Круг лиц, имеющих право на страховое обеспечение и правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности. Круг лиц, имеющих право получать федеральные государственные пособия гражданам, имеющим детей Круг лиц имеющих право
Круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, очерчен законом. Этому виду страхования подлежат граждане (физические лица - так они названы в законе), выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем; граждане, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем. Граждане, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Как и все другое законодательство об обязательном социальном страховании, данный вид страхования распространяется не только на граждан РФ, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.
У каждого застрахованного право на получение обеспечения по данному виду страхования возникает со дня наступления страхового случая. Лица, чье право на получение возмещения вреда, причиненного здоровью от несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания, возникло в соответствии с законодательством СССР или Российской Федерации, право на обеспечение по данному виду страхования получили со дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 1998 г. (т.е. с 6 января 2000 г.).
В случае смерти застрахованного лица право на получение страховых выплат имеют, по общему правилу, всенетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания.
В отличие от пенсионного законодательства, основными юридическими фактами, с которыми связано право на страховое обеспечение в случае смерти от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания являются: 1) смерть застрахованного лица; 2) нетрудоспособность лица, обратившегося за получением страхового обеспечения; 3) нахождение на иждивении умершего или возникновение права ко дню смерти застрахованного на получение от него содержания. Степень родства или свойства с умершим, в отличие от пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца, никакого юридического значения для получения страхового обеспечения не имеет.
Круг граждан, которые не состояли на иждивении застрахованного, но имели право на получение от него содержания ко дню его смерти, установлен Семейным кодексом РФ. При решении этого вопроса брачные или определенные родственные отношения имеют значение
Легального определения нетрудоспособности и иждивения названный выше Закон не дает. По сложившейся практике, нетрудоспособность и иждивение как юридические факты по своему содержанию признаются аналогичными тем, которые закреплены в пенсионном законодательстве.
Для определенных членов семьи умершего застрахованного закон устанавливает исключения из указанного выше общего правила. Так право на страховое обеспечение предоставляется:
Ребенку умершего, который родился уже после его смерти;
Одному из родителей, супругу либо другому члену семьи, который хотя и является трудоспособным, но не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет, либо достигшими указанного возраста, но признанными на основании заключения медицинского органа нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе. Право на получение страхового обеспечения сохраняется за указанными выше лицами и после окончания такого ухода, если они стали нетрудоспособными в период его осуществления;
Лицам, находившимся на иждивении кормильца, но ставшим нетрудоспособными в течение пяти лет уже после его смерти.
Иждивение несовершеннолетних детей предполагается и не требует доказательств.
Другим нетрудоспособным лицам, которые при жизни застрахованного имели заработок, право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая может быть предоставлено по решению суда в том случае, когда часть заработка застрахованного являлась их постоянным и основным источником средств существования.
Законом предусмотрен также срок, в течение которого выплачиваются страховые выплаты в случае смерти застрахованного:
несовершеннолетним – до достижения ими возраста 18 лет;
обучающимся старше 18 лет – до получения образования по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет;
женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет, - пожизненно;
инвалидам – на срок инвалидности;
одному из родителей, супругу либо другому члену семьи, неработающему и занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями, сестрами, - до достижения ими возраста 14 лет либо изменения состояния здоровья.
§ 3. Виды страхового обеспечения, их размеры, корректировка и индексация.
Обеспечение по страхованию, т.е. страховое возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью застрахованного в результате наступления страхового случая, предоставляется в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком (им является Фонд социального страхования РФ) застрахованному или лицам, имеющим на это право в соответствии с Федеральным законом. Различается основное страховое возмещение и дополнительное - оплата дополнительных расходов.
Следует иметь в виду, что в счет страховых выплат, предусмотренных законом, не засчитываются все пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после наступления страхового случая. Другими словами, все эти выплаты не влияют на страховое возмещение, как и страховое возмещение не влияет на них.
Основные виды страхового обеспечения - это пособие по временной нетрудоспособности и страховые выплаты двух видов: единовременные и ежемесячные. Рассмотрим их в отдельности.
1. Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается потерпевшему за весь период временной нетрудоспособности застрахованного, наступившей вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, - начиная с первого ее дня и до выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности. Профессиональная трудоспособность, согласно закону, - это способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества.
