Классный час о правах и обязанностях ребенка "лучше знать, чем догадываться". Классный час по правам ребенка Классный час по правам ребенка

« Игровой практикум по правам

ребёнка».

1. Создание проблемной ситуации:

Анализ ситуации Б. Заходер «Перемена».

«Перемена, перемена!» -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним – бо-о-ольшая перемена!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом.
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил.
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи -
Словом, сделал всё, что мог!
Не угонишься за Вовой!
Ну а тут – опять звонок.
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём.
Ой, гляди, какой бедовый!
- Ничего, - вздыхает Вова,
- На уроке отдохнём.

-О чём заставляет нас задуматься это шуточное стихотворение?

- Какие ошибки в поведении допустил Вова? Попробуйте сосчитать. (10).

Вова допустил 10 ошибок, потому что не знает, что на перемене нужно подготовиться к следующему уроку и отдохнуть.

Проблемный вопрос: Почему же так происходит? Попытайтесь из всего сказанного сформулировать тему классного часа. (Выслушиваются варианты ответов).

Знаете ли вы, что у вас с самого рождения есть права, которые защищает самая

главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира, в том числе и Россия и Казахстан.

Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении.

Просматривание презентации «Сказка о правах ребёнка.»

Итак, давайте ещё раз повторим, какие права имеют дети и какие обязаности перед обществом, в котором они живут должны нести дети.

ПРАВА ДЕТЕЙ

    На имя и фамилию

    На общение на родном языке

    На свободное выражение своего мнения

    На достаточное питание и достаточное количество чистой воды

    На медицинский уход

    На приемлемый уровень жизни

    На проживание в родной семье или в семье, которая обеспечит ему наилучший уход

    На бесплатное образование

    На отдых и посещение кружков по интересам в свободное время

    Дети–инвалиды имеют право на особую заботу и специальное обучение

ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ

У каждого человека есть не только права, но и обязанности.

1.Соблюдать правила личной гигиены.

2.Помогать старшим.

3.Добросовестно учиться.

4.Знать и не нарушать права других людей.

5.Знать символику страны и уважительно относиться к государственным символам.

6.Слушаться родителей, воспитателей и учителя.

7.Помогать в семье по хозяйству, в классе добросовестно дежурить.

8..Выполнять требования школы, написанные в уставе учебного заведения.

А сейчас посмотрим, как вы усвоили права и обязаности детей.

Сценка 1.

После школы Арман и Иринка возвращаются домой.

А мне понравился классный час. У нас столько прав!

Теперь мы знаем свои права, точно! И сможем требовать их выполнения.

Давай проверим, как взрослые соблюдают наши права!

Дети прощаются и расходятся.

Утро. Арман ещё в постели. Папа подходит к кровати.

Сынок, вставай! Пора делать зарядку.

Не хочу! (Натягивает на голову одеяло.)

Папа настойчиво

Вставай, вставай, а то не успеем на каток!

Сегодня выходной… Я имею право на отдых! Я ведь ребёнок, а значит, имею свои права.

Конечно, ты ребёнок, но вставать тебе всё-таки придётся. Я ведь твой папа. Значит, имею право заботиться о твоём здоровье и правильно тебя воспитывать, учить соблюдать режим дня. Вставай!

Арман вздыхает и встаёт.

Утро. Кухня. Мама Иринки накрывает на стол. Появляется Иринка.

Иринка заглядывает в тарелку (разочарованно)

Опять каша… Не буду я эту противную кашу есть!

Почему противную? Каша вкусная и полезная.

Не буду! Имею право! Нам учительница вчера рассказывала!

Хорошо, а что же ты будешь есть?

Чипсы и сникерс!

Но это же вредно!

Тогда я вообще завракать не буду. Имею право!

Появляется папа. Иринка

Папа, я имею право не есть то, что мне не хочется, правда? У меня есть право на собственное мнение!

Не совсем так. У ребёнка есть права, это я тебе как юрист говорю. Но поступать, опираясь на него, ты можешь только в том случае, если оно не повредит ни тебе, ни другим людям. Ты ещё мала, и за твоё воспитание мы с мамой несём ответственность.

У ребёнка право есть

Кашу манную не есть,

Право есть просить при этом

Шоколадную конфету.(Верно?)

Право прыгать и шалить,

Чай на стол, шутя, пролить,

Драться с братиком подушкой,

Разбросать свои игрушки.

