Координационными органами рсчс являются. Органы управления рсчс На каких уровнях рсчс создаются координационные органы

Каждый уровень РСЧС имеет:

Координирующие органы;

Постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территории от ЧС;

Органы повседневного управления;

Силы и средства;

Резервы финансовых и материальных ресурсов;

Системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Координирующими органами РСЧС являются:

На федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;

На региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России

На территориальная уровне, охватывающем территории субъектов РФ - комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) органов исполнительной власти и субъектов РФ;

Местном уровне, охватывающем территории района, города (района в городе) КЧС органов местного самоуправления;

На объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта - объектовая КЧС.

На федеральном уровне функционирует Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС. В её состав включены представители федеральных министерств и ведомств в ранге заместителей министров, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера.

Решения этой комиссии обязательны для исполнения всеми федеральными министерствами и ведомствами, входящими в состав Межведомственной комиссии, органами исполнительной власти субъектов РФ (по согласованию).

Основным органом управления, ответственным за функционирование РСЧС на территории региона, является региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Основное предназначение регионального центра -координация деятельности территориальных органов исполнительной власти, организация их взаимодействия при работах по предупреждению и ликвидации ЧС.

На территориальном, местном и объектовом уровнях основным органом управления, ответственным за противодействие ЧС, является КЧС соответствующего органа исполнительной власти. Комиссия, как коллегиальный орган, объединяет в себе ответственных представителей местных ведомств, что позволяет заблаговременно реализовать меры по предупреждению ЧС, а в ЧС - оперативно мобилизовать ресурсы соответствующей территории и эффективно ликвидировать ЧС. Комиссии возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти.

Постоянно действующими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются:

На федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);

На региональном уровне - региональные центры;

На территориальном и местном уровнях - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и при органах местного самоуправления;

на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Органами повседневного управления РСЧС являются:

Пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;

Дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Применение сил и средств РСЧС при ликвидации чрезвычайной ситуации.

Основные мероприятия, осуществляемые в режиме чрезвычайной ситуации:

Организация защиты населения;

Выдвижение оперативных групп в район ЧС;

Организация ликвидации ЧС;

Определение границ зоны ЧС;

Организация работ по устойчивому функционированию экономики и объектов, первоочередному

обеспечению пострадавшего населения;

Осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой

на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.

Резервы финансовых и материальных ресурсов РСЧС, состав, где создаются.

Для ликвидации ЧС создаются:

Резервный фонд Правительства РФ - за счет средств федерального бюджета;

Ведомственный резерв материальных и финансовых ресурсов - за счет федерального органа

исполнительной власти;

Резерв финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ;

Местный резерв финансовых и материальных ресурсов органа местного самоуправления - за счет

средств местного бюджета;

Объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов - за счет собственных средств организаций.

Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим. Финансирование РСЧС осуществляется на каждом уровне за счет соответствующих бюджетов и средств организаций. При отсутствии или недостаточности средств выделяются средства из резервного фонда Правительства РФ.

МР созд на основе Пост Прав-ва РФ от 23.11.96 №1340 «О порядке создания и использования резервов МР для ликвид-ции ЧС рипод и техноген хар-ра».

Принципы создания МР: зоблаговрем-ть, V и состав Р опр-ся в завис-ти от прогноза ЧС, р ациональное размещ Р.

МР включ: продовольствие, пищевое сырье, медикаменты. транспортные средства, средства связи, строй материалы. топливо. средства индивидуальной защиты (СИЗ) и др.

Для предупреждения и ликвидации ЧС создаются: *фед резерв в составе государственного материального резерва; *резервы МР федеральных органов власти;

*резервы МР объектов РФ; *местные резервы; *объектовые резервы.

Номенклатура побьем финансовых и МР опрются их создающим органом. Финансирование расходов на создание материальных резервом осуществляется за счет бюджета тех органов;, где создаю резервы

Порядок выделения средств из рез фонда Прав-ва РФ опр-ся Постановлением Правительства РФ от 26.10.00 г № 810 «О порядке выделения средств из резервного фонда Прав-ва РФ по предупрежд и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствии».

МЧС осуществляет методическое руководство по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов.

Информационное обеспечение РСЧС.

Осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:

Центр управления в кризисных ситуациях МЧС;

Информационные центры федеральных органов исполнительной власти;

Региональные информационно-управляющие центры;

Информационно-управляющие центры органов управления по делам ГО и ЧС субъектов РФ;

Информационные центры организаций;

Средства связи и передачи данных.

Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий и обмена этой информацией определяется Правительством Российской Федерации.

Информационное о6еспечене функционирования РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят: -ЦУКС МЧС РФ; -информационные центры федеральных органов исполнительной власти; -региональные и информационные управляющие центры; информационно-управляющие центры субъектов РФ; абонентские пункты ГОЧС; информационные центры организации;

средства связи, передачи данных и оповещения.

*Информационное обеспечение РСЧС осуществляется на основе Постановления Правительства РФ от 24.03.97 г. № 334 «О порядке сбора и обмена в РФ информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» и Постановления Правительства РФ от 24.05.2000 № 405 «Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановке деятельности сетей и средств электросвязи при ЧС природного и техногенного характера».

За последние годы в России произошли радикальные изменения не только в геополитической и военно-стратегической обстановке, но и во взглядах на причины и характер чрезвычайных ситуаций, которые продолжают усложнять жизнь нашей страны. Дестабилизируют обстановку военные конфликты на территории стран СНГ и в самой России. Мировой и отечественный опыт показывает, что на современном этапе ЧС стали более частым явлением в общественной жизни. За последние 30 лет число разрушительных природно-техногенных катастроф в мире с ущербом более 30% годового валового национального продукта стран, где они произошли, возросло более чем в 4 раза, а с числом погибших более 100 человек – в 2 раза. Не случайно ООН объявлено международное десятилетие борьбы за уменьшение угрозы и опасности стихийных бедствий.

До трагедии Чернобыля (1986 г.), землетрясения в Армении (l987 г.), взрывов в Арзамасе и Свердловске (1988 г.), катастрофы в Башкирии и крупной аварии на Ионавском объединении «Азот» в Литве (1989 г.) основные меры по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф осуществляли руководители предприятий, отраслевые министерства и ведомства.

При крупных техногенных авариях, катастрофах и стихийных бедствиях координацией усилий всех участвующих в ликвидации ЧС сил занимались местные органы исполнительной власти. При необходимости создавались временные правительственные комиссии, которые привлекали силы и средства из других регионов.

Система гражданской обороны в основном предназначалась для действия во время войны, хотя и привлекалась для ликвидации крупных стихийных бедствий, аварий на химически опасных объектах и крупномасштабных техногенных катастроф. Такая организация не позволяла концентрировать силы и средства, имеющиеся в стране, в кратчайший срок на решающем участке, не обеспечивала гибкости и единства руководства в борьбе с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. А сокращение времени на принятие решения и введение в действие сил и средств резко снижает количество жертв и экономический ущерб от ЧС.

Ныне деятельность, связанная с техногенными, экологическими и природными рисками, рассматривается как неотъемлемая функция безопасности государства. Все это предопределяет объективную необходимость усиления внимания к решению проблем, связанных с чрезвычайными ситуациями, на самом высоком государственном уровне. Именно поэтому и создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая продолжила дело МПВО, ГО, корпуса спасателей и других подобных организаций. В полной мере учтен российский и международный опыт предупреждения и ликвидации ЧС, в том числе и американский. В США еще в 1980 г. было создано федеральное агентство по действиям в кризисных ситуациях (FEMA). РСЧС построена на принципе концентрации сил различных ведомств, регионов и территорий (рис. 2).


Основные задачи РСЧС изложены в статье 4 Закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»:

Разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых норм;

Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

Подготовка населения к действиям при ЧС;

Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

Ликвидация ЧС;

Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в ликвидации;

система объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций. Состоит из территориальных и функциональных подсистем. Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих ад-министративно-территориальному делению этих территорий. Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
Система имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Каждый уровень включает: координирующие органы—комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности; постоянно действующие органы управления — органы управления ГОЧС, специально уполномоченные для решения задач в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях; органы повседневного управления — пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы; силы и средства; резервы финансовых и материальных ресурсов; системы связи, оповещения и информационного обеспечения. В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее — силы постоянной готовности). Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащённые специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются: резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва; резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти; резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными пра-вовыми актами органов местного самоуправления. Номенклатура и объём резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
Управление РСЧС осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил РСЧС и населения. Мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках

Центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно – диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

Центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

Центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС РФ, информационные центры, дежурно – диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

Единые дежурно – диспетчерские службы муниципальных образований;

Дежурно – диспетчерские службы организаций (объектов).

