Маслоу А. Суть теории мотивации (пирамиды) Маслоу

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

        Физиологические потребности,являющиеся необходимыми для выживания - потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.

        Потребности в безопасности и уверенности в будущем - потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.

    Социальные потребности , иногда называемые потребностями в причастности - чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

    Потребности в уважении - потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

    Потребности самовыражения - потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Система потребностей Маслоу – иерархическая, то есть потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.

Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

Например, человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и важнейшие потребности могут круто измениться.

Для того чтобы следующий, более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Таким образом, иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Например, люди обычно начинают искать свое место в некотором сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физиологические потребности. Этот тезис можно отлично проиллюстрировать на примере той большой важности, которую имеют ритуалы и социальное общение для примитивных культур джунглей Амазонки и некоторых частей Африки, хотя там всегда присутствуют голод и опасности.

Применение теории Маслоу

Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней. Сегодня даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу.

Руководитель должен внимательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время.

Руководители должны знать, что предпочитает тот или иной сотрудник в системе вознаграждений, и что заставляет какого-то из ваших подчиненных отказываться от совместной работы с другими. Разные люди любят разные вещи, и если руководитель хочет эффективно мотивировать своих подчиненных, он должен чувствовать их индивидуальные потребности.

Основная критика теории Маслоу сводилась к тому, что ей не удалось учесть индивидуальные отличия людей.

Например, многие люди в современной России были настолько потрясены «дефолтом» 1998 года, что после этого (хотя им и удалось «встать на ноги») доминирующей у них остается потребность в безопасности.

Методы удовлетворения потребностей высших уровней

Социальные потребности

    Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться

    Создавайте на рабочих местах дух единой команды

    Проводите с подчиненными периодические совещания

    Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба

    Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок

Потребности в уважении

    Предлагайте подчиненным более содержательную работу

    Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами

    Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты

    Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений

    Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия

    Продвигайте подчиненных по служебной лестнице

    Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности

Потребности в самовыражении

    Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал

    Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи

    Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности Двухфакторная теория Герцберга

Герцберг показал, что на деятельность людей оказывает влияние 2 группы факторов, названные им гигиеническими и мотивирующими.

Группа факторов

Влияние на деятельность людей

Гигиенические

(связанные с условиями работы)

заработок,

условия труда,

отношения с другими работниками,

деятельность администрации

Даже при полном удовлетворении не мотивируют к повышению эффективности труда

Мотивирующие

(связанные с содержанием работы, с оценкой результатов руководством)

ощущение успеха,

продвижение по службе,

признание со стороны окружающих,

ответственность

Мотивируют к повышению производительности, эффективности, качества труда

Гигиенические факторы не мотивируют работников, а всего лишь не дают развиваться чувству неудовлетворенности работой.

Применение теории Герцберга

Для того чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических, но и мотивирующих факторов. Многие организации попытались реализовать эти теоретические выводы посредством программ «обогащения» труда.

В ходе выполнения программы «обогащения» труда, работа перестраивается и расширяется так, чтобы приносить больше удовлетворения и вознаграждений ее непосредственному исполнителю. «Обогащение» труда направлено на структурирование трудовой деятельности таким образом, чтобы дать почувствовать исполнителю сложность и значимость порученного ему дела, независимость в выборе решений, отсутствие монотонности и рутинных операций, ответственность за данное задание, ощущение того, что человек выполняет отдельную и полностью самостоятельную работу. Среди нескольких сотен фирм, которые используют программы «обогащения» труда для того, чтобы устранить негативные последствия утомления и связанное с этим падение производительности труда, есть и такие крупные компании, как, «Америкэн Эйрлайнз» и «Тексас Инструменте». Хотя концепция «обогащения» труда весьма успешно используется во многих ситуациях, но она подходит для мотивации не всех людей.

Для того чтобы использовать теорию Герцберга эффективно, необходимо составить перечень гигиенических и, особенно, мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают.

