Кто проводит экспертизу 44 фз. Методические рекомендации по экспертам (44-ФЗ). Основания для привлечения стороннего эксперта

Дата: 09.11.2017

В соответствии с 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, заказчик обязан провести экспертизу. Проводить такую экспертизу заказчик может как своими силами, так и с привлечением экспертов или экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в рамках того же 44-ФЗ 1 .

При этом закон определяет случаи, в которых заказчик обязан привлекать для проведения экспертизы именно внешние экспертные ресурсы 2 . К таким случаям относятся следующие закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Поставка культурных ценностей (в том числе музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение), предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и аналогичных фондов.
  2. Производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством РФ 3 .
  3. Заключение учреждением, исполняющим наказания, контракта на поставку товара для государственных нужд при приобретении указанным учреждением сырья, материалов, комплектующих изделий для производства товара, выполнения работы, оказания услуги в целях трудоустройства осужденных на основании договоров, заключенных с юридическими лицами, при условии, что приобретение указанным учреждением таких сырья, материалов, комплектующих изделий осуществляется за счет средств, предусмотренных этими договорами.
  4. Заключение контракта на оказание услуг по участию в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков, с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), который определен заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия.
  5. Признание определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом несостоявшимся и принятие заказчиком решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по согласованию с ФАС (только при закупке для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд).
  6. Заключение контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность.
  7. Заключение федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ.
  8. Заключение организациями, осуществляющими образовательную деятельность и признанными в соответствии с законодательством об образовании федеральными или региональными инновационными площадками, контрактов на поставки оборудования (в том числе его техническую эксплуатацию), программного обеспечения, необходимых для внедрения научно-технических результатов и результатов интеллектуальной деятельности, с обладателем исключительных прав на такие оборудование и программное обеспечение за счет средств, выделенных на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования.
  9. Осуществление закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Минпромторгом РФ 4 .
  10. Заключение органами исполнительной власти, органами местного самоуправления контрактов на приобретение жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к жилью экономического класса, установленным Минстроем РФ 5 , с юридическим лицом, заключившим в соответствии с ГК РФ договор об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, по цене и в сроки, которые определены договором об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, при условии, что договором об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса предусмотрено заключение государственных и (или) муниципальных контрактов.
  11. Заключение органами исполнительной власти, органами местного самоуправления контрактов на приобретение жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к жилью экономического класса, установленным Минстроем РФ5, с лицом, заключившим в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», договор безвозмездного пользования земельным участком для строительства жилья экономического класса, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство жилья экономического класса, договор аренды земельного участка для строительства жилья экономического класса, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство жилья экономического класса, или договор аренды земельного участка для строительства в минимально требуемом объеме жилья экономического класса, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматриваются в том числе строительство в минимально требуемом объеме жилья экономического класса и иное жилищное строительство, по цене и в сроки, которые определены любым из этих договоров, при условии, что им предусмотрено заключение государственных и (или) муниципальных контрактов.
  12. Осуществление субъектами РФ за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», закупки работ или услуг по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, строительству и оснащению таких объектов у организаций, включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ.

Отметим, что закон дает право Правительству РФ определить иные случаи обязательной внешней экспертизы результатов контракта, но на момент подготовки данной статьи таких случаев установлено не было.

Таким образом, заказчик по своему усмотрению может проводить экспертизу результатов исполнения контракта самостоятельно или с привлечением внешних экспертных ресурсов, но внешняя экспертиза обязательна только в некоторых случаях закупки у единственного поставщика.

Следует учитывать, что дополнительно закон освобождает заказчика от проведения обязательной внешней экспертизы, если через закупку у единственного исполнителя была проведена закупка услуг самих внешних экспертов (экспертных организаций), а также в случае, если при закупке у единственного подрядчика результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства РФ 6 .

Обратим внимание, что, хотя отсутствие экспертизы результатов исполнения контракта не является административным правонарушением, оно может быть основанием для предъявления заказчикам претензий со стороны контрольных органов.

Также следует указать, что если при закупках малого объема у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) 7 заказчик не заключает контракт в письменном виде (например, товар приобретается за наличный расчет по кассовому и товарному чеку), то экспертиза поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги не проводится 9 .

Наконец, важным моментом является то, что экспертиза проводится не только в конце исполнения всего контракта, но и по каждому его отдельному этапу, предусматривающего осуществление заказчиком соответствующей оплаты. Так, например, если поставка товара и оплата осуществляются ежемесячно, то заказчик должен осуществлять экспертизу тоже ежемесячно 10 .

Экспертиза результатов исполнения контракта собственными силами заказчика

Согласно мнению Минэкономразвития РФ если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки ТРУ, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке ТРУ 11 . Таким образом, документальное подтверждение проведения требуемой законом экспертизы осуществляется очень просто: если заказчик, например, подписывает акт сдачи-приемки ТРУ, то этим самым он одновременно подтверждает и проведение экспертизы результатов исполнения контракта собственными силами, отдельный документ о проведенной экспертизе не составляется 12 .

