Конфликт интересов на работе — что это такое? Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе рф и порядка их урегулирования Конфликт интересов на государственной срок

Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования

Введение

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ) конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее - гражданский служащий) влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

При этом, в соответствии с частью 3 обозначенной статьи под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 79-ФЗ (Родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов, супруги детей), а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Следует также учитывать, что личная заинтересованность государственного служащего может возникать и в тех случаях, когда выгоду получают или могут получить иные лица, например, друзья государственного служащего, его родственников. В связи с чем в настоящем обзоре для определения круга лиц, с выгодой которых может быть связана личная заинтересованность государственного служащего, используется термин «родственники и/или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего».

Под указанные определения конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых государственный служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов государственных служащих, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным. Тем не менее, можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:

выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;

выполнение иной оплачиваемой работы;

владение ценными бумагами, банковскими вкладами;

получение подарков и услуг;

имущественные обязательства и судебные разбирательства;

взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;

явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).

В настоящем обзоре рассматриваются типовые ситуации конфликта интересов для каждой из указанных «областей регулирования»: приводится описание типовой ситуации и рекомендации, как для государственных служащих, так и для представителя нанимателя по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. В отдельных случаях приводится комментарий, поясняющий почему та или иная ситуация является конфликтом интересов, содержащий конкретные примеры типовой ситуации или другую полезную информацию.

Кроме того, при определении содержания функций государственного управления учитывалось следующее.

Частью 4 статьи 1 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что функции государственного, муниципального (административного) управления организацией представляют собой полномочия

государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

Для целей настоящего обзора осуществление «функций государственного управления» предполагает, в том числе:

размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов;

осуществление государственного надзора и контроля;

подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.);

организацию продажи приватизируемого государственного имущества, иного имущества, а также права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности;

подготовку и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

подготовку и принятие решений об отсрочке уплаты налогов и сборов;

лицензирование отдельных видов деятельности, выдача разрешений на отдельные виды работ и иные действия;

проведение государственной экспертизы и выдача заключений;

возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования;

проведение расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;

представление в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;

участие государственного служащего в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, а также деятельности, связанной с предварительным следствием и дознанием по уголовным делам.

Необходимо отметить, что в целях установления единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в государственном секторе, принят Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции», в соответствии с которым ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом № 273-ФЗ и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона № 79-ФЗ, распространяются на иные виды государственной службы.

С принятием Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» ограничения, запреты и обязанности, установленные для государственных служащих, распространены на работников, замещающих должности в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

В связи с вышеизложенным представляется, что в основе организации работы по урегулированию конфликта интересов на государственной службе лежит обеспечение исполнения государственными служащими обязанностей, предусмотренных статьей 11 Федерального закона № 273-ФЗ.

В частности, частью 2 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ установлена обязанность государственного служащего в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов.

Причем, непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы. Выяснение обстоятельств непринятия государственным служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов должно осуществляться в рамках не

служебной проверки, а проверки, проводимой подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Применение мер по предотвращению конфликта интересов может осуществляться по инициативе государственного служащего, и не связываться с его обязанностями, установленными законодательством о государственной службе и противодействии коррупции. Например, обращение государственного служащего с ходатайством об установлении соответствующей комиссией, имеются ли или будут ли иметься в конкретной сложившейся или возможной ситуации признаки нарушения им требований об урегулировании конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликтов интересов.

Представителю нанимателя наряду с изменением должностного или служебного положения гражданского служащего необходимо:

использовать механизм проверок, предусмотренный Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 (при наличии основания, установленного пунктом 10). В этой связи необходимо учитывать, что статьей 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ установлен специальный порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения;

активнее привлекать соответствующие комиссии для выработки мер по предотвращению конфликта интересов. В частности, в тех ситуациях, когда требуется осуществить оценку действий государственного служащего, установить наличие или отсутствие получаемой им выгоды, а также осуществить профилактическое воздействие.

Так, на основании соответствующего представления, предусмотренного подпунктом «в» пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821, вопрос выработки мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной службе, может быть рассмотрен на заседании данной комиссии.

В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения государственным служащим деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется руководителю государственного органа для решения вопроса о проведении служебной проверки и применения мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности.

Мониторинг практики рассмотрения случаев конфликта интересов на государственной службе, проводимый Минздравсоцразвития России в 2011 г., а также анализ информации о деятельности комиссий показал, что наиболее часто рассматриваемыми случаями конфликта интересов являются: совершение действий, принятие решений в отношении родственников, друзей, деловых партнеров государственного служащего; выполнение последним иной оплачиваемой работы, владение государственным служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), замещение должности в коммерческих и некоммерческих организациях после увольнения с государственной службы, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего.

Типовые ситуации конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядок их урегулирования

1. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

1.1. Описание ситуации

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и/или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего. Например, рекомендуется временно вывести государственного служащего из состава конкурсной комиссии, если одним из кандидатов на замещение вакантной должности государственной службы является его родственник.

