Конспекты бесед по правовому воспитанию дошкольников. Этическая беседа о правах ребёнка в подготовительной группе Беседы о правах человека в старшей группе

Цель : совершенствоватьнавыки речевого общения, умение выражать своё мнение, прислушиваться к мнению сверстников. Развивать диалогическую речь, речевую культуру. Совершенствовать навыки поведения в обществе.

Воспитывать у детей навыки культурного поведения, коммуникативное общение, доброжелательное отношение друг к другу, чувство собственного достоинства.

(Дети свободно играют на ковре)

Воспитатель. Ребята, сегодня в детский сад приехал журналист. Он хочет познакомиться с вами, побеседовать и написать о вас статью.

(стук в дверь, входит журналист)

Журналист. Здравствуйте, ребята. Много слышала о вашем д/с. Сегодня пришла, чтобы взять у вас интервью. Я уже побывала в группе «Гнездышко» и «Светлячки». Ребята рассказали о своей жизни и делах, а я записала их рассказы на диктофон.

Хотите послушать? (прослушивают)

Воспитатель. Ребята, вы согласны дать интервью нашему гостю?

Журналист. Меня зовут Татьяна Александровна, я журналист независимой газеты «Васильковое детство».

Теперь каждый из вас представится и ответит на мои вопросы:

Как называется ваш д/с?

Ваша группа?

Чем вы любите заниматься?

Что вы делаете, чтобы быть здоровыми?

Кто твой друг? (неск. ответов)

О чем ты мечтаешь?

Спасибо, ребята, за интересные ответы.

Воспитатель. Ребята, давайте предложим Татьяне Александровне остаться на занятии, чтобы она побольше узнала о нашей жизни в д/с.

(воспитатель выставляет фотографию группы и беседует с детьми по вопросам)

Кто изображен на этой фотографии?

Как вы узнаете друг друга?

Чем мы похожи?

Чем не похожи?

На фотографии, как и в жизни вы все такие разные: кто-то спокойный и задумчивый, а кто-то веселый, и я вас всех очень люблю.

У меня есть вот такие необычные значки.

Давайте вместе выберем, кто в нашей группе:

самый веселый – дарим солнышко;

добрый – сердечко;

трудолюбивый – веник;

самый смелый – кораблик;

самый умный – книга.

Мы все такие разные, но в д/с живем в большом дружном коллективе и должны научиться вести себя так, чтобы всем было хорошо рядом с нами.

А для этого нужно делать?

Давайте послушаем историю, которую хочет рассказать Полина.

Ребята, как вы считаете, кто самый глупый в этой истории? Почему вы так думаете?

Что чувствовала Таня, когда Ваня дернул ее за косичку?

Почему она ударила ногой собаку?

В этой истории тот, кто сильнее, обижал слабого. А как бы вы поступили в этой ситуации?

Нам надо научиться выслушивать друг друга, уважать и, если возникают конфликты, уметь их разрешать.

(на столе лежат картинки с играми)

Ребята, рассмотрите картинки и выберите себе ту, которая вам больше нравится.

На верхнюю полку поставьте те, в которые можно играть одному, на нижнюю – с друзьями.

В какие игры вам интереснее играть? Почему?

Когда вы дружно и весело играете, много гуляете, вы вырастите крепкими и здоровыми.

Давайте немного отдохнем и пожелаем друг другу здоровья.

Релаксационная пауза «Здравствуйте»

(звучит спокойная музыка, дети встают в круг)

Когда мы встречаемся, мы приветствуем друг друга, здороваемся. Давайте сейчас пожелаем друг другу здоровья, но сделаем это без слов: просто посмотрите друг другу в глаза, на лицо, обведите всех по кругу взглядом, встретьтесь глазами, кивните друг другу и мысленно пожелайте здоровья.

Журналист. Я увидела какие правила вы соблюдаете, как живете в своем «Васильке», чем занимаетесь, так и во всем государстве люди должны соблюдать определенные правила, и эти правила записаны вот в этой книге под названием «Конвенция о правах ребенка».

Этот документ существует во всем мире для всех людей, и сегодня я дарю его вам.

