Международные договоры определяющие отношения иностранных граждан предпринимателей. Богуславский. Международное частное право (15). При рассмотрении вопросов, регулируемых инвестиционными законами, необходимо обратить внимание на запреты и ограничения, ка

Международное частное право: учебное пособие Шевчук Денис Александрович

4.1. Правовой статус и основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам

Одной из основных задач современного международного частного права является регулирование общественных отношений с участием физических лиц, имеющих различное гражданство или проживающих на территории разных стран.

Определение правового положения физических лиц, установление круга и содержания их прав и обязанностей на территории конкретного государства относятся к его исключительной компетенции и регламентируются прежде всего нормами национального законодательства соответствующей страны, что обусловлено действием принципа государственного суверенитета. Применительно к международному частному праву особый интерес в этом смысле вызывают нормативные положения, касающиеся прав, обязанностей и ответственности иностранцев, так как именно отношения с их участием составляют значительную часть предмета правового регулирования МЧП.

Правовой статус иностранцев в любой стране своеобразен. Он складывается как бы из двух частей: правового статуса гражданина своего государства (или статуса лица без гражданства в стране своего обычного проживания) и собственно статуса иностранца. Иностранный гражданин, находясь за пределами своего государства, сохраняет с ним правовую связь, подчиняется его законам, пользуется его покровительством и защитой. В то же время иностранец (как иностранный гражданин, так и лицо без гражданства) подпадает под действие суверенной власти государства, на территории которого он пребывает, и следовательно, он должен соблюдать законы и административные правила страны пребывания. Таким образом, иностранец одновременно подчиняется и отечественному правопорядку, и правопорядку государства, в котором находится.

Правовое положение иностранцев довольно часто является предметом регулирования не только национального законодательства, но и международных договоров. Как правило, это двусторонние соглашения, содержащие нормы, определяющие правовой статус индивидов на основе взаимности. К числу таких нормативных актов относятся, в частности, договоры о правовой помощи, консульские конвенции, торговые договоры, договоры о взаимном признании и охране прав индивидов в определенных областях и т. д. В них договаривающиеся стороны либо гарантируют своим гражданам общие для обоих государств права, либо устанавливают для них одинаковые правовые режимы. Среди последних наибольшее распространение на практике получили режим наибольшего благоприятствования и национальный режим.

Режим наибольшего благоприятствования представляет собой один из основных принципов торговых договоров, заключаемых между государствами. В соответствии с ним иностранным юридическим и физическим лицам предоставляется в определенных областях такой же правовой режим, который уже предоставлен или может быть предоставлен в будущем юридическим и физическим лицам любого третьего государства. В силу данного принципа иностранцы могут пользоваться в странах – участницах соответствующего договора максимумом тех прав, которыми обладают здесь лица другого государства. Таким образом, при помощи режима наибольшего благоприятствования создаются равные условия для всех иностранцев, пребывающих на территории какого-либо государства.

Примером практического воплощения принципа наибольшего благоприятствования в тексте международного договора могут служить, в частности, положения ч. 1 ст. 2 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Словении о торговле и экономическом сотрудничестве от 19 февраля 1993 г., которой устанавливается, что «Договаривающиеся Стороны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования во всем, что касается импорта, экспорта и транзита товаров, происходящих из территории этих стран, и других видов экономических связей между обеими странами».

Принцип наибольшего благоприятствования следует отличать от принципа недискриминации. Принцип недискриминации обычно не находит отражения в межгосударственных соглашениях, так как необходимость его соблюдения непосредственно вытекает из основополагающих принципов международного права.

В двусторонних международных договорах довольно часто делаются оговорки о том, что режим наибольшего благоприятствования не распространяется на определенные привилегии и преимущества, например те, которые договаривающиеся стороны предоставили или могут предоставить в будущем определенным субъектам из соседних стран с целью облегчения приграничной торговли, приграничного общения населения и т. д. На соответствующие категории физических и юридических лиц таких стран будет распространяться в данном случае уже не режим наибольшего благоприятствования, а специальный режим. Он предполагает наличие некоторых преференциальных прав одних иностранных граждан по сравнению с другими иностранными гражданами, но не по отношению к собственным гражданам.

В силу национального режима иностранцам на территории определенного государства предоставляется такой же объем прав, которым пользуются отечественные граждане и юридические лица. Этот режим, как правило, применяется в отношении хозяйственной деятельности иностранных лиц, товаров иностранного производства, в области международного гражданского процесса, защиты авторских прав, прав на изобретения, товарные знаки и т. д.

В качестве примера здесь можно привести, например, п. 1 ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 19 июня 1992 г., который устанавливает, что «граждане одной Договаривающейся Стороны (ДС) пользуются на территории другой ДС в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и граждане другой ДС. Они имеют право обращаться в суды и другие учреждения, к компетенции которых относятся гражданские и уголовные дела и могут возбуждать ходатайства и осуществлять другие процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане другой ДС».

Принцип национального режима имеет решающее значение при определении правового статуса иностранцев в национальном законодательстве многих стран мира, включая Российскую Федерацию. В нашей стране ключевую роль в этом смысле играют положения п. 3 ст. 62 Конституции РФ, который определяет, что «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Аналогичная норма содержится в ст. 3 Закона о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981 г., который продолжает действовать в настоящее время на территории Российской Федерации, а также в ряде отраслевых нормативных актов.

Иностранцы, в силу предоставляемого им национального режима, вправе заниматься на территории Российской Федерации предпринимательской, благотворительной и иной деятельностью; самостоятельно или совместно с другими субъектами создавать в установленном порядке юридические лица; иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Следует, однако, иметь в виду, что предоставление национального режима иностранцам означает не только уравнивание их в гражданских правах с россиянами, но и возложение на эти лица обязанностей, вытекающих из гражданского законодательства РФ (например, обязанности по возмещению в соответствующих случаях морального и имущественного вреда).

Вместе с тем Закон о правовом положении иностранных граждан 1981 г. предусматривает разделение всех иностранцев на две категории: постоянно проживающих и временно пребывающих на территории нашей страны, предоставляя первым больший объем прав по сравнению со вторыми. Отнесение лица к той или иной категории зависит не от срока его пребывания на территории РФ, а от критерия степени устойчивости правовой связи иностранца с нашим государством, цели и характера нахождения его на территории России. Закон исходит из того, что факт постоянного проживания какого-либо лица в стране существенным образом определяет его правовое положение. Поэтому в таких вопросах, как трудовая деятельность, обеспечение жилищем, предоставление медицинской помощи, образование, иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, полностью приравниваются в правах к гражданам России.

Несмотря на то, что в нашей стране правовое положение иностранцев в целом приравнивается к правовому положению российских граждан, статус первых и вторых не может совпадать полностью. Необходимо помнить, что, пребывая на территории России, иностранные граждане продолжают сохранять правовую связь со своим собственным государством. Поэтому на них не возлагаются некоторые обязанности российских граждан (например, служба в вооруженных силах). С другой стороны, иностранные граждане не пользуются теми правами и свободами, которыми в силу их содержательных характеристик могут обладать только россияне (право избирать и быть избранными в органы государственной власти и управления, право на участие в управлении государственными делами, входить в состав экипажей воздушных и морских судов, занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, военнослужащего, заниматься морскими промыслами во внутренних морских водах и экономической зоне РФ и др.). Наконец, следует отметить, что в ряде нормативных актов России предусматривается возможность ограничения действия прав иностранцев в порядке реторсии в случае нарушения соответствующим иностранным государством принципов взаимности и недискриминации.

