Наличие рисков химического биологического и радиационного заражения. Мониторинг радиационной, химической и бактериологической опасности. Характеристика основных приборов

В зависимости от характера и масштабов повреждений и разрушений аварии на радиационно-опасных объектах подразделяют на проектные, проектные с наибольшими последствиями (максимально проектные) и запроектные (гипотетические).

Под проектной аварией понимается авария, для которой определены в проекте исходные, аварийные события, характерные для того или иного радиационно-опасного узла, конечные состояния (контролируемые состояния элементов и систем после аварии), а также предусмотрены системы безопасности, обеспечивающие ограничение последствий аварий установленными пределами.

Максимально проектные аварии характеризуются наиболее тяжелыми исходными событиями, обусловливающими возникновение аварийного процесса на данном объекте. Эти события приводят к максимально возможным в рамках установленных проектных пределов радиационным последствиям.

Под запроектной (гипотетической) аварией понимается такая авария, которая вызывается не учитываемыми для проектных аварий исходными событиями и сопровождается дополнительными, по сравнению с проектными авариями, отказами систем безопасности.

В радиационной аварии различают четыре фазы развития: начальную, раннюю, промежуточную и позднюю (восстановительную).

Начальная фаза аварии является периодом времени, предшествующим началу выброса (сброса) радиоактивности в окружающую среду, или периодом обнаружения возможности облучения населения за пределами санитарно-защитной зоны предприятия. В отдельных случаях подобная фаза может не существовать вследствие своей быстротечности.

Ранняя фаза аварии (фаза "острого" облучения) является периодом собственно выброса радиоактивных веществ в окружающую среду или периодом формирования радиационной обстановки непосредственно под влиянием выброса (сброса) в местах проживания или нахождения населения. Продолжительность этого периода может быть от нескольких минут до нескольких часов в случае разового выброса (сброса) и до нескольких суток в случае продолжительного выброса (сброса). Для удобства в прогнозах продолжительность ранней фазы аварии в случае разовых выбросов (сбросов) целесообразно принимать равной 1 суткам.

Промежуточная фаза аварии охватывает период, в течение которого нет дополнительного поступления радиоактивности из источника выброса в окружающую среду, в течение которого принимаются решения о введении или продолжении ранее принятых мер радиационной защиты на основе проведенных измерений уровней содержания радиоактивных веществ в окружающей среде и вытекающих из них оценок доз внешнего и внутреннего облучения населения. Промежуточная фаза начинается с нескольких первых часов с момента выброса (сброса) и длится до нескольких суток, недель и больше. Для разовых выбросов (сбросов) длительность промежуточной фазы прогнозируют равной 7 – 10 суткам.

Поздняя фаза (фаза восстановления) характеризуется периодом возврата к условиям нормальной жизнедеятельности населения и может длиться от нескольких недель до нескольких лет в зависимости от мощности и радионуклидного состава выброса, характеристик и размеров загрязненного района, эффективности мер радиационной защиты.

В зависимости от границ зон распространения радиоактивных веществ и радиационных последствий, потенциальные аварии на АЭС делятся на 6 типов.

Локальная авария. Радиационные последствия аварии ограничиваются пределами объекта. При этом возможно облучение персонала и загрязнение зданий и сооружений, находящихся на территории АЭС, выше уровней, установленных для нормальной эксплуатации.

Местная авария. Радиационные последствия аварии ограничиваются пределами пристанционного поселка и населенных пунктов в районе расположения АЭС. При этом возможно облучение персонала и населения выше уровней, установленных для нормальной эксплуатации.

Территориальная авария. Радиационные последствия аварии ограничиваются пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена АЭС, и включают, как правило, две и более административно-территориальные единицы субъекта. При этом возможно облучение персонала и населения нескольких административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации выше уровней, установленных для нормальной эксплуатации.

Региональная авария. Радиационные последствия аварии ограничиваются пределами двух и более субъектов Российской Федерации и приводят к облучению населения и загрязнению окружающей среды выше уровней, установленных для нормальной эксплуатации.

Если при региональной аварии количество людей, получивших дозу облучения выше уровней, установленных для нормальной эксплуатации, может превысить 500 человек или количество людей, у которых могут быть нарушены условия жизнедеятельности, превысит 1000 человек, или материальный ущерб от аварии превысит 5 млн. минимальных размеров оплаты труда, то такая авария будет федеральной.

Трансграничная авария. Радиационные последствия аварии выходят за территорию Российской Федерации либо данная авария произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

Радиоактивное загрязнение окружающей среды является наиболее важным экологическим последствием радиационных аварий с выбросами радионуклидов, основным фактором, оказывающим влияние на состояние здоровья и условия жизнедеятельности людей на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

Степень опасности радиоактивно загрязненных поверхностей определяется радионуклидным составом загрязнений, плотностью загрязнений, характером загрязненных поверхностей, временем, прошедшим после загрязнения, и некоторыми другими характерными для соответствующего загрязнения причинами.

Наиболее характерные особенности имеет радиоактивное загрязнение вследствие аварий ядерных реакторов различного характера.

В соответствии с удельным весом в составе выбросов биологически наиболее значимых радионуклидов при аварии ядерных реакторов в развитии радиационной обстановки выделяют, как правило, два основных периода: "йодовой опасности", продолжительностью до 2-х месяцев, и "цезиевой опасности", который продолжается многие годы.

В "йодном периоде", кроме внешнего облучения (до 45 % дозы за первый год), основные проблемы связаны с молоком и листовыми овощами – главными "поставщиками" радионуклида йода внутрь организма.

На первом этапе радиационное воздействие на людей складывается из внешнего и внутреннего облучений, обусловленных соответственно радиоактивными облучениями от загрязненных радионуклидами объектов окружающей среды и вдыханием радионуклидов с загрязненным воздухом, на втором этапе – облучением от загрязненных радионуклидами объектов окружающей среды и введением их в организм человека с потребляемой пищей и водой, а в дальнейшем – в основном за счет употребления населением загрязненных продуктов питания. Принято считать, что 85 % суммарной прогнозируемой дозы облучения на последующие 50 лет после аварии составляет доза внутреннего облучения, обусловленного потреблением продуктов питания, которые выращены на загрязненной территории, и лишь 15 % падает на дозу внешнего облучения.

Радиоактивное загрязнение водоемов, как правило, представляет опасность лишь в первые месяцы после аварии.

Локализация и ликвидация источников радиоактивного загрязнения проводится с использованием следующих основных методов:

1. Сбор и локализация высокоактивных, радиоактивных материалов.

Особенностью сбора и локализации высокоактивных, радиоактивных материалов (осколки топливных элементов, конструкционных и защитных материалов) является, как правило, то, что точное расположение радиоактивных источников не известно, по территории они распределены случайным образом, при проведении работ возможно неожиданное "появление" источника в результате вскрытия завала или изменения места его расположения.

Проведение работ в условиях полей с высокой мощностью экспозиционной дозы (МЭД) гамма-излучения должно планироваться с максимально возможным применением средств механизации.

2. Метод перепахивания грунта.

Основной защитный эффект достигается за счет "разбавления" активности по толщине перепаханного слоя грунта. Характеристикой эффективности использования данного способа является коэффициент ослабления К ос, как правило, определяемый по мощности экспозиционной дозы.

3. Метод экранирования.

Данный метод используется обычно после снятия загрязненного слоя при высоких остаточных уровнях радиоактивного загрязнения. Характеристикой эффективности также является коэффициент ослабления К ос. На территории промплощадки аварийного объекта может широко применяться экранирование путем засыпания песком, гравием или покрытием бетоном или бетонными плитами.