Воспитатель. Спасибо за подарок Татьяна Александровна, мы обязательно познакомимся с этой книгой.

Журналист. На своих занятиях вы узнаете еще много интересного, а чтобы оформить мою статью о вашем д/с, я предлагаю вам нарисовать рисунки о том, чем вы любите заниматься и прислать их в редакцию нашей газеты.

Вот моя визитная карточка. До свидания.

(звучит спокойная музыка, дети рисуют)

Разработала воспитатель МБДОУ «Детский сад №5» Звонарева Марина Викторовна.

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Рядом мама крепко за руку держала.

В путь- дорогу умницу свою сопровождала.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают их на свете.

Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин.

Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в правовом, цивилизованном государстве.

Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство- наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию его уверенности в себе, доброжелательного отношения к людям.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.

В связи с актуальностью этой темы мною был разработан проект для детей старшей группы на тему: «Права детей» .

Цель проекта: формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о правах и обязанностях человека, о правилах и нормах поведения в детском саду, в семье и обществе. Развивать у детей интерес к знакомству с правилами и обязанностями детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Познакомить детей с основными документами по защите прав человека, в форме соответствующей возрасту старших дошкольников.
  2. Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод.
  3. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Вид проекта: краткосрочный, информационно познавательный, коллективный.

Проблема: необходимость правового воспитания дошкольников.

Формы и методы работы по проекту:

  1. Проблемно- поисковая деятельность. Проводилась работа в группе по решению проблемных ситуаций и задач.
  2. Продуктивные виды деятельности: на занятиях по изобразительной деятельности рисовали «Автопортрет» , «Портрет мамы» , «моя семья» .

Лепили на тему: «Моя любимая игрушка» .

Выполняли аппликацию на тему: «Я, военным стать хочу» .

3. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром знакомила детей со значением имени, умению правильно называть своё имя, отчество, фамилию.

Проводились беседы на тему: «Моя семья» .

Организовала с детьми просмотр видео слайдов на тему «Права детей» . Где познакомила детей с основными документами по правам человека.

4.Проводилась работа с родителями:

Оформление стенда для родителей: «Права детей» .

Провела консультацию для родителей: «Права и обязанности дошкольников» .

Анкетирование на тему: «Проблемы современной семьи, имеющих детей дошкольного возраста» .

Проводились индивидуальные беседы с родителями, с целью создания генеалогического дерева своей семьи.

Для презентации моего проекта мною был разработан конспект НОД на тему «ПРАВА ДЕТЕЙ» . Который стал итогом проекта.

Конспект НОД в старшей группе МБДОУ «Детский сад №5» , город Троицк, Челябинской области.

Разработала воспитатель: Звонарева Марина Викторовна.

Тема: «ПРАВА ДЕТЕЙ»

Цель: познакомить детей с их правами. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления. Учить детей рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитывать чувство любви и уважения к своей семье, своим близким и родственникам.

Дорогие ребята, совсем недавно, когда вы пришли в детский сад вы были такими маленькими. Многие из вас еще не могли разговаривать, некоторые сосали соски, и, даже носили памперсы. Но вот прошло несколько лет, и вы стали старшими дошколятами. И, теперь, я могу с вами беседовать на очень серьезные темы. Я считаю, что вы уже довольно взрослые, чтобы об этом узнать и это не случайно.

Один мальчик из нашей группы вчера плакал и говорил следующие фразы: «Меня мама не любит, я не хочу, чтобы меня так звали, я не буду сегодня рисовать, не подходите ко мне!»

Что же с ним случилось? (ответы детей)

Да, мне тоже кажется, что его кто-то обидел, а по, другому, это можно назвать: нарушил его права!

Чтобы с вами этого не произошло предлагаю вам отправиться в путешествие в страну: «Прав ребенка» .

На чем же мы с вами отправимся путешествовать? (детям предлагаются различные виды транспорта) . Выбирайте, кто хочет полететь на воздушном шаре, кто хочет поехать на автомобиле, кто хочет полететь на самолете, а может быть кто-то хочет поскакать на лошади? Выбирайте! Вот мы с вами и познакомились с одним из прав человека –это право выбора. Отправляемся в путь! (На экран выводится картина, с изображением женщины и мужчины.)

