Логические нормы в статье 113 гк рф. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Примеры из Конституции

Статья 113. Унитарное предприятие

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Устав унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

3. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

4. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

5. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

6. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Комментирует Рутман Л.М.

1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия (УП) как юридические лица, преследующие коммерческие цели, обладают чертами и соответствуют нормам ГК, которые в целом характерны для субъектов российского гражданского права. Вместе с тем ст.113-115 ГК определяют особенности, отличающие их от других коммерческих организаций. Эти юридические лица, во-первых, создаются и действуют на основе лишь одной формы собственности — государственной или муниципальной, в связи с чем их учредителями являются государство (субъект Федерации) или муниципальное образование. В данном случае невозможно возникновение юридического лица и смешанной формы собственности. Во-вторых, собственник имущества, создавая УП и наделяя его необходимыми материальными ресурсами, не утрачивает, в отличие от учредителей хозяйственных обществ и товариществ, а также производственных кооперативов, прав на него. УП в ходе предпринимательской деятельности владеют и пользуются чужой собственностью, которая, по-существу, принадлежит другому субъекту.

Перечисленные особенности, а именно - цельная государственная или муниципальная основа, на которой осуществляется коммерческая деятельность УП, а также сохранение права собственности на имущество, закрепленное за ним, у его учредителя, формирует унитарную (unitaire - франц., от латинского unitas — единство) природу этого юридического лица.

2. Предусматривая деятельность УП с использованием чужой собственности, ГК в рамках данной организационно-правовой формы (п.2 коммент. статьи) наделяет субъекта определенными правомочиями на переданное ему имущество (право хозяйственного ведения либо оперативного управления), которые носят вещный характер (см. ст.216 ГК), что позволяет выделить в составе УП две разновидности с различным объемом имущественных прав и оперативно-хозяйственной самостоятельности. Содержание таких прав, предоставленных УП, а также отличие первых от вторых, их соотношение с правами собственников определены в ст.114, 115, 294-300 ГК (см. коммент. к ним).

3. Невозможность согласно ГК существования УП с использованием иной, кроме государственной или муниципальной, форм собственности предопределила принятие нормы п.5 ст.6 Вводного закона, согласно которой индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также предприятия, созданные хозяйственными обществами и товариществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другие не находящиеся в государственной или муниципальной собственности предприятия, основанные на аналогичных имущественных правах, подлежат до 1 июля 1999г. преобразованию в хозяйственные общества, товарищества или кооперативы либо ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию соответствующих юридических лиц, налогового органа или прокурора. До преобразования или ликвидации к данным предприятиям применяются нормы ГК, регулирующие деятельность УП, основанных на праве оперативного управления (ст.113, 115, 296, 297 ГК). Кредиторы таких предприятий вправе предъявлять иски к собственникам имущества (учредителям предприятий), которые несут субсидиарную ответственность по долгам таких унитарных предприятий (см. Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ No.2/1).

4. Имущество, закрепленное собственником за УП, формирует его уставный фонд, размер которого, источники и порядок создания отражаются в учредительном документе, каковым для УП, согласно абз.3 п.1 ст.50 и п.1 ст.113, является устав. В нем должны фиксироваться предмет и цели деятельности данного юридического лица, что придает его право- и дееспособности специальный характер (см. п.1 ст.49 и п.2 ст.52 ГК и коммент. к ним), а также фирменное наименование УП, которое, согласно п.3 ст.113 ГК, должно указывать на собственника имущества и определять принадлежность юридического лица к категории государственного или муниципального предприятия.
Закон о бухгалтерском учете предусматривает обязанность УП ежегодно предоставлять бухгалтерскую отчетность органу, уполномоченному управлять государственным имуществом.

5. Руководитель УП действует в этом качестве на основе единоначалия и представляет юридическое лицо без доверенности в силу предоставленных ему законом полномочий. Его назначает на основе контракта соответствующий исполнительный орган, который уполномочен на это Правительством РФ. Такое право, в частности, по федеральным УП предоставлено ГКИ РФ (СЗ РФ, 1995, No.50, ст.4930). Порядок отчетности руководителей федеральных государственных УП определен постановлением Правительства РФ от 1 октября 1994г. No.1112 (СЗ РФ, 1994, No.24, ст.2639).

