Национальная система химической и биологической безопасности российской федерации годы. Васильев н. химическая и биологическая безопасность российской федерации. I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Постановление Правительства РФ от 5 мая 2012 г. N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования"

Распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования;

Распределения субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования.

2. Настоящее постановление применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, начиная с бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.

Правила
распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования

1. Настоящие Правила определяют порядок распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее - территориальные фонды) на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования (далее - субвенции).

2. Субвенции предоставляются в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

4. Предоставление субвенций осуществляется ежемесячно после перечисления в установленном порядке в бюджет Фонда из бюджета субъекта Российской Федерации суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

5. Перечисление субвенций осуществляется в установленном порядке на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в бюджеты территориальных фондов.

6. При распределении субвенций допускается утверждение не распределенной между бюджетами территориальных фондов субвенции в объеме, не превышающем 5 процентов общего объема соответствующей субвенции, которая может быть распределена между бюджетами территориальных фондов в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации, на те же цели в процессе исполнения бюджета Фонда без внесения изменений в о бюджете Фонда на очередной финансовый год и плановый период.

7. Территориальный фонд представляет ежемесячно, до 10-го числа, в Фонд отчет об использовании субвенций в порядке и по форме, которые устанавливаются Фондом.

8. В случае нецелевого использования субвенции соответствующие средства возмещаются в бюджет Фонда в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.

9. Остатки средств на 1 января очередного финансового года, образовавшиеся в бюджетах территориальных фондов в результате неполного использования в текущем финансовом году субвенций, используются в очередном финансовом году на цели, указанные в настоящих Правил.

10. Контроль за осуществлением расходов бюджетов территориальных фондов, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, возлагается на Фонд и Федеральную службу финансово-бюджетного надзора.

Методика
распределения субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования
(утв. постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 г. N 462)

1. Распределение субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, осуществляется в целях реализации переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования (далее - субвенции).

Численность застрахованного по обязательному медицинскому страхованию населения i-го субъекта Российской Федерации или г. Байконура на 1 апреля года, в котором рассчитывается субвенция на очередной финансовый год, по сведениям Фонда;

Н - норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования, установленный в программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на год, на который рассчитывается субвенция;

Файлы для скачивания

Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 N 467 О подготовке и представлении докладов о лицензировании отдельных видов деятельности, показателях мониторинга эффективности лицензирования и методике его проведения – rtf (182.1 Кб)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ПОДГОТОВКЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИИ

ДОКЛАДОВ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ПОКАЗАТЕЛЯХ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ

И МЕТОДИКЕ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ

Список изменяющих документов

В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила подготовки и представления докладов о лицензировании отдельных видов деятельности.

2. Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим лицензирование конкретных видов деятельности, организовать подготовку докладов в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.

3. Реализация настоящего постановления осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной численности работников их центральных аппаратов, территориальных органов и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на соответствующий год на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

ПРАВИЛА

ПОДГОТОВКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКЛАДОВ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ

ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 145)

1. Настоящие Правила определяют порядок подготовки и представления докладов о лицензировании отдельных видов деятельности (далее - доклады).

2. Доклады подготавливаются ежегодно по итогам своей деятельности:

а) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление лицензирования отдельных видов деятельности;

б) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление лицензирования отдельных видов деятельности на территории субъекта Российской Федерации, в части осуществления полномочий Российской Федерации, переданных субъектам Российской Федерации;

в) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими лицензирование заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов.

3. В доклады включаются сведения об организации и проведении лицензирования отдельных видов деятельности и его эффективности по перечню согласно приложению N 1 по следующим разделам:

а) состояние нормативно-правового регулирования в области лицензирования конкретных видов деятельности;

б) организация и осуществление лицензирования конкретных видов деятельности;

в) организация деятельности по контролю за осуществлением переданных субъектам Российской Федерации полномочий по лицензированию (только для федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за исполнением переданных субъектам Российской Федерации полномочий по лицензированию конкретных видов деятельности);

г) анализ и оценка эффективности лицензирования конкретных видов деятельности;

д) выводы и предложения по осуществлению лицензирования конкретных видов деятельности.

4. К докладу прилагается отчет об осуществлении лицензирования конкретных видов деятельности по утвержденной форме федерального статистического наблюдения.

5. При подготовке докладов используются данные мониторинга эффективности лицензирования, проводимого в соответствии с методикой согласно приложению N 2, а также данные социологических опросов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предложения экспертных и научных организаций.

6. Доклады подписываются руководителями органов исполнительной власти, указанных в пункте 2 настоящих Правил.

7. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление лицензирования конкретного вида деятельности на территории субъекта Российской Федерации в части осуществления полномочий Российской Федерации, переданных субъекту Российской Федерации, представляет доклад в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за исполнением переданных полномочий.

8. В Министерство экономического развития Российской Федерации представляются доклады:

федеральными органами исполнительной власти - с указанием сведений отдельно по каждому виду лицензирования, а также сведений о лицензировании конкретного вида деятельности, полномочия по осуществлению которого переданы субъектам Российской Федерации;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими лицензирование заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов, - в отношении лицензируемых видов деятельности.

9. Доклады представляются в Министерство экономического развития Российской Федерации до 15 марта года, следующего за отчетным годом, в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системы (ИС "Лицензирование"), размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации, а также на бумажном носителе.

10. Министерство экономического развития Российской Федерации подготавливает сводный доклад за отчетный год и представляет его в Правительство Российской Федерации до 15 апреля года, следующего за отчетным годом.

