Кто такой представитель совета федерации. Структура совета федерации. Кадровые исключительные полномочия

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Комментарий к Статье 100 Конституции РФ

1. Часть 1 ст. 100 Конституции устанавливает один из основных принципов работы палат парламента - раздельность его заседаний. Раздельность заседаний обуславливает и раздельность принятия ими решений. Наличие данного принципа исходит из различий в предназначении и компетенции палат. Как разъяснил Конституционный Суд в Постановлении от 12.04.1995 N 2-П*(1010), двухпалатность российского парламента, обусловленная федеративным устройством государства, самостоятельность палат во взаимоотношениях между собой обеспечивают систему взвешенного и обоснованного принятия решений Федеральным Собранием.

Раздельная работа палат двухпалатных парламентов, способствующая наиболее плодотворной деятельности палат в рамках их компетенции, является общепринятой в мировой практике. В ряде случаев конституции впрямую устанавливают названный принцип (Норвегия, Швейцария), в иных - исчерпывающим образом перечисляются основания для проведения совместных заседаний палат, тем самым презюмируется обособленность их деятельности (Бразилия).

2. Часть 2 комментируемой статьи формулирует другой важнейший принцип функционирования российского парламента - открытость - необходимый атрибут деятельности органов государственной власти в демократическом обществе. Заседания палат Федерального Собрания являются открытыми, освещаются СМИ, стенограммы заседаний публикуются в специальных печатных изданиях. Федеральным законом от 13.01.1995 N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" (в ред. от 16.10.2006) предусматривается обязательное ведение пресс-службами палат парламента аудио- и видеозаписей всех заседаний Совета Федерации и Государственной Думы. Режим хранения таких записей является бессрочным. На федеральные СМИ Законом возлагается обязанность трансляции открытия первых заседаний Совета Федерации и Государственной Думы.

Открытость является базовым принципом осуществления и иных форм деятельности парламента: заседаний комитетов, комиссий, депутатских объединений Государственной Думы, парламентских слушаний и т.п. Вместе с тем Конституция предусматривает возможность проведения закрытых заседаний в соответствии с регламентами палат.

Аналогичная практика сложилась и за рубежом: определяя публичность как основополагающий принцип деятельности парламента, конституции устанавливают возможность проведения закрытых заседаний. В ряде стран конституции регламентируют процедурные вопросы принятия решения о проведении таких заседаний (Япония, ФРГ, Украина и др.).

На заседания палат Федерального Собрания по их решению могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления всех необходимых сведений по рассматриваемым палатами вопросам. Присутствие представителей СМИ на заседаниях требует их аккредитации.

В отношении ряда должностных лиц регламенты предусматривают возможность их свободного присутствия на любых заседаниях палат (Президент, его полномочные представители в соответствующих палатах, парламентарии другой палаты, Председатель и члены Правительства, судьи высших судебных органов и др.). На открытых заседаниях при рассмотрении законопроектов, проходивших экспертизу Общественной палаты, вправе также присутствовать члены Общественной палаты.

При проведении закрытых заседаний запрещается использование фото-, кино- и видеотехники, средств телефонной связи и радиосвязи, а также средств звукозаписи и обработки информации. Ограничено и число лиц, допущенных к присутствию на заседании. Представители СМИ на закрытые заседания не допускаются. Регламентами палат Федерального Собрания предусматривается перечень лиц, имеющих право инициировать закрытое заседание. В их числе: Президент, Председатель Правительства, председатели палат, комитеты палат и др. Сведения, обсуждаемые на закрытом заседании, относимые к государственной и иной охраняемой законом тайне, не подлежат разглашению и распространению. Решение о проведении закрытого заседания Совета Федерации принимается большинством голосов от числа членов, принявших участие в голосовании, но не менее чем 1/4 голосов от общего числа членов палаты. В Государственной Думе такое решение принимается большинством голосов от числа принявших участие в голосовании.

Регламенты палат не устанавливают перечня вопросов, обсуждение которых допускается только на закрытых заседаниях. Как правило, закрытые обсуждения связываются с необходимостью обеспечения неразглашения сведений, составляющих государственную тайну. Регламент Совета Федерации устанавливает, что обсуждение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории РФ проводится на закрытом заседании Совета Федерации, если палатой не будет принято иное решение. Государственная Дума вправе в закрытом режиме рассматривать предложение о выдвижении обвинения против Президента и заключение специальной комиссии по данному вопросу. Однако по решению палаты обсуждение этого вопроса может транслироваться СМИ.

3. Часть 3 ст. 100 содержит перечень вопросов, по которым предусматривается возможность проведения совместных заседаний обеих палат парламента.

В зарубежной практике совместные заседания палат проводятся в случаях, установленных конституциями, и могут как носить церемониальный характер, например для принесения присяги главой государства (Италия, Испания, Бразилия), так и касаться решения важнейших политических вопросов (в частности, объявление войны, ратификация международных договоров, носящих политический или военный характер, - Испания; избрание президента - Италия; преодоление вето - Казахстан, Индия, Бразилия; разрешение споров о компетенции между верховными союзными властями - Швейцария). Перечень таких вопросов в конституции, как правило, носит исчерпывающий характер. Процедура проведения совместных заседаний регулируется регламентом совместного заседания, принимаемым палатами, либо регламентом одной из палат.

Российская Конституция в числе оснований для проведения совместных заседаний палат предусматривает: заслушивание посланий Президента, заслушивание посланий Конституционного Суда и выступлений руководителей иностранных государств. Совместные заседания палат не предусматривают обсуждения и принятия каких-либо решений. Совместные заседания палат Федерального Собрания созываются распоряжением Президента*(1011), однако порядок их проведения не регламентируется. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы также собираются совместно при вступлении в должность Президента, когда он в торжественной обстановке приносит присягу, при этом также присутствуют судьи Конституционного Суда и иные приглашенные лица.

назначается по территориальному признаку Зал заседаний Сайт council.gov.ru

Здание Совета Федерации в 2017 году

В Совет Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации , входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти), а также «представители Российской Федерации, назначаемые президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (представители Российской Федерации были введены законом РФ о поправке к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»).

Общее число членов Совета Федерации РФ - 170(187), по два представителя от каждого субъекта России, которых насчитывается 85, 17 сенаторов назначаются президентом Российской Федерации. Количество членов Совета Федерации с 1993 года менялось несколько раз из-за объединения существующих и образования новых субъектов Федерации. Согласно Конституции (статья 95, часть 2), президент России может назначить ещё не более 10 % членов Совета Федерации - представителей Российской Федерации.

Совет Федерации - «Палата регионов», представляющая интересы регионов на федеральном уровне и отражающая федеративный принцип российского государства. Являясь институтом интеграции и консолидации регионов, Совет Федерации обеспечивает баланс общефедеральных и региональных интересов при принятии решений, направленных на реализацию стратегических целей развития страны.

Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Члены Совета Федерации не создают фракций и партийных объединений .

Совет Федерации является постоянно действующим органом. В отличие от Государственной думы, Совет Федерации не может быть распущен президентом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной думы . Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий президента Российской Федерации , посланий Конституционного Суда Российской Федерации , выступлений руководителей иностранных государств. Члены Совета Федерации осуществляют свои полномочия на постоянной основе.

Члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Совет Федерации проводит свои заседания в главном здании на ул. Большой Дмитровке в Москве, как правило, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря. Заседания являются открытыми. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание.

Полномочия

18 сентября 1993 года президент Ельцин созвал встречу руководителей исполнительной и представительной власти регионов, заранее объявленную учредительным собранием нового Совета Федерации и прообразом верхней палаты нового парламента, альтернативного действующему Съезду народных депутатов РФ. Участники встречи отказались подписать документ о создании Совета Федерации, пока его полномочия не будут определены законодательно действующим парламентом.