6. Имущественная ответственность УП по своим обязательствам принципиально соответствует общим правилам гражданско-правовой ответственности, характерной для юридического лица. УП не отвечает по обязательствам своего учредителя, а последний — по долгам и обязательствам УП. Вместе с тем ответственность этого юридического лица в определенной степени зависит от объема и характера прав на имущество, которое закреплено за ним собственником: на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления. Подробнее об этом см. ст.56 и 115 ГК и коммент. к ним.

7. Согласно п.6 коммент. статьи деятельность УП должна регулироваться специальным законом, формирующим их правовой статус, который в настоящее время отсутствует. Вместе с тем существующий сегодня сектор экономики в значительной мере основан на государственной и муниципальной формах собственности, что предопределило сравнительно большое число таких предприятий. В частности, в качестве государственных УП действуют практически все основные предприятия и организации железнодорожного транспорта, связи, атомной энергетики, водопользования и водоохраны и некоторых других отраслей народного хозяйства. Недостаточность законодательной базы, в данном случае отсутствие закона о государственных и муниципальных УП, ослабляет правовое регулирование этими субъектами рыночных отношений.

В настоящих условиях юридические лица данной организационно-правовой формы функционируют, помимо норм ГК, на основе законодательства Российской Федерации, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, других подзаконных актов. Например, Указ Президента РФ от 1 апреля 1996г. No.443 "О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп" (СЗ РФ, 1996, No.15, ст.1573) определяет имущественные права государственных УП, являющихся участниками таких групп; вопросам, касающимся продажи на аукционе имущества (активов) ликвидирующихся государственных и муниципальных УП, посвящено постановление Правительства РФ от 15 мая 1995г. No.469 (СЗ РФ, 1995, No.22, ст.2059). Согласно ст.1015 ГК эти предприятия не могут выполнять функции доверительного управляющего.

Гражданский кодекс, N 51-ФЗ | ст. 113 ГК РФ

Статья 113 ГК РФ. Основные положения об унитарном предприятии (действующая редакция)

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.

4. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

5. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.

6. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 113 ГК РФ

1. Унитарное предприятие обладает следующими характерными признаками:

1) это всегда коммерческая организация, т.е. основной целью создания унитарного предприятия является извлечение прибыли;

2) оно не наделяется правом собственности на закрепленное за ним имущество, которое может находиться в государственной или муниципальной собственности. Исходя из этого, в форме унитарных предприятий могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия;

3) его имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Данный признак вытекает из самого понятия "унитарный", что означает составляющий одно целое, единый. Имущество может находиться в оперативном управлении или хозяйственном ведении, что определяет объем прав предприятия в отношении имущества и степень ответственности предприятия;

4) его учредительным документом является устав;

5) его фирменное наименование должно содержать указание на:

Организационно-правовую форму: "федеральное государственное предприятие", "государственное предприятие", "муниципальное предприятие" или "федеральное казенное предприятие", "казенное предприятие", "муниципальное казенное предприятие";

Собственника имущества (Российскую Федерацию, субъект РФ или муниципальное образование);

Слово "казенное" (для казенного предприятия);

6) оно отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом;

7) оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества;

8) собственник его имущества, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества;

9) может быть реорганизовано в соответствии с ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и законами о приватизации.

2. Особенности создания унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия):

1) создается на базе государственного или муниципального имущества;

2) создается только в случаях, предусмотренных ст. 8 ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях":

Если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд;

Необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ;

Необходимость осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

Необходимость разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность РФ;

Необходимость производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

Необходимость осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

Необходимость осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий;

3) может быть создано путем учреждения, реорганизации существующего унитарного предприятия в форме разделения, выделения либо слияния, а также путем изменения вида унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения;

4) учредительным документом является устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Исключения: уставы федеральных государственных унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с ФЗ от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", утверждаются Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", федеральных государственных унитарных предприятий, права собственников имущества которых осуществляются в соответствии со ст. 6 ФЗ от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", - государственными академиями наук.

Отличительная особенность устава казенного предприятия - устав должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия;

5) фирменное наименование должно содержать слово "казенное";

6) уставной фонд не формируется.

3. В уставе унитарного предприятия обязательно указываются сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда (за исключением устава казенного предприятия). Уставный фонд казенного предприятия не формируется, однако в уставе должны содержаться сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия.

4. Органом унитарного предприятия является руководитель (директор, генеральный директор), назначаемый уполномоченным собственником органом, если иное прямо не предусмотрено в законе, и подотчетный ему.

