Настольные игры на ассоциации. Игра «Ассоциации

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Русское слово».

Сегодня хочу поговорить с вами о том, что такое ассоциация, ассоциативное мышление и почему важно развивать в себе способность к ассоциативному мышлению. В конце статьи вы найдёте ссылки на замечательные ресурсы, помогающие подбирать ассоциации, а так же упражнения и игры, развивающие ассоциативное мышление.

Представления об окружающем мире и понятия, которыми обладает память человека, бесспорно, связаны между собой. Эта связь основана на прошлом опыте человека и отражает объективно существующую зависимость между явлениями реального мира. Ассоциации играют очень важную роль в строении лексической системы языка .

Никола́й Вячесла́вович Круше́вский, польский и российский лингвист, теоретик языка 19 века:

Всякое слово связано с другими словами узами ассоциации по сходству; это сходство будет не только внешнее, т. е. звуковое или структурное, морфологическое, но и внутреннее, семасиологическое. Или другими словами: всякое слово способно, вследствие особого психического закона, и возбуждать в нашем духе другие слова, с которыми оно сходно , и возбуждаться этими словами…

Семасиоло́гия — раздел семантики, изучающий лексические значения слов и выражений и изменения этих значений.

Семантика изучает смысловое значение единиц языка.

Что такое ассоциация

Слово «ассоциация» многозначное. В психологии и философии ассоциация — это связь между определёнными представлениями, ощущениями, восприятиями, когда один образ влечёт за собой другой образ или понятие.

Идеи о взаимосвязи понятий и образов развивали ещё Аристотель и Платон. С течением времени наука об ассоциациях развилась, и сейчас уже различают несколько видов ассоциаций , таких как:

ассоциации по сходству (например, спичка — огонь),

по контрасту (жидкий — густой),

по близости в пространстве или во времени (крем — торт),

причинно-следственные ассоциации (лук — слёзы).

Ассоциативное мышление — это мышление образами , это способность человека находить и применять различные ассоциации, то есть аналогии. Для того, чтобы лучше понять какую-то мысль или просто что-то запомнить, человек ищет ассоциации. Таким образом создаются новые оригинальные идеи, появляются своеобразные смысловые связи.

Запоминание новых явлений, предметов, событий и фактов обычно происходит на основе имеющегося опыта. При этом мы «включаем» воображение, ищем ассоциации и запоминаем новое слово, привязав его к чему-то знакомому нам.

Например, чтобы запомнить пин-код банковской карточки 8007, выстраивается ассоциативная цепочка: год олимпийских игр в Москве + семь чудес света. И всё, цифры пин-кода прочно «засели» у вас в памяти.

Ассоциативное мышление — многофункционально, оно помогает нам более продуктивно трудиться и мыслить.

Любой человек, который стремится держать свой интеллектуальный багаж в тонусе, должен постоянно развивать ассоциативное мышление . Этот процесс не требует долгой, кропотливой тренировки, заниматься этим может каждый в любое время. А результат не заставит себя ждать.

Для того чтобы развивать ассоциативное мышление, можно каждый день в повседневных вещах находить подкрепление своим занятиям. Наблюдайте за прохожими, за пассажирами в транспорте, пытайтесь угадать их возраст, социальный статус и т.д.

Простые упражнения для развития ассоциативного мышления

Упражнение 1. Ищем ряд ассоциаций.

Сначала мы называем два слова, а потом составляем такой ряд, который начинался бы первым словом, а заканчивался вторым. К примеру: кисть – музей. Кисть – холст – художник – картина – музей.

Упражнение 2. Создаём цепочку ассоциаций.

Придумываем слово, подбираем к нему слово-ассоциацию и со следующим словом поступаем так же. Например: зонт – дождь – холод – тёплый чай – камин – дом и т.д. Эти цепочки будут уникальны, потому что у каждого человека возникнет свой ассоциативный ряд.

Упражнение 3. Один признак.

