Льготы детям депортированных крымских татар. Жертвам сталинских репрессий продолжают выплачивать компенсации. Куда обращаться? Какие законы в Крыму на данный момент относительно возвращения депортированных татар?…

Информационная рабочая группа

Национального движения крымских татар

(НДКТ), Симферополь, 14.10.1991 г.

Верховному Совету КрАССР

Верховному Совету УССР

Верховному Совету СССР

Верховному Совету РСФСР

Политическому Консультативному

Совету при Президенте СССР

Движению Демократических реформ

«О единовременном пособии

компенсации всему народу за реквизицию 18.05. 1944 года»

Пунктом 9 Постановления Кабинета Министров СССР № 511 от 24.07. 1991 г. признаётся целесообразным выплачивать с 01.01. 1992 г. единовременное денежное пособие в размере 2000 руб. гражданам из числа крымских татар, непосредственно депортированным из Крыма в 1944 г. при их возвращении в Крымскую АССР.

Преодолев определённую неряшливость формулировки, можно понять, что эта целесообразность распространяется и на мобилизованных из Крымской АССР ветеранов ВОВ - крымских татар, так же как и граждан, эвакуировавшихся до войны (до оккупации Крыма), равным образом попавших под санкции Постановления ГКО № 5859сс от 11.05. 1944 года. Следовательно, единовременное пособие предполагается выплатить живущим ныне крымским татарам, родившимся вплоть до июня 1944 г. граждан Крымской АССР, если они возвращаются в Крымскую АССР, или вернулись туда после 01.01. 1988 г.

Эта благотворительная акция символической помощи в целом соответствует призывам и обещаниям оказать содействие в возвращении ветеранам и предложению представителей НДКТ (и возглавлявшегося им Комитета по делам депортированных народов Крымоблисполкома) разрабатывавшим проект Постановления № 511, вынести вопрос о компенсациях за реквизиции 18.05. 1944 г., за потери народа от ссыльного режима спецпоселений за рамки Постановления № 511 в особый законодательный акт союзно-республиканского уровня.

В связи с реализацией этого благородного акта (по п. 9 Постановления № 511) возникают следующие вопросы и проблемы:

1. Не являясь компенсацией за материальный и моральный ущерб, нанесённый крымскотатарскому народу реквизицией 18 мая 1944 года, режимом спецпоселений и за накопленный ущерб полувекового ущемления на высылке, и не отменяя этой компенсации, единовременное пособие следует выплатить указанной категории населения. При выплате в будущем компенсаций за материальный и моральный ущерб, соответствующая сумма может быть удержана.

Выплата единовременного денежного пособия во избежание задержки связанной с неопределённостью формирования госпрограмм должна быть произведена из фондов по чрезвычайным ситуациям. К размеру пособия (2000 руб.) должен быть применён коэффициент, учитывающий инфляцию по отношению к 01.01. 1988 г. на момент выплаты.

2. Компенсация за реквизицию ночью 18 мая 1944 года личного и обобществлённого (в колхозах) имущества и недвижимости крымских татар подлежит полному и безусловному возмещению. Её объём не может определяться соображениями «целесообразности» или отвлечёнными рассуждениями, а должен точно соответствовать объёму реквизиции, независимо от того, насколько рачительно утилизировано благо приобретённое.

В 1974 году НДКТ произвело оценку путём переписи, учёта и исчисления об объёме реквизированного, представив в ВС СССР, Прокуратуру СССР и другие высшие органы документ – «Исторические справки», составленные на основе 64 справок экономического анализа по всем разрядам собственности. При разработке учитывались особенности жизненного уклада крымских татар в степной, горно-предгорной зоне, на ЮБК и городах, тип жилища и т.д. Объём реквизированного в денежном выражении (курс 1961 г.) составил 4,41 млрд. руб. Эта сумма является исходной для определения суммы выплаты, неизбежность которой определена Верховным Советом СССР, одобрившим «Выводы и предложения» комиссии Совета Национальностей Постановлением № 845-1 от 28.11. 1989 г. и провозгласившим курс на восстановление национальной целостности и равноправия крымскотатарского народа.