Исчеркать картинки в книжке,

Дёрнуть за ухо братишку.

Вот как много разных прав!

Разве я, друзья, не прав?

Викторина по сказкам.

1. В«Сказке о мертвой царевне» А.С. Пушкина есть такие строчки, выражающие приказ:

Свесть Царевну в глушь лесную, И, связав ее, живую, под сосной оставить там на съедение волкам!

В чем так провинилась Царевна, кто и за какие поступки может так жестоко наказывать ребенка?

Ответ. Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребенка. Каждое государство, подписав Конвенцию, обещает защитить своего маленького гражданина и покарать того, кто жестоко обращается с детьми.

2.Кто в сказке Г.Х. Андерсена «Голый король» не побоялся сказать королю правду?

Ответ. Ребенок имеет право на свое собственное мнение.

Ребенок может думать совсем не так, как взрослые, и все, что думает, – высказать вслух, написать и даже напечатать. И не надо ему говорить: «Мал еще, помалкивай!» Ну и что, что мал, ведь бывает, и взрослые ошибаются! А в Конвенции так и записано: ребенок может свободно выражать свое мнение. Правда, там добавлено: если при этом он никого не оскорбляет и не ругается плохими словами. Видишь, не любят все страны – члены Организации Объединенных Наций, – когда дети грубят и ругают

3.«– Сейчас же отопри дверь, – прорычал Волк, – а не то я ее выломаю!

– Дом поросенка – это его крепость, – сказал Наф – Наф своим братьям, и они приготовились защищаться».

Из какой это сказки? (Правильно, это сказка С. Михалкова «Три поросенка».)Какое право было нарушено в этой сказке Волком?

Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяином, как папа и мама.Никто не имеет права заставить тебя открыть дверь! Ни самый главный начальник, ни генерал. В своем доме ты главнее любого из них! Никому не позволено силой врываться в чужой дом. Каждый человек должен чувствовать себя дома в безопасности.

4.«– Рубите ей голову! – крикнула Королева. – Пусть выносят приговор, а виновата она или нет – потом разберемся!»

Так распоряжалась Королева из сказки Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес».

Какое нарушение прав человека в этой сказке?

Ответ.Никого нельзя наказывать без суда. Любой человек, в том числе и ребенок, считается невиновным до тех пор, пока не доказана его вина. Если тебя в чем-то подозревают, пусть сначала докажут! Один человек не имеет права признать другого виновным, осудить, а тем более – наказать. Это может сделать только суд. В суде у человека, которого обвиняют, должен быть защитник, знающий законы, который будет ему помогать.

5.«Много чудесных подарков получила новорожденная принцесса, и вдруг во Дворце появилась злая Ведьма.

– Вы не пригласили меня на крестины? – сказала она Королю и Королеве. – Так я пришла сама, и вот мой подарок: когда принцессе исполнится 16 лет, она уколется веретеном и умрет».

Из какой сказки этот отрывок? (Да, это сказка Шарля Перро «Спящая красавица»). Бессовестная злая колдунья наказала младенца за провинность родителей. Какое право она нарушила?

Ребенок не отвечает за провинность родителей, что бы они ни совершили.

Каждый ребенок имеет право на счастливую жизнь!

Разыгрывается сценка 2.

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

С грязными руками за стол?! Помой руки!

Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Помой посуду, сынок.

Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Это проявление жестокости, папа.

    Найти ошибки в поведении членов семьи (на доске табличка “обязанности”).

    Имеет ли право ребёнок от чего-то отказаться и получить то, что хочет?

    На доске анаграммы:

Отгадывание анаграмм.

Н О К Е В Н И Ц Я

Р Д О Т И Е И Л, Г О У С А Р Д Т С О В

И Ж З Н Ь, Р Б О А З О А В И Н Е.

Работа с презентацией по сказкам.

Подведение итогов.

Н О К Е В Н И Ц Я

Р Д О Т И Е И Л

Г О У С А Р Д Т С О В

И Ж З Н Ь

Р Б О А З О А В ИНЕ

Права ребёнка
(классный час)

Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка.

Задачи: показать единство прав и обязанностей, воспитывать уважение к одноклассникам, взрослым, их правам.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, карточки с названием групп, индивидуальные иллюстрации, письма-проблемы, статьи Конвенции о правах ребенка, материал для изготовления плакатов.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

2

I. Организационный момент.

Звучит мелодия песни «Улыбка».