Один и тот же фактор может вызвать удовлетворение работой у одного человека и неудовлетворение у другого, и наоборот. Таким образом, и гигиенические факторы, и мотивирующие могут являться источником мотивации и зависит это от потребностей конкретных людей. Поскольку у разных людей разные потребности, то и мотивировать разных людей будут разные факторы.

Например, человек может любить свою работу потому, что он считает коллег друзьями и, общаясь с ними, он удовлетворяет свои социальные потребности. Вместе с тем, такой человек может считать болтовню с коллегами более важным делом, чем выполнение порученной ему работы. Таким образом, несмотря на высокую степень удовлетворения работой, производительность может оказаться низкой.

В силу того, что социальные потребности играют очень важную роль, введение таких мотивирующих факторов, как усиление ответственности за порученное дело, может не оказать мотивирующего воздействия и не привести к росту производительности. Это будет именно так, особенно в том случае, если другие работники воспримут возрастание производительности труда данного работника как нарушение негласно установленных норм выработки.

В наши дни различные методики развития личности как нельзя популярны. Это, с одной стороны, обусловлено развитием и доступностью психологических знаний, а с другой, востребованность такого рода продуктов научных исследований стимулирует эти самые исследования. Среди них не последнюю роль имеют различные теории мотивации, помогающие эффективно достигать поставленных целей.

Мотивация

Каждый человек имеет те или иные потребности. Последние могут представлять собой как различные индивидуальные нужды, так и базовые потребности, заложенные в нас природой или социальными условиями. Психологи старательно изучают эти вещи, потому что осознание своих потребностей и правильное распределение ресурсов для их достижения служит фундаментом эффективной деятельности. Здесь встает вопрос о мотивации - факторах, которые стимулируют личность стремиться с той или иной степенью к удовлетворению своих нужд.

Теория мотивации Абрахама Маслоу

Среди всех мотивационных теорий, нет, пожалуй, на сегодняшний день столь же популярной, как теория американского исследователя психологии Абрахама Маслоу. Впервые его идея увидела свет в 1943 году в работе «Теория мотивации индивида». Согласно теории мотивации Маслоу, основополагающим базисом мотивации являются нужды человека. Последние он подразделяет на пять групп, которые выстраивает в иерархическом порядке.

Пирамида потребностей Маслоу

Внизу этой лестницы располагаются самые приземленные, биологические потребности - пища, питье, дыхание, секс и сон. Следом идут нужды, связанные с безопасностью. Для человека это означает не только нужду в личной неприкосновенности, но также и потребность в финансовой стабильности, социальной обеспеченности, уверенности в окружающих. К слову сказать, концепция мотивации Маслоу этим и выделяется из числа прочих мотивационных теорий его времени, что рассматривает человека как социальный феномен, а не только как биологическое существо.

Следующая по счету ступень потребностей включает в себя как раз наиболее общественно-значимые нужды - общение, любовные отношения, причастность к тем или иным социальным группам, стремление быть кому-то нужным и чувствовать внимание.

Четвертая ступень объединяет потребности личности в самоутверждении. Здесь и нужда в общественном признании, и в авторитете у окружающих, в стремлении продвигаться по карьерной лестнице и тому подобных вещах.

Наконец, пятая ступень характеризуется самыми благородными стремлениями личности. В круг этих потребностей входят желание самореализации, жажда творчества, весь спектр духовных ценностей.

Дифференциация пирамиды потребностей

Согласно теории мотивации Маслоу, все пять ступеней пирамиды объединяются в две группы следующим образом: первые две ступени составляют диаду так называемых врожденных, базовых, первостепенных нужд человека. Остальные составляют триаду второстепенных, социально-обусловленных потребностей. Такая оценка говорит не о фактической важности тех или иных потребностей для человека как социального феномена, а только относительно их важности для жизнеобеспечения. Другими словами, для биологического существования достаточно удовлетворения только первых двух или даже только самой первой ступени потребностей. Но без удовлетворения этих потребностей невозможно достичь более высоких уровней, без которых, в принципе, можно прожить.

