Мир лишенный теплоты чувств жесток и бесчеловечен. Почему мир так жесток? Почему люди стали черствыми? Сила любви и милосердия. Тематическое направление «Дружба и вражда»

Ш. Атиа: Если действительность этого мира представляет собой, в общем-то, заранее составленный сценарий, в котором ничего нельзя изменить, почему этот сценарий такой жестокий? Почему он состоит из бесконечной череды войн, природных катаклизмов, аварий, террористов-самоубийц, взорванных автобусов, болезней, наркотиков? Какой смысл наносить удары по людям, если заранее известно, что их духовное пробуждение произойдет помимо их власти? Почему период ожидания человека – с момента его рождения и до раскрытия духовного – должен быть таким болезненным?

М. Лайтман: Мы видим, что все происходящее в нашем мире: от крошечного муравья, тяжким трудом добывающего себе пропитание, до растений, слонов, отдельного человека и масс людей – абсолютно все перевоплощается, совершенствуется, накапливает страдания и огромный опыт развития своего эго, которое в каждом вызывает желание наполнить себя за счет других. Каждый находится в борьбе с другими за свою жизнь: творения растительного уровня питаются за счет неживого, животный поедает растительный или животный, человек ест всех и – даже самого себя.

Всё это создано Всеобщим законом, который называется желанием Творца насладить творения и привести их к великой, возвышенной ступени, называемой слиянием с Творцом. При этом вся действительность, начиная с удаленной, противоположной от Творца точки, должна постепенно перевоплощаться - ступенька за ступенькой, пока не достигнет подобия свойствам Творца.

Почему этот процесс должен осуществляться с помощью жестокой силы, не считающейся ни с чем, никого не спрашивающей, которую не впечатляют ничьи страдания? – Такова природа.

Почему элементы этой природы, этой силы (чувствующей или бесчувственной) - элементы растительного уровня, животного, говорящего, а, возможно, даже и неживого - находятся под жестоким катком развития, ощущая страдания и невзгоды на протяжении всего пути? Почему они должны испытывать такие невыносимые ощущения. Почему они должны сожалеть, буквально о каждом мгновении своей жизни, пребывая в этом развитии, управляемом Высшей силой? Почему Высшая сила не может развивать их в полезной, приятной, радостной форме, в ощущении полноты жизни?

Высшая сила не может этого сделать, потому что она обязана дать творениям свободу выбора в их развитии. Поэтому Она скрывает себя и раскрывает только этапы запускаемого Ею развития, но – не Себя.

А этапы развития, включаемые Высшей силой, проходят по «живому мясу», принося боль. Желание, заключенное в человеке, постепенно развиваясь из поколения в поколение, доходит до такого состояния, когда оно, в конце концов, восклицает: «Хватит! Я больше не могу, я обязано найти источник своего плохого ощущения. Я не способно так дальше жить и даже смерть мне не поможет». Это то, что человек ощущает в своем подсознании. «Я должен найти того, кто причиняет мне зло». Это, в сущности, и является первым обращением человека к Творцу: не силой добра, не по доброму желанию, не от приятного ощущения.

А Творец скрыт. И человек, продолжающий свое дальнейшее развитие, каким-то образом попадает (тоже не выбирая это по своей воле), в определенное место: в группу, к учителю, который объясняет ему цель его развития. И если человек желает его ускорить, он обязан изучить и понять несколько особых книг, которые называются каббалистическими.

Каким образом это ему поможет? Благодаря учебе по этим книгам человек возбуждает на себя огромную силу свыше – ту Общую силу, которая осуществляет его развитие. Он вызывает на себя не тот «каток развития», который давил его ранее, а «каток» в миллион раз сильнее. И человек развивается быстрее.

Как он может это выдержать, если раньше не мог? Может. Ведь сейчас человек понимает, почему он страдает, понимает, что эти страдания оправданы и имеют цель. Он включается в некий рациональный процесс, который дает ему силы переносить страдания. И когда в человеке накапливается достаточно боли, страданий, усилий, знаний – всего, что он может собрать и соединить внутри себя, – тогда Высшая сила, которая была скрыта от него и которая развивала его в скрытой форме, издалека – раскрывается ему.

Она показывает человеку, что существует возможность приблизиться к Развивающей силе. И тогда, если человек видит эту силу развития, то уже может привести себя к соответствию с ней. А в той мере, в которой он способен привести себя к соответствию с этой силой развития – понять, почувствовать ее, согласовать с ней свои действия и шаги,– в той мере он ощущает от этого огромное наслаждение. И если прежде он чувствовал, что совершает всё вопреки Развивающей силе, то сейчас, насколько может – действует в согласии с ней.

Эта развивающая человека сила называется Творец, или Замысел творения, состоящий в том, чтобы «насладить творения» . Это то, что мы знаем о Творце, а кроме этого мы о Нем не знаем ничего.

