Лабораторная работа расчет санитарно защитной зоны предприятия. Расчет санитарно-защитной зоны (СЗЗ). Нормативы ПДК для воздуха

Теоретическая часть

РГР 4. Расчет и построение санитарно-защитной зоны предприятия

Максимально допустимое расстояние от предприятия до населенных мест зависит от характера и количества возможных производственных выбросов в атмосферу (аэрозоли, пары, газы, копоть). Согласно требованиям «Санитарных нор проектирования промышленных предприятий» предусмотрено, что объекты, являющиеся источниками выделения вредных или неприятно пахнущих веществ, следует отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Размеры этих зон устанавливаются в зависимости от профиля предприятия, количества и токсичности выделяемых в окружающую среду вредных или неприятно пахнущих веществ (табл.1.3).

Т а б л и ц а 1.3

Размеры санитарно-защитных зон предприятий

Размеры и конфигурации СЗЗ уточняются для предприятий с учетом среднегодовой розы ветров в районе расположения.

В санитарно-защитных зонах располагают вспомогательные здания (гаражи, склады, столовые, здания охраны предприятия, пожарные депо и т.п.). Если в результате усовершенствования технологии и оборудования выделение вредных веществ уменьшилось или прекратилось, то по согласованию с органами санитарного надзора производство может быть отнесено к более низкому классу вредности.

Цель работы: расчет и графическое отображение уточненных размеров санитарно-защитной зоны предприятия.

Задание :для заданных класса предприятия и среднегодовой розы ветров (табл.1.4) произвести расчет и построение санитарно-защитной зоны предприятия.

1. По заданию преподавателя из табл. 1.4 исходных данных выбирают направления розы ветров, координаты источников выброса и класс вредности предприятия.

Т а б л и ц а 1.4

Варианты среднегодовой розы ветров, %

Направления ветров
1.Север
2.Северо-восток
3.Восток
4.Юго-восток
5.Юг
О к о ч а н и е т а б л. 1.4
6.Юго-запад
7.Запад
8.Северо-запад


2. Размеры санитарно-защитной зоны (СЗЗ) рассчитывают по формуле

L = L 0 P / P 0 , (1.58)

где L - расчетный размер СЗЗ, м; L о – размер СЗЗ (м), определенный «Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий»; Р – повторяемость направлений ветров одного направления при круговой розе ветров, % (см. табл. 1.4); Р 0 – средняя повторяемость направлений ветров, например, при восьми направлениях розы ветров Р 0 = 100 / 8 = 12,5 %.

Расчет L производят для всех направлений ветров. Значения L отсчитывают от источников, находящихся на территории предприятия.

4. Для выполнения графической части на листе миллиметровой бумаги формата А3 вычерчивают координатную сетку, подобрав ее масштаб, ориентируясь на городские координаты (см. табл.1.1), возможно, 50 м. После этого на сетку наносят источники выбросов, обозначив их соответствующими цифрами. С учетом расположения источников условно очерчивают контур здания предприятия (например, одним прямоугольником или несколькими).

Для построения СЗЗ откладывают от обозначенного здания промышленного предприятия в масштабе расстояния L. Например, если при расчете для северного ветра получено L = 120 м, то, учитывая, что северный ветер дует с севера на юг, отмеряют L = 120 м от условной стены здания в южном направлении. Отмеренные в нужных направлениях 8 расстояний соединяют плавной линией. Очерченный этой линией контур представляет собой ССЗ. Кроме СЗЗ, на чертеже размещают исходную розу ветров (в стороне от основного построения).

  • Титульный лист установленной формы.
  • Цель РГР и задание.
  • Расчет уточненных размеров санитарно-защитной зоны.
  • Графическую часть с изображением санитарно-защитной зоны предприятия.
  • Список использованных литературных источников.

Контрольные вопросы

1.Что представляет собой санитарно-защитная зона предприятия?

2. Какие размеры санитарно-защитных зон установлены "Санитарными нормами проектирования предприятий"?

3. Почему размеры санитарно-защитной зоны требуют уточнения?

4. Как производится уточнение СЗЗ?

5. Как выполняется построение СЗЗ?

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это защитная территория вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Размер СЗЗ должен обеспечивать уменьшение атмосферного загрязнения (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Санзона предприятия устанавливается на основании требований Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015):

Штраф за отсутствие Санитарно-защитной зоны СЗЗ

За несоответствие государственным стандартам предприятия могу понести убытки (штрафы до 100 000 рублей или приостановка деятельности до 90 суток) за вредное воздействие на прилегающие жилые массивы.

Размеры санитарно-защитных зон

Раздел 4 СанПиН СЗЗ классифицирует предприятия и пром.объекты по видам деятельности , которым соответствуют определенные размеры СЗЗ. Минимальные размеры СЗЗ зависят от особенностей технологического процесса, географии и классности предприятия.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 выделяет 5 классов предприятий. Вот примерные размеры санитарной зоны в зависимости от класса опасности пром-объектов и производств:

Проект СЗЗ обязаны разработать предприятия, которые относятся к первым трем классам . К 1-3 классам опасности также относят промышленных изготовителей, имеющих источники вредных выбросов в атмосферный воздух, но для них нормативами не предусмотрена разработка СЗЗ.

Если на предприятии замкнутый цикл производства, и вредные выбросы в атмосферу отсутствуют, то размер СЗЗ вычисляется с учётом возможных аварий.

Бывает, что ветер дует с предприятия в сторону селитебной (жилой) застройки. Это может служить сигналом госорганам: этому предприятию нужно увеличить радиус зоны СЗЗ.

Этапы работы и трудности практической разработки проекта СЗЗ в 2018 году

Приводим нашу декабрьскую (2017) статью из журнала «Экология производства»:

Санитарно-защитная зона – ключевое понятие для вредных производств

Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) - территории ограниченного использования, которые располагаются вдоль границ промышленных производств.

Санитарные зоны создаются с целью обезопасить среду пребывания человека от вредоносных отходов, шумов и выбросов в воздух.

Наличие СЗЗ выгодно для вредного предприятия, т.к. позволяет вести производственную деятельность/ эксплуатацию опасных объектов в штатном режиме, без излишних расходов на шумоподавители, воздухоочистители и т.д.