Наша задача к двум словам подобрать ассоциации по заданному признаку. Например: синий и бескрайний — море.

Упражнение 4. Оригинальные ассоциации.

Создавайте непривычные ассоциации, которые не так явно подразумеваются. Например: ёж – игольница.

Такие развивающие упражнения стимулируют мышление, это помогает анализировать какую-то информацию, более прочно и без особого напряжения запоминать любую информацию,

Одним из лучших тренингов развития ассоциативного мышления является интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», ведь участники отвечают на вопросы, благодаря логике мышления, образности, благодаря быстрой организации ассоциативных цепочек, а не только используя общую эрудицию.

Игры в ассоциации

Известна всем игра в ассоциации «Крокодил». Помогает очень весело провести время. Правила игры Крокодил

Участники делятся на 2 команды.

Поочерёдно от каждой команды выбирается ведущий, или «показывающий». Ему команда соперников предлагает слово.

Ведущий показывает загаданное слово своей команде с помощью пантомимы (жестов и мимики). Команда должна угадать загаданное соперниками слово. Во время показа слова игроки угадывающей команды должны называть слово максимально быстро и предлагать много версий правильного ответа.

Основные правила для ведущего:

— запрещается произносить какие-либо слова и даже звуки, а также артикулировать губами;

— слово нельзя собирать по частям, его следует показывать сразу целиком;

— нельзя показывать на окружающие предметы, прямо или косвенно указывающие на загаданное слово.

Основным критерием выигрыша или проигрыша является время, потраченное на угадывание слов. Команда, потратившая в совокупности меньше времени, считается победившей.

И в конце своей статьи об ассоциациях я хочу порекомендовать 2 отличных ресурса , помогающие в развитии ассоциативного мышления.

Об одном из них я уже упоминала в прошлой статье об ассоциациях

Sociation.org – игра в ассоциации с коллективным разумом.

Это экспериментальный некоммерческий проект, целью которого является собрать самый большой словарь ассоциаций русского языка.

Ещё один ресурс – Сеть Словесных Ассоциаций

Wordassociations.ru – дарит возможность просмотра ассоциаций к какому-либо слову. Каждое слово сопровождается словарными статьями из словарей Д.Ушакова и В. Даля. И даже рисунками. Отличный проект! Очень рекомендую!

Слово имеет свою историю. Слово не возникает на пустом месте и не появляется из ничего. Слова в языке не разбросаны хаотично, но образуют прочный наполненный гармонией смысла фундамент.

Язык – это не случайное образование из слов, язык – это целостный мир, в котором живут слова. Здесь они живут по своим правилам и соблюдают свои законы.

Подобно тому, как крепость слагается из тщательно подобранных и обтёсанных камней, язык возникает из упорядочивания слов. Подобно камням храма, прочно связанным раствором глины, слова крепко связаны между собой смысловыми связями.

Слова живут вместе с человеком – они объединяют поколения… Язык – это храм человеческой мысли. Храм, где каждое слово несёт свой неповторимый смысл.

Язык, так же как и храм, дарит человеку бессмертие…

Великие слова!..

Данная игра способствует развитию ассоциативного мышления, память, расширяет словарный запас и учит логически мыслить.

Чтобы поигрывать в игру «Ассоциации», нужно как минимум два игрока. Возраст участников не важен, даже дети могут играть в неё примерно начиная с возраста 5-6 лет. Реквизит для «Ассоциаций» не требуется, если участник полностью не может положиться на свою память, то он запастись листом бумаги и ручкой.

Правила игры Ассоциации

Жеребьёвкой или считалочкой выбирается первый игрок. Он начинает игру: загадывает слово (существительное), которое нужно в уме поделить на несколько слогов. Затем нужно придумать слова (тоже существительные в единственно числе), которые бы начинались с букв каждого из слогов. Дальше – ещё сложнее: игрок вспоминает слова-ассоциации, которые подходили бы к каждому слову, содержащему буквы из слогов главного слова. Именно эти слова-ассоциации он и говорит другим игрокам.