Комментарий

Осуществление государственным служащим функций государственного управления или участие в принятии кадровых решений в отношении родственников является одной из наиболее явных ситуаций конфликта интересов. Существует множество разновидностей подобной ситуации, например:

Государственный служащий является членом конкурсной комиссии на замещение вакантной должности государственного органа. При этом одним из кандидатов на вакантную должность в этом государственном органе является родственник государственного служащего;

Государственный служащий является членом аттестационной комиссии (комиссии по урегулированию конфликта интересов, комиссии по проведению служебной проверки), которая принимает решение (проводит проверку) в отношении родственника государственного служащего.

При этом необходимо отметить, что далеко не любое выполнение функций государственного управления в отношении родственников влечет конфликт интересов. В частности, если государственный служащий предоставляет государственные услуги, получение которых одним заявителем не влечет отказа в предоставлении услуги другим заявителям, и при этом не обладает дискреционными полномочиями, позволяющими оказывать кому-либо предпочтение, вероятность возникновения конфликта интересов при предоставлении таких услуг родственникам в большинстве случаев является незначительной.

2. Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы

2.1. Описание ситуации

Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственный служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Уведомительный порядок направления государственным служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя. Представитель нанимателя не вправе запретить государственному служащему выполнять иную оплачиваемую работу.

Вместе с тем, в случае возникновения у государственного служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. Определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого государственного служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.

При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения государственному служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации государственный служащий уже выполнял или выполняет в ней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в данной организации.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники государственного служащего выполняют в ней оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

В случае если государственный служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, в которой государственный служащий или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу.

Комментарий

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. При этом ситуация, при которой гражданский служащий получает или собирается получить материальную выгоду от организации, на деятельность которой он может повлиять своими действиями и решениями, является типичным примером конфликта интересов. В данном случае личная заинтересованность гражданского служащего может негативно влиять на исполнение им должностных обязанностей и порождать сомнения в его беспристрастности и объективности.

Действующее законодательство не устанавливает прямых ограничений на трудоустройство родственников государственного служащего. Тем не менее, ситуация, когда родственники государственного служащего владеют проверяемой им организацией, работают в ней или устраиваются в нее на работу, по сути, схожа с ситуацией, рассмотренной в пункте 1.1 данного обзора. В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона № 79-ФЗ под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов не только для самого гражданского служащего, но и для членов его семьи или ряда иных лиц.

Следует указать, что по иным видам государственной службы установлен более жесткий запрет на осуществление иной оплачиваемой работы. Так, в частности, сотруднику органов внутренних дел запрещается работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, не входящих в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (часть 4 статьи 34 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

2.2. Описание ситуации

Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, выполняют оплачиваемую работу в организации, предоставляющей платные услуги другой организации. При этом государственный служащий осуществляет в отношении последней отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

При направлении представителю нанимателя предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы государственному служащему следует полно и подробно изложить, в какой степени выполнение им этой работы связано с его должностными обязанностями. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в организации.

В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, получающей платные услуги, родственники государственного служащего уже выполняли оплачиваемую работу в организации, оказывающей платные услуги, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется подробно рассмотреть обстоятельства выполнения государственным служащим иной оплачиваемой работы. Особое внимание следует уделять фактам, указывающим на возможное использование государственным служащим своих полномочий для получения дополнительного дохода, например:

Услуги, предоставляемые организацией, оказывающей платные услуги, связаны с должностными обязанностями государственного служащего;

Государственный служащий непосредственно участвует в предоставлении услуг организации, получающей платные услуги;

Организация, оказывающая платные услуги, регулярно предоставляет услуги организациям, в отношении которых государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления и т.д.

При обнаружении подобных фактов представителю нанимателя рекомендуется принять решение о том, что выполнение иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов и отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, получающей платные услуги.

Комментарий

При регулировании подобных ситуаций особого внимания заслуживают случаи, когда организация, оказывающая платные услуги, предоставляет организации, получающей платные услуги, напрямую связанные с должностными обязанностями государственного служащего, например, консультирует по порядку проведения проверок, проводит работы, необходимые для устранения нарушений, готовит необходимые документы для представления их в государственные органы и т.д. В этом случае государственный служащий не только осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении организации, которая приносит или принесла ему (его родственникам) материальную выгоду, но и, по сути, оценивает результаты собственной работы.

2.3. Описание ситуации

Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, выполняет оплачиваемую работу в организации, которая является материнской, дочерней или иным образом аффилированной с иной организацией, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

При направлении представителю нанимателя предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы государственному служащему следует полно изложить, каким образом организация, в которой он собирается выполнять иную оплачиваемую работу, связана с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в материнских, дочерних и иным образом аффилированных организациях.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники государственного служащего уже выполняли оплачиваемую работу в аффилированной организации, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, являющейся материнской, дочерней или иным образом аффилированной с той организацией, в которой государственный служащий выполняет иную оплачиваемую работу.

2.4. Описание ситуации

Государственный служащий на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является государственный орган, в котором он замещает должность.