Размер пособия - 100% среднего заработка. При этом, средний заработок исчисляется в соответствии с Законом от 29 декабря 2006 г. «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Пособие по временной нетрудоспособности, по общему правилу, ограничивается максимальной суммой страхуемого заработка в расчете на календарный месяц. Распространяется ли данное ограничение на пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемые в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием? Не распространяется: его максимальная величина ограничивается не максимальным пределом страхуемого заработка, который в 2014 г. составил 624 тыс. руб. в расчете на год и 52 тыс. руб. в расчете на месяц, а четырехкратным максимальным размером ежемесячной страховой выплаты, установленной Законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на соответствующий год. Ежемесячная страховая выплата на 2014 год установлена в сумме 61 920 руб. Следовательно, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности от несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания в 2014 году в расчете на месяц составит 208 тыс. руб.
Если сумма пособия по временной нетрудоспособности выше, то превышает указанный выше его максимальный размер, то данное пособие выплачивается исходя из этого максимального размера. В размер дневного размер поденного пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления максимального размера пособия за полный календарный месяц на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится временная нетрудоспособность. Сумма пособия, подлежащего выплате, исчисляется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности в каждом календарном месяце.
Это пособие выплачивается за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
2. Единовременные страховые выплаты производятся, во-первых, застрахованным, если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы результатом страхового случая явилась утрата ими профессиональной трудоспособности, и, во-вторых, гражданам, имеющим право на их получение, если результатом страхового случая явилась смерть застрахованного.
Размер единовременной страховой выплаты определяется в первом случае (т.е. самому застрахованному) с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности (ею признается выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность, которую он выполнял до наступления страхового случая). До 1 января 2003 г. сумма данной выплаты исчислялась в соответствующем процентном отношении, исходя из 60-кратного размера минимальной оплаты труда, установленного федеральным законом на день ее выплаты. С 1 января 2003 г. размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности застрахованного исходя из того максимального размера, который установлен Законом о бюджете фонда социального страхования на соответствующий год. Так, на 2014 год размер данной выплаты установлен в сумме 80 534,8 руб., на 2015 г. – 84 158,9 руб., а на 2016 год – 87 946,1 руб. Следовательно, при утрате профессиональной трудоспособности на 75% сумма единовременной страховой выплаты составит в 2014 г. - 60 402 руб., в 2015 г. - 63 120 руб., а в 2016 г. - 65 961 руб.
В местностях, где установлены районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате, размер единовременной страховой выплаты определяется с учетом этих коэффициентов и надбавок.
Во втором случае (т.е. в случае смерти застрахованного) единовременная страховая выплата в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. № 331 - ФЗ с 1 января 2014 г. установлена в сумме 1 млн. руб.
Единовременная страховая выплата производится застрахованным не позднее одного календарного месяца со дня ее назначения, а в случае смерти застрахованного – лицам, имеющим право на ее получение, в двухдневный срок со дня представления страхователем страховщику всех документов, необходимых для назначения такой выплаты.
В случае смерти застрахованного единовременная страховая выплата производится равными долями супруге (супругу), а также иным лицам, указанным в Законе, имевшим на день смерти застрахованного право на получение единовременной страховой выплаты.
3. Ежемесячные страховые выплаты. Они выплачиваются как застрахованным (если результатом страхового случая явилась утрата ими профессиональной трудоспособности), так и гражданам, имеющим право на их получение (если результатом страхового случая явилась смерть застрахованного).
Размер ежемесячной страховой выплаты самому застрахованному определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности в таком же порядке, как единовременная страховая выплата.
Максимальные размеры ежемесячных страховых выплат, как и единовременных, устанавливаются Законом о бюджете Фонда социального страхования на соответствующий год. Выше, когда рассматривался вопрос о максимальном размере пособия по временной нетрудоспособности, наступившей от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, эти размеры уже указывались.
В заработок, на основе которого исчисляется ежемесячная страховая выплата, включаются все виды оплаты труда (дохода) как по месту основной работы, так и по совместительству. Оплата труда по гражданско-правовым договорам и суммы авторских гонораров учитываются, если с них предусматривалась уплата страховых взносов страховщику. За период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам учитываются выплаченные по указанным основаниям пособия.
Все виды заработка учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов, уплаты сборов и других обязательных платежей.