Но, конечно же, такая ситуация имеет место только в случае, если заказчик удовлетворен результатами исполнения контракта. В противном случае итоги экспертизы должны быть включены заказчиком в письмо поставщику (подрядчику, исполнителю) об отказе от приемки ТРУ по контракту - здесь эти итоги выступают в качестве мотивировочной составляющей такого отказа 13 . Кроме того, экспертизу своими силами заказчик вправе произвести и для одностороннего расторжения контракта 14 .

Экспертиза результатов исполнения контракта с привлечением внешних экспертных ресурсов

Для проведения экспертизы заказчик должен осуществить закупку соответствующих услуг у экспертов или экспертных организаций в рамках 44-ФЗ. Например, в сентябре-октябре 2017 г. Администрация Становлянского муниципального района Липецкой области провела электронный аукцион для закупки услуг по экспертизе результата выполненной работы по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения с НМЦК в размере 133 тыс. руб.. В аукционе приняли участие две экспертные организации - МУП «Горэлектросеть» г. Липецка и ООО «АТИ Липецка», которое и стало победителем аукциона, предложив цену контракта в размере 130 тыс. руб. 15

В соответствии с 44-ФЗ к экспертам и экспертным организациям должны предъявляться определенные требования 16 . Например, эксперты (физические лица) не должны иметь имущественных интересов в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза; экспертные организации не должны быть юридическими лицами, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем 20 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем 20 % вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц; и т.д. При этом от эксперта или экспертной организации требуется письменное уведомление как заказчика, так и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы 17 . В свою очередь в случае выявления в составе экспертов или экспертных организаций лиц, выполнение которыми экспертизы является недопустимым, заказчик должен принять незамедлительные меры, направленные на привлечение для проведения экспертизы иного эксперта или иной экспертной организации 18 .

Обратим внимание, что на практике привлечение заказчиком к проведению экспертизы тех экспертных организаций, которые не соответствуют установленным в законе требованиям, а также отсутствие со стороны этой организации соответствующего уведомления поставщика о допустимости проведения этой организацией экспертизы, может быть основанием для критичного отношения контрольных органов и судов к достоверности такой экспертизы 19 .

Для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта, а результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству РФ 20 . В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

Экспертное заключение должно учитываться приемочной комиссией при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов исполнения контракта 13 .

Заключение экспертов (экспертных организаций) является приложением к отчету об исполнении контракта и размещается заказчиком вместе с этим отчетом в ЕИС 22 .

Следует отметить, что экспертиза результатов исполнения контракта с привлечением внешних экспертных ресурсов может проводиться заказчиком не только при приемке предусмотренных контрактом ТРУ, но и в ходе исполнения контракта, если заказчик не удовлетворен ходом его исполнения и намерен в одностороннем порядке расторгнуть контракт, при этом если такая экспертиза проведена, то решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы в экспертном заключении будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта 22 .

1 Ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2 Ч. 4. ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3 Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1292 «Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)».

4 Приказ Минпромторга РФ от 01.12.2008 № 373 «Об утверждении Положения о регистрации Министерством промышленности и торговли Российской Федерации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства».

5 Приказ Минстроя России от 14.11.2016 № 800/пр «Об утверждении условий отнесения жилых помещений к жилью экономического класса».

6 Ст. 49 ГК РФ

7 См., например, Представление Счетной палаты РФ от 28.10.2016 № ПР 11-265/11-04 «О результатах контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности расходования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2014 - 2015 годах и истекшем периоде 2016 года» в Администрации Смоленской области.

8 В соответствии с п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

9 См. Письмо Минэкономразвития России от 26.12.2016 № ОГ-Д28-15314.

10 См., например, Письмо Минэкономразвития России от 20.03.2017 № ОГ-Д28-3108.

11 См., например, Письмо Минэкономразвития России от 20.03.2017 № ОГ-Д28-3108, См. Письмо Минэкономразвития России от 21.02.2017 № Д28и-846.

12 См. Письмо Минэкономразвития России от 21.02.2017 № Д28и-846.

13 Ч. 7 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

14 См., например, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.03.2015 № Ф08-1182/2015 по делу N А63-6507/2014.0146300004517000035.

15 www.zakupki.gov.ru - закупка № 0146300004517000035.

16 См. п. 15 ст. 3 и ч. 2-5 и 8 ст. 41 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

17 Ч. 3 ст. 41 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

19 См., например, Решение Челябинского УФАС России от 04.12.2014 по делу № РНП-74-173/2014, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10.04.2017 N Ф06-19324/2017 по делу N А49-14735/2015.

