«Конспект деловой игры «Дом местного самоуправления. Тема деловая игра "Город, или Местное самоуправление"1 Замысел игры Деловые игры для школьников по самоуправлению

МОУ ДОД «Копьёвский районный Дом детского творчества»

Автор: Комарова Галина Михайловна
– педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная категория.
2015
Игра «Строим Дом самоуправления»
Цель: поддержка и развитие самостоятельности старшеклассников в школьных объединениях.Задачи: -формирование навыков коллективной деятельности;-формирование навыков бесконфликтного межличностного общения подростков;-обучение основам школьного самоуправления в игровой форме;-создание атмосферы творчества и взаимопонимания в процессе коллективной деятельности.Участники: коллектив старшеклассников в количестве 10 человек.Для игры необходимо:" пять одинаковых комплекта листов 10х20 см (по 14 листов в каждом комплекте);" пять листов ватмана;" клей, скотч, ножницы;" маркеры, фломастеры; клей маркерыПодготовка к игре.
Написать на 6 листах каждого комплекта белой бумаги напечатаны слова: "добровольность", "самостоятельность", "равноправие", "инициативность", "взаимодействие коллективов и их органов самоуправления", "совместная деятельность взрослых и детей", "ответственность", "самоанализ", "организаторские знания, умения, навыки", "самоконтроль", "творчество", "самокритичность", "коллективное творческое дело"; два листа остаются недописанными;10 листов цветной бумаги для кирпичей строительство дома
на листах ватмана начертить контуры дома: фундамент - 4 кирпича, 1 этаж - 4 кирпича, 2 этаж - 4 кирпича; крыша, труба (смотри рисунок).
Когда мы говорим слова «школьное самоуправление», мы подразумеваем особый способ воспитательной работы, когда дети как бы «играют в демократию». Лишь в последние годы, в связи с переменой в политическом курсе, на передний план стало выходить требование о реальном участии обществественности в управлении школой. Однако, школьное самоуправление может быть чем-то совершенно иным, а именно - реальной частью педагогического процесса.
Организация школьного дела имеет много граней, сторон, сущностных и исторических моментов. Без освещения целого каждая часть этого целого будет видна лишь ограниченно.
Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять потребности учащихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении реальных проблем школы. Самоуправление выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и осуществлять их в интересах всего коллектива.
Описание игры.1этап (5-7 минут). ПрелюдияВедущий предлагает группе играющих попробовать дать определение понятия "самоуправление".Высказывая собственное мнение, каждый играющий участвует в коллективном определении понятия "самоуправление
Самоуправление - это и планирование всех дел, и организация работы, а затем анализ и подведение итогов. Здесь важна роль актива, наиболее деятельных ребят.
Самоорганизация, самоуправление, соуправление в школе. Что это? Заглянем в словарь Даля: «САМ – местоимение для придания особой важности личной деятельности человека. ОРГАНИЗАЦИЯ – от латинского слова «орган» – орудие, снаряд, средство – обозначает устроить, привести в порядок, образовать, основать стройно. СО – как приставка обозначает совокупность. УПРАВЛЯТЬ – давать ход, направление, распоряжаться, одолевать препоны, трудности, своеволия, приводить в порядок. САМОУПРАВЛЕНИЕ – управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Истоки самоуправления в образовании восходят к XII веку, к опыту первых университетов, которые не хотели подчиняться королям, императорам и римским папам. Самоуправление в школе гораздо моложе. Наверное, поэтому поиски его смысла и места в детско-взрослом школьном сообществе продолжаются.
Ученическое самоуправление – это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.
Самоуправление развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера интересов учащихся. В результате развития постановка управленческих задач зависит в основном от инициативы и самостоятельности учащихся.
Сейчас всей группой вам предстоит выработать свою модель ученического самоуправления. Один из членов группы будет защищать вашу работу. На подготовку вам дается 10 минут.