В местностях, где установлены районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате, размер ежемесячной страховой выплаты определяется с учетом этих коэффициентов и надбавок.
Среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления на 12 общей суммы его заработка (с учетом премий, начисленных в расчетном периоде) за 12 месяцев повлекшей повреждение здоровья работы, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности.
Если повлекшая повреждение здоровья работа продолжалась менее 12 месяцев, среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления общей суммы его заработка за фактически проработанное им число месяцев, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на число этих месяцев. В случаях, если период повлекшей повреждение здоровья работы составил менее одного полного календарного месяца, ежемесячная страховая выплата исчисляется исходя из условного месячного заработка, определяемого следующим образом: сумма заработка за проработанное время делится на число проработанных дней и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год. При подсчете среднемесячного заработка не полностью проработанные застрахованным месяцы заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются в случае невозможности их замены. При наступлении страхового случая в связи с профессиональным заболеванием средний месячный заработок может быть подсчитан (по желанию обратившегося за ежемесячной выплатой) за последние 12 месяцев работы, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.
Ежемесячные страховые выплаты застрахованному, не достигшему на момент назначения обеспечения по страхованию возраста 18 лет, исчисляются из его среднего заработка, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Если страховой случай наступил после окончания срока действия трудового договора, по желанию застрахованного учитывается его заработок до окончания срока действия указанного договора либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Когда в заработке застрахованного до наступления страхового случая произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (повышение заработной платы по занимаемой должности, перевод на более высокооплачиваемую работу, поступление на работу после окончания учебного заведения по очной форме обучения и в других случаях, когда доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда застрахованного), при подсчете его среднемесячного заработка учитывается только заработок, который он получил или должен был поучить после соответствующего изменения.
При невозможности получения документов о заработке застрахованного, сумма ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из тарифной ставки (должностного оклада), установленной в отрасли (подотрасли) для данной профессии, и сходных условий труда ко времени обращения за страховыми выплатами.
После представления документов о заработке сумма ежемесячной страховой выплаты пересчитывается с месяца, следующего за месяцем, в котором представлены соответствующие документы. Данные о размерах тарифных ставок (должностных окладов) работников предоставляются органами по труду субъектов РФ.
Ранее указывалось, что размер страховых выплат самому застрахованному (как единовременных, так и ежемесячных) зависит от степени утраты профессиональной трудоспособности.
Соглашение об использовании материалов сайта
Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Правовое и социально-экономическое содержание пособия по временной нетрудоспособности. Определение круга лиц, имеющих право на пособие по нетрудоспособности. Страховой стаж, средний заработок и правила определения размеров пособий, их финансирование.
курсовая работа , добавлен 21.10.2014
Пособие по временной нетрудоспособности как вид страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Основные случаи обеспечения пособиями. Правила определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, основания для их выплаты.
дипломная работа , добавлен 14.08.2015
Задачи врачебной экспертизы трудоспособности. Гарантия по выплате пособия по временной нетрудоспособности, реализуемая через систему обязательного социального страхования. Круг лиц, имеющих право на пособие по временной нетрудоспособности, его выплата.
дипломная работа , добавлен 30.06.2015
Сущность пособия по временной нетрудоспособности как главного вида обеспечения из средств социального страхования. Круг граждан, имеющих право на получение пособия. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность. Порядок исчисления пособия.
курсовая работа , добавлен 13.11.2014
Признаки классификации пособий в Республике Беларусь. Определение круга лиц, имеющих право на пособия. Понятие и причины временной нетрудоспособности, основания, размеры и порядок выплаты пособия по временной нетрудоспособности и пособия на погребения.
реферат , добавлен 04.12.2010
Основания выдачи пособия по временной нетрудоспособности. Особы, имеющие право на его получение. Правила исчисления размера помощи по нетрудоспособности. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность, порядок выдачи листка нетрудоспособности.
реферат , добавлен 05.12.2010
Условия назначения пособия по временной нетрудоспособности. Пособие по уходу за больным ребенком, другими членами семьи. Назначение пособия при наступлении временной нетрудоспособности в период спора о правильности увольнения. Определение размера пособия.
