Конспект беседы-размышления " Мои права и обязанности". Классный час о правах и обязанностях ребенка "лучше знать, чем догадываться" Право на жизнь беседа в доу

Беседа «Права ребенка» (старший дошкольный возраст)

Цель:

Дать детям понятие о правах ребенка , развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарь, воспитывать стремление детей получать новые знания, формировать у детей представление о том, что рядом с правами человека существуют его обязанности.

Ход занятия

Здравствуйте ребята! Как ваши дела? Давайте мы по кругу передадим мяч и каждый из вас скажет, как у вас дела? Сегодня мы с вами поговорим о правах ребенка. С давних времен люди вместе живут, работают, отдыхают. И, чтобы всегда и во всем был порядок, они придумали правила . Система норм, правил , которые установлены тем или иным государством, и есть права . ( право на жизнь , на отдых, на образование и т. д.) . но у человека кроме прав есть еще и обязанности - то, что нужно делать обязательно : Какие обязанности вы выполняете? (Каждый день ходить в детский сад, а потом в школу, в институт, на работу, помогать взрослым, быть вежливым, бережно относиться к вещам и т. д.

Для вас, еще малышей, наша страна Россия, подписав конвенцию о правах ребенка , взяла на себя обязательства обеспечить детям России все названные в ней права . А прав много (на образование, на отдых, на свободу, на жизнь и т. д.) . Это и есть забота государства о детях.

2. Рассказ о правах ребенка .

Дети, все люди рождаются свободными и равными, все имеют равные права . Какие же права ребенка вы должны знать ?

1) Каждый имеет право на жизнь . Никто не может лишить вас жизни. А если вы заболеете, вашу жизнь будут охранять врачи.

2) Каждый ребенок имеет право на образование . Вы сейчас ходите в детский сад, потом пойдете в школу учиться, потом в колледж или институт и т. д.

3) Каждый ребенок имеет право на свободу . Никто не может заставить его делать то, чего он не хочет. Но при этом не следует забывать об обязанностях.

4) Никто не имеет права обижать друга , унижать, бить. Все споры дети и взрослые должны решать в мирной беседе , а не размахивать кулаками.

5) Каждый ребенок может иметь свое мнение и говорить то, что думает. Никто не имеет право за это наказывать .

6) Каждый ребенок имеет право владеть своим имуществом (вещами, предметами и т. д.) . Никто не имеет права отобрать принадлежащие ему вещи.

7) Никто не имеет право вмешиваться в жизнь других людей : входить без разрешения в чужой дом, читать чужие письма и т. д.

8) Каждый имеет право на отдых . У детей и взрослых есть выходные дни. Детям в школе дают каникулы, а взрослым на работе - отпуск.

3. Иллюстрирование некоторых прав ребенка , эпизодами из любимых сказок.

1) "Нет ничего дороже жизни" ( право на жизнь )

Давайте посмотри мультфильм «Волк и семеро козлят»,Волк наруш ил право на жизнь (Р. Н. С. "Волк и семеро козлят", вспомним сказку "Колобок", лиса нарушила право на жизнь колобка.

2) Давайте вспомним сказку в которой врач бор ется за право на жизнь, всех зверей он лечит. (К. Чуковский "Айболит")

3) "Каждый человек имеет право на свободу (Р. Н. С. "Маша и Медведь")

4) Право на жилище (Р. Н. С. "Теремок")

5) Никто не имеет право отбирать принадлежащие ему вещи и обижать друг друга (Р. Н. С. "Лиса и Заяц")

6) Право на труд

4. Подведение итогов:

подводит итог беседы (дети перечисляют какие права они запомнили и какие сказки подходят к какому праву )

Беседа для школьников «Изучаем детский Закон»

Педагог:
- Ребята, как вы думаете, что такое закон?

Дети:
- (Важное правило, которое все обязаны знать и соблюдать)

Педагог:
Если кто-то без законов
Хочет жизнь свою прожить,
То его, конечно надо
И лелеять и хвалить.
Фотографию в газету
Поместить и подписать:
«Он советует законы
Никогда не выполнять».