20 Ч. 5 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

21 Ч. 10 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

22 Ч. 10-11 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

«О ПОРЯДКЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ НА ВСЕХ ЭТАПАХ ЗАКУПОЧНОГО ЦИКЛА»

I. Общие положения по привлечению экспертов, экспертных организаций

1. Настоящие Методические рекомендации (далее - Рекомендации) разработаны в целях оказания помощи заказчикам, уполномоченному органу, уполномоченному учреждению в определении порядка проведения экспертизы, случаев привлечения к осуществлению закупки для нужд Нижегородской области эксперта и/или экспертной организации в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон № 44-ФЗ).

2. Рекомендации предназначены для приме­нения заказчиками, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением при привлечении к осуществлению закупки эксперта и/или экспертной организации, а также при планировании и обосновании бюджетных затрат на привлечение эксперта и/или экспертной организации и составлении проекта контракта (договора) на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).

3. Финансирование экспертных услуг заказчиком осуществляется путем включения затрат по этим услугам в смету бюд­жетных расходов.

5. Задачей экспертизы в рамках настоящих Рекоменда­ций является оказание содействия заказчикам, уполномоченному органу, уполномоченному учреждению в разрешении вопросов и/или подготовке предложений, требующих специальных познаний.

6. При оказании услуг эксперты и экспертные организации руководствуют­ся следующими принципами:

Полноты, всесторонности, компетентности, достоверности, обоснованности и законности экспертизы и ее результатов;

Объективности и беспристрастности;

Ответственности сторон;

Разумности сроков проведения экспертиз;

Независимости от кого-либо, заинтересованного в результатах экспертизы;

Ответственности за организацию, проведение и качество экспертизы;

Обязательности выполнения требований, установленных контрактом
и предусмотренной им нормативной и технической документации;

Соблюдения государственной и коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при проведении экспертизы.

II. Основания и случая привлечение к осуществлению закупки эксперта, экспертной организации

1. В соответствии с ч. 3 и 4 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики обязаны проводить экспертизу результатов, полученных по контрактам.

Цель такой экспертизы - проверка соответствия условиям контракта предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом.

2. Экспертиза проводится как по итогам исполнения всего контракта, так и по каждому этапу контракта в отдельности. Иными словами, количество заключений по результатам экспертизы должно совпадать с количеством подписанных приемочных документов.

3. Следует обратить внимание, что заказчикам необходимо проводить экспертизу результатов, полученных по всем без исключения контрактам, в том числе по закупкам на сумму до 100 тыс. руб. Каких-либо исключений не предусмотрено.

4. Экспертиза может быть проведена любыми работниками заказчика, в должностных обязанностях которых будет закреплено проведение экспертизы результатов, полученных по контрактам.

5. В отдельных случаях, указанных в ч. 4 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчик не может провести экспертизу своими силами, а обязан привлечь экспертов, экспертные организации. Помимо этого Правительство РФ вправе определить иные случаи обязательного привлечения экспертов, экспертных организаций для экспертизы поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. В остальных случаях заказчик вправе вместо экспертизы, проводимой своими силами, или в дополнение к ней привлечь таких экспертов, экспертные организации.

6. Эксперт, экспертная организация - обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией лицо, которое осуществляет деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным вопросам (п. 15 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ).

7. Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы товара, работы, услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 2, 3, 7, 9 - 14, 16, 19 - 21, 24, 25, 27 -34 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ . Правительство РФ может определить иные случаи обязательного проведения экспертизы (ч. 4 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ ).

8. Дополнительно, заказчик привлекает экспертов, экспертные организации при осуществлении закупки в случаях, которые предусмотрены Федеральным законом № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ ). К ним относятся (ст. 58 Федерального закона № 44-ФЗ ):

1) оценка конкурсной документации в рамках предквалификационного отбора участников конкурса;

2) оценка заявок на участие в конкурсах в рамках предквалификационного отбора;

3) оценка соответствия участников конкурса дополнительным требованиям заказчика при проведении предквалификационного отбора.

Экспертиза в перечисленных случаях может проводиться по усмотрению заказчика. Необходимость ее проведения обусловлена установлением при проведении конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса дополнительных квалификационных требований к участникам закупки. К таким требованиям относятся условия о наличии у них финансовых, материальных, кадровых ресурсов и опыта работы, связанного с предметом контракта, а также требования к деловой репутации. Установление указанных требований обусловлено технической и (или) технологической сложностью, инновационным, высокотехнологичным или специализированным характером объекта закупки (ч. 2 ст. 56 Федерального закона № 44-ФЗ ). Таким образом, у заказчика может возникнуть необходимость экспертно оценить требования, которые должны быть предъявлены к участникам закупки, а также соответствие участников этим требованиям;

9. Решение о привлечении к приемке эксперта, экспертной организации заказчик принимает по своему усмотрению, однако в ряде случаев их участие в приемке является обязательным.

Для привлечения к осуществлению закупки эксперта, экспертной организации заказчику необходимо их выбрать и заключить с ними контракт.

З аключить контракт с экспертом, экспертной организацией целесообразно заранее, с учетом времени, необходимого для выбора эксперта, экспертной организации и заключения контракта.

