Конспект Урока "Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.". Причины возникновения пожаров и меры профилактики бедствий Пожарная безопасность в повседневной жизни

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Разъяснить значение профилактики пожаров; обсудить основные направления деятельности чело­века по обеспечению пожарной безопасности. Сформировать чувство ответственного отношения к правилам пожарной безопасности, к рекомендациям специалистов по правилам поведения для обеспечения личной безопасности во время пожара. Ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности. Цель урока. Изучаемые вопросы Значение профилактики пожаров. Основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности. Защита населения Российской Федерации от пожаров Основные права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Ответьте на вопрос: «Огонь - друг человека или огонь - враг?» Огонь становится врагом: если к использованию его в процессе жизнедеятельности относятся безответственно; если не соблюдаются установленные нормы пожарной безопасности; если силу огня пытаются использовать не для созидания, а для разрушения (поджоги, вооруженные конфликты); если теряется контроль над процессом горения. Стоит только огню вырваться из-под контроля человека, возникает пожар со всеми вытекающими последствиями.

5 слайд

Описание слайда:

По данным МЧС России за январь-июнь 2015 года Произошло 72779 пожаров Погибло 5042 человека Прямой ущерб составил 6 962 632 рублей

6 слайд

Описание слайда:

Пожарная безопасность это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров В процессе жизнедеятельности человек постепенно вырабатывал меры пожарной безопасности, чтобы снизить ущерб разрушительной силы огня, когда он вырывался из-под контроля. Меры пожарной безопасности - это действия по её обеспечению и по выполнению её требований.

7 слайд

Описание слайда:

В деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности можно условно выделить три взаимосвязанных направления. Кратко в тетрадь, Учебник, стр. 15-16

8 слайд

Описание слайда:

Первое направление - это разработка и совершенствование требований пожарной безопасности, которые устанавливаются специальными законами или другими нормативными актами и определяют ряд условий социального и технического характера по обеспечению пожарной безопасности. Эти условия определяли и определяют нормы поведения человека в процессе его жизнедеятельности по профилактике пожаров. Второе направление - это определение порядка и организации тушения пожара. Тушение пожара представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию возгораний. Организация и эффективность этих действий всегда зависели от сил и средств, привлекаемых на борьбу с пожарами. Третье направление - это создание и совершенствование системы подготовки населения в области пожарной безопасности, обучение правилам безопасного поведения при пожаре для снижения фактора риска для жизни и здоровья.

9 слайд

Описание слайда:

Состав пожарной охраны страны 1. Федеральная противопожарная служба 2. Подразделения ведомственной пожарной охраны 3. Подразделения пожарной охраны (предприятий, воинских частей, на железнодорожном транспорте, в аэропортах и морских портах) 4. Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России

10 слайд

Описание слайда:

соблюдать требования пожарной безопасности (в том числе научиться обращению с огнем в повседневной жизни; иметь подручные средства пожаротушения в доме (квартире), научиться ими пользоваться; иметь в помещении первичные средства тушения пожаров в соответствии с правилами пожарной безопасности; при обнаружении пожаров немедленно уведомить пожарную охрану; до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по тушению пожара, спасению людей, имущества; выполнять все законные требования должностных лиц пожарной охраны.

11 слайд

Описание слайда:

Статья 167 УК РФ. Умышленные уничтожение или повреждение имущества 1. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, - наказываются: штрафом в размере до сорока тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. 2. Те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, - наказываются: принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

12 слайд

Описание слайда:

Каждый человек в случае пожара имеет право на: - защиту жизни, здоровья и имущества; - возмещение ущерба в установленном порядке; - участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб здоровью и имуществу; - получение информации по вопросам пожарной безопасности; - участие в мероприятиях по обеспечению пожарной безопасности Права граждан в области пожарной безопасности

13 слайд

Описание слайда:

Меры пожарной безопасности в быту заключаются в выполнении следующих основных правил, которые запрещают: хранение в доме (квартире) большого количества легковоспламеняющихся и горючих веществ; загромождение лестничных площадок, проходов, чердаков, подвалов, балконов различными вещами и предметами; пользование неисправными и самодельными электрическими и газовыми приборами; оставление без присмотра включенных электроприборов, особенно плиток, утюгов, телевизоров; сушку белья вблизи электронагревательных приборов, газовых плит, топящихся печей; отогревание замерзших труб отопления открытым огнем; зажигание свечей, бенгальских огней, фейерверков вблизи новогодних елок, занавесок и других быстровоспламеняющихся предметов;