Первый период формирования (январь 1994 - январь 1996)

Портал:Политика
Россия

В переходных положениях Конституции России 1993 года было указано, что первый состав СФ на два года избирается гражданами по двухмандатным округам, а далее порядок формирования СФ необходимо было установить отдельным законом.

Практическая деятельность выборного СФ показала, что он не всегда выполняет отведённую ему авторами Конституции роль «фильтра» принимаемых Государственной думой законов и нередко голосует за преодоление президентского вето .

  1. Начальник Правового управления - Егорова Екатерина Юрьевна
  2. Начальник Аналитического управления - Кривов Виктор Дмитриевич
  3. Начальник Управления организационного обеспечения - Костюлин Николай Петрович
  4. Начальник Управления делами - Семикин Виталий Викторович
  5. Начальник Управления информационных технологий и документооборота - Попов Валерий Валериевич
  6. Начальник Управления государственной службы и кадров - Корчак Александр Борисович
  7. Начальник Управления международных связей - Парузин Николай Владимирович
  8. Начальник Управления информации и взаимодействия со СМИ (Пресс-служба Совета Федерации) - Фоменко Наталия Владимировна
  9. Начальник финансово-экономического управления - Петренко Андрей Владимирович

Временная комиссия СФ по защите гос. суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ

Временная комиссия Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации - комиссия, созданная по решению 414-го заседания Совета Федерации Федерального Собрания РФ с целью защиты государственного суверенитета России и предотвращения вмешательства во внутренние дела Российской Федерации .

Предыстория возникновения

Предпосылки появления комиссии наметились ещё в апреле 2017 года, во время проведения 136-й Ассамблеи Межпарламентского Союза в Дакке . По итогам работы Ассамблеи по инициативе российской делегации была принята резолюция о роли парламентов в соблюдении принципа невмешательства во внутренние дела суверенных государств. Тезисом данной резолюции стала констатация недопустимости насильственной смены законных правительств государств под предлогами т. н. «гуманитарных интервенций».

7 июня 2017 года в Совете Федерации прошли парламентские слушания на тему «Предотвращение вмешательства во внутренние дела Российской Федерации: законодательство и правоприменительная практика», организованные Комитетом Совета Федерации по международным делам и Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству. По итогам дискуссий подготовлены рекомендации. 14 июня 2017 года, на 414-м заседании Совет Федерации принял Постановление «О создании Временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации».

Также, по сообщениям СМИ , идея создания комиссии возникла в связи с санкционной политикой западных государств в отношении России из-за заявлений о вмешательстве России во внутренние дела других государств. [

Как указывает 95-я статья Конституции, Федеральное Собрание, т. е. парламент, - это две палаты: Госдума и Совет Федерации. Последнюю неофициально называют также Сенатом. Основным документом, регламентирующим его деятельность, выступает Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Сенат реализует множество задач на самом высоком уровне. Важность его деятельности для государства сложно переоценить. Рассмотрим далее особенности верхней палаты в парламенте.

Общие сведения

Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - должностное лицо, представляющее конкретный регион страны от имени высшего исполнительного или законодательного института власти. В Сенате присутствует по два служащих от каждого субъекта. Всего в верхней палате в настоящее время насчитывается 170 человек. Стоит сказать, что это число менялось несколько раз с 1993 г. в связи с объединением регионов и образованием новых.

Историческая справка

Совет Федерации был образован в соответствии с поправками к Конституции, введенными в 1990 г. Он выступал в качестве консультативного отдела при президенте страны, который его и возглавлял. В его составе присутствовали президенты союзных республик. При дальнейших изменениях Конституции статус СФ определялся в отдельной главе 15.2 Основного Закона. Поправками в Совет Федерации был включен вице-президент СССР, обладавший решающим голосом. Закон также устанавливал, что решения в СФ принимаются большинством, составляющим не менее 2/3 от присутствующих.

С 30 января 1990 г. в его состав входили председатели Советов от 88, а впоследствии и 89 субъектов. В июле 91-го произошли кадровые перестановки. В частности был назначен . Им стал Хасбулатов. СФ РСФСР по руководством Ельцина созывался трижды. 18 сентября 1993 г. президентом была организована встреча представителей законодательных и исполнительных властных структур субъектов. Заранее она была объявлена как учредительное собрание, на котором должен был решаться вопрос о формировании нового Совета Федерации взамен действовавшего СНД. Представители регионов отказались подписывать документ о его создании, пока компетенция структуры не будет утверждена действующим парламентом.

Особенности формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Всего историки выделяют 4 этапа создания верхней палаты. Первый приходится на период с января 94-го по январь 1996 г. Переходные положения Конституции от 1993 г. содержали указание на то, что первый созывается путем избрания гражданами представителей по одномандатным округам на 2 года. В дальнейшем предполагалось установить порядок созыва отдельным законом. Соответственно, выборы прошли 12.12.1993 г.

Первый Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации заседал с 11 января 1994 г. по 15 января 1996 г. Как показал анализ практической работы Сената, он не всегда справлялся с возложенными на него задачами по "фильтрации" законопроектов, принимаемых в Госдуме. Председатель Совета Федерации - Шумейко - был избран 13 янв. 1993 г. Он являлся депутатом от Калининградской области.

Второй этап

Он приходится на период с января 1996-го по декабрь 2001 г. Учитывая не совсем удовлетворительный опыт работы первого созыва, было решено реформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Состав Сената претерпел ряд изменений. В частности был утвержден закон, согласно которому губернаторы, а также главы заксобраний регионов входили в СФ по своей должности. Каждый член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации работал на непостоянной основе. Представители регионов приезжали в Москву на регулярные заседания. Они также участвовали в работе комиссий и комитетов. В качестве главы Сената в этот период выступал Строев. Он был избран Председателем в 1996 г., 23 января.

Третья стадия

В начале президентства В. В. Путина была предложена новая реформа Сената. Преобразования предполагали замену губернаторов и высших должностных лиц заксобраний назначенными представителями. Эти служащие включались в состав Совета на постоянной основе. При этом один из представителей назначался губернатором, а другой - законодательным институтом субъекта. Реформа, таким образом, лишала высших должностных лиц от исполнительных органов возможности самостоятельно лоббировать свои интересы в Москве и принимать участие в политических событиях, партийной жизни на федеральном уровне. Однако этим лицам была предложена своего рода альтернатива.

Для лидеров субъектов был сформирован Госсовет, не обладающий конституционным статусом. Он периодически собирается в столице. На заседаниях присутствует и президент. На собраниях обсуждаются актуальные внутригосударственные и общественные вопросы. Окончательно структура Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации была создана к январю 2002 г.

Последний этап

В декабре 2012 г. вступил в действие новый закон, которым закреплялся порядок создания Сената. В нормативном акте определены требования для кандидатов в представители от регионов. В настоящее время членом Совета может стать гражданин:

  1. Достигший 30 лет.
  2. Имеющий безупречную репутацию.
  3. Проживающий на одном месте в пределах РФ постоянно не менее пяти лет.

В качестве представителя от законодательного института региональной власти может выступать только его депутат. Кандидатуры вносит председатель фракции или группа однопартийцев. Принятие решения осуществляется большинством. Что касается представителя от исполнительной властной структуры, то его кандидатура определяется заранее. В ходе избрания высшего лица в регионе каждый кандидат предоставляет список, в который включается три человека. В случае получения необходимого числа голосов, первый в этом списке станет представителем СФ. Второй или третий человек может стать сенатором только при досрочном завершении полномочий предыдущего. Решение о наделении лица соответствующим статусом принимает избранный гражданин после вступления на свой пост (на следующий день).

