Конфуцианство монотеистическая. Монотеистические религии - возникновение монотеизма и его культурные последствия. Являлся ли монотеизм естественной древней религией человечества

МОНОТЕИЗМ (единобожие), система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге. Противоположен политеизму (многобожию). Характерен прежде всего для религий авраамовского круга (иудаизма , христианства , ислама).

Хотя религии авраамовского круга исходили из положения, что единобожие являлось первоначальной религией человечества, с течением времен искаженной людьми и превращенной ими в многобожие, в действительности оно возникло значительно позже политеизма. Самая ранняя монотеистическая религия – иудаизм – первоначально носила политеистический характер и освободилась от него только в 7 в. до н.э. Однако монотеистический культ имел гораздо более давнюю историю, чем монотеистическая вера. В некоторых культурах признание многобожия не означало почитания многих богов (генотеизм): верующий часто поклонялся только верховному богу пантеона (культ Атона в Древнем Египте). Кроме того, еще в древности появилась тенденция рассматривать остальных богов как различные ипостаси одного главного божества, наиболее ярко выразившаяся в индуизме, где все боги (Вишну, Шива и др.) считаются воплощениями исходного божественного абсолюта – брахмана.

При этом некоторые признанные монотеистические религии до сих пор обладают некоторыми политеистическими чертами. Так, наиболее влиятельные направления христианства (католицизм, православие, лютеранство) разделяют идею троичного божества: одного единого бога в трех лицах (Отец, Сын, Святой Дух). Эта идея воспринималась и воспринимается строгими монотеистами и вне (иудеи, мусульмане), и внутри христианства (ариане) как отступление от единобожия.

Монотеизм неоднороден и имеет ряд теологических и философских разновидностей. Наиболее распространенные – теизм, пантеизм, панентеизм и деизм.

Теизм – вера в бога как абсолютную бесконечную личность, стоящую над миром и в то же время причастную к жизни природы и общества. Характерен для большинства монотеистических религий – иудаизма, христианства, ислама, сикхизма.

Пантеизм – представление о тождестве бога и природы. В противоположность теизму, не рассматривает бога и мир (творца и творение) как нечто различное. В древности был свойственен индийской философии Веданты , считавшей мир эманацией Брахмы, греческой элейской школе (бог – «единое все»), неоплатоникам, соединившим восточное учение об эманации с платоновской теорией идей, а также классическому буддизму и одному из его главных направлений – хинаяне (высшее духовное начало распылено по всему миру). В средние века выразился у арабов в исмаилизме, у персов в мистическом суфизме , у христиан в метафизике Иоанна Скотта Эриугены , в еретических учениях Амари Бенского и Давида Динанского и в мистической теософии Мастера Экхарта. Особое значение приобрел в эпоху Возрождения и в Новое время: характерен для философских систем Николая Кузанского, итальянских и немецких натурфилософов (Б.Телезио и Т.Парацельс), Б.Спинозы , немецких идеалистов (Ф.В.Шеллинг , Д.Ф.Штраус, Л.Фейербах).

Панентеизм (термин, введенный немецким философом Х.Ф.Краузе в 1828) – представление о том, что мир заключен в боге, но не тождественен ему. Свойственен индуизму, согласно которому творец Брахма содержит в себе всю вселенную.

Деизм – учение, считающее бога безличной первопричиной, мировым разумом, породившим мир, но не слитым с ним и не участвующим в жизни природы и общества; познать его можно лишь с помощью разума, а не откровения. Возник в 17 в., получил распространение в европейской философии раннего Нового времени (Э.Херберт, А.Э.Шефтсбери , французские энциклопедисты).

Как религиозная форма монотеизм делится на инклюзивный (включающий) и эксклюзивный (исключающий). Первый утверждает, что боги, почитаемые другими религиями, на самом деле лишь иные имена одного единого бога (индуизм , мормоны); с точки зрения второго, они – или сверхъестественные существа второго ранга (демоны), или некогда обожествленные люди (правители, герои, предсказатели, целители, искусные мастера), или просто плоды человеческой фантазии.

