Международный день прав человека в библиотеке. Областной день права в библиотеках кстовской цбс. Правовой турнир «Знатоки права»

Сценарий внеклассного мероприятия,

посвящённого Международному дню прав человека

Цель: познакомить учащихся с основным документом «Всеобщей Декларацией прав человека», отражающим права ребёнка в обществе

Задачи:

    Определить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.

    Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.

    Воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности.

    Определить правила жизнедеятельности в классном коллективе и обществе.

    Развивать познавательные способности детей, их кругозор.

Оформление: выставка плакатов на тему "Права человека".

Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация

Место проведения : кабинет истории

Ход мероприятия:

1.Организационная часть.

2.Основная часть. А) Объявление темы и цели классного часа

Выходят 2 ученика.

1 ученик. Человеку много нужно.

Чтобы счастливо жилось,

Нужен дождь, и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море,

Нужны солнце и леса.

Нужно счастье, нужно горе,

2 ученик. Невозможно без природы,

Без синеющих небес. Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.

Учитель. Есть международный документ, в котором эти человеческие отношения узаконены..

Учитель. Как называются эти документы?

1.Декларация прав человека,конвенция о правах человека и т.д.

Правильно, сегодня мы с вами продолжим разговор о правах человека.

Учитель: 10 декабря отмечается День прав человека.

3.ученик. У каждого живущего на свете

Должно быть право так на свете жить,

Чтобы могли расти спокойно дети,

Не опасаясь голода, войны.

И каждый должен знать свои права,

Чтоб дать отпор лихому проходимцу,

Чтоб пред убийцей, вором и мздоимцем

Не приклонялась наша голова.

Учитель. А знаете, почему именно 10 декабря отмечается День прав человека?

«Зверства фашистов»

Учитель. В середине прошлого века разразилась страшная война, которую назвали Второй мировой войной. Продолжалась она шесть лет, много горя принесла эта воина: смерть, голод, разрушения.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Международный день прав человека»

4.ученик. Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,

У него уже с пелёнок – веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный добрый дом.

Видеть тихий, мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть весёлым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым,

И любить, и быть любимым-

Он на свете не один!

Учитель. Только родившись, ребёнок приобретает права на жизнь, семью, имя, защиту. При рождении ребёнка семья даёт ему имя . Полное имя человека включает фамилию, имя и отчество. Эти сведения записываются в специальном документе, свидетельстве о рождении. Это первый документ, который получает человек.

Учитель. Послушайте стихотворение и подумайте, правильно ли мальчик понимает свои права.

5.ученик.

Мои права (стихотворение - шутка)

У ребёнка право есть

Кашу манную не есть,

Да ещё просить при этом

Шоколадную конфету.

Право прыгать и шалить,

На салфетку чай пролить,

Драться с братиком подушкой,

Разбросать свои игрушки.

Исчеркать картинки в книжке,

Дёрнуть за ухо братишку,

Вот как много разных прав!

Разве я, друзья, не прав?

Учитель. Прав герой этого стихотворения? Почему? (Ответы детей)

Учитель. Правильно, это не права, а желания мальчика. Желания у каждого разные и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить. Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что – то делать, осуществлять, иметь. Их не нужно покупать, зарабатывать. Они одинаково принадлежат всем людям. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах – права человека считаются «всеобщими». Давайте вспомним некоторые из них.

Выходят 8 учеников и читают стихотворение "Наши права".

    В своих правах мы все равны:

И взрослые и дети.

Все расы, веры, языки-

Все люди на планете.

    На любовь имеют право

Все ребята на Земле,

На заботу и на ласку,

Право жить в своей семье.

    В дом без спроса к вам никто

Заходить не может.

Ваши вещи и добро

Брать не может тоже.

Право есть у нас такое.

Заболеть, когда случиться-

Каждый вправе полечиться.

    Если вдруг захочет кто-то

Запретить ходить вам в школу,

Знайте сразу – он не прав-

Не дано таких им прав.

    Никто не может вас пытать,

Делать больно, обижать.

Вы запомните одно –

Бить людей запрещено.