Нюансы

Следует отметить важное новшество, введенное законом от 2012 г. Нормативный акт исключил возможность досрочного отзыва представителя региона по инициативе заксобрания или губернатора. Порядок прекращения полномочий сенатора аналогичен тому, который предусматривается для депутата Госдумы. Спикер СФ направляет в институт власти, выбравший представителя от региона, информацию о посещении последним заседаний.

Ограничения

В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не могут входить лица:

  1. Имеющие гражданство другого государства, вид на жительство либо другой документ, удостоверяющие право постоянно проживать за пределами РФ.
  2. Признанные ограниченно или полностью недееспособными.
  3. Отбывающие тюремное заключение, согласно приговору суда.
  4. Имеющие судимость за тяжкие/особо тяжкие деяния.

Характеристика

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации выступает в качестве "Палаты субъектов". Он представляет интересы всех регионов на высшем уровне. Структура Совета отражает федеративный принцип устройства России. Сенат выступает как институт интеграции и консолидации субъектов. Он обеспечивает баланс общегосударственных и региональных интересов в процессе принятия разных решений, направленных на достижение стратегических целей и развитие страны. Органы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации создаются по непартийному принципу. Представители регионов не образуют фракций и иных политических объединений. Совет Федерации - орган, действующий на постоянной основе. Сенат не может распускаться президентом (в отличие от Госдумы). Заседания СФ созываются при необходимости. Однако они должны организовываться не реже двух раз в месяц. Все члены Совета наделены неприкосновенностью на период действия их полномочий. Они не могут подвергаться личному досмотру, задержанию, к ним не допускается применять меры пресечения. Исключение составляют случаи, прямо установленные законодательством.

Назначение представителей

Кандидат от законодательного института региональной власти избирается им на период своих полномочий. Внесение предложения осуществляется его главой. Группа депутатов вправе представить альтернативную кандидатуру. Для этого ее численность должна быть не меньше трети общего числа членов заксобрания. Представитель от исполнительного института власти назначается лицом, находящимся на высшем посту в регионе. Избрание члена от законодательного органа производится тайным голосованием.

Документальное оформление

Результаты голосований по кандидатам в сенаторы указываются в соответствующем постановлении. Если выдвижение осуществляется от двухпалатного заксобрания, соответствующий акт составляется обеими палатами. Решение, которое принимает высшее должностное лицо о назначении сенатора, оформляется указом. В соответствии с правилами, закрепленными в законодательстве, акт вступает в силу, если на плановом или внеочередном собрании представительной структуры 2/3 от всего количества депутатов не выскажется против кандидата. Указ исполнительного органа направляется на рассмотрение в трехдневный срок. Решения представительных органов передаются в Сенат в течение 5 дней с даты вступления их в силу.

Задачи СФ

В полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входит рассмотрение вопросов о следующем:

  1. Утверждении изменений границ субъектов.
  2. Назначении выборов главы государства.
  3. Утверждении президентских Указов, вводящих военное, чрезвычайное положение.
  4. Отрешении главы страны от поста.
  5. Назначении судей КС, ВС, ВАС.
  6. Утверждении кандидатуры и снятии с поста Генпрокурора.
  7. Назначении и освобождении от должностей зампредседателя и 50% аудиторов от Счетной палаты.

Дополнительные функции

Совет Федераций определяет уполномоченных представителей Экономического суда в рамках СНГ. Утверждение кандидатур производится по правилам, установленным для судей ВАС. В соответствии с законодательством Сенат может рассматривать предложения, поступившие от главы страны о назначении либо отзыве диппредставителей в международных организациях и зарубежных государствах.

Специфика деятельности

Правила работы Сената устанавливаются в Конституции, федеральном законодательстве, решениях, вынесенных Советом, а также в Регламенте. Из числа представителей выбирается глава СФ. В ведении его заместителей находятся вопросы, касающиеся внутреннего распорядка палаты. Для оперативного рассмотрения актуальных проблем создается коллегиальный орган.

Особенности заседаний

Слушания организуются с 16.09 по 15.07. Заседание считается правомочным, если явилось больше половины от всего количества представителей. Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации являются обязательными для исполнения. В качестве первоочередных вопросов, подлежащих обсуждению, выступают:

  1. Послания и обращения главы государства.
  2. Изменения в главах 3-8 Конституции, законопроектах, утвержденных Госдумой и подлежащих обязательному рассмотрению.
  3. Проекты постановлений Сената по вопросам, отнесенным к его ведению.
  4. Предложения о пересмотре положений, закрепленных главами 9 и 1, 2.
  5. Законы, утвержденные Госдумой по денонсации и ратификации международных договоров.
  6. Предложения о направлении в КС запросов.

К числу ФЗ, принятых в Госдуме и подлежащих обязательному рассмотрению, относят нормативные акты, касающиеся:

  1. Федеральных сборов, налогов.
  2. Кредитного, таможенного, финансового, валютного регулирования, а также денежной эмиссии.
  3. Статуса и защиты госграницы.
  4. Федерального бюджета.
  5. Войны и мира.

Как правило, Сенат рассматривает большую часть законов, принятых в нижней палате. Как указывает 105-я статья Конституции (ч. 4), ФЗ признается одобренным, если за него проголосовало больше половины от выбранных членов Совета либо он не обсуждался 14 дней. В случае отклонения ФЗ палаты могут образовать согласительную комиссию. С ее помощью осуществляется урегулирование разногласий, появившихся в процессе принятия нормативного акта. Утвержденные законы передаются президенту в пятидневный срок для подписания и обнародования.

Правотворческая инициатива

Сенат обладает достаточно большим объемом полномочий. В частности он может вносить в нижнюю палату проекты законов либо положений Конституции, предложения о внесении поправок или дополнений последних. Стоит сказать, что такой же возможностью обладают и представительные региональные органы. Сенат также может вносить поправки в содержание законопроекта в ходе его рассмотрения в нижней палате.

Дополнительно

Организационное, правовое, документационное, аналитическое, финансовое, информационное, материально-техническое, медицинское, транспортное, хозяйственное, социально-бытовое обеспечение возлагается на аппарат Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Эта единица работает на постоянной основе. Расходы, штат, структура определяются главой Сената. Сотрудники наделяются статусом госслужащих. В соответствии со 101-й статьей Конституции создаются комитеты и комиссии при Госдуме и Совете Федераций. Они также постоянно действующие.

Комитеты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации решают конкретные вопросы, отнесенные к их компетенции. В частности они проводят подготовку, предварительное рассмотрение проектов законов, организуют парламентские слушания, созываемые палатами. В их компетенцию входит решение вопросов, касающихся их собственной деятельности. Комитеты также могут заниматься другими проблемами, относящимися к ведению палат. По законам, принятым Госдумой, они подготавливают заключения. Своей деятельностью комитеты Сената способствуют реализации конституционных положений, норм законодательства. Совет Федерации может формировать временные комиссии. Их деятельность ограничена определенным периодом либо конкретными задачами.

Функции комиссии, срок, в течение которого она будет работать, штат, а также полномочия определяются в нормативных актах Сената. СФ образует также и постоянно действующую комиссию. Она занимается вопросами, связанными с парламентскими процедурами и регламентом. Аналогичные единицы создаются и в Госдуме. Они также решают конкретные задачи в рамках своей компетенции. При необходимости комиссии и комитеты обеих парламентских палат проводят совместные заседания. На них может присутствовать и глава государства.

