Какой вид надзора осуществляет гибдд. Осуществление надзора со стороны органов гибдд за эксплуатационно-техническим состоянием автомобильных дорог. Надзор за административной деятельностью органов гибдд

30.04.2010 //

Надзор за административной деятельностью органов ГИБДД

О том, каков порядок обжалования постановлений об административных правонарушениях и как прокуратура надзирает за деятельностью ГИБДД, рассказывает в своей статье помощник горпрокурора, юрист 1 класса Иван Щипанов.

«Принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации в декабре 2001 года Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ), начал действовать с июля 2002-го. Именно с этого периода довольно большой блок дел, вытекающих из административных правоотношений (в том числе по обжалованию постановлений по таким делам) стал рассматриваться судьями не по нормам гражданско-процессуального кодекса, а по нормам КоАП РФ. Упрощённая процедура рассмотрения жалоб (ограниченный круг участников правоотношений, необязательное ведение протокола судебного заседания при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении (как правило, на усмотрение судьи), ограниченные сроки рассмотрения жалоб), позволила в более короткие сроки рассмотреть большое количество соответствующих жалоб, что является несомненным преимуществом для судебной системы в целом и для отдельно взятого гражданина – участника административного правоотношения – в частности.

Принимая во внимание определенную значимость и большой объём дел, вытекающих из административных правоотношений, рассмотрением которых занимаются как должностные лица различных органов, так и судьи всех уровней, давно назревает вопрос о создании отдельной структуры в судебной системе – административного суда. Но на сегодняшний день пока этого не произошло, существует предусмотренная законом система обжалования вынесенных административных постановлений (наиболее распространенная):

1) вынесенное судьёй – в вышестоящий суд;

2) вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Органы прокуратуры РФ в числе прочего осуществляют и надзор за законностью в указанной сфере, при этом вправе приносить протесты на незаконные постановлении и определения, вынесенные административным органом. Одним из поднадзорных органов горпрокуратуры является городской отдел ГИБДД, решения которого часто в большей или меньшей степени затрагивают права и законные интересы граждан (связанные впоследствии с возмещением материального ущерба, причинённого в результате дорожно-транспортного происшествия, компенсацией морального вреда и др.).

Так, осенью 2009 года на одном из перекрёстков в Орехово-Зуева произошло дорожно-транспортное происшествие с участием двух автомобилей под управлением водителя М. и водителя Д., в результате которого последний получил телесные повреждения, которые квалифицируются, как вред здоровью средней тяжести.

Постановлением начальника ОГИБДД виновным в совершении административного правонарушения - нарушении правил дорожного движения, повлекшим причинение вреда здоровью средней тяжести, - был признан М.

Не согласившись со своей виной в совершении указанного выше правонарушения, М. на имя начальника Орехово-Зуевского ОГИБДД подал жалобу на вынесенное постановление в установленный законом срок – в течение 10 дней со дня получения копии обжалуемого постановления.

Порядок подачи, принятия и рассмотрения жалоб регламентирован главой 30 КоАП РФ. В силу положений ст.ст.30.1 и 30.2 КоАП РФ указанная жалоба может быть рассмотрена либо вышестоящим должностным лицом, либо городским судом.

Таким образом, начальник Орехово-Зуевского ОГИБДД был обязан в течение 3 дней направить данную жалобу вместе с административным материалом в горсуд или вышестоящий орган, то есть в Орехово-Зуевское УВД для ее рассмотрения по существу. Однако в нарушение указанных выше норм данная жалоба незаконно была передана для рассмотрения инспектору Орехово-Зуевского ОГИБДД.

По результатам дополнительной проверки по жалобе М. уже в отношении водителя Д. инспектором ОГИБДД вынесено постановление, которым и в его действиях усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренный ст.12.12 КоАП РФ – проезд на запрещающий сигнал светофора. В связи с чем и от Д. на имя начальника Орехово-Зуевского ОГИБДД на указанное постановление поступает жалоба.

Впоследствии начальником Орехово-Зуевского ОГИБДД соответствующим решением постановления по делам об административных правонарушениях в отношении как М., так и Д. оставлены без изменения, а жалоба Д. – без удовлетворения.