Реализация потребностей

Что касается того, как нужды удовлетворяются в жизни человека, то модель мотивации Маслоу предлагает поэтапное продвижение снизу вверх. То есть вышестоящие в иерархии потребности актуализируются и могут быть удовлетворены только после того, как человек разобрался с нижестоящими ступенями. Поэтому для людей не существует универсальной мотивации - она целиком зависит от того, на каком уровне развития находится тот или иной человек. Этот аспект теории мотивации Маслоу также существенно отличает ее от других мотивационных моделей, предлагаемых разными авторами.

Физиологические потребности

Потребности первой ступени, называемые физиологическими, как было уже сказано, представляют собой первостепенные нужды человека. Это доминанта, которая полностью завладевает вниманием и усилиями человека, в том случае, если круг ее потребностей остается неудовлетворенными. В тот момент, когда нужды этого порядка будут в полной (или хотя бы достаточной) мере достигнуты, произойдет автоматическое смещение потребностей на более высокий уровень.

Потребности в безопасности

Безопасность - это обобщающий знаменатель для нужд второй ступени пирамиды Маслоу. Теория человеческой мотивации также относит этот уровень к первостепенным потребностям. Важно понять, что под безопасностью понимаются не только такие условия окружающей среды, когда физическому здоровью и жизни человека ничто не угрожает, но также и забота о сохранении этих условий в будущем. Более того, данный уровень учитывает потребность в материально-финансовой безопасности - потребности в деньгах, жилье, в свободе, безопасности перед законом. Эта группа потребностей также требует стабильности в отдаленной временной перспективе.

Потребности в социализации

Когда первые две ступени в достаточной мере удовлетворены, то мотивация, по Маслоу, переносит свой фокус внимания выше, к третьей ступени пирамиды, на которой располагается широкий спектр потребностей в социализации и общении. В первую очередь, это, конечно же, потребность в дружбе, романтических отношениях и родственных связях. Человеку требуется некая социальная общность, где он может почувствовать себя своим. Также он испытывает сильнейшую потребность в любви, которая бы превосходила по содержанию только лишь сексуальную связь. Эти потребности формируют родственные узы, семьи, устойчивые социальные группы.

Потребности в самоутверждении

Что касается четвертой группы, то теория мотивации потребностей Маслоу подразделяет их на две категории.

  1. Первая группа так или иначе связывается с понятием «достижение». Это стремления, которые дают личности чувствовать свою силу, влияние, самодостаточность, независимость и так далее.
  2. Помимо стремлений к достижениям, выявляются также потребности, связанные с понятием «престиж». Это вторая подгруппа четвертой ступени, которую выделяет Абрахам Маслоу. Мотивация и личность в целом здесь оказываются в связке с такими вещами, которые обеспечивают хорошую репутацию, социальный статус, общественный авторитет и вес в глазах других людей.

Оставаясь недостаточно удовлетворенными, эти четыре группы потребностей способствуют появлению и развитию у личности депрессии, невротических процессов. Человек начинает чувствовать себя неудачником, никчемным и неприспособленным к миру. И наоборот, удовлетворенные нужды заставляют человека чувствовать свою полезность и значимость, что является залогом психологического комфорта и психического здоровья индивида.

Потребности в самореализации

В ситуации, когда первые четыре группы потребностей не вызывают проблем, человек все равно может почувствовать нужду в чем-то более высоком - в гармонии с собой, с миром. Этот спектр нужд заставляет поэта писать стихи, скульптора - ваять, а художника - писать полотна. На данном этапе человек нуждается в самореализации, то есть в актуализации своего внутреннего потенциала, исполнении своего предназначения. Этот круг потребностей включает искусство, религию, мистические практики, филантропию, благотворительность и т. д. Мотивация, по Маслоу, характеризуется здесь определенной взаимосвязью содержания потребностей данного уровня с интеллектуальными способностями личности. Чем выше развит интеллект, тем более серьезны и глубоки потребности на вершине пирамиды.