Раздел СанПиН 2.2.1 / 2.1.1.1200-03 про санитарно защитные зоны

СанПиН «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» определяет размеры санитарной зоны по количеству вреда, наносимого окружающей среде, а также служит руководством для разработки проекта СЗЗ при проектировании указанной зоны.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

Кому требуется санитарная зона предприятия

Установление границ санитарно-защитной зоны требуется для строящихся или реконструируемых предприятий:

  • Юр. и физлицами, которые размещают, проектируют, строят и используют промышленные объекты с повышенным классом опасности
  • Для проекта обоснования сокращения СЗЗ (если территория включает непромышленные объекты)

Для действующих предприятий IV и V класса СЗЗ не требуется согласно п. 1.2 (в действующей редакции от 09.09.2010) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Довольно часто при проверке предприятий инспекторами Роспотребнадзора предъявляется избыточное требование об установлении границ СЗЗ для действующих объектов, мотивируя это тем, что в Федеральном законе N 96-ФЗ не сказано , что СЗЗ необходима только на этапе строительства/реконструкции.

Кроме того, Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22 ноября 2010 г. № 01/16400-0-32 также указывало на необходимость разработки проекта СЗЗ и установления СЗЗ для действующих объектов в ряде случаев.

Однако по этому вопросу существует новое разъяснение Главного государственного санитарного врача РФ — письмо Роспотребнадзора от 22.11.2010 № 01/16400-0-32 «О разъяснении изменений № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03», которое отменяет действие предыдущих разъяснений.

Санитарная классификация предприятий и объектов

Класс опасности самого вредного отхода определяет, к какому классу опасности относится предприятие в целом.

Критерии опасности отхода по ГОСТу 12.1.007-76 Степень воздействия на ОС Присваиваемый класс опасности
Необратимые нарушения экосистемы. Нет периода восстановления. Очень высокая I класс
Период восстановления экосистемы от 30 лет при условии устранения источников вредного воздействия Высокая II класс
Нарушения, устранимые за период от 10 лет при условии устранения вредных источников Средняя II I класс
Слабонарушенная экосистема с периодом самовосстановления от 3 лет Низкая IV класс
Экосистема практически не нарушена Очень низкая V класс

Примеры предприятий промышленности по классам опасности

Проект (сокращения) санитарно защитной зоны

Проект СЗЗ нужен, чтобы спроектировать и разметить границы санитарно-защитной зоны. Существует юридическое основание для проекта СЗЗ.

Задачи, которые решает проект СЗЗ:

  1. Обоснование допустимости промышленного строительства на территориях населенных пунктов
  2. Служит аргументом инспектирующим службам, при обосновании отсутствия вредного воздействия на жилую зону.
  3. Избавление от штрафа до 100 000 рублей (статья 6.3 КоАП) и приостановки деятельности предприятия на 90 суток при выявлении негативного воздействия на окружающую среду.

Проект сокращения санитарно-защитной зоны

Если в границы проектируемой санитарной зоны входят непроизводственные объекты (жилые дома, общественные учреждения), то предприятию, вне зависимости от класса опасности, требуется .

Для многих предприятий со сложившимся географическим положением относительно жилой застройки, сокращение СЗЗ является единственным выходом.

Сократить радиус санитарной зоны возможно, если принимаются подобные меры:

  • Снижение объемов вредных выбросов и сбросов
  • Совершенствование технологической цепочки предприятия
  • Создание очистных сооружений на территории предприятия

Объекты, запрещенные к размещению в установленных СЗЗ:

  • жилые застройки
  • ландшафтные зоны
  • зоны курортов, пансионатов
  • территории садоводческих организаций
  • коттеджи
  • дачные индивидуальные и коллективные участки
  • спортивные сооружения
  • детские игровые площадки
  • детские учреждения
  • лечебно-профилактические учреждения, больницы

Этапы разработки проекта СЗЗ

1. Сбор сведений о выбросах ВВ

Первый этап разработки СЗЗ — сбор сведений об источниках выброса загрязняющих веществ на данном объекте и об источниках физического воздействия (шум, вибрация, электромагнитное поле, ионизирующее излучение, инфразвуковое воздействие и т.д.). Для расчета воздействия химических факторов (выбросов ЗВ) необходима инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ.

Инвентаризация проводится согласно Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, 1991 г. Можно воспользоваться данными инвентаризации, проведенной для разработки действующего тома , если с момента его разработки не было изменений в технологическом процессе. На основе количественных и качественных характеристик источников выбросов в атмосферный воздух производится оценка приземных концентраций веществ после рассеивания в воздухе.

Для расчета физического воздействия необходимо провести инвентаризацию источников шумового воздействия, вибрационного, электромагнитного и прочих видов воздействия. Инвентаризация включает данные об оборудовании, технике, об их шумовых и иных характеристиках и расположении их на территории предприятия, а также о расположении застройки, о высоте препятствий на пути физического воздействия, их материале, толщине и прочую информацию для расчета распространения физических факторов воздействия.

Приземные концентрации вредных веществ на территории рассчитываются согласно ОНД-86 (с 1 января 2018 г. действует новый документ — Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе) на выбранных контрольных точках на жилой зоне либо иных территориях с нормируемыми показателями качества атмосферного воздуха и на границе расчетной СЗЗ.

В проекте расчетной СЗЗ размер СЗЗ выбирается исходя из ориентировочного размера (для неклассифицированных предприятий размер СЗЗ выбирается на основании результатов расчета рассеивания и физического воздействия). Если в границах ориентировочной СЗЗ располагается жилая зона, иная нормируемая территория, то размеры СЗЗ можно обоснованно сократить до границ данных территорий, если согласно расчетам показатели ПДВ и ПДУ от данного предприятия при предложенном размере СЗЗ не превышают нормативных размеров.

Расчет рассеивания производится в двух вариантах: с учетом и без учета фонового загрязнения воздуха по выбранным ингредиентам. При рассеивании учитываются метеорологические и климатические характеристики местности.

На сегодняшний день нет утверждённого в установленном порядке методического пособия по разработке проекта СЗЗ. Многие разработчики все еще используют Рекомендации по разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятий, Москва, 1998, однако данный документ потерял статус действующего в связи с изданием Постановления Правительства Москвы от 25.11.2003 N 991-ПП «Об утверждении Порядка подготовки проектов организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий и групп предприятий в городе Москве», которое в свою очередь утратило силу с 23 ноября 2012 года в связи с принятием Постановления Правительства Москвы от 23.11.2012 N 665-ПП «О признании утратившими силу постановлений Правительства Москвы».

