Лицензирование опасных производственных объектов (ОПО): основания и процесс. Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности

Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1-3 уровня опасности далее лицензия) позволяет организации или ИП в процессе работы использовать опасные вещества на ОПО.

Процедура была упрощена в 2013 году, так как до этого на каждый из указанных х объектов нужно было получать отдельные разрешительные документы.

Самая последняя поправка законодательства в данной сфере была внесена в 2017 году. Газозаправочные станции, бункера которых рассчитаны на объём менее 20 тонн были переведены в другую категорию – 4 уровень опасности. Соответственно, лицензия рассматриваемого стандарта им не нужна.

Кому необходимо получить лицензию?

Лицензия является документом, без которого запрещено эксплуатировать ряд объектов, перечисленных в ФЗ №116 (смотреть Приложение 2).

Ещё один, более простой способ определить, нужна Вам лицензия или нет – позвонить нам и уточнить, указав все детали, эксплуатируемое оборудование и особенности производственного процесса.

Если все объекты прошли регистрацию ОПО в органах Ростехнадзора, то на соответствующей документации также указывается класс. В случае если регистрация отсутствует или Вы только планируете эксплуатировать ОПО, их можно найти в официальном реестре.

Отдельные нюансы получения лицензии предусмотрены для компаний с иностранным капиталом. В данном случае получить разрешение можно исключительно в Центральном органе Ростехнадзора, который располагается в Москве. Документы при этом необходимы такие же как для организаций, обладающих только отечественным капиталом.

Для выполнения каких работ необходима лицензия

Лицензия необходима при следующих операциях опасными веществами:

  • Получение или образование. Способ при этом не имеет значения.
  • Использование или переработка.
  • Хранение или транспортировка.
  • Уничтожение.

Кроме того, законодательством РФ предусмотрен ряд работ, несущих угрозу для окружающей среды и сотрудников предприятия. В данный список включены следующие работы:

  • Эксплуатация оборудования, работающего при давлении выше 0.07 мега паскаль, которое образовывается в результате доведения жидкостей до температуры, превышающей показатель их кипений.
  • Расплавление черного и цветного металла, а также образование сплавов из двух и более металлов при использовании оборудования, рассчитанного на одновременное изготовление более 500 кг расплава.
  • Ведение работ в сфере горнорудной промышленности. Сюда входит добыча и обогащение руды. Исключением является добыча руды открытым способом, при которой взрывопожароопасные и химически опасные вещества не используются.
  • Хранение товаров и сырья сельского хозяйства, для которых свойственно самостоятельный разогрев и воспламенение, а также возгорание при наличии источника огня и горение после его удаления.

Если в сферу деятельности предприятия входит хотя бы один из указанных пунктов, то необходимо своевременно получить лицензию от территориального или регионального органа Ростехнадзора.

Как получить лицензию

При помощи экспертов нашей компании Вы можете получить Лицензию всего за 45 дней, из которых 10 дней занимает сбор и подготовка всех необходимых документов.

Стоит отметить, что, если компания владеет несколькими ОПО, на которых используются опасные вещества, лицензию необходимо получать для каждого отдельно, даже если они имеют аналогичное оборудование и специфику работы.

Список документов, которые необходимо предоставят в органы Ростехнадхора довольно обширный, так как в него входит 12 пунктов. Получить более подробную информацию Вы можете на сайте посетив офис нашей компании или обратившись к нам в телефонном режиме.

Мы поможем Вам подготовить документы и получить лицензию на эксплуатацию максимально быстро, при этом стоимость наших услуг минимальная в регионе.

Главным преимуществом нашей компании является огромный уровень квалификации и опыт экспертов, благодаря которому для нас нет сложных или недостижимых задач.

Лицензию обязаны получать все организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I, II, III классов опасности. Процесс получения лицензии на опасный производственный объект состоит из анализа и сбора учредительной и эксплуатационной документации, формирования пакета документов, сдачу его в территориальный орган Ростехнадзора по адресу местонахождения организации. Организации, эксплуатирующие объекты I, II классов опасности, а также имеющие иностранный капитал, подают пакет документов в центральный аппарат Ростехнадзора. Организации, эксплуатирующие объекты III класса опасности, подают документы по месту нахождения исполнительного органа (юридического адреса).