Первая остановка. Давайте присядем отдохнуть.

Для тебя, наверное, не секрет, что детей не приносят аисты. Не удивляйтесь, что детей не ищут в капусте. Каждого из нас носит под сердцем девять месяцев женщина. Рядом с этой женщиной должен быть мужчина, любящий и оберегающий не только ее, но и то крохотное существо, которому только предстоит родиться. Мы рождаемся, и женщина становится для нас мамой, а мужчина – папой.

Одним из самых важных прав ребенка в нашей стране признается право жить вместе со своими родителями, и никто не может этому помешать.

Посмотрите, ребята, в нашей группе растет необычное дерево, и яблоки на нем тоже не совсем обычные, и для того чтобы мы лучше запомнили наше путешествие предлагаю вырастить на нем еще несколько удивительных яблок: на них будут написаны права детей. Вот одно яблоко мы с вами уже вырастили. Давайте его повесим на нашу яблоню.

И, снова, отправляемся в путь!

Вторая остановка. (На экране картинка, с изображением детей)

Посмотрите, сколько разных мальчиков и девочек на этой картине. И у каждого из них есть свое имя, свое отчество, своя фамилия.

И это еще одно важное право каждого ребенка – ПРАВО НА ИМЯ, ОТЧЕСТВО И ФАМИЛИЮ.

Такое право появляется у ребенка с момента его рождения. Имя, отчество и фамилия указываются в свидетельстве о рождении – главном документе каждого ребенка.

Имя дается ребенку по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, а фамилия определяется фамилией родителей.

Давайте поиграем с вами в игру «НАЗОВИ СВОЕ ИМЯ» . Я буду бросать мячик, кто поймает, должен назвать свое имя, имя своего папы, свою фамилию. Например: меня зовут Марина, папу моего звали Виктор, поэтому меня зовут –Звонарева Марина Викторовна.

Вот еще одно яблоко готово для нашего дерева. Давайте повесим его.

Снова отправляем я в путешествие. (на экране нарисовано генеалогическое дерево)

Посмотрите еще одно необычное дерево выросло на экране, давайте его рассмотрим.

Это дерево называется генеалогическим. На нем словно большие яблоки расположены какие –то фотографии. (рассматриваем)

У каждого из вас есть такое дерево, и я думаю, когда вы вырастите то сделаете себе такое генеалогическое дерево.

Ну, а мы с вами познакомились еще с одним правом детей: ПРАВО НА ВОСПИТАНИЕ СВОИМИ РОДИТЕЛЯМИ.

Право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Давайте пополним наше дерево еще одним яблоком.

И, снова в путь!(На экране картина с изображением одежды, обуви, еды)

Хочу познакомить вас еще с одним правом: ПРАВО НА ЗАБОТУ РОДИТЕЛЕЙ.

Скажите, кто покупает вам новую одежду, обувь, игрушки? Кто кормит вас вкусной едой? Кто ходит с вами в парк, цирк, в кино? А кто дает вам лекарства, если вы заболеете?

А, кто делает с вами поделки, играет, рисует, гуляет? Конечно, это ваши родители!

И мы с вами вырастили еще одно яблоко, давайте повесим и его.

Понравилось вам наше необычное путешествие? Что нового вы узнали и запомнили?

В дальнейшем мы с вами узнаем, какие еще права есть у детей и дополним наше дерево

Задачи :

· Познакомить детей с их правами. В доступной форме разъяснить значение каждого права.

· Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.

· Воспитывать чувство семейной сплоченности, чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа с детьми о правах ребёнка

Задачи:

  • Познакомить детей с их правами. В доступной форме разъяснить значение каждого права .
  • Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.
  • Воспитывать чувство семейной сплоченности, чувство самоуважения и уважения к другим людям .

Материал: Мяч, лепестки с именами детей (что обозначает каждое имя).