Меры предотвращения и урегулирования

Представителю нанимателя рекомендуется указать государственному служащему, что выполнение подобной иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов. В случае если государственный служащий не предпринимает мер по урегулированию конфликта интересов и не отказывается от личной заинтересованности, рекомендуется рассмотреть вопрос об отстранении государственного служащего от замещаемой должности.

Важно отметить, что непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы.

2.5. Описание ситуации

Государственный служащий участвует в принятии решения о закупке государственным органом товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется, по возможности, отказаться от участия в соответствующем конкурсе.

3. Конфликт интересов, связанный с владением ценными бумагами, банковскими вкладами

3.1. Описание ситуации

Государственный служащий и/или его родственники владеют ценными бумагами организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

В случае если государственный служащий владеет ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, он обязан уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме, а также передать ценные бумаги в доверительное управление.

Необходимо отметить, что существует проблема выбора управляющей организации или доверительного управляющего, которым государственный служащий может доверить управление принадлежащими ему ценными бумагами. Кроме того, передача ценных бумаг в доверительное управление не обязательно повлечет исключение возникновения конфликта интересов, то есть, не всегда может быть признана исчерпывающей мерой, в этой связи государственным служащим может быть принято добровольное решение об отчуждении ценных бумаг.

В случае если родственники государственного служащего владеют ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, государственный служащий обязан уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме. При этом в целях урегулирования конфликта интересов государственному служащему необходимо рекомендовать родственникам передать ценные бумаги в доверительное управление либо рассмотреть вопрос об их отчуждении.

До принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, ценными бумагами которой владеет государственный служащий или его родственники.

Комментарий

Данная ситуация в целом аналогична рассмотренным ранее примерам с выполнением иной оплачиваемой работы. При этом необходимо учитывать, что в случае, если владение государственным служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги в доверительное управление.

Для родственников государственного служащего ограничений на владение ценными бумагами не установлено. Тем не менее, важно понимать, что наличие в собственности у родственников государственного служащего ценных бумаг организации, на деятельность которой государственный служащий может повлиять в ходе исполнения должностных обязанностей, также влечет конфликт интересов.

При рассмотрении данной ситуации необходимо отметить, что отсутствует коллизия норм статей 11 и 12.3 Федерального закона № 273-ФЗ. Статья 12.3 устанавливает обязанность передачи ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов, в случае если владение этими ценными бумагами приводит или может привести к конфликту интересов. Аналогичные положения установлены в качестве запретов для государственных служащих в федеральных законах, регулирующих прохождение различных видов государственной службы (для гражданской службы - часть 2 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ). Такие предписания являются общим для всех государственных служащих запретом, связанным с государственной службой.

В то же время в статье 11 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрены меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, что в свою очередь предполагает применение изложенных в ней положений при наличии конкретной ситуации, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Таким образом, исходя из анализа взаимосвязанных положений частей 2, 4 и 6 статьи 11 вышеуказанного закона, предусмотренная обязанность государственного служащего передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление является мерой предотвращения и урегулирования конфликта интересов в конкретной ситуации, когда государственному служащему стало известно о возможности такого конфликта.

3.2. Описание ситуации

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых услуг (кредитные обязательства, оказание брокерских услуг по участию в организованных торгах на рынке ценных бумаг и др.).

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется до принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых услуг (кредитные обязательства, оказание брокерских услуг по участию в организованных торгах на рынке ценных бумаг и др.).

4. Конфликт интересов, связанный с получением подарков и услуг

4.1. Описание ситуации

Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и/или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему и его родственникам рекомендуется не принимать подарки от организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения.

Представителю нанимателя, в случае если ему стало известно о получении государственным служащим подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, необходимо оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей.

Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей, то в отношении государственного служащего должны быть применены меры дисциплинарной ответственности, учитывая характер совершенного государственным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным служащим своих должностных обязанностей.

Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то государственному служащему рекомендуется указать на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации государственного органа, и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения.

В случае если представитель нанимателя обладает информацией о получении родственниками государственного служащего подарков от физических лиц и/или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, рекомендуется:

Указать государственному служащему, что факт получения подарков влечет конфликт интересов;

Предложить вернуть соответствующий подарок или компенсировать его стоимость;

До принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, от которых был получен подарок.

Комментарий

Установлен запрет государственным служащим получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.

Вместе с тем, проверяемая организация или ее представители могут попытаться подарить государственному служащему подарок в связи с общепринятым поводом, например, в связи с празднованием дня рождения или иного праздника. В данной ситуации подарок не может однозначно считаться полученным в связи с исполнением должностных обязанностей и, следовательно, возникает возможность обойти запрет, установленный в

законодательстве. Тем не менее, необходимо учитывать, что получение подарка от заинтересованной организации ставит государственного служащего в ситуацию конфликта интересов. Полученная выгода может негативно повлиять на исполнение им должностных обязанностей и объективность принимаемых решений. Кроме того, такие действия могут вызвать у граждан обоснованные сомнения в беспристрастности государственного служащего и, тем самым, могут нанести ущерб репутации государственного органа и государственной службе в целом.