2 этап (10 минут). Основная частьВедущий: Давайте представим, что самоуправление - это ДОМ, у которого есть ФУНДАМЕНТ, два этажа, КРЫША и ТРУБА. А кирпичи у нашего ДОМА - это основные принципы самоуправления: добровольность, самостоятельность и т.д. Всего 12 кирпичей.Самые основные кирпичи - те, на которых держится весь ДОМ, - закладываются в ФУНДАМЕНТ. Затем те кирпичи, которые предоставляются вам необходимыми и важными - на 1-й этаж, оставшиеся - на 2-й этаж. У вас есть в запасе есть два незаполненных кирпича - вы можете написать на них то, что, по вашему мнению, не хватает для определения самоуправления, и поместить их там, где захотите.А еще у вас есть КРЫША, где вы можете написать, даже нарисовать все, что сделает ваш ДОМ лучше, добрее, веселее. Например, на КРЫШЕ может поселиться "кошка хорошего настроения".У ДОМА есть ТРУБА. В эту ТРУБУ вылетает то, что мешает этому ДОМУ: все лишнее и ненужное.Затем ведущий предлагает разделиться
Ребятам выдается маркер, «кирпичики», на стенде прикреплен плакат с контурами дома. На который наклеиваются кирпичики, и «строится» Дом самоуправления.
Самое главное условие: Вы должны делать все это коллективно, то есть вместе, каждый должен внести свою лепту в строительство.
Представьте, что вы - коллектив архитекторов, разрабатывающих проект дома, где должны быть использованы данные вам кирпичи. Необходимо выбрать:"Архитектор,
" конструктор", споэктирует ватмана наш проект;" Журналист", который будет вести обсуждение;" референта, который должен писать обоснование закладки каждого кирпича.
" Прораб" который непосредственно клеит, рисует и пишет на листе
Например, "равноправие" - основа самоуправления, потому что все члены коллектива должны быть равны, иначе будет несправедливость.В качестве строительного материала участникам предложили кирпичики – слова-термины, характеризующие процесс самоуправления: «добровольность», «самостоятельность», «равноправие», «ответственность», «самоанализ», «взаимодействие коллективов», «самокритичность», «творчество» и другие
3 этап Кульминация. "Защита проекта "Дом самоуправления".
Группа защищает свой проект, и объяснят, почему они расположили так, а не иначе кирпичики.Итак, Дом самоуправления построен! А вот какую мы выберем модель самоуправления, давайте посмотрим!
Каждая команда самостоятельно выбирала кирпичики и вставляла его в нужный фрагмент дома. В результате в финале каждая из групп получила свой неповторимый проект Дома самоуправления. Но едины «строители» были в том, что в фундаменте необходимы «самостоятельность» и «ответственность», на 1-м этаже - «совместная деятельность детей и взрослых», «организаторские знания, умения, навыки», на 2-м – «самокритичность», а мешают дому счастливо жить – «конфликты» и «агрессия», которые должны удаляться в трубу и окна доброжелательность и взаимопонимание

4этап Итог игрыДетское самоуправление - демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.Когда сами дети:- определяют проблему;- ищут пути ее решения;- принимают решения;- организуются для ее реализации.

МОУ ДОД «Копьёвский районный Дом детского творчества»

Игра

педагог дополнительного образования,

2015

Игра «Строим Дом самоуправления»

Цель : поддержка и развитие самостоятельности старшеклассников в школьных объединениях.

Задачи : -формирование навыков коллективной деятельности;
-формирование навыков бесконфликтного межличностного общения подростков;
-обучение основам школьного самоуправления в игровой форме;
-создание атмосферы творчества и взаимопонимания в процессе коллективной деятельности.

Участники : коллектив старшеклассников в количестве 10 человек.
Для игры необходимо:
" пять одинаковых комплекта листов 10х20 см (по 14 листов в каждом комплекте);
" пять листов ватмана;
" клей, скотч, ножницы;
" маркеры, фломастеры; клей маркеры

Подготовка к игре.


Написать на 6 листах каждого комплекта белой бумаги напечатаны слова: "добровольность", "самостоятельность", "равноправие", "инициативность", "взаимодействие коллективов и их органов самоуправления", "совместная деятельность взрослых и детей", "ответственность", "самоанализ", "организаторские знания, умения, навыки", "самоконтроль", "творчество", "самокритичность", "коллективное творческое дело"; два листа остаются недописанными;
10 листов цветной бумаги для кирпичей строительство дома

на листах ватмана начертить контуры дома: фундамент - 4 кирпича, 1 этаж - 4 кирпича, 2 этаж - 4 кирпича; крыша, труба (смотри рисунок).