14 слайд

Описание слайда:

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О пожарной безопасности» граждане нашей страны обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности; иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности, первичные средства пожаротушения и противопожарный инвентарь;

29.09.2013 15318 0

Цель урока. Разъяснить учащимся значение профилактики пожаров; обсудить основные направления деятельности чело­века по обеспечению пожарной безопасности. Сформировать у учащихся чувство ответственного отношения к правилам пожарной безопасности, к рекомендациям специалистов по правилам поведения для обеспечения личной безопасности во время пожара.

Изучаемые вопросы

1. Значение профилактики пожаров.

2. Основные направления деятельности человека по обес­печению пожарной безопасности.

3. Защита населения Российской Федерации от пожаров

4. Основные права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

5. Ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности.

Изложение учебного материала

1. Опираясь на примеры из курса истории, напомнить уча­щимся, что, с одной стороны, овладение огнем позволило че­ловеку воздействовать на окружающую среду и воздействия эти стали соизмеримы с силами природы. С другой стороны, огонь стал одним из источников огромной разрушительной силы. Превращает огонь в страшную, всеразрушающую стихию преж­де всего человек. Значит, от человека зависит, какой стороной огонь повернется к людям (будет он врагом или другом). Рассмотреть информацию последнего года о пожарах в России и за рубежом.

Второй вопрос логически вытекает из первого: огонь становится врагом человека, когда вырывается из-под контроля. Значит, основные усилия человека должны быть направлены на выработку мер пожарной безопасности. Далее выделить три взаимосвязанных направления в этой деятельности, подчеркнув, что все три направления постоянно совершенствуются государством, а их реализация способствует повышению уровня общей культуры населения в области пожарной безопасности.

3. Особое внимание следует уделить системе организации пожарной охраны в Российской Федерации. Рассказать о деятельности пожарно-спасательных подразделений МЧС, о разработках Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны МЧС России.

В заключение урока попросить учащихся самим сделать вывод. Он должен звучать так: каждый человек должен ответственно относиться к вопросам обеспечения пожарной безопасности в повседневной жизни, уметь правильно действовать во время пожара.

4. Личная безопасность человека в ситуациях, возникающих при пожаре, прежде всего зависит от его поведения, соблюдения правил пожарной безопасности в повседневной жизни и умения действовать во время пожара.

Права граждан в области пожарной безопасности

Каждый человек в случае пожара имеет право на:

защиту жизни, здоровья и имущества;

возмещение ущерба в установленном порядке;

участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб здоровью и имуществу;

получение информации по вопросам пожарной безопасности;

участие в мероприятиях по обеспечению пожарной безо­пасности.

Права человека с необходимостью подкрепляются его обязанностями. В области пожарной безопасности каждый человек обязан:

соблюдать требования пожарной безопасности (в том чис­ле научиться обращению с огнем в повседневной жизни; иметь подручные средства пожаротушения в доме (квартире), научить­ся ими пользоваться;

иметь в помещении первичные средства тушения пожаров в соответствии с правилами пожарной безопасности;

при обнаружении пожаров немедленно уведомить пожар­ную охрану;

до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по тушению пожара, спасению людей, имущества;

выполнять все законные требования должностных лиц по­жарной охраны.

5. Познакомить обучаемых с ответственностью, которую несут граждане за нарушение правил пожарной безопасности (ст. 167 УК РФ).

Контрольные вопросы

1. При каких условиях огонь становится опасным для че­ловека?

2. Какие основные мероприятия проводятся в государстве по защите населения от пожаров?

3. Как организована пожарная безопасность в Российской Федерации?

4. Какие основные мероприятия проводит МЧС России по совершенствованию пожарной безопасности в стране?

5. Каковы основные права граждан Российской Федерации в области пожарной безопасности?

6. Каковы обязанности граждан РФ в области пожарной безопасности и в чем их значение для обеспечения личной безопасности?

7. Какие виды ответственности предусмотрены за наруше­ние правил пожарной безопасности?

Домашнее задание

1. Изучите § 1.2 , § 1.3 учебника.