– Как вы думаете, почему наше общение начинается с этой песни?

– На уроке станет радостно от хороших, теплых слов, общения.

Мы собрались с вами для серьезного разговора. Положите свои ладошки на ладошки соседа, пожелайте друг другу успеха.


– Эта песня о доброте, хороших, добрых отношениях.

– Кругом будут улыбки, если мы будем внимательны к окружающим.



II. Актуализация опорных знаний.

На экране появляется 1-й слайд со словами «Дети имеют право на особую заботу и помощь».

– Посмотрите на экран. Прочитайте и скажите, как вы понимаете эти слова.



– Эти слова записаны в важном документе «Конвенция о правах ребенка». Этот документ был принят 20 ноября 1989 года ООН.

На экране высвечивается 2-й слайд.

На экране высвечивается 3-й слайд.
– Прочитайте стихотворение.

Про вождей и про царей

знаем мы с пеленок,

Но главней, нужней, важней

для страны – ребенок!

Кем он станет завтра,

маленький и нежный?

Всей Земле права его –

право на надежду!


Конвенция закрепляет равные права детей и подростков, не достигших 18 лет. Она состоит из 54 статей.

1

2

– Как вы понимаете последнее предложение?

– Ребенок имеет права с рождения.

– Вот вы говорите: имеет право на то-то. А что такое право? Давайте обратимся к толковому словарю. (Ребенок ищет в словаре толкование данного слова.)

– Прочитайте, пожалуйста.



– Ребенку должны быть предоставлены возможности и условия, которые позволяли бы ему развиваться.

На экране высвечивается 4-й слайд: «Право – совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми».

III. Постановка учебной задачи.

– Как вы думаете, какова тема нашего классного часа?

Посмотрите на высказывания о праве. Как красиво и ярко сказано!

На экране высвечивается 5-й слайд: «Право существует для пользы человечества». «Право есть искусство добра и справедливости».

– А какие права вы уже знаете?


– Мы будем говорить о правах детей.



IV. «Открытие» нового знания.

Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди. Одновременно с ними появились вопросы:

– Что человек может делать и что не вправе делать?

– Что человек обязан делать и что не обязан?

– На что человек имеет право и на что его не имеет?

– Чтобы решить сегодня проблему, на что ребенок имеет право и как ему помочь, если нарушены права, мы разделимся на группы.

I и II группа – общественность, дети, у которых есть вопросы.

III группа – это СМИ (средства массовой информации), куда обращается наша общественность.

IV группа – служба защиты детства, куда обращается группа СМИ.

Итак, группа СМИ получила письма, которые должна изучить, чтобы обратиться за помощью в службу защиты детства.



1

2

Служба защиты детства должна просмотреть статьи Конвенции, чтобы дать грамотную консультацию. Общественность изобразит свои права, требования, которые хотела бы видеть в действии, в виде плаката «Забота о детях» (работа в группах).

– Вижу, что группы уже готовы к работе по проблеме классного часа.

СМИ зачитывает первое письмо :

«Дома у меня не все в порядке, с родителями я ссорюсь. А когда я с ними поссорюсь, они меня обзывают нехорошими словами. Я не могу вам написать эти слова: уж очень они скверные».


– Служба защиты, ответьте, нарушены ли права ребенка?

После обсуждения в группах, на экране 6-й слайд: «Ребенок имеет право на защиту и любовь в семье».


– Нарушена статья 3 данного документа. Ребенок имеет право на защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.

А также статья 8.

Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности.


СМИ зачитывает второе письмо:

«Если я получу плохую оценку, то мама запрещает выходить на улицу в течение месяца, играть с друзьями. Разъясните, нарушаются ли мои права».

Служба защиты детства, вы готовы дать консультацию?

На экране 7-й слайд:

«Ребенок имеет право на досуг, отдых».

– У общественности есть вопрос к службе защиты детства?

– В данном случае права ребенка ущемлены, но не серьезно. Мама строго относится к успехам ребенка. Ребенок имеет право на досуг, отдых (статья 31), но не должен забывать о своих обязанностях.



– У меня есть вопрос: мой ребенок заканчивает 11 класс и хочет учиться дальше. Имеет ли он на это право?

На экране 8-й слайд: «Ребенок имеет право на образование».

В СМИ поступило следующее письмо. Зачитайте его.



– Ваш ребенок согласно статье 28. Конвенции имеет право на образование.

