Левый поворот при наличии трамвайных путей. Движение и маневры по трамвайным путям — как развернуться, штраф за нарушение. Как правильно выполнить поворот налево и разворот при наличии трамвайных путей попутного направления

Многие автомобилисты часто сталкиваются с необходимостью выполнить разворот на трамвайных путях. При этом примерно треть из них не знакома с правилами совершения подобных манёвров и о штрафах за их нарушение. Движение по трамвайным путям отличается некоторыми тонкостями, знакомство с которыми необходимо жителям крупных городов.

Использование трамвайных путей для проезда автомобилей характеризуется отдельными нюансами, игнорирование которых может привести к назначению штрафа. Практика показывает, что трамвайная линия — это особенная зона дороги. Малейшая неточность движения автомобилиста может привлечь внимание инспектора ГИБДД и закончиться назначением штрафа.

Эти обстоятельства обусловлены тем, что въезд и движение по рельсам возможно только если они:

  • Расположены на левой стороне по отношению к направлению движения. Также как для всех ТС, для трамвая действует правостороннее движение. Поэтому въезд на пути, расположенные справа, считается передвижением по «встречке».
  • Находятся вровень с поверхностью дороги. Когда рельсы приподняты над основным покрытием автотрассы и отделяются от неё насыпью, движение автомобилей по ним невозможно и будет считаться административным правонарушением.
  • Не отделены от трассы сплошной разметочной линией, и на перекрёстке, который расположен перед ними, не установлены запрещающие знаки.

Когда въезд на рельсы запрещен

Исходя их вышесказанного, запрещено движение по трамвайным путям:

  • Отделённым от основных полос движения сплошной линией.
  • Обозначенным на предыдущем перекрёстке запрещающим движение автомобилей знаком.
  • Приподнятым над поверхностью трассы либо отделённым от неё дополнительными конструктивными элементами.
  • Расположенным на встречном направлении.

Важно. Запрещён въезд на трамвайные пути, если в это время создаются помехи для движения по ним трамваю. Поскольку общественный транспорт по правилам в приоритете организации движения, любая помеха ему будет считаться нарушением ПДД. Двигаясь по трамвайным путям, прежде всего стоит убедиться, что не возникнет помеха для основного ТС.

Правила поворота и разворота на трамвайных путях

Трамвайные рельсы можно использовать для:

  • проезда прямо;
  • разворота;
  • поворота налево.

Важно. Поворот направо по трамвайной линии, независимо от обстоятельств — это нарушение.

Поворот налево

Регламент проведения этого манёвра содержится в п. 8.5 ПДД. Согласно ему, перед тем как свернуть налево автомобиль должен перестроиться в крайнюю левую полосу . При наличии слева пути попутного направления, манёвр начинают именно с них. Таким образом выполняется поворот налево с трамвайных путей.

Разворот на путях

Термин «разворот» в ПДД не значится, но практически им считается пересечение трамвайных путей и перемещение ТС на противоположную первоначальному движению полосу. Разворот через трамвайные пути необходимо совершать под прямым углом, без остановки.

Движение вне перекрестка

Разворачиваться на трамвайных путях вне перекрёстка необходимо с учётом следующих требований:

  • Поворот налево с трамвайных путей возможен, если они расположены слева.
  • Перед совершением манёвра нужно быть уверенным, что трамвая поблизости нет.
  • Разворот осуществляется после пропуска встречных автомобилей.

Назначить штраф водителю инспектор имеет право при допуске следующих нарушений:

  • Разворот непосредственно с проезжей части. Такие действия водителя неизменно создают аварийную ситуацию, поэтому предусматривает наказание.
  • Разворот осуществлён со встречной трамвайной линии.
  • Во время разворота автомобиль остановился поперёк трамвайных путей.

Движение и разворот на перекрестке

Двигаться непосредственно по трамвайной линии разрешается исключительно в попутном направлении и при дополнительном условии, что все остальные полосы для движения в попутном направлении заняты.