контрольная работа , добавлен 21.02.2015
Согласно ст. 1 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ к числу субъектов, управомоченных получать пособия, относятся:
1) граждане РФ:
– проживающие на территории Российской Федерации;
– проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданский персонал воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ;
2) иностранные граждане и лица без гражданства:
– постоянно проживающие на территории Российской Федерации;
– временно проживающие на территории Российской Федерации и подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ;
3) беженцы, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.
В Законе также упоминается, что иные лица, проживающие на территории РФ, но не подпадающие ни под одну из вышеперечисленных категорий, могут быть признаны нуждающимися в получении государственных пособий гражданам, имеющим детей, в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством РФ. Но на сегодняшний день такое постановление не принято.
Лишаются права получать государственные пособия гражданам, имеющим детей:
1) граждане РФ (иностранные граждане и лица без гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении;
2) граждане РФ (иностранные граждане и лица без гражданства), лишенные родительских прав либо ограниченные в родительских правах, за исключением случаев назначения и выплаты пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщине, вставшей на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, и единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
3) граждане РФ, выехавшие на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.
Из общего числа субъектов, управомоченных на получение государственных пособий гражданам, имеющим детей, следует особо выделить застрахованных лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Порядок назначения и расчета пособий таким гражданам установлен Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ. В части, не урегулированной этим Законом, к ним применяются нормы Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ.
К числу застрахованных лиц, обеспечиваемых федеральными государственными пособиями гражданам, имеющим детей, в форме обязательного социального страхования относятся:
1) граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:
– работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;
– государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;
– лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъекта РФ, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;
– члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;
– священнослужители;
– лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду;
2) адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера – при условии, что они добровольно вступили в систему обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в Фонд социального страхования РФ в установленном законом порядке.
Каков круг лиц, имеющих право на взыскание алиментов в судебном порядке?
Члены семьи, поименованные в гл. 15 СК, могут заключить между собой соглашение об уплате алиментов. В этом случае размер, условия и порядок предоставления содержания будут определяться соглашением сторон.
Круг лиц, имеющих право на взыскание алиментов в судебном порядке, весьма широк. Право на получение содержания имеют несовершеннолетние и совершеннолетние нетрудоспособные братья и сестры, внуки, дедушки и бабушки, фактические воспитатели, мачехи и отчимы. Необходимость привлечения к содержанию членов семьи более отдаленных родственников, которые часто не составляют семью в социологическом смысле этого слова, связана с тем, что государство не способно взять на себя обязанность по обеспечению нетрудоспособных лиц. Меньшая степень близости между плательщиком и получателем алиментов в алиментных правоотношениях других членов семьи влияет на характер возникающих между ними обязательств. Все они являются обязательствами второй очереди, т. е. право на обращение за алиментами к этим лицам возникает только в случае невозможности получения содержания от алиментнообязанных лиц первой очереди: родителей, детей или супругов. Составы оснований возникновения этих правоотношений различны. В одних случаях они включают родственную связь между плательщиком и получателем: братья и сестры, дедушки и бабушки. В других случаях обязательства основываются на отношениях свойства и отношениях по содержанию и воспитанию в прошлом плательщика алиментов: обязательства по содержанию отчима или мачехи пасынком или падчерицей. В третьих случаях речь идет о лицах, не являющихся родственниками (фактические воспитатели и фактические воспитанники) и связанных только тем обстоятельством, что фактические воспитатели в прошлом содержали и воспитывали своих воспитанников.
Дедушки, бабушки, внуки, братья и сестры обязаны предоставлять друг другу содержание независимо от того, жили они когда-либо одной семьей или нет. Их обязанность не зависит также и от того, получали ли они в прошлом содержание от плательщика алиментов. Возможна ситуация, например, когда неполнородные братья и сестры, имеющие только одного общего родителя, практически не знают друг друга. Учитывая меньшую степень семейной близости этих лиц, алиментная обязанность возникает только в случае, если плательщик алиментов является трудоспособным. Нетрудоспособные братья и сестры не обязаны предоставлять содержание своим братьям и сестрам. Исключения составляют только дедушки и бабушки, которые обязаны предоставлять содержание своим внукам независимо от своей трудоспособности. Алиментнообязанные лица в рассматриваемых правоотношениях, как правило, должны предоставлять содержание только в случае, если они сами обладают необходимыми средствами. Только обязанность фактических воспитанников не зависит от этого обстоятельства.