Руководитель унитарного предприятия вправе действовать от имени унитарного предприятия без доверенности, в т.ч. представлять его интересы, совершать в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждать структуру и штаты унитарного предприятия, осуществлять прием на работу работников такого предприятия, заключать с ними, изменять и прекращать трудовые договоры, издавать приказы, выдавать доверенности в порядке, установленном законодательством.

5. Применимое законодательство:

ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях";

Судебная практика по статье 113 ГК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 309-ЭС15-10259, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Решение, принятое по делу, не предусматривало обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления...

  • +Еще...

    ГК РФ Статья 113. Основные положения об унитарном предприятии

    (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

    В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

    В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях , на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).

    2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

    Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

    3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

    Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.

    4. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

    5. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.

    6. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

    Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

    Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

    7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

    8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.

    А теперь сформулируйте вопрос, что Вам конкретно нужно. Многие не поймут, что Вы имеете ввиду под приемами и средствами.

    В соответствии с п.5 ст.113 ГК РФ унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
    Имущество муниципального унитарного предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на особом вещном праве - праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п.2 ст.113 ГК РФ).
    Таким образом, унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, будет отвечать по своим обязательствам всем тем имуществом, которое принадлежит ему на праве хозяйственного ведения. Иначе говоря, муниципальное унитарное предприятие по своим обязательствам отвечает имуществом, которое не является его собственностью, а является собственностью муниципального образования, его создавшего.
    Наличие в ГК РФ в отношении унитарных предприятий нормы, устанавливающей ответственность самостоятельного субъекта правоотношений по своим обязательствам имуществом, не являющимся собственностью данного субъекта, т.е. фактически чужим имуществом, вызвано особым правовым статусом унитарного предприятия, а также тем, что оно не имеет собственного имущества (п.1 ст.113 ГК РФ).
    Необходимо отметить, что согласно п.2 ст.295 ГК РФ унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться им без согласия собственника.
    Отсюда следует, что унитарное предприятие не вправе самостоятельно, без согласия собственника, отвечать по своим обязательствам принадлежащим ему недвижимым имуществом. Передача унитарным предприятием недвижимого имущества в счет выполнения обязательств перед контрагентами может осуществляться только с согласия собственника в лице соответствующего комитета по управлению имуществом или без такого согласия, если взыскание на недвижимое имущество, принадлежащее унитарному предприятию, обращено решением суда.
    Подписано в печать В.Мешалкин

    10.06.1999 "АКДИ "Экономика и жизнь", 1999, N 6(11

    Правомерно ли привлечение организации к ответственности, предусмотренной ст.ст.120, 121 НК РФ, если выявленное искажение данных бухгалтерской отчетности за 1998 г. учтено в годовой отчетности 1998 г. и в отчетности за i кв. 1999 г., причем недоплаченные суммы налогов уплачены в январе - марте 1999 г., а пени не уплачены?) »

    Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

    4. Порядок создания и регистрации субъектов хозяйственной деятельности; требования, предъявляемые к их учредительным документам.

    Под созданием субъектов хозяйственного права понимается совершение юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на придание лицу правового статуса субъекта хозяйственного права.

    Способы создания субъектов хозяйственного права :

    - учредителъно-распорядителъный - применяется при создании государственных и муниципальных унитарных предприятий;

    - учредительный - применяется при создании коммерческих организаций с одним участником, а также легитимации индивидуальной предпринимательской деятельности;

    - договорно-учредителъный - применяется при создании коммерческой организации с числом учредителей более одного;

    - дозволительно-учредительный - предусматривает необходимость получения разрешения государственного органа как условие создания субъекта

    В соответствии со ст. 2 ГК РФ, предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Государственная регистрация преследует цели сбора и систематизации информации о хозяйствующих субъектах, осуществления государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности и др.

    Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесений в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом о регистрации .

    Следующие этапы создания коммерческой организации.

    Определение состава учредителей, проведение общего собрания . Законодательство предусматривает определенные правила, касающиеся состава и количества учредителей. К примеру, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, о чем прямо говорится. Однако не может быть учредителем хозяйственного общества другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число акционеров закрытого общества не должно превышать 50-ти, число акционеров открытого общества не ограничено. Число членов кооператива не может быть менее 5-ти. И иные установленные в законодательстве правила и ограничения.