Как же человек может достичь соответствия этой силе? Насколько он, находясь в своей природе, которая все больше и больше раскрывается как обратная Развивающей силе, может уподобиться этой силе – настолько он становится все более подобным Творцу. Он сливается с Ним до такой степени, что все его силы, желания, мысли, различные свойства – все, что в нем есть, будет в полной мере соответствовать Развивающей силе.

Это называется, что он достиг своего Окончательного Исправления. Если, приводя себя в соответствие этой Развивающей силе, человек испытывал приятные ощущения, то полностью закончив свое уподобление Ей. Он чувствует себя в состоянии погружения в безграничное Добро – и в чувствах, и в постижении, и в ощущении вечной и совершенной жизни – без какого-либо изъяна.

Свойства человека – определяет не он, это видно с самого начала. Его окончательное состояние тоже определяется не им, и все желания, открывающиеся в нем раз за разом, также устанавливает не он. Весь его путь определяется не им. Человек может определиться только в своем добровольном согласии идти вместе с этой Развивающей силой, желая этого до такой степени, что даже старается опережать Ее.

Это называется, что человек хочет постичь мысли и планы Творца относительно себя и выполнить их самостоятельно. Получается, что во всем этом процессе нам остается лишь участие согласно нашему добровольному желанию. Ведь так или иначе, ты в итоге придешь и к этому желанию и к этим действиям. Только если ты в этом участвуешь, если ты этого хочешь, если ты движешься в этом направлении, то ты постигаешь эту ступень, понимаешь Высшую силу, познаешь Ее, находишься вместе с Ней.

Ш. Атиа: Можно ли сказать, что мы подобны семени, которое обязано быть в самом низком, нечистом состоянии, погруженным в землю, лишенным солнечного света, пока почти полностью не сгниет, но из него, в конце концов, вырастет дерево?

М. Лайтман: Мы находимся в состоянии семени, в состоянии самом загрязненном, это ясно. Но в конечном результате каждый из нас должен стать бриллиантом. Вопрос здесь только в развитии: либо я понимаю, готовлю себя и продвигаюсь вперед сам, либо просто жду, пока меня не вынудят сверху. И когда меня вынуждают сверху – это ощущается как невыносимые страдания. Если же я сам двигаюсь в этом направлении осознавая, что именно так стоит поступать, желая этого продвижения, тогда весь процесс становится желанным, добрым, полным наслаждения.

Ш. Атиа: Возьмем, например, двух людей: изучающего Каббалу и не изучающего её. Оба входят в автобус в Иерусалиме, который затем взрывается. Что думает каждый из них? Первый: так предначертано, так должно было случиться, и я это принимаю с любовью? Второй: почему это случилось именно со мной? Всё их отличие друг от друга – в восприятии случившегося? Изучающий Каббалу не избежит взрыва в автобусе благодаря своей учебе? Он перенесет страдания, как и все остальные, получив ранения легкие или тяжелые, или даже погибнув? Он обязан все это пройти, невзирая на уровень своего духовного сознания?

М. Лайтман: Обычно тот, кто изучает Каббалу, не нуждается в таких трудных испытаниях. Поскольку все эти испытания даются лишь для того, чтобы пробудить человека подумать о смысле его жизни, о ее цели, о страданиях, которые он проходит, чтобы привести его к свободному выбору в продвижении к Цели, к которой Высшая сила вынуждает двигаться всё творение.

Но если человек подключается к этой Силе и реализует самостоятельно свой выбор, стремясь достичь всего сам, пусть пока частично, – значит, он уже в какой-то мере находится в этом процессе и согласен со своим развитием под управлением Высшего. Так зачем Высший будет посылать ему дополнительные страдания?

Разумеется, он пока еще не находится в совершенстве, пока не достиг Окончательного Исправления, еще не пришел к тому состоянию, когда весь мир, вследствие его работы достигает Окончательного исправления. Это верно, что все еще нет покоя и совершенства в мире – в этом есть и его доля вины. Но он уже не нуждается в таких напоминаниях, и в том, чтобы на него воздействовала столь вынуждающая и жестокая сила.

М. Лайтман: Нет, это не страховой полис, безусловно, нет. Каббала – это методика, с помощью которой и человек, и человечество достигают совершенной, вечной жизни. Но страховки, пока не достигнут конец пути, нет, поскольку силы, двигающие людей по направлению к абсолютно доброму состоянию, это – силы зла. Так они нами ощущаются.

Ш. Атиа: Значит, Каббала не предоставляет нам физическую защиту от помех?

М. Лайтман: Каббала не предоставляет человеку физическую защиту от несчастий, злых сил и больших страданий. Но, все же, в той мере, в которой человек согласен идти вместе с развивающей его Силой и даже желает ее упреждать, он, безусловно, предотвращает Ее воздействие на себя в проявлении зла.