Ход беседы:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Давайте поболтаем! Садитесь на ковёр. (дети садятся на ковёр) Представьте себе, что в семье произошло радостное событие – на свет появился малыш! Папа и мама стали думать, как им назвать малыша, как к нему обращаться? Ребята, как же помочь этим родителям. Надо придумать имя малышу! (дети предлагают разные имена)

Воспитатель: Каждый ребёнок имеет право на имя, фамилию и отчество!

Давайте встанем в круг и поиграем с вами в игру: «Назови друг друга ласково». (Дети передают друг другу мяч и называют ласково имя того ребенка, которому отдают мяч).

Считается, что имя влияет на характер человека, его увлечения. Сейчас мы с вами посмотрим, как имя влияет на характер человека. У меня есть ромашка, вытягиваем первый лепесток – Александр-это…далее дети вытягивают по одному лепестку и передают его тому, чьё имя написано. Тот ребёнок, который получил лепесток, садится за стол вместе со своим лепестком.

Воспитатель: Вот так ребята. На что имеет право каждый ребёнок? На имя! Каждый ребёнок ещё имеет право и на семью! Что такое семья? Это мама. Папа…семью надо любить и уважать. Давайте с вами послушаем стихотворение «Про маленького мишку – упрямого сынишку».

Вечер по лесу плывёт, заревел сыночек.

Звёздочками светится. Вышла мама за порог

Сыну песенку поёт. Принесла ему цветок:

Бурая медведица: - вот тебе цветочек,

На траву упала шишка. Баю-бай, сыночек!

Баю, бай, усни, сынишка! - не хочу цветочек. -

Не нужна мне шишка! Завизжал сыночек

Зарычал сынишка. Вышла мама за порог,

Не хочу, не буду спать, за зелёный бугорок,

Лучше я пойду гулять! Притащила мёду

Вышла мама за порог, Целую колоду.

Принесла ему грибок: мама песенку поёт,

Вот тебе грибочек, мишка угощается:

баю-бай, сыночек! - до чего могучий мёд,

Не хочу грибочек. - Аж глаза слипаются!

Воспитатель: Скажите ребята, не видели ли вы таких детей? Может на кого-то похож этот медвежонок? Мамочку надо беречь и не огорчать! Так, что надо делать, чтобы не огорчать мамочку? (Ответы детей)

Воспитатель: Мы с вами говорили, что каждый ребёнок имеет право на имя, фамилию, ещё на что? Ребёнок имеет право на семью!

А ещё имеет право на охрану здоровья! Как это, ребята? Как можно охранять здоровье? (Ответы детей)

Воспитатель: И так, на зарядку становись!

Руки вверх, руки вниз, на носках приподнимись,

Вправо, влево наклонись,

Повтори наклон раз пять, а теперь дружок присядь!

Вот нелёгкое заданье, надо сделать приседанье.

Раз присели, два присели, в третий раз присесть сумели.

Ну-ка сынок! Ставь ножку на носок,

А теперь на пятку – сделаем зарядку!

Дочка! Руку подними. А теперь рукой махни!

Помаши- ка мне рукой раз – другой, раз – другой!

Давай попрыгаем, сынок! Скок – скок, скок-скок!

Друг за другом, друг за другом, побежали мы по кругу!

Раз – два, раз – два начинается ходьба!

Воспитатель: Устали? Вот так мы немножко укрепили своё здоровье! Ещё ребята , у вас есть право на игру , вы можете играть в разные игры! Какие игры вам нравятся? В какие игры вы играете в садике? (Ответы детей) Послушайте стихотворение «мои права»!

У ребёнка право есть, кашу манную не есть,

Да ещё просить при этом шоколадную конфету.

Право прыгать и шалить, на салфетку чай пролить,

Драться с братиком подушкой, разбросать свои игрушки!

Исчеркать картинки в книжке, дёрнуть за ухо братишку,

Вот как много разных прав! Разве я, друзья, не прав?

Воспитатель: Как вы думаете, прав ли герой стихотворения? (Ответы детей)

Итак, ребята, скажите мне, пожалуйста, о каких правах мы с вами говорили?

Ребёнок имеет право на имя , фамилию!

Ребёнок имеет право на семью !

Ребёнок имеет право на охрану здоровья !

Ребёнок имеет право на игру !

Молодцы, ребята! Теперь вы знаете о своих правах!