    Выбор организационно-правовой формы . Учредители могут создать коммерческую организацию в любой организационно-правовой форме, кроме случаев, установленных законодательством Например, аудиторские фирмы могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством РФ, за исключением формы открытого акционерного общества.

    Оформление учредительных документов - устав (для кооператива, унитарного предприятия, акционерного общества, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, создаваемых одним лицом), либо учредительный договор и устав (для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью), либо только учредительный договор (для товариществ).

    Разработка наименования коммерческой организации . Согласно ст. 54 ГК РФ, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Указание на характер деятельности должно содержаться в обязательном порядке только в наименовании унитарных предприятий, а также требуется в иных случаях, установленных законодательством. Назначение фирменного наименования состоит в идентификации коммерческой организации, индивидуализации ее деятельности в хозяйственном обороте. Кроме указания на организационно-правовую форму, фирменное наименование может быть представлено именем или фамилией, может характеризовать предмет деятельности или же быть произвольным. Законодательством определены правила составления фирменных наименований для организаций отдельных видов. Так, например, ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций.

    В названиях коммерческих организаций слова «Россия», «Российская Федерация» применяются в соответствии с актами Президента РФ, Правительства РФ, а в иных случаях – с разрешения специально созданной Правительственной комиссии.

    Определение места нахождения организации. Место нахождения организации должно указываться в ее учредительных документах. Местом нахождения юридического лица считается место его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. В качестве местонахождения должен быть указан конкретный адрес. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

    Формирование уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда . В соответствии с действующим законодательством, на момент государственной регистрации ООО его уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем наполовину. Участник полного товарищества обязан внести не менее половины своего вклада в складочный капитал товарищества к моменту его регистрации. В соответствии с Законом об АО , не менее 50% акций общества, распределенных при его учреждении, должно быть оплачено в течении трех месяцев с момента государственной регистрации общества. Уставный фонд унитарного предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. В казенных предприятиях уставный фонд не создается.

    Величина уставного капитала ОАО должна составлять не менее 1000 МРОТ, ЗАО и общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью не менее 100 МРОТ. Минимальный размер уставного фонда государственного предприятия составляет 5000 МРОТ, а муниципального предприятия 1000 МРОТ.

    С целью формирования первоначального капитала (фонда) в банке открывается временный расчетный счет, куда вносится необходимая сумма. В случае оплаты уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда неденежными средствами лицо, вносящее вклад, должно указать конкретное имущество, вносимое в качестве вклада, а также подтвердить, что настоящий вклад является реальным и это имущество не вносилось в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, уставный (паевой) фонд других юридических лиц, не заложено и не находится под арестом, а также произвести денежную оценку данного имущества.

    Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется Федеральной налоговой службой .

    Для регистрации создаваемой организации необходимо представить:

    Заявление о государственной регистрации с подтверждением соответствия учредительных документов требованиям законодательства, достоверности сведений, соблюдения порядка учреждения юридического лица, оплаты уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда. Подпись заявителя должна быть нотариально удостоверена;

    Решение о создании юридического лица;

    Учредительные документы (подлинники или нотариально засвидетельствованные копии);

    Документ об уплате государственной пошлины (в размере 2000 руб.).

    Согласно Закона о регистрации , государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов. Решение о государственной регистрации является основанием внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц либо Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации (внесения в реестр) заявителю выдается подтверждающий этот факт документ (в настоящее время – свидетельство о регистрации), свидетельство о внесении записи в соответствующий Реестр.

    В соответствии со ст. 23 Закона о регистрации , отказ в государственной регистрации допускается в случае:

    Непредставления определенных Законом о регистрации необходимых для государственной регистрацией документов,

    Представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

    В случае, если учредителем юридического лица выступает ликвидируемое юридическое лицо или если юридическое лицо возникает в результате реорганизации ликвидируемого юридического лица.

    Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя , если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

    Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные Законом.

    Статьей 14.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо уклонение от их регистрации, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, являются уголовно наказуемыми (ч 1 ст. 169 УК РФ). Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суд (арбитражный суд). В случае признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления об отказе в регистрации соответствующее решение суда следует считать актом государственной регистрации. Решение суда является основанием для внесения хозяйствующего субъекта в Единый государственный реестр.

    Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является правонарушением. Доход, полученный в результате такой незаконной деятельности, подлежит взысканию в судебном порядке в соответствующий бюджет. Административная ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа от 5 до 20 МРОТ. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, влечет уголовную ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 171 УК РФ.