На практике сейчас разработка тома СЗЗ несколько упростилась, и в некоторых регионах для получения положительной экспертизы и СЭЗ достаточно разделов расчета рассеивания выбросов ЗВ и раздела учета воздействия физических факторов. Однако в других регионах все еще требуют включать раздел расчета образования отходов, разработку мероприятий по функциональному зонированию территории СЗЗ, режимы ее использования, планировочную организацию санитарно-защитной зоны и т.д.

Помимо этого, проект СЗЗ включает план-график проведения лабораторного контроля атмосферного воздуха и физических факторов (программа наблюдений). Согласно данному плану-графику проводятся натурные измерения и наблюдения для установления окончательного размера СЗЗ.

В проект входит картографический материал, на котором отражены промплощадка предприятия с источниками выброса и физического воздействия, ситуационное расположение предприятия и окружающих объектов, ориентировочный и расчетный варианты границ СЗЗ в масштабе. Отдельно представлены карты рассеивания выбросов и распространения физических воздействий.

С недавнего времени в процесс разработки СЗЗ введено новшество. Роспотребнадзором было опубликовано письмо от 18 июня 2015 года N 01/6968-15-32 «О рассмотрении проектных материалов по обоснованию окончательных санитарно-защитных зон»:


Таким образом, теперь для разработки проекта предприятию необходимо заказывать в Росреестре (Федеральной кадастровой палате) кадастровый план территории или выписку, в которой содержатся координаты нужных земельных участков и конкретных точек, с помощью которых можно привязать карту предприятия к городской системе координат. Напомним, что ранее такие карты чаще всего привязывались к местной (локальной, заводской) системе координат, то есть к координатной сетке с произвольным началом координат. Этот новый подход позволяет после утверждения границ СЗЗ проинформировать Росреестр о расположении границ для внесения данных в генеральный план населённого пункта. В дальнейшем такая практика позволит предотвращать застройку СЗЗ жилыми домами и объектами с нормируемыми показателями выбросов. Сейчас такая практика повсеместна, так как ранее не существовало порядка передачи информации в ФКП и муниципалитеты об установленных окончательных границах СЗЗ.

В случае необходимости снижения воздействия предприятия на окружающую среду в проект вносятся рекомендуемые мероприятия: приобретение и установка газоочистного оборудования, перепланировка производственной территории, реконструкция дымовых труб, установка шумозащитных экранов и т.д.

2. Проведение экспертизы проекта расчетной СЗЗ

Когда проект расчетной СЗЗ готов, он направляется для прохождения экспертизы в аккредитованный орган, чаще всего это местные центры гигиены и эпидемиологии. Экспертиза в таких организациях проводится санитарным врачом-экспертом на платной основе.

Проект проверяется на соответствие санитарно-гигиеническим нормам, в основном внимание уделяется проверке непревышения предельно допустимых концентрации и уровней воздействия на границах расчетной СЗЗ и селитебной территории. В случае подтверждения соответствия выдается экспертное заключение о соответствии. На данном этапе наблюдается очередной пробел в законодательстве.

В некоторых регионах сразу после получения экспертного заключения проект СЗЗ направляется в территориальное отделение Роспотребнадора для получения санитарно-эпидемиологического заключения (далее – СЭЗ), в других регионах СЭЗ выдается только после проведения натурных замеров и разработки проекта окончательной СЗЗ.

При этом в Роспотребнадзоре проект могут подвергнуть новой «экспертизе» и аннулировать действие экспертного заключения. В иных регионах СЭЗ выдается при наличии экспертного заключения безо всяких проволочек.

3. Проведение натурных исследований и измерений для подтверждения расчетных размеров СЗЗ

После экспертизы (и получения СЭЗ на проект расчетной СЗЗ) необходимо провести серию натурных исследований и измерений для подтверждения предлагаемых границ СЗЗ. Измерения проводятся согласно плану-графику в составе проекта по выбранным ингредиентам в контрольных точках аттестованной аккредитованной лабораторией с помощью утверждённых методик на платной основе.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в его последней редакции не содержит требований относительно количества замеров при установлении СЗЗ (ранее это было 30-50 замеров на каждый ингредиент в отдельной точке для I-II/III-V классов предприятий). Письмом № 01/9550-12-32 рекомендовано распределять измерения в течение года посезонно, однако согласно письму Роспотребнадзора от 12.08.2016 N 01/10943-16-31 фактор сезонности при осуществлении систематических лабораторных наблюдений санитарным законодательством не регулируется.

30-50 измерений в год согласно СанПиН необходимы теперь только в случае уменьшения размеров СЗЗ для действующих объектов. Однако чаще всего ориентировочные размеры СЗЗ не могут быть выдержаны, так как предприятия располагаются в черте населенных пунктов и окружены различными объектами, в том числе жилыми домами.

Таким образом, если размер СЗЗ относительно ориентировочного нужно сократить, то проводится серия натурных исследований и измерений. Если же нет, то для установления окончательной СЗЗ в границах ориентировочной СЗЗ после разработки проекта расчетной СЗЗ можно ограничиться замерами в рамках производственного экологического контроля на предприятии согласно п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Измерения уровня шума, согласно МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях», п. 4.7 рекомендуется проводить в зимнее и летнее время.

После проведения натурных исследований и измерений все материалы по СЗЗ вновь собираются и направляются на следующий этап.

4. Получение СЭЗ на проект окончательной (установленной) СЗЗ

Как мы сказали ранее, СЭЗ на проект расчетной СЗЗ могут выдавать, а могут и нет. Так или иначе, после измерений и исследований по программе наблюдений проект расчетной СЗЗ перерабатывается в проект окончательной (установленной) СЗЗ и вместе с результатами натурных исследований и измерений вновь подается на рассмотрение в Роспотребнадзор.

При условии соответствия санитарно-гигиеническим нормам на проект выдается санитарно-эпидемиологическое заключение. После получения СЭЗ размер СЗЗ устанавливается Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ для объектов I и II классов) или решением Главного государственного санитарного врача субъекта РФ (для III, IV и V классов при необходимости).