То же самое относится и к подаркам, получаемым от заинтересованной организации родственниками государственного служащего. Действующее законодательство не устанавливает никаких ограничений на получение подарков и иных благ родственниками государственных служащих. Несмотря на это, следует учитывать, что в большинстве случаев подобные подарки вызваны желанием обойти существующие нормативные ограничения и повлиять на действия и решения государственного служащего.

4.2. Описание ситуации

Государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, государственному служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Представителю нанимателя следует оценить, действительно ли отношения государственного служащего с указанными физическими лицами и организациями могут привести к необъективному исполнению им должностных обязанностей. Если вероятность возникновения конфликта интересов высока, рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, государственному служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

4.3. Описание ситуации

Государственный служащий получает подарки от своего непосредственного подчиненного.

Меры предотвращения и урегулирования

Представителю нанимателя, которому стало известно о получении государственным служащим подарков от непосредственных подчиненных, следует указать государственному служащему на то, что подобный подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных обязанностей, в связи с чем подобная практика может повлечь конфликт интересов, а также рекомендовать государственному служащему вернуть полученный подарок дарителю в целях предотвращения конфликта интересов.

5. Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами

5.1. Описание ситуации

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, перед которой сам государственный служащий и/или его родственники имеют имущественные обязательства.

Меры предотвращения и урегулирования

В этом случае государственному служащему и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможности сделать это, государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется по крайней мере до урегулирования имущественного обязательства отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, перед которой сам государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, имеют имущественные обязательства.

5.2. Описание ситуации

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники государственного служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении кредиторов организации, владельцами или сотрудниками которых являются родственники государственного служащего или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

5.3. Описание ситуации

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед государственным служащим, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется по крайней мере до урегулирования имущественного обязательства отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед государственным служащим, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

5.4. Описание ситуации

Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, участвуют в деле, рассматриваемом в судебном разбирательстве с физическими лицами и организациями, в отношении которых государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, которые находятся в стадии судебного разбирательства с государственным служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

6. Конфликт интересов, связанный с взаимодействием с бывшим работодателем и трудоустройством после увольнения с государственной службы

6.1. Описание ситуации

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную службу.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему в случае поручения ему отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную службу, рекомендуется уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о факте предыдущей работы в данной организации и о возможности возникновения конфликтной ситуации.

Представителю нанимателя рекомендуется оценить, могут ли взаимоотношения государственного служащего с бывшим работодателем повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей и повлечь конфликт интересов. В случае если существует большая вероятность возникновения конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении бывшего работодателя.

Случается так, что на надлежащее выполнение служебных обязанностей, и в первую очередь это касается государственных служащих, может оказывать влияние заинтересованность. Тогда возникает конфликт или противоречие между собственными интересами служащего и интересами и правами граждан, вследствие чего эти интересы могут быть нарушены, а законным правам наносится вред. Это определение конфликта интересов (КИ) прописано в законодательстве РФ.

Какие могут возникать типовые ситуации, представляющие собой конфликт интересов?

По закону госслужащий обязан в письменном виде уведомить свое непосредственное начальство и представителей тех лиц, которым оказываются услуги, о ситуациях, имеющих потенциальную возможность возникновения КИ. Степень личной заинтересованности остается полностью на совести служащего, он же несет все последствия юридического характера.

Если же госслужащий, участвующий в ситуации конфликта интересов, не предпринимает никаких мер, чтобы бороться с ним, не предотвращая конфликтную ситуацию, то это правонарушение. В качестве наказания может последовать ряд мер, в том числе увольнение служащего с госслужбы.

Важно! Если имело место нарушение дисциплинарного характера либо же административное правонарушение, то по месту работы проводится инициированная руководством служебная проверка, после чего назначается взыскание. Помимо этого, сведения о нарушении могут переданы в органы правопорядка.

Давайте подробнее разберемся, в чем может заключаться заинтересованность гражданина, занятого на госслужбе.

В первую очередь – это потенциальная или существующая возможность получения служащим необоснованных доходов в момент исполнения своих непосредственных обязанностей. Причем они могут быть как в материальной (денежной), так и в натуральной форме и могут касаться и самого служащего, и его ближайших родственников или иных граждан, с которыми у него присутствует связь в виде обязательств.

Примеры возможного конфликта интересов:

  • осуществление управленческих функций по отношению к заинтересованным лицам (родственникам);
  • выполнение работы с оплатой иного характера;
  • нахождение в собственности ценных бумаг или вкладов;
  • передача подарков, услуг;
  • наличие судебных или имущественных обязательств;
  • трудоустройство после того, как гражданин был уволен с госслужбы;
  • пренебрежение запретами, обязательными для государственных служащих.

Надо помнить, что под осуществлением функционала государственного управления предполагаются в частности:

  • заказы на товары, работы или услуги в целях государства;
  • решения о распределении бюджетных средств, таких как, например, субсидии;
  • возможность заключить договор об аренде площади в зданиях, принадлежащих государству;
  • расследование причин тех или иных ЧС, аварийных ситуаций или производственных несчастных случаев;
  • предоставление в суде интересов РФ и ее субъектов.

