Классный час "Права ребёнка". Классный час «Имею право на права Права людей права детей классный час

Классный час. На что имеем право (по книге «Права ребёнка» Е. С. Шабельника)

Цели: дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путем обсуждения.

Форма проведения : учебно-игровое занятие.

Оборудование: знаки к игре «Разрешается - запрещается», бумага и карандаши для рисования, картинки с изображением плохих и хороших поступков людей.

Ход занятия

Учитель. Ребята, вы уже знаете, что все люди - взрослые и дети - имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др.

Для детей эти права изображены на знаках - разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные знаки). Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается».

Я буду говорить о каком-то праве, а вы - находить соответствующий ему знак и отвечать: «Разрешается или запрещается».

Посмотри на этот знак:

Человек поднял флаг.

Слушать мнение ребенка

Разрешается.

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго запрещается.

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить -

Это разрешается.

Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают.

Это запрещается.

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел - лечиться.

Это разрешается.

Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа

Запрещается.

Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить -

Это разрешается.

Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго запрещается.

Учитель . Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием - назвали все права, о которых я вам говорила.

На последний знак обратите особое внимание. В Декларации о правах человека есть статья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жестокому, бесчеловечному отношению».

Каким вы представляете себе жестокого, злого человека? Какие черты его лица? Как он ведет себя?

Дети составляют словесные портреты и рисуют на бумаге.

Учитель . Ребята, а как вы понимаете такие пословицы:

Злой не верит, что есть добрые люди.

Зла за зло не воздай.

Доброе слово лечит, а худое калечит.

Хорошо тому добро делать, кто помнит.

(Ответы детей)

Учитель . А каким вы представляете себе доброго человека?

Дети составляют словесные портреты и рисунки на бумаге.

А можно ли сказать, что человек совершает плохие (злые) и хорошие (добрые) поступки?

Задание: Давайте рассмотрим картинки и обсудим изображённые на них ситуации

Какие поступки можно назвать добрыми (милосердными)?

Как бы вы поступили в данных ситуациях? (Ответы детей)

Учитель. Вот и подходит к концу наше занятие. Мы сегодня с вами очень хорошо пообщались: вспомнили разные права человека, поговорили о добре и зле, о хороших и плохих поступках.

Какие выводы вы для себя сделали? Какие извлекли уроки из общения с товарищами?

Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми:

Умейте выслушивать собеседника, не перебивая;

Умейте признавать, что были не правы;

Помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним;

Говорите всегда только правду;

Радуйтесь успеху товарища;

Дал слово - держи его, дал обещание - выполни!

Я с вами прощаюсь и напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека - не подвергали никого жестокому обращению. Помните правило: Худо тому, кто добра не делает никому.

Классный час на тему: "Права ребёнка"

Цель:

обобщить знания детей об основных правах ребёнка;

развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.

Ход занятия

1. Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу):

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом –

Станет радостно кругом!

Учитель: Радостно от того, что мы, повзрослевшие ещё на один год, собрались снова вместе со взрослыми для серьёзного разговора.

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земле права его – право на надежду!

Учитель: И темой нашего первого классного часа станет тема «Права ребёнка». То есть ваши права.

Учитель: - Что такое право ?/Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми/ Ожегов

Зачем вообще нужно знать какие-то права людям?

(Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни)

Учитель:

В своем развитии человечество не сразу пришло к понимаю того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от: детского труда, рабства, торговли детьми, произвола родителей, проституции несовершеннолетних, экономической эксплуатации.

Учитель: ребята, как же защитить ребенка и какие шаги в этом направлении предприняло мировое сообщество?

Учитель : достаточно долгим было детское бесправие. Долгим был и путь становления детского права.

* Лига Наций (прообраз ООН) в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка.

* После Второй Мировой Войны ООН (после создания в 1945 году) приняла в 1948 году Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи.