Огонь открыл множество возможностей для людей, способствовал развитию цивилизации. Вместе с тем он использовался и для разрушения. Огромное число городов, поселков, бесценные творения превратились в прах. Множество людей погибло в пожарах. Огонь использовался агрессорами в войнах. Сегодня наука и техника шагнули далеко вперед: разработаны средства огневой защиты, созданы безопасные материалы. Тем не менее тема профилактики пожаров в повседневной жизни не теряет своей актуальности .

Основные риски

Огонь может причинить ущерб, если:

  • К его использованию относиться безответственно.
  • Не соблюдать правила безопасности.
  • Использовать силу огня не для созидания, а для разрушения (для поджогов, вооруженных конфликтов и пр.).
  • Не контролировать процесс горения.

Значение профилактики пожаров в повседневной жизни и организации защиты населения

Стоит потерять контроль над огнем, возникает возгорание, влекущее самые страшные последствия. Еще в древности человек узнал разрушительную силу пламени и понял, что воспламенение легче предотвратить, чем потушить.

Профилактика пожаров в жизни человека должна занимать одно из центральных мест. Знание правил, соблюдение их позволяет сохранить здоровье, природу, сберечь имущество.

Профилактика пожаров в повседневной жизни представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности населения, окружающей среды и имущества.Каждый человек обязан знать правила использования огня и соблюдать их.

Особенности мер

На государственном, региональном и муниципальном уровнях разрабатываются специальные программы и планы проведения профилактики пожаров.

В повседневной жизни человек сталкивается с огнем достаточно часто: у многих в квартирах установлены газовые плиты, в автосервисах часто используется пламя в ходе ремонта и пр. В этих программах закреплены правила обращения не только с пламенем, но и горючими материалами, различной техникой.

План профилактики пожаров в повседневной жизни предусматривает проведение работы с населением. Периодически представители Госпожнадзора, МЧС и других ведомств разъясняют гражданам действующие правила, инструкции, рассказывают о действиях, которые следует предпринимать для предотвращения возгораний.

Безопасность жилища

О жилом помещении необходимо заботиться в первую очередь. Требования по профилактике пожаров в повседневной жизни соблюдать достаточно просто. Среди основных предписаний можно отметить следующие:

  • Запрещено оставлять предметы, препятствующие экстренной эвакуации и тушению пожаров, на лестничных площадках, чердаках, подвалах, лоджиях, балконах.
  • Легковоспламеняющиеся материалы и вещества необходимо хранить вдали от нагревательных приборов. Аэрозоли с жидкостью под высоким давлением нельзя распылять вблизи открытого огня, в противном случае содержимое емкостей может взорваться.
  • Запрещено разбирать баллончики с легковоспламеняющейся жидкостью.
  • Конфорки газовой плиты необходимо держать плотно закрытыми.
  • Газ в домах следует использовать исключительно по назначению - для приготовления пищи, нагрева воды. Запрещено разогревать на нем химические вещества, использовать плиты для обогрева помещений.
  • Не допускается самостоятельный разбор газовых труб, первичный запуск оборудования в отсутствие специалистов, перенос приборов без согласования с обслуживающей организацией. Любые ремонтные мероприятия должны осуществляться представителями газовой службы, имеющими соответствующую квалификацию и разрешительные документы.

Безопасность детей

Профилактика пожаров в повседневной жизни включает в себя разъяснительную работу не только со взрослыми, но и с детьми. Спички, зажигалки, приборы электроподжига должны находиться в местах, недоступных для ребенка.

Не следует оставлять маленьких детей одних в квартире, где работают нагревательные или газовые приборы. Запрещено допускать малышей к плитам и другому оборудованию.

Ограничение курения

В настоящее время действует закон, запрещающий курение в публичных местах. Требования нормативного акта направлены не только на защиту здоровья населения, но и на профилактику пожаров.

В повседневной жизни человек сталкивается с различными стрессами, находится под влиянием многих негативных факторов. Многим сигареты и алкоголь помогают справиться с нервным напряжением. Между тем, это только видимость помощи. Зачастую причиной возгорания становится курение в постели в состоянии опьянения. Человек, принявший излишнюю дозу алкоголя, засыпает с сигаретой в руке. В результате может возникнуть возгорание, последствия которого предугадать сложно.

В соответствии с действующим законодательством, курение допускается только в специально отведенных местах. Они оснащаются специальными табличками, урнами, пепельницами. Не допускается курение на автозаправках.