В существующем законодательстве нет ограничений на то, чтобы устраиваться на службу, владеть теми или иными бумагами, получать подарки или другие ценности родным и близким занятого на госслужбе сотрудника, несмотря на это, подразумевается, что под личной заинтересованностью, имеющей возможность оказать негативное влияние на исполнение рабочих обязанностей, может быть расценен также и факт получения тех или иных материальных благ для членов семьи служащего. В этой ситуации конфликт интересов может наступить в различных ситуациях.

Давайте приведем небольшой пример.

Так, Александр Владимирович занимает руководящую должность в администрации района. К нему обратились представители компании N с целью оформления пакета документов. Получение этих данных требовало участия нескольких лиц и занимало по закону достаточно большое количество времени. Жене Александра был сделан ценный подарок со стороны компании N с предполагаемой целью закрыть глаза на некоторые неточности в оформленных документах, из-за которых оформление затягивалось. Здесь налицо возникает конфликт интересов.

Другие ситуации:

  • родственники госслужащего работают или владеют организацией, проходящей проверку со стороны госструктуры;
  • у родственников есть документы и ценные бумаги организации, а сам служащий может повлиять на ее деятельность.

Итак, теперь перейдем к списку основных типовых ситуаций, в которых происходит КИ и посмотрим, как можно его урегулировать.

Если речь идет о выполнении тех или иных управленческих функций по отношению к родным или иным заинтересованным лицам

Ситуация: Служащий может принимать решения относительно кадровых вопросов к своим родственникам или другим заинтересованным лицам. К примеру, речь идет о служащем, занимающем место в конкурсной комиссии, а в числе претендентов на место находится его родственник. Или же работник может являться членом комиссии, проводящей проверку по делу о нарушении со стороны своего родственника.

Решение: Первым делом нужно оповестить руководство о наличии факта личной заинтересованности, также эту информацию доносят до представителей нанимающей стороны.

Важно! Рекомендуется отстранение служащего от обязанностей, которые могут предполагать то или иное взаимодействие с лично заинтересованными лицами. Например, можно вывести служащего из состава комиссии. Надо понимать, что ситуация не будет считаться выражением личной заинтересованности, когда не задеваются интересы других граждан или же нет соответствующих полномочий.

Если речь идет об иной работе с оплатой

Ситуация: Служащий или же его родственники занимаются осуществлением оплачиваемых действий по договору касаемо организации, в которой служащий выполняет управленческие функции.

Решение: Первый шаг в этом случае остается неизменным – потребуется уведомить о заинтересованности нанимателя и собственное начальство, а также написать отказ от выполнения работы. Если же там работают родственники, достаточно уведомления. При этом отсутствие действий по урегулированию конфликта интересов влечет отстранение данного служащего от работы.

То же самое будет касаться ситуаций, в которых заинтересованная сторона осуществляет выполнение платных услуг в отношении организации, где госслужащий выполняет управленческие функции.

Если же заказчиком работы выступает госорган, где служащий замещает должность, то представитель должен проинформировать, что работа будет впоследствии приводить к КИ. При отсутствии действий со стороны служащего по урегулированию тех или иных действий конфликтного характера речь пойдет об устранении его с должности.

То же самое касается материнских и дочерних организаций, а также организаций, так или иначе связанных с госорганизацией, где работает служащий. Необходимо также будет предоставить нанимателю как связаны обе организации. Лучше будет отказаться от работы в данном учреждении.

Речь идет о работе с закупкой товаров и/или осуществлении услуг

Давайте разберем на простом примере.

Сергей работает в муниципальной образовательной организации. Ему требуется принять решение о закупке большой партии пособий, при этом автором одного из конкурирующих пособий выступает его дочь. Что ему потребуется сделать?

В первую очередь Сергей обращается к своему начальству и представителям нанимателя с письменным уведомлением о возникновении конфликта интересов. Далее он в идеале должен временно отойти от роли принимающей решение стороны в данном вопросе. Пока проводится конкурс на закупку пособий, Сергей будет выполнять обязанности, которые непосредственно не связаны с принятием закупочного решения.

Когда вопрос касается вкладов в банках и ценных бумаг

Давайте представим и разберем ситуацию, в которой сотрудник ГС или же его родные являются владельцами ценных бумаг организации, в отношении которой госслужащий выполняет управленческие функции. Что необходимо делать в этом случае?

Суть вопроса остается неизменной – должно иметь место уведомление представителя нанимателя и собственного начальства о том, что имеет место КИ, после чего обычно рассматривается вопрос о том, чтобы бумаги были переданы в отчуждение или доверительное управление. До подобного решения служащего временно отстраняют от работы с организацией.

Важно! Когда речь идет о банках – это касается вкладов или иных обязательств, таких как, к примеру кредиты, — то часть об уведомлении своего начальства и представителя банка будет оставаться неизменной, в дальнейшем же лучше всего отстранить работника от обязанностей по отношении к этому банку.

Несколько слов о подарках или прочих услугах

Попробуем разобраться в ситуации, когда госслужащий сотрудничает с компаниями, представляющими те или иные виды услуг, в том числе на небезвозмездной основе.