* Наконец в 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Декларация прав ребенка 1959 года имела 10 коротких, декларативных статей, программных положений, которые призывали родителей, отдельных лиц, государственные органы, местные власти и правительства, неправительственные организации признать изложенные в них права и свободы и стремиться к их соблюдению. Это были десять социальных и правовых принципов, оказавших значительное влияние на политику и дела правительств и людей во всем мире.

Однако декларация (лат. Declaratia - провозглашение ) не обязывает, не имеет обязательной силы, это рекомендация. Новое время, ухудшающееся положение детей, требовало более конкретных законов, международных договоров по защите и обеспечению прав детей.

С 1979 года по 1989 года разрабатывается Конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 года ООН приняла Конвенцию. 26 января 1990 года, в день открытия ее для подписания, ее подписала 61 страна.

Конвенция - документ высокого международного уровня, соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г.

В преамбуле ((франц. preambule, от позднелат. praeambulus - идущий впереди) в праве вводная или вступительная часть законодательного или иного правового акта, а также декларации или международного договора) напоминается, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь, убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов, и особенно детей, должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, считая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

Во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании.

Учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка, признается важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране.

Учитель: ребята, попробуйте перечислить жизненные ситуации, где ребенок оказывается в трудном положении.

Учащиеся:

* Дети, оставшиеся без попечения родителей

* Безнадзорные и бездомные дети

* Дети-инвалиды

* Дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии)

* Дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий (в том числе дети - вынужденные переселенцы и дети-беженцы)

* Дети - жертвы насилия

* Дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы

* Дети, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно.

Учитель: мы с вами, ребята, выявили только несколько аспектов этой проблемы.

Но уже из услышанного видно как серьезно обстоят дела. И защищать права ребенка надо всему мировому сообществу в целом и каждому человеку в отдельности.

А теперь переходим к самой Конвенции, вернее к некоторым её статьям. Внимание на слайды.

Прочитаем по цепочке некоторые статьи Конвенции.

(Дети знакомятся со статьями Конвенции)

Учитель: Ребята, Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

Что такое обязанность?/ Круг действий, возложенных на кого – то и обязательных для выполнения/

Какая самая главная обязанность у тебя в семье? А у папы? У кого их больше всего? (А какие обязанности у учеников?

А откуда вы это знаете? / Устав школы/

Давайте обозначим некоторые из обязанностей школьника

Игра «Что я знаю хорошо и что я знаю хуже»

Мы обозначили главные права и обязанности. Хорошо ли мы умеем их различать?

(Разбираем ряд ситуаций)

Ситуации:

Командир:- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася: - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: -Вика, Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна: Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня: -Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Первоклассник (обращаясь к «учителю») :- Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель: -Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

Первоклассник: - Он подставил мне подножку.

Серёжа: - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.

Учитель: Проведем еще одну игру «Права детей в сказке»

1.Персонажи каких сказок появляются на экране?
2.Как зовут персонажа?
3.Какие права персонажа не соблюдены?

АНКЕТА

1. Какие права ты имеешь, как ученик?____________________

2. Что обязан делать ученик?_____________________________

3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?_________________________________________

4.Что такое права?_____________________________________

5. Что такое обязанности?_______________________________

6.Зачем придумали права людей и обязанности?____________

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты

На занятии происходит знакомство младших школьников с понятиями: «Конвенция о правах ребёнка», «право», «обязанность», а так же - с правами и обязанностями ребенка 1-3 -х классов. Воспитываем правовую культуру маленького гражданина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Права ребенка – это ваши права»

Подготовил: социальный педагог МОУ «СОШ №3 г.Свирск» Н.О. Васильева

Цели: познакомить детей с понятиями: «Конвенция о правах ребёнка», «право», «обязанность», через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

Задачи: способствовать формированию у учащихся стремления знать и изучать свои права и обязанности.

Формирование УУД.

Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Знакомство с гостями встречи: консультант, ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав – Аликина Е.В.; инспектор ОДН, лейтенант полиции Скепкина А.В.

2. Игра «Доброе слово по кругу».

