Конституция рф была. Законодательная база российской федерации. Правительство российской федерации

Путь к Богу у каждого человека свой. Ребенок, крещенный в младенчестве, не обязательно вырастает в воцерковленной семье. Именно поэтому взрослые люди, которые ощутили потребность в посещении храма, могут не знать ответов на самые простые вопросы. Как начать ходить в церковь?

Как начать ходить в церковь?

Как подготовиться к посещению храма

Прежде всего нужно отбросить стеснение. Никто не посмотрит косо на новичка, который не знает, как правильно вести себя на службе, где поставить свечу за упокой или здравие, как причаститься или исповедоваться. Обо всем можно спросить у опытных прихожан непосредственно в церкви или у продавца в церковной лавке.

Если в вашем окружении есть воцерковленный человек или мирянин, постоянно посещающий церковь, стоит поговорить с ним. И все же священники советуют начинать с главного: Библии. Причем лучше начать с Нового Завета, он легче для понимания и проще в прочтении. Для начала прочтите одно Евангелие (от Матфея, Марка, Луки или Иоанна).

Обязательно следует почитать о церковных таинствах. Например, одно из важнейших – это таинство причастия. В идеале причащаться необходимо каждую неделю. Но перед тем как причаститься, верующему нужно пройти таинство исповеди и получить благословение.

Исповедь священники принимают ежедневно во время службы. Специальной подготовки к ней не требуется. А вот к причастию нужно готовиться за три дня:

Соблюдать пост, отказавшись от мяса, молока, рыбы, яиц;

Накануне причастия вечером прийти на службу;

С 12 часов ночи перед причастием нельзя принимать пищу.

Понимая, в чем смысл этого таинства, новичок будет чувствовать себя увереннее.

Как вести себя в церкви

Если женщина начала ходить в церковь, она должна знать основные правила:

Входить в храм можно только в платке (допустимы шаль, шарф);

Одежда должна быть скромной: никаких мини-юбок, рваных джинсов, декольте и т. п.;

Во время критических дней и в течение 40 дней после родов посещать храм нельзя.

Если вы впервые оказались на службе, не стоит пугаться. Служба идет примерно полтора часа. Для начала можно просто постоять, послушать, о чем говорит священник, креститься, когда крестятся прихожане. Становиться на колени не обязательно, целовать иконы тоже.

Впервые исповедуясь, обязательно скажите об этом священнику. Он подскажет, что делать. Не бойтесь говорить о своих грехах: батюшка не осудит, а порадуется, что мирянин ищет спасения души, и отпустит прегрешения. Самый страшный грех с точки зрения церкви – не отпущенный. О чем говорить, подумайте заранее. Можно вынести список грехов на листочек, чтобы не растеряться и ничего не забыть.

Принимать причастие без исповеди нельзя. Священнику нужно обязательно сказать, что вы впервые принимаете участие в таинстве.

Что касается свечей, то ставить их за здравие можно как перед какой-то конкретной иконой (например, святого Николая), так и перед любой иконой вообще. Просто зажгите свечу, помолитесь, обратитесь к богу со своей просьбой или прочтите молитву святому, у которого просите помощи. Свечи за упокой души ставятся в определенной части храма: слева от входа, где расположено большое распятие.

Из поколения в поколение передается строгий запрет на посещение женщинами храма в дни менструации. Одни люди верят в это и строго следят за соблюдением правила. Другие негодуют и возмущаются запретом, думают, почему же нельзя. Третьи, не обращая внимания на критические дни, приходят в церковь по велению души. Так разрешается ли во время месячных ходить в церковь? Кто, когда и почему запретил женщинам посещать ее в эти особые для женского организма дни?

Вконтакте

Одноклассники

Создание мужчины и женщины

Ознакомиться с моментами создания Господом Вселенной можно в Библии в Ветхом Завете. Первых людей Бог создал на шестой день по образу и подобию своему и назвал мужчину Адамом, а женщину – Евой. Из этого следует, что изначально женщина была чистой, у нее не было месячных. Зачатие ребенка и его рождение не должны были быть мучительны. В их мире, наполненном совершенством, не было ничего нечистого. В чистоте было тело, мысли, действия и душа. Но совершенство было недолгим.

Дьявол воплотился в образ змия и стал искушать Еву, чтобы она вкусила плод с Дерева познания добра и зла. Он обещал ей могущество и знание. Женщина вкусила плод сама и угостила им мужа. Так произошло грехопадение на все человечество. Адама и Еву изгнали из Рая. Бог обрек женщину на страдания. Он сказал, что отныне она будет зачинать и рожать в муках. Именно с этого момента женщина считается нечистой.