Когда остальные участники узнают у ведущего игрока ассоциации, они должны догадаться, что же за слова содержат буквы из слогов главного слова.

Внимание!

Ведущий игрок может подсказывать другим игрокам, когда они отгадывают слова, составленные из слогов основного слова. Подсказывать можно словами: «очень холодно», «холодно», «тепло», «ещё теплее», «горячо», «угадал». Также нужно помнить, что на каждое слово из слогов можно придумать и сказать максимум по три слова-ассоциации.

Свои варианты игроки должны называть по очереди.

Как выиграть

Победителем становится тот игрок, который первым назовёт главное слово. Перед этим, конечно, нужно догадаться, что же за слова составлены из слогов. Победитель становится следующим ведущим игроком, который загадывает главное слово.

Пример проведения игры Ассоциации

Ведущий игрок загадывает главное слово: «Голова».

Затем разбирает это слово на три слога: «го», «ло», «ва».

К каждому слогу придумывает слово, состоящее из этих слогов:

  • «го» — голубь;
  • «ло» — лодка;
  • «ва» — валенки.

И финальная часть: нужно придумать слова-ассоциации к ним.

  • Голубь – птица, памятник;
  • Лодка – рыбалка, корабль, река;
  • Валенки – зима, сапоги, Россия.

А теперь разберёмся с подсказками. Например, участник называет свои варианты: «чайка», «яхта», «валенки».

Ведущий игрок должен подсказать участнику: «тепло», «ещё теплее», «угадал!».

Количество игроков : любое от 2 человек

Дополнительно : нет

Игры на ассоциации полезны и взрослым, и детям. Связывая образное и логическое мышление, они дают хороший толчок для повышения интеллектуального развития, так как повышают скорость интеллектуальных процессов.

Лучшего способа активизации мышления и памяти, пожалуй, и не найти.

Многие взрослые страдают от того, что не могут быстро подобрать нужное слово. Способность быстро извлекать необходимые сведения из глубин памяти полезно развивать с детства. Особенно полезны игры на ассоциации для детей с разными формами нарушений развития. Мы приводим примеры игры на поиск ассоциаций. Надеемся, они покажут заинтересованным взрослым направления работы.

Условно разделим их на 2 группы:

  1. игры на словесные ассоциации,
  2. игры на образные ассоциации.

Игры на словесные ассоциации

Ассоциации по контрасту (противоположности)

Инструкция. Я назову слово, а ты быстро подбери противоположное по значению.

  1. Высокий/низкий.
  2. Далёкий/близкий.
  3. Толстый/тонкий (худой).
  4. Сладкий/кислый.
  5. Злой/добрый.
  6. Слабый/сильный.
  7. Хороший/плохой.
  8. Сырой/варёный.
  9. Длинный/короткий.
  10. Чёрный/белый.
  11. Тонуть/выплывать.
  12. Кричать/молчать.
  13. Бросать/ловить.

Ассоциации по сходству (подобию)

Инструкция. Я назову предмет, а ты назови, на что он похож.

  1. Арбуз/мяч.
  2. Голова/шар.
  3. Груша/треугольник.
  4. Солнце/одуванчик.
  5. Лампочка/груша.
  6. Горбы верблюда/горы.
  7. Заснеженное поле/белое покрывало.
  8. Фонтан/дождь.
  9. Земля/шар.
  10. Ботинки/ноги.
  11. Замёрзшая река/зеркало.
  12. Лужа/океан.
  13. Цветущий луг/ковёр.
  14. Небо/голубая чаша.
  15. Пушинки одуванчика/вертолёт.

Ассоциации по смежности в пространстве/времени

  1. Зима/снегопад.
  2. Стол/стул
  3. Осень/листопад.
  4. Весна/цветение первоцветов (подснежников).