Иван Кривушин

История

Монотеизм в Древнем Египте

Ряд египтологов утверждает, что в Древнем Египте издавна существовал монотеизм. По этому вопросу выделяют три позиции:

  • традиция монотеизма существовала в течение всей истории Древнего Египта и была главенствующей (Вире, Дриотоп, Моренц, Вергот, Бадж);
  • первоначальная монотеисическая традиция в течение времени исказилась в политеистическую (Пьерре);
  • монотеизм в Древнем Египте был открыт только для жречества, а политеизм был уделом простолюдинов (Море).

Египтология признаёт, что монотеизм являлся исконной египетской религиозной традицией. «Для египтян различные боги с их особенными именами были всего лишь ипостасями или проявлениями Единого…», писал Вергот. Монотеистические воззрения египтян дошли до нас в «Мемфиском трактате», в котором Птах провозглашается Единым Творцом и Судьёй Вселенной, и в поучениях Гераклеопольского царя царевичу Мерикара, в которых затрагиваются религиозные верования египтян III тысяелетия до н. э.

Первая известная попытка использования монотеизма в качестве государственной религии была предпринята в Египте фараоном Эхнатоном в XIV веке до нашей эры. Однако после смерти Эхнатона Египет возвратился к традиционной религии в форме политеизма.

Монотеистические религии

С традиционной еврейской точки зрения, которой придерживались Маймонид (XII век) и другие еврейские мыслители, монотеизм - первичен и изначально был преобладающей формой почитания Высшей Силы, в то время как все другие культы образовались позже, в результате деградации идеи единобожия. Подобной теории в наше время придерживаются также и часть современных исследователей. Они склонны полагать, что в основе даже примитивных форм политеизма, таких, как фетишизм или шаманство , лежит вера в единую интегральную силу, в некую духовную сущность (см. монолатрия). Исследования показывают, что даже у самых примитивных племён существует вера в Высшую Силу как причину всего, что происходит в мире, и она является общей для всех народов, даже для бушменов или обитателей джунглей Южной Америки - племён, почти полностью изолированных от внешних культурных влияний.

Я и Отец - одно. Иоанн. 10:30

Это несомненно монотеистическая система представлений о высших силах.

Человек многие века жил в надежде об избавлении от страданий этого мира. Подавляющее большинство древней духовной литературы говорит о реальности этого избавления через некоего мессию (машиах ивр. ). Ученики Иисуса называют его Христом (Христос греч. - мессия). Христианство сегодня имеет огромное число последователей, образовавших множество конфессий. Основные христианские конфессии: католицизм, православие, протестантизм.

Критика христианства

Критика христианства не менее популярна чем само христианство. Наибольшее количество исторических конфликтов в истории последних двух тысячелетий связаны именно с христианством. Критике подвергаются как отдельные доктринальные положения христианства, так и вся система вероучения в целом.

В связи с неприятием христианского догмата о Троице , монотеистичность христианства оспаривается:

См. Толстой Л. Н. против обожествления Иисуса .
  • антитринитариями и т. д.

Ширк - многобожие , заключается в приравнивании Аллаху равных, «сотоварищей». Ширк является самым страшным грехом в Исламе, за который человек не получит прощения. Ширк делится на большой и малый. Большой ширк - это прямое неповиновение Аллаху и приравнивание ему сотоварищей. Малый ширк - это лицемерие которое заключается в том, что человек пользуется положениями религии ради своей личной выгоды.

Согласно учению ислама , чистый Таухид (монотеизм) исповедовали все пророки - от Адама до Мухаммада . Сам же ислам, согласно Корану и Сунне пророка Мухаммада , возрождает Таухид Ибрахима (библейского Авраама), который называется Ханиф. С исторической точки зрения ислам является самой молодой авраамической религией со строгим принципом единобожия в своей основе.