Алименты взыскиваются в твердой денежной сумме, выплачиваемой ежемесячно. Размер этой суммы определяется судом исходя из материального и семейного положения и других заслуживающих внимания интересов сторон.
Нередко получатель алиментов имеет право требовать предоставления содержания от нескольких лиц, например от двух сестер, дедушки и бабушки. В этом случае при определении алиментов суд в соответствии со ст. 98 СК вправе учесть всех этих лиц независимо от того, предъявлен иск ко всем, к некоторым или лишь к одному из них.
Статья 93 СК регулирует алиментные обязательства братьев и сестер. В соответствии с этой нормой право на получение алиментов имеют несовершеннолетние братья и сестры и совершеннолетние нетрудоспособные братья и сестры. Не имеет значения, являются они полнородными или неполнородными. Несовершеннолетние братья и сестры имеют право обратиться за содержанием к братьям и сестрам только в случае, если у них нет родителей или родители не способны их обеспечить. Родители, как уже отмечалось, обязаны содержать своих детей независимо от наличия у них достаточных средств. Однако возможна ситуация, когда у родителей нет никаких доходов или они настолько незначительны, что не могут удовлетворить потребности ребенка даже в предметах первой необходимости. В подобном случае возможно взыскание алиментов с братьев и сестер или иных алиментнообязанных лиц второй очереди. Совершеннолетние нетрудоспособные нуждающиеся братья и сестры вправе требовать алименты от братьев и сестер, если они не могут получить достаточное содержание от своих родителей, детей супругов или бывших супругов. Обязанность выплачивать алименты братьям и сестрам возлагается только на совершеннолетних трудоспособных братьев и сестер, обладающих достаточными для этого средствами.
Алиментная обязанность дедушек и бабушек по содержанию внуков предусмотрена ст. 94 СК. Право на алименты имеют несовершеннолетние внуки, не имеющие возможности получить содержание от своих родителей, и совершеннолетние нетрудоспособные нуждающиеся внуки, которые не могут получить содержание от своих родителей, детей, супругов или бывших супругов. Нетрудоспособные нуждающиеся дедушка и бабушка, не способные получить содержание от своих детей, супругов или бывших супругов, в свою очередь вправе взыскать алименты со своих совершеннолетних трудоспособных внуков, обладающих достаточными средствами для предоставления содержания.
Нетрудоспособные нуждающиеся фактические воспитатели, не имеющие возможности получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей, супругов или бывших супругов, имеют право требовать содержания от своих совершеннолетних трудоспособных бывших воспитанников. Фактическими воспитателями называются лица, осуществляющие воспитание и содержание ребенка без назначения их его опекунами. Опекуны не являются фактическими воспитателями и в соответствии с п. 3 ст. 96 СК не имеют прав на получение алиментов от подопечных. Между детьми и фактическими воспитателями, как правило, нет отношений родства или они являются столь отдаленными родственниками, что закон не придает такому родству правового значения. Однако отношения, складывающиеся между ними в процессе воспитания ребенка, по своей природе напоминают родительские. Для того чтобы приобрести право на получение алиментов от бывшего воспитанника, фактические воспитатели должны в прошлом содержать и воспитывать их в течение достаточно продолжительного срока. Минимальная продолжительность такого воспитания законом не установлена. Данное решение принято потому, что невозможно однозначно определить срок, применимый ко всем ситуациям, которые могут возникнуть в реальной жизни. Вместо этого в п. 1 ст. 96 СК указано, что суд вправе освободить бывших фактических воспитанников от обязанности по содержанию своих фактических воспитателей, если последние воспитывали и содержали их менее пяти лет или осуществляли воспитание и содержание ненадлежащим образом. Освобождение воспитанников от уплаты алиментов является правом, а не обязанностью суда. Решение этого вопроса зависит от конкретных обстоятельств дела. Если воспитание и содержание продолжались менее пяти лет и суд придет к выводу, что причины, по которым они были прекращены, были неуважительными, он вправе отказать во взыскании алиментов. Если, напротив, несмотря на то что воспитание и содержание осуществлялись, скажем, всего три года, воспитатель заботился о ребенке до самого его совершеннолетия или до возвращения ребенка родителям, за ним, безусловно, должно быть признано право на алименты.
Фактические воспитанники обязаны содержать своих бывших фактических воспитателей независимо от того, обладают они сами достаточными средствами или нет.