4. Метод обваловки и гидроизоляции загрязненных участков.

Используется обычно как временная мера на первых этапах работ для предотвращения "расползания" загрязнения за счет смыва осадками и для исключения попадания радиоактивных веществ в грунтовые воды. Для сильно заглубленных загрязнений могут использоваться сложные гидротехнические сооружения: "стена в грунте", "фильтрующая завеса". Применение этого метода предполагает большой объем земляных работ с привлечением инженерно-строительной техники.

5. Методы связывания радиоактивных загрязнений вяжущими и пленкообразующими композициями: пылеподавление и химико-биологическое задернение.

Для закрепления (химико-биологического задернения) отдезактивированных и сильно пылящих участков местности нашли применение рецептуры, содержащие в своем составе пылеподавляющие композиции (ССБ, ММ-1, латекс) в качестве основы, минеральные и органические удобрения и смеси семян многолетних злаковых и бобовых трав.

В качестве основных технических средств пылеподавления используются поливомоечные машины, войсковые авторазливочные станции, сельскохозяйственная авиация.

Одной из самых эффективных мер радиационной защиты является дезактивация. Наиболее подходящими сроками проведения дезактивации является период поздней фазы аварии. Это определяется временем, необходимым для планирования и организации дезактивационных работ, и сроками наступления относительной стабилизации радиационной обстановки, когда прекращается поступление радиоактивных веществ из источника выброса и заканчивается формирование следа радиоактивного загрязнения.

Основными методами дезактивации отдельных объектов являются:

а) для открытых территорий (грунта):

Снятие и последующее захоронение верхнего загрязненного слоя фунта (механический способ);

Химические методы дезактивации грунтов (промывка);

Биологические методы дезактивации (естественная дезактивация);

б) для дорог и площадок с твердым покрытием:

Смыв радиоактивных загрязнений струёй воды или дезактивирующих растворов (жидкостный способ);

Удаление верхнего слоя специальными средствами или абразивной обработкой;

Дезактивация методом экранирования;

Очистка методом вакуумирования;

Сметание щетками поливомоечных машин (многократно);

в) для участков местности, покрытых лесокустарниковой растительностью:

Лесоповал и засыпка чистым грунтом после опадания кроны;

Срезание кроны с последующим её сбором и захоронением;

г) для зданий и сооружений:

Обработка дезактивирующими растворами (с щетками и без них);

Обработка высоконапорной струёй воды;

Очистка методом вакуумирования;

Замена пористых элементов конструкций;

Снос строений.

Не менее важным мероприятием при ликвидации последствий радиационной аварии является сбор и захоронение (размещение) радиоактивных отходов.

В зависимости от применяемых методов дезактивации локализация отходов может быть достигнута следующими способами:

локализация образующихся объемов загрязненного грунта и других материалов непосредственно в транспортных средствах при дезактивации методами снятия поверхностного слоя грунта, щебня или всего объема мусора и т.д.;

Локализация отходов, образующихся в ходе дезактивации механически ми (дробеструйными или гидроабразивными) методами, путем отсоса образующейся пыли или пульпы;

Локализация жидких отходов в специальных емкостях-сборниках;

Локализация как дополняющий дезактивацию технологический прием, осуществляемый ручными или механизированными методами при дезактивации, включающий разборку конструкций, а также механические и физико-химические способы.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органы управления ГОЧС на всех уровнях должны знать радиационно-опасные объекты на подведомственной территории, степень их опасности, иметь прогноз возможных последствий аварий на этих объектах, предусмотреть необходимые мероприятия по ликвидации последствий радиационных аварий в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Особенности ликвидации последствий химической аварии

В результате аварии на химически опасном объекте может произойти нарушение технологических процессов, повреждение трубопроводов, емкостей, хранилищ, транспортных средств, приводящее к выбросу химически опасных веществ(ХОВ) в атмосферу в количествах, вызывающих массовое поражение людей, животных, а также химическое заражение воды, почвы и т.п. При этом образуется зона химического заражения.

В результате быстрого (1–3 мин.) перехода в атмосферу части химически опасного вещества из емкости при её разрушении образуется первичное облако. Вторичное облако ХОВ образуется в результате испарения разлившегося вещества с подстилающей поверхности.

При авариях на химически опасных объектах могут возникнуть чрезвычайные ситуации с химической обстановкой четырех основных типов.

Чрезвычайные ситуации с химической обстановкой первого типа возникают в случае разгерметизации емкостей или технологического оборудования, содержащих газообразные (под давлением), криогенные, перегретые сжиженные ХОВ. При этом образуется первичное парогазовое или аэрозольное облако с высокой концентрацией ХОВ, распространяющееся по ветру.

Чрезвычайные ситуации с химической обстановкой второго типа возникают при аварийных выбросах или проливах используемых в производстве, хранящихся или транспортируемых сжиженных ядовитых газов (аммиак, хлор и др.), перегретых летучих токсических жидкостей с температурой кипения ниже температуры окружающей среды (окись этилена, фосген, окислы азота, сернистый ангидрид, синильная кислота и др.). При этом часть ХОВ (не более 10 %) быстро испаряется, образуя первичное облако паров смертельной концентрации; другая часть выливается в поддон или на подстилающую поверхность, постепенно испаряется, образуя вторичное облако с поражающими концентрациями.

Чрезвычайные ситуации с химической обстановкой третьего типа возникают при проливе в поддон (обвалование) или на подстилающую поверхность значительного количества сжиженных (при изотермическом хранении) или жидких ХОВ с температурой кипения ниже или близкой к температуре окружающей среды (фосген, четырехокись азота и др.), а также при горении большого количества удобрений (например, нитрофоски) или комковой серы. При этом образуется вторичное облако паров ХОВ с поражающими концентрациями, которое может распространяться на большие расстояния.

Чрезвычайные ситуации с химической обстановкой четвертого типа возникают при аварийном выбросе (проливе) значительного количества малолетучих ХОВ (жидких с температурой кипения значительно выше температуры окружающей среды или твердых) – несимметричный диметилгидразин, фенол, сероуглерод, диоксин, соли синильной кислоты. При этом происходит заражение местности (грунта, растительности, воды) в опасных концентрациях.

Основным поражающим фактором при чрезвычайных ситуациях с химической обстановкой первого типа является ингаляционное воздействие на людей и животных высоких (смертельных) концентраций паров ХОВ. Масштабы поражения при этом зависят от количества выброшенных ХОВ, размеров облака, концентрации ядовитого вещества, скорости ветра, состояния приземного слоя атмосферы (инверсия, конвекция, изотермия), плотности паров ХОВ (легче или тяжелее воздуха), времени суток, характера местности (открытая местность или городская застройка), плотности населения.

Поражающие факторы в чрезвычайных ситуациях с химической обстановкой второго типа проявляются в ингаляционном воздействии на людей и животных смертельных концентраций первичного облака (кратковременное) и в продолжительном воздействии (часы, сутки) вторичного облака с поражающими концентрациями паров. Кроме того, пролив ХОВ может заразить грунт и воду.

При чрезвычайных ситуациях с химической обстановкой третьего типа образуется вторичное облако паров ХОВ с поражающими концентрациями, которое может распространяться на большие расстояния.

Основными поражающими факторами при чрезвычайных ситуациях с химической обстановкой четвертого типа являются опасные последствия заражения людей и животных при длительном нахождении их на зараженной местности в результате перорального и резорбтивного воздействия ХОВ на организм.

Локализация и обеззараживание источников химического заражения имеет целью подавить или снизить до минимально возможного уровня воздействие вредных и опасных факторов, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, экологии, а также затрудняющих ведение спасательных и других неотложных работ на аварийном объекте и в зоне химического заражения за пределами химически опасного объекта.