Конспекты бесед по правовому воспитанию дошкольников
МБДОУ «Детский сад № 75» г.о.Самара, 2016 г.

Конспект беседы № 1
«Права маленького гражданина»
Цель:



Материалы:
Настольный театр
Ход занятия:
Вступительная беседа.
Задача: познакомить детей с картой России, с основными понятиями: Родина, страна, любовь к Родине.

Как она называется? (Россия)
(Воспитатель показывает на карте России реки, моря, горы, равнины, леса; объясняет, каким цветом это обозначается на карте, называет самые важные и знаменательные места нашей Родины.)

Какие права имеете вы, дети детского сада? (Дети отвечают с опорой на жизненный опыт, воспитатель направляет высказывания детей.)
А есть такое право обижать других детей, отбирать игрушки?
Что надо говорить тому, кто хочет обидеть, отнять игрушку, сломать что-то? (Не имеешь права.)
Молодцы, вы уже много знаете. Сегодня об одном праве каждого человека мы поговорим подробнее. Для этого я предлагаю разыграть сказку «Заюшкина избушка». Помните эту сказку?

II. Физминутка (виброгимнастика) «Строим дом»

Ребята, сначала давайте поможем Заюшке построить новую избушку.
Дети постукивают пальцами рук по своей голове, рукам, ногам, всему телу со словами:
Целый день тук да тук.
Раздается звонкий стук.
Строим дом, дом большой
И с крылечком и с трубой.
Тили-тили- тили- бом!
Приходите в новый дом!
А теперь, красим новый дом краской (проводим руками по всему телу с головы до пяток).
А теперь – посушим краску (дети трясут руками, часто топают ногами, подпрыгивают).
Какой красивый крепкий дом у Заюшки! А у Лисы какой был дом? (Ледяной.)
Давайте его тоже построим. (Дети изображают движениями слова стихотворения)
Строим дом ледяной,
Без окошка, но с трубой.
Будет жить в нем Лиса.
Вот какие чудеса!
Холодно в ледяном доме? Покажите, как холодно? (Дети дрожат.)
Выходите на солнышко! (Дети садятся на стульчики.)

Инсценировка сказки. Настольный театр.

Заключительная беседа.

- Что можно сказать о поведении лисы? Правильно ли она поступила?
- А почему это произошло?

- Наше государство дает право каждому человеку владеть жильем и оберегать его, а помогают человеку органы власти нашего государства милиция, суд.
А что же делать Лисе, ведь она осталась без дома?
Правильно. Надо много работать, трудиться, только тогда получится хороший дом.
А если кто-нибудь захочет лишить человека его жилья, отобрать его дом, что надо сказать в таком случае? (Не имеете права.)
Ребята, вы хорошо потрудились. Сегодня вечером мы с вами нарисуем рисунки о правах человека на жилье и его неприкосновенность. А вы покажете их родителям и расскажете, о чем мы сегодня разговаривали. Согласны?
Конспект беседы № 2
«Права маленького гражданина»
для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Цель:
Формировать представления о правах человека на основе литературного произведения.
Воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям.
Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость.
Материалы:
Демонстрационный: картинки с буквой «Я», родословные древа, иллюстрации о правах ребенка, плакаты с рисунками детей.
Настольный театр
Ход занятия:
I .Вступительная беседа.
Задача: повторить с детьми предыдущий материал.
Дети, сегодня я хочу поговорить с вами о правах и обязанностях каждого человека. Вы родились и живете в большой и могучей стране.
Как она называется? (Россия)
Наша Родина очень красива. Она богата реками и озерами, лесами и полями, горами и равнинами.
(Воспитатель показывает на карте России реки, моря, горы, равнины, леса. Дети уже знают, каким цветом это обозначается на карте, называют то, что показывает воспитатель.)
В России живут самые разные люди – со своими обычаями и традициями. Но всех их объединяет одно любовь к Родине. И страна заботится о своих гражданах так же, как ваши родители любят и берегут каждого из вас. Каждый россиянин от рождения – с того самого момента, как только появился на свет, - обладает определенными правами.
- Ребята, а вы знаете, какие права есть у детей?
(Дети называют основные права с опорой на картинки.)