Запреты Ветхого Завета

Правила и законы были важны для людей того периода времени. Все они были прописаны в Ветхом Завете. Храмы создавались для общения с Богом и для приношения ему жертв. Женщина же не являлась полноправным членом общества, а была дополнением мужчины . О грехе Евы, после которого у нее начались месячные, помнили все. Менструация была напоминанием о том, что женщина натворила .

Ветхий Завет четко давал ответ на вопрос о том, кому можно, а кому и почему запрещено было посещать Святой Храм. Не посещали его:

  • с проказой;
  • с семяистечением;
  • те, кто прикасался к трупам;
  • с гнойными выделениями;
  • женщины во время менструации;
  • женщины, родившие мальчика – 40 дней, родившие девочку – 80 дней.

Во времена Ветхого Завета на все смотрели с физической точки зрения. Грязное тело считалось признаком нечистого человека. Женщине во время критических дней запрещалось посещать Храм , а также места с большим количеством людей. Она была далека от собраний народа. Кровь нельзя было проливать в святых местах. Так длилось до пришествия Иисуса Христа и принесения им Нового Завета.

Нечистота отменяется Новым Заветом

Иисус Христос акцентировал внимание на духовном, пытался достучаться до человеческой души. Он пришел, чтобы искупить все человеческие , в том числе грех Евы. Если у человека не было веры, все его дела считались бездуховными. Черные мысли человека превращали его в нечистого, даже при чистоте его тела. Святой Храм стал не конкретным местом на Земле, а перенесся в души человеческие. Христос говорил, что душа и есть Храм Бога и Его Церковь . Мужчины и женщины стали равны в правах .

Однажды произошла ситуация, которая возмутила всех священнослужителей. Во время нахождения Христа в Храме одна женщина, страдающая много лет от кровотечения, прошла сквозь толпу к нему и прикоснулась к его одеждам. Христос, почувствовавший ее, обернулся и сказал, что ее вера спасла ее. С этого времени в сознании человечества произошел раскол. Одни остались верны чистоте физической и Старому Завету. Они придерживались мнения, что женщине ни в коем случае нельзя ходить в церковь во время месячных. А те, кто послушался учения Иисуса Христа и последовал вере в Новый Завет и духовную чистоту, перестали придерживаться этого правила. После его смерти вошел в силу Новый Завет. Пролитая кровь стала признаком начала новой жизни.

Ответы священников на вопрос о запрете

Так можно ли ходить в церковь во время месячных?

Католические священники давно решили для себя вопрос о посещении женщиной церкви в критические дни. Они считают месячные естественным явлением и не видят в них ничего плохого. Кровь давно перестала проливаться на полы церкви, благодаря современным гигиеническим средствам.

А вот православные священники не могут прийти к единому мнению. Одни говорят, что женщине нельзя заходить в церковь во время месячных. Другие говорят, что приходить можно, если этого требует душа. Третьи разрешают женщинам во время менструации приходить в церковь, но ставят запрет на некоторые священные таинства:

  1. венчание;
  2. исповедание.

Запреты по большей части связаны с физическими моментами . По гигиеническим соображениям во время менструации нельзя опускаться в воду. Не очень приятно смотреть на кровь, перемешивающуюся с водой. Венчание происходит долго и ослабленный организм женщины во время месячных может его не выдержать. Часто происходят обмороки, женщина испытывает слабость и головокружение. Во время исповеди затрагивается психоэмоциональное состояние женщины. А в период месячных она пребывает немного в неадекватном состоянии. Поэтому, если женщина решит исповедаться, она может сказать то, о чем будет долго жалеть. Вот почему нельзя исповедоваться во время месячных.

Можно ли ходить в церковь во время месячных или нет

Современность смешала в себе грешное с праведным. Никто не знает истоков этого запрета. Священники перестали быть теми духовными служителями, которыми они считались во времена Ветхого и Нового Заветов. Каждый воспринимает информацию так, как ему удобней. Церковь – это помещение, такое же, как и было и при Ветхом Завете. Отсюда следует, что все должны придерживаться правил, установленных в те времена. При месячных нельзя ходить в церковь.

Но современный демократический мир внес свою поправку. Если учесть, что грешным считалось пролитие крови в храме, то в настоящий период времени эта проблема полностью решена. Средства гигиены, такие как тампоны и прокладки, хорошо впитывают кровь и не дают ей протечь на пол священного места. Женщина не является нечистой. Но тут тоже есть обратная сторона. Во время менструации женский организм самоочищается. А это значит, что женщина все-таки является нечистой, и ей нельзя посещать церковь во время критических дней.