Функции и полномочия МЧС России определены Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утверждено Указом Президента РФ от 21 сентября 2002 года №1011).

На региональный центр мчс России возлагаются следующие основные задачи:

Реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории региона;

Участие в осуществлении мер по организации и ведению гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Координация функционирования территориальных подсистем РСЧС в границах региона;

Осуществление в установленном порядке сбора, обработки и обмена информацией в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Осуществление в пределах своих полномочий управления силами гражданской обороны и РСЧС;

Планирование в установленном порядке применения войск гражданской обороны в соответствии с задачами, возложенными на них в мирное время;

Осуществление закупок материально – технических средств для содержания соединений и воинских частей войск гражданской обороны, поисково-спасательной службы по утвержденной номенклатуре снабжения и штатно - табельной потребности;

Осуществление финансирования мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, а также организация финансирования органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, укомплектованных военнослужащими, подчиненных соединений и воинских частей войск гражданской обороны, поисково-спасательной службы;

Обеспечение по вопросам, относящимся к компетенции регионального центра, проведения мероприятий по сохранению информации, составляющей государственную тайну, развитию специальной связи, защите служебной информации.

Реализация задач, возложенных на региональные центры ГОЧС, осуществляется на основании Положения о региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Постоянно действующими органами управления РСЧС на территориальном уровне являются органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (министерства, главные управления ГОЧС), создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на местном уровне - управления, отделы ГОЧС, создаваемые при органах местного самоуправления, на объектовом уровне (в организациях) – отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Задачи этих органов определены Примерным положением об органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления (утверждено приказом МЧС России от 16.08.2000г. №436).

Основными задачами органа управления ГОЧС на территориальном и местном уровне являются:

Реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

Поддержание боевой готовности (готовности к применению) органа управления ГОЧС и обеспечение мобилизационного развертывания вновь формируемых соединений, воинских частей войск гражданской обороны и органов управления ГОЧС.

Планирование и осуществление мероприятий гражданской обороны, мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуаций и контроль за их выполнением;

Разработка проектов законодательных и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (на местном уровне – нормативных правовых актов) по вопросам гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и осуществление контрольных функций за состоянием гражданской обороны, надзорных и контрольных функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Осуществление координации деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и подготовка предложений в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Осуществление в установленном порядке сбора обработки и обмена информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организация своевременного оповещения и информирования населения о проведении мероприятий гражданской обороны, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Руководители постоянно действующих органов управления РСЧС по должности являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Непрерывное оперативное управление в РСЧС осуществляет создаваемые на всех уровнях органы повседневного управления; пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях); оперативно – дежурные службы органов управления ГОЧС, дежурно – диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти организаций.

Для оперативного управления в зависимости от конкретной чрезвычайной ситуации на базе органов управления РСЧС могут создаваться нештатные органы управления – оперативные штабы и оперативные группы .

Органы управления РСЧС размещаются на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации.

Оперативность, устойчивость и непрерывность управления обеспечиваются:

Максимальным приближением управления в повседневных условиях к управлению при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций;

Заблаговременным созданием во всех звеньях управления запасных пунктов управления;

Оснащением пунктов управления современными средствами связи и оповещения;

сопряжением систем оповещения в связи РСЧС с соответствующими системами оповещения гражданской обороны, Министерства обороны Российской Федерации;

Заблаговременной подготовкой дублирующих органов управления;

Заблаговременной разработкой и своевременным осуществлением мероприятий по восстановлению нарушенного управления.

Управление в РСЧС обеспечивается с использованием систем связи и оповещения, которые представляют собой организационно – техническое объединение сил и средств связи и оповещения, а также каналов общегосударственной, ведомственных и коммерческих сетей связи, обеспечивающих передачу информации и сигналов оповещения в интересах органов управления РСЧС.

В системе связи МЧС России используется линии и каналы спутниковой, радио-, радиорелейной и проводной связи. Она строится по принципу рационального сочетания сетей общего использования и прямой связи, что позволяет более эффективно использовать единый ресурс связи, повысить ее живучесть, учесть специфические особенности связи.