1

2

«Когда я была во втором классе, на дом задали таблицу умножения. Она мне плохо запоминалась. Я хотела ее учить про себя, а мама заставляла вслух. Я произносила цифры тихо. Тогда мама схватила мои руки, положила на стол, зажала их коленкой и стала ложкой бить».

– Служба защиты, объясните, пожалуйста, какие права ребенка нарушены?

На экране 9-й слайд: « Дети имеют право не подвергаться жестокому и небрежному обращению, право на безопасные условия жизни».


– По рассматриваемому случаю нарушена статья 37.
Ни один ребенок не должен подвергаться пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.

Общественность обращается к гостям с проблемой.

«Я заболел и пошел в больницу. В больнице мне отказали в медицинской помощи, потому что мне уже 17 лет. Сказали, что я сам в состоянии о себе позаботиться. Кто прав?»


– Гости, пожалуйста, подскажите нам.

(Отвечают гости.)

– Мы знаем, что любой человек имеет право на пользование услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.



– Служба защиты детства что-то хотите добавить к сказанному?

– Правильно сказали наши гости. Еще в Конвенции сказано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, поэтому юноше не имели право отказать, ему было 17 лет.

Физминутка

На экране 10-й слайд, на нем кадр из мультфильма. З вучит «Песенка Мамонтенка» (слова Д. Непомнящей, музыка В. Шаинского).

Дети под песенку отдыхают, выполняя различные движения.



– Ребята, скажите, какие права Мамонтенка нарушены?

Статья 9.

– Ребенок не должен быть разлучен со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.



– В СМИ поступило следующее письмо. Зачитайте его.

«Я знаю одну девочку. Она учится в нашей школе недавно. Приехала она с семьей из


1

2

Грузии. Все над ней смеются, обзывают на каждом шагу из-за того, что она не русская. В школе ей не совсем хорошо. Посоветуйте, как помочь».

– За помощью мы обращаемся в службу защиты детства.

– Нарушена статья 2. Ребенок имеет право быть равноправным, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, национальности.

На экране 11-й слайд.

– Общественность, вам понятны ваши права?

– О каких правах вы узнали?

Группа общественности, выслушав все ответы, получив консультацию, подготовила плакат «Забота о детях».

Рассматривание плаката.

– Как много вы знаете. Молодцы!

V. Первичное закрепление.

– Сейчас я предлагаю вам проверить свои знания.

Каждой группе даны иллюстрации к сказкам, которые вам давно известны. Используя свои знания, постарайтесь определить изображенное право или его нарушение.

Обсудите в своей группе и подготовьте ответ.



Группы рассматривают по 2 иллюстрации, обсуждают.

– Группы готовы работать?

– Какая иллюстрация была у общественности?


Эпизод из сказки «Зайкина избушка».

Эта иллюстрация демонстрирует нам посягательство на неприкосновенность жилища.



На экране 12-й слайд.

На экране демонстрируются те же иллюстрации, что и на парте у группы. Под иллюстрацией выдержки из статей Конвенции.

Аналогично разбираются следующие иллюстрации (см. Приложение) , слайды 13–17.


VI. Включение нового знания в систему знаний.

– А как вы думаете, только ребенок имеет права?

На экране 18-й слайд.

«Ты должен знать, какие права у тебя есть. Но не забывай, что права есть у твоих мамы



– Права имеют все люди. Все люди равноправны, независимо от национальности, расы, пола, языка, цвета кожи.

1

2

и папы, учителей, одноклассников, знакомых и незнакомых людей».

– Только ли права играют роль в нашей жизни?

– В нашей жизни играют роль не только права, но и обязанности.

– А какие обязанности вы знаете?

– Каждая группа выполнит задание на карточке. Вам нужно рассмотреть ситуацию, обсудить в группе и ответить. (После обсуждения каждая группа отвечает.)

Группы получают задание: выяснить,


– Обязанность хорошо учиться; помогать дома; ухаживать за пожилыми людьми.

1. Ребенка заставили делать уроки.

.
2. Мама просит сына сходить в магазин. Тот пришел из школы и говорит, что устал, имеет право на отдых и отказывается идти.



– Наша обязанность учиться. Родители заботятся о ребенке, поэтому его права не нарушены.

– Мама попросила сына, жестокости по отношению к нему не проявляла. Нужно помнить о своих обязанностях. Никакие права не нарушены.