Но ей на помощь приходит Новый Завет и его чистота души. А это значит, что если душа испытывает потребность прикоснуться к святыне, почувствовать Божественную поддержку, то прийти в храм можно . Даже нужно! Ведь Иисус помогает именно тем, кто искренне верит ему . А чистота тела не играет в этом большой роли. Тем, кто придерживается правил Нового Завета, ходить в церковь во время месячных не возбраняется.

Но и тут есть поправки. Раз Церковь и Святой Храм находятся в душе человека, то ему совсем необязательно приходить в определенное помещение за помощью. Женщина может помолиться Богу в любом месте. И если мольба идет от чистого сердца, то ее услышат намного быстрее, чем при посещении храма.

Итог

Никто не может сказать точно, можно ли ходить в церковь во время месячных. У каждого есть свое мнение по этому поводу. Ответ на этот вопрос женщина должна дать сама, решить, почему она хочет пойти в церковь.

Запрет как есть, так и его нет. Нужно смотреть на то, с какими намерениями женщина хочет пойти в церковь .

Если целью посещения является просьба о прощении, покаяние в грехах, то можно идти в любое время и при месячных тоже. Чистота души — это главное.

Во время критических дней лучше всего размышлять о своих поступках. Иногда во время месячных вообще не хочется никуда выходить из дома. А во время менструации ходить в храм можно, но только если этого требует душа!

Вопрос и простой и сложный одновременно. Простой для человека, понявшего, что придя в храм, нужно без причастия не уходить. Но этих людей пока не много, и в своем желании поступать по церковным соборным правилам они сталкиваются с противодействием со стороны священник ов и даже духовников, пребывающих в дремучих предрассудках Русской православной церкви синодального периода. Часто священники всё знают, но открыто не говорят, опасаясь церковного конформизма и местного раскола.

Именно ради причастия и приходили христиане первых веков, когда Литургия ещё не была обставлена по строгому стилю, и народ не выслушивал массу стихир, эктиний, ирмосов, тропарей, кондаков, канонов. Тогда все приходили за лекарством для борьбы с грехом и за прививкой Любви. Остальное было бесплатным приложением. Исповедь не являлась чисто церковным таинством и могла совершаться и вне храма. Таким образом, главной целью похода в храм является участие в регулярных таинствах. На этом можно было бы поставить точку, но…

Усложняться вопрос начинает для людей, не пытающихся даже отчасти ввести аскетику в свою жизнь. Если не работать над собой и не причащаться для этого часто, то возникают праздничные службы (включая воскресные), когда прихожанин «отстоял» на службе до «Отче наш», и со спокойной совестью и чувством выполненного долга рулит домой. Спрашивается, зачем приходил тогда? Новый Завет можно почитать и дома и с гораздо большей пользой и пониманием, а не пытаться разбирать, что там пропел диакон на церковно-славянском. Помолиться тоже можно дома с не меньшим успехом. Да и на службе молитв столько, что опытнейший и духовный христианин вряд ли сможет так долго удерживать внимание на смыслах. Когда же столько всего зачитывается, то человек подспудно, настраиваясь на бесконечную чреду чтений и песнопений, много чего умышленно пропускает мимо ушей.

Еще больше вопросов о смысле службы возникает у детей. Поскольку у меня была практика чтения дома Евангелия и Апостола на церковно-славянском, то я понимаю 90% услышанного в Евангелии и 20% Апостола. Кое-что понимаю и по службе, особенно эктинии и кафизмы Псалтыря. Но понимание детей из всего услышанного на службе стремиться к нулю. И не только у моих детей. И что будет в будущем? Сегодня у них есть родительский пример, семейная традиция, подчинённость родителям. И они ходят, хотя ничего не понимают. И когда они уйдут в самостоятельную жизнь, всё, что не имеет смысла, отпадёт как шелуха. Думаю (мечтаю), что я успею до самостоятельной жизни детей донести важность Спасения для вечной жизни и невозможность этого Спасения без участия в таинствах Исповеди и Причастия. Но они вполне могут решить отказаться от похода на службы вне участия в таинствах, и участие в последних сократить.

Сейчас они ходят на службы и в дни, когда не причащаются, поскольку ходят родители. А есть ли всё же смысл в регулярных походах в храм, если не участвовать в таинствах? Например, впереди рядовое воскресенье, обычная семья, обычные дети, причастие раз в месяц в лучшем случае. В это воскресенье не будут причащаться. Есть ли у похода в храм смысл?

Книжек и статей на эту тему написано не мало, но некоторые ответы родом из Закона Божьего позапрошлого века своей елейностью и правильностью «тянуться за зубами». Ну не думают так современные люди, полусветские-полуцерковные, и уж подавно так не думают современные дети. Думаю, что так не думают и многие церковные люди. Конечно, кому то эти аргументы, может, и подходят, люди все разные. Попробую ответить, как раньше я сам себе аргументировал нужность похода на Литургию.