С целью обеспечения управления в РСЧС создана автоматизированная информационно – управляющая система РСЧС.

Второй учебный вопрос : « Пункты управления, их назначение, оборудование, размещение и организация работы на них. Порядок работы дежурных смен, их обязанности».

Одним из основных элементов систем управления РСЧС и гражданской обороны являются пункты управления, которые создаются на всех уровнях управления от объекта, муниципального образования, до территориального (субъект Российской Федерации), регионального и федерального уровней управления.

Пункты управления (ПУ) РСЧС и гражданской обороны - это специально оборудованные сооружения (помещения) или транспортные средства, оснащенные необходимыми техническими средствами связи и жизнеобеспечения и предназначенные для размещения и обеспечения эффективной работы органов управления, как в мирное время, так и в особый период.

Все ПУ можно подразделить на стационарные и подвижные, размещенные на различных транспортных средствах.

Стационарные пункты управления, в свою очередь, можно разделить на:

Повседневные ПУ, предназначенные для обеспечения функционирования органов управления в местах их постоянной дислокации в мирное время;

Запасные ПУ, необходимые для защиты органов управления от современных средств поражения и обеспечения устойчивого управления в особый период.

По месту своего размещения они могут быть городскими и загородными.

ПУ обслуживаются постоянным и переменным составом, постоянный состав включает в себя штатный состав ПУ (оперативные дежурные, операторы, личный состав узла связи), обеспечивающий работу ПУ при повседневной готовности в мирное время. При введении режима повышенной готовности функционирования РСЧС или режима чрезвычайной ситуации, а также при переводе гражданской обороны с мирного на военное время на ПУ дополнительно, согласно «боевому» расписанию, разворачивается переменный состав, включающий руководителей органов управления РСЧС и гражданской обороны, операторов из состава администрации и органа управления ГОЧС,

В связи с этим на повседневном ПУ предусматривается наличие помещений для размещения и работы оперативной дежурной смены, технических средств управления, средств связи и оповещения, средств спецсвязи, а также переменного состава согласно «боевому» расписанию ПУ.

Запасные ПУ должны иметь защищенные помещения для размещения личного состава органов управления и технических средств управления, узлы связи и станции оповещения, системы жизнеобеспечения и электроснабжения. Большое внимание, при этом, обращается на наличие автономных источников питания, обеспечивающих электроснабжение всех элементов ПУ на достаточно длительное время в условиях нарушения централизованного электроснабжения.

Особые требования по размещению, защите и оборудованию предъявляется к загородным запасным ПУ. Они размещаются в загородных зонах, имеющих развитые сети связи и хорошую дорожную сеть.

Узел связи такого ПУ должен иметь одну или несколько линий привязки к опорным узлам связи сети связи общего пользования (филиалы ОАО «Электросвязь» - районные или городские узлы связи) и, по возможности, дополнительные линии привязки к ведомственным узлам связи, размещенным на данной территории.

С загородного ПУ должна обеспечиваться связь по всей территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и возможность выхода на старшие и взаимодействующие органы управления. Особо следует подчеркнуть необходимость обеспечения связи по всей территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в обход системы связи административных центров и других категорированных городов. Это одно из основных условий обеспечения устойчивости управления и связи с загородного ПУ.

С узла связи с загородного ПУ предусматривается организация проводной и радиосвязи в необходимых объемах для обеспечения надежного управления. В необходимых случаях с загородного ПУ организуется спутниковая связь.

Загородные запасные ПУ, как правило, включают в себя:

Защищенные рабочие помещения;

Узлы связи;

Помещения для аппаратуры централизованного оповещения;

Помещения спецсвязи;

Пункты приема и передачи информации;

Радиопередающий центр;

Автономные источники энергоснабжения, водоснабжения и другие системы жизнеобеспечения;

Наземные здания и сооружения для отдыха и питания сотрудников и обслуживающего персонала, а также для хранения техники;

Места стоянки машин;

Посадочные площадки для вертолетов;

Вместимость защищенных рабочих помещений должна составлять 30%-40% от общей численности работающих.

В составе загородного ПУ обязательно создается центр оповещения, обеспечивающий управление работой системой централизованного оповещения населения. Как правило, в состав ПУ включается и радиовещательная аппаратная для выхода на местные сети вещания (проводное, радио – и телевещание).