Основными способами локализации и обеззараживания источников химического заражения являются:

При локализации облаков ХОВ – постановка водяных завес, рассеивание облака с помощью тепловых потоков;

При обеззараживании облаков ХОВ – постановка жидкостных завес с использованием нейтрализующих растворов, рассеивание облаков воздушно-газовыми потоками;

При локализации пролива ХОВ – обвалование пролива, сбор жидкой фазы ХОВ в приямки – ловушки, засыпка пролива сыпучими сорбентами, снижение интенсивности испарения покрытием зеркала пролива полимерной пленкой, разбавление пролива водой, введение загустителей;

При обеззараживании (нейтрализации) пролива ХОВ – заливка нейтрализующим раствором, разбавление пролива водой с последующим введением нейтрализаторов, засыпка нейтрализующими веществами, засыпка твердыми сорбентами с последующим выжиганием, загущение с последующим вывозом и сжиганием.

К ликвидации последствий аварии, связанной с разливом (выбросом, истечением) ХОВ, в первую очередь приступает личный состав штатной газоспасательной службы объекта. Главная задача газоспасательной службы – выполнение спасательных работ, эвакуация работающих из опасных мест, оказание пострадавшим первой медицинской помощи. Личный состав газоспасательной службы включает сложные аварийные работы в газоопасных местах, где требуется обязательное использование изолирующих (кислородных) противогазов.

Аварийно-спасательные формирования локализуют и ликвидируют аварии, ведущие к образованию очагов заражения ХОВ. Порядок действий при локализации очагов с ХОВ в каждом конкретном случае зависит от вида ядовитого вещества, характера повреждений, технологической схемы производства и других условий. На коммуникациях с ХОВ перекрываются краны и другие запорные устройства, чтобы прекратить поступление ядовитых веществ (газа, жидкостей) в поврежденный участок трубопровода, или закрывают его концы деревянными (металлическими) пробками, а на трещины накладывают муфты. При наличии на объекте обваловки, препятствующей растеканию ядовитой жидкости, разлившуюся жидкость из мест застоя перекачивают в закрытые емкости, а остатки её дегазируют.

Наиболее распространенными и опасными ХОВ являются аммиак и хлор.

При авариях с выбросом аммиака отключают поврежденный участок коммуникации. Вылившийся аммиак обильно орошают водой (10 ч. воды на 1 ч. аммиака). В случае повреждения емкости с аммиаком включают автоматическую установку, перекачивают аммиак из поврежденной емкости в исправную, место разлива аммиака орошают водой. Для защиты органов дыхания в помещениях, где разлит аммиак, используют шланговые противогазы с активной подачей воздуха.

При аварии с выбросом жидкого хлора отключают поврежденный участок на коммуникации, после прекращения или ослабления утечки хлора поврежденный участок трубопровода поливают водой, на дефектное место трубопровода надевают хомут. При необходимости перекачивают хлор в запасную емкость, место повреждения обильно орошают водой. Работы ведутся в противогазах.

После локализации очагов разлива ХОВ приступают к обеззараживанию (дегазации) очагов заражения. В первую очередь дегазируют подъездные пути и внутризаводские дороги (дворы жилых зданий), затем обеззараживают участки местности и объекты, которые могут быть источниками заражения воздуха. Ядовитые вещества обеззараживают путем поливки дегазирующими растворами, для чего используют поливо-моечные машины, автоцистерны, мотопомпы, пожарные автомобили и другие машины, и механизмы, приспособленные для разлива жидкостей. С участков местности и дорог без покрытия для удаления ХОВ бульдозерные звенья срезают зараженный слой грунта или засыпают зараженный участок незараженным грунтом.

Для оказания помощи пострадавшим в очаг поражения вводятся подразделения радиационной, химической, биологической и медицинской защиты, спасательные подразделения и силы для проведения работ по ликвидации последствий проливов ХОВ. Их основные усилия направляются на оказание немедленной медицинской помощи пострадавшим и их эвакуацию на незараженную местность, а также на проведение обезвреживания проливов ХОВ. Эти силы выполняют свои задачи в тесном взаимодействии с газоспасательной службой объектов.

В первую очередь эвакуации подлежат лица, находящиеся без средств защиты органов дыхания. Затем эвакуируют людей, имеющих противогазы и уже получивших первую доврачебную помощь. В последнюю очередь эвакуируют людей, укрытых в убежищах с фильтровентиляционными установками. Пункты сбора поражённых располагают на незараженных участках, с наветренной стороны от зоны разлива ХОВ.

Эвакуация поражённых и непоражённых из очага поражения потребует выделения необходимого количества транспорта. Для розыска, выноса и посадки поражённых людей на транспорт привлекаются носилочные звенья формирований различного назначения. Эвакуация непоражённого населения, находящегося в убежищах, зданиях, укрытиях производится пешим порядком, а также на любом виде общественного и личного транспорта.

В ходе спасательных работ во вторичном очаге заражения основные усилия направляются на локализацию источников заражения.

Продолжительность работы личного состава одной смены в очаге химического поражения зависит от времени допустимого непрерывного пребывания в средствах индивидуальной защиты (при температуре воздуха от +24 до +20 ° С – 40–50 мин., от +19 до + 15 ° С – 2 ч., при температуре ниже + 15 °С – 3 ч. и более).

Очаги химического поражения считаются ликвидированными, когда пребывание людей без средств защиты в них становится безопасным.

После окончания работ в районе сбора должны быть проведены мероприятия по специальной обработке техники и личного состава формирований.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органы управления ГОЧС на всех уровнях должны знать химически опасные объекты на подведомственной территории, тип и количество ХОВ на этих объектах, иметь прогноз образования возможных зон химического заражения при авариях, организовать мониторинг химически опасных объектов, предусмотреть в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций необходимые мероприятия по ликвидации последствий возможных химических аварий.

Особенности ликвидации последствий биологической аварии

Значительную опасность для населения представляют биологические аварии, сопровождающиеся выбросом (вывозом, выпуском) в окружающую среду препаратов с патогенными биологическими агентами (ПБА) 1–2 групп (бактерии, вирусы, риккетсии, грибы, микоплазмы, токсины и яды биологического происхождения, а также микроорганизмы с включением фрагментов генома указанных ПБА).

Биологические аварии возможны на производстве живых вакцин, в микробиологических лабораториях, работающих с биологическим материалом, поступающим из эпидемически неблагополучных регионов, в хранилищах коллекционных патогенных биологических агентов. При выбросе в окружающую среду ПБА вызывают её биологическое заражение, что может повлечь за собой заражение и массовую заболеваемость населения.

Характерным для биологических аварий является длительное время развития, наличие скрытого периода в проявлении поражений, стойкий характер и отсутствие четких границ возникших очагов заражения, трудность обнаружения и идентификации возбудителя (токсина). Для ликвидации последствий биологических аварий необходимо принятие экстренных мер с привлечением учреждений и формирований госсанэпидслужбы Минздрава России, МЧС России, Минобороны России, МВД России и других ведомств, а также создаваемых на их базе специализированных формирований, являющихся составной частью Всероссийской службы медицины катастроф.

Мероприятия по ликвидации очага биологического заражения проводятся в соответствии с планом противобактериологической защиты, разрабатываемым специалистами санитарно-эпидемиологической службы совместно с соответствующими органами здравоохранения и отделами медицинской защиты органов управления ГОЧС.