Ключевые аргументы в виде церковных правил в отношении регулярности присутствия верных на службах и участия в таинствах я не рассматриваю. Это нормы и правила Церкви. Мы много чего должны делать, и не делаем, и делаем в большинстве то, в чем видим смысл. Вот о сформулированных смыслах и хочу сказать:

  • Было первичное ощущение неустоявшегося верою (до принятия решения постоянно причащаться), что если я заброшу регулярно ходить в храм, то я могу выпасть из церковности.
  • После похода на службу у меня бывает больше позывов взять в руки Новый Завет или книги святых отцов, и просто почитать. Иногда это сопряжено с тем, что слушал на службе, почти ничего не понял, а понять желательно.
  • После похода на службу появляется повод (пусть и не всегда) поговорить с детьми на религиозную тему, объяснив им то, чего они не поняли. В последнее время всё чаще, по мере их взросления.
  • Самовоспитание твёрдости и стяжание терпения. На службу нужно встать в выходной день, потратить время, что уже само по себе является трудом. Может это тупо, но я службой без таинства наступаю на горло собственной лени. Кроме того, на службе часто орут младенцы, становятся прихожане перед самым носом, толкаются, подвывают своим голосом общему пению, болтают, когда ты напрягаешься и вслушиваешься в слова молитв. В первые годы это всё очень раздражало. Регулярность посещения храма и проявления этих раздражителей смиряет и учит быть терпеливее к слабостям чужих людей. Дома этих уроков не получишь.
  • Если попадаешь на проповедь, которую говорит отец Григорий (Никольский собор, Свято-Покровского женского монастыря), то «цепляло» за сердце иногда надолго, было желание изменяться и даже были реализованы попытки самого деланья. Ради этого стоит побывать на службе даже без причастия.

Замечу, что никогда не имел потребности в возжжении свечей (кроме редких поводов), целовании икон и мощей, питье святой воды, освящении куличей, верб, яблок, воды, травы. Культ интересовал слабо. Потому и эти поводы не были мотивом прихода в храм.

Сейчас, когда основным смыслом стало регулярное участие в таинствах , приведенные выше смыслы стали второстепенными, но всё же довлеющими, пока, в принятии решения о походе в храм. Надеюсь, со временем они отпадут, и снимут обязательства исполнения долга, особенно если по церковным правилам не удалось соблюсти пост в ночь перед службой . Но всё чаще ловлю себя на мысли, что если практика постоянного участия в таинствах укоренится в течение нескольких лет, то из непосещения отдельных воскресных служб духовной проблемы выдумывать не нужно. К таким мыслям подтолкнули рассуждения о смыслах в службах для детей и постоянная их ориентация на смысл таинств .

У детей, в силу их возраста, больше акцент на смысле их похода в храм утром в воскресенье, когда хочется поспать. Если нет участия в таинствах , при почти 100%-ой непонятности службы , то мотива нет вообще. При этом они часто ниже ростом, и даже не видят происходящего для поддержания внимания. Они ничего не понимают на церковно-славянском, даже Евангелие . Они не видят смысла в своём присутствии во время этого действа на непонятном языке.

Я подозреваю, что из-за фанатичного отношения к церковно-славянскому нашего священоначалия, как к некоей сакральной форме самого правильного православия, мы будем терять тех, кто пытается реализовать осмысленный религиозный выбор. Наши дети после ухода в свободное плаванье закинут эти походы по воскресеньям, а могут вообще отколоться туда, где понятно. И не забросят они, только если успеть донести до них истинный смысл наличия храмов, как мест действенного разрешения от грехов в процессе покаяния и получения помощи от Бога в таинстве Причастия .

И нужно набраться смелости не заставлять их ходить в храм без смысла. Смыслы взрослых, типа которых я привёл выше, для них «тянутся за зубами». Но смысл Причастия и Исповеди у них должен быть насажен глубоко. И личный пример регулярно причащающихся родителей, когда они знают, что если отец или мать или оба собрались в храм, то значит на причастие. И если они ходят постоянно, то постоянно причащаются и понятно зачем. Вот это и должно выступить долгосрочным мотиватором, который сохранит их в лоне Церкви, даже если еще сто лет нам слушать бормотание в храмах на архаичном и непонятном церковно-славянском языке. Хотя мне сложно даже не ребёнку объяснить, почему при всей истинности православия, мы молимся на непонятном языке. Аргументы диакона Андрея Кураева и других защитников церковно-славянского выглядят как натяжки, и сердце с ними не соглашается, не говоря уже об уме.