Когда мы говорим слова «школьное самоуправление», мы подразумеваем особый способ воспитательной работы, когда дети как бы «играют в демократию». Лишь в последние годы, в связи с переменой в политическом курсе, на передний план стало выходить требование о реальном участии обществественности в управлении школой. Однако, школьное самоуправление может быть чем-то совершенно иным, а именно - реальной частью педагогического процесса.

Организация школьного дела имеет много граней, сторон, сущностных и исторических моментов. Без освещения целого каждая часть этого целого будет видна лишь ограниченно.

Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять потребности учащихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении реальных проблем школы. Самоуправление выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и осуществлять их в интересах всего коллектива.

Описание игры. 1этап (5-7 минут). Прелюдия
Ведущий предлагает группе играющих попробовать дать определение понятия "самоуправление".
Высказывая собственное мнение, каждый играющий участвует в коллективном определении понятия "самоуправление

Самоуправление - это и планирование всех дел, и организация работы, а затем анализ и подведение итогов. Здесь важна роль актива, наиболее деятельных ребят.

Самоорганизация, самоуправление, соуправление в школе. Что это? Заглянем в словарь Даля: «САМ – местоимение для придания особой важности личной деятельности человека. ОРГАНИЗАЦИЯ – от латинского слова «орган» – орудие, снаряд, средство – обозначает устроить, привести в порядок, образовать, основать стройно. СО – как приставка обозначает совокупность. УПРАВЛЯТЬ – давать ход, направление, распоряжаться, одолевать препоны, трудности, своеволия, приводить в порядок. САМОУПРАВЛЕНИЕ – управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Истоки самоуправления в образовании восходят к XII веку, к опыту первых университетов, которые не хотели подчиняться королям, императорам и римским папам. Самоуправление в школе гораздо моложе. Наверное, поэтому поиски его смысла и места в детско-взрослом школьном сообществе продолжаются.

Ученическое самоуправление – это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.

Самоуправление развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера интересов учащихся. В результате развития постановка управленческих задач зависит в основном от инициативы и самостоятельности учащихся.

Сейчас всей группой вам предстоит выработать свою модель ученического самоуправления. Один из членов группы будет защищать вашу работу. На подготовку вам дается 10 минут.

2 этап (10 минут). Основная часть
Ведущий: Давайте представим, что самоуправление - это ДОМ, у которого есть ФУНДАМЕНТ, два этажа, КРЫША и ТРУБА. А кирпичи у нашего ДОМА - это основные принципы самоуправления: добровольность, самостоятельность и т.д. Всего 12 кирпичей.
Самые основные кирпичи - те, на которых держится весь ДОМ, - закладываются в ФУНДАМЕНТ. Затем те кирпичи, которые предоставляются вам необходимыми и важными - на 1-й этаж, оставшиеся - на 2-й этаж. У вас есть в запасе есть два незаполненных кирпича - вы можете написать на них то, что, по вашему мнению, не хватает для определения самоуправления, и поместить их там, где захотите.
А еще у вас есть КРЫША, где вы можете написать, даже нарисовать все, что сделает ваш ДОМ лучше, добрее, веселее. Например, на КРЫШЕ может поселиться "кошка хорошего настроения".
У ДОМА есть ТРУБА. В эту ТРУБУ вылетает то, что мешает этому ДОМУ: все лишнее и ненужное.
Затем ведущий предлагает разделиться

Ребятам выдается маркер, «кирпичики», на стенде прикреплен плакат с контурами дома. На который наклеиваются кирпичики, и «строится» Дом самоуправления.

Самое главное условие: Вы должны делать все это коллективно, то есть вместе, каждый должен внести свою лепту в строительство.

Представьте, что вы - коллектив архитекторов, разрабатывающих проект дома, где должны быть использованы данные вам кирпичи. Необходимо выбрать:
"Архитектор,

" конструктор", споэктирует ватмана наш проект;
" Журналист", который будет вести обсуждение;
" референта, который должен писать обоснование закладки каждого кирпича.

" Прораб" который непосредственно клеит, рисует и пишет на листе

Например, "равноправие" - основа самоуправления, потому что все члены коллектива должны быть равны, иначе будет несправедливость.
В качестве строительного материала участникам предложили кирпичики – слова-термины, характеризующие процесс самоуправления: «добровольность», «самостоятельность», «равноправие», «ответственность», «самоанализ», «взаимодействие коллективов», «самокритичность», «творчество» и другие

3 этап Кульминация. "Защита проекта "Дом самоуправления".