3. Ребенка заставили убрать в своей комнате.

4. Ребенка заставили мыть руки перед едой.



– Ребенок должен знать свои обязанности. В данной ситуации его попросили убрать в своей комнате, за собой.

– Права ребенка не нарушены. Родители заботятся о здоровье ребенка. Нужно соблюдать правила гигиены



– Порядок в мире будет только в том случае, если будем знать не только права, но и выполнять обязанности и законы.

На экране 19-й слайд.

Товарищи взрослые и дети!

За свое будущее мы все в ответе!

Права и обязанности знайте,

Хорошими людьми вырастайте!

VII. Итог занятия.

– Над какой проблемой работали? Что нам помогло?

– Удалось ли достигнуть цели занятия?

– Где нам может это пригодиться?



П р и л о ж е н и е.

Материалы Конвенции о правах ребенка

Статья 1.

Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 5.

Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

Статья 2.

Ребенок имеет равные права и равную ценность, независимо от расы, национальности, языка, пола, религии, богатства и бедности социального происхождения.

Статья 31.

Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту.

Статья 37.

Ребенок имеет право на безопасные условия жизни, не должен подвергаться жестокому и небрежному обращению, бесчеловечным или унижающим достоинство видам.

Статья 3.

Ребенок имеет право на жизнь и развитие, защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.

Статья 8.

Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности.

Статья 16.

Ребенок имеет право на защиту от посягательства на личную жизнь, неприкосновенность жилища.

Статья 9.

Ребенок не разлучается со своими родителями, вопреки их желанию, за исключением случаев, когда такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.

Статья 28.

Ребенок имеет право на образование.

Статья 24.

Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.

Статья 36.

Ребенок должен быть защищен от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.

Статья 35.

Ребенок должен быть защищен от похищения и торговли.

З а д а н и я д л я и н д и в и д у а л ь н ы х к а р т о ч е к:
р а з б о р с и т у а ц и й

Нарушены ли права ребенка в следующей ситуации? Если да, то какие?

Ребенка заставляют мыть руки перед едой.

Нарушены ли права ребенка в следующей ситуации? Если да, то какие?

Ребенка заставили делать уроки.

Нарушены ли права ребенка в следующей ситуации? Если да, то какие?

Ребенка заставили убрать в своей комнате.

Нарушены ли права ребенка в следующей ситуации? Если да, то какие?

Мама просит сына сходить в магазин. Тот пришел из школы и говорит, что устал и отказывается идти.

1) Дома у меня не все в порядке, с родителями я ссорюсь. А когда я с ними поссорюсь, они меня обзывают нехорошими словами, Я не могу вам написать эти слова: уж очень они скверные.

2) Когда я была во 2 классе, нам на дом задали таблицу умножения. Она мне плохо запоминалась. Я хотела ее учить про себя, а мама заставляла вслух. Я произносила цифры тихо. Тогда мама схватила мои руки, положила на стул, зажала их коленкой и стала ложкой бить.

3) Я знаю одну девочку. Она учится в нашей школе недавно. Приехала она с семьей из Армении. Все над ней смеются, обзывают на каждом шагу из-за того, что она нерусская. В школе ей не совсем хорошо. Посоветуйте, как ей помочь.

С л а й д 2

С л а й д 3

С л а й д 4

С л а й д 5

С л а й д 6

С л а й д 7

С л а й д 8

КГОБУ Лесозаводская КШИ

Учитель: Потапова Мария Михайловна

Урок по обществознанию

«Права ребенка »

Цель : Обобщить знания детей об основных правах ребенка, разделить понятия «права» и «обязанности», показать единства права и обязанности, сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей, способствовать формированию активной жизненной позиции.

Задачи: Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в конвенции о правах ребенка; на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека; помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас гости. Давайте покажем, что мы уже взрослые, умные, дисциплинированные. Для этого вам надо хорошо себя вести, не кричать с места, вести себя достойно.

2. Звучит гимн России (слайд 1)

Ребята, что сейчас мы прослушали?

Да, прозвучала самая главная и торжественная песня страны - гимн России.

Сегодня у нас будет очень важный и серьёзный разговор.

Давайте разгадаем кроссворд и узнаем тему нашего сегодняшнего классного часа.