Общее руководство, организацию и контроль за проведением мероприятий по локализации и ликвидации очага биологического заражения осуществляют санитарно-противоэпидемические комиссии при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Санитарно-противоэпидемическая комиссия (СПК) является координационным органом, предназначенным для обеспечения согласованных действий органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, в решении задач по предупреждению массовых заболеваний и отравлений населения и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия. В состав комиссии входят специалисты санитарно-эпидемиологической службы, представители различных министерств и ведомств, заинтересованных организаций, предприятий и учреждений, соответствующих органов управления ГОЧС. Решения комиссий являются обязательными для исполнения всеми учреждениями и организациями, расположенными в зоне чрезвычайной ситуации, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Деятельность санитарно-противоэпидемических комиссий осуществляется в тесном взаимодействии с комиссиями по чрезвычайным ситуациям.

В целях выявления и оценки санитарно-эпидемиологической и биологической обстановки в зоне биологической аварии организуется санитарно-эпидемиологическая и биологическая разведка. Санитарно-эпидемиологическая разведка проводится в целях выявления условий, влияющих на санитарно-эпидемиологическое состояние населения, и установления путей возможного заражения населения и распространения инфекционных заболеваний. Санитарно-эпидемиологическая разведка ведется санитарно-эпидемиологическими учреждениями Минздрава России, других министерств и ведомств и создаваемыми на их базе формированиями Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК) (группами эпидемиологической разведки).

Биологическая разведка проводится в целях своевременного обнаружения факта выброса (утечки) биологического агента, в т.ч. индикации и определения вида возбудителя. Биологическая разведка подразделяется на общую и специальную. Общая биологическая разведка ведется силами постов радиационного и химического наблюдения, Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, разведывательными дозорами, частями и органами управления ГОЧС путем наблюдения и неспецифической индикации биологических средств (БС).

Приборы неспецифической разведки регистрируют обнаружение БС в воздухе подачей звуковой или цветовой сигнализации. После получения сигнала население и силы РСЧС должны быть немедленно оповещены об угрозе заражения биологическими агентами. Специфическую индикацию возбудителя осуществляют санитарно-эпидемиологические учреждения. Отбор проб для специфической индикации и их доставку в лаборатории осуществляют группы эпидемиологической разведки.

В целях локализации и ликвидации очага биологического заражения осуществляется комплекс режимных, изоляционно-ограничительных и медицинских мероприятий, которые могут выполняться в рамках режима карантина и обсервации.

Под карантином следует понимать систему государственных мероприятий, включающих режимные, административно-хозяйственные, противоэпидемические, санитарные и лечебно-профилактических меры, направленные на локализацию и ликвидацию очага биологического поражения.

Режим карантина вводится при установлении факта биологической аварии с выбросом в окружающую среду возбудителей особо опасных инфекций (чумы, холеры, натуральной оспы) или при появлении среди поражённого населения больных особо опасными инфекциями, или массовых заболеваний контагиозными инфекциями с их нарастанием в короткий срок. Карантин вводится приказом руководителя администрации субъекта Российской Федерации по представлению соответствующей санитарно-противоэпидемической комиссии (СПК). При авариях с заражением территории возбудителями малоконтагиозных заболеваний карантин заменяется режимом обсервации, при котором строгие режимные мероприятия в зоне чрезвычайной ситуации не проводятся.

Обсервация – это комплекс изоляционно-ограничительных, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на локализацию очага биологического заражения и ликвидации в нем инфекционных заболеваний. Основной задачей обсервации является своевременное обнаружение инфекционных заболеваний с целью принятия мер по их локализации.

При введении карантина предусматривается:

Оцепление и вооруженная охрана границ очага заражения в целях его изоляции от населения окружающих территорий;

Развертывание на основных транспортных магистралях контрольно-пропускных (КПП) и санитарно-контрольных пунктов (СКП) для контроля за въездом и выездом граждан из зоны карантина, ввозом продовольствия, медикаментов и предметов первой необходимости для населения;

Организация специальной комендантской службы в зоне карантина для обеспечения установленного порядка и режима организации питания, охраны источников водоснабжения, обсерваторов и др.;

Ограничение общения между отдельными группами населения;

Выявление, изоляция и госпитализация инфекционных больных;

Развертывание обсерваторов для здоровых лиц, нуждающихся в выезде за пределы зоны карантина;

Установление строгого противоэпидемического режима для населения, работы городского транспорта, работы торговой сети и предприятий общественного питания работы медицинских учреждений;

Обеззараживание (дезинфекция) квартирных очагов, территории, транспорта, одежды, санитарная обработка людей;

Проведение общей экстренной и специфической профилактики лицам, находящимся в зоне заражения;

Обеспечение населения продуктами питания и промышленными товарами первой необходимости с соблюдением требований противоэпидемического режима;

Проведение санитарно-просветительной работы среди населения;

Контроль за проведением дезинфекционных мероприятий при захоронении трупов, а также проверку полноты сжигания и правильности закапывания опасных для здоровья населения материалов.

Для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний в зоне биологического заражения проводятся мероприятия, направленные на выявление лиц с острыми, хроническими и затяжными формами инфекционных заболеваний и бессимптомных носителей инфекции. Выявление источников инфекции достигается путем опроса населения, проведения медицинских осмотров и обследований лиц, работающих на объектах питания и водоснабжения.

В целях предупреждения заражения дополнительно осуществляются профилактическая дезинфекция, дезинсекция и дератизация. Предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний достигается также путем проведения профилактических прививок. Прививки проводятся в плановом порядке и по эпидемическим показаниям на прививочных пунктах, развертываемых лечебно-профилактическими учреждениями субъектов РФ, городов, районов.

Карантин и обсервация отменяются по истечении срока максимального инкубационного периода данного инфекционного заболевания с момента изоляции последнего больного, после проведения заключительной дезинфекции и санитарной обработки населения.

Задача органов исполнительной власти Российской Федерации, местного самоуправления, органов управления ГОЧС обеспечить решение перечисленных выше задач.

При обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению) основная
роль отводится проведению разведки.

Основными видами разведки являют ся:
биологическая, инженерная, медицинская, радиационная, санитарно-эпидемиологическая, химическая, пожарная.

Общие требования к разведке, наблю дению и контролю:
. непрерывность;
. своевременность;
. полнота и достоверность данных.

Биологическая разведка:
. определяет масштабы и границы зон заражения;
. выявляет источники, определяет вид и характер заражения;
. проводит постоянное наблюдение и контроль за изменением обстановки.

Инженерная разведка:
. определяет состояние наземных транспортных систем, проходимость местности на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;
. определяет места, границы и характер разрушений, завалов, затоплений, образовавшихся в зоне ЧС;
. определяет состояние коммунально-энергетических систем в зоне ЧС;
. устанавливает наличие потенциальных источников вторичных поражающих факторов в зоне ЧС;
. устанавливает нахождение пострадавших.

Медицинская разведка:
. выявляет пораженных, их численность и состояние;
. определяет пути выноса пораженных и маршруты их эвакуации;
. определяет районы развертывания медицинских пунктов, места для сбора и погрузки пораженных на транспорт для эвакуации в лечебные учреждения вне зоны ЧС.

Радиационная разведка:
. выявляет источники радиоактивного загрязнения;
. определяет характер, степень и масштабы радиоактивного загрязнения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;
. определяет направления и районы с наименьшими уровнями радиации;
. проводит постоянное наблюдение и контроль за изменением радиационной обстановки;
. предоставить необходимые данные для введения режимов радиационной защиты населения и сил ликвидации ЧС.

Санитарно-эпидемиологическая раз ведка:
. определяет санитарно-эпидемиологическое состояние зоны ЧС, в том числе районов эвакуированного населения и расположения сил ликвидации ЧС;
. предоставляет необходимые данные для введения системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации и карантина);
. проводит постоянное наблюдение и контроль за изменением санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне ЧС.

