Методические указания для выполнения практических работ по учебной дисциплине "уголовное право". Методические указания по изучения дисциплины 'Уголовное право' Методичка по уголовному праву общая часть сгюа


Настоящие методические указания предназначены для студентов Московской финансово-юридической академии (МФЮА), выполняющих дипломные работы по уголовному праву.

Настоящие методические указания предназначены для студентов ОВО и ОЗО, выполняющих курсовые работу по уголовному праву (часть Общая). В них содержатся задания и рекомендации по написанию работы в целях глубокого усвоения законодательного материала, теоретических положений и выработки навыков письменного обоснования решения при применении уголовного закона.

КОНСУЛЬТАЦИИ

Игорь Викторович: Доброго времени суток! В каком порядке оформляется список литературы в дипломной работе по уголовному праву?

Ответ: В любом дипломе список литературы оформляется так: 1) Нормативно-правовые акты. 2) Материалы судебной практики. 3) Учебники, монографии. 4) Материалы из периодических изданий. 5) Диссертации и авторефераты диссертаций. Читать полностью

Ольга: Подскажите, что нужно отразить во введении дипломной работы? Я пишу диплом по уголовному праву на тему "Объект преступления".

Ответ: Здравствуйте, Ольга! Во введении упор должен быть сделать на актуальности темы - это "лицо" Вашего диплома. В этой части нужно отразить проблемы научной трактовки объекта преступления, которые до сих пор не нашли своего решения в российском уголовном праве. Читать полностью

Если у Вас есть вопросы, касающиеся написания дипломов и курсовых по уголовному праву, пишите на refermaker[собачка]yandex.ru

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «БАКАЛАВР»

Для студентов 3 – 4 курсов

заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Крымского юридического института (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент Робак В. А.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКе К ЗАНЯТИЯМ

Уголовное право Российской Федерации является дисциплиной базовой части профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки Юриспруденция.

Уголовное право - одна из фундаментальных и профилирующих дисциплин в вузах юридического профиля. Без глубокого и прочного знания уголовного права не может быть профессионально полноценного юриста. Это объясняется важной ролью уголовного права в регулировании и защите общественных правоотношений, его особым местом среди юридических дисциплин, органичным взаимодействием уголовного права с другими отраслями права – уголовным процессом, криминологией, уголовно-исполнительным правом, криминалистикой, судебной психиатрией и медициной, гражданским, предпринимательским, трудовым, административным правом. Уголовное право лежит в основе деятельности судебных и правоохранительных органов - суда, прокуратуры, милиции и других. Уголовный закон защищает наиболее значимые для личности, социума и государства общественные отношения, посягательства на которые или реальное причинение вреда которым влечет за собой наиболее строгую реакцию со стороны государства. Поэтому знание уголовного права необходимо во многих сферах деятельности. В своей профессиональной деятельности ни один работник юридической службы не может обойтись без знания уголовного права.

Глубокие знания уголовного права невозможны без обязательного сочетания приобретения определенных знаний на лекции с настойчивой подготовкой к практическим занятиям и преподаванием своего виденья (на основе соответствующих законов, практики их приложений и литературных источников) относительно решения того или другого вопроса, умения вести аргументированную полемику, отстаивать свою точку зрения на отмеченных занятиях.

Практическое занятие – одна из основных форм учебы при изучении курса уголовного права, его цель заключается в отработке навыков практического применения норм уголовного права для решения вопросов, которые возникают в процессе функционирования уголовного законодательства.

Целью практического занятия является:

Углубление, систематизация, закрепление знаний;

Развитие общей культуры речи;

Формирование профессиональных и практических навыков, умение задавать вопрос и отвечать на него;

Аргументировано отстаивать свою точку зрения;

Применять полученные теоретические знания на практике (при решении задач).

На практических занятиях рассматриваются теоретические вопросы и рассматриваются задачи, решение которых выносится на самостоятельную работу.

Процесс решения задач можно условно разделить на три этапа:

Предыдущее изучение указанной литературы и нормативно правовых актов;

Решение задач в порядке домашнего задания (с короткой записью в тетради);

Разбор решения в аудитории.

При решении задач необходимо исходить с того, что все фактические обстоятельства, изложенные в тексте, предусматриваются установленными и доказанными, а лица, которые фигурируют в фабуле задачи, информированы об этих обстоятельствах и, осознают их значение, если другое не оговорено в условии задачи.