В защищенных помещениях оборудуются рабочие места со средствами связи для размещения: главы администрации, членов КЧС и ОПБ, рабочей группы органа управления ГОЧС, представителей служб гражданской обороны представителей военного гарнизона, военного комиссариата и др.

Для обеспечения устойчивой и надежной работы пунктов планируются и проводятся специальные тренировки по занятию рабочих мест на ПУ и отработке задач по учебной обстановке с обязательным задействованием средств связи, оповещения и автоматизации. Такие периодические тренировки очень важны для отработки вопросов оперативного занятия ПУ и обеспечению его слаженной работы. Они также помогают выявлять и устранять узкие места в работе органа управления, работе всех технических систем обеспечения пункта управления.

Загородные запасные ПУ в мирное время могут быть использованы по прямому назначению в случае невозможности обеспечения управления в полном объеме непосредственно с повседневных ПУ при организации работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Подвижные пункты управления (ППУ) являются составными элементами запасных пунктов управления. Они создаются заблаговременно, оборудуются на специальных командно – штабных машинах или на специально дооборудованных транспортных средствах и должно быть способны быстро перемещаться, развертываться и свертываться, устойчиво работать круглосуточно, поддерживать связь на ходу. Состав, оборудование и оснащение ППУ на каждом уровне управления различны с учетом их предназначения. На транспортных средствах ППУ оборудуются рабочие места для глав администраций (руководителей гражданской обороны), членов КЧС и ОПБ и оперативных рабочих групп органа управления ГОЧС, устанавливаются средства связи, обеспечивающие поддержание непрерывной связи с подчиненными и старшими органами управления, подчиненными силами.

Подвижные пункты управления, помимо автомобильных средств, могут оборудоваться также на средствах воздушного, морского, речного и железнодорожного транспорта.

Подвижные ПУ должны обеспечивать непосредственное управление подчиненным органами и силами при ликвидации чрезвычайной ситуации, в любом районе данного субъекта Российской Федерации (муниципального образования), на наиболее ответственных направлениях в военное время, а также выполнять функции дублеров стационарных запасных пунктов управления.

В зависимости от типа транспортных средств базирования подвижные пункты управления можно разделить на:

Воздушные ПУ – на базе самолетов или вертолетов;

Мобильные ПУ - на базе автомобильной техники высокой проходимости (с использованием кунгов и прицепов) или автобусов, а также других транспортных средств.

К особой группе мобильных ПУ следует ПУ на базе кузововконтейнеров, перевозимых всеми видами транспорта.

На воздушных пунктах управления размещаются группа должностных лиц и комплекс технических средств с обслуживающим персоналом. Они предназначены для управления в тех случаях, когда управление с наземных пунктов управления затруднено или невозможно. Наиболее перспективными являются воздушные пункты управления, оборудованные на вертолетах, что обуславливается условиями их взлета, посадки и базирования.

В состав мобильного ПУ, как правило, входят несколько автомобилей для размещения личного состава органа управления, штабной автобус для работы смены оперативной группы органа управления ГОЧС, мобильный узел связи, подвижная звукоусилительная станция, машины сопровождения. Вместо отдельной подвижной звукоусилительной станции могут использоваться мобильные громкоговорящие устройства, установленные на машинах сопровождения милиции.

Наиболее частым вариантом мобильного узла связи является мобильный узел на основе штатной комбинированной радиостанции типа Р-142 Н (Г) на базе автомобиля ГАЗ-66. в состав оборудования связи такого мобильного узла входят УКВ и КВ радиостанции, антенные устройства, полевой телефонный коммутатор, полевые телефонные аппараты и полевой телефонный кабель, полукомплект радиорелейной станции. Это оборудование обеспечивает радиосвязь в движении (десятки километров), на стоянке (до 300км), развертывание полевой телефонной сети небольшой емкости (до 10 абонентов), привязку к ближайшему узлу связи сети общего пользования. В состав штатного оборудования мобильного узла связи дополнительно могут включаться также радиостанции транкинговой сети и сотовой сети связи. Радиостанция транкинговой связи обеспечивает выход на телефонные сети общего пользования. В качестве источников питания средств связи используются штатные средства такого мобильного узла связи - бортовая сеть и бензоагрегат типа АБ-1.