При этом на перекрёстке действуют особенные правила:

  • Когда сигналы светофора и регулировщика разрешают движение всем участникам, трамвай будет иметь преимущество и автомобиль обязан уступить дорогу.
  • Если движение регулируется стрелкой, активированной в дополнительной секции одновременно с красным или жёлтым сигналом светофора, уступить дорогу обязан трамвай.

Обгон по попутным трамвайным путям в настоящее время правилами не допускается. В этой ситуации трамвайные пути расположены с противоположной стороны, поэтому обгон по трамвайной линии невозможен и будет расценен как выезд на встречную полосу.

Опережение по попутным трамвайным путям допускается в обстоятельствах, если автомобиль не помещает общественному транспорту. Но если в попутном направлении есть свободные полосы, на трамвайные пути лучше не въезжать.

Штрафы, связанные с въездом на трамвайные пути

Размер штрафа зависит от действий водителя в конкретных обстоятельствах:

  • 500 рублей(или предупреждение) – выезд на пути, отделённые от дороги сплошной линией разметки.
  • 500 рублей – создание помех движению трамвая в попутном направлении.
  • 1500 рублей (3000 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга) – остановка на трамвайной линии.
  • 5000 рублей(или лишение прав на 4-6 месяцев) – выезд на встречные трамвайные пути. За аналогичное нарушение в случае вынужденного объезда препятствия – от 1000 до 1500 рублей.
  • Лишение прав на срок до года – за повторное нарушение правил. Связанных со въездом на трамвайные пути. 5000 рублей за повторное нарушение, зафиксированное автоматическими камерами.

ДТП на трамвайной линии

ДТП, совершённое на трамвайных путях, может обернуться не только штрафом, но и взысканием суммы ущерба от остановки трамвая. Ожидание инспектора для рассмотрения дела может затянуться, следовательно, трамваи не смогут двигаться по рельсам. Для трамвайного парка это выльется в убытки, составляющие не один десяток тысяч рублей. Транспортное управление подаст в суд на виновника ДТП и взыщет сумму убытков.

Поэтому в случае ДТП необходимо начертить схему происшествия, сделать фото с разных ракурсов и убрать автомобиль с путей. Такое развитие событий возможно только в том случае, если трамвай непосредственно в ДТП не принимал участия. Дальнейшее оформление происшествия производится в ближайшем отделении ГИБДД.

В случае ДТП, в котором задействован трамвай, виноватым признаётся водитель автомобиля. Обстоятельство обусловлено тем, что машина может въезжать на трамвайные линии только в том случае, если не создаются помехи для проезда по ним самого трамвая.

Важно. Исключение составляют обстоятельства, когда вагоновожатый допустил проезд на красный сигнал или внезапно выехал из депо.

На видео инструктор объясняет, как правильно делать разворот на трамвайных путях.

Из всего вышесказанного невольно напрашивается вывод, что движение и разворот по трамвайным путям осуществляется с максимальной осторожностью, соблюдением всех особенностей и только в крайних случаях. Любое возникновение помехи движению трамвая может закончиться наложением штрафа и даже лишением прав.

Согласно Правилам дорожного движения, езда по трамвайным путям допускается, но при соблюдении определенных правил выезда, поворота и разворота на них.

В данной статье мы определим: в каких случаях езда по трамвайным путям допускается, а в каких нет? чем чревато несоблюдение правил при везде на трамвайные пути? какой штраф придется уплатить водителю, который выехал на трамвайные пути в неположенном месте?

Езда по трамвайным путям регламентируется Правилами дорожного движения . В них описано, как правильно совершать поворот или разворот через трамвайные пути, а также в каких случаях допускается обгон.

Согласно ПДД, езда по трамвайным путям попутного направления допускается в случае, если они находятся по левую сторону дорожного пути . При этом, по уровню, они наравне с основной дорогой.

Выезд на трамвайные пути противоположного направления не разрешается, так как создает риск столкновения с другим транспортным средством, двигающемся по трамвайным путям встречного направления.