1. Отдых, перерыв между уроками. (перемена)

2. Если она крепкая,то она не сломается и не расклеится от дождей и вьюг. (дружба)

3. Основная деятельность учеников. (учеба)

4. Возможность выбирать, или когда человек не находится в заключении, под стражей. (свобода)

5. Синоним слово близкое по значению к слову «страна», где живут люди говорящие на одном языке, имеющие общие традиции. (государство)

Получилось ключевое слово «права».

Тема сегодняшнего урока (слайд 2)

"Права ребенка"

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Когда человек счастлив, он редко думает о своих правах. Ещё реже думают о своих детях. Но в нашем мире человек часто попадает в положение, когда ему необходима защита.

В этом ему помогает Конституция РФ.

(слайд 3) Конституция РФ - основной закон в котором перечислены все наши права.

Главное право человека - право на жизнь. Все начинается с права на жизнь. Это первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В древней Спарте,ребенка родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим вместе с деньгами. В Санкт- Петербурге в прошлом веке было очень много приютов для младенцев, бедные люди, родители клали своих детей в корзины и подбрасывали «добрым людям».

Сегодня вы живете с родителями или родственниками, которые в связи с определенными обстоятельствами заменили вам родителей. Эти люди заботятся о вас, стараются уберечь вас от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни.

Конечно, семья - самая важная часть общества: здесь ребенка стараются защищать от всего, что может ему повредить. Но о детях заботятся не только в семье. Вот сегодня мы с вами поговорим о ваших правах, об общественных и благотворительных организациях, которые главной своей задачей считают защиту детей.

Конвенция - это соглашение между государствами, а их 61 государство, которые подписали конвенцию, т.е. согласились защищать права детей.

Запишите в тетрадь определение.

В этом документе записаны права детей всего мира. Этот документ приняла Организация Объединенных Наций, сокращенно ООН. Эта международная организация возникла после Второй мировой войны,которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы многих стран мира объединились в Организацию Народных Наций.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты,преступления,аварии, стихийные бедствия, эпидемии. Даже взрослы, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мировой жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей и была принята Конвенция «О правах ребенка».

В Конвенции записано, что каждый человек до достижения 18 лет считается ребенком.

Какие же права детей вы знаете?

Давайте прочитаем эти права. (права написаны на доске)

В конвенции говорится, что каждый человек имеет право на имя. У каждого из вас есть имя!

Ребята, давайте поиграем.

- Игра «Имена»

Правила игры: Вы должны назвать своё имя и добавить к нему прилагательное, на ту же букву с какой начинается имя.

Я начинаю первой: Мария- мудрая

Ребята, а имеете ли вы право на свое имя? Как вы считаете? А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе. Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии.

Правильно, семья новорожденного дает ему Фамилию, Имя, Отчество и эти сведения записывают в специальный документ: свидетельство о рождении. Это ваш первый документ.

А, что еще там записано? Кто знает? (родители)

Правильно. (слайд 5)

Ещё в свидетельстве о рождении записано, что вы являетесь гражданином России. А это значит, что государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя.

Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся к юристу. (слайд 6)

- Консультация - это совет, разъяснение. Юристы- это люди, которые знают все законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства.

- Запишите определение в тетрадь.

- Давайте поиграем в игру «Юридическая консультация»

Представьте себе, что вы юристы и хорошо знаете права детей (некоторые из них написаны на доске)

К вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на конвенцию «О правах ребенка». Каждый ответ надо начинать так: «Согласно конвенции о правах ребенка».

- К нам обратился Маугли: Мне 17 лет, так получилось, что долгое время я жил в лесу вместе с дикими животными, птицами и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие права, как все дети?

Конечно имеете. Согласно конвенции о правах ребенка - ребенком является каждый человек до 18 лет. Вам еще нет 18 лет, значит вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

- Маугли: Но я не умею говорить человеческим голосом. Я говорю на языке птиц и зверей. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным. Имеют ли они на это право?

Согласно конвенции о правах ребенка никто не имеет право унижать ваше человеческое достоинство; не имеет право подвергать жестокому обращению, насилию, оскорблениям; вы имеете право на свободу перемещения, на медицинское обследование, образование, развитие своих способностей.

- Гарри Поттер , просит разъяснить такую ситуацию:

Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Согласно конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на личную жизнь и право переписки. Согласно конвенции о правах ребенка, каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.

Ребята, понравилось ли вам выступать в роли юристов?

Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права? (ответы детей)

Почему права детей не всегда соблюдаются? (ответы детей)

Да, я согласна с вами, что многие взрослые считают детей маленькими, глупыми и взрослые поэтому не соблюдают права детей.

