Кодекс об административных правонарушениях коап рф. Кодекс об административных правонарушениях коап рф Статья 10 коап рф административное

Новая редакция Ст. 10.10 КоАП РФ

1. Нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

3. Сооружение и (или) эксплуатация линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, дорог или других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях без согласования со специально уполномоченным государственным органом в области мелиорации земель -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Комментарий к Статье 10.10 КоАП РФ

1. Согласно Федеральному закону от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (ред. от 29.12.2004) мелиоративные системы представляют собой комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.

Мелиоративные системы могут быть государственными, общего пользования и индивидуальными. Государственные мелиоративные системы находятся в государственной собственности и обеспечивают межрегиональное и (или) межхозяйственное водораспределение и противопаводковую защиту, а также это противоэрозионные и пастбищезащитные лесные насаждения, которые необходимы для обеспечения государственных нужд.

Мелиоративные системы общего пользования - мелиоративные системы, находящиеся в общей собственности двух или нескольких лиц либо переданы в установленном порядке в пользование нескольким гражданам или юридическим лицам, а также защитные лесные насаждения, необходимые для нужд указанных лиц.

Мелиоративные системы индивидуального пользования находятся в собственности гражданина (физического лица) или юридического лица либо переданные в установленном порядке в пользование гражданину (физическому лицу) или юридическому лицу, а также защитные лесные насаждения, необходимые указанным лицам только для их нужд.

Помимо мелиоративных систем указанный Закон выделяет отдельно расположенные гидротехнические сооружения, которые представляют собой инженерные сооружения и устройства, не входящие в мелиоративные системы, обеспечивающие регулирование, подъем, подачу, распределение воды потребителям, отвод вод с помощью мелиоративных систем, защиту почв от водной эрозии, противоселевую и противооползневую защиту.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью первой комментируемой статьи, образует нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения. Согласно ст. 29 Закона "О мелиорации земель" правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также правила содержания защитных лесных насаждений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами.

Правила и нормы в области мелиорации земель устанавливает Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 24.03.2006 N 164).

Указанные правила являются обязательными для всех граждан (физических лиц) и юридических лиц, поэтому субъект данного правонарушения - общий.

С субъективной стороны данное деяние может совершаться как умышленно, так и по неосторожности.

2. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает ответственность за повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения. Граждане (физические лица) и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения.

Заметим однако, что данная норма предусматривает ответственность конкретно за повреждение мелиоративной системы или защитного лесного насаждения. Если же лицом не были приняты надлежащие меры по предупреждению их повреждения, это образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью первой данной статьи.

3. Согласно Федеральному закону от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (ред. от 29.12.2004) сооружение и эксплуатация линий связи, электропередач, трубопроводов, дорог и других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях должны осуществляться по согласованию с организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, а также соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Осуществление данных видов деятельности без согласования с указанными органами образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью третьей комментируемой статьи.

Другой комментарий к Ст. 10.10 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Комментируемая статья содержит три состава правонарушений, посягающих на нормальную работу мелиоративных систем и отдельно расположенных объектов.

Правила эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений закреплены в ст.29 Федерального закона от 10 января 1996 г. "О мелиорации земель". В этой статье указано, что граждане и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения. Следовательно, объектом комментируемого правонарушения являются мелиоративные системы и отдельно расположенные объекты, нормальный режим их работы.

Субъектами данного правонарушения признаются граждане и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию мелиоративных систем и отдельно расположенных объектов, а также должностные лица, на которых возложена обязанность осуществлять контроль за исполнением установленных правил.

2. Объективную сторону правонарушения, закрепленного в ч.1 ст.10.10, составляют противоправные деяния, нарушающие установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление сельским хозяйством по согласованию с иными федеральными органами исполнительной власти, правила эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Эти нарушения могут выражаться в непринятии мер по поддержанию мелиоративных систем или отдельно расположенных объектов в исправном состоянии, непроведении профилактических осмотров, ремонта и т.д.

С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

3. В ч.2 комментируемой статьи объективная сторона выражается в повреждении мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения, т.е. приведение их противоправными деяниями в полностью или частично непригодное состояние для использования в целях, для которых они предназначены.