Игра проводится внутри каждой группы. Дети «передают» по кругу друг другу добрые слова. Это поможет создать доброжелательную атмосферу для последующей работы.

3. Работа по теме занятия.

1.А разговор наш сегодня будет на очень злободневную, важную тему:

(СЛАЙД№1) «Права ребенка – это ваши права»

Богатство и нищета по - прежнему существуют в мире. Для России проблема защиты детства чрезвычайно остра. Как вы думаете, от кого надо защищать детей?

(СЛАЙД №2)

В США в городе Нью - Йорке высится 39 - этажное здание, в котором размещается Штаб - квартира Организации Объединенных Наций (ООН), международной организации, главная цель которой – избавление грядущих поколений от бедствий войны. Каждый год созывается Генеральная Ассамблея ООН – это собрание делегатов всех государств – членов этой организации. Сейчас их более 180.

(СЛАЙД №3)

20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН был принят очень важный документ - Конвенция о правах ребенка. Наше государство также подписало этот документ. Конвенция – это международный договор (соглашение), содержащий перечень прав

Речь в Конвенции идет о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права.

О каких своих правах вы знаете? Перечислите их.

Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства.

Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?

В соответствии с первой статьёй Конвенции ООН ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Так что все вы ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны вашего государства. Конвенция о правах ребенка – это довольно большой документ, поэтому перечислим только основные права детей, закреплённые в этом документе:

Каждый ребёнок имеет право: (СЛАЙД №4- 12)

на жизнь

на сохранение и укрепление здоровья

на медицинское обслуживание

на свободное выражение своего мнения

на семью

на образование

на отдых

на защиту от физического и психического воздействия.

Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Как вы думаете, каковы ваши обязанности? (ответы детей)

Разобраться в ваших обязанностях и об ответственности вам помогут наши гости.

Об административных правонарушениях вам расскажет Аликина Е.В.-секретарь КДН и ЗП.

Об уголовной ответственности вы услышите от инспектора ОДН, лейтенанта полиции Скепкиной А.В.

4. Рефлексия

Если вы согласны с утверждением, кивните головой в знак согласия, а если нет - поднимите обе руки вверх.

Ребенок имеет право:

Бесплатно учиться в школе,

Унижать, обижать других детей,

Отдыхать,

Учиться без каникул,

Без разрешения брать чужие вещи,

Получать бесплатную помощь врачей,

Ударить человека,

Издеваться над животными,

Выражать свое мнение,

Чтобы его защищали,

Портить школьное имущество.

5. Итог

Я – ребенок, я - человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Одна из значимых тем, на которые следует обратить внимание - обязанности и права ребенка. посвященный данному вопросу, можно провести как в первом, так и в одиннадцатом классе. Довольно часто дети не знают о своих правах, о том, как их защитить. Но что еще печальнее, школьники не знают и своих обязанностей. Поэтому главная цель любого педагога - рассказать детям об их правах и обязанностях, ознакомить с основными нормативными документами, такими как "Конвенция прав ребенка", и научить их защищать свои интересы.

Что такое классный час?

В первую очередь необходимо разобраться с тем, что такое классный час, каковы его основные цели.

Классный час - воспитательное занятие, на котором не только планируется школьная коллективная жизнь класса, подготавливается то или иное задание, но и, в первую очередь, проводится воспитательная беседа.

Любой классный час начинается с определения темы, постановки целей и задач. Выбирается форма работы, жанр и название мероприятия. Затем проводится тщательная подготовка к нему - подбирается и компонуется материал, составляется конспект занятия.

После завершения мероприятия полезно провести его анализ как самостоятельный, так и с участием учеников.

Отличительная особенность классного часа от любого другого урока состоит в том, что он не имеет четкого временного регламента, не привязан к определенному месту. Его могут проводить как дети, так и взрослые работники школы, выбрав при этом любое место - классную комнату, актовый зал, музей, библиотеку или же и вовсе выйти на природу.

Как подготовить?

Вам срочно требуется провести классный час, посвященный правам и Вы не знаете, с чего начать? Предлагаем вам воспользоваться нашей помощью.