Потребуется произвести следующие действия: обязательно уведомляем начальство и нанимателя, а затем потребуется принять важное решение – будет ли в данном случае факт оказания услуг как-либо плохо влиять на то, как именно исполняются должностные функции. Если личная заинтересованность достаточно высока, то лучше всего избегать в дальнейшем работы с этой компанией и провести отстранение служащего от дел с ними.

Если представить, что сам работник или его родные получают от организаций или иных лиц подарки или какие-либо блага материального характера, то что следует предпринять?

Для примера:

Супруга Александра Федоровича, занимавшего управляющую должность в городской администрации, регулярно получает бесплатные путевки в морской санаторий от сотрудников дружественного учреждения здравоохранения. Это может повлиять на решения Александра Федоровича, поэтому он должен объяснить своей жене, что принимать такие подарки не следует, а в дальнейшем проанализировать, какова связь таких презентов и принятых А. Ф. решений.

Если же самому Александру Федоровичу регулярно поступают подарки от его подчиненных, то ему рекомендуется не принимать презенты, особенно в том случае, когда они неоднократно поступают от одного и того же сотрудника. При этом нет разницы, по какому поводу сделаны такие дары или какова их стоимость – подход должен быть строгим. Руководство, если оно замечает подобные прецеденты среди подчиненных, должно проводить разъяснительную работу в связи с этими фактами, подарки же потребуется вернуть и более не принимать.

Случаи, связанные с имуществом и судами

Ситуация может складываться таким образом, что сам госслужащий так или иначе управленчески связан с учреждением, перед которым у него или его родных есть обязательства имущественного характера.

Важно! Для того чтобы урегулировать очевидный конфликт, нужно обязательно завершить все возможные обязанности по отношению к учреждению – расплатиться с любыми долгами, аннулировать аренду и так далее. Если это по каким-то причинам не представляется возможным, то информацию представляют, как и в других случаях, нанимателю и своему начальству.

В этой ситуации начальство обычно выносит вердикт об отстранении сотрудника от выполнения им своих обязанностей по отношению к искомой организации. Это будет продолжаться до тех пор, пока он несет имущественные обязанности.

Когда речь заходит, к примеру, о кредиторах, то помимо стандартной процедуры по уведомлению, нужно обязательно добиться полного отстранения госслужащего от своих обязанностей перед организацией кредитного характера. То же самое касается организаций, которые сами несут имущественные обязанности перед госслужащим.

Приступим к рассмотрению еще одного гипотетического примера.

Сын мирового судьи В. был привлечен к ответственности об уплате алиментов сыну от первого брака, при этом судебный процесс должен был происходить в мировом судебном участке, где работает В. В этом случае он обратился с письменным уведомлением на имя своего начальства о сложившейся ситуации и был временно отстранен от любых обязанностей, связанных с данным судебным разбирательством. Такая схема действий является единственно правильной и исключает любые предвзятые решения по данному делу.

Если дело заключается во взаимодействии с работодателями с предыдущего места работы

Первый случай, который можно рассмотреть в рамках этого вопроса – если производится осуществление управленческих функций по отношению к некоему предприятию или организации, где рассматриваемое лицо раньше занимало руководящую или иную должность.

В этом случае производится уведомление своего начальства и начальства той организации, а далее наниматель проводит тщательную проверку, по итогам которой выясняется, есть ли вероятность того, что те или иные отношения служащего с коллегами, руководством или другими лицами с предыдущей работы как-либо могут повлиять на выполнение его деятельности – иными словами, будет ли иметь место такой конфликт. Разумеется, если такая вероятность есть, и она довольно высока, то стоит, как и в вышеописанных случаях, то самым оптимальным вариантом будет отстранение работника от связанной с этой организацией работы.

Представим также, что некий работник находится на стадии обсуждения трудоустройства после того, как завершена его госслужба в одной организации, в другое место, с которым он также мог иметь подобные отношения. Здесь также будет единственно разумным решением полное воздержание от устройства на работу в подобную организацию, пока не будет иметь место окончательное увольнение с госслужбы – это поможет избежать каких-либо недоразумений и КИ. В том случае, когда переговоры уже проводятся, то также нужно обязательно уведомить свое руководство и нанимателя о том, что есть вероятность личной заинтересованности.

Важно осознавать, что в этой ситуации КИ может повредить репутации госучреждения, однако не может никак регулироваться в соответствии с законом.

К примеру, некий сотрудник занимал руководящую должность в сфере здравоохранения, а затем перешел в частную клинику, имеющую непосредственное взаимодействие в той сфере, где ранее этот служащий занимал свое место. Или же служащий может самостоятельно стать основателем организации, в результате деятельности которой он будет регулярно общаться с предыдущим работодателем – государственной структурой, где ранее он работал.

Третий подобный пример связан с проектной работой во время госслужбы и последующей реализацией этих проектов уже после того, как произошло увольнение.

Законодательные запреты и их нарушение

Может возникнуть конфликт интересов, если госслужащий получает те или иные наградные знаки, почетные звания (кроме, разве что, научных) от зарубежных и международных организаций или общественных, религиозных объединений.

