Название гос казны. Государственная казна. Назначение государственной казны

РФ отличается неоднородностью. Существует два уровня ее формирования. Первым является федеральная, а вторым - региональная собственность. Имущество может закрепляться за госпредприятиями и учреждениями на Им также может формироваться казна государства. Реализация прав госсобственности регулируется статьями 214, 124-125 и 113 ГК. Рассмотрим далее, что такое казна.

Общая характеристика

Источники пополнения казны - средства бюджета и муниципальное либо госимущество. При этом в ее формировании участвуют только те объекты, которые не закрепляются за госучреждениями и предприятиями. Данное положение устанавливает 214 статья ГК. Определяя, что такое казна, норма указывает на то, что она может быть федеральной, региональной (республиканской, краевой, областной, окружной). Выступая в качестве совокупности имущества, она не может участвовать в гражданских правоотношениях.

Финансовая составляющая

Некоторые цивилисты, разъясняя, что такое казна, указывают на большую роль бюджетных средств в ее формировании. Они указывают, что именно финансовая составляющая является ее основой. При этом авторы относят к источникам образования казны и средства внебюджетных муниципальных и госфондов. Таким образом, основная часть представлена финансовыми ресурсами, а отношения по их формированию выступают в качестве предмета денежно-правового регулирования. Из этого следует, что государственная казна включает в себя право собственности на которые регулируется нормами различных юридических отраслей. В частности, по постановлению ВС РФ №3020-1 от 27.12.1991 г. в нее включаются валютный и алмазный фонды, а также золотой запас.

Функции собственника

Реализация прав в отношении имущества, посредством которого формируется государственная казна, муниципальные образования и РФ осуществляют непосредственно. При этом функции госсобственика невозможно осуществлять вне деятельности уполномоченных органов. Это означает, что право пользования, владения, распоряжения государство реализует через свои институты власти. В п. 1, 2 125 статьи ГК определено, что муниципальные и госорганы получают и осуществляют юридические возможности и несут обязанности от имени РФ и МО в пределах своей компетенции. Ее границы устанавливаются нормативными актами, закрепляющими правовой статус этих институтов власти. На практике в качестве представителей муниципалитетов и государства в отношении средств бюджета выступают законодательные структуры. Они наделяются соответствующими полномочиями от имени административно-территориальных образований.

Исполнительные органы

В действующем законодательстве определяется компетенция структур местной и госвласти. Нормы предусматривают полномочия по распоряжению, пользованию и владению средствами бюджета не только для представительных, но и для исполнительных органов. Примером, в частности, может служить Орловская обл. в данном регионе организуется в соответствии с областным законодательством, принимаемым в рамках конституционных положений и ФЗ. Высший при этом наделяется полномочиями утверждать нормативные акты, которыми регулируется пополнение казны, порядок распоряжения ее средствами и объектами. Кроме этого, в компетенцию данного института власти входит контроль сохранности и целевого использования имущества, ее составляющего. Постановлением коллегии администрации области №43 определено, что такое казна. Ее составляют бюджетные средства, и недвижимые объекты, не закрепленные за региональными учреждениями и предприятиями на правах оперативного управления/хозяйственного ведения. В нее включены также земельные участки, не переданные в аренду, являющиеся собственностью области.

Объекты

Учитывая законодательное определение, а также нормативные акты регионального уровня, можно определить, что народная казна состоит из:

  1. Средств бюджета.
  2. Ценных бумаг, долей в уставных капиталах хозяйствующих субъектов.
  3. Архивных документов и фондов.
  4. Сооружений, зданий, нежилых и жилых помещений.
  5. Движимых объектов.
  6. Нематериальных и материальных активов.
  7. Историко-культурных ценностей.
  8. Иного имущества, не переданного в хозяйственное ведение/оперативное управление учреждениям/предприятиям.
  9. Незакрепленных земельных участков.

Необходимо сказать, что объекты региональной казны могут располагаться как на территории субъекта, так и за его пределами.

Основания формирования

Народная казна включает в себя только те объекты, которые соответствуют требованиям законодательства. Среди оснований для отнесения имущества к рассматриваемой категории следует отметить:

  1. Отсутствие постоянного пользования и аренды на земельные участки, предоставленные предприятиям и учреждениям в хозяйственное ведение/оперативное управление.
  2. Изъятие неиспользуемого и излишнего либо эксплуатируемого не по установленному назначению имущества.
  3. Отказ учреждения/предприятия от прав оперативного управления/хозяйственного ведения на материальные ценности, прекращение аренды и бессрочного пользования земельными участками.
  4. Наличие остатка объектов после ликвидации федеральных, региональных или муниципальных организаций
  5. Отсутствие собственника материальных ценностей, отказ законного владельца от своих прав на имущество или их утрата по другим основаниям, определенным в действующих нормах, которые в порядке и в случаях, установленных законом, перешли в собственность РФ, субъекта или муниципалитета.

Учет

Для обеспечения контроля над состоянием объектов предусматривается реестр госимущества. В региональной базе присутствует соответствующий раздел "Казна". Учет имущества осуществляется путем внесения сведений о его составе, стоимости, способе приобретения, сроке и основаниях его регистрации. При необходимости может указываться и иная информация. Включение имущества в специальный раздел и исключение объектов из него производится на основании приказов (решений) региональных исполнительных органов по управлению материальными ценностями субъектов.

Муниципальная казна

Она формируется в соответствии с ГК, ФЗ №131, Уставом МО и прочими нормативными актами местных органов власти. Согласно указанным документам, представительный институт разрабатывает положение, в котором определяются уполномоченные структуры, управляющие имуществом, порядок учета и использования объектов. В акте также могут присутствовать и иные условия, касающиеся формирования казны. В ее состав включаются:

  1. Бюджетные средства МО.
  2. Доли в уставных капиталах экономических субъектов, акции и прочие ценные бумаги.
  3. Муниципальный жилфонд.
  4. Нежилые помещения, сооружения, здания.
  5. Земельные участки и иные природные ресурсы, отнесенные к муниципальной собственности.
  6. Прочее движимое/недвижимое имущество, которое не закрепляется за предприятиями/учреждениями на управления.