Использование нагревательных приборов в доме

Техника, используемая для обогрева помещения, не должна находиться рядом с занавесками, гардинами, покрывалами и другими текстильными изделиями. Нагревательные приборы не допускается применять для сушки вещей. При использовании бытовой техники необходимо строго соблюдать инструкцию по эксплуатации.

Нагревательные приборы в доме должны быть исправными. При возникновении сбоев в работе сложного оборудования (например, водонагревателей или отопительных котлов) не следует самостоятельно их ремонтировать.

Перед подключением приборов высокой мощности необходимо рассчитать напряжение в сети.

Права граждан

Эффективность профилактики пожаров в повседневной жизни зависит от сознательности населения, стремления сохранить не только свое имущество, здоровье и жизнь, но и окружающих людей.

Если же предотвратить возгорание не удалось, граждане вправе требовать от виновных возмещения вреда, участвовать в расследовании его причин и содействовать их установлению в рамках закона.

Каждый человек должен знать правила поведения при пожаре. При необходимости граждане могут участвовать в тушении и ликвидации последствий возгораний.

Обязанности населения

Они закреплены в федеральных законах, инструкциях, правилах, рекомендациях по пожарной безопасности. В обязанности граждан входит незамедлительное уведомление компетентных служб о возгорании.

Для предотвращения распространения огня на большой площади жилые дома и помещения следует оборудовать средствами тушения.

В ходе профилактических работ граждане обязаны предоставить доступ специалистов к объектам обследования.

Пропаганда безопасного поведения среди населения

Ее осуществляют подразделения Госпожнадзора. Пропаганда противопожарных мер направлена на снижение количества возгораний и информирование граждан о правилах, которые необходимо соблюдать.

Подразделения Госпожнадзора организуют:

  • Инструктажи в организациях, учреждениях, на предприятиях.
  • Распространение агитационных материалов.
  • Семинары, конференции по вопросам пожарной безопасности.

Реализуя профилактические мероприятия, компетентные органы способствуют повышению сознательности населения. Служащие Госпожнадзора должны тесно взаимодействовать с организациями, а также другими ведомствами и органами.

Статистика

Госпожнадзор ведет учет профилактических мероприятий и контролирует выполнение предписаний. В составе ведомства сформированы специальные подразделения, осуществляющие аналитическую работу. Эти отделения ведут статистику, устанавливают причины и последствия возгораний.

Учет способствует разработке новых мер борьбы с пожарами, снижению рисков. Это, в свою очередь, позволяет сохранить жизни людей.

Заключение

Как показывает статистика, за 2015 г. в России произошло более 72 тысяч пожаров. Больше 5 тысяч человек при этом погибло, более 6 000 пострадало.

Основной причиной возгораний, по данным МЧС, являются поджоги. На втором месте - нарушения правил использования электрооборудования. Часто пожары возникают вследствие неосторожного обращения с огнем, в том числе по недосмотру взрослых.

Стоит отметить, что статистика Госпожнадзора формируется на основании официальной документации - протоколов, составленных на месте происшествия. Однако многие пострадавшие не обращаются за помощью.

Далеко не всегда человек может справиться с огнем самостоятельно. При возгорании, особенно в зданиях, оборудованных газопроводом, необходимо оперативно сообщать о случившемся в пожарную службу.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кузьмино-Гатьевская средняя общеобразовательная школа

Ход урока :

I. Организационный момент:

Эмоциональный настрой

( приветствие,

Определение отсутствующих,

Проверка готовности учащихся к уроку);

Знакомство с ходом урока.

II. Проверка домашнего задания:

Письменная тестовая работа по теме «Пожары в жилых и общественных зданиях , их причины и последствия»:

1. Пожар – это:

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

А)

Б) большое задымление;

В)

А) в транспорте;

Б)

В) на объекте экономики.

А) пригнувшись к полу;

Б) дыша через мокрую ткань;

В)

Проверка тестовой работы.

А) Перечислите основные группы причин возникновения пожаров в повседневной жизни.

Б) Перечислите причины возникновения пожаров связанные с неосторожным обращением с огнём.

бросание непогашенных окурков и спичек, курение в не отведенных местах;

разведение костров во дворах жилых домов или на садовых участках;

отогревание в зимнее время замерзших труб отопления паяльной лампой или факелом;

подогрев на плите пожароопасных веществ бытовой химии;

чистка легковоспламеняющимися жидкостями промасленной одежды в закрытых помещениях;

небрежное хранение горючих жидкостей;

применение для освещения открытого огня.