Педагог:
- Вы согласны с таким жизненным девизом?
- Почему важно соблюдать законы?
- Как называется основной закон страны?

Дети:
- Конституция.

Педагог:
- В Конституции, основном, главном законе государства, записаны многие статьи, где сказано, как строятся взаимоотношения граждан друг с другом и с государством. Здесь записаны основные права граждан и их обязанности.
С 1 августа 2008 года на территории Краснодарского края вступил в силу Закон Краснодарского края от 21.07.2008 года ” О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае”. Этому закону исполняется 4 года. Такой закон есть только в Краснодарском крае.

1) Целью настоящего Закона является создание правовой основы для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений на территории Краснодарского края в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и общепризнанными нормами международного права.
2) Родители (законные представители), должностные лица принимают меры по недопущению нахождения (пребывания) в общественных местах без сопровождения родителей (законных представителей), родственников или ответственных лиц:
несовершеннолетних в возрасте до 7 лет - круглосуточно;
несовершеннолетних в возрасте от 7 до 14 лет - с 21 часа до 6 часов;
несовершеннолетних в возрасте от 14 лет до достижения совершеннолетия - с 22 часов до 6 часов.
5) Закон Краснодарского края от 21 июля 2008 года № 1539 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» (далее – краевой Закон) разработан на основании аналогичного опыта зарубежных стран и действующего законодательства Российской Федерации.
Так, например, если в Соединенных Штатах Америки родители оставляют своих детей, которым еще не исполнилось 12 лет, одних дома или на улице, то, скорее всего, соседи или знакомые тут же сообщат об этом в специальные государственные агентства. В этом случае родителям грозит большой штраф и воспитательные курсы.
В Англии оставление детей в возрасте до 14 лет считается уголовным преступлением. В Германии можно попасть в тюрьму за оставление ребенка до 14 лет одного даже на 15 минут. Во Франции гражданину, не сообщившему о ребенке, попавшем в социально опасное положение, грозит уголовное преследование.
Только закон и исполнение закона может обеспечить нам порядок.
Вот почему, защищая права граждан, государство предусматривает наказание за несоблюдение закона.
Педагог:
- В каком случае можно обойтись без наказаний в государстве?

Дети:
Если все будут выполнять, соблюдать закон.

Педагог :
- Закон должен быть внутри нас! Совесть человека должна подсказывать, как ему следует поступить.
2. Практическая часть.
- Подумайте, какие черты характера помогают быть законопослушным, а какие мешают. (высказывания детей)
На доске прикреплен ватман с записью черт характера. Значение слов обсуждается по необходимости. Дети высказывают своё мнение, приводят примеры и т. п.
Черты характера:
Вспыльчивость (-);
Торопливость (-);
Осмотрительность (+);
Аккуратность (+);
Честность (+);
Лживость (-);
Уважение к людям (+);
Безразличие (-).
Упражнение «Познай себя».
Важно помнить, что законы есть не только в государстве, но и в каждом человеке. Мы сами делаем выбор, по каким законам жить. По законам правды или лжи, добра или зла, чести или бесчестия…
Это происходит в момент, когда каждому из нас приходится делать выбор, как поступить:
Помочь маме или пойти погулять?
Делать уроки или побездельничать?
Обозвать друга, ударить или решить спор по-дружески?
Сказать правду или промолчать?
Согласитесь, чтобы принять решение, нужны и сила воли, и смелость, и уважение к себе! Да-да, прежде всего, к себе, чтобы не уронить своего достоинства. Эти качества можно воспитать подобным образом:
Я уважаю себя, и поэтому не буду обижать младших … (дети продолжают)
Я уважаю себя, и поэтому не буду мусорить… (дети продолжают)
Я уважаю себя, и поэтому не буду грубить старшим… (дети продолжают)
Я уважаю себя… (дети продолжают)
Педагог:
- Кто, какой бы жизненный девиз выбрал для себя?
1. Работа не волк, в лес не убежит.
2. Хочу всё знать.
3. «Детский закон» – о детях забота! Его соблюдать – простая работа!
4. Без труда не вытянешь и рыбки из пруда.
5. Моя хата с краю – ничего не знаю.
6. Жители Кубани, дети и подростки, чтобы в этой жизни процветать,
Нужно быть послушным и неравнодушным и законы края соблюдать.
7. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

3. Подведение итогов.
- Как вы понимаете выражения «закон для нас», «закон внутри нас»?
- Какой вы должны помнить закон Краснодарского края?

