Классный час на тему: «Огонь – друг и враг человека. Огонь –мой друг и враг Почему огонь для человека может быть врагом

Ткачева Татьяна
Досуг «Огонь - друг и враг человека»

Досуг с детьми старшего дошкольного возраста

«Огонь - друг и враг человека».

Цель: отрабатывать навыки безопасного поведения во время пожара. Закрепить правила пожарной безопасности.

Воспитатель 1 : отгадав мою загадку, вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить: Рыжий зверь в печи сидит

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова,

Может, час, а может, два

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь!

Воспитатель 1 : Огонь – давний друг человека. Скажите, ребята, как человек и огонь дружат?

(ответы детей)

Воспитатель 2 : Он обеспечивает человека теплом и светом. С его помощью совершается много полезных дел. Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли. На огне готовят пищу. Он нужен в домах, детских садах, школах, фермах, заводах, больницах. Люди склоняют головы перед вечным огнём у памятников героям.

Воспитатель 1 : Нам без доброго огня

Обойтись нельзя и дня,

Он надёжно дружит с нами,

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает будто флаг.

Всем огонь хороший нужен

И за то ему почёт,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печёт.

Воспитатель 2 : Но огонь может быть страшным и злым. Тогда он становится врагом человека. Назовите примеры.

ответы детей)

Воспитатель 1 : Да, злой огонь вызывает пожар, который может принести значительный материальный ущерб и вызвать гибель людей. В пламени горит всё: жилища, посевы, скот, леса, целые деревни и даже города. Когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. Огонь из доброго слуги человека может превратиться в огнедышащего дракона. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным при обращении с огнём, соблюдая осторожность возле электроприборов и печей.

Воспитатель 2 : Человеку друг огонь,

Только зря его не тронь!

Если будешь баловать,

То беды не миновать!

От огня несдобровать.

Воспитатель 1: Знайте, в гневе он сердит,

Ничего не пощадит.

Уничтожить может школу,

Поле хлебное, твой дом

И у дома всё кругом,

И, взметнувшись до небес,

Перекинуться на лес.

Воспитатель 2 : Гибнут в пламени пожара

Даже люди иногда

Это помните всегда!

Воспитатель 1 : сегодня мы выясним, кто больше знает о свойствах огня и мерах предосторожности при пользовании им. Перед началом соревнований проведём опрос - викторину:

1. Кто такие пожарные?

2. Какой номер телефона нужно набирать в случае пожара?

3. Какие огнеопасные предметы вы знаете?

4. В квартире много дыма, как необходимо себя вести?

5. Какого цвета пожарная машина?

6. Какой пожарный инвентарь есть в детском саду?

7. Для чего при пожаре нужен песок?

Дети каждой группы делятся на 2 команды

Воспитатель 2:

Задание 1.

На столах перед командами лежат разрезные карточки с цифрами 01, из них нужно правильно и быстро составить номер телефона пожарной охраны.

Воспитатель 1:

Задание 2.

Воспитатель: Молодцы! А теперь попробуйте отгадать загадки.

Стоит дом, пятьдесят сестричек в нём, посоветую я детям – не играйте с домом этим (спички).

Красная корова всю солому поела (огонь).

Наш дед Ермолай съест всё, что ни дай (огонь).

Шипит и злится, воды боится; с языком, а не лает; без зубов, а кусает (огонь).

Выпал на пол уголёк, деревянный пол зажёг, не смотри, не жди, не стой, а залей его (водой).

Воспитатель 2:

Задание 3. Эстафета «Спаси куклу»

Ведущий: Напоминает детям правила поведения при возникновении пожара: нельзя прятаться под кроватями и в других труднодоступных местах, выбираться из задымленного помещения, нужно как можно ниже пригибаясь к полу. На финише расположены куклы.

Игроки каждой команды поочерёдно должны проползти, «спасаясь от дыма», под большими стульями до «места пожара», бережно взять в руки куклу и «вынести из огня», совершив обратный путь под большими стульями.

Выигрывает команда, которая быстрее «спасёт» кукол.

Воспитатель 1: «Собери спички»

Команды собирают спички в коробочки.

Воспитатель 2: «Потуши пожар»

На определенном расстоянии от детей ставятся 2 стульчика – он изображает огонь. Участники каждой команды добегает с ведром до стульчика, имитирует тушение огня – опрокидывает ведро и бежит обратно. Побеждает команда, которая быстрее «потушит огонь».

Воспитатель 1: А сейчас предлагаю всем вместе поиграть.

Я буду задавать вопросы, а вы хором должны ответить: «Это я, это я, это все мои друзья!» или промолчать, будьте внимательны.

Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим!»

Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?

Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

Кто от маленькой сестрички прячет дома, дети, спички?