    О правах своих послушал

И запомни крепко их.

Только знай, что очень нужно

Уважать права друг

    Этих прав лишить не может

Вас никто и никогда.

Право каждое поможет

Быть счастливым вам всегда.

«ОБЯЗАННОСТИ»

29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности. А вот Серёжа об этом забыл.

Обязанности это объективно необходимое, должное поведение человека. «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав». Есть обязанности и у вас, школьников.

Какие обязанности есть у каждого школьника? (ответы детей)

Учитель. Давайте проверим, как вы поняли, что такое права и обязанности.

Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.

В классе мальчики должны дружить только с мальчиками, а девочки – с девочками.

Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.

В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.

Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.

В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.

Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.

В нашем классе можно брать без спроса любую вещь, которая понравится.

Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.

Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.

Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.

Нужно хорошо вести себя только на уроках, а после школы можно шалить, баловаться.

Нужно содержать в чистоте кабинет, следить за порядком в школе.

Нужно следить за порядком только на своём рабочем месте.

«ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ»

Права и обязанности граждан России узаконены в Конституции – основном законе нашей страны. 12 декабря в России отмечается День Конституции.

Я имею право быть чёрным и белым.

Я имею право быть ловким и смелым.

Ты имеешь право иметь своё имя.

Ты имеешь право быть просто любимым.

Мы имеем право на всём белом свете.

-Мы имеем право! Мы – дети!

3..Заключительная часть.

а) Подведение итогов.

б) Задание на дом.

Празднуется по предложению Генеральной Ассамблеи ООН ежегодно, 10 декабря, начиная с 1950 года. В этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право каждого на жизнь, свободу и неприкосновенность.
Все люди на планете должны быть защищены Всеобщей декларацией прав человека. Где бы мы ни жили, кем бы ни были – это наши права, и никто не может у нас их отнять.
Веря в эти правила, действуя в соответствии с ними, обещая никогда не нарушать их, мы делаем мир лучше. Мы сами становимся лучше.
В этот день мы хотели бы предложить небольшую подборку книг для детей, которые познакомят с основными правами и свободами, научат применять их в жизни.
Надеемся, что эти книги помогут лучше определять свои действия и поступки, а также оценивать отношение к вам других людей.

«Книга о правах человека»

Как рассказать детям о правах человека? Текст, принятой в 1948 году «Декларации прав человека» слишком абстрактен, комментарии непонятны, учебники скучны. Чтобы выйти из этой ситуации, художница Жаклин Дюэм и правозащитник Роббер Бадентер объединились и создали эту книгу. Сухие слова превратились в сказку. Сказку, которая должная стать понятной и близкой реальностью для сегодняшних детей — завтрашних мужчин и женщин.

«Мы все рождены свободными: всеобщая декларация прав человека в картинках»

«Мы все рождены свободными» – это выдающаяся книга, переведённая на многие языки мира. Она написана специально для маленьких Граждан Мира, поэтому текст Декларации сделан более доступным для их понимания языком, все 30 статей проиллюстрированы известными детскими художниками, а обложка оформлена Петром Сисом.

Усачев, А. «Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых»

Однажды Маленький Человек узнал, что на свете существует Декларация Прав Человека, в которой написано, что Человек Имеет Право. И Маленький Человек понял, что имеет право жить по совести и защищать права других людей, маленьких и прочих. И что другие люди, маленькие и прочие, тоже имеют на это право. Андрей Усачев рассказал вам вдохновенную историю о Декларации Прав Человека, о борьбе Маленького Человека за свои права и о том, что человек в этом мире вовсе не беззащитен, если верит, что он, Маленький Человек, — не просто винтик в сложной и бессмысленной машине, но имеет право быть порядочным и благородным.

Усачев, А. «Приключения маленького человечка»

В книге рассказывается о том, какими правами пользуются люди на земном шаре.
Главный герой книги Маленький Человек. Он очень маленький, и все у него маленькое, и дом, и сад. Его очень огорчала, что большие люди не просто не обращали на него внимания, а просто даже не замечали его.
У Маленького Человека, как и у всех людей, была дома библиотека, и в ней он нашел книгу, которая называлась «Всеобщая Декларация Прав Человека».
Из нее он узнал, что люди должны уважать друг друга и знать свои права.
Маленький Человек не просто прочитал книгу, но и применил полученные знания о правах на практике, защищая слабых и помогая тем, кому нужна была помощь.