В положение о ПУ, разрабатываемом для конкретных ситуаций должны быть отражены следующие вопросы:

Состав, назначение и места расположения стационарных пунктов управления;

Ответственные органы за содержание и приведение в готовность ПУ;

Состав расчетов органов управления на ПУ (боевое расписание);

Время подготовки и занятия ПУ органом управления соответствующего уровня управления;

Состав рабочих технических групп (постоянного состава), высылаемых на ПУ для их подготовки к занятию органом управления;

Периодичность проведения учебных тренировок по занятию ПУ и организации расчетов ПУ с задействованием средств автоматизации, связи;

Организация привязки ПУ к опорным узлам связи;

Задачи служб связи и оповещения гражданской обороны по подготовке и развитию систем связи по линии ПУ;

Вопросы организации работы на ПУ;

Вопросы финансирования содержания ПУ, оплаты используемых средств и каналов связи с ПУ, финансирования работ по модернизации средств узлов связи, аппаратуры оповещения, технических систем жизнеобеспечения ПУ;

Состав, место расположения и районы использования подвижных ПУ;

Вопросы организации связи с ПУ;

Мероприятия по повышению устойчивости работы ПУ в особый период;

Вопросы организации управления и связи по линии запасных ПУ;

Порядок предоставления донесений и обмена данными между ПУ;

При оценке состояния и организации функционирования пунктов управления основное внимание со стороны органов управления РСЧС (ГО), органов управления ГОЧС должно уделяться запасным и подвижным пунктам управления.

При этом на запасном пункте управления должно обращаться внимание на:

Техническое состояние ПУ;

Состав обслуживающего персонала (постоянного состава) ПУ;

Общие вопросы организации управления с ПУ;

Организация проводной и радиосвязи с ПУ, схемы привязки ПУ к опорным узлам связи;

Возможности обеспечения связи с ПУ в обход сети связи административных центров;

Состояние техники связи и оповещения, размещенной на узле связи ПУ;

Состояние систем жизнеобеспечения ПУ, особенно автономного источника питания;

Мероприятия по обеспечению устойчивости управления с ПУ;

Состав и организация рабочих мест расчета ПУ согласно боевому расписанию;

Общая организация работы органа управления на ПУ (время подготовки ПУ к работе и занятия его расчетом, организация обмена информацией внутри и за пределами, организация взаимодействия и др.);

Готовность к работе центра оповещения и радиовещательной аппаратной ПУ.

На ППУ – на:

Общее техническое состояние ППУ и место его размещения в повседневной готовности;

Состав и назначение элементов ППУ;

возможности ППУ по организации устойчивого управления в районах чрезвычайных ситуаций;

Состояние рабочих мест и организация работы органа управления на ППУ;

Состояние техники связи и организация связи с ППУ;

Организация передвижения ППУ к районам возможных чрезвычайных ситуаций.

Что такое РСЧС? В каждом государстве существуют службы, которые призваны в случае любых чрезвычайных ситуаций (ЧС) заниматься вопросами:

  • обеспечения в должной мере безопасности жизни (и конечно же, деятельности) населения;
  • ликвидации причин самой ситуации и ее последствий;
  • уменьшения нанесенного ущерба народному хозяйству.

В России в апреле 1992 году в соответствии с Постановлением правительства РФ за номером 261 была сформирована Российская система предупреждения и действий в ЧС (аббревиатура РСЧС), которая позднее, в 1995 году, была переименована в Российскую единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основными принципами работы системы являются не только территориально-производственный и плановый характер; универсализм созданных подразделений, их мобильность и готовность в любой момент приступить к работе в условиях ЧС; но также и централизация управления. Нельзя сбрасывать со счетов и приоритетный характер службы.

Структура организации

Органы РСЧС - это прежде всего государственная структура, выстраивающая свою работу на основе права. Ее общее руководство осуществляет правительство Российской Федерации, а непосредственное управление возложено на МЧС РФ. Что входит в структуру этой системы? В состав РСЧС входят:

  • органы исполнительной власти федерального значения;
  • органы исполнительной власти на уровне субъектов Российской Федерации;
  • органы местного самоуправления и подразделения, в ведении которых находятся вопросы защиты населения и территорий в случае введения режима ЧС.

Все составляющие РСЧС обладают необходимыми средствами для решения поставленных задач, а также силами.