Группа защищает свой проект, и объяснят, почему они расположили так, а не иначе кирпичики.Итак, Дом самоуправления построен! А вот какую мы выберем модель самоуправления, давайте посмотрим!

Каждая команда самостоятельно выбирала кирпичики и вставляла его в нужный фрагмент дома. В результате в финале каждая из групп получила свой неповторимый проект Дома самоуправления. Но едины «строители» были в том, что в фундаменте необходимы «самостоятельность» и «ответственность», на 1-м этаже - «совместная деятельность детей и взрослых», «организаторские знания, умения, навыки», на 2-м – «самокритичность», а мешают дому счастливо жить – «конфликты» и «агрессия», которые должны удаляться в трубу и окна доброжелательность и взаимопонимание

4этап Итог игры
Детское самоуправление - демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.
Когда сами дети:
- определяют проблему;
- ищут пути ее решения;
- принимают решения;
- организуются для ее реализации.

Школа пионерского актива "ПИОНЕРСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ".

ДЕЛОВАЯ ИГРА.

"Защита проекта "Дом самоуправления".

Цель: поддержка и развитие школьных самоуправленческих объединений.

Задачи:
формирование навыков коллективной деятельности;
формирование навыков бесконфликтного межличностного общения подростков;
обучение основам школьного самоуправления в игровой форме;
создание атмосферы творчества и взаимопонимания в процессе коллективной деятельности.

Участники: коллектив старшеклассников в количестве более 20 человек.
Для игры необходимо:
" два одинаковых комплекта листов 10х20 см (по 14 листов в каждом комплекте);
" два листа ватмана;
" клей, скотч, ножницы;
" маркеры, фломастеры

Подготовка к игре.

Написать на 12 листах каждого комплекта цветной бумаги по одному слову: "добровольность", "самостоятельность", "равноправие", "инициативность", "взаимодействие коллективов и их органов самоуправления", "совместная деятельность взрослых и детей", "ответственность", "самоанализ", "организаторские знания, умения, навыки", "самоконтроль", "творчество", "самокритичность", "коллективное творческое дело";
два листа остаются недописанными;

На двух листах ватмана начертить контуры дома: фундамент - 4 кирпича, 1 этаж - 4 кирпича, 2 этаж - 4 кирпича; крыша, труба (смотри рисунок).

Описание игры.

1этап (5-7 минут). Прелюдия
Ведущий предлагает группе играющих попробовать дать определение понятия "самоуправление".
Высказывая собственное мнение, каждый играющий участвует в коллективном определении понятия "самоуправление".

2 этап (20-30 минут). Основная часть
Ведущий: Давайте представим, что самоуправление - это ДОМ, у которого есть ФУНДАМЕНТ, два этажа, КРЫША и ТРУБА. А кирпичи у нашего ДОМА - это основные принципы самоуправления: добровольность, самостоятельность и т.д. Всего 12 кирпичей.
Самые основные кирпичи - те, на которых держится весь ДОМ, - закладываются в ФУНДАМЕНТ. Затем те кирпичи, которые предоставляются вам необходимыми и важными - на 1-й этаж, оставшиеся - на 2-й этаж. У вас есть в запасе есть два незаполненных кирпича - вы можете написать на них то, что, по вашему мнению, не хватает для определения самоуправления, и поместить их там, где захотите.

А еще у вас есть КРЫША, где вы можете написать, даже нарисовать все, что сделает ваш ДОМ лучше, добрее, веселее. Например, на КРЫШЕ может поселиться "кошка хорошего настроения".
У ДОМА есть ТРУБА. В эту ТРУБУ вылетает то, что мешает этому ДОМУ: все лишнее и ненужное.
Затем ведущий предлагает разделиться на две микрогруппы (7-8 человек). Каждой микрогруппе выдается комплект кирпичей, ватман с контурами ДОМА, клей, маркеры.

Ведущий: Представьте, что вы - коллектив архитекторов, разрабатывающих проект дома, где должны быть использованы данные вам кирпичи. Необходимо выбрать:

" конструктора, который непосредственно клеит, рисует и пишет на листе ватмана наш проект;
" ведущего, который будет вести обсуждение;
" референта, который должен писать обоснование закладки каждого кирпича. Например, "равноправие" - основа самоуправления, потому что все члены коллектива должны быть равны, иначе будет несправедливость.