Химическая разведка:
. выявляет источники химического загрязнения;
. определяет вид опасного химического вещества, характер и масштабы заражения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;
. определяет маршруты обхода участков химического заражения;
. предоставляет необходимые данные для обеспечения мер химической безопасности;
. проводит постоянное наблюдение и контроль за изменением химической обстановки в зоне ЧС.

Пожарная разведка:
. определяет виды, параметры и границы очагов пожара, скорость и направление
распространения огня в очагах пожаров;
. оценивает степень загазованности и задымления в очагах пожаров;
. определяет пожарную обстановку на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;
. выявляет потенциально-опасные объекты, находящиеся под угрозой взрыва в связи с близостью к очагам пожаров;
. определяет состояние систем противопожарного водоснабжения.

Для ведения общей разведки привлекаются силы и средства воздушной, речной (морской) разведки, разведки на средствах железнодорожного транспорта, разведывательные подразделения воинских частей, разведывательные группы городов, районов и объектов народного хозяйства, звенья разведки формирований, а также головные учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля.
Специальная (радиационная, химическая бактериологическая) разведка ведётся с целью получения более полных данных о характере радиоактивного, химического и бактериологического заражения.
Для ведения специальной разведки привлекаются группы (звенья) радиационной и химической разведки, посты радиационного и химического наблюдения, а также учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля.

Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации (СНЛК), общегосударственная структура и является составной частью сил и средств наблюдения и контроля единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

Наблюдение и лабораторный контроль в Российской Федерации организуется и проводится в целях:
. своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
. принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных, отравляющих, аварийно химически опасных веществ, биологических (бактериологических) средств — возбудителей инфекционных заболеваний.

Сеть наблюдения и лабораторного контр оля имеет три уровня: федеральный, региональный и местный.

Федеральный уровень СНЛК формируется на основе академических научно-исследовательских учреждений, организаций и учреждений центрального подчинения.

Региональный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, отраслевых научно-исследовательских учреждений, кафедр (лабораторий) высших учебных заведений соответствующего профиля, функционирующих на территории республик в составе Российской Федерации, краев, областей, решающих задачи в масштабе региона.

Местный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на соответствующей территории.

Наблюдение — это способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными веществами (РВ), боевые токсичные химические вещества (БТХВ), аварийно химически опасными веществами (АХОВ) и биологическими средствами (БС) с помощью технических средств.

Лабораторный контроль — это обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомого агента (для БС — после проведения специфической индикации).

Индикация — это комплекс мероприятий, позволяющий подтвердить факт заражения (загрязнения) РВ, БТХВ, АХОВ, БС и определить их вид.

Функционирование СНЛК

В режиме повседневной деятельности
(мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий)

Наблюдение и лабораторный контроль проводится в объёме задач, установленных для данного учреждения директивным (вышестоящим) органом.

В режиме повышенной готовности
(ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидро-метеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны).

Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье и др. РВ, АХОВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также БТХВ и БС; о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2-х часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.

В режиме чрезвычайной ситуации
(возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время).

Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также БТХВ и БС; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Пост радиационного и химического на блюдения (ПРХН)
Пост радиационного и химического наблюдения (ПРХН) выставляется начальником штаба ГО организации с получением распоряжения на проведение мероприятий гражданской обороны и состоит из 3 человек: начальника поста, разведчика-дозиметриста, разведчика-химика.
Начальник поста наблюдения назначается из наиболее подготовленных в специальном отношении работников организации. В мирное время пост должен быть полностью экипирован, документирован и готов к выполнению своих задач.

На пост наблюдения возлагаются сле дующие задачи:

Определение исходных данных для засечки ядерных взрывов, времени взрыва, времени от момента вспышки до прихода ударной (звуковой) волны к месту расположения поста, расстояния до центра (эпицентра) взрыва, магнитного азимута (направления на взрыв), вида и ориентировочной мощности ядерного взрыва;
. своевременное обнаружение радиационного и химического (РХ) заражения территории организации;
. определение времени начала и окончания выпадения РВ, прохождения первичного облака зараженного воздуха;
. подача сигналов оповещения «Радиационная опасность» и «Химическая тревога»;
. определение уровней радиации и типа примененного противником БТХВ в районе расположения поста наблюдения;
. контроль за изменением уровней радиации и концентраций БТХВ в воздухе и на местности в районе расположения поста наблюдения;
. определение направления распространения облака БТХВ или АХОВ;
. ведение метеорологического наблюдения (при наличии метеокомплекта).

Пост наблюдения оснащается:

Измерителем мощности дозы (рентгенметром) типа ДП-5 (б, в);
. войсковым прибором химической разведки ВПХР;
. дозиметрами ИД-1, ДП-24 (ДКП-50А);
. метеокомплектом МК-3 (при наличии);
. простейшими средствами засечки ядерных взрывов: компасом, азимутальным планшетом или другими угловыми приборами, часами с секундной стрелкой или секундомером;
. средствами защиты глаз от светового излучения ядерного взрыва (защитными очками);
. средствами индивидуальной защиты;
. аптечками индивидуальными;
. индивидуальными противохимическими пакетами;
. средствами связи и оповещения.

Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению) является также одной из основных задач нештатных аварийно-спасательных формирований.

Внимание! Данный комментарий не является официальным обращением заявителя!

Под радиационной обстановкой понимают условия, возникающие в результате применения противником ядерного оружия, аварией (разрушением) на радиационно-опасных объектах с выбросом в атмосферу большого количества радиоактивных веществ.

Радиационная обстановка определяется масштабом и степенью радиационного заражения местности, различных объектов, расположенных на ней, акватории, воздушного пространства, оказывающего влияние на работу промышленных предприятий, жизнедеятельность населения.

Выявление и оценка радиационной обстановки проводится для определения влияния радиоактивного заражения местности на население, при этом выявление проводится по данным непосредственного измерения значения мощностей доз излучения (радиационная разведка) и расчетным методом (прогнозирование радиоактивного заражения).

Выявление и оценка фактической радиационной обстановки проводится после завершения формирования следа радиоактивного облака в месте расположения органа внутренних дел. По данным радиационной разведки определяются конкретные режимы радиационной защиты личного состава, начало и продолжительность работы смен в зоне заражения, необходимое количество смен для выполнения поставленных задач в условиях радиоактивного заражения, устанавливается необходимость проведения дезактивации вооружения, техники, продовольствия.

При аварии на радиационно опасном объекте с выбросом в атмос­феру радиоактивных веществ (РВ) возможны следующие виды радиаци­онного воздействия:

внешнее облучение во время прохождения радиоактивного облака;

внешнее облучение от выпавших на поверхность земли РВ;

внешнее облучение за счет загрязнения кожных покровов и одежды;

внутреннее облучение щитовидной железы и легких в результате по­ступления РВ с вдыхаемым воздухом;

внутреннее облучение за счет потребления загрязненных продуктов питания.

Для ориентировочной оценки вклада всех источников, участвующих в формировании суммарной дозы облучения на загрязненной террито­рии, структуру прогнозируемой дозы обычно принимают;

доза от внешнего облучения около 15%;

доза от внутреннего облучения - 85%, при условии, что в течение этого времени население будет потреблять продукты питания, выращен­ные на загрязненных территориях.