Здесь можно искать как отдельные слова, так и цепочки слов. На одном из занятий по ориентировке во времени подготовишки получили задание назвать как можно больше «зимних» слов – ассоциаций к слову «зима». Список получился внушительный.

Задачу усложняем соблюдением условия: называть то, что бывает только зимой.

Ассоциации причины – следствия.

  1. День/светло.
  2. Дождь/лужи.
  3. Вода/мокрый.
  4. Гром/молния.
  5. Микробы/болезнь.
  6. Солнце/капель.
  7. Лампа/свет
  8. Капель/весна.
  9. Физкультура/здоровье.
  10. Солнце/свет, тепло, жизнь, загар.

Это основные виды ассоциаций. Дополнительно к ассоциациям можно отнести:

  1. Обобщение: одуванчик/цветы, табуретка/мебель, простыня/постельное бельё, торшер/электроприборы, корова/домашние животные, яблоко/фрукты, морковка/овощи, банка/посуда.
  2. Подчинение: цветы/астры, мебель/лавка, посуда/тарелка, головные уборы/панама, животные/обезьяна, игрушки/самокат, транспорт/телега.
  3. Дополнение: тетрадь/ручка, палитра/краски, парта/ученик, суп/ложка, огород/картошка, мать/ребёнок, зубная паста/зубная щётка.
  4. Часть и целое: велосипед/колесо, чайник/носик, час/минуты, корова/рога, ботинок/подошва, дерево/корни, печь/труба, дом/крыша.

Дополнительно практический материал для игр на ассоциации можно взять отсюда .

Эта классификация для студентов, педагогов. Родителям, бабушкам-дедушкам сложно и нет желания разбираться, предлагаем несколько заданий (игр). Выполняя их с ребятами разного возраста (и школьниками в том числе) достаточно регулярно, можно добиться неплохих результатов.

Начинать стоит с простого поиска ассоциаций, как описано в этой статье

Игра «Хвостик к слову»

Подобная игра на ассоциации для школьников и взрослых в интернете встречается под именем «связанные ассоциации». Мы адаптируем название к возрасту наших воспитанников, дополнительно внося образ. Как думаете, что могут представить себе дошколята старшего возраста? Мышку с хвостиком: чем больше слов, тем хвостик длиннее. Паровозик с вагонами: больше слов – длиннее состав. Бусы, хоровод….

Ход игры такой. Выбираете предмет или явление и предлагаете детям назвать как можно больше связанных с темой слов. Желательно их записывать, чтобы потом установить связь слова и ассоциации. Если детей двое и более, вносим соревновательный момент: у кого хвостик длиннее.

Пример: весна. Инструкция: назови все знакомые тебе слова, относящиеся к весне. Диалог:

  • Весна – подснежник.
  • Почему подснежник?
  • Потому что весной растут подснежники.

Чем лучше навык поиска ассоциаций, тем сложнее слова можно предлагать. Скажем, исходное слово «отпуск». Наши северные дети знают в нём толк, ждут его, потому что отправятся в путешествие. Но «отпускных» ассоциаций у них немного. Играя с ребёнком (по очереди), введите новые слова: пассажир, попутчик, кондуктор и прочее.

Игра «Какого слова не хватает»

Инструкция. Я скажу два слова, а ты добавь к ним третье, чтобы стало понятно, как они связаны. Например, я скажу: вечер, еда. Как их связать? Вечером едят. Как называется еда вечером? Ужин. Значит третье слово будет «ужин». Получается цепочка: вечер, еда, ужин.

  1. Родственники, карандаш (письмо).
  2. Книга, вагон (чтение, забывчивость).
  3. Праздник, почта (открытка).
  4. Перо стихи (поэт).
  5. Огород, пашня (трактор).
  6. Масло, торт (крем).
  7. Бусы, хоровод (наряд, украшение).

Если ребёнок затрудняется в придумывании предложений (что часто у речевиков, детей с другими нарушениями), третьим словом можно брать действие: кукла, девочка (играть).