Время на строительство - 15 минут. По окончании срока каждая группа должна по очереди "защитить" свой проект, то есть объяснить, каким получится "ДОМ самоуправления".

При защите вторая группа оппонирует, то есть задает вопросы, просит уточнить фрагменты проекта.

3 этап (10-15 минут). Кульминация
"Защита" каждого проекта. Ведущий следит, чтобы оппоненты не перебивали "защищающих", вопросы задавали в корректной форме, избегали негативных высказываний, резкой критики. Поощряет доброжелательность и взаимопонимание.

4 этап (5-7 минут). Послесловие
Ведущий подводит итог игры. Объясняет правильное расположение кирпичей, если в проекте были допущены грубые ошибки. Утверждает "защиту" обоих проектов с учетом поправок.
(Вариант правильного проекта "ДОМА" прилагается.)
Участникам игры предлагается коллективное "резюме".

Сегодняшняя игра произвела на меня впечатление:
больше +5+4+3+2+1 0-1-2-3-4-5 никакого
Нам понравилось:________________________________________
Нам мешало:____________________________________________
На следующей встрече нам хотелось бы:_____________________


Детское самоуправление - демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.

Когда сами дети:
- определяют проблему;
- ищут пути ее решения;
- принимают решения;
- организуются для ее реализации.

СТРУКТУРА ПИОНЕРСКОГО ОТРЯДА

Сбор отряда

Совет отряда

Сбор звена

Сбор звена

Сбор звена

1 - е звено

2 - е звено

3- е звено


Выделяются высшие и исполнительно - распорядительные органы самоуправления.
Высшим органом - является сбор. Он обсуждает и принимает решения по наиболее важным вопросам жизни и деятельности. Он выбирает исполнительно - распорядительные органы самоуправления - Совет отряда .

Органы самоуправления нужны для того, чтобы:

Расширить представление пионеров о демократических и самодеятельных нормах жизни общества;
- воспитывать чувство ответственности за общее дело коллектива;
- формировать общественное мнение в отряде и дружине, личные оценки на происходящее в организации;
- развивать активность, инициативу и самостоятельность пионеров;
- координировать работу своих звеньев и отрядов.

Обязанности Совета отряда:

Планирует работу отряда;
- организует выполнение намеченного плана;
- осуществляет постоянную работу пионеров;
- распределяет поручения между пионерами;
- обеспечивает работу звеньев;
- оказывает помощь и поддержку при выполнении поручений и заданий;
- обсуждает вопросы повседневной жизни;
- организует контроль за ходом подготовки и проведения различных дел.

В Совет отряда входят:

" Председатель Совета отряда,
" Физорг,
" Редактор,
" Звеньевые (3 человека),
Не избираясь, в Совет входит отрядный вожатый.

Обязанности членов Совета:

Председатель Совета отряда:
- вместе с отрядным вожатым и Советом отряда организует планирование работы;
- проводит сборы совета отряда, добивается выполнения его решений, помогает каждому члену Совета отряда в выполнении заданий;
- возглавляет подготовку и проведение отрядных сборов;
- отвечает за связь с другими отрядами и участие отряда в делах дружины;
- отличается перед отрядным сбором и советом дружины;
- заботиться о приеме в свой отряд новых ребят;
- ведет тетрадь решений совета отряда.

Редактор отрядной газеты:
- организует работу редколлегии так, чтобы газета стала запевалой интересных дел, помогала выявить лучший опыт работы звеньев и пионеров;
- формирует состав редколлегии, постоянно помогает им в работе;
- пишет заметки об интересных делах отряда;
- отвечает за оформление и содержание отрядного уголка.

Физорг:
- привлекает всех пионеров к организации спортивной жизни отряда;
- организует лучших спортсменов отряда для участия в соревнованиях;
- заботится о том, чтобы все пионеры отряда занимались зарядкой;
- отражает результаты в спорте в отрядном уголке.

Звеньевой:

Распределяет поручение среди членов звена;
- проводит сборы звена;
- организует свое звено для выполнения задания, дежурства;
- заботится о создании дружного коллектива.