Примечания

Ссылки

  • Статья «Монотеизм » в Электронной еврейской энциклопедии
  • Статья «Монотеизм » в Энциклопедии современной эзотерики
  • Статья «Монотеизм » в энциклопедии Кругосвет

Следует разобраться с непосредственным значением данного термина. Этимологически слово восходит к греческому языку. Первая его основа - monos - означает "единство". Вторая же - theos - уходит своими корнями в латынь. Она переводится как "бог". Таким образом, монотеизм - это в буквальном переводе "единобожие".

Если есть моно-, должно быть и поли-

Очевидно, что по сути своей вера в единого бога является противопоставлением обратным реалиям. Если обратиться к истории, то можно заметить, что у античных греков существовал целый верования предполагают одновременное существование Даждьбога, Макоши, Велеса и многих других божеств. Та же самая ситуация наблюдается и у римлян, заимствовавших в свое время систему верований из греческой культуры.

Если монотеизм - это вера в единого бога, то политеизм можно охарактеризовать поклонением множеству высших существ, наличием представления о двух и более равноправных богах.

Первично ли это явление

Некоторые философы и специалисты по мировым религиям говорят о том, что монотеизм, определение которого вполне очевидно из самого названия, существовал в истории человечества задолго до язычества - политеизма. Данную гипотезу с трудом можно назвать правомерной, поскольку сама по себе природа монотеизма противоречит законам развития человечества.

Если проследить эволюцию взглядов людей на высшую силу, можно заметить, что изначально в ее роли выступали различные ветер, гроза, солнце и так далее. Вполне естественно, что человек, не умевший противостоять мощи окружающего мира, обожествлял его. Таким образом в славянской культуре появились Ярило, Перун и многие другие. У греков так возникли Зевс, Гера, Деметра и прочие. Обратив на это внимание, можно утверждать, что монотеизм - религия более обдуманная и антропоцентрическая - попросту не мог возникнуть раньше политеизма.

Виды монотеистических религий

Если исследовать наиболее распространенные типы верований, можно заметить, что преимущественно человечеству свойственна приверженность к монотеизму. Даже в списке основные места закреплены за монотеистическими. Прежде всего это, конечно, христианство. Скептики могут не согласиться, ведь в данной идеологии фигурируют как минимум три субъекта: отец, сын и святой дух. Если же обратиться к тексту Писания, все это - три ипостаси единого бога. Ислам также является религией монотеистической, как сикхизм, иудаизм и многие другие.

Монотеизм - это достаточно агрессивный тип верования, причем для человека современного он куда более логичен, нежели многобожие. В первую очередь это связано с самой организацией социума, управлением им. В современном обществе над людьми стоит одна-единственная высшая инстанция: директор, президент или представитель королевской семьи. Между прочим, первый шаг к утверждению монотеизма сделали, как ни странно, египтяне, признавшие фараона богом на земле.

Точка зрения философии

По сути, каждое философское учение, каждый мыслитель так или иначе приходит к вопросу религии. С античности проблема существования божественного начала занимала одну из ключевых позиций трудов. Если рассматривать непосредственно монотеизм, в философии особенно активно он стал фигурировать в эпоху Средневековья, поскольку именно этот период был для человечества временем максимального насаждения религии.

Что же касается конкретных мнений, к примеру, утверждал, что к богу возводится все, включая философию. Примечательно, что слово "бог" в данном случае употребляется в единственном числе. В своих учениях апеллировал к единому богу (абстрактному) и Бенедикт Спиноза, утверждавший, что весь мир существует благодаря влиянию некоей сущности.

Единобожие в контексте мировых религий

Несмотря на заметные различия в мировых учениях, следует отметить, что в них есть и масса общих черт. Даже сам монотеизм - это ключевое сходство между различными моделями вероисповедания. Аллах, Иисус, Яхве - все они, если провести некоторые исследования, между собой похожи. Даже в сикхизме, где существуют, казалось бы, сразу два бога - Ниргун и Саргун, все в итоге сводится к монотеистической модели. Дело в том, что бог сикхов, воплощенный в каждом человеке, есть тот же Абсолют, правящий миром.