Особенности теории мотивации Маслоу

При изучении и тем более практическом применении разработок Маслоу важно помнить, что некоторые ступени пирамиды могут меняться местами в иерархической лестнице от индивида к индивиду. Другая особенность состоит в том, что лестница потребностей имеет циклический характер. То есть, согласно Маслоу, теория человеческой мотивации предполагает многократное прохождение всей иерархии потребностей - каждый раз на более высоком уровне с более значимыми и серьезными требованиями.

Теория Маслоу и менеджмент

В различных программах бизнес-тренингов пирамида Маслоу нашла широкое применение как хорошая мотивация персонала. Маслоу при этом отводится роль первооткрывателя и авторитетного исследователя в этой области. Однако на самом деле его гипотеза несколько сложнее, чем может показаться на первый взгляд. А знаменитой пирамиды как таковой в его работах нет вообще. Она впервые появляется в 1970 году в одном из немецких переложений его важнейшего труда в данной области (Абрахам Маслоу, «Мотивация и личность», 1954 г.).

Критика пирамиды потребностей

Ряд ученых отрицают наличие серьезных оснований, позволяющих принимать пирамиду потребностей Маслоу в качестве рабочей теории. Во-первых, они подчеркивают, что свои доводы Маслоу не подтверждал экспериментами. А во-вторых, те люди, которых он все-таки исследовал, относились к идеальным категориям так называемых счастливчиков, у которых все потребности были удовлетворены в надлежащее время. Таким образом, известный психолог остался далек в своих работах от реальной жизни большинства людей. Тем не менее, по своей значимости и практической полезности (это показал опыт ее использования) гипотеза Маслоу - довольно содержательная теория мотивации. Маслоу до сих пор остается одним из влиятельнейших теоретиков личностного развития в плане мотивационных технологий.

История науки знает много попыток обосновать те или иные мотивы человеческой деятельности, думается, что этот вопрос вообще следует рассматривать в контексте «вечных» вопросов, и поставить в один ряд с такими, как «кто Я», «для чего Я», «что Я могу» и так далее. Среди современных концепций, ставящих своей целью ответ на вопрос о мотивах человеческой деятельности, можно привести теорию роста Альдерфера, учение о приобретенных потребностях, разработчиком которого является Макклелланд, концепцию двух факторов Герцберга и ряд других.

В середине пятидесятых годов прошлого века значительный резонанс в научном мире вызвала теория мотивации Маслоу, которую ученый разработал, изначально ориентируясь на необходимость формирования современных систем управления социально-экономического поведения в

В качестве отправных точек своей доктрины, А. Маслоу исходил из принятия таких положений, которые затем стали предпосылками формулирования основных идей теории мотивации.

Итак, Маслоу утверждал, что потребности человека - факт объективный, при этом, на различных этапах своего существования он может испытывать то одни из них, то другие. Более того, некоторые из них могут быть присущи на протяжении всей жизни, а другие - эпизодически. На этом основании ученый делает вывод о существовании некоторой иерархии в а, следовательно, и о мотивах, которые ими формируются. Как утверждает теориямотивации Маслоу, в ходе жизни, потребности которые не удовлетворяются, побуждают к деятельности, направленной на их удовлетворение.

Далее, если одни из них уже удовлетворяются, то они, в свою очередь, формируют мотивы "взятия" более высокого уровня. Исходя из такого ранжирования, классификация А. Маслоу приняла вид пирамиды, в основании которой он положил потребности, удовлетворение которых, является первоочередной задачей. Это - физиологические: в пище, отдыхе, сне и других факторов элементарного физического жизнеобеспечения индивида. Согласно Маслоу, потребности, которые уже удовлетворены, не побуждают человека к активной деятельности, и, кроме того, их структура является динамичной - на смену одним, которые уже удовлетворены, приходят другие - неудовлетворенные.