С этого момента должны быть учтены два фактора: разность курсов рубля 1961 г. и момента выплаты, а также вступивший в силу при финансовых расчётах фактор времени. С 28.11. 1991 г. сумму 4,41 млрд. руб. (курс 1961 г.) следует считать кредитом, представленным крымскотатарским народом советскому государству с учётной процентной ставкой, соответствующей той, на которую само государство кредитует программу возвращения крымских татар.

Соглашаясь на отсрочку выплаты компенсаций, а это зафиксировано в резолюциях собраний крымских татар и документах НДКТ, крымскотатарский народ учитывает трудное финансовое положение государства. Одновременно спекуляции на трудностях с целью сорвать организованное возвращение крымских татар, в частности путём разбазаривания инвестиций целевой программы, организованное Государственной комиссией В. Догужиева и определёнными кругами в Крыму и Киеве, должны стать экономически невыгодными, поскольку платить за предоставленные кредиты придётся.

Выплата долга 4,41 млрд. руб. (курс 1961 г.) с процентами должна распределяться между Россией и Украиной. Сначала РСФСР, оприходовавшая реквизированное и системой незаконных сделок распределившая между частными лицами, колхозами и госпредприятиями, а затем Украина, получившая наследство путём незаконной сделки 1954 года во взаимных консультациях и в рамках союзного экономического соглашения этот вопрос уладят сами.

На момент выселения сумма реквизированного у каждой татарской семьи составляла около 40 тыс. руб. (курс 1961 г.), или около 8 тыс. руб. на одну душу. В случае выдачи компенсаций индивидуально, компенсация на одну душу определяется перерасчётом о численности нации при выселении (560 тыс. чел.) и объёма ожидаемого возвращения (800 тыс. чел.). То есть 8:800×560=5,6 тыс. руб. (без учёта разности курсов рубля и нарастаемого процента).

3. Отдельным расчётом Минфин СССР должен компенсировать крымскотатарскому народу вытянутые из каждой крымскотатарской семьи 50 тыс. руб. по курсу 1974 г. (до денежной реформы была выдана ссуда 5 тыс. руб. после реформы – взыскание в десятикратном размере и с процентами – 55 тыс. руб.). Её жертвами стали 322 тыс. чел. крымских татар. На семью с учётом увеличившегося населения придётся 5:800×322=2000 руб. – по курсу 1947 г. и без учёта возрастания по процентам.

4. Изложенные выше соображения должны быть положены в основу законодательного акта «О компенсациях материального ущерба крымскотатарскому народу за реквизиции, связанные с депортацией и удержанием на высылке», подлежащего разработке и принятию в рамках межреспубликанского экономического соглашения. Разработку следует возложить на Госкомитет по организации возвращения крымских татар, который должен быть создан на смену Госкомиссии В. Догужиева и на Оргбюро Крымской АССР, которым НДКТ окажет максимальную поддержку и содействие.

Члены Информационной рабочей группы

Османов Ю.Б., Баев Г.К.

(Письмо в редакцию)

В редакцию газеты Avdet часто поступают письма, в которых крымские татары жалуются на невыполнение президентского указа о реабилитации. Вот одно из них.

Какой статус дал крымским татарам Указ Президента РФ о реабилитации?

Крымские татары начали массово сдавать документы на получение справок о реабилитации, стояли каждую пятницу в очередях в надежде на, что после получения документа им, тем, кого насильственно выселили из Крыма 18 мая 1944 года, вернут в материальном соотношении то, что они, их родители тогда оставили в Крыму.

Моей матери, Асие Садыковне Герус (Абдулкадыровой), органы МВД отказали в выдаче справки о реабилитации. Причиной этому стали некоторые неточности в предоставляемой архивной справке.
Во время депортации мать 5-летней Асие скончалась. Позже, в 1946 году, умер и вернувшийся с фронта отец. Чтобы девочка не оказалась в детдоме, близкие родственники записали ее на свою фамилию. Из-за этого теперь в документах разночтения.