В) Перечислите причины возникновения пожаров связанные с неправильной эксплуатацией печного отопления.

неисправность печей и их плохая подготовка к отопительно­му сезону;

своевременно не очищенные от сажи дымоходы и печи;

установка металлических печей, не отвечающих требованиям пожарной безопасности;

оставление топящейся печи без присмотра;

применение для розжига печи бензина, керосина, дизельного топлива и других легковоспламеняющихся жидкостей.

Г) Перечислите причины возникновения пожаров связанные с шалостями детей.

игра со спичками;

разведение костров в подвалах и на чердаках;

поджог тополиного пуха в летнее время;

нарушение правил обращения с пиротехникой.

III. Изучение нового материала:

Ещё в древние времена, оценив силу огня, человек понял, что пожар легче предупредить, чем заниматься его тушением и ликвидацией последствий.

На сегодняшнем уроке мы поговорим о значении профилактики пожаров и обсудим основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности.

Слайдовая презентация.

А) Значение профилактики пожаров.

Б) Основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности.

В) Защита населения Российской Федерации от пожаров.

IV. Закрепление нового материала:

А) При каких условиях огонь становится опасным для человека?

Б) Какие основные мероприятия проводятся в государстве по защите населения от пожаров?

В) Как организована пожарная безопасность в Российской Федерации?

V. Итоги урока:

Государство совершенствует систему обеспечения пожарной безопасности. Для того чтобы эта система работала эффективно, каждый человек должен ответственно относиться к вопросам обеспечения пожарной безопасности в повседневной жизни, уметь правильно действовать во время пожара.

VI. Домашнее задание:

٭ подготовить сообщение о наиболее крупных пожарах за последний год.

8 класс.

Раздаточный материал.

их причины и последствия».

1. Пожар – это:

А) возгорание различных материалов и веществ с большим выделением тепла и дыма;

Б) процесс горения, обусловленный наличием горючего материала, окислителя и температуры;

В) неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

2. Наибольшее количество пожаров в быту обусловлено:

А) неосторожным обращением человека с огнем;

Б) неправильной эксплуатацией печного отопления;

В) неисправностью и неправильной эксплуатацией электроприборов.

3. Самые опасные поражающие факторы пожара – это:

А) открытый огонь и понижение концентрации кислорода;

Б) большое задымление;

В) температура среды и токсичные продукты горения.

4. Наибольшую опасность представляют пожары, возникающие:

А) в транспорте;

Б) в жилом секторе и общественных местах;

В) на объекте экономики.

5. Как правильно покинуть помещение, если в нем произошёл пожар и задымление?

А) пригнувшись к полу;

Б) дыша через мокрую ткань;

В) используя оба указанных выше приема.

Тест по теме «Пожары в жилых и общественных зданиях,

их причины и последствия».

1. Пожар – это:

А) возгорание различных материалов и веществ с большим выделением тепла и дыма;

Б) процесс горения, обусловленный наличием горючего материала, окислителя и температуры;

В) неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

2. Наибольшее количество пожаров в быту обусловлено:

А) неосторожным обращением человека с огнем;

Б) неправильной эксплуатацией печного отопления;

В) неисправностью и неправильной эксплуатацией электроприборов.

3. Самые опасные поражающие факторы пожара – это:

А) открытый огонь и понижение концентрации кислорода;

Б) большое задымление;

В) температура среды и токсичные продукты горения.

4. Наибольшую опасность представляют пожары, возникающие:

А) в транспорте;

Б) в жилом секторе и общественных местах;

В) на объекте экономики.

5. Как правильно покинуть помещение, если в нем произошёл пожар и задымление?

А) пригнувшись к полу;

Б) дыша через мокрую ткань;

В) используя оба указанных выше приема.

Тест по теме «Пожары в жилых и общественных зданиях,

их причины и последствия».

1. Пожар – это:

А) возгорание различных материалов и веществ с большим выделением тепла и дыма;

Б) процесс горения, обусловленный наличием горючего материала, окислителя и температуры;

В) неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

2. Наибольшее количество пожаров в быту обусловлено:

А) неосторожным обращением человека с огнем;

Б) неправильной эксплуатацией печного отопления;

В) неисправностью и неправильной эксплуатацией электроприборов.