Согласно пункту 9.6 Правил дорожного движения, совершать наезд на трамвайные пути с целью объезда, разворота или поворота можно в случае, если они располагаются по левую сторону основной дороги наравне с ней.

При совершении одного из перечисленных маневров водитель должен убедиться, что не создает помех другим участникам движения, а в особенности трамваю.

Что касается движения по трамвайным путям через перекресток, то оно зависит от наличия/отсутствия соответствующих дорожных знаков (5.15.1 и 5.15.2). Если такие знаки на перекрестке установлены, двигаться по трамвайным путям не разрешается.

Какие маневры можно совершать на путях?

Согласно Правилам дорожного движения, на трамвайных путях можно совершать следующие маневры:

  • Прямо по трамвайным путям попутного направления, если все полосы основной дороги для передвижения ТС заняты;

Водитель должен незамедлительно покинуть трамвайные пути, если при движении по ним он создает помеху для движения трамвая.

  • Опережение по трамвайным путям попутного направления;
  • Поворот налево через трамвайные пути;

Кто виноват в ДТП при повороте налево читайте

При повороте налево через трамвайные пути водитель должен сначала выехать на пути попутного направления, включить левый поворотник, обозначая тем самым свое намерение и после, пропустив все ТС противоположного направления, закончить свой маневр.

  • Разворот через трамвайные пути;

О штрафе за разворот через двойную сплошную читайте

Когда езда запрещается?

Езда по трамвайным путям запрещается в следующих случаях:

  • Если трамвайные пути располагаются не с левой, а с правой стороны от основной проезжей части машин;
  • Если трамвайные пути находятся на другом уровне (выше/ниже), нежели основная проезжая части;
  • Если при движении по трамвайным путям автомобилист создает помехи другим участникам движения , главным из которых является трамвай;
  • Если в месте поворота/разворота установлены знаки, запрещающие совершать данные маневры (5.15.1 и 5.15.2). Кроме того, запретить совершать поворот/разворот может разметка под номером 1.18 (сплошная разметка);
  • Обгон по трамвайным путям , сопровождающийся выездом на встречные пути, запрещается;

О штрафе за «Обгон запрещен» читайте

Штраф за неправильную езду

Лишение права управления транспортным средством за неправомерное движение по трамвайным путям не практикуется, так как заезда на встречную полосу не происходит. Однако, водителю может грозить штраф за:

  • Выезд на трамвайные пути попутного направления, которые отделяются от основной дороги сплошной линией разметки. За данное нарушение ПДД, согласно части 1 статьи 12.16 Кодекса об административных правонарушениях, водителю придется уплатить штраф в размере пятисот рублей, либо отделаться предупреждением ;

Как проверить штрафы ГИБДД читайте

  • Выезд на трамвайные пути попутного направления в месте установки знаков, запрещающих это, также влечет за собой привлечение в административной ответственности и необходимости уплатить штраф в размере пятисот рублей (согласно части 1 статьи 12.16 Кодекса об административных правонарушениях);

За неправомерную езду по трамвайным путям попутного направления, правонарушителю из Москвы или Питера придется уплатить штраф в три тысячи рублей.

  • Выезд на трамвайные пути встречного направления приравнивается к выезду на встречную полосу и потому грозит штрафом в пять тысяч рублей/лишением прав на срок до шести месяцев ;

Инспектор ГИБДД может лишить водителя прав только в том случае, если данное нарушение было зафиксирована на камеру видеонаблюдения. В противном случае водитель обязан оплатить штраф в пять тысяч рублей.

Однако, если выезд на трамвайные пути противоположного направления будет зафиксирован дважды, провинившийся водитель повторно уплатит штраф, а срок лишения права управления транспортным средством составит двенадцать месяцев.