Совет отряда собирается каждое утро. На сборах:
1. Обсуждают состояние работы в звеньях, подводятся итоги прожитого дня или периода.
2. Подробно проговаривается день. Разрабатываются задания членам Совета и звеньям.
3. Обсуждается информация, с которой пионеры пришли с задания Совета дружины.
4. Со звеньевыми обязательно обговаривается результат деятельности для каждого звена.
На сборах Совета принимаются соответствующие решения. Они фиксируются в тетради решений Совета отряда, обязательно вывешиваются в отрядном уголке в рубрике "Совет отряда решил…".

Решения должны быть:
- конкретными;
- выполняемыми, реальными;
- одобрены большинством членов совета;
- отражать содержание обсуждаемого вопроса;
- справедливыми;
- в решениях называются имена исполнителей и сроки выполнения.

Сбор отряда.
Высшим органом самоуправления в отряде является сбор.
На сборах:
- избираются органы пионерского самоуправления,
- утверждаются планы работы,
- оценивается деятельность коллектива, звеньев и отдельных пионеров,
- Решение сбора - закон для каждого пионера.

Виды сборов:

Рабочие - это сборы, которые подводят итог сделанному, где планируется жизнь отряда.
Традиционные - они посвящены дню рождения отряда, пионерской организации, традициям школы, района.
Торжественные - посвящаются юбилеям, праздничным датам страны.
Сбор ЧП - такое название говорит само за себя. Необходимо срочно решить серьезный вопрос: в отряде произошел неприятный случай, который требует немедленного разбора и принятия необходимого решения.

Подготовка к проведению пионерского сбора.

На Совете отряда решаются следующие вопросы:
- выбор места и времени для проведения сбора,
- какие вопросы будут обсуждаться на сборе,
- составляет план подготовки сбора,
- готовит пресс - центр,
- дает задания звеньям.
Задания звеньям к сбору
- оформить место проведения сбора,
- написать вопросы сбора,
- выпустить стенгазету,
- подготовить радиопередачу,
- оформить выставку рисунков,
- провести анкету в отряде,
- пригласить гостей.

12.10.2009

Подробно:

В Тюменской областной научной библиотеке имени Дмитрия Ивановича Менделеева состоялась деловая игра «Защита проекта «Дом самоуправления».
Игра проводилась в рамках цикла совместных мероприятий библиотеки и избирательной комиссии Тюменской области по повышению правовой культуры молодежи. Главная ее цель - поддержать развитие молодежных самоуправленческих объединений, повысить правовую информированность молодежи, научить ребят навыку бесконфликтного общения и коллективной деятельности. В мероприятии приняли участие актив совета школы № 50 «Ребячья республика» и совет старшеклассников этой же школы.

Перед началом игры школьников провели по зданию библиотеки. Не скрывая свое восторга и восхищения, они интересовались ее возможностями, спрашивали о крепости стеклянных перегородок и дверей, о платных услугах. И, разумеется, пожелали записаться в библиотеку и получить электронный читательский билет.

Игра проходила в конференц-зале библиотеки. Ее участники разделились на две команды, каждая из которых должна была построить символический дом самоуправления. Его обязательные составляющие - фундамент, два этажа, крыша, труба. А для более эффективного строительства каждая из команд выбрала конструкторов, журналистов, референтов. «Конструкторы» должны были заниматься оформлением Дома, «Журналисты» - вести обсуждение, «Референты» - писать обоснование закладки каждого кирпичика. В качестве строительного материала участникам предложили кирпичики - слова-термины, характеризующие процесс самоуправления: «добровольность», «самостоятельность», «равноправие», «ответственность», «самоанализ», «взаимодействие коллективов», «самокритичность», «творчество» и другие.

Каждая команда самостоятельно выбирала кирпичики и вставляла его в нужный фрагмент дома. В результате в финале каждая из групп получила свой неповторимый проект Дома самоуправления. Но едины «строители» были в том, что в фундаменте необходимы «самостоятельность» и «ответственность», на 1-м этаже - «совместная деятельность детей и взрослых», «организаторские знания, умения, навыки», на 2-м - «самокритичность», а мешают дому счастливо жить - «конфликты» и «агрессия», которые должны удаляться в трубу.