III. Требования к экспертам, экспертным организациям

1. Эксперт, экспертная организация должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в отношении предмета экспертизы (п. 15 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ ). Однако не каждое лицо, обладающее такими познаниями, опытом, квалификацией, может быть привлечено заказчиком в качестве эксперта, экспертной организации.

2. Таким образом, согласно положениям Федерального закона № 44-ФЗ для проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик вправе:

Привлечь физическое лицо, обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла и не являющегося либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшегося должностным лицом или работником заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

Привлечь индивидуального предпринимателя, обладающего специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла и не являющегося либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшегося должностным лицом или работником заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

Привлечь юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла);

Провести экспертизу своими силами, то есть силами своего структурного подразделения.

3. Часть 2 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ определяет перечень лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы. К ним относятся лица, с помощью которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно могут оказывать влияние на результат проводимой экспертизы, в частности:

1) лица, являющиеся либо являвшиеся в течение двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, должностными лицами или работниками заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) лица, имеющие имущественные интересы в заключение контракта, в отношении которого проводится экспертиза;

3) близкие родственники, усыновители или усыновленные руководителя заказчика, членов комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы, контрактного управляющего, должностных лиц или работников поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;

4) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов либо более чем 20% вкладов, долей.

Эксперт, экспертная организация обязаны письменно уведомить заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы и отсутствии оснований для недопуска к ее проведению (ч. 3 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ ). В случае выявления в составе экспертов, экспертных организаций лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы, заказчик должен незамедлительно принять меры, направленные на привлечение иного эксперта, иной экспертной организации (ч. 4 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ ).

Требования к независимости экспертов сформулированы в ч. 2-4 Федерального закона № 44-ФЗ . Эксперты, экспертные организации должны быть независимыми как от заказчика, так и от поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого проводится проверка.

За предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за не выполнение экспертом и/или экспертной организацией требования части 3 статьи 41 эксперт и/или экспертная организация, должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

IV. Отбор эксперта, экспертной организации

Привлечение эксперта, экспертной организации осуществляется на основании договора (п. 15 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ ). Федеральный закон № 44-ФЗ не определяет особенностей порядка выбора заказчиком экспертов, экспертных организаций для заключения такого договора. Следовательно, при выборе он должен руководствоваться общим порядком, установленным Федеральным законом № 44-ФЗ .

Таким образом, для осуществления закупки услуг экспертов, экспертных организаций заказчику необходимо:

1) определить предмет экспертизы;

2) выбрать способ определения исполнителя - эксперта, экспертной организации.

При выборе способа определения заказчик должен учитывать ограничения, предусмотренные Федеральным законом № 44-ФЗ для каждого из способов закупки (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и т.д.);

3) провести процедуру определения исполнителя - эксперта, экспертной организации.

Если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, законодательством установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций осуществляется из числа лиц, соответствующих указанным требованиям (ч. 8 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ );

4) заключить контракт с экспертом, экспертной организацией.

V. Контракт с экспертом, экспертной организацией

Заказчик привлекает эксперта, экспертную организацию на основании договора (п. 15 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ ). Ввиду отсутствия в Федерального закона № 44-ФЗ указания на особенности порядка заключения контракта с экспертом, экспертной организацией такой контракт должен заключаться по результатам определения исполнителя в общем порядке, предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ .

Если закупка услуг эксперта, экспертной организации осуществляется путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, форма контракта должна соответствовать проекту контракта, утвержденному в составе документации о закупке.

1) условия, которые являются обязательными для включения в контракт в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ ;

2) предмет экспертизы, функции и полномочия эксперта, экспертной организации;

3) условие о праве эксперта, экспертной организации запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (ч. 6 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ );

4) вид и размер ответственности эксперта, экспертной организации, в том числе за предоставление недостоверных результатов экспертизы, недостоверного или заведомо ложного экспертного заключения, невыполнение экспертом требования об уведомлении заказчика о наличии оснований для отстранения от проведения экспертизы (ч. 7 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ ).

VI. Порядок проведения экспертизы

1. Перед началом проведения экспертизы эксперту, экспертной организации следует убедиться в создании необходи­мых условий для выполнения экспертных услуг и получить все необходимые и достоверные сведения, а заказчику экс­пертных услуг следует обеспечить создание указанных усло­вий и предоставление всех сведений.

При проведении экспертных услуг эксперту, экспертной организации следует:

Соблюдать установленные контрактом (договором) порядок и сроки проведения экспертных услуг;

Проводить анализ полученных в результате оказываемых услуг данных и готовить обоснованные, объективные выводы и (или) предложения по по­ставленным вопросам;

Приостанавливать оказание экспертных услуг, если предъявленные для экспертизы документы недостаточны, не­пригодны, а также, если не созданы необходимые условия для проведения экспертизы;

Сохранять объекты, переданные для проведения экспертизы, в усло­виях, исключающих их хищение, утрату, порчу или видоизменение.