Ш. Атиа: Можно ли разделить суть человека на две части: первая часть физическая, над которой у нас нет никакой власти – это очевидно, и часть духовная, которую необходимо развить по своей инициативе и собственными силами в процессе осознания. Но есть еще одна часть, в которой, благодаря духовному осознанию, человек может ускорить темп своей жизни: вместо того, чтобы проходить страдания в течении ста лет, пройти их за год?

М. Лайтман: Безусловно, можно пройти их за год и не страдая!

Ш. Атиа: Как это происходит на практике? Действительность изменяется?

М. Лайтман: Наша действительность не должна изменяться, потому что она в нашей жизни принадлежит к неживому уровню. Но наше внутреннее развитие становится стремительным, и тогда отпадает необходимость растягивать его на сотни лет.

Ш. Атиа: Вы говорите, что сегодня Каббала доступна человеку. Он просто должен приблизиться и взять, а не ждать 500 лет, которые потребовались для ее раскрытия, чтобы начать ею пользоваться. Подобно тому, как человеку с головной болью не надо учить медицину, а просто принять лекарство, сокращая время?

М. Лайтман: Да.

Ш. Атиа: Если мы предположим такую шкалу жизни, в которой на самом высоком месте стоит духовное развитие, а на самом низком находятся животные желания, и человек, на одном из своих жизненных этапов чувствует, что хочет изучать Каббалу, это ставит его ближе или дальше от цели...

М. Лайтман: Это ставит его всего-навсего в нулевую позицию, и тогда он начинает путь.

Ш. Атиа: То есть духовная жизнь человека начинается с того момента, когда он желает раскрыть Высшую силу. А до этого он ничем не отличается от остальных живых, прямоходящих существ окружающих его.

М. Лайтман: Совершенно не отличается.

Ш. Атиа: Подводя итог, можно сказать, что та жестокая среда, в которой мы находимся, со стороны Творца является готовой почвой для созревания?

М. Лайтман: Он создал плохую среду, чтобы с помощью сил, каждого из нас окружающих, подталкивать нас к развитию.

Ш. Атиа: Чтобы из зла проросло добро?

М. Лайтман: Да. И если я вместо плохой среды найду хорошую, то благодаря ей я развиваюсь быстрее.. Вот и все.

И потому написано в статье «Свобода выбора», что нет у человека другого средства, как только избрать хорошую среду.

Услышала в своем окружении о жестокости мира. Поразмышляла, жесток ли мир в действительности или только я живу в «розовых очках» и не вижу жестокости? И что такое «розовые очки», которые мы носим? Делюсь своими размышлениями и своим чувствованием этой темы.

Дуальное представление о мире

Жестокость, как и милосердие, появилась как дуальное представление о мире. Люди поверили, что в чем-то есть любовь а в чем-то - нет. Но разве есть в нашем мире что-то, в чем не было бы любви (Бога)? Нет.

Когда люди решили, что любовь - это «вот так», а по-другому уже не любовь - стали несчастны, надели «розовые очки», поверили, что есть мир без любви. Люди стали искать и удерживать любовь и бороться с тем, что любовью не является. Как слепые котята, тычутся в маму-кошку и когда есть тепло и еда - это любовь, а когда нас несут за шкирку наша «мама» (душа) - уже не любовь.

Читайте также : , это признать свободу каждого создавать тот Мир, который выбирает он, а себе − тот, который выбираю Я.

Мир не жесток, он такой, как есть. Мир - это площадка для игр, в которые пришли играть разные души. Души мудрые, сильные, смелые.

На первых уровнях сознания любовь выражается именно в таком взаимодействии - жертва-палач. Борьба-противостояние. Это тоже любовь. Мы играем в то, что нам интересно. В одну общую игру. И любим друг друга так, как возможно на этом уровне сознания. Любовь - это не ми-ми-ми, но поддержка душ в совместных опытах, согласие «играть в тандеме». Каждому важен опыт: и палачу и жертве. И ничего не происходит без согласования. Все в мире согласовано.

Посмотрите на мир животных. Ареал животных и растений всегда содержит условия для комфортного проживания особей. Для каждого есть питание и возможность жить. Питанием являются другие животные или растения. Это никто не считает жестокостью. Это естественно. Это природа. Мы все - природа. Мы все - одно.

Проживание опыта на разных уровнях сознания

То, что для одних кажется жестокостью, для других - ценный опыт души и проявление любви. Все согласовано сердцем, но не умом. Для Ума невозможно увидеть любовь в том, где он не привык ее видеть. Ему мешают «розовые очки» обусловленности и правил.