    Ход беседы

    Здравствуйте, ребята!

    Воспитатель: Послушайте стихотворение:

    Лишь появится ребенок
    И дышать начнет едва
    У него уже с пеленок
    Появляются права.

    Воспитатель:

    Воспитатель:

    - Конвенция о правах детей

    (Воспитатель:

    1. А у вас есть имя?

    Воспитатель:

    Имя нам дает отраду
    Дарит счастье и удачу.
    От того узнать бы надо,
    Что же имя ваше значит?

    Аня - благодать, милостивая; Лиза - Божья помощь; Юля - июльская; Лейсан - щедрая; Даша - сильная, побеждающая; Илья - сила Божья; и т.д.

    Воспитатель: Молодцы, ребята!

    Воспитатель:

    согревались теплом костра. Семья образовалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге. Семьи бывают маленькие и большие. А как вы понимаете - маленькая семья? Большая семья? (Ответы детей).

    В жизни совсем не важно - большая семья или маленькая. Главное, чтобы в этой семье всегда были мир, согласие, дружба, уважение, понимание и любовь друг к другу.

  • Не огорчать своих родителей.
  • Надо быть всегда вежливыми.

Просмотр содержимого документа
«Конспект беседы-размышления " Мои права и обязанности".»

Беседа – рассуждение с воспитанниками на тему:

« Мои права и обязанности»

Цель: Выявление сформированности у детей первоначальных правовых знаний.

Задачи.

    Формировать представление о Конвенции ООН о правах ребенка, как о документе, защищающем их; сформировать устойчивые понятия о том, что каждый ребенок имеет права и обязанности.

    Формировать представление о своем имени, о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

    Развивать стремление ребенка реализовывать свои права, не нарушая прав окружающих его людей.

    Развивать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями товарищей, самостоятельно определять свои возможности в выборе задания.

    Воспитывать уважение и толерантность к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия.

Ход беседы

Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Послушайте стихотворение:

Лишь появится ребенок
И дышать начнет едва
У него уже с пеленок
Появляются права.

Кто из вас знает, какие права есть у детей? (Ответы детей)

Воспитатель: Сейчас я вам расскажу самое важное, что необходимо вам для счастливой жизни с момента рождения. Это - ваши права. Права - эта то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди. Они не могут быть отняты у нас. Одинаковые права принадлежат всем детям независимо от национальности, пола, возраста.

Воспитатель: А как называется документ, где написаны ваши права?

- Конвенция о правах детей

(Воспитатель: Совершенно верно. Конвенция о правах ребенка - это международный договор о защите прав всех детей нашей планеты, независимо от того, где они живут, какого цвета кожа, какой язык, пол, национальность, а также независимо от того, кто их родители, бедные или богатые. Конвенция - это международный закон для детей всех стран. Любой человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права ребенка, записанные в Конвенции, и не нарушать их!

1. А у вас есть имя?

2. Кто дал вам имя? (родители)

Ребенку имя выбирают всей семьей. Помогают и бабушки, и дедушки.

3. У вас у всех есть имена. А для чего оно вам?

4. А как бы вы обращались друг к другу, если бы не было имен?

Воспитатель: Помните, дорогие ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

Имя нам дает отраду
Дарит счастье и удачу.
От того узнать бы надо,
Что же имя ваше значит?

(Дети называют значение своего имени)

Аня – благодать, милостивая; Лиза - Божья помощь; Юля - июльская; Лейсан – щедрая; Даша – сильная, побеждающая; Илья – сила Божья; и т.д.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Воспитатель: У каждого из вас есть свой дом, в котором живет ваша семья. Мир ребенка начинается с его семьи.