  • Если выезд на трамвайные пути противоположного направления связан с необходимостью объезда препятствия, то, согласно статье 12.15 Кодекса об административных правонарушениях, водителю придется уплатить штраф в размере 1000-1500 рублей;

Объезд пробки не может расцениваться, как объезд препятствия и потому считается правонарушением, за который водитель заплатит штраф в одну или полторы тысячи рублей.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о правилах дорожного движения, относящихся к трамвайным путям, а также к выполнению различных маневров через трамвайные пути.

В частности, будут рассмотрены ситуации, в которых разрешено движение по трамвайным путям , поворот с трамвайных путей, разворот через трамвайные пути, а также штрафы за неправильную езду по трамвайным путям.

Когда разрешено движение по трамвайным путям?

Разрешают движение по трамвайным путям только при выполнении нескольких условий:

  • трамвайные пути должны находиться слева;
  • трамвайные пути должны быть расположены на одном уровне с проезжей частью;
  • трамвайные пути должны идти в попутном направлении.

Основываясь на этом списке условий можно сразу же выявить ситуации, в которых движение по трамвайным путям запрещено:

  1. Трамвайные пути находятся справа от дороги . В городах, где организовано трамвайное движение, подобная ситуация далеко не редкость.
  2. Трамвайные пути находятся ниже проезжей части (на газоне) или выше проезжей части. В данном случае трамвайные пути являются и выезд на них запрещен, т.к. разделительная полоса по определению не предназначена для движения и транспортных средств.
  3. Выезд на встречные трамвайные пути в любом случае является нарушением правил, и за него водитель может получить наказание в виде . Однако об этом речь пойдет чуть позже.

Правила дорожного движения предусматривают возможность использования трамвайных путей для движения прямо, для поворота налево и для разворота. Обратите внимание, что трамвайные пути изначально не предназначены для поворота направо и выполнение подобного маневра в любом случае будет нарушением правил.

Подчеркну тот факт, что при выезде на трамвайные пути водитель не должен создать помех для движения трамваю.

Кроме того замечу, что выезд на трамвайные пути попутного направления может быть дополнительно запрещен с помощью или разметки. Например, для этого может использоваться сплошная линия разметки вдоль трамвайных путей.

Движение прямо по трамвайным путям

Движение прямо по трамвайным путям попутного направления вне перекрестка возможно лишь в том случае, если заняты все попутные на дороге.

Движение по трамвайным путям на перекрестке подробно обсуждалось в , поэтому повторно рассматриваться не будет.

Поворот налево через трамвайные пути

Поворот налево на трамвайных путях вне перекрестка должен выполняться следующим образом:

  1. Необходимо убедиться, что поворот не запрещен правилами дорожного движения: трамвайные пути находятся на одном уровне с проезжей частью и расположены слева от водителя. Кроме того следует обратить внимание на линии разметки, которые могут находиться справа, посередине и слева от трамвайных путей. Если хотя бы в одном из перечисленных мест нанесена сплошная (или двойная сплошная) линия разметки, то от маневра следует отказаться.
  2. Необходимо занять положение на трамвайных путях попутного направления. При этом нужно следить за трамваями, движущимися как в попутном направлении, так и во встречном.
  3. Необходимо выполнить поворот налево через трамвайные пути встречного направления. При этом поворот нужно сделать так, чтобы встречные трамвайные пути оказались для Вас перпендикулярными, т.е. нужно выехать на них под прямым углом. В противном случае маневр может рассматриваться сотрудниками ГИБДД как выезд на трамвайные пути встречного направления.

Разворот на трамвайных путях

Правила разворота на трамвайных путях совпадают с правилами выполнения поворота налево, речь о котором шла выше.

Еще раз обращаю внимание, что трамвайные пути в данном случае необходимо проехать под прямым углом, чтобы никому не дать повода заподозрить Вас в выезде на встречные пути.

Обгон по трамвайным путям

Выполнение обгона по трамвайным путям в настоящее время невозможно, т.к. обгон должен быть связан с выездом на полосу встречного движения, но движение по трамвайным путям встречного направления запрещено во всех случаях.