Как и объекты региональной казны, муниципальное имущество может располагаться на территории МО или за его пределами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http: //www. allbest. ru/

Введение

В условиях мирового экономического кризиса возрастает актуальность не только экономного использования государственных ресурсов, но и оптимизации деятельности государства по их наращиванию в том числе для достижения стратегической цели - обеспечение безусловного перехода от ресурсной экономики к инновационной экономике.

В экономической теории государственные ресурсы (государственное имущество) включенные в казну составляют средства соответствующего бюджета и иное имущество (активы казны) принадлежащее Российской Федерации субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию на праве собственности не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

Имущество казны России составляющее основу национального богатства является одним из базовых ресурсов государственного регулирования экономики и в основном обеспечивает стратегический баланс между потребностями государства (в том числе для обеспечения безопасности суверенитета) и возможностями по пополнению (формированию) таких активов.

Следует отметить что сам термин «казна» применяется в двух значениях. С одной стороны, казна рассматривается как хранилище имущества и данная трактовка казны приводится в большинстве действующих законодательных и нормативных актов. Второе значение института казны - система управления федеральной собственностью, не переданной в пользование третьим лицам основное назначение которой - перераспределение государственных активов. В такой системе происходит формирование (аккумулирование) активов, поступающих из различных источников для дальнейшего их использования в интересах государства. При этом формирование казны осуществляется в основном органами государственной власти различных уровней на которые возложены функции приобретения инвентаризации учета оценки хранения контроля передачи в хозяйственное пользование и оперативное управление приватизации ликвидации соответствующих видов активов. Исходя из средне- и долгосрочных программ развития государства, указанные функции реализуются в форме самостоятельных процедур (операций) которые в свою очередь группируются по видам активов и направлениям дальнейшего использования.

1. Понятие сущность цели и задачи государственной казны

В гражданском кодексе РФ дается следующее определение государственной казны - «Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями составляют государственную казну Российской Федерации казну республики в составе Российской Федерации казну края области города федерального значения автономной области автономного округа».

В казну поступают налоги пошлины и другие государственные доходы, а также иное имущество, приобретенное РФ республикой в составе РФ автономной областью автономным округом краем областью в соответствии с законом.

Сущность государственной казны наиболее полно проявляется в ее функциях:

1. Воспроизводственная функция. Проявляется в том, что посредством расходов из государственной казны обеспечивается финансирование различных мероприятий отраслей экономики публично-правового образования образуются доходы отдельных категорий граждан. Государственное казенное имущество в целом позволяет вступать публичному субъекту в экономические отношения инициировать и создавать благоприятные условия для функционирования как государственного, так и негосударственного сектора экономики.

2. Социальная функция. Осуществляется в связи с финансированием социально-культурных мероприятий. Кроме того, распоряжение объектами государственной казны производит опосредованный социальный эффект заключающийся в сохранении и создании новых рабочих мест.

3. Функция капитализации. Реализуется при поступлении в государственную казну ценных бумаг, а также посредством внесения вкладов в уставные капиталы хозяйственных обществ.

4. Инвестиционная функция. Выражается в том, что государственная казна может выступать инструментом проведения инвестиционной политики публично-правового образования (обеспечительная мера).

5. Организационная функция. Проявляется в обеспечении деятельности органов государственной власти публичного субъекта государственных унитарных предприятий и учреждений.

6. Гарантийная функция. Выражается в обеспечении государственным казенным имуществом государственного долга публично-правового образования (кредитных соглашений и договоров; государственных займов осуществляемых путем выпуска ценных бумаг публичного субъекта; договоров и соглашений о получении бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации и т.д.).

7. Правовая функция. Обусловливает возможность непосредственного участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях.

Социально-экономическая сущность института имущества казны проявляется в задачах управления в реализации которых она должна участвовать:

Рост социально-экономического уровня жизни населения;

Пополнение бюджетов соответствующих уровней;

Развитие конкуренции и поддержки предпринимательства;

Учет и нахождение хозяина бывшего «ничейным» или низкоэффективного государственного имущества;

Вывод общественных ресурсов из теневой экономики.

Институт имущественной казны как элемент хозяйственной структуры государства

Должен базироваться на социально-экономической политике государства. Усиление его значимости будет способствовать стабилизации и росту экономики активному участию в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальным блоком задач. Для придания имуществу казны социально-экономической сущности реального ресурса необходимо:

Четкое разграничение и юридическое закрепление прав собственности за субъектами общества в том числе общественно-правовыми образованиями;

Учет потенциального имущества, который должен производиться на основе социально-экономической экспертизы, определяющей реальную ценность и перспективу включения его в экономический оборот или постановки на баланс органов социального блока. Необходим ступенчатый (поэтапный) метод учета и освоения потенциального имущества.

2. Структура государственной казны России

В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют точные сведения о количестве объектов относящихся в соответствии с действующим законодательством к казне, а также их реальных объемах. Одной из причин является то что в декабре 2004 года из Бюджетного кодекса Российской Федерации исключена одна из норм статьи 276. Указанной нормой предписывалось предоставлять в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета реестр федеральной государственной собственности на первый и последний день отчетного финансового года что привело к потере важнейшего информационного источника о состоянии имущества казны на федеральном уровне. «Детальная информация о структуре казны представлена в отчете Счетной палаты Российской Федерации «Реализация прав и полномочий Российской Федерации в отношении федерального имущества (за исключением средств федерального бюджета) составляющего казну Российской Федерации» утвержденном протоколом Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 26 октября 2007 года № 46К (564)»1.