Ребятки, что такое семья? Как она образовалась? (Ответы-предположения детей).

Семья - это группа живущих вместе близких родственников, так написано в словаре Ожегова.

До сих пор никто не знает, как образовалась первая семья. Но известно, что в древности люди жили небольшими группами. Мужчины охотились и приносили добычу, женщины готовили пищу, заботились о детях. Люди

согревались теплом костра. Семья образовалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге. Семьи бывают маленькие и большие. А как вы понимаете – маленькая семья? Большая семья? (Ответы детей).

В жизни совсем не важно – большая семья или маленькая. Главное, чтобы в этой семье всегда были мир, согласие, дружба, уважение, понимание и любовь друг к другу.

Представьте, что у вас появилась волшебная палочка. Какое заветное желание вы бы загадали для своих близких, для своей семьи.

(Дети передают палочку друг другу и загадывают желания).

У всех вас добрые желания, у вас добрые сердца. Вы все любите свою семью. А какие правила необходимо соблюдать, чтобы в семье всегда было согласие, дружба, понимание?

    Надо слушаться своих родителей.

    Надо помогать своим родителям.

    Не огорчать своих родителей.

    Надо быть всегда вежливыми.

    Если нарушил правило, надо попросить прощение.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад№10 общеразвивающего вида

Волоколамского муниципального района

Московской области

Беседа с детьми

Право на защиту

В старшей подготовительной группе

Дата проведение:

20.11.2015г.

Воспитатель: Окс Е.А

«Право на защиту»

Программное содержание: Довести до сознания детей, что никто не имеет права обижать, бить, оскорблять другого человека, все люди равны в своих правах. Познакомить детей с содержанием статьи Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей детям право на защиту.

Соц. педагог: Ты – ребенок. Каждый ребенок, в каком бы уголке земного шара он ни жил, имеет право на защиту и поддержку взрослых. Взрослые любят тебя. Ты такой маленький по сравнению с огромным миром. Но ты не один. Взрослые всегда рядом. Это мама, папа, бабушка, дедушка, тети и дяди, воспитатель и другие люди, которых ты так любишь.

Взрослые делают все, чтобы ты жил счастливо и безопасно. Это они построили дом, в котором ты живешь с людьми, любящими тебя. Взрослые построили города и села, посадили цветы и деревья. Это они создали игрушки, в которые ты так любишь играть. На фабриках по всей стране они делают твои любимые конфеты. Автобусы, троллейбусы, поезда и самолеты тоже продукт их труда. В больницах работают врачи, они очень хотят, чтобы ты не болел.

Твоя мама самая красивая, нежная, ласковая. Она укрывает тебя одеялом на ночь. Она готовит для тебя вкусную еду.

Как вы думаете, как понимать слово защита? Прислушайтесь к этому слову защита, то есть за щитом. Защита это то, что оберегает, охраняет нас от опасности и врагов. Иметь защиту важно для каждого.

Сегодня у нас в гостях девочка Маша (кукла). Послушайте, что с ней случилось. Маша разбила любимую мамину вазу и теперь боится, что она будет наказана.

Ребята, как вы думаете, что чувствует сейчас Маша?

Чего боится Маша? Почему?

Наказывают ли вас родители?

Как вас родители?

Что вы делаете в ответ?

Воспитатель предлагает детям и Маше ряд советов, которое помогут им при ссоре с родителями:

    Скажите взрослым, что вам страшно, когда они на вас кричат.

    Покажите готовность исправить свою ошибку: «Что мне сделать, чтобы ты не сердилась на меня?». Это поможет смягчить гнев взрослого. А главное, помните: родители любят вас.

    Иногда полезно переждать «бурю». Пусть взрослый человек сам успокоится, и вы сможете с ним спокойно поговорить.

Социальный педагог предлагает детям разыграть эту ситуацию. Распределяет роли. В конце сценки взрослый говорит, что ему уже не хочется ругать своих детей.

Вспомните, когда вы сами становились для кого- нибудь защитой?

А кто оберегает и защищает тебя, когда тебе грустно, страшно, одиноко? С кем ты чувствуешь себя, как богатырь за щитом?