Реализация некоторых прав иностранцев на территории Российской Федерации возможна только в случае получения специального разрешения от компетентных государственных органов нашей страны. Речь в данном случае идет, например, о деятельности по разведке и использованию недр континентального шельфа и ресурсов экономической зоны России, порядок осуществления которой, в частности, регламентируется федеральными законами «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г., «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г и «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г.

Указанные принципиальные положения, касающиеся определения правового статуса иностранных граждан на территории Российской Федерации, носят во многом универсальный характер и широко используются в законодательстве других государств или в заключаемых ими международных договорах

Для подтверждения справедливости этого утверждения можно обратиться, например, к ст. 1 Кодекса Бустаманте, устанавливающей, что «иностранцы, принадлежащие к гражданству одного из Договаривающихся государств, на территории остальных пользуются теми же гражданскими правами, которые предоставлены местным гражданам. Каждое Договаривающееся государство может по мотивам публичного порядка отказать гражданам других Договаривающихся государств в отношении некоторых гражданских прав или подчинить их осуществление особым условиям. В таком случае эти государства также могут отказать в осуществлении тех же прав гражданам первого государства или подчинить такое осуществление особым условиям».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Таможенный кодекс РФ автора Законы РФ

Глава 18. Основные таможенные режимы § 1. Выпуск для внутреннего потребления Статья 163. Содержание таможенного режима Выпуск для внутреннего потребления – таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются на этой

Из книги Таможенный кодекс РФ автора Дума Государственная

Глава 18. ОСНОВНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ РЕЖИМЫ § 1. Выпуск для внутреннего потребления Статья 163. Содержание таможенного режима Выпуск для внутреннего потребления – таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются на этой

Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна

1. Понятие, правовой статус Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти. Общепризнанным считается определение органа государственной власти как звена государственного аппарата, участвующего в осуществлении определенных

Из книги Прокуратура и прокурорский надзор автора Ахетова О С

49. Правовой статус прокурора Правовой статус прокурора – это совокупность прав, обязанностей, гарантированных государством, а также ответственность по прокурорской деятельности. Статус прокурора соответствует статусу гражданина, но имеются некоторые

Из книги Таможенное право автора Чинько В А

25. Основные таможенные режимы Основные таможенные режимы зафиксированы в гл. 18 ТК РФ. Основными таможенными режимами являются: экспорт, выпуск для внутреннего потребления, международный таможенный транзит.Экспорт – таможенный режим, при котором товары, находящиеся в

Из книги Таможенный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава 18. ОСНОВНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ РЕЖИМЫ § 1. Выпуск для внутреннего потребления СТАТЬЯ 163. Содержание таможенного режима Выпуск для внутреннего потребления – таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются на этой

Из книги Шпаргалка по информационному праву автора Якубенко Нина Олеговна

45. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖУРНАЛИСТА Журналист имеет право: искать, запрашивать, получать и распространять информацию; посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы; быть принятым

Из книги Трудовое право автора Петренко Андрей Витальевич

59. ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО Уполномоченный имеет право: беспрепятственно получать доступ к массивам персональных данных; запрашивать и получать от держателя (обладателя) массива персональных данных любые необходимые сведения, документы и

Из книги Инвестиционное право. Учебник автора Гущин Василий Васильевич

6.2. Правовой статус безработного Правовой статус безработного, как и правовой статус гражданина, включает основные права и обязанности, которыми наделяет государство лицо, потерявшее работу.Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и

Из книги Хрестоматия альтернативного разрешения споров автора Коллектив авторов

§ 1. Инвестиционный климат. Правовые режимы привлечения инвестиций Привлечение иностранных инвестиций, создание совместных с иностранными партнерами юридических лиц является сложным процессом, который требует значительных материальных и финансовых затрат, большого

Из книги Крым: право и политика автора Вишняков Виктор Григорьевич

Основные этапы развития и правовой статус История безусловно самого известного и авторитетного на сегодняшний день российского арбитражного института (третейского суда), каковым по общему признанию как в России, так и за рубежом, является Международного коммерческий

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

ГЛАВА IV. Правовой статус Крыма и правовой статус Севастополя в системе многовекторной политики

Из книги Трудовое право России. Шпаргалка автора Резепова Виктория Евгеньевна

§ 3. Методы, способы, типы правового регулирования. Правовые режимы Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия.Сравнение выделенных в § 2 групп общественных отношений

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

§ 6. Правовой статус личности Полное и реальное представление о правах и свободах нельзя получить, не рассматривая их в составе правового статуса личности.Во-первых, эта категория носит собирательный, универсальный характер. Она как бы вбирает в себя правовые

Из книги автора

ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО Безработные – трудоспособные граждане, которые не имеют работы или заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Регистрация безработных граждан

Из книги автора

§ 1.3. Правовой статус личности Термин "правовой статус" широко применяется в правовой теории и нормативно-правовых актах. Он употребляется как по отношению к физическим, так и к юридическим лицам, органам государственной власти, субъектам Федерации и т.д.Под правовым

Иностранец - это физическое лицо, находящееся на территории государства, гражданином которого оно не является, и имеющее дока­зательства своей правовой связи с другим государством, своей при­надлежности к его гражданам. Правовое положение иностранцев оп­ределяется совокупностью правовых норм, определяющих права и обязанности иностранных граждан. Эти нормы содержатся как в на­циональном законодательстве, так и в международно-правовых актах.

Основными международными документами, регулирующими пра­вовой статус иностранцев, являются Международные пакты о правах человека 1966 г. В обоих Пактах (ст. 2) зафиксировано, что каждое го­сударство обязано обеспечивать всем находящимся в пределах его тер­ритории и под его юрисдикцией лицам признаваемые в Пакте права без какого бы то ни было различия. Статья 13 Пакта о гражданских и политических правах содержит специальную норму об основаниях высылки иностранцев, законно находящихся на территории какого-либо государства. Коллективная высылка иностранцев запрещена.

В Российской Федерации действует Федеральный закон «О право­вом положении иностранных граждан в Российской Федерации 2002 г. Иностранный гражданин - это физическое лицо, не являю­щееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательст­во наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Законно находящимся на территории Российской Федерации иностраннымгражданином является лицо, имеющее действительные вид жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные документы, предусмотренные федеральным законом или международным договором, подтверждающие его право на пребыва­ние в Российской Федерации.

На территории государства пребывания иностранные граждане пользуются определенными режимами. Правовой статус иностран­цев, определяющий объем их прав и обязанностей, обозначается термином «режим иностранцев». ; Виды режимов, установленных для иностранцев:

1. Национальный режим предполагает уравнивание иностранцев в правах и обязанностях с местным населением (ст. 62 Конституции РФ). Формулировка российского законодательства типична и имеет множество аналогов в зарубежном законодательстве. Абсолютный и полный национальный режим иностранцам не предоставляется ни в одном государстве, - иностранные граждане лишены избирательных прав в другом государстве, права занимать государственные должно­сти и т.п. Такое положение вещей не представляет собой дискримина­ции. Однако в международном праве не существует запрета предос­тавления избирательных прав иностранным гражданам. В законода­тельстве отдельных государств можно найти примеры наделения иностранцев избирательными правами. Иностранцы не могут быть в принудительном порядке привлечены в другом государстве на воен­ную службу. Исходное начало этого запрета - индивид не может быть поставлен в положение, когда он будет вынужден поднять оружие против своего государства (в некоторых национальных законах есть отступления от этого принципа).