К объектам имущества казны Российской Федерацией в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации кроме средств федерального бюджета Пенсионного фонда Государственного резерва Алмазного фонда социального страхования других государственных валютных и внебюджетных фондов Российской Федерации уставного капитала и иного имущества Банка России включая золотовалютные резервы относится движимое и недвижимое имущество.

В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу относятся земельные участки недр и все что прочно связано с землей в том числе здания сооружения объекты незавершенного строительства. К недвижимому имуществу также отнесены подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда внутреннего плавания космические объекты.

Вещи, не относящиеся к недвижимости включая деньги и ценные бумаги признаются движимым имуществом.

Таким образом к объектам имущества казны Российской Федерации в соответствии с законодательством можно отнести:

а) земельные участки, находящиеся в федеральной собственности;

б) участки леса недр водные объекты и другие природные ресурсы, находящиеся в федеральной собственности;

в) недвижимое имущество в том числе:

Здания строения сооружения, находящиеся в федеральной собственности и не закрепленные за федеральными предприятиями и учреждениями;

Объекты инженерного и коммунального назначения;

Бесхозное имущество (на период установления собственника);

Имущество и имущественные комплексы ликвидированных унитарных предприятий и учреждений;

г) движимое имущество в том числе акции (доли вклады) хозяйственных обществ и товариществ находящееся в федеральной собственности;

д) имущественные права в том числе права на объекты интеллектуальной собственности полученные за счет средств федерального бюджета;

и) иное находящееся в федеральной собственности недвижимое и движимое имущество в том числе переданное в пользование аренду залог и по иным основаниям выморочное имущество.

При этом на законодательном уровне перечень устанавливающий исчерпывающий состав имущества составляющего государственную казну Российской Федерации и подлежащего государственному учету ведению и распоряжению не определен.

В отсутствие нормативных актов устанавливающих перечень имущества казны документами Росимущества имущество составляющее казну определено как недвижимое имущество (без земельных участков) не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями в состав которого входит имущество ранее запрещенное к приватизации и выведенное из имущественных комплексов приватизированных предприятий включающее в себя объекты нежилого назначения изъятые из гражданского оборота (ограниченные в обороте) и объекты жилого фонда подлежащие передаче муниципальным образованиям. Также в состав имущества казны входят: здания различного назначения помещения (жилые и нежилые) сооружения в том числе: взлетно-посадочные полосы дороги причальные стенки инженерно-технические коммуникации объекты незавершенного строительства выморочное имущество.

3. Источники формирования государственной казны России

Источниками формирования казны являются: бесхозяйственное имущество, переданное на период оформления и переоформления прав собственности имущество, переданное безвозмездно юридическими и физическими лицами объекты собственности, выведенные из состава организаций временно либо в период оформления банкротства имущество, переданное на время оформления в части разграничения прав собственности природные ресурсы земля шельф вода. Указанные элементы казны могут использоваться расходоваться приватизироваться передаваться на возмездной или безвозмездной основе в собственность или пользование различным организациям ликвидироваться на основании решений органов исполнительной власти ответственных за формирование и (или) использование казны.

Диаграмма 1. Состав объектов казны в процентном соотношении по состоянию на 01.02.2013 (в разбивке по категориям).

Наличие таких элементов, обеспечивающих органы управления страны полной точной своевременной и надежной информацией о состоянии экономической обстановки в том числе о состоянии казны Российской Федерации снижает риск неопределенности при принятии управленческих решений на всех уровнях системы государственного регулирования.

Основная масса объектов, относящихся к имуществу казны формируется за счет имущества не вошедшего в состав подлежащих приватизации активов государственных предприятий и изымаемого собственником в соответствии с законодательством.

В соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284) в том числе не подлежали приватизации: недра лесной фонд водные ресурсы воздушное пространство ресурсы континентального шельфа территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации частотный и орбитальный ресурс космических систем в том числе: охраняемые или особым образом используемые природные территории с находящимися на них объектами недвижимости; движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения; портовые гидротехнические сооружения и объекты обслуживающие Северный морской путь атомный учебный гидрографический ледокольный флот имущество для проведения спасательных работ и ликвидации разливов нефти в море объекты и сооружения входящие в системы управления движением судов; объекты предприятия и оборудование для захоронения твердых и жидких радиоактивных и ядовитых химических отходов; объекты системы и средства управления воздушным движением аэропортов и авиапредприятий связанных с обеспечением единой системы управления воздушным движением нижнего и верхнего воздушного пространства; аэродромы федерального значения; защищенные объекты органов государственного управления защитные сооружения гражданской обороны материальные ценности второй группы и отдельно стоящие специализированные складские помещения для их хранения.

Источниками формирования федеральной казны также является имущество:

Созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета;

Переданное в федеральную собственность с другого публично-правового уровня;

Переданное юридическими или физическими лицами безвозмездно в собственность Российской Федерации;

Конфискованное арестованное;

Залоговое бесхозяйное;

Выморочное и иное имущество, обращенное в федеральную собственность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таблица 1 Фактические поступления в федеральный бюджет по основным видам доходов, 2008 - 2013 годы (млн. руб.).

Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ

Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий

Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в федеральной собственности

Доходы от продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений

Доходы от сдачи в аренду имущества, составляющего казну РФ

Прочие доходы

Кроме того, в соответствии с законодательством имущество может поступать в государственную казну не только общими (общегражданскими) но и специальными способами не свойственными отношениям частной собственности: с помощью налогов сборов и пошлин, а также реприватизации реквизиции конфискации и национализации.

4. Проблемы функционирования государственной казны России

В настоящее время на федеральном уровне обозначены только генеральные цели и задачи управления комплексом государственной собственности. На региональном и муниципальном уровнях в большинстве обследованных субъектах существуют нормативные правовые акты определяющие порядок использования и распоряжения имуществом казны в подавляющем большинстве обследованных субъектах Российской Федерации.