Структура Совета Федерации:

1) Председатель Совета Федерации и его заместители (избираются членами палаты и не могут представлять один и тот же субъект РФ);

2) комитеты Совета Федерации по отдельным вопросам деятельности Совета Федерации (их численность не может быть менее 10 человек, все члены палаты должны входить в один из комитетов);

3) постоянные (по регламенту и парламентским процедурам) и временные (по какому-либо особо значимому вопросу или событию) комиссии. Председатель Совета Федерации ведет заседания палаты Федерального Собрания и управляет внутренним распорядком деятельности, а также направляет законопроекты в Государственную Думу и осуществляет представительские функции палаты во взаимоотношениях с иными органами власти РФ и иностранных государств.

Компетенция – это установленный Конституцией РФ и федеральными законами объем полномочий государственных органов и должностных лиц. Компетенция Совета Федерации РФ – это установленный Конституцией РФ объем полномочий и обязанностей. Совет Федерации – это верхняя палата Федерального Собрания РФ, поэтому его главной функцией является одобрение (неодобрение) принятых Государственной Думой федеральных законов. Иные полномочия Совета Федерации ФС РФ:

1) назначение на должность и освобождение от нее вышестоящих должностных лиц государства: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, а также Председателя Счетной палаты и др.;

2) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за ее пределами;

3) утверждение Указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения на территории РФ;

4) утверждение изменения границ субъектов РФ;

5) внесение законопроектов или поправок к законам в Государственную Думу РФ;

6) назначение выборов Президента РФ;

7) отрешение Президента РФ от должности.

Согласно ст. 106 Конституции РФ Совет Федерации обязательно рассматривает и выносит решение об одобрении (неодобрении) вновь принятых федеральных законов по вопросам:

1) федерального бюджета;

2) федеральных налогов и сборов;

3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

4) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

5) статуса и защиты государственной границы РФ;

6) войны и мира. Все решения по вопросам, относящимся к компетенции Совета Федерации, принимаются на заседаниях палаты и в рамках ее рабочих комитетов и групп.

В настоящее Совет Федерации время является постоянно действующим органом власти, тогда как ранее он собирался периодически для решения своих непосредственных задач. Поэтому в Совет Федерации сегодня входят не собственно высшие должностные лица субъектов РФ, а их уполномоченные представители. Непосредственная работа верхней палаты Федерального Собрания РФ ведется в периоды сессий (с 1 октября по 31 июля каждого года) с перерывами на парламентские каникулы. В работе Совета Федерации имеются еще перерывы заседаний палаты, которые представляют собой процессуальные перерывы в работе в связи с необходимостью отдыха парламентариев либо устранение препятствий в работе (недостатков, неясностей в поставленных на заседании вопросах). В этом случае работа палаты Федерального Собрания считается продолжающейся и непрерывной. Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц определяется Конституцией РФ, федеральными законам и его Регламентом и решениями. Заседания Совета Федерации всегда открытые, за исключением случаев, предусмотренных Регламентом палаты, когда могут проводиться закрытые заседания. Они всегда проходят отдельно от нижней палаты Федерального Собрания, за исключением случаев заслушивания посланий Президента РФ и Конституционного Суда РФ, а также выступлений руководителей иностранных государств. В этих случаях работа палат Федерального Собрания РФ осуществляется в рамках совместного заседания.

Заседания Совета Федерации признаются правомочными, если на них присутствует более половины членов палаты от общего числа членов палаты.

Совет Федерации принимает решения на общем заседании палаты путем прямого тайного или открытого голосования по каждому вынесенному на обсуждение вопросу. Однако основная работа по подготовке вопросов к обсуждению в Совете Федерации осуществляется специальными комитетами (например, по рассмотрению вновь принятого Государственной Думой РФ федерального закона).

Вся непосредственная работа Совета Федерации РФ осуществляется в рамках заседаний палаты и работы специально формируемых в ее составе рабочих групп. Особый порядок предусмотрен для такой деятельности, как одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой РФ.

Совет Федерации должен выразить свое одобрение специальным постановлением в течение 14 дней со дня поступления в Совет федерального закона либо в течение этого же срока выразить свое неодобрение. Если такое неодобрение не выражено в течение 14-дневного срока, то считается, что Совет Федерации выразил молчаливое согласие.

К обсуждению ответственный комитет Совета Федерации должен подготовить и представить сопроводительные документы в течение 14 дней со дня поступления в Совет Федерации федерального закона. Если ответственный комитет не подготовил соответствующие документы, то Совет Федерации сразу направляет федеральный закон на подписание Президенту РФ. Таким образом обеспечивается скорейшее принятие федерального закона. Для тех же целей установлен срок направления постановления Совета Федерации в Государственную Думу об отклонении поступившего федерального закона или о его одобрении – 5 дней.

Правовой статус парламентариев, помимо Конституции РФ, регулируется нормами Федерального закона от 8 мая 1994 г.
№ 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и характеризуется их неприкосновенностью в течение всего срока исполнения полномочий, т. е. недопустимостью совершения определенных действий со стороны властных структур в отношении этих лиц.

К парламентариям не могут быть применены:

1) личный досмотр;

2) задержание;

3) арест (заключение под стражу);

4) обыск как уголовно — и административно-процессуальная мера.

Привлечение парламентариев к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания и другие подобные действия, связанные с осуществлением их полномочий, не допускается, если эти действия не носили характера оскорбления либо не содержали в себе иной состав правонарушения. К парламентариям могут быть применены меры принуждения:

1) в случае задержания члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы на месте преступления;

2) в случаях, когда этого требует безопасность страны либо ее граждан.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы могут быть лишены депутатской неприкосновенности. Это возможно при наличии решения соответствующей палаты Федерального Собрания, вынесенного по представлению Генерального прокурора РФ за виновное поведение парламентария и принятого большинством голосов от общего числа парламентариев палаты Федерального Собрания. Депутаты Государственной Думы и члены Федерального Собрания обладают парламентским иммунитетом в течение всего срока полномочий.

Срок полномочий депутатов Государственной Думы РФ начинается со дня их избрания и прекращается днем начала работы Думы нового созыва, если срок полномочий Государственной Думы не прекращен досрочно в установленном законодательством порядке.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются днем вступления в силу решения об избрании (о назначении) вновь избранного члена Совета Федерации. Досрочное прекращение полномочий парламентариев возможно в случаях:

1) подачи письменного заявления членом Совета Федерации о сложении своих полномочий;

2) избрания члена палаты Федерального Собрания должностным лицом, полномочия которого не совместимы с полномочиями парламентария;

3) назначение члена палаты Федерального Собрания (или занятие его коммерческой деятельностью) на государственную или муниципальную службу, не совместимую с членством в Федеральном Собрании РФ;

4) утраты гражданства РФ либо приобретения гражданства иностранного государства;

5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена палаты Федерального Собрания;

6) вступления в законную силу судебного решения об ограничении дееспособности члена палаты Федерального Собрания либо о признании его недееспособным;

7) смерти, признания члена палаты Федерального Собрания безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;

8) призыва члена палаты Федерального Собрания на военную службу с его согласия;

9) досрочного прекращения полномочий Государственной Думы РФ в порядке роспуска.

С т а т ь я 35. Место проведения заседаний Совета Федерации

Заседания Совета Федерации проводятся в городе Москве. По решению Совета Федерации место проведения заседания может быть изменено.

С т а т ь я 36. Государственные символы Российской Федерации в Зале заседаний Совета Федерации

1. В Зале заседаний Совета Федерации помещаются Государственный флаг Российской Федерации и Государственный герб Российской Федерации.

2. При открытии и закрытии каждого заседания Совета Федерации исполняется Государственный гимн Российской Федерации.

С т а т ь я 37. Размещение в Зале заседаний Совета Федерации членов Совета Федерации и других лиц, участвующих в заседании палаты

1. Каждому члену Совета Федерации отводится в Зале заседаний Совета Федерации постоянное место, оборудованное необходимыми для работы электронными и техническими средствами (в ред. 152-СФ; от 9 июля 2014 года № 356-СФ) .