2. В зависимости от вида экспертных услуг в контракт реко­мендуется помимо перечисленных в пункте 1 раздела VI настоящих Методических ре­комендаций полномочий включать, в частности, следующие положения о функциях эксперта, экспертной организации:

а) при разработке технических, технологических и качественных характеристик товаров (работ, услуг), подлежащих включению в документации (извещение) по закупке:

Формулирование технических требований к товарам (работам, услу­гам) исходя из установленного заказчиком функционального назначения то­варов (работ, услуг);

Определение конкретных параметров характеристик товаров (работ, услуг), требований к результатам работ, вытекающих из нормативной и технической документации;

Определение характеристик товаров (работ, услуг), исключающих возможность недобросовестной конкуренции участников закупки;

Определение требований безопасности товаров (работ, услуг);

Определение нормативной и технической документации (ТР, ГОСТ Р, ГОСТ, СТО, ТУ и др.), положениям которой должны соответствовать ха­рактеристики товаров (работ, услуг);

Формулирование технических требований проекта контракта;

б) при экспертизе технического задания входящего в проект документации (извещении) о закупке:

Товаров (работ, услуг), вытекающих из нормативной и технической доку­ментации;

Анализ характеристик товаров (работ, услуг) на предмет предотвра­щения недобросовестной конкуренции участников закупки;

Предложения по техническим требованиям проекта конкурсной до­кументации, документации об аукционе, запроса котировок;

в) при экспертизе заявок участников закупки:

Определение соответствия указанных в заявках характеристик (коли­чества, ассортимента, комплектности, объема, качества) товаров (работ, ус­луг) и результатов работы требованиям документации (извещении) о закупке;

Определение соответствия указанных в заявках характеристик товаров (работ, услуг) и результатов работы определенному заказчиком функцио­нальному назначению товаров (работ, услуг);

Установление соответствия указанных в заявках качественных ха­рактеристик товаров (работ, услуг) требованиям системы(ам) добровольной сертификации;

Установление соответствия указанных в заявках систем менеджмента участников закупки требованиям российских и международных стандартов в сфере менеджмента (ИСО и другие);

Анализ предложений участников закупки и информации об участниках закупки на предмет недопустимости заключения мнимого или притворного контракта и ограничения добросовестной откры­той конкуренции участников закупки;

Проверку соответствия указанных в заявках критериев безопасности товаров (работ, услуг) установленным законодательством требованиям безопасности товаров (работ, услуг);

г) при приемке товаров (работ, услуг):

Соблюдение установленных контрактом и (или) предусмотренной им нормативной и технической документацией правил, порядка, сроков и мето­дов проведения приемки товаров (работ, услуг), отбора образцов (проб) това­ров;

Определение конкретных характеристик (количества, ассортимента, комплектности, объема, качества) товаров (работ, услуг);

Определение показателей (физико-механических, физико-химических, микробиологических и др.) товаров, материалов, оборудования;

Проведение полного исследования конкретных характеристик (коли­чества, ассортимента, комплектности, объема, качества) товаров (работ, ус­луг) на соответствие их требованиям контракта и положениям предусмот­ренной им нормативной и технической документации, образцу - эталону то­варов;

Маркировку объекта экспертизы путем нанесения оттиска личного штампа эксперта или иным способом, подтверждающим проведение исследования с объектом экспертизы, за исключением случаев, если это невоз­можно осуществить на определенных видах товаров, результатов работ (ус­луг), или это может привести к потере товарного вида продукции, либо огра­ничить в последующем использование объектов экспертизы;

Соблюдение правил по охране труда и противопожарной безопасности при проведении экспертизы;

Право собирать или запрет на сбор самостоятельно сведений, связан­ных с приемкой товаров (работ, услуг), отбором образцов (проб) товаров;

д) при инспектировании производства товаров, выполнения работ и оказания услуг (контроль качества сырья, соблюдения технологий производ­ства) в процессе исполнения контракта:

Определение методов и программы инспектирования производства то­варов, выполнения работ и оказания услуг, обеспечивающей соответствие их характеристик качества и безопасности требованиям нормативных правовых

Актов, договора (контракта), положениям нормативной и технической доку­ментации;

Проверку наличия и достаточности технологического оборудования для обеспечения обязательных требований к безопасности продукции;

Проверку соответствия инфраструктуры, производственной среды и технологического режима производства, включая критерии безопасности и качества, заявленным характеристикам и технологическому описанию соот­ветствующего производства и требованиям нормативной и технической до­кументации;

Оценку соответствия производства отраслевым документам, регла­ментирующим качество продукции;

Оценку стабильности качества продукции и основных технологиче­ских процессов;

Проверку соответствия критериев безопасности производства сырья и материалов требованиям, установленным договором (контрактом), норма­тивной и технической документацией для безопасности товаров (работ, ус­луг);

Осуществление контроля качества изготовления продукции, включая осуществление контроля за технологией изготовления продукции и проведе­ние всех видов испытаний в соответствии с требованиями договора (контрак­та) и технологической документации;

Проверку системы или отдельных ее элементов менеджмента качества производителя продукции.

