали с крестами и иконами, пением молебнов и перезвоном колоколов.

30 августа 1724 года, в третью годовщину завершившего Северную войну Ништадтского мира, раку с мощами под колокольный звон и пушечный салют перенесли в освященную к этому событию монастырскую церковь во имя святого князя, что встала на берегу речки Черной...

"Духом от небес на град сей призирает..."

В 1752 ГОДУ из первого серебра, добытого на Колыванских рудниках, по указу императрицы Елизаветы Петровны для мощей св. Александра была отлита новая великолепная рака длиной около 3 метров. Ее украшает надпись, сочиненная Михайлом Ломоносовым:

"Святой и храбрый князь здесь телом почивает, но духом от небес на град сей призирает..." На двух щитах серебряной пирамиды позади саркофага выбита и прозаическая эпитафия, тоже ломоносовская: "Богу Всемогущему и Его угоднику Благоверному и Великому Князю Александру Невскому, россов усердному защитнику... укротившему варварство на востоке, низложившему зависть на западе..."

30 августа 1790 года из Благовещенского собора, возведенного в 1717 - 1724 гг. в формах итальянского и немецкого барокко по проектам Д. Трезини и Т. Швертфегера, раку с мощами Александра перенесли в только что отстроенный за 16 лет архитектором И. Е. Старовым в стиле раннего классицизма более величественный Свято-Троицкий собор.

Церемония перенесения была приурочена Екатериной Второй к заключению Верельского мирного договора, удачно завершившего развязанную Швецией войну 1788 - 1790 гг. В той войне, задуманной как реванш за поражение в Северной, шведский флот входил в Финский залив и готовился к бомбардировке и захвату Петербурга... Этим планам не позволили сбыться мужественно сражавшиеся моряки эскадр адмиралов Василия Чичагова и Самуила Грейга.

На торжественном приеме в Зимнем дворце в честь победы над шведами государыня в знак признательности церкви за помощь в ободрении войск и флота пожаловала митрополиту Петербургскому Гавриилу розовую панагию с изумрудами, а скульптор Федот Шубин по заказу Екатерины выполнил его беломраморный поясной бюст, поставленный в нише Свято-Троицкого собора против мощей св. Александра (ныне бюст - в Русском музее).

С той поры полукруглая ротонда-ниша со священной реликвией в Свято-Троицком соборе помнит всех без исключения российских государей, часто здесь бывавших, и всех кавалеров ордена св. Александра Невского (а среди них практически все известные полководцы и флотоводцы), ибо это был их орденский храм.

Здесь служили благодарственные молебны во славу русского оружия, отпевали упокоившихся вождей армии и флота. В Благовещенской нижней церкви лавры похоронены генералиссимус А. В. Суворов и трое генерал-фельдмаршалов (В. В. Долгоруков, А. Г. Разумовский, А. М. Голицын), в церкви Воскрешения Лазаря - генерал-фельдмаршалы С. Ф. Апраксин и И. Ю. Трубецкой. Всего же на территории монастыря (с учетом Лазаревского и Тихвинского кладбищ) нашли вечный покой сотни прославленных воинов. По Александро-Невскому некрополю можно ходить часами, встречая знакомые с детства имена не только военных, но и государственных, политических деятелей, ученых, художников, композиторов...

С петровских времен в монастырь (с 1797 года по указу императора Павла Первого именовавшийся лаврой) передавали реликвии воинской славы и другие исторические ценности. В открытом в 1910 году древнехранилище и ризнице паломники могли увидеть крест, найденный на Куликовом поле, кровать Петра, на которой он отдыхал, приезжая в монастырь говеть на Страстной седмице, трости Петра и Екатерины I, маршальский жезл Петра...

А возле раки с мощами святого Александра хранился переданный Николаем Первым ключ от ворот Адрианополя, взятием которого была завершена русско-турецкая война 1828 - 1829 годов...

Конец гонения на веру

ПОЧЕМУ о принадлежавших лавре святынях речь идет в прошедшем времени? Дело в том, что Советская власть почти все их изъяла. Многие утрачены безвозвратно. Драгоценные для православных мощи св. Александра Невского в 1922 году перекочевали в Казанский собор, где был устроен музей религии и атеизма, а знаменитую серебряную раку, разобрав на части, отвезли в Эрмитаж... Алтарные образа, украшавшие Свято-Троицкий собор, - шедевры кисти Ван Дейка, Рубенса, Бассано, иконы и картины русских художников Воинова, Уткина, Мошкова и др. - частью тоже перекочевали в эрмитажную коллекцию, а частью были проданы на Запад.

Большевистская власть подвергала лавру разгрому несколько раз. Последний из действовавших храмов во имя Св. Духа был закрыт в ноябре 1935-го.

Но сбылось пророчество священномученика митрополита Вениамина, расстрелянного в августе 1922 года: гонениям на веру наступил конец. В июне 1989 года мощи св. Александра были возвращены церкви, и впервые за много десятилетий по Невскому проспекту из Казанского собора в Свято-Троицкий прошел крестный ход. С 1996 года в лавре возрождается монашеская жизнь. И ангельское пение, которым так славилась лавра в дореволюционные годы (хор митрополичьих певчих, регентом которого в начале XIX века был протоиерей и композитор П. И. Турчанинов, считался лучшим в Петербурге), вновь зазвучало под сводами ее церквей...

Ежегодно 6 декабря, когда церковь отмечает память св. Александра Невского, в Свято-Троицком соборе вновь собираются кавалеры ордена его имени, а 30 августа в честь торжества перенесения его мощей в Свято-Троицкий собор иерархи петербургского духовенства на площади перед лаврой принимают парад курсантов военных училищ. И как века назад, нынешнее поколение защитников Отечества воздает честь православным святыням, осенявшим дружинников Александра Невского, ополченцев Минина и Пожарского, гренадеров Петра Великого...

Иногда по выходным мы публикуем для вас ответы на различные викторины в формате «Вопрос - ответ». Вопросы у нас самые разные как простые, так и достаточно сложные. Викторины очень интересные и достаточно популярные, мы же просто помогаем вам проверить свои знания. И у нас очередной вопрос в викторине - Где впервые произнесена фраза “Не в силе Бог, а в правде”, ставшая впоследствии крылатой?

  • в Новгороде
  • в фильме “Брат 2”
  • в Белом море
  • в соборе Парижской Богоматери

Правильный ответ: в Новгороде

Житийная повесть сообщает о подготовке к битве со шведами следующее: вражеский вождь «…пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: “Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою”. Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: “Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ”. И, припомнив слова пророка, сказал: “Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне”. И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, утер слезы и сказал, чтобы ободрить дружину свою: “Не в силе Бог, но в правде”».

Шведский лагерь располагался неподалеку от впадения реки Ижоры в Неву. Он подвергся нападению русских отрядов в воскресенье 15 июля около 10 часов утра. Битва затянулась на много часов. В конце концов, шведы не выдержали боя и подались к кораблям, отдав свой плацдарм на берегу. Два судна им пришлось наполнить мертвыми телами знатных («вятших») воинов, а иных, как говорят русские источники, похоронили в общей яме «без числа».

Победа принесла Александру Ярославичу громкую славу. Этот успех и добавил к имени князя почетное прозвище «Невский».