2. Для Председателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации в Зале заседаний Совета Федерации отводятся специальные места, оборудованные средствами для ведения заседания палаты .

3. В Зале заседаний Совета Федерации отводятся места для Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, членов Правительства Российской Федерации, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Счетной палаты Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Совете Федерации, полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Совете Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, почетного Председателя Совета Федерации, Председателя Совета Федерации первого созыва, Руководителя Аппарата Совета Федерации (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 декабря 2010 года № 556-СФ; ) .

С т а т ь я 38. Открытые и закрытые заседания Совета Федерации

1. Заседания Совета Федерации проводятся открыто, на гласной основе и освещаются средствами массовой информации.

2. Совет Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено Президентом Российской Федерации, Председателем Правительства Российской Федерации, председательствующим на заседании палаты, комитетом Совета Федерации или группой членов Совета Федерации численностью не менее 25 человек

3. Решение о проведении закрытого заседания палаты принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа членов Совета Федерации. Содержание закрытого заседания Совета Федерации, сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, могут быть использованы членами Совета Федерации только для их деятельности в Совете Федерации .

4. В случае принятия решения о проведении закрытого заседания палаты председательствующий объявляет дополнительный перерыв на 30 минут.

5. В открытом и закрытом заседаниях Совета Федерации вправе принимать участие Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Председатель Государственной Думы), члены Правительства Российской Федерации, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Совете Федерации, полномочный представитель Государственной Думы в Совете Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 марта 2003 года № 79-СФ; от 15 декабря 2010 года № 556-СФ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ ) .

6. На открытом и закрытом заседаниях Совета Федерации вправе присутствовать депутаты Государственной Думы, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Верховного Суда Российской Федерации, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, Председатель Следственного комитета Российской Федерации, заместители Председателя Следственного комитета Российской Федерации и по их поручению другие сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, руководители органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

(Часть 6 введена в соответствии с Федерального Собрания Российской Федерации от 26 марта 2003 года № 79-СФ; в ред. постановлений Совета Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ; от 22 февраля 2012 года № 38-СФ ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ. )

6 1 . На заседании Совета Федерации вправе присутствовать секретарь Общественной палаты Российской Федерации, заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации, а также члены Общественной палаты Российской Федерации, уполномоченные советом Общественной палаты Российской Федерации, при соблюдении требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

(Часть 6 1 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 85-СФ; в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 38-СФ.)

7. По решению Совета Федерации на заседания палаты приглашаются представители государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных учреждений, независимые эксперты, ученые и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Советом Федерации вопросам.

8. Представители средств массовой информации могут присутствовать на открытых заседаниях палаты при условии их аккредитации в Совете Федерации.

9. Другие лица, не являющиеся членами Совета Федерации, могут присутствовать на заседаниях палаты только по специальному приглашению, выдаваемому за подписью Руководителя Аппарата Совета Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 апреля 2009 года № 149-СФ) .

10. На заседаниях Совета Федерации запрещается использование средств телефонной связи и радиосвязи, за исключением их использования для обеспечения проведения заседаний (в ред.постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ) .

11. На закрытом заседании палаты запрещается использование фото-, кино- и видеотехники, средств телефонной связи и радиосвязи, а также средств звукозаписи и обработки информации.

12. На закрытом заседании Совета Федерации вправе присутствовать работники Аппарата Совета Федерации в соответствии со списком, утверждаемым Руководителем Аппарата Совета Федерации.

(Часть 12 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 25-СФ; в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 апреля 2009 года № 149-СФ.)

13. Председательствующий на закрытом заседании палаты информирует членов Совета Федерации и других присутствующих на заседании лиц о правилах проведения закрытого заседания и запрете распространения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

14. Порядок обеспечения проведения открытых и закрытых заседаний Совета Федерации утверждается Председателем Совета Федерации.

(Часть 14 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 85-СФ.)

С т а т ь я 39. Порядок участия в заседании Совета Федерации лиц, не являющихся членами Совета Федерации

1. Лица, не являющиеся членами Совета Федерации и принимающие участие в заседании Совета Федерации, имеют право участвовать в прениях, делать замечания, вносить предложения и поправки по существу обсуждаемых вопросов, задавать вопросы, давать справки в соответствии со статьей 52 настоящего Регламента.

2. Лицам, присутствующим на заседании Совета Федерации, по решению Совета Федерации может быть предоставлено слово для выступления.

С т а т ь я 40. Протокол и стенограмма заседания Совета Федерации

1. На заседании Совета Федерации ведутся протокол и стенограмма. Протокол заседания Совета Федерации подписывается председательствующим на заседании

2. Стенограмма открытого заседания Совета Федерации подлежит опубликованию в Бюллетене заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Стенографическом отчете заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации .

3. Член Совета Федерации вправе ознакомиться со стенограммой своего выступления до ее опубликования.

4. Стенограмма закрытого заседания палаты хранится в соответствующем структурном подразделении Аппарата Совета Федерации на правах секретного документа.

С т а т ь я 41. Сессии Совета Федерации. Сроки и время проведения заседаний Совета Федерации

1. Совет Федерации собирается на сессии, как правило:

2. Во время сессии Совета Федерации проводятся заседания палаты, заседания Совета палаты, заседания комитетов Совета Федерации, парламентские слушания, Дни Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, ведется работа членов Совета Федерации в субъектах Российской Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ).

3. Заседания Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.

4. Заседание Совета Федерации проводится в один день или в течение нескольких дней подряд. Каждый день заседания Совета Федерации состоит из утреннего и вечернего заседаний. Утреннее заседание проводится с 10 до 14 часов с перерывом на 30 минут, вечернее - с 16 до 18 часов.

5. По решению Совета Федерации время проведения заседания может быть изменено.

6. (Часть 6 исключена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 1 марта 2017 года № 47-СФ.)

С т а т ь я 42. Порядок подготовки проекта повестки дня очередного заседания Совета Федерации

1. Проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации представляет собой перечень вопросов, которые предполагается рассмотреть на заседании палаты, с указанием очередности их рассмотрения, органа Совета Федерации, должностного лица, ответственного за рассмотрение каждого вопроса, докладчиков (содокладчиков) по каждому вопросу, а также иных сведений, устанавливаемых Советом палаты.

В проекте повестки дня очередного заседания Совета Федерации может указываться фиксированное время для рассмотрения вопроса на заседании Совета Федерации.

(Часть 1 в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ; от 30 октября 2013 года № 421-СФ. )

2. Проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации формируется Председателем Совета Федерации.

3. В первую очередь в проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации вносятся вопросы, подлежащие включению в повестку дня заседания Совета Федерации без обсуждения и голосования:

а) об обсуждении посланий и обращений Президента Российской Федерации;

б) относящиеся к ведению Совета Федерации в соответствии с частью 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 марта 2003 года № 79-СФ) ;

в) об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

г) об освобождении от должности Председателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2004 года № 152-СФ; от 29 апреля 2009 года № 149-СФ) ;

д) о проектах законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, одобренных Государственной Думой;

е) об одобренных Государственной Думой федеральных конституционных законах;

ж) о принятых Государственной Думой федеральных законах, подлежащих обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации (;

з) о повторном рассмотрении в соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации федеральных законов, отклоненных Президентом Российской Федерации и одобренных Государственной Думой при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции;

и) о результатах рассмотрения законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

к) об ответах членов Правительства Российской Федерации и иных должностных лиц на вопросы членов Совета Федерации (»правительственный час»).