5. Внесение сведений о границах СЗЗ на генеральный план и в правила землепользования и застройки

Как мы уже сказали, данный этап не закреплен в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Ранее после утверждения границ СЗЗ и ее обустройства работы считались завершенными. Ни одна сторона из участников процесса установления границ СЗЗ как ЗОУИТ (зоны с особыми условиями использования территории) не была обязана подавать сведения об установленных границах СЗЗ в муниципальные органы власти.

В результате данные земельные участки, находящиеся в пределах СЗЗ, свободно передавались и продавались под жилую застройку или под иные нормируемые объекты. Предприятие узнавало, что в пределах его СЗЗ строится жилой дом, уже де-факто. В результате стороны оказывались втянуты в длительные судебные тяжбы, так как новые жильцы-соседи промышленных предприятий оставляли жалобы в Роспотребнадзоре не низкое качество окружающей седы, в частности, выбросы вредных веществ и высокий уровень шума.

В итоге на практике предприятиям приходилось выбирать:

  1. расселить за свой счет недовольных жильцов за пределы своей СЗЗ,
  2. уменьшить интенсивность воздействия за счет природоохранных мероприятий и сократить размер СЗЗ до вновь построенных объектов, либо
  3. просто перенести свое производство на другое место.

Все три варианта экономически крайне невыгодны, при том, что на самом предприятии никакой вины нет, так же как и на чиновниках муниципалитета, которые просто не имели сведений о наличии на данном земельном участке СЗЗ.

Чтобы пресечь такую практику, были проведены изменения в федеральном законодательстве, а именно изданы:

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 71 «О направлении сведений в ГКН»;

Федеральный закон от 13.07.2015 N 252-ФЗ, вносящий изменения в Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Земельный кодекс РФ.

Кроме того, письмо от 18 июня 2015 года N 01/6968-15-32 и письмо от 30 мая 2016 года № 01/6719-16-32 расставили точки над «i», и теперь данные о расположении СЗЗ, ее границах, координатах узловых точек границ СЗЗ и самого предприятия передаются Роспотребнадзором в орган кадастрового учета, который вносит соответствующие изменения в правила землепользования.

6. Зонирование СЗЗ, режим территории СЗЗ

После установления границ территории СЗЗ предприятие должно определённым образом ее обустроить и поддерживать в надлежащем порядке. Для этих целей разрабатывается план организации территории СЗЗ. В СанПиН раздел 5 посвящен режиму территории СЗЗ.

Согласно требованиям раздела, в границах СЗЗ запрещено размещать жилую застройку и иные нормируемые территории, объекты других отраслей промышленности, объекты по производству лекарств, объекты пищевой промышленности, водопроводные сооружения.

Допускается размещать нежилые помещения для дежурного персонала предприятия, здания управления, конструкторские бюро, поликлиники и гостиницы, объекты торговли, объекты коммуникаций, АЗС и СТО и т.д. СЗЗ – это не резервная территория объекта или территория для возможного расширения селитебных зон.

Организация СЗЗ включает мероприятия по благоустройству СЗЗ, ее озеленению и предложения по функциональному, строительному, ландшафтному зонированию и планировке территории. При этом устанавливаются типы и конструкции зеленой зоны, выбираются породы деревьев, кустарников и трав, например, согласно ассортименту из Приложения 5 к Рекомендациям.

Существующие в границах СЗЗ зеленые зоны максимально сохраняются. Если территория не пригодна для озеленения, проводится ее инженерно-техническая подготовка. В границах СЗЗ могут проектироваться дороги и пешеходные дорожки. За зеленой зоной необходим уход и полив, для чего планируется поливочная система.

При проектировании зеленых насаждений используются растения, эффективные в санитарном отношении и устойчивые к загрязнению атмосферы и почвы. Посадки планируются в виде плотной структуры изолирующего типа для создания преграды воздуху и частичного поглощения и осаждения вредных веществ, либо ажурной структуры-фильтра.

На планировочном плане территории показываются границы расчетных зон воздействия, все существующие здания и сооружения, указывается градостроительное зонирование территории и т.д. Для цели озеленения составляется дендроплан с существующими зелеными насаждениями и планируемыми посадками. В сметах учитываются все затраты на строительные работы и озеленение, а также затраты на расселение жилых домов с территории СЗЗ при необходимости. Объекты и элементы, которые допускается размещать на территории СЗЗ, приводятся в Приложении 4 к Рекомендациям.

  • Припромышленное защитное озеленение;
  • Приселитебное защитное озеленение;
  • Планировочное использование, которое включает подзоны: призаводская, подзона промышленного озеленения, подзона санитарных ограничений планировочного использования, подзона сопутствующих предприятий, подзона коммунальных объектов, подзона приселитебного озеленения и общественного центра.

Для планировки озеленения используются рекомендации из Руководства по проектированию санитарно-защитных зон промышленных предприятий, Москва Стройиздат 1984. Для свободного прохождения воздуха в СЗЗ организуются коридоры проветривания в направлении господствующих ветров. Это могут быть существующие трассы, железные дороги, водоемы.

В дальнейшем на территории СЗЗ проводится контроль за основными параметрами окружающей среды: уровнем загрязнения атмосферного воздуха, уровнем шума, качеством воды в водных объектах, загрязнением почв и т.д. в рамках производственного контроля. Контроль проводится инструментально с привлечением аттестованной аккредитованной лаборатории либо лаборатории самого предприятия с условием её аттестации и аккредитации.

Пожалуйста, репостьте наш материал:

Sp-force-hide{display:none;} .sp-form{display:block;background:#1b2a4b;padding:20px;width:100%;max-width:100%;border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;-webkit-border-radius:5px;border-color:#000000;border-style:solid;border-width:1px;font-family:Arial, "Helvetica Neue", sans-serif;} .sp-form-fields-wrapper{margin:0 auto;width:690px;} .sp-form .sp-form-control{background:rgba(255, 255, 255, 1);border-color:rgba(0, 0, 0, 1);border-style:solid;border-width:1px;font-size:15px;padding-left:8.75px;padding-right:8.75px;border-radius:4px;-moz-border-radius:4px;-webkit-border-radius:4px;height:35px;width:100%;} .sp-form .sp-field label{color:rgba(255, 255, 255, 1);font-size:13px;font-style:normal;font-weight:bold;} .sp-form .sp-button{border-radius:4px;-moz-border-radius:4px;-webkit-border-radius:4px;background-color:#00cd66;color:#ffffff;width:100%;font-weight:bold;font-style:normal;font-family:Arial, "Helvetica Neue", sans-serif;box-shadow:none;-moz-box-shadow:none;-webkit-box-shadow:none;} .sp-form .sp-button-container{text-align:left;width:100%;}

Каждое предприятие, являющееся источником загрязнения среды обитания, в соответствии с классификацией СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» имеет определенный размер санитарно-защитной зоны.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) - это территория, отделяющая предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта.