Важно! Законодательством предусмотрен запрет на получение подобных регалий, если отсутствует письменное разрешение нанимателя в том случае, если его организация осуществляет деятельность, напрямую связанную с подобными объединениями.

Когда происходит такая ситуация, должен быть проанализирован смысл и цель предоставления наград и, в обязательном порядке, рассмотрена ситуация всесторонне – то есть, нужно проанализировать, имеют ли место пристрастность и необъективность в этом вопросе.

Если же госслужащий выполняет оплачиваемую работу в организациях, получающих финансирование от других государств, то, во-первых, необходимо в обязательном порядке получить письменное разрешение представителя нанимателя на занятия оплачиваемой деятельностью, если таковая финансируется за счет иностранных государств или международных организаций, а также непосредственно иностранных граждан. Без этого деятельность запрещена.

Представитель нанимателя должен обязательно провести проверку и выяснить, может ли выполнение служащим такой работы как-либо повлиять на объективность и беспристрастность последнего. Также обязательно должно быть представление нанимателя о том, какого рода работа для иностранных государств или граждан выполняется.

Может возникнуть конфликт, если произошло так, что госслужащий во время проведения контрольных или надзорных мероприятий обнаружил, что имело место нарушение законодательства в некой организации, где работают его родственники или близкие люди (или в ином случае возникновения конфликта интересов).

Предположим, гражданин Н. проводит санитарную инспекцию ресторана, владельцем которого является его тесть, и обнаружил существенные нарушения санитарных норм. Предположим, он уполномочен принимать решения по данному вопросу, однако хотел бы уклониться от их принятия, поскольку владелец ресторана – лицо заинтересованное, и конфликт с ним может повлечь неприятные последствия. Имеет ли право Н. на какие-то поблажки в отношении своего родственника? Нет. И более того, возникновение подобных ситуаций следует пресекать.

В этом случае единственно верным вариантом развития событий будут действия в рамках закона, а также отсутствие какой-либо личной вовлеченности (относительно советов, к примеру), на тему того, какие организации могут помочь в устранении подобных изъянов.

Также стоит уведомить работодателя (непосредственное начальство) в том, что имеет место конфликт личных интересов, который может повлечь за собой те или иные нежелательные результаты для обоих сторон.

В некоторых ситуациях служащий может иметь некую информацию, полученную в ходе служебных обязательств, которая недоступна для широкой общественности, и могут быть получены конкурентные преимущества при совершении коммерческих сделок. Как поступить?

Важно! Ни в коем случае нельзя разглашать или использовать в личных (не связанных с госслужбой) интересах сведения, которые в соответствии с законом могут носить конфиденциальный характер, а также не использовать служебную информацию, которая стала доступна при выполнении служебных обязанностей.

Это касается даже информации, которая сама по себе не считается конфиденциальной, и изъята из публичного доступа только временно. Сведения можно будет использовать только тогда, когда они станут известны широкой общественности.

Подводим итоги

Итак, из вышеперечисленных случаев следует, что при возникновении конфликта интересов со стороны работника обязательно должны последовать меры по предотвращению или урегулированию данного конфликта. В противном случае это будет считаться правонарушением. Какие могут быть наступить санкции?

Используя подобные ситуации в личных интересах, можно подорвать или полностью утратить доверие работодателя, вследствие чего наступят последствия в виде увольнения в занимаемой должности на государственной службе. Это достаточно жесткая мера пресечения, однако она базируется на том, что интересам и правам граждан, общества, организаций, субъектов Российской Федерации или же самой стране не должно быть причинено никакого вреда из-за некорректных действий государственных служащих.

В этом случае дисциплинарная ответственность может выражаться в виде вынесения замечания, выговора или же предупреждения о том, что данный сотрудник не полностью соответствует занимаемой должности.

Подытоживая все вышесказанное, стоит обязательно отметить, что данная проблема (конфликт интересов в системе государственной службы) на сегодняшний день считается весьма актуальной, и так будет продолжаться еще длительное время. Ни в коем случае нельзя забывать и о моральной стороне вопроса – крайне важно развивать уровень нравственной культуры государственных работников, повышать правовую грамотность и следить за тем, чтобы работники всегда были в состоянии принимать соответствующие их статусу и должностным обязанностям решения.

Высокий уровень морали для работников государственных структур является крайне важным, в противном случае может идти речь о существенном ущербе для граждан Российской Федерации, а также их основных прав и свобод.

Наличие личной заинтересованности работника в том или ином вопросе сама по себе не является правонарушением. Для того, чтобы не понести вредных для себя и окружающих последствий, нужно обязательно сообщить о том, что имел место конфликт интересов (либо если он так или иначе может возникнуть в перспективе). Не нужно пугаться, что подобный момент личной заинтересованности будет предан огласке. Всегда проще предотвратить подобный инцидент, связанный с конфликтом интересов, нежели затем длительное время заниматься урегулированием наступивших последствий. Такие вещи не следует допускать уважающим себя государственным сотрудникам.