Воспитатель 2: А сейчас я буду произносить фразу и, если вы со мною согласны, хлопайте в ладоши, если не согласны – сидите тихо.

Уходя из дома, необходимо гасить свет.

Если взрослых нет дома, можно взять спички и немного поиграть.

Загорелся Кошкин дом, она спряталась под кровать.

Если случится пожар, я позвоню по телефону «25»

Воспитатель 1: А сейчас Тестирование.

1. Как правильно вести себя во время пожара в квартире?

А) попытаться самому потушить огонь?

Б) позвонить по телефону 01 и вызвать пожарных.

В) позвать на помощь соседей.

2. Как поступить, если младшая сестра или брат от страха перед огнём и дымом спрятались в шкаф, под кровать или под стол?

А) Вытащить их оттуда и вынести из квартиры.

Б) позвать на помощь взрослых и вынести малышей.

В) Поскорей убежать из квартиры.

3. Что делать, если в квартире появился дым?

А) Обмотать лицо мокрой тканью и по быстрей покинуть квартиру, стараясь не вдыхать глубоко, двигаться пригнувшись.

Б) Открыть окна и дверь, чтобы дым улетучился.

4. Что надо делать, чтобы у вас в квартире никогда не было пожара?

А) Соблюдать правила пожарной безопасности.

Б) Не пользоваться электроприборами.

В) Во всех комнатах расставить бочки с водой.

Воспитатель 2: Молодцы, ребята, вы прошли тестирование. Соблюдайте всегда правила противопожарной безопасности и дружите с огнем, никогда его не злите, чтобы он не превратился в вашего врага.

Публикации по теме:

Нет сомнений в том, что обучение детей правилам пожарной безопасности в наше время очень важно. Воспитывать навыки осторожного обращения.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Огонь - друг, огонь - враг» Тема: «Огонь – друг, огонь - враг». (старшая группа) Цель: расширение представлений детей о правилах поведения с огнем и формирование навыков.

Конспект НОД по безопасности, коммуникации, физической культуре в подготовительной группе «Огонь - друг, огонь - враг» Выполнила: Калижникова С. М. Задачи: Углублять и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения. Развивать связную речь,.

Конспект ООД ОО «Познавательное развитие» Формирование основ безопасности поведения дошкольников «Огонь-друг, огонь-враг» Тема: «Огонь – друг, огонь - враг» для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: уточнить,.

Огнем в быту называют пламя, сопровождающее процесс горения вещества с одновременным выделением тепла. Почему считается, что огонь – друг и враг человека . Огонь - друг или враг человека?.

Огонь - друг человека

В период первобытного существования человечества было время, когда люди совсем не знали огня. Впервые человек встречался с огонем при пожаре, возникшем от молнии или раскаленной лавы, изверженной из вулканов. Такой огонь воспринимался первобытным человеком как сверхъестественная сила , вызывая у него чувство страха.
Огонь как последствие раскаленной лавы. С развитием человечества наши предки научились добывать огонь простейшими способами - путем одного деревянного предмета о другой или высекая искры при ударе камня о камень. Добытый огонь постоянно поддерживали в непрерывно горящих кострах, лучинах, коптилках. Применяя огонь, люди научились готовить пищу, обогреваться, использовать его для защиты от нападения хищных зверей. Так огонь стал другом человека .

Огонь - большая сила

Постепенно человек научился управлять огнем - строить кухонные очаги, печи, делать осветительные лампы, фонари. Прошли тысячелетия. Теперь огонь используют как в быту, так и в промышленности. Современный человек разумно пользуется огнем. В умелых руках огонь - большая сила . Но, к сожалению, в нашей жизни нередко бывают случаи, когда из-за неумения или небрежности в обращении с огнем возникают пожары и за короткое время сгорают огромные материальные ценности - , промышленные предприятия, больницы, школы, жилые дома, животноводческие помещения, хлеб и другие богатства, созданные трудом людей.

Огонь - враг человека

Пожары в большинстве случаев возникают из-за несоблюдения элементарных правил пожарной безопасности в быту и по месту работы вследствие халатности или по незнанию этих правил. Тогда огонь становится врагом человека .
Пожар как последствие несоблюдения правил пожарной безопасности.