Ребята, у вас на партах лежат листочки с отрывком из произведения А.П. Чехова «Ванька». Я вам прочитаю отрывок,а вы подчеркните строчки, в которых говориться о нарушении прав ребенка, если бы Ванька жил в наше время. (слайд 6)

Прочитайте строчки из текста.

Какие права были нарушены? (жестокое обращение, плохое питание)

Ребята, вы должны знать, что у каждого ребенка есть право на защиту от насилия, жестокости. Это право означает, что никто не может издеваться над ребенком, причинять ему боль и страдания.

На помощь такому ребенку приходит государство. Существует отдел опеки и попечительства, социальные службы, которые помогают детям попавшим в трудную жизненную ситуацию.

(ответы детей)

Ребята, я предлагаю игру «Брей-ринг»

-Правила игры: На экране вы видите картинки к сказкам, которые вы хорошо знаете. Прежде чем начать игру, надо вспомнить о чем говорится в этих сказках. На партах настольные лампы, при готовом ответе включаете лампу. За правильный ответ получаете жетон, но ответ надо объяснить, какие права нарушены или каким правом пользуются сказочные герои.

- Вопросы: 1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность,жизни и свободы? (Красная шапочка, Волк и семеро козлят)

2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? (Зайка, из сказки «Зайкина избушка»)

3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик»)

4. В какой сказке говорится о праве медицинской помощи? («Айболит»)

5. В какой сказке героиня воспользовалась правом свободного передвижения и выбором места жительства? («Лягушка путешественница»)

Молодцы, ребята! Работали дружно. Подсчитаем ваши жетоны.

Победила дружба!

У каждого человека не только права, но и обязанности.

Давайте их вспомним и прочитаем на слайде.

Детям и подросткам часто хочется стать взрослым, уйти от опеки старших. Возникают конфликты между детьми и взрослыми.

Здесь уже не взрослые нарушают права детей,а дети претендуют на роль взрослых забыв свои обязанности.

Запомните! Взаимопонимание,уважение прав друг друга - единственный способ решения любого конфликта.

Относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам.

Ребята, скажите каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партой в школе? Именно право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка.

Сейчас я прошу всех ребят письменно ответить на один вопрос:

Для чего вы должны знать свои права? Кто написал ответ, прикрепите свои листочки на плакат.

ВСЕ ВМЕСТЕ ЧИТАЮТ.

Спасибо за урок.Молодцы,сегодня хорошо работали все ребята.

Классный час: «Права ребенка – твои права»

Цель:

формирование правовой культуры учащихся начальной школы через ознакомление

с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.

Задачи:

2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

4. Воспитывать уважение к другим людям.

Ход занятия

    Приветствие. Психологический настрой

Мы спешим сказать вам - «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Мы спешим сказать вам – «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Мы спешим сказать вам – «Радости!»,

Удач, успехов и везения! -

Чтоб пожелать всем в этом классе

Прекраснейшего настроения.

    Целеполагание:

Посмотрите на доску, перед вами число 20 ноября. Оно вам о чем - нибудь говорит?

К концу нашего сегодняшнего классного часа, я думаю, каждый из вас сможет с уверенностью сказать, что он знает такую дату.

Давайте вспомним, какими важными пятью качествами должен обладать школьник.

Качество человека, любящего говорить правду (правдивость ).

Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности (разумность).

Антоним существительному неряшливость (аккуратность).

Качество учтивого человека, соблюдающего правила приличия (вежливость ).

Качество человека с высоко развитым чувством долга (ответственность) .

Какое слово выделилось? (право ).

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

3. Работа с толковым словарем.

А как вы понимаете, слово «право»? (мнения детей)

Право – возможность что-нибудь делать, осуществлять. (Из словаря Ожегова)

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова)

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

А есть ли права у вас, у детей? Существуют ли документы, где прописаны права ребенка?

4. Вводная беседа учителя.

Ещё в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоёвывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Итак, Конституция – основной закон, по которому мы с вами живем. В Конституции записаны права наших граждан.

Составьте слово КОНВЕНЦИЯ (из разрезанных букв) Презентация

Дата 20 ноября выбрана не случайно . Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка . Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью "обеспечить детям счастливое детство".

Со времени принятия этой Декларации прошло ровно 30 лет, когда 20 ноября была принята Конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 г. Через год она была принята и в нашей стране.