2. Специальный режим предполагает предоставление иностранным гражданам определенных прав, установленных для них в националь­ном законе или международном договоре. Общепринято предоставле­ние иностранцам национального режима в сфере экономических, со­циальных, гражданско-процессуальных и частично гражданских прав, специального режима - в сфере политических, трудовых, админист­ративных, семейных и частично гражданских прав. Специальный режим предполагает наделение иностранцев правами и обязанностями, отличными от прав и обязанностей местных граждан.

Специальный режим может носить негативный характер, и в этом случае он представляет собой совокупность правовых ограничений, вторые распространяются только на иностранцев (практически во всех странах иностранцы не могут быть капитанами водных судов и членами экипажей воздушных судов).

Специальный режим может иметь позитивный (преференциальный) характер, т.е. иностранные граждане в целом или граждане отдельных государств обладают преимуществами в какой-либо сфередеятельности (безвизовый въезд жителей пограничных областей на территорию соседнего государства, беспошлинная приграничная торговля и т.п.). Принято предоставление преференциального режима для иностранцев по сравнению с гражданами из других государств, но не по сравнению с собственными гражданами.

3. Режим наибольшего благоприятствования представляет собой уравнивание граждан всех иностранных государств в правах и обязан­ностях друг с другом в какой-то определенной области на территорииопределенного государства. Права и привилегии, которыми пользу­ются граждане одного государства, на данной территории автоматически распространяются на граждан всех остальных государств. В современ­ном мире предоставление режима наибольшего благоприятствования для иностранцев - наиболее распространенное явление.

Любой из перечисленных режимов предполагает возможность вве­дения по распоряжению властей соответствующего государства огра­ничений и изъятий, особенно в случае применения реторсий - ответ­ных ограничительных мер по отношению к гражданам тех государств, на территории которых граждане данного государства подвергаются какой-либо дискриминации.

В международном праве господствует тенденция уравнивания в правах всех иностранцев, проживающих на территории данного госу­дарства, с местным населением, приближение их правового статуса к статусу собственных граждан.

В Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о правах человека в от­ношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, 1985 г. содержатся следующие положения:

1. Государства устанавливают правовой режим для иностранцев, учитывая свои международные обязательства.

2. Иностранцы обязаны соблюдать законы государства места нахо­ждения; нарушение законов предполагает ответственность иностран­цев наравне с местными гражданами.

3. Иностранцы на территории других государств пользуются опре­деленным объемом гражданских прав и свобод, установленных в на­циональном законодательстве и в международных договорах.

4. Не допускается массовая высылка иностранцев, законно находя­щихся на территории данного государства; индивидуальная высылка возможна только во исполнение официального решения и по основа­ниям, предусмотренным в законе.

5. Иностранец имеет право на защиту со стороны государства сво­его гражданства. Это норма обычного происхождения, в настоящее время закрепленная в международно-договорном порядке на универсальном уровне: Венские конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и о консульских сношениях 1963 г. Данное положение закреп­ило и в большинстве национальных законов (ст. 61 Конституции РФ). Иностранцам предоставлено право свободного доступа в дипло­матические и консульские представительства своего государства.

На иностранцев распространяются все законы государства пребы­вания. Кроме лиц с особым статусом (особые иностранцы - лица, пользующиеся привилегиями и иммунитетами), все иностранныеграждане подлежат уголовной, административной и гражданской юрисдикции государства места нахождения. За совершение уголов­ных преступлений вне территории государства пребывания иностран­цы привлекаются к ответственности на основании международных обязательств и национальных законов данного государства. В нацио­нальном уголовном праве любого государства предусмотрены составыуголовных преступлений и административных правонарушений, субъектами которых могут быть только иностранцы (шпионаж, нару­шения режима пребывания в данном государстве).

С точки зрения международного права иностранцы находятся в двойном подчинении, подчиняются двум различным началам - тер­риториальному (юрисдикция государства пребывания) и экстеррито­риальному (юрисдикция государства гражданства). При противоре­чии законов государства места нахождения лица законам государства его гражданства может возникнуть ситуация конкурирующей юрис­дикции. При этом общепризнанно, что иностранец может выполнять обязанности или пользоваться правами, соответствующими его на­циональному праву, только в той мере, в какой это не противоречит суверенитету, безопасности и законодательству государства пребы­вания.

Нормами международного частного права регулируются имущественные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальные права иностранцев.

В отношении иностранных граждан в Российской Федерации действует принцип безусловного национального режима.

Условный национальный режим связан с наличием взаимности, в то время как безусловный не связан с фактом предоставления национального режима собственным гражданам на территории соответствующего иностранного государства. Национальный режим всегда несет в себе качество относительности. Ни в одной стране нет полного уравнивания прав иностранцев с местными гражданами, т. е. всегда будут иметь место различные изъятия:

1) изъятия в отношении возможности для иностранцев занимать определенные должности или заниматься той или иной профессией на равных началах с российскими гражданами. В гражданско-правовой сфере ограничение прав иностранцев выражается в запрете на занятие ими должностей, представляющих важность для защиты интересов общества и государства, либо в силу неполучения государственной власти иностранными гражданами, либо в силу выполнения профессиональных функций, связанных с повышенной опасностью для общества;

2) правила, устанавливающие особый режим прав иностранцев, определяемый характером охраняемых прав и особенностями их юридической природы. Сюда относят запреты на приобретение иностранными гражданами в пользование участков континентального шельфа, недр, лесного фонда и т. д.

Применение личного закона иностранца ограничивается в пользу российского права, если иностранный гражданин совершает гражданско-правовые действия на территории России.

Дееспособность иностранных граждан определяется его личным законом, в соответствии с которым наличие дееспособности иностранца по личному закону означает, что он дееспособен везде. Однако если иностранец не дееспособен по личному закону, то достаточно, чтобы он признавался дееспособным по месту совершения акта. Иностранец, не обладающий дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если он является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или должна была знать об отсутствии дееспособности.

Правовое положение российских граждан за рубежом определяется как российским законодательством, так и многочисленными актами законодательства страны места пребывания.

Российские граждане, находящиеся за границей, пользуются защитой и покровительством Российской Федерации. Эта задача обеспечивается работой посольств и консульств за рубежом.

Задачами посольств являются:

1) защита в государстве их пребывания прав и интересов российских граждан и российских юридических лиц с учетом законодательства страны пребывания;

2) государственная регистрация рождения, заключения брака, установления отцовства, перемены имени, смерти.

Должностные лица консульских учреждений выполняют ряд нотариальных действий, таких как удостоверение сделок, принятие мер для охраны наследственного имущества и т. д.

24. «Национальность» и личный статут юридического лица в МЧП. Содержание и основные критерии определения личного статута

Правовое положение юридических лиц в МЧП раскрывается через категории “личного статута” и “национальности”. Под личным статутом понимают объем правоспособности юридического лица в соответствующем государстве. В содержание этого понятия включаются вопросы образования, деятельности, прекращения деятельности юридического лица, взаимоотношений между учредителями, порядка получения и распределения прибыли, расчетов с бюджетом и другие.

В каждой правовой системе личный статут имеет свое содержание. В Российской Федерации личный статут, определяемый для российских и иностранных юридических лиц, закрепляется в нормах ГК РФ. В соответствии с нормами гражданского законодательства личный статут иностранных юридических лиц определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо.