Самые близкие и любимые нам люди – мама, папа, бабушка, дедушка, наши друзья становятся нашим щитом в трудную минуту.

В конвенции о правах ребенка записано, что государство должно обеспечить защиту детей от всех форм физического или психологического насилия. Нельзя допускать насилия по отношению к себе и проявлять его по отношению к другим людям. Защиту ребенку обеспечивают взрослые, государство и законы России.

Домашнее задание: Придумать вместе с родителями и нарисовать плакат о защите ребенка.

Цель: формирование правовой культуры и общечеловеческих ценностей у подростков.

  • ознакомление со статьями конвенции о правах ребенка и способами их реализации;
  • обучение подростков основам юридических знаний;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • воспитание чувства причастности к международному правовому сообществу;
  • раскрытие творческих способностей ребенка.

ДОРОГИЕ РЕБЯТА!

Тема нашей сегодняшней беседы – права ребенка. Мы сегодня говорим о правах ребенка, о документах, регламентирующих эти права, о государственных и не государственных органах, которые ответственны за реализацию прав ребенка в России, о вашей жизненной позиции в этом вопросе.

Каждую минуту на земле рождается ребенок. Как вы думаете, новорожденный ребенок в России, Англии, Эфиопии, Японии и др. странах наделяются правами? А кем они являются для своей страны? (гражданами). Это значит, что каждый человек с самого рождения наделяется правами. Да, дети имеют права, но не по тому, что они правы. Право есть на самом деле нечто такое, что вам положено. Нечто такое, что никто не может и не смеет у вас отнять. Древний мудрец Ювекал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка – важнейший международный документ, принятый ООН 20 ноября 1989 года и определивший для передового мирового сообщества основные принципы деятельности в сфере семейной и молодежной политики.

На сегодняшний день почти все страны мира, в их числе и Россия, подписали этот международный документ. Это означает, что на своих территориях все государства обязаны:

обеспечить детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия;

защищать права и свободы детей, выполнять все пункты Конвенции ООН.

О своих обязанностях по отношению к детям должны знать и помнить все взрослые. Но этого мало. Важно, чтобы свои права знали и умели защитить вы - юные граждане Российской Федерации.

Согласно Конвенции, ребёнком считается человек от рождения до своего совершеннолетия - до 18 лет. С момента рождения каждый ребёнок, независимо от цвета кожи, пола, национальности, состояния здоровья и имущественного положения, имеет несколько основных и неотъемлемых прав. Эти права ребёнку никто не «даёт», они являются для него «естественными правами».

РЕБЕНОК И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРАВА

(Учащиеся перечисляют права, которые знают, а учитель дополняет).

Основные права детей:

Гражданские права и свободы детей:

право на имя и гражданство

право на защиту жизни, чести, достоинства

право на свободу мысли, совести и религии

право на свободу выражения мнения.

Права детей в семье:

право жить в семье (родители обязаны обеспечить достойное воспитание ребенка, образование и содержание)

право на защиту от жестокого обращения, отрицательного влияния или отсутствия заботы со стороны родителей

Права детей на выживание и развитие:

право на жизнь

право на достойный уровень жизни

право на охрану здоровья

право на получение медицинской помощи

Права детей на учебу и отдых:

право на образование

право на получение информации, способствующей всестороннему развитию

право на отдых, игры и возможности участвовать в культурной и творческой жизни общества

Права детей на особую защиту :

от любого вида опасности или насилия

от похищения и торговли людьми

от эксплуатации детского труда

от злоупотребления наркотиками.

Более подробно о правах:

Первым из них является право ребёнка на жизнь. Оно означает, что любой ребёнок, независимо от состояния здоровья, имеет право родиться на свет и получить от своего государства всё необходимое для полноценной и достойной жизни.

Вторым важнейшим правом является право ребёнка на индивидуальность. Это означает, что каждый ребёнок с рождения получает имя и гражданство, возможность знать своих родителей, жить и воспитываться в семье, реализовать все свои таланты и способности.