После защиты проектов самым активным строителям - десятиклассницам Екатерине Шамаровой и Марии Мусихиной вручили поощрительные призы, все команды за участие в игре получили грамоты, а игроки - подарки. Ребята выступили с предложением провести такую игру среди тюменских школ.

Цель:

  • Становление и развитие самоуправления в классном коллективе на основе детской инициативы и творчества.
  • Воспитание трудолюбия, желания приносить своим трудом радость и создавать хорошее настроение себе и окружающим.

Ход деловой игры

I. Организация учащихся к деятельности.

1. Приветствие.

Все первоклассники стоят полукругом.

Поприветствуйте друг друга. (Приветствие наклоном головы ).

2. Группировка с помощью “фигурных” билетиков.

Выбирайте входные билеты той формы, которая вам нравится. Присаживайтесь за стол, где стоит такая же сигнальная фишка.

II. Сообщение темы занятия.

Сегодня каждый из вас попробует найти свое дело. Поэтому наша деловая игра так и называется: “Всегда найдется дело для ребят умелых”.

III. Вступительная беседа.

В нашем классе распространен опыт коллективных поручений: ЧТД – чередование творческих дел. Но, поскольку вы только учитесь выполнять поручения, то, зачастую, забываете о своих обязанностях. Попробуем решить эту проблему через командное сотрудничество.

Если вы заметили, то сегодня, в соответствии со своим выбором, вы уже распределились на группы, команды. Таким образом, вы сами определили для себя обязанности, которые вам необходимо будет выполнять в течение этой недели. А на каждой последующей неделе ваша команда попробует себя в другой роли.

Ребята, выполняя свое поручение, вы уже делаете маленькое, но очень важное дело. Попробуйте в своих командах заполнить первый маршрутный лист “Дело”, определите, каких качеств характера требует любое дело? (Ответственность, трудолюбие, интерес, творчество и др. )

А если у кого-то не получается выполнять свою работу, что делать тогда? (Ответы детей ).

Правильно, нужно помогать друг другу, ведь вы – команда! А еще, если делать все дружно, то и работа спорится, и результат хороший получается, и веселее, и радостнее.

Ребята, давайте попробуем раскрыть секреты радостного труда, такого, который и вам, и всем окружающим подарит хорошее настроение. Для этого я предлагаю вам объяснить смысл пословиц:

  • Люби дело – мастером будешь.
  • Научился сам – научи другого.

(Ответы детей ).

Безусловно, ребята, нужно всегда помнить, что труд принесет радость тогда, когда вы будете добрыми и отзывчивыми людьми, а всем окружающим будете дарить счастье.

IV. Ход деловой игры.

1. Определение названия команд, выбор капитанов.

А теперь переверните сигнальную карту и узнайте название своего сектора, прочитав его на обратной стороне фишки.

(Дети читают в группах).

Для начала выберите себе капитана команды. И запомните: слово капитана – закон для всех участников группы.

Капитаны, огласите названия своих команд!

(Капитаны по очереди произносят названия команд).

2. Повторение правил работы в группах.

Вспомним правила работы в группах:

1. Выслушивайте предложения всех, но выбирайте самое интересное.

2. Выбор и принятие окончательного решения остается за капитаном. Слово капитана – закон.

3. Учитесь у других тому, чего не умеете сами.

4. Не ставьте свои желания выше общего дела.

5. Помните: вы – команда. Ваш девиз: “Один за всех, и все за одного”.

А сейчас, капитаны, подойдите и возьмите “Памятки”. Раздайте их каждому участнику вашей команды для ознакомления.

Ребята, познакомьтесь, какое поручение вы будете выполнять на этой неделе. Я даю вам пять минут, чтобы вы подготовили рекламу и представили свою группу. Это представление должно быть интересным, творческим, ярким.

4. Презентация групп.

V. Рефлексия.

Понравилась ли вам деловая игра?

Свое настроение покажите так:

  • если оно было хорошим, то макните руку в мелок зеленого цвета и оставьте свой оттиск на листе “Рефлексия”;
  • если вас сопровождало плохое настроение, то макните руку в мелок красного цвета и оставьте на листе оттиск своей ладошки.

(Выслушиваются детские размышления).

VI. Итог занятия.

Комфортно ли вам было работать в своих группах?

Что заставило вас задуматься и, возможно, изменить свое отношение к окружающим?

Что захотелось изменить в своей жизни?