Котляревский, сергей андреевич. Котляревский сергей андреевич Котляревский о правовом государстве

Биография

В 1892 году окончил с золотой медалью 5-ю московскую гимназию . Высшее образование получил на историко-филологическом факультете Московского университета , курс обучения на котором окончил в 1897 году . После окончания учёбы был оставлен на три года при университете для подготовки к получению профессорского звания по кафедре всеобщей истории.

За труд «Францисканский орден и римская курия в XIII и XIV веках» (1901) в мае 1902 года получил степень магистра всеобщей истории, а степень доктора, за сочинение «Ламеннэ и современный католицизм» - в декабре 1904 года . Затем Котляревский сдал экстерном экзамены на юридическом факультете и защитил диссертации на степень магистра («Конституционное государство. Опыт политико-морфологического обзора», 1907) - в январе 1908 года ; и доктора государственного права («Правовое государство и внешняя политика», 1909) - в феврале 1910 года .

С конца 1890-х годов Котляревский совмещал занятия наукой с общественной деятельностью.

Котляревский участвовал в деятельности кружка «Беседа», организованного в ноябре 1899 года в Москве, участвовал в ряде философских и литературных кружков. Одним из таких кружков был кружок, объединявший интересы по истории религии, организованный Сергеем Николаевичем Трубецким , Котляревский был председателем.

С. А. Котляревский был известен среди современников антивоенными взглядами . Свою позицию на проблемы войны и мира он изложил в работе "Правовое государство и внешняя политика", увязывая прекращение конфликтов прежде всего с изменением государственного строя (демократизацией) .

Много печатается в «Русских ведомостях» по вопросам внутренней и внешней политики, по национальным вопросам.

В 1917 году комиссар Временного правительства по Департаменту духовных дел иностранных вероисповеданий Министерства внутренних дел, председатель Особого совещания по вероисповедным вопросам; одновременно с июля 1917 года - товарищ обер-прокурора Святейшего Синода. Участвовал в создании Лиги русской культуры .

28 апреля 1920 до суда был освобождён из-под стражи под подписку о невыезде. Дал обширные показания о деятельности Совета общественных организаций, Национального центра и Союза возрождения России . Приговором Верховного трибунала при ВЦИК от 20 августа 1920 признан виновным в участии и сотрудничестве в контрреволюционной организацией с целью свержения советской власти путём вооружённого восстания. Приговорён к расстрелу с заменой условным тюремным заключением сроком на 5 лет, освобождён из-под стражи в зале суда. Постановлением распорядительного заседания Верховного ревтрибунала при ВЦИК от 10 ноября 1920 года он был освобождён и от условного осуждения.

После 1920 года читал лекции по финансовому праву на факультете советского права МГУ. Выступал с докладами в Вольной Академии Духовной культуры, в руководство которой входил в 1922 году. Затем работал в журнале «Советское право», Институте советского права. Юрисконсульт комиссариата (Наркомата) юстиции. Работал в государственном контроле. Занимался исследованиями в области финансов, местного хозяйства, международных отношений. С конца 1921 года - член литературной секции ГАХН.

В 1928-1930 годах был профессором финансового права в Московском промышленном институте. С 1931 года - на пенсии .

С 1936 почётный член Международного института юридической социологии. В 1938 году - консультант Совета по изучению производительных сил Союза ССР при Академии наук СССР, жил в Москве. Главный консультант Института государственного права Академии наук СССР.

17 апреля 1938 года был арестован по обвинению «в принадлежности к террористической организации и вредительской деятельности» и 14 апреля 1939 приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР к расстрелу по обвинению в шпионаже и участии в контрреволюционной организации. Похоронен на территории совхоза «Коммунарка» Московской области.

8 августа 1956 по определению Военной коллегии Верховного суда СССР дело в его отношении прекращено «за отсутствием состава преступления». Реабилитирован (по делу 1920) 18 ноября 1992 по заключению Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

С 1898 года был женат на Екатерине Николаевне Орловой , внучке декабриста

Сергей Андреевич Котляревский (1873-1939) - русский историк, писатель, правовед, политический деятель.

Биография

Сергей Андреевич Котляревский родился 23 июля 1873 года в Московской губернии в семье чиновника. Высшее образование получил на историко-филологическом факультете Московского университета, курс обучения на котором окончил в 1894 году. После окончания учёбы был оставлен при университете для подготовки к получению профессорского звания по кафедре всеобщей истории.