Классификация задействованных сил

Все задействованные силы подразделяют на следующие:

  • Формирования штатные. Они включают в себя не только аварийно-спасательные службы и формирования, но и МЧС. Постоянно работают и в случае чего моментально реагируют. Могут в течение трех суток автономно находиться в зоне ЧС, так как полностью укомплектованы всем необходимым для этого.
  • Нештатные подразделения. Они созданы на основе медицинских, ремонтных, химических или строительных служб.
  • Общественные объединения и организации (например, добровольные дружины по охране общественного порядка). Имеют необходимую подготовку, которую подтверждают в аттестационном порядке. Работают исключительно под руководством определенных органов управления по делам ГОЧС.

На заметку! В случае необходимости (для полной ликвидации последствий ЧС) к работам могут быть привлечены средства и силы не только Вооруженных Сил Российской Федерации, но и ОВД (органов внутренних дел) в соответствии с указом президента РФ.

Цели РСЧС

Основные цели организации определены уже самим ее названием:

  • Объединить усилия всех органов власти (независимо от уровня), имеются в виду силы и средства, находящиеся у них в арсенале, для осуществления предупреждения ЧС в мирное время; а в случае если чрезвычайная ситуация все-таки происходит, - для защиты населения и территорий.
  • Информировать граждан о своей деятельности и о том, что такое РСЧС.

  • Осуществлять общее управление силами и средствами, находящимися в ведении исполнительных органов.
  • Подготовить население страны к действиям и мероприятиям в случае развития ЧС техногенного, природного или другого характера.

Факторы, влияющие на функционирование РСЧС

Что составляет нормативно-правовую и законодательную основу построения и функционирования системы? В своей работе организация (как расшифровывается аббревиатура РСЧС, вы уже знаете) руководствуется прежде всего такими документами, как Конституция России; а также федеральными законами (их около 60) и постановлениями правительства (их более чем 120). Помимо этого внутри самого ведомства издано свыше 300 приказов, распоряжений, инструкций и положений. Только на основе всех этих документов деятельность такой организационно-правовой структуры и осуществляется.

Задачи системы

Основные задачи РСЧС:

  • Самая главная - ликвидировать причины, вызвавшие чрезвычайную ситуацию.
  • Обеспечить готовность номер один к действиям органов управления на разных уровнях, а также всех сил и средств для проведения предупреждающих и ликвидационных действий в плане ЧС.
  • Взять под контроль резервы материальных и финансовых ресурсов, направленных на устранение чрезвычайной ситуации.
  • Обеспечить в полном объеме жизнеобеспечение людям, пострадавшим в ходе ликвидации последствий ЧС.
  • Способствовать восстановлению функционирования всех служб, отраслей экономики, объектов и предприятий на непосредственной территории чрезвычайной ситуации.

  • Способствовать снижению ущерба и материальных потерь.
  • Проводить так необходимые гуманитарные акции, направленные на соцзащиту пострадавшего гражданского населения.
  • Постоянно организовывать мероприятия, имеющие предупреждающий результат в плане возникновения ЧС.
  • Участвовать в оценке ущерба в социально-экономической сфере.
  • Постоянно осуществлять сбор, обработку и обмен информационными данными в плане защиты территорий и населения от всякого рода ЧС.
  • Готовить граждан к действиям службы. В частности, рассказывать, что такое РСЧС.
  • В условиях мира активизировать свои действия в подготовке к ГО (гражданской обороне).

Предупреждающие действия РСЧС

Предупреждающие действия включают в себя комплекс инженерно-технических, организационных и специальных мероприятий, в основном направленных на существенное снижение рисков возникновения чрезвычайной ситуации; безусловное сохранение жизни и здоровья граждан; снижение ущерба, который мог быть причинен окружающей среде; а также к минимизации материальных потерь, связанных с ЧС.

Чтобы этого добиться, надо в обязательном порядке осуществлять:

  • постоянное прогнозирование ситуации;
  • оценку имеющихся рисков;
  • отслеживание состояние природной среды;
  • наблюдение за потенциально опасными объектами промышленного назначения;
  • меры, направленные на страхование ответственности в случае причинения вреда при эксплуатации подобных объектов;
  • их лицензирование;
  • надзор и экспертизу со стороны государственных органов в вопросе защиты граждан и территорий от ЧС;
  • создание резерва материальных и финансовых ресурсов, которые могут быть направлены для предупреждения ЧС;
  • создание базы (нормативно-правовой) для того, чтобы осуществлять защиту не только населения, но и территорий;
  • меры, направленные на стабильную деятельность объектов экономики в экстренных условиях.