Кстати, а культ сам по себе нужен для спасения в том виде как он есть? Опыт затворников, пустынников, отшельников и первых четырёх столетий существования Церкви говорит, что это не обязательное средство спасения и участие в нём без таинств ничего не даёт. Было бы странно прочитать в Деяниях, типа «Они отслужили Всенощную, Часы, Литургию, а потом возложили руки и на новых учеников сошёл Дух Святой ». Нет там такого. Помолились, и Сошёл. Но раз уже в жизни Церкви установлено, такое действо, думаю, не нужно от него отказываться, но нужно отходить от сакрализации самого культа. Потому последняя диалектическая мысль, которая уже довольно долго укореняется в сердце и в голове – нет смысла в походе в храм без участия в Таинствах. Это нужно донести до себя и своих детей. А детям еще рассказать, в разных вариациях, что такое Спасение, от чего собственно спасаемся и с помощью чего.

Согласен, принять такое решение сложно из-за махрового фарисейства и традиционализма, свойственного человеку. Сложно человеку отказаться от вычитывания канонов перед причастием в пользу нескольких молитв, но прочитанных крайне внимательно. Но плоды такого изменения угла подготовки к таинству хорошие и добрые.

То же и со службами . Но в день, в который мы по каким-то причинам не причащаемся или не исповедуемся, проспать будет явно не правильно. Есть мысли всё же посвятить время Господу, прочитав детям отрывки из Евангелия и Посланий с толкованиями сложных мест для осмысления. Можно почитать и Ветхий завет. Можно дать задание прочитать и попросить рассказать, что они поняли и сделать коррекцию. Пока эти задумки витают в голове как мыслеформы. Но они кажутся более уместными и полезными, чем «отстаивание» службы или тупой пропуск Литургии , если не запланировано участие в таинствах . А стратегически нужно работать в направлении, чтобы причастие стало нормой личной духовной практики человека, который пытается быть христианином.

Приняв для себя твёрдо формулу «Нет храма без таинств », появится больше мотивов участвовать в таинствах и стремиться к ним, а не к «отстаиванию» службы. По сути, я уже ответил на вопрос в теме статьи. Но есть еще привязанность к культу. И о смыслах культа хочу поговорить отдельно. Поскольку с него начинается церковность неофитов. Некоторым людям лучше молится в храме, чем дома, им легче возбудить религиозные чувства. Моё же слово было к людям, пытающимся уйти от фарисейства и «чувства выполненного долга» в выходной день.

Вместо резюме. Когда писал статью было ощущение, что к этим рассуждениям и выводам каждый должен прийти диалектически и постепенно. Что недавно воцерковлённым рано так думать и поступать. И поймал себя на мысли, что не могу отделаться от стереотипа, что все должны набивать те же шишки в духовном опыте, что и я сам. На самом деле, хотя высказанные идеи могут со стороны выглядеть как обновленческие, их суть – это возврат к Евангелию, к его духу. И не должны вновь обращаемые делать массу бессмысленных и бесполезных действий в Церкви и просто участвовать в культе ради культа. Лучше сразу начинать делать так, как нам говорит Евангелие и традиция Церквей, не переживших эпохи маловерия и безбожия. А традиция такова, что все, пришедшие в храм, причащаются. Более существенного мотива участия в культе, который готовит к таинству, просто не существует. Если всё же не получается по каким-то причинам причаститься, то можно заменить поход в храм любым делом благочестия, особенно чтением Священного Писания или книг святых отцов. Пользы и понимания будет больше. ИМХО.

Самое опасное, в том числе и, на мой взгляд, таится в том, что после постоянного и регулярного Причастия можно тоже уходить из храма с чувством выполненного долга(!). Это может даже сопрягаться с чувством выполненного Высшего долга. Больше, Господи, я уже не мог сделать. А рядом может идти фарисейское тщеславие с высокомерием: «Благодарю Тебя Господи, что я не такой, как другие люди,… которые просто отстаивают в храме по воскресеньям. Я выше них, я понял в чём смысл, а эта масса ничего не понимает». И тогда Причастие в состоянии прелести будет в осуждение такому гордецу. А впасть в это по вышеизложенным мотивам элементарно. Если такие мысли родились в душе, лучше вернуться к Причастию по нынешнему правилу, раз в месяц, но не иметь поводов для гордости.

Вся штука в том, что приход к постоянному Причастию должен быть обусловлен аскетическим мотивом после тщательного изучения святых отцов-аскетов. Само по себе Причастие может быть и в осуждение, как описано в предыдущем абзаце. И нужно уяснить себе на самом глубинном уровне, что Причастие – не цель, а средство. Христианин, столкнушись с многолетней практикой исповедания одних и тех же грехов, приходит к выводу (если приходит), что нужно активнее работать над собой. Он должен знать, что в этом ему может помочь Бог , с которым он соединяется в Причастии . Потому, исходя из сегодняшнего моего опыта, пока не вижу никаких причин для учащения Причастия , кроме усиления работы над собой.