11. Сведения, содержащиеся в докладах, являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приложение N 1

докладов о лицензировании

отдельных видов деятельности

ПЕРЕЧЕНЬ

СВЕДЕНИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ДОКЛАДЫ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ

ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. В разделе "Состояние нормативно-правового регулирования в области лицензирования конкретных видов деятельности" - данные анализа нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность лицензирующих органов и их должностных лиц по осуществлению лицензирования отдельных видов деятельности, конкретизирующих содержание лицензионных требований, являющихся объектом лицензионного контроля, устанавливающих формы документов, используемых при лицензировании, а также сведения об опубликовании указанных нормативных правовых актов на официальных сайтах лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

2. В разделе "Организация и осуществление лицензирования конкретных видов деятельности":

а) сведения об организационной структуре лицензирующего органа и о распределении полномочий между структурными подразделениями, осуществляющими лицензирование;

б) сведения об организации и осуществлении лицензирования конкретных видов деятельности, в том числе в электронной форме;

в) сведения об организации межведомственного взаимодействия при осуществлении лицензирования конкретных видов деятельности, включая перечень запрашиваемых в порядке межведомственного взаимодействия документов, в том числе о среднем сроке ответа на межведомственный запрос;

г) сведения об организации взаимодействия в электронной форме с соискателями лицензии (лицензиатами) в рамках полномочий по лицензированию конкретных видов деятельности;

д) сведения о проведении проверок соискателей лицензии (лицензиатов), в том числе проведенных совместно с органами государственного контроля (надзора);

е) сведения о квалификации работников, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, и о мероприятиях по повышению квалификации этих работников;

ж) сведения о способах проведения и показателях методической работы с лицензиатами, направленной на предотвращение ими нарушений лицензионных требований.

3. В разделе "Организация деятельности по контролю за осуществлением переданных субъектам Российской Федерации полномочий по лицензированию" (для докладов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за исполнением субъектами Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по лицензированию конкретных видов деятельности):

а) описание мероприятий, осуществляемых в рамках контроля за исполнением переданных полномочий по лицензированию конкретных видов деятельности;

б) оценка эффективности мероприятий, осуществляемых в рамках контроля за исполнением переданных полномочий по лицензированию конкретных видов деятельности;

в) описание примеров лучшей и худшей региональной практики осуществления лицензирования конкретных видов деятельности с учетом результатов анализа показателей оценки эффективности лицензирования конкретных видов деятельности;

г) перечень субъектов Российской Федерации, не представивших доклады.

4. В разделе "Анализ и оценка эффективности лицензирования конкретных видов деятельности" - данные анализа и оценки:

а) показателей эффективности лицензирования отдельных видов деятельности (значения указанных показателей за отчетный год анализируются в сравнении со значениями показателей за предшествующий год, и в случае существенного (более 10 процентов) отклонения этих значений в отчетном году указываются причины таких отклонений);

б) наиболее распространенных причин отказа в предоставлении лицензии, переоформлении лицензии, продлении срока действия лицензии в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

в) наиболее распространенных нарушений, приведших к вынесению административных наказаний, приостановлению действия лицензии и аннулированию лицензии;

г) наиболее существенных случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, произошедших по причине нарушения лицензионных требований, и действий лицензирующего органа, направленных на предотвращение аналогичных случаев в будущем;

д) сведений об используемой лицензирующим органом системе мониторинга случаев причинения лицензиатами вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с деятельностью лицензиатов;

е) сведений об оспаривании в суде оснований и результатов проведения лицензирующими органами мероприятий по контролю за деятельностью лицензиатов, сведений об оспаривании результатов рассмотрения заявлений лицензиатов (количество удовлетворенных судом исков, наиболее распространенные основания для удовлетворения обращений истцов, меры реагирования, принятые в отношении должностных лиц лицензирующих органов).

5. В разделе "Выводы и предложения по осуществлению лицензирования конкретных видов деятельности" - выводы и предложения по осуществлению лицензирования конкретных видов деятельности, по совершенствованию нормативно-правового регулирования лицензирования конкретных видов деятельности, а также при необходимости иные предложения, связанные с осуществлением лицензирования конкретных видов деятельности, направленные на повышение эффективности лицензирования и сокращение административных ограничений в деятельности лицензиатов, включая оценку целесообразности сохранения режима лицензирования для регулирования конкретных видов деятельности.

6. Сведения, указанные в пунктах 1 - 4 настоящего перечня приводятся по каждому из лицензируемых видов деятельности.

Приложение N 2

к Правилам подготовки и представления

докладов о лицензировании

отдельных видов деятельности

МЕТОДИКА

ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 145)

1. Настоящая методика определяет порядок проведения мониторинга эффективности лицензирования отдельных видов деятельности (далее - мониторинг), осуществляемого уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - лицензирующие органы).

2. Мониторинг представляет собой систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза эффективности осуществления лицензирования отдельных видов деятельности.

3. Эффективность лицензирования отдельных видов деятельности заключается в достижении лицензирующими органами значений показателей эффективности лицензирования конкретных видов деятельности.

4. Мониторинг осуществляется на основании сбора, обработки и анализа следующих документов и сведений:

а) приказы (распоряжения) о проведении проверок соискателей лицензии и лицензиатов, заявления о согласовании с органами прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

б) документы, полученные в результате проведенных за отчетный период проверок соискателей лицензии и лицензиатов, в том числе мероприятий по лицензионному контролю, выполненных в процессе проверок (акты проверок, заключения экспертиз, материалы расследований, протоколы исследований (испытаний, измерений), материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях, а также иные документы, необходимые для проведения проверок соискателей лицензии и лицензиатов);

в) заявления и обращения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, средств массовой информации, поступающие по вопросам лицензирования конкретных видов деятельности;

г) документы, подтверждающие наличие случаев смерти, заболеваний (отравлений, несчастных случаев) людей, животных и растений, загрязнения окружающей среды, причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с деятельностью лицензиатов;

д) документы, подтверждающие выполнение лицензиатами предписаний, постановлений лицензирующих органов по результатам проведенных проверок;

е) результаты независимых исследований качества и доступности результатов лицензируемой деятельности, проводимых объединениями предпринимателей, общественными, экспертными и научными организациями;

ж) сведения о результатах рассмотрения исков, связанных с осуществлением лицензирования конкретных видов деятельности, в судебных органах.