В 1899 году началась преподавательская деятельность Котляревского в Императорском Московском университете на должности приват-доцента.

За труд «Францисканский орден и римская курия в XIII и XIV веках» (1901) получил степень магистра всеобщей истории, а степень доктора - за сочинение «Ламеннэ и современный католицизм» (1904). Вскоре Котляревский сдал экзамен на юридическом факультете и защитил диссертации на степень магистра («Конституционное государство. Опыт политико-морфологического обзора», 1907) и доктора государственного права («Правовое государство и внешняя политика», 1909).

С конца 1890-х годов Котляревский совмещал занятия наукой с общественной деятельностью.

Котляревский участвовал в деятельности кружка «Беседа», организованного в ноябре 1899 года в Москве, участвовал в ряде философских и литературных кружков. Одним из таких кружков был кружок, объединявший интересы по истории религии, организованный Сергеем Николаевичем Трубецким, Котляревский был председателем.

С конца 1903 года он активно участвовал в деятельности политических формаций, находившихся в оппозиции к российской самодержавной власти. Котляревский был участником «Союза земцев-конституционалистов» и «Союза освобождения». В 1904 году Котляревский участвовал в деятельности кружка «Аргонавты», организованного Андреем Белым. Результатом этой деятельности стал выпуск сочинения «Ламеннэ и современный католицизм» в одном из сборников, выпущенном участниками кружка.

В 1905 году Котляревский был участником земских съездов, одним из учредителей Конституционно-демократической партии и членом центрального комитета. В 1906 году был избран депутатом от Балашовского уездного собрания в I Государственную думу от Саратовской губернии. Подписал после разгона Думы Выборгское воззвание, был осужден за это на тюремный срок 3 месяца.

В 1906 году стал масоном. Член-основатель ложи «Возрождение» Великого востока Франции. С момента её учреждения являлся её Оратором.

Защитил магистерскую диссертацию (1908) по праву «Конституционное государство. Опыт политико-морфологического анализа», докторскую диссертацию (1910) - «Правовое государство и внешняя политика». Преподавал (с 1907) на юридическом факультете Московского университета. Экстраординарный профессор (1910), ординарный профессор кафедры государственного права (1910–1919) юридического факультета.

Много печатается в «Русских ведомостях» по вопросам внутренней и внешней политики, по национальным вопросам.

В 1920 году Котляревский рассматривался как один из обвиняемых по делу «Тактического центра».

Но вот самые страшные их действия: в разгар гражданской войны они… писали труды, составляли записки, проекты. Да, «знатоки государственного права, финансовых наук, экономических отношений, судебного дела и народного образования», они писали труды! (И, как легко догадаться, нисколько при этом не опираясь на предшествующие труды Ленина, Троцкого и Бухарина…) Проф. С. А. Котляревский - о федеративном устройстве России, В. И. Стемпковский - по аграрному вопросу (и, вероятно, без коллективизации…), В. С. Муралевич - о народном образовании в будущей России, Н. Н. Виноградарский - об экономике. А (великий) биолог Н. К. Кольцов (ничего не видавший от родины, кроме гонений и казни) разрешал этим буржуазным китам собираться для бесед у него в институте. (Сюда же угодил и Н. Д. Кондратьев, которого в 1931 г. окончательно засудят по ТКП.)

Сергей Андреевич Котляревский

Котляревский Сергей Андреевич (1873-1939), депутат I Государственной Думы от Саратовской губернии. Котляревский Сергей Андреевич (1873-1939). Историк, правовед, профессор международного права. Один из организаторов партии кадетов, в 1905-1908 член ее ЦК. Депутат I Государственной Думы от Саратовской губернии. Подписал "Выборгское воззвание" 10 июля 1906 года в Выборге и был осужден по ст.129, ч.1, п.п.51 и 3 Уголовного Уложения. С 1908 отошел от политической деятельности, из партии кадетов вышел в 1912. В 1918-1920 активный член подпольных антибольшевистских организаций «Совет общественных деятелей», «Национальный Центр». Был арестован ВЧК. После выхода из тюрьмы занимался научной работой. Репрессирован в 1939 году. Реабилитирован посмертно. Подписал "Выборгское воззвание" 10 июля 1906 года в г. Выборге и осужден по ст.129, ч.1, п.п.51 и 3 Уголовного Уложения.