“Национальность” юридического лица – это принадлежность юридического лица к государству. Этот термин используется для определения правовой связи юридического лица с государством: отчисления налогов; создания со стороны государства правового регулирования в отношении тех вопросов, которые составляют содержание личного статута.

Понятие “личного статута” и “национальности” взаимосвязаны и взаимообусловлены: национальность юридического лица определяет его личный статут, а содержание личного статута зависит от того, какую национальность имеет юридическое лицо. В каждой правовой системе существуют свои критерии определения национальности и содержатся различные коллизионные нормы, определяющие гражданскую правоспособность (личный статут) юридических лиц.

Различают следующие наиболее распространенные критерии определения национальности (или часто именуемые в юридической литературе – доктрины определения национальности):

Критерий инкорпорации: юридическое лицо имеет национальность государства, в котором оно зарегистрировано;

Критерий оседлости: юридическое лицо имеет национальность государства, где находятся правление или главные органы управления юридического лица;

Критерий деятельности: юридическое лицо имеет национальность такого государства, в котором оно осуществляет свою деятельность;

Критерий контроля: юридическое лицо имеет национальность того государства, где проживают (или имеют гражданство) учредители данного юридического лица.

В Российской Федерации применяется принцип инкорпорации: любое юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ, считается российским, то есть имеет “российскую” национальность.

Разные принципы определения национальности юридического лица на практике порождают проблему в правовом регулировании деятельности юридических лиц. Эта проблема в МЧП именуется “коллизией коллизий”.

“Коллизия коллизий” – это понятие, используемое в МЧП для обозначения ситуации, когда одни и те же фактические обстоятельства в разных правовых системах имеют различное регулирование.

Существование “коллизии коллизий” обусловлено наличием в законодательстве разных государств таких коллизионных норм, которые имеют одинаковый объем и разные коллизионные привязки.

“Коллизия коллизий” проявляется как в виде “положительной” коллизии (когда одно правоотношение может быть урегулировано несколькими правовыми системами), так и в виде “отрицательной” (в том случае, когда ни одна из правовых систем не является “компетентной” для регулирования конкретного правоотношения). При положительной коллизии на определение национальности юридического лица “претендуют” две правовые системы. При отрицательной коллизии получается, что юридическое лицо вообще не имеет национальности: когда, например, юридическое лицо зарегистрировано во Франции, а осуществляет свою деятельность на территории России.

Преодоление “коллизии коллизий” в большинстве случаев осуществляется путем заключения международных договоров, содержащих нормы о подчинении деятельности юридического лица конкретной правовой системе.

25. Проблема «международных юридических лиц» в МЧП

В течение последних десятилетий не только в зарубежной, но и в отечественной научной и учебной литературе по международному частному праву весьма активно обсуждалось понятие “международные юридические лица”. В большинстве случаев отмечается, что о международных юридических лицах следует вести речь тогда, когда они созданы международным соглашением (договором), как, например, международный банк реконструкции и развития, международный валютный фонд, европейский банк реконструкции и развития, межгосударственный банк, также созданный в рамках СНГ, и т.д. М. Богуславский особо отмечает, что в советской юридической литературе понятие международного юридического лица впервые было применено в связи с международными банками, созданными странами-членами СЭВ, МВЭС (международным банком экономического сотрудничества) и МИБ (международным инвестиционным банком).

Подходя к оценке рассматриваемого понятия с позиций историзма, следует подчеркнуть, что в свое время создание юридических лиц подобного рода посредством заключения межгосударственного договора было в целом нетипичным явлением и сопровождалось практически всегда их изъятием из-под действия общих норм национального гражданского, торгового, таможенного, налогового или иных отраслей права соответствующего государства, вследствие чего правовое положение таких образований могло отличаться от такового любых других юридических лиц, действующих в конкретной стране (будь то национальные или иностранные). С этим, как представляется, можно было бы связывать выделение так называемых “международных юридических лиц” в отдельную категорию.

В сегодняшних условиях международных отношений при создании соответствующих образований (корпоративного или иного типа) путем заключения межправительственного или межведомственного соглашения, прежде всего ввиду того, что явление объединения лиц и капиталов в поистине трансграничном масштабе получило достаточный размах и на гражданско-правовом уровне, нет необходимости устанавливать какие-либо специальные, “тепличные”, условия для функционирования таких объединений. Богуславский м.м. международное частное право: практикум. М.: юрист, 1999.

Всецелое подчинение юридического лица национальному правопорядку соответствующего государства (как правило, государства местопребывания главного офиса организации) снимает необходимость, кроме как в целях уточнения “генезиса” (происхождения) в квалификации его как “международного” юридического лица”, а, следовательно, и выделения названной категории вообще.

В развитие этого, действующее законодательство рф, прежде всего федеральный закон о финансово-промышленных группах, принятый 30 ноября 1995 года (№ 190-фз), оперируют категориями “транснациональная финансово-промышленная группа”, “межгосударственная финансово-промышленная группа”.

Данные термины понимаются следующим образом: финансово-промышленные группы - это объединения, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств-участников содружества независимых государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транснациональные финансово-промышленные группы в соответствии с федеральным законом (“транснациональные финансово-промышленные группы”); и межгосударственная (международная) финансово-промышленная группа (в случае создания транснациональной финансово-промышленной группы на основе межправительственного соглашения). Особенности создания, деятельности и ликвидации межгосударственной финансово-промышленной группы устанавливаются межправительственными соглашениями. При этом для их участников национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями на основе взаимности.

Участникам межгосударственной финансово-промышленной группы в порядке и на условиях, установленных правительством российской федерации, могут предоставляться таможенные тарифные льготы, предусмотренные законом российской федерации “о таможенном тарифе”, по товарам, перемещаемым через границу в рамках деятельности этой финансово-промышленной группы. Следует подчеркнуть, что по смыслу упомянутого отечественного акта указанные образования не наделяются юридической личностью как неким новым качеством по отношению к входящим в их состав участникам, а действуют на основе гражданско-правовых договоров.

Как видно, в целом, конструкция “международных юридических лиц” не вписывается в качестве дополнительной категории в понятийный ряд, существующий в науке и практике международного частного права, а именно: “национальное юридическое лицо” - “иностранное юридическое лицо”, и в любом случае должно включаться либо в одну, либо в другую группу.

Транснациональная корпорация “Бритиш петролеум” будет состоять, соответственно, из ряда национальных юридических лиц, в зависимости от того, в каких юрисдикциях образованы ее дочерние предприятия, - индийского, российского, голландского, нигерийского, кипрского, мальтийского, украинского, казахского и т.д. Права. Таким образом, в настоящее время существование данного термина не имеет материальной основы, может ввести в заблуждение. Его использование, по крайней мере, должно сопровождаться уточнениями и пояснениями.

"Оффшорные" компании. Благодаря сложившейся в результате усиления хозяйственного взаимодействия и интернационализации торгово-производственных связей между различными государствами экономической ситуации, многим странам приходится соревноваться друг с другом за привлечение в свою экономику дополнительных денежных и иных средств. В то же время любой предприниматель на определенном этапе сталкивается с проблемами управления, отчетности, с необходимостью выхода на международные рынки компании, а также обязанностью платить в ряде случаев достаточно высокие налоги. Возникает вопрос о средствах решения всех этих вопросов. В настоящее время одним из весьма практикуемых средств подобного рода является оффшорный бизнес.