5. На основании указанных в пункте 4 настоящей методики документов и сведений готовятся материалы по расчету, анализу и оценке следующих показателей эффективности лицензирования (далее - данные мониторинга):

а) доля обращений и (или) заявлений о предоставлении, переоформлении, продлении срока действия лицензии (в случае, если продление срока действия лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации), прекращении действия лицензии, о выдаче дубликата, копии лицензии, полученных лицензирующим органом в электронной форме (в процентах от общего числа обращений и (или) заявлений соответственно);

б) доля обращений и (или) заявлений о предоставлении, переоформлении, продлении срока действия лицензии (в случае, если продление срока действия лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации), прекращении действия лицензии, о выдаче дубликата, копии лицензии, полученных лицензирующим органом на бумажном носителе (в процентах от общего числа обращений и (или) заявлений соответственно);

в) доля решений об отказе в предоставлении, переоформлении, продлении срока действия лицензии (в случаях, если продление срока действия лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации), отмененных судом (в процентах от общего количества принятых решений о предоставлении, переоформлении, продлении срока действия лицензии (в случаях, если продление срока действия лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации);

г) средний срок рассмотрения заявления о предоставлении лицензии;

д) доля заявлений о предоставлении лицензии, рассмотренных в установленные законодательством Российской Федерации сроки (в процентах от общего числа заявлений соответственно);

е) средний срок рассмотрения заявления о переоформлении и продлении срока действия лицензии (в случаях, если продление срока действия лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации);

ж) доля заявлений о переоформлении лицензии или продлении срока действия лицензии (в случаях, если продление срока действия лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации), рассмотренных в установленные законодательством сроки (в процентах от общего числа заявлений);

з) доля заявлений лицензирующего органа, направленных в органы прокуратуры, о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано (в процентах от общего числа заявлений лицензирующего органа, направленных в органы прокуратуры);

и) доля решений суда об удовлетворении заявлений лицензирующего органа об административном приостановлении деятельности лицензиата (в процентах от общего числа обращений лицензирующего органа в суд с заявлениями об административном приостановлении деятельности лицензиатов);

к) доля решений суда об удовлетворении заявлений лицензирующего органа об аннулировании лицензии (в процентах от общего числа обращений лицензирующего органа в суд с заявлениями об аннулировании лицензий);

л) доля проверок, проведенных лицензирующим органом, результаты которых признаны недействительными (в процентах от общего числа проведенных проверок);

м) доля проверок, проведенных лицензирующим органом с нарушением требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам применены меры дисциплинарного и административного наказания (в процентах от общего числа проведенных проверок);

н) доля лицензиатов, в отношении которых лицензирующим органом были проведены проверки (в процентах от общего количества лицензиатов);

о) среднее количество проверок, проведенных в отношении одного лицензиата за отчетный период;

п) доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения (в процентах от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок);

р) количество грубых нарушений лицензионных требований, выявленных по результатам проверок лицензиатов;

с) количество грубых нарушений лицензионных требований, повлекших причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, выявленных по результатам проверок (по видам вреда);

т) доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания (в процентах от общего числа проверок, по итогам которых выявлены правонарушения);

у) доля предписаний, выданных в рамках лицензионного контроля, не исполненных после истечения срока, установленного в предписаниях (в процентах от общего числа проверок, по результатам которых выявлены нарушения лицензионных требований);

ф) отношение суммы взысканных (уплаченных) административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов (в процентах);

х) средний размер наложенного административного штрафа в том числе на должностных лиц и юридических лиц (в тыс. рублей);

(пп. "х" введен Постановлением Правительства РФ от 25.02.2014 N 145)

ц) доля проведенных внеплановых проверок (в процентах от общего количества проведенных проверок);

(пп. "ц" введен Постановлением Правительства РФ от 25.02.2014 N 145)

ч) доля нарушений лицензионных требований, выявленных по результатам проведения внеплановых проверок (в процентах от общего числа правонарушений, выявленных по результатам проверок);

(пп. "ч" введен Постановлением Правительства РФ от 25.02.2014 N 145)

ш) доля лицензиатов, в деятельности которых выявлены нарушения по результатам проведения проверок (в процентах от общей численности проверенных лиц);

(пп. "ш" введен Постановлением Правительства РФ от 25.02.2014 N 145)

щ) доля решений, принятых лицензирующим органом по результатам рассмотрения заявлений о представлении, продлении срока действия, переоформлении, прекращении действия, а также о выдаче дубликата или копии лицензии и предоставленных заявителю в электронной форме (в процентах от общего количества заявлений).

(пп. "щ" введен Постановлением Правительства РФ от 25.02.2014 N 145)

6. Данные мониторинга включаются лицензирующими органами в доклады о лицензировании отдельных видов деятельности.

7. Данные мониторинга используются лицензирующими органами при планировании и осуществлении своей деятельности, при формировании заявок на выделение необходимых финансовых средств, подготовке предложений по совершенствованию нормативно-правового обеспечения лицензирования.


Генерал-лейтенант медицинской службы Никифор ВАСИЛЬЕВ, заместитель начальника войск радиации химической и биологической защиты ВС РФ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ химической и биологической безопасности Российской Федерации - одно из важнейших направлений укрепления национальной безопасности.

В то же время, состояние дел в различных сферах обеспечения химической и биологической безопасности свидетельствует о том, что защищенность населения и среды его обитания на территории Российской Федерации от опасных биологических и химических факторов не доведена до уровня, при котором отсутствуют недопустимые риски причинения вреда жизни и здоровью людей и окружающей среде. В Российской Федерации наблюдается значительное ухудшение санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, фитосанитарной и экологической обстановки. Налицо упадок биотехнологической и химической промышленности.

В настоящее время в России функционирует свыше 10 тыс. потенциально опасных химических объектов в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства. При этом большинство из них расположены в городах с населением более 100 тыс. чел. Подавляющее большинство этих объектов было построено и введено в эксплуатацию 40-50 лет назад, химико-технологическое оборудование на них многократно выслужило свои сроки и физически изношено. В атмосферный воздух ежегодно поступает около 20 млн т химических веществ, а накопленные токсичные отходы составляют более 84 млн т. Объемы затрат на реконструкцию этих объектов или вывод их из эксплуатации могут достигать 7% валового внутреннего продукта. При этом затраты на ликвидацию последствий аварий и катастроф в 10-15 раз выше затрат, необходимых для принятия превентивных мер.

Решение проблемы химической безопасности

Загрязнение вредными химическими веществами атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны, питьевой воды, почвы, продуктов питания и пищевого сырья свидетельствует о том, что проблема обеспечения химической безопасности – одна из важнейших в области охраны здоровья населения страны. К числу наиболее значимых загрязнителей среды обитания человека, представляющих собой взвешенные вещества, оксиды азота, углерода, серы, полиароматические углеводороды и тяжелые металлы, относят также по-лихлорированные бифенилы, бензофура-ны, диоксины и фреоны.