Конвенция, как международный документ, отличается от Декларации тем, что Декларации являются призывами к народам и государством соблюдать записанные в них положения.

А Конвенции, если они подписаны представителем государства, являются обязательством данного государства точно следовать этому международному договору.

Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства-участники Конвенции. Презентация.

    Закрепление. Игра «Разрешается – запрещается»

А теперь, чтобы проверить, как вы запомнили права ребенка, мы с вами поиграем в игру «Разрешается – запрещается». Я в стихотворной форме буду описывать вам различные ситуации, а вы должны будете заканчивать фразу словами «разрешается» или «запрещается»

Куда пойдем мы в воскресенье:

На каток или в кино.

Вот семья вопрос решает

Выбрать мнение одно.

Взрослые на деток смотрят, смотрят- удивляются.

Слушать мнение ребенка конечно (разрешается ).


Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается )

С мамой дети должны жить,
Не грустить и не тужить

Это ( разрешается ).

Дитя незаконно похищают,

Мать с ребенком разлучают.

Это ( запрещается ).

Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – ( разрешается ).

Много трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа

Конечно ( запрещается ).

Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это ( разрешается ).

Когда слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго ( запрещается ).

6. Игра «Права литературных героев»

Презентация

В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность?

«Красная Шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.

Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?

Три поросенка, зайка из русской народной сказки «Лиса и заяц».

В какой сказке нарушено право человека владеть своим имуществом?

«Золотой ключик, или приключения Буратино».

В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?

«Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и его работнике Балде».

В какой сказке нарушено право на жизнь? «Колобок»

В какой сказке нарушено право на отдых и досуг? «Золушка»

Какой литературный герой мог бы пожаловаться на жесткое, бесчеловечное обращение? Буратино

Герои какой сказки воспользовались правом свободного передвижения и выбора места жительства? «Бременские музыканты», «Лягушка – путешественница»

В какой сказке подтверждается право на получение бесплатной медицинской помощи? «Айболит»

ЗАЩИЩАЯ ПРАВА НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ О СВОИХ ОБЯЗАННОСТЯХ.

7. Заключительная часть. Презентация

Для того, чтобы узнать насколько вы усвоили материал нашего классного часа, я предлагаю вам ответить на несколько вопросов:

1. Как ты считаешь, существуют ли у тебя обязанности перед школой?

А) Да, существуют

Б) Затрудняюсь ответить

В) Не существуют

2. Разрешено ли нам нарушать права других людей?

А) Да, конечно разрешено.

Б) Разрешено только в редких случаях

В) Абсолютно запрещено

3. Кем были созданы права человека?

А) народом

Б) государственной властью

В) сотрудниками полиции

4.Как вы считаете, каждый ли ребенок имеет право жить и воспитываться в семье?

А) Нет, это право имеют только те дети, которые любят и уважают своих родителей.

Б) это право доступно для каждого ребенка

В) ни один ребенок не имеет такого права.

5.Как вы считаете, соблюдение дисциплины в школе – это…

А) право учащихся

Б) обязанность учащихся

В) не то и не другое

    Давайте подведём итог:

В каком документе записаны права детей?

Какой организацией он был принят?

Какие права- положения из конвенции вы знаете?

Отстаивая свои права, о чём вы всегда должны помнить?

(Что кроме прав у человека есть и обязанности перед обществом, семьёй…)

А ещё? (Уважай свои и чужие права)

Использованные источники:

1. http://www.deti-66.ru

2. http://www.zavuch.info

3. http://www.proshkolu.ru

5.

6. http://festival.1september.ru/articles/524684/ Мороз Марина Николаевна, Классный час на тему "Права, обязанности и ответственность ребенка";

7. http://festival.1september.ru/articles/104015/ Рыжова Клавдия Ивановна, Классный час на тему: "Наши права и обязанности"

8. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%ED%E2%E5%ED%F6%E8%FF_%EE_%EF%F0%E0%E2%E0%F5_%F0%E5%E1%B8%ED%EA%E0 Википедия, Конвенция о правах ребенка;

9. http://www.pravadetey.ru/ Права детей.

10. http://zateevo.ru/?section=page&action=edit&alias=prava_deti_konvenzia Права детей

11. Лопатина А., Скребцова М. Права детей в сказках, рисунках и вопросах.- М.: Амрита-Русь, 2008 г