После подачи в Ростехнадзор пакет документов проходит проверку, по результатам которой либо назначается выездная проверка (если документы соответствуют требованиям), либо заявителю направляется письмо об устранении замечаний (если проверка документов не пройдена). После назначения выездной проверки заявителю в течении нескольких дней приходит уведомление о проведении выездной проверки, где указаны все детали будущей проверки - от даты до перечня документов, которые необходимо подготовить к приезду инспектора. После проведения выездной проверки оформляется акт. Если акт положительный - в срок 30 рабочих дней (при переоформлении) или 45 рабочих дней (при оформлении) с даты подачи пакета документов заявитель получает лицензию. Если акт отрицательный - необходимо устранить все замечания на объекте и подавать документы снова.

Переоформление лицензии на эксплуатацию производственных объектов может занимать и меньший срок, при смене реквизитов, наименования, адреса организации этот срок составляет 10 рабочих дней. По всем остальным причинам переоформления - 30 рабочих дней.

В какой срок после регистрации ОПО нужно получить лицензию?

Законодательно не регламентирован срок от момента регистрации опасного производственного объекта до его лицензирования. Поскольку надзорное ведомство не имеет возможности установить период заведомого нарушения требований о лицензировании. Однако в случае выявления эксплуатации объекта, подлежащего лицензирования, но осуществляющего свою деятельность без лицензии, юридическому лицу (или индивидуальному предпринимателю) грозит штраф от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст.9.1 КоАП РФ).

Какие лицензии подлежат переоформлению?

Все лицензии, выданные до 02.11.2011 считаются бессрочными. Однако с введением классов опасности и новых видов деятельности лицензии необходимо переоформлять. Поэтому, если Ваша лицензия выдана до 2014 года весьма вероятно, что ее нужно переоформлять.

Также подлежат переоформлению лицензии в связи с:

  • изменением данных организации (адрес, наименование и т.д.);
  • изменением перечня работ в составе лицензируемого вида деятельности;
  • изменением адреса осуществления лицензируемого вида деятельности.

Какие документы необходимо предоставить для получения лицензии?

В соответствии с п.4 постановления Правительства РФ от 10 июня 2013 г. N 492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности"

Лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности являются:

а наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются объекты, а также технических устройств, планируемых для применения на объектах;

б наличие документов, подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию, или внесенных в реестр положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, а также на здания и сооружения на объектах (далее - положительное заключение экспертизы промышленной безопасности) в соответствии со статьями 6, 7 и 13 Федерального закона № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

в соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, обязательным требованиям технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности или до их вступления в силу - требованиям промышленной безопасности, установленным нормативными документами федеральных органов исполнительной власти;

г наличие деклараций промышленной безопасности в случаях, предусмотренных статьей 14 Федерального закона № 116-ФЗ;

д создание системы управления промышленной безопасностью в случаях, предусмотренных статьей 11 Федерального закона № 116-ФЗ;

е наличие положений о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах в соответствии со статьей 11 Федерального закона № 116-ФЗ;

ж наличие соответствующих установленным требованиям приборов и систем контроля, управления, сигнализации, оповещения и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов на объектах в случаях, если обязательность наличия таких приборов и систем предусмотрена федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу - требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти;

з наличие планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 116-ФЗ;

и наличие договоров об обслуживании, заключенных с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями, или организация собственных профессиональных аварийно-спасательных служб в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 116-ФЗ;

к наличие создаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 116-ФЗ;

л прохождение руководителем (заместителем руководителя) соискателя лицензии подготовки и аттестации в области промышленной безопасности в соответствии со статьей 9 Федерального закона № 116-ФЗ;

м наличие в соответствии с федеральными законами "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" договоров обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте.

Почему нужно доверить нам оформление (переоформление) лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов?

Получение (переоформление) лицензии - самый сложный из всех вопросов, касающихся эксплуатации опасного производственного объекта, который включает в себя массу нюансов и деталей, о которых в дальнейшем зависит успешное решение вопроса. На счету наших специалистов несколько десятков оформленных и переоформленных лицензий, в том числе на сложные и уникальные объекты, которые требовали грамотного анализа сотен документов.