Использованы материалы сайта http://www.kodeks.ru/

Котляревский Сергей Андреевич (23.07(4.08). 1873- 15.04.1939) - историк, теоретик права, общественный деятель. Окончил историко-филологический ф-т Московского ун-та (1896), с 1900 г. - приват-доцент кафедры всеобщей истории. В 1904 г. защитил докторскую диссертацию («Ламенне и новейший католицизм»). Стоял у истоков создания партии кадетов, с 1905 г. - член ее ЦК. Избирался депутатом I Государственной думы. В 1906 г. участвовал в основании франкмасонской ложи «Возрождение» в Москве. После сдачи экстерном экзаменов на юридическом ф-те Московского ун-та защитил в 1907 г. магистерскую («Конституционное государство. Опыт политико-морфологического обзора»), а в 1909 г. докторскую диссертацию («Правовое государство и внешняя политика»). В 1908-1917 гг. работал приват-доцентом курсов Герье, читал лекции по истории Франции и международных отношений. После Февральской революции К. был комиссаром Временного правительства по инославным и иноверным исповеданиям, входил в состав Лиги русской культуры. С июля 1917 г. - товарищ обер-прокурора Синода и товарищ министра вероисповеданий.

К Октябрьской революции отнесся враждебно. Один из авторов сб. «Из глубины». Участвовал в деятельности ряда антисоветских организаций, был приговорен к 5-летнему условному заключению. Впоследствии заявил о своей лояльности советской власти, работал в Институте советского права, журнале «Советское право», Московском ун-те. По обвинению в контрреволюционной пропаганде расстрелян. Философские основания мировоззрения Котляревского - эклектичны: позитивизм и социал-дарвинизм сочетаются с кантианством. Испытал влияние Л. Гумпловича. В философии права развивал идеи естественно-правовой школы. В отличие от большинства юристов-неокантианцев, считавших право главной опорой политико-правового порядка, Котляревский обосновывал др. положение: власть и право являются равноправными субстанциями, их роль в общественном устройстве равновелика. И власть, и право одинаково глубоко укоренены в человеческой природе. Дуализм власти и права приобретает особое значение в условиях правового государства. Несмотря на то, что государство во многом представляет собой «культурно-этическую ценность», оно в огромной степени связано с насилием и стихией эгоизма . Никогда право, по Котляревскому, не подчинит себе государство полностью, не сделает власть окончательно правовой. Внеправовая природа государства ярко проявляется в международных отношениях, особенно в условиях войны. С одной стороны, наличие правового государства предполагает «сознание у граждан ценности права», «любовь к праву», «борьбу за право», что практически означает ценность человеческой личности и ее правовую защищенность, но с другой - признание ценности личности невозможно без сильного государства. Внеправовая природа государства, полагал он, порождает деспотизм. Основными средствами против узурпации власти Котляревский считал отнюдь не формальные юридические механизмы (принцип разделения властей и систему сдержек и противовесов), а само общественное правосознание, содержащее в себе чувство справедливости и ощущение причастности к гармонии божественного миропорядка.

В. Н. Жуков

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 297-298.

Далее читайте:

Выборгское воззвание от 10 июля 1906 года (документ).

Сочинения:

Что может дать антропогеография для истории? М., 1900;

Совещательное представительство. Ростов н/Д, 1905;

Власть и право. Проблема правового государства. Спб., 2001;

Война и демократия. М., 1917;

СССР и союзные республики. М., 1924.

Литература:

Шелохаев В. В. Кадеты - главная партия либеральной буржуазии в борьбе с революцией 1905-1907 гг. М., 1983; Думова Н. Г. Кадетская партия в период Первой мировой войны и Февральской революции. М., 1988; Она же. Кончилось ваше время... М., 1990; Кроткова Н. В. С. А. Котляревский как теоретик правового государства // Государство и право. 2006. №11; Она же. Государственно-правовые взгляды С. А. Котляровского. М., 2011.

Политический деятель

Дата рождения: Дата смерти:

За труд «Францисканский орден и римская курия в XIII и XIV веках» () получил степень магистра всеобщей истории, а степень доктора - за сочинение «Ламеннэ и современный католицизм» (). Вскоре Котляревский сдал экзамен на юридическом факультете и защитил диссертации на степень магистра («Конституционное государство. Опыт политико-морфологического обзора», ) и доктора государственного права («Правовое государство и внешняя политика», ).