Сейчас ни для кого не секрет, что в течение длительного времени не проводились мероприятия по снижению вредного воздействия на окружающую среду опасных химических объектов, расположенных в регионах Российской Федерации. К примеру, в последние десятилетия у южных границ г. Волгограда сложилась неблагополучная экологическая ситуация, связанная с прудами – накопителями и испарителями сточных вод, принадлежащими открытым акционерным обществам «Химпром» и «Каустик». Общая зона загрязнения атмосферного воздуха, почвы и подземных вод составляет 720 кв. км. В ней было идентифицировано более 50 химических соединений (хлор, фторорганические соединения, фенолы, мышьяк, свинец, хлористый винил и др.), в том числе восемь соединений - первого класса опасности. В результате жители многих населенных пунктов Светлоярского района Волгоградской области лишились собственных источников питьевой воды и пользуются привозной водой.

На территории Российской Федерации накоплено около 2 млрд т токсичных отходов!

Особую опасность загрязнения окружающей среды представляют отходы гальванических производств, а также отходы, содержащие ртуть и хлорорганику Больше всего таких отходов накоплено в Приволжском федеральном округе (в среднем более 400 т на кв. км).

В настоящее время действуют несколько полигонов по хранению и переработке опасных промышленных отходов. В то же время отсутствуют эффективные технические решения по их утилизации и обезвреживанию. Технологии переработки опасных отходов часто базируются на методе термической деструкции, использование которого связано с дополнительным загрязнением атмосферного воздуха.

Требует решения проблема утилизации запрещенных и непригодных к использованию в сельском хозяйстве пестицидов. Среди них присутствуют такие стойкие органические загрязнители, как дихлордифенилтрихлорметилметан (ДДТ), гексахлорциклогексан (линдан), гексахлорбензол и ряд других, обладающих сильными мутагенными и канцерогенными свойствами. На территории Российской Федерации хранится более 40 тыс. т таких пестицидов.

В современной химической промышленности интенсивно применяются технологии галогенирования с использованием элементного хлора и брома, представляющие высокую химическую опасность для персонала и окружающей природной среды, что связано с отсутствием альтернативных технологий, исключающих применение этих опасных реагентов.

Прогнозные оценки на ближайшую перспективу показывают, что тенденция повышения вероятности аварий химической природы в ближайшем будущем будет сохраняться.

Важнейшим аспектом при выполнении мероприятий химической безопасности также должно быть предупреждение и предотвращение террористических проявлений, связанных с применением или угрозой применения химических, токсических, отравляющих, сильнодействующих и ядовитых веществ.

Немаловажен тот факт, что население страны не в полной мере обеспечено необходимыми средствами индивидуальной защиты от опасных химических веществ, а мероприятия по обучению пользования этими средствами практически отсутствуют. Ранее заложенные на хранение такие средства были предназначены для защиты населения от боевых отравляющих веществ в военное время, и могли быть лишь ограниченно использованы в мирное время (при техногенных авариях, природных катастрофах и террористических актах на потенциально опасных объектах).

Зарубежный опыт ликвидации последствий крупномасштабных аварий на химических предприятиях, которые унесли жизни сотен тысяч человек (Бхопал, Фликсборо, Мехико, Ионава, Севезо), также заставил изменить взгляды на место химической опасности в ряду других видов техногенных угроз и приступить к формированию новых подходов к обеспечению химической безопасности в Российской Федерации.

Решение проблемы биологической безопасности

Необходимость решения проблемы обеспечения биологической безопасности обусловлена сохраняющейся угрозой заноса, возникновения и распространения опасных и особо опасных инфекций, связанной с неблагополучной эпидемиологической ситуацией в мире, наличием стойких природных очагов особо опасных инфекций на территории Российской Федерации и сопредельных государств, функционированием разветвленной сети биологически опасных объектов.

В Российской Федерации ежегодно регистрируется около 40 млн случаев инфекционных заболеваний. При этом экономический ущерб, наносимый инфекционными болезнями, составляет свыше 18 млрд руб. в год.

На территории Российской Федерации зарегистрировано более 100 тыс. сибиреязвенных скотомогильников. Способность спор возбудителя сибирской язвы длительно сохраняться в почве (более 80 лет) приводит к образованию стойких почвенных очагов, что создает реальную угрозу возникновения эпизоотий и эпидемий.

Сохраняются стойкие природные очаги чумы на территории Южного и Сибирского федеральных округов, в которых ежегодно регистрируются эпизоотии чумы среди грызунов.

Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляют эпидемические и эпизоотические вспышки новых и вновь возникающих инфекционных болезней (тяжелый острый респираторный синдром, грипп птиц и др.), большинство которых характеризуется внезапностью возникновения, высокой смертностью, отсутствием специфических методов диагностики и лечения, а также значительным уровнем затрат на проведение противоэпидемических и противоэпизоотических мероприятий. Не исключается возможность заноса из-за рубежа таких экзотических вирусных геморрагических лихорадок, как Боливийская геморрагическая лихорадка, лихорадки Ласса, Мар-бург, Эбола, вспышки которых характеризуются крайне тяжелым течением заболевания и высокой смертностью.

В условиях чрезвычайно высокой зависимости отечественного рынка лекарственных препаратов от импортных поставок субстанций и готовых средств в Российской Федерации требуется воссоздание собственной государственной системы разработки и производства лечебно-профилактических препаратов против возбудителей опасных и особо опасных инфекционных заболеваний, а также современных антибактериальных средств.

На территории Российской Федерации осуществляют свою деятельность, связанную с возбудителями инфекционных заболеваний 1-й и 2-й групп патогенности, многие организации, находящиеся в ведении различных федеральных органов исполнительной власти. Наиболее значимые из них содержат коллекции патогенных микроорганизмов и участвуют в создании и производстве средств защиты от них. Вместе с тем, физический износ инженерных систем обеспечения безопасности работ с патогенными микроорганизмами (вентиляция, водоснабжение, кабельные линии, трансформаторные подстанции и др.) данных биологически опасных объектов на текущий момент составляет более 80%. Более половины технологического оборудования, используемого на основных стадиях производства иммунобиологических препаратов, отслужило установленные сроки эксплуатации и подлежит замене.

В целях предупреждения несанкционированного доступа к биологическим материалам и агентам, поражения ими работающего персонала и населения требуется совершенствование систем обеспечения биологической безопасности на указанных объектах, включая разработку современных средств физической защиты.