Люди проходят свои опыты на разных уровнях сознания. То, что люди воспринимают, как жестокость - это тоже любовь, которую невозможно увидеть, осуждая и разделяя свои собственные опыты.

Читайте также : . Нет верного или неверного ответа. Любой ваш выбор будет правилен. Правилен только для вас, любимые. Это ваша жизнь и в ней всё ценно!

Опыт души ценен. Опыт животного, убитого фермером и съеденного его семьей, так же ценен для роста его души, как и опыт просветленного мастера (той же души спустя множество жизней). Опыт не имеет плюса или минуса, он имеет ценность. Эта ценность содержится в каждой проживаемой жизни.

Почему больно видеть «другие» проявления жизни?

Потому что люди рядом с собой всегда видят лишь себя, то, как относимся к себе внутри. Чтобы честно в этом признаться - это больно для Эго и смело для Личности - нужна осознанность.

Люди видят опыты, которые проживали и не простили себя: осудили, обвинили, обесценили; опыты, позволяют сделать новые выборы, увидеть ценность во всем и начать еще больше любить.

Жестокость - это определение, данное Умом всему, что больно принять внутри себя - то, какими мы являемся сами. Это непросто. Если становится больно - это не мир жесток. Это рана внутри вас.

Пришло время полюбить себя, признать ответственность за свои опыты и вспомнить о безусловной, безоценочной любви. Из которой вышли когда-то, примерив и не снимая уже несколько тысяч лет «розовые очки» обусловленности и оценок того, каким что должно быть.

1. Определите, какая тема вам кажется наиболее конкретной и понятной.

2. Подумайте, какие книги к этой теме вы вспоминаете, поскольку без опоры на художественный текст написать сочинение не получится.

3. Непременно помните, что каждая тема содержит в себе вопрос, на который надо ответить.

Алгоритм работы над сочинением

1. Выбрав тему для своего сочинения, определите проблему (вопрос), который содержится в теме сочинения.

2. Сформулируйте тезисы, которые раскрывают эту проблему, являются ответами на поставленный вопрос.

3. Подберите два произведения, на материале которых вы будете доказывать свою точку зрения.

4. Продумайте сценарий своей работы (то есть построение работы, её композицию). Здесь можно написать план.

5. Напишите черновик.

6. Перечитайте черновой материал, подумайте, есть логика в построении Вашей работы. Внесите необходимую правку в построение. Перечитайте ещё раз и внесите правку в речевое оформление текста.

7. Перепишите набело.

8. Перечитайте написанное два раза – сначала проверьте, нет ли у Вас орфографических ошибок, затем проверьте пунктуацию.

Например, Вы выбрали тему «Что важнее при принятии сложных решений – разум или сердце?». Если мы переосмыслим эту тему в проблему (то есть главный вопрос, на который будем отвечать), то следует ответить на вопрос: «К чему должен прислушиваться человек, принимая решения: к разуму или чувствам?»

1. Мир, лишённый теплоты чувств, жесток и бесчеловечен (Гоголь «Шинель», Мёртвые души» (капитан Копейкин), , «Бедные люди», Замятин «Мы», Хаксли «О дивный новый мир», Брэдбери «451 градус по фаренгейту»).

2. Сердечные порывы бывают очень привлекательны в людях (небогатый Гринёв отдаёт заячий тулупчик Пугачёву; Андрей Болконский подхватывает упавшее знамя и увлекает бегущих солдат в атаку). Но не следует забывать и о том, что поддавшись чувствам, люди могут совершать непоправимые ошибки (Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»).

3. Конфликт разума и чувств может быть разрушителен для человека (Достоевский «Преступление и наказание», Тургенев «Отцы и дети»).

4. Человек может прийти к гармонии разума и чувств (Толстой «Война и мир», Пьер Безухов, Наташа Ростова).

В заключении следует сделать вывод: Разум и чувства должны дополнять друг друга. Прислушиваясь только к голосу разума или полностью отдаваясь чувствам, люди теряют полноту восприятия мира и совершают ошибки.

В работе над сочинением очень помогает план. Что такое хороший план сочинения? Это структура Вашей работы (то есть кратко сформулированные основные мысли, которые будут развёрнуты в Вашей работе).

На черновике можно хаотично набросать всю сумму мыслей, которые пришли Вам в голову. Здесь же можно вспомнить и книги, которые послужат иллюстрациями Ваших тезисов. Кроме того, можно сделать наброски вступления и заключения.

Любопытно рассмотреть пример плана сочинения на тему «Мнимая и подлинная дружба».

1. Пушкин «Евгений Онегин», Онегин и Ленский, отсутствие настоящей духовной близости, «от делать нечего друзья».

Тургенев «Отцы и дети», Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, со стороны Аркадия – подражание, слепое следование за старшим другом).

2. Гончаров «Обломов», Обломов и Штольц, теплота отношений, доверие, забота.