С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

4. В соответствии со ст.30 Федерального закона о мелиорации земель сооружение и эксплуатация линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, дорог и других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях должны осуществляться по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области мелиорации земель. Осуществление названной деятельности без предусмотренного согласования и будет являться противоправным бездействием, характеризующим объективную сторону правонарушения, закрепленного в ч.3 ст.10.10.

С субъективной стороны данное деяние характеризуется умыслом, лицо сознает, что действует в нарушение установленного порядка, и желает этого.

  • Вверх

1. Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Перевозка сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства без ветеринарных сопроводительных документов, за исключением перевозки сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства для личного пользования, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Под продуктами животноводства в частях 1 и 2 настоящей статьи следует понимать товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза.

Комментарии к ст. 10.8 КОАП РФ


1. Статья содержит два формальных состава, являющихся специальными по отношению к составу ст. 10.6. Составы различаются по противоправности, объективной стороне и предмету правонарушения.

Цель статьи - предупреждение с помощью административно-правовых средств распространения заразных, инфекционных болезней, опасных для человека и животных либо только для животных, а также отравлений людей некачественными пищевыми продуктами животного происхождения. Сфера действия статьи охватывает почти полный цикл использования продукции животноводства: от перевозки животных до реализации.

2. Нормы, регулирующие указанную деятельность, установлены ветеринарным законодательством РФ (см. комментарий к ст. 10.6), Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", а также Положением об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2001 г. N 634, Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469, утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором РФ, Правилами по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота, утвержденными Приказом Минсельхозпрода России от 11 мая 1999 г. N 359 (БНА ФОИВ. 1999. N 26), и другими актами Министерства сельского хозяйства РФ, органов санитарно-эпидемиологического надзора и иных ведомств, актами субъектов РФ и органов местного самоуправления, международно-правовыми актами (соглашениями) о борьбе с заразными болезнями животных, о транзите животных и продукции животноводства.

3. Объекты правонарушения - отношения в сфере производства и использования продукции животноводства. Предметы - животные и полученная из них продукция на любой стадии технологического процесса.

4. Объективная сторона правонарушения - совершение запрещенных правилами действий по перевозке, содержанию и использованию животных и продуктов животноводства; непроведение вакцинации животных или ежеквартальных клинических осмотров крупного рогатого скота в порядке контроля за благополучием по лейкозу; реализация молока и молочных продуктов больных животных в свободной продаже; непроведение дезинфекционных работ в помещениях, где содержатся заболевшие животные, или на перевозивших их транспортных средствах и т.п.

5. Субъективная сторона правонарушения - умышленная вина.

6. Субъекты правонарушения указаны в санкции данной статьи.

7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный ветеринарный надзор (ст. 23.14), и органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49), а также районными судьями - при необходимости назначения наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Глава 10. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель

Общий комментарий

В комментируемой главе содержится 14 статей, предусматривающих ответственность за нарушения различных правил, установленных в сфере сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель. Исходя из непосредственного объекта правовой охраны, рассматриваемые правонарушения можно подразделить на шесть групп:

а) правонарушения, посягающие на фитосанитарную безопасность: нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками (ст.10.1 КоАП РФ); нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (ст.10.2 КоАП РФ); нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (ст.10.3 КоАП РФ);

б) правонарушения, посягающие на установленный порядок культивирования и уничтожения наркотикосодержащих растений: непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и конопли (ст.10.4 КоАП РФ); непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли (ст.10.5 КоАП РФ);

в) правонарушения, посягающие на ветеринарную безопасность: нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил (ст.10.6 КоАП РФ); сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных (ст.10.7 КоАП РФ); нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства (ст.10.8 КоАП РФ);

г) правонарушения, посягающие на установленный порядок осуществления мелиоративных мероприятий: проведение мелиоративных работ с нарушением проекта (ст.10.9 КоАП РФ); нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Повреждение мелиоративных систем (ст.10.10 КоАП РФ);

д) правонарушения, посягающие на установленный порядок ведения племенного животноводства: нарушение норм и правил ведения племенного животноводства (ст.10.11 КоАП РФ);

е) правонарушения, посягающие на установленный порядок оборота семян сельскохозяйственных растений: нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений (ст.10.12 КоАП РФ); нарушение правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений (ст.10.13 КоАП РФ); нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений (ст.10.14 КоАП РФ).