Причины пожаров

Наиболее распространенными причинами пожаров являются неосторожное обращение с огнем, курение, игра детей с огнем.
  • От брошенной не потушенной спички могут загореться легковоспламеняющиеся предметы (скатерть, занавеска, бумага, древесные отходы, сено, сухая трава и т. д.).
  • При неосторожном зажигании спички отлетевшая головка может поджечь одежду, постель и другие сгораемые материалы и вызвать пожар.
  • К тяжелым последствиям может привести небрежное обращение с горящей свечой.
В новгородских летописях за 1509 г. имеется такая запись:
«В первом часу дня на заутрене в неделю был большой пожар. Загорелось на Славкиной улице у Логиновой жены Екатерины в клети от свечи и погорела торговая сторона вся, многие палаты посыпались, и жизней без числа сгорело. Никогда же в Великом Новгороде такой пожар не бывал».
В летописи далее рассказывается о том, что многие новгородцы, спасаясь от огня, вместе с имуществом хотели укрыться в Арбузовском саду на Никитинской улице. Сильный ветер перебросил огонь в сад, и сад запылал. В огне погибло 3315 человек, и, кроме того, многие утонули в Волхове. Копеечная свеча Екатерины Логиновой обошлась новгородцам не только в несколько миллионов рублей, но и в тысячи человеческих жизней.
Свеча - распространенная причина возникновения пожара. Сейчас таких крупных пожаров от неправильной эксплуатации свечей нет. Однако пожаров по этой причине еще много. Поэтому необходимо соблюдать особую осторожность при пользовании свечами. Нельзя укреплять свечу расплавленным воском на столе, доске, на подоконнике или стуле, так как, догорая, она может упасть и вызвать пожар. Используя свечи, надо применять невысокие металлические подсвечники или укреплять свечи на несгораемом основании. Очень опасно ходить с горящей свечой на чердак, в кладовые, сараи, так как свеча может случайно выпасть из рук и поджечь паутину, бумагу, солому или сено и вызвать пожар.
  • Нельзя курить в помещениях, где производят работы с легковоспламеняющимися жидкостями, в столярных мастерских, в складах, гаражах, в хлебных массивах, а в условиях жилищ - на чердаках, в сараях и т. д.
  • Нередки случаи, когда дети младшего возраста становятся виновниками пожаров и сами при этом гибнут.
  • Надо запрещать детям самостоятельно пользоваться огнем, а спички хранить в недоступном месте, чтобы они не могли их найти.
Детям старшего возраста нужно разъяснить, что же надо делать для того, чтобы не допустить такого бедствия. Это:
  • не играть со спичками, не зажигать их самим и не давать заниматься этим другим детям;
  • не играть с электрическими приборами, не включать их в сеть, оставленный без присмотра включенный в сеть прибор может привести к пожару;
  • не растапливать печь, не зажигать газ в плите;
  • не разводить костров в отсутствие старших.

При разведении костров нужно соблюдать правила пожарной безопасности. Если у них есть младшие братья и сестры:
  • не оставлять их без присмотра,
  • не подпускать их к горящей печке,
  • не разрешать им играть со спичками, электронагревательными и осветительными приборами.
Так старшие дети помогут взрослым организовать разумный отдых и досуг детей младшего возраста. При соблюдении разумного и грамотного обращения с огнем, он может стать только другом человека.

Кузнецова Зинаида Александровна

учитель начальных классов

г.Н-Новгород МБОУСОШ 41

Классный час на тему:

«Огонь – друг и враг человека»

Задачи:

1. Учить детей навыкам правильного обращения с огнем.

2. Познакомить с правилами поведения при пожаре.

3. Развить речь, мышление, вооброжение.

Оборудование:

Плакаты: «Причины пожаров», «Как вести себя во время пожара», «Береги лес от огня»

Ведущий:

Жизнь интересна и замечательна. Однако на свете существует множество опасностей, которые могут испортить её.

Огонь был и остается одним из главных помощников человека. но если дать огню волю, не соблюдать правил пожарной безопасности, то из вашего помощника огонь может превратиться в злейшего врага. Огонь будет твоим другом, если ты умеешь обращаться с ним. Но в неумелых руках, в руках шалуна, он будет врагом и может привести к беде. В нашей стране ежегодно возникает более 300 тысяч пожаров. И самое страшное то, что в огне погибают люди. Примерно каждый шестой из таких пожаров случается по вине детей, и дети чаще всего страдают в пожарах.

Пожар – это огонь, вышедший из под контроля человека. Перечислить все причины пожаров трудно, но основные из них необходимо знать, чтобы не произошла беда.

Игра «Доскажи словечко»

Ведущий держит в руках воздушные шары. Читая двустишия, он кидает по одному шару

в сторону зрителей. Ученик, поймав воздушный шар, должен досказать ответ.

Раз, два, три, четыре –

У кого пожар…(в квартире)?

Дыма столб поднялся вдруг.

Кто не выключил…(утюг)?

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над…(газом)?

Столб огня чердак объял.

Кто там спички…(зажигал)?

Побежал пожар во двор.

Это кто там жег…(костер)?

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жег…(траву)?

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые…(предметы)?

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички…(отобрать)

Дым увидел – не зевай

И пожарных…(вызывай)

Помни каждый гражданин

Этот номер…(01)

Ведущий:

Я вижу, что вы знаете причины возникновения пожаров.