«При изучении материалов заявления установлено, что в свидетельстве о рождении Ваш отец значится как Садык Абдулкадыр, а в архивной справке МВД Узбекистана от 20.12.2004 № 7/4-А-12907 как Меджитов Исмаил. Также имеются и разночтения в написании фамилий и имен других родителей», – сказано в выданном МВД России по Республике Крым ответе.
Матери порекомендовали для установления факта родственных отношений обратиться в суд.

Вернувшись из Узбекистана на Родину в 2011 году, Асие Герус получила паспорт в течение месяца, имея статус депортированной. Но вот для получения статуса реабилитированной ей придется доказывать свое право на это в суде. А пока она не может пользоваться льготами как реабилитированная крымская татарка. Ей не положены также 500 рублей, которые должны выплачиваться, согласно закону о реабилитированных гражданах. Льготами по коммунальным услугам, которые составляют 50 %, она тоже не может пользоваться, так как живет в съемной квартире, на оплату которой уходит вся ее пенсия, вплоть до того, что не остается денег на лекарства.

Так какой же статус имеет крымская татарка, которой отказано в получении справки о реабилитации, которая не имеет жилья, полуслепая? Мои письма Президенту РФ возвращались на рассмотрение в Совет министров Крыма, в Госкомнац, МВД, но никому наши старики и их проблемы не нужны. Если в год будут сдавать по 500 квартир для реабилитированных по Крыму, наши старики еще 10 лет не получат жилье.

Я же могу получить гражданство РФ, лишь пройдя длительную процедуру: разрешение на временное проживание, вид на жительство и только после пяти лет проживания в Крыму я могу стать гражданкой России. Получается, что крымские татары возвращаются на Родину не как народ, подвергшийся насильственному выселению, а как иностранные граждане. Вернувшись на Родину, сталкиваешься с бюрократией, пренебрежительным отношением со стороны работников паспортных столов.

Есть случаи, когда крымских татар депортировали из Крыма, так как у них закончился срок регистрации вида на жительство, или они «застревали» между двумя границами, не имея возможности ни вернуться в Украину, ни заехать в Крым.

К примеру, семье Аметовых, которая вернулась на Родину из г.Бекабада, в ФМС заявили, что отцу и трем детям продлят пребывание в Крыму, а от матери потребовали выехать с территории полуострова. Между тем семья продала дом в Узбекистане, чтобы вернуться на Родину, но оказалась здесь в таком положении. Те деньги, которые были выручены за дом, они истратят, пока получат все надлежащие документы, а потом им придется скитаться с детьми по квартирам. Сколько еще страдать крымским татарам, вернувшимся на Родину? Сколько еще будут депортировать крымских татар? Кто будет решать вопросы крымских татар, кто будет отстаивать их интересы? Почему крымские татары, вернувшись на Родину из мест депортации, должны покупать патент, чтобы работать? Раз уж Президент РФ издал Указ о реабилитации, то документ должен вступить в полную силу, чтобы реабилитированным было возвращено все, что было отнято в 1944 году. В законопроекте Э. Гафарова предусмотрены все льготы для реабилитированных лиц вплоть до выплаты материальной помощи за съем жилья, обеспечения жильем, компенсации…Но на мои письма из Госкомнаца пришел ответ только по нескольким пунктам, в принципе это те пункты, которыми в настоящее время будут пользоваться реабилитированные лица. Когда же вступит в силу тот законопроект, который вернет реабилитированным все, что было у них отнято?

Как известно, 21 арпеля 2014 года Президент РФ Владимир Путин издал Указ «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития». В документе, в частности, говорится о принятии комплекса мер по восстановлению исторической справедливости, политическому, социальному и духовному возрождению армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов, подвергшихся незаконной депортации и политическим репрессиям по национальному и иным признакам.

Воссоединение Крыма с Российской Федерацией привело к значительным изменениям на полуострове. Часть их касается организации социальной защиты отдельных категорий граждан. Так, Президент РФ в апреле 2014 года подписал Указ , в котором содержалось поручение региональным властям организовать соцобеспечение лиц, подвергшихся репрессиям. Таковых выселяли с территории полуострова по национальному признаку. Указ Президента РФ направлен на восстановление исторической справедливости по отношению к людям, потерявшим на некоторое время Родину в результате политических решений властей.