Срок подготовки пакета документов для подачи на лицензию - от 14 рабочих дней! При условии предоставления ниже указанных документов.

Перечень документов для оформления лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов:

  • Устав организации со всеми изменениями;
  • Информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата;
  • Свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • Свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
  • Свидетельство о регистрации опасного производственного объекта;
  • Карты учета ОПО;
  • Сведения, характеризующие ОПО;
  • Страховые полисы владельца ОПО;
  • Свидетельства о регистрации права собственности на землю, здания, сооружения или копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений, сооружений;
  • Документы, подтверждающие ввод опасных производственных объектов в эксплуатацию;
  • Заключения экспертизы промышленной безопасности и уведомлений Ростехнадзора о внесении в Реестр ЭПБ заключений на технические устройства, здания и сооружения;
  • Положение о порядке проведения технического расследования причин инцидентов на ОПО;
  • Положение по организации и осуществлению производственного контроля на ОПО;
  • Разрешения на применение технических устройств на опасных производственных объектах, сертификаты соответствия, декларации соответствия требованиям технических регламентов;
  • Протокол об аттестации руководителя (заместителя руководителя) организации в области промышленной безопасности;
  • План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
  • Договор на обслуживание объекта с профессиональными аварийно-спасательными службами;
  • Проектная документация на здания (сооружения), в которых находится ОПО;
  • Оригинал имеющейся лицензии (при наличии);
  • Иные сведения по запросу.

Для жизнедеятельности предприятий повышенного риска и работоспособности (опасных производственных объектов — ОПО ) требуются периодические проверки на безопасность объектов, аттестационное оценивание работников компаний.

Особое внимание уделяется разработке соответствующих документов, страхованию, взаимодействию с Ростехнадзором .

Один из основных этапов – согласование документов на предоставление лицензии по работе взрывопожароопасных и химически опасных объектов I, II и III классов .

Данный вид лицензии представляет собой разрешительный документ по работе на объектах с взрывчатыми, химически и пожароопасными веществами. Ранее предприятию необходимо было иметь две лицензии: отдельно на химический и взрывопожароопасный объекты.

С выходом нового закона два документа объединили в один. Разрешительный документ выдают при работе с взрывопожароопасными, токсичными химическими материалами и препаратами .

Если организация производит опасные вещества, хранит, занимается транспортировкой или ликвидацией — для законной деятельности требуется соответствующая лицензия на эксплуатацию опасного производственного объекта .

Кто выдает, на основании чего и какие установлены сроки?

Порядок и условия лицензирования регламентируются ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору. Лицензирующий орган – Ростехнадзор (РТН) . Документ выдается на бессрочной основе во всех российских регионах.

Какие документы понадобятся для лицензирования?

В пакет документов входит:

  1. Заявление;
  2. Квитанция (чек) об уплате госпошлины;
  3. Для юрлица — учредительные документы с копиями;
  4. Права собственности на сооружение, помещение, постройку и оборудование, которое необходимо в деятельности организации;
  5. Прием в работу ОПО, засвидетельствованный документально;
  6. Итоги экспертизы и заполненные декларации;
  7. Сертификаты соответствия по оборудованию и техническому оснащению;
  8. Квалификационные документы штатных сотрудников. Это могут быть дипломы, аттестаты, свидетельства, удостоверения на разрешение работать с опасной категорией.

Справка! Уверенное владение нормативно-правовой базой, большой опыт работы помогут оперативно собрать все документы для оформления лицензии.

Какие документы необходимы для , можно узнать из статьи по ссылке.

Алгоритм получения

На подготовку документов дается десять дней. В течение следующих полутора месяцев оформляется лицензия при условии, что сдан полный пакет в соответствии с требованиями РТН.

Период выдачи готовой лицензии может отличаться. Больше всего времени расходуется на сбор документов. Бумаги оформляются по актуальным, действующим нормам и правилам безопасности. В противном случае последует отказ. РТН не всегда обоснованно делает отказ.