Огонь! Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. Он играл огромную роль в жизни людей – согревал в холод, помогал готовить еду, защищал от диких зверей. И в наши дни огонь играет большую роль в жизни людей.

Дети:

А без доброго огня

Обойтись нельзя ни дня.

Он надежно дружит с нами,

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает будто флаг.

Всем огонь хороший нужен,

И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печет.

Ведущий:

К сожалению, часто огонь из верного друга превращается в страшного врага, за несколько минут уничтожая то, что люди создавали годами. Но, как мы уже говорили, самое страшное то, что в огне гибнут люди, взрослые и дети.

Еще в 15 веке вышли государственные указы о том как обращаться с огнем. В 19 веке появились первые пожарные команды в Москве и Санкт-Петербурге. Пожарные выезжали на лошадях, воду возили в бочках и огонь тушили с помощью ручных насосов.

Чтобы не случился пожар нужно хорошо помнить о том, что спички – это не игрушки и дети не должны их даже брать в руки.

А если все-таки произошел пожар, что же делать? Давайте вместе составим правила поведения при пожаре.

(Дети с помощью учителя составляют правила поведения при пожаре).

Если пожар все же возник:

1. Сразу сообщите о пожаре взрослым (даже если пожар произошел по вашей вине).

2. Позвоните в пожарную охрану по телефону 01, сообщите свой адрес и что горит.

3. Когда в доме что-то горит, быстрее выбегайте на улицу.

4. Если началось задымление в квартире, лягте на пол (там меньше дыма), и

постарайтесь ползком добраться до выхода.

5. Рот и нос закройте влажной тряпкой.

6. Если загорелся электроприбор, надо выключить его из розетки и накрыть толстым

одеялом.

7. Главное правило при пожаре – не паниковать!

Ведущий:

Немалый ущерб нашему государству и населению приносят пожары. Пожар – явление крайне опасное, жестокое, враждебное всему живому. Одно из ценнейших богатств нашей планеты – это лес. Но и у леса есть злейший враг – это огонь. И все, что создано природой и посажено человеком, может погибнуть в считанные минуты. Почти во всех случаях причиной лесных пожаров являются люди. Что же надо делать, чтобы этого не случилось?

(Ответы детей)

Ведущий:

А теперь проверим, знаете ли вы, что нужно делать, если пожар все-таки произошел.

Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны с ведущим, должны хором отвечать:

«Это - я, это – я, это – все мои друзья», если не согласны, молчите.

Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережет родную школу от огня?

Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром?

(Это - я, это – я, это – все мои друзья)

Кто украдкой в уголке

Жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол,

Еле сам живой ушел.

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят?

(Это - я, это – я, это – все мои друзья)

Я вижу, вы знаете, что с огнем шутить опасно.

Сегодня во всем мире пожары уносят тысячи жизней, уничтожая ценности, исчисляемые миллиардами рублей.

Викторина «Самый эрудированный»

По какому номеру телефона нужно сообщить о пожаре? (01)

Можно ли бить стекла в комнате во время пожара? (Нельзя, через разбитые стекла в

помещение

будет поступать свежий воздух, что способствует ускорению горения.)

Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включить свет? (Нельзя, может

произойти врыв

газа, если при включении будет высечена искра)

В какую сторону должны открываться двери? Почему? (Двери должны открываться в

сторону

улицы, чтобы не создавать в дверях давку при большом скоплении людей.)

Почему нельзя бросать в огонь незнакомые предметы и аэрозольные упаковки?

(Аэрозольные

упаковки взрывоопасны. Можно получить травму.)

Как потушить горящую на человеке одежду? (Остановиться, упасть и катиться, сбивая

пламя.)

Можно ли потушить водой горящую электропроводку? (Нельзя. Вода – проводник

электрического

тока. Это опасно для жизни.)

Где можно спрятаться от дыма? (Нужно закрыть рот и нос мокрой тканью. Когда в

доме есть дым –

держитесь ближе к полу, там всегда есть воздух. По возможности старайтесь покинуть

помещение.)

Можно ли пожар тушить огнем? (Можно, встречным огнем тушат лесные пожары.)

Объясните значение слов пожарный, пожарник. (Пожарный – тот, кто тушит,

пожарник –

погорелец)

Ведущий:

Ребята, всегда помните, что пожар легче предупредить, чем потушить, что

маленькая спичка может обернуться большой бедой.

Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила

пожарной безопасности. Но если пожар все-таки произошел, надо четко знать, как

себя вести. Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал

врагом. Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живете,

и школу, в которой вы учитесь!

Светлана Захаркина

Программное содержание :

Расширить знания детей о том, что огонь бывает другом , а бывает и врагом .