В Конвенции закреплены и другие важные «естественные» права и свободы. Их можно назвать основными потому, что они дают каждому ребёнку возможность проявить и отстоять самое важное - свою индивидуальность.

Свобода мысли и слова даёт каждому ребёнку право свободно выражать свои взгляды и мнение, открыто, без страха говорить и писать о том, что он думает.

Родители, учителя, взрослые должны научить ребёнка правильно пользоваться этим правом. Это нужно для того, чтобы он стал активным участником жизни своей семьи, школы, настоящим гражданином своей страны.

Свобода совести и вероисповедания означает для каждого ребёнка возможность действовать в соответствии со своей совестью и убеждениями, самостоятельно решать: верить или не верить в Бога, соблюдать или не соблюдать религиозные правила и обряды.

Право на неприкосновенность частной жизни защищает ребёнка от вмешательства других людей в его личные тайны и семейные отношения. Это право не допускает, чтобы кто-то без согласия ребёнка читал его письма, приходил к нему в дом, пользовался его вещами.

Свобода получения информации даёт каждому ребёнку право узнавать о том, что его интересует. Он может делать это любым доступным ему способом: читая книги и журналы, смотря телевизионные передачи и кинофильмы, пользуясь компьютерными программами и Интернетом.

Родители и государство имеют право запретить детям определённого возраста получать некоторую информацию. Это делается потому, что некоторые книги, журналы, кинофильмы, телепередачи, компьютерные игры могут быть вредны для развития ребёнка.

Задание учащимся.

Разделившись на малые группы (по четыре человека – объединяются соседи по парте), подготовить ответ на поставленный вопрос. При этом каждая группа получает следующие образцы суждений:

"Ребенок нуждается в особой заботе, потому что:

он маленький и беспомощный;

он еще мало знает о жизни;

он мало что умеет делать;

он не может делать многое, что делают взрослые;

если не заботиться о детях, их могут обидеть;

ребенок еще не умеет себя защитить;

его могут обидеть;

он маленький и не может сам себя защитить;

из-за неосторожности или незнания он может попасть в опасное положение;

его могут обидеть, что-либо украсть у него и т. п."

Учащиеся, работающие в группе, должны:

Выбрать из представленных на листке ответов три наиболее подходящие, по их мнению.

Аргументировано дополнить эти ответы.

Обобщение учителя. Как вы смогли заметить, ответы многих девочек и мальчиков в чем-то совпадают с Конвенцией: они отмечают слабость ребенка, недостаток у него жизненного опыта, невозможность защитить себя. Рассмотрим и другие причины, по которым он нуждается в особой заботе и защите.

Так как ребенок растет и развивается постепенно и процесс этот продолжается достаточно долго (до 18–20 лет), он особенно уязвим для разных болезней. Не случайно некоторые болезни называются детскими. Поэтому необходима постоянная забота врачей о ребенке, оказание им особой медицинской помощи.

Растущий организм нуждается в хорошем питании, но далеко не все родители могут хорошо кормить ребенка. Значит, семье должно помогать государству, чтобы дети не голодали, а хорошо питались. Кроме того, ребенок не может зарабатывать себе деньги на питание, одежду, игрушки, книги и многое другое, т. е. и в этом государство должно помогать семьям и детям.

В связи с умственной незрелостью ребенка именно взрослые должны помочь ему получить знания, развить свои способности, подготовить к самостоятельной жизни, воспитать ребенка в "духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности".

(Можно использовать для закрепления прав сказки. Примеры даны ниже)

ПРАВА И СКАЗКИ

Отражение основных прав ребенка в сказках, рассказах, стихах и других произведениях для детей. В скобках после формулировки права дан номер статьи из Конвенции ООН о правах ребенка (1989), закрепляющей это право.