Разберем, на что могут рассчитывать представители перечисленных народов в Крыму в 2019 году. Как и кому присваивается статус репрессированного. Какими документами нормируются преференции.

Законодательство

Репрессиям в советском Крыму подверглись лица нескольких национальностей. Так, в Указе приведен следующий перечень:

  • болгары;
  • греки;
  • итальянцы;
  • крымские татары;
  • немцы;
  • армяне.

Забота о населении на подведомственной территории относится к полномочиям местных и федеральных властей. В вопросе соцзащиты репрессированных распределение обязанностей происходит в рамках закона от 18.10.1991. В 16 статье указанного акта содержится норма о возложении обязанностей по соцподдержке репрессированных и реабилитированных лиц на региональные власти.

На основании указанного федерального акта и Указа Президента РФ Госсовет Крыма принял закон от 18.02.16. В таковом перечислены привилегии, на которые могут претендовать репрессированные граждане, в том числе крымско-татарской национальности.

Важно: в крымском законе есть норма о том, что льготник может претендовать на тождественные соцгарантии только по одному основанию. К примеру, если инвалид получит удостоверение репрессированного, то схожие привилегии ему полагаются или как человеку со слабым здоровьем, или как пострадавшему от политических репрессий. Скачать для просмотра и печати:

Меры поддержки для депортированных в Крыму


В крымском законе приведен исчерпывающий список льгот депортированным. Таковые финансируются из местного бюджета. А полагаются они лицам, которые в законном порядке признаны в порядке, установленном федеральным законодательством.

Льготникам из числа депортированных, в том числе крымских татар, полагаются такие материальные преференции:

  • ежемесячная выплата в размере 500,0 руб.;
  • снижение начислений на услуги в пределах норм потребления (в том числе на членов семейства):
    • за жилье;
    • за горячее и холодное водоснабжение;
    • за водоотведение;
    • за газ;
    • за электричество;
    • за отопление;
    • за вывоз мусора;
  • снижение вполовину начислений за услуги по подключению:
    • к электросетям;
    • к газоснабжению;
    • к канализации;
  • снижение платы за билеты в таких видах транспорта:
    • городских на территории Республики за исключением такси;
    • междугородних, в том числе троллейбусах, автобусах и электричках.
Для сведения: льготники получили право на бесплатное обеспечение стационарной телефонной линией.

Алгоритм оформления соцгарантий в Крыму

Порядок работы госорганов по обеспечению социальной поддержки депортированных граждан детально описан в Постановлении местного Правительства от 23.12.14 с изменениями и дополнениями. Для получения привилегий претендент обязан выполнить такие мероприятия:

  1. Собрать документы, подтверждающие принадлежность к льготной категории.
  2. Инициативно обратиться в органы соцзащиты по месту проживания с заявлением.
  3. Передать на проверку пакет документов.
Внимание: основным документом, подтверждающим льготную категорию, является справка о реабилитации. Скачать для просмотра и печати:

Где выдают справку о депортации


Работа с бывшими жертвами политических решений возложена на Министерство внутренних дел РФ. Заявителю необходимо обратиться в местное управление с заявлением. К нему прилагается копия паспорта пострадавшего гражданина. Работа проводится в такие сроки:

  1. Три рабочих дня отводится на регистрацию заявки.
  2. Три месяца отводится сотрудникам МВД для изучения архивных документов и принятия соответствующего решения.
Внимание: подать заявление можно через интернет на официальном портале Госуслуги .

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Кто может претендовать на льготы


К числу репрессированных по политическим мотивам российское законодательство относит таких граждан:

  • которые из-за политических взглядов были подвергнуты:
    • депортации;
    • ссылке;
    • принудительному труду;
    • ограничению прав и свобод;
  • несовершеннолетних:
    • высланных вместе с родителями;
    • оставшихся сиротами из-за неправомерных решений властей.
Внимание: за человека, не способного самостоятельно обратиться в госучреждения, заявление может подать родственник. При себе необходимо иметь паспорт и доверенность.