Несомненно, учащение Причастия само по себе должно родить желание личной аскезы и подражания Христу. Если не рождает, то стоит отказаться от этой практики и вернуться к более редкому причастию. Значит, человек ещё не созрел к такой практике. Ну и в принципе, особенно новоначальным, лучше такие шаги согласовывать с духовником. Более опытные христиане могут и сами принимать некоторые духовные решения и практики, если есть неодноразовый опыт наблюдений и выводов от последствий таких решений. Но, находящимся всего 2-3 года в Церкви, лучше такими экспериментами самостоятельно не заниматься.

Было высказано опасение «профанирования Причастия », особенно новоначальными, без опыта подготовки к Таинствам , если оно станет частым. Если присутствует аскетический мотив Причастия и не возникает высокомерия, то Причастие сложно профанировать. Тот, кто «рассуждает о Чаше» по словам ап.Павла, и понимает что посредством Её он соединяется с Богом и получает помощь для борьбы с грехом, а не просто причащается чтобы причащаться, для него профанация невозможна. Если, конечно, не считать профанацией уменьшение раздутого правила перед Причастием и поста только в ночь накануне Литургии .

Еще сделано предположение, что требовательные к себе новоначальные могут оставить Церковь, раз они не могут регулярно причащаться. Ну к этому статья точно не подталкивает. Сайт называется Экс-фарисей, т.е. ориентирован на достаточно опытных христиан, а не неофитов. Жёстко прописаны предостережения на самом видном месте отдельной опцией меню. Вся статья пронизана оговорками, что новоначальным (неофитам) нужно использовать материал статьи больше как ориентир, а не немедленное руководство к действию, и даже для опытных, я подчёркиваю, что это мнение автора статьи. Надеюсь, кому-то оно будет полезным. Особенно тем, кто беспокоится, какой стержень веры останется у детей, ушедших в самостоятельную жизнь, когда рядом не будет родителей, которые за ручку водили в храм (в котором они ничего не понимали).

Значит, мы должны дать то, что будет понятно и оправдает на самом высшем уровне походы в храм. Может, меня не совсем поймут те, у кого дети совсем маленькие. Новоначальные, они как дети-подростки в Церкви, что-то уже знают (не младенцы), а опыта мало. Статья ориентирует их на смысл похода в храм, на цели, к которым надо стремиться. Если сразу не получается, или не благословляют, то потом получится. Но уходить из-за этого из Церкви… Я пытаюсь именно этим удержать детей в храме. И если кто-то сделает противоположный вывод, то это редкий случай максимализма. Такой человек если не из-за этого уйдёт, так из-за другого. Вменяемый же новоначальный должен видеть ориентир и Инструмент на пути уподобления Христу, а не пребывать в фарисейском желании исполнить форму не причастившись содержанию.

Ну и высказано замечание, что я хочу выбросить культ и все литургическое окружение Причастия , как «отмершее и не нужное». Ни в коем случае. Если и не нужное, то только само по себе (без Причастия) в силу непонимания и невосприятия из-за церковно-славянского языка. Была бы служба на русском или украинском языке, нет проблем. Ее написал Учитель Церкви, свт.Василий Великий как благочестивую форму для подготовки христиан к Причастию (!). Как же я это могу считать не нужным?! Просто, когда Василий Великий составлял службу, делал он это на том же языке, на котором и говорил. Почему же мы должны выворачивать себе мозги? Думаю, святителю и в голову не могло прийти до какого мы дойдём ригоризма в сохранении архаичной формы, приписывая сакральность языку. И при этом, мы нагибаем содержание и понимание ради формы. Я всего лишь за то, чтобы форма соответствовала содержанию.

Но опять же, возвращаясь к стержню статьи, апогеем Литургического круга является Причастие . Исповедь тоже важное таинство, но не к нему готовит прихожан круг церковных служб. Хотя это таинство тоже происходит во время Всенощного бдения или Литургии (такова практика нашего священства, к сожалению, что вне служб исповеди нет). Если мы в одном главном таинстве или в обоих не участвуем, то к какому апогею мы готовимся? Для кого «Примите и ешьте…» и «Пейте от неё все…»?! Все! А не те, кто три дня постился и вычитал 4 канона и 12 молитв с полным утренним и вечерним правилом. Хотя соборное правило предполагает пост только в ночь накануне.