По трамвайным путям попутного направления правилами не запрещено.

Изменение правил дорожного движения

Начиная с 17 октября 2011 года вступило в силу решение Верховного Суда РФ, относящееся к пункту 9.6 правил дорожного движения. Оно указывает на то, что часть пункта 9.6, затрагивающего движение по трамвайным путям, следует признать недействующей. Звучит оно следующим образом:

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу первое предложение пункта 9.6 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, в редакции от 14 декабря 2005 г. N 767, в части, разрешающей движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, для обгона.

Это усовершенствование правил устранило существовавшую ранее неоднозначность (с одной стороны, правила разрешали обгон по трамвайным путям попутного направления, а с другой стороны, такой маневр невозможен даже теоретически).

ДТП на трамвайных путях

В данном случае рассмотрим только дорожно-транспортные происшествия с участием автомобиля и трамвая. Связано это с тем, что авария на трамвайных путях с участием только автомобилей ничем не отличается от аварии, например, на парковке или на перекрестке.

Что касается ДТП при движении автомобиля по трамвайным путям, то виновным в нем всегда является водитель автомобиля, т.к. выезд на трамвайные пути изначально подразумевает, что не будет создано помех трамваю.

Замечу, что в некоторых ситуациях в ДТП может быть виноват и водитель трамвая. Например, при выезде трамвая из депо или при движении трамвая на запрещающий сигнал светофора.

Штрафы за движение по трамвайным путям

Выезд на попутные трамвайные пути

Наказание за выезд на трамвайные пути попутного направления зависит от того, какой пункт правил был нарушен при выезде.

Например, если трамвайные пути отделены сплошной линией разметки, то наказанием за нарушение правил будет штраф за нарушение требований дорожной разметки - 500 рублей.

Еще один пример. Создание помех движению трамвая попутного направления наказывается штрафом в размере 500 рублей.

Остановка на трамвайных путях в настоящее время наказывается штрафом в размере 3 000 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга и 1 500 рублей для остальных регионов. Подробнее об этом Вы можете узнать в статье "

Практически в каждом большом городе есть трамваи, а водителю, управляя автомобилем, приходится нередко осуществлять такой маневр, как поворот налево с трамвайных путей.

Трамвай всегда был особенным участником городской жизни.

Для его движения с незапамятных времен выделена центральная часть дороги. Поэтому взаимоотношения автомобиля и трамвая тоже сложились «особенные».

Главный «закон» для всех, кто выезжает на проезжую часть – трамвай, имея преимущество, всегда первым производит маневр, транспорт на колесах должен дать ему дорогу.

Правда есть несколько исключений:

  1. При пересечении регулируемого перекрестка, в том случае, когда электрический транспорт движется «по стрелке». То есть для него загорается красный свет в дополнительной секции, при этом для автомобилей включается разрешающий сигнал светофора.
  2. Если говорить о нерегулируемом перекрестке, когда рельсовое транспортное средство выезжает со второстепенной дороги, автомобиль может проезжать первым. То есть для трамвая есть знак - уступи дорогу, а для автомобилей, соответственно знак - главная дорога. Но стоит помнить о том, что один из главных дорожных законов – «помеха справа» в случае с трамваями не работает.
  3. Когда трамвай покидает депо и только отправляется в путь

Если на регулируемом перекрестке зеленый свет одновременно загорается и для трамваев, и для автомобилей, рельсовое транспортное средство всегда будет иметь преимущество, оно совершает маневр первым. Автомобиль не должен выезжать на перекресток, пока водитель не убедился в том, что транспортное средство не является помехой для трамвая.

Правила пересечения трамвайных путей

Не будет являться нарушением правил, если водитель пропускает трамвай, имея преимущество в движении (например, при выезде из депо).

Соблюдение данного правила - не формальность. Это гарантия того, что при совершении маневра водитель может обезопасить себя от ДТП. Поскольку тормозной путь у трамвая гораздо больше чем у автомобиля вследствие различия устройства тормоза. Огромная машина просто может не успеть остановиться, и в такой аварии автомобиль пострадает сильнее.