На федеральном уровне нормативные правовые акты в полной мере определяющие единообразный порядок учета использования и распоряжения имуществом казны (за исключением средств федерального бюджета) отсутствуют.

По итогам проведенного анализа отечественного законодательства можно констатировать:

Отсутствие и недостаточность нормативно-правовой базы по закреплению прав и реализации полномочий Российской Федерации в отношении федерального имущества казны;

Отсутствие нормативных правовых актов в полной мере определяющих единообразный порядок учета использования и распоряжения имуществом казны;

Отсутствие нормативных правовых актов, обеспечивающих управление имуществом федеральной казны с целью социально-экономического развития государства;

Отсутствие механизмов, обеспечивающих полноту и достоверность учета федерального имущества казны;

Отсутствие механизма, обосновывающего распоряжение федеральным имуществом казны;

Отсутствие порядка расходования средств на содержание федерального имущества казны.

Также законодательно не определен порядок списания имущества составляющего государственную казну в силу его непригодности.

В современных условиях совершенствование системы управления федеральным имуществом должно осуществляться в направлениях:

Совершенствования нормативно-правовой базы управления собственностью;

Совершенствования механизмов защиты и сохранения федерального имущества в том числе развитие системы контроля при управлении федеральным имуществом;

Развития системы учета федерального имущества анализа и методов управления повышения обоснованности и качества принятия управленческих решений;

Структурирования федеральной собственности с целью формирования инфраструктуры отраслевого и территориального управления экономикой, а также управления имущественными комплексами в регионах;

Обеспечения обоснованного процесса адресной приватизации федерального имущества на основе четких критериев экономической и социальной целесообразности.

При этом современное состояние реестров федерального имущества можно охарактеризовать как переходный интеграционный этап от начального накопления и систематизации базовых информационных ресурсов и создания коммуникационной инфраструктуры к целенаправленному построению и промышленному использованию систем Единого реестра собственности Российской Федерации всех типов.

Существенным является влияние быстро меняющегося законодательства всех уровней в области реестрового и учетного дела электронного документооборота защиты информации и персональных данных. Возрастают требования к точности актуальности и достоверности информации в электронных базах данных.

Совершенствование системы учета анализа и методов управления государственным имуществом должно осуществляться в направлении:

Консолидации разрозненных баз данных на основе создания Единого реестра федерального имущества и включения в них стоимостных и объемных характеристик соответствующих объектов.

Управление федеральным имуществом в целом и его отдельными видами

Должно осуществляться в направлении оптимизации структуры имущества на основе перспективного планирования с использованием системы критериев (экономических и социальных) а также с внедрением экономико-математических методов пообъектного и комплексного анализа отдельных сегментов федерального имущества.

Основой функционирования имущества казны Российской Федерации должна являться действующая в настоящее время практика управления при которой управление объектами имущества федеральной казны осуществляется органами исполнительной власти уполномоченными управлять использовать и распоряжаться таким имуществом.

При управлении федеральным имуществом должно обеспечиваться:

Рациональное соотношение между реализуемыми и остающимися в федеральной собственности активами на основании системы критериев оценки эффективности управления природными ресурсами недвижимостью пакетами акций и государственными предприятиями;

Поддержка оптимального соотношения между нежилыми помещениями находящимися в аренде оперативном управлении и хозяйственном ведении направленного на постепенный отказ от использования института хозяйственного ведения;

При этом попытки дальнейшего развития существующей информационной системы наталкиваются на ряд объективных технологических и методологических ограничений что может привести к неоправданному увеличению ресурсов (как материальных, так и человеческих) необходимых для дальнейшей модернизации существующего программного обеспечения.

За 2013 год впервые удалось достичь значительного сокращения количества объектов недвижимого имущества государственной казны - этот показатель составляет 2,54% (2 136 объектов).

государственный казна бюджет россия

Динамика количества объектов казны с разбивкой по категориям (2013-2014 годы).

Заключение

На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Отсутствует комплексная система федерального законодательства в отношении государственной собственности что существенно тормозит развитие института казны в России. Противоречивость и пробелы в регулировании режима госсобственности снижают потенциал ее использования так, как только единый собственник в лице государства способен обеспечить эффективность управления в масштабах страны.

Переходный период в экономике России характеризуется отсутствием в сфере государственной собственности сформированных организационно-экономических механизмов управления федеральным имуществом. Одним из основных элементов управления государственной собственностью в рыночных условиях должен стать институт государственной казны.

3. Практически половина объектов недвижимого имущества, относящегося к казне в 2006 году использовалась юридическими и физическими лицами в отсутствие правовых оснований. Средства от использования такого имущества в федеральный бюджет не поступают.

4. В безвозмездном пользовании находятся объекты, которые с максимальной эффективностью могли быть переданы в аренду в результате чего в федеральный бюджет ежегодно недопоступают значительные средства.

5. На договорных отношениях в аренду передано только 5 % зданий и помещений, относящихся к имуществу казны. В 2006 году по 65 % договоров поступление арендной платы в федеральный бюджет производилось на основании расчетов по методике Мингосимущества России занижающей рыночную стоимость аренды в 2 и более раза.

Список использованной литературы

1. Гринкевич Л.С. Сагайдачная Н. Государственные и муниципальные финансы России. Учебное пособие Издательство: "КНОРУС" 2013.

2. Карасева М.В. Финансовое право РФ. 2-е изд. перераб Издательство: "Юристъ" 20012.

3. Панова В.В. Особенности формирования и расходования средств государственной казны Свердловской области // Исследование проблем федерализма в России: междисциплинарный подход. Вып. 5. Российский федерализм: проблемы и перспективы. Екатеринбург: Изд-во УрО РАН 2015 г.

4. Панова В.В. Экономическое содержание понятия "государственная казна" // Сб. науч. тр. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ 2012 г.