На этом фоне появились новые биологические и химические угрозы для национальной безопасности нашего государства, заключающиеся в опасности:

  • трансграничных заносов на территорию Российской Федерации известных и неизвестных ранее неэндемичных патогенов и экопатогенов;
  • применения на территории Российской Федерации опасных и особо опасных биологических агентов и химических веществ в террористических целях.

Очевидно, что в связи с масштабностью, сложностью и многообразием обозначенных проблем необходима выработка единой методологии создания национальной системы химической и биологической безопасности Российской Федерации, представленной в настоящее время разрозненными организациями и службами надзора.

Следует отметить, что Соединенные Штаты Америки и другие развитые зарубежные страны уже практически завершили переход к созданию государственных систем химической и биологической безопасности, являющихся составными элементами общей системы безопасности.

ФЦП «Национальная система химической и биологической безопасности РФ»

От руководства Российской Федерации потребовалось принятие экстренных законодательных и практических мер в области обеспечения биологической и химической безопасности России. Реальными шагами в этом направлении явились:

  • утверждение Президентом России 4 декабря 2003 г. «Основ государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу»;
  • создание 9 февраля 2005 г. Правительственной комиссии по вопросам биологической и химической безопасности;
  • введение 16 мая 2005 г. положения № 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации»;

и, наконец, утверждение Правительством Российской Федерации 27 октября 2008 г. федеральной целевой программы (ФЦП) «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)».

Цель ФЦП – последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на население и окружающую среду посредством:

  • предупреждения возникновения источников и очагов химического и биологического поражения (заражения) путем систематического мониторинга химических и биологических опасностей, совершенствования законодательства и нормативных документов в области химической и биологической безопасности, а также контроля их исполнения;
  • уменьшения масштабов потенциальных очагов химического и биологического поражения и суммарных площадей зон защитных мероприятий путем проведения комплекса мер в отношении источников химической и биологической опасности;
  • повышения защищенности населения и среды его обитания от негативных влияний опасных химических веществ и биологических агентов и (или) снижение уровня их влияния путем внедрения современных средств защиты, разработанных с учетом мониторинга опасных биологических и химических факторов окружающей среды.

Для решения указанных задач Программы предполагается реализация мероприятий по следующим приоритетным направлениям:

  • первое приоритетное направление предполагает проведение комплексного анализа ситуации, сложившейся в области химической и биологической безопасности, обеспечение координации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления опасными объектами и организаций, эксплуатирующих эти объекты, а также укрепление материально-технической базы организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, с учетом установившейся практики осуществления контроля (надзора) и мониторинга в области обеспечения химической и биологической безопасности в Российской Федерации;
  • второе приоритетное направление предполагает проведение анализа нормативно-методической базы Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности и научное обоснование предложений по ее совершенствованию;
  • третье приоритетное направление предполагает снижение степени риска для здоровья населения и окружающей среды от источников химической и биологической опасности путем модернизации и технического перевооружения этих объектов, а также модернизации и технического перевооружения объектов научно-промышленной базы, специализирующихся на выпуске российских систем (средств) материально-технического и иных видов обеспечения химической и биологической безопасности;
  • четвертое приоритетное направление предполагает развитие научных основ и разработку единых научно-методических подходов в области обеспечения химической и биологической безопасности, а также технологий и средств защиты от воздействия опасных химических и биологических факторов;
  • пятое приоритетное направление предполагает повышение уровня информированности и просвещения населения, обеспечение условий для образования и подготовки кадров, а также для внедрения органами государственной власти инструментов управления рисками негативного воздействия опасных химических и биологических факторов окружающей среды на биосферу и техносферу.

По сути, Программа, разработанная под руководством координатора – Мин-здравсоцразвития России и при активном участии Минобороны России, явилась скоординированным планом действий восьми министерств и ведомств Российской Федерации на ближайшие пять лет.

Реализация ФЦП Министерством обороны РФ

Минобороны России как один из Государственных заказчиков Программы планирует проведение комплекса мероприятий по всем пяти приоритетным направлениям, к реализации которых предполагается привлечь учреждения не только Минобороны России, но и различных министерств и ведомств.

В рамках Минобороны России наибольшую практическую нагрузку по реализации мероприятий Программы будут нести Управление начальника войск радиационной, химической и биологической (РХБ) защиты Вооруженных Сил РФ и Главное военно-медицинское управление (ГВМУ) Министерства обороны РФ.

Роль ГВМУ и подчиненных ему учреждений в реализации мероприятий Программы требует отдельного детального обсуждения, выходящего за рамки представленного на суд читателя материала. В связи с этим предлагаем остановиться на задачах, которые будут решать в рамках Программы войска РХБ защиты.

Привлечение Минобороны и, в частности, войск РХБ защиты, к реализации Программы обусловлено несколькими основными причинами. Это, прежде всего, многолетний опыт выполнения общегосударственных задач, связанных с обеспечением химической и биологической безопасности страны, эффективным участием при решении проблем в рамках действующих и прошлых федеральных целевых программ, таких как «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», «Защита от патогенов», «Живые системы» и др.
Необходимо подчеркнуть, что и в США и в ряде других ведущих государств значительное место в реализации собственных программ в области обеспечения химической и биологической безопасности отводится именно министерству обороны.

Ведущая роль войск РХБ защиты в обеспечении химической и биологической безопасности нашей страны обусловлена наличием объединенной под единым руководством уникальной научно-производственной базы, обеспечивающей разработку, испытания и производство средств защиты от опасных химических веществ и биологических агентов, и специальных войсковых структур, ориентированных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций химического и биологического характера и находящихся в постоянной готовности к выполнению задач по предназначению.

Прежде всего, следует отметить, что, несмотря на сложности переходного периода, связанные с переводом отечественных промышленных предприятий на рыночные отношения, потерей ряда технологий и производственных мощностей в результате распада СССР, резким сокращением финансирования разработки и производства средств защиты, усилиями Минобороны в войсках радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил РФ были сохранены научно-технический и производственный потенциалы, позволяющие обеспечить необходимый уровень химической и биологической защиты Вооруженных Сил, и паритет в данной области с ведущими зарубежными государствами.

Способность войск РХБ защиты выполнить задачи Программы обусловлена наличием не имеющей аналогов в стране лабораторно-экспериментальной и испытательной базы научно-исследовательских организаций (НИО), а также специализированного вуза. Это федеральные государственные учреждения: 27-й Научный центр, 33-й Центральный научно-исследовательский испытательный институт, 48-й Центральный научно-исследовательский институт, 42-й Научно-исследовательский центр биологической безопасности и Военная академия РХБ защиты.