СЗЗ создаётся с целью защиты населения от влияния вредных производственных факторов и является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека.

СЗЗ устанавливается из такого расчёта, чтобы выбросы от промышленных предприятий и уровни воздействия физических факторов, достигающие за её пределами районов жилой застройки, не превышали установленных предельно-допустимых концентраций (ПДК) и допустимых уровней (ДУ). В зависимости от степени вредности выделяемых в атмосферу промышленных выбросов, совершенства технологических процессов, наличия очистных сооружений промышленные предприятия подразделяют на 5 классов с соответствующей шириной СЗЗ. Для объектов, не включенных в санитарную классификацию, а также с неизученными технологиями, ширина СЗЗ устанавливается решением Главного государственного санитарного врача РФ или его заместителя.

Достаточность ширины СЗЗ принятой по классификации должна быть подтверждена расчетами рассеивания выбросов в атмосферу для всех загрязняющих веществ, распространением физических факторов, с учетом фоновых уровней, а также данными натурных наблюдений для действующих предприятий.

Размеры СЗЗ могут быть уменьшены при объективном доказательстве стабильного достижения уровня техногенного воздействия химических факторов на границе СЗЗ и за ее пределами, физических факторов в жилой застройке ниже нормативных значений.



Размер СЗЗ может быть увеличен по сравнению с классификацией при невозможности обеспечения нормативных уровней по любому фактору воздействия.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) - территория между границами промышленной площадки, складов открытого и закрытого хранения материалов и реагентов, предприятий сельского хозяйства, прочими источниками вредных выбросов и неблагоприятных физических воздействий и границей селитебной застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, а также других территорий, используемых населением, с учетом перспективного развития. Является обязательным элементом любого объекта - источника воздействия на среду обитания и здоровье человека и подлежит организации и благоустройству.

Нормативная санитарно-защитная зона – санитарно-защитная зона, предприятия, здания, сооружения и пр., размеры которой соответствуют требованиям действующих санитарных норм и правил.

Расчетная санитарно-защитная зона – санитарно-защитная зона предприятия, здания, сооружения и пр., размеры которой определяются расчетными методами по максимально удаленной от промплощадки изолинии 1 или 0,8 ПДК (для объектов со специальными требованиями) или ПДУ физических воздействий.

Основные положения

3.1 СЗЗ устанавливаются для объектов, имеющих источники физического, химического и биологического воздействия на среду обитания, здоровье человека и условия его проживания. Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта и метрополитена, магистральных трубопроводов, компрессорных установок, воздушных линий электропередачи (ВЛ), сельскохозяйственных полей, гаражей, автостоянок (паркингов) устанавливаются санитарные разрывы. Санитарный разрыв имеет режим СЗЗ, но не требует разработки проекта его организации.

3.2.Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры СЗЗ и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-III классов опасности, разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I-III классов опасности является обязательной.

Размер санитарно-защитной зоны для объектов IV-V классов опасности и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с разделом 7 и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам.

3.3. Проекты СЗЗ разрабатываются для отдельных объектов и группы объектов, объединенных общей территорией различного градостроительного назначения (промышленного, коммунального складского и др.) в соответствии с функциональным зонированием. Для группы объектов разрабатывается проект единой СЗЗ (ЕСЗЗ) с комплексом мероприятий, позволяющих обеспечить нормативные уровни качества среды обитания на границе СЗЗ и за ее пределами. Права и обязанности отдельных субъектов и их взаимодействие в ЕСЗЗ определяются действующим законодательством Российской Федерации, а также нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

3.4. Для объектов, уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки которых не превышает 0,1 ПДК и/или ПДУ, размер СЗЗ может совпадать с границей промышленной площадки и граница СЗЗ как линия градостроительного регулирования определяется проектом СЗЗ.

Границы нормативных СЗЗ каждого объекта и единая граница СЗЗ группы предприятий (ЕСЗЗ), наносятся на графические материалы (опорный, ситуационный планы в масштабе 1:2000).

3.5. СЗЗ отделяет территорию промышленной площадки от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

3.6. Установление, изменение размеров санитарно-защитной зоны, ЕСЗЗ для вновь строящихся и действующих объектов может быть выполнено при:

а) объективном доказательстве стабильного достижения уровня техногенного воздействия на границе СЗЗ, ЕСЗЗ и за ее пределами в рамках и ниже нормативных требований (с учетом суммированного и потенцированного биологического воздействия), по материалам систематических (не менее чем годовых) лабораторных наблюдений за состоянием загрязнения воздушной среды

б) подтверждении измерениями снижения уровней шума и других физических факторов до уровней гигиенических нормативов на границе СЗЗ, ЕСЗЗ и за ее пределами в жилой застройке;

в) уменьшении мощности, изменение состава, перепрофилировании предприятия, внедрении на объектах безотходной и малоотходной технологии на основных производствах и связанным с этим изменением класса опасности;

г) обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности на основании материалов по оценке риска для здоровья населения, выполненных в установленном порядке.

Не допускается сокращение величины санитарно-защитной зоны для действующих предприятий на основании данных, полученных только расчетным путем.

3.7. Размер СЗЗ должен быть увеличен по сравнению с классификацией при невозможности обеспечения современными техническими и технологическими средствами нормативных уровней по любому фактору воздействия, полученных расчетным путем и/или по результатам лабораторного контроля.

3.8. Размер санитарно-защитной зоны для предприятий I-II классов опасности устанавливается и может быть изменен Главным Государственным санитарным врачом Российской Федерации или его заместителем (п.2.10., 4.2.), для предприятий IV-V классов опасности – Главным Государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем (п.2.11.).