3. Для обеспечения проведения точного, полного и обоснованного экспертного исследования заказчику экспертных услуг следует проинформи­ровать эксперта, экспертную организацию о функциональном назначении подлежащих поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

Помимо этого в зависимости от вида оказания экспертных услуг в кон­тракт рекомендуется включение, в частности, следующих полномочий заказчика:

а) при экспертизе технического задания включенного в документации (извещение) по закупке:

Предоставление проекта технического задания;

Предоставление различных справочных и информационных материа­лов, необходимых для проведения экспертизы;

б) при экспертизе заявок участников закупки:

Предоставление проекта конкурсной документации, включая проект контракта;

Предоставление, при необходимости, нормативной и технической до­кументации, предусмотренной контрактом;

Предоставление имеющейся у заказчика экспертных исследований информации об участниках закупки, обеспечение содействия в получении необходимой дополнительной указанной информации;

в) при приемке товаров (работ, услуг):

Присутствие либо отсутствие при проведении экспертизы представи­телей заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) или изготовителя, если это вытекает из условий контракта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

Присутствие представителей таможенных органов, карантинной службы, органов государственного контроля (надзора) или других органов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации товары подлежат досмотру этими службами, органами;

Предъявление необходимой для проведения экспертизы коммерче­ской, товаросопроводительной, нормативной, технической и иной докумен­тации;

Предоставление, при необходимости, поверенных органами государ­ственной метрологической службы или другими уполномоченными органами средств измерений (в том числе переносные средства измерений - щупы, из­мерительные линейки, рулетки и другие средства), подлежащих государст­венному метрологическому контролю, а также калиброванных любой метро­логической службой или уполномоченным физическим лицом средств изме­рений, не подлежащих государственному метрологическому контролю;

Обеспечение свободного доступа экспертов к товарам, результатам работ (услуг), подлежащим экспертизе;

Предоставление отдельного помещения для обеспечения сохранности товаров, результатов работ (услуг), подлежащих экспертизе, за исключением случаев проведения лабораторных исследований в аккредитованных испыта­тельных лабораториях независимой экспертной организации;

Соблюдение правил по охране труда и технике противопожарной безопасности при проведении экспертизы.

3. По окончании экспертных исследований эксперт, экспертная организация передает приемочной комиссии заказчи­ка экспертных услуг акт экспертизы.

VII. Акт экспертизы

1. По результатам произведенного экспертом, экспертной организацией исследования составляется акт экспертизы, в котором содержится описание только тех фактов, которые были установле­ны в ходе проведения экспертизы. В акте экспертизы не допускаются подчи­стки, помарки и незаверенные печатью эксперта, экспертной организации исправления.

Акт экспертизы прилагается к протоколу приемочной комиссии по проведению приемки товаров (работ, услуг).

Акт экспертизы включает вводную часть, исследовательскую часть и выводы.

2. В водной части акта экспертизы следует, в частности, отражать:

Сведения о эксперте, экспертной организа­ции, о заказчике экспертизы и его представителях;

Дату и место проведения экспертизы, дату и номер контракта (догово­ра) и уведомления - заявки;

Фамилию, инициалы, должность эксперта, проводившего экспертные исследования, а также номер и срок действия аттестата эксперта (в случае наличия аттестата);

Наименование и функциональное назначение объекта экспертизы;

Задачу экспертизы;

Сведения о предъявленной документации, поставщике (подрядчике, исполнителе), грузоотправи­теле, изготовителе объекта экспертизы;

Условия хранения объекта экспертизы, состояние упаковки, маркиро­вочные данные.

3. В исследовательской части акта экспертизы следует, в частности, отражать:

Описание объекта экспертизы;

Ход изучения предъявленных заказчиком экспертизы документов, имеющих значение для формирования выводов;

Этапы проведения экспертизы с указанием методов исследования;

Сведения об использованных технических средствах измерений (пове­ренных, калиброванных), условиях их применения;

Краткую характеристику использованных устройств, материалов, ре­жимов съемки и печати;

Сведения о нормативной и технической документации, протоколах испытаний и других документах, которыми руководствовался эксперт при разрешении закупки;

Фактически установленные результаты проведения экспертизы в со­ответствии с поставленной задачей;

Оценку отдельных этапов экспертизы, анализ полученных результатов в целом;

Даты начала и окончания экспертизы,

Причины невозможности решения отдельных вопросов в полном объ­еме, требуемом задачей экспертизы.

4. В выводах акта экспертизы следует, в частности, отражать:

Однозначные исключающие возможность двоякого толкования ответы на поставленные вопросы, корреспондирующиеся с задачей экспертизы и ис­следовательской частью акта экспертизы без потребности в дополнительных объяснениях эксперта;

Причины, по которым не возможно было решить поставленный во­прос и дать на него ответ;

Установленные в процессе исследования выводы по не поставленным заказчиком экспертизы вопросам.