4. Кроме вопросов, указанных в части 3 настоящей статьи, обязательному включению в проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации подлежат вопросы:

(пункт «а» исключен, пункты «б» - «л» считаются соответственно пунктами «а» - «к» в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 марта 2003 года № 79-СФ;)

а) о предложениях о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации;

а 1) о принятых Государственной Думой федеральных законах, не подлежащих обязательному рассмотрению Советом Федерации, если не истек установленный Конституцией Российской Федерации четырнадцатидневный срок (пункт «а1» введен в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 июня 2012 года № 194-СФ)

б) о направлении обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, за исключением обращения, указанного в пункте «в» части 3 настоящей статьи;

в) о законодательной инициативе Совета Федерации;

г) о поручениях Счетной палате Российской Федерации;

д) о приглашении членов Правительства Российской Федерации и иных должностных лиц на заседание палаты для ответов на вопросы членов Совета Федерации;

е) о внесении в настоящий Регламент изменений и дополнений, относящихся к порядку рассмотрения вопросов, указанных в части 3 настоящей статьи;

ж) об образовании комитетов Совета Федерации, о создании временных комиссий Совета Федерации и об изменении их составов (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ) ;

з) подготовленные в соответствии с поручениями Совета Федерации, Совета палаты (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 июня 2012 года № 194-СФ);

и) включенные в повестку дня предшествующего заседания Совета Федерации, рассмотрение которых не было начато или завершено на предшествующем заседании;

к) иные вопросы, предусмотренные настоящим Регламентом.

5. В проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации могут быть включены вопросы организации внутренней деятельности палаты, а также вопросы, предлагаемые к рассмотрению по инициативе членов Совета Федерации и не относящиеся к указанным в частях 3 и 4 настоящей статьи.

6. Указанные в настоящей статье вопросы включаются в проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации при представлении проекта акта, предлагаемого для принятия Советом Федерации в соответствии с настоящим Регламентом.

7. Предложения для включения в проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации должны быть представлены Председателю Совета Федерации, как правило, не позднее чем за 24 часа до начала заседания Совета палаты, за исключением вопросов, для которых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами установлен иной срок внесения на рассмотрение Совета Федерации.

8. Сформированный Председателем Совета Федерации проект повестки дня очередного заседания палаты направляется членам Совета Федерации. После этого проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации вносится Председателем Совета Федерации на рассмотрение Совета палаты.

9. Председатель Совета Федерации вправе включить дополнительные вопросы в рассмотренный Советом палаты проект повестки дня заседания Совета Федерации.

С т а т ь я 42 1 . «Время эксперта»

1. Совет Федерации вправе пригласить на заседание палаты для выступления по актуальным вопросам известных государственных, политических, общественных деятелей, деятелей науки, культуры, искусства (»время эксперта»). Длительность выступления не должна превышать 30 минут.

2. Кандидатуры выступающих и темы их выступлений предлагаются Председателю Совета Федерации органами Совета Федерации и рассматриваются Советом палаты.

3. Совет палаты утверждает график проведения «времени эксперта» на весеннюю (осеннюю) сессию и определяет комитет, ответственный за его подготовку и проведение на заседании Совета Федерации.

(Статья 42 1 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 июня 2015 года № 279-СФ; в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 21 октября 2015 года № 389-СФ.)

С т а т ь я 43. Внеочередное заседание Совета Федерации

1. Внеочередное заседание Совета Федерации может созываться по предложению Президента Российской Федерации, Председателя Совета Федерации, Совета палаты, комитета Совета Федерации по вопросам, отнесенным к его ведению, либо по предложению не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации. Предложение комитета Совета Федерации должно быть поддержано не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации.

(Часть 1 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ.)

2. Инициаторы предложения о созыве внеочередного заседания Совета Федерации должны представить в Совет Федерации следующие материалы:

обоснование необходимости созыва внеочередного заседания палаты;

проект повестки дня внеочередного заседания палаты;

проекты актов Совета Федерации, указанных в статье 68 настоящего Регламента;

пояснительные записки к проектам актов Совета Федерации;

списки предполагаемых докладчиков и приглашенных лиц.

3. Материалы, представленные инициаторами предложения о созыве внеочередного заседания Совета Федерации, направляются Председателем Совета Федерации для подготовки заключения в соответствующие комитеты Совета Федерации. Комитеты Совета Федерации обязаны дать заключения по представленным материалам не позднее чем за 24 часа до начала внеочередного заседания Совета Федерации. Отсутствие заключения соответствующего комитета Совета Федерации не является препятствием для проведения внеочередного заседания палаты.

(Часть 3 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ.)

4. Дата и порядок проведения внеочередного заседания палаты Председателем Совета Федерации согласовываются с Советом палаты.

С т а т ь я 44. Регистрация членов Совета Федерации на заседании палаты. Правомочность заседания Совета Федерации

1. Заседание Совета Федерации начинается с поименной регистрации членов Совета Федерации.

2. Регистрация членов Совета Федерации, присутствующих на заседании палаты, проводится перед началом каждого утреннего и вечернего заседания, а также перед началом закрытого заседания палаты. Перед голосованием по решению Совета Федерации может быть проведена дополнительная регистрация (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 25-СФ).

3. Заседание Совета Федерации считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Совета Федерации.

С т а т ь я 45. Предоставление членам Совета Федерации материалов по вопросам, вносимым на рассмотрение палаты

1. Члены Совета Федерации своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение палаты.

2. Проекты актов Совета Федерации и другие материалы по вопросам, перечисленным в частях 3 и 4 статьи 42 настоящего Регламента, предоставляются членам Совета Федерации не позднее чем за 24 часа до начала заседания Совета Федерации.

3. Проекты актов Совета Федерации и другие материалы по вопросу утверждения указа Президента Российской Федерации о введении военного положения или о введении чрезвычайного положения, по решению вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации предоставляются членам Совета Федерации до начала заседания Совета Федерации.

4. Проекты актов Совета Федерации по иным вопросам повестки дня заседания палаты предоставляются членам Совета Федерации, как правило, не позднее чем за 24 часа до начала заседания Совета Федерации.

5. Порядок представления членам Совета Федерации проектов актов Совета Федерации и других материалов по вопросам, вносимым на рассмотрение палаты, определяется инструкцией по делопроизводству в Совете Федерации.

(Часть 5 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 6 июля 2007 года № 260-СФ.)

С т а т ь я 46. Вопросы, подлежащие первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации

Установленные настоящей статьей вопросы подлежат первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации в следующем порядке:

а) послания и обращения Президента Российской Федерации;

б) проекты актов Совета Федерации по вопросам, относящимся к ведению Совета Федерации в соответствии с частью 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации;

в) проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, одобренные Государственной Думой; федеральные конституционные законы, одобренные Государственной Думой; федеральные законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации;

г) предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации;

д) предложения о направлении запросов Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации.

С т а т ь я 47. Председательствующий на заседании Совета Федерации

1. Заседание Совета Федерации ведет председательствующий, которым может быть Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, один из заместителей Председателя Совета Федерации или старейший по возрасту член Совета Федерации из числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании.

2. Председательствующий на заседании Совета Федерации:

а) объявляет об открытии и о закрытии заседания;

а 1) вправе объявить минуту молчания (пункт «а 1 » введен в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 июня 2015 года № 279-СФ) ;

б) ведет заседание палаты;

в) обеспечивает соблюдение положений настоящего Регламента;

г) предоставляет слово для выступления в порядке очередности поступления зарегистрированных заявок в соответствии с повесткой дня заседания Совета Федерации, положениями настоящего Регламента либо в ином порядке, устанавливаемом решениями Совета Федерации;

д) вправе предупредить выступающего в случае его отклонения от темы рассматриваемого вопроса, а при повторном нарушении лишить его слова;

е) предоставляет слово по порядку ведения заседания;

з) оглашает предложения членов Совета Федерации по рассматриваемым на заседании вопросам и объявляет последовательность постановки их на голосование;

к) отвечает на вопросы, поступившие в его адрес, дает справки;

л) обеспечивает порядок в Зале заседаний Совета Федерации, может удалить из Зала заседаний Совета Федерации приглашенных лиц, мешающих работе Совета Федерации;

м) обеспечивает исполнение организационных решений Совета Федерации;

н) подписывает протокол заседания;

о) вправе предупредить члена Совета Федерации о нарушении положений настоящего Регламента, а также исправлять фактические ошибки, допущенные в выступлениях.