По сравнению с Кодексом РСФСР комментируемая глава расширена за счет перемещения в нее норм, предусматривающих ответственность за правонарушения в сфере мелиорации земель. Ранее они находились в главе, устанавливавшей ответственность за правонарушения в области охраны окружающей природной среды.

Наряду с этим сконструированы нормы, являющиеся новыми для законодательства об административных правонарушениях. Так, во исполнение статьи 44 Федерального закона от 3 августа 1995г. №123-ФЗ «О племенном животноводстве» в Кодексе РФ предусмотрена ответственность за нарушение норм и правил ведения племенного животноводства (ст.10.11 КоАП РФ). В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 12 ноября 1997г. №149-ФЗ «О семеноводстве» в главу включены нормы, устанавливающие ответственность за нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений (ст.10.12 КоАП РФ), нарушение правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений (ст.10.13 КоАП РФ) и нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений (ст.10.14 КоАП РФ).

Некоторые составы правонарушений, находящиеся в рассматриваемой главе, ранее предусматривались иными законодательными актами. Так, ответственность за сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных (ст.10.7 КоАП РФ) и за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства (ст.10.8 КоАП РФ) наступала по статье 24 Закона РФ от 14 мая 1993г. №4979-1 «О ветеринарии». Непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли (ст.10.5 КоАП РФ), наказывалось, например, по статье 28 закона Омской области от 28 ноября 1994г. «Об административной ответственности за нарушение общественного порядка на территории Омской области».

Родовым объектом правонарушений, объединенных комментируемой главой, выступают соответственно фитосанитарная и ветеринарная безопасность, установленный порядок культивирования и уничтожения наркотикосодержащих растений, осуществления мелиоративных мероприятий, ведения племенного животноводства и оборота семян сельскохозяйственных растений.

Фитосанитарная безопасность как объект правонарушений, предусмотренных статьями 10.1 -10.3 КоАП РФ, представляет собой состояние защищенности территории Российской Федерации, растений и продукции растительного происхождения от карантинных, особо опасных и опасных вредителей растений, болезней растений и сорняков.

Под ветеринарной безопасностью, выступающей объектом правонарушений, установленных статьями 10.6 -10.8 КоАП РФ, следует понимать состояние защищенности населения от болезней, общих для человека и животных, а также животных от заразных и массовых незаразных болезней.

Правовые основы порядка культивирования и уничтожения наркотикосодержащих растений, посягательство на который наказуемо по статьям 10.4 и 10.5 КоАП РФ, определены Федеральным законом от 8 января 1998г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Порядок проведения мелиорации земель предусмотрен федеральными законами от 10 января 1996г. №4-ФЗ «О мелиорации земель» и от 16 июля 1998г. №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», а также другими принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Общественные отношения в сфере племенного животноводства и семеноводства, выступающие объектом правонарушений, предусмотренных статьями 10.11 -10.14 КоАП РФ, регламентируются Законом РФ от 6 августа 1993г. №5609-1 «О селекционных достижениях», федеральными законами «О племенном животноводстве» и «О семеноводстве», а также другими нормативными правовыми актами.

Большинство правонарушений комментируемой главы могут быть совершены как путем действия, так и бездействия. Некоторые правонарушения с объективной стороны характеризуются либо только действием (проведение мелиоративных работ с нарушением проекта - ст.10.9 КоАП РФ ; повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения; сооружение и(или) эксплуатация линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, дорог или других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях без согласования со специально уполномоченным государственным органом в области мелиорации земель - части 2 и 3 ст.10.10 КоАП РФ ; нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений - ст.10.14 КоАП РФ), либо только бездействием (непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и конопли - ст.10.4 КоАП РФ ; непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли - ст.10.5 КоАП РФ).

Субъектом административных правонарушений в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель являются граждане, должностные лица или юридические лица. Исключение составляет (непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и конопли), которая предусматривает ответственность только должностных лиц.

С субъективной стороны правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель характеризуются умышленной или неосторожной формами вины. Административное правонарушение, предусмотренное статьей 10.5 КоАП РФ , может быть совершено только умышленно.