С конца 1890-х годов Котляревский совмещал занятия наукой с общественной деятельностью.

Много печатается в «Русских ведомостях» по вопросам внутренней и внешней политики, по национальным вопросам.

28 апреля 1920 до суда освобождён из-под стражи под подписку о невыезде. Дал обширные показания о деятельности Совета общественных организаций, Национального центра и Союза Возрождения. Приговором Верховного трибунала при ВЦИК от 20 августа 1920 признан виновным в участии и сотрудничестве в контрреволюционной организации с целью свержения советской власти путём вооружённого восстания. Приговорён к расстрелу с заменой условным тюремным заключением сроком на 5 лет, освобождён из-под стражи в зале суда. Постановлением распорядительного заседания Верховного ревтрибунала при ВЦИК от 10 ноября 1920 освобождён от условного осуждения. Выступал с докладами в Вольной Академии Духовной культуры, в руководство которой входил в 1922. Затем работал в журнале «Советское право», Институте советского права. Юрисконсульт комиссариата (Наркомата) юстиции. Работал в государственном контроле. Занимался исследованиями в области финансов, местного хозяйства, международных отношений. С конца 1921 член литературной секции ГАХН. С 1936 почётный член Международного института юридической социологии. В 1938 консультант Совета по изучению производительных сил Союза ССР при Академии наук СССР, жил в Москве. Главный консультант Института государственного права Академии наук СССР. 17 апреля 1938 арестован по обвинению «в принадлежности к террористической организации и вредительской деятельности». 14 апреля 1939 приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР к расстрелу по обвинению в шпионаже и участии в контрреволюционной организации. 8 августа 1956 по определению Военной коллегии Верховного суда СССР дело в его отношении прекращено «за отсутствием состава преступления». Реабилитирован (по делу 1920) 18 ноября 1992 по заключению Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Похоронен на территории совхоза «Коммунарка» Московской области.

Литература

  • Томсинов В. А. Сергей Андреевич Котляревский (1873 - 1939) // Российские правоведы XVIII-XX веков: Очерки жизни и творчества. В 2-х томах (Том 2). - М ., 2007. - С. 364-413. - 672 с. - («Русское юридическое наследие»). - 1000 экз. - ISBN 978-5-8078-0145-6

Примечания

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 23 июля
  • Родившиеся в 1873 году
  • Умершие 15 апреля
  • Умершие в 1939 году
  • Выпускники историко-филологического факультета Московского университета
  • Депутаты Государственной думы Российской империи I созыва
  • Историки России
  • Правоведы России
  • Масоны России
  • Историки масонства
  • Репрессированные в СССР
  • Расстрелянные и похороненные на полигоне «Коммунарка»

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Ледокол Вайгач
  • Thank You
Энциклопедический словарь

КОТЛЯРЕВСКИЙ Сергей Андреевич - (23.07(4.08). 1873 15.04.1939) историк, теоретик права, общественный деятель. Окончил историко филологический ф т Московского ун та (1896), с 1900 г. приват доцент кафедры всеобщей истории. В 1904 г. защитил докторскую диссертацию (Ламенне и… … Русская Философия. Энциклопедия

Котляревский, Сергей Андреевич - (род. в 1873 г.) историк и юрист, автор трудов по истории Запада и государственному праву. По своим теоретическим взглядам примыкал к авторам Вех и к метафизическим и религиозно мистическим течениям того времени. Был членом центрального комитета… … Исторический справочник русского марксиста

Сергей Андреевич Котляревский - Род деятельности: историк, писатель, правовед, политический деятель Дата рождения: 23 июля 1873 года Место рождения: Московская губерния Сергей Андреевич Котляревский (1873 … Википедия

Котляревский, Сергей - Сергей Андреевич Котляревский Род деятельности: историк, писатель, правовед, политический деятель Дата рождения: 23 июля 1873 года Место рождения: Московская губерния Сергей Андреевич Котляревский (1873 … Википедия

Котляревский (значения) - Котляревский, Александр Александрович (1837 1881) славист, археолог и этнограф. Котляревский, Иван Петрович (1769 1838) украинский писатель. Котляревский, Игорь Леонидович профессор кафедры Московской консерватории, заслуженный… … Википедия