Право на получение содержания от своих совершеннолетних трудоспособных пасынков и падчериц предоставлено также нетрудоспособным нуждающимся отчимам и мачехам, которые не могут получить средства от своих совершеннолетних трудоспособных детей, супругов или бывших супругов. Обязанность выплачивать алименты отчиму или мачехе возникает только в случае, если пасынок или падчерица обладают для этого необходимыми средствами. Отношения свойства, существующие между пасынком или падчерицей и отчимом или мачехой, сами по себе недостаточны для возникновения алиментного обязательства. Однако на практике, когда ребенок живет одной семьей со своим родителем и его новым супругом, отчим и мачеха часто содержат и воспитывают ребенка и между ними возникают такие же отношения, как между родителями и детьми. В такой ситуации они приобретают право на взыскание алиментов в будущем. Однако важное значение имеет продолжительность семейной связи между ними. В соответствии с п. 2 ст. 97 СК суд вправе освободить пасынков или падчериц от обязанности по уплате алиментов, если отчим или мачеха содержали и воспитывали их менее пяти лет или осуществляли воспитание и содержание ненадлежащим образом. Отказ во взыскании алиментов, так же как и в случае с фактическими воспитателями, является правом, а не обязанностью суда и зависит от конкретной ситуации. Возможны случаи, когда ребенок проживает вместе с новым супругом своего родителя, но между ними не складываются нормальные взаимоотношения по вине отчима или мачехи. Если суд установит, что они плохо относились к ребенку в прошлом, что выразилось в их недобросовестном отношении к его воспитанию и содержанию, они утрачивают право на получение алиментов.
В СК не предусматривается обязанность фактических воспитателей, мачех и отчимов, осуществляющих воспитание и содержание несовершеннолетних фактических воспитанников, пасынков и падчериц, выплачивать им алименты в принудительном порядке. Такая обязанность существовала в ранее действовавшем законодательстве. Исторически ее происхождение легко объяснимо. Впервые эта обязанность появляется в 1920-е гг., в период массовой беспризорности детей, когда государство было не в состоянии обеспечить их средствами к существованию. В такой ситуации было целесообразно возложить в принудительном порядке обязанности по воспитанию и содержанию ребенка на любого, кто начал это делать. Однако с течением времени существование такой алиментной обязанности становилось все менее и менее оправданным. Указанные лица в принципе не обязаны были начинать содержать детей, не являющихся их родственниками. Они делали это исключительно по доброй воле. Невозможно допустить, чтобы закон позволял обратить чей-либо гуманный поступок против этого лица. Поэтому при разработке нового СК было принято решение исключить алиментную обязанность фактических воспитателей, отчимов и мачех.
| |
Круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, очерчен законом. Этому виду страхования подлежат граждане (физические лица - так они названы в законе), выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем; граждане, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем. Граждане, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в случае если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Как и все другое законодательство об обязательном социальном страховании, данный вид страхования распространяется не только на граждан РФ, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.
У каждого застрахованного право на получение обеспечения по данному виду страхования возникает со дня наступления страхового случая. Лица, чье право на получение возмещения вреда, причиненного здоровью от несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания, возникло в соответствии с законодательством СССР или Российской Федерации, право на обеспечение по данному виду страхования получили со дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 1998 г. (т.е. с 6 января 2000 г.).
В случае смерти застрахованного лица право на получение страховых выплат имеют, по общему правилу, всенетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню ᴇᴦο смерти право на получение от него содержания.
В отличие от пенсионного законодательства, основными юридическими фактами, с которыми связано право на страховое обеспечение в случае смерти от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания являются˸ 1) смерть застрахованного лица; 2) нетрудоспособность лица, обратившегося за получением страхового обеспечения; 3) нахождение на иждивении умершего или возникновение права ко дню смерти застрахованного на получение от него содержания. Степень родства или свойства с умершим, в отличие от пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца, никакого юридического значения для получения страхового обеспечения не имеет.
Круг граждан, которые не состояли на иждивении застрахованного, но имели право на получение от него содержания ко дню ᴇᴦο смерти, установлен Семейным кодексом РФ. При решении этого вопроса брачные или определенные родственные отношения имеют значение
Круг лиц, имеющих право на страховое обеспечение - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Круг лиц, имеющих право на страховое обеспечение" 2015, 2017-2018.