3. Самые опасные поражающие факторы пожара – это:

А) открытый огонь и понижение концентрации кислорода;

Б) большое задымление;

В) температура среды и токсичные продукты горения.

4. Наибольшую опасность представляют пожары, возникающие:

А) в транспорте;

Б) в жилом секторе и общественных местах;

В) на объекте экономики.

5. Как правильно покинуть помещение, если в нем произошёл пожар и задымление?

А) пригнувшись к полу;

Б) дыша через мокрую ткань;

В) используя оба указанных выше приема.

Урок 2.

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности.

Цель урока. Разъяснить учащимся значение профилактики пожаров; обсудить основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности. Сформировать у учащихся чувство ответственного отношения к правилам пожарной безопасности, к рекомендациям специалистов по правилам поведения для обеспечения личной безопасности во время пожара.

Изучаемые вопросы

    Значение профилактики пожаров.

    Основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности.

    Защита населения Российской Федерации от пожаров

    Основные права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

    Ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности.

Изложение учебного материала

    Опираясь на примеры из курса истории, напомнить учащимся, что, с одной стороны, овладение огнем позволило человеку воздействовать на окружающую среду и воздействия эти стали соизмеримы с силами природы. С другой стороны, огонь стал одним из источников огромной разрушительной силы. Превращает огонь в страшную, всеразрушающую стихию прежде всего человек. Значит, от человека зависит, какой стороной огонь повернется к людям (будет он врагом или другом). Рассмотреть информацию последнего года о пожарах в России и за рубежом.

Второй вопрос логически вытекает из первого: огонь становится врагом человека, когда вырывается из-под контроля. Значит, основные усилия человека должны быть направлены на выработку мер пожарной безопасности. Далее выделить три взаимосвязанных направления в этой деятельности, подчеркнув, что все три направления постоянно совершенствуются государством, а их реализация способствует повышению уровня общей культуры населения в области пожарной безопасности.

3. Особое внимание следует уделить системе организации пожарной охраны в Российской Федерации. Рассказать о деятельности пожарно-спасательных подразделений МЧС, о разработках Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны МЧС России.

В заключение урока попросить учащихся самим сделать вывод. Он должен звучать так: каждый человек должен ответственно относиться к вопросам обеспечения пожарной безопасности в повседневной жизни, уметь правильно действовать во время пожара.

4. Личная безопасность человека в ситуациях, возникающих при пожаре, прежде всего зависит от его поведения, соблюдения правил пожарной безопасности в повседневной жизни и умения действовать во время пожара.

Права граждан в области пожарной безопасности

Каждый человек в случае пожара имеет право на:

    защиту жизни, здоровья и имущества;

    возмещение ущерба в установленном порядке;

    участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб здоровью и имуществу;

    получение информации по вопросам пожарной безопасности;

    участие в мероприятиях по обеспечению пожарной безопасности.

Права человека с необходимостью подкрепляются его обязанностями. В области пожарной безопасности каждый человек обязан:

    соблюдать требования пожарной безопасности (в том числе научиться обращению с огнем в повседневной жизни; иметь подручные средства пожаротушения в доме (квартире), научиться ими пользоваться;

    иметь в помещении первичные средства тушения пожаров в соответствии с правилами пожарной безопасности;

    при обнаружении пожаров немедленно уведомить пожарную охрану;

    до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по тушению пожара, спасению людей, имущества;

    выполнять все законные требования должностных лиц пожарной охраны.

5. Познакомить обучаемых с ответственностью, которую несут граждане за нарушение правил пожарной безопасности (ст. 167 УК РФ).

Контрольные вопросы

    При каких условиях огонь становится опасным для человека?

    Какие основные мероприятия проводятся в государстве по защите населения от пожаров?

    Как организована пожарная безопасность в Российской Федерации?

    Какие основные мероприятия проводит МЧС России по совершенствованию пожарной безопасности в стране?

    Каковы основные права граждан Российской Федерации в области пожарной безопасности?

    Каковы обязанности граждан РФ в области пожарной безопасности и в чем их значение для обеспечения личной безопасности?

    Какие виды ответственности предусмотрены за нарушение правил пожарной безопасности?

Домашнее задание

    Изучите § 1.2 , § 1.3 учебника.