Монотеизм, философия которого максимально проста с одной стороны и невероятно сложна с другой, для современного человека модель едва ли не единственно приемлемая. Это обусловлено особенностью сегодняшнего дня: человечество победило стихию, ему больше не нужно ее обожествлять, соответственно, в политеизме больше нет необходимости.

CsBalazsHungary

Какая религия была первой монотеистической?

Какая религия была первой монотеистической? Это был иудаизм или религия, которая исчезла из практики?

Тайлер Дурден

На прошлой неделе на форуме был один парень, который сказал, что он много раз перевоплощался и может помнить прошлое. Он мог бы пролить свет на этот.

quantum231

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать полную историю человеческого существования, что невозможно.

CsBalazsHungary

@ квант231 Ну, конечно, мне любопытно, насколько это возможно, первый известный монотеист. Я не могу просить что-то, чего не может сказать человеческая раса:)

Дэвид Х

Технически говоря, если богов придумывали по одному, то монотеизм должен был прийти первым. Первый человек, который изобрел первого бога, возможно, изобрел второго через минуту, но на минуту он был монотеистом. :)

сочный

@DavidH Но боги развились из духов анимизма! Поэтому какой-то парень решил, что духи могут сделать больше, чем просто отпугнуть вас в лесу, и в этот момент духи стали богами! Множественное число: P

Ответы

семафор

Поклонение Атену предшествовало Эхнатону, но под его правлением Атенизм превратился из более традиционного генотеизма в нечто, что можно было бы признать монотеизмом. Сначала он возвысил Атона до верховного бога , а затем объявил Атона единственным богом . Похоже, он также запретил поклонение другим богам и идолам. Однако вскоре после смерти Эхнатона предыдущий культ Ра был восстановлен, и атенизм подошел к концу.

Атенизм при Эхнатоне обычно упоминается как первый истинный монотеизм, но он мог быть вдохновлен более ранними египетскими мыслями. Лорд Карнарвон (1866-1923) написал:

Некоторые утверждали, что Аменхетеп IV был первым монотеистом в Египте, но принятие этого утверждения зависит от того, какое значение придается слову монотеизм, т. Е. Доктрине существования единого бога. Приведенные выше отрывки из «Морального папируса» показывают, что египетские священники и ученые люди были монотеистами , даже если они не провозглашают единство бога, к которому они относятся.

Герберт, Джордж Эдвард Стэнхоуп Молинье и граф Карнарвон. « Аменизм, атенизм и египетский монотеизм ».

В любом случае, взлет и падение атенизма предшествуют появлению иудаизма как монотеистической религии на несколько сотен лет.

Ну, я не думаю, что это было спорным; учитывая реакцию @ TylerDurden, по-видимому, я ошибаюсь, так что вот несколько уточнений:

Иудейская вера полностью не придерживалась единобожия вплоть до времен Вавилонского плена . До этого еврейский народ был в значительной степени генеистическим , если не многобожником. Это совсем не новая концепция.

Обзор развития иудаизма от многобожия, генотеизма и монотеизма до универсальности Бога в порядке. (...) Евреи [периода Первого Храма] были генеистами; они поклонялись своему Богу, Богу земли, который сражался со своими врагами и был верховным над другими богами. Время от времени они поклонялись богам разных стран.

Бедствия, постигшие иудеев при сожжении Первого Храма и в их изгнании на берега рек Тигр и Евфрат, оказали на них оскорбительное воздействие, и это может быть одной из причин, которые произвели революцию в их отношениях с Богом. До изгнания евреи считали своего Бога богом земли и превосходили других богов, но они также поклонялись другим божествам.

С возвращением евреев из Вавилона в Иудею, сначала под руководством Зоровавеля и Иисуса Навина, а затем при Ездре и Неемии, генотеизм исчез, и монотеизм занял его место.

- Цейтлин, Соломон. «Иудаизм как религия: историческое исследование. XI. Религия и национальность (продолжение)». Еврейский ежеквартальный обзор (1944): 179-225.