Принципиальной особенностью научно-исследовательских организаций биологического профиля войск РХБ защиты является то, что в них поддерживаются в активном состоянии национальные коллекции микроорганизмов I-II групп патогенности для обеспечения государственных нужд, являющиеся основой для создания средств защиты. На сохранение и защиту коллекций нацелены ряд важнейших мероприятий Программы, а сами организации квалифицируются как биологически опасные объекты.

Уникальность сложившихся в них творческих научных коллективов заключается в наличии разноплановых специалистов: химиков, медиков, биологов, биохимиков, генетиков и др. Основой научного потенциала научно-исследовательских организаций войск являются 80 докторов и 367 кандидатов наук, формирующих уникальные научные школы, имеющие многолетний опыт работы с опасными химическими веществами и биологическими агентами и создания средств защиты от них, отвечающих современным мировым стандартам. Головной научно-исследовательской организацией в области обеспечения химической безопасности является 27-й Научный центр. Центр формирует стратегию выполнения мероприятий в данной области, осуществляет координацию исследований между научно-исследовательскими организациями различных ведомств по контролю за выполнением положений Конвенции о запрещении химического оружия другими государствами. В Центре создана и успешно функционирует аккредитованная при Организации по запрещению химического оружия химико-аналитическая лаборатория. По результатам многочисленных международных тестов данная лаборатория входит в десятку лучших лабораторий мира по определению состава неизвестных проб. Специалисты лаборатории неоднократно принимали участие в выполнении задач по обеспечению химической безопасности важных государственных мероприятий. Кроме того, Центр в рамках межведомственного взаимодействия обеспечивает выполнение задач по противодействию возможности преднамеренного применения опасных химических веществ в террористических целях.

33-й Научно-исследовательский испытательный институт - единственное в России учреждение, располагающее уникальными экспериментально-лабораторными и испытательными комплексами, позволяющими проводить полный цикл испытаний технических средств и систем обеспечения химической и биологической защиты в интересах различных министерств и ведомств Российской Федерации. Для отработки практических мероприятий по обеспечению химической и биологической безопасности страны, в том числе по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в институте имеется специальный полигон.

48-й Центральный научно-исследовательский институт осуществляет исследования в области защиты от опасных биологических агентов и является единственным в стране производителем и поставщиком в Росрезерв вакцин против сибирской язвы и чумы. Создание средств защиты осуществляется с использованием упомянутых национальных коллекций микроорганизмов I-II групп патогенности.

Институт располагает уникальным оборудованием и специальными аэрозольными камерами, предназначенными для оценки медицинских средств защиты от опасных биологических агентов с использованием лабораторных животных, климатическими комплексами для оценки биоповреждений и эффективности технических средств защиты и специальной техники.

В рамках выполнения распоряжений Правительства РФ в институте и его научно-исследовательских центрах только в последние годы разработаны диагностические тестсистемы для выявления возбудителей атипичной пневмонии и гриппа птиц, вирусных геморрагических лихорадок и др., а также созданы аппаратурно-технологические линии по их производству, организован выпуск 16 диагностических и лечебно-профилактических препаратов, разрешенных к применению Национальным органом контроля (Государственный институт стандартизации и контроля имени Л.А. Тарасевича).

В целях эффективной борьбы с инфекционными заболеваниями и координации деятельности по противодействию биотерроризму совместным приказом Минобороны и Минздрава России на базе Вирусологического центра института создан и функционирует Центр специальной лабораторной диагностики и лечения особо опасных и экзотических инфекционных заболеваний.

Специалистами центра за последнее десятилетие накоплен беспрецедентный опыт участия в выявлении причин и ликвидации вспышек опасных и особо опасных инфекционных заболеваний (геморрагических лихорадок, атипичной пневмонии, гриппа птиц, сибирской язвы, брюшного тифа и др.) в различных регионах страны и за ее пределами, оказания консультативной методической помощи органам здравоохранения в проведении идентификации новых патогенов и диагностики инфекционных заболеваний. Этот опыт и знания военных специалистов – вирусологов и бактериологов, безусловно, будут востребованы при организации мероприятий по противодействию вновь возникающим угрозам в биологической сфере.

С целью оперативной оценки обстановки в районах чрезвычайных ситуаций в НИО войск в постоянной готовности содержатся подразделения научной поддержки и мобильные диагностические группы, личный состав которых обладает практическими навыками и опытом индикации отравляющих веществ, биологических агентов. Для своей работы диагностические группы используют созданный в войсках мобильный комплекс РХБ защиты, современное специальное оборудование которого позволяет в автономном режиме оперативно оценить степень опасности сложившейся обстановки и выработать предложения по ликвидации последствий для принятия решения на уровне руководства Министерства обороны. Специалистами войск обеспечиваются мониторинг и безопасность работы персонала на специальных пунктах обработки почтовой корреспонденции в Администрации Президента Российской Федерации.

Специальные соединения и части войск РХБ защиты

Как уже отмечалось, отличительной особенностью Министерства обороны Российской Федерации и, в частности, войск РХБ защиты является наличие специальных соединений и частей, находящихся в готовности к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций хи- мического и биологического характера. В мирное время для выполнения этих задач, требующих проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ, в войсках РХБ защиты содержатся бригады РХБ защиты, отряд РХБ защиты чрезвычайного реагирования, оперативно-координационный центр и отдельная эскадрилья.

Данные соединения и части полностью укомплектованы личным составом, оснащены современными образцами вооружения и специальной техники, обеспечены запасами материальных средств и соответствуют требованиям, предъявляемым к воинским частям постоянной готовности. Бригадам РХБ защиты установлены зоны ответственности в пределах военных округов, а мобильная бригада РХБ защиты, отряд РХБ защиты чрезвычайного реагирования и отдельная эскадрилья содержатся в резерве Генерального штаба и, в зависимости от складывающейся обстановки, могут применяться в случае крупномасштабных разрушений на территории всей Российской Федерации, а также за ее пределами.