Какие документы потребуются


Для назначения соцподдержки нужно предоставить в органы соцзащиты следующие бумаги:

  • копию паспорта;
  • справку:
    • о причислении к реабилитированным;
    • о составе семейства;
    • о месте проживания;
  • контракт с фирмой на подключение дома к:
    • канализации;
    • электросетям;
    • газу;
  • иные (по ситуации).

Реабилитированные жертвы политических репрессий в Крыму получили право на ежемесячную материальную помощь, а также льготы по оплате коммунальных услуг и на проезд в пассажирском транспорте, сообщил РИА Новости глава госкомитета правительства Крыма по межнациональным отношениям и депортированным гражданам Заур Смирнов.

В годы Великой Отечественной войны насильственной депортации из Крыма по подозрениям или обвинениям в государственной измене подверглись представители 20 национальностей. Больше всего пострадали крымские татары - с полуострова было выселено свыше 183 тысяч человек. После референдума в марте 2014 года Крым вошел в состав РФ, президент издал указ о реабилитации крымско-татарского и других народов полуострова.

По словам Смирнова, закон о мерах социальной поддержки реабилитированных жертв политических репрессий принят в среду на сессии крымского парламента. «Документ носит историческое значение, потому как репрессированные народы Крыма ждали его несколько десятилетий», - подчеркнул Смирнов.

В частности, закон закрепляет право репрессированных граждан на 50% льготы по квартплате и услуги ЖКХ, льготный проезд в автобусах, троллейбусах, трамваях в пределах республики, ежемесячную денежную выплату в размере 500 рублей. Кроме того, закон гарантирует выплату единовременной материальной помощи на завершение строительства жилья. Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, также получили право на бесплатную юридическую помощь.

На льготы имеют право претендовать лица, постоянно проживающие в Крыму и имеющие справку о реабилитации.

В этом году, в крымском бюджете на выплату помощи и компенсации льгот предусмотрено 168 миллионов рублей.

В России принят закон № 77-ФЗ, который упрощает получение вида на жительство для крымских репатриантов. До этого у лиц, вернувшихся в Крым из мест депортации, не было никаких привилегий при оформлении российских документов, позволяющих находиться на территории полуострова. Согласно принятым нововведениям, жертвы сталинской депортации и их потомки получают ВНЖ автоматически. Но лидеры крымских татар утверждают, что в реальности все не так радужно, и, несмотря на принятый закон, тысячи их соотечественников все равно будут находиться на своей родине нелегально.

Президент России Владимир Путин подписал закон № 77-ФЗ 17 апреля. В Госдуму России он был внесен еще в конце 2015 года. За его принятие российские депутаты проголосовали 5 апреля. Официальное название закона: «О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан». В российских медиа этот документ упоминался как «закон о льготах для депортированных из Крымской АССР».

Краткое содержание закона

В принятом законе сказано, что для получения вида на жительства репатриантам необходимо предоставить справку о реабилитации, выданную МВД или прокуратурой

​В России для получения вида на жительство иностранным гражданам необходимо выполнить ряд условий. Во-первых, оформить разрешение на временное проживание. Во-вторых, прожить на территории государства не менее года. Суть закона № 77-ФЗ состоит в том, что крымским репатриантам, не имеющим российского гражданства, для получения ВНЖ не нужно выполнять эти условия. Он могут оформить вид на жительство сразу, обратившись в отделение миграционной службы. Эти исключения распространяются на лиц, которые подверглись депортации из Крымской АССР, а также их родственников по прямой линии. В принятом законе сказано, что для получения вида на жительство репатриантам необходимо предоставить справку о реабилитации, выданную МВД или прокуратурой.

В документе, подписанном Путиным, также оговорен ряд случаев, при которых лица, вернувшиеся из мест депортации, не имеют права получить ВНЖ. Согласно закону, документ не будет выдаваться, если репатрианты нарушили «экстремистское» законодательство. А именно, если гражданин выступает за «насильственное изменение конституционного строя» России, создает «угрозу национальной безопасности» либо финансирует или планирует «террористические и экстремистские акты».