При выборе мер защиты выделяют три фазы протекания аварии:

ранняя фаза - от начала аварии до момента прекращения выброса РВ в атмосферу и окончания формирования радиоактивного следа на местности. Продолжительность этой фазы в зависимости от характера и масштаба аварии может длиться от нескольких часов до нескольких суток. В этой фазе доза внешнего облучения формируется гамма- и бета-излучением РВ, содержащихся в облаке. Внутреннее облучение обусловлено ингаляционным поступлением в организм радиоактивных продуктов из облака;

средняя фаза - от момента завершения формирования радиоактив­ного следа до принятия всех мер зашиты. В зависимости от характера и масштаба аварии длительность средней фазы может быть от нескольких дней до одного гола. Источником внешнего облучения являются РВ, осекшие из облака на поверхность земли, зданий, сооружений и т.п., сформировавшие радиоактивный след. Внутрь организма РВ поступают в основном пероральным путем при употреблении загрязненных про­дуктов и воды;

поздняя фаза - длится до прекращения необходимости в выполне­нии защитных мер. Фаза заканчивается одновременно с отменой всех ограничений на жизнедеятельность населения загрязненных районов и переходом к обычному санитарно-дозиметрическому контролю радиационной обстановки. Источники внешнего и внутреннего облучения те же, что и на средней фазе.

Типовые режимы радиационной защиты рассчитаны заранее и вво­дятся в действие решением соответствующих начальников органов внут­ренних дел (начальников ГО).

Для принятия решений по защите личного состава в условиях ради­ационной аварии разработаны критерии для принятия решений на каж­дой фазе развития аварии.

Под химической обстановкой понимаются условия, возникающие в результате применения противником химического оружия (ХО) или аварии на химически опасных объектах, связанные с выбросом (разливом) аварийно химически опасных веществ (АХОВ).

Химическое заражение – наличие токсичных веществ на кожных покровах, обмундировании, средствах защиты, на местности, технике, а также в воздухе и открытых источниках воды в количествах, создающих опасность поражения сотрудников ОВД, населения в течение определенного времени.

Основными характеристиками химического заражения вследствие применения ХО или аварии с выбросом АХОВ являются:

масштаб – характеризует пространственные границы проявления последствий;

продолжительность – характеризует временные границы проявления последствий. Обуславливается стойкостью – способностью ОВ и АХОВ сохранять своё поражающее воздействие в течение времени. Стойкость зависит от типа ОВ и АХОВ, скорости ветра, температуры, влажности, структуры почвы и наличия растительности;

опасность химического заражения - характеризует возможный ущерб от последствий. Оценивается возможными потерями населения на площади зоны химического поражения.

Выявление химической обстановки ее оценка сводится к определению границ территории заражения и параметров определяющих эффективность действия отравляющих веществ ОВ (АХОВ).

При этом определяются:

тип ОВ или АХОВ;

размеры района применения химического оружия (ХО) или количество АХОВ в разрушенных или поврежденных ёмкостях;

стойкость ОВ (время поражающего действия АХОВ);

концентрация ОВ (АХОВ);

глубина распространения облака зараженного воздуха и площадь заражения;

время подхода зараженного воздуха к определенному рубежу;

допустимое время пребывания людей в средствах индивидуальной защиты (СИЗ).

На основании оценки химической обстановке принимаются меры защиты людей, разрабатываются мероприятия по ведению спасательных работ в условиях заражения и ликвидация его последствий, анализируются условия работы личного состава в условиях заражения.

Выявление и оценка радиационной, химической и биологической обстановки осуществляется силами и средствами постов радиационного, химического, биологического наблюдения (ПРХБН), разведгрупп (дозоров), спасательных команд ГО, нештатных расчетно-аналитических групп и специально подготовленными лицами.

Расчетно-аналитическая группа (РАГ) является нештатным форми­рованием гражданской обороны и предназначена для сбора, обработки и выдачи информации в случаях применения противником оружия массового поражения и возникновения аварий (разрушений) на радиационно, химически и биологическиопасных объектах.

РАГ осуществляет:

1. Сбор, обработку и обобщение информации об ядерных взрывах, районах применения химического и биологического оружия, фактах аварий (разрушений) на радиационно, химически и биологическиопасных объектах, данных о метеорологической, радиационной, хи­мической и биологической обстановке (РХБО).

2. Прогнозирование последствий ядерных и химическихударов, аварий (разрушений) на радиационно, химически и биологическиопас­ных объектах, оценку РХБО.

3. Выполнение расчетов по обоснованию наиболеецелесообразных действий органов внутренних дел в зонах РХБ заражения.

4. Подготовку исходных данных для решения ни ЭВМ задач по вы­явлениюи оценке масштабов и последствий применения ОМП и аварий (разрушений) на радиационно, химически и биологически опасныхобъектах.

5. Информирование штабов органов внутренних дел и обменин­формацией о применении ОМП, фактах аварий (разрушений) на радиационно, химически и биологически опасных объектах и их последствиях с пунктами управления вышестоящих, подчинённых, взаимодействую­щихорганов внутренних дел, воинских частей внутренних войск, взаимодействующих воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальныхформирований, территориальных органов по делам гражданской оборо­ны и чрезвычайным ситуациям, а также с соответствующимиучрежде­ниями сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской оборо­ны Российской Федерации.

6. Ведение в установленном порядке карт РХБО, другой документа­циипо сбору и обработке информации.

РАГ выполняет задачи имеющимися силами в режиме круглосуточного дежурства. Оценка РХБ обстановки осуществляется на основе прогноза и реальных данных. Данные о РХБ обстановке получают: от территориальных органов МЧС России, штабов соединений и частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, соседних орга­нов внутренних дел, ПРХБН, разведгрупп и дозоров, подразделений формирований ГО органов внутренних дел, а после развёртывания час­тей ОПБ МВД России военного времени и от постов и подразделений химзащиты этих частей.

РАГ состоит из начальника, старшего инструктора, инструктора ивычислителя-чертежника. Личным состав РАГ комплектуется из числанаиболее подготовленных сотрудников и работников и назначается при­казом соответствующего начальника органа внутренних дел.

§ 2. Основные этапы и содержание мероприятий по выявлению и оценке радиационной и химической обстановки.

Выявление и оценка радиационной и химической обстановки осуществляется в 3 этапа:

I этап - заблаговременное выявление и оценка РХО в мирное время по прогнозу на основании оценочных параметров возможных ядерных и химических ударов, гипотетических аварий на радиационно и химически опасных объектах с учетом преобладающих метеоусловий.

II этап – выявление и оценка РХО, складывающаяся по прогнозу после состоявшихся ядерных и химических ударов, а также фактических аварий на радиационно и химически опасных объектах.

III этап – выявление и оценка РХО по данным разведки.

Выявление РХО включает:

1. Сбор, анализ и оценку исходных данных о:

ядерных и химических ударах или разрушениях (авариях) на радиационно и химически опасных объектах (параметры ядерных взрывов – координаты, мощность, вид, время; параметры химических ударов – количество и тип ОВ, время и место его применения;

характеристике аварий на радиационно и химически опасных объектах – тип ядерного энергетического реактора (ЯЭР), его мощность, степень разрушения и время аварии;

количестве и условиях хранения выброшенного в окружающую среду АХОВ, время аварии;

метеорологических условиях (для ядерных взрывов – параметры среднего ветра по слоям атмосферы до высоты подъема верхней кромки облака взрыва, для химических ударов, а также для аварий на радиационно и химически опасных объектах – параметры приземного ветра и степень вертикальной устойчивости атмосферы).

2. Определение на основе этих исходных данных размеров зон радиоактивного и химического заражения (загрязнения) и нанесение их на карту (план, схему).

Сбор и обработку данных и информации о радиационной, химической и биологической обстановке организует оперативный штаб совместно с взаимодействующими организациями в рамках Единой системы выявления и оценки масштабов и последствий применения оружия массового поражения, аварий (разрушений) атомных электростанций и химически опасных объектов. Обмен информацией о радиационной и химической обстановке осуществляется с взаимодействующими подразделениями и вышестоящими штабами.