Юридическое содержание понятия “оффшорный” бизнес заключается в том, что за рубежом появляется новый, в правовом смысле “самостоятельный” субъект хозяйственных отношений. Этот механизм используется для различных целей, в том числе для налогового планирования и других (управления риском; получения доступа к международным финансовым и инвестиционным услугам и т.д.).

Таким образом, юридическое содержание понятия “оффшорная компания” в современном значении подразумевает такое образование, преимущественно корпоративного типа, созданное в рамках определенных юрисдикций, которое не вправе вести производственную и торговую и вообще какую-либо хозяйственную деятельность в пределах государства учреждения, и, следовательно, согласно действующим в большинстве подобных юрисдикций территорий не подлежащее налогообложению в ее пределах, однако, является юридическим лицом, инкорпорированным (учрежденным, образованным) в соответствии с законодательством последнего.

Сошлемся на один из самых известных примеров использования конструкций, предлагаемых оффшорным бизнесом, для целей минимизации налогообложения, которым является схема, разработанная концерном “Филипс”. Ее суть состоит в следующем: на бермудских островах указанным концерном было учреждено дочернее предприятие - страховая компания “кингстоун кэпгив иншуэренс”, единственным клиентом которого стал сам концерн “Филипс”. По высоким ставкам было застраховано имущество голландского концерна, в том числе такое, которое обычно в страховом бизнесе не страхуется, поскольку шансы его порчи или гибели ничтожны. Соответствующие суммы страховых премий стали переводиться за границу Голландии - на Бермуды. Оттуда средства в виде займов были предоставлены материнскому обществу. В сочетании со страховыми платежами суммы платы за пользование кредитом существенно меняли объемы прибыли и, следовательно, снижали налогооблагаемую базу. Экономия только за один годичный период составила несколько миллионов долларов.

правовой трудовой международный коллизионный

Трудовые права иностранцев в Российской Федерации

Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с российскими гражданами, т.е. законодательство исходит из применения в области трудовых отношений принципа национального режима. Следовательно, на них распространяются общие положения трудового законодательства. В отношении условий и оплаты труда не допускается дискриминация иностранцев в зависимости от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания и проч. В России не признаются ограничения на трудовую деятельность, установленные национальным законодательством страны иностранца. На иностранцев распространяются положения об охране труда, специальные положения, касающиеся условий труда женщин и подростков, они имеют право на социальные пособия, право на отдых.

В Трудовом кодексе РФ говорится о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы России.

Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора (ст. 10 Кодекса).

Согласно ч. 4 ст. 11 на территории РФ правила, установленные Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.

Из приведенного текста следует, что регулирование отношений с так называемым иностранным элементом ограничилось в Кодексе лишь положениями общего характера.

Российским законодательством установлены ограничения для иностранцев в отношении возможности заниматься определенными профессиями (занимать определенные должности). В частности, иностранные граждане не могут быть государственными служащими, занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, должностного лица таможенных органов, патентного поверенного; входить в состав летного экипажа гражданского воздушного судна или экспериментальной авиации, морских судовых экипажей; заниматься промысловой добычей рыбы и других водных животных и растений в водоемах РФ. Эти ограничения установлены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", КТМ РФ, Воздушным кодексом РФ.

В частности, Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ 2002 г. устанавливает, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 13).

Действие Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ распространяется как на иностранцев, осуществляющих свою трудовую деятельность в России на основании трудового договора, так и на иностранцев, заключающих гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг). И в том и в другом случае для осуществления трудовой деятельности требуется получение разрешения на работу. В п. 4 ст. 13 Закона установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Разрешения не требуется для постоянно или временно проживающих в России иностранных граждан, а также для некоторых категорий иностранцев, в частности журналистов, аккредитованных в нашей стране, преподавателей, приглашенных для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением преподавателей духовных образовательных учреждений; обучающихся в России в общеобразовательных учреждениях профессионального образования иностранных студентов, работающих в период каникул.

Разрешения не требуется и работникам иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования.

В отношении заключения трудового договора с иностранцами и его содержания, как уже отмечалось, применяются положения Трудового кодекса РФ, а также правила, установленные Законом о правовом положении иностранных граждан 2002 г. и другими актами. Работодатель должен иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, оформить приглашение, которое является основанием для выдачи иностранцу визы либо для безвизового въезда (ст. 2, ч. 2 ст. 18 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).

Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 5 ст. 13 Закона временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание. В то же время это ограничение не распространяется на временно проживающих в России иностранцев, для которых, как уже отмечалось, установлен разрешительный порядок поступления на работу.

Иностранцы, постоянно проживающие в России, могут заниматься трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для российских граждан. Единственным исключением из национального режима в отношении таких иностранцев являются случаи, когда в соответствии с российским законодательством определенными профессиями могут заниматься или определенные должности занимать только граждане России.

Иностранцы, которые временно пребывают на территории России с целью осуществления трудовой деятельности и наем которых на работу производится в общем разрешительном порядке, находятся в ином положении. Общим для всех временно пребывающих в России иностранцев является то, что они могут заниматься трудовой деятельностью в РФ, если это совместимо с целями их пребывания. Помимо соблюдения этого общего требования для найма на работу иностранцев, относящихся к этой группе, работодатель обязан получить разрешение соответствующего федерального органа исполнительной власти, ведающего миграционной службой (ФМС МВД России), на привлечение иностранной рабочей силы, а сам иностранец - подтверждение на право работы в России.

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. утверждено Положение о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу. Иностранный гражданин, достигший 18 лет, может получить разрешение на работу, если он:

Зарегистрирован в России как индивидуальный предприниматель;

Привлекается в качестве иностранного работника заказчиком работ (услуг) или работодателем. Разрешение выдается, но при одном условии: если работодатель или заказчик работ (услуг) внесет в установленном порядке средства, необходимые для обеспечения выезда иностранного работника после окончания его договора из России. Установленный порядок выдачи разрешений и подтверждений не применяется к иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории России, получившим убежище на территории РФ, признанным беженцами и ожидающим предоставления статуса беженца, однако получившим разрешение на временное проживание.

Не применяется этот порядок также к иностранным гражданам, работающим в России в соответствии с межгосударственными соглашениями, к работникам дипломатических и консульских учреждений, к религиозным деятелям официальных религиозных организаций и обществ, к членам экипажей российских морских и речных судов, к студентам-практикантам, приезжающим в рамках программ российских учебных заведений, к аккредитованным корреспондентам и журналистам, к приглашенным лекторам и инструкторам для работы в академиях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования, к лицам, для которых установлен иной порядок трудоустройства межгосударственными и межправительственными соглашениями.

Отличительной чертой трудовых договоров с любыми временно пребывающими в России иностранцами является их срочный характер. Договоры с иностранцами, на которых распространяется разрешительный порядок, заключаются на срок, не превышающий срока действия упомянутого выше разрешения.

Трудовые права иностранцев, признанных в установленном порядке беженцами, и иностранных лиц, которым в России предоставлено политическое убежище, аналогичны правам постоянно проживающих в России иностранцев. Они пользуются правами, предоставленными гражданами РФ, если иное специально не предусмотрено законодательством РФ (в частности, указанные выше ограничения для иностранцев относительно определенных профессий и должностей). Для приема их на работу работодателю не требуется специальное разрешение. Более того, соответствующие государственные органы обязаны оказывать беженцам помощь в устройстве на работу и, если необходимо, в профессиональной подготовке и переподготовке. Работодателям, принявшим на работу беженцев, предоставляются дополнительные налоговые льготы и компенсации с целью возмещения расходов, связанных с трудоустройством этих лиц. Заключаемые с беженцами и лицами, получившими убежище в России, трудовые договоры подчиняются нормам российского законодательства.