То, что переход к монотеизму произошел примерно в то же время, когда евреев депортировали в Вавилон, является распространенным мнением.

В то время как некоторые ученые продолжают тесно придерживаться библейской истории, в которой предки Израиля вводили чистый монотеизм в начале истории нации, в настоящее время доминирующая тенденция состоит в том, чтобы предполагать длительное развитие религии Израиля от изначально многобожия или генотипизма до монотеистическая система ко времени вавилонского изгнания.

Хотя Шема в своем первоначальном контексте 7-го века до н.э., возможно, означал, что среди всех богов иудеи должны поклоняться только ЯХВЕ (генотеизм), иудаизм пришел к пониманию Шемы как своего основного заявления веры в единого неделимого бога (монотеизм).

- Эрлих, Карл С. Иудаизм . Издательская группа Розен, 2010.

Даже те, кто может не согласиться, признают, что это консенсус.

Большинство ученых, чья работа сосредоточена на израильской религии, признают, что еврейская Библия содержит ряд ссылок, предполагающих и даже подтверждающих существование других богов. Как следствие этого наблюдения, ученые также часто утверждают, что никакого явного отрицания существования других богов не было до времени Второзакония, а затем в предполагаемой кампании ревностных книжников, чтобы исключить такие ссылки из священного текста. Даже Шема и первая заповедь не предают фантазию других богов, поскольку предъявляется требование, чтобы никаким другим богам не поклонялись. Эти данные, по-видимому, информируют нас о том, что израильская религия превратилась из многобожия в генотеистическую монолатрию в монотеизм.

- Хейзер, Майкл. «Монотеизм, многобожие, монолатрия или генофеизм? На пути к оценке божественного многообразия в еврейской Библии». Публикации и презентации факультетов (2008): 277.

Конечно, можно обойти все это, определив иудаизм только как начало, когда евреи окончательно отвергли существование любого другого бога. Хотя это было бы скорее семантическим придиркой. Как утверждают о "культы одного правителя" против "Relegions (SIC)".

Тайлер Дурден

Иудаизм изначально не был монотеистическим??? Сначала я услышал об этом. Весь смысл иудаизма в том, что это единственный бог, бог Авраама. Кроме того, Авраам условно датируется 2000 г. до н.э., задолго до культа Атона. Кроме того, он попросил отсылки, а не культы одного правителя.

сочный

@TylerDurden Идеи, такие сложные и революционные, как монотеизм, не появляются из ничего. Как и большинство человеческих вещей, это постепенный процесс или испытание и уточнение. Но у Семафора у меня вопрос: как Герберт полагает, что египетские священники были монотеистами? Это твердое тело? Какой период? Где я могу узнать больше?

Чарльз

@TylerDurden: В ранних формах его обычно называют монолатрией, а не монотеизмом. Это не отрицало существование других богов, только то, что ЯХВЕ был высшим среди них.

ihtkwot

Это было надежное и почти полностью обсуждавшееся обсуждение комментариев, но комментарии не являются досками обсуждений. Пожалуйста, используйте chat.stackexchange.com/rooms/1560/the-time-machine для обсуждений

Томас Порнин

Также у индусов нет строгих ограничений на посещение церкви или других храмов, как в христианстве или исламе. Причина в том, что индусы верят, что все боги (и в других религиях) являются частью единой конечной истины или Бога. Так не монотеизм ли? Индусы, которые знают послание своей культуры, знают, что все едино.

Индуизм является одной из древнейших религий, поэтому, рассматривая суть послания индуизма, его можно рассматривать как первую монотеистическую религию. Это намного старше, чем иудаизм, зоорастризм или любые другие религии, упомянутые в других ответах.

Стивен С

Интересно... но Вопрос не в многобожии.

AskingStory

Индуизм является одной из древнейших религий, поэтому, рассматривая суть послания индуизма, его можно рассматривать как первую монотеистическую религию.