5. Финансы. 3-е изд. перераб. и доп. Под ред. Поляка Г.Б. Издательство: "Юнити" 2012.

6. http://www.rosim.ru/ - официальный сайт Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Размещено на Аllbest.ru

...

Подобные документы

    Федеральный бюджет как основа государственной казны. Доходы проекта федерального бюджета, анализ отчетов о его исполнении. Взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами других уровней. Анализ источников финансирования дефицита федерального бюджета.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Состав, структура и динамика доходов государственного бюджета. Характеристика налогов, неналоговой прибыли и безвозмездных перечислений как основных видов пополнений державной казны. Разработка параметров федерального бюджета России на 2008-2010 гг.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2010

    Понятие государственных расходов и доходов. Характеристика доходов государства. Федеральный бюджет – основа государственной казны. Характеристика государственных расходов. Политика Правительства РФ в области расходов. Анализ бюджета государства.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2008

    Финансовый план государства. Потребности, подлежащие удовлетворению за счет государственной казны. Источники и размеры ожидаемых поступлений в государственный бюджет. Условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач.

    презентация , добавлен 05.01.2014

    Источники формирования государственной казны, основные причины широкого распространения акцизов, их ощутимые фискальные выгоды и высокая скорость получения. Косвенные налоги и формирование бюджета, применение казенных монополий на подакцизные товары.

    контрольная работа , добавлен 18.05.2010

    История и предпосылки возникновения финансов, происхождение термина и его значение. Главные расходы и доходы государства. Выделение государственной казны и ее полное отделение от собственности монарха. Понятия государственных финансов, бюджета и кредита.

    презентация , добавлен 06.05.2012

    презентация , добавлен 11.05.2011

    Налоговые доходы федерального бюджета, их содержание, состав, структура и динамика. Проблемы и пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета. Структура поступлений доходов в Федеральный бюджет по видам налогов в 2007 году (в %).

    курсовая работа , добавлен 11.04.2008

    Федеральный бюджет как главный финансовый план государства, его функции и источники формирования. Налоговые и неналоговые доходы бюджета. Понятие и виды расходов бюджета. Основные показатели федерального бюджета на 2016 г. Структура налоговых доходов.

    презентация , добавлен 18.02.2016

    Теоретические основы формирования доходной части бюджета государства. Сущность доходов и источники их формирования. Бюджетная классификация доходов и ее роль в кассовом исполнении. Структура совершенствования доходов федерального бюджета России.

Введение.

В условиях мирового экономического кризиса возрастает актуальность не только эко­номного использования государственных ресурсов, но и оптимизации деятельности госу­дарства по их наращиванию, в том числе для достижения стратегической цели - обеспече­ние безусловного перехода от ресурсной экономики к инновационной экономике.

В экономической теории государственные ресурсы (государственное имущество), включенные в казну, составляют средства соответствующего бюджета и иное имущест­во (активы казны), принадлежащее Российской Федерации, субъекту Россий­ской Федерации или муниципальному образованию на праве собственности, не закреп­ленное за государственными предприятиями и учреждениями.

Имущество казны России, составляющее основу национального богатства, является одним из базовых ресурсов государственного регулирования экономики и, в основном, обеспечивает стратегический баланс между потребностями государства (в том числе для обеспечения безопасности, суверенитета) и возможностями по пополнению (фор­мированию) таких активов.

Следует отметить, что сам термин «казна» применяется в двух значениях. С одной стороны казна рассматривается как хранилище имущества, и данная трактовка казны при­водится в большинстве действующих законодательных и нормативных актов. Второе зна­чение института казны - система управления федеральной собственностью, не переданной в пользование третьим лицам, основное назначение которой - перераспределение государ­ственных активов. В такой системе происходит формирование (аккумулирование) активов, поступающих из различных источников, для дальнейшего их использования в интересах государства. При этом формирование казны осуществляется, в основном, органами госу­дарственной власти различных уровней, на которые возложены функции приобретения, инвентаризации, учета, оценки, хранения, контроля, передачи в хозяйственное пользова­ние и оперативное управление, приватизации, ликвидации соответствующих видов акти­вов. Исходя из средне- и долгосрочных программ развития государства, указанные функ­ции реализуются в форме самостоятельных процедур (операций), которые, в свою очередь, группируются по видам активов и направлениям дальнейшего использования. При форми­ровании активов казны можно выделить следующие процедуры: оценка текущего состоя­ния казны и прогноза ее изменения, выработка политики по формированию казны, норма­тивно-правовое обеспечение формирования казны, информационное обеспечение и веде­ние баз данных по активам. В составе перечисленных процедур, а также в качестве само­стоятельных единиц при формировании казны используются отдельные операции, такие как операции учета, оценки, инвентаризации, хранения и т. п.

1. Теоретические аспекты государственной казны России.

1.1. Понятие, сущность, цели и задачи государственной казны.

В гражданском кодексе РФ дается следующее определение государственной казны – «Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа» .

В казну поступают налоги, пошлины и другие государственные доходы, а также иное имущество, приобретенное РФ, республикой в составе РФ, автономной областью, автономным округом, краем, областью в соответствии с законом.

Сущность государственной казны наиболее полно проявляется в ее функциях:

1. Воспроизводственная функция. Проявляется в том, что посредством

расходов из государственной казны обеспечивается финансирование различных мероприятий, отраслей экономики публично-правового образования, образуют­ся доходы отдельных категорий граждан. Государственное казенное имущество в целом позволяет вступать публичному субъекту в экономические отношения, инициировать и создавать благоприятные условия для функционирования как государственного, так и негосударственного сектора экономики.

2. Социальная функция.Осуществляется в связи с финансированием соци­ально-культурных мероприятий. Кроме того, распоряжение объектами государ­ственной казны производит опосредованный социальный эффект, заключаю­щийся в сохранении и создании новых рабочих мест.