В первую очередь, определитесь с местом проведение занятия. «Азбука прав ребенка» - классный час, который лучше всего провести в классной аудитории.

Необходимо составить план мероприятия. Конспект любого состоит из:

1. Названия.

3. Перечня используемого оборудования.

4. Хода классного часа.

5. Подведения итогов.

6. Рефлексии.

Ниже мы предложим вам перечень основных названий, целей и возможных вариантов заданий, которые вы можете использовать при составлении конспекта занятия.

Название

Как известно, любой воспитательный час обязан иметь название, отображающее тему занятия. Мы предлагаем вам использовать одно из следующих названий:

1. "Азбука прав ребенка".

2. "Азбука правовой культуры".

3. "Наши права и обязанности".

4. "Ваши права, дети".

Классный час может иметь и другое название. Главное, чтобы оно отображало основные цели занятия.

Цели

В шапке конспекта вы также обязаны указать основные цели занятия. Если вы начинающий педагог, то данное задание может показаться вам сложным. Поэтому предлагаем вам воспользоваться следующими формулировками:

1. Образовательная:

Ознакомить учеников с правами ребенка;

Ознакомить детей с «Конвенцией о правах ребенка»;

Познакомить учеников с основными правами детей;

Дать преставление об ООН и принятых ею документах;

Ознакомить с документами, защищающими права детей;

Повторить основные понятия из области права;

Запомнить основные права и обязанности граждан страны;

Научить детей защищать свои права;

Научить приметь свои права и обязанности в жизни.

2. Развивающая:

Развивать память и речь учащихся;

Развивать логическое мышление

3. Воспитательная цель, которую можно воплотить при проведении мероприятия «Права ребенка», классный час для учеников 1 - 11 классов:

Воспитывать чувство уважения к семье;

Формировать уважительное отношение к окружающим;

Воспитывать уважение к правам одноклассников;

Формировать отрицательное отношение к правонарушениям;

Формировать активную жизненную позицию;

Воспитывать ответственность за свое будущее;

Формировать правовую грамотность.

Оборудование

При проведении классного часа по правам ребенка можно использовать следующее:

Презентацию;

Компьютер и проектор;

Ситуативные карточки;

- "Конвенция прав ребенка" (классный час, посвященный правам ребенка, обязательно должен ознакомить с данным документом);

Конституция РФ;

Грустные и веселые смайлики;

Листы с индивидуальными тестами;

Устав школы.

Начало мероприятия

В начале занятия необходимо подвести детей к теме урока, провести актуализацию опорных знаний по теме. Сделать это можно следующим способом:

1. Для начала рекомендуется зачитать фрагмент из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино», в котором описывается обращение Карабаса Барабаса с куклами. Затем необходимо поинтересоваться у детей, как владелец кукольного театра ведет себя с куклами. Хорошо ли это? Нарушает ли он права ребенка?

Классный час в начальной школе желательно начинать именно так. Отметим, что заинтересовать таким образом можно не только малышей, но и старшеклассников.

2. Провести беседу с учениками, задав им следующие вопросы:

Что они понимают под понятием "право"?

Какие права ребенка им известны?

Как они думают, кто и как защищает их права?

После того как дети выскажут свое мнение, педагог может переходить к основной части и ознакомить детей с правами ребенка.

Беседа

Обязательной частью воспитательного мероприятия является беседа, в ходе которой педагог знакомит детей с их правами и обязанностями, документами, которые охраняют их права.

Так, в ходе беседы классный руководитель обязан:

1. Рассказать о документах, которые регулирую права ребенка и человека:

Конституции РФ.

Семейном кодексе РФ.

Федеральном законе об образовании.

2. Классный час «Права и обязанности ребенка» также подразумевает разбор основных прав ребенка, таких как:

Право на имя;

Право проживать с родителями;

Право на получение образования;

Право на медицинскую помощь;

Право говорить на родном языке;

Право на отдых;

Право на свободу слова;

Право на уважение.