3.9. При оценке обоснованности размера СЗЗ следует руководствоваться следующими критериями:

Обеспечение нормативов качества атмосферного воздуха (ПДК) и уровней физического воздействия (ПДУ) на границе СЗЗ;

Отсутствие негативного воздействия объекта на состояние здоровья населения, устанавливаемого современными методами исследований;

Техническая и экономическая возможность выполнения мероприятий, обеспечивающих обосновываемую величину СЗЗ.

3.10. Ответственность за разработку проекта санитарно-защитной зоны, ее организацию (включая отселение жителей), возлагается на должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств (п.3.2.).

3.11. Санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту организации СЗЗ выдается органами и учреждениями Роспотребнадзора.

3.12. Границы СЗЗ и ЕСЗЗ утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в зависимости от их полномочий в отношении земель находящихся в их собственности при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

3.13. Утвержденная в установленном порядке граница СЗЗ, ЕСЗЗ является линией градостроительного регулирования в генеральном плане населенного пункта.

3.14. Заказчиком проекта ЕСЗЗ может выступать администрация территории или иная организация по ее поручению.

3.15.Для действующих промышленных и иных объектов и производств на рассмотрение представляются: проект обоснования расчетных размеров и границ санитарно-защитной зоны объекта и отчет для установления окончательных размеров и границ санитарно-защитной зоны объекта (п.4.2.).

Отчет должен содержать: пояснительную записку, протоколы натурных исследований и измерений, отчет о выполнении мероприятий, рекомендованных проектом расчетной границы СЗЗ, санитарно-эпидемиологическое заключение по расчетной границе СЗЗ и др. материалы

В случае, если за период выполнения натурных исследований и измерений произошли изменения в мощности, технологическом процессе, составе предприятий-арендаторов и др., установление окончательного размера СЗЗ возможно только после корректировки расчетных границ и размеров СЗЗ.

Для проектируемых промышленных и иных объектов и производств в органы и учреждения Роспотребнадзора для рассмотрения представляется проект обоснования возможности размещения объекта с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физического воздействия на атмосферный воздух с определением ориентировочного размера СЗЗ.

Промэкология

3. Источники загрязнения атмосферы. Нормативы ПДК, ПДВ.

4. Источники загрязнения водных объектов. Нормативы ПДК, ПДС.

5. Источники загрязнения литосферы. Нормирование качества почв, ПДК.

6. Источники загрязнения окружающей среды на железнодорожном транспорте.

7. Нормативная и расчетная санитарно-защитная зона предприятия

Цель: Ознакомление с методикой расчета расстояния до границы санитарно-защитной зоны производственного объекта.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – полоса отделяющая промышленное предприятия от селитебной (жилой) зоны. Это обустроенная территория, необходимая для защиты жилой застройки от воздействия загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятием. На границе СЗЗ должны соблюдаться нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК).

Все производственные объекты должны иметь санитарно-защитную зону,размер которой устанавливается “Санитарными нормами проектирования производственных объектов” (СН 1.01.001-94) в соответствии с класификацией в зависимости от мощности предприятия. Размеры СЗЗ составляют минимально 50 м для предприятий с санитарным классом V и максимально 1000 м для предприятий класса 1. Граница санитарной зоны отсчитывается от крайних точечных или неорганизованных источников выделения вредных веществ на предприятии (а не от ограды предприятия или от наиболее мощных источников).

Размеры санитарно-защитной зоны (СЗЗ) могут быть увеличены или уменьшены в зависимости от ряда факторой в том числе и занчения максимальной приземной концентрации, полученной при расчете рассеивания вредного вещества выбрасываемого предприятием. В том случае СЗЗ там, где приземная концентрация с учетом фоновой снижается до значения предельно допустимой. Дымовой факел от источника выброса (трубы высотой Н) распространяется в направлении ветра имеющего скорость U. На каком-то расстоянии Х от основания трубы факел касается земли, и концентрация вредного вещества в приземном слое атмосферы начинает возрастать над значением фоновой. График концентрации вредного вещества в приземном слое показан на рисунке 1.1Б. На каком-то расстоянии от основания трубы приземная концентрация вредного вещества достигает максимального значения и далее начинает уменьшаться. На расстоянии от основания трубы максимальная концентрация вредного вещества с учетом фоновой снижается до ПДК, что может рассматриваться как граница СЗЗ.

В санитарно-защитной зоне допускается размещать:

а) предприятия, их отдельные здания или сооружения производственными выбросами меньшего классавредности чем производство для которого установлена СЗЗ при условии характера вредности;

б) пожарное дело, бани, прачечные склады (кроме общественных и специализированных, продовольственных) здания управлений, конструкторских бюро, учебных занятий магазинов, предприятий общественного питания, поликлиники научно-исследовательские лаборатории, связанные с обслуживанием данного и прилегающих предприятий;

в) помещения для дежурного аварийного персонала и охраны предприятий, стоянки для общественного и индивидуального транспорта, коммуникации, ЛЭП, электростанции, нефте- и газопроводы водоохлаждающие сооружения, водопроводные и канализационные насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения подземные резервуары, питомники, растений для озеленения предприятий и санитарно-защитной зоны.

На территории санитарно-защитной зоны не допускается размещать:

а) предприятия, производственные здания и сооружения в тех случаях, когда производственные вредности, выделяемые одним из предприятий, могут оказывать вредное воздействие на здоровье трудящихся или привести к порче материалов, оборудования и готовой продукции другого предприятия, а также когда это приводит к увеличению концентрации вредности в зоне жилой застройки выше допустимой.

б) спортивные сооружения, парки, детские учреждения, учебные заведения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Порядок выполнения расчета.

Расчет производится согласно ОНД-86 “Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий”.

2.3.1.Определяются коэффициенты: с учетом фоновой концентрации по формулам.

Если ПДК, то делается вывод об установлении границы СЗЗ на расстоянии 50 м и далее расчет не выполняется.

Если ПДК, то выполняется следующий расчет.