3. Функция капитализации.Реализуется при поступлении в государствен­ную казну ценных бумаг, а также посредством внесения вкладов в уставные ка­питалы хозяйственных обществ.

4. Инвестиционная функция.Выражается в том, что государственная казна может выступать инструментом проведения инвестиционной политики пуб­лично-правового образования (обеспечительная мера).

5. Организационная функция.Проявляется в обеспечении деятельности ор­ганов государственной власти публичного субъекта, государственных унитар­ных предприятий и учреждений.

6. Гарантийная функция.Выражается в обеспечении государственным ка­зенным имуществом государственного долга публично-правового образования (кредитных соглашений и договоров; государственных займов, осуществляе­мых путем выпуска ценных бумаг публичного субъекта; договоров и соглаше­ний о получении бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджет­ной системы Российской Федерации и т.д.).

7. Правовая функция.Обусловливает возможность непосредственного уча­стия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях.

Социально-экономическая сущность института имущества казны проявляется в задачах управления, в реализации которых она должна участвовать:

Рост социально-экономического уровня жизни населения;

Пополнение бюджетов соответствующих уровней;

Развитие конкуренции и поддержки предпринимательства;

Учет и нахождение хозяина бывшего «ничейным» или низкоэффективного го­сударственного имущества;

Вывод общественных ресурсов из теневой экономики.

Институт имущественной казны как элемент хозяйственной структуры государства

должен базироваться на социально-экономической политике государства. Усиление его значимости будет способствовать стабилизации и росту экономики, активному участию в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальным блоком задач. Для придания имуществу казны социально-экономической сущности реального ре­сурса необходимо:

Четкое разграничение и юридическое закрепление прав собственности за субъек­тами общества, в том числе общественно-правовыми образованиями;

Учет потенциального имущества, который должен производиться на основе со­циально-экономической экспертизы, определяющей реальную ценность и перспек­тиву включения его в экономический оборот или постановки на баланс органов со­циального блока. Необходим ступенчатый (поэтапный) метод учета и освоения по­тенциального имущества.

Кроме того, формирование казны как инструмента, позволяющего решать социаль­но-экономические задачи, предусматривает вложение средств для придания объектам имущества товарного вида в целях передачи правомочий собственности на имущество казны, как субъектам государственных предприятий, учреждений, так и частным орга­низациям социального блока.

При этом основными задачами в отношении государственной собственности являются:

Поэтапное сокращение избыточной части государственного сектора, которая не обеспечивает выполнения функций государства;

Переход к новой модели управления государственной собственностью, основан­ной на принципах строгого соответствия состава государственного имущества необхо­димым функциям государства;

Качественное повышение эффективности управления федеральной собственно­стью с целью существенного увеличения доходов от использования имущества, утра­тившего значение для обеспечения выполнения государственных функций и временно находящегося в федеральной собственности.

1.2. Структура государственной казны России.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют точные сведения о коли­честве объектов, относящихся в соответствии с действующим законодательством к каз­не, а также их реальных объемах. Одной из причин является то, что в декабре 2004 года из Бюджетного кодекса Российской Федерации исключена одна из норм статьи 276. Указанной нормой предписывалось предоставлять в Государственную Думу Федераль­ного Собрания Российской Федерации одновременно с отчетом об исполнении феде­рального бюджета реестр федеральной государственной собственности на первый и по­следний день отчетного финансового года, что привело к потере важнейшего информа­ционного источника о состоянии имущества казны на федеральном уровне. «Детальная информация о структуре казны представлена в отчете Счетной палаты Российской Фе­дерации «Реализация прав и полномочий Российской Федерации в отношении феде­рального имущества (за исключением средств федерального бюджета), составляющего казну Российской Федерации», утвержденном протоколом Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 26 октября 2007 года № 46К (564)» .

К объектам имущества казны Российской Федерацией в соответствии с Граж­данским кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федера­ции, кроме средств федерального бюджета, Пенсионного фонда, Государственного ре­зерва, Алмазного фонда, Фонда социального страхования, других государственных ва­лютных и внебюджетных фондов Российской Федерации, уставного капитала и иного имущества Банка России, включая золотовалютные резервы, относится движимое и не­движимое имущество.

В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимому имуществу также отнесены подлежащие государст­венной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, косми­ческие объекты.

(на примере Орловской области) О.И. КОРОТКОВА, заведующая правовым сектором Управления государственного имущества администрации Орловской области, ассистент кафедры гражданского права Орловского государственного университета Государственная собственность в России неоднородна. Выделяются два ее уровня: федеральная собственность и государственная собственность субъектов Федерации. Государственное имущество может быть закреплено за государственными предприятиями и учреждениями в хозяйственное ведение и оперативное управление (статьи 294 и 296 Гражданского кодекса РФ), а также составлять государственную казну.

(на примере Орловской области)

О.И. КОРОТКОВА,

заведующая правовым сектором Управления государственного имущества администрации Орловской области, ассистент кафедры гражданского права Орловского государственного университета

Государственная собственность в России неоднородна. Выделяются два ее уровня: федеральная собственность и государственная собственность субъектов Федерации. Государственное имущество может быть закреплено за государственными предприятиями и учреждениями в хозяйственное ведение и оперативное управление (статьи 294 и 296 Гражданского кодекса РФ), а также составлять государственную казну.

Под основными целями, задачами и принципами государственной политики Российской Федерации в сфере управления государственным сектором экономики понимаются совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, а также государственной казны и имущественных прав государства. Реализация права государственной собственности определена в статьях 113, 124, 125 и 214 ГК РФ.

В число объектов государственной собственности входит государственная казна Российской Федерации и ее субъектов. Казна представляет собой средства соответствующего бюджета и иное государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Таким образом, казна - это совокупность имущества.