Общий разрешительный порядок и, следовательно, требование о соответствии условий трудового договора российскому законодательству (включая оплату труда, социальное обеспечение и страхование иностранных работников) распространяются также на договоры между работниками-иностранцами и иностранными фирмами, привлекающими их для выполнения контрактов на территории России. Это означает, что хотя в законодательстве РФ применительно к трудовым отношениям не сформулирован общий коллизионный принцип, оно исходит из принципа применения права страны места выполнения работы (lex loci laboris), даже если договор заключается между иностранными субъектами за рубежом. Каких-либо исключений из этого принципа не делается.

Таким образом, при заключении трудового договора между иностранным работодателем и иностранцем о выполнении работы на территории РФ могут возникать проблемы, связанные с коллизией норм законодательства РФ и законодательства иностранного государства, в котором находятся работодатель и работник и где фактически заключается трудовой договор.

В отношении найма иностранцев предприятиями с иностранными инвестициями применяются специальные положения. Для найма иностранцев из числа высококвалифицированных специалистов на должности руководителей находящихся в России предприятий с иностранными инвестициями, а также руководителей подразделений этих предприятий работодателю не требуется получения разрешения соответствующего органа, однако иностранцу необходимо подтверждение права трудовой деятельности. Условия коллективных и индивидуальных трудовых договоров не могут ухудшать положения работников предприятия по сравнению с условиями, предусмотренными действующим на территории РФ законодательством. Условия найма, труда и отдыха, а также пенсионного обеспечения иностранных работников согласовываются обычно в индивидуальном трудовом договоре с каждым из них.

Российская гражданка М. поступила на работу в гостиницу международного класса, принадлежащую предприятию с иностранными инвестициями. Через некоторое время она имела неосторожность в беседе с приехавшим иностранцем неодобрительно отозваться об одном из сотрудников администрации. Иностранец оказался журналистом и сослался на беседу с М. в своем репортаже о поездке в Россию. Когда об этом стало известно администрации гостиницы, М. была уволена со ссылкой на то, что своими действиями она подрывала репутацию отеля. Контракт с ней был расторгнут.

В подписанном М. формуляре контракта содержались следующие положения: "Работник, заключивший контракт с гостиницей, соглашается с тем, что кроме оснований расторжения контракта, предусмотренных в трудовом законодательстве, администрация вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт по нижеследующим основаниям: кража имущества компании, собственности гостей и коллег по работе, соучастие в краже, способствование ей; обман администрации и гостей в корыстных целях; применение физической силы, устные оскорбления; отказ от исполнения заданий, на законном основании требуемых непосредственным руководством; намеренные действия, в результате которых подвергается опасности собственное здоровье и здоровье других; сон во время работы; азартные игры в помещении гостиницы; всякие действия, подрывающие репутацию гостиницы".

В литературе (И.Я. Киселев) отмечалось, что этот формуляр противоречит российскому законодательству, а также Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. N 16 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров". Согласно п. 44 этого Постановления "...в трудовых договорах не могут устанавливаться дополнительные условия для прекращения трудового договора (контракта) по сравнению с законом".

К этому следует добавить, что формулировка увольнения работника "за всякие действия, подрывающие репутацию гостиницы" носит столь неопределенный характер, что делает усмотрение руководства гостиницы практически неограниченным.

Отдельно следует сказать о трудовых отношениях российских граждан с иностранным работодателем в тех случаях, когда в качестве такового выступает в России иностранное государство.

Выше уже отмечалось, что по законодательству ряда стран (и в частности, США) государство не пользуется иммунитетом в случаях предъявления к нему исков, касающихся трудовых отношений. Согласно ст. 5 Европейской конвенции 1972 г. государство не пользуется иммунитетом от юрисдикции в области трудовых отношений. В случае, когда работа будет исполняться на территории страны суда, работник (если он не является гражданином государства нанимателя) может предъявить иск к иностранному государству-нанимателю.

В практике российских судов известен случай, когда предметом судебного рассмотрения стал иск к иностранному государству-нанимателю.

В марте 2000 г. российская гражданка М.С. Калашникова, работавшая ведущим специалистом информационной службы посольства США в России, была уволена согласно п. 3 ст. 33 действовавшего тогда КЗоТ РСФСР (обнаружившееся несоответствие работника занимаемой должности), о чем была сделана запись в трудовой книжке. М.С. Калашникова обратилась за защитой своих прав в суд, требуя восстановления на работе, оплаты вынужденного прогула и возмещения морального вреда. Суд первой инстанции своим определением отказал в приеме искового заявления, которое было оставлено в силе судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда. При этом суд сослался на ст. 435 действовавшего в то время ГПК РСФСР, которая предусматривала возможность предъявления исков к иностранному государству только с согласия его компетентных органов. Подтвердить наличие такого согласия она не могла. Впоследствии М.С. Калашникова обратилась в Конституционный Суд РФ с жалобой, в которой утверждала, что норма ст. 435 ГПК РСФСР ущемляет ее конституционное право на судебную защиту и не соответствует ч. 1 ст. 46 Конституции РФ. Конституционный Суд в своем Определении от 2 ноября 2000 г. отметил, что "права М.С. Калашниковой были нарушены не самой по себе ч. 1 ст. 435 ГПК РСФСР, а вынесенными на ее основе правоприменительными решениями".

В литературе (И.Я. Киселев) отмечалось, что в этом конкретном случае посольство США выступало в качестве работодателя и не осуществляло каких-либо суверенных функций. В аналогичных условиях в США американской гражданке было бы предоставлено право на судебную защиту в соответствии с Законом США 1976 г. в случае предъявления иска к посольству иностранного государства.

2. Трудовые права иностранцев в РФ и российских граждан за границей

Право на свободный труд и занятие отдельными видами трудовой деятельности реализуется иностранцами в России не только в качестве предпринимателей, но и как наемных работников.

Согласно ч. 2, 3 ст. 13 Закона об иностранцах 2002 г., работодателем (заказчиком работ (услуг)) является физическое лицо или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключённых с ними трудовых договоров (гражданско-правовых договоров). В качестве работодателя может выступать, в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Итак, как российские граждане, так и иностранные юридические лица и граждане могут выступать в РФ по отношению к иностранцам в качестве, во-первых, работодателей, во-вторых, заказчиков работ (услуг). Разница состоит в том, что первом случае возникают трудовые правоотношения со всеми вытекающими последствиями, включая не только выплату зарплаты, но и отчисления в соответствующие фонды, выдачу пособия по временной нетрудоспособности и т.д.; во втором случае заказчик не несёт какого-то бремени, вытекающего из трудового правоотношения, хотя также вносит налоговые и иные необходимые платежи.

Закон об иностранцах 2002 г. гласит, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на их привлечение и использование.

В порядке реализации Закона об иностранцах 2002 г. Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 06.12.2011 с изменениями, вступившими в силу с 01.05.2012) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" постановлением Правительства РФ Правительства РФ от 17.11.2010 N 925. утверждено Положение о выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу..