Вышеуказанные воинские соединения и части имеют практический опыт предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в результате аварий: на химическом производстве в Прибалтике (1985 г.), на Чернобыльской атомной электростанции (1986 г.), Курском объединении «Химволокно» (1990 г.), очистных сооружениях Хабаровска (1991 г.), при железнодорожной аварии цистерн с нитробензолом в районе Кирово-Чепецка (1989 г.), химическом заражении рек Сунгари и Амур после аварии на предприятии в г. Цзилинь (Китай) (2005 г.).

В целях повышения готовности сил и средств, ориентированных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, ежегодно с соединениями и воинскими частями проводятся тактико-специальные и командно-штабные учения, в ходе которых в полном объеме отрабатываются вопросы планирования и применения войск при выполнении задач ликвидации последствий аварий, взаимодействия с органами управления, силами и средствами других министерств и ведомств.

В ходе реализации Программы с участием этих соединений и частей запланировано проведение специальных межведомственных учений по отработке мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций химического и биологического характера на территории Российской Федерации, что позволит накопить практический опыт совместных действий и выработать необходимые нормативные документы, регламентирующие их осуществление.

Говоря о готовности войск РХБ защиты к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, следует отметить, что при реализации мероприятий Программы, нацеленных на обоснование и разработку моделей управления и взаимодействия, а также алгоритмов принятия управленческих решений на объектовом, местном, региональном и федеральном уровнях, совершенствование и развитие системы контроля и мониторинга в области обеспечения химической и биологической безопасности в Российской Федерации, безусловно, будет востребован опыт созданной и успешно функционирующей в Вооруженных Силах Российской Федерации Единой системы выявления и оценки масштабов и последствий применения оружия массового поражения, аварий (разрушений) радиационно-, химически и биологически опасных объектов.

Подготовка кадров войск РХБ защиты

Ранее уже подчеркивалось, что кадровый потенциал войск РХБ защиты, решающий задачи по химической и биологической защите, представлен специалистами, способными организовать и практически выполнять работы с особо опасными химическими веществами и биологическими агентами в условиях реального заражения объектов окружающей среды, как в мирное, так и в военное время. Сформирована эффективно функционирующая система подготовки кадров и повышения их квалификации. Подготовка специалистов по вопросам химической и биологической защиты не только для Вооруженных Сил, но и в интересах других министерств и ведомств, осуществляется на базе Военной академии РХБ защиты имени С.К. Тимошенко, несколько лет назад передислоцированной в г. Кострому. Можно обоснованно заявить, что в г. Костроме войсками РХБ защиты создано уникальное многопрофильное, многоуровневое учебное заведение новой формации.

Реализуя требования Программы, на базе академии нами планируется обеспечить все необходимые условия для подготовки специалистов по направлениям деятельности в области обеспечения химической и биологической безопасности за счет создания новейшей специализированной, не имеющей аналогов, учебно-материальной базы.

Формирование национальной системы химической и биологической безопасности

Объективно оценивая роль и значение Министерства обороны Российской Федерации и, прежде всего, войск РХБ защиты Вооруженных Сил Российской Федерации в формировании национальной системы химической и биологической безопасности, руководством страны на реализацию мероприятий по заказу Минобороны России спланировано выделение свыше 5 млрд руб.

Данные бюджетные средства войсками РХБ защиты будут направлены на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по созданию новейших образцов средств защиты от опасных химических и биологических агентов, реконструкцию и капитальное строительство сооружений на упомянутых выше химически и биологически опасных объектах, представляющих высокую значимость для государства в сфере обеспечения химической и биологической безопасности, а также на наиболее актуальные прочие нужды.

За счет государственных капитальных вложений нам предстоит провести реконструкцию более 20 важных объектов, что позволит, к примеру, обеспечить безопасные условия работ с патогенными микроорганизмами и опасными химическими веществами с соблюдением строжайших национальных и международных нормативов, надежное и устойчивое функционирование технологических линий по выпуску сибиреязвенной, чумной и оспенной вакцин, создать специализированный центр индикации и диагностики опасных инфекционных заболеваний, а также полный цикл производства отечественных антибиотиков без использования импортного сырья и материалов. В результате реализации НИОКР планируется создание средств защиты нового поколения, уникальных приборов для индикации и средств нейтрализации токсичных химикатов и опасных биологических агентов. Будут разработаны необходимые программно-аналитические комплексы и автоматизированные системы мониторинга и контроля.

Значительная часть средств будет направлена на оснащение специальных подразделений войск РХБ защиты новейшими высокоэффективными средствами защиты, выявления и ликвидации опасных факторов химической и биологической природы, проведение с их участием межведомственных учений и подготовку специалистов в области химической и биологической безопасности, обеспечение сохранности и защищенности от несанкционированного доступа национальных коллекций патогенных микроорганизмов, совершенствование и поддержание технологических линий по выпуску защитных иммунобиологических препаратов.

Кроме уже озвученных препаратов против возбудителей чумы, сибирской язвы и натуральной оспы, в этом ряду следует упомянуть средства защиты от таких смертельных и малоизученных заболеваний, как геморрагические лихорадки Ласса, Марбург, Эбола, Боливийская, актуальных для территории России возбудителей бруцеллеза, лихорадки Западного Нила, сильнодействующих токсинов. Модернизация аппаратурно-технологических линий по их выпуску позволит поднять качество препаратов на уровень мировых стандартов и обеспечить потребность заинтересованных министерств и ведомств в данных лечебно-профилактических средствах.

В итоге реализация программных мероприятий позволит войскам РХБ защиты:

  • обеспечить высокую готовность сил и средств к реагированию на чрезвычайные ситуации химического и биологического характера и ликвидации их последствий не только в войсках, но и на объектах различной ведомственной принадлежности;
  • обеспечить создание общегосударственной системы средств комплексной защиты от негативных влияний и угроз, вызванных факторами химического и биологического характера;
  • внедрить в практику отечественного здравоохранения целый ряд крайне необходимых в чрезвычайных ситуациях иммунобиологических препаратов, коммерческая разработка которых признается нецелесообразной, создать их необходимый запас для лиц, привлекаемых к ликвидации очагов химического и биологического заражения, и населения, попадающего в эти очаги;
  • снизить риск возникновения аварийных ситуаций на подведомственных опасных химических и биологических объектах и обеспечить на них требуемый уровень безопасности работ с токсичными химикатами и патогенными биологическими агентами;
  • повысить сохранность и защищенность специальных национальных коллекций опасных микроорганизмов I-II групп патогенности, а также музейных и рабочих коллекций патогенных микроорганизмов;
  • обеспечить повышение эффективности взаимодействия специальных структур министерств и ведомств Российской Федерации в кризисных ситуациях;
  • внести достойный вклад в создание единой и эффективной государственной системы химической и биологической безопасности. Войска РХБ защиты Вооруженных Сил Российской Федерации, обладая высокими интеллектуальным и научно-производственным потенциалами, готовы и способны выполнить задачи федеральной целевой программы «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)».