Шабельник, Е.С. «Ваши права»

Как же познакомить детей с основными правами человека, провозглашенными Всеобщей декларацией прав человека? И при этом сделать сухое изложение статей Декларации интересным, занимательным, а главное — запоминающимся? Эту весьма непростую задачу призвана решить эта книга. В ней каждая статья Декларации поясняется иллюстрированным сюжетом известных сказок.

Астахов, П. А. «Права ребенка»

Вы совершите небольшое путешествие в мир взрослых людей. Подумаете над возможными последствиями тех или иных поступков; поймёте, как вести себя в различных жизненных ситуациях, узнаете, когда можно и нужно обращаться к помощи государства и закона. Ведь ПРАВО существует для того, чтобы все мы жили в согласии, и всегда отстаивали наши справедливые интересы. А чтобы вам было интереснее, рассказ идёт от лица мальчика по имени Володя, вашего ровесника!

Лопатина, А. «Права подростков в рассказах, рисунках и вопросах»

Что такое права? Могут ли права существовать отдельно от обязанностей? Какие права и обязанности есть у детей? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в книге в форме захватывающих историй с красочными иллюстрациями. К каждой истории предлагается ряд вопросов и творческих заданий.

Астахов, П.А. «Я и государство»

Автор предлагаем серьезно познакомиться с нашей страной и системой правил, которой подчиняются все жители — граждане России. Речь идёт о государственном устройстве, законодательной и исполнительной власти и основном законе Российской Федерации — Конституции.

Серр, А. «Я имею право быть ребенком»

Права ребенка — это не просто громкие слова на бумаге. Права ребенка важны везде: дома и в школе, во дворе и в больнице, на экране телевизора, компьютера и телефона, в книге и игре. Они должны соблюдаться всеми — ведь дети не всегда могут сами себя защитить, — чтобы из счастливых и защищенных детей выросли умные, добрые и сильные взрослые. Французский педагог, писатель и издатель Алан Серр рассказывает о правах ребёнка простым, но ярким, как иллюстрации к этой книге, языком, с ритмом и рифмами. А помогает ему на русском языке замечательный переводчик Михаил Яснов.

Яковлев, Ю. «Ваши права, дети»

Книга известного детского писателя Ю. Яковлева посвящена принятой в 1989 году ООН Конвенции о правах ребенка. Это — первый опыт рассказа детям о серьезнейшем международно-правовом документе, посвященном их правам, рассказа яркого, образного, доступного пониманию маленького человека. Автор, говоря с детьми об их правах, обращается к чувствам ребенка: любви к своим родителям, дому, состраданию к тем, кто слаб и немощен, пробуждает в детях достоинство и самоуважение. Эта добрая и очень нужная книжка, безусловно, будет полезна и детям и взрослым.


10 декабря отмечается День прав человека. В этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека.

В библиотеках района проведены мероприятия, приуроченные к этой дате.

День информации «Правовая защита граждан»

В Публичном центре правовой информации центральной районной библиотеки им. Б.В. Стрельцова прошел день информации «Правовая защита граждан». Во время часа вопросов и ответов «Социальная защита пожилых людей, ветеранов и инвалидов» каждый желающий мог получить консультацию специалистов учреждения «Быховский районный центр социального обслуживания населения» по организации социального обслуживания на дому, об условиях помещения пожилых людей и инвалидов в отделение круглосуточного пребывания и т.д.

Также в этот день был проведен обзор тематической выставки «Имею право на права», обзор периодических изданий «Знай свои права: по страницам периодических изданий», информационный курьер «Наша информация – ваш успех».