Формировать навыки безопасности в быту, на природе.

Учить адекватным действиям в пожарных ситуациях.

Дать детям представление о причинах возникновения пожара в помещении, познакомить с некоторыми правилами пожарной безопасности;

Закрепить знание у детей домашнего адреса;

Научить набирать номер 01 на телефонном аппарате, разговаривать с дежурным пожарной части;

Развивать физические качества, быстроту, ловкость.

Методические приёмы :

Игровой,

Наглядный,

Словесный (загадка, стихотворение) .

Интеграция областей : Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.

Предварительная работа : Чтение литературных произведений :

рассказы «Пожар» , «Пожарные собаки» Л. Толстого;

«Пожар» , «В дыму» , «Пожар в море» Б. Житкова; «Кошкин дом» С. Маршака;

Беседа о профессии «Пожарный» ;

Рассматривание плакатов по правилам пожарной безопасности;

Разучивание стихотворений;

Отгадывание загадок об огне.

Материал : Иллюстрации из серии «Пожар» ; игрушки серия «Пожарная часть» ; Кукла «Пожарник» ; для эстафеты : ведра, мячики, веревка, обручи, кегли.

Ход непосредственно – образовательной деятельности.

Воспитатель : Ребята, отгадайте загадку :

Отец горяч и красен, бывает не опасен.

Накормишь – живет, напоишь – не умрет,

Шипит и злится, воды боится.

С языком, а не лает, без зубов, а кусает.

Дети : (Огонь )

Воспитатель : Ребята, я хочу рассказать вам про огонь . Огонь – одно из самых больших чудес природы. Огонь дарит человеку тепло, используется для приготовления пищи. Но если огонь выйдет из – под контроля человека, то превращается в страшное бедствие – пожар, который несет разрушение, горе, боль. Пламя пожара не жалеет никого и ничего. В пламени пожара скручиваются даже стальные балки, рушатся стены домов, гибнут люди.

– Как вы думайте. Отчего возникают пожар? Ответы детей. (Дети играют со спичками, зажигалками, забыли выключить утюг, телевизор, неправильно пользовались газом.)

– Поэтому, чтобы в вашем доме не произошло несчастья, вы должны запомнить главное правило : дети не должны брать спички и играть с ними. Именно игра со спичками может быть одной из причин пожара.

Ростом спичка – невеличка.

Не смотрите, что мала.

Эта маленькая спичка

Может сделать много зла.

Крепко помните, друзья,

Что с огнем шутить нельзя!

Просмотр презентации : «Огонь друг и враг » .

Воспитатель : – Давайте представим себе, что в вашем доме случилась беда – пожар, а вы дома остались одни.

– Чем бы вы стали тушить огонь ? (Водой, накрыть одеялом.)

– А куда бы вы обратились, если бы поняли, что сами не справитесь с огнем? (Нужно позвонить в пожарную часть.)

– А какой номер пожарной части нужно набрать? (01.)

Показать иллюстрацию.

Сам не справился с пожаром –

Это труд не для детей.

Не теряя время даром,

01 звони скорей.

Набирай умело,

Чтоб не все сгорело.

Вот если бы у меня в доме возник пожар и я не могла бы сама его потушить, то я бы набрала по телефону номер 01, затем сказала, что у нас в квартире пожар, назвала свой домашний адрес, фамилию и имя. Посмотрите, у нас в группе тоже есть телефоны. Давайте попробуем вызвать пожарную бригаду. Я буду дежурным в пожарной части, а кто-то из вас пострадавшим, в доме которого беда – пожар.

Диалог между пострадавшим и дежурным части. Пригласить двоих детей. Обратить внимание детей, как важно знать для этого свой домашний адрес и номер телефона.

Воспитатель. Ребята, позвонили вы по телефону, сказали, что в квартире пожар, и что вы будете делать дальше? (Ответы детей.)

Обобщая ответы детей, нужно отметить, что во время пожара следует соблюдать правила поведения :

Немедленно покинуть помещение, где возник огонь , и закрыть за собой дверь.

Двигаться к двери ползком или прогнувшись к полу – внизу меньше дыма.

Не прятаться под кровать. Диван, стол и т. д.

Звать на помощь соседей и прохожих.

Когда приедут пожарные. Во всем слушаться и не бояться. Они лучше вас знают, как вас спасти.

Игра «Доскажи словечко»

Воспитатель. Ребята, выходите в круг, и мы поиграем в игру. Я буду читать стихотворение, и тот, кому брошу мяч, должен его закончить.

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой (пожар) .

Раз, два. Три, четыре.

У кого пожар (в квартире?

Дым столбом поднялся вдруг .

Кто не выключил (утюг?

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками (играл?

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто белье сушил над (газом?

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жег (траву?