Данные о ядерных взрывах радиоактивном, химическом и биологическом заражении, разрушении объектов атомной энергетики и химически опасных объектов поступают от частей (подразделений) соединений гражданской обороны (ГО) в расчетно-аналитические группы пунктов управления начальников служб радиационной, химической и биологической защиты соединений и частей ГО, где обрабатываются, докладываются командиру, начальнику штаба и передаются в расчетно-аналитические станции вышестоящего пункта управления органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. На основе этих данных штаб оценивает сложившуюся обстановку, докладывают командиру и информируют о ней подчиненные войска гражданской обороны, штабы ОВД и других взаимодействующих органов.

До получения данных разведки, радиационная и химическая обстановка ориентировочно может быть оценена по результатам прогнозирования, которое организуется штабом горрайлиноргана совместно с начальником службы радиационной, химической и биологической защиты подразделения (части) войск гражданской обороны.

Исходными данными для прогнозирования радиационной и химической обстановки являются:

параметры ядерных взрывов;

средства, способы, время и район применения отравляющих веществ, разрушений химически опасных объектов с аварийно химически опасными веществами;

данные о среднем ветре в различных слоях атмосферы и метеорологические условия в приземном слое воздуха; характер местности, положение, защищенность и характер действий ОВД в момент применения противником оружия массового поражения, аварий и чрезвычайных ситуаций.

При прогнозировании устанавливаются возможные зоны (районы) заражения местности и атмосферы, населенные пункты и органы внутренних дел, оказавшиеся в зонах с высокими уровнями радиации и химического заражения, ориентировочные потери личного состава.

По данным прогноза могут определяться объем задач по ликвидации последствий, наиболее целесообразные направления и районы ведения радиационной и химической разведки.

К основным задачам при оценке радиационной обстановки относятся:

определение радиационных потерь при действиях (нахождении) в зонах радиоактивного заражения местности (РЗМ);

определение радиационных потерь при преодолении зон РЗМ;

определение продолжительности пребывания сил РСЧС и ГО (населения) в зонах РЗМ по заданной дозе излучения;

определение времени начала работ в зонах РЗМ (начала входа в зону) по заданной дозе излучения;

определение времени начала преодоления зон РЗМ (начала выхода из зоны) по заданной дозе излучения;

определение степени заражения (загрязнения) техники, транспорта и других материальных средств.

К основным задачам при оценке химической обстановки относятся:

определение потерь населения и сил РСЧС и ГО в очагах химического поражения (районах применения химического оружия, районах аварий на химически опасных объектах);

определение потерь населения и сил РСЧС и ГО при действиях (нахождении) в зонах химического заражения или их преодолении;

определение количества людей, техники, транспорта и др. материальных средств, зараженных ОВ (АХОВ);

определение длительности поражающего действия ОВ (АХОВ): стойкость (время самоиспарения), время подхода облака ОВ к определенному рубежу (объекту) и его поражающего действия на данном рубеже (объекте), допустимое время пребывание в СИЗ, время заражения открытых источников воды;

определение мероприятий по обеспечению защиты сил РСЧС и ГО, населения и объектов экономики в условиях химического заражения и ликвидации последствий применения химического оружия (аварии на химически опасном объекте), выбор наиболее целесообразных действий сил РСЧС и ГО и населения.

В основе методик определения радиационной и химической обстановки по данным разведки используются математические модели развития процессов радиационного и химического заражения, учитывающие множество факторов обстановки. В настоящее время большинство методик реализовано в виде программных комплексов. Они позволяют получить оценочные данные радиационной и химической обстановки при наличии различных исходных данных, с более высокой степенью точности описывать возможные масштабы поражения и более эффективно организовать выполнение мероприятий по защите населения и территорий.

В тоже время, применительно к процессам радиоактивного и химического загрязнения при авариях на радиационно и химически опасных объектах, не всегда следует прибегать к глубокой детализации знаний об этих процессах, стремиться создавать и использовать сложные многоразмерные математические описания, для которых часто в повседневных условиях наблюдается недостаток информации, времени и их применение будет некорректно. Кроме этого нет уверенности, что сложные математические описания с большей эффективностью позволят решать вышеприведенные задачи и задачи по защите населения и территорий, чем простые.

Является осуществление наблюдения или разведки. Главная цель этого мероприятия заключается в сборе информации о произошедшей ситуации, источнике, масштабах и уровне заражения. На основе полученных данных принимаются дальнейшие действия, включающие мероприятия по ликвидации последствий, а также определяется необходимость применения средств защиты, эвакуации населения и проведения последующей обработки.

Помимо определения самого факта заражения и выявление границ его распространения, к задачам разведки также относятся:

  • С помощью средств радиационной, химической и биологической разведки ведется контроль изменения мощности излучения, наличия в воздухе радиационных частиц.
  • Отправка проб воды, грунта, растительности в лабораторию.
  • Проведение необходимого обеззараживания.

Разведывательные мероприятия в большей степени осуществляются специальными подразделениями ГО – химические, медицинские войска, при взаимодействии с ветеринарными службами.

Дополнительные материалы про каждый вид разведки представлены в статьях:

Характеристика основных приборов

Эффективность наблюдения во многом зависит от качественной и четкой работы используемых в наблюдении приборов. Именно помогают установить характер отравляющего вещества, его дозу, ограничить зону поражения и определить степень заражения местности, населения, сооружений и продовольствия.

Все их можно разделить в зависимости от происхождения источника заражения:

Приборы радиационной разведки

Для обнаружения и уточнения уровня радиации используются дозиметрические приборы, в основе которых лежит ионизационный метод обнаружения. По назначению в работе применяются индикаторы, дозиметры, радиометры и рентгенометры. Разведка в первую очередь использует индикаторы, которые сигнализируют об обнаружении и/или изменении радиационного фона, а уровень заражения измеряется с помощью рентгенометров.

Для постоянного контроля местности вблизи объектов, имеющих потенциальную опасность заражения, устанавливаются в помещении у диспетчера дежурной группы индикаторы-сигнализаторы типа ДП-64. Они осуществляются постоянное наблюдение, и в случае обнаружения повышения допустимого уровня радиации подают звуковой и световой сигнал.

Приборы химической разведки

Все приборы для осуществления химического наблюдения делятся на войсковые и те, что используются только специализированными химическими службами. К первым относят газоопределители и газосигнализаторы, работающие в автоматическом режиме. Они используются для точного измерения наличия иприта, зарина, фосгена в зоне поражения, включая военную технику и личный состав. Больше распространены войсковой и полуавтоматический приборы химической разведки. В их состав входят специальные индикаторные трубки, противодымные фильтры, электрофонарь, ручной насос и запасные к нему насадки.

ПБРиК (приборы биологической разведки и контроля) предназначены для распознавания в атмосфере различных биологических веществ, представляющих угрозу и опасность для местной фауны и населения. В случае обнаружения их подается сигнал и производится взятие проб земли и воды для их тщательного исследования. Существуют портативные приборы и стационарные системы, также распространены сигнализаторы для обнаружения аэрозолей опасных примесей

Все приборы радиационной, химической и биологической разведки имеют большое практическое значение для выполнения задач, стоящих перед разведывательными службами специального назначения. Кроме того от четкости их показаний во многом зависит организация защитных мероприятий, от своевременности которой зависят жизни и здоровье людей.

Частичная и полная специальные обработки

Подобные мероприятия производятся с целью обнаружения, обезвреживания и ликвидации с поверхности кожи человека, а также иных объектов и сооружений химических, биологических и радиоактивных отравляющих частиц.