Право на жизнь (статья 6 Конвенции о правах ребёнка)

  • Сказки: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей», «Жихарка», «Три поросенка»;
  • К.И.Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Бармалей», «Доктор Айболит»;
  • Б. С. Житков «Помощь идет».
  • Н. А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».
  • Ш. Перро «Красная Шапочка», «Кот в сапогах».
  • Д. Р. Киплинг «Книга джунглей», «Вторая книга джунглей», «Слоненок»;
  • А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Право на охрану и укрепление здоровья

(статья 24 Конвенции о правах ребёнка)

  • Сказка «Петушок и бобовое зернышко».
  • К. И. Чуковский «Доктор Айболит».
  • Г. Б. Остер «Зарядка для хвоста».

Равноправие (не дискриминация) детей

(статья 30 Конвенции о правах ребёнка)

  • Дж. Родари «Чиполлино».

Право на достойный уровень жизни (статья 27 Конвенции о правах ребёнка)

  • Сказка «Крошечка-Хаврошечка».
  • Б. С. Житков «Храбрый утенок».
  • Дж. Родари «Чиполлино».
  • Ш. Перро «Кот в сапогах», «Золушка».
  • X. К. Андерсен «Гадкий утенок».
  • А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».

Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия (статья 19 Конвенции о правах ребёнка)

  • Сказка «Крошечка-Хаврошечка».
  • С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
  • А. П. Чехов «Спать хочется».
  • Ш. Перро «Красная Шапочка», «Золушка».
  • Д. Р. Киплинг «Слоненок».
  • X. К. Андерсен «Дюймовочка».
  • К. И. Чуковский «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Тараканище».
  • А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Право на получение, хранение и распространение информации, свободное выражение мысли (статьи 12,13,14 Конвенции о правах ребёнка)

  • В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».
  • Дж. Родари «Чиполлино».
  • X. К. Андерсен «Новое платье короля».

Право на защиту ребенком своих прав и интересов

(статьи 12, 16 Конвенции о правах ребёнка)

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев

Право на проживание в семье

(статья 7 Конвенции о правах ребёнка)

  • А. П. Чехов «Ванька».
  • В. В. Бианки «Оранжевое горлышко».
  • X. К. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка».
  • А. С. Пушкин «Сказка о даре Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Права ребенка, проживающего отдельно от родителей

(статья 9 Конвенции о правах ребёнка)

  • А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».

Ответственность семьи за ребенка

(статья 18 Конвенции о правах ребёнка)

  • С. В. Михалков «Праздник непослушания».
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Право на жилище(статья 16 Конвенции о правах ребёнка)

  • Сказки: «Теремок» («Рукавичка»), «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Коза-дереза», «Заяц, лиса и петух», «Заячьи слезы», «Жихарка», «Три медведя».
  • С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Терем-Теремок».
  • Английская народная сказка «Три поросенка».
  • Дж. Родари «Чиполлино».
  • Братья Гримм «Бременские музыканты».
  • X. К. Андерсен «Гадкий утенок»
  • А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Право на имя (статья 7 Конвенции о правах ребёнка)

  • X. К. Андерсен «Дюймовочка».
  • Ш. Перро «Золушка».

Защита прав ребенка, оставшегося без попечения родителей

(статья 20 Конвенции о правах ребёнка)

  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
  • В. В. Бианки «Оранжевое горлышко».
  • Д. Р. Киплинг «Книга джунглей», «Вторая книга джунглей».
  • С. Я. Маршак «Кошкин Дом».

Права детей-инвалидов (статья 23 Конвенции о правах ребёнка)

  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
  • X. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

Запрещение участия детей в военных действиях

(статья 38 Конвенции о правах ребёнка)

  • А. П. Гайдар «Сказка о Мальчише-Кибальчише».

Права детей-беженцев (статья 22 Конвенции о правах ребёнка)

  • Сказка «Гуси-лебеди».

Заключение.

Если же постучится к тебе беда, вспомни, что тебя защищает Конвенция о правах ребенка.

Если бы все взрослые помнили, что они сами когда-то были детьми, точно так же, как все дети знают, что они когда-то будут взрослыми, тогда мы нашли бы совместный путь к осуществлению прав ребенка.

«Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка». (Ф.М.Достоевский)

Но помните: ваши права действительны в том случае, если вы не нарушаете права других людей . Каждое право порождает обязанность.

Подготовлено Суфияровой О.С.