3. Если председательствующий посчитал необходимым принять участие в обсуждении какого‑либо вопроса, он, получив слово, передает функции председательствующего до принятия решения по обсуждаемому вопросу другому председательствующему.

4. Председательствующий может взять слово вне очереди для поздравления членов Совета Федерации, вручения им почетных грамот Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, вручения почетной символики Совета Федерации, осуществления иных торжественных действий. При этом вносить изменения в повестку дня заседания палаты не требуется.

5. При нарушении председательствующим положений частей 2–4 настоящей статьи, подтвержденном соответствующим решением палаты, Совет Федерации вправе передать функции председательствующего до завершения рассмотрения обсуждаемого вопроса другому председательствующему, приняв соответствующее решение большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа членов Совета Федерации. Требование члена Совета Федерации о подтверждении палатой факта нарушения председательствующим положений частей 2–4 настоящей статьи ставится на голосование без обсуждения немедленно по поступлении.

(Статья 47 в ред. Федерального Собрания Российской Федерации от 29 октября 2014 года № 502-СФ.)

С т а т ь я 48. Язык заседания Совета Федерации

Заседание Совета Федерации ведется на русском языке. Член Совета Федерации, желающий выступить на ином языке народов Российской Федерации, не менее чем за сутки уведомляет об этом Председателя Совета Федерации. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык.

С т а т ь я 48 1 . Выступления на заседании Совета Федерации членов Совета Федерации по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам

После открытия заседания Совета Федерации членам Совета Федерации предоставляется слово для выступления по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам продолжительностью до трех минут. Общая продолжительность выступлений не может превышать 30 минут.

(Статья 48 1 введена постановлением Совета Федерации .

С т а т ь я 49. Представление председательствующим проекта повестки дня заседания Совета Федерации

Председательствующий на заседании Совета Федерации представляет Совету Федерации рассмотренный Советом палаты проект повестки дня заседания палаты и ставит его на голосование для принятия за основу.

С т а т ь я 50. Внесение изменений и дополнений в проект повестки дня заседания Совета Федерации

1. На заседании Совета Федерации в принятый за основу проект повестки дня могут вноситься изменения и дополнения. Изменения и дополнения могут быть внесены и в порядок рассмотрения вопросов повестки дня.

2. В первую очередь изменения и дополнения вносятся в перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на заседании Совета Федерации (далее – перечень вопросов). Вопрос о федеральном законе, не подлежащем обязательному рассмотрению в Совете Федерации, может быть исключен из проекта повестки дня по предложению комитета Совета Федерации, ответственного за его рассмотрение, если ни один из присутствующих на заседании членов Совета Федерации не настаивает на необходимости его рассмотрения. После внесения изменений и дополнений в перечень вопросов председательствующий ставит на голосование вопрос о его утверждении. В утвержденный Советом Федерации перечень вопросов не могут быть внесены изменения и дополнения, за исключением случаев, установленных настоящим Регламентом. После утверждения перечня вопросов изменения и дополнения могут быть внесены в порядок (очередность) рассмотрения вопросов повестки дня заседания Совета Федерации.

(Часть 2 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ.)

3. Предложения о внесении изменений и дополнений в принятый за основу проект повестки дня заседания Совета Федерации вносятся комитетом Совета Федерации, членом Совета Федерации в том случае, если инициатором предложения представлен проект акта Совета Федерации по вопросу, предлагаемому для включения в повестку дня заседания Совета Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ).

4. Совет Федерации по инициативе председательствующего вправе принять решение о прекращении прений по вопросу повестки дня заседания Совета Федерации.

5. Из проекта повестки дня заседания Совета Федерации не могут быть исключены вопросы, подлежащие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Регламентом обязательному рассмотрению в Совете Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ).

6. Предложения комитета Совета Федерации, члена Совета Федерации о внесении изменений и дополнений в проект повестки дня заседания Совета Федерации ставятся председательствующим на голосование в порядке очередности их поступления. Если по одному и тому же вопросу проекта повестки дня заседания Совета Федерации внесено несколько предложений, то по решению палаты вначале могут обсуждаться и голосоваться те из них, принятие или отклонение которых позволит решить вопрос о других предложениях. Перед голосованием инициатору предложения предоставляется возможность выступить с его обоснованием (время для выступления - три минуты).

(Часть 6 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ.)

7. Решения о внесении изменений и дополнений в проект повестки дня заседания Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

С т а т ь я 51. Принятие повестки дня заседания Совета Федерации в целом

1. Проект повестки дня после принятия решений о внесении в него изменений и дополнений ставится председательствующим на голосование для принятия повестки дня заседания Совета Федерации в целом.

2. Решение о принятии повестки дня заседания Совета Федерации в целом принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется выпиской из протокола заседания Совета Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 25-СФ) .

3. В принятую в целом повестку дня заседания Совета Федерации не могут быть внесены изменения и дополнения, за исключением вопросов, касающихся утверждения указа Президента Российской Федерации о введении военного положения или о введении чрезвычайного положения и решения вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, вопросов о принятых Государственной Думой федеральных законах, а также вопросов, инициированных Председателем Совета Федерации (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 мая 2002 года № 254-СФ; от 27 июня 2012 года № 194-СФ; от 24 июня 2015 года № 279-СФ).

4. Обсуждение вопросов, не включенных в повестку дня заседания палаты, не допускается.

5. Вопросы, за исключением указанных в части 5 статьи 50 настоящего Регламента, снимаются с рассмотрения Советом Федерации по заявлению органа, лица (лиц), внесших эти вопросы на рассмотрение Совета Федерации.

С т а т ь я 52. Основные виды и продолжительность выступлений на заседании Совета Федерации

1. На заседаниях Совета Федерации предусматриваются следующие основные виды выступлений: доклад; содоклад; заключительное слово по обсуждаемому вопросу; выступление кандидата на выборную (назначаемую) должность; выступление в прениях; выступление по обсуждаемой кандидатуре; выступление по мотивам голосования; выступление по порядку ведения заседания; предложение; справка; информация; заявление; обращение.

2. Продолжительность доклада, содоклада, заключительного слова и выступления кандидата на выборную (назначаемую) должность устанавливается председательствующим на заседании Совета Федерации по согласованию с докладчиком, содокладчиком, кандидатом на выборную (назначаемую) должность, но не должна превышать: 15 минут - для доклада, 10 минут - для содоклада, 5 минут - для заключительного слова и выступления кандидата на выборную (назначаемую) должность.

Для выступления в прениях предоставляется до пяти минут, для выступления по вопросам, указанным в статье 48 1 , по обсуждаемой кандидатуре, по порядку ведения заседания, для предложения, справки, информации, заявления, обращения - до трех минут, для выступления по мотивам голосования, вопроса к докладчику и содокладчику (содокладчикам) - до одной минуты (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2004 года № 152-СФ; от 27 марта 2013 года № 95-СФ).

Настоящим Регламентом может устанавливаться иная продолжительность выступлений на заседании Совета Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 10 февраля 2016 года № 52-СФ) .

3. По предложению председательствующего, принимаемому большинством голосов членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа членов Совета Федерации, устанавливаются общее время обсуждения вопроса повестки дня, общее время для вопросов и ответов, а также может быть продлено время для выступления (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 2 марта 2007 года № 73-СФ) .