По А. Маслоу, содержит в себе пять уровней (или ступеней).

На первой ступени располагаются те, которые обеспечивают человеку элементарное выживание в природной среде как биологическому существу. Это потребности в чистой атмосфере, воде, жилище, еде, отдыхе и так далее.

Вторую ступень занимают потребности, на основе которых формируются мотивы в обеспечении собственной безопасности, причем здесь мотивация по Маслоу предусматривает не только аспекты физического характера, но и социального - это мотивы, побуждающие к хорошей работе, чтобы иметь более высокий заработок, жить более комфортно, получать медицинскую помощь и т.д.

Самые обычные человека -в признании, в коммуникации, поддержании партнерских и дружеских отношений, в организации и поддержании коллективных форм жизни расположены в середине пирамиды А. Маслоу.

На четвертой ступени теория мотивации Маслоу предусматривает расположение потребностей, которые опосредуют и детерминируют мотивы высокого социального уровня - побуждающие к деятельности, обеспечивающей социальное признание, достижение властных статусов, претензии на общественное признание заслуг человека перед обществом.

Пята ступень занята потребностями, инициирующими мотивы личностной социальной значимости. Здесь человек мотивирован на достижение высоких творческих показателей и их признания обществом.

Так как, теория мотивации Маслоу предполагает, что связи в пирамиде динамичны, то есть достижение одной потребности, формирует новую, а затем и мотив, к ее удовлетворению, важно представлять себе и уметь ответить на вопрос, что происходит тогда, когда человек достигает пятой, последней, вершинной ступени?

А. Маслоу отвечает на этот вопрос таким образом, что достижение такого уровня совсем не означает, что на ней происходит исчезновение или какое-то ослабление действия потребностей на формирование мотивов к деятельности.

Теория мотивации Маслоу – один из наиболее полных методов классификации человеческих потребностей. Американец Абрахам Маслоу предложил свое видение, согласно которому качество жизни человека зависит от того, насколько полно удовлетворены его потребности в разных сферах существования. Сегодня эта теория является одной из самых популярных в менеджменте. Ее содержательные моменты используют специалисты разных стран при работе с людьми.

Пирамида Маслоу

В основе теории Маслоу – пирамида потребностей, которая по сути является отображением иерархии необходимых человеку вещей.
Другое название – лестница Маслоу, не случайно. По мнению автора, изложенному в первой редакции теории, человек реализует свои желания постепенно – поднимаясь с одной ступеньки на другую. Пока «нижний» ряд потребностей не удовлетворен, перейти на более высокий уровень не получается.
Важный момент: сам Абрахам Маслоу не раз обращал внимание на то, что его теория отображает развитие потребностей людей в целом, как общества. Но каждый человек индивидуален, а это значит, что никаких единых жестких схем, которые можно было бы «приложить» ко всем людям без исключения, просто не существует.

Иерархическая суть

Если обратить внимание на содержательные моменты теории Маслоу, становится очевидным, что она как бы отражает иерархическую систему построения общества в современном мире. Поэтому «лестницу Маслоу» четко ассоциируется с пирамидой власти, основанной на наличии того или иного объема материальных ценностей у того или иного человека. Чем больше ценностей, тем больше власти.

Такая особенность объясняет, почему теория Маслоу весьма популярна среди тех, кто обладает иерархическим мышлением. Она нравится людям, убежденным в том, что успех человека строится на конкуренции. Чем активнее и успешнее он будет конкурировать с другими людьми, тем выше к вершине пирамиды окажется. Соответственно, тем счастливее себя должен ощущать. Большая часть наших современников так и живет: ставя галочки в своем списке достижений. Галочки общепринятые, банальные: дом, работа, семья, ребенок, деньги… Увы, счастливыми назвать себя могут при этом немногие, несмотря на материальное благополучие и полный «перечень» положенных для счастья стереотипных вещей.
Многие современные теории развития человека и общества переросли такой подход, полагая, что конкуренция – непродуктивный путь. Общество может развиваться намного более эффективно, если откажется от конкуренции, на первый план поставит уникальность каждого человека, его способность к проявлению своих талантов – умение творить.