Акт экспертизы подписывается экспертами, проводившими экспер­тизу. При проведении экспертизы экспертной организацией акт экспертизы регистрируется в этой организации, удостоверяется подписью её руководителя и скрепляется печатью экспертной организации.

VIII. Стоимость экспертных услуг

1. Стоимость услуг экспертов, экспертных организаций определяется в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) активно используется на протяжении нескольких лет, жестко регламентируя нормы закупочной деятельности государственным и муниципальным заказчикам, вопросов о приемке и проведении экспертизы поставляемых товаров, работ и услуг не становится меньше.

Разграничив понятия приемки и экспертизы, а также введя определения экспертов и экспертных организаций, авторы закона дали понять, что во втором случае речь идет о более тщательной процедуре проверки поставляемых товаров, работ и услуг на соответствие установленным требованиям с участием специалистов, имеющих высокий уровень квалификации и специальных знаний в какой-либо конкретной области, к которой относится объект закупки.

Практические особенности проведения экспертизы

Данное заказчикам право, а в некоторых случаях и обязанность, привлечения сторонних экспертов, несомненно, способны исключить ситуации, когда человек, осуществляющий приемку какого-либо товара, не имел достаточных знаний для того, чтобы проверить предлагаемый товар на соответствие требованиям технического задания и документации о закупке.

Каждый, кто на практике работает с Законом № 44-ФЗ, знает немало подобных примеров.

Но благие намерения законодателей разбиваются о суровую реальность будней контрактного управляющего, работающего в рамках доведенных до организации бюджетных лимитов.

Напомним, что согласно части 3 Закона № 44-ФЗ, для проверки поставляемого товара, работ или услуг на предмет соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу, которая может осуществляться как силами самого заказчика, так и с привлечением экспертов и экспертных организаций.

При этом привлечение сторонних экспертов осуществляется посредством заключения контрактов в рамках Закона № 44-ФЗ. Вместе с тем, часть 4 этой же статьи оговаривает случаи, в которых заказчик обязан привлекать экспертов.

На практике привлечение экспертов влечет за собой ряд проблем, наиболее актуальными из которых являются:

  • изыскание средств для оплаты услуг экспертов;
  • поиск этих самых высококвалифицированных и, что немаловажно, добросовестных экспертов и экспертных организаций, которые не исчезнут сразу же после оплаты их услуг.

Кто имеет право осуществлять экспертизу?

Из-за наличия ряда сложностей и вопросов в том случае, когда речь идет о внутренней экспертизе, заказчики стремятся обходиться собственными силами. Но кто именно вправе осуществлять экспертизу? Непосредственно сотрудник, входящий в состав контрактной службы (контрактный управляющий) или любой представитель организации? Давайте разбираться.

В соответствии с утвержденным Министерством труда и социальной защиты РФ Профессиональным стандартом специалиста в сфере закупок, одной из его трудовых функций является экспертиза результатов закупок. Вместе с тем, Законом № 44-ФЗ и указанным Профессиональным стандартом установлены требования к наличию у такого лица специального образования.

Означает ли это, что проведение экспертизы нельзя возложить на представителя организации, не являющегося контрактным управляющим или работником контрактной службы?

Обратимся за разъяснениями к Приказу Министерства экономического развития РФ от 29 октября 2013 года № 631, который гласит, что в функции контрактной службы входит организация приемки продукции, включая проведение ее экспертизы. В данном случае речь идет об организации процедуры, а не о фактическом ее проведении.

Таким образом, функции по проведению экспертизы могут быть возложены на лицо, не входящее в состав контрактной службы и не являющееся контрактным управляющим, каким-либо приказом или распоряжением в порядке, предусмотренном правилами внутреннего документооборота организации.

О требованиях к образованию

Что касается требований к наличию специального образования, то поскольку в данном случае речь идет о лицах, не входящих в состав контрактной службы и не являющихся контрактными управляющими, то и требования Закона № 44-ФЗ на них не распространяются.

Вывод

Из вышесказанного следует, что обязанности по проведению внутренней экспертизы могут быть возложены на любого представителя организации-заказчика, не входящего в состав контрактной службы и не являющегося контрактным управляющим, вне зависимости от наличия у него специального образования в сфере закупок.

Исполнение контракта по 44-ФЗ включает в себя проведение экспертной проверки товара, работы или услуги. Это значит, что заказчику необходимо провести аудит качества исполнения обязательств по заключенному договору. Обратим внимание на тот факт, что если по договору исполнение обязательств происходит поэтапно, то и аудит результатов проводится по окончании каждого этапа, даже если соглашением эти этапы не закреплены, но по факту приемка и оплата осуществляются частями.