Физминутка «Расскажи стихотворение руками».
Цель: снять физическое и умственное напряжение.
Дети среднего дошкольного возраста повторяют движения за воспитателем. Дети старшего возраста – придумывают движения сами.

Мамы, папы всей страны
Это право знать должны.
Есть права у их детишек
Например, на чтенье книжек.
Также на заботу, ласку
И на жизнь, как будто в сказке,
Еще право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире!

Мотивация
У меня в кармане что-то спрятано! Сейчас я это достану, и вы угадаете, какое право имеет каждый ребенок. (Воспитатель достает конверт, в котором лежат карточки с буквой «Я» (7 шт.), и выкладывает их на мольберте)
Сколько букв «Я»? Верно, семь! Какое слово здесь спряталось?
Давайте назовем, кто скрывается за каждой буквой «Я». (Дети называют 7 членов семьи.)

Знакомство с правами детей.
Задача: познакомить детей с правом на семью, закрепить названия членов семьи.
Расскажите мне, на что имеет право каждый ребенок?
Правильно, каждый ребенок имеет право на семью, право жить с мамой и папой, иметь братика и сестренку, бабушку и дедушку.
Разучивание считалочки:
- Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю,
Имеют право на семью!
- О семье можно не только говорить, писать стихи, читать рассказы, но и составлять родословные древа. Давайте посмотрим, что приготовили дети нашей группы и их родители.
(Дети представляют свои работы – родословные древа своей семьи.)
- Ребята, а зачем человеку нужно составление родословного древа своей семьи?
-Конечно, чтобы знать своих родственников.
- А сейчас, давайте поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика "Моя семья"
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с большого, на последнюю строчку – показать ладошки.

IY. Инсценировка сказки. Настольный театр.
- Какое право имеет каждый ребенок?
Для закрепления этого права я предлагаю вспомнить сказку «Маша и медведь».

(Дети озвучивают роли героев сказки по желанию. Воспитатель меняет декорации, выполняет роль автора.)

VI. Заключительная беседа.
Задача: учить детей анализировать, делать выводы.
- Что можно сказать о поведении медведя? Правильно ли он поступил?
- А почему это произошло?
- Ему очень одиноко одному, ведь у него нет семьи. Но поступать так нельзя, ведь Машу дома ждут бабушка и дедушка – ее семья.
- А может это произойти с людьми? Как в таких случаях поступают люди, если такое происходит с ними?
- А что же делать Медведю, ведь он остался один?
Правильно. Надо завести семью, детей.
Ребята, вы хорошо потрудились. Сегодня вечером каждый из вас нарисует рисунки, на которых вы изобразите свою семью. Вы покажете их родителям и расскажете, о чем мы сегодня разговаривали. Согласны?

Конспект беседы № 3
«Права маленького гражданина»
для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Цель:
Формировать представления о правах человека на основе литературного произведения.
Воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям.
Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость.
Материалы:
Атрибуты для игры в доктора Айболита: халат, фонендоскоп, градусник, сумочка
Фотовыставка «Мама, папа и я – здоровая, спортивная семья»
Ход занятия:
Вступительная беседа.
Задача: повторить с детьми предыдущий материал, увеличить долю самостоятельности детей в рассказе и показе достопримечательностей нашей страны.
Дети, сегодня я хочу поговорить с вами о правах и обязанностях каждого человека. Вы родились и живете в большой и могучей стране.
Как она называется? (Россия)
Наша Родина очень красива. Она богата реками и озерами, лесами и полями, горами и равнинами.
(Воспитатель показывает на карте России реки, моря, горы, равнины, леса. Дети уже знают, каким цветом это обозначается на карте, как называются основные достопримечательности нашей страны, называют то, что показывает воспитатель, и показывают то, что он называет.)
В России живут самые разные люди – со своими обычаями и традициями. Но всех их объединяет одно любовь к Родине. И страна заботится о своих гражданах так же, как ваши родители любят и берегут каждого из вас. Каждый россиянин от рождения – с того самого момента, как только появился на свет, - обладает определенными правами.
Какие права имеете вы, дети детского сада? (Дети отвечают с опорой на картинки.)
А какие права имеют ваши родители и другие взрослые?
Молодцы, вы уже много знаете.
Сегодня об одном праве каждого человека мы поговорим подробнее. Для этого я предлагаю вспомнить произведение К. Чуковского «Айболит».