В подобных ситуациях всегда встает выбор между личными интересами и общественным долгом. При этом служащий еще не сделал окончательный выбор, не принял решение, и важно, чтобы таковое решение было верным. Необходимо всеми доступными средствами выявлять конфликт личных интересов и вовремя урегулировать его или его последствия. За счет этого можно будет избежать большого количества правонарушений, связанных с коррупцией в тех или иных государственных системах.

Видео — Что такое конфликт интересов?

Проблема конфликта интересов на работе, то есть ситуация, когда индивидуальная заинтересованность служащего может повлиять на принятие им тех или иных решений, существовала всегда. Разные термины, которыми обозначалось это понятие, не меняли саму суть дела. Только последние годы рассмотрение вышеуказанной проблемы вышло на новый, законодательный, уровень.

Столкнуться с конфликтом интересов можно везде. Наиболее сложные сферы – это общегосударственный и политический сектор. Так, с экранов телевизора только и можно слышать о борьбе с поголовной коррупцией. Поэтому данный вопрос является наиболее обсуждаемой темой среди руководителей не только бюджетных структур, но и частных компаний.

Оглавление:

Выражение конфликта интересов на работе

Сотрудник, работающий в приватной фирме или предприятии, а также в бюджетной сфере, наверняка может вспомнить примеры личного участия коллег в решении каких-либо вопросов. Зачастую, принимаемое таким образом решение идет вразрез с законодательными нормами, поэтому должно быть пресечено на корню.

Выделяют следующие проявления конфликта интересов:

  1. организационный
  2. личный


Организационным является такое проявление, когда организация в целом, в силу каких-либо причин, неспособна беспристрастно оказать услугу.
Такие деяния приносят ущерб всей компании в целом. Ответственен за данную ситуацию непосредственный руководитель. Он должен оценить уровень риска, который повлекли за собой такие события. А если ущерб причинен структурам на государственном обеспечении, то в силу может вступить действующее законодательство.

Собственная заинтересованность сотрудника имеет менее отягчающие последствия (если не брать в расчет структуры под управлением государства и крупные предприятия), но, ни в коем случае, не должна остаться без внимания вышестоящего руководства. Работник, решивший пойти на такой шаг, должен понимать, что такое действие характеризуется как нарушение закона и может понести за собой административное и уголовное наказание.

Рекомендуем прочитать:

Законодательная база

В юриспруденции тема конфликта интересов нашла свое отражение сравнительно недавно.

Так, были разработаны положения и нормы, уточняющие, что же подразумевается под этим термином. Также созданы специальные комиссии по урегулированию данной вопроса в каждом из сегментов экономической и социальной активности.


Рассматривая решение данного вопроса в контексте отечественного опыта, необходимо обратиться к международной практике, в частности, осознать необходимость осуществления мероприятий в публичном секторе (из трудов Организации экономического сотрудничества и развития).

Типы заинтересованности и методы борьбы с конфликтами интересов

Для того чтобы разобраться с конфликтами интересов, нужно понять, что заинтересованность делится на два типа:

  1. материальная
  2. нематериальная

Первый подразумевает под собой непосредственное получение финансовых выгод от противоправного поступка. Включает в себя не только получение денежных средств, но и различных объектов собственности, движимого и недвижимого имущества.

К нематериальному типу можно отнести дружеские или родственные отношения. Здесь нарушитель не получает финансовых выгод, но может навредить стабильной деятельности организации.

Для того, чтобы контролировать служащих, было введено обязательное декларирование дохода. Однако в частных компаниях такая отчетность не носит обязательный характер.


Важно знать:
На государственных учреждениях дело обстоит по-другому. Занимая руководящую должность, необходимо декларировать не только свой доход, но и ближайших членов своей семьи (супруг/супруга, детей). Механизм описан в ФЗ № 230 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц, их доходам».

Во многих странах такие документы выносятся на общественное обозрение, и любой гражданин может с ними ознакомиться. Это можно отнести к эффективному инструменту народного контроля, который может оказать существенное влияние на решение вопроса конфликта интересов.

В РФ данная мера хоть и не особо эффективна, но значительно повышает уровень прозрачности отчетности должностных лиц. Регламентируются подобные деяния Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Согласно законодательным нормам, могут быть осуществлены различные способы публичного обнародования документов:

  1. обнародование данных в средствах массовой информации;
  2. в сети интернет;
  3. в служебных помещениях со свободным доступом к ним работников.

Помимо вышеперечисленного, созданные независимые комиссии (Independent Commission Against Corruption) призваны противодействовать развитию коррупционных схем. Их деятельность регламентируется законодательством.

Заключение

Российское законодательство еще не совершенно в решении вопроса конфликта интересов. В документах и постановлениях отсутствует четкая формулировка действий того или иного характера, поэтому можно по-разному интерпретировать данное нарушение. Отметим также недостатки в системе декларирования. Так что, область контроля специальных мониторинговых органов велика.

Говоря о микроуровне, отметим, что вышестоящему руководству необходимо оперативно реагировать на ситуацию конфликта интересов внутри своей организации, а представителям общественности ‒ наблюдать за работой власть имущих и, в случаи неправомерных действий, всеми возможными способами пресекать их.

Настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

3. В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.