Духовное развитие

Тем не менее теория Абрахама Маслоу в свое время внесла значительный, важный вклад в развитие гуманистической психологии в годы после Второй мировой войны.
Заслуга ученого в том, что он сумел предложить новые содержательные теоретические и практические подходы, которые развили психологию в другом направлении, отличном от психоанализа и бихевиоризма.
В основе теории потребностей – стремление людей расти духовно, развивать свою личность. Его пирамида объясняет, как появляются разные потребности, как человек переходит от одних потребностей к другим. Это помогает понять мотивы действий человека.

Физиология и духовность

Согласно предложенной Абрахамом Маслоу теории, у человека есть несколько групп потребностей: физиологические и духовные. Обычно индивид двигается от более простых к более сложным, возвышенным.

В основании пирамиды – инстинктивные потребности: есть, пить, удовлетворять сексуальное влечение, спать.

Второй уровень – безопасность (жилье, одежда), порядок… На третьей ступеньке лестницы находится потребность любить и быть любимым.

Четвертый уровень предполагает реализацию желания быть признанным в обществе, вносить что-то свое в развитие цивилизации, получать за это вознаграждение. Наконец, пятый, самый верхний уровень, предполагает удовлетворение потребностей в самоактуализации.

Поступательное движение

Например, если у человека не хватает еды, он не сможет думать о самоуважении и реализации в обществе. Дело в том, полагает автор, что при отсутствии удовлетворения какой-то потребности цель ее удовлетворить становится доминирующей для человека. Другие свои потребности он может просто не замечать, они ему пока не интересны.

Имея в достаточном количестве еду, воздух, воду и секс, человек начинает думать о безопасности. Сюда относится желание иметь одежду, защищающую от холода, а также жилье, где можно укрыться от непогоды. Стремление получать хороший доход, накапливать деньги тоже относится ко второму уровню в иерархии Маслоу. По сути, все это служит для создания и усиления уверенности в том, что все нужды первого уровня будут удовлетворяться стабильно, постоянно, максимально долгое время. Отсюда – желание стабильности, некоторой привычной рутины, которая успокаивает.

Любить и принимать любовь

Перейдя на новый уровень, человек будет стремиться реализовать свое желание любить и быть любимым. Теперь эта цель захватит его практически целиком. Человек забудет, что когда-то, пока его «низшие» нужды не были реализованы, он смотрел на любовь как на что-то необязательное и вообще несуществующее.

Он начинает искать взаимопонимания у других людей. Смешивать это с сексуальным влечением Маслоу считает неверным. Желание любить и быть любимым он предлагает рассматривать как потребность в принятии. Здесь он расходится с Зигмундом Фрейдом, который выводит любовь из сексуального влечения.
По мнению Абрахама Маслоу, если человек не научился любить и принимать любовь, ему сложно развиваться как личности. Он утверждает, что нехватка любви равноценна недостатку витаминов или минералов. Наблюдения за маленькими детьми доказывают, насколько это верно.

Автор предлагает свой взгляд на разные типы любви. Первый, любовь дефицитарная, руководствуется стремлением получить что-то. Она исходит от эгоистичных желаний. Второй вид любви – дающая любовь: в ее основе – понимание ценности и уникальности каждого человека. При этом нет желания использовать другого для удовлетворения своих потребностей. Содержательные аспекты любви в первом и втором случае радикально противоположны.

Адекватная самооценка

Научившись любить и принимать любовь, люди хотят уважения. Оно делится на самоуважение и одобрение со стороны других людей.