Котляревский - Котляревский, Сергей Андреевич (род. в 1873 г.) историк и юрист, автор трудов по истории Запада и государственному праву. По своим теоретическим взглядам примыкал к авторам Вех и к метафизическим и религиозно мистическим течениям того времени.… … 1000 биографий

Котляревский - (укр. Котляревський) украинская фамилия. Известные носители: Котляревские дворянский род Котляревский, Александр Александрович (1837 1881) славист, археолог и этнограф. Котляревский, Арсений Николаевич (1910 1994) … … Википедия

Сергей Андреевич Котляревский – доктор всеобщей истории, доктор государственного права, либеральный общественный и политический деятель, депутат I Государственной Думы, член Конституционно-демократической партии.

С.А. Котляревский был родом из семьи чиновника. Учился в Московском университете, в 1902 г. защитил магистерскую диссертацию «Францисканский орден и римская курия в ХШ и ХIV вв.», в 1904 г. – докторскую «Ламенне и новейший католицизм». Сильное влияние на С.А. Котляревского в период студенчества оказывал профессор В.И. Герье. С.А. Котляревский начал свой путь в науку с исследований трудов мыслителей католического Запада, но впоследствии его заинтересовала тематика правового государства и либеральных реформ. В 1907 г. И 1909 г. С.А. Котляревский написал две диссертации: «Конституционное государство: опыт политико-морфологического обзора» и «Правовое государство и внешняя политика». Был руководителем кафедры государственного права Московского университета до 1917 г. Необходимо отметить, что и после революции С.А. Котляревский продолжил исследовательскую и преподавательскую деятельность.

Общественно-политическая активность С.А. Котляревского проявлялась в участии в деятельности «Союза освобождения» «Союза земцев-конституционалистов», а также в работе в I Государственной Думе.

С.А. Котляревский был одним из создателей Конституционно-демократической партии и членом её Центрального комитета, считая, что политическая партия с региональной инфраструктурой является более предпочтительной формой организации, нежели общественное движение. После подписания Манифеста 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» на съезде партии С.А. Котляревский призвал депутатов поклясться в том, что даруемая свобода не будет отдана. На съездах партии кадетов поднимались такие проблемные вопросы как о границах возможного вмешательства государства в права человека, о привлечении иностранных инвестиций для решения аграрного и рабочего вопросов, о культурном самоопределении национальностей, разработке проекта конституции и реформировании местного и губернского самоуправления. Последнее заслужило особое внимание С.А. Котляревского. Реформирование местного самоуправления стало целью образования комиссии о местном самоуправлении, созданной ЦК партии кадетов. В процессе деятельности комиссии были рассмотрены вопрос о мелкой земской единице, вопросы пересмотра городового положения и положения о земских учреждениях, введения земства в неземских губерниях, реформы местного управления. В 1912 г Котляревский вышел из состава партии кадетов.

В Государственной Думе С.А. Котляревский являлся членом комиссий о неприкосновенности личности, гражданском равенстве, комиссии по проверке прав членов Государственной Думы и составлению Наказа.

За подписание Выборгского воззвания он был лишен избирательных прав и приговорен к трем месяцам тюремного заключения.

Позднее входил в состав Особого совещания по подготовке проекта Положения о выборах в Учредительное собрание и участвовал в разработке правовых актов Временного правительства.

С.А. Котляревский был комиссаром Временного правительства по иностранным и иноверным исповеданиям, позднее стал товарищем Обер-прокурора Святейшего Синода и товарищем Министра вероисповеданий Временного правительства.

С.А. Котляревский был масоном. Его отношение к Православной церкви совпадает с принципами, выработанными Девятым съездом партии в июле 1917 г., который принял церковный раздел программы, как отмечает А.Н. Медушевский. Прежде всего, речь идет о двух установках: свободе вероисповедания и культа и о признании значительной роли православия. Это признание, на взгляд представителей конституционно-демократической партии, должно было выражаться в покровительстве в законе и материальной поддержке, но никак не в контрольно-административных ограничениях.

После революции в октябре 1917 г. С.А. Котляревский занял оппозиционную позицию по отношению к большевикам. Он входил в состав таких организаций как Правый центр и Всероссийский национальный центр, где разрабатывались вопросы устройства России после свержения большевистской власти. По прошествии некоторого времени С.А. Котляревский оставил политическую деятельность и работал в Институте советского права МГУ, сосредоточив свое внимание на проблемах федерализма, бюджетного права и местного хозяйства.