3. Рассказать об основных обязанностях. По возможности ознакомить с уставом школы.

Примерные виды заданий

Предлагаем вам использовать следующие виды заданий при изучении темы «Права ребенка» классный час. 7 класс справится с данными заданиями лучше всего. Интересны они будут и для старшеклассников. Для начальной школы рекомендуем подобрать что-то попроще.

1. Класс делится на три больших группы. Ученикам предлагается составить собственную декларацию в виде таблицы. При этом первая группа заполняет колонку «Мы имеем право на...», вторая - «Мы обязаны...», третья - «Мы никогда не обязаны...»

2. Обсудите с детьми, какие права и обязанности выполняются, а какие - нарушаются. Почему?

3. Еще одно весьма интересное задание для старшеклассников. Предложите им составить памятку-устав школы для младших школьников, оформить ее в виде плаката.

4. Дайте ученикам список основных нормативных документов о правах ребенка. Предложите разделить их на две колонки - международные и российские правовые акты.

5. Мероприятие на тему «Права ребенка» (классный) час можно начать с заполнения следующей анкеты:

1. Какие ты имеешь права?

2. Каковы твои обязанности?

3. С какими нарушениями ты чаще всего сталкиваешься? Нарушение прав или обязанностей?

4. Что такое права?

5. Что такое обязанности?

6. Зачем нужны права и обязанности?

В конце занятия предложите школьникам перечитать свои анкеты. Спросите, изменили бы они свои ответы.

6. Предложите жизненные ситуации и попросите ребят прогнозировать их, указать, кто прав, а кто виноват.

Отметим, что при проведении занятия «Права ребенка» (классный час для 1 - 5 классов) можно использовать также ситуации из сказок.

Примеры ситуаций для старшеклассников:

Вася не хочет дежурить, так как детский труд запрещен.

Федя разрисовал парту, так как он имеет право на творчество и самовыражение.

Настя слушает громко музыку после 12 часов ночи, так как имеет право на отдых.

Петя бегает по классу во время урока и утверждает, что имеет право на свободу передвижения.

Подведение итогов

Для подведения итогов мероприятия «Права ребенка» (классный час, 7 класс) можно использовать упражнение «микрофон».

Детям можно предложить ответить на следующие вопросы:

Что нового вы узнали в ходе классного часа?

О каких правах вы узнали?

Каковы ваши обязанности?

Как необходимо относиться к окружающим, чтобы не нарушать их права?

Какие документы защищают ваши права?

Куда вы можете обратиться, если ваши права нарушают?

Каким правом вы пользуетесь в школе?

Рефлексия

Классный час «Права и обязанности» ребенка желательно завершать рефлексией. Для ее проведения можно использовать смайлики с различными мордочками. Ученики должны взять в руки и показать смайлик, который отображает их настроение по окончанию занятия.

Желательно, чтобы они объяснили свой выбор.

Выводы

Хотя бы раз в год необходимо обсуждать со школьниками такой вопрос, как "Конвенция прав ребенка". Классный час на эту тему поможет не только ознакомить детей со своими правами, но и научить их выполнять возложенные на них обязанности.

Классный час

«Права детей».

Цели : ознакомить учащихся справами несовершеннолетних (Конвенция о правах ребенка); способствовать формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.

Ход мероприятия.

1. Вступление.

Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и с юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, покланялись разным богам.

Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было воин, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины. Но придти к единому мнению они не смогли… Почему? (не было общего Закона – правил, которые уравнивали бы права всех людей)

Поэтому они все вместе написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права. Одинаковы ли права взрослых и детей?

С правовыми вопросами мы сталкиваемся гораздо чаще, чем кажется на первый взгляд. Ребята, попробуйте перечислить жизненные ситуации, где ребенок оказывается в трудном положении.

Учащиеся:

* Дети, оставшиеся без попечения родителей

* Безнадзорные и бездомные дети

* Дети-инвалиды

* Дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии)

* Дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий (в том числе дети - вынужденные переселенцы и дети-беженцы)

* Дети - жертвы насилия

* Дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы

* Дети, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно.