Правовой турнир «Знатоки права»

Для молодёжи сотрудники центральной районной библиотеки им. Б.В. Стрельцова организовали и провели в ГУО «СШ №1 г. Быхова» правовой турнир «Знатоки права». Учащиеся 11 «А» класса разделились на две команды: «Умники» и «Правознайки», приняли участие в конкурсах: «Разминка», «Пословицы», «Лото», «Даты», «Правовые заморочки». Ребята примерно одинаково справились с заданиями, но команда «Умники» оказалась сильнее, опередив своих соперников на 4 балла. Все участники правового турнира были награждены призами.

Правовой подиум «Выбери свою судьбу»

Библиотекарь Селецкой сельской библиотеки пригласила детей и подростков на правовой подиум «Выбери свою судьбу». Ребята познакомились с историей создания и основными положениями международно-правовых документов о правах человека, рассмотрели случаи нарушения прав человека и способы их защиты. Устный рассказ библиотекаря сопровождался слайд-презентацией.

Больше узнать о правах ребёнка и закрепить полученные знания детям помогли ситуативные игры, викторины и кроссворды. Целью этого мероприятия было формирование правовой культуры у детей через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних.

Информационный час «Законы, по которым мы учимся, работаем, живем»

Информационный час «Законы, по которым мы учимся, работаем, живем» в Новобыховской сельской библиотеке способствовал созданию целостного представления о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом. Во время мероприятия была продемонстрирована презентация «Закон приходит к нам на помощь», проведена викторина «Мир права. Конституция Республики Беларусь».

Испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права.

— Что такое право? (система правил поведения и общеобязательных норм, которые регулируют поведение людей и отношения между ними)

— Кто следит за выполнением этих правил? (государство)

Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он - человек. Недаром говорят, что источник прав человека – в сущности человека. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, то есть, применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени.

— О каких принципах прав человека я упомянула? Что означает слово «принципы»? (права естественны, неотъемлемы; взаимосвязаны; универсальны.)

— Какими правами обладает человек?

— Но кроме прав у нас есть и обязанности. Какие?

— Какие документы закрепляют права человека?

Первый документ по правам человека появился в 1215 г. под названием «Великая хартия вольностей». Этот документ обеспечивал права английских феодалов.

Следующий документ появился в 1776 г. в Америке – «Декларация независимости», в 1789 г. появляется французская «Декларация прав человека и гражданина».

Все эти документы хоть и отличаются между собой, но все они защищали права человека на жизнь, свободу и счастье.

В настоящее время права каждого человека на земле призвана защищать международная организация, созданная вскоре после окончания Второй мировой войны.

— Что это за организация?

— В 1945 году была образована ООН, целью которой является поддержание мира между народами и безопасности.

— В 1948 году Комиссия по правам человека ООН, возглавляемая Элеонорой Рузвельт, вдовой экс — Президента США Франклина Рузвельта, активистом в области прав человека, подготовила специальный документ, «провозглашающий» права, которые должен иметь каждый человек в мире.

— Всеобщую Декларацию прав человека. Элеонора Рузвельт назвала декларацию «Великой хартией вольностей» для всего человечества», поэтому сегодня Декларацию порой называют Хартией прав человека.

Наибольший вклад в работу Комиссии по выработке проекта Декларации внесли ее главный автор канадец Джон Питер Хампрей, Рене Кассэн (Франция), Чарлз Малик (Ливан), Пенг Чан Чэнг (Китай), Эрнан Санта Круз (Чили), Александр Богомолов и Алексей Павлов (Советский Союз), Лорд Дьюкстон и Джеффри Уилсон (Великобритания) и Уильям Ходгсон (Австралия).

10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация, которая определила базовые права человека.

Этот небольшой по объему документ (всего 30 статей) стал гимном человеку, его достоинству и самоценности. Он содержит не только перечень основных прав и политических свобод человека, но и перечень так называемых социально-экономических и культурных прав.

К числу политических прав человека Декларация отнесла право на жизнь, свободу и личную безопасность, право на справедливое и открытое правосудие, свободу мысли и совести, право на мирные собрания. Декларация установила, что наказания, ухудшающие положения виновного, не имеют обратной силы закона, а также неприкосновенность частной собственности.