Пересечение с предварительным перестроением на трамвайные пути

Здесь важно сказать, что повернуть налево или развернуться с выездом можно только на трамвайные пути попутного направления. Об этом говорится в пункте 8.5 правил дорожного движения.

Итак, посмотрим, что предписывают правила дорожного движения:

  • Необходимо убедиться, что автомобиль не станет помехой позади идущему трамваю. Для этого используются зеркала заднего вида.
  • Если позади движется трамвай, необходимо его пропустить и только после этого осуществить перестроение. Здесь важно также не мешать другим участникам дорожного движения, позади идущим автомобилям. Для этого перестроение на пути необходимо совершать параллельно рельсам.
  • Согласно правилам, автомобилист обязан пропустить и всех участников встречного движения. Не только трамвай, а также колесные транспортные средства.
  • Закончить поворот налево.

Трамвай в городе

При повороте налево с пересечением рельс попутного направления, которые располагаются на том же уровне, что и проезжая часть, маневр выполняется исключительно с перестроением на трамвайные пути. (пункт 8.5 ПДД)

Но произвести такой маневр запрещает знак движение по полосам. Если есть такой знак, поворачивать нужно из крайней левой полосы.

Для нарушителей данного правила дорожным кодексом также предусмотрены штрафы.

Здесь вы найдете подбор шин по марке автомобиля на любые размеры.

Пересечение без перестроения на трамвайные пути

Рассмотрим вариант, когда перестроение невозможно согласно ПДД.

О таком запрете сигнализируют предписывающие знаки - движение по полосам.

Если есть такой знак, поворачивать налево придется, не выезжая на пути, из крайней левой полосы, предназначенной для колесного транспорта.

В данной ситуации правила предписывают необходимость уступить дорогу трамваям как попутного, так и встречного направления. Только потом можно приступить к выполнению маневра.

При совершении поворота или разворота, водитель также обязан пропустить движущиеся по встречной полосе автомобили.

Поворот налево при наличии трамвайных путей попутного направления

Итак, рассмотрим на примере, как правильно совершить поворот налево, если по центру проезжей части проходят трамвайные пути:

  1. Первое что необходимо сделать - перестроиться в крайнюю левую полосу и продолжить движение параллельно рельсам. Здесь нужно оценить сложившуюся на дороге обстановку.
  2. Посмотреть в зеркала заднего вида. Убедиться, что позади нет трамвая, или же он располагается достаточно далеко, что дает возможность без лишней спешки совершить маневр.
  3. Затем можно перестроиться на трамвайные пути попутного направления. Правила предписывают делать это также параллельно, чтобы не собрать пробку из движущихся позади автомобилей.
  4. Следующий шаг - посмотреть на встречную полосу. Причем важно обратить внимание не только на трамваи, но и на машины. Как говорится в правилах, поворачивая налево водитель обязан уступить дорогу всем участникам движения. Это касается как регулируемых, так и нерегулируемых перекрестков. Если встречный трамвай движется «по стрелке», и для него загорается красный сигнал, можно продолжать движение.
  5. Если дорога свободна, можно завершать маневр.

Если автомобиль не успел завершить маневр, задержался на рельсах, а сзади «подоспел» трамвай, необходимо уступить ему дорогу. Резонный вопрос: как поступить в такой ситуации?

Согласно пункту 64.3 правил дорожного движения, водители машин движущихся по крайней левой полосе, в данной ситуации должны дать дорогу автомобилю, стоящему на трамвайных путях. Проще говоря, машине с трамвайных путей необходимо будет вернуться на полосу для колесных транспортных средств, чтобы трамвай мог продолжить движение.

Но на практике выходит иначе. Вернуться в поток автомобиль не может, поскольку есть опасность получить удар сзади. Поэтому трамваю приходится также ждать своей очереди, чтобы продолжить движение, и это является нарушением правил ПДД.