Ошибочным является мнение, что область применения прав ограничивается наказанием лиц, совершивших различные правонарушения. Наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку. Поэтому нам нужны правовые знания. (предлагается игра «Составь пару»)

(Обязанность) . Законные возможности . (Права) (Семья) . То, что человек хочет, но без этого он может обойтись. (Желания) (Потребности) (Гражданин) (Ребёнок)
Открытое столкновение.
(Конфликт) (Закон) (Наказание)

Давайте познакомимся с основными моментами принятия Декларации.

А теперь настала очередь поговорить о естественных правах каждого из нас. Прошу вас прислушаться к словам известного психолога К.Заслоффа.

«У детей с момента рождения,как и у всех людей, есть право быть такими, какие они есть. Существуют личные права, которыми все могут пользоваться как механизмами защиты при разрешении всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За защитой своих личных прав мы не вправе обратиться к закону, а можем рассчитывать только на себя и на свои собственные возможности. Но для этого нужно знать на что ты имеешь право!»

Вы имеете право:

Иногда ставить себя на первое место
Просить о помощи и поддержке
Протестовать против несправедливого обвинения
Иметь собственное мнение
Говорить «нет»
Побыть одному
На свои чувства- независимо от того, понимают ли их окружающие
Добиваться изменения договорённости, которая вас не устраивает
Вы не обязаны:
Быть безупречной(ым) на все 100%
Следовать за толпой
Любить людей, приносящих вам вред
Мириться с неприятной ситуацией
Сохранять отношения, ставшие унизительными

Но помните!

Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных людей.
Нужно учиться уважать личные права других так же. Как вы хотите, чтобы уважали ваши!

2.Практическая работа.

Сейчас вы по группам выполните следующее задание.

  1. Составьте список потребностей ребенка, которому 2 месяца. Что ему необходимо для жизни?
  2. Потребности человека со временем меняются. И в 12 лет, как вам сейчас, у ребенка могут быть и другие потребности. Напишите список потребностей 12-ти летнего ребенка.
  3. Обсуждение. На доске - таблица потребностей 2-х месячного и 12-ти летнего ребенка.

Потребности 2-х месячного ребенка

Потребности 12-ти летнего ребенка

Имя

Уход

Медицинская помощь

Питание

Любовь и ласка

Забота

Защита

Медицинская помощь

Образование

Друзья, общение

Жилище, питание

Родители, семья

Свобода слова

Свобода мысли

Поддержка родителей

Собственность

Учитель. Как с возрастом изменяются потребности ребенка?

Учитель. Сейчас вам будет предоставлен небольшой перечень прав ребенка, признанный Конвенцией.

Учитель. Сравните свои списки, вы заметили, что много совпадений.

3. Сценка «Чужое письмо»

(На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их).

Вика:

Лена: Нет, я освобождена.

Лена:

Вика:

Лена:

Учитель. На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь прочитать письмо, посмотреть блокнот. А каково ваше мнение?

4. Ситуация «Громкая музыка»

5. Ситуация. «На уроке истории»

Ученик.

Учитель истории.

Ученик.

Учитель. Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя – он виноват во всех наших бедах. Однако в данной ситуации закон на стороне Марии Ивановны. Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? (Чтобы пострадала репутация других людей. Статья 13)

6. Ситуация. «Я получаю образование»

Мама.

Сын

Мама.

Сын.

Учитель. Как вы разрешите подобную ситуацию? (Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях работы.)

7. Путешествие.

Ребята, сейчас мы с вами отправимся с небольшое путешествие.

Наша первая остановка будет на станции «Право на жизнь».

В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок - тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. Вот несколько исторических примеров.

В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если родился слабым, больным – бросить его вниз со скалы.

Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения.

(Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым - помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил все свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных переходах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А.В.Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения)

  1. «Снежная королева»

Какие права Кая были нарушены? Кем?