Апурв Хурасия

@Vector, веды были составлены около 1700 г. до н.э., что большинство ученых считают, что это начало ведического периода. Хотя в некоторых частях субконтинента до сих пор не исповедуется древнейшая религия, как до-ведические, она, безусловно, является одной из старейших сохранившихся. Тем не менее, я тоже чувствую, что нам нужно больше доказательств (возможно, от кого-то, кто обучался ведическому богословию), чтобы подтвердить утверждение, что индуизм действительно монотеистичен.

Anonymous

На самом деле это хронологическая связь между иудаизмом и религией Исмаила, старшего сына Авраама.

Как я уже упоминал в предыдущем посте, Исмаил и его отец Авраам построили или заказали строительство Каабы в Аравии (в частности, в городе Мекке). Кааба была построена как Первая физическая структура или Дом поклонения, посвященный почитанию, поклонению и молитве единому, абстрактному (хотя и общительному) Богу в мировой истории за 1000 лет до строительства Храма Соломона в Иерусалиме. Монотеизм Исмаила - (который был почти неотличим от монотеизма его младшего брата Исаака), был недолгим / эфемерным. После смерти Исмаила подавляющее большинство его потомков и будущих потомков постепенно отошло от авраамического монотеизма и приняло различные божества, которые были изображены в идолопоклоннической форме. Единственным исключением были ханифы, которые неуклонно поддерживали и сохраняли монотеистическое наследие и традиции Авраама-Исмаила в течение 2500 лет до времени Мухаммеда.

Однако именно иудаизм сохранил свою неизменную лояльность и преданность чести, поклонению и молитве единому абстрактному (хотя и общительному) Богу, начиная с Авраама и Исаака, хотя и поддерживал Иаков, Иосиф и длинная линия Пророка. фигуры, такие как Моисей, Аарон, Иисус Навин, Илия, Иезекииль, Даниил и Исаия. Иудаизм не обязательно является самой старой или первой монотеистической религией в мировой истории; хотя иудаизм, безусловно, является самой длинной и исторически последовательной монотеистической религией в мировой истории, датируемой 4000 лет.

Марк К. Уоллес ♦

Этот ответ будет улучшен по источникам.

Джонни

Монотеизм

Это зависит от того, какое определение используется для монотеизма, в связи с чем возникает некоторая путаница. Изначально монотеизм подразумевал, что был только один Бог, и все религии искали этого Бога (возможно, ошибаясь в своем восприятии Бога). В этом смысле иудаизм не является монотеистическим, поскольку в нем говорится, что есть один Бог, но другие религии НЕ ищут Бога, а поклоняются ложным богам.

иудейство

Однако, в смысле веры в то, что существует только один Бог, самой старой записанной монотеистической религией будет иудаизм и его предшественники. Религия описывает только одного Бога, упоминание других божеств ограничено только идолами и поэтическим письмом.

атонизм

Некоторые пытались сказать, что Атенизм - самая старая религия, с 1350 до н.э до 1320 до н.э. Религия, тем не менее, признавала других богов, но некоторые извиняли эту деталь по политическим причинам, при этом царя побуждали принять других богов.

Иудаизм никогда не признавал каких-либо других богов, но иногда оправдывался этим на том основании, что еврейский народ часто исповедовал несколько религий. Без сомнения, были поклонники Атона, которые также верили в других богов, поэтому я считаю, что это недопустимо.

Датирование иудаизма и Моисея

Вы можете взять несколько возможных дат начала религии. Сам иудаизм взят из Иудеи (יהודה), и современная форма религии (содержащая все книги Танаха) началась бы в 516 году до нашей эры.

Дата официального утверждения религии Моисеем - 1250–1200 гг. До н.э. Библейская запись датируется 1450 г. до н.э., что согласуется с выводами нескольких археологов. Несколько теорий перенесли бы эту дату обратно в 1650 г. до н.э., современную с обрушения Бронзового века Среднего царства Египта и разграбления Ханаана. (

Монотеистическая религия как тип религиозного мировоззрения появилась задолго до начала нашей эры и представляла собой как персонификацию Бога, так и представление и наделение всех сил природы единым сознательным эгрегором. Одни мировые религии наделают Бога личностью и её качествами; другие — всего лишь возвышают центральное божество над остальными. Например, православное христианство — монотеистическая религия, в основе которой лежит образ триединства Бога.