Кто в огонь бросал при этом

Незнакомые (предметы?

Помни каждый гражданин

Этот номер … (01?

Работа с иллюстрациями, предметами.

Дети подходят к столу, где размещены иллюстрации из серии «Пожар» и игрушки : пожарные машины, пожарная часть, огнетушитель, шлем, игрушечные пожарники.

– А вы знаете, ребята, что в пожарной части работают смелые, сильные и, конечно, добрые люди, которые не жалеют своей жизни ради спасения других .

– Как называется машина, на которой пожарные выезжают на пожар?

– Для чего на машине специальные мигалки и сирены?

Обратить внимание на одежду пожарных, на средства тушения пожара. Отметить, что в каждой группе детского сада есть огнетушитель. И мы, взрослые, все умеем им пользоваться.

Показать детям дымоулавливатель, объяснить, для чего он нужен в каждом помещении.

Воспитатель. Ребята, а как вы думайте, какими качествами должен обладать пожарный? (Должен быть ловким, быстрым, выносливым, смелым.) Я и вам предлагаю проявить эти качества в игре-эстафете.

Игра «Мы – помощники пожарных»

Деление на 2 команды.

Задания для игры :

1.«Не промахнись» - эстафета для всех.

В центре круга (обруча) стоит ведро, куда надо попасть теннисным шариком. Сколько шариков будет в ведре, столько очков у команды.

2. Эстафета с водой - Команды в полном составе. Ходьба по веревочке с ведрами (в них немного воды) . Задание выполняют все по очереди. Вода не должна проливаться на пол.

3. «Лучший водитель пожарной машины» - по одному участнику.

По сигналу играющие должны смотать палочку-шнур, привязанный к пожарной машине. Побеждает тот, чья машина быстрее приблизится к игроку.

4. «Кто быстрей» - прокати мяч между кеглями, задание выполняют все по очереди.

Наши соревнования закончены. Вы все молодцы. Отлично посоревновались, много узнали о пожарной безопасности. Давайте поаплодируем команде победителей нашей эстафеты.



Внеклассное мероприятие

Огонь -мой друг и враг.

Цель : привитие учащимся навыков осторожного обращения с огнем , формирование умений

по выходу из пожароопасной ситуации, закрепление знаний по противопожарной безопасности, развитие познавательной деятельности, популяризация правил по противопожарной безопасности

Оборудование: творческие работы учащихся на противопожарную тему для выставки,

костюмы пожарных, противопожарное оборудование.

Перед началом классного часа дети знакомятся с представленными на выставке рисунками, поделками по противопожарной теме, различными приспособлениями для тушения пожаров.

Плакаты «Спички- не тронь. «Не играй, дружок, со спичкой

В спичках-огонь» Помни, ты, она мала,

Но от спички-невелички

Может дом сгореть до тла»

«Чтобы в ваш дом не пришла беда,

Будьте с огнем осторожны всегда»

Ход мероприятия

Загадка

По деревне прошел, ничего не осталось (пожар)

Накормишь -живет, напоишь- умрет (огонь)

В маленьком амбаре держат 100 пожаров (спички)

Ребята, слово пожар вам приходилось слышать много, много раз. Может быть, некоторым из вас приходилось наблюдать его или видеть последствия разбушевавшейся стихии. Но огонь не всегда такой. Огонь- давний друг человека , с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит людям в повседневном быту и на производстве.

Дети читают стихи:

Мне бабуля говорила,

Что огонь нам друг и враг.

Без него темно бы было.

Жили б мы совсем не так.

Мы б от холода дрожали,

Превратились бы в пингвинов

Или мамонтами стали,

Обросли бы шерстью длинной.

Телевизора б не знали,

Ни поесть и ни попить,

В компьютер тоже б не играли.

В общем, плохо было б жить.

Но случается и так. Огонь вдруг из верного друга превращается в беспомощного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.

Дети читают стихи:

Он всегда бывает разным,

Удивительный огонь.

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой

По сухой скользит коре,

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

Да, огонь бывает разный-

Бледно- желтый, ярко- красный,

Очень добрый,

Очень злой.

Злой огонь-огонь пожара,

Злой огонь- огонь войны.

От безжалостного жара

Дни темны.

Поля черны.

Жители земного шара,

Граждане любой страны

Злой огонь

Гасить должны.

При пожаре, при пожаре

Знает каждый гражданин.

При пожаре, при пожаре

Набирают «Ноль-один»

Чтобы, ребята, не было этой страшной беды-пожара, надо знать элементарные правила пожарной безопасности и помнить о них постоянно, когда вы и ваши мамы и папы имеют дело с огнем, электроприборами, газом. Запомните, дети, правила эти…

Чтоб огонь не стал твоим врагом

Будь осторожен с утюгом!