В наше время о сохранении жизни ребенка заботится государство, родители, воспитатели, врачи, милиционеры и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишить ребенка жизни. Право на жизнь в международной конвенции о защите прав ребенка законах России, и все обязаны соблюдать это право.

А теперь давайте с вами попытаемся в рисунках передать содержание Конвенции. Как можно в рисунке изобразить право на жизнь? Что вы представляете, когда слышите слово «жизнь»?

3.«Право на защиту от разлучения с родителями»

Ребята, давайте вспомним сказки, где их герои были насильно разлучены с родными.

(«Гуси-лебеди», «Маша и Медведи», «Снежная королева». Возможен вариант просмотра отрывков из названных мультфильмов)

Учитель. Кто героям наших сказок помог вернуться домой? Кто поможет вам, если случиться беда?

Никто не имеет права разлучить ребенка с родителями без серьезных на то оснований.

8. Подведение итогов.

Подведем итог и проверим, как вы усвоили сегодняшний урок.

1) Иллюстрация сказки «Гадкий утенок»

Все ли герои сказки «Гадкий утенок» относятся друг к другу по-братски?

Кто из обитателей двора пользуется самым большим авторитетом и почему?

Должны ли все герои иметь равные права независимо от своего происхождения?

Почему обитатели двора обижали гадкого утенка? Выберите правильный ответ:

А) он был самый умный;

Б) он был всем не похож на других;

В) он был самый красивый;

Г) он был самый вежливый.

Поступают ли ребята нашего класса как обитатели двора?

2) Иллюстрация сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Выберите право, которое нарушила ведьма в этой сказке:

А) право на жизнь;

Б) право на получение образования;

В) право на владение имуществом.

Чьи права нарушены в этой сказке?

3) Иллюстрация сказки «Серая Шейка»

Чья жизнь в опасности?

Кто посягает на жизнь?

Назови героев этой сказки.

4) Иллюстрация сказки «Теремок».

Выберите право, которое изображено на экране (рисунке):

А) право на жизнь;

Б) право на свободу;

В) право на справедливый суд;

Г) право на труд.

Кто нарушал это право?

Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права?

5) Иллюстрация сказки «По щучьему веленью» (фрагмент мультфильма).

Вспомните сказку «По щучьему веленью». Прав ли был Емеля, велев дубинке поколотить офицера?

Какое право нарушил офицер, ударив Емелю по щеке?

Прав ли был Емеля, велев дубинке поколотить народ?

Какое право нарушил Емеля в этом случае?

Какие документы защищают ваши права?

Куда вы можете обратиться, если будут нарушены ваши права?

Кто по отношению к кому в сказке “Волк и семеро козлят” нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам).
Кто кого в сказке “Красная шапочка” подвергал жестокому, бесчеловечному обращению?
(Волк – бабушку и Красную шапочку).
Кто кого в сказке “Лиса и заяц” лишил права владеть имуществом?
(Лиса – зайца).
Кто кого в сказке “Золотой ключик” лишил имущества?
(Лиса Алиса и кот Базилио – Буратино).
Кто кого в сказке “Дюймовочка” держал в подневольном состоянии?
(Мышь –

Дюймовочку).

Какое образование ты должен получить бесплатно по Конвенции? (Начальное)
Какое образование ты должен получить бесплатно по Конституции РФ?
(Девятилетнее)
Гражданство родителей определяет гражданство ребёнка до какого возраста?

(До 14 лет)

С какого возраста ребёнок подлежит уголовной ответственности за некоторые уголовные преступления?

(С 14 лет)

С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления?

(С 16 лет)

9. Заключение.

Как только ребенок появляется на свет, он объявляется гражданином своей страны. Это значит, что каждый человек с самого рождения наделяется правами. В детстве нет забот, становясь взрослее, ты начинаешь чувствовать и свои обязанности. Появляются проблемы, которые каждый должен решать только сам. Готовь себя к этому!