Толстой «Война и мир», Андрей Болконский и Пьер Безухов, интеллектуальная и духовная общность, поиск смысла жизни, страсть к познанию истины).

План-конспект

Вступление.

Дружба – одна из вечных человеческих ценностей. Что же является основой настоящей дружбы?

II. Основная часть. Примеры истинной и мнимой дружбы в изображении русских поэтов и писателей.

1. Тема дружбы в романе Пушкина «Евгений Онегин». Онегин и Ленский.

2. Тема дружбы в романе Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов.

3. Тема дружбы в романе Гончарова «Обломов». Илья Обломов и Андрей Штольц.

4. Тема дружбы в романе Толстого «Война и мир». Андрей Болконский и Пьер Безухов.

На эту тему есть много других замечательных произведений: Конан Дойль «Рассказы о Шерлоке Холмсе», Киплинг «Маугли», Андерсен «Снежная королева», Денисова «Подумаешь, звёзды», Железников «Чучело» и др.

III. Вывод. Настоящие друзья всегда нуждаются друг в друге и всегда готовы помочь. Они могут быть совершенно непохожи, но их связывает духовное родство, душевная близость. Настоящие друзья готовы многое простить друг другу. Они нужны друг другу не только в горе, но и в радости.

Когда Вы будете завершать работу над черновиком, необходимо сделать следующее:

Свериться с планом: устранить отклонения от темы, расширить абзацы, в которых мысль выражена недостаточно полно;

Убедиться в том, что главная идея проходит через всё сочинение;

Проверить, правильно ли выделены абзацы;

Сделать речевую правку;

Проверить орфографию;

Проверить пунктуацию.

Тематическое направление «Разум и чувство»

Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед велением чувства и подсказкой разума.

Толковый словарь.

Разум – способность человека логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания, интеллект.

Чувство – эмоция, переживание; осознанное отношение к чему-нибудь (чувство долга).

Возможные темы сочинений.

Что важнее: разум или чувство?

Что слушать: разум или сердце?

Что значит испытывать благородные чувства?

Что такое истинные чувства?

Можно ли идти на поводу у своих эмоций?

Когда разум становится опасен?

Нужно ли давать волю чувствам?

Разум – счастливый дар человека или его проклятие?

В чём сила человеческого чувства?

Чувства созидающие и разрушающие.

Карамзин «Бедная Лиза»

Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Барышня-крестьянка»

, «Мцыри»

Тургенев «Ася», «Отцы и дети»

Достоевский «Преступление и наказание», «Бедные люди»

Толстой «После бала», «Война и мир», «Анна Каренина»

Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Лёгкое дыхание», «Тёмные аллеи»

Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»

Замятин «Мы», «Пещера»

Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»

Распутин «Прощание с Матёрой»

Нагибин «Старая черепаха», «Зимний дуб»

Железников «Чучело»

Алексин «Раздел имущества»

Трифонов «Обмен»

Тематическое направление «Честь и бесчестие»

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным ценностям или идти путём предательства, лжи, лицемерия.

Многие писатели сосредотачивали своё внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

Толковый словарь.

Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека; его принципы (долг чести, дело чести); хорошая репутация, доброе имя.

Бесчестие – отсутствие чести, достоинства; оскорбление, позор.

Возможные темы сочинений.

Как Вы понимаете слово «честь»?

Как Вы понимаете слово «совесть»?

Что такое «честь» и «бесчестье»?

Что значит быть человеком чести?

Что есть истинная честь и что есть мнимая?

Как связаны понятия «предательство» и «бесчестие»?

Возможен ли компромисс с совестью?

Устарело ли сегодня понятие «честь»?

Что помогает человеку сделать выбор между честью и бесчестьем?

Почему многие писатели говорили о необходимости быть верным долгу и чести?

Согласны ли Вы с утверждением Чехова: «Честь нельзя отнять, её можно потерять»?

Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»

Рылеев «Иван Сусанин»

Гоголь «Тарас Бульба»

Лермонтов «Герой нашего времени»

Толстой «Война и мир»

Куприн «Поединок», «Юнкера», «Куст сирени»

Ахматова «Не с теми я, кто бросил землю…»

Булгаков «Белая гвардия»

Быков «Сотников», «Обелиск»

Каверин «Два капитана»

Гроссман «Жизнь и судьба»

План-конспект сочинения на тему «Что значит идти дорогой чести?»

I. Вступление. Что такое честь, достоинство человека?

II. Основная часть. Жизненный путь Петра Гринёва – дорога чести и добра.

1. Дом и семья Гринёвых.

2. Заповеди отца.

3. Первые самостоятельные шаги Гринёва (нелепый проигрыш в бильярд, грубость по отношению к Савельичу).

4. Гринёв и Швабрин.