С.А. Котляревский был обвинен в контрреволюционной деятельности и расстрелян в 1939 г.

Основные труды

1. Котляревский С.А. Совещательное представительство. Ростов-на-Дону, 1905.

2. Котляревский С.А. Конституционное государство: опыт политико-морфологического обзора. Спб., 1907.

3. Котляревский С.А. Правовое государство и внешняя политика. М., 1909.

4. Котляревский С.А. Юридические предпосылки русских Основных законов. М., 1912.

5. Котляревский С.А. Сущность парламентаризма. М., 1913.

6. Котляревский С.А. Власть и право. Проблема правового государства. М., 1915.

7. Котляревский С.А. Государственное право иностранных держав. М., 1910.

8. Котляревский С.А. История международных отношений в Новое время (Очерк из истории дипломатических сношений). Лекции, читанные в 1916–17 учебном году. Записки слушательниц. М., 1917.

9. Котляревский С.А. Развитие международных отношений в новейшее время. М., 1922.

10. Котляревский С.А. Бюджетное право РСФСР и СССР. М.-Пг.,1924.

11. Котляревский С.А. СССР и союзные республики. М., 1924.

12. Котляревский С.А. Бюджетное право СССР. М., 1925.

13. Котляревский С.А Бюджет и местные финансы. М., 1926.

14. Котляревский С.А Финансовое право СССР. Л., 1926.

15. Котляревский С.А Развитие советского законодательства о местном хозяйстве. М., 1928.

Основные идеи

С.А. Котляревский разрабатывал теории правового и конституционного государств, занимался вопросами международного права при вооруженных конфликтах, работал над теориями местного самоуправления и федерации. В его консервативно-либеральных взглядах исследователи отмечают сочетание национализма, демократизма, этатизма и социализма. Им трансформировались и адаптировались западные политические идеи посредством земского движения в России и парламентаризма.

В своей научной деятельности он использовал политико-морфологический метод – синтез юридико-догматического и социологического методов.

Как отмечает А.Н. Медушевский, на формирование теоретических воззрений С.А. Котляревского оказали значительное влияние А. де Токвиль, Р. Иеринг, Г. Еллинек, П.И. Новгородцев и Л.И. Петражицкий и некоторые другие правоведы.

С.А. Котляревский считал власть и право равноправными субстанциями в организации государства, которые имеют трансцендентную природу. Правовое государство, на его взгляд, представляет собой баланс права и силы, конфликт которых не разрешим.

В правовом государстве верховенство права может быть обеспечено только сильной властью. Правовое государство – это власть, стремящаяся к самоограничению и верховенству права, однако право ограничивает власть до определенного предела, чтобы оно ее не разрушило и не оказалось беззащитным. Пределом действия права являются потребности общества, связанные с властью. Государство, по мнению С.А. Котляревского, никогда не сможет быть до конца правовым, оно поступается позитивным правом в ситуации, когда ставится вопрос о выживании государства как политического организма.

С.А. Котляревский интересовался взглядами Ф. Ницше на феномен власти, но не разделял его точку зрения полностью. С.А. Котляревский не делил волю к власти на волю господ и рабов, утверждая наличие захватных устремлений у людей с различным социальным статусом.

В качестве принципов правового государства С.А. Котляревский выделял справедливость и законность, которые, на его взгляд, являются путеводными звездами, ведущими к праву справедливости. Кроме того, справедливость и законность в его учении представлены в виде элементов правового государства наряду с господством права и правопорядком.

Гарантиями правового государства являются зрелость общественного правосознания и крепость идеальных и религиозных ценностей народа. В усвоении этих ценностей С.А. Котляревский видел выход из кризиса правосознания, а религиозное правосознание считал гарантией против эрозии идеи правового государства. В иерархии ценностей на первое место он ставил религию, на второе – мораль, на третье – право. При этом С.А. Котляревский был сторонником отделения церкви от государства и свободы совести.

Переходя к проблематике конституционного государства, стоит сказать о его соотношении с правовым государством. С.А. Котляревский считал, что на тот момент исторического развития правовое государство могло быть только конституционным, а парламентаризм вне зависимости от формы правления является идеальной формой правового конституционного государства. Кроме того, по его мнению, власть разделена лишь функционально, но, по сути, она едина. Парламентаризм же способен обеспечить единство парламента и правительства, народа и власти.