II. Физминутка (виброгимнастика) «Путешествие за здоровьем» - комплекс № 2 антистрессовой гимнастики для дошкольников.
Задача: снять умственное напряжение.

Ребята, а вам хотелось бы вместе с Айболитом отправиться в Африку?
- Отправляемся. (Дети вместе с воспитателем выполняют комплекс виброгимнастики).

III. Чтение отрывка из сказки «Доктор Айболит».

Ребята, кто знает какие-нибудь советы, что делать, чтобы быть здоровым?
Кто из вас хочет побыть доктором Айболитом? Для этой роли у нас есть необходимые атрибуты, выбирайте, превращайтесь в доктора.

(Дети в роли доктора Айболита дают советы всем детям.)

IY. Заключительная беседа.
Задача: учить детей анализировать, делать выводы.
У всех граждан России есть право на лечение, медицинскую помощь.
Расскажите, что делают ваши мамы, когда вы болеете?
Правильно, она вызывает врача. К вам домой приходит доктор и прописывает лекарства. Вы их принимаете, а потом вместе с мамой идете в поликлинику, где добрый доктор осматривает вас и, если вы полностью выздоровели, выписывает. И никто не имеет права запретить вам обратиться к врачу.
Но, чтобы реже обращаться к врачам, нужно беречь свое здоровье. Ваши мамы и папы помогают вам в этом. Это мы видим на нашей фотовыставке «Мама, папа и я – здоровая, спортивная семья».
(Просмотр экспонатов выставки.)

БЕСЕДА: «Права ребенка»

«Человечество обязано давать

ребенку лучшее, что оно имеет»

(Декларация прав ребенка)

Цель: формирование правовой культуры и общечеловеческих ценностей у подростков.

Задачи:

  • ознакомление со статьями конвенции о правах ребенка и способами их реализации;
  • обучение подростков основам юридических знаний;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • воспитание чувства причастности к международному правовому сообществу;
  • раскрытие творческих способностей ребенка.

Форма проведения: беседа с элементами интерактивной игры.

Этап подготовки:

  • анкетирование обучающихся по теме;
  • подготовка теоретической информации по теме (творческая группа №1 «Из истории Конвенции», творческая группа №2 «Структура Конвенции», «Адаптированный текст Конвенции»);
  • мультимедийная презентация;
  • фрагменты фильмов и их переозвучка с учетом темы;
  • музыкальное оформление;
  • демонстрационный материал на доске (эпиграф, термины по теме)

Ход беседы

1) Организация детей на работу.

Песня «Детство» (один куплет + слайды фото группы)

2) Сообщение темы и цели беседы.

Воспитатель:

Какой насущный вопрос, касающийся нас, наших с вами отношений мы

Должны обсудить? (дети, отвечая, определяют тему беседы)

Тема нашей сегодняшней беседы – права ребенка. Мы сегодня говорим о правах ребенка, о документах, регламентирующих эти права, о государственных и не государственных органах, которые ответственны за реализацию прав ребенка в России, о вашей жизненной позиции в этом вопросе.

3) Основная часть.

Воспитатель:

Каждую минуту на земле рождается ребенок. Как вы думаете, новорожденный ребенок в России, Англии, Эфиопии, Японии и др. странах наделяются правами? А кем они являются для своей страны? (гражданами). Это значит что каждый человек с самого рождения наделяется правами. Да, дети имеют права, но не по тому что он прав. Право есть на самом деле нечто такое, что вам положено. Нечто такое, что никто не может и не смеет у вас отнять. Древний мудрец Ювекал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка. Как раньше обстояли дела с правами ребенка?