5. Гринёв и Пугачёв (нравственный выбор – погибнуть или стать предателем; смелость Гринёва и его верность долгу вызывают уважение Пугачёва).

III. Заключение. Главная награда на пути чести – доброе имя.

Подберите материал к сочинению на тему «Что такое «честь» и «бесчестье»?»

Пушкин «Капитанская дочка»

Пётр Андреевич Гринёв и Алексей Иванович Швабрин.

1. Социальное положение Гринёва и Швабрина.

Молодой офицер Гринёв и опытный военный, бретёр (вот уж пятый год как к нам переведён за смертоубийство) Швабрин.

2. Добрый Гринёв («Вы всякому человеку готовы помочь», - пишет в письме Маша Миронова) и злобный Швабрин (угрозы Маше – «Он обходится со мной очень жестоко и грозится, коли не одумаюсь и не соглашусь, то привезёт меня в лагерь к злодею…»).

3. Жалостливый Гринёв («Савельич поглядел на меня с глубокой горестью и пошёл за моим долгом. Мне стало жаль бедного старика…»). Жестокий Швабрин.

4. Искренний Гринёв («Во всю дорогу размышлял я о допросах, меня ожидающих… и решился перед судом объявить сущую правду, полагая сей способ оправдания самым простым, а вместе и самым надёжным»). Лживый Швабрин. («В клевете его видел я досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника»).

5. Честный, принципиальный Гринёв («Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу»). Бесчестный, беспринципный Швабрин («С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака»).

Толстой «Война и мир»

Князь Василий Сергеевич Курагин и князь Николай Андреевич Болконский.

1. Курагин – важный чиновник, влиятельный человек, много лет служит при дворе. Самоуверенный и пустой человек. Общается с людьми ради выгоды.

Болконский – пожилой человек с тяжёлым характером, генерал-аншф в отставке, служил во времена Екатерины II, был лично знаком с императрицей, старый товарищ Кутузова, но никогда не пользуется своими связями. Живёт в своём имении Лысые горы. Умный и проницательный человек.

2. Курагин – равнодушен к своим детям. Обеспокоен лишь поиском подходящий партий для них. Ему не свойственны такие качества, как духовное богатство, патриотизм, благородство.

Болконский – к детям относится строго, предъявляет высочайшие требования, держится с ними достаточно жёстко, но любит их. Он трудолюбивый человек (мемуары, математика, занятия в мастерской, работа в саду, строительство). Обладает чувством долга, порядочности, благородства. Воспитывает те же качества в детях (Андрей Болконский начал службу в армии с нижних чинов).

Можно попробовать написать сочинение на тему «Что помогает сделать человеку выбор между честью и бесчестьем?» , используя следующий план:

I. Вступление. Как я понимаю слова «честь» и «бесчестье»?

II. Основная часть. Повесть Быкова «Сотников». Нравственный выбор героев между честью и бесчестьем.

Какие нравственные качества дают человеку перед лицом смерти сделать выбор между честью и бесчестьем? Автор отвечает на этот вопрос, сравнивая двух героев.

Сотников – работал в школе, в 1939 году его призвали в армию, на войне командовал батареей. В первом бою батарея была разбита, Сотников попал в плен, бежал, попал в партизанский отряд. Оказавшись в плену у полицаев, Сотников пытается взять вину на себя, чтобы спасти люди, помогавшие партизанам (староста и Дёмчиха). Герой убеждён: лучше выбрать смерть, чем оказаться предателем.

Рыбак – сильный человек, мужественный боец, был старшиной в стрелковой роте. После ранения он оказался в глухой деревне, где его выходили местные жители. Рыбак уходит в лес к партизанам. Во время похода постоянно помогает больному Сотникову. Однако в ситуации выбора между жизнью и смертью Рыбак выбирает жизнь ценою бесчестья – предательства. У Рыбака нет таких нравственных ценностей, на которые можно бы было опереться в момент выбора. Став полицаем, он участвует в казни Сотникова Его жизнь оплачена казнью невинных людей. (Фильм Ларисы Шепитько «Восхождение»).

III. Вывод. Путь чести выбирают люди с твёрдыми нравственными принципами, которые закладываются в детстве и укрепляются всю жизнь. Человек должен стараться не позволять себе морально падать ни при каких обстоятельствах.

Тематическое направление «Победа и поражение».

Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными обстоятельствами в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, её причинами и результатами.

В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

Толковый словарь.

Победа – успех в битве при полном поражении противника; успех в борьбе за что-нибудь, достижение чего-нибудь в результате преодоления чего-нибудь.

Поражение – неудача в войне, борьбе, разгром.

Возможные темы сочинений.

Что такое победа?

Можно ли преодолеть самого себя?

Что значит победа над самим собой?

Какую победу можно назвать настоящей?

Что является залогом победы в бою?