Важно, уметь правильно донести информацию до госслужащих, ответственных за выдачу лицензии .

Пакет документов можно доставить в Ростехнадзор:

  • Лично,
  • По почте,
  • Возложить обязанность на представителя, оформив предварительно доверенность.

Процесс получения можно разбить на несколько этапов:

  • Сбор, оформление и доставка всей документации в РТН;
  • После передачи пакета в Ростехнадзор, на объекте проводится предлицензионная внеплановая проверка;
  • Служащие РТН осматривают объект, сравнивают поданные документы с фактическим положением дел на предприятии;
  • Проверка соответствия деятельности правилам безопасности;
  • Устранение возможных недостатков;

Итоги проверки оказывают решающее значение на выдачу документа или отказ в лицензировании. Разрешительный документ можно получить намного быстрей, если задействовать грамотных специалистов, которые оказывают всестороннюю помощь и поддержку в получении лицензии. Производственное предприятие получает на руки готовую лицензию.

Куда сдавать и откуда забирать документы?

Категория и классность объекта:

  1. Третий класс — территориальный отдел Ростехнадзора по месту регистрации юрлица (индивидуального предпринимателя).
  2. Первый и второй класс (декларируемые объекты) — Центральный аппарат РТН (г. Москва).
  3. Первый, второй, третий класс с привлечением иностранных инвестиций — Центральный аппарат РТН (г. Москва).

Оплата госпошлины

Оплата госпошлины за:

  • приобретение лицензии: 7,5 тысячи рублей ;
  • внесение дополнений: 3,5 тысячи рублей ;
  • переоформление разрешительного документа, изготовление дубликата: 750 рублей .

Продление и переоформление

Переоформляют лицензию при возникновении ситуаций, когда требуется внести:

  • Поправки в учредительные документы и в название предприятия;
  • Смена адреса;
  • Перемена или дополнение трудовых обязанностей, входящих в лицензируемую деятельность.

Если, к примеру, количество оборудования увеличилось, переоформление разрешительного документа не требуется. На основании заявления вносятся изменения. Организациям, компаниям и производственным предприятиям, оформившие лицензию до конца апреля 2014 г., необходимо продлить и перевести в статус «бессрочно».

О прекращении и приостановлении

Действие лицензии заканчивается с окончанием данной деятельности:

  1. Предприниматель или юрлицо направляет ходатайство с информированием о прекращении деятельности;
  2. Гражданин полностью прекращает заниматься индивидуальным предпринимательством;
  3. Организация подает документы об окончании деятельности в статусе юрлица (за исключением реорганизации);
  4. Аннулирование лицензии по суду.

Приостановление действия лицензии происходит в случае нарушения деятельности после проверки Ростехнадзора. Выдается предписание с указанием недочетов и сроков устранения. Самым серьезным наказанием по статье 9, часть 1 КоАП РФ является приостановление деятельности предприятия сроком на 90 суток .

Предприниматели и представители бизнеса должны иметь возможность, открыто рассказать о проблемах, дать оценку и пожелания по надзорной деятельности ведомства, по ее соответствию целям и задачам, высказать позицию по поводу объективности проверок, по вопросам исполнения требований, их актуальности и правомерности.

Последствия работы без лицензии

Для каждого вида деятельности установлен перечень грубых нарушений, Если допускаются в работе серьезные ошибки, многие проверки Ростехнадзора заканчиваются штрафами:

  • Для физических лиц: 20000 — 50000 руб. ;
  • Для юридических лиц: 200000 — 1000000 руб.

При невыполнении предписания, штрафы возрастают. Ответственный работник может быть дисквалифицирован на срок 6 – 12 месяцев .

Чем больше опасность объекта, тем регулярней плановые проверки Ростехнадзора. Для проверок вне графика, должно быть веское обоснование. В противном случае, мероприятие можно оспорить.

Контроль – это, прежде всего, профилактика нарушений. Предотвращая нарушения, устраняется возможные аварии. Задача контролирующих органов – направлять и помогать в исполнении требований.