Позитивное оценивание решения задачи имеет место если студент, не только правильно ответил на вопросы, которые относятся в задаче, но и юридически аргументировал свой ответ, с ссылкой на соответствующие нормы и постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Если вследствие этого возникло определенное представление о содержании и практической значимости поставленного вопроса, сжатый ответ на него должен быть изложен в письменной (тезисной) форме. В письменной форме должен даваться и ответ относительно решения соответствующих задач-ситуаций.

Решение задач по Особенной части уголовного права студент должен начать с характеристики всех признаков каждого элемента состава преступления, которые содержатся в законе или исходят из его содержания, и сравнить с обстоятельствами, отмеченными в задании. Например, нужно назвать объект преступления, описанного в законе, и характерные для него признаки (предмет преступления), и назвать объект и предмет посягательства, отмеченные в задании. Дальше следует назвать характерные признаки объективной стороны описанного в законе состава преступления (действие, бездеятельность, последствия, причинная связь, а в некоторых случаях еще и время, место, способ и обстановка совершения преступления), и сравнить их с наличием или отсутствием таких признаков в задании. Так же (сравнительным путем) устанавливаются субъективная сторона и субъект преступления, который анализируется.

Решение задач является отдельной формой изучения уголовного права. Она направлена преимущественно на овладение навыками относительно практики применения норм этой отрасли права. Такая практика, в свою очередь, представляет собой неотъемлемую часть предмета уголовного права как учебной дисциплины в юридическом высшем учебном заведении.

Иногда содержание задачи требует решение более широкого круга вопросов: наличие признаков, по которым следует разграничивать смежные преступления, обоснование квалификации преступлений по их совокупности, определение роли каждого соучастника при общем совершении преступления или обстоятельств, которые имеют решающее значение при квалификации преступления (отягчающие обстоятельства, способ совершения преступления, размер причиненного вреда, и тому подобное).

Следовательно, основными целями решения задач по уголовному праву является:

1) приобретение и закрепление навыков самостоятельной работы с нормативным материалом уголовно-правового характера преимущественно в правоприменительной (практической) плоскости;

2) выработка умения давать собственную уголовно-правовую оценку конкретным жизненным ситуациям (фактическим обстоятельствам);

3) достижение надлежащего уровня обоснования собственной уголовно-правовой оценки фактических обстоятельств;

4) приближение учебных форм усвоения уголовного права к содержанию конкретных “уголовно-правовых элементов” соответствующих процессуальных документов реальных уголовных дел.

Также для самостоятельной работы студентам предлагается выполнить индивидуальные задания, которые осуществляются на занятии путем доклада.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Раздел (тема) дисциплины Общая трудоемкость Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость Формы текущего контроля успеваемости
Аудиторная работа Самостоятельная работа
Лекции Практ. (семин.) Из них интерактив
Раздел 1. Особенная часть
6 семестр
1.1 Тема 1. Понятие и система Особенной части уголовного права. Научные основы квалификации преступлений - - -
1.2 Тема 2. Преступления против жизни и здоровья
1.3 Тема 3. Преступления против свободы, чести и достоинства личности - Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов
1.4 Тема 4. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы - Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов
1.5 Тема 5. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина - -
1.6 Тема 6. Преступления против семьи и несовершеннолетних - -
1.7 Тема 7. Преступления против собственности Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов
1.8 Тема 8. Преступления в сфере экономической деятельности - Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов
1.9 Тема 9. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях - -
Зачет
Итого за 6 семестр
7 семестр
1.10 Тема 10. Преступления против общественной безопасности Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов
1.11 Тема 11. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности -
1.12 Тема 12. Экологические преступления - -
1.13 Тема 13. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта - Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов
1.14 Тема 14. Преступления в сфере компьютерной информации - -
1.15 Тема 15. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства - -
1.16 Тема 16. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов
1.17 Тема 17. Преступления против правосудия - Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов
1.18 Тема 18. Преступления против порядка управления - Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов
1.19 Тема 19. Преступления против военной службы - -
1.20 Тема 20. Преступления против мира и безопасности человечества - -
Экзамен
Итого за 7 семестр
Итого за учебный год

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовская государственная академия права»

Российское уголовное право Общая часть

Учебно-методическое пособие

Издание четвертое, исправленное и дополненное

Под редакцией доктора юридических наук, профессора Б.Т. Разгильдиева

УДК 343 (470) (072.8)

ББК 67.408 (2 Рос) я73

Данное пособие предназначено для практических занятий по Общей части российского уголовного права, поэтому содержит большой объем фактического материала из судебной практики.

Соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта.

УДК 343 (470) (072.8)

А.Г. Блинов – тема 8 (в соавторстве с Н.П. Иваник), темы 9 (в соавторстве с Е.В. Евстифеевой), 17; Ю.И. Бытко – введение, тема 11 (в соавторстве с С.Ю. Бытко); С.Ю. Бытко – введение, тема 11 (в соавторстве с Ю.И. Бытко); Г.В. Верина – темы 4 (в соавторстве с Н.С. Шостак), 7, 18; Л.В. Григорьева – тема 6; В.Ф. Иванов – темы 1, 3, 5 (в соавторстве с Кобзевой Е.В.), 16; А.Н. Красиков – тема 12 (в соавторстве с Б.Т. Разгильдиевым); Б.Т. Разгильдиев – тема 12 (в соавторстве с А.Н. Красиковым); Н.А. Лопашенко – тема 10; А.В. Нечепурнов – тема 14; М.С. Рыбак – тема 13; Е.А. Симонова – тема 15 (в соавторстве с Н.Ю. Клименко); Е.В. Кобзева – тема 5 (в соавторстве с Ивановым В.Ф.); Н.Ю. Клименко – тема 15 (в соавторстве с Е.А. Симоновой); Е.В. Евстифеева – темы 2, 9 (в соавторстве с А.Г. Блиновым).

Рецензенты:

доктор юридических наук, профессор В.И. Комиссаров ;

кандидат юридических наук, доцент А.Е. Михальчук

Печатается по решению учебно-методического совета ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права»

Введение

Учебно-методическое пособие по Общей части российского уголовного права выполнено в традиционной для отечественной высшей юридической школы форме. В пособии даются: перечень основных вопросов, выносимых на занятие; краткие методические указания; список научной и учебной литературы, нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, подлежащих изучению. Рекомендуемые специальные источники являются дополнительными к учебникам и учебным пособиям. Монографии, постатейный материал по теме студенты избирают по своему усмотрению. Студентам следует иметь в виду, что без изучения специальной литературы глубокое уяснение материала затруднительно. Знание постановлений Пленума Верховного Суда РФ, указанных в данном практикуме, является для студентов обязательным.

Кроме методических указаний пособие содержит задачи (казусы), решение которых традиционно и небезосновательно считается в отечественных юридических учебных заведениях наиболее эффективной формой изучения уголовного права, поскольку обеспечивает приобретение студентами соответствующих навыков разрешения вопросов практического характера, выработку умения применять положения уголовного закона к тем или иным жизненным ситуациям, имеющим уголовно-правовое значение.

Вместе с тем следует иметь в виду, что глубокое изучение теоретических положений является предпосылкой правильного применения уголовного закона в конкретных жизненных случаях. Поэтому решение казусов является не самоцелью, а одним из средств углубленного изучения уголовно-правовой теории и получения навыков практического применения теоретических знаний. Задачи желательно решать в письменном виде, т.к. это позволяет студентам вырабатывать навыки составления соответствующих документов. Решение каждой задачи должно быть развернутым, обоснованным соответствующими ссылками на положения уголовного закона, теории российского уголовного права, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.

Казусы представляют собой описанные в лаконичной форме фабулы конкретных уголовных дел, с которыми когда-либо сталкивалась судебно-следственная практика. Чаще всего это опубликованные в средствах массовой информации или в специальной юридической литературе материалы уголовных дел. Однако судебная практика не всегда сталкивается с ситуациями, которые можно было бы использовать для изучения некоторых уголовно-правовых институтов. В этом случае приводятся искусственно созданные фабулы никогда не существовавших уголовных дел.

Деятельность юриста является публичной. Это обязывает студентов учиться правильно и красиво говорить, уметь точно и в лаконичной форме излагать свои мысли. Определенные навыки подобного рода можно приобрести, приучая себя к воспроизведению по памяти на занятиях содержания казуса - это будет началом решения любого казуса. Затем студент должен дать точный юридический анализ явления, подкрепляя свои выводы ссылками на уголовный закон, другие нормативные акты, постановления Пленума Верховного Суда РФ. В заключение надо сформулировать ответ на основной вопрос задачи. После этого в обсуждении решения принимают участие другие студенты. Преподаватель контролирует и направляет этот процесс, подводя в конце обсуждения итоги.