Когда победа равносильна поражению?

Чему нас учат поражения?

Как поражения помогают узнать самого себя?

Победа, которую мы не забудем.

Согласны ли Вы с утверждением «Нужно уметь достойно проигрывать»?

Согласны ли Вы с утверждением «Характер человека определяется не тем, как он наслаждается победой, а тем, как он сносит поражения»?

Пушкин «Капитанская дочка»

Лермонтов «Герой нашего времени»

Тургенев «Отцы и дети»

Достоевский «Преступление и наказание»

Толстой «Война и мир»

Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Каверин «Два капитана»

Васильев «В списках не значился»

Быков «Сотников»

Носов «Красное вино Победы»

Хемингуэй «Старик и море»

Тематическое направление «Опыт и ошибки»

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.

Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, который предотвращает ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

Толковый словарь.

Опыт – отражение в сознании людей законов объективного мира; совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений, то есть жизненный опыт.

Ошибка – неправильность в действиях, мыслях.

Возможные темы сочинений.

Можно ли избежать ошибок на жизненном пути?

Можно ли приобрести опыт, не совершив ошибок?

«…Опыт, сын ошибок трудных…» (Пушкин)

Путь к истине лежит через ошибки

Можно ли избежать ошибок, опираясь на чужой опыт?

Почему нужно анализировать свои и чужие ошибки?

Какие ошибки невозможно исправить?

Что такое заблуждение?

Какой опыт даёт человеку война?

Чем может быть ценен для детей опыт отцов?

Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

Фонвизин «Недоросль»

Грибоедов «Горе от ума»

Пушкин «Евгений Онегин»

Лермонтов «Герой нашего времени»

Островский «Гроза», «Бесприданница»

Гончаров «Обломов»

Тургенев «Отцы и дети»

Достоевский «Преступление и наказание»

Толстой «Война и мир»

Чехов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Вишнёвый сад»

Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи».

Пастернак «Доктор Живаго»

Булгаков «Мастер и Маргарита».

Попробуйте выполнить следующие задания:

Прочитайте варианты вступлений и сформулируйте подходящие к ним темы сочинений. Напишите свой вариант вступительной части сочинения на одну из предложенных выше тем.

1. Тема ____________________________________________________________

Человеческую жизнь часто сравнивают с дорогой. Одни просто идут по ней, не задумываясь о конечной цели. Другие точно знают свой путь и никогда не отступают от него. Третьи ищут верный путь, порой сбиваясь с дороги. Мне кажется, что каждый шаг на дороге жизни – это крупица нашего опыта, даже если этот шаг сделан не в ту сторону.

2. _______________________________________________________________

Каждому из нас хорошо известна пословица «Человек учится на ошибках».

В этом высказывании много жизненной мудрости. К сожалению, мы устроены таким образом, что, пока сами не попадём в трудную ситуацию, почти никогда не сделаем для себя верных выводов.

Можно попробовать написать сочинение на тему «Путь к истине лежит через ошибки» , используя вот такой план.

I. Вступление. Путь к истине – это путь познания самого себя.

II. Основная часть. Жизненные поиски Пьера Безухова – путь проб и ошибок.

Образ Пьера Безухова в романе Толстого «Война и мир»

1. Образ Пьера Безухова – один из самых важных в романе. Герой изображён в постоянном развитии. Весь жизненный путь Пьера – это поиски самого себя, своего места в жизни, поиск истины.

2. Неудачный брак.

3. Неудачные преобразования в южных имениях.

4. Разочарование в масонстве.

5. Пьер на поле Бородина и в плену.

III. Заключение. Созидательная сила наших ошибок в том, что они открывают новые возможности для поиска истины.

Попробуйте самостоятельно подобрать материал для написания сочинения на тему «Человек учится на своих ошибках». (Можно вспомнить Тургенева «Отцы и дети», Достоевского «Преступление и наказание»).

Родион Раскольников убеждается в ошибочности своей теории, противоречащей общечеловеческой морали и христианской этике.

Вывод: Человек, совершивший ошибки и сделавший из этих ошибок правильные выводы, сегодня на порядок мудрее, чем вчера.

Подумайте, какой материал Вы бы подобрали к сочинению на тему «Какие ошибки невозможно исправить?»

Например, можно подумать о том, что самые страшные ошибки человек совершает тогда, когда идёт на сделку с совестью и от этого страдают невинные люди (Булгаков «Мастер и Маргарита», Понтий Пилат).

А можно вспомнить рассказ Паустовского «Телеграмма».

Скорее всего, мы придём к выводу, что есть такие ошибки, которые невозможно исправить, как нельзя воскресить мёртвого или вернуть себе честь или утраченное достоинство.

Тематическое направление «Дружба и вражда».

Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.

Толковый словарь.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Вражда – отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью.