Статья 214 ГК РФ устанавливает, что средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. В соответствии со ст. 128 ГК РФ имущество относится к объектам гражданского права. Казна как совокупность имущества является объектом, который в таком качестве не может выступать участником (субъектом) гражданских правоотношений.

Некоторые цивилисты указывают в рассматриваемых правоотношениях на огромное значение финансового права, объясняя это тем, что казну составляют в первую очередь средства соответствующего бюджета. Кроме того, туда могут быть отнесены средства государственных и муниципальных внебюджетных фондов. То есть основная часть казны представлена фондами финансовых ресурсов, а отношения по их образованию, распределению и использованию признаются предметом финансово-правового регулирования. Поэтому в казну входит и такое имущество, право собственности на которое регулируется другими отраслями права.

Так, в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (в ред. от 15.07.1998) в казну России входят золотой запас, алмазный и валютный фонды.

Функции собственника в отношении имущества, входящего в состав казны, государство и муниципальные образования осуществляют непосредственно (например, правомочия владения, пользования и распоряжения). Непосредственное осуществление государством правомочий собственника невозможно вне деятельности его органов.

Пунктами 1 и 2 ст. 125 ГК РФ установлено, что государственные и муниципальные органы приобретают и осуществляют права и обязанности от имени государства и муниципальных образований в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В сложившейся практике представителями государства и муниципальных образований в отношении бюджетных средств признаются законодательные (представительные) органы, наделенные от имени общественно-территориальных образований правом распоряжения.

Статья 153 Бюджетного кодекса РФ закрепляет право законодательных (представительных) органов рассматривать и утверждать бюджеты.

Действующее законодательство, определяющее компетенцию органов власти и местного самоуправления, позволяет назвать и другой орган, который осуществляет правомочия общественно-территориальных образований по владению, пользованию и распоряжению бюджетными средствами. Так, на уровне субъекта Федерации - Орловской области организация бюджетного процесса осуществляется на основе законов области, принимаемых в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

В компетенцию высшего органа исполнительной власти Орловской области входит утверждение положения о казне Орловской области, определение порядка ее формирования и распоряжения ее объектами, распоряжение средствами областного бюджета в соответствии с законом о бюджете области.

К полномочиям исполнительного органа государственной власти специальной компетенции по управлению имуществом относится контроль за сохранностью и целевым использованием имущества, входящего в состав казны Орловской области, переданного в пользование юридическим и физическим лицам, а также привлечение этих лиц к ответственности за ненадлежащее использование переданных объектов. Кроме того, указанный орган разрабатывает распорядительные акты по распоряжению объектами казны.

Такой исполнительный орган государственной власти специальной компетенции, как Управление финансов и налоговой политики, является органом, обеспечивающим проведение финансовой, бюджетной и налоговой политики, осуществляющим общее руководство организацией финансов на территории области.

На территории Орловской области нормативно-правовое определение понятия «казна Орловской области» было установлено Постановлением Коллегии администрации Орловской области от 17.03.2003 № 43 «О создании казны Орловской области». Данным постановлением были определены цели, порядок формирования, структура и режим использования объектов казны Орловской области.

Казну Орловской области составляют средства областного бюджета, иное движимое и недвижимое имущество, не закрепленное за областными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельные участки, не закрепленные по договору аренды, постоянного бессрочного пользования, которые принадлежат Орловской области на праве собственности.

Объектами казны Орловской области являются:

· средства областного бюджета;

· ценные бумаги, доли в уставном капитале хозяйствующих субъектов;

· архивные фонды и архивные документы;

· здания, сооружения, жилые и нежилые помещения;

· движимое имущество;

· материальные и нематериальные активы;

· историко-культурные ценности;

· иное имущество, не закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за областными предприятиями и учреждениями;

· незакрепленные земельные участки.

Объекты казны Орловской области могут находиться как на территории Орловской области, так и за ее пределами.

Основаниями отнесения объектов к казне Орловской области являются:

· отсутствие аренды и постоянного бессрочного пользования на земельные участки, закрепленные за областными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

· отказ областного предприятия или учреждения от права хозяйственного ведения или оперативного управления на областное имущество, отказ от аренды и постоянного бессрочного пользования на земельные участки;

· изъятие излишнего и неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления и за предприятием на праве хозяйственного ведения;

· остаток имущества после ликвидации областных предприятий и учреждений и иных юридических лиц с участием области;

· отсутствие собственника имущества, отказ собственника от имущества или утрата им права на имущество по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, на которое в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством, приобретено право областной собственности;

· принятие и приобретение в областную собственность имущества юридических или физических лиц;

· иные основания, предусмотренные действующим законодательством.

Управление и распоряжение имуществом, входящим в состав казны Орловской области, осуществляет высший орган исполнительной государственной власти Орловской области - Коллегия администрации Орловской области.

В реестре государственного имущества Орловской области существует раздел «Казна Орловской области», в котором ведется учет данного имущества.

Учет осуществляется посредством занесения соответствующих сведений в специальный раздел Единого реестра областного имущества Орловской области, содержащий сведения о составе, способе приобретения, стоимости, основаниях и сроке постановки на учет имущества, составляющего казну Орловской области (и при необходимости - другие сведения).

Включение в специальный раздел реестра и исключение из него имущества казны Орловской области осуществляется на основании решений (приказов) органа исполнительной государственной власти по управлению имуществом Орловской области.

Основные учетные данные о составе казны Орловской области содержат описание объектов имущества казны, их количества и стоимости. Так, в группу «имущество казны» выделены автодороги, газопроводы, прочее имущество (здания, объекты незавершенного строительства и т. д.).

Библиография

1 См., например: Карасева М.В. Финансовое правоотношение. - М., 2001. С. 103; Финансовое право Российской Федерации: Учеб. / Отв. ред. М.В. Карасева. - М., 2002. С. 104.