Правовое государство характеризуется метаюридическим характером, это некая абстрактная формула, в рамках которой может быть различное содержание. Конституционное государство же является более конкретным понятием, которое обозначает реализацию идеи правового государства.

С.А. Котляревский в зависимости от пределов политического самоопределения нации и степени ограничений власти делит государства с конституционно-монархической формой правления на три группы: государства, в которых высокий уровень самоопределения нации (Бельгия, Англия и Норвегия), государства, в которых народное представительство и монархическая власть сильны в равной степени (Швеция, Дания и Италия), и государства, в которых монархическая власть превалировала (германские государства, Россия и Япония).

Основной характеристикой конституционного государства является способность гражданина участвовать в законодательной деятельности. К основополагающим признакам конституционного государства относятся народный суверенитет, представительное правление, федерализм, разделение властей, последовательное осуществление прав и свобод человека и гражданина.

Консенсус в обществе, по мнению С.А. Котляревского, возможен при сочетании сильной центральной власти и децентрализации.

Что касается вопросов международного права, то С.А. Котляревский обосновывал необходимость международно-правового регулирования интеграционными процессами, ростом разрушительной силы оружия и ценности человеческой личности. Современное государство он считал организацией права и силы, которое должно обеспечивать мир и быть готовым в минуту неизбежных вооруженных конфликтов. Причину вооруженных конфликтов он видел в проблеме интеграции и дезинтеграции.

С.А. Котляревский ставил вопрос о возможности правового государства при неблагоприятном изменении международного права. По его мнению, либеральная концепция не жизнеспособна в условиях вооруженных конфликтов. Решением может быть система стабильных международных договоров на основе общепризнанных ценностей демократического общества. Существовавшая в начале XX века система международных договоров разрушилась, так как она была основана на эгоистических интересах отдельных государств или военных блоков; поэтому она не смогла противостоять классовому интернационализму как неправовой интеграции и национализму как дезинтеграции.

В советском периоде научной деятельности С.А. Котляревский занимался проблемами бюджетного и финансового права, а также теорией федерации, что представляет интерес для науки конституционного права.

Исследователи отмечают, что в своих взглядах на советский конституционный строй и федерализм С.А. Котляревский зачастую был эклектичен, пытался соединить отдельные положения своих дореволюционных работ с партийными установками большевиков.

На его взгляд, между федерацией и унитарным государством различие скорее количественное, нежели чем качественное, федерация и унитарное государство как формы политико-территориального устройства сближаются, поскольку в федеративном государстве нарастает тенденция к централизации, а в унитарном – к децентрализации. В советское время он сохранил это убеждение.

С.А. Котляревский отмечал, что советская федерация имеет серьезные отклонения по признакам федеративного государства, что проявляется в необычно широком политико-правовом статусе союзных республик, однако по существу советское государство представляет собой типичную федерацию с тенденцией к централизации.

С.А. Котляревский – историк и правовед, общественно-политический деятель конца XIX – начала XX века. Разрабатывая теорию правового государства, он выявил его соотношение с конституционным государством. Кроме того, С.А. Котляревский работал над проблемами международного права при вооруженных конфликтах, теориями местного самоуправления и федерации.

Съезды и конференции конституционно-демократической партии. М., 1997. Т. 1. (1905–1907 гг.). С. 541.

Медушевский А. Н. Диалог со временем: российские конституционалисты конца XIX- начала XX вв. М.: Новый хронограф, 2010. С. 409–410.

Кроткова Н.В. Государственно-правовые взгляды С.А. Котляревского: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 9.

Медушевский А.Н. Указ. соч. С.393.

Лапаева А. В. Соотношение государства, права и нравственности в воззрениях С.А. Котляревского // Социум и власть. 2012. № 1. С. 68.

Котляревский С.А. Власть и право. Проблема правового государства. М., 1915. С. 415.

Медушевский А.Н. Указ. соч. С. 394.

Котляревский С.А. Конституционное государство. Опыт политико-морфологического разбора. СПб., 1907. С. 27–28.

Кривенцова А.В. Концепция конституционного государства С.А. Котляревского: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Владимир, 2008. С. 11–12.

Кроткова Н.В. Взгляды С.А. Котляревского на конституционный строй Российской империи и советской России // Государство и право. 2008. № 3. С. 81–82.