В указанном постановлении, разрешение на работу является документом, подтверждающим право иностранного гражданина на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности (далее он именуется в постановлении иностранным работником)или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности. Разрешение на работу выдаётся иностранному гражданину достигшему 18 летнего возраста.

Иностранный гражданин может получить разрешение на работу, если он зарегистрирован в РФ в качестве индивидуального предпринимателя и намерен осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо привлекается в качестве иностранного работника работодателем или заказчиком работ (услуг) по трудовым договорам или гражданско-правовым договорам в пределах численности установленной в разрешении на привлечении и использовании иностранных работников для осуществление трудовой деятельности на территории РФ.

Разрешение на работу выдаются работодателю или заказчику работ (услуг) для каждого иностранного работника, а также иностранному гражданину, зарегистрированному в РФ в качестве индивидуального предпринимателя. Разрешение на работу выдаётся при условии внесения работодателем или заказчиком работ (услуг) в установленном порядке средств, необходимых для обеспечения выезда каждого иностранного работника соответствующим видом транспорта из РФ.

В соответствии с п.4 ст.13 Закона об иностранцах 2002г. разрешительный порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации не распространяется на иностранных граждан:

1) постоянно проживающих в РФ;

2) временно проживающих в РФ;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работников консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей и поставщиков), выполняющих монтажные (шеф- монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в РФ;

6) обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течении каникул;

7) обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учёбы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждения, в которых они обучаются;

8) приглашённых в Российскую Федерацию в качестве преподавателя для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в РФ для занятия преподавательской деятельности в учреждения профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Так же в соответствии с п. 4.5. ст 13 того же ФЗ, Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане:

1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

2) являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;

3) являются членами семьи высококвалифицированного специалиста, привлеченного к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

Между тем, следует подчеркнуть, что в соответствии с п.5 ст. 13 рассматриваемого закона временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание. В целом указанная норма противоречит ст. 27 Конституции РФ, которая гласит: "Каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства". Естественно, эта норма Конституции тесно взаимосвязана с трудовыми правами временно проживающего иностранного гражданина.

Многие виды трудовой деятельности в РФ осуществляется на основе квалификации, полученной иностранцем в учебном заведении за пределами РФ. В этом случае действуют общие правила признания иностранных дипломов, установленные законодательством РФ.

Признание и установление эквивалентности (нострификацию) документов иностранных государств об общем, начальном, среднем и высшим профессиональном образовании, а также о присвоении учёных званий на территориях РФ относится к компетентности Министерства образования и науки РФ.

Обладателям документов о высшем, послевузовском профессиональном образовании и об учёных званиях соответствующие органы государственной власти предоставляют те же академические и (или) профессиональные права, что и обладателям подобным документов РФ. Естественно, при этом действуют общие правила приёма на работу соответствующих лиц.

Согласно ст. 14 Закона об иностранцах 2002 г. иностранный гражданин не имеет права:

1) находится на государственной или муниципальной службе;

2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания.

В данном Кодексе есть ст. 56 "Гражданство членов экипажа судна". Она гласит, что в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, кроме граждан РФ могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, которые не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста. Согласно Кодексу, условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, определяется федеральными органами исполнительной власти в области транспорта и рыболовства.

Соответственно, Министерство транспорта РФ издало приказ от 25 января 2001 г. "Об утверждении условий, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, за исключением судна рыболовного флота", а Государственный комитет по рыболовству - аналогичный приказ от 29 июля 2002 г.

Главные условия состоят в следующем: иностранные граждане и лица без гражданства, принимаемые на работу на судно, должно иметь уровень профессиональной подготовки компетентности, соответствующий требованиям, предъявляемым нормативными правовыми актами РФ к тем, кто претендует на такие должности (этот уровень подтверждается необходимыми документами); владеть русским языком в объёме, обеспечивающем надлежащее выполнение служебных обязанностей по занимаемой должности; быть пригодным к такой работе по состоянию здоровья.

3) быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации. Первый запрет связан с тем, что иностранцы не могут быть на военной службе. Второй запрет носит широкий характер и распространяется на любые государственные аппараты, военные и гражданские. Экспериментальные летательные аппараты отнесены в ту же группу, вероятно, по соображениям сохранения государственной тайны, с которой связаны их разработка испытание.

4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации. Из этого следует, что такое лицо может входить в состав экипажа гражданской авиации в ином качестве - второго пилота, штурмана, радиоинженера, тем более бортпроводника.

5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждён постановлением Правительства РФ №775 от 11 октября 2002 г.

В перечень включены:

Объекты и организации Вооружённых сил РФ, других войск и воинских формирований;

Структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций;

Организации, в состав которых входят радиационно-опасные и ядерные производства и объекты, на которых осуществляется разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия, радиационно-опасных материалов и изделий.

Помимо приведённых конкретных запретов Закон об иностранцах 2002 г. содержит общие правило: иностранцы не могут заниматься деятельностью и замещать должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Ограничения для иностранных граждан можно найти и в некоторых других законах РФ. В ряде случаев ограничения связанные не столько с возможностью работы, сколько с соотношением работающих либо привлекаемых для выполнения заданий российских и иностранных граждан, а также долей акций в уставном капитале.

По Закону об иностранцах 2002г. порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежит РФ, устанавливается Правительством РФ. Это означает, что в данном случае привлечение иностранцев происходит по более сложной процедуре.

Определенной спецификой обладают условия труда иностранных граждан, работающих в находящихся на территории России международных организациях. Эти условия определяются международными соглашениями и внутренними правилами соответствующих организаций. В свою очередь, указанные правила предусматривают в одних случаях применение законодательства места выполнения работы, то есть нашего законодательства, а в других -- страны работника-иностранца.

Нельзя не упомянуть, что с 15 января 2007 г. вступил в силу закон РФ № 110-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Обновленным миграционным законодательством ответственность за соблюдение привлеченным иностранным работником правил нахождения на территории РФ теперь возложена на работодателя. При трудоустройстве иностранцев работодатель обязан в течение 10 дней после даты заключения договора с приезжими сообщить об этом в миграционную службу. Если у иностранного работника имеется документ о виде на жительство, его можно принять на работу без оформления дополнительных разрешений. При отсутствии вида на жительство, необходимо получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. В противном случае работодатель может быть оштрафован на сумму от 250 тыс. до 800 тыс. руб. за привлечение нелегальной рабочей силы.

Для физических лиц, решивших нанять случайных рабочих на месяц-два в личных целях и не заключивших с ними гражданско-правового договора, штраф будет составлять 5 тыс. рублей за каждого работника. Одновременно упрощается режим получения разрешения на пребывание в России и устройства на работу, повышается ответственность работодателей и снижаются административные барьеры.

Новая поправка к закону "О правовом положении иностранных граждан в РФ" должна, по мнению разработчиков закона, не только увеличить сознательность работодателей, но и улучшить социальное и правовое положение иностранцев.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 683 доля иностранных работников в сферах: розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво -- в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами; розничная торговля фармацевтическими товарами -- в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами; розничная торговля в палатках и на рынках -- в размере 40 процентов общей численности работников прочая розничная торговля вне магазинов -- в размере 40 процентов общей численности работников

Применение труда российских граждан на территории иностранных государств может иметь место вследствие возникновения трудовых правоотношений на основании положений либо нашего трудового права, либо на основе трудового контракта, заключаемого с иностранным нанимателем.