Дела об административных правонарушениях в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель рассматривают уполномоченные государственные органы в пределах компетенции, установленной главой 23 КоАП РФ .

Протоколы об административных правонарушениях в рассматриваемой сфере составляются должностными лицами органов, уполномоченных в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ .

Комм. Баландюк В.Н.

1. Граждане и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения, обязаны содержать указанные объекты в исправном состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждений.

Правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также правила содержания защитных лесных насаждений устанавливаются Министерством сельского хозяйства РФ.

В отношении государственных мелиоративных систем и отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений - специально уполномоченные государственные органы в области мелиорации земель;

В отношении мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений, находящихся в муниципальной собственности, - органы местного самоуправления;

В отношении мелиоративных систем общего и индивидуального пользования, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, - их собственники, владельцы и пользователи.

2. Согласно Федеральному закону от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" мелиоративные системы представляют собой комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.

Мелиоративные системы подразделяются в зависимости от их принадлежности различным собственникам на:

Государственные мелиоративные системы - мелиоративные системы, находящиеся в государственной собственности и обеспечивающие межрегиональное и (или) межхозяйственное водораспределение и противопаводковую защиту, а также противоэрозионные и пастбищезащитные лесные насаждения, которые необходимы для обеспечения государственных нужд;

Мелиоративные системы общего пользования - мелиоративные системы, находящиеся в общей собственности двух или нескольких лиц либо переданные в установленном порядке в пользование нескольким гражданам и (или) юридическим лицам, а также защитные лесные насаждения, необходимые для нужд указанных лиц;

Мелиоративные системы индивидуального пользования - мелиоративные системы, находящиеся в собственности гражданина или юридического лица либо переданные в установленном порядке в пользование гражданину или юридическому лицу, а также защитные лесные насаждения, необходимые указанным лицам только для их нужд;

Отдельно расположенные гидротехнические сооружения - инженерные сооружения и устройства, не входящие в мелиоративные системы, обеспечивающие регулирование, подъем, подачу, распределение воды потребителям, отвод вод с помощью мелиоративных систем, защиту почв от водной эрозии, противоселевую и противооползневую защиту.

Порядок проведения мелиоративных мероприятий различается в зависимости от типа мелиорации земель (гидромелиорации, агролесомелиорации и др.) (см. ст. 6 - 9 Федерального закона "О мелиорации земель").

О лицензировании деятельности по проектированию и строительству мелиоративных систем см. абз. 2 п. 2 комментария к ст. 10.9, а также подп. Б п. 5 комментария к ст. 14.1.

Применительно к ч. 2 комментируемой статьи к защитным лесным насаждениям относится также древесно-кустарниковая растительность, расположенная на участке земли, занятом мелиоративной системой, предназначенная для защиты гидротехнических и иных сооружений и устройств от неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных явлений.

Согласно п. 1 ст. 102 ЗК земли, выделенные для установления зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов, относятся к землям водного фонда.

3. Согласно ст. 30 Федерального закона "О мелиорации земель" строительство на мелиорируемых (мелиорированных) землях и проведение других работ, не предназначенных для мелиорации земель, не должны ухудшать водного, воздушного и питательного режимов почв на мелиорируемых (мелиорированных) землях, а также препятствовать эксплуатации мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений.

Сооружение и эксплуатация линий связи, электропередачи, трубопроводов, дорог и других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях должны осуществляться по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области мелиорации земель.

4. К объектам противоправного деяния, определенного ч. 2 рассматриваемой статьи, относятся мелиоративные системы, находящиеся в государственной, частной, муниципальной и иных формах собственности, а также отдельно расположенные гидротехнические сооружения - инженерные сооружения и устройства, не входящие в мелиоративные системы.

5. Частью 3 комментируемой статьи определены лишь отдельные объекты, несанкционированное строительство которых на указанных землях квалифицируется в качестве административного правонарушения; обобщающим признаком данных объектов является их принадлежность к недвижимому имуществу, находящемуся (если иное не предусмотрено федеральным законом) в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

6. О статусе специально уполномоченных государственных органов в области мелиорации земель см. п. 3 комментария к ст. 10.9.