Среди новшеств Декларации следует отметить право на социальную обеспеченность, право на свободный труд в нормальных условиях, право на образование, свободное участие в культурной жизни общества и право на использование мировых научных достижений на благо личности и человечества. Как результат продолжительной борьбы за права рабочих, в Декларации появилось право на свободное участие в профсоюзах, право на отдых и право на равную оплату труда.

Декларация — это не юридический договор, а прокламация (провозглашение) «общих достижений всех народов и наций», поэтому она не содержит в себе санкций за нарушения указанных прав и свобод.

Тем не менее, Декларация прав человека ООН имеет прямое действие, то есть на нее можно ссылаться при защите своих прав, и её положения часто используются в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека.

Кроме того, на основании декларации построены два обязательных для участников ООН договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Текст документа заложил основы унификации в сфере прав человека, стал ориентиром и моделью для многочисленных конституционных и законодательных положений.

«Всеобщая декларация прав человека» закрепила права на: жизнь, свободу, неприкосновенность, равенство перед законом, владение имуществом, защиту от вмешательства в личную жизнь, труд, образование и т.д.

По различным оценкам экспертов, не менее 90 национальных конституций, выработанных после 1948 года, содержат формулировки основных прав, которые если и не воспроизводят в точности положения Декларации, то, по крайней мере, стимулированы ею.

В 1950 году ООН было решено отмечать день принятия Декларации как День прав человека.

10 декабря 2008 года закончилась кампания по случаю 60-летия Всеобщей Декларации прав человека, которая началась год назад, 10 декабря 2007 года.

Целью этой кампании было не только поощрение идеалов Декларации, принципов справедливости и равенства для всех, а также напоминание того, что цель воплощения Декларации в реальность для всех и каждого пока еще остается не достигнутой.

Как вы думаете, почему спустя 60 лет этот документ по-прежнему уважаем во всех странах мира и имеет большую значимость для развития демократических правовых государств?

Какие Ваши права, на ваш взгляд, должны быть гарантированы в первую очередь?

Что Вы знаете об правах и свободах личности? Назовите конкретные права, используя свой багаж знаний.

Докажите кратко, что все права и свободы универсальны и неотчуждаемы. Для этого возьмите любое право и прочтите его, подставив частицу «не». (Например, «НЕ каждый человек имеет право на участие в мирных собраниях и ассоциациях». Что из этого следует? Какие права будут нарушены?)

Возможно ли достижение полного равенства между людьми? Как вы понимаете равенство прав и обязанностей?

Очень тесно связана со «Всеобщей декларацией прав человека» «Конвенция о правах ребенка».

Что это за документ? (базовый документ по защите прав детей во всем мире).

В отличие от «Всеобщей декларации прав человека», которая лишь рекомендует и провозглашает права человека, «Конвенция о правах ребенка» требует обязательного выполнения прав всех детей.

В «Конвенции о правах ребенка» сформулированы права всех детей независимо от их национальности, цвета кожи, пола, религии.

Какие права есть у ребенка? (право на жизнь, гражданство, образование, отдых, заботу родителей, развитие талантов, способностей, личности, на общение и т.д.)

Кому предназначены эти важные документы: «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка»?

«Конкурс знатоков права»

ЗАДАНИЕ 1.

Определить, имеет ли место нарушение прав человека и куда необходимо обратиться, чтобы защитить эти права в данной ситуаций:

1 гр. – хулиганы отобрали на улице мобильный телефон ребенка;

2 гр. – два мальчика подрались между собой и нанесли друг другу увечья;

3 гр. – неизвестные ограбили квартиру;

1 гр. – милиционеры задержали подростка и не сообщили об этом родителям;

2 гр. – вас не приняли на работу без объяснения причины;

3 гр. – в поликлинике отказались оказывать необходимую Вам медицинскую помощь;

ЗАДАНИЕ 2. «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»

Распределить в два столбика права и обязанности школьника:

  1. бесплатное образование
  2. активность в приобретении знаний
  3. уважать мнение всех учащихся и учителей
  4. удобное рабочее место
  5. посещать школу в предназначенное для этого время
  6. зашита личной собственности
  7. посещение школьных мероприятий
  8. не пропускать занятия без уважительных причин
  9. вести себя корректно на переменах и уроках
  10. деловое сотрудничество с учителем
  11. соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности
  12. беречь школьное имущество

ОТВЕТЫ:

ПРАВА: 1,2,4,6,7,10

ОБЯЗАННОСТИ: 3,5,8,9,11,12

ЗАДАНИЕ 3. «МОЖЕТ - НЕ МОЖЕТ»

Выбрать те действия, которые по закону может совершить 16-летний гражданин без согласия родителей.

  1. купить мотоцикл
  2. продать мотоцикл
  3. прогулять стипендию с друзьями
  4. заложить в ломбард свои золотые сережки
  5. продать свой CD-плеер
  6. открыть счет в банке
  7. зарегистрировать авторское право на компьютерную программу
  8. заключить авторский договор на публикацию своих рассказов в популярном журнале
  9. быть председателем кооператива
  10. вступить в брак
  11. работать по трудовому договору
  12. обучаться вождению автомобиля на дорогах

ОТВЕТЫ: 1,3,6,7,8,9,11,12

ЗАДАНИЕ 4. «НАРУШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА»

ЗАДАЧА: в день своего 16-летия Айрат Хисмеев пригласил своих младших друзей Юрия Рыжкова, Николая Загоскина, Рустема Галеева в парк культуры и отдыха. Там они распили принесенные Айратом две бутылки вина и несколько бутылок пива. После этого, не обращая внимания на предупреждение прогуливающихся в парке граждан, они стали выражаться нецензурными словами, оскорблять людей, которые делали им замечания, а затем стали приставать к прогуливающимся девушкам. Наряд милиции доставил их в отделение и составил протокол, указав, что они нарушали общественный порядок и спокойствие граждан.

ВОПРОСЫ:

Какое правонарушение совершили ребята?

К какому виду ответственности относится данное правонарушение?

Будет ли мере наказания одинакова для всех и почему

ОТВЕТЫ: 1.мелкое хулиганство; 2. административная ответственность; 3. мера наказания будет разной. Хисмеев понесет ответственность в полной мере, т.к. достиг возраста наступления административной ответственности

Подведение итогов игры.

«Права человека - это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов. Государство не дарует человеку его права, а закрепляет их в своих законах. По мере развития общества права человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости, равенства и возможного поведения людей.

Всеобщая декларация прав человека - важный международный документ, открывший целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы и позволивший людям всего мира объединиться вместе в деле защиты и обеспечения прав человека на Земле».

10 декабря в библиотеке семейного чтения имени С. Маршака прошел правовой час "Правовой навигатор". Перед учащимися 7"В" класса МБОУ "СОШ №5" выступила старший помощник прокурора г. Новочебоксарска по работе с подростками и молодежью Р.Р. Шарафутдинова. Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. Каждый гражданин имеет право защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. Роза Шарафутдинова рассказала о криминальной ситуации в городе, подробно остановилась на правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, дала рекомендации по поводу того, как вести себя в критических ситуациях. Также ученики узнали, какую уголовную и административную ответственность несут дети и их родители за совершение противоправных действий. К правовому часу была подготовлена выставка "Ваши права". Хочется надеяться, что прошедшее мероприятие поможет ребятам не совершать противоправных поступков.
Присутствовал 21 человек.

Информацию подготовила библиотекарь Наталия Александрова.

10 декабря в библиотеке им. Н.И. Полоруссова-Шелеби провели беседу "Права человека - высшая ценность!", посвященную Всемирному Дню прав человека с учащимися 3 "Б" класса МБОУ СОШ № 3 (23 человека). К мероприятию была оформлена расширенная книжная выставка "Книга о правах человека". Эта беседа была направлена на создание условий для формирования у школьников правовой культуры, развития интереса к изучению правовых вопросов.
Ребята познакомились с историей создания и основными положениями международно-правовых документов о правах человека, рассмотрели случаи нарушения прав и способы защиты. Устный рассказ сопровождался слайд-презентацией. Больше узнать о правах ребёнка и закрепить полученные знания детям помогла интеллектуальная игра по правовым вопросам "Кто хочет стать миллионером?". Библиотекарь, подавая материал ярко и занимательно, в конце беседы-диалога подвела детей к понятию того, что все люди имеют равные права. Они получили полезные информационные буклеты "Телефон доверия", узнали о службе психологической поддержки, в которую можно обратиться в сложных жизненных ситуациях.