В первом случае труд наших граждан используется за границей вследствие трудовых отношений, возникающих не за рубежом, а в РФ. Наши граждане направляются на работу в учреждения и организации России за границей, посылаются в служебные командировки (для участия в строительстве предприятий, монтаже, для оказания технической помощи и т. д.).

Во всех подобных случаях условия труда граждан РФ за границей определяются нашим правом. К ним применяются общие нормы трудового законодательства и всякого рода специальные правила, издание которых обусловлено спецификой условий труда данной категории трудящихся.

Например, труд граждан, направляемых для работы в посольстве РФ в качестве представителей различных государственных и общественных организаций, а также членов семей этих граждан, принятых за границей на работу в учреждения РФ, регулируется как общими положениями нашего трудового права, так и специальными нормами законодательства, применение которых вызывается фактом нахождения учреждений вне РФ. В частности, продолжительность рабочего времени и времени отдыха в таких учреждениях определяется в соответствии с общими положениями нашего законодательства, а дни еженедельного отдыха могут быть установлены применительно к местным условиям.

Как и всем служащим, работникам российских учреждений за границей предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска. В отличие от служащих, работающих в РФ, работникам учреждений, за границей разрешается суммирование отпусков, то есть они могут взять двойной или тройной отпуск за два или три проработанных года.

От работы наших граждан в учреждениях РФ за границей следует отличать командирование работников за границу вне зависимости от сроков зарубежной командировки. За командированным работником сохраняется на все время командировки занимаемая должность, а также заработная плата по месту его основной работы в РФ. За время пребывания в командировке работнику выплачиваются суточные, а также возмещаются расходы по проезду, провозу багажа и др. Суточные при проезде на территории РФ выплачиваются в нашей валюте, при проезде по иностранной территории и за время пребывания там -- в иностранной валюте.

Некоторыми особенностями отличаются условия труда специалистов, направляемых в развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки для оказания технического содействия. Это -- геологи и изыскатели, проектировщики, помогающие выбрать строительную площадку и собирающие данные, необходимые для проектирования предприятий. Это -- инженеры-строители, оказывающие содействие в строительстве предприятий, специалисты-дорожники, монтажники и т. д. Особенности регулирования их труда за границей объясняются тем, что они, будучи командированными нашими организациями, трудятся, как правило, на стройках и предприятиях, управляемых местными властями.

Находясь за границей, наши специалисты подчиняются режиму рабочего времени и времени отдыха, установленному на предприятиях и в учреждениях, где фактически работают. Они обязаны соблюдать все правила внутреннего распорядка и инструкции по технике безопасности, действующие на этих предприятиях.

Однако наши специалисты не вступают в трудовые отношения с местными организациями и фирмами и те не становятся их нанимателями. Специалисты продолжают оставаться в трудовых отношениях с пославшей их организацией, которая выплачивает им подъемное пособие, заработную плату, оплачивает ежегодный отпуск и т. д.

Специалисты направляются за границу для оказания технического содействия в соответствии с контрактами, заключаемыми внешнеэкономическими объединениями и другими организациями с организациями и фирмами других стран. Контракты заключаются во исполнение межправительственных соглашений об экономическом и техническом сотрудничестве. В контрактах обычно предусматривается, что организация развивающейся страны, именуемая заказчиком, возмещает российской организации за работу ее специалистов месячные ставки в размере, определяемом в контракте. Заказчик несет также расходы по переезду специалистов в страну заказчика и обратно в Россию, а в случае направления специалистов с семьей -- также расходы по переезду семьи специалиста. При командировании специалиста на год и больший срок заказчик возмещает расходы по выплате подъемного пособия.

В соответствии с условиями контрактов специалистам, командированным для оказания технического содействия, предоставляется жилая площадь с обстановкой, отоплением и освещением и коммунально-бытовыми услугами, а в необходимых случаях -- транспортные средства для служебных целей. Специалисты обеспечиваются также медицинской помощью. Им предоставляются квалифицированные переводчики.

Во втором случае трудовые правоотношения возникают в силу заключения трудовых контрактов. Предоставление права заключения трудовых контрактов российскими гражданами, временно выезжающими на работу за границу, сделало необходимым, с одной стороны, оказание им помощи и содействия со стороны государственных органов в заключении таких контрактов, а с другой -- принятие мер, направленных на недопущение заключения всякого рода неравноправных и кабальных договоров при посредничестве коммерческих фирм (как отечественных, так и иностранных).

Условия труда и временного пребывания российских граждан, предусмотренные такими контрактами, не должны быть хуже условий, предусматриваемых контрактами с иностранцами -- гражданами других государств. В каждом случае они не должны нарушать императивные, обязательные нормы законодательства этих стран.

На территории РФ действует единый порядок лицензирования деятельности, связанный с трудоустройством российских граждан за границей. Такая деятельность может осуществляться только российскими юридическими лицами.

Постоянно проживающий за границей российский гражданин может поступить по договору найма на работу в какое-либо иностранное учреждение или к предпринимателю. Условия труда такого гражданина будут определяться законодательством о труде страны пребывания. Сам факт российского гражданства не влечет за собой применения норм нашего трудового права.

Большое практическое значение имеют трудовые отношения наших граждан за рубежом со всякого рода смешанными обществами, совместными предприятиями, созданными за границей с участием средств наших предприятий и организаций. В этих случаях трудовой договор заключается с иностранным нанимателем -- юридическим лицом иностранного права и такой договор подчиняется правилам трудового законодательства той страны, в которой находится соответствующее совместное предприятие или смешанное общество. То обстоятельство, что работник является нашим гражданином, не может вести к применению в данном случае норм российского трудового права. Однако трудовая деятельность в такой зарубежной компании будет учитываться по нашему трудовому законодательству, например, при определении общего стажа работы и назначении пенсии.

Российские граждане, вступая в трудовые отношения на территории других стран, имеют права и обязанности согласно международного трудового законодательства. Так, например, согласно Конвенции МОТ № 97 о трудящихся-мигрантах...

Международное трудовое право

В России в отношении иностранных граждан применяется национальный режим (за некоторыми исключениями, установленными в законодательстве)...

Международное частное право

Условия заключения брака на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является...

Наследование в международном частном праве

Также как и на территории Российской Федерации, за рубежом, после смерти гражданина РФ, могут возникать отношения по наследованию...

Наследственные права в международном частном праве

За границей могут возникать отношения по наследованию после смерти гражданина Российской Федерации в иностранном государстве, когда наследодателем был российский гражданин...

Особенности правового положения трудовых отношений в международном частном праве

Право собственности в международном частном праве

Имущество государства и его лиц может находиться на территории другого государства постоянно или временно. Это может быть движимое и недвижимое имущество; федеральная собственность...

Правовое регулирование международных наследственных отношений

С точки зрения наследственного права, иностранные граждане наделяются таким же объемом правоспособности, как и граждане Российской Федерации. Национальный режим устанавливается также и для лиц без гражданства, и для лиц с двойным гражданством...

правовой трудовой международный...

Трудовые отношения в международном частном праве

Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с российскими гражданами, т.е. законодательство исходит из применения в области трудовых отношений принципа национального режима. Следовательно...

Трудовые отношения в международном частном праве

Наиболее распространенными основаниями возникновения трудовых отношений за рубежом с участием российских граждан выступают служебное командирование и заключение специального трудового контракта...

Трудовые права белорусских граждан за рубежом (Германия)