Как сохранить и повысить устойчивость работы объектов экономики в условиях ЧС

Задача для РСЧС (расшифровку аббревиатуры смотри выше) непростая, но осуществимая. Чтобы этого добиться, необходимо:

  • Перевести потенциально опасные объекты на безопасные технологии (то есть современные) и вывести их с территорий, на которых проживают люди.
  • Разработать и внедрить системы безаварийной остановки сложных производственных технологических линий в случае экстренной ситуации.

  • Пользоваться автоматизированными системами, управляющими и контролирующими опасные технологические процессы.
  • Обеспечить защиту людей от факторов поражающего действия.
  • Внедрить повсеместно системы оповещения и информирования.
  • Планомерно и неуклонно снижать на производствах количество ОВ (опасных веществ) и материалов.
  • Создать и постоянно поддерживать в надлежащей готовности средства для ликвидации последствий ЧС.
  • Совершенствовать охрану объектов и существенно улучшать технологическую дисциплину.

Мероприятия, направленные на ликвидацию ЧС

Ликвидационные действия, осуществляемые РСЧС (что означает аббревиатура, теперь не является для вас секретом), включают в себя следующие мероприятия:

  • Немедленную локализацию территории, на которой возникла ЧС.
  • Осуществление мер по прекращению воздействия факторов поражающего действия.
  • Введение контроля с целью ограничения доступа на территорию ЧС.
  • Проведение экстренных аварийно-спасательных действий, направленных на спасение людей и оказание им неотложной медицинской помощи.
  • Уменьшение вреда, наносимого в результате ЧС.
  • Организация мер по снижению размера материальных потерь.

Классификация ЧС

Чрезвычайные ситуации, которые уже повлекли или могут в будущем повлечь человеческие жертвы; нанести ущерб здоровью или природе, окружающей нас; нарушить обычные и привычный уклад жизни людей; принести материальные потери и экономический ущерб, подразделяют на несколько групп. Среди них:

  • природного и естественного характера;
  • технологические и искусственные;
  • специфические;
  • социально-биологические.

Катастрофы природного и естественного характера

Эта группа включает в себя следующее:

  • Снежные заносы, оползни, наводнения и сели.
  • Ураганы, смерчи и бураны.
  • Пожары.
  • Засухи и морозы.
  • Повышенная сейсмическая активность и извержения вулканов.
  • Падение метеоритов и другие космические «сюрпризы».

Катастрофы технологического и искусственного характера

Эта группа включает в себя не так уж много пунктов, но по силе ничуть не уступает первой группе:

  • Происходящие на транспорте (речном, морском, ж/дорожном, космическом или авиа-).
  • Связанные с производством. Катастрофы химического, термического, радиационного или механического характера.

Катастрофы, связанные с химическими авариями, приводят к серьезным отравлениям химпродуктами. Термические факторы вызывают ожоги или обморожения различной степени тяжести. Радиационные грозят лучевой болезнью, поражениями внутренних органов и лучевыми ожогами кожи. Механическое воздействие страшно травмами и ранениями. От быстрой и слаженной работы медиков зависят жизни многих людей.

Специфические

В мире все время где-то происходят военные конфликты, в которые порой втягивается все большее и большее количество стран. Нет в мире спокойствия и стабильности. А жаль. Так вот, именно войны и вооруженные конфликты и относятся к этой категории.

Социально-биологические

По сравнению с вышеописанными группами эта категория связана непосредственно с человеческим фактором:

  • Отсутствие каких-либо продуктов питания.
  • Тяжелая эпидемиологическая обстановка.

  • Беспорядки в обществе.
  • Бытовой алкоголизм.
  • Действия террористов.
  • Зависимость от наркотиков (наркомания).
  • Токсикомания.

В заключение

Надеемся, что теперь вы знаете, что такое РСЧС, каковы ее основные функции, цели и задачи. Какую важную и нужную работу выполняют сотрудники этой системы. И как она нужна всем нам. Также надеемся, что вы четко уяснили, как правильно расшифровывается аббревиатура РСЧС.