Чтобы пролить свет на столь запутанную систему религиозных верований, требуется рассмотреть сам термин с нескольких аспектов. Здесь следует помнить о том, что все мировые монотеистические религии принадлежат к трём типам. Это авраамические, восточно-азиатские религии и религии Америки. Строго говоря, монотеистической религией не является та, которая основана на функционировании нескольких культов, но имеет центрального бога, возвышающегося над остальными.

Монотеистические религии имеют две теоретические формы — инклюзивную и эксклюзивную. Согласно первой — инклюзивной — теории, Бог может иметь несколько божественных персонификаций при условии их единения в целом центральном эгрегоре. Эксклюзивная теория наделяет образ Бога трансцентентными личностными качествами.

Данная структура подразумевает в себе глубокую неднородность. Например, деизм предполагает уход от дел Божественного Создателя сразу после сотворения мира и поддерживает концепцию невмешательства сверхъестественных сил в ход развития Вселенной; пантеизм подразумевает святость самой Вселенной и отвергает антропоморфные облик и сущность Бога; теизм, наоборот, заключает в себе общую идею существования Творца и активного его участия в мировых процессах.

Учения Древнего Мира

Египетская древняя монотеистическая религия, с одной стороны, представляла собой некое подобие единобожия; с другой стороны, она также состояла из большого количества местных комбинированных культов. Попытка объединить все эти культы под эгидой единого бога, покровительствовавшего фараону и Египту, была предпринята Эхнатоном в 6 веке до нашей эры. После его смерти религиозные верования вернулись в прежнее русло политеизма.

Попытки систематизировать божественный пантеон и привести его к единому личностному образу предпринимались греческими мыслителями Ксефаном и Гесиодом. В «Государстве» Платон ставит целью поиск Абсолютной Истины, властной надо всеми вещами в мире. Позже на основе его трактатов представители эллинистического иудаизма предпринимали попытки синтезировать платонизм и иудаистические представления о Боге. Расцвет идеи о монотеистичности божественной сущности относится к периоду античности.

Монотеизм в иудаизме

С еврейской традиционной точки зрения, первичность монотеизма была разрушена в процессе развития человечества распадом его на множественные культы. Современный иудаизм как монотестическая религия строго отрицает существование каких-либо сверхъестественных сторонних сил, в том числе богов, неподконтрольных Создателю.

Но в своей истории иудаизм не всегда имел такую теологическую основу. И ранние этапы его развития проходили под статусом монолатрии — политеистической веры в возвышение главного бога над второстепенными.

Мировые монотеистические религии, такие как христианство и ислам, свои истоки имеют в иудаизме.

Определение понятия в христианстве

В христианстве господствует ветхозаветная авраамическая теория монотеизма и Бога — как единственного вселенского творца. Однако христианство — монотеистическая религия, основные направления которой вносят в неё идею триединства Бога в трёх проявляениях — ипостасях — Отца, Сына и Святого Духа. Этот догмат Троицы накладывает на трактовку христианства исламом и иудаизмом политеистический или тритеистический характер. Как утверждает само христианство, «монотеистическая религия» как понятие в полной мере отражена в его основной концепции, но сама идея тритеизма не раз выдвигалась богословами, пока не была отвергнута Первым Никейским Собором. Впрочем, среди историков бытует мнение, что в России существовали последователи православных течений, отрицающих триединство Бога, которым покровительствовал сам Иван Третий.

Таким образом, просьбу «объясните понятие монотеистической религии» можно удоволетворить, приведя определение монотеизма как веры в единого Бога, который может иметь в этом мире несколько ипостасей.