Согласно закону, документ не будет выдаваться, если репатрианты нарушили «экстремистское» законодательство России

​Кроме того, в принятом законе отдельно прописано, что репатрианты не смогут получить ВНЖ, если на протяжении последних пяти лет они подвергались административному выдворению за пределы России. Также на ВНЖ не смогут претендовать лица, которые подделали свои документы, были осуждены за совершение тяжкого преступления или неоднократно привлекались к административной ответственности.

Репатрианты не получат вид на жительство также в том случае, если они заключили фиктивный брак либо являются наркозависимыми.

Подводные камни «упрощения»

Крымскотатарские политики, которые работают в структурах российской власти, встретили новость о принятии закона № 77-ФЗ с восторгом. Глава подконтрольного Кремлю крымского Госкомитета по делам национальностей Заур Смирнов назвал этот документ «историческим». А депутат Госдумы сказал , что это «подарок Владимира Путина каждой крымскотатарской семье».

Более сдержанную оценку принятию закона дали крымскотатарские политические деятели, которые оппозиционно настроены по отношению к нынешней российской власти. Один из лидеров крымских татар заявил, что попытки упросить миграционное законодательство – это важный шаг. Но, по его словам, сами по себе принятые поправки не обеспечат его соотечественникам права беспрепятственно находиться на территории Крыма.

Пользование этой льготой требует получения справки о реабилитации. Получение этой справки – крайне непростое действие

​«Российский законодатель предлагает упрощенное получение даже не гражданства, а всего лишь вида на жительство. Это наиболее упрощенный статус, который позволяет проживать на той или иной территории. При этом пользование этой льготой требует получения справки о реабилитации. Мы за последние два года точно смогли убедиться в том, что получение этой справки – крайне непростое действие», – сказал Нариман Джелял.

Справки о реабилитации жертв политических репрессий российского образца выдаются в Крыму с лета 2014 года. Их обладатели могут претендовать на ежемесячное пособие, субсидию на коммунальные платежи и другие льготы. За прошедшие годы заявление на получение справки подали десятки тысяч крымских татар, но документ не смогла получить и половина заявителей. Так, по данным «Российской газеты», в МВД России за 2015 год за справкой обратились 34 тысячи человек, а выдано было всего 7429 документов. 291 человеку и вовсе отказали.

Тысячи крымчан под угрозой выдворения

Крымские власти, подконтрольные России, признают, что с выдачей справки о реабилитации на полуострове есть системные проблемы. Они объясняют это тем, что по федеральному закону «О реабилитации жертв политических репрессий» факт депортации обратившегося лица должны подтвердить власти стран, в которые он депортировался. Но Узбекистан и другие государства, на территорию которых депортировали народы Крыма, игнорируют запросы МВД России на эту тему. Причем нередко это происходит по той причине, что эти страны не признают Крым территорией России и легитимность фактических властей полуострова.

В результате некоторые крымские татары и крымчане других национальностей годами ждут справку о реабилитации. В конце прошлого года депутат подал в Госдуму законопроект о внесении изменений в порядок получения данной справки. Он предлагает, чтобы органы российской власти самостоятельно выдавали эти документы – без переписки с другими государствами. Будет ли этот законопроект принят и вообще рассмотрен – пока непонятно.

А поскольку большая часть репатриантов не может получить справку о реабилитации, то, соответственно, желающим сложно будет получить и вид на жительство.

«Воспользоваться этой упрощенной системой им навряд ли удастся. Одно дело люди, которые только будут возвращаться в Крым, они в местах депортации могут в соответствующих органах получить какие-то документы, что они находились там на спецпоселении, например, в Узбекистане или Казахстане. Другое дело, что у нас тысячи людей, которые в Крыму находятся без статуса, фактически скрываются от миграционной службы. И как им действовать, данные изменения в законодательстве не объясняют», – сказал в комментарии для Крым.Реалии крымскотатарский политик Нариман Джелял.

По его словам, несмотря на принятые льготы, российские миграционные органы могут в любой момент выдворить тысячи крымских татар за пределы их родины, на которую они вернулись.