Специальная обработка входит в число обязательных мероприятий в борьбе с последствиями техногенных аварий с выбросом опасных веществ, а также при применении противником биологического или химического оружия массового поражения. Обработка включает в себя (удаление опасных частиц), дезактивацию (обеззараживание) и дезинфекцию (уничтожение возбудителей инфекций).

Проводится частичная и полная специальная обработка. При частичной проводится лишь обезвреживание открытых частей тела, индивидуальных средств защиты и объектов использования. Для этого используется тщательное встряхивание одежды, обмывание или орошения поверхности специальными растворами или мыльной водой. Желательно принять тщательный душ. В войсковых подразделениях с этой целью применяются противохимические индивидуальные пакеты.

Полная обработка проводится в специально созданных пунктах. Она включает полную дегазацию и дезактивацию всех объектов подвергшихся опасному заражению, замену верхней одежду и ее уничтожение, а также санитарную тщательную обработку людей, находящихся в зоне поражения.

Для обработки местности используются следующие методы обеззараживания:

  • Поверхность объектов механически очищают любым шлифовальным инструментом
  • На открытых участках земли срезают верхний слой на 15 см и заменяют его на новый
  • Все поверхности зданий, конструкций и сооружений моют специальными растворами с добавлением поверхностно-активных веществ
  • Пыль убирается с помощью пылесосов
  • Осуществляют вырубку и захоронение в специально отведенных местах зараженных кустарников и деревьев, а также ветхих сооружений.

Для проверки и оценки результата проведенных защитных мероприятий осуществляется . Он необходим, чтобы удостоверится в достаточности принятых мер. Он осуществляется с помощью дозиметров конденсаторного типа, камер Гейгера-Мюллера и счетных устройств. Неплохо себя раньше проявлял и фотохимический метод, основанный на том, что различные излучения воздействуют на пленку. Впоследствии по плотности почернения фиксировался и уровень заражения.

Дозиметрический контроль может применяться как индивидуально при измерении у каждого человека, полученную им дозу излучения, так и при контролировании рабочих мест и помещений, замеряя в них уровень допустимой дозы опасных веществ.

При чрезвычайных ситуациях он осуществляется сразу после проведения специальной обработки и выхода из опасной зоны. В мирное время это практикуется на предприятиях атомной промышленности.

При индивидуальном контроле каждому сотруднику выдается специальный прибор, который тот должен постоянно носить с собой в течение определенного времени. После он сдается в лабораторию, и по имеющимся показателям производятся вычисления о дозе полученной радиации. Для определения средних значений и категории работоспособности трудового коллектива может применяться и групповой контроль. Тогда прибор выдается на 15 человек. Все данные записываются в специальные журналы учета нарастающим итогом.

Зараженные участки (районы) в зависимости от боевой обстановки могут обходиться или преодолеваться по направлениям с наименьшими уровнями радиации либо после спада уровня радиации с использованием средств индивидуальной или коллективной защиты. Преодолевать их необходимо на максимальной скорости.

При преодолении участков местности, зараженных радиоактивными веществами, при наличии в воздухе радиоактивной пыли (сухая ветреная погода, метель, поземка) личный состав, действующий в БМП и закрытых БТР, надевает респираторы, а при действиях на открытых машинах, кроме того, и защитные плащи. В сырую погоду средства защиты обычно не надевают. При действиях в пешем порядке надевают респираторы, а в сырую погоду – только защитные чулки.

При преодолении на БМП (БТР) участков (районов) местности, зараженных зарином, надевают противогазы, а при действиях б пешем порядке -- противогазы и общевойсковые защитные комплекты. Если местность заражена отравляющими веществами типа иприт, VX или биологическими средствами, то преодоление зараженных участков (районов) в пешем порядке производится в противогазах и в общевойсковых защитных комплектах.

Перед преодолением зараженного участка отделение по команде командира останавливается, не доезжая до его передней границы, и производит подготовку к его преодолению: готовятся к работе приборы радиационной и химической разведки; закрываются жалюзи и люки БМП (БТР); включается система защиты от оружия массового поражения, на автомобилях поднимаются боковые стекла кабин, укрывается имущество; личный состав, не выходя из машин, надевает средства защиты.

После преодоления участка местности, зараженного отравляющими веществами типа иприт, VX или биологическими средствами, как только позволит обстановка, по указанию старшего командира проводится полная дегазация (дезинфекция) техники.

Средства индивидуальной защиты снимаются по команде командира после того, как проведением химического контроля будет установлено отсутствие опасности поражения.

Приготовление и прием пищи на местности, зараженной отравляющими веществами и биологическими средствами, не разрешаются.

Использование защитных и маскирующих свойств местности и военной техники ослабляет воздействие поражающих факторов оружия массового поражения противника на личный состав, вооружение, военную технику и материальные средства.

Подразделения при выполнении боевых задач, на марше и при расположении на месте должны умело использовать лесные массивы, рельеф местности, подземные выработки и другие естественные укрытия. Подвижные, особенно бронированные, объекты значительно ослабляют воздействие ударной волны, проникающей радиации и радиоактивного облучения, надежно предохраняют личный состав от поражения световым излучением и капельножидкими 0В, а оборудованные системами защиты от оружия массового поражения – и от поражения радиоактивными веществами, парами и аэрозолями отравляющих веществ и биологическими средствами.

Обеспечение безопасности и защиты личного состава при действиях в условиях радиоактивного, химического и биологического заражения достигается: непрерывным ведением радиационной, химической и биологической разведки (наблюдения); своевременным и умелым использованием средств индивидуальной и коллективной защиты, защитных свойств боевой техники, транспорта и местности, противорадиационных препаратов, антидотов, средств экстренной медицинской помощи, инженерных сооружений; выбором наиболее целесообразных способов преодоления зон заражения; строгим соблюдением установленных правил поведения личного состава на зараженной местности. Перечень и содержание указанных мероприятий в каждом конкретном случае определяются условиями обстановки.

При заблаговременной подготовке подразделения к действиям или преодолению разведанных районов заражения должны быть определены меры по обеспечению защиты личного состава, допустимые сроки действия в зонах заражения и режим поведения личного состава с учетом защитных свойств техники, инженерных сооружений и местности.

Оповещение подразделений о радиоактивном, химическом и биологическом заражении организуется во всех условиях обстановки в целях обеспечения своевременного принятия подразделением мер защиты от поражения радиоактивными, отравляющими веществами и биологическими средствами. Для этого устанавливаются единые и постоянно действующие сигналы: о радиоактивном заражении – «Радиационная опасность»; о химическом и биологическом заражении – «Химическая тревога». При подаче используются все технические средства связи (радио, телефон, средства зрительной и звуковой сигнализации и др.). Во взводе сигналы дублируются голосом. Сигналы оповещения по всем каналам связи передаются вне всякой очереди. Сигналы оповещения подаются на основании данных радиационной, химической и биологической разведки (наблюдения). Распоряжение о подаче сигнала «Радиационная опасность» отдают, как правило, командиры подразделений (роты, батальона) при уровнях радиации 0,5 Р/ч и выше. Наблюдательные посты подразделений подают сигнал оповещения самостоятельно только при химическом заражении, обнаруженном с помощью имеющихся у них приборов. При подаче сигнала оповещения подразделения не прекращают выполнения поставленных задач и действуют по указанию своих командиров, используя средства индивидуальной защиты, а если позволяет обстановка, то и укрытия. Каждый военнослужащий, обнаруживший признаки наличия отравляющих веществ или биологических средств в воздухе или на местности, не ожидая сигнала оповещения, должен надеть противогаз и доложить своему командиру.