Классный час на тему неделя безопасности. Классный час: Правила нашей безопасности. скорая помощь

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Безопасное поведение дома»

Образовательные: сформулировать правила безопасного поведения дома; формировать ответственное отношение к личной безопасности;

Развивающие: развивать чувство самосохранения при возникновении опасных ситуаций; отработка навыков устной речи

Воспитательные: воспитывать повышенную внимательность, бдительность к источникам опасностей в доме; формировать безопасное поведение; воспитывать культуру общения;

Оборудование: видеоролики «Уроки осторожности», цветик-семицветик с видами опасностей дома, карточки для детей для составления памятки безопасности.

Ход урока.

Орг.момент

Сегодня у нас урок познания мира, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным, активным и умным.

Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

Мотивация.

Вы уже повзрослели, и родители вас иногда оставляют дома одних.

А кому из вас приходилось оставаться дома одному?

Как вы считаете одному быть дома это безопасно?(Ответы детей)

Вы догадались какова будет тема нашего урока?

Сегодня мы будем учиться быть самостоятельными. Будем говорить о том, что можно делать одним, а что нельзя. У каждого из вас стоит проблема как сохранить свое здоровье и жизнь, если в доме так много опасностей. Давайте попробуем вместе решать эту проблему

Как вести, когда ты дома,

Как общаться с незнакомым,

Как пожара избежать…

В общем, друг, спешим узнать!

Сегодня мы с вами побываем в различных жизненных ситуациях. А поможет нам в этом волшебный цветок.

(Учитель отрывает первый лепесток).

2. Опасности дома.

Ученики: Лети, лети, лепесток, через запад на восток. Через север, через юг. Возвращайся, сделав круг.
Учитель: Что же написано на лепестке? Какая первая опасность нас подстерегает? (Пожар).

«Спички приводят к пожару»

Я спичек коробок нашёл

И высыпал его на пол,

Хотел устроить фейервек –

Всё полыхнуло, свет померк!

Я слышу крики, шум воды…

Как много от огня беды!

Хочу напомнить всем. Друзья:

Играть со спичками нельзя!!!

Что произошло с Непослухой? Что он сделал не так?

Какие правила нарушил?

Посмотрите на карточки и выберите правило поведения при пожаре.

Огонь – твой друг. Но осторожно!
Шутишь с огнём – беда возможна.

(Учитель отрывает второй лепесток. Произносит волшебные слова).

Ученики: Ребята, нас подстерегает вторая опасность. (Лекарства и бытовая химия).

Послушайте фрагмент из сказки «Алиса в стране чудес»
“Алиса отворила дверцу: там был вход в узенький коридор, чуть пошире крысиного глаза…Так или иначе, сидеть перед заветной дверцей было совершенно бесполезно, и Алиса вернулась к стеклянному столику, смутно надеясь, что может быть, там все-таки найдется другой ключ или, на худой конец, книжка “Учись складываться”. Ни того, ни другого она не нашла, зато обнаружила хорошенький пузырек, к горлышку которого был привязан ярлык, как на бутылочке с лекарством. А на нем большими буквами было четко напечатано: “Выпей меня”.

Какое правило безопасности нарушила девочка? (Нельзя пробовать незнакомые вещества и лекарства. Можно отравиться).

У: Не менее опасный вред здоровью могут нанести предметы бытовой химии. Ребята, какие предметы бытовой химии вы знаете?

Есть в квартире много скляночек,

Разных тюбиков и баночек.

В них хранятся средства разные,

Даже иногда опасные.

Кремы, пасты и таблеточки

В рот тащить не надо, деточки.

Отравленье обеспечено

И здоровье изувечено!

Выберите правило к нашему лепестку.

За порошок и жидкости
Тебе не стоит браться,
Что-то может ядовитым оказаться.

(Учитель отрывает третий лепесток).

У: Третья опасность – незнакомец.

К сожалению, и в сказках герои нарушают правила безопасности, что приводит к печальным последствиям.

Объясните, какие правила нарушили эти герои:

Семеро козлят.

Бабушка Красной Шапочки.

(Нельзя разговаривать с незнакомцами).

Если в дверь звонит звонок

Посмотри сперва в глазок,

Кто пришёл к тебе, узнай,

Но чужим не открывай!

А не станут отвечать –

Дверь не вздумай открывать!

Выберите правило безопасности к этой ситуации.

Ключи от дома не теряй
И другим людям не давай.

Люди за дверью тебе незнакомы?
Не открывай, ведь ты ОДИН ДОМА!

(Учитель отрывает четвертый лепесток. Дети повторяют волшебные слова).

Четвёртая опасность – электроприборы(слайды)

Что случилось с Непослухой? Какие правила он нарушил? Что такое электроприборы? Какие правила безопасности надо помнить?

Ты, малыш, запомнить должен:

Будь с розеткой осторожен!

С ней никак нельзя играть,

Гвоздики в неё совать.

Дело кончится бедой –

Ток в розетке очень злой!!!

Правило - Электротравма – больно, ужасно.
Не трогай провод – это опасно.

Физминутка:

(Учитель отрывает пятый лепесток. Дети повторяют волшебные слова и кружатся на месте)

Пятая опасность – газ

Где мы встречаемся с газом дома? Чем он опасен?

На кухне газ у нас горит,

Меня он манит, как магнит.

Как мама, я хочу уметь

Все ручки на плите вертеть.

Но мама строго мне сказала:

К плите чтоб руки не совала!

И к газу ты не подходи –

Сперва немного подрасти!

Правило - Без присмотра газплиту не оставляй.
А уходишь – все горелки проверяй.

(Учитель отрывает шестой лепесток)

Шестая опасность – телефон

Чем может быть опасен телефон? А общение по нему? Что бы вы посоветовали друг другу?

Если телефон звонит,

Кто-то в трубку говорит:

Как тебя зовут, малыш?

Дома с кем сейчас сидишь?

До свидания! – скажи,

Быстро трубку положи.

Правило - Если взрослых дома нет,

Не веди ни с кем бесед

Седьмая опасность-балкон

Выйдешь на балкон – так и знай:

Там на стулья не вставай!

Это может быть опасно –

Падать сверху так ужасно!

На перила не взбирайся,

Низко не перегибайся –

Будет сложно удержаться…

Ты ж не хочешь вниз сорваться?

«Отгадай загадки»(слайды)

Игра «Убери из комнаты опасные предметы»

Если беда случится….

Теперь мы знаем, какие опасности нас поджидают.

Так будь внимателен и осторожен
И знай, что многое зависит от тебя.
Большой беды избежать можно,
Если ты знаешь как вести себя.

Ну, а случилась вдруг беда,
Как ты ведёшь себя тогда?
Не паникуй и не теряйся,
Разумный выход отыскать лучше постарайся.

Этот номер набирай.

Быстро помощь вызывай.
Где бы ты ни был:
Во дворе, или в школе, дома,
Знай, рядом у тебя друзья,
Готовые прийти на помощь.

Повторение номеров телефона

Учитель: Ребята, а кто же эти добрые друзья, которые всегда готовы прийти на помощь? (Ответы детей: 101 – пожарники

102 – работники полиции 103-мед. работники 104-работники газовой службы Итог.Рефлексия

У: Я думаю, что ребята будут правильно применять полученные знания в жизни.

Цели:

    обобщить знания учащихся по правилам поведения в экстремальных cитуациях,

    научить предотвращать эти ситуации.

Предварительная подготовка:

Команды заранее выбирают себе название и капитана.

Дети разучивают частушки, готовят инсценировку стихотворения.

Конкурсные задания помещаются на лепестках “Цветика семицветика” так, чтобы участники их не видели.

Загадка.

Чтo на свете всего дороже? (Здоровье)

Да, сегодня речь пойдёт о здоровье, и обо всём, чтo так или иначе с ним связано; о профилактике несчастных случаев. Сегодня люди живут в благоустроенных домах, ходят «охотиться» в супермаркеты, и самые страшные животные, которые попадаются на пути это соседская собака и вездесущий комар. Но современный мир наполнен опасностями, просто они стали другими. Пешеходы не достанутся на обед голодному зверю, зато могут угодить под колеса автомобиля. Причиной смертельного отравления оказывается не укус змеи, а просроченное лекарство из собственной аптечки. Люди не построили безопасный мир, а лишь заменили одни опасности другими. Конкурс начинается с выбора капитана и представления команд-участниц.

Вот мы и познакомились с командами. А сейчас давайте, определим, какой конкурс будет первым.

Конкурс капитанов

НЕ ЗНАЯ БРОДУ, НЕ СУЙСЯ В ВОДУ

Безопасность дома

(участвует вся команда)

Задание: в течение 3 минут вспомнить как можно больше правил безопасного поведения в различных ситуациях: дома

Ответы:

Не оставляй без присмотра включенные электроприборы.

Не суши волосы над газовой плитой.

Не играй со спичками.

Не выдергивай вилку из розетки за провод.

Не открывай двери незнакомцам.

Не бери и не приноси домой незнакомые предметы.

Не дразни собак..

Не втыкай иголки в кресло.

Будь осторожен с лекарствами.

Не высовывайся в окно.

Не заходи в лифт с незнакомыми людьми.

Не трогай оголенные провода руками.

Не бросайте острые предметы без присмотра.

Игра “Крестики- нолики”

ОПАСНЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ

Не пускайте дядю в дом,

Если дядя незнаком!

И не открывайте тете,

Если мама на работе.

Ведь преступник, он хитер,

Притворится, что монтер.

Или даже скажет он,

Что пришел к вам почтальон.

Он покажет вам пакет

(А под мышкой пистолет).

Или он надел халат,

А под ним штук пять гранат!

А за ним спешит «старушка»

У нее в авоське пушка.

В жизни всякое бывает

С тем, кто двери открывает.

Чтоб тебя не обокрали,

Не схватили, не украли,

Незнакомым ты не верь,

Закрывай покрепче дверь!

(По 1 ученику от команды)

А сейчас мы вспомним как надо вести себя с незнакомыми людьми на улице. На доске игровое поле. Игрок достает и читает вопрос. Если он правильно ответил на вопрос, то ставит свой знак в клеточку, а если неправильно - знак противника.

Вопросы для игрового поля.

1) На улице к тебе обратился незнакомец и сказал, что твоя мама прислала его за тобой. Как ты поступишь?

2) Если к тебе обратился незнакомый человек, как ты будешь с ним разговаривать?

3) Ты идешь домой из школы. К тебе подходит незнакомец и предлагает покататься на машине. Что ты сделаешь?

4) Если незнакомый человек взял тебя за руку и пытается увести с собой, что ты будешь делать?

5) Опиши, как выглядят современные злодеи.

6) Если к тебе подошли незнакомцы и спрашивают, как найти улицу или дом, что ты будешь делать?

7) Звонят в дверь и говорят “Телеграмма. Нужно расписаться”. Что ты сделаешь?

8) Вам кажется, что кто-то идет за вами следом. Как вы поступите?

Находчивый Дима

Ноль, один, два, три, четыре

Дима был один в квартире.

Тишина со всех сторон.

Вдруг проснулся телефон.

Трубку снять скорей просил.

Мальчик, взрослые есть дома?

Если дома, позови!

Свое имя назови»

«Папы с мамой дома нет» ­

Дима произнёc в ответ.­

«A зовут меня Димон»

Засмеялся телефон.

Незнакомец попрощался,

Передать привет пpocил.

Димa трубку положил

И опять один остался. .

Час прошел, потом второй...

В дверь звонок: «Димон, открой!»

Прибегает Димa к двери:

Кто там?» - «Папа!» - «Нет, не верю:

Папа мой в командировке.

Вы меня надули ловко:

Я узнал вас: вы звонили

Обмануть меня решили?

Но не все смогли узнать.

Дверь не стану открывать»

«Слишком, парень, ты колючий,

Ничего, подыщем ключик ­

Больно ты, Димон, крутой.

Не мальчишка – Буратино!

Может, рядом есть Мальвина?

Так, держись - достану вас:

Я – ужасный Карабас!»

Но находчивый Димон.

Вспомнил тут про телефон.

Крикнул громко и сердито

Из-за двери он бандиту:

Можешь не стараться

В дверь напрасно прорываться:

Хоть в квартире я один,

Знаю цифры 01, а ещё 02, 03!

Оглянись-ка, посмотри –

Ждут тебя ударные быстрые пожарные!

Если хватит вдруг удар ждёт со «Скорой» санитар

А захочешь скрыться – ждёт тебя полиция!»

Телефон быть другом может

Если надо он поможет!

Литературная викторина

(участвует вся команда)

Ребята, вы знаете много сказок: авторских и русских народных. Но сейчас вам надо вспомнить сказки, где нарушение ОБЖ привело к печальным последствиям. Объяснить почему. На это задание командам дается 2 минуты, после чего капитаны отвечают.

Ответы:

1. “Колобок”,

“Приключения Буратино”,

“Красная Шапочка”, чрезмерное доверие к незнакомцам

2. “Волк и семеро козлят” не открывай дверь чужим

3. “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”,

“Гуси-лебеди” слушай старших

4. “Спящая красавица” будь осторожен с колющими и режущими предметами

“Снежная королева” нельзя цепляться за впереди идущий транспорт

Дополнительные вопросы:

Kтo из сказочных героев совершил сразу несколько ошибок, невозможных для разведчиков и знатоков ОБЖ: зашел в чужой дом, сидел там, ел из чужой посуды, спал на чужой постели?

Какой сказочный герой свернул с прямой дороги в школу и остался необразованным?

Чем Малыш вылечил Карлсона?

Что болело у Ильи Муромца?

От чего заснула Спящая царевна?

Какое правило личной гигиены не соблюдал герой сказки «Мойдодыр»?

Что мешало спать принцессе, и в какой сказке?

Какие правила гигиены нарушила Маша из сказки «Три медведя»?

В какой сказке царевна умерла из-за отравленного яблока и кто ее автор?

Куда попали осколки льда Каю в сказке «Снежная королева» и кто ее автор?

В кого превратился один из героев сказки после того, как попил грязной воды из лужи? Какая это сказка?

Водоем

(участвует вся команда)

Мозговая гимнастика:

Сегодня понедельник, а Вася купил билет на корабль на послезавтра. В какой день недели корабль отплывает из порта? (В среду)

Не корабль, а по воде плывет и не тонет? (Плот, льдина, айсберг…)

Застекленный проем в борту корабля? (Иллюминатор)

Перед отплытием, Вася помогал маме убираться в доме. Какой суп сварил Вася? (Вася только убирался)

Почему в поезде стоп – кран красный, а на корабле синий? (на корабле нет стоп – крана)

Командам дается задание:

Установить соответствие в действиях по спасению при кораблекрушении

Не плыви рукой

Маши громче

Кричи за судном

Ненужные предметы надежды

Не теряй выбрось

Береги одежду

Не сбрасывай силы

Конкурс спасателей

(по 3 участника от каждой команды)

Случаются такие ситуации, когда человеку срочно надо оказать медицинскую помощь, от этого зависит состояние его здоровья в настоящем и будущем. Мы сможем это сделать? Конечно, окажем первую медицинскую помощь. Пострадавшие - члены команды.

В каждом доме есть аптечка. Иногда нужно оказать помощь, а взрослых рядом нет. Из карточек выберите те средства, при помощи которых вы будите оказывать первую помощь.

1) Какое средство из аптечки вы выберете, если человек упал в обморок?

2) Каким образом вы остановите сильное кровотечение?

3) Какое средство из аптечки вы выберете, если порезались? (Рану нужно продезинфицировать, кровь остановить).

4) Какое средство из аптечки вы выберете, если при падении получили ссадину, а рану нужно обработать?

5) Какое средство из аптечки вы выберете, если сильно заболел зуб или голова?

1. АММИАК

(раствор нашатырного спирта)

6. РАСТВОР ЙОДА СПИРТОВОЙ 5%

2. АНАЛЬГИН

7. ЖГУТ

3. РАСТВОР БРИЛЛИАНТОВОГО ЗЕЛЕНОГО

8. УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ

4. ВАЛИДОЛ

9. БИНТ

5. ВАТА

10. ПЕРМАНГАНАТ КАЛИЯ

(марганцовка)

Конкурс пожарников

Послушайте шуточное стихотворение Г. Остера.

Спички - лучшая игрушка

Для скучающих детей.

Папин галстук, мамин паспорт -

Вот и маленький костер.

Если тапочки подкинуть,

Или веник подложить,

Можно целый стул зажарить,

В тумбочке сварить уху.

Если взрослые куда-то

Спички спрятали от вас,

Объясните им, что спички

Для пожара вам нужны.

Г. Остер

Стихотворение то шуточное, но можно ли шутить с огнём? К чему это может привести?

(к пожару)

Правильно. При неосторожном обращении огонь из верного друга превращается в беспощадного врага.

Что такое пожар? И к чему он может привести?

(участвует вся команда)

Дома, в которых мы живём, обеспечены газом, электроприборами. В них пожары возникают значительно чаще, чем в общественных зданиях.

ответы детей:

1. Ты один дома, смотришь любимую передачу, и вдруг у тебя задымился телевизор. Что нужно сделать?

а) Залить телевизор водой

б) позвать кого-нибудь на помощь

в) попытаться потушить, а если не получится, вызвать пожарных

г) отключить ток, накинуть па телевизор плотную ткань, позвонить по телефону 01

2. Ты вечером возвращаешься домой и чувствуешь сильный запах газа. Что ты сделаешь?

а) Первым делом! зажгу свет и спичкой проверю, откуда идет газ

б) пойду понюхаю, откуда пахнет

в) позвоню в газовую службу и пойду на улицу ждать, когда они приедут

г) открою окно, постараюсь перекрыть газ и позвоню по телефону 04. и все это буду делать, не включая света

Так что же делать, если всё-таки случилась такая беда – пожар? Давайте вспомним правила поведения при пожаре. (Ответы детей)

1 ребенок . Нужно 6ыстрее позвонить “01” и вызвать пожарную охрану, а самому постараться 6ыстро действовать, не подвергая свою жизнь опасности.

2 ребенок. Пожарную охрану следует вызвать из безопасного места: соседней квартиры или уличного телефона.

3 ребенок. Набрать номер «01» и сообщить:

Объект - где происходит пожар (во дворе, в квартире, в школе)

Что горит - телевизор, мебель, автомобиль.

4 ребенок. Если диспетчер попросит, то уточнить: номер дома, подъезда, квартиры, на каком этаже горит, сколько этажей в здании, откуда удобнее подъехать, код для входа в подъезд, есть ли опасность для людей

5 ребенок. Сообщить свою фамилию и телефон.

Всегда помните эти правила и будьте бдительны. Идём дальше.

Ты о пожаре услыхал,

Скорей об этом дай сигнал –

Смело трубку в руки взять,

“01” сумей набрать.

И ещё назвать потом

Город, улицу, и дом,

И квартиру, где живёте,

И с каким она замком.

И ещё сказать: “Даю

Вам фамилию свою,

Также номер телефона,

У которого стою”.

Волшебное письмо.

Ребята, а можно написать правила безопасного поведения, не используя букв? Как? (Нарисовать)

Представьте себе, что к вам приехали иностранные друзья, которые не говорят на русском языке. Они хотят прогуляться по лесу. Познакомьте их без слов с правилами поведения в лесу.

Для этого каждая команда должна за 3 минуты нарисовать на листе бумаги 1 знак, предупреждающий о правилах поведения в лесу. Самое важное, на ваш взгляд правило.

Пока жюри подводит итоги, дети, давайте вместе расшифруем выражение: из каждого слова берем только тот слог, который указан в коде, а затем все полученные результаты складываем в слова:

    творог, яма 1-1

    белка, золото, палка, крайность 1-1-1-2

    натворил 2

    Их

    руины, закладках 1-3

Домашнее задание : придумать кроссворд по теме «Безопасность»

Твоя безопасность в твоих руках.

Жюри подводит итоги. Церемония награждения.

Цели: Изучение правил безопасности поведения в быту и на улице;

— ознакомление с видами опасности;

— выявление опасных мест на пути из дома в школу;

— научить видеть источник опасности, предугадывать ее, устранять причины.

Форма : Беседа с элементами дискуссии

Вступительное слово учителя. Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами человека являются Право на жизнь и Право на личную безопасность . Для того чтобы соблюдались эти права человека в нашем государстве, действуют правоохранительные органы (или милиция), служба спасения и пр.Но не все зависит только от этих служб. Очень многое зависит от самого человека. От того, как люди соблюдают законы, от стремления не причинять друг другу вред, от ответственности, умения предвидеть, и распознавать опасности, а также от того, как люди соблюдают несложные правила безопасности.Ваша жизнь, ребята, и безопасность во многом зависит от ответственного отношения к себе и окружающим. Соблюдение правил безопасности в школе, дома, на улице должны стать важной частью вашей жизни.В словаре С. И.Ожегова дается определение слову «безопасность»Безопасность - положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь. Ученые подразделяют опасности на 3 группы.1. Природная (осадки, землятресения, наводнения, ураганы, лесные пожары).2. Техногенная (пожары, взрывы, аварии на производстве).3. Социальная (война, преступления, наркомания, алкоголизм, терроризм).Человек может быть источником опасности, своими действиями или наоборот бездействием может создать для себя и окружающих реальную угрозу жизни.Поэтому нужно уметь предугадывать возможные опасности и устранять причины, угрозы. Например:- чтобы не затопить соседей (выключать воду);- чтобы вас не сбила машина на дороге (соблюдать правила дорожного движения).Беседа. - Всегда ли вы соблюдаете правила дорожного движения?- Проверяете ли, когда уходите из дома, выключены или нет электроприборы, свет?- Можете ли вы гулять без взрослых в незнакомых местах?- Как проводите свободное время с друзьями?- Можете ли на спор прогуляться по тонкому льду на реке или искупаться в незнакомом водоеме?- Знаете ли вы телефоны тех служб, которые смогут прийти вам на помощь в минуту опасности?Давайте запишем для себя телефоны и названия этих служб: (запись на карточках)01 - пожарная служба; 02 - милиция; 03 - скорая помощь; 04 - служба газа; 350-911 - единая служба спасения. Практическое задание. А сейчас мы с вами попробуем продумать все опасности, которые встречаются на вашем пути, когда вы идете в школу.На ваших столах лежат листы, переверните их. На каждом изображена схематично школа (голубого цвета) и ваш дом (зеленого цвета), дороги, которые вам приходится пересекать по пути в школу, изображены черным. Ваша задача: нужно взять красный фломастер и изобразить линией ваш путь из дома в школу так, как вы идете (рисуют). А теперь возьмите черный фломастер и отметьте те места, где вам нужно максимально сосредоточиться, чтобы не оказаться в неприятности.Где могут они возникнуть? (перед дорогой)Что нужно выполнять, чтобы не оказаться в опасности? (соблюдать правила дорожного движения).Вывод. Итак, сегодня мы с вами обсуждали важные права человека - это право на жизнь и безопасность.Отчего же в большей степени зависит, окажется ли человек в опасности или нет? (От самого человека)Что нужно делать, чтобы этого не произошло? (Соблюдать правила безопасности)Карточки вложить в дневник, по возможности с родителями проделать путь из дома в школу и еще раз обратить внимание на опасности.Резерв. Беседа на тему «Как не стать жертвой преступления?» 1. Когда вы дома одни, можно ли открывать дверь незнакомому человеку, даже если он представился электриком, почтальоном, милиционером.2. Если вор пытается открыть дверь, каковы будут ваши действия? (Спросить «Кто там?», позвонить 02, выйти на балкон и позвать на помощь)3. Можно ли оставлять записки в двери?4. Как нужно отвечать, когда звонят в дверь или по телефону, спрашивают на улице дома ли родители?5. Нужно ли уходя из дома проверять, закрыты ли форточки, балкон, окна, дверь?6. Можно ли хвастаться перед друзьями дорогостоящими покупками?7. Можно ли приглашать в дом малознакомых людей?8. Можно ли ходить к ним в гости?9. Можно ли отвечать на явную грубость?10. Можно ли подходить к незнакомым машинам, садиться туда и т. д.?11. Можно ли играть в темных местах, на пустырях, стройках, в заброшенных домах?12. Если вы увидели толпу шумных людей, каковы должны быть ваши действия?13. Можно ли ходить по темным улица?14. Можно ли слушать плеер на улице?Обязательно нужно планировать маршрут, уходя из дома. Даже если дорога окажется длиннее и займет больше времени, она может быть безопаснее.Беседу можно дополнить другими вопросами, касающимися этой же темы.

Цели и задачи:

  • рассмотрение ситуаций, при которых может возникнуть опасность в повседневной жизни;
  • обобщение знаний детей по правилам поведения в экстремальных ситуациях, обеспечивающим сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

«Берегись бед, пока их нет!»

(Русская народная пословица)

I. Звучит песня Е. Крылатова «Крылатые качели»

– Ребята, как вы думаете, почему этой песней мы начинаем свой классный час? (Эта песня о весне, апреле, детстве, качелях – любимой игре детей).
– А какие правила безопасности надо соблюдать, качаясь на качелях?
– В какие еще игры вы любите играть на улице? (Кататься на велосипеде, на роликах, прыгать через скакалку, в прятки, в догонялки, с мячом и т.д.)
– Бывает ли так, что кто-то получает травму во время игры? Из-за чего это происходит? (Ответы детей)

II. Опасности могут возникнуть в любой момент. Они вокруг нас. Любой предмет окружающей среды может быть опасен для жизни человека. Но мы учимся предвидеть эти опасности, по возможности избегать их. Ведь народная мудрость гласит: « Берегись бед, пока их нет!»
Мы подготовили специальный фоторепортаж для нашего классного часа. Посмотрим, какие же опасности могут встретиться по дороге в школу, в школе, во время игр, во дворе дома и т.д. (Демонстрируются фотографии, сделанные родителями учеников класса. На них запечатлены дорога от остановки до школы, где нет тротуара; высокий школьный забор; стройка недалеко от школы, дорога из города в аэропорт, по которой наши ученики каждый день ездят в школу, берег реки Белой, открытый канализационный люк, качели).
– Какую опасность представляет каждый из этих объектов? (Ответы детей)

III. Каждый человек любит свой дом. Дома мы отдыхаем, занимаемся любимыми делами, поэтому стараемся окружить себя удобствами, полезными предметами. А сколько электроприборов придумал человек! Перечислим некоторые из них. В этом нам поможет

Кроссворд «Электроприборы»

1. Только я, только я,
Я на кухне главная.
Без меня, как ни трудитесь,
Без обеда насидитесь. (Электроплита)

2. Он охотно пыль вдыхает,
Не болеет, не чихает. (Пылесос)

3. На столе, в колпаке,
Да в стеклянном пузырьке
Поселился дружок –
Развеселый огонек. (Лампа)

4. Посмотри на мой бочок,
Во мне вертится волчок,
Никого он не бьет,
Быстро крем вам собьет. (Миксер)

6. Не радио, а говорит,
Не театр, а показывает. (Телевизор)

– Какое ключевое слово получилось? (Опасно)
– А какую опасность они представляют? (Ответы детей)
– Обращаться с электричеством надо уметь!
– Чего ни в коем случае нельзя делать? (Ответы детей)

  • Нельзя пользоваться неисправными электроприборами.
  • Нельзя самим чинить, разбирать электроприборы.
  • Нельзя ковыряться в розетке ни пальцем, ни другими предметами.
  • Электричество не терпит соседства с водой.

IV. Мы с вами пришли к выводу, что оставлять без присмотра электроприборы нельзя. Может возникнуть пожар. Мы были в музее, видели, какие могут быть печальные последствия пожара.
Что еще является причиной пожара? (Ответы детей)

  1. Разведение костров без взрослых.
  2. Повреждение электрического провода, короткое замыкание.
  3. Зажигание свечей на елках.
  4. Курение.

Загадки-предостерегалки:

  1. Чтобы не было огня, не играйте вы в меня. Я огня сестричка – маленькая … (спичка)
  2. Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния)
  3. Он для всех опасен нас, называют его … (газ)

– Какие правила пожарной безопасности необходимо хорошо знать и строго соблюдать, чтобы избежать пожара? (Ответы детей, учитель подводит итоги).

V. «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения! »

– Идут на улице люди – на работу, в магазины, в библиотеки. А вот у ребят кончились уроки в школе, и они направились домой.

1. Как называется участок дороги для передвижения пешеходов? (Тротуар)
2. Как называется часть улицы, по которой идут автомобили и другой транспорт? (Проезжая часть)
3. В какую сторону следует посмотреть в первую очередь при переходе дороги? (В левую)
4. Что означают цвета светофора?
5. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?
6. О чем говорят эти дорожные знаки?

– Подземный пешеходный переход
– Надземный пешеходный переход
– Дети
– Въезд запрещен
– Велосипедная дорожка
– Движение пешеходов запрещено

7. Для чего надо знать правила дорожного движения? (Ответы детей)

Учитель помогает сделать вывод: несоблюдение правил дорожного движения влечет за собой тяжелые последствия.

VI. В старину, когда еще не было никаких учебников, дети узнавали о том, как вести себя в опасной ситуации из сказок.

  • Вспомните сказку « Волк и семеро козлят» (не открывай дверь чужим).
  • « Колобок» (чрезмерное доверие незнакомцам).
  • «Лиса и кувшин» (прежде чем что-то сделать, подумай).
  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (слушайся старших)

Правила поведения с незнакомцами

  1. Старайся избегать разговоров. Если говоришь – будь вежлив.
  2. Не садись в машину к незнакомцу.
  3. Не играй по дороге из школы домой.
  4. Не играй в темное время на улице.
  5. Не рассказывай чужим людям о своей семье, о соседях.
  6. Не впускай незнакомых людей в квартиру.
  7. Если потерял ключ – скажи об этом родителям.

VII. Как и огонь может быть человеку и другом, и врагом, вода тоже может стать и другом, и причиной очень больших неприятностей, даже горя.

Загадка. Молчит холодною зимой, но разговорчива весной. (Река)

– На берегу какой реки мы живем? (Белая – река большая, глубокая, судоходная)
– Что такое паводок? (Подъем воды из-за оттепели)
– Какие правила надо соблюдать во время паводка?

  • Не ходить на реку без взрослых.
  • Не играть на берегу реки.
  • Средства для плавания (лодки) должны быть исправны.

VIII. В наше время есть специальные службы, которые приходят на помощь людям, попавшим в беду. По каким телефонам надо звонить в экстренных случаях?

    Пожар мы быстро победим, позвонив по 01.

    Если видишь: на дороге случилась беда – незамедлительно звони по 02.

    Стало плохо человеку – ты не медли, не реви.
    Ведь помочь ему сумеешь, позвони, набрав 03.

  • Коль почувствовал запах газа в квартире,
    К телефону беги и звони 04.

МЧС помогает в любых ситуациях: аварии, землетрясения, наводнения и т.д. Родители некоторых наших учеников занимаются обеспечением безопасности людей. Они часто бывают в школе, на наших занятиях по ОБЖ. Из их рассказов мы узнали, как обращаться с электрическими приборами, фейерверками во время новогоднего праздника; что делать при обнаружении подозрительных пакетов, сумок; что может случиться, если попробовать на вкус неизвестное растение; как обработать и перевязать рану и многое другое.

IX. В старину, когда не было всех этих спецслужб, люди старались сами обезопасить себя. Они верили в Бога, молились ему, просили о помощи. Но люди заметили, что каждый человек должен отвечать за свою жизнь и благополучие близких.

Народная мудрость отразилась в пословицах и поговорках:

  • Береженого Бог бережет.
  • На бога надейся, а сам не плошай.
  • Осторожность – мать безопасности.
  • Не всякий встречный друг сердечный.
  • Не зная броду, не суйся в воду.
  • Любопытной Варваре нос оторвали.
  • Не всякая находка – клад.
  • Держи язык за зубами.
  • Мир не без добрых людей.
  • В детстве не научишься – всю жизнь намучишься.
  • Дурной пример заразителен.
  • Хорошее повторять не грех.
  • С огнем не шути, с водой не дружи, ветру не верь.
  • Один за всех, все за одного.
  • Что в воду упало, то пропало.
  • Не всякому верь, запирай крепче дверь.
  • Не дразни собаку – не укусит.
  • Берегись бед, пока их нет.

X. Подведение итогов занятия. Заключительное слово учителя

– Классный час мы сегодня посвятили рассмотрению ситуаций, при которых может возникнуть опасность в повседневной жизни. А также повторили правила обращения с электроприборами, правила пожаробезопасности, дорожного движения, подвижных игр на улице, общения с незнакомцами, поведения во время наводнения.
Нарушение правил безопасности может привести к непоправимым последствиям. Самым страшным является то, что незнание или неумение правильно действовать в тех или иных ситуациях могут создать угрозу жизни и здоровью человека. Я желаю всем здоровья и надеюсь, что наши занятия помогут вам вырасти счастливыми и успешными людьми. Ведь, как говорится в песне:

« …А пока мы только дети,
Нам расти, еще расти…»

Звучит песня Е. Крылатова «Крылатые качели».

Литература

  1. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с. (Серия «Вместе с детьми».)
  2. Горбунова Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности.2 класс. – Волгоград, «Учитель-АСТ»,2002. – 128 с.
  3. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В 2-х частях. Часть 1.М.: Просвещение, 2005.
  4. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В 2-х частях. Часть 2.М.: Просвещение, 2005.

«Что? Где? Когда?» - урок безопасности жизнедеятельности.
Цель: повторить факторы риска для нормальной жизнедеятельности человека;
Задачи:
Формирование у учащихся правил безопасности жизнедеятельности в случае возникновения пожара, захвата террористами, обнаружения неизвестных предметов;
Развитие коммуникативных навыков, выработка доброжелательного отношения;
сплочение коллектива и настрой учащихся на новый учебный год.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация, интерактивная доска, журнал по т/б, зеленка, йод, черный ящик.
Ход урока:
1.Орг. Момент. Вступительное слово учителя. (Слайд 1)
Дорогие друзья! Я рада вас приветствовать на 1 в этом учебном году занятии. В этом году исполняется 30 лет «Дню знаний» - это юбилейный день знаний, который по традиции проводится во всех школах нашей страны.
1 сентября - это порог новых надежд и стремлений. Сегодня день знаний посвящен безопасности нашей жизни.
Жизнь - самое ценное, что дано человеку. Она даётся по праву рождения всем, а от человека уже зависит, насколько прекрасной и счастливой она будет. Да, мы не можем знать точно, где подстерегает нас опасность, и какой именно она будет. Но, зная правила поведения при чрезвычайных ситуациях и соблюдая нормы поведения, мы можем избежать очень многих неприятностей. Мы неоднократно уже говорили об этих правилах и сегодня проводим турнир знатоков «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» этот турнир станет своеобразной разминкой перед предстоящим учебным годом. (слайд 3)
Сегодня в гостях подполковник полиции, который будет являться экспертом на сегодняшней игре.
Правила игры. За круглым столом сидят знатоки, против них будет играть команда зрителей, которые прислали свои вопросы. Игра идет до 6 баллов. Ваша задача ответить на вопросы правильно и победить. На обдумывание вопроса дается 1 минута, внизу будут загораться синие квадратики, отсчитывающие время, по окончании времени вы даете ответ. В обсуждении вопроса принимает участие вся команда.
На экране вы видите барабан, мышкой щелкнуть по кругу, он начнет вращаться. Остановиться на звездочке. Мышкой щелкнуть по звездочке и появится вопрос, на который Вам предстоит ответить. (слайд 4)
Первый - капитан команды.
Первый вопрос нам прислал инспектор пожарной охраны.
-Вы идете по школьному коридору, из-под двери увидели дым. Ваши действия?
Правильный ответ
При пожаре
Нередко при взрыве может возникнуть пожар, тогда следует:
. пригнуться как можно ниже, стараясь выбраться из здания как можно быстрее;
. обмотать лицо влажными тряпками или одеждой, чтобы дышать через них;
. если в здании пожар, а перед вами закрытая дверь, предварительно потрогайте ручку тыльной стороной ладони. Если она не горячая, откройте дверь и проверьте, есть ли в соседнем помещении дым или огонь, после этого проходите. Если ручка двери или сама дверь горячая, никогда не открывайте ее;
. если вы не можете выбраться из здания, необходимо подать сигнал спасателям, кричать при этом следует только в крайнем случае, т.к. вы можете задохнуться от дыма. Лучше всего размахивать из окна каким-либо предметом или одеждой.

Второй вопрос от террористов: Если мы придем к вам в гости в школу, сможете ли вы остаться в живых?
Правильный ответ:
Повторим правила поведения людей в случае захвата их в качестве заложников.

По возможности скорее возьмите себя в руки, успокойтесь, не паникуйте.
. Не пытайтесь убежать, если нет полной уверенности в успехе побега.
. По возможности расположитесь подальше от дверей, окон и террористов.
. В случае штурма - ложитесь на пол лицом вниз, ни в коем случае не рвитесь навстречу и не убегайте от сотрудников.
Третий вопрос - музыкальная пауза. Вы можете повторять движения за мной или танцевать самостоятельно. Проведение физминутки.
Четвертый вопрос: вам выпал черный ящик. Угадайте, что в нем? И когда это используется?
Всем я людям помогаю
От микробов защищаю
В пузырёчке я живу
С ватной палочкой дружу
Если ты поранился
Мы с бедою справимся

Пятый вопрос:Вопрос от неизвестного мужчины: Я недавно в вашем городе и заблудился, не могли бы вы сесть в машину и показать дорогу?
Ответ: Если тебе показалось, что тебя кто-то преследует, перейди на другую сторону дороги, зайди в магазин, на автобусную остановку, обратись к любому взрослому человеку. Если ты где-то задержался, попроси родителей встретить тебя.
Если твой маршрут проходит по автомагистрали, иди навстречу транспорту.
Если машина тормозит возле тебя, отойди от нее подальше.
Если тебя остановили и попросили показать дорогу, постарайся объяснить все на словах, не садясь в машину.
Если незнакомый человек представился другом твоих родственников или родителей, не спеши приглашать его домой, попроси дождаться прихода взрослых на улице.
Шестой вопрос: Задает инспектор дорожного движения. Зеро ваши баллы удвоятся, если вы правильно ответите на все вопросы.
1. Как должен передвигаться пешеход по улицам города? (Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам.)
2. Как обязан вести себя пешеход при отсутствии тротуаров? (При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут идти или по велосипедной дорожке, или в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю разделительной части).
3. При передвижении по краю проезжей части на что должен обратить внимание пешеход? (При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.)
4. Каким образом пешеход может пересечь проезжую часть дороги? (Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин).
5. Как должен вести себя пешеход в случае отсутствия перехода или перекрестка? (При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она просматривается в обе стороны.)
Последний вопрос: задает метеоролог: По радио передали штормовое предупреждение. Начался ураган. Ваши действия?
При внезапном урагане, буре, смерче
В доме:
. отойдите от окон;
. займите относительно безопасное место (лучше как можно быстрее спуститься в подвал)
Относительно безопасны: ниши, дверные проемы, встроенные шкафы
На улице:
. бегите от зданий, башен в любое укрытие;
. переждав порыв ветра, укройтесь в более надежном месте.
Естественные безопасные укрытия: овраг, яма, ров, канава, кювет дороги.
После урагана, бури, смерча
. Будьте осторожны, обходя оборванные провода. Опасайтесь поваленных деревьев, раскачивающихся ставен, вывесок, транспарантов. В доме - утечки газа, нарушений в электросети (для проверки пользуйтесь электрическими фонарями).
. Пользоваться электрическими приборами можно только после того, как они будут просушены и проветрены.
. Если буря сопровождается грозой, избегайте поражения электрическими разрядами.
В снежные и пыльные бури покидать помещение можно только при острой необходимости, в составе группы. Маршрут движения и время возвращения обязательно сообщите родственникам или соседям.
При урагане, буре, смерче недопустимо
. Находиться на возвышенных местах, мостах, около трубопроводов, ЛЭП, вблизи столбов и мачт, объектов с ядовитыми и легковоспламеняющимися веществами.
. Укрываться под деревьями.
. Заходить в поврежденные здания.
. В доме пользоваться электроприборами, газовыми плитами.
. Прикасаться к оборванным электропроводам, трубам.

Подведение итогов.
Заключительное слово полковнику полиции.
Вперед в добрый путь в страну знаний!