Возможные темы сочинений.

Кого можно назвать настоящим другом?

Что такое мнимая и подлинная дружба?

Когда друг становится врагом?

Согласны ли Вы с утверждением, что дружбе нужно учиться?

Согласны ли Вы с утверждением о том, что настоящий друг познаётся в беде?

Согласны ли Вы с высказыванием «Из двух друзей один всегда раб другого?»

Что помогает людям преодолевать конфликты?


почему люди которые хотят детей, им дается это с трудом!!! а которым они не нужны, сразу всё получается!!! это я про историю маленького ангелочка Веронику Ипаеву, про которую мать забыла на 2 недели, а сама шлялась где хотела!!! почему так, лучше она сама сдохла! бедная Вероничка мучалась, от голода!!! её теперь и похоронить нормально не хотят, никто не хочет забирать тело с морга, прадед отказался, мне этого не надо говорит он!!!

Утром 28 января стало известно о трагедии, которая произошла в Кировском районе Петербурга. Пятимесячную девочку 18-летняя мать оставила одну в пустой квартире на две недели, с 14 по 27 января. Позднее стали известны подробности. Следственный комитет России по Петербургу завёл уголовное дело. По предварительной информации, ребенок погиб около недели назад от истощения. Полицейские вышли на мать погибшей девочки через социальные сети. В этот же день, вечером 27 января, молодую женщину задержали.

По сообщению пресс-службы СК РФ, женщина уже опрошена полицией. Она лишь рассказала, что ушла, оставив дочь одну, и больше домой не возвращалась. Всё это время она провела с друзьями за распитием спиртных напитков. Причины, почему она так сделала, она не сообщила.

«Малышка умирала неделю, лежа в детской кроватке. Там и обнаружил тело 66-летний прадедушка малышки», - сообщает пресс-служба Уполномоченного по правам ребёнка в Петербурге Светланы Агапитовой.

По официальным данным, прадедушка погибшей малышки (дедушка 18-летней матери) не проживает по данному адресу, а изредка заходил в гости. В последний раз он видел правнучку три недели назад. По его словам, на тот момент девочка была жива, но, как ему показалось, истощена.

В той квартире, где было обнаружено тело младенца, проживал отец девушки.

«Дома никого не было всё время, пока мать отсутствовала, - подтвердили Metro в следственном управлении. - Отец девушки работает вахтовым методом. Дома по указанному адресу он регулярно не жил. Так совпало, что в это время он был на работе».

Социальные службы о кризисной ситуации в семье ничего не знали. По сведениям органа опеки и попечительства МО «Дачное», мать родительских прав не лишалась. Неполная семья на контроле соцслужб не состояла. Никаких жалоб ни от соседей, ни от врачей местной поликлиники не поступало.

«При осмотре квартиры обнаружено свидетельство о рождении ребенка, из которого следует, что матерью умершей девочки является 18-летняя жительница Петербурга. В графе „отец“ стоит прочерк», - сообщает пресс-служба омбудсмена по правам ребёнка.

Тем временем в Сети развернулся спор, где, например, в это время был отец малышки, и как получилось, что мать напрочь забыла о своём ребёнке. По данным её знакомых из соцсети, девушка ушла к друзьям праздновать день рождения. За период с 14 по 27 января, пока ребёнок был без присмотра, девушка несколько раз выходила в Сеть, оставляя вполне адекватные сообщения и комментарии на своей странице.

Так, например, 25 января она поделилась ссылкой о несчастном случае, в котором погиб молодой человек на железной дороге. Девушка прокомментировала: «Скорбим и помним, любим! пусть земля вам будет пухом! (((спите спокойно(((».

24 января, когда её знакомый оставил ей в публичном сообщении мелодию, девушка поблагодарила за песню, написав: «Офигенчик)))». Далее, 21 января, ряд поздравлений с днём рождения, на каждое из которых 18-летняя мать оставляла благодарственные слова.

Тем временем знакомые, которые так или иначе знали девушку, высказывают свои версии произошедшего.

«Когда она уезжала, об этом она писала молодому человеку. За две недели она не разговаривала ни со своим отцом, ни с дедушкой, на их звонки не отвечала, сама им не звонила, - пишут в Соцсетях. - С отцом ребенка она не общается».

Ещё один знакомый опровергает то, что она не звонила родным, на которых, со слов самой девушки, она оставила ребёнка.

«Она оставила дочь на дедушку, а сама жила у нашего друга/соседа, и мы понятия не имеем как такое могло произойти, потому что она вроде как постоянно была на связи с ним...», - пишет другой пользователь Сети.

В ночь с 27 на 28 января девушка снова вошла в Интернет с телефона. Нашла свою запись за 10 января, где она опубликовала фотографию своей маленькой дочки. И под комментариями поставила крестик.