2 См.: Беспалова А.И. К вопросу о непосредственном осуществлении государством правомочий собственника // Учен. зап. Казах. гос. ун-та. - Алма-Ата, 1970. Т. 10. Сер. «Юриспруденция». Вып. 10. Ч. 1. С. 370. См. также: Химиче-ва Н.И. Субъекты советского бюджетного права / Под ред. В.М. Манохина. - Саратов, 1979. С. 66.

Поделитесь статьей с коллегами:

Казна Российской Федерации 1 аккумулирует финансовые средства государства и имущество, находящееся в государ­ственной собственности и не распределенное между государ­ственными предприятиями и учреждениями. ГК РФ предус­матривает наделение и закрепление за федеральными унитар­ными предприятиями государственного имущества на правах владения, пользования, распоряжения (но без права отчужде­ния). Таким образом, их имущество, принадлежа государству, не входит в казну, так же как и сами предприятия в целом. Аналогичная ситуация имеет место и применительно к имуще­ству государственных учреждений.

При анализе состава и характеристик казны в проводимых управленческих разработках необходимо обратить внимание на сложившееся разделение в понимании казны на ее денежную и вещественно-имущественную составляющие.

В состав денежной составляющей казны входят:

♦ бюджет,

♦ средства Центрального банка РФ,

♦ средства различных фондов Российской Федерации (Пенсионного, Социального развития, Резервного, Буду­щих поколений и иных внебюджетных фондов),

♦ золотовалютный и алмазный фонды.

В состав вещественно-имущественной составляющей казны включают основные виды недвижимого и движимого имуще­ства, находящегося в государственной собственности и отно­симого к казне как нераспределенные между унитарными предприятиями и учреждениями:

♦ объекты природно-ресурсной сферы (земельные участки и участки недр, лесные и водные объекты и др.);

♦ имущественные, в том числе производственно-техноло­гические и иные комплексы предприятий и учреждений;

♦ нежилые здания и сооружения;

♦ объекты жилого фонда и социально-культурной сферы;

♦ объекты инженерной инфраструктуры, сети и комму­никации;

♦ иные материальные ценности.

1 Согласно законодательству различают казну Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Приводимые матери­алы, в основном, изложены применительно к федеральному уровню казны. Как и в рамках всей книги, будем исходить из того, что основные методо­логические положения, в частности, по регулированию, использованию и контролю казны в своей основе идентичны для всех названных уровней управления.

Определенная неполнота законодательства, регулирующе­го состав, формирование и управление казной в современных условиях развития рыночных реформ, стимулирует постанов­ку и активные поиски управленческих решений. Основными при этом являются требования комплексности и соответствия главным целям государственного управления. Возможный механизм формирования и управления вещественно-имуще­ственной составляющей казны можно представить следую­щим образом.


♦ Основанием для включения имущества в состав казны, зачисления в реестр казны и его исключения из него яв­ляются юридические факты, с которыми связано возник­новение и прекращение права собственности на данное имущество.

♦ Имущество считается включенным в состав казны с даты подписания ответственной государственной струк­турой (департаментом, агентством, службой и т. д., на которые возложена ответственность за данный вид иму­щества) акта приема-передачи, оформленного в соответ­ствии с требованиями законодательства, или с даты пе­рехода права собственности на имущество к Российской Федерации.

♦ Имущество считается исключенным из состава казны с
даты перехода права собственности на него к иным лицам
по гражданско-правовым сделкам или с даты подписания
ответственной государственной структурой акта приема-
передачи имущества.

♦ Имущество казны принадлежит на праве собственности Российской Федерации и должно быть отражено в доку­ментах учета соответствующей ответственной государ­ственной структуры (ОГС) по нормативам инструкций о бюджетном учете. Названные структуры обобщают сведе­ния о подотчетном им имуществе казны в соответствии с установленными требованиями.

♦ Возможную передачу и перераспределение имущества казны между различными ОГС осуществляют на основа­нии актов приема-передачи.

♦ Реестр имущества казны содержит сведения о составе, способе приобретения, стоимости, основаниях и сроке постановки на учет, износе имущества, другие сведе­ния, соответствующие требованиям законодательства о бухгалтерском учете. В Реестр включают также сведе­ния о решениях по передаче имущества в пользование, других актах распоряжения имуществом, в том числе влекущих его исключение из состава имущества казны и его возврат.

♦ Порядок обобщения данных, предоставления докумен­тов, содержащих сведения для внесения их в Реестр, а также порядок выдачи информации определяется Поло­жением о Реестре имущества казны.

♦ Оценку имущества казны проводят в установленном по­рядке с привлечением независимых оценщиков.

♦ Расходы по учету, сохранности, движению и управлению имуществом казны производят за счет средств бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством.

♦ Контроль за содержанием, сохранностью и использова­нием имущества казны, не переданного в пользование юридическим и физическим лицам, осуществляют под­разделения ОГС.

♦ Контроль за сохранностью, состоянием и целевым ис­пользованием имущества казны, переданного в пользова­ние юридическим и физическим лицам, по условиям зак­люченных договоров о передаче имущества осуществля­ют соответствующие ответственные государственные структуры.

♦ На срок передачи имущества казны в пользование бремя его содержания и риск случайной гибели ложится на пользователя в соответствии с заключенным договором.

♦ В период, когда имущество казны не обременено дого­ворными обязательствами, обязанности по его содержа­нию и сохранности такого имущества выполняют соот­ветствующие ОГС за счет средств федерального бюджета.

♦ Инвентаризацию имущества казны и учет операций с ним ведет Федеральное казначейство Российской Феде­рации во взаимодействии с соответствующими федераль­ными отраслевыми структурами с привлечением лиц, в пользовании которых находится имущество казны.

♦ Юридические и физические лица, а также должностные лица подразделений ОГС, совершившие действия (без­действия) или принявшие противоправные решения, причинившие ущерб имуществу казны, несут ответствен­ность, установленную действующим законодательством Российской Федерации.