Взаимодействие с представителями большого и малого бизнеса выходит на новый уровень– партнерство взамен наказаний. Проходят открытые брифинги с инспекторами и проверяемым руководством предприятий, когда обе стороны прислушиваются и учитывают мнение друг друга.

Инспектора контролирующих органов и современные системы консалтинга помогают обеспечить безопасность проверяемой компании на должном уровне. Благодаря прикладным знаниям, представители бизнеса уверены в своей правоте во время проверок Ростехнадзора. Хорошая осведомленность поможет избежать полумиллионных штрафов и приостановки деятельности. Необходимо заранее знать, на что обращают внимание инспекторы, какие бывают проверки и на основании каких документов они проводятся.

Заключение

Получить лицензию на взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты проще и быстрей, если взаимодействовать с опытными и ответственными профессионалами в сфере лицензирования.

Реформа системы государственного контроля активно реализуется. Федеральный, региональный и территориальный органы, осуществляющие контрольные функции, а также, эксперты и бизнес, совместно проводят эту работу.

Контрольные ведомства организуют публичные мероприятия для пояснения и комментирования новых законов в работе на ОПО. Ведомства обеспечивают максимальную открытость, широкое освещение в интернете, по телевидению и в прессе.

Создание эффективных инструментов и последовательная государственная политика в области безопасности должны включать систему предупреждения аварий и катастроф, отлаженный механизм ликвидации аварии и современные средства предотвращения травматизма на производстве. Помните, что на опасном объекте можно работать и эксплуатировать его только тогда, когда имеется лицензия.

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ СПЕЦИАЛИСТА
+7 812 414-97-18
или напишите свой вопрос на адрес [email protected]

В соответствии с Федеральным законом № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" юридические лица и индивидуальные предприниматели, чья деятельность связана с эксплуатацией опасных производственных объектов I, II, III классов опасности обязаны иметь лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности.

Эксплуатация ОПО IV класса осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона "О промышленной безопасности ОПО" №116-ФЗ от 21.07.1997, Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (ФНП) и прочими нормативными документами в области промышленной безопасности. Узнать подробней об обязательных документах для эксплуатации ОПО IV класса опасности Вы можете у наших консультантов по телефону: +7 812 414-97-18 | 8 800 555-70-16 (бесплатная линия).

Лицензирующий орган - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор ).
Подавать заявление на оформление лицензии эксплуатирующая организация должна в территориальное управление Ростехнадзора по своему юридическому адресу. За исключением, когда в учредительном (уставном) капитале предприятия присутствуют иностранные инвестиции, а также в случае эксплуатации декларируемых опасных производственных объектов 1, 2 классов опасности - тогда лицензию на эксплуатацию ОПО надо получаться в Центральном аппарате Ростехнадзора (г. Москва).

Срок действия лицензии - бессрочно.
Срок оформления лицензии - 45 рабочих дней с даты приема документов лицензирующим органом.
Реальный срок оформления лицензии - от начала эксплуатации ОПО занимает от 4 до 6 месяцев.

Адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности

Лицензия действует на тех адресах, на которых находятся ОПО, которые на момент подачи заявления на оформление лицензии были внесены в Государственный реестр опасных производственных объектов (эти адреса называются фактическими адресами места осуществления лицензируемого вида деятельности). В случае добавления ОПО (исключения ОПО) из Реестра, лицензия подлежит переоформлению.
Важно! Адрес осуществления лицензируемого вида деятельность должен совпадать с адресами ОПО, которые отражены в сведениях, характеризующих опасные производственные объекты, которые, в свою очередь, должны совпадать с адресом, указанным в Свидетельстве о праве собственности на здание и / или земельный участок в (на) котором находится ОПО.

Кто должен получать лицензию

На первый взгляд вопрос простой, но и с ним бывают сложности. Лицензию на эксплуатацию ОПО получает эксплуатирующая организация (ЭО), которая осуществляет свою деятельность на ОПО на основании права собственности или ином другом законном основании (например, на основании договора аренды). Собственник ОПО (напомним, что ОПО - цех, участок, площадка), передав его в аренду, не имеет к его эксплуатации никакого отношения, а, соответственно, и к лицензии.