2.3..2 Определяется безразмерный коэффициент d в зависимости от до одной из формул:

d=2,48(1+0,28 ) при

d=4,95 (1-0,28 ) при

d=7 (1-0,28 ) при

2.3.3. Рассчитывается расстояние на котором приземная концентрация достигает максимального значения:

где d – безразмерный коэффициент,

Н – высота источника выброса, м;

F – безразмерный коэффициент (для газов F=1)

Рассчитывается приземная концентрация на различных расстояниях от источника выброса:

где – безразмерный коэффициент, который определяется в зависимости от отношения / по следующим формулам:

При 1<( / )

при и / >8

при F>1,5 и / >8

Для источников высотой ниже 10 м при значениях / величина изменяется на величину , определяемую по формуле:

0,125 при

Исходные данные

Рассчитать границы санитарно-защитной зоны для одиночного точечного источника выброса – трубы котельной. Условия для расчета определены таблицей Принять коэффициент стратификации атмосферы А=200, коэффициент рельефа , температуру газа для всех источников 90ºС.

Таблица Варианты заданий.

В-т Харак-ка источника выброса (труба) Характеристика ВВ
Н,м/с D, м ω 0 , м/с Наименование ВВ и его концентрация мг/м 3 ПДК, мг/м 3 Класс опасности
0,3 0,15 0,4 0,5 оксид углерода 24,5 марганец 7,8
0,1 0,3 0,3 1,1 бензол 37,5 ацетон 50 1,5
0,3 0,2 1,1 0,6 ацетон 50 бензин 10
0,2 0,3 0,9 1,6 фенол 5,0 пыль древесная 39 0,01
0,5 0,4 1,2 0,9 пыль 10 хлор 0,01 0,2
0,5 0,6 1,0 1,1 серн ангидрид 1,2 пыль 16 0,05
1,0 0,8 1,6 1,5 аммияк 0,1 фтор 0,035 0,2 0,01
0,6 0,7 0,8 1,0 угольн пыль 10 сернист ангидрид 0,7 0,06
1,0 0,8 1,0 0,8 фтор 0,04 бензапирен 1,7 0,01 0,003
0,8 0,5 0,9 0,6 фтороводород 3,0 соляная кислота 0,2 0,005 0,006
0,9 0,6 0,4 0,7 фенол 0,05 сероводород 0,08 0,01 0,005
1,2 0,7 0,9 1,3 бензол 5,0 фтороводород 5 0,003 0,005
0,9 1,1 1,8 1,8 хлор 0,01 оксид азота 0,11 0,03 0,04
0,7 0,5 2,1 0,6 фтор 0,04 углеводороды 1,5 0,61 1,5

Контрольные вопросы.

1. Дайте определение санитарно-защитной зоны.

2. Для чего необходимы санитарно-защитные зоны?

3. Чем регламентируется размер санитарно-защитных зон для производственных объектов?

4. От чего зависит размер СЗЗ?

5. От какой точки отсчитывается граница СЗЗ?

6. В зависимости от какого фактора размеры санитарно-защитной зоны могут быть увеличены или уменьшены?

7. Какие объекты допускается размещать в пределах СЗЗ?

8. Какие объекты не допускается размещать в пределах СЗЗ?

Практическая работа№3

в зависимости от массы и видового состава вредных выбросов.

Цель: научиться определять категории опасности предприятиянепользуя данные о выбросов загрязняющих веществ.

Теоретические сведения.

Для включения предприятий в систему государственного учета выбросов вредных веществ при инспекционной проверке предприятия необходимо четкое деление их на категории опасности в зависимости от массы и видового состава выбрасываемых в атмосферу вредных веществ. Считается, что предприятие оказывает вредное воздействие на атмосферный воздух, если на нем хотя бы один источник попадает в категорию опасных.

Предприятие считается на оказывающим вредного воздействие на атмосферный воздух, если на нем ни один источник не попадает в категорию опасных. Опастность источника определяется по формуле:

где М – максимальная величина выброса вредного вещества в атмосферу, г/с;

ПДК – предельно допустимая концентрация, мг/м³;

Ф – величина, характеризующая условный расход воздуха, необходимый для разбавления вредного вещества, поступающего в атмосферу, до ПДК м³/с.

Если высота трубы Н м, то Ф=0,1; если H>10 м, то Ф .

где - средняя высота источника выброса, м.

На оснавании формулы (3.1) предприятия относят к той или иной категории опасности при проведении экспертизы проектов на строительстве или реконструкции предприятий.

Контролю подлежит предприятия, для которых выполняется неравенство:

при >10 м

где М – суммарная величина выброса вредного вещества от всех источников предприятия, г/с;

ПДК – максимальная разовая предельно допустимая концентрация, мг/м³;

Средняя по предприятию высота источника выброса, м.

Для расчета средней высоты источников выброса предприятия необходимо воспользоваться формулой:

где М – суммарная мощность выброса предприятий от всех источников в интервале высот 0-10, 11-20, 21-30 и т.д., г/с.

Все источники предприятия, подлежащие контролю, делят на две категории.

Ко второй – более мелкие источники, которые могут контролироваться эпизодически. К этой же категории относятся источники предприятия, не удовлетворяющие критерию (3.2), но для которых установлены нормативы ПДВ по фактическим выделениям вредных веществ при обеспечении проектных показателей работы пылегазоочистных установок.

Разделение источников на первую и вторую категории осуществляется с использованием величины максимальной приземной концентрации вредного вещества при неблагоприятных метеорологических условиях , мг/м³.

где - масса выброса i-го загрязняющего вещества, т/год;

Среднесуточная предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества, мг/м³.

n – количество загрязняющих веществ выбрасываемых предприятием.

m – безразмерная величина позволяющая соотнести степень вредности это вещества с вредностью сернистого газа, определяемых в таблице

Таблица. Значение а для веществ различных классов опасности.

Значение КОП расчитывают при условии, когда при КОП не рассчитывают и приравнивают к нулю.

По величине КОП предприятие делят на четыре категории опасности. Граничные условия для деления предприятий на категории опасности приведены в таблице

Категория опасности предприятия Значение КОП
КОП

К предприятиям первой категории опасности (КОП ) относятся предприятия имеющие значительный валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу или значительные валовые выбросы веществ первого класса опасности. В крупных промышленных городах их 5-10, в малых – 1-2. Несмотря на свою малоочисленность суммарный выброс загрязняющих веществ предприятиями первой категории составляют более половины общих городских выбросов.

Предприятиями первой категории создают вокруг себя значительные зоны загрязнения несколькими загрязняющими веществами, где наблюдаются концентрации, в несколько раз превышающие ПДК по нескольким загрязняющим веществам или в десятки раз одним-двумя загрязняющими веществами.