Как проводить экспертизу по 44-ФЗ

По закону, для проведения экспертизы по 44-ФЗ заказчик обязан привлекать эксперта, если закупка проводилась у — так называемая внешняя экспертиза по 44-ФЗ. Исключения составляют:

  • закупка услуг экспертных организаций;
  • разработка проектной документации объекта капитального строительства и результаты инженерных изысканий, которые уже подвергались исследованию;
  • торги, которые осуществляются на основании п. 1-9, 14, 15, 17-23, 24 (для федеральный нужд), 25, 25.1, 25.2, 25.3, 26, 28-30, 32, 33, 36, 40-42, 44-48, 50-54 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44 (к примеру, посещение кинотеатра, зоопарка или проведение работ по мобилизационной подготовке).

Правительство РФ может указать иные случаи, в которых обязательно осуществлять подобного рода аудит.

При приемке результатов исполнения контракта по иным закупкам организатор сам принимает решение, каким способом проводить экспертную проверку.

Как проверить самостоятельно

Провести экспертную проверку можно и своими силами. Вам понадобится образец акта экспертизы по 44-ФЗ (бланк), скачайте его в статье.

Механизм таков:

  • руководитель заказчика издает внутренний приказ о создании экспертной комиссии (в ее составе должно быть не менее пяти человек, также указываются реквизиты договора и его предмет);
  • приемка осуществляется в порядке, который указан в договоре;
  • документ, оформленный в ходе приема товара (работ, услуг), является тем документом, который подтверждает проведение экспертной проверки (это может быть акт приема-передачи либо документ иного рода, закрепляющий исполнение контракта, а также возможные претензии).

Когда организатор считает, что обязательства по договору другой стороной не исполнены либо исполнены ненадлежащим образом, он должен в письменном виде направить отказ (с указанием всех причин) от подписания акта приема в порядке, установленном договором.

На заказчика возложена обязанность по формированию отчета о выполнении всех условий контракта (либо его неисполнении).

Что касается внешнего исследования, то по его окончании должен составляться отдельный документ, который содержит данные о дате, времени и месте его проведения, членах комиссии, а также результатах.

Оплатить внешний аудит обязан организатор. И он не имеет права включить эту статью расходов в контракт.

Ответственность при проведении экспертизы

27.12.2018 президент подписал законы об ответственности за ложную экспертизу в госзакупках. Изменения внесены в Уголовный кодекс, КоАП и Закон о контрактной системе.

За заведомо ложное заключение, которое привело к причинению крупного ущерба (от 2 250 000 руб.) грозит штраф до 300 000 руб. Наказание будет строже, если по неосторожности преступление повлечет тяжкий вред здоровью или смерть человека. Осужденного также могут лишить права занимать определенные должности и вести конкретные виды деятельности.

Административную ответственность установили в виде штрафа: от 30 000 до 50 000 руб. — для физлиц и от 100 000 до 150 000 руб. — для юрлиц. Экспертов также могут отстранить от закупок на срок от шести месяцев до года.

При проведении экспертизы на соответствие условиям контракта на должностных лиц накладываются следующие виды штрафов, в соответствии с частями 8, 9, 10 статьи 7.32 КоАП.

Статьи Нарушение Наказание
Ч. 8 ст. 7.32 КоАП Несоблюдение требований законодательства РФ о проведении экспертизы поставленного товара или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации. 20 000 руб.
Ч. 9 ст. 7.32 КоАП Несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов. 20 000 руб.
Ч. 10 ст. 7.32 КоАП Приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если оно не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. От 20 000 до 50 000 руб.

Срок давности привлечения к административной ответственности по этим пунктам — 1 год со дня совершения административного правонарушения.

Образец заключения экспертизы по 44-ФЗ

Образец экспертизы по 44-ФЗ своими силами

Образец акта приемки по 44-ФЗ

Статья 94 44-ФЗ «Особенности исполнения контракта»

§ 7. Исполнение, изменение, расторжение контракта.

1. Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее — отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

2. Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

3. Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев:

1) предусмотренных пунктами 1-9, 14, 15, 17-23, 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), 25, 25.1, 25.2, 25.3, 26, 28-30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47-48, 50-54 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

2) осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;

3) если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно, в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.

4.1. Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

5. Для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта. Если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

6. По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

7. Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

8. Заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае выявления несоответствия этих результатов либо этих товара, работы, услуги условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих результатов либо этих товара, работы, услуги и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

9. Результаты отдельного этапа исполнения контракта в случае, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или цена контракта превышает один миллиард рублей, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пунктом 4, 5, 23, 42, 44, 46 или 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона) отражается заказчиком в отчете, размещаемом в Единой информационной системе и содержащем информацию:

1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;

2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;

3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

10. К отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций) и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством Российской Федерации документ.

11. Порядок подготовки и размещения в Единой информационной системе отчета, указанного в части 9 настоящей статьи, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.

12. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать порядок размещения соответственно в региональных и муниципальных информационных системах отчетов о результатах отдельного этапа исполнения контракта, осуществления поставки товара, выполнения работы или оказания услуги (в том числе перечни дополнительной информации).