Основные проблемы с оформлением лицензий на эксплуатацию ОПО I-III классов опасности

Проблем много, проблемы разные. Расскажем о самых распространённых.

1. Адреса ОПО не совпадают с адресами, указанными в свидетельствах о собственности на здания и (или) земельные участки в (на) которых планируется осуществление лицензируемого вида деятельности.
2. Неверно проведенная .
3. Отсутствие
на оборудование и (или) положительных заключений .
4. Отсутствие проектной документации.
5. Отсутствие документации, необходимой к наличию на ОПО, либо её несоответствие установленным требованиям.

Переоформление лицензии на эксплуатацию ОПО

Лицензии на эксплуатацию ОПО необходимо переоформлять в случаях:

Изменение адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности,
- изменению юридического адреса или наименования эксплуатирующей организации,
- изменение состава работ, выполняемых в рамках лицензируемого вида деятельности,
- изменение наименования лицензируемого вида деятельности (как, например, до этого существовало две разные лицензии - на эксплуатации - взрывопожароопасных объектов и на эксплуатацию химически опасных объектов. Сейчас таких наименований нет. Есть только "эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности". Другое наименование не допустимо.)

Не знаете с чего начать или столкнулись с проблемой при получении лицензии?
Звоните: +7 812 414-97-18 или 8 800 555-70-16
первичная консультация оказывается бесплатно.

Наши работы по лицензированию

Внесение изменений в реестр ОПО. Аттестация руководителя по промышленной безопасности А.1. Переоформление лицензии.

Проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств и здания котельной. Переоформление лицензии.

Разработка Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО (ПМЛЛПА).
Внесение изменений в Реестр ОПО. Переоформление лицензии.


В ноябре 2014 года введены новые требования к порядку переоформления лицензий на различные виды деятельности. Коррективы коснулись, в частности, лицензий на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Поправки внесены вступившим в силу Федеральным законом № 307-ФЗ от 14.10.2014г. «О внесении изменений в КоАП и отдельные законодательные акты РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Изменилась статья 22 Федерального закона № 99-ФЗ от 4 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно: указанный раздел был дополнен частью 6.1 следующего содержания:

«6.1. Лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены , лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, и лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами РФ в указанные перечни внесены изменения, подлежат переоформлению в порядке, установленном настоящей статьей , при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности (выполнению работ, оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности)».

Нововведения напрямую касаются предприятий, обладающих лицензией (или лицензиями) на эксплуатацию ОПО, которая оформлена до вступления в силу Федерального закона от 04 марта 2013 г. № 22-ФЗ, т.е. до появления объединенной Лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. По нормам действующего закона (ФЗ №99), собственники ОПО обязаны переоформить бланки указанных разрешительных документов.

Другими словами, если в вашей лицензии указан вид деятельности: «Эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов» или «Эксплуатацию химически опасных производственных объектов», то такой документ надо переоформить в установленном порядке. Запись в обновленной лицензии должна гласить «Лицензия №__ на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, и III классов опасности».

Кроме того, лицензии, в которых содержится перечень видов работ/оказываемых услуг, не соответствующий перечню работ, указанных в Положении о лицензировании взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (утв. Постановлением Правительства РФ №492 от 10.06.2013 г.), также нужно переоформить. Об этом говорит часть 6.1 статьи 22 ФЗ №99:

«6.1. Лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, и лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами РФ в указанные перечни внесены изменения , подлежат переоформлению в порядке, установленном настоящей статьей, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности (выполнению работ, оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности)».

Другими словами, если в действующей лицензии, пусть она и является бессрочной, указано старое наименование вида работ «Использование (эксплуатация) оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия», то такой документ нужно привести в соответствие с действующим законодательством. В новом бланке Приложения к лицензии должна быть запись со следующим наименованием вида работ: «Использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточным давлении 0,07 мегапаскаля».