Потому и рождались мысли, что, возможно, при правильном понимании ситуации, лучше дома святых отцов и Новый Завет почитать с детьми, чем «простоять» всю службу (дети ничего не понимают, я – частично), и когда Чашу готовы будут вынести к христианам, развернуться спиной к Ней и свалить домой.

Тех, кого смущает подобный подход, но они понимают, что рассуждения верны и при этом они не готовы к такому новому (древнему) раскладу, можно завести правило регулярной исповеди на службах , когда они по каким-то причинам не попадают на главное Таинство . Если нет подготовки ни к тому ни к другому, и восприятие церковно-славянского как у моих детей, то всё же вижу смысл с гораздо большей пользой почитать дома Новый Завет с толкованиями. Особенно это касается тех, кто регулярно в храме уже больше десятка лет, а воскресения без таинств случаются не часто.

Храм, другими словами дом Божий, представляет собой специальное помещение, в котором совершаются богослужения. Считается, что там пребывает особая благодать, посылаемая людям от Всевышнего через священнослужителей. рассказывает о том, что сам Господь невидимо присутствует в святых местах, поэтому и вести себя там следует соответственно. Каждый прихожанин должен знать, как правильно заходить в церковь и как вести себя на богослужении.

Церковные правила при входе в храм и подготовке к богослужению

Ко входу в храм христиане готовятся заранее. Не рекомендуется принимать пищу перед службой, все священные таинства обретаются натощак. Большое значение имеет внешний вид. Одежда должна быть чистой, аккуратной, скромной, не яркой и не броской (для пасхальных и праздничных дней подойдут светлые тона одеяний, в скорбные даты лучше подбирать тёмные цвета). Женщины покрывают волосы платком и обязательно надевают юбку с подолом длиной ниже колена. Верх платья или кофточки обязательно с длинным рукавом, прикрывающий плечи и без глубоких декольте. Наносить макияж также не рекомендуется. Мужчинам разрешается оставаться с непокрытой головой. Одежда также подразумевается скромная и опрятная. Никаких шорт и открытых ног, только классические брюки. Остальные детали одеяния, аксессуары и дополнительные элементы гардероба не должны притягивать внимание окружающих и отвлекать от богослужения.

Восстав ото сна в день посещения храма нужно поблагодарить Создателя за мирную ночь и новый день, умыться, зажечь лампадку и прочитать утренние молитвы. Помните, лучше искренне и от всего сердца произнести одно обращение к Богу, чем долго и упорно читать молитвослов с мыслями о скорейшем завершении. По дороге в церковь следует произносить молитву Иисусу Христу. А уже на пороге храма совершаются три крестных знамения перед образом Спасителя и три поясных поклона. К каждому из поклонов выговариваются следующие молитвы:

  • «Боже, милостив буди мне грешному» – к первому;
  • «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя» – ко второму;
  • «Без числа согреших, Господи, прости мя» – к третьему.

Креститься следует и во время церковных песнопений: при словах обращения к Вседержителю, Божьей матери и других святых; при начинании и окончании молитв; при посулах «Аминь» и провозглашениях «Аллилуйя»; при взываниях «Поклонимся» и «Припадём». При выносе даров полагаются земные поклоны.

Основные нормы поведения во время службы для взрослых и детей

Как уже было сказано выше, в намоленном и святом месте имеются свои правила поведения. Недостаточно уметь грамотно войти в храм, нужно знать как правильно держать себя на богослужении.

  1. Прийти в церковь нужно заблаговременно, чтобы успеть поставить свечи, подать записки и приложиться к иконам до начала песнопений (в первую очередь целуют главную икону, которая находится напротив Царских врат).
  2. Прихожане должны держать себя тихо, скромно и благоговейно.
  3. Мысли должны быть направлены к Богу, следует отпустить всё земное и простить всё плохое.
  4. Строго запрещается разговаривать, а тем более смеяться и вести себя вызывающим образом. Грех стараться привлечь к себе внимание и нарушить строй песнопений.
  5. Ни в коем случае нельзя поворачиваться спиной к алтарю.
  6. Переходить с места на место, суетиться и создавать панику также запрещается.
  7. Присесть можно в случае недомогания. Если позволяют силы, лучше провести время на служении стоя. В то время как открыты Царские врата, стоять должны и больные, и немощные.
  8. Обязательно выключить сотовый телефон! А разрешение на видеосъёмку заранее испрашивается у настоятеля.

Правила действуют и для взрослых, и для маленьких детей. Если маме не удаётся внушить разбаловавшемуся ребёнку правила покорности и смирения, то следует вывести шалуна из храма, дабы не создавать неудобств для присутствия других прихожан. А лучше накануне провести беседу с малышом и объяснить всю важность достойного поведения в священных местах.