Ниже приводится библиографический список, рекомендуемый для изучения всего курса Общей части уголовного права. Кроме того, к каждой теме прилагается дополнительный список специальной литературы и нормативных актов.

Учебный курс «Уголовное право России. Особенная часть» имеет органическую связь с предшествующим ему курсом «Общая часть уголовного права Российской Федерации». Поэтому студентам уже должны быть известны принципы уголовного права, общие понятия и категории уголовно-правовой науки, общие правила обоснования уголовной ответственности, назначения наказания, освобождения от уголовной ответственности и наказания, особенности уголовной ответственности несовершеннолетних и принудительных мер медицинского характера.

В лекциях по особенной части уголовного права следует, опираясь на базовые уголовно-правовые категории, раскрывать содержание признаков конкретных составов преступлений, а также акцентировать внимание на категоризации анализируемых преступных посягательств с учетом положений, содержащихся в статье 15 УК РФ, и пределах уголовной ответственности (наказаний) за их совершение. При этом важно акцентировать внимание студентов на проблеме разграничения смежных составов преступлений и отграничения уголовно наказуемых деяний от непреступного поведения. В обязательном порядке необходимо осуществлять мониторинг информации об изменениях в действующем уголовном законодательстве, увязывать, теоретический материал с развивающейся практикой применения закона, источником которой, прежде всего, должны служить постановления Пленума Верховного Суда РФ по уголовным делам.

Проведение семинарского занятия начинается с постановки задач, краткого пояснения цели, к которой должны стремиться студенты при обсуждении вопросов соответствующей темы. В процессе обсуждения проблем темы следует стимулировать студентов к активному участию в дискуссии, при этом избегая упрощенного диалога преподавателя с отвечающими студентами. При проведении семинарского занятия полезен юридический анализ конкретных актов правоприменения. При этом целесообразно предложить студентам самостоятельно подбирать практический материал для иллюстрации соответствующих теоретических положений, используя, например, журнал «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации». Для самостоятельной работы студентов в целях овладения ими основами квалификации преступлений, уяснения отличительных характеристик составов преступлений предлагается решение задач. Суть задачи состоит в даче студентам обоснованной уголовно-правовой оценки отдельно взятой жизненной ситуации, содержащейся в сборнике задач или предложенной преподавателем.

Одной из форм контроля за самостоятельной работой студентов являются консультации преподавателя кафедры уголовного права и криминологии, проводимые еженедельно. В ходе проведения самостоятельной работы студентов преподавателем могут быть предложены для изучения и конспектирования научные статьи выдающихся ученых-юристов, рекомендованы темы докладов и научных сообщений для выступления на семинарском занятии, студенческом кружке по уголовному праву, научной конференции студентов.

В процессе принятия зачета преподаватель должен не только проверить наличие суммы знаний и способность студента правильно их применять, умение анализировать усвоенные определения правовых понятий и категорий, аргументировано отстаивать собственную позицию, но и оценить качество полученных студентом знаний с тем, чтобы при необходимости скорректировать свой способ изложения материала на лекциях в следующем семестре.

На предэкзаменационной консультации экзаменатор должен рекомендовать студентам предпочтительную учебную, научную, справочную литературу, а также разъяснить, каким образом строить ответ на экзамене, чем руководствоваться при отборе информации по экзаменационным вопросам, как пользоваться программой курса, которая в обязательном порядке должна быть на экзамене. Оценивая знания студента, экзаменатор должен проявлять объективность, принципиальность, справедливость и одновременно доброжелательность, уважение к аргументированному мнению экзаменуемого, стимулировать желание студента к творческой работе.


Похожая информация:

  1. Agrave; КС РФ фактически признал доминирование публично-правовых критериев в регулировании отношений с государственной собственностью

, Метод. пособие по технике продаж часть 1.pdf , Учебное пособие ИРЛЯ.docx , ИНСТРУКЦИЯ по контролю качества и приемке работ при строительств , Основы физической реабилитации. Учебное пособие.pdf , Методическое пособие по неорганической химии для студентов 1-го .
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Саратовская государственная академия права»

российское
уголовное право

Общая часть

Учебно-методическое пособие
Издание четвертое, исправленное и дополненное

Под редакцией доктора юридических наук,
профессора Б.Т. Разгильдиева

УДК 343 (470) (072.8)

ББК 67.408 (2 Рос) я73

Данное пособие предназначено для практических занятий по Общей части российского уголовного права , поэтому содержит большой объем фактического материала из судебной практики.

Соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта.