Как переоформить лицензию на эксплуатацию ОПО

Порядок переоформления лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности регламентирован следующими нормативными актами:

  • Федеральный закон №99-ФЗ от 22.04.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями от 15 ноября 2014 г.).
  • Постановление Правительства РФ №492 от 10.06.2013 г. «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».
  • Приказ Ростехнадзора №714 от 12.12.2012 г. «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов».
Для переоформления лицензии в связи со сменой ее наименования по ФЗ №99 нужно подготовить и направить в Ростехнадзор следующий пакет документов:


1. Заявление о переоформлении лицензии по установленной форме (можно загрузить на сайтах территориальных управлений Ростехнадзора). В качестве причины указать «в связи со сменой ее (лицензии) наименования».

2. Устав (нотариально заверенная копия).

3. Информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата (копия).

4. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (копия).

5. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (копия).

6. Оригиналы платежного поручения об уплате госпошлины на 3500 и 750 рублей.

7. Копии страховых полисов на обязательное страхование ОПО, сроки действия которых истекают не ранее чем через 30 дней со дня приема документов в Ростехнадзоре.

8. Копия Свидетельств о регистрации права собственности на землю, здания, сооружения или копии договоров аренды.

9. Разрешения (Акты) на ввод в эксплуатацию опасных производственных объектов, в случае их отсутствия - экспертиза промышленной безопасности на данные объекты.

10. Копии положительных заключений экспертизы промышленной безопасности и письма Ростехнадзора о согласовании и регистрации данных заключений на технические устройства, планируемые к применению на опасных производственных объектах, на здания и сооружения, планируемые к эксплуатации на ОПО.

11. Копия Положения о производственном контроле.

12. Копии сертификатов соответствия технических устройств на ОПО требованиям технических регламентов.

13. Копии документов, подтверждающих аттестацию руководителя или заместителя руководителя в области промышленной безопасности.

14. Копия Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, согласованного с аварийно-спасательным формированием (АСФ).

15. Копия договора на обслуживание с АСФ и свидетельство данного АСФ.

16. Копии документов, подтверждающих наличие финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий.

17. Перечень приборов и систем контроля, управления, сигнализации и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов, планируемых к использованию на ОПО.


На втором этапе, по факту рассмотрения документов, Ростехнадзор проводит предлицензионную проверку - инспекторы ведомства выезжают к вам на объект и проверяют соответствие приложенной к заявлению информации и реального положения вещей на предприятии. Обращаем внимание владельцев ОПО на то, что на момент проведения предлицензионной проверки на объекте должны быть все документы по промышленной безопасности, а не только те, которые были поданы в Ростехнадзор.

По результатам проверки принимается решение о переоформлении/отказе в переоформлении и выдаче обновленного бланка Лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Нормативный срок переоформления лицензии на эксплуатацию ОПО составляет порядка 45 календарных дней без учета праздников, включая предлицензионную выездную проверку инспектором Ростехнадзора.

Однако реальный срок получения бланка лицензии с момента принятия решения о ее переоформлении на предприятии до ответа Ростехнадзора может отличаться от указанного в 2-3 раза. Причин тому несколько.

Во-первых, перед подачей документов в Ростехнадзор их надо подготовить и оформить надлежащим порядком (может занять от 1 дня до нескольких недель). Во-вторых, на момент переоформления лицензии документы по промышленной безопасности (такие, как ППК, ПМЛАС, ПРИ) должны быть актуальны и составлены согласно нормам действующего законодательства. К примеру, План мероприятий по локализации и ликвидации аварий на ОПО, разработанный в начале 2013 года (на тот момент просто ПЛАС) считается устаревшим и требует переработки. Аналогичная ситуация с Положением о порядке технического расследования причин инцидентов на ОПО. До 2013 года этот документ входил отдельным разделом в состав Положения о производственном контроле. Теперь же это самостоятельный нормативный акт, который к тому же должен быть согласован с Ростехнадзором.

Если соискатель лицензии (ее нового бланка) представит во ФСЭТАН устаревшие версии нормативно-технических и эксплуатационных документов, то с большой долей вероятности он получит отказ. А это может растянуть сроки процедуры еще на несколько месяцев. Если же владелец ОПО не переоформит лицензию на эксплуатацию своего объекта до момента проведения Ростехнадзором плановой проверки, ему будет выписан штраф за грубое нарушение норм, правил промышленной безопасности и закона о лицензировании отдельных видов деятельности.