Защищая индивидуальность, Конвенция помогает созданию свободного общества. Индивидуальность – это великий дар природы. Способности каждого из вас и ваших друзей – это будущее богатство нашего народа. Вот почему Конвенция дает каждому право оставаться самим собой, требовать уважения к себе и защищает достоинство личности.

Древний мудрей Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка.

Учитель. Сегодня мы с вами поговорили не только о правах, но и о некоторых обязанностях граждан по отношению к другим гражданам.

Творческая работа в группах.
Рассмотрев все официальные документы о правах человека, мы можем приступить к творческому заданию, которое заключается в том, что вам нужно будет составить декларацию прав 6В класса.

Примеры прав:

Учащиеся 8 б класса имеют право просить помощи у своих одноклассников
Учащиеся 8 б класса имеют право получать отличные оценки и т.д

Но учтите:

1. Непременным условием реализации прав является то, что эти права не должны нарушать прав других людей
2. Осуществление этих прав должно зависеть не от других людей , а от самого себя
(в течении 2 минут дети придумывают свои права как учащихся класса, записывают их на стикерах и клеят на ватман. Далее 1 из учеников зачитывает все права и проходит голосование).

Действия в соответствии с законом.

Законные возможности .

Люди, связанные родством, имущественными и неимущественными правами и обязанностями.

То, что человек хочет, но без этого он может обойтись.

То, что человеку очень нужно, он без этого не может обойтись.

Человек, принадлежащий к постоянному населению государства.


Человек, которому ещё не исполнилось 18 лет.


Открытое столкновение.


Норма, поддерживаемая государством.

Законная мера, применяемая к правонарушителю за преступление или проступок.

Глава 2 Конституции РФ (статья 17-64)

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Статья 20: каждый имеет право на жизнь
Статья 22: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность
Статья 26: каждый имеет право указывать свою национальную принадлежность
Статья 27: каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право выбирать место проживания
Статья 31: граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия. Проводить собрания и митинги
Статья 34: каждый имеет право на свободное использование своих возможностей
Статья 40: каждый имеет право на жилище
Статья 41: каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Статья 43: каждый имеет право на образование

Каждый из вас имеет право на:

Имя
Гражданство
Надлежащее питание
Жилище
Медицинское обслуживание
Здоровый рост и развитие
Защиту от жестокости
Выражение своих мыслей и др.

- «Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-ти летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее» (ст.1, согласно определению Конвенции);

Каждый ребенок имеет право на жизнь (ст.1);

С момента рождения ребенок имеет право на имя, приобретение гражданства (ст.1);

Ребенок имеет право свободно выражать свою мысль (ст.13);

Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст.14);

Ребенок имеет право на образование (ст.28);

Государства – участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания (ст.37);

Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг (ст.31).

  1. Декларация прав ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года.
  1. Во всеобщей декларации прав человека сказано, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами. Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества.
  1. С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года.
  1. В соответствие с этим международным договором Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка.
  1. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите.

Сценка «Чужое письмо»

Вика: А ты не пойдешь на физкультуру?

Лена: Нет, я освобождена.

(Все уходят кроме Лены. Она садится и начинает рисовать.)

Лена: Ой, ластика нет. У кого же взять? У Вики посмотрю. (Лена роется в портфеле Вики. Находит блокнот, читает его. Затем находит письмо и начинает его читать. В это время входит Вика.

Вика: Почему ты открыла мой портфель? И почему читаешь мое письмо?

Лена: А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела?. Разве нельзя?

Ситуация «Громкая музыка»

(Имеет ли право мальчик включать громко музыку, даже если он считает, что таким образом проводит свой досуг?)

Ситуация. «На уроке истории»

Ученик. Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофёром буду? Да и Вы сами истории не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас неинтересные. Пусть нам другого учителя истории дадут, который поумнее Вас.

Учитель истории. Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?

Ученик. Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я вчера от него пострадал: меня за вашу двойку наказали и не разрешили в кино сходить. Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый.

Ситуация. «Я получаю образование»

Мама. Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын . Мама, у меня завтра контрольная.

Мама. Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак!

Сын. Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.