Исламские монотеистические воззрения

Ислам строго монотеистичен. Принцип монотеистичности провозглашается в Первом Столпе Веры: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк Его». Таким образом, аксиома единственности и целостности бога — Таухид — заключена в его фундаментальной теории, и все обряды, ритуалы и религиозные действия призваны показать Единственность и Целостность Бога (Аллаха).

Величайшим грехом в исламе является ширк — приравнивание к Аллаху других божеств и личностей — этот грех непрощаем.

Согласно исламу все великие пророки исповедовали монотеизм.

Специфические особенности бахаи

Данная религия берет свое начало в шиитском исламе, ныне многими исследователями расценивается как самостоятельное течение, однако в самом исламе считается вероотступнической религией, а её последователи на территории мусульманских республик ранее подвергались гонениям.

Название «бахаи» происходит от имени основателя религии Бахауллы («Слава Божья») — Мирзы Хусейна Али, который родился в 1812 году в семье потомков царской персидской династии.

Бахаизм строго монотеистичен. Он утверждает, что все попытки познать Бога будут тщетны и бесполезны. Единственной связью между людьми и Богом являются «Богоявленные» — пророки.

Особенностью бахаи как религиозного учения является открытое признание всех религий истинными, а Бога единым во всех ипостасях.

Индуистический и сикхский монотеизм

Не все мировые монотеистические религии имеют схожие черты. Это обусловлено их различным территориальным, ментальным и даже политическим происхождением. Например, невозможно провести параллель между монотеизмом христианства и индуизма. Индуизм представляет собой огромную систему различных обрядов, верований, местных национальных традиций, философий и теорий, основанных на монотеизме, пантеизме, политеизме и тесно связанных с языковыми диалектами и письмом. На такую широкую религиозную структуру сильно повлияла кастовая стратификация индийского общества. Монотеистические представления индуизма чрезвычайно сложны — все божества объединены в один сонм и созданы Единым Творцом.

Сикхизм, как разновидность индуизма, также утверждает принцип монотеизма в своем постулате «Один Бог для всех», в котором Бог раскрывается аспектами Абсолюта и индивидуальной частицы Бога, живущей в каждом человеке. Физический мир иллюзорен, Бог пребывает во времени.

Китайская система теологических мировоззрений

Начиная с 1766 года до нашей эры традиционным мировоззрением китайских императорских династий становится почитание Шан-Ди — «верховного предка», «Бога» — или неба как самой могущественной силы (Тань). Таким образом, китайская древняя система мировоззрений — это своего рода первая монотеистическая религия человечества, существовашая раньше буддизма, христианства и ислама. Бог здесь персонифицировался, но не приобретал телесной формы, что равняет Шан-Ди с моизмом. Однако эта религия не является монотеистической в полном смысле — в каждой местности существовал свой пантеон малых земных божеств, определяющих особенности материального мира.

Таким образом, на просьбу «объясните понятие «монотеистическая религия» можно сказать, что такой религии свойственен монизм — внешний мир майя является всего лишь иллюзией, а Бог заполняет всё течение времени.

Единый Бог в зороастризме

Зороастризм никогда не утверждал идею чёткого единобожия, балансируя между дуализмом и монотеизмом. По его учению, распространившемуся в первом тысячелении до нашей эры по Ирану, верховным единым божеством является Ахура Мазда. В противовес ему существует и действует Ангра-Майнью — бог смерти и мрака. Каждый человек должен разжечь в себе огонь Ахура Мазды и изничтожить Ангра-Майнью.

Зороастризм оказал заметное влияние на развитие идей авраамических религий.

Америка. Монотеизм инков

Наблюдается тенденция монотеинизации религиозных верований народов Анд, где происходит процесс объединения всех божеств в образ бога Викарочи, например, сближение самого Викарочи, создателя мира, с Пача-Камаком, создателем людей.

Таким образом, составляя примерное объяснение в ответ на просьбу «объясните понятие монотеистическая религия», следует упомянуть, что в некоторых религиозных системах боги, имеющие схожие функции, со временем сливаются в один образ.