4. По истечении установленного времени микрофон выступающего отключается без предупреждения. Председательствующий вправе продлить время для выступления по просьбе выступающего, но не более чем на одну минуту.

С т а т ь я 53. Порядок выступлений на заседании Совета Федерации

1. Доклад, содоклад (содоклады), заключительное слово докладчика и заключительное слово содокладчика (содокладчиков) осуществляются с трибуны, если палатой не принято иное решение. Остальные выступления осуществляются с трибуны, рабочих мест или от микрофонов в зале.

(Часть 1 в ред. 502-СФ.)

2. Никто не вправе выступать на заседании Совета Федерации без разрешения председательствующего. Нарушившего это правило председательствующий лишает слова без предупреждения.

3. Выступающий на заседании Совета Федерации не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству граждан и должностных лиц, призывать к незаконным действиям, допускать выражения, разжигающие национальную и социальную рознь, использовать заведомо недостоверную информацию, допускать необоснованные обвинения в чей‑либо адрес.

В своих выступлениях на заседании Совета Федерации член Совета Федерации, депутат Государственной Думы и государственный гражданский служащий стоимостные показатели указывают в рублях, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

В случае нарушения этих правил выступающий может быть лишен слова без предупреждения.

(Часть 3 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 6 июля 2007 года № 260-СФ.)

3 1 . Член Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности может поставить вопрос о злоупотреблении выступающим правом участвовать в обсуждении вопросов повестки дня заседания Совета Федерации, после чего председательствующий вправе предупредить об этом выступающего.

Каждый член Совета Федерации может поставить вопрос о повторном злоупотреблении выступающим правом участвовать в обсуждении вопросов повестки дня заседания Совета Федерации. В этом случае председательствующий ставит данный вопрос на голосование. Если повторное злоупотребление правом участвовать в обсуждении вопросов повестки дня заседания Совета Федерации подтверждено решением палаты, принимаемым большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, выступающий лишается права участвовать в обсуждении вопросов повестки дня в течение всего заседания.

(Часть 3 1 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 декабря 2015 года № 607-СФ.)

4. Переуступка права на выступление в пользу другого лица допускается с согласия председательствующего на заседании Совета Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 октября 2014 года № 502-СФ) .

5. Право внеочередного выступления на заседании Совета Федерации предоставляется Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации, Председателю Совета Федерации, Председателю Государственной Думы, членам Правительства Российской Федерации, Председателю Счетной палаты Российской Федерации, Председателю Конституционного Суда Российской Федерации, Председателю Верховного Суда Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 25-СФ; от 26 мая 2004 года № 152-СФ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ ) .

6. (Часть 6 исключена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 25-СФ.)

С т а т ь я 54. Порядок рассмотрения на заседании Совета Федерации вопросов повестки дня

Вопросы повестки дня заседания Совета Федерации, за исключением тех, для которых настоящим Регламентом установлен иной порядок рассмотрения, рассматриваются Советом Федерации в следующем порядке:

  • доклад;
  • содоклад (содоклады);
  • вопросы к докладчику и содокладчику (содокладчикам);
  • выступления в прениях;
  • заключительное слово докладчика;
  • заключительное слово содокладчика (содокладчиков);
  • выступления по мотивам голосования по принятию проекта акта Совета Федерации за основу;
  • голосование по принятию проекта акта Совета Федерации за основу;
  • обсуждение поправок к проекту акта Совета Федерации и голосование по ним в порядке, установленном статьей 69 настоящего Регламента;
  • голосование по принятию акта Совета Федерации в целом.

С т а т ь я 55. Прекращение прений

1. По предложению председательствующего на заседании Совета Федерации прения по рассматриваемому вопросу могут быть прекращены по истечении времени, предусмотренного настоящим Регламентом, либо по решению Совета Федерации.

2. После принятия решения о прекращении прений председательствующий на заседании Совета Федерации выясняет, кто из записавшихся, но не выступивших настаивает на выступлении, и с согласия палаты предоставляет ему слово.

3. Члены Совета Федерации, не выступившие в связи с прекращением прений, вправе приобщить подписанные ими тексты своих выступлений к стенограмме заседания.

4. Докладчики, содокладчики и кандидаты на выборные (назначаемые) должности имеют право на заключительное слово.

С т а т ь я 56. Выступления по порядку ведения заседания Совета Федерации

1. Председательствующий обязан предоставить слово члену Совета Федерации, если тот заявляет о желании выступить по порядку ведения заседания.

Если член Совета Федерации выступает не по порядку ведения заседания Совета Федерации, председательствующий вправе предупредить его об этом, а в случае повторного нарушения лишить его слова (абзац второй введен постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 октября 2014 года № 502-СФ) .

2. Допускается не более двух выступлений членов Совета Федерации по порядку ведения заседания в течение 30 минут. Если в течение этого срока поступает третье заявление о выступлении по порядку ведения заседания, председательствующий вправе предоставить слово для выступления по истечении этих 30 минут либо поставить на голосование вопрос об открытии прений по порядку ведения заседания.

Решение об открытии прений по порядку ведения заседания считается принятым, если за него проголосовало большинство членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее одной четверти от общего числа членов Совета Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 2 марта 2007 года № 73-СФ).

3. Прения по порядку ведения заседания продолжаются не более 30 минут. На каждое выступление отводится не более трех минут.

4. По истечении 30 минут с момента открытия прений по порядку ведения заседания председательствующий может поставить на голосование вопрос о продолжении прений. Решение о продолжении прений по порядку ведения заседания считается принятым, если за него проголосовало большинство членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее одной четверти от общего числа членов Совета Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 2 марта 2007 года № 73-СФ) .

5. Следующее выступление по порядку ведения заседания допускается не ранее чем через 30 минут после прекращения предыдущих прений по порядку ведения заседания.

6. В случае нарушения положений настоящего Регламента на заседании Совета Федерации уполномоченный представитель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности обязан проинформировать об этом Совет Федерации и предложить председательствующему устранить допущенное нарушение (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ).

С т а т ь я 57. Поручение Совета Федерации

1. Совет Федерации в ходе заседания по предложению председательствующего, члена Совета Федерации может дать поручение органу Совета Федерации, должностному лицу Совета Федерации, Аппарату Совета Федерации.

2. Текст поручения, как правило, предварительно согласовывается с органом Совета Федерации, должностным лицом Совета Федерации, которым предлагается дать поручение, и представляется в письменной форме либо оглашается председательствующим или членом Совета Федерации – инициатором предложения.

3. Поручение оформляется выпиской из протокола заседания Совета Федерации.

4. Информация о результатах исполнения поручения Совета Федерации представляется органом Совета Федерации, должностным лицом Совета Федерации, Руководителем Аппарата Совета Федерации Комитету Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности. (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 января 2018 года № 3-СФ)

(Статья 57 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

С т а т ь я 58. Время для информирования и дачи справок

В конце каждого заседания палаты выделяется не более 15 минут для информирования и дачи справок. На каждое выступление выделяется не более трех минут.

(Статья 58 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 марта 2013 года № 95-СФ) .

С т а т ь я 59. Распространение документов и материалов в Зале заседаний Совета Федерации

Члены Совета Федерации вправе распространять в Зале заседаний Совета Федерации документы и материалы, относящиеся к вопросам, включенным в повестку дня. Любые документы и материалы должны быть подписаны инициатором (инициаторами) их распространения и завизированы Председателем Совета Федерации либо по его поручению первым заместителем Председателя Совета Федерации, заместителем Председателя Совета Федерации или Руководителем Аппарата Совета Федерации (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2004 года № 152-СФ; от 29 апреля 2009 года № 149-СФ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ) .