Творческая группа №1 «Из истории Конвенции»:

В своем развитии человечество не сразу пришло к пониманию того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Дети были бесправны, а у младенцев даже отнимали главное право каждого человека – право на жизнь (древнее государство Спарта). Во Франции в старину детей, которые были в тягость, родители продавали нищим. В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось много приютов для младенцев, которых бедные родители подбрасывали «добрым людям». Как же защитить ребенка и какие шаги в этом направлении предприняло мировое сообщество?

1924г. – Лига наций (прообраз ООН) приняла Женевскую декларацию прав ребенка.

1948г. – ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось,

что дети должны быть объектом особой заботы и помощи.

1952г. – ООН приняла декларацию прав ребенка (10 статей).

1979 – 1989гг. – разработка Конвенции о правах ребенка.

территории СССР.

Воспитатель:

Посмотрите, какой долгий путь прошло человечество к пониманию, что дети- тоже люди. Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. Во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и такие дети нуждаются в особом внимании. Ребята, попробуйте перечислить жизненные ситуации, где ребенок оказывается в трудном положении. (мнения ребят)

Учитель подводит итог:

· Дети, оставшиеся без попечения родителей;

· Безнадзорные и бездомные дети;

· Дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления;

· Дети–инвалиды;

· Дети – вынужденные переселенцы, и дети беженцы;

· Дети – жертвы насилия;

· Дети оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно.

Давайте познакомимся со статьями Конвенции о правах ребенка.

Творческая группа №2. «Структура Конвенции»:

При работе с Конвенцией мы обратили внимание на следующие моменты:

1. Текст Конвенции насыщен юридическими и другими специальными терминами.

2. По своей структуре этот уникальный исторический документ состоит:

· Преамбула Конвенции, которая содержит основополагающие идеи, историческую справку;

· Собственно статьи прав ребенка. Их 54. Но при их чтении мы обратили внимание, что многие статьи тесно связанны между собой по смыслу. Поэтому их можно объединить в несколько групп (9 групп). Особо значимыми для нашего возраста считаем: право на жизнь, имя, гражданство, жилище, труд, отдых (досуг), защиту здоровья, свободу слова, право на образование.

Воспитатель:

Ребята, вам будут предложены ситуации, в которых права ребенка нарушены, вам нужно будет угадать, какие права нарушены. (фильмы «Морозко», «Снежная королева»).

Воспитатель:

«Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?!» - эти слова, к сожалению, часто произносятся невпопад, в ситуациях, когда человек явно не прав. Очень часто заявление о своих правах служат оправданием пассивности, иждивенчества, стремления что-либо получать, ничего не отдавая взамен.

Сейчас будет представлена ситуация, когда ребенок заявляет о своих правах не к месту. Ваша задача – составить грамотный ответ взрослого на капризы ребенка. (фильм «Старик Хоттабыч»)

На кого конкретно Конвенция возлагает ответственность за защиту прав и интересов детей? (на родителей)

Сегодня для беседы с вами мы пригласили людей, которые занимаются проблемами, возникающими у детей. Этим людям небезразлична судьба каждого ребенка, они смогут подробно рассказать вам о ваших правах и научат ими пользоваться. Только для этого необходимо задавать интересующие вас вопросы и внимательно слушать ответы

Вопросы:

1. Если во время моего отсутствия из моего портфеля заберут записку (или другие

Вещи) – это нарушение прав?

2. Мне бы хотелось узнать, какие основные права я имею как обучающийся.

3. Обязан ли я посещать мероприятия, не предусмотренные учебным планом?

4. Если один из учителей ущемляет права учеников, и написана жалоба директору, могут ли учащиеся участвовать в проверке, которая проводится по этой жалобе?

4. Заключение

Если же постучится к тебе беда, вспомни, что тебя защищает Конвенция о правах ребенка.

Если бы все взрослые помнили, что они сами когда-то были детьми, точно так же, как все дети знают, что они когда-то будут взрослыми, тогда мы нашли бы совместный путь к осуществлению прав ребенка.

«Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка». (Ф.М.Достоевский)

Но помните: ваши права действительны в том случае, если вы не нарушаете права других людей. Каждое право порождает обязанность.

А вот об этом поговорим на следующей беседе.

5. Итог беседы.

Что нового узнали? Чему учит нас Конвенция о правах ребёнка?