Нельзя забывать о том, что не стоит покидать храм до окончания службы. Это не просто дурной тон, это – пренебрежительное . Возможно, пришедшие на богослужение в первый раз или только начинающие посещать святые места не знают, как правильно заходить в церковь и остальных тонкостей и нюансов, но всегда можно обратиться за помощью к священнослужителям. При каждом храме организуют воскресные школы для детей и взрослых, где легко познаются азы православия. Также печатная литература всегда придёт на помощь в трудноразрешимой ситуации. В конце концов, не страшно обратиться за советом к старшему поколению. Главное, совершать всё с чистым открытым сердцем и искренней любовью к Господу нашему.

Н есколько лет назад благодаря щедрости людей, мы смогли отдохнуть в Калифорнии. В этой поездке мы посетили Диснейленд, прогулялись по торговым центрам и отдохнули на побережье. А в воскресное утро мы посетили службу в мегацеркви. И когда перед нами встал вопрос о том, как распорядиться оставшимся временем, я предложила сходить еще на две-три службы в местных церквях. Ведь это так здорово !

Но мы отправились на пляж.

Мама странная.

Все дело в том, что я так люблю Церковь. Именно Церковь.

В прошлое воскресенье мы ездили в небольшой городок Либби, в штате Монтана, где Мэтт, мой муж, несколько недель замещал пастора. Это небольшая захолустная церковь. Но там такие милые люди, и поклоняться Господу с ними мне понравилось так же, как и в калифорнийской мегацеркви с ее светомузыкой, камерами и атмосферой.

Есть какая-то глубина, красота в собраниях последователей Христа.

В течение долгого времени я получала письма от своих читателей, признающихся в том, что они не посещают церковь годами. Для меня не ходить в церковь, это все равно, что одновременно отказаться от поездки в Диснейленд, торговый центр и на пляж в солнечный день.

Вчера вечером я сказала своей подруге, что собираюсь опубликовать эту статью для вас, моих читателей. Она сказала: «Интересно, с каким выражением лица ты смотришь на читателей твоей статьи о том, почему им нужно ходить в церковь?» Я изобразила это выражение ребенка, изо всех сил упрашивающего маму сводить его в развлекательный парк. Ну как, представили? Как я сижу с таким лицом и смотрю на вас?

10 главных причин, по которым нужно ходить в Церковь

1. Если Вы следуете за Христом, Вы являетесь частью тела Христова , а тело вообще-то состоит из частей не разъединенных, но соединенных между собой. Я знаю одну хорошую молодую женщину, которая восстанавливается после ампутации ноги, так что я представляю, насколько трудно примириться с ампутацией (1 Кор. 12:27).

2. Через ВАС Бог хочет открыть Себя другим. Когда вы участвуете в жизни церкви, люди обретают большее понимание Бога (1 Кор. 12:7). Звучит потрясающе, правда?

3. Бог наделил вас духовными дарами, которые следует использовать для роста тела Христова. В Вашем даре отчаянно нуждаются другие верующие (1 Кор. 12)!

4. Нужно кушать, пребывать в учении и молиться с другими верующими (Деян. 2:42-47).

5. Дарами нужно делиться, а общаясь в достаточной мере с верующими братьями и сестрами, вы сможете понять их нужды и благословить их тем, чем благословил вас Бог. И они в свою очередь захотят делиться дарами с Вами (Деян 2:45).

6. Постоянная поддержка нужна не только Вам, но и другим верующим, ведь наша жизнь трудна (Евр. 10:25).

7. Нужно уметь поддержать других верующих и в горе, и в радости. Этому можно научиться только общаясь и узнавая других верующих на протяжении долгого времени (Римл. 12:15).

8. Часто через слова и поступки верующих мы получаем мир и утешение от Бога, и Он хочет, чтобы этот мир мы передали дальше - другим верующим вокруг нас (2 Кор. 1:3-4).

9. Если Бог - ваш Отец, то церковь - это встреча членов одной семьи (Фил. 1:2).

10. Божья любовь в нас достигает совершенства, когда мы собираемся в любви с другими верующими (1 Иоан. 4:12).

Видите, вы нуждаетесь в церкви так же, как и церковь нуждается в вас.

Но не все так просто. Иногда люди могут вас ранить, и зачастую они могут разочаровать. Но церковь устроена по Божьему замыслу, и если вы все-таки отважитесь ходить в церковь, вы прославите Бога, и сами наполнитесь радостью.

Прошу вас, вы же будете ходить в церковь?

Подписывайтесь:

Обращаюсь к тем, кто постоянно ходит в церковь, могли бы вы оставить комментарии к статье, о том, почему для вас так важно постоянно встречаться со своей церковной семьей? Возможно, ваши слова послужат ободрением для тех, кому оно так нужно!