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит выполнить поручения Президента и Правительства Российской Федерации и внести существенный вклад в обеспечениехимической и биологической безопасности Российской Федерации.

ВАСИЛЬЕВ Никифор Трофимович родился 17 мая 1947 г. в с. Оланешты Суворовского района Молдавской ССР (ныне - Республика Молдова). В 1971 году окончил с отличием Военно-медицинский факультет при Куйбышевском медицинском институте по специальности лечебно-профилактическое дело.
С 1971 по 1978 год проходил службу в научно-исследовательском институте МО СССР на должностях младшего научного сотрудника и старшего научного сотрудника.
С 1978 по 1992 год прошел путь от офицера отдела до первого заместителя начальника 15 Управления МО СССР.
С 1992 года - в Управлении начальника войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) ВС РФ. Проходил службу в должностях: начальник управления биологической защиты, начальник управления радиационной, химической, биологической и экологической безопасности, начальник управления - заместитель начальника войск РХБЗ по биологической защите.
С 2006 года - заместитель начальника войск РХБ защиты ВС РФ. Доктор медицинских наук, профессор. Награжден государственными наградами: орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, Мужества, Почета, «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени.

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 300 (ред. от 28.03.2019) О государственной программе Российской Федерации Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

Документ действующий

  • Главное меню
    • Государственная программа Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах"
      • Паспорт государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах"
      • Паспорт подпрограммы 1 "Предупреждение, спасение, помощь" государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах"
      • Паспорт подпрограммы 2 "Обеспечение и управление" государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах"
      • Паспорт подпрограммы 3 "Развитие системы обеспечения промышленной безопасности" государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах"
      • Паспорт подпрограммы Г "Построение и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах"
      • Паспорт федеральной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2015 - 2020 годы)"
        • I. Приоритеты и цели государственной политики, в том числе общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации
        • II. Приоритеты и цели государственной политики, в том числе общие требования к государственной политике на приоритетных территориях (Дальневосточный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Арктическая зона Российской Федерации, Республика Крым, г. Севастополь и Калининградская область)
        • III. Общая характеристика участия субъектов Российской Федерации в реализации Программы, в том числе вопросы, связанные с опережающим развитием приоритетных территорий
      • Приложение N 1. Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" за 2015 - 2021 годы
      • Приложение N 2. Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" за 2022 - 2030 годы
      • Приложение N 3. Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" по федеральным округам за 2015 - 2021 годы
      • Приложение N 4. Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" по федеральным округам за 2022 - 2030 годы
      • Приложение N 5. Перечень основных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах"
      • Приложение N 6. Сведения об основных планируемых мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах"
      • Приложение N 7. Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" за счет средств федерального бюджета на 2015 - 2021 годы
      • Приложение N 8. Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" за счет средств федерального бюджета на 2022 - 2030 годы
      • Приложение N 9. Предельные объемы средств федерального бюджета на исполнение долгосрочных государственных контрактов в целях реализации основных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах"
      • Приложение N 10. План реализации государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
      • Приложение N 11. Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" на приоритетной территории Дальневосточного федерального округа на 2015 - 2021 годы
      • Приложение N 12. Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" на приоритетной территории Дальневосточного федерального округа на 2022 - 2030 годы
      • Приложение N 13. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" на приоритетной территории Дальневосточного федерального округа на 2015 - 2021 годы
      • Приложение N 14. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов российской федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" на приоритетной территории Дальневосточного федерального округа на 2022 - 2030 годы
      • Приложение N 15. Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" на приоритетной территории Дальневосточного федерального округа
      • Приложение N 16. Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" на приоритетной территории Северо-Кавказского федерального округа на 2015 - 2021 годы
      • Приложение N 17. Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" на приоритетной территории Северо-Кавказского федерального округа на 2022 - 2030 годы
      • Приложение N 18. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов российской федерации, бюджетов субъектов российской федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" на приоритетной территории Северо-Кавказского федерального округа на 2015 - 2021 годы
      • Приложение N 19. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов российской федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" на приоритетной территории Северо-Кавказского федерального округа на 2021 - 2030 годы
      • Приложение N 20. Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" на приоритетной территории Северо-Кавказского федерального округа
      • Приложение N 21. Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" на приоритетной территории Арктической зоны Российской Федерации на 2015 - 2021 годы
      • Приложение N 22. Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" на приоритетной территории Арктической зоны Российской Федерации на 2022 - 2030 годы
      • Приложение N 23. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" на приоритетной территории Арктической зоны Российской Федерации на 2015 - 2021 годы
      • Приложение N 24. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" на приоритетной территории Арктической зоны Российской Федерации на 2022 - 2030 годы
      • Приложение N 25. Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" на приоритетной территории Арктической зоны Российской Федерации
      • Приложение N 26. Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" на приоритетной территории Республики Крым и г. Севастополя на 2015 - 2021 годы
      • Приложение N 27. Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" на приоритетной территории Республики Крым и г. Севастополя на 2022 - 2030 годы
      • Приложение N 28. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" на приоритетной территории Республики Крым и г. Севастополя на 2015 - 2021 годы
      • Приложение N 29. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" на приоритетной территории Республики Крым и г. Севастополя на 2022 - 2030 годы
      • Приложение N 30. Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" на приоритетной территории Республики Крым и г. Севастополя
      • Приложение N 31. Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" на приоритетной территории Калининградской области на 2015 - 2021 годы
      • Приложение N 32. Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" на приоритетной территории Калининградской области на 2022 - 2030 годы
      • Приложение N 33. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" на приоритетной территории Калининградской области на 2015 - 2021 годы
      • Приложение N 34. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" на приоритетной территории Калининградской области на 2022 - 2030 годы
      • Приложение N 35. Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" на приоритетной территории Калининградской области
      • Приложение N 36. Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" на приоритетной территории Байкальского региона
      • Приложение N 37. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" на приоритетной территории Байкальского региона
      • Приложение N 38. Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" на приоритетной территории Байкальского региона