А.Г. Блинов – тема 8 (в соавторстве с Н.П. Иваник), темы 9 (в соавторстве с Е.В. Евстифеевой), 17; Ю.И. Бытко – введение, тема 11 (в соавторстве с С.Ю. Бытко); С.Ю. Бытко – введение, тема 11 (в соавторстве с Ю.И. Бытко); Г.В. Верина – темы 4 (в соавторстве с Н.С. Шостак), 7, 18; Л.В. Григорьева – тема 6; В.Ф. Иванов – темы 1, 3, 5 (в соавторстве с Кобзевой Е.В.), 16; А.Н. Красиков – тема 12 (в соавторстве с Б.Т. Разгильдиевым);
Б.Т. Разгильдиев – тема 12 (в соавторстве с А.Н. Красиковым);
Н.А. Лопашенко – тема 10; А.В. Нечепурнов – тема 14; М.С. Рыбак – тема 13; Е.А. Симонова – тема 15 (в соавторстве с Н.Ю. Клименко);
Е.В. Кобзева – тема 5 (в соавторстве с Ивановым В.Ф.);
Н.Ю. Клименко – тема 15 (в соавторстве с Е.А. Симоновой);
Е.В. Евстифеева – темы 2, 9 (в соавторстве с А.Г. Блиновым).
Рецензенты:

доктор юридических наук, профессор В.И. Комиссаров ;

кандидат юридических наук, доцент А.Е. Михальчук
Печатается по решению учебно-методического совета
ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права»

Введение

Учебно-методическое пособие по Общей части российского уголовного права выполнено в традиционной для отечественной высшей юридической школы форме. В пособии даются: перечень основных вопросов, выносимых на занятие; краткие методические указания; список научной и учебной литературы , нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, подлежащих изучению. Рекомендуемые специальные источники являются дополнительными к учебникам и учебным пособиям. Монографии, постатейный материал по теме студенты избирают по своему усмотрению. Студентам следует иметь в виду, что без изучения специальной литературы глубокое уяснение материала затруднительно. Знание постановлений Пленума Верховного Суда РФ, указанных в данном практикуме, является для студентов обязательным.

Кроме методических указаний пособие содержит задачи (казусы), решение которых традиционно и небезосновательно считается в отечественных юридических учебных заведениях наиболее эффективной формой изучения уголовного права, поскольку обеспечивает приобретение студентами соответствующих навыков разрешения вопросов практического характера, выработку умения применять положения уголовного закона к тем или иным жизненным ситуациям , имеющим уголовно-правовое значение.

Вместе с тем следует иметь в виду, что глубокое изучение теоретических положений является предпосылкой правильного применения уголовного закона в конкретных жизненных случаях. Поэтому решение казусов является не самоцелью, а одним из средств углубленного изучения уголовно-правовой теории и получения навыков практического применения теоретических знаний. Задачи желательно решать в письменном виде, т.к. это позволяет студентам вырабатывать навыки составления соответствующих документов. Решение каждой задачи должно быть развернутым, обоснованным соответствующими ссылками на положения уголовного закона , теории российского уголовного права, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.

Казусы представляют собой описанные в лаконичной форме фабулы конкретных уголовных дел, с которыми когда-либо сталкивалась судебно-следственная практика. Чаще всего это опубликованные в средствах массовой информации или в специальной юридической литературе материалы уголовных дел. Однако судебная практика не всегда сталкивается с ситуациями, которые можно было бы использовать для изучения некоторых уголовно-правовых институтов. В этом случае приводятся искусственно созданные фабулы никогда не существовавших уголовных дел.

Деятельность юриста является публичной. Это обязывает студентов учиться правильно и красиво говорить, уметь точно и в лаконичной форме излагать свои мысли. Определенные навыки подобного рода можно приобрести , приучая себя к воспроизведению по памяти на занятиях содержания казуса - это будет началом решения любого казуса. Затем студент должен дать точный юридический анализ явления, подкрепляя свои выводы ссылками на уголовный закон, другие нормативные акты, постановления Пленума Верховного Суда РФ. В заключение надо сформулировать ответ на основной вопрос задачи. После этого в обсуждении решения принимают участие другие студенты. Преподаватель контролирует и направляет этот процесс, подводя в конце обсуждения итоги.

Ниже приводится библиографический список , рекомендуемый для изучения всего курса Общей части уголовного права. Кроме того, к каждой теме прилагается дополнительный список специальной литературы и нормативных актов.

Библиографический список

Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 1996.