Ко второй категории опасности относятся предприятия со значениями . Суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу составляет 30-36% общих городских выбросов.

Третья категория () является одной их самых многочисленных однако на долю этих предприятий приходится всего лишь 10-15% общих городских выбросов.

Четвертая категория опасности () объединяет самые мелкие предприятия с небольшими выбросами вредных веществ. В целом по городу на эти предприятия четвертой категории опасности, как правило, не превышают нормативы предельно допустимых выбросов, а если и превышают, то на столь незначительную величину, которой смело можно пренебречь. Для таких предприятий можно устанавливать нормативы ПДВ на уровне фактических выбросов.

В таблице представлены виды работ, обязательные для выполнения, периодичность отчета и контроля в зависимости от категории опасности предприятия.

Таблица Периодичность ответности и контроля промышленных предприятий в зависимости от их категории опасности.

Порядок выполнения расчета.

Определяем объем отходящей газовоздушной смеси из источников выброса (труб) по формуле:

Варианты заданий.

Вариант Характеристика источника выброса (труба) Характеристика вредного вещества Кол-во смен
Н, м/с D,м , м/с Наим-е вредного в-ва и его концентрация, мг/м³ ПДК мг/м³ Класс Опас- ности
0,3 0,15 0,4 0,5 Оксид углер. 24,5 Марганец 7,8
0,1 0,3 0,3 1,1 Бензол 37,5 Ацетон 50 1,5
0,3 0,2 1,1 0,6 Ацетон 50 Бензин 10
0,2 0,3 0,9 1,6 Фенол 5,0 Пыль древесн. 39 0,01
0,5 0,4 1,2 0,9 Пыль 10 Хлор 0,01 0,2
0,5 0,6 1,0 1,1 Серн. Ангидрид 1,2 Пыль 16 0,05
1,0 0,8 1,6 1,5 Аммиак 0,1 Фтор 0,035 0,2 0,01
0,6 0,7 0,8 1,0 Угольная пыль 10 Серн. Ангидрид 0,7 0,06
1,0 0,8 1,0 0,8 Фтор 0,04 Бенз(а)пирен1,7 0,01 0,003
0,8 0,5 0,9 0,6 Фтороводород 3,0 Соляная кислота 0,2 0,005 0,006
0,9 0,6 0,4 0,7 Фенол 0,05 Сероводород 0,08 0,01 0,005
1,2 0,7 0,9 1,3 Бензол 5,0 Фтороводород 5 0,003 0,005
0,9 1,1 1,8 1,8 Хлор 0,01 Оксид азота 0,11 0,03 0,04
0,7 0,5 2,1 0,6 Фтор 0,04 Углеводороды 1,5 0,61 1,5
0,5 0,6 1,0 1,1 Марганец 5 Сварочн. аэразоль 3 0,001 0,15
0,9 1,5 2,5 Углерода оксид 23 Диоксид азота 10 0,04
1,0 0,8 1,0 0,8 Диоксид серы 2 Пыль неорганич. 5 0,05 0,1
0,3 0,25 2,6 1,8 Пыль древесная 8 Взвешен. вещ-ва 10 0,1 0,15
0,7 0,85 3,5 2,8 Пыль абразивн. 9 Железа оксид 15 0,04 0,04
1,2 0,7 0,9 1,3 Бензол 37,5 Ацетон 50 1,5
0,1 0,3 0,3 1,1 Марганец 8 Диоксид азота 10 0,001 0,04
0,9 1,1 1,8 1,8 Диоксид азота 15 Диоксид серы 8 0,05 0,04
0,5 0,15 0,6 0,5 Углеводороды 1,5 Пыль цемента 12,3 1,5 0,01
0,5 0,8 0,75 Бензол 10 Фенол 1 0,003 0,01
0,9 0,8 Взвешен. в-ва 20 Пыль неорганич. 15 0,15 0,1

3.6 Контрольные вопросы.

1. Охарактеризовать предприятия, относящиеся к первой категории опасности (второй, третьей, четвертой).

3. По какому критерию определяют необходимость контроля предприятия?

4. Как определяется средняя по предприятию высота источников выброса?

6. Какие предприятия считаются не оказывающими вредного воздйствия на атмосферный воздух?

8. Для чего необходимо деление предприятий на категории опасности?

Практическая работа № 4

Стоимость: от 120 000 руб.

Помимо этого, требуется разработка СЗЗ не только для предприятий промышленности. В список входят также такие потенциально вредные для окружающей среды объекты, как АЗС, котельные, складские помещения, очистные сооружения и даже кладбища.

Кроме того, существует СЗЗ для автомобильных дорог, которая называется «санитарный разрыв». Полный перечень данных объектов также содержится в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 .

В общем, в обязательном порядке определение СЗЗ необходимо для предприятий 1 – 3 класса опасности, для 4 класса – по требованию Роспотребнадзора.

Зачем необходима?

Установление санитарно-защитной зоны производства нужно предприятию для соблюдения существующего природоохранного законодательства и, как следствие, избежании штрафов за отсутствие СЗЗ при проверке инспектирующими органами.

Размер штрафа прописан в КоАП РФ № 195-ФЗ 2001 г. и может достигать 100 000 руб. на юридическое лицо или же осуществляется приостановка его деятельности на срок до 3 месяцев.

Сколько стоит?

Стоимость разработки проекта санитарно-защитной зоны начинается от 10 000 руб. за источник (выбросов, шума, излучения). На стоимость влияет множество факторов: объем необходимых работ, класс опасности объекта, необходимость сокращения СЗЗ.

Сколько ждать?

Разработка проекта СЗЗ, вместе со сбором необходимых данных, в среднем занимает 30-40 дней. Затем наступает череда долгих согласований проекта и проведения замеров и исследований на местности, которые в общей сложности длятся более года. На период проведения исследований устанавливается временная СЗЗ, а итогом годовых исследований является окончательное согласование границ санитарно-защитной зоны.

Установленная СЗЗ на предприятии действует бессрочно, если в заключении СЭЗ не указано срока действия. Однако, при изменении технологического процесса в организации или проведении застройки селитебной территории вокруг СЗЗ проект подлежит переоформлению.