Не суши белье под газом

- Всё сгорит единым разом!

Когда без присмотра оставлена печь-

Один уголек целый дом может сжечь.

Возле дома и сарая

Разжигать костер не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей.

Ты о пожаре услыхал-

Скорей об этом дай сигнал.

Хором

Пусть помнит каждый гражданин-

Пожарный номер

Ноль-один

Звучит музыка. Вбегают мальчиши - плохиши.

1-й плохиш - Чем бы нам с тобой заняться?

2-й плохиш - Что бы такого плохого сделать?

1-й - О! Я, кажется, придумал!

(достает из кармана спичечный коробок).

Давай-ка мы с тобою костерчик разведем!

2-й - Вот здорово! Давай!

(достают спички, пытаются зажечь).

Появляется ведущий.

Ведущий: Ой, что это вы делаете?

(мальчик от неожиданности роняет коробок)

1-й - Что это вы кричите? Пожар что ли?

Ведущий: Не появись я вовремя - пожара не миновать!

2-й - Ой, ой, ой! Из-за какой-то малюсенькой спички?

Ведущий: А вы послушайте стихотворение

Ребенок: Ростом спичка - невеличка

Не смотрите, что мала

Может сделать много зла.

Крепко помните, друзья.

Что с огнем шутить нельзя!

Мальчик: Сережка дома был один,

Нашел он где-то спички.

Решил устроить он костер,

Да только плохо вышло.

Сгорела кукла и кровать

Сережка дымом отравился.

Зачем же спички в руки брать?

Костер в квартире разжигать?

И маме сказку рассказать.

1-й - Ух, ты.! А мы и не знали, что маленькая спичка может быть большой хулиганкой.

Ведущий: А ведь причиной пожара может стать не только спичка. Оставайтесь с нами и увидите и узнаете много полезного и интересного о мерах безопасности, о правилах поведения при пожаре.

Мальчишки: Ладно уже, останемся! Вдруг пригодится (садятся в зал).

Показ презентации «правила противопожарной безопасности»

Физминутка на мотив «Опера»(дети в роли пожарных под известную мелодию выполняют силовые упражнения)

Состязания

Ведущий: Я думаю, что нам пора познакомиться с нашими командами «Уголек и Огонек».

Я приглашаю эти команды на сцену (у каждого участника команд пришиты эмблемы с названием команды). А судить сегодняшние команды будет жюри , члены школьного кружка ЮИД. По мере выполнения задания ребятами, костер зачеркивается. Для каждой команды большой костер (макет из бумаги). По мере выполнения заданий ведущий убирает часть костра. (костер затухает)

Команда «Уголек»

Девиз: «Легче, чем пожар тушить,

Нам его предупредить»

Команда « Огонек»

Девиз: «Крепко помните, друзья,

Что с огнем шутить нельзя»

Итак, команды готовы.

Ребята, что нужно сделать, если вы видите, что начинается пожар.?

(ответы детей из зала)

Правильно, нужно сразу позвонить по телефону «01» в пожарную часть, сказать, что горит, сообщить точный адрес и назвать свою фамилию. А как вы думаете, почему пожарный номер такой простой?

(Во время пожара дорога каждая секунда - огонь не ждет. Этот номер можно набрать по телефону даже в темноте - на диске телефона последняя цифра и первая).

Первый конкурс

Уважаемые участники перед вами стоят телефоны. Ваша задача добраться до телефона, набрать номер «01», сказать скороговорку, написанную у вас на карточке, сообщить свою фамилию, свой домашний адрес и вернуться к своей команде. Передать карточку со скороговоркой следующему игроку. (Участвуют все команды , за правильностью сообщений наблюдают члены жюри).

Ведущий: Молодцы! Итог этого конкурса один:

Если где-то задымится,

Если где-то загорится,

По тревоге как один

Позвоним мы «01»

Мы ближайшему району

Сообщим по телефону

Где горит и что горит

И кто об этом говорит!

А теперь пока не прибыли пожарные, нужно приступить к тушению пожара. А вы, знаете, ребята, как в зависимости от того, что горит, правильно тушить. Сейчас мы это выясним.

Игровые ситуации (выполняет один человек от команды; помня свои действия).

1. У вас загорелся телевизор - ваши действия (обесточу аппарат, т.е. отключу от электросети; накрою влажным одеялом; при необходимости вызову пожарных).

Примечание. Для наглядности используются телевизор, макет пламени из бумаги, ведерко с водой, одеяло, ведерко с песком.

2. На сковородке горит масло. Ваши действия (отключу газ, накрою влажным полотенцем).

Примечание. Для наглядности используются сковородка , кружка с водой, полотенце.

3. На тебе горит одежда. Твои действия? (Упаду на пол (землю, снег, траву), покатаюсь или накроюсь влажной тканью, бежать не стану, этого делать нельзя).

Ведущий: Молодцы! Пока жюри подводит итог этого конкурса, я хочу спросить у ребят «Вы все знаете, как себя нужно вести при пожаре?»

Тогда скажите, от чего гибнут люди при пожаре?

(От огня, дыма, ядовитых газов, обвалов. Дым для человека представляет большую опасность. Когда горит изоляция проводов выделяется отравляющий газ. Достаточно одного, двух вдохов - и человек теряет сознание).

Как надо преодолевать дымное место?

(Пригнувшись, так как тепловой дым поднимается вверх, задержать дыхание, использовать мокрое полотенце).

Ведущий: Замечательно! А сейчас следующий конкурс. Ребята, кто из вас хотел бы стать пожарным. Как вы думаете, каждый ли человек может стать пожарным?

(Ответы детей)

Ведущий: Работа пожарных очень опасна и трудна. Ведь от их действий часто зависят жизни людей. Сейчас посмотрим, ловкие ли наши ребята, как быстро они смогут надеть на себя пожарный костюм.

2. Конкурс «Надень костюм » (костюм на время праздника предоставлен пожарной частью).

По сигналу тревоги участники команды будут быстро надевать этот костюм на капитанов , а потом его быстро нужно снять. Первый одевает штаны, второй куртку, третий застегивает пуговицы на куртке, четвертый надевает каску. Потом снимают все в обратном порядке. Когда последняя вещь будет снята, капитан возвращается к команде. Какая команда быстрее всех выполнит, та и побеждает. (По сигналу ведущего конкурс начинается)

Ведущий: Ну вот вы справились и с этим трудным заданием

3 Конкурс «Потуши пожар »

1. Почему номер пожарной охраны «01» (простой номер, его легко можно набрать в темноте).

2. Что нужно делать при пожаре? (срочно сообщить в пожарную охрану, принять меры к эвакуации).

3. Назовите основные причины возникновения пожара. (неосторожное обращение с огнем, детская шалость. Нарушение правил пожарной безопасности при пользовании электроприборами, газом, поджоги).

4. Что необходимо сделать, когда уходишь из квартиры, чтобы не допустить пожара (выключить свет, отключить электроприборы).

5. Можно ли бить стекла окон во время пожара? (нельзя, так как поступающий воздух усиливает горение).

6. Если в вашей квартире пахнет газом, произошла утечка , можно ли включать или выключать свет? (нельзя, так как при пользовании выключателем может возникнуть искра, что приведет к пожару или взрыву).

7. Назовите средства тушения пожара (вода, песок, земля, асбестовое одеяло, огнетушители).

4 конкурс «Донести воду, не расплескав ни одной капли»

Вода на пожаре дорога, Каждый игрок команды должен бегом донести кружку с водой до макета дома, не расплескав ни капли воды, вылить ее в ведро». Выигрывает та команда, которая быстрее наберет большое количество воды в ведро.

Игра .

5. Игра «Если возник пожар». (Слайд 19)

Игру начинает учитель. В руках у него воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строчки и передать шар другому участнику. Если участник ответил неправильно, то шар вновь переходит к учителю.

Учитель. Этот шар в руках недаром.

Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар.

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Ученик. Злой пожар. (Передача шара)

Учитель. Раз, два, три, четыре -

У кого пожар в …?

Ученик. Квартире.

Учитель. Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил …?

Ученик.. Утюг.

Учитель. Красный отблеск побежал.

Кто со спичками …?

Ученик.. Играл.

Учитель. Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над…?

Ученик.. Газом.

Учитель. Побежал пожар во двор.

Это кто там жёг…?

Ученик. Костёр.

Учитель. Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жёг…?

Ученик. Траву.

Учитель. Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые …

Ученик. Предметы.

Учитель. Помни, каждый гражданин,

Этот номер…

Ученик. «01».

Учитель. Дым увидел - не зевай.

И пожарных…

Ученик. Вызывай.

Что шутить с огнём…

Ученик. Опасно!

Игра со зрителями

Игра «Это я, это я, это все мои друзья»

Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, должны хором отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья», а если не согласны, молчите.

Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережет родную школу,

И квартиру от огня?

Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

(Молчат)

Кто соседней детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром?

(Это я, это я, это все мои друзья)

Кто украдкой в уголке

Жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол,

Еле сам живой ушел.

(Молчат)

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто помочь другому рад?

Кто пример для всех ребят?

(Это я, это я, это все мои друзья)

Я вижу, вы знаете, что с огнем шутить опасно.

Подведение итогов.

Ведущий: Ребята, вы хорошо запомнили правила противопожарной безопасности и ответили на все вопросы, поэтому пожар потушен.