Самоуважение включает уверенность в себе, компетентность, мастерство, адекватность, достижения, свободу.
Когда другие люди уважают, это значит получение признание и принятия, внимания, репутации, статуса.

Интересно, что при наличии адекватной самооценки человек увереннее в себе – он действует в обществе более продуктивно, чем тот, у кого самооценка занижена.
Когда у человека реализовано самоуважение, он уверен, чувствует свою полезность.

Верхний уровень

Верхняя ступенька лестницы Маслоу – самоактуализация. Автор предлагает такое определение этого понятия – желание стать тем, кем можешь быть. Предполагается, что здесь все способности, таланты, потенциал личности полностью реализованы.

Достичь пятого уровня, говорит, Маслоу, удается немногим людям уже потому, что подавляющее большинство просто не видит своего потенциала. Люди боятся своих талантов, потому что страшатся своего же успеха.

Другой фактор, препятствующий раскрытию способностей – необходимость иметь окружение, где можно проявить свой потенциал полностью. Это начинается еще в детстве: если ребенок растет в безопасной, дружелюбной среде, ему легче развиваться.

Индивидуальный подход

Пока основные (те, что внизу пирамиды) потребности не удовлетворены, человеку не до «возвышенных» вещей – так считает автор теории. Он бросает свои силы на решение вопросов обеспечения себя и своей семьи едой, жильем, сексом и так далее. По мнению Маслоу, изложенному в первых версиях теории, без удовлетворения первичных потребностей двигаться выше невозможно.
Процесс поступательной реализации нужд человека, говорит автор теории, может нарушаться. Это происходит не так редко. Иногда начинается удовлетворение высших желаний, когда низшие еще не реализованы.

Однако позже Маслоу не раз отмечал, что потребности могут возникать параллельно: в безопасности и любви, в еде и самоуважении и так далее. В современном мире далеко не у всех людей все базовые потребности удовлетворяются полностью. Тем не менее это не мешает им чувствовать желание любить, быть полезным обществу. Просто у них еще остаются желания с первых ступенек лестницы.

Фокус на задаче

К середине 1950-х годов теория Маслоу эволюционировала. Он разделил все потребности на две большие группы: нужды и самоактуализация (развитие).
Ученый вывел несколько особенностей людей, которые уже идут по пути самоактуализации:

  • они более адекватно воспринимают реальность, комфортнее чувствуют себя в ней;
  • принимают себя и других;
  • действуют спонтанно, просто и естественно;
  • сфокусированы на задаче, а не на себе;
  • нуждаются в уединении;
  • не зависят от влияния общества и культуры;
  • могут давать свежую оценку происходящему;
  • обладают мистичностью, имеют опыт нахождения в высших состояниях;
  • чувствуют сопричастность, единение с другими;
  • строят более глубокие отношения;
  • демократы по характеру;
  • разграничивают средства и цели, добро и зло;
  • проявляют философский, добрый юмор;
  • занимаются творчеством;
  • сопротивляются культурации.

В это же время он отказался от жесткой иерархии потребностей, выражавшейся в том, что более высокие желания могут появляться лишь после реализации более «низких».
Признал, что большая часть людей наделена способностью самоактуализироваться. Проявлением самоактуализации он назвал переживания экстаза – в творчестве, любви.

Следовать своим желаниям

Главное условие проявления самоактуализации – понимание себя, своей природы, своих способностей.

Плюс умение следовать своим желаниям.
Это не всегда бывает просто. Человек, вставший на путь личностного развития, нередко сталкивается с непониманием других людей, с различными трудностями. Общество стремится всех подогнать под ясный шаблон. Если кто-то выбивается, становится оппозиционером.
Преодолеть сложности, уверен Маслоу, можно, если научиться выстраивать эффективное взаимодействие с внешним миром, в то же время сохраняя некоторое отчуждение внутри себя.