Информацию подготовила Ангелина Венедиктова.

8 декабря в детско-юношеской библиотеке для обучающихся 2 "Б" класса средней школы № 4 состоялась правовая азбука "Мои права и обязанности". Старший инспектор ОПДН Н.Н. Искандарова познакомила ребят с международными документами "Всеобщая декларация прав человека" и "Конвенция о правах ребенка", историей их появления и значением. Маленький зеленый человечек из одноименной книги А. Усачева разъяснил маленьким гражданам значения слов "права" и "обязанности". Обучающиеся знакомы со многими своими правами: право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т. д. Однако у ребенка есть и много обязанностей, связанных с учебой, отношением к родителям и окружающим. Было отмечено, что с возрастом потребности ребенка меняются, становятся разнообразнее и сложнее, соответственно, и круг обязательств также увеличивается. В "Литературно-правовой викторине" присутствующие вспомнили о правах сказочных персонажей: Золушки, Буратино, Маугли, барона Мюнхаузена и др. Приняли участие в играх "Если бы директором был я", "Закончи предложение" и др. Затем рассматривали ситуации из школьной и повседневной жизни, из которых нужно выйти достойно и порядочно. Надежда Искандарова ответила на многочисленные вопросы обучающихся. В ходе мероприятия дети читали стихотворения В. Коркина, В. Суслова, были использованы аудио- и видеофрагменты. В завершение мероприятия был сделан вывод, что в коллективе и обществе жить хорошо, когда все члены общества выполняют свои обязанности и не нарушают права. Присутствовал 21 человек.

8 декабря в детско-юношеской библиотеке состоялась беседа-диалог "Есть о чем подумать". Учащиеся 7 "Б" класса МБОУ "СОШ № 3" встретились со старшим инспектором подразделения по делам несовершеннолетних Искандаровой Ниной Николаевной.
Ребята познакомились с историей праздника и Конвенцией о правах ребенка. Нина Николаевна рассказала о том, что интересуясь своими правами, человек не должен забывать об обязанностях. Приводила примеры, когда простое предупреждение для подростков не останавливало их от дальнейшего нарушения закона, и какие последствия это имело для них и их семей. Присутствующие обсудили ситуации, касающиеся уважения к правам другого человека, сверстника.
Ребятам были рекомендованы книги серии "Детям о праве", книга Андрея Усачева "Приключения маленького человечка: Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых" и др.

На мероприятии присутствовало 22 человек.

6 декабря в детско-юношеской библиотеке состоялась электронная игра "Внимание! Это правонарушение!". Мы - люди, и мы все равны, а значит, у нас у всех одинаковые, равные права. 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, в которой официально были узаконены все права людей. Однако иногда школьники забывают об этом, думая, что преступить закон - значит быть сильным. Присутствующие узнали, что уголовная ответственность наступает с 14 лет. Предусмотрены и виды наказаний для несовершеннолетних, согласно Уголовному кодексу РФ. В ходе электронной игры ребята участвовали в викторине "Знаешь ли ты закон?", конкурсе "Добро побеждает зло", разбирали возникающие в школьной и повседневной жизни ситуации. Например, подросток разбил окно в коридоре, играя с мячом, украл личные вещи из школьной раздевалки, оскорбил и избил одноклассника и др. Также участники мероприятия работали с толковым словарем, определяя значение слов "правоспособность", "потерпевший", "свидетель" и др. В завершение присутствующие сделали вывод, что каждый маленький и взрослый гражданин ответственен за свои поступки. Присутствовало 14 человек.

Информацию подготовила Алина Флоренцева.