Игра «Что подходит?»

Инструкция. Я назову слова, а ты скажи к каким другим словам они подходят.

  1. Лёгкий/пушистый.
  2. Светлый/деревянный.
  3. Разноцветный/душистый.
  4. Горький/полезный.
  5. Тёмный/горячий.
  6. Сладкий/молочный.
  7. Любимый/маленький.

Игры на ассоциации пригодятся на детском празднике, в поездке, на отдыхе, словом, везде, где наметилась скука.

Игра в ассоциации до удивления увлекательная игра. Тут вам придётся делиться своими ассоциациями к изображениям на карточках и пытаться отгадать ассоциации соперников. У кого лучше развита фантазия, ассоциативное и абстрактное мышление, тот, определённо будет в лидерах.

Игра, которая развивает воображение, учит выражать свои мысли всего несколькими словами или рассказом, а может быть и показать жестами - это все Вам подскажет игровое поле. Ваш ход и Вы выбираете свою карточку, которую будете загадывать всем игрокам, всматриваетесь в нее и у Вас возникают какие-то идеи, ассоциации и теперь Вы все это должны объяснить, загадать. Угадают ли Вашу загаданную карточку? Так что от того, как Вы будете объяснять свою карточку и угадывать объяснения других игроков - зависит Ваша победа.

Комплектация:

  • игровое поле;
  • 72 карточки;
  • 36 карточек для голосования;
  • 6 фишек;
  • правила игры.
  • Отзывы к настольной игрe Ассоциации (разбуди свою фантазию)

    Анна

    Добрый вечер. Подскажите, а для детей 6 лет она очень сложная?

    Ответ: Добрый день, Анна! Возрастные ограничения по играм достаточно условны, все зависит от уровня развития Вашего ребенка. Суть игры заключается в придумывании ассоциаций к картинкам, для этого нужен хороший словарный запас и развитое ассоциативное мышление и фантазия. Справится Ваш ребенок с игрой или нет, решать только Вам.

    Екатерина

    Купила игру на пробу: не знаю, пойдет ли в нашей семье игра типа Диксит. К низкому качеству компонентов была готова, но расстроила меня упаковка:). Коробка большая (наверное хотели придать \"веса\" игре), но из тонкого картона, без целлофановой упаковки. При транспортировке она помялась, расплющилась и раскрылась.

  • Инструкция

    Существует множество вариантов игры в «ассоциации », и каждая играет в эту игру по-своему. Если вас четверо и более человек, сядьте в круг. Ведущий шепотом говорит своему соседу справа любое , которое пришло ему в голову.

    Следующий человек также придумывает свою ассоциацию на «Ньютона» или «дерево» и сообщает ее своему соседу. Таким образом, все игроки по цепочке передают друг другу свои -ассоциации .

    Полезный совет

    Если компания у вас маленькая, можно использовать другой вариант игры. Кто-то первый говорит слово, а затем все по очереди называют к нему свои ассоциации. Если ассоциация слишком уж неожиданная, игрок объясняет ее. Игра идет, пока не надоест участникам. А в процессе игры вы можете узнать еще массу забавных случаев из жизни ваших друзей.

    Источники:

    • Застольная игра "Ассоциации"
    • Давай играть в в ассоциации!

    В игре «Крокодил» участвует 2 команды. В каждой должно быть по 4 человека. Необходим ведущий и человек, умеющий хорошо считать. Он будет объявлять результаты раундов и всей игры.

    Разминка

    Начинается игра «Крокодил» с нее. На разминку дается 30 секунд. Команда выбирает одного человека, который при помощи мимики и жестов будет стараться показать определенный предмет. Что именно – это на листе ватмана. Он ставится таким образом, чтобы никто из команды не видел, что на нем начертано.

    Если предмет угадан правильно, слово произнесено вслух, то команда получает 5 очков. Если оно названо неверно, то от полученного результата тут же отнимается 5 очков.

    За количеством баллов должен строго следить ведущий или человек, выбранный до этого. Он будет вести подсчет очков, заработанных играющими в «Крокодил».

    За манипуляциями безмолвного участника, пытающегося показать предмет, наблюдать забавно. Он в этот момент не имеет возможности произнести ни слова.

    Потом бригады меняются местами, показывает слова уже член команды соперников. Затем снова происходит смена игрока. Таким образом все по очереди показывают, на что они способны.

    По окончании «Разминки» подводятся итоги. Каждой команде приписывается столько очков, сколько она заработала стараниями всех участников.

    Тематический раунд

    После того как игроки размялись, их ожидает «Тематический раунд». Для каждой команды на него дается 90 секунд. В раунде – 5 тем по 5 слов. Сложные слова «стоят» дороже, за них можно моментально получить много очков (если получится отгадать).

    Как и в предыдущем, в этом раунде игроки тоже безмолвны и выходят по очереди, чтобы показать одно слово. Если команда никак не может его угадать, то мим может сказать: «Стоп», чтобы сэкономить отпущенное время.

    Темы можно придумать любые. Например «Офис», «Деревня» и т.д. Участник называет тему и имеет возможность увидеть слово. При помощи жестов и своей мимики он изображает предмет, а команда отгадывает. «Цена» слов – от 10 до 30 баллов. За 10 – легкое, за 30 – сложное. В конце этого раунда тоже подводятся итоги.

    Раунд «Ситуация»

    Игроку надевают маску, и он показывает только жестами – без мимики. За каждый правильный ответ дается 40 очков. Время на один показ – 40 секунд. Ситуаций, которые можно описать одним словом, много. Например: знакомство, ссора.

    В этом раунде участвуют не все, а только по 2 человека от каждой команды.

    «Книга», «Раунд-аттракцион» и итог

    Следующее задание – отгадать книгу. Ее безмолвно изображает человек, не являющийся членом ни одной из этих бригад. Если время вышло, команда не угадала, то право назвать книгу переходит соперникам. Показ одной книги занимает 30 секунд. За правильный ответ начисляется 40 баллов.

    Для «Раунда-аттракциона» выносится ширма. Сзади нее ставится свет. Соревнующиеся видят только тень своего показывающего игрока. Участвуют по очереди 2 человека от каждой команды. Пантомим за 40 секунд должен «показать» мультфильм, телепередачу или кинофильм. За каждый верный ответ начисляются 60 очков.

    В заключительном раунде проводятся дуэли. Два соперника из разных команд встают спинами друг другу. Каждый изображает какого-то великого человека.

    В конце подводится итог всех раундов и объявляется победитель игры «Крокодил».

    Играют в «Крокодил» 2 команды по 4 человека. Веселое состязание состоит из пяти туров. Тот, кто «показывает» слово, не имеет право в это время разговаривать. Допускается только мимика, жесты или, в зависимости от темы раунда, что-то одно из этого.

    Инструкция

    Перед тем как окунуться в мир мимики и жестов, выберите ведущего и решите, будет ли он по совместительству счетоводом или эту миссию возложит на кого-то другого. Когда роли распределены, можете начинать играть в «Крокодил».

    Если вас выбрали ведущим и счетоводом, то начните шутливое соревнование с первого конкурса, называемого «Разминка». К ней, как и к последующим , подготовьтесь заранее. Возьмите несколько листов формата А4 и напишите на них крупно фломастером слова. Сначала вызовете первого участника одной из команд, какой – решит жребий.

    Показывайте игроку слова по одному. Встаньте так, чтобы их видел только он, а команда не имела такой возможности. Игрок должен молчать и пытаться донести увиденное слово до своей команды при помощи жестов и мимики лица.

    Если они угадали, начисляйте им 5 очков. При неверно названном слове 5 баллов отнимите. По истечении тридцати секунд ход переходит к соперникам. Затем – выходит второй человек первой команды. Следите за очередностью и соблюдением правил.