В ходе прокурорской проверки установлено, что жалоба М. на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении него, рассмотрена ненадлежащим должностным лицом, то есть решение начальника Орехово-Зуевского ОГИБДД в этой части является незаконным, а соответствующая жалоба М. фактически не была рассмотрена и разрешена.

Постановление же по делу в отношении Д. также вынесено с нарушениями норм действующего административного законодательства, так как согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато в случае истечения срока давности - двух месяцев, который истёк на момент подачи жалобы М.

Кроме того, из смысла гл.30 КоАП РФ следует, что при поступлении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесения именно этого постановления, а не устанавливается виновность других участников дорожно-транспортного правонарушения. То есть, рассматривая жалобу М., соответствующий уполномоченный орган обязан был проверить законность и обоснованность постановления, вынесенного непосредственно в отношении него, а не решать вопрос о наличии состава административного правонарушения в действиях Д.

Таким образом, в данном случае существенно были нарушены права обоих участников дорожно-транспортного происшествия, что впоследствии повлияло на размер компенсации материального вреда, выплаченного страховой компанией, в связи с чем горпрокурором внесен протест на незаконные постановление по делу об административном правонарушении и решение начальника ОГИБДД, который был удовлетворён – указанные документы отменены.

Заметили опечатку?
Выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О полиции» на полицию возложены обязанности по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711, на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования:
к строительству и реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;
к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
Порядок осуществления государственного контроля и надзора определен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденным приказом МВД России от 30.03.2015 № 380.
Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:
организация и проведение плановых и внеплановых проверок;
систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований безопасности при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности;
надзор за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих
в автоматическом режиме;
выезд на место дорожно-транспортного происшествия;
применение мер административного воздействия в соответствии
с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам исполнения государственной функции могут приниматься следующие решения:
о введении временных ограничений или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам;
о возбуждении дела об административном правонарушении;
о выдаче требования о прекращении противоправных действий;
о выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог;
о внесении руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений;
о внесении в соответствии с Федеральным законом «О полиции» руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности;
о вручении (направлении) акта проверки руководителю юридического лица, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации или индивидуальному предпринимателю (уполномоченному представителю предпринимателя);
о направлении информации в органы прокуратуры - о систематических нарушениях объектами надзора обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря
1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт
и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог установлены Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 827, а к состоянию улиц и дорог населенных пунктов – ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Основные требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог следующие.
Проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Формирование снежных валов не допускается:
на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости;
ближе 5 м от пешеходного перехода;
ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта;
на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром;
на тротуарах.
Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см.
Не допускается отклонение решетки дождеприемника относительно уровня лотка более 3,0 см.
Не допускается отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более 2,0 см.
На железнодорожных переездах не допускается возвышение междурельсового настила над верхом рельсов более 3,0 см, а глубина неровностей в покрытии междурельсового пространства (настиле) не должна быть более 4,0 см.
Обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см.
Возвышение обочины (разделительной полосы) над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается.
Административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений установлена статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей. В случае, если указанные действия повлекли причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, - наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частями 27, 28 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; повторное в течение года совершение такого административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Установка светофорных объектов осуществляется на основании проектов и схем организации дорожного движения, утвержденных вышеуказанными органами, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Пешеходные переходы устраиваются на основании проектов и схем организации дорожного движения, утвержденных в установленном порядке.
В соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200-300 м. При этом выбор мест их размещения осуществляют с учетом сформировавшихся регулярных пешеходных потоков, расположением остановок маршрутных транспортных средств, объектов притяжения пешеходов. Вне населенных пунктов пешеходные переходы устраивают в местах размещения пунктов питания и торговли, медицинских и зрелищных учреждений и других объектов обслуживания движения напротив тротуаров и пешеходных дорожек, ведущих к этим учреждениям.
Пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», разметкой 1.14.1 «зебра», стационарным наружным освещением.

Единственный документ, которым должен руководствоваться водитель, - Правила дорожного движения. Остальные он знать не обязан. Но чтобы быть во всеоружии, некоторые положения Закона о полиции лучше усвоить заранее. Ведь довольно часто инспекторы ДПС пользуются безграмотностью автовладельцев и творят, что хотят.

КОГДА СОТРУДНИК ГИБДД ИМЕЕТ ПРАВО ОСТАНОВИТЬ АВТОМОБИЛЬ: ВСЕМ СТОЯТЬ!

Для проверки документов - водительского удостоверения, бумаг на автомобиль, страховки, удостоверения личности водителя и пассажира - автомобиль могут остановить исключительно на стационарном посту ДПС. Не передвижном, а именно стационарном - см. пункт 63 Административного регламента ГИБДД (утвержден приказом МВД от 02.03.2009 г. № 185). На дороге инспектор вправе остановить вас только по следующим причинам : если нарушили ПДД, или есть информация (например, от других водителей) о нарушении ПДД, или машина проходит по одной из розыскных баз ГИБДД.

Еще могут остановить, чтобы привлечь водителя в качестве понятого или при необходимости оказать помощь пострадавшему. Иногда инспектору срочно нужно поехать по служебной надобности, а машины своей нет… И последнее основание (им довольно часто пользуются инспекторы ДПС для обоснования остановки и досмотра автомобилей прямо на дороге) - проведение специальных мероприятий. Но такие мероприятия (в обязательном порядке!) должны проводиться на основании распоряжения, которое отдает руководитель подразделения органа внутренних дел. Понятно, что у инспектора на руках может не быть письменного приказа его начальника осматривать все проезжающие «вольво» для розыска сбежавшего преступника N. Но он обязан сослаться на это самое распоряжение и назвать фамилию и должность руководителя, который его отдал.

Если вас тормознули в чистом поле, ссылаясь на некую операцию «Перехват», тут же сообщите об этом по телефону доверия (он, как правило, указан на автомобиле ДПС) и продублируйте звонок по номеру экстренных служб 112 или 02. А дальше действуйте в соответствии с ПДД.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНСПЕКТОРА ГИБДД И ВОДИТЕЛЯ: ВСЁ ПО ПРАВИЛАМ

Перед тем как потребовать документы, инспектор ДПС обязан представиться и показать свое служебное удостоверение (пункт 2.4 ПДД). Водитель должен иметь с собой (и по требованию предъявить полицейскому) водительское удостоверение, документы на автомобиль, страховой полис (пункт 2.1.1 ПДД). В принципе, сотрудник полиции может еще потребовать паспорт. Если водитель не нарушил ПДД, не совершил ничего противозаконного, его обязаны сразу отпустить. Если же инспектор интересуется, что у вас в карманах, в багажнике, в салоне, под капотом, то это уже личный досмотр или досмотр транспортного средства, а его проведение строго регламентируется.

Личный досмотр проводят в соответствии с требованиями статьи 27.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Досматривает только лицо одного пола с водителем, в присутствии понятых того же пола. Если, к примеру, инспектор решил досмотреть водителя-женщину, то ему придется вызвать на место инспектора-женщину и понятых-женщин. Иначе личный досмотр проводить нельзя! Исключение составляют случаи, когда достоверно известно о наличии у водителя оружия или орудия преступления. О проведении личного досмотра обязательно составляется протокол, копию вручают водителю.

Досмотр ТС могут проводить только в присутствии владельца автомобиля и двух понятых, обязательно составление протокола.

Примерно так же проводят досмотр транспортного средства (статья 27.9 КоАП РФ). И здесь обязательно присутствие понятых, составление протокола в письменном виде. Досматривают авто только на глазах владельца-водителя!

Если инспектор решил сам поковыряться в багажнике, это уже не досмотр, а обыск. А он возможен только с санкции суда или прокурора. Советую спокойно напомнить инспектору о порядке досмотра. Если ваше замечание не подействовало, звоните опять же по телефону доверия.

Часто инспекторов беспокоит наличие знака аварийной остановки, аптечки, огнетушителя. Здесь хочу напомнить: пункт 2.1.1 ПДД содержит исчерпывающий перечень документов, которые водитель обязан предъявить инспектору, - нет в нем никаких аптечек, аварийных знаков и огнетушителей. Всё это контролируют при техническом осмотре. Да и сам водитель, прежде чем сесть за руль, обязан проверить техническое состояние машины. Мы ведь все так поступаем, правда?

А поэтому потребовать открыть багажник «просто так, посмотреть» инспектор не вправе. Есть основания подозревать водителя в перевозке чего-то запрещенного? Пусть вызывает двух понятых и составляет протокол досмотра. Иначе - никак. К слову сказать, понятыми не могут быть напарники инспектора. Есть еще один ход, с помощью которого полицейский может попытаться заглянуть под капот или в багажник - сверка номеров двигателя и кузова. Проводить так называемую проверку технического состояния транспортного средства в соответствии с Административным регламентом (утвержден приказом МВД № 185) имеет право лишь инспектор технического контроля - на стационарных постах, с использованием специального оборудования. Впрочем, сверить идентификационные номера инспектор ДПС может, но только визуально. То есть заглянул под капот, посмотрел номер, сравнил его с тем, что указан в документах (или есть у полицейского в компьютере, в базе данных) - и всё. Заставить водителя чистить номер у него права нет!

ПСИХОЛОГ В ПОГОНАХ

Бывает, что инспектор - особенно после того, как выслушает замечание особо умного водителя, - занимает выжидательную позицию. Иные начинают суетиться, зачем-то предлагают добровольно показать офицеру все вещи, а то и вовсе договориться… Зачем? Достаточно напомнить инспектору о статье 12.35 КоАП РФ. По ней за незаконное ограничение права на управление транспортным средством должностному лицу, то есть инспектору ДПС, грозит штраф - 20 000 рублей!

И то, что инспектор ограничивает движение автомобиля без законных оснований, можно (и нужно!) зафиксировать на диктофон, камеру телефона или видеорегистратор. В соответствии со статьей 26.7 КоАП РФ такие записи являются доказательствами и будут использованы при рассмотрении жалобы на действия инспектора.

Для них подойдут любые носители. Жалобу направляем в вышестоящее подразделение ГИБДД или в прокуратуру по месту остановки транспортного средства. И лучше продублировать ее на сайте ГАИ… Но, надеюсь, в большинстве случаев до этого не дойдет. По своему опыту могу сказать: спокойствие водителя, основанное на знании нормативных актов, остудит излишне ретивых инспекторов ДПС.

На территории Российской Федерации главная роль по осуществлению контроля и надзора за безопасностью дорожного движения отведена ГИБДД МВД России.

Контроль и надзор в данной сфере представляет собой многообразие функций и большую трудоемкость задач, что обуславливает необходимость наличия в составе ГИБДД МВД России функционально самостоятельных подразделений Горев А.Э., Олещенко Е.М., Пугачёв И.Н. Организация и безопасность дорожного движения: учебное пособие. - М., 2009. - С. 72. .

Согласно п. 5 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения (вместе с «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»): указ Президента Российской Федерации от 15 июня 2008 г. № 711 (ред. от 23 декабря 2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 25. - Ст. 2897. в структуру ГИБДД МВД России входят:

федеральный орган управления ГИБДД;

органы управления ГИБДД министерств (главных управлений, управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации;

подразделения ГИБДД управлений (отделов) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям;

специализированные и иные подразделения ГИБДД.

За каждым органом управления и подразделения ГИБДД МВД России закреплены определенные задачи.

Федеральный орган управления ГИБДД как структурное подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации, возглавляющее систему ГИБДД, участвует в разработке основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Управления ГИБДД по субъектам Российской Федерации как региональные органы управления ГИБДД РФ осуществляют руководство деятельности органов ГИБДД в районах, городах и иных муниципальных образованиях Головко В.В., Майоров В.И., Ортман Е.А. Административная деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения: учебное пособие. - Омск, 2008. - С. 23..

К подразделениям Управления ГИБДД и их задачам относятся:

организационно-аналитический отдел ведет аналитическую работу, готовит предложения и планы, направленные на повышение эффективности работы службы, осуществляет контроль за их исполнением;

отдел ДПС, розыска, административной практики и дознания организует работу ДПС по выявлению и пресечению нарушений Правил дорожного движения, розыску угнанных и скрывшихся с места совершения ДТП транспортных средств, контролирует правильность и целенаправленность мер, принимаемых за административные правонарушения; полноту и своевременность проведения дознания по дорожно-транспортным происшествиям;

отдел дорожной инспекции и организации движения организует контроль за проектированием, строительством и содержанием дорог, дорожных сооружений и средств регулирования;

отдел экзаменационной работы, технического надзора и регистрации автомототранспортных средств организует и контролирует работу регистрационных и экзаменационных подразделений, госинспекторов, осуществляющих государственный технический осмотр транспортных средств;

отдел пропаганды безопасности дорожного движения организует работу по пропаганде безопасности дорожного движения, обучению учащихся правилам поведения на улицах, проведению конкурсов и соревнований по безопасности дорожного движения, взаимодействию со средствами массовой информации;

контрольно-профилактический отдел контролирует соблюдение сотрудниками ГИБДД законодательства;

группа кадров осуществляет отбор и проверку кандидатов для службы в ГИБДД, организует обучение личного состава;

региональный отдел информационного обеспечения ГИБДД осуществляет формирование и поддержание в актуальном состоянии региональных баз данных зарегистрированного транспорта, выданных водительских удостоверений, выявленных нарушений Правил дорожного движения, зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий. Обеспечивает поступление в подразделения ГИБДД области баз зарегистрированного транспорта, федеральных и областных баз разыскиваемого транспорта, документов и лиц;

регистрационно-экзаменационный отдел осуществляет регистрацию транспортных средств жителей, прием экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачу водительских удостоверений.

К специализированным подразделениям ГИБДД следует отнести ДПС. Ее главной задачей является обеспечение в пределах своей компетенции безопасного и бесперебойного движения транспортных средств, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения Килясханов И.Ш., Сергеев С.А. Административно-правовой статус ГИБДД как субъекта контрольно-надзорных правоотношений: монография. - М., 2010. - С. 22..

Несмотря на многообразие возложенных задач и функций на вышеперечисленные структурные подразделения, главная их цель - обеспечение безопасности дорожного движения, достижение которой и служат специальные функции ГИБДД в области контроля и надзора за безопасностью дорожного движения Шалыгин Б.И. Надзор и контроль над исполнением законов в административной деятельности органов Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России // Административное право. - 2008. - № 4. - С. 13..

Контроль и надзор ГИБДД МВД России за безопасностью дорожного движения можно определить как урегулированную нормами административного права властную правоприменительную деятельность органов и должностных лиц ГИБДД МВД России охранительной направленности, содержание которой заключается в установлении посредством использования специальных административно-правовых методов и форм соответствия деятельности физических лиц и организаций по содержанию (эксплуатации) дорог, улиц, расположенных на них дорожных сооружений, железнодорожных переездов, по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения, состояния перечисленных объектов, действующих маршрутов движения автобусов (троллейбусов) обязательным требованиям правил, нормативов и стандартов (технических регламентов) в части обеспечения безопасности дорожного движения, определенным законами и подзаконными нормативными правовыми актами, а также в пресечении и предупреждении нарушений этих требований, устранении их последствий.

Под административно-правовыми методами в данном случае следует понимать предусмотренные нормами административного права специальные организационно-правовые средства, при помощи которых органы ГИБДД МВД России устанавливают соответствие объектов дорожного надзора обязательным требованиям правил, нормативов и стандартов (технических регламентов) в части обеспечения безопасности дорожного движения, определенным законами и подзаконными нормативными правовыми актами. К административно-правовым методам осуществления контроля и надзора за безопасностью дорожного движения относятся метод проведения проверок (комплексных, специальных, контрольных и оперативных) и метод повседневного дорожного надзора.

Под административно-правовыми формами осуществления контроля и надзора за безопасностью дорожного движения следует понимать предусмотренные нормами административного права юридические способы внешнего выражения такого контроля и надзора Костенников М.В. Нормы административного права в деятельности органов внутренних дел // Административное и муниципальное право. - 2009. - № 12. - С. 44.. К числу административно-правовых форм осуществления контроля и надзора за безопасностью дорожного движения относятся:

1. издание (принятие) компетентными государственными органами, индивидуальных административно-правовых актов, юридически обеспечивающих осуществление мероприятий по контролю и надзору за безопасностью дорожного движения и реализацию их результатов (приказов о проведении проверок, решений о создании комиссий для проведения проверок, предписаний об устранении нарушений обязательных требований в области обеспечения безопасности дорожного движения);

2. совершение уполномоченными должностными лицами ГИБДД МВД России административно-правовых действий, юридически обеспечивающих осуществление мероприятий по контролю и надзору за безопасностью дорожного движения и реализацию их результатов (проведение обследований объектов такого контроля и надзора, истребование нормативно-технической, дорожно-эксплуатационной и иной документации и ее изучение, составление актов проверок и т.п.) Домрачев Д.Г. Дорожный надзор государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. - М., 2009. - С. 20-21..

На основании п. 19 ст. 12 Федерального закона «О полиции» и ст. 4 Приказа МВД РФ № 185 от 02 марта 2009 г. ГИБДД МВД России выполняет специальные контрольные и надзорные функции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. К ним следует отнести:

надзор за соблюдением правил дорожного движения и других нормативно-правовых требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;

принятие квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдача водительских удостоверений;

регистрация и учет автомототранспортных средств, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков;

организация государственного технического осмотра автомототранспортных средств;

регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;

организация и проведение работы по розыску угнанных и похищенных автомототранспортных средств, а также автомототранспортных средств, скрывшихся с мест ДТП;

осуществление производства по делам об административных правонарушениях;

осуществление неотложных действий на месте ДТП, в том числе принятие мер по эвакуации людей и оказанию им доврачебной медицинской помощи;

проведение дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения и преступлениях, связанных с эксплуатацией транспортных средств;

осуществление государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения;

выдача разрешений на оборудование автотранспортных средств специальными световыми и звуковыми сигналами, а также на участие в дорожном движении транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные, опасные грузы, и др.

Из перечисленных функций следует, что главная задача, которая ставится государством перед ГИБДД МВД России, заключается в обеспечении соблюдения всеми участниками дорожного движения Правил дорожного движения и иных нормативных правовых актов в области дорожного движения в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства посредством контрольных и надзорных функций ГИБДД. А главным назначением надзора и контроля, осуществляемого ГИБДД МВД России, является выявление степени соответствия фактов объективной деятельности требованиям нормативных актов либо к объектам (предметам) - дорогам, дорожным сооружениям, транспортным средствам, либо к действиям участников дорожного движения - водителям, пассажирам, пешеходам, либо к действиям субъектов, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации транспортных средств, дорог и дорожной инфраструктуры Организация работы ГИБДД: учебное пособие / И.Н. Пугачев, М.И. Хомицкий; под ред. А.И. Ярмолинского. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та., 2010. - С. 37. .

Непосредственные функции контроля и надзора за безопасностью дорожного движения осуществляют отделы, отделения, группы дорожной инспекции и организации движения, входящие в структуру соответствующих органов ГИБДД. При этом важная роль в этой системе принадлежит подразделениям ДПС, так как на ней лежит основная нагрузка по осуществлению надзора за дорожным движением посредством наблюдения за соответствием поведения граждан, использующих транспортные средства, и дороги требованиям Правил дорожного движения, и принятия мер по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений. Более подробно данный вопрос будет рассматриваться во второй главе дипломной работы.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» вся организация деятельности ГИБДД МВД России по контролю и надзору за безопасностью дорожного движения строится на принципах законности, гуманизма, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина Скворцов А.А. Задачи и функции Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации // «Черные дыры» в российском законодательстве. - 2010. - № 7. - С. 45..

Так, принцип законности опосредованно регулирует социальные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения и выражает устоявшиеся в обществе взгляды в данной сфере.

Принцип гуманизма является своеобразной гарантией против «превышения справедливости» и обеспечивает справедливое отношение должностных лиц к участникам дорожного движения.

Принцип соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина основывается на ст. 2 Конституции РФ и провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Охрана и защита жизни и здоровья в таких правоотношениях, как дорожное движение, становятся первоочередной задачей в правовом регулировании. Ведь соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - прямая обязанность государства. По своему содержанию данный принцип закрепляет мысль (идею, цель) о защите прав и законных интересов человека и ответственности государства. В данном случае более уместно говорить о достижении баланса интересов государства и граждан - участников дорожного движения. Такой вывод можно сделать исходя из того, что государство со своей стороны должно максимально обеспечить безопасность дорожного движения. Для этих целей устанавливаются контрольно-пропускные пункты и возможно проведение прочих контрольных мероприятий. Для этих целей ряд органов государственной власти, и прежде всего ГИБДД МВД России, наделяются рядом контрольных полномочий проверять и наказывать за нарушение в сфере дорожного движения. Таким образом, создаются определенные административные барьеры, которые позволяют отчасти контролировать и снижать опасность на российских дорогах.

Подводя итог вышеизложенному можно сделать следующий вывод, ГИБДД МВД России - это уполномоченный орган государственного контроля, созданный и функционирующий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, целью деятельности которого является наблюдение за соблюдением правил, норм, стандартов в области дорожного движения, в процессе осуществления которого организуется и регулируется движение транспорта и пешеходов. Содержание деятельности ГИБДД МВД России по контролю и надзору за безопасностью дорожного движения заключается в установлении посредством использования специальных административно-правовых методов и форм соответствия деятельности физических лиц и организаций по содержанию (эксплуатации) дорог, улиц, расположенных на них дорожных сооружений, железнодорожных переездов, по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения, состояния перечисленных объектов, действующих маршрутов движения автобусов (троллейбусов) обязательным требованиям правил, нормативов и стандартов (технических регламентов) в части обеспечения безопасности дорожного движения, определенным законами и подзаконными нормативными правовыми актами, а также в пресечении и предупреждении нарушений этих требований, устранении их последствий.

Обеспечение высокого уровня безопасности дорожного движения - одна из задач Российского государства. Данный вывод следует из основных положений Конституции РФ и Закона РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г., в которых закреплены правовые основы обеспечения безопасности в государстве, определена система безопасности и ее функции, установлены силы и средства обеспечения безопасности, порядок организации и деятельности органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за этой деятельностью.

центральное место в нормативной правовой основе по обеспечению безопасности дорожного движения занимают Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" и Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г.

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 25.11.2009) " О безопасности дорожного движения"

безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;

Статья 5. Основные направления обеспечения безопасности дорожного движения.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством:

установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;

регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;

разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов;

осуществления деятельности по организации дорожного движения;

материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения;

организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения;

Статья 30. Государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения

1. Государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуются и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.

В настоящее время есть два основных органа государственной власти, которые осуществляют такой надзор и контроль, - это ГИБДД и служба дорожной инспекции.

статья 30 говорит о государственном контроле не только за самим дорожным движением, но и за техническими требованиями, нормами и правилами, которыми и устанавливаются требования к самим транспортным средствам, дорожному покрытию и т.д. Ввиду этого можно сказать, что государственный контроль будет осуществляться также и сотрудниками Федерального дорожного агентства, о которых мы говорили в комментарии к ст. 14 Закона, и создаваемых органов государственной власти на уровне субъектов РФ.

Дорожно-патрульная служба является структурным подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и входит в состав милиции общественной безопасности Российской Федерации. Она осуществляет оперативно-профилактические, контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также участвует в обеспечении охраны общественного порядка и борьбе с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования. Деятельность ДПС строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности.

Основными задачами ДПС являются:

1) сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства;

2) обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств;

3) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения.

ДПС решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел, военной автоинспекцией Министерства обороны Российской Федерации, Российской транспортной инспекцией, организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами. Взаимодействие осуществляется на основе договоров, совместных планов, приказов, указаний и инструкций.

1) осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения,

Указ президента РФ от 15.06.98 г. №711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" утв. Положение о ГИБДД.

В целях реализации единой государственной политики в области безопасности дорожного движения

Органы управления и подразделения Госавтоинспекции образуют систему Госавтоинспекции, в которую входят федеральный орган управления Госавтоинспекции, органы управления Госавтоинспекции министерств (главных управлений, управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации (далее - органы управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации), подразделения Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, подразделения Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, а также специализированные и иные подразделения Госавтоинспекции, научно-исследовательские учреждения Госавтоинспекции и их филиалы.

На Госавтоинспекцию возлагаются следующие обязанности:

а) осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования:

к проектированию, строительству, реконструкции дорог (за исключением государственного надзора при строительстве и реконструкции автомобильных дорог), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;

Проведенный комплексный анализ существующей системы нормативно-правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения позволяет выявить наиболее характерные недостатки. К их числу, по нашему мнению, можно отнести следующие:

Законодательство об административных правонарушениях в области обеспечения безопасности дорожного движения не обеспечивает в полной мере реализацию главной задачи - предупреждения правонарушений;

Практически отсутствуют нормы, стимулирующие участие институтов